Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Мордовия от 23.09.2013 № 419

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 23 сентября 2013 года № 419

г.Саранск

 

 

Об утверждении Республиканской целевой программы

по улучшению демографической ситуации

в Республике Мордовия до 2020 года

 

(В редакции Постановлений Правительства Республики Мордовия

от 28.04.2014 № 187; от 16.02.2015 № 88; от 16.03.2015 № 135;

от 25.05.2015 № 286; от 24.02.2016 № 98)

 

Правительство Республики Мордовия

 

постановляет:

 

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу по улучшению демографической ситуации в Республике Мордовия до 2020 года.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия М.С. Сезганова.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

     

     

И.о. Председателя Правительства

Республики Мордовия В. Сидоров

 

 

 

Утверждена

постановлением Правительства

Республики Мордовия

от 23 сентября 2013 года № 419

 

Республиканская целевая программа

по улучшению демографической ситуации

в Республике Мордовия до 2020 года

 

(В редакции Постановлений Правительства Республики Мордовия

от 28.04.2014 № 187; от 16.02.2015 № 88; от 16.03.2015 № 135;

от 25.05.2015 № 286; от 24.02.2016 № 98)

 

Паспорт

Республиканской целевой программы

по улучшению демографической ситуации

в Республике Мордовия до 2020 года

 

Наименование Программы

Республиканская целевая программа по улучшению демографической ситуации в Республике Мордовия до 2020 года (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

распоряжение Правительства Республики Мордовия от 4 февраля 2013 г. № 40-Р

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия

Государственные заказчики Программы

Министерство здравоохранения Республики Мордовия;

Министерство образования Республики Мордовия;

Министерство культуры и туризма Республики Мордовия;

Министерство печати и информации Республики Мордовия;

Министерство спорта и физической культуры Республики Мордовия;

Министерство по национальной политике Республики Мордовия;

Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения;

Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи

Основной разработчик Программы

Государственное казенное учреждение Республики Мордовия "Научный центр социально-экономического мониторинга"

Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели

цели: стабилизация численности населения региона, создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни граждан, проживающих на территории республики, увеличение ожидаемой продолжительности жизни.

Задачи:

увеличение уровня рождаемости, укрепление института семьи;

снижение уровня смертности, укрепление здоровья населения;

обеспечение миграционного прироста населения.

Основные целевые показатели:

повышение уровня рождаемости;

увеличение суммарного коэффициента рождаемости;

снижение уровня смертности;

снижение смертности от болезней системы кровообращения;

снижение младенческой смертности;

снижение материнской смертности;

снижение уровня смертности населения в трудоспособном возрасте;

увеличение ожидаемой продолжительности жизни;

увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на семейных формах устройства;

сокращение отрицательного сальдо миграции

Сроки и этапы реализации Программы

2013-2020 годы

Объемы и источники финансирования Программы

всего: 2 133 632,6 тыс. руб., из них:

средства федерального бюджета-367 769,6тыс. руб.;

средства республиканского бюджета Республики Мордовия-1 765 863,0 тыс. руб.;

в т. ч. по годам:

2013 год-92 713,1 тыс. руб. (средства федерального бюджета-34 886,5 тыс. руб., средства республиканского бюджета Республики Мордовия-57 826,6 тыс. руб.);

2014 год-193 289,8 тыс. руб. (средства федерального бюджета-83 042,0 тыс. руб., средства республиканского бюджета Республики Мордовия-110 247,8 тыс. руб.);

2015 год-324 723,5 тыс. руб. (средства федерального бюджета-115 647,6 тыс. руб., средства республиканского бюджета Республики Мордовия-209 075,9 тыс. руб.);

2016 год-488 065,7 тыс. руб. средства федерального бюджета-134 193,5 тыс. руб., средства республиканского бюджета Республики Мордовия-353 872,2 тыс. рублей);

2017 год-159 545,0 тыс. руб. (средства республиканского бюджета Республики Мордовия);

2018 г.-419 153,1 тыс. руб. (средства республиканского бюджета Республики Мордовия)

2019 год-222 508,0 тыс. руб. (средства республиканского бюджета Республики Мордовия);

2020 год-233 634,4 тыс. руб. (средства республиканского бюджета Республики Мордовия)

(В редакции Постановления Правительства Республики Мордовия от 24.02.2016 № 98)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

в результате реализации мероприятий Программы, по прогнозным оценкам, к 2020 г. ожидается:

повышение уровня рождаемости до 15,9 родившихся на 1 000 чел. населения;

увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,485 детей, рожденных одной женщиной за весь репродуктивный период;

снижение уровня смертности до 11,3 умерших на 1 000 чел. населения;

снижение смертности от болезней системы кровообращения до 538,8 умерших на 100 тыс. чел. населения;

снижение младенческой смертности до 6,6 детей, умерших в возрасте до 1 года, на 1 000 детей, родившихся живыми;

снижение материнской смертности до 13,0 умерших женщин на 100 тыс. детей, родившихся живыми;

снижение уровня смертности населения в трудоспособном возрасте до 4,9 умерших на 1 000 чел. населения соответствующего пола и возраста;

увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 75,3 года;

увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на семейных формах устройства, до 84,0 % в общем числе детей данной категории;

увеличение миграционного прироста населения до 6,2 на 10 000 чел. населения

 

(В редакции Постановления Правительства Республики Мордовия от 16.03.2015 № 135; от 25.05.2015 № 286)

Система организации управления и контроль за исполнением Программы

в течение всего периода реализации Программы Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия осуществляет мониторинг реализации Программы.

Исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия, являющиеся разработчиками и исполнителями Программы, в установленный срок направляют в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия аналитическую информацию по выполнению мероприятий Программы. Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия в установленный срок направляет в Министерство экономики Республики Мордовия обобщенную аналитическую информацию по выполнению мероприятий Программы.

 

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ,

НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

 

Демографическая ситуация в Республике Мордовия в целом отражает общероссийские тенденции: сокращение численности и старение населения; усиление миграционных процессов; снижение рождаемости до уровня, не обеспечивающего простого воспроизводства; высокие показатели смертности, особенно мужчин трудоспособного возраста; сокращение доли лиц моложе трудоспособного возраста.

Численность постоянного населения Республики Мордовия на начало 2012 г. составила 825,4 тыс. чел., и за период 2007 - 2012 гг. она сократилась на 2,6%, или на 22,5 тыс. чел. В общей численности населения городских жителей - 503,1 тыс. чел. (61,0%), сельских - 322,3 тыс. чел. (39,0%), в том числе 119,6 тыс. чел. (14,5%) - моложе трудоспособного возраста (мужчины и женщины от 0 до 15 лет); 507,2 тыс. чел. (61,4%) - трудоспособного возраста (мужчины 16 - 59 лет, женщины 16 - 54 года); 198,6 тыс. чел. (24,1%) - старше трудоспособного возраста (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше).

Перспектива демографического развития общества во многом определяется половозрастной структурой населения. Недостаточный уровень рождаемости и высокий уровень смертности (особенно мужчин) привели к деформации половой структуры населения Республики Мордовия. В регионе стабильно преобладает женское население, так как численность мужчин сокращается более быстрыми темпами, чем численность женщин, особенно в сельской местности. С начала нового тысячелетия численность женщин в возрасте 15 - 49 лет сократилась более чем на 20,0 тыс. чел. Удельный вес женщин этой возрастной группы в 2012 г. в республике составил 46,7% от общей их численности, тогда как в 2007 г. - 50,3%.

Рождаемость. В последние годы в Республике Мордовия наметились положительные тенденции в демографическом развитии. Число родившихся детей в 2012 г. по отношению к уровню 2007 г. увеличилось на 3,5%. Общий коэффициент рождаемости возрос с 9,0 родившихся на 1000 чел. населения в 2007 г. до 10,0 в 2012 г. По данному показателю Республика Мордовия занимает последнее место в Приволжском федеральном округе.

За исследуемый период на 5,7% увеличился суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных одной женщиной за весь репродуктивный период) с 1,181 ребенка на одну женщину репродуктивного возраста в 2007 г. до 1,249 ребенка в 2012 г. Это самый низкий показатель в Приволжском федеральном округе и Российской Федерации (в 2012 г. в ПФО суммарный коэффициент рождаемости составил 1,593; в РФ - 1,582). Сложившийся уровень не обеспечивает простого воспроизводства населения (необходимо 2,1 - 2,2 ребенка на одну женщину репродуктивного возраста).

В Республике Мордовия снизилась естественная убыль населения. Коэффициент естественной убыли жителей региона уменьшился в 1,5 раза (с - 6,6 на 1000 чел. населения в 2007 г. до - 4,5 на 1000 чел. населения в 2012 г.).

К положительным тенденциям следует отнести изменения в структуре очередности рождений детей - возросло число детей, рожденных вторыми и третьими по очередности рождения. Так, в 2012 г. по отношению к уровню 2007 г. доля детей, рожденных первыми, к общему числу рожденных детей сократилась с 58,6 до 53,1%, при этом доля детей, рожденных вторыми, увеличилась с 32,8 до 38,4%, доля третьих детей выросла с 6,3 до 7,1%. Эти данные свидетельствуют о том, что репродуктивные установки людей на двухдетную и многодетную модели семьи получили большее распространение, чем другие установки социального поведения людей.

В настоящее время негативное влияние на динамику рождаемости в регионе оказывает откладывание рождений или смещение их к более старшим возрастам. В Республике Мордовия за период с 2007 по 2011 г. увеличился средний возраст матери при рождении всех детей с 26,7 до 27,51 года, в городской местности - с 26,8 до 28,0 года, в сельской местности - с 26,4 до 26,57 года.

Важным аспектом в проблеме рождаемости является рождение детей вне зарегистрированного брака. Доля таких рождений в общем числе родившихся постоянно растет. По данным Мордовиястата, в 1991 г. дети, рожденные в незарегистрированном браке, составили 8,8% от общего числа новорожденных, в 2011 г. - 18,7%.

Происходящие сдвиги в возрастной модели рождаемости, откладывание рождений детей, внебрачная рождаемость обусловлены главным образом изменениями в брачном поведении жителей республики: за период с 2007 по 2012 г. общий коэффициент брачности уменьшился с 7,7 до 7,2 на 1000 чел. населения, уровень разводов за этот период сократился с 4,1 до 3,8 на 1000 чел. населения.

В Республике Мордовия увеличивается средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Так, в 2012 г. этот показатель составил 70,5 года: у мужчин - 62,9 года, у женщин - 76,6 года. По сравнению с 2002 г. данный показатель возрос на 5% (в 2002 г. - 66,4 года; мужчины - 59,8 года, женщины - 73,6 года). По данному показателю республика занимает второе место среди регионов Приволжского федерального округа после Республики Татарстан.

Смертность. В Республике Мордовия наблюдается снижение смертности населения. В 2012 г. смертность населения по сравнению с уровнем 2007 г. снизилась на 11,7% (с 13,3 до 11,9 тыс. чел.). За период с 2007 по 2012 г. коэффициент смертности уменьшился с 15,6 до 14,5 умерших на 1000 чел. населения. Однако он превышает среднероссийское значение, в 2012 г. в РФ коэффициент смертности составил 13,3 умерших на 1000 чел. населения).

Основными причинами смертности населения республики по-прежнему остаются болезни системы кровообращения - 49,4% от общего числа умерших, онкологические заболевания - 12,2%, внешние причины - 9,0%, болезни органов дыхания - 4,1% и болезни органов пищеварения - 3,8%.

Несколько улучшилась структура смертности по тем заболеваниям, активная работа по которым началась с момента вступления в действие приоритетного национального проекта "Здоровье".

Смертность населения от болезней системы кровообращения снизилась на 16,4% (с 852,0 на 100 тыс. чел. населения в 2007 г. до 711,6 на 100 тыс. чел. населения в 2012 г.), от злокачественных новообразований - на 16,5% (с 207,9 на 100 тыс. чел. населения в 2007 г. до 173,4 на 100 тыс. чел. населения в 2012 г.).

За период 2007 - 2012 г.г. уменьшился коэффициент смертности населения трудоспособного возраста на 13,8% - с 1321,3 на 100 тыс. чел. населения трудоспособного возраста до 1139,2; причем у мужчин - на 14,1%, у женщин - на 11,9%.

В 2012 г. структура смертности населения трудоспособного возраста не изменилась: 37,0% умерли от болезней системы кровообращения, 27,2% - от внешних причин смерти, 14,5% - от новообразований, 7,7% - от болезней органов пищеварения, 5,7% - от всех видов транспортных несчастных случаев, 4,8% - от болезней органов дыхания, 3,8% - от самоубийств, 2,5% - от инфекционных и паразитарных болезней (преимущественно от туберкулеза).

В структуре смертности населения трудоспособного возраста зарегистрировано снижение:

от болезней системы кровообращения - на 15,9%;

от новообразований - на 11,1%;

от самоубийств - на 34,9%, в т.ч. у мужчин - на 38,3%;

от инфекционных и паразитарных болезней - на 34,8%;

от отравлений алкоголем - на 22,0%, в т.ч. у мужчин - на 17,9%.

Увеличился показатель смертности в связи с убийствами на 10,0% (у мужчин - на 1,5%), от транспортных травм - на 0,3% (у мужчин - на 5,9%). У женщин снизились показатели смертности от отравлений алкоголем на 44,7%, от ДТП - на 22,3%, но увеличился показатель смертности от убийств на 48,3%, от самоубийств - на 23,5%.

Сохраняется существенная разница в уровне смертности среди мужчин и женщин в трудоспособном возрасте: уровень смертности мужчин от болезней системы кровообращения в 5,5 раза выше, чем у женщин, от новообразований - в 2,2 раза, от случайных отравлений алкоголем - в 8,2 раза, от всех видов транспортных несчастных случаев - в 5,5 раза, от самоубийств - в 9,4 раза, от убийств - в 2,8 раза, от болезней органов дыхания - в 5,8 раза, от болезней органов пищеварения - в 4,3 раза, от туберкулеза - в 4,8 раза.

В результате повышенной частоты случаев смерти от несчастных случаев, отравлений и травм в молодом и трудоспособном возрастах население, особенно мужское, в немалой своей части не доживает до пожилого возраста. Поэтому на первый план выходят показатели смертности населения от сердечно-сосудистых, онкологических и других хронических заболеваний. Это подтверждается и тем, что доля лиц пожилого и старческого возраста среди мужской части населения в 2012 г. составила 6,7%, тогда как среди женщин она равна 13,2% от общей численности этих групп, живущих на территории Республики Мордовия.

Сохраняется тенденция снижения младенческой смертности. Ведущими причинами младенческой смертности являются состояния, возникающие в перинатальном периоде, и врожденные аномалии. В 2012 г. к уровню 2007 г. произошло уменьшение показателя врожденных аномалий развития на 34,5%. Однако высокой остается младенческая смертность от внешних причин.

Показатель материнской смертности в 2012 г. в Республике Мордовия составил 24,3 умерших женщин на 100 тыс. детей, родившихся живыми.

Уровень смертности и состояния здоровья населения во многом зависит от возрастного состава населения. Продолжающийся процесс старения жителей республики, как и России в целом, определяется ростом населения старших возрастных групп, снижением доли детей в общей численности населения в результате низкой рождаемости. Доля жителей в возрасте 60 лет и старше, по данным на 1 января 2012 г., составила 19,9% (в городской местности - 18,1%, в сельской - 22,6%). При этих условиях в настоящее время не может быть низкого уровня смертности в силу биологических пределов жизни человека.

Улучшение демографической ситуации связано с профилактикой заболеваемости населения. Ежегодно в республике регистрируется более 1,2 миллиона случаев заболеваний острыми и хроническими болезнями, из них свыше 50% случаев - с впервые в жизни установленным диагнозом. При этом снижение общей заболеваемости отмечается по всем классам болезней, за исключением болезней эндокринной системы и новообразований.

Сложившаяся в последние годы структура общей и первичной заболеваемости не изменилась. Ведущее место в ней занимают болезни органов дыхания (22,7 и 40,2% соответственно). На втором и третьем местах в структуре первичной заболеваемости находятся болезни кожи и подкожной клетчатки (8,0%), болезни глаза и его придаточного аппарата (4,9%). В структуре общей заболеваемости второе место занимают болезни системы кровообращения (13,6%), третье место - болезни глаза и его придаточного аппарата (9,1%).

В последние годы в Республике Мордовия регистрируется снижение числа инвалидов: в 2011 г. по сравнению с 2007 г. - на 6,7%. Уровень инвалидности в 2011 г. составил 992,0 на 10000 чел. населения.

Первичная инвалидность населения отражает состояние здоровья населения, качество и эффективность лечебных и профилактических мероприятий, уровень социально-экономического развития республики. По сравнению с 2007 г. количество лиц, признанных инвалидами, уменьшилось на 37,5%.

В республике на протяжении последних лет не изменяются основные причины первичной инвалидности. У взрослого населения на первом месте находятся болезни системы кровообращения (34,4%), на втором - злокачественные образования (27,3%), на третьем - заболевания костно-мышечной системы (11,1%). По-прежнему первое место среди причин детской инвалидности занимают врожденные аномалии развития (23,8%), второе - болезни нервной системы (16,9%), третье - психические расстройства (16,6%). В 2011 г. доля детей-инвалидов составила 193,9 на 10 тыс. чел. детского населения.

В последние годы в Республике Мордовия сохраняется тенденция снижения количества пострадавших на производстве. За период с 2007 по 2011 г. на 33,7% снизился производственный травматизм, в 1,3 раза возросли затраты на финансирование мероприятий по охране труда на одного работающего.

В то же время положение в сфере охраны труда остается напряженным. Высокий процент незанятого населения и низкая потребность организаций в работниках порождают нарушения трудового законодательства, связанные с временным использованием работников без заключения трудового договора, и, как следствие, нарушения прав работников на охрану труда и социальное страхование от несчастных случаев. В 2011 г. в организациях промышленности, строительства, транспорта и связи Республики Мордовия трудились в неблагоприятных условиях более 18,2 тыс. чел., или 23,7% от общей численности работающих в этих отраслях.

По данным Мордовиястата, в 2011 г. в Республике Мордовия из 992 обследованных организаций в 135 (13,6%) зарегистрированы случаи производственного травматизма. Всего пострадало от травм и временно утратили трудоспособность 327 чел. В целом по республике в 2011 г. уровень производственного травматизма составил 2,3 случая на 1000 работающих.

Миграция. Негативное влияние на демографическую ситуацию в Республике Мордовия оказывает миграционная убыль населения. Тенденция миграционных процессов характеризуется увеличивающимся миграционным оттоком населения. За период с 2007 по 2011 г. ежегодно миграционная убыль составляла в среднем около 2,5 тыс. чел. В 2012 г. она увеличилась до 3143 чел., коэффициент миграционной убыли составил 38,2 на 10000 чел. населения. Наиболее высокой миграционной подвижностью обладает население в трудоспособном возрасте.

Семья. Наряду с демографическими факторами, влияющими на стабилизацию численности населения, большое значение имеют уровень благосостояния и степень социальной защищенности населения. Одна из основных проблем современной семьи в Республике Мордовия - низкий уровень денежных доходов и материальной обеспеченности.

За период с 2008 по 2012 г. денежные доходы жителей региона увеличились в 1,5 раза и в 2012 г. составили 12912,2 руб., однако данный показатель почти в 2 раза ниже, чем в среднем по стране. Соотношение среднедушевого денежного дохода и величины прожиточного минимума увеличилось на 14,6 п.п. и в 2012 г. составило 235,1%. Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума снизилась на 12,8% и в 2012 г. составила 18,3% от общей численности населения республики. При этом уровень бедности в Республике Мордовия в 1,7 раза превышает данный показатель по Российской Федерации.

Уровень жизни населения во многом зависит от величины заработной платы. В 2012 г. заработная плата по Республике Мордовия составила 14626,3 руб. При этом уровень средней заработной платы по республике в 1,9 раза отстает от среднего значения по России и в 1,4 раза - по ПФО. По данному показателю в 2012 г. республика занимала последнее место в Приволжском федеральном округе. За исследуемый период отмечен рост заработной платы на 38,9%, что на 16,2 и 13,2 п.п. ниже, чем в РФ и ПФО соответственно.

В Республике Мордовия сформирована система социальной поддержки семьи и детства. Необходимо отметить высокий уровень обеспеченности жильем в регионе: в 2011 г. общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, составила 24,5 кв. м. При этом обеспеченность жильем в городской местности почти на 5 кв. м (в расчете на одного жителя) ниже, чем в сельской местности.

За анализируемый период в 2,5 раза увеличилось число семей, улучшивших свои жилищные условия. Следует отметить, что основной рост приходился на 2010 - 2011 годы. В 2012 г. доля семей, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, составила 8,3%. За данный период в 1,5 раза увеличилась доля семей, улучшивших жилищные условия, в общей численности семей, состоящих на учете.

Республика Мордовия участвует в федеральных программах "Жилище" на 2011 - 2015 г.г., "Социальное развитие села до 2013 г.". По участию в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г.г. республика является абсолютным лидером в стране. Успешно выполняются республиканские целевые программы "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Мордовия", "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия".

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 5 ноября 2008 г. № 504 утверждено Положение о порядке предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия социальных выплат гражданам на частичное или полное погашение ипотечного жилищного кредита (ипотечного займа) в случае рождения (усыновления) ребенка и последующих детей.

Семье, не имеющей детей, при рождении первого ребенка общая сумма остатка кредита погашается на 10%. Семье при рождении второго ребенка общая сумма остатка кредита погашается на 10%, при рождении третьего и четвертого ребенка - на 20%, при рождении пятого ребенка общая сумма остатка кредита погашается полностью.

Несмотря на активные меры по решению жилищного вопроса, число семей, нуждающихся в жилье, увеличилось на 9,8% и составило в 2012 г. 26,8 тыс. чел., или 8,3% от общего числа семей.

Актуальной задачей в сфере улучшения демографической ситуации является социальная поддержка семей с детьми, находящихся в сложной жизненной ситуации. В Мордовии граждане, имеющие детей, в связи с их рождением и воспитанием обеспечиваются пособиями и компенсациями, предусмотренными федеральным законодательством и региональными нормативными правовыми актами.

Семьям с детьми в соответствии с законодательством Республики Мордовия предоставляется социальная поддержка в виде ежемесячного пособия на ребенка и компенсации части родительской платы, взимаемой с родителей за содержание детей в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, находящихся на территории Республики Мордовия. Компенсация на первого ребенка определена в размере 20% фактически произведенной родителями платы за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, на второго ребенка - в размере 50%, на третьего ребенка и последующих детей - в размере 70%.

Также гражданам, имеющим детей в возрасте до трех лет, предоставляется социальная поддержка в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 282 руб. на приобретение молочных продуктов по заключению врачей.

На республиканском уровне для многодетных семей предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки:

семьям предоставляется ежемесячная денежная компенсация в размере 30% расходов на оплату коммунальных услуг, за исключением транспортных услуг по доставке топлива;

на детей в возрасте до 6 лет из многодетных семей предоставляется ежемесячная денежная выплата на приобретение лекарственных средств в размере 189 руб.;

для учащихся общеобразовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий) из многодетных семей предоставляется социальная поддержка в виде ежемесячной денежной выплаты на транспортные расходы в размере 144 руб.;

учащиеся общеобразовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий) имеют право на приобретение единой социальной проездной карты стоимостью 144 руб. на проезд в городском и пригородном автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси);

для учащихся средних профессиональных учебных заведений и студентов высших учебных заведений из семей с четырьмя и более детьми предоставляется ежегодная денежная выплата на проезд на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов в пределах республики от места учебы до места постоянного проживания и обратно;

многодетным семьям, воспитывающим трех и более одновременно родившихся детей, выплачивается ежемесячное денежное пособие. В настоящее время его размер составляет 124 руб. на каждого ребенка до достижения им возраста 18 лет.

Ежегодно к празднику Святой Пасхи и началу учебного года, согласно Указу Главы Республики Мордовия, многодетным семьям и особо нуждающимся семьям с детьми оказывается единовременная денежная помощь из средств республиканского бюджета Республики Мордовия. Размер оказываемой помощи из года в год увеличивается. В настоящее время к празднику Святой Пасхи каждый ребенок получает по 800 руб., а к 1 сентября - по 1000 руб.

В ноябре 2010 г. Указом Главы Республики Мордовия учрежден Почетный диплом Главы Республики Мордовия "За заслуги в воспитании детей", которым награждаются родители (усыновители, приемные родители) либо один родитель (в случае неполной семьи), воспитавшие или воспитывающие четверых и более детей. При награждении выплачивается единовременная материальная помощь в размере 20 тыс. руб.

В последние годы в регионе в сфере демографической политики были приняты нормативные правовые акты, направленные на улучшение материального положения многодетных семей.

В соответствии с Законом Республики Мордовия от 18 октября 2011 г. № 66-З "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Мордовия", постановлением Правительства Республики Мордовия от 2 апреля 2012 г. № 106 "Об утверждении Правил подачи заявления о выдаче сертификата на республиканский материнский (семейный) капитал и выдачи сертификата на республиканский материнский (семейный) капитал заявителю" предусмотрена выплата республиканского материнского (семейного) капитала при рождении (усыновлении) третьего и последующих детей, имеющих гражданство Российской Федерации, в зависимости от очередности рождения детей:

100,0 тыс. руб. - за рождение (усыновление) третьего ребенка;

120,0 тыс. руб. - за рождение (усыновление) четвертого ребенка;

150,0 тыс. руб. - за рождение (усыновление) пятого ребенка и последующих детей.

Использование средств материнского капитала может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей, то есть не ранее 2015 г. В 2012 г. подано 537 заявлений о выдаче государственного сертификата на республиканский материнский капитал.

С 1 января 2013 г. в соответствии с Указом Главы Республики Мордовия от 28 июня 2012 г. № 203-УГ семьям, доход которых не превышает размера среднедушевого денежного дохода в Республике Мордовия, предоставляется ежемесячная денежная выплата на третьего ребенка и последующих детей до достижения ими возраста 3 лет в размере величины прожиточного минимума, установленной в Республике Мордовия для детей. Размер выплаты в настоящее время составляет 5438 рублей.

В 2012 г. в республике насчитывалось 3905 многодетных семей. Из них 824 семьи, или 21,1%, признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 января 2008 г. № 7 "О предоставлении гражданам социальных выплат на строительство, реконструкцию, приобретение жилья, оказание содействия в индивидуальном жилищном строительстве в Республике Мордовия" многодетным семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия предоставляются социальные выплаты на строительство или приобретение жилья. В 2009 - 2011 г.г. на строительство или приобретение жилья социальные выплаты получили 44 многодетные семьи, в том числе в 2009 г. - 10 семей, в 2010 г. - 13, в 2011 г. - 21 семья.

Кроме этого в соответствии с Законом Республики Мордовия от 7 сентября 2011 г. № 50-З предусмотрено выделение земельных участков для граждан, имеющих трех и более детей. За период реализации данной меры поддержки было выделено 284 земельных участка.

Содействие занятости женщин, имеющих малолетних детей, способствует расширению их возможностей для сочетания семейных и родительских обязанностей с профессиональной деятельностью. Женщины являются одной из наиболее уязвимых категорий на республиканском рынке труда. В течение последних лет продолжает сохраняться высокий уровень безработицы среди женщин. В 2012 г. доля женщин среди зарегистрированных безработных составила 58,7%. Около 30% всех зарегистрированных безработных женщин воспитывают несовершеннолетних детей, из них одинокие матери - 6,5%, многодетные матери - 2,7%.

В трудном положении с позиции профессионально-квалификационной адаптации к требованиям рынка труда находятся женщины, имеющие малолетних детей. Проблемы, которые испытывают женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, при возвращении на прежнее место работы или при новом трудоустройстве связаны с потерей профессиональных навыков, нежеланием работодателей нести дополнительные издержки при их трудоустройстве (более низкая производительность труда, потери рабочего времени, связанные с больничными листами и отпусками по уходу за ребенком).

Профессиональное обучение, а также содействие занятости женщин с применением гибких форм занятости, включая надомный труд, позволит женщинам приобрести дополнительный источник доходов, сохранить профессиональные навыки и мотивацию к профессиональной деятельности. Получение второй или смежной профессии влечет за собой благоприятные изменения в карьере, повышение статуса женщин.

В рамках Республиканской целевой программы содействия занятости населения Республики Мордовия на 2012 - 2014 г.г. организуется профессиональная подготовка женщин в период отпуска по уходу за ребенком до 3 лет. Число женщин, участвующих в данной программе, с каждым годом увеличивается. В течение 2012 г. организовано профессиональное обучение 192 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (128% от годового прогнозного показателя). Обучение осуществлялось по 22 специальностям, программам и курсам. Более 60% женщин, завершивших обучение, вернулись на свои рабочие места.

Важнейшее условие обеспечения занятости женщин, имеющих малолетних детей, - доступность дошкольного образования. Показателями доступности являются развитость сети дошкольных учреждений и размер родительской платы за содержание детей в них.

С 2001 г. в Мордовии осуществляется внедрение вариативных форм дошкольного образования. Самая распространенная из них - группы кратковременного пребывания детей. В 2012 г. функционировало 290 групп кратковременного пребывания детей. Численность детей в возрасте от 1 года до 7 лет, посещающих такие группы, составила 2596 чел.; около 1200 детей охвачены другими вариативными формами дошкольного образования. За 5 лет доля детей дошкольного возраста, охваченных организованными формами воспитания, увеличилась на 7,9% и составила 68%.

По данным на 1 января 2013 г., в Республике Мордовия функционируют 235 дошкольных образовательных учреждений. Численность детей, посещающих эти учреждения, составляет 27676 чел. (58,8%) (всего детей дошкольного возраста от 1 года до 7 лет - 47010 чел.).

В течение 2012 г. в республике введено 1731 место в детских садах, в том числе 1496 дополнительных мест в функционирующих дошкольных образовательных учреждениях; 235 мест за счет возврата в систему дошкольного образования используемых не по назначению зданий и их реконструкции.

В регионе проводится значительная работа по созданию условий для улучшения медицинского обслуживания воспитанников дошкольных учреждений. Органами местного самоуправления приняты меры по оснащению медицинских кабинетов оборудованием и инструментарием в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПин 2.4.1.1249-03). В настоящее время она составляет 90%.

По данным на 1 января 2013 г., в дошкольных образовательных учреждениях республики функционирует 177 медицинских кабинетов, 165 из них имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности, у остальных заключены договоры на медицинское обслуживание с поликлиниками или фельдшерско-акушерскими пунктами (ФАП) муниципального района. Оснащенность физкультурными залами в дошкольных образовательных учреждениях составляет в среднем по республике 65,1 процента.

Несмотря на принятые меры, за период с 2008 по 2012 г. в Мордовии в 6,5 раза увеличилось число детей, стоящих в очереди в детские дошкольные учреждения. По состоянию на 1 января 2013 г., очередность составила 5155 человек.

Для решения задач по увеличению охвата образовательными услугами детей дошкольного возраста и сокращению очередности в дошкольные образовательные учреждения в регионе действует Республиканская целевая программа развития дошкольного образования в Республике Мордовия на 2012 - 2014 г.г., утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 2 мая 2012 г. № 167.

В Мордовии за 2008 - 2012 гг. численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства, снизилась на 14,3% и в настоящее время составляет 2677 детей; 494 из них находятся на воспитании в стационарных учреждениях. За этот же период на 8,3% уменьшилась доля детей, переданных под опеку и попечительство, на 18,6% - усыновленных. В то же время доля детей, воспитывающихся в приемных семьях, увеличилась на 23,8%. Всего в республике передано на воспитание в семьи 78,0% детей. Наиболее распространенной формой устройства в Республике Мордовия стала приемная семья.

С 2011 г. в республике реализуется программа "Право ребенка на семью на 2011 - 2013 гг.". Ее целью является создание системных изменений в рамках построения республиканской модели по профилактике социального сиротства детей, реабилитации семей группы риска и развитию форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В рамках программы созданы и функционируют 4 службы психолого-педагогической помощи семье, центр по устройству детей в замещающие семьи граждан, за время работы которых 45 детей переданы в замещающие семьи, а 9 воспитанников возвращены в семьи биологических родственников.

В республике определены дополнительные меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью в размере 13087,61 руб.;

ежемесячное пособие на содержание детей, оставшихся без попечения родителей, до 5500 руб. на каждого ребенка, принятого на воспитание;

вознаграждение приемных родителей в размере 3300 руб. на каждого ребенка, принятого на воспитание;

доплата в сумме 550 руб. за воспитание ребенка в возрасте до 3 лет, ребенка-инвалида или ребенка с отклонениями в развитии.

Законодательными актами Республики Мордовия для семей, принявших детей на воспитание, установлены также следующие льготы:

обеспечение детей путевками на отдых;

возмещение расходов по оплате жилого помещения, в котором фактически проживает ребенок, и коммунальных услуг;

ежемесячная выплата на транспортные расходы;

дополнительная стипендия для детей-сирот;

предоставление 1 раз в год компенсационной выплаты на возмещение транспортных расходов на проезд к месту жительства и обратно к месту учебы;

право на приобретение единой социальной проездной карта на проезд в городском и пригородном автомобильном транспорте (кроме такси);

бесплатный проезд без ограничения количества поездок в течение года к месту лечения и обратно и в исключительных случаях (похороны, нахождение на стационарном лечении);

оплата 50-процентной стоимости билетов "выходного дня" с 15 апреля по 15 октября для проезда на железнодорожном пригородном транспорте.

В соответствии с Законом Республики Мордовия от 24 декабря 2010 г. № 104-З "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты должны обеспечиваться жилыми помещениями. На учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в 2012 г. состояло 1256 чел., или 52,4% от общего количества детей-сирот. При этом 59% из них уже имеют право на получение жилья, однако только 22% из них получили квартиры.

Прогноз демографического развития Республики Мордовия на период до 2020 г. Данные демографического прогноза Республики Мордовия до 2020 г. свидетельствуют о сохранении тенденции сокращения численности населения. Несмотря на прогнозируемое увеличение уровня рождаемости и некоторую стабилизацию уровня смертности, население республики в среднесрочной перспективе к 2020 г. уменьшится до 790,0 тыс. чел. (или на 3,9%), в долгосрочной перспективе к 2025 г. - до 715,6 тыс. чел. (на 13,3%).

Снижение численности населения будет происходить вследствие сохраняющейся естественной убыли населения. Мордовия сохранит отрицательный естественный прирост и отрицательное сальдо миграции в течение прогнозируемого периода.

С 2013 г. до конца прогнозного периода число умерших и коэффициент смертности будут постепенно снижаться, при этом прогнозируется снижение ежегодного превышения числа умерших над числом родившихся с 1,5 раза в 2013 г. до 1,1 раза в 2020 г.

Предполагается снижение численности лиц трудоспособного возраста и одновременный рост числа лиц, достигших пенсионного возраста, так как из рабочих возрастов начнут выходить поколения, родившиеся в 50 - 60-е г.г. XX в., когда рождаемость в Республике Мордовия была самой высокой за весь послевоенный период.

Такое изменение возрастной структуры населения может потребовать большей эффективности функционирования учреждений социальной защиты, здравоохранения, соответствующих мер по обязательному социальному страхованию.

В настоящее время в репродуктивный возраст вступает малочисленное поколение 1990-х гг. рождения, что приведет к снижению рождаемости. Волнообразная динамика рождаемости создаст проблемы с обеспеченностью инфраструктуры детства (детских дошкольных и школьных учреждений, учреждений здравоохранения, досуга и т.п.).

В республике к 2020 г. предполагается увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,371. Также предполагается рост показателя ожидаемой продолжительности жизни с 70,5 лет в 2012 г. до 74,5 года в 2020 г.

С учетом указанных тенденций и основных параметров прогноза в демографическом развитии Республики Мордовия на период до 2020 г. необходима реализация мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации и укрепление института семьи.

 

Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

ПРОГРАММЫ, СРОКИ И ЭТАПЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ,

ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ

 

Целями Программы являются стабилизация численности населения, создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни граждан, проживающих на территории республики, увеличение ожидаемой продолжительности жизни.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Увеличение уровня рождаемости, укрепление института семьи.

2. Снижение уровня смертности, укрепление здоровья населения.

3. Обеспечение миграционного прироста населения.

Сроки и этапы реализации Программы. Реализация мероприятий Программы рассчитана на 2013 - 2020 гг.

Отдельным этапом реализации Программы определяется календарный год. По итогам каждого календарного года проводится анализ эффективности мероприятий, расходования средств на основе оценки целевых показателей и индикаторов, а также определяются промежуточные результаты реализации Программы.

Целевые показатели и индикаторы Программы. В результате реализации мероприятий Программы к 2020 г. ожидается:

повышение уровня рождаемости до 10,6 родившихся на 1000 чел. населения;

повышение суммарного коэффициента рождаемости до 1,371 ребенка, рожденного одной женщиной за весь репродуктивный период;

снижение уровня смертности до 13,6 умерших на 1000 чел. населения;

снижение смертности от болезней системы кровообращения до 579,0 умерших на 100 тыс. чел. населения;

снижение младенческой смертности до 7,5 детей, умерших в возрасте до 1 года, на 1000 детей, родившихся живыми;

снижение материнской смертности до 12,3 умерших женщин на 100 тыс. детей, родившихся живыми;

снижение уровня смертности населения в трудоспособном возрасте до 5,0 на 1000 чел. соответствующего пола и возраста;

повышение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 74,5 года;

сокращение отрицательного сальдо миграции до 30,5 на 10000 чел. населения;

увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на семейных формах устройства, до 90,0% в общем числе детей данной категории.

Целевые показатели и индикаторы Программы приведены в приложении 1.

 

Раздел 3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

 

В рамках республиканской целевой программы по улучшению демографической ситуации в Республике Мордовия до 2020 года будут реализованы следующие основные мероприятия.

1) Реализация мероприятий по повышению уровня рождаемости, укреплению института семьи.

2) Реализация мероприятий по сокращению уровня смертности, укреплению здоровья населения.

3) Реализация мероприятий, направленных на повышение миграционной привлекательности.

Программные мероприятия разработаны в соответствии с целями и задачами Программы с указанием финансовых ресурсов и сроков, необходимых для их реализации.

Перечень программных мероприятий приведен в приложении 2.

(Раздел 3 в редакции Постановления Правительства Республики Мордовия от 24.02.2016 № 98)

 

Раздел 4. ОБОСНОВАНИЕ РЕСУРСНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

Республиканская целевая программа по улучшению демографической ситуации в Республике Мордовия до 2020 года в 2014 г. будет включена в Государственную программу Республики Мордовия "Социальная поддержка граждан".

Общий объем финансирования Программы из всех источников на период 2013-2020 гг. составит 2 133 632,6 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:

средства федерального бюджета-367 769,6 тыс. руб.;

средства республиканского бюджета Республики Мордовия-1 765 863,0 тыс. руб.;

в т. ч. по годам:

2013 год-92 713,1 тыс. руб. (средства федерального бюджета-34 886,5 тыс. руб., средства республиканского бюджета Республики Мордовия-57 826,6 тыс. руб.);

2014 год-193 289,8 тыс. руб. (средства федерального бюджета-83 042,0 тыс. руб., средства республиканского бюджета Республики Мордовия-110 247,8 тыс. руб.);

2015 год-324 723,5 тыс. руб. (средства федерального бюджета-115 647,6 тыс. руб., средства республиканского бюджета Республики Мордовия-209 075,9 тыс. руб.);

2016 год-488 065,7 тыс. руб. (средства федерального бюджета-134 193,5 тыс. руб., средства республиканского бюджета Республики Мордовия-353 872,2 тыс. руб.);

2017 г.-159 545,0 тыс. руб. (средства республиканского бюджета Республики Мордовия);

2018 год-419 153,1 тыс. руб. (средства федерального бюджета-201 098,2 тыс. руб., средства республиканского бюджета Республики Мордовия-419 153,1 тыс. руб.)

2019 год-222 508,0 тыс. руб. (средства республиканского бюджета Республики Мордовия);

2020 год-233 634,4 тыс. руб. (средства республиканского бюджета Республики Мордовия). (Часть в редакции Постановления Правительства Республики Мордовия от 24.02.2016 № 98)

Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер (приложение 3).

Также мероприятия Программы будут финансироваться в рамках республиканских программ: Республиканская целевая программа содействия занятости населения Республики Мордовия на 2012 - 2014 годы, Государственная программа развития здравоохранения Республики Мордовия на 2013 - 2020 годы, Республиканская целевая программа "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы, Республиканская целевая программа улучшения условий труда в Республике Мордовия на 2011 - 2015 годы, Целевая Программа Республики Мордовия "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2015 годы".

Оценка рисков реализации Программы. При реализации мероприятий Программы возможно возникновение следующих рисков:

непредсказуемость поведения населения репродуктивного возраста: несмотря на ряд мер, направленных на стимулирование рождаемости программными методами, возможно устойчивое преобладание тенденций, свидетельствующих о многочисленности бездетных семей либо семей, воспитывающих одного ребенка. Такая ситуация не создает основ для простого воспроизводства населения, а увеличивает риск успешной реализации Программы;

увеличение доли семей социального риска: государственная поддержка за счет средств Программы может быть воспринята населением как дополнительный стимул для деторождения в семьях, находящихся в социально опасном положении, что приведет к увеличению доли младенческой и детской смертности, а также увеличению случаев лишения родительских прав, а следовательно, доли социального сиротства, к другим негативным социальным последствиям, что также создает риск успешной реализации Программы.

 

Раздел 5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия является государственным заказчиком - координатором Программы.

Ответственными исполнителями Программы являются Министерство здравоохранения Республики Мордовия, Министерство образования Республики Мордовия, Министерство культуры и туризма Республики Мордовия, Министерство печати и информации Республики Мордовия, Министерство спорта и физической культуры Республики Мордовия, Министерство по национальной политике Республики Мордовия, Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения, Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи.

В случае необходимости к реализации Программы могут привлекаться администрации муниципальных районов Республики Мордовия, иные заинтересованные организации в пределах их полномочий.

Управление и контроль за выполнением Программы осуществляются государственным заказчиком - координатором Программы в соответствии с разделом VII Порядка разработки и реализации республиканских целевых программ и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 августа 2006 г. № 384 "О разработке и реализации республиканских и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия".

Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия как государственный заказчик - координатор Программы совместно с Министерством экономики Республики Мордовия в установленном порядке осуществляет общее руководство и контроль за реализацией мероприятий Программы.

Государственный заказчик - координатор Программы:

готовит проекты нормативных правовых актов Правительства Республики Мордовия, необходимые для выполнения Программы;

ежегодно при необходимости уточняет механизм реализации Программы, целевые показатели и индикаторы;

предоставляет ежегодно до 1 марта текущего года в Министерство экономики Республики Мордовия по установленной форме доклад о ходе работ по реализации Программы, достигнутых результатах;

инициирует при необходимости экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Программы;

вносит в Министерство экономики Республики Мордовия и Министерство финансов Республики Мордовия предложения о корректировке мероприятий по реализации Программы либо о прекращении ее выполнения.

 

Раздел 6. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

 

Реализация мероприятий Программы позволит стабилизировать численность населения республики, создать условия для ее роста, а также увеличить ожидаемую продолжительность жизни (приложение 4).

Социальная эффективность реализации Программы определяется улучшением демографической ситуации в Республике Мордовия:

сохранением численности населения за счет уменьшения естественной убыли; увеличением ожидаемой продолжительности жизни; сохранением и улучшением здоровья населения; снижением смертности, в первую очередь от предотвратимых причин в младенческом и трудоспособном возрастах, а также снижением уровня травматизма и инвалидности;

развитием института семьи, укреплением духовно-нравственных основ семьи, обеспечением адресной социальной поддержки семьи: снижением разводов, увеличением количества семей с двумя, тремя и более детьми; созданием социально-экономических предпосылок для перехода от малодетного к среднему типу репродуктивного поведения семей;

совершенствованием системы мер управления миграционными процессами: привлечением трудовых ресурсов, регулированием миграционных потоков.

Экономическая эффективность реализации Программы заключается в стабилизации численности населения и росте предложения трудовых ресурсов на рынке труда Республики Мордовия.

В результате реализации Программы должно произойти сокращение естественной убыли населения, будут созданы условия для постепенного роста его численности при увеличении ожидаемой продолжительности жизни.

Формирование у репродуктивного населения потребности иметь детей, повышение престижа института семьи, поддержка семей с детьми, создание благоприятных условий для развития семейных форм воспитания и становления личности ребенка, а также принятие мер по развитию учреждений родовспоможения, улучшению медицинской помощи женщинам во время беременности и родов должны привести к повышению рождаемости.

В то же время профилактические и лечебные мероприятия будут нацелены на снижение смертности населения, прежде всего в трудоспособном возрасте, от наиболее распространенных причин.

Реализация мероприятий Программы не имеет экологических последствий.

Технико-экономическое обоснование Программы. Программно-целевой метод позволит более эффективно использовать ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.

Реализация Программы предполагает:

оказание воздействия на различные аспекты жизнедеятельности семьи в целях укрепления ее авторитета в общественном сознании, формирование у нового поколения приверженности семейным ценностям;

выполнение мероприятий по охране здоровья населения, особенно в трудоспособном возрасте;

реализацию комплекса мероприятий по регулированию миграционных процессов и совершенствованию миграционной политики.

Программа направлена на решение проблем, которые сдерживают дальнейшее демографическое развитие республики. Это позволит стимулировать рождаемость, создать предпосылки для снижения смертности, особенно в трудоспособном возрасте, обеспечить положительное сальдо в миграционных процессах на территории Республики Мордовия. Такой подход принесет максимальный эффект от вложения бюджетных средств и обеспечит наибольшие социально-демографические результаты.

 

 

 

Приложение 1

к Республиканской целевой программе

по улучшению демографической ситуации

в Республике Мордовия до 2020 года

 

Основные целевые показатели и индикаторы

реализации Республиканской целевой программы

по улучшению демографической ситуации в Республике

Мордовия до 2020 года

 

(В редакции постановлений Правительства Республики Мордовия

от 28.04.2014 № 187; от 16.03.2015 № 135; от 25.05.2015 № 286)


Показатель

Единица измерения

2012г.

2013г.

Прогнозные данные

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

2018г.

2019г.

2020г.

1. Увеличение уровня рождаемости, укрепление института семьи

Среднегодовая численность населения

тыс. чел.

822,0

815,4

810,8

808,3

806,5

805,8

806,6

808,9

812,5

Коэффициент естественного прироста населения

на 1 000 чел. населения

-4,5

-4,7

-4,2

-2,8

-1,8

-0,3

1,7

3,1

4,6

Общий коэффициент рождаемости

число родившихся на 1 000 чел. населения

10,0

10,1

10,1

10,9

11,7

12,6

13,6

14,7

15,9

Суммарный коэффициент рождаемости

число детей, рожденных одной женщиной за весь репродуктивный период

1,317

1,366

1,397

1,425

1,444

1,458

1,471

1,475

1,485

Ожидаемая продолжительность жизни населения

лет

70,72

70,56

71,8

72,4

72,9

73,8

74,0

74,6

75,3

Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на семейных формах устройства

в процентах от общего числа детей

78,0

78,5

80,9

81,0

82,0

83,0

84,0

 

 

Доступность дошкольного образования (отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся на очереди на получение в текущем году дошкольного образования) 

проценты

95,0

95,9

96,2

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детей

проценты

2,3

1,8

1,66

1,6

1,6

1,6

1,6

-

-

Численность женщин, прошедших профессиональное обучение в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет

чел.

192

265

249

210

210

210

210

210

210

Количество произведенных ежемесячных денежных выплат нуждающимся в поддержке семьям в связи с рождением после 31 декабря 2012 г. третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет

количество выплат

0

6005

17394

26046

33306

35526

37962

-

-

2. Снижение уровня смертности, укрепление здоровья населения

Общий коэффициент смертности

число умерших на 1 000 чел. населения

14,4

14,8

14,3

13,7

13,5

13,0

12,0

11,6

11,3

Младенческая смертность

число детей, умерших в возрасте до 1 года, на 1 000 детей, родившихся живыми

8,1

7,4

6,0

7,8

7,5

7,2

7,0

6,8

6,6

Материнская смертность

число умерших женщин на

100 тыс. детей, родившихся живыми

24,5

0,0

12,2

13,0

13,0

13,0

13,0

13,0

13,0

Смертность от болезней системы кровообращения

число умерших на 100 тыс. чел. населения

715,1

673,9

546,1

691,7

663,0

615,0

580,2

558,8

538,8

Смертность от дорожно-транспортных происшествий

число умерших на 100 тыс. чел. населения

14,7

16,9

13,6

14,5

13,2

10,7

10,3

10,1

9,9

Смертность населения трудоспособного возраста

на 1 000 чел. населения трудоспособного возраста

5,8

5,9

5,6

5,6

5,4

5,2

5,0

5,0

5,0

3. Обеспечение миграционного прироста населения

Коэффициент миграционного прироста

на 10 000 чел. населения

-38,2

-31,5

2,7

0,0

1,2

2,5

3,7

4,9

6,2


Информация по документу
Читайте также