Расширенный поиск

Закон Верховного Совета Республики Марий Эл от 20.04.1993 № 456-III

 

 

 

 

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

 

 

 

О недрах

 

(В редакции Закона Государственного Собрания Республики Марий Эл от 15.10.1996 № 346-III)

 

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенно-растительного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности, дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Республики Марий Эл, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов.

Отношения, возникающие в области геологического изучения, разведки и охраны подземных вод, регулируются водным законодательством Российской Федерации.

Настоящий закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов Республики Марий Эл и граждан Российской Федерации и Республики Марий Эл, а также прав пользователей недр.

 

Раздел I.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Законодательство Республики Марий Эл о недрах

 

Законодательство Республики Марий Эл о недрах основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Марий Эл, Законе Российской Федерации "О недрах" и состоит из настоящего закона и иных нормативно правовых актов Российской Федерации и Республики Марий Эл.

В случае противоречия законов и иных нормативных правовых актов Республики Марий Эл положениям федеральных законов, регулирующих отношения недропользования, действует Закон Российской Федерации "О недрах" и иные федеральные законы.

Отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл.

Отношения недропользования с иностранными юридическими и физическими лицами регулируются Федеральным законом "О недрах", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Статья 2. Правовое регулирование отношений недропользования

 

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Марий Эл в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Марий Эл, а также заключаемыми в соответствии с ней Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Положения настоящего закона, касающиеся разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Марий Эл, действуют на территории Республики Марий Эл до заключения договора о разграничении предметов ведения и полномочий в области регулирования отношений недропользования между Российской Федерацией и Республикой Марий Эл.

Республика Марий Эл принимает свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.

 

Статья 3. Собственность на недра

 

Недра в границах территории Республики Марий Эл, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Марий Эл.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности Республики Марий Эл, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

 

Статья 4. Государственный фонд недр Республики Марий Эл

 

Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Республики Марий Эл.

Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в интересах народов, проживающих на территории Республики Марий Эл, осуществляется совместно Российской Федерацией и Республикой Марий Эл.

Органы исполнительной власти Республики Марий Эл в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр по представлению органа управления государственным фондом недр и под контролем органов исполнительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей природной среды.

 

Статья 5. Участки недр федерального значения

 

Для гарантированного обеспечения государственных потребностей Российской Федерации стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность Российской Федерации и обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Республики Марий Эл.

Часть месторождений федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений.

Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, в том числе к федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых, условия пользования ими, а также порядок отнесения к федеральной собственности устанавливаются федеральными законами.

 

Статья 6. Совместная компетенция Российской Федерации и Республики Марий Эл в сфере регулирования отношений недропользования

 

К совместной компетенции Российской Федерации и Республики Марий Эл в сфере регулирования отношений недропользования относится:

1) создание и ведение системы территориальных фондов геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за счет государственных средств;

2) определение региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, а также выделение участков недр федерального значения, регионального значения и местного значения;

3) распоряжение государственным фондом недр, за исключением участков, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации;

4) определение условий и порядка взимания платы за пользование недрами, включая установление их предельных уровней по группам полезных ископаемых;

5) защита прав пользователей недр и интересов граждан Российской Федерации и Республики Марий Эл, разрешение споров по вопросам пользования недрами.

 

Статья 7. Компетенция Республики Марий Эл в сфере регулирования отношений недропользования

 

В компетенцию органов государственной власти Республики Марий Эл в сфере регулирования отношений недропользования входят:

1) принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов о недрах;

2) разработка и реализация территориальных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Республики Марий Эл;

3) создание и ведение республиканского фонда геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств республиканского бюджета;

4) участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;

5) определение форм и установление размеров платы за пользование участками недр республиканского значения в установленных пределах;

6) составление республиканского баланса запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, регистрация работ по геологическому изучению недр;

7) заключение международных соглашений по использованию и охране недр;

8) лицензирование видов деятельности, связанной с пользованием недр;

9) заключение договоров на условиях раздела продукции с субъектами хозяйственной деятельности при пользовании участками недр республиканского значения;

10) определение условий и порядка пользования месторождениями полезных ископаемых;

11) государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным порядком;

12) регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением переданных в ведение Российской Федерации.

 

Статья 8. Компетенция органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования

 

В компетенцию органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования входят:

1) участие в решении вопросов о предоставлении недр в пользование, связанных с соблюдением социально - экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков;

2) развитие минерально-сырьевой базы для предприятий промышленности районов и городов;

3) предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений;

4) приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений статьи 23 настоящего закона;

5) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

6) введение ограничений на пользование участками недр на территории населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровья людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.

 

Раздел II.

ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ

 

Статья 9. Виды пользования недрами

 

Недра предоставляются в пользование для:

1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно - исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

2) геологического изучения включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;

3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.

 

Статья 10. Участки недр, предоставляемые в пользование

 

На добычу полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образование особо охраняемых геологических объектов, участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны движения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может, осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

Участку недр, предоставленному в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению органа управления государственным фондом недр придается статус геологического отвода. В границах участка недр, предоставленного для геологического изучения, могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.

 

Статья 11. Ограничения пользования недрами

 

Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды.

Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.

Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий.

 

Статья 12. Пользователи недр

 

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации и Республики Марий Эл.

Права и обязанности пользователя недр возникают с момента получения лицензии на пользование недрами.

Пользователями недр для добычи радиоактивного сырья и захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ могут быть только государственные предприятия.

 

Статья 13. Сроки пользования недрами

 

Недра предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока.

На определенный срок недра предоставляются в пользование:

для геологического изучения - на срок до 5 лет;

для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с добычей - на срок до 20 лет;

при совмещении указанных видов пользования - на срок до 25 лет.

Сроки пользования недрами при добыче полезных ископаемых определяются исходя из технико-экономического обоснования их разработки, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр.

Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов и в иных целях.

Сроки пользования недрами исчисляются со дня предоставления права на это пользование. Они могут быть продлены по инициативе пользователя недр на указанные в части первой настоящей статьи сроки при выполнении им оговоренных в лицензии условий.

 

Статья 14. Основания получения права пользования недрами

 

Право пользования недрами может быть приобретено пользователем:

1) на основании совместного решения органа федерального управления фондом недр и органа управления государственным фондом недр Республики Марий Эл по результатам конкурса или аукциона;

2) на основании решения Правительства Российской Федерации по согласованию с Государственным Собранием и Правительством Республики Марий Эл для целей захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ в глубоких горизонтах, обеспечивающих их локализацию;

3) в порядке переоформления действующих лицензий на основаниях, предусмотренных настоящим законом;

4) на основании решения органа управления государственным фондом недр Республики Марий Эл, согласованного с органами исполнительной власти Республики Марий Эл, для целей геологического изучения недр;

5) в порядке, установленном Государственным Собранием Республики Марий Эл, для пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых или имеющими местное значение, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Права пользования участками недр на территориях свободных экономических зон Республики Марий Эл могут быть получены пользователями на основании и условиях, предусмотренных настоящим законом.

 

Статья 15. Лицензия на пользование недрами

 

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей формы установленного образца, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и владельцем лицензии может быть заключен договор, устанавливающий конкретные условия, связанные с пользованием недрами.

Лицензия удостоверяет право на проведение работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использование недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Допускается выдача лицензий на несколько видов пользования недрами.

Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка осуществляется в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Республики Марий Эл после утверждения проекта работ по недропользованию.

 

Статья 16. Содержание лицензии

 

Лицензия должна содержать:

1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;

2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;

3) указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;

4) указание границ земельного отвода, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами;

5) сроки действия лицензии и сроки начала работ;

6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;

7) согласованный уровень добычи минерального сырья, а также соглашение о его долевом распределении;

8) соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;

9) условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ;

10) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивация земель.

Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе на условиях раздела продукции, контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему закону.

 

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

 

Статья 17. Порядок предоставления лицензий на пользование недрами

 

Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется путем проведения конкурсов и аукционов, а также на иных основаниях, изложенных в статье 14 настоящего закона.

Определение порядка проведения конкурса или аукциона по каждому объекту или группе объектов осуществляется государственными органами, предоставляющими лицензии.

Основными критериями при проведении конкурса или аукциона являются: научно - технический уровень программ по геологическому изучению и использованию недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально - экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность природоохранных мероприятий.

Информация о предстоящих конкурсах, аукционах и их итогах, а также о предоставлении лицензий на пользование недрами на иных основаниях должна быть опубликована в средствах массовой информации.

 

Статья 18. Отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе

 

Отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе может последовать в следующих случаях:

1) заявка на предоставление лицензий подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона;

2) заявитель предоставил о себе неверные сведения;

3) заявитель не предоставил и не может предоставить доказательства того, что обладает квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;

4) если в случае предоставления лицензии данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.

 

Статья 19. Государственная система лицензирования

 

Государственная система лицензирования - это единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно - аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление.

Задачей государственной системы лицензирования является обеспечение:

практической реализации государственной программы развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы;

социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего в Республике Марий Эл, и всех граждан Российской Федерации, равных возможностей всем юридическим лицам и гражданам на получение лицензий;

развития рыночных отношений, проведения антимонопольной политики в сфере пользования недрами;

необходимых гарантий владельцам лицензий (в том числе иностранным) и защиты их права на пользование недрами.

 

Статья 20. Организационное обеспечение государственной системы лицензирования

 

Организационное обеспечение государственной системы лицензирования возлагается на орган управления государственным фондом недр Республики Марий Эл.

Орган управления государственным фондом недр Республики Марий Эл осуществляет подготовительную работу, связанную с проведением конкурсов (аукционов) и предоставлением лицензий, согласовывает условия лицензирования с государственными органами управления промышленностью, земельными, водными и лесными ресурсами, охраны окружающей природной среды, горного надзора, а в части, касающейся платы, - с государственными органами управления экономикой.

При предоставлении лицензии на бесконкурсной основе все виды согласований проводятся совместно с потенциальным пользователем недр.

Лицензия предоставляется совместно органом исполнительной власти Республики Марий Эл и органом управления государственным фондом недр, а в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 4 статьи 14 настоящего закона, органом управления государственным фондом недр.

Лицензия на пользование подземными водами выдается в соответствии с требованием Водного кодекса.

Оформление, регистрация и выдача лицензий на пользование недрами осуществляются органом управления государственным фондом недр Республики Марий Эл.

 

Статья 21. Антимонопольные требования при пользовании недрами

 

Запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также любых хозяйствующих субъектов (пользователей недр), направленные на:

ограничение вопреки условиям данного конкурса или аукциона доступа к участию в них юридических лиц и граждан, желающих приобрести право на пользование недрами в соответствии с настоящим законом;

уклонение от выдачи лицензий победителям в конкурсе либо на аукционе;

замену конкурсов и аукционов прямыми переговорами;

дискриминацию пользователей недр, создающих структуры, конкурирующие с хозяйственными субъектами, занимающими доминирующее положение в недропользовании;

дискриминацию пользователей недр в предоставлении доступа к объектам транспорта и инфраструктуры.

Орган управления государственным фондом недр вправе устанавливать предельные размеры участков недр, количество участков и предельные запасы полезных ископаемых, предоставляемых в пользование.

 

Статья 22. Переход прав пользования недрами и переоформление действующей лицензии

 

Право пользования недрами переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности (юридическому лицу) в следующих случаях:

1) при изменении организационно - правовой формы предприятия - пользователя недр;

2) при реорганизации предприятия - пользователя недр путем присоединения другого предприятия либо слияния с другим предприятием, если прежнему пользователю недр принадлежит на правах собственности не менее половины уставного фонда вновь созданного предприятия;

3) при реорганизации предприятия - пользователя недр путем разделения либо выделения из него другого предприятия, когда вновь созданное предприятие продолжает деятельность в соответствии с лицензией на участке прежнего пользователя.

При переходе права пользования недрами лицензия подлежит переоформлению, при этом содержании лицензии пересмотру не подлежит.

Переоформление лицензии обязательно также при изменении названия предприятия - пользователя недр.

Лицензия переоформляется по заявлению пользователя недр органами, предоставившими лицензию.

Порядок переоформления лицензии определяется в соответствии с требованиями настоящего закона к оформлению и регистрации лицензии на пользование недрами при ее выдаче.

Отказ в переоформлении лицензии может быть обжалован пользователем недр в судебном порядке.

Право пользования недрами, полученное пользователем недр, не может быть им передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, предусмотренной гражданским законодательством, кроме случаев, предусмотренных федеральными и республиканскими законами.

 

Статья 23. Предоставление недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых

 

Порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в пределах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами Республики Марий Эл.

Недра для добычи общераспространенных полезных ископаемых с целью производства строительных материалов могут не предоставляться при условии возможности использования отходов горнодобывающего и иных производств, являющихся альтернативным источником сырья.

 

Статья 24. Добыча общераспространенных полезных ископаемых владельцами земельных участков

 

Наличие права на пользование землей не дает права на промышленную разработку залегающих в недрах землепользований полезных ископаемых.

Владельцы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять для собственных нужд без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, открытым способом на глубину до двух метров с годовой производительностью до 10 тыс. куб. м и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и одиночных малодебитных скважин, оборудованных простейшими водозаборными сооружениями для добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является источником централизованного водоснабжения, а используется только для удовлетворения собственных хозяйственно - питьевых нужд землевладельцев без получения лицензии. Условия недропользования в этом случае согласовываются с районным, городским органом местного самоуправления. В остальных случаях владельцы земельных участков обязаны получать лицензию на право пользования недрами.

 

Статья 25. Основания для прекращения права пользования недрами

 

Право пользования недрами прекращается:

1) по истечении установленного в лицензии срока ее действия;

2) при отказе владельца лицензии от права пользования недрами;

3) при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами;

4) в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных пунктом 2 части первой статьи 22 настоящего закона.

Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях:

1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;

2) нарушения пользователем недр условий лицензии;

3) нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;

4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, военных действий и другие);

5) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;

6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;

7) по инициативе владельца лицензии.

При несогласии пользователя недр с решением о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами он может обжаловать его в административном или судебном порядке.

 

Статья 26. Порядок досрочного прекращения права на пользование недрами, приостановления или ограничения права пользования недрами

 

В случае, предусмотренном пунктом 2 части первой статьи 25 настоящего закона, отказ от права пользования недрами должен быть заявлен владельцем лицензии письменным уведомлением органов, предоставивших лицензию, не позднее чем за шесть месяцев до заявленного срока.

Владелец лицензии на пользование недрами должен выполнить все обязательства, определенные в лицензии на случай досрочного отказа от прав, до установленного срока права пользования недрами. При невыполнении владельцем лицензии указанных обязательств органы, предоставившие лицензию, имеют право взыскать сумму ущерба от их невыполнения в судебном порядке.

В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 4 части второй статьи 25 настоящего закона, пользование недрами прекращается непосредственно после принятия компетентным органом решения об этом с письменным уведомлением пользователя недр.

В случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части второй статьи 25 настоящего закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.

При досрочном прекращении права пользования недрами ликвидация или консервация предприятия производится в порядке, предусмотренном статьей 35 настоящего закона. Расходы на консервацию и ликвидацию предприятия несет пользователь недр, если пользование недрами прекращено по причинам, изложенным в пунктах 1 (при наличии вины предприятия), 2 и 3 части второй статьи 25 настоящего закона или по инициативе пользователя недр.

Расходы на ликвидацию и консервацию предприятия - пользователя недр несет государство, если пользование недрами прекращено по причинам, указанным в пункте 1 (при отсутствии вины предприятия) и пункте 4 части второй статьи 25 настоящего закона.

Приостановление или ограничение права на пользование недрами осуществляется в порядке, изложенном в частях 1 и 2 настоящей статьи.

В случае, если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права на пользование недрами, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме. Время, на которое оно было приостановлено, при отсутствии вины пользователя недр не включается в общий срок действия лицензии.

 

Статья 27. Основные права и обязанности пользователя недр

 

Пользователь недр имеет право:

1) использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии;

2) самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие законодательным и иным нормативным актам;

3) использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией и действующим законодательством;

4) использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии;

5) ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в пределах предоставленного ему горного отвода;

6) проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией;

7) обращаться в органы, выдающие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.

Пользователь недр имеет преимущественное право перед другими претендентами при продлении срока действия лицензии.

Пользователь недр обязан обеспечить:

1) соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья;

2) соблюдение требований технических проектов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;

3) ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность;

4) представление геологической информации или сведений о ней в федеральный и республиканский фонды геологической информации;

5) представление данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и республиканский фонды геологической информации, в органы государственной статистики;

6) безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;

7) соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;

8) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;

9) сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию;

10) выполнение условий, установленных лицензией, своевременное и правильное внесение платежей при пользовании недрами.

К пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами.

 

Раздел III.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА НЕДР

 

Статья 28. Основные требования по рациональному использованию и охране недр

 

Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:

1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;

3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;

7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

8) предотвращения загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ или материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;

9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;

11) предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.

В случае нарушения требований настоящей статьи право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено специально на то уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.

 

Статья 29. Геолого-экономическая оценка месторождений полезных ископаемых

 

До определения промышленной ценности месторождений полезных ископаемых, наиболее эффективных и безопасных способов их отработки при геологическом изучении недр и при постановке запасов полезных ископаемых на государственный баланс осуществляется геолого-экономическая оценка месторождений на основе критериев и требований, устанавливаемых федеральным органом управления государственным фондом недр.

 

Статья 30. Порядок разработки месторождений полезных ископаемых и пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых

Разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.

 

Статья 31. Первичная переработка минерального сырья пользователями недр

 

Пользователи недр, осуществляющие первичную переработку получаемого ими из недр минерального сырья, обязаны обеспечить:

1) строгое соблюдение технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих рациональное, комплексное извлечение содержащихся в нем полезных компонентов, учет и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья;

2) дальнейшее изучение технологических свойств и состава минерального сырья, проведение опытных технологических испытаний с целью совершенствования технологий переработки минерального сырья;

3) наиболее полное использование продуктов и отходов переработки (шламов, пылей, сточных вод и других); складирование, учет и сохранение временно не используемых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты.

 

Статья 32. Основные требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами

 

Строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, проведение геологического изучения недр допускаются только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий и населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами.

Органы государственной власти, пользователи недр и органы государственного горного надзора в пределах своей компетенции обязаны обеспечить выполнение законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.

Непосредственную ответственность за обеспечение безопасных условий работ, связанных с пользованием недрами, несут руководители предприятий, независимо от того, проводят эти предприятия работы в соответствии с предоставленной им лицензией или привлекаются для выполнения работ по договору.

Основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, являются:

1) допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию, а к руководству горными работами - лиц, имеющих соответствующее специальное образование;

2) обеспечение лиц, занятых на горных и буровых работах, специальной одеждой, средствами индивидуальной и коллективной защиты;

3) применение машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям правил безопасности и санитарным нормам;

4) правильное использование взрывчатых веществ и средств взрывания, их надлежащий учет, хранение и расходование;

5) проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон;

6) систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пылей;

7) разработка и проведение мероприятий, обеспечивающих охрану работников предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, и населения в зоне влияния указанных работ от вредного влияния этих работ в их нормальном режиме и при возникновении аварийных ситуаций.

Пользователи недр обязаны создавать горноспасательные части или службы по предупреждению и ликвидации открытых газовых и нефтяных фонтанов либо пользоваться услугами таких частей и служб по договору.

Все работы, связанные с повышенной опасностью при пользовании недрами, проводятся на основании лицензий на соответствующий вид деятельности.

Руководители предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, иные уполномоченные на то должностные лица при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью работников этих предприятий обязаны немедленно приостановить работы и обеспечить транспортировку людей в безопасное место.

При возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, руководители соответствующих предприятий обязаны незамедлительно информировать об этом соответствующие органы государственного управления и органы местного самоуправления.

 

Статья 33. Условия застройки площадей залегания полезных ископаемых

 

Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешается только после получения заключения органа управления государственным фондом недр данных об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.

Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения органов управления государственным фондом недр и горного надзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.

Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается без возмещения произведенных затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов.

 

Статья 34. Условия землепользования площадей залегания полезных ископаемых

 

Земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и использованием недр, временно или постоянно могут отчуждаться для государственных нужд с возмещением собственникам указанных земельных участков их стоимости в соответствии с земельным законодательством.

Решение об отчуждении таких земельных участков принимается федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти Республики Марий Эл в соответствии с разделением их полномочий.

 

Статья 35. Ликвидация и консервация предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых

 

Предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.

До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет ответственность, возложенную на него настоящим законом.

При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, а при консервации - также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации.

При ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части, а также подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, геологическая, маркшейдерская и иная документация пополняется на момент завершения работ и сдается в установленном порядке на хранение.

Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанных с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации органами, выдавшими лицензию, и органом государственного горного надзора.

Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляется за счет средств предприятий - пользователей недр.

 

Статья 36. Геологическая информация о недрах

 

Информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, может находиться в государственной собственности или в собственности пользователя недр.

Геологическая и иная информация, полученная пользователем недр за счет государственных средств, является государственной собственностью и представляется по установленной форме в федеральный и республиканский фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию. Порядок и условия использования указанной информации определяются органом управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл.

Геологическая и иная информация о недрах, полученная за счет собственных средств, является собственностью пользователя недр и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и республиканский фонды геологической информации с определением условий ее использования, в том числе в коммерческих целях.

Должностные лица территориального фонда геологической информации обязаны обеспечить конфиденциальность представляемой им информации, а также несут материальную, административную или уголовную ответственность за ее несанкционированное разглашение.

Право собственности на геологическую и иную информацию о недрах охраняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл для других объектов собственности.

Исполнитель имеет право использовать полученную в результате проведения работ информацию о недрах для научной и преподавательской деятельности, если при этом не затрагиваются коммерческие интересы заказчика, обусловленные договором.

 

Статья 37. Государственный учет и государственная регистрация

 

Государственному учету и государственной регистрации подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензии на пользование недрами.

Государственный учет и государственная регистрация проводятся по единой системе в порядке, устанавливаемом органом управления государственным фондом недр.

 

Статья 38. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых

 

В целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.

Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.

Заключение о государственной экспертизе является основанием для постановки разведанных запасов полезных ископаемых на государственный учет.

Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождений при условии, если предоставляемые на экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народнохозяйственного значения, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.

Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о представляемых в пользование участках недр осуществляется специально уполномоченными органами Российской Федерации и Республики Марий Эл в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и Республики Марий Эл.

 

Статья 39. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых

 

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народнохозяйственных целях.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ним залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения и его геолого-экономическую оценку, а также сведения по каждому проявлению полезных ископаемых.

 

Статья 40. Государственный баланс запасов полезных ископаемых

 

С целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляется в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора.

 

Статья 41. Ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся федеральным и республиканским органами управления государственном фондом недр на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и республиканский фонды геологической информации в соответствии с настоящим Законом, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

 

Статья 42. Охрана участков недр, представляющих особую научную или культурную ценность

 

Редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную или культурную ценность, могут быть объявлены в установленном порядке геологическими заповедниками, заказниками либо памятниками природы или культуры. Всякая деятельность, нарушающая сохранность указанных заповедников, заказников и памятников, запрещается. В случае обнаружения при пользовании недрами редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки и культуры, пользователи недр обязаны приостановить работы на соответствующем участке и сообщить об этом органам, предоставившим лицензию.

 

Статья 43. Вознаграждение за выявление месторождения полезного ископаемого

 

Лица, выявившие признаки месторождения полезного ископаемого, редкого геологического обнажения, минералогического, палеонтологического или иного образования, представляющего научную или культурную ценность, на ранее неизвестном участке недр, имеют право зарегистрировать указанный участок недр в органе управления государственным фондом недр. При подтверждении органом управления государственным фондом недр ценности указанных участков недр лицам, их зарегистрировавшим, выплачивается поощрительное денежное вознаграждение.

Лица, открывшие и (или) разведавшие имеющее промышленную ценность, неизвестное ранее месторождение, а также выявившие дополнительные запасы полезных ископаемых или новое минеральное сырье в ранее известном месторождении, существенно увеличивающие его промышленную ценность, имеют право на государственное денежное вознаграждение.

Порядок выплаты и размеры поощрительного и государственного денежных вознаграждений устанавливаются Правительством Российской Федерации или органом исполнительной власти Республики Марий Эл.

 

Раздел IV.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ОТНОШЕНИЙ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Статья 44. Задачи государственного регулирования отношений недропользования

 

Основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации и Республики Марий Эл.

Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля. В задачи государственного регулирования входят:

определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по Республике Марий Эл;

обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

обеспечение геологического изучения территории Республики Марий Эл;

установление квот на поставку добываемого минерального сырья;

введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;

установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами.

 

Статья 45. Государственное управление отношениями недропользования

 

Государственное управление отношениями недропользования осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Президентом Республики Марий Эл, Правительством Республики Марий Эл, а также федеральным и республиканским органами управления государственным фондом недр и органами государственного горного надзора.

Орган управления государственным фондом недр не может выполнять функции управления хозяйственной деятельностью предприятий, осуществляющих разведку и разработку месторождений полезных ископаемых либо строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и заниматься коммерческой деятельностью.

 

Статья 46. Государственное геологическое изучение недр

 

В Республике Марий Эл осуществляется государственное геологическое изучение недр, в задачи которого входит геологическое картирование территории Республики Марий Эл, поиски и оценка месторождений полезных ископаемых в соответствии с государственными программами, наблюдение за состоянием недр и прогнозирование происходящих в них процессов, сбор и хранение информации о недрах, состоянии минерально-сырьевой базы и другие виды работ, связанные с геологическим изучением недр.

Организация государственного геологического изучения недр возлагается на республиканский орган управления государственным фондом недр Республики Марий Эл.

 

Статья 47. Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр

 

Задачей государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.

Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля во взаимодействии с органами государственного горного надзора, природоохранными и иными контрольными органами.

Полномочия органов государственного геологического контроля, права, обязанности и порядок их работы определяются положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.


Информация по документу
Читайте также