Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Мордовия от 27.02.2015 № 102

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

Утратило силу - Постановление

Правительства Республики Мордовия

от 15.03.2016 № 134

 

от 27 февраля 2015 года № 102

г.Саранск

 

 

Об утверждении Программы

дополнительных мероприятий, направленных

на снижение напряженности на рынке труда

Республики Мордовия, на 2015 год

 

(В редакции постановлений Правительства Республики Мордовия

от 23.03.2015 № 154; от 30.03.2015 № 183; от 22.06.2015 № 372;

от 16.07.2015 № 414; от 28.08.2015 № 497; от 19.10.2015 № 591;

от 30.11.2015 № 669; от 28.12.2015 № 738)

 

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 2015 г. № 35 "О предоставлении и распределении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" и в целях снижения негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников, предупреждения роста безработицы Правительство Республики Мордовия

 

постановляет:

 

1. Утвердить прилагаемую Программу дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Мордовия, на 2015 год (далее - Программа).

2. Определить Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения уполномоченным органом исполнительной власти Республики Мордовия для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости по реализации Программы.

3. Министерству промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия, Министерству строительства и архитектуры Республики Мордовия, Министерству торговли и предпринимательства Республики Мордовия, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия, Государственному комитету Республики Мордовия по делам молодежи организовать исполнение мероприятий Программы по курируемым отраслям.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия М.С. Сезганова.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Председатель Правительства

Республики Мордовия В. Сушков

 

 

 

Утверждена

постановлением Правительства

Республики Мордовия

от 27 февраля 2015 года № 102

(изложена в редакции постановления

Правительства Республики Мордовия

от 23 марта 2015 года № 154)

 

Программа

дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности

на рынке труда Республики Мордовия, на 2015 год

 

(В редакции постановлений Правительства Республики Мордовия

от 23.03.2015 № 154; от 30.03.2015 № 183; от 22.06.2015 № 372;

от 16.07.2015 № 414; от 28.08.2015 № 497; от 19.10.2015 № 591;

от 30.11.2015 № 669; от 28.12.2015 № 738)

 

Паспорт

Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение

напряженности на рынке труда Республики Мордовия,

на 2015 год (далее – Программа)

 

Ответственный исполнитель Государственной программы

Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения

 

Соисполнители Государственной программы

Министерство промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия, Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия, Министерство торговли и предпринимательства Республики Мордовия, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия, Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи

 

Основания для разработки Программы

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2015 г. № 35 «О предоставлении и распределении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации»

 

Цели Программы

снижение негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждение роста безработицы в республике

 

Задачи Программы

стимулирование сохранения и создания рабочих мест;

повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения

 

Целевые индикаторы и показатели

Программы

 

среднегодовой уровень регистрируемой безработицы – 1,1%;

уровень занятости населения – 67,8%;

доля работников, находящихся под риском увольнения, сохранивших занятость или трудоустроенных на новые рабочие места после завершения опережающего профессионального обучения и стажировки, в общей численности работников, прошедших опережающее профессиональное обучение и стажировку – 95,0%;

доля работников, находящихся под риском увольнения, сохранивших занятость или трудоустроенных на новые рабочие места после завершения участия во временных работах, в общей численности работников, участвующих во временной занятости – 95,0 процента

 

Сроки и этапы реализации Программы

 

реализация мероприятий Программы предусмотрена на 2015 год в 1 этап

 

Объемы бюджетных ассигнований

 

на реализацию мероприятий Программы потребуется 331449,5 тыс. рублей, в том числе:

средства республиканского бюджета Республики Мордовия в виде субсидий из федерального бюджета – 314877,0 тыс. рублей;

средства республиканского бюджета Республики Мордовия – 16572,5 тыс. рублей

 

Ожидаемые результаты реализации Программы

оказать содействие в трудоустройстве на временные рабочие места 3943 работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;

обеспечить опережающее профессиональное обучение и стажировку 4333 работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;

оказать содействие в социальной занятости 204 незанятым инвалидам;

обеспечить стимулирование занятости 150 молодых людей в возрасте от 22 до 30 лет (В редакции Постановления Правительства Республики Мордовия от 30.11.2015 № 669)

 

Раздел 1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости

её решения программными методами

 

1.1. Общая характеристика ситуации на рынке труда

Ситуация на рынке труда в Республике Мордовия в 2014 году формировалась под влиянием положительной динамики основных экономических показателей.

Социально-экономическая ситуация в 2014 году характеризовалась увеличением по сравнению с 2013 годом объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, строительных работ, оборота розничной торговли. Увеличились среднемесячная номинальная начисленная и реальная заработная плата, реальные располагаемые денежные доходы населения, денежные доходы на душу населения.

Оборот организаций по видам экономической деятельности за 2014 год составил 345,8 млрд. рублей – 116,5% в действующих ценах к 2013 году.

Индекс промышленного производства составил 110,2%, в том числе в обрабатывающих производствах – 110,9 процента.

Объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг по промышленным видам деятельности составил по полному кругу предприятий на сумму 129,9 млрд. рублей – 110,7% к предыдущему году в действующих ценах.

Отмеченные тенденции в социально-экономической сфере обусловили положение, складывающееся на рынке труда республики.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия, уровень занятости населения увеличился с 67,7% в 2013 году до 68,0% в 2014 году, уровень общей безработицы снизился с 4,4% до 4,2 процента.

Среднесписочная численность работающих в экономике республики за январь-ноябрь 2014 года составила 240,6 тыс. человек и снизилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 0,2 процента.

Уровень регистрируемой безработицы составил 0,8%, что соответствует уровню безработицы, рассчитанному на начало 2014 года.

Вместе с тем к концу 2014 года ситуация на рынке труда республики начала ухудшаться.

Первое изменение, которое произошло на рынке труда, - это сокращение спроса на рабочую силу. Если на 1 октября 2014 г. численность вакансий, заявленных работодателями в службу занятости населения, составляла 10973 ед., то на 1 марта 2015 года – 7456 единиц. За указанный период количество вакансий сократилось на 3,5 тыс. ед., или 32 процента. Сняли свои вакансии и прекратили прием работников многие крупные и средние предприятия г. Саранска, г. Рузаевки и других муниципальных районов. Это негативно сказывается на рынке труда - гражданам, ищущим работу, сложнее подобрать подходящий вариант трудоустройства.

Коэффициент напряженности на рынке труда вырос с 0,4 по состоянию на 1 октября 2014 г. до 0,7 на 1 марта 2015 года.

За январь - февраль 2015 г. численность зарегистрированных безработных увеличилась на 436 человек (11,3%) и на 1 марта 2015 г. составила 4299 человек.

Рост численности зарегистрированных безработных отмечен в 18 из 23-х муниципальных районах республики.

Увеличилась дифференциация муниципальных районов по уровню безработицы и коэффициенту напряженности на рынке труда. Максимальное значение уровня безработицы превышает минимальное в 3,5 раза, а коэффициент напряженности находится в пределах от 0,4 до 1,8.

Вторым наметившимся признаком обострения ситуации на рынке труда стало увеличение масштабов высвобождения работников.

В IV квартале 2014 г. на ряде крупных предприятий республики произошло увольнение работников (ОАО «Саранский вагоноремонтный завод» - 477 человек, структурные подразделения ОАО «РЖД» - 254 человека, ОАО «Мордовцемент» - 530 человек).

Около 40% уволенных граждан обратились в службу занятости населения, что привело к увеличению численности безработных.

По данным еженедельного мониторинга, проводимого органами службы занятости населения республики, на 25 марта 177 работодателями республики заявлено о высвобождении 1187 работников (в 2,5 раза больше, чем на соответствующую дату прошлого года).

Снижение объемов производства, оказания услуг, приостановка деятельности предприятий привели к увеличению масштабов неполной занятости работников в организациях. Так, если по состоянию на конец ноября 2014 г. в режиме неполной занятости находился 51 человек, то по состоянию на 25 марта 2015 г. - 5293 работника (рост за указанный период на 5,2 тыс. человек). Работают неполную рабочую неделю – 1525 человек; находятся в простое – 3559 человек.

Напряженная ситуация складывается в населенных пунктах, имеющих монопрофильную структуру экономики, и на градообразующих предприятиях. В перечень монопрофильных муниципальных образований, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. № 1398-р, на территории Республики Мордовия включено 6 мононаселенных пунктов: пгт. Тургенево Ардатовского муниципального района, пгт. Атяшево Атяшевского муниципального района, пгт. Умет Зубово-Полянского муниципального района, пгт. Кадошкино Кадошкинского муниципального района, г. Рузаевка, пгт. Комсомольский Чамзинского муниципального района.

Численность населения монопрофильных населенных пунктов составляет 77,8 тыс. человек, или 9,6% от общереспубликанской численности населения. Численность занятых в экономике составляет 38,4 тыс. человек, из них основная доля трудится на градообразующих предприятиях.

Численность зарегистрированных безработных по монопрофильным населенным пунктам на 1 марта 2015 г. составила 800 человек и по сравнению с 1 октября 2014 г. увеличилась в 1,6 раза или на 313 человек. Уровень регистрируемой безработицы варьируется от 1,0% (п. Тургенево Ардатовского муниципального района, пгт. Комсомольский Чамзинского района) до 2,2% (пгт. Умет Зубово-Полянского района, г. Рузаевка Рузаевского района), среднереспубликанский уровень регистрируемой безработицы – 1,0 процента. Коэффициент напряженности (отношение безработных граждан на одну вакансию) по монопрофильным населенным пунктам также варьируется от 0,2 до 0,9 (среднереспубликанский показатель – 0,7).

По данным мониторинга рынка труда, численность работников, уволенных в связи с сокращением численности или штата работников, с октября 2014 г. по монопрофильным населенным пунктам составила 599 человек. Из общего числа высвобожденных трудоустроено 30,4%, или 182 человека.

Наиболее напряженная ситуация сложилась в г. Рузаевке. С октября 2014 г. по март 2015 г. с организаций города высвобождено 578 человек (структурные подразделения ОАО «РЖД», ООО «РузДорСтрой», ОАО «Висмут», ОАО «Рузхиммаш» и др.).

Численность зарегистрированных безработных в г. Рузаевке по сравнению с 1 октября 2014 г. увеличилась на 420 человек (в 2,3 раза) и составила 741 человек.

На ОАО «Рузхиммаш» - градообразующем предприятии г. Рузаевка - введен простой по инициативе работодателя для 1641 работника. Высвобождение этих работников приведет к увеличению минимум в два раза незанятого населения г. Рузаевка, повысит уровень безработицы на 4 процентных пункта.

 При ухудшении ситуации в экономике и массовых высвобождениях работников прирост численности работников, находящихся под риском увольнения, ежемесячно может составить около 20 процентов. При этом численность зарегистрированных безработных может составить 14,4 тыс. человек.

Необходимо отметить, что рынок труда инерционен, его реакция всегда немного опаздывает по отношению к динамике экономических процессов, поэтому ситуация на республиканском рынке труда в 2015 году останется сложной и во многом будет определяться и другими факторами.

Республиканский рынок труда по-прежнему будет характеризоваться непрерывными изменениями: переходом рабочей силы из одного состояния в другое (занятость, безработица, экономическая неактивность), интенсивностью движения кадров в организациях. Тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом сохранится.

Потенциал рынка труда составят лица, находящиеся под риском увольнения (работники организаций, находящиеся в режиме неполной занятости). По оптимистическому прогнозу численность работников, находящихся под риском увольнения, составит 2,0 тыс. человек. Численность незанятых граждан, обратившихся в 2015 году в органы государственной службы занятости в поиске работы, увеличится в 1,5 раза по сравнению с 2014 годом.

Рынок труда будет также формироваться из военнослужащих, уволенных в запас из Вооруженных сил Российской Федерации, которые прибудут для проживания на территорию республики и будут нуждаться в трудоустройстве, из лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Сохранится стабильный спрос на рабочие места со стороны граждан, ранее занятых в домашнем хозяйстве и не имевших работу.

Рост предложения рабочей силы на открытом рынке труда при ограничении приема на работу снизит возможности трудоустройства новой рабочей силы – выпускников всех видов учебных заведений, вступающих на рынок труда впервые.

Сокращение приема на работу, а также структура высвобождений и новой рабочей силы дают основание предполагать, что неравенство различных возрастных групп на рынке труда также будет увеличиваться. Для женщин, молодежи, инвалидов, работников старших возрастов, а также работников низкой квалификации или с начальным профессиональным образованием риск стать безработными будет наиболее высок.

На рынке труда Республики Мордовия не теряет актуальности проблема трудоустройства граждан, которые в силу различных причин являются наименее конкурентоспособными. В первую очередь к ним относятся инвалиды.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия, по состоянию на 1 января 2015 г. в республике зарегистрировано 78,4 тыс. инвалидов по различным заболеваниям, из них 16,5 тыс. инвалидов трудоспособного возраста. В сегодняшних условиях, когда на многих предприятиях сокращается количество рабочих мест, проблема занятости инвалидов обостряется.

В 2014 году при содействии службы занятости населения нашли работу 357 инвалидов, в том числе 156 – на специально созданные и оборудованные рабочие места, 119 человек – на временные рабочие места для граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

Доля трудоустроенных инвалидов в общей численности инвалидов, обратившихся за содействием в поиске работы, в 2014 году составила 38,5% (в 2013 г. – 34,7%).

Несмотря на принимаемые меры, на регистрационном учете в учреждениях службы занятости по состоянию на 1 января 2015 г. состоят 445 безработных инвалида. Доля граждан, относящихся к категории инвалидов, по состоянию на 1 января 2015 г. составляет 11,5% в общей численности безработных граждан.

В соответствии с Законом Республики Мордовия от 7 февраля 2005 г. № 9-З «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите», квота для приема на работу инвалидов составляет 3% к среднесписочной численности работников для работодателей, численность работников которых превышает 100 человек, и 2% для работодателей, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, но не менее одного человека.

В 2014 году квота в объеме 3119 человек установлена для 739 предприятий республики. В счет квоты работают 1985 инвалидов, т. е. установленная квота выполнена всего на 63,6 процента.

В сложившейся социально-экономической ситуации работодатели заинтересованы в мерах государственной поддержки по сохранению рабочих мест для граждан с ограниченными возможностями здоровья, что может быть реализовано в рамках мероприятия по организации социальной занятости инвалидов.

В условиях недостатка рабочих мест и высокой конкуренции намного сложнее трудоустроится родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей. В связи с этим определено их приоритетное участие в программных мероприятиях.

В период кризиса повышается риск нетрудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций, увольнение молодежи в возрасте до 29 лет.

По данным Министерства образования Республики Мордовия, численность выпускников 2015 года составит 7162 человека, из них 3562 человека (49,7%) - выпускники СПО, 3600 человек (50,3%) - выпускники ВПО. По предварительной оценке свыше 1,0 тыс. человек из них будут нуждаться в трудоустройстве и обратятся в службу занятости.

Мероприятие «Стимулирование занятости молодежи при реализации социальных проектов» позволит поддержать занятость молодежи в условиях повышения напряженности на рынке труда.

Комплекс мер по предоставлению государственных услуг в сфере занятости населения, предусмотренных государственной программой «Развитие рынка труда и улучшение условий труда в Республике Мордовия» на 2014 - 2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 сентября 2013 г. № 396, позволит в 2015 году:

трудоустроить не менее 19 тыс. незанятых граждан;

организовать общественные работы для 7,0 тыс. человек;

организовать стажировку 150 выпускников образовательных учреждений;

организовать профессиональное обучение 1,3 тыс. безработных граждан и 350 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

создать не менее 154 оборудованных (оснащенных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

 

1.2. Распределение численности занятого населения по видам экономической деятельности в 2015 году

Прогноз распределения занятого населения по видам экономической деятельности рассчитан на основе прогноза социально-экономического развития Республики Мордовия на 2015 - 2017 годы.

На начало 2015 года, по предварительной оценке Мордовиястата, численность населения республики составила 809,5 тыс. человек, что на 2,7 тыс. человек меньше, чем на начало 2014 года. Численность экономически активного населения снизилась в 2014 году на 5,3 тыс. человек и составила 452,1 тыс. человек, что повлекло за собой сокращение численности занятого населения с 437,3 до 433,1 тыс. человек (снижение на 4,2 тыс. человек).

Распределение занятых в экономике учитывает прогнозируемое снижение объемов производства и ухудшение экономических условий, дальнейшую модернизацию действующих производств и повышение производительности труда, а также оценку прогнозируемого высвобождения работников хозяйствующих субъектов и планы по расширению кадрового потенциала организаций, которые имеют стабильные заказы. Учтено создание новых постоянных рабочих мест в сфере сельского хозяйства, промышленного производства и других отраслях экономики в рамках реализации 65 инвестиционных проектов, в том числе:

АУ «Технопарк – Мордовия» - «Технопарк в сфере высоких технологий в Республике Мордовия». Количество создаваемых рабочих мест – 510;

ЗАО «Оптиковолоконные системы» - «Создание производства оптического волокна». Количество создаваемых рабочих мест – 200;

ООО «ХЕЛИОС-РЕСУРС» - «Организация производства фотоэлектрических преобразователей и солнечных модулей». Количество создаваемых рабочих мест – 120;

ГУП Республики Мордовия «Лисма» - «Создание индустриального парка «Лисма». Количество создаваемых рабочих мест – 110.

Реализация мероприятий Государственной программы «Экономическое развитие Республики Мордовия до 2018 года», Государственной программы научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2013 - 2018 годы, Государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (подпрограмма «Поддержка и развитие кадрового потенциала в АПК»), Государственной программы развития здравоохранения Республики Мордовия на 2013 - 2020 годы (подпрограмма «Кадровое обеспечение системы здравоохранения») способствует перераспределению трудовых ресурсов между видами экономической деятельности и обеспечению кадровой потребности.

В результате перераспределения трудовых ресурсов численность занятых в экономике в 2015 году по сравнению с 2014 годом изменится в сторону увеличения:

в организациях сельского хозяйства с 59,0 до 59,5 тыс. человек (на 0,5 тыс. человек) за счет увеличения объемов производства в рамках импортозамещения;

в обрабатывающем производстве с 70,0 до 70,3 тыс. человек (на 0,3 тыс. человек) за счет реализации инвестиционных проектов, направленных на импортозамещение;

в строительстве с 42,1 до 42,7 тыс. человек (на 0,6 тыс. человек) за счет увеличения объемов строительных работ, связанных с подготовкой к чемпионату мира по футболу в 2018 году.

Снижение численности занятых ожидается:

в государственном управлении, образовании, здравоохранении с 109,0 до 106,9 тыс. человек (на 2,1 тыс. человек) в результате оптимизации бюджетных расходов и численности работников в органах управления и реализации задач по повышению заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы;

в организациях оптовой и розничной торговли с 65,0 до 64,6 тыс. человек (на 0,4 тыс. человек) за счет снижения покупательной способности населения и прекращения деятельности отдельными предпринимателями;

в финансовых организациях с 11,0 до 10,5 тыс. человек (на 0,5 тыс. человек) в результате снижения объемов кредитования, оптимизации штатной численности финансово-кредитных организаций.

Стабильная численность занятых ожидается в организациях транспорта и связи - 30,0 тыс. человек.

С учетом динамики изменений численности занятых в экономике в 2015 году по сравнению с 2014 годом ожидается снижение численности занятых в экономике на 2,5 тыс. человек до 430,6 тыс. человек.

 

Таблица 1

 

Распределение численности занятого населения по видам экономической

деятельности в Республике Мордовия, человек

 

(человек)

№ п/п

Наименование ОКВЭД

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

+/ -

(2015 - 2014 г.г.)

1

2

3

4

5

6

7

8

 

Численность занятых, всего

436,8

434,5

437,3

433,1

430,6

-2,5

1

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

79,6

68,2

66,0

59,0

59,5

0,5

2

Рыболовство, рыбоводство

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

3

Добыча полезных ископаемых

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

4

Обрабатывающие производства

77,6

76,0

79,0

70,0

70,3

0,3

1

2

3

4

5

6

7

8

5

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

9,1

10,7

13,0

12,0

12,0

0,0

6

Строительство

35,7

36,3

39,3

42,1

42,7

0,6

7

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

59,4

63,5

68,0

65,0

64,6

-0,4

8

Гостиницы и рестораны

3,3

3,8

4,0

4,0

4,0

0,0

9

Транспорт и связь

33,6

36,6

28,0

30,0

30,0

0,0

10

Финансовая деятельность

6,7

7,2

8,0

11,0

10,5

-0,5

11

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

17,7

18,6

19,0

20,0

19,4

-0,6

12

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

39,7

31,5

34,0

38,0

37,0

-1,0

13

Образование

34,5

36,2

39,0

42,0

41,6

-0,4

14

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

27,4

30,0

30,0

29,0

28,3

-0,7

15

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

12,7

16,0

10,0

11,0

10,7

-0,3

16

Прочие виды экономической деятельности

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0


Информация по документу
Читайте также