Расширенный поиск

Постановление Правительства Нижегородской области от 15.08.2012 № 552

 

 

 

 

 

                ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

     от 15 августа 2012 года                             N 552

 

 

        Об утверждении региональной программы "Мы - как все"
     

   (В редакции Постановления Правительства Нижегородской области

   от   15.07.2014   г.   N   468 от 23.12.2014 № 926)

 

     
     В соответствии с пунктом 65  Плана мероприятий по реализации  в
2011-2015  годах   Концепции  демографической  политики   Российской
Федерации  на  период  до  2025  года,  утвержденного  распоряжением
Правительства Российской Федерации от 10 марта 2011 года N 367-р, во
исполнение решения  правления Фонда поддержки  детей, находящихся  в
трудной жизненной ситуации (протокол заседания от 29 мая 2012 года N
4)  и  для   привлечения  в  Нижегородскую  область   дополнительных
инвестиций  на  реализацию  мероприятий, направленных  на  работу  с
семьями, воспитывающими детей-инвалидов, Правительство Нижегородской
области постановляет:
     1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Мы - как  все"
(далее - Программа).
     2. Министерству  социальной   политики  Нижегородской   области
обеспечить реализацию  мероприятий  в рамках  Программы совместно  с
заинтересованными  органами   исполнительной  власти   Нижегородской
области, учреждениями и организациями.
     3.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на

заместителя   Губернатора,  заместителя  Председателя  Правительства

Нижегородской  области  Д.В.Сватковского.  (В редакции Постановления

Правительства Нижегородской области от 23.12.2014 № 926)

     4. Настоящее  постановление   вступает  в  силу   со  дня   его
подписания.
     
     
     Губернатор                                    В.П.Шанцев
     

 

 

                                                          УТВЕРЖДЕНА
                                        постановлением Правительства
                                               Нижегородской области
                                       от 15 августа 2012 года N 552

 

 

               РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "МЫ - КАК ВСЕ"
                        (далее - Программа)

 

   (В редакции Постановления Правительства Нижегородской области

                 от 15.07.2014 г. N 468; от 23.12.2014 № 926)                    

 

                        1. Паспорт Программы

 

+---------------------+-----------------------------------------------------+
| 1.1. Наименование   | региональная программа "Мы - как все"               |
| Программы           |                                                     |
+---------------------+-----------------------------------------------------+
| 1.2. Основание для  | протокол заседания правления Фонда поддержки  детей,|
| разработки Программы| находящихся в трудной жизненной ситуации, от 29  мая|
|                     | 2012 года N 4                                       |
+---------------------+-----------------------------------------------------+
| 1.3. Государственный| министерство социальной    политики    Нижегородской|
| заказчик Программы  | области                                             |
+---------------------+-----------------------------------------------------+
| 1.4. Основные       | министерство социальной    политики    Нижегородской|
| разработчики        | области                                             |
| Программы           |                                                     |
+---------------------+-----------------------------------------------------+
| 1.5. Цель Программы | организация системной    помощи,    абилитации     и|
|                     | реабилитации   детей-инвалидов   и   детей   раннего|
|                     | возраста  с  ограниченными  возможностями  здоровья,|
|                     | профилактика инвалидности, социализация и интеграция|
|                     | детей-инвалидов      и     семей,      воспитывающих|
|                     | детей-инвалидов, в общество                         |
+---------------------+-----------------------------------------------------+
| 1.6. Задачи         | 1. Апробация  и внедрение  инновационных  социальных|
| Программы           | технологий,  моделей  и  методик,  направленных   на|
|                     | расширение  перечня и  повышение  качества услуг  по|
|                     | абилитации  и  реабилитации детей-инвалидов,  в  том|
|                     | числе раннего возраста.                             |
|                     | 2. Создание   условий   для   развития   творческого|
|                     | потенциала  детей-инвалидов, детей  с  ограниченными|
|                     | возможностями   здоровья  совместно   со   здоровыми|
|                     | сверстниками, развитие  программ семейного отдыха  и|
|                     | оздоровления.                                       |
|                     | 3. Укрепление    ресурсного    потенциала     семей,|
|                     | воспитывающих   детей   с   инвалидностью,   и    их|
|                     | социально-реабилитационных компетенций, формирование|
|                     | позитивной мотивации к образованию новых  социальных|
|                     | связей, а также  содействие созданию сетей  взаимной|
|                     | поддержки родителей детей-инвалидов.                |
|                     | 4. Повышение      профессиональных       компетенций|
|                     | специалистов, задействованных  в работе по  оказанию|
|                     | реабилитационных услуг,  в том  числе ранней  помощи|
|                     | детям-инвалидам, семьям с детьми-инвалидами.        |
|                     | 5. Формирование в обществе толерантного отношения  к|
|                     | детям-инвалидам,  популяризация идей  содействия  их|
|                     | социальной интеграции.                              |
+---------------------+-----------------------------------------------------+
| 1.7. Срок реализации|                    2012-2014 годы                   |
| Программы           |                                                     |
+---------------------+-----------------------------------------------------+
| 1.8. Основные       | - министерство  социальной  политики   Нижегородской|
| исполнители         | области;                                            |
| Программы           | - министерство культуры Нижегородской области;      |
|                     | - министерство   спорта   и   молодежной    политики|
|                     | Нижегородской области;                              |
|                     | - государственные       учреждения       социального|
|                     | обслуживания,  культуры   и   спорта  (при   условии|
|                     | участия);                                           |
|                     | - региональные  средства  массовой  информации  (при|
|                     | условии участия);                                   |
|                     | - Нижегородская      региональная       общественная|
|                     | организация  поддержки  детей  и  молодежи   "Верас"|
|                     | (далее - НРООПДиМ "Верас") (по согласованию);       |
|                     | - другие общественные объединения и организации  (по|
|                     | согласованию).                                      |
+---------------------+-----------------------------------------------------+
+-----------------------------------------------------------+

| 1.9. Объем и источники финансирования Программы (по  годам|

| реализации и источникам финансирования)                   |

+---------------------+-------------------------------------+

|      Источники      |    Объем финансирования по годам    |

|    финансирования   |           (в тыс. рублей)           |

|      Программы      |                                     |

|                     +--------+--------+----------+--------+

|                     |  2012  |  2013  | 2014 год |  Всего |

|                     |   год  |   год  |          |        |

+---------------------+--------+--------+----------+--------+

| Средства областного | 4 948,0| 3 343,1| 10 831,1 |   19   |

| бюджета             |        |        |          |  122,2 |

+---------------------+--------+--------+----------+--------+

| Средства,           | 7 955,5|   10   | 13 991,1 |   32   |

| запрашиваемые в виде|        |  351,1 |          |  297,7 |

| гранта         Фонда|        |        |          |        |

| поддержки     детей,|        |        |          |        |

| находящихся        в|        |        |          |        |

| трудной    жизненной|        |        |          |        |

| ситуации            |        |        |          |        |

+---------------------+--------+--------+----------+--------+

| Привлеченные        |   20   |   35   | 21 814,9 |   78   |

| средства            |  438,8 |  824,5 |          |  078,2 |

+---------------------+--------+--------+----------+--------+

| ВСЕГО:              |   33   |   49   | 46 637,1 |   129  |

|                     |  342,3 |  518,7 |          |  498,1 |

+---------------------+--------+--------+----------+--------+

+---------------------+----------+---------+----------+---------------------+
| 1.10. Система       | Контроль за   исполнением   Программы   осуществляет|
| организации контроля| Правительство Нижегородской области.                |
| за исполнением      | Управление Программой осуществляется рабочей группой|
| Программы           | по реализации  мер  социальной  поддержки  семей   с|
|                     | детьми-инвалидами  при  координационном  совете   по|
|                     | реализации  государственной   семейной  политики   в|
|                     | Нижегородской  области,  утвержденном  распоряжением|
|                     | Правительства Нижегородской области от 13 марта 2007|
|                     | года  N  236-р  (далее -  Координационный  Совет  по|
|                     | реализации государственной семейной политики).      |
+---------------------+-----------------------------------------------------+
| 1.11. Ожидаемые     | В ходе   выполнения   Программы   будут   достигнуты|
| конечные результаты | следующие конечные результаты:                      |
| реализации          | - открытие не  менее  5 лекотек  на базе  учреждений|
| Программы, в том    | социального обслуживания семьи и детей, образования;|
| числе в части       | - создание групп дневного пребывания детей-инвалидов|
| изменения положения | на базе 20  учреждений социальной защиты  населения,|
| целевых групп       | некоммерческих организаций (далее - НКО);           |
|                     | - развитие системы творческой реабилитации в районах|
|                     | и городах  Нижегородской   области,   в  том   числе|
|                     | создание не менее 59 ежегодно постоянно  действующих|
|                     | творческих мастерских для детей-инвалидов  совместно|
|                     | со  здоровыми   сверстниками   на  базе   учреждений|
|                     | социальной защиты, культуры, образования;           |
|                     | - увеличение числа специалистов, прошедших  обучение|
|                     | в рамках  Программы, из  общего числа  специалистов,|
|                     | задействованных  в  органах власти  и  организациях,|
|                     | уполномоченных  заниматься  вопросами  абилитации  и|
|                     | реабилитации детей-инвалидов;                       |
|                     | - увеличение   доли   детей-инвалидов,    получивших|
|                     | реабилитационные   услуги,   в   общем    количестве|
|                     | детей-инвалидов до 80%;                             |
|                     | - увеличение   доли   семей   с   детьми-инвалидами,|
|                     | получивших  услуги  в учреждениях,  организациях,  в|
|                     | общем  количестве  нуждающихся  в  услугах  семей  с|
|                     | детьми-инвалидами до 80%;                           |
|                     | - увеличение доли  детей с  нарушениями развития  до|
|                     | 3-х лет, получивших  абилитационные услуги, в  общей|
|                     | численности   детей  до   3   лет  с   ограниченными|
|                     | возможностями здоровья до 40-50%;                   |
|                     | - увеличение   доли   семей   с   детьми-инвалидами,|
|                     | получивших      социальные      услуги       (группы|
|                     | кратковременного  и  дневного  пребывания,  домашний|
|                     | помощник и другое) на период занятости родителей,  в|
|                     | общей численности семей с детьми-инвалидами до 30%; |
|                     | - увеличение   доли   семей   с   детьми-инвалидами,|
|                     | принявших участие в обучающих семинарах,  тренингах,|
|                     | в работе "Школы родителей с особым ребенком" до 70%;|
|                     | - развитие     деятельности     не     менее      50|
|                     | специализированных  служб   сопровождения  семьи   и|
|                     | ребенка;                                            |
|                     | - обеспечение    информационной,    консультативной,|
|                     | методической    поддержки   мероприятий    Программы|
|                     | областным  ресурсным центром  в  составе ГБУ  "Центр|
|                     | социальной помощи  семье и  детям "Дом"  Сормовского|
|                     | района гижнего Новгорода";                        |
|                     | - увеличение    количества   семей,    воспитывающих|
|                     | детей-инвалидов,                           прошедших|
|                     | информационно-практическое    обучение   в    рамках|
|                     | доступного      формата     программ      психолого-|
|                     | педагогической  и  правовой  подготовки,  из  общего|
|                     | числа с 15 до 80%;                                  |
|                     | - формирование регионального банка данных о  семьях,|
|                     | воспитывающих  детей-инвалидов,  внедрение   системы|
|                     | "социальный паспорт  ребенка-инвалида и его  семьи",|
|                     | обеспечивающей   преемственность   информации    для|
|                     | специалистов    социальных    и     реабилитационных|
|                     | учреждений,    служб    сопровождения    семьи     и|
|                     | ребенка-инвалида;                                   |
|                     | - увеличение количества  семей с  детьми-инвалидами,|
|                     | участвующих в программах семейного  интегрированного|
|                     | отдыха и оздоровления, с 20 до 60%;                 |
|                     | - увеличение     числа     семей,      воспитывающих|
|                     | детей-инвалидов,     участвующих     в      массовых|
|                     | мероприятиях,   проводимых   в   рамках   Программы,|
|                     | направленных  на  укрепление  ресурсного  потенциала|
|                     | этих  семей,  формирование у  них  новых  социальных|
|                     | связей, из общего числа семей с детьми-инвалидами  с|
|                     | 18 до 70% от общего количества данных семей;        |
|                     | - увеличение   числа  семей   с   детьми-инвалидами,|
|                     | участвующих  в  работе  групп  взаимной   поддержки,|
|                     | общественных клубов, с 21 до 70%;                   |
|                     | - увеличение количества детей-инвалидов,  охваченных|
|                     | различными спортивными мероприятиями, соревнованиями|
|                     | с 30 до 55%.                                        |
+---------------------+-----------------------------------------------------+
   редакции   Постановления  Правительства  Нижегородской  области

от 23.12.2014 № 926)

 

                         2. ТЕКСТ ПРОГРАММЫ

 

                     2.1. Обоснование проблемы

 

     Основной целью государственной социальной политики в  интересах
детей   и    семей   является    создание   необходимых    правовых,
социально-экономических,  социокультурных условий  для  физического,
психологического,     духовного,    социального,     эмоционального,
познавательного  и  культурного  развития детей,  а  также  реальное
обеспечение основных гарантий прав ребенка в Российской Федерации на
основе повышения  уровня жизни населения  и модернизации  экономики.
Ключевой  задачей  поддержки  детей,  находящихся  в  особо  сложных
обстоятельствах,  является  создание  для  них  условий   нормальной
жизнедеятельности,  развития индивидуальных  возможностей,  успешной
социальной интеграции,  в том  числе путем создания  условий для  их
воспитания и образования в семейной среде.
     По состоянию   на   1   января  2011   года   общее   население
Нижегородской области составляет 3 млн. 323 тыс. 600 человек, из них
детей 0-17 лет - 548899 (16,5% от общей численности населения).
     По данным  лечебно-профилактических учреждений  в  2010 году  в
Нижегородской области признано 11414 детей-инвалидов (2,08% от общей
численности   детей).  Большинство   детей-инвалидов   Нижегородской
области  проживает  в  семьях   -  8834  (77,4%).  Остальная   часть
детей-инвалидов  воспитывается  в  интернатных  учреждениях  системы
образования  (19,6%),  социальной  защиты (1,6%),  в  домах  ребенка
системы здравоохранения (0,7%).
     В структуре    заболеваемости,    обусловившей    возникновение
инвалидности,  на  первом  месте стоят  психические  расстройства  и
расстройства поведения (44%); на втором месте - врожденные  аномалии
(15,4%); на  третьем месте  -  болезни нервной  системы (14,7%);  на
четвертом месте - болезни уха и сосцевидного отростка (5,5%).
     По состоянию на 25 августа  2011 года в качестве безработных  в
органах   службы    занятости   населения   Нижегородской    области
зарегистрированы  17  граждан, относящихся  к  категории  родителей,
воспитывающих детей-инвалидов.
     Содействие трудоустройству  незанятых родителей,  воспитывающих
детей-инвалидов,  предусмотрено  областной  целевой  программой   
дополнительных  мерах,  направленных на  снижение  напряженности  на
рынке  труда  Нижегородской  области  в  2012  году",   утвержденной
постановлением Правительства Нижегородской области от 3 февраля 2012
года  N  57.  В рамках  данной  программы  предполагается  оснащение
рабочих  мест,   на   которые  будут   трудоустроены  22   родителя,
воспитывающие   детей-инвалидов.   Финансирование   мероприятий   по
содействию  занятости  инвалидов  осуществляется  за  счет  субсидий
федерального и областного бюджетов.
     Устойчивая тенденция  к увеличению  общей  численности детей  с
ослабленным здоровьем, детей-инвалидов и детей группы риска,  низкий
уровень жизни  семей, воспитывающих этих  детей, требуют  проведения
целенаправленной системной поддержки и профилактических мер, как  на
раннем  этапе,  так  и  на  последующих  этапах  развития   ребенка.
Соответственно, потребность  в службах ранней  помощи и  дальнейшего
сопровождения  семей  с  детьми,  имеющими  инвалидность,  постоянно
растет.
     Для детей-инвалидов  и   воспитывающих   их  семей   характерны
социальная  и  пространственная  изоляция,  обусловленная   наличием
"барьеров   инвалидности",  и   психологическая   изоляция  в   силу
равнодушного или отторгающего отношения окружающих к детям-инвалидам
и  самоизоляции  самих  семьей. Кроме  того,  отмечается  их  низкая
социальная  включенность  в  сферу образования  и  занятости,  малая
доступность  публичных  социальных услуг,  дефицит  реабилитационных
услуг,  несвоевременность   и   низкое  качество   медико-социальной
реабилитации,  зависимость  реализации   права  на  реабилитацию   и
социальную  интеграцию   детей-инвалидов  от   места  жительства   и
социального статуса семьи.
     Положение семей  с детьми,  в  том числе  с  детьми-инвалидами,
постоянно находится в сфере внимания органов государственной  власти
Нижегородской   области,  общественности.   Эффективным   механизмом
реализации государственной  политики в решении  проблем инвалидов  в
Российской  Федерации  стали  целевые  федеральные  и   региональные
программы,  объединяющие  усилия различных  ведомств.  За  последние
несколько  лет в  области  реализован ряд  комплексных  мероприятий,
направленных на улучшение  положения семей, в которых  воспитываются
дети-инвалиды, в том числе в рамках программ:
     - федеральная  целевая  программа "Дети  России"  на  2007-2010
годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации
от 21 марта 2007 года N 172;
     - областные целевые программы по социальной поддержке инвалидов
на 2003-2005  годы  "Создание   системы  реабилитации  инвалидов   в
Нижегородской  области", утвержденная  постановлением  Правительства
Нижегородской области от 24 октября  2002 года N 279, и  "Социальная
поддержка  инвалидов в  Нижегородской  области" на  2006-2008  годы,
утвержденная Законом Нижегородской области  от 8 ноября 2005 года  N
174-З, на 2010-2012 годы, утвержденная постановлением  Правительства
Нижегородской области от 9 сентября 2009 года N 656;
     - областная  целевая  программа  "Формирование  доступной   для
инвалидов  среды  жизнедеятельности  в  Нижегородской  области"   на
2010-2013    годы,   утвержденная    постановлением    Правительства
Нижегородской области от 19 мая 2009 года N 300.
     В рамках вышеназванных программ был осуществлен ряд  конкретных
действий и мероприятий, направленных на создание системы  социальной
реабилитации детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами: укрепление
материально-технической  базы   в   реабилитационных  отделениях   и
учреждениях социального  обслуживания населения, оказывающих  услуги
семьям,  воспитывающим  детей-инвалидов  и  детей  с   ограниченными
возможностями;  проведение  областных  социокультурных  мероприятий;
внедрение практики социального проектирования в сфере предоставления
услуг  семьям,  воспитывающим  ребенка-инвалида;  развитие   системы
отдыха и оздоровления семей, воспитывающих детей-инвалидов; развитие
системы социального партнерства и межведомственного взаимодействия в
реализации   мер    социальной   поддержки   семей,    воспитывающих
детей-инвалидов.
     С 2009   года    в   Нижегородской   области    реализовывалась
региональная    программа   "Равные    возможности",    утвержденная
постановлением Правительства Нижегородской  области от 10 июля  2009
года  N  480  (далее  -  программа  "Равные  возможности"),  ставшая
победителем первого конкурса программ субъектов Российской Федерации
по программе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной  жизненной
ситуации, "В кругу друзей".
     В ходе реализации  программы "Равные возможности"  в 2009  году
создан областной ресурсный методический центр по развитию социальных
технологий и  методик работы  с детьми-инвалидами  и их  родителями,
специализированный центр творческой реабилитации детей-инвалидов  на
базе  ГУ  "Социально-реабилитационный центр  для  несовершеннолетних
"Дом" Сормовского  района гижнего Новгорода".  В целях  расширения
категории  обслуживаемых   лиц   данное  учреждение   в  2010   году
переименовано  в  "Центр  социальной  помощи  семье  и  детям  "Дом"
Сормовского  района  гижнего  Новгорода".  Специалистами   "Центра
социальной помощи семье и  детям "Дом" Сормовского района  гижнего
Новгорода"  в   ходе  реализации   программы  "Равные   возможности"
проводились  консультации,   обучающие  семинары  для   специалистов
государственных  учреждений  социального обслуживания  населения  по
организации  работы  служб   сопровождения  и  служб   социализации;
организована   работа   "Школы   родителей   с   особым   ребенком";
организована  работа   междисциплинарной  команды  специалистов   по
оказанию  консультационной  помощи  семьям  с  детьми-инвалидами   с
психическими расстройствами, детским церебральным параличом (далее -
ДЦП),  с нарушениями  аутистического  спектра. В  центре  творческой
реабилитации   созданы  условия   для   занятий  различными   видами
декоративно-прикладного творчества с детьми-инвалидами,  родителями,
здоровыми сверстниками.
     В 2009-2011 годах в 30 государственных учреждениях  социального
обслуживания населения созданы службы социализации  детей-инвалидов;
проведено материально-техническое оснащение данных служб:  закуплено
оборудование  для  комнат  психологической  разгрузки,   приобретены
развивающие  и  игровые  пособия для  детей-инвалидов  с  различными
заболеваниями,  оргтехника  для  специалистов,  оказывающих   услуги
детям-инвалидам.  На  базе 49  учреждений  социального  обслуживания
населения и 2 общественных организаций созданы службы  сопровождения
семьи  и ребенка,  рабочие  места специалистов  служб  сопровождения
оборудованы мебелью и компьютерной оргтехникой.
     В рамках  настоящей  Программы планируется  поддержка  развития
вышеназванных   социальных   служб,   как    материально-техническая
(приобретение   оборудования,    расходных   материалов),   так    и
методическая   (повышение   уровня   информированности   и    знаний
специалистов). Многие  из  этих социальных  служб  станут базой  для
открытия  групп   дневного  или   кратковременного  пребывания   для
детей-инвалидов с умеренными и более сложными нарушениями развития.
     В ГБУ "Областной центр  социальной помощи  семье и детям  "Юный
нижегородец" проводились  интеграционные  смены с  участием семей  с
детьми-инвалидами (с аутизмом, умственными ограничениями, нарушением
опорно-двигательного аппарата и сложными сочетанными нарушениями)  и
здоровыми сверстниками.  Социальными партнерами  в организации  смен
были  общественные  организации.  В  ходе  смен  в  реабилитационных
мероприятиях принимали участие дети-инвалиды совместно с  родителями
и вместе со здоровыми сверстниками из районов гижнего Новгорода  и
Нижегородской области.
     Данные интеграционные   смены   имеют   большой   положительный
резонанс.   Поэтому   в  рамках   реализации   настоящей   Программы
планируется расширить организацию профильных и интегрированных смен.
     Разные формы   фестивального   движения   использовались    для
включения детей  и  молодых людей  с  ограниченными возможностями  в
различные  виды   музыкального,  исполнительского,   художественного
искусства в целях реализации их творческого потенциала, формирования
активной жизненной позиции и социальной интеграции:
     - в 2009 году - межрайонные фестивали творчества "Мы - вместе";
     - в 2010 году - теплоходная прогулка по маршруту г.Н.Новгород -
Макарьев -  г.Н.Новгород  с проведением  фестиваля  творчества  "Мир
равных возможностей".
     В рамках     фестивалей    проводились     мастер-классы     по
декоративно-прикладному  творчеству   и  организовывались   выставки
выполненных работ, выступления уникальных театральных студий,  яркие
номера   маленьких   звездочек   исполнительского   и   музыкального
искусства.
     Развитие мероприятий     для     творческой      самореализации
детей-инвалидов  совместно со  здоровыми  сверстниками и  спортивных
мероприятий   запланировано   в    настоящей   Программе   как    на
муниципальном, так и на региональном уровне.
     Значительная социальная, психологическая и практическая  помощь
оказывается семьям детей-инвалидов путем создания групп поддержки  и
родительских клубов по месту жительства, деятельность которых  также
направлена на реализацию прав семей, оказывая влияние на  социальную
политику,  предлагая  органам власти  инициативы  принятия  решений.
Общественные  организации  родителей   детей-инвалидов  и  детей   с
ограниченными   возможностями  инициируют   новые   формы,  виды   и
технологии реабилитационной помощи  своим детям. Наличие сети  услуг
по месту жительства становится бесценной поддержкой семьям. В рамках
программы  "Равные  возможности"   начата  работа  по   формированию
родительских клубов, групп  взаимной поддержки семей,  воспитывающих
детей-инвалидов в районах и городах Нижегородской области.
     Данное направление  работы  показало  социальную  значимость  и
необходимость   продолжения   дальнейшей   работы   по   объединению
родителей, которую  планируется продолжить и  расширить в  настоящей
Программе.
     Для улучшения положения  детей-инвалидов  необходимо менять  не
только  среду, но  и  отношение  общества  к детям  с  особенностями
развития. В  связи с  этим, одним  из главных  направлений работы  в
рамках   программы   "Равные  возможности"   были   мероприятия   по
формированию в  обществе толерантного  отношения к  детям-инвалидам,
популяризации идей содействия  их социальной интеграции.  Популярной
формой   работы   по    формированию   толерантного   отношения    к
детям-инвалидам в среде здоровых сверстников стали "уроки  доброты",
которые  проводились   в  государственных  учреждениях   социального
обслуживания  семьи и  детей,  образовательных учреждениях.  Большое
внимание   уделялось  и   проведению   информационной  кампании   по
формированию  толерантного отношения  общества  к детям-инвалидам  с
привлечением  СМИ: радиоэфиры,  телеэфиры,  освещение районными  СМИ
мероприятий в районах и городах Нижегородской области.
     Мероприятия по    формированию   толерантного    отношения    к
детям-инвалидам планируется развивать  и в настоящей Программе.  Они
выделены в  отдельное  направление, так  как расширяется  количество
участников  Программы  за счет  межведомственного  взаимодействия  и
сотрудничества с учреждениями образования, здравоохранения, НКО.
     Основными исполнителями  программы  "Равные  возможности"  были
государственные   учреждения   системы   социального    обслуживания
населения,  некоммерческие  общественные  организации,   оказывающие
услуги семьям с детьми-инвалидами по видам заболеваний.
     Как значительный результат итогов реализации программы  "Равные
возможности" основными достижениями стали:
     - открытие служб сопровождения семьи и ребенка с  ограниченными
возможностями   и   служб   социализации   на   базе    существующих
государственных   учреждений   системы   социального    обслуживания
населения, деятельность которых направлена на оказание услуг  семьям
с детьми-инвалидами по месту жительства в муниципальных образованиях
и городских округах Нижегородской области;
     - развитие творческого  пространства  и положительная  динамика
показателей по  охвату детей-инвалидов и  семей с  детьми-инвалидами
организованным     отдыхом,    творческими,     культурно-досуговыми
мероприятиями;
     - развитие    партнерства   органов    исполнительной    власти
Нижегородской   области   и   организаций   гражданского   общества,
занимающихся  проблемами  семей  с  детьми-инвалидами  и  социальной
интеграцией детей-инвалидов;
     - улучшение социального самочувствия и психологического климата
в семьях, воспитывающих детей-инвалидов.
     Исходя из  международного  опыта,  реабилитационная  работа   с
"особыми   детьми"   является   наиболее   оптимальной   в    рамках
тройственного союза: ребенок - родитель - специалист. Очевидно,  что
чем  раньше ребенку  оказывается  комплексная ре-  и  абилитационная
помощь, а его  семье психологическая и  социальная поддержка, тем  с
большей  уверенностью  мы  можем  говорить  о  позитивном  изменении
"ситуации  инвалидности",  о  большей  стабильности  и  благополучии
семьи.
     В марте 2011 года в государственном бюджетном учреждении "Центр
социальной помощи семье и  детям "Дом" Сормовского района  гижнего
Новгорода"   открылась   первая  в   регионе   лекотека.   Благодаря
деятельности лекотеки дети с нарушениями развития в возрасте от 0 до
7  лет   получили  дополнительную  возможность   для  подготовки   к
поступлению в обычные или коррекционные образовательные  учреждения,
повысилась  вероятность   их  успешной  интеграции   в  общество   и
полноценной жизни.
     В рамках реализации настоящей Программы планируется открыть еще
несколько лекотек, как на базе  учреждений социальной защиты, так  и
на базе учреждений образования.
     С 2010  года  министерством социальной  политики  Нижегородской
области, министерством здравоохранения  Нижегородской области и  ЗАО
"КПМГ" организована работа  по реализации проекта, направленного  на
развитие системы раннего  вмешательства для детей с  функциональными
нарушениями, семей социального риска и детей, находящихся в  трудной
жизненной  ситуации. Между  министерствами  и ЗАО  "КПМГ"  подписано
соглашение  о сотрудничестве  по  реализации проекта  "От  закрытого
учреждения  к   семейной   заботе".  Создана   модель  улучшения   в
Нижегородской  области  условий  и  качества  жизни  детей   раннего
возраста, находящихся в трудной  жизненной ситуации и проживающих  в
интернатных  учреждениях,   на   базе  подведомственных   учреждений
министерства  здравоохранения  и  министерства  социальной  политики
Нижегородской области. Проект  реализуется на средства компании  ЗАО
"КПМГ" в рамках программ корпоративной социальной ответственности  и
направлен   на   обучение  междисциплинарных   команд   специалистов
учреждений социального обслуживания семьи и детей и здравоохранения.
Для проведения  обучающих семинаров привлечены  ведущие эксперты  по
раннему вмешательству  и  детскому развитию,  имеющие успешный  опыт
работы как в России, так и за рубежом.
     В обучающих семинарах по  программам раннего вмешательства  для
семей,  имеющих детей  с  особыми потребностями,  принимали  участие
педагоги,  логопеды,   педиатры,  неврологи,   психологи,  а   также
социальные  педагоги   и  социальные   работники  шести   учреждений
социального   обслуживания  семьи   и   детей  и   трех   учреждений
здравоохранения.  В рамках  настоящей  Программы данное  направление
работы  получит  развитие  в части  увеличения  числа  специалистов,
обучающихся   по   программам  раннего   вмешательства;   разработки
описательной модели системы ранней помощи и нормативных  документов,
регулирующих деятельность служб ранней помощи; расширения  географии
по оказанию  услуг семьям  с детьми-инвалидами  раннего возраста  по
месту жительства.
     Будет проведена  разработка  региональной  модели,   включающей
анализ ситуации  и  потребностей клиентов  в Нижегородской  области,
современные требования к программам раннего вмешательства,  описание
должностных обязанностей сотрудников  (с акцентом на  документальное
закрепление новых форм и методов работы), требования к  квалификации
специалистов, описание технологии работы служб и их связи с  другими
организациями, требований к оборудованию и оснащению служб.
     В процессе реализации настоящей Программы будут даны конкретные
предложения по  совершенствованию  деятельности и  развитию  системы
служб    раннего     вмешательства,    включая    предложения     по
нормативно-правовому      закреплению     междисциплинарности      и
межведомственности  программ  раннего  вмешательства,  а  также   по
вопросам  подготовки  кадров для  междисциплинарных  команд  раннего
вмешательства.
     При разработке    региональной   модели    будет    учитываться
современный международный и  российский опыт развития служб  раннего
вмешательства, существующее  законодательство,  а также  особенности
местного  контекста  и  опыт,   наработанный  по  ранней  помощи   в
Нижегородской области.
     Для успешной  работы  служб  раннего  вмешательства  необходима
межведомственная   координация    работы   специалистов.    Принятие
региональной  модели  развития  служб  раннего  вмешательства  может
помочь в этом.  Особое внимание  будет уделено вопросам  направления
клиентов в службы, межведомственного взаимодействия специалистов при
реализации программ  помощи, а также  отработке механизмов  перехода
семьи  и  ребенка   из  одной  программы   в  другие  и   сохранению
преемственности в работе.
     Вместе с этим, остается проблема нехватки или отсутствия кадров
в учреждениях  социального  обслуживания  населения,  образования  в
сельских  районах  Нижегородской  области:  психологов,   логопедов,
дефектологов,  семейных  психологов,  специалистов,  владеющих   как
узкоспециальными методиками  и  технологиями по  работе  с детьми  с
нарушениями  развития,  так   и  более  доступными   адаптированными
технологиями. Поэтому  в рамках  реализации Программы  запланировано
проведение  информационно-практических  семинаров,  консультационных
выездов и курсов повышения квалификации для специалистов.
     С каждым годом  возрастает потенциал  и роль  негосударственных
организаций в социальном  обслуживании населения  и, в частности,  в
решении   проблем   детей-инвалидов   и   детей   с    ограниченными
возможностями здоровья. В 2009-2010 годах при социальном партнерстве
органов исполнительной власти Нижегородской области и некоммерческих
общественных   объединений   была   создана   эффективная    система
взаимодействия по  созданию и развитию  служб социального  патронажа
для детей-инвалидов в районах и городах Нижегородской области. Дети,
больные  сахарным диабетом,  с  нарушением зрения,  с  заболеваниями
нервной системы, умственными нарушениями,  ДЦП, а также их  родители
получали просветительскую, консультативную помощь, а также принимали
участие в мероприятиях, ориентированных на социальную адаптацию.
     В настоящей   Программе   предоставляется   возможность   более
интенсивного развития  партнерских  взаимоотношений с  организациями
различных  форм  собственности,  повышая  тем  самым  общий  уровень
социального обслуживания, его качество и результативность.
     В настоящее время  в  целях системных  изменений  в регионе  по
абилитации и  реабилитации  детей-инвалидов, в  том  числе в  раннем
возрасте, преодолению изолированности  семей, воспитывающих детей  с
инвалидностью,  интеграции  детей с  ограниченными  возможностями  в
социум важно усилить  и развивать межведомственное взаимодействие  и
координацию   деятельности   различных   ведомств,   учреждений    и
организаций.  Планируется  расширять  взаимодействие  в   Программе,
привлекая к сотрудничеству некоммерческие организации и добровольные
объединения  родителей  детей-инвалидов  и  других  заинтересованных
граждан, используя в том числе и грантовые механизмы их поддержки.
     Решение поставленных  задач возможно  только  в рамках  целевой
программы  на  основе  формирования  единой  региональной  политики,
направленной     на     повышение     социального     статуса      и
конкурентоспособности  семьи   с   ребенком-инвалидом  в   обществе,
создания  инновационных  программ   по  абилитации  и   реабилитации
детей-инвалидов,  расширения  и  развития  новых  социальных  связей
семей,  воспитывающих  детей   с  инвалидностью.  Такой   программой
призвана стать настоящая Программа.
     Настоящая Программа       предусматривает       работу        с
ребенком-инвалидом,  в  том  числе  раннего  возраста,  его  семьей,
близким  окружением,   здоровыми  сверстниками,  социумом,   которую
планируется  проводить на  базе  государственных учреждений  системы
социальной защиты, отделений реабилитации центров социальной  помощи
семье  и  детям,  культуры, образования,  спорта  с  привлечением  к
сотрудничеству общественных организаций, волонтеров.
     Важным компонентом Программы  является проведение  исследований
процессов  социализации  и   интеграции  ребенка  с   инвалидностью,
внедрение  технологий  поддержки  семьи,  создание  аналитических  и
информационных материалов, выявление  лучших практик работы в  сфере
поддержки  детей  -  инвалидов и  семей  для  последующего  анализа,
обобщения  и   распространения   положительного  опыта,   проведение
научно-практических   конференций,   заседаний  круглых   столов   и
семинаров по темам, обозначенным в Программе.
     В послании   Президента  Российской   Федерации   Д.А.Медведева
Федеральному  Собранию  Российской  Федерации  в  ноябре  2010  года
сказано: "Забота о будущих поколениях - это самые надежные, умные  и
благородные инвестиции. Общество, в  котором на деле защищают  права
ребенка  и  уважают  его  личное достоинство,  не  только  добрее  и
человечнее,  это  общество   быстрее  и  лучше  развивается,   имеет
благоприятную, предсказуемую перспективу".

 

                    2.2. Цель и задачи Программы

 

     Цель Программы  - организация  системной  помощи, абилитации  и
реабилитации   детей-инвалидов   и   детей   раннего   возраста    с
ограниченными  возможностями  здоровья,  профилактика  инвалидности,
социализация  и интеграция  детей-инвалидов  и семей,  воспитывающих
детей-инвалидов, в общество.

 

                         Задачи Программы:

 

     1. Апробация и  внедрение инновационных социальных  технологий,
моделей и методик,  направленных на  расширение перечня и  повышение
качества услуг по абилитации  и реабилитации детей-инвалидов, в  том
числе раннего возраста.
     2. Создание  условий   для   развития  творческого   потенциала
детей-инвалидов,  детей   с  ограниченными  возможностями   здоровья
совместно  со здоровыми  сверстниками,  развитие программ  семейного
отдыха и оздоровления.
     3. Укрепление ресурсного потенциала семей, воспитывающих  детей
с  инвалидностью,   и  их  социально-реабилитационных   компетенций,
формирование  позитивной мотивации  к  образованию новых  социальных
связей,  а  также  содействие  созданию  сетей  взаимной   поддержки
родителей детей-инвалидов.
     4. Повышение    профессиональных   компетенций    специалистов,
задействованных в работе по  оказанию реабилитационных услуг, в  том
числе ранней помощи детям-инвалидам, семьям с детьми-инвалидами.
     5. Формирование   в    обществе   толерантного   отношения    к
детям-инвалидам,  популяризация   идей   содействия  их   социальной
интеграции.

 

              2.3. Сроки и этапы реализации Программы

 

     Настоящая Программа будет реализована в течение 2012-2014 годов
в три этапа:
     
     В 2012 году предполагается:
     создание и   организация   деятельности   рабочей   группы   по
реализации мер  социальной поддержки семей  с детьми-инвалидами  при
Координационном  Совете   по  реализации  государственной   семейной
политики;
     разработка и   апробация   моделей,   технологий   и    методик
абилитации,  реабилитации,  социализации  и  интеграции,  творческой
реабилитации  детей-инвалидов в  зависимости  от их  особенностей  в
развитии,  возраста  и  интеграционного  потенциала,  в  том   числе
детей-инвалидов раннего возраста;
     развитие деятельности  служб сопровождения  семьи  и ребенка  в
районах и городах Нижегородской области;
     разработка и   внедрение    системы   критериев   и    контроля
эффективности   работы   с   детьми-инвалидами   по   абилитации   и
реабилитации, в том числе служб сопровождения;
     организация детского и семейного интегрированного отдыха  семей
с детьми-инвалидами на  базе учреждений социального обслуживания,  а
также учреждений системы здравоохранения;
     организация работы   интегрированных   творческих   мастерских,
студий и другого на базе учреждений социального обслуживания, других
учреждений и  организаций различной  ведомственной принадлежности  и
форм собственности;
     организация интегрированных  фестивалей,  конкурсов,   выставок
творчества; организация работы с одаренными детьми-инвалидами;
     развитие сотрудничества    с   некоммерческими    общественными
организациями,  оказывающими  услуги  семьям  с   детьми-инвалидами,
организация  совместных интегрированных  профильных  оздоровительных
смен;    реализация    программ,    направленных    на    вовлечение
детей-инвалидов   и   их    здоровых   сверстников,   родителей    в
туристическую, краеведческую деятельность;
     создание условий   для   реализации   творческих   способностей
детей-инвалидов совместно со здоровыми сверстниками и родителями;
     создание условий   для    занятий   физкультурой   и    спортом
детей-инвалидов  совместно  со   здоровыми  сверстниками,  семей   с
детьми-инвалидами и здоровыми сверстниками;
     организация консультирования   и   индивидуальной   работы    с
родителями детей-инвалидов;
     формирование у родителей детей-инвалидов позитивной мотивации к
образованию новых социальных связей, групп взаимной поддержки;
     организация выездов  междисциплинарных  команд  специалистов  в
отдаленные    районы    Нижегородской    области    для     оказания
консультационной помощи  родителям, воспитывающим детей-инвалидов  с
различными заболеваниями;
     проведение курсов   повышения  квалификации   специалистов   по
различным направлениям реализации Программы, в том числе по  раннему
вмешательству;
     проведение информационной     кампании,     направленной     на
формирование   позитивного,   толерантного   отношения   к   семьям,
воспитывающим  детей   с   инвалидностью,  организация   мероприятий
пропагандистского характера, а  также социокультурных мероприятий  с
участием семей с детьми-инвалидами.
     
     В 2013 году предполагается:
     разработка региональной  модели   по  системе  ранней   помощи,
включающей анализ ситуации  и потребностей клиентов в  Нижегородской
области, современные требования к программам раннего  вмешательства,
описание  должностных  обязанностей   сотрудников    акцентом   на
документальное закрепление новых форм и методов работы),  требования
к квалификации специалистов, описание  технологии работы служб и  их
связи с другими организациями, требований к оборудованию и оснащению
служб;
     апробация и внедрение инновационных технологий по абилитации  и
реабилитации детей-инвалидов, в том числе раннего возраста;
     организация детского и семейного интегрированного отдыха  семей
с детьми-инвалидами на  базе учреждений социального обслуживания,  а
также учреждений системы здравоохранения;
     создание условий   для   реализации   творческих   способностей
детей-инвалидов совместно со здоровыми сверстниками и родителями;
     создание условий   для    занятий   физкультурой   и    спортом
детей-инвалидов  совместно  со   здоровыми  сверстниками,  семей   с
детьми-инвалидами и здоровыми сверстниками;
     внедрение эффективных  программ  социализации  детей-инвалидов,
программ  развития   доступных  трудовых   навыков,  форм   трудовой
деятельности молодых людей с инвалидностью, включая создание рабочих
мест для временной занятости подростков-инвалидов;
     создание специализированного   интернет-портала,    освещающего
вопросы  детской  инвалидности  и  проблемы  преодоления  социальной
исключенности  детей-инвалидов,  а  также  в  качестве   инструмента
коммуникации детей и семей - участников Программы;
     открытие лекотек на  базе  учреждений социального  обслуживания
семьи и детей и образования;
     открытие групп кратковременного  (дневного) пребывания на  базе
учреждений социальной защиты, НКО;
     организация консультирования   и   индивидуальной   работы    с
родителями детей-инвалидов;
     формирование у родителей детей-инвалидов позитивной мотивации к
образованию новых социальных связей, групп взаимной поддержки;
     разработка информационных   и   методических   материалов   для
родителей детей-инвалидов;
     организация работы   интегрированных   творческих   мастерских,
студий и другого на базе учреждений социального обслуживания, других
учреждений и  организаций различной  ведомственной принадлежности  и
форм   собственности;   организация   интегрированных    фестивалей,
конкурсов,  выставок  творчества; организация  работы  с  одаренными
детьми-инвалидами;
     развитие сотрудничества    с   некоммерческими    общественными
организациями,  оказывающими  услуги  семьям  с   детьми-инвалидами,
организация  совместных интегрированных  профильных  оздоровительных
смен;
     реализация программ, направленных на вовлечение детей-инвалидов
и их здоровых сверстников, родителей в туристическую,  краеведческую
деятельность;
     реализация проектов   развития   различных   форм    адаптивной
физической культуры и спорта, в том числе иппотерапии;
     организация спортивных мероприятий различного уровня;
     разработка и реализация  областного  проекта, направленного  на
вовлечение детей-инвалидов  и их здоровых  сверстников, родителей  в
туристическую, краеведческую деятельность;
     проведение курсов   повышения  квалификации   специалистов   по
различным направлениям реализации Программы;
     разработка и  издание  справочных,   информационно-методических


Информация по документу
Читайте также