Расширенный поиск

Закон Кировской области от 10.03.1998 № 35-ЗО

 



                                ЗАКОН
                          КИРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

                                     Утратил силу - Закон Кировской
                                    области от 02.06.2006 г. N 12-ЗО

        "Об организации деятельности по опеке и попечительству
                         в Кировской области"

        Принят Кировской областной Думой 24 февраля 1998 года

   (В редакции Закона Кировской области от 01.03.2004 г. N 222-ЗО)

    
     Настоящий  Закон регулирует вопросы организации и деятельности по
осуществлению   опеки   и   попечительства  на  территории  области  в
соответствии  с  полномочиями,  предоставленными  субъектам Российской
Федерации федеральным законодательством.

     ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Правовая основа организации опеки и попечительства

     Правовую  основу  организации  опеки и попечительства в Кировской
области   составляют  Конституция  Российской  Федерации,  федеральное
законодательство,  Устав (Основной Закон) Кировской области, настоящий
Закон,  Уставы  муниципальных  образований,  нормативные правовые акты
органов государственной власти и местного самоуправления области.   (В
редакции Закона Кировской области от 01.03.2004 г. N 222-ЗО)

     Статья 2. Понятия, применяемые в настоящем Законе

     В настоящем Законе используются понятия:

     опека и   попечительство   -   форма   защиты  прав  и  интересов
несовершеннолетних,  недееспособных или неполностью дееспособных  лиц,
проявления государственной заботы о детях-сиротах и детях,  оставшихся
без попечения родителей,  обеспечивающая их содержание,  воспитание  и
образование (опека устанавливается над детьми,  не достигшими возраста
14 лет и недееспособными  гражданами;  попечительство  устанавливается
над  несовершеннолетними  в  возрасте  от  14  до 18 лет и гражданами,
ограниченными судом в дееспособности);
     патронаж -  форма  защиты  прав   совершеннолетних   дееспособных
граждан,   которые  по  состоянию  здоровья  не  могут  самостоятельно
осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;
     приемная   семья   -   форма   устройства  детей-сирот  и  детей,
оставшихся  без  попечения родителей, на основании договора о передаче
ребенка   (детей)  на  воспитание  в  семью  между  органами  опеки  и
попечительства   и  приемными  родителями  (супругами  или  отдельными
гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью); (В  редакции
Закона Кировской области от 01.03.2004 г. N 222-ЗО)
     усыновление  (удочерение) - форма устройства детей-сирот и детей,
оставшихся   без   попечения   родителей,   на   воспитание  в  семью,
устанавливаемая  в  судебном порядке вследствие чего усыновленные дети
по  отношению к усыновителям и усыновители по отношению к усыновленным
детям  приравниваются  в личных неимущественных и имущественных правах
и обязанностях к родственникам по происхождению; (В   редакции  Закона
Кировской области от 01.03.2004 г. N 222-ЗО)
     дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет,  у  которых  умерли  оба
родителя или единственный родитель; (В   редакции   Закона   Кировской
области от 01.03.2004 г. N 222-ЗО)
     дети,  оставшиеся  без  попечения родителей, - лица в возрасте до
18  лет,  которые  остались  без  попечения  единственного  или  обоих
родителей   в   связи   с   отсутствием   родителей  или  лишением  их
родительских  прав,  ограничением их в родительских правах, признанием
родителей   безвестно   отсутствующими,  недееспособными  (ограниченно
дееспособными),  находящимися  в  лечебных учреждениях, объявлением их
умершими,   отбыванием   ими   наказания  в  учреждениях,  исполняющих
наказание  в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под
стражей   подозреваемых   и   обвиняемых  в  совершении  преступлений;
уклонением  родителей  от  воспитания  детей  или  от защиты их прав и
интересов,  отказом  родителей  взять  своих  детей из воспитательных,
лечебных  учреждений,  учреждений социальной защиты населения и других
аналогичных  swpefdemhi  и в иных случаях признания ребенка оставшимся
без попечения родителей в установленном законом порядке; (В   редакции
Закона Кировской области от 01.03.2004 г. N 222-ЗО)
     недееспособное лицо - гражданин, признанный судом недееспособным,
вследствие психического расстройства;
     лицо, ограниченное в  дееспособности  -  гражданин,  ограниченный
судом  в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными налитками
или наркотическими средствами.

     ГЛАВА II.  ОСНОВНЫЕ  ЗАДАЧИ  И   ПОЛНОМОЧИЯ   ОРГАНОВ   ОПЕКИ   И
                ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

     Статья 3. Органы опеки и попечительства

     Органами опеки   и   попечительства   являются   органы  местного
самоуправления.

     Функции по опеке и попечительству осуществляют:

     в отношении  несовершеннолетних  лиц   -   муниципальные   органы
управления образованием;
     в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно
дееспособными, - органы управления здравоохранением;
     в отношении  дееспособных  лиц,  нуждающихся   в   попечительстве
государства, - муниципальные органы социальной защиты населения.

     Статья 4. Задачи органов опеки и попечительства

     Основными задачами органов опеки и попечительства являются:

     обеспечение оптимальных    условий   для   жизни   и   воспитания
детей-сирот  и  детей,   оставшихся   без   попечения   родителей,   и
несовершеннолетних,  не  имеющих  нормальных  условий для воспитания в
семье;
     осуществление контроля за содержанием, воспитанием и образованием
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
     защита имущественных  и  личных  неимущественных прав и интересов
несовершеннолетних;
     защита имущественных и личных неимущественных  прав  и  интересов
совершеннолетних   лиц,   признанных   судом  недееспособными  или  не
полностью  дееспособными,  а   также   совершеннолетних   дееспособных
граждан, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья.

     Статья 5.  Полномочия органов местного самоуправления по опеке и
                попечительству

     В соответствии   с   возложенными   задачами   органы    местного
самоуправления, как органы опеки и попечительства:
     организуют выявление  детей-сирот   и   детей,   оставшихся   без
попечения  родителей,  и  несовершеннолетних,  не  имеющих  нормальных
условий для воспитания в семье,  а также совершеннолетних,  которые по
состоянию  здоровья  не  могут  самостоятельно осуществлять и защищать
свои права и исполнять обязанности;
     принимают решение  об  устройстве выявленных лиц в воспитательное
учреждение,  лечебное   учреждение,   учреждение   социальной   защиты
населения, приемную семью;
     устанавливают опеку  и  попечительство  над   несовершеннолетними
детьми,  оставшимися без попечения родителей,  над лицами, признанными
судом недееспособными, ограниченно дееспособными;
     назначают опекунов   (попечителей),   освобождают   и  отстраняют
опекунов (попечителей) от выполнения возложенных на них обязанностей;
     заключают с  приемными  родителями  договоры  о  передаче ребенка
(детей) в приемную семью;
     решают вопросы содержания подопечных,  ухода за ними, их лечения,
защиты их прав и интересов;
     обеспечивают выплату денежных средств на содержание детей-сирот и
детей,  оставшихся без попечения  родителей,  в  порядке  и  размерах,
установленных Правительством Российской Федерации;
     представляют в судах  интересы  несовершеннолетних  и  подопечных
лиц,  предъявляют в суды иски,  связанные с защитой их прав и законных
интересов,  а также о  признании  граждан  ограниченно  дееспособными,
недееспособными;
     принимают меры  по   защите   имущественных,   жилищных,   личных
неимущественных  прав подопечных и несовершеннолетних,  оставшихся без
попечения родителей,  и по обеспечению их жилой  площадью  в  случаях,
предусмотренных законодательством;
     назначают управляющего  над   имуществом   граждан   в   случаях,
предусмотренных законодательством;
     дают письменное разрешение на совершение сделок по отчуждению,  в
том  числе  обмену  и  дарению имущества подопечных,  сдаче его в наем
(аренду),  в безвозмездное пользование или в залог,  а  также  сделок,
влекущих  отказ от принадлежащих подопечным прав,  раздел их имущества
или выдел из него долей,  и любых других сделок,  влекущих  уменьшение
имущества подопечных;
     дают разрешение    на    совершение    сделок     в     отношении
приватизированных     жилых    помещений,    в    которых    проживают
несовершеннолетние,   имеющие   право   пользования   данными   жилыми
помещениями, а также в других случаях, предусмотренных законом;
     дают согласие на отчуждение жилых помещений,  в которых проживают
несовершеннолетние,   если   при   этом  затрагиваются  их  права  или
охраняемые законом интересы;
     принимают решение  об  объявлении  несовершеннолетнего  полностью
дееспособным    (эмансипированным)    в    случаях,    предусмотренных
законодательством;
     решают вопросы   присвоения   или   изменения   фамилии,    имени
несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;
     осуществляют контроль за условиями воспитания и содержания  детей
в  учреждениях  вне  зависимости  от их ведомственной принадлежности и
организационно-правовых  форм,   в   семьях   усыновителей,   опекунов
(попечителей), приемных родителей;
     рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам
опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры;
     реализуют иные полномочия  по  опеке  и  попечительству  согласно
действующему законодательству, уставам муниципальных образований.";
     4) абзац четвертый статьи 7 изложить в следующей редакции:
     "предоставляют сведения   о   детях,   оставшихся  без  попечения
родителей  и  не  устроенных  на  воспитание  в  семью  по  месту   их
фактического   нахождения,   в  департамент  образования  области  для
(формирования регионального  банка  данных  о  детях,  оставшихся  без
попечения родителей;
     (Статья      в      редакции     Закона     Кировской     области
от 01.03.2004 г. N 222-ЗО)

     Статья 6. Осуществление общих функций по опеке и попечительству

     Органы местного самоуправления как органы опеки и попечительства:

     осуществляют подбор  лиц,  способных  к  выполнению  обязанностей
опекуна (попечителя),  готовят материалы,  необходимые для  назначения
опекуна (попечителя),  а также об освобождении или отстранении опекуна
(попечителя) от выполнения возложенных на них обязанностей;
     осуществляют устройство  нуждающихся  в  опеке   (попечительстве)
несовершеннолетних  и  дееспособных  совершеннолетних лиц,  которые по
состоянию здоровья не могут  самостоятельно  осуществлять  и  защищать
свои  права  и  исполнять  обязанности,  обеспечивают  сохранность  их
имущества;
     ведут учет   лиц,   в   отношении   которых   установлена   опека
(попечительство);
     осуществляют надзор   за  деятельностью  опекунов  (попечителей),
оказывают  им  помощь  в  организации  медицинского   обслуживания   и
трудоустройства подопечных;
     в установленном законом порядке осуществляют защиту имущественных
и  личных  неимущественных  прав  и  интересов  подопечных  в   случае
ненадлежащего исполнения опекуном (попечителем) своих обязанностей,  в
том числе использования ими опеки (попечительства) в корыстных  целях,
а  также  в  случае  оставления  подопечного без надзора и необходимой
помощи;
     готовят материалы  о  назначении  выплат  денежных   средств   на
содержание    подопечного    в    порядке    размерах,   установленных
Правительством Российской Федерации;
     участвуют в судебных заседаниях по делам  подопечных  в  случаях,
предусмотренных законодательством;
     взаимодействуют с   органами,   учреждениями   и   организациями,
входящими в  государственную  систему  профилактики  безнадзорности  и
правонарушений;
     оказывают информационную,     психологическую,    педагогическую,
юридическую и иную помощь по вопросам защиты прав и охраняемых законом
интересов подопечных.

     Статья 7. Функции по опеке и попечительству муниципальных органов
               управления образованием

     В целях защиты прав и интересов несовершеннолетних  муниципальные
органы управления образованием:

     организуют работу с должностными лицами,  гражданами по выявлению
детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  участвуют в
выявлении данной категории детей, ведут их учет;
     осуществляют в  месячный срок подготовку документов детей-сирот и
детей,  оставшихся без попечения родителей,  и несовершеннолетних,  не
имеющих  нормальных  условий для воспитания в семье,  для установления
опеки (попечительства),  помещения их в приемную семью, усыновления, а
при   отсутствии   такой   возможности,   обеспечивают   устройство  в
образовательное,  лечебное учреждение или учреждение социальной защиты
населения;
     при наличии   правовых   оснований   для  усыновления  ребенка  и
невозможности передачи его на  воспитание  в  семью  в  месячный  срок
направляют   сведения   о   нем   в   орган   управления  образованием
администрации  области  для  постановки  на  централизованный  учет  в
федеральном банке данных о детях,  подлежащих передаче на воспитание в
семью;
     ведут учет лиц,  желающих усыновить (удочерить)  ребенка  (детей)
взять под опеку (попечительство), в приемную семью;
     проводят обследование жилищно-бытовых условий лиц, желающих взять
ребенка  на  воспитание  в  семью,  на  основании   которого   готовят
заключение    о   возможности   их   быть   усыновителями,   опекунами
(попечителями), приемными родителями;
     оказывают помощь  в  подборе   ребенка   (детей)   кандидатам   в
усыновители, опекунам (попечителям), приемным родителям;
     готовят по   запросу   суда   заключение   об   обоснованности  и
соответствии  усыновления   интересам   усыновляемого   (удочеряемого)
ребенка;
     участвуют в  рассмотрении  судом  дел об установлении усыновления
(удочерения);
     возбуждают в судах дела об отмене усыновления (удочерения);
     беспрепятственно посещают  семьи,  пребывание  детей  в   которых
представляет угрозу их жизни и здоровью;
     оказывают помощь  опекунам  (попечителям),  приемным  родителям в
воспитании, обучении и организации отдыха детей;
     дают заключение о возможности раздельного проживания попечителя с
подопечным;
     готовят необходимые  документы  для  вынесения решения о создании
приемной семьи;
     осуществляют контроль  за  выполнением  возложенных  на  приемных
родителей обязанностей по содержанию,  воспитанию, образованию ребенка
(детей);
     дают заключение  о  возможности  объявления   несовершеннолетнего
полностью дееспособным (эмансипированным);
     участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении дел, связанных с
содержанием,  воспитанием  и   образованием   детей,   нуждающихся   в
государственной    помощи    и    других    случаях,   предусмотренных
законодательством;
     разрешают спорные вопросы между родителями о воспитании детей;
     участвуют в исполнении решений судов о передаче, отобрании детей;
     осуществляют охрану  интересов   неродившегося   наследника   при
разделе наследственного имущества;
     привлекают общественность     к    работе    по    охране    прав
несовершеннолетних;
     осуществляют иные функции  по  опеке  и  попечительству  согласно
действующему законодательству.

     Статья 8.  Функции  по  опеке и попечительству органов управления
                здравоохранением

     В целях  защиты  прав   и   интересов   лиц,   признанных   судом
недееспособными   и   ограниченно   дееспособными,  органы  управления
здравоохранением и попечительства:

     выявляют душевнобольных,  нуждающихся  в  установлении  над  ними
опеки;
     готовят документы  для  рассмотрения  в  суде дел о признании лиц
недееспособными или ограниченно дееспособными;
     участвуют в судебных заседаниях по делам  подопечных  в  случаях,
предусмотренных законодательством;
     оказывают необходимую   помощь   до   установления  опеки  лицам,
признанным судом недееспособными.

     Статья 9. Функции по опеке и попечительству муниципальных органов
               социальной защиты

     В целях защиты прав и интересов лиц, нуждающихся в попечительстве
государства, муниципальные органы социальной защиты:

     выявляют совершеннолетних  дееспособных   граждан,   которые   по
состоянию  здоровья  не  могут  осуществлять и защищать самостоятельно
свои права и исполнять обязанности, и нуждаются в попечительстве;
     оказывают необходимую помощь данной категории лиц до установления
попечительства в форме патронажа;
     осуществляют устройство   в   дома-интернаты  для  престарелых  и
инвалидов;
     рассматривают документы лиц,  желающих осуществлять патронаж  над
совершеннолетними    дееспособными    гражданами,    нуждающимися    в
попечительстве,  на основании чего делают заключение об их возможности
быть попечителями (помощниками);
     устанавливают патронаж    над   совершеннолетними   дееспособными
лицами,  нуждающимися в попечительстве по  состоянию  здоровья,  о  их
соглашения;
     прекращают патронаж    по   требованию   лиц,   находящихся   под
патронажем;
     осуществляют контроль за выполнением возложенных  на  попечителей
обязанностей по реализации прав их подопечных;
     участвуют в  судебных  заседаниях  по делам подопечных в случаях,
предусмотренных законодательством;
     выявляют несовершеннолетних лиц,  нуждающихся  в  государственной
помощи, оказывают им социальную и материальную помощь;
     осуществляют устройство  несовершеннолетних  лиц,  нуждающихся  в
государственной  помощи,   в   приюты   и   центры   социально-бытовой
реабилитации;
     выполняют иные   функции   по  опеке  и  попечительству  согласно
действующему законодательству.

     Статья 10.  Контроль  за  деятельностью  органов,  осуществляющих
                 работу по опеке и попечительству

     Контроль за деятельностью органов, осуществляющих работу по опеке
и  попечительству,   проводится   должностными   лицами   и   органами
государственной власти в соответствии с законодательством.

     Формы и  методы контроля определяются нормативно-правовыми актами
Российской Федерации и Кировской области.

     Статья 11. Кадровое обеспечение

     Для осуществления   функций    по    опеке    и    попечительству
несовершеннолетних в органах местного самоуправления предусматриваются
специальные должности инспекторов по охране прав детей  из  расчета  1
специалист на 5 тысяч детского (от 0 до 13 лет) населения, но не менее
одного специалиста  на  муниципальное  образование  в  соответствии  с
законодательством.

     Расходы, связанные   с   осуществлением   функций   по   опеке  и
попечительству,  планируются  и  производятся  из   местного   бюджета
соответствующего муниципального образования.

     Статья 12.  Ответственность  органов  местного  самоуправления  и
                 должностных лиц за неисполнение настоящего Закона

     За неисполнение   или   ненадлежащее   исполнение   Закона    "Об
организации   деятельности  по  опеке  и  попечительству  в  Кировской
области" органы местного самоуправления и их  должностные  лица  несут
ответственность в соответствии с действующим законодательством.

     Статья 13. Порядок вступления в силу настоящего Закона

     Настоящий Закон    вступает    в   силу   со   дня   официального
опубликования.


Губернатор Кировской
области   В. Н. Сергеенков

г. Киров
10 марта 1998 года
N 35-ЗО




Информация по документу
Читайте также