Расширенный поиск

Постановление Правительства Нижегородской области от 21.11.2014 № 803

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 ноября 2014 года № 803

 

О внесении изменений в государственную программу "Охрана

окружающей среды Нижегородской области", утвержденную

постановлением Правительства Нижегородской области

от 30 апреля 2014 года № 306

 

 

Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Внести в государственную программу "Охрана окружающей среды Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 306, изменения, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 года.

 

 

 

И.оубернатора                                                                     В.А.Иванов

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к постановлению Правительства

Нижегородской области

от 21 ноября 2014 года № 803

 

 

"УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Нижегородской области

от 30 апреля 2014 года № 306

(в редакции постановления Правительства

Нижегородской области

от 21 ноября 2014 года № 803)

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

"ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"

(далее - Программа)

    

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее также - Минэкологии Нижегородской области, министерство)

Соисполнители Программы

Отсутствуют

Подпрограммы Программы

1. "Обеспечение функционирования региональной системы экологического мониторинга".

2. "Развитие водохозяйственного комплекса Нижегородской области".

3. "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления".

4. "Биологическое разнообразие".

5. "Сохранение, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира".

6. "Формирование экологической культуры населения".

7. "Обеспечение реализации Программы".

Цели Программы

Повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем, повышение качества окружающей среды и формирование имиджа Нижегородской области (далее - область) как экологически чистой территории

Задачи Программы

1. Комплексное решение проблемы развития и совершенствования системы регионального экологического мониторинга.

2. Восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, и обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод.

3. Предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение максимального количества отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, иных изделий или продуктов.

4. Сохранение и восстановление биологического разнообразия на территории Нижегородской области.

5. Обеспечение сохранения, воспроизводства и рационального использования объектов животного мира.

6. Формирование у населения всех возрастов и социальных групп активной жизненной позиции в деле практического участия в мероприятиях по формированию благоприятной окружающей среды.

Этапы и сроки реализации Программы

2015-2020 годы.

Программа реализуется в один этап

Объемы бюджетных ассигнований Программы за счет средств областного бюджета (в разбивке по подпрограммам и по годам реализации)

Программа "Охрана окружающей среды Нижегородской области" по годам (тыс. рублей)

 

Всего, в том числе:

2565535,1

 

2015

393933,2

 

2016

405218,1

 

2017

413392,8

 

2018

436850,7

 

2019

450903,7

 

2020

465236,6

 

Подпрограмма 1 "Обеспечение функционирования региональной системы экологического мониторинга"

 

Всего, в том числе:

119734,8

 

2015

18752,8

 

2016

19763,4

 

2017

19763,4

 

2018

20256,1

 

2019

20483,5

 

2020

20715,6

 

Подпрограмма 2 "Развитие водохозяйственного комплекса Нижегородской области"

 

Всего, в том числе:

103756,3

 

2015

16315,7

 

2016

16315,7

 

2017

16315,7

 

2018

17278,3

 

2019

18263,2

 

2020

19267,7

 

Подпрограмма 3 "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления"

 

Всего, в том числе:

1177407,8

 

2015

185111,6

 

2016

185111,6

 

2017

185111,6

 

2018

196070,9

 

2019

207283,2

 

2020

218718,9

 

Подпрограмма 4 "Биологическое разнообразие"

 

Всего, в том числе:

135003,0

 

2015

21118,5

 

2016

22170,3

 

2017

22170,3

 

2018

22811.1

 

2019

23178,9

 

2020

23553,9

 

Подпрограмма 5 "Сохранение, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира"

 

Всего, в том числе:

171141,1

 

2015

26745,4

 

2016

28327,9

 

2017

28327,9

 

2018

28995,3

 

2019

29245,0

 

2020

29499,6

 

Подпрограмма 6 "Формирование экологической культуры населения"

 

Всего, в том числе:

36424,8

 

2015

5727,8

 

2016

5727,8

 

2017

5727,8

 

2018

6065,8

 

2019

6411,5

 

2020

6764,1

 

Подпрограмма 7 "Обеспечение реализации Программы"

 

Всего, в том числе:

822067,3

 

2015

120161,4

 

2016

127801,4

 

2017

135976,1

 

2018

145373,2

 

2019

146038,4

 

2020

146716,8

Индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов

Индикаторы достижения цели:

 

Подпрограмма 1 "Обеспечение функционирования региональной системы экологического мониторинга":

- доля городов Нижегородской области, в которых осуществляются регулярные наблюдения за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (в % от общего числа городов), сохранение текущего уровня 32,1%;

- доля муниципальных образований Нижегородской области, на водных объектах которых осуществляются регулярные наблюдения за состоянием загрязнения поверхностных вод (в % от общего числа муниципальных образований), сохранение текущего уровня 28,8%.

 

Подпрограмма 2 "Развитие водохозяйственного комплекса Нижегородской области":

- доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях, в процентах, рост до 82,7%;

- доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, в процентах, рост до 6,4%.

 

Подпрограмма 3 "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления":

- доля муниципальных районов и городских округов, в которых утверждены генеральные схемы очистки территорий (от общего количества муниципальных районов и городских округов) - рост до 100%;

- доля площади ликвидированных объектов накопленного экологического ущерба (от общей площади, занятой объектами накопленного экологического ущерба, предполагаемых к ликвидации) - увеличение до 100%.

 

Подпрограмма 4 "Биологическое разнообразие":

- доля площади области, занятая особо охраняемыми природными территориями (далее также - ООПТ) - увеличение до 7,3%;

- доля ООПТ, имеющих утвержденную в установленном порядке документацию (рост до 88% от общего числа ООПТ).

 

Подпрограмма 5 "Сохранение, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира":

- доля видов охотничьих ресурсов, по которым ведется учет их численности в рамках государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, в общем количестве видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории Нижегородской области, - увеличение до 31%;

- доля нарушений, выявленных при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора, по которым вынесены постановления о привлечении к ответственности, в общем количестве выявленных нарушений - увеличение до 75%;

- доля нарушений, выявленных при осуществлении федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира, по которым вынесены постановления о привлечении к ответственности, в общем количестве выявленных нарушений - увеличение до 75%;

- доля видов охотничьих ресурсов, по которым ведется учет добычи в рамках государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, в общем количестве видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории Нижегородской области, - сохранение на уровне 52%;

- индекс численности волка (отношение численности волка по окончании охотничьего сезона в текущем году к его численности по окончании охотничьего сезона 2010/2011 года) - сохранение на уровне 100%;

- доля площади закрепленных охотничьих угодий в общей площади охотничьих угодий Нижегородской области (не менее) - 80%;

- количество брошенных орудий лова, изъятых из водных объектов Нижегородской области, по отношению к площади водных объектов, очищенных от брошенных орудий лова (к уровню 2013 года) - снижение на 24,9%.

 

Подпрограмма 6 "Формирование экологической культуры населения":

- доля населения, активно участвующего в мероприятиях по формированию благоприятной окружающей среды, в % от общего числа населения области (рост до 5%).

 

В результате реализации Программы будут достигнуты следующие непосредственные результаты:

 

Подпрограмма 1 "Обеспечение функционирования региональной системы экологического мониторинга":

- количество городов Нижегородской области, в которых осуществляется регулярная оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха - 9;

- количество водных объектов Нижегородской области, на которых осуществляется регулярная оценка уровня загрязнения - 18;

- формирование радиационно-гигиенического паспорта территории Нижегородской области (в количестве 1 ед. в год);

- формирование обзора загрязнения окружающей среды на территории Нижегородской области (в количестве 1 ед. в год).

 

Подпрограмма 2 "Развитие водохозяйственного комплекса Нижегородской области":

- протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления - рост до 2141,3 м;

- площадь защищаемой территории от негативного воздействия вод в случае реализации берегоукрепительных мероприятий - рост до 5085,0 тыс. кв. м;

- вероятностный предотвращенный ущерб от негативного воздействия вод в случае реализации мероприятий подпрограммы увеличится до 8271,0 млн руб.;

- количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, увеличится до 7 ед.;

- численность населения, проживающего на территориях, подверженных риску затопления в случае аварии на гидротехнических сооружениях, защищенного в результате проведения мероприятий подпрограммы, увеличится до 2334 человек.

 

Подпрограмма 3 "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления":

- количество муниципальных районов и городских округов, в которых утверждены генеральные схемы очистки территорий, составит 52;

- количество отсортированных отходов от общего количества отходов, поступающих на комплексы утилизации, составит 174200 тонн;

- площадь ликвидированных объектов накопленного экологического ущерба за 2015-2020 годы составит 95,92 га.

 

Подпрограмма 4 "Биологическое разнообразие":

- количество вновь созданных ООПТ - 60;

- количество утвержденных паспортов и положений об ООПТ, существующих на момент разработки Программы, - 35;

- количество ООПТ, зарегистрированных в государственном кадастре недвижимости в качестве зон с особыми условиями использования, - 10;

- количество видов позвоночных животных, занесенных в Красную книгу области, численность которых увеличивается, - 5 единиц.

 

Подпрограмма 5 "Сохранение, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира":

- количество видов охотничьих ресурсов, по которым ведется учет их численности в рамках государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, - увеличение до 37 видов;

- количество видов охотничьих ресурсов, по которым ведется учет добычи в рамках государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, - 36 видов;

- численность волка по окончании охотничьего сезона в текущем году - 40 особей;

- площадь закрепленных охотничьих угодий в общей площади охотничьих угодий Нижегородской области - уменьшение до 5660,0 тыс. га;

- количество брошенных орудий лова, изъятых из водных объектов Нижегородской области, по отношению к площади водных объектов, очищенных от брошенных орудий лова, - 3,76 кв. м/га.

 

Подпрограмма 6 "Формирование экологической культуры населения":

- проведение мероприятий по экологическому образованию и просвещению населения - не менее 7 в год с общим охватом населения не менее 20000 человек;

- проведение летних экологических лагерей и экспедиций школьников - не менее 20 с охватом 1000 человек в год;

- издание экологических материалов общим тиражом до 5000 экземпляров в год.

    

2. ТЕКСТ ПРОГРАММЫ

    

2.1. Характеристика текущего состояния

 

Одной из главных задач на современном этапе развития России является формирование системы мер по обеспечению устойчивого развития, базирующихся на разработке и внедрении новых и максимальном использовании имеющихся экологически безопасных, энерго- и ресурсосберегающих, мало- и безотходных технологий. При этом особое внимание уделяется созданию правовых, организационных и экономических условий экологической переориентации экономики, социальной сферы и систем жизнеобеспечения в соответствии с требованиями рационального использования всех видов ресурсов, сохранения и улучшения состояния окружающей среды и природных комплексов.

Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года, определяют в качестве стратегической цели государственной политики в области экологического развития решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года № 1225-р, определяет в качестве стратегической цели государственной политики в области экологии сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537, рассматривает обеспечение экологической безопасности как важную составляющую национальной безопасности государства.

Основные положения региональной политики в Российской Федерации, одобренные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 1996 года № 327, относят к основным направлениям региональной политики в сфере обеспечения экологической безопасности экологически обоснованное размещение производительных сил; экологически безопасное развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства; рациональное использование природных ресурсов; предупреждение возникновения противоречий в экологически неблагоприятных регионах Российской Федерации между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия; предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций; обеспечение естественного развития экосистем, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов при решении территориальных проблем; совершенствование управления в области охраны окружающей среды и природопользования.

Обеспечение безопасности населения, в том числе экологической, является одним из приоритетов Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127 (далее - Стратегия). В качестве ключевых проблем Нижегородской области Стратегия называет и низкое качество жизни, включающее требующую улучшения экологическую обстановку, и высокий уровень загрязнения природных объектов. Повышение качества окружающей среды и формирование имиджа экологически чистой территории является одной из задач ключевого направления деятельности Правительства Нижегородской области по реализации Стратегии.

Экологическая безопасность - это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Нижегородская область относится к числу крупнейших индустриальных центров России с высокой долей перерабатывающей промышленности в экономике, что подразумевает наличие значительного вредного воздействия объектов экономики на окружающую природную среду и здоровье населения.

Благодаря проводимой экологической политике и осуществлению природоохранных мероприятий экологическая обстановка в области в настоящее время в целом является стабильной.

Вместе с тем, в области существуют серьезные экологические проблемы. Так, для Нижегородской области, как и практически для всех регионов России, характерны условия выработки ресурсов оборудования производственных объектов, всех видов транспорта, резко возросшей автомобилизации городов, интенсивного использования природных ресурсов, увеличения и накопления отходов производства и потребления, которые способствуют возрастанию экологической напряженности.

Анализ состояния окружающей среды свидетельствует о наличии негативных тенденций в изменении показателей ее качества.

Основными проблемами экологической безопасности Нижегородской области в настоящее время являются:

- изношенность технологического оборудования предприятий, магистральных трубопроводов и другого, приводящая к возникновению потенциально опасных ситуаций с нанесением вреда окружающей среде;

- сохранение использования устаревших технологий, приводящих к увеличению количества образуемых отходов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

- ухудшение качества атмосферного воздуха в крупных населенных пунктах, в том числе в результате роста количества автотранспорта, не отвечающего современным экологическим требованиям;

- увеличение количества образуемых отходов, требующих переработки и утилизации;

- деградация природных экосистем, сокращение биологического разнообразия;

- недостаточный учет экологических требований при разработке градостроительной документации;

- увеличение вредного влияния загрязнения окружающей среды на состояние здоровья населения;

- отсутствие экономических стимулов для внедрения малоотходных и безотходных технологий;

- низкий уровень внедрения на предприятиях Нижегородской области систем экологического менеджмента (СЭМ);

- низкий уровень экологической культуры населения.

Уровень выбросов вредных веществ в атмосферу, загрязнения атмосферного воздуха является одним из основных показателей состояния окружающей среды, который в свою очередь характеризует уровень экологической безопасности региона. На протяжении ряда лет динамика валовых выбросов от стационарных источников имеет относительно стабильный характер, с незначительным увеличением общего объема выбросов (с 153,8 тыс. т/год в 2009 году до 156,6 тыс. т/год в 2012 году).

Валовые выбросы всех загрязняющих веществ в атмосферу имеют также тенденцию к увеличению (от 467,4 тыс. тонн в 2010 году до 476,9 тыс. тонн в 2012 году), из них более 30% в выбросах приходится на долю неуклонно растущего в количественном отношении транспорта, выбросы от которого составили в 2012 году 334,0 тыс. тонн.

Основная часть выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и значения, превышающие или приближенные к предельно допустимым концентрациям (ПДК) загрязняющих веществ в воздухе населенных пунктов, по данным мониторинга, на протяжении ряда лет регистрируются в промышленных центрах Нижегородской области (г.Н.Новгород, Арзамас, Павлово, Балахна, Бор, Богородск, Заволжье, Выкса, Городец, Кстово, Дзержинск).

Нижегородская область относится к регионам с высокой водообеспеченностью, в основном за счет поверхностных вод. Территория области полностью располагается в бассейне ролги.

На территории области частично расположены два водохранилища Волжско-Камского каскада ГЭС: Горьковское (объем 8,8 куб. км) и Чебоксарское (объем 4,6 куб. км). По территории области протекает более 9 тысяч рек и ручьев, из них 600 рек длиной более 10 км. Наиболее крупными внутренними реками являются реки Узола, Линда, Теша, Сережа, Керженец, Кудьма, Пьяна, Урга. Все реки области типично равнинные, входят в систему Волги и ее притоков.

По состоянию на 1 января 2014 года на территории Нижегородской области под надзором Волжско-Окского управления Ростехнадзора находится 1134 гидротехнических сооружения (далее также - ГТС), из которых более 95% - это низконапорные плотины IV класса, образующие небольшие водные объекты.

В свою очередь, наибольшее опасение при прохождении паводка вызывают потенциально опасные гидротехнические сооружения, являющиеся бесхозяйными, которых на территории области насчитывается 26 единиц, а также крупные гидротехнические сооружения, аварии на которых могут привести к существенным материальным и людским потерям (в зоне возможного затопления (подтопления) может оказаться население общей численностью более 7,5 тыс. человек).

110 ГТС представляют потенциальную опасность в случае их разрушения.

Проблемы в сфере обращения с отходами приводят к неблагоприятным экологическим и экономическим последствиям, негативному воздействию на окружающую среду, способствуют нарастанию социальной напряженности.

До 2007 года основными причинами, которые обуславливали развитие в Нижегородской области негативной ситуации в сфере обращения отходов, являлись:

- скачкообразный рост потребления населением товаров;

- изменившаяся структура потребления населения. Изменение структуры обусловлено увеличением доли различного рода упаковки в структуре отходов, а также увеличением доли новых видов отходов, до этого не свойственных прежней структуре потребления;

- накопленные проблемы предшествующих периодов (наличие значительного количества отходов, не утилизированных из-за отсутствия соответствующих технологий);

- устаревшая и не отвечающая современному состоянию технология сбора и переработки отходов;

- значительный износ технической инфраструктуры, используемой в сфере обращения с отходами;

- недостаточный контроль за сферой образования отходов, отсутствие действенной системы учета и анализа потоков отходов на всех уровнях их образования, что приводит к несанкционированному размещению в окружающей среде;

- неэффективность механизмов привлечения финансовых средств на создание и развитие инфраструктуры утилизации отходов;

- передача полномочий по организации обращения с твердыми бытовыми отходами (далее также - ТБО) от субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления.

По данным годовой формы федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", утвержденной постановлением Росстата от 30 декабря 2004 года № 157, в 2007 году в Нижегородской области образовалось около 3 млн тонн отходов производства и потребления. Наибольшее количество промышленных отходов в области образовано организациями и предприятиями обрабатывающих отраслей (пищевая, текстильная, обувная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, нефтехимическая, химическая, металлургическая, машиностроительная, электронная и др.). Основными источниками образования твердых бытовых отходов на территории Нижегородской области являлись организации и промышленные предприятия, население и объекты инфраструктуры.

По данным формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", утвержденной приказом Росстата от 28 января 2011 года № 17, в 2013 году в Нижегородской области образовалось уже более 3,6 млн. тонн отходов производства и потребления, кроме того, числится более 2,2 млн. тонн отходов, размещенных в местах длительного хранения и захоронения. Основную долю в образовании отходов по-прежнему вносят предприятия обрабатывающих отраслей.

До 2007 года техническое оснащение предприятий, занимающихся сбором и вывозом ТБО, находилось в неудовлетворительном состоянии. В эксплуатации находились экономически неэффективные контейнеры малого объема и устаревшие мусоровозы.

Укомплектованность предприятий-перевозчиков контейнерным парком и автотранспортом составляла 40% от необходимого с износом более 80%.

Отходы вывозились на свалки, расположенные в каждом районе региона, подавляющее большинство которых создавались без какой-либо проектно-сметной документации, вводились в эксплуатацию без разрешительных документов и эксплуатировались с нарушениями требований природоохранного законодательства.

В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда контролирующие органы вынуждены были выносить решения о закрытии свалок из-за нарушения природоохранного законодательства, но в связи с отсутствием альтернативных объектов размещения отходов их эксплуатация продолжалась.

Также отсутствовали решения по формированию единой тарифной политики предоставления услуг по обращению с отходами. Сложилась ситуация, когда тарифы на вывоз ТБО в разных районах субъекта и даже внутри муниципальных образований различались в несколько раз (от 42 до 387 руб./куб. м).

Аналогичная ситуация складывалась и в сфере нормирования отходообразования. Нормы накопления отходов в муниципалитетах либо не утверждались вообще, либо утверждались формально. Удельные показатели образования отходов потребления, в зависимости от муниципалитета, различались более чем в 20 раз (от 0,1 до 2,4 куб. м в год на одного человека).

Непрозрачная тарифная политика и невозможность прогнозирования возврата вложенных средств препятствовали привлечению инвестиций в развитие сферы обращения с отходами и, соответственно, в ее модернизацию.

Ситуация усугублялась несовершенством законодательства, отсутствием выстроенной системы подготовки квалифицированных кадров, эффективных механизмов управления сферой обращения с отходами, предусматривающих четкое разграничение полномочий между субъектами управления системой и их ответственности. В этой связи остро встала задача создания на территории области системы, содержащей механизмы правового, организационного, экономического и технологического регулирования, обеспечивающей эффективное управление сферой обращения с отходами.

Решений проблем, сложившихся в сфере обращения с отходами, у муниципалитетов не было, и Правительство Нижегородской области взяло на себя обязательства по модернизации и развитию сферы обращения с отходами.

В целом, проблема модернизации сферы обращения с отходами типична для большинства регионов Российской Федерации, что нашло свое отражение в поручении Президента Российской Федерации о разработке долгосрочных целевых инвестиционных программ в сфере обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в субъектах, причем особое внимание здесь уделялось привлечению именно частных инвестиций.

В результате проведенной работы в соответствии с разработанной ранее Концепцией постановлением Правительства Нижегородской области от 6 марта 2009 года № 104 была утверждена областная целевая программа "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области на 2009-2014 годы" (далее также - ОЦП).

ОЦП, направленная на развитие системы обращения с отходами, отвечала требованиям, закрепленным в законодательстве, Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года, и поручениях Президента Российской Федерации к руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

ОЦП была направлена на создание и развитие современной инфраструктуры на этапах сбора, вывоза и утилизации отходов.

Основные мероприятия ОЦП предусматривали:

1) централизацию и укрупнение объектов размещения отходов, сокращение их количества до 9 современных комплексов утилизации ТБО на всю область с определением зоны обслуживания и планируемого объема поступающих отходов;

2) проектирование и строительство современных комплексов утилизации ТБО с мусоросортировочными комплексами;

3) минимизацию объема отходов, подлежащих захоронению, и вовлечение вторичных материальных ресурсов в дальнейший хозяйственный оборот;

4) вывод из эксплуатации и рекультивацию объектов размещения отходов (свалок), не соответствующих санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям, по мере ввода новых комплексов утилизации ТБО;

5) внедрение системы двухэтапного вывоза отходов посредством строительства мусороперегрузочных станций;

6) совершенствование законодательства в области обращения с отходами;

7) разработку концепции формирования инфраструктуры промышленной переработки отходов.

По каждому направлению проведена (и в настоящее время ведется) значительная работа. Конкретные результаты данной работы, приведенные далее, характеризуют современное состояние сферы обращения с отходами в Нижегородской области.

В отсутствие нормативной базы в рамках ОЦП Минэкологии Нижегородской области были разработаны свои уникальные подходы:

- постановлением Правительства Нижегородской области от 30 августа 2012 года № 584 на региональном уровне утверждена Общая схема расположения межмуниципальных объектов размещения отходов;

- между администрациями муниципальных районов, Правительством области и инвестором заключались трехсторонние соглашения об организации взаимодействия по утилизации отходов;

- проводилась работа по приведению норм накопления ТБО в соответствие с рекомендациями Правительства Нижегородской области;

- инициирована разработка и утверждение органами местного самоуправления генеральных схем очистки территорий муниципальных образований;

- проводились мероприятия по выявлению, закрытию, ликвидации и рекультивации свалок отходов;

- велась работа по внесению изменений в муниципальные правила благоустройства в части организации вывоза ТБО в соответствии с Общей схемой расположения межмуниципальных объектов размещения отходов, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 августа 2012 года № 584;

- проводилась работа по установлению экономически обоснованного тарифа на услуги по утилизации отходов;

- велась законотворческая работа, в том числе совместно с Минприроды России.

Важным направлением ОЦП было формирование комплексной системы информационного обеспечения отрасли, центральным звеном которого являлось формирование регионального кадастра отходов производства и потребления.

Региональный кадастр отходов производства и потребления Нижегородской области имеет ряд отличительных особенностей и преимуществ по сравнению с аналогичными системами в других субъектах Российской Федерации:

- закреплена административная ответственность за непредоставление и нарушение сроков предоставления сведений в кадастр;

- в целях упрощения процедуры предоставления сведений организовано заполнение форм online;

- информация, содержащаяся в региональном кадастре, интегрируется в геоинформационные системы.

Также одним из ключевых направлений ОЦП являлась организация направления потоков отходов. Важным инструментом в организации направления потоков отходов является генеральная схема очистки населенных пунктов (далее также - ГСО). Минэкологии Нижегородской области в виде типового технического задания были сформированы требования к разработке ГСО.

Начиная с 2009 года выявлено 1709 несанкционированных свалок, ликвидировано 1494 свалки (что составляет около 90%). По эффективности ликвидации свалок Нижегородская область в 2013 году заняла первое место в Приволжском федеральном округе.

В 2009-2010 годах разработано 36 проектов рекультивации свалок. Полностью рекультивированы Балахнинская и Чкаловская городские свалки, велись мероприятия по рекультивации Борской, Городецкой, Заволжской городских свалок, Сокольской и Ковернинской поселковых свалок.

В 2012 году инвестором ООО "МАГ Груп" введен в эксплуатацию комплекс утилизации отходов для обслуживания Нижнего Новгорода, Дзержинска и Володарского района. В настоящее время проектируется мусоросортировочный комплекс.

В 2013 году в Городецком районе введен в эксплуатацию межмуниципальный комплекс утилизации отходов и 4 мусороперегрузочные станции для обслуживания семи районов области. Это был первый в России проект в сфере обращения с отходами, реализация которого осуществляется в рамках государственно-частного партнерства посредством заключения концессионного соглашения.

В Балахнинском районе инвестором ЗАО "Управление отходами - НН" проведена модернизация межмуниципального комплекса утилизации отходов в рамках заключенного с Правительством Нижегородской области концессионного соглашения. 6 сентября 2014 года состоялось торжественное открытие и пуск в эксплуатацию полигона в Балахнинском районе, который будет обслуживать 286,2 тыс. жителей из Балахнинского, Чкаловского районов, гаволжье и Сормовского района г.Н.Новгорода.

В городском округе гыкса инвестор ООО "Перспектива-Эко" ведет реализацию проекта строительства межмуниципального комплекса утилизации отходов для обслуживания городского округа г. Выкса, Навашинского и Кулебакского районов.

В Кстовском районе инвестор "ЭКО-Реал" ведет реализацию проекта по модернизации муниципального комплекса утилизации отходов для обслуживания Кстовского района.

В Богородском районе реализуется инвестиционный проект ООО "ОРБ Нижний" по строительству межмуниципального комплекса утилизации для обслуживания Богородского, Павловского, Сосновского и Вачского районов.

Таким образом, в эксплуатацию введено 3 современных комплекса утилизации отходов, благодаря чему количество населения, обслуживаемого новыми комплексами утилизации отходов, возросло до 60,5%. Кроме того, в ближайшее время планируется ввести в эксплуатацию еще 3 комплекса.

Для дальнейшего строительства межмуниципальных комплексов утилизации отходов в Вадском, Сергачском и Уренском районах проведена работа по определению соответствующих земельных участков.

Кроме того, с 2012 года новым и важным направлением работы является ликвидация накопленного экологического ущерба. По итогам прошедшего 9 июня 2011 года в гзержинске заседания Президиума Госсовета Российской Федерации под руководством Президента Российской Федерации Д.А.Медведева по вопросу "О мерах по обеспечению экологической безопасности при реализации крупных инфраструктурных проектов и ликвидации накопленного экологического ущерба" Правительству Нижегородской области дан ряд поручений (перечень поручений Президента Российской Федерации от 20 июня 2011 года № Пр-1742ГС) по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба.

Таким образом, в рамках ОЦП была проделана значительная работа, однако в силу объективных причин отдельные мероприятия не выполнены в полном объеме и их реализация должна быть продолжена для достижения конечной цели, ряд мероприятий предусматривает значительные сроки реализации либо требует постоянной реализации.

Одна из экологических особенностей Нижегородской области - большое разнообразие природных экосистем. При этом область является одним из лидирующих регионов Российской Федерации в сфере сохранения биологического разнообразия. В то же время, несмотря на принимаемые меры, состояние биоразнообразия области по ряду показателей вызывает серьезные опасения. В силу объективных причин к 90-м годам XX века в области произошло существенное обеднение биологического разнообразия, выразившееся в сокращении площадей большинства коренных типов природных сообществ и обеднении видового разнообразия. В Нижегородской области в неизмененном или малоизмененном виде сохранилось лишь 2,2% южнотаежных темнохвойных лесов, около 1% хвойно-широколиственных лесов, лишь 0,3% широколиственных лесов и 0,7% степей. Первичная растительность пойм сохранилась лишь на 4,4% своей былой площади. Сохранность болот составляет 40%, сосновых боров - чуть менее 10%.

Изменение и уничтожение местообитаний приводит и к угрозе сокращения видового богатства. Сокращают численность ареалы и исчезают многие виды животных и растений: из 1290 видов сосудистых растений области около 20% являются в различной степени уязвимыми, около 14% нуждаются в территориальной охране, а из 298 видов наземных позвоночных животных около 50% нуждаются в охране (в том числе около 30% - в территориальной).

В 2013 году утверждена новая редакция списков видов живых организмов, занесенных в Красную книгу Нижегородской области. В настоящее время под особой охраной в нашем регионе 287 видов животных, 179 видов высших растений, 46 видов мхов, водорослей и лишайников, 50 видов грибов. Более 140 видов животных и растений нуждаются в особом контроле за их состоянием в природной среде, для 17 видов констатировано их исчезновение с территории области. 38 видов живых организмов были исключены из Красной книги, поскольку за десятилетний период, прошедший после первого издания, получены данные о росте и стабилизации их численности и отсутствии антропогенных угроз для данных видов.

В соответствии с постановлением Администрации Нижегородской области от 20 декабря 2000 года № 320 "Об утверждении Стратегии и Плана действий по сохранению биоразнообразия Нижегородской области" на территории области реализуется Стратегия сохранения биологического разнообразия Нижегородской области.

На территории Нижегородской области обитают более 370 видов млекопитающих и птиц. Основной вид пользования объектами животного мира - охота. В Нижегородской области к охотничьим ресурсам отнесены 77 видов млекопитающих и птиц.

Площадь охотугодий Нижегородской области составляет 7072,35 тыс. га, из них 19,3% являются общедоступными охотничьими угодьями.

На территории Нижегородской области пользование охотничьими ресурсами осуществляют 87 юридических лиц и 3 индивидуальных предпринимателя. Всего образовано 124 охотхозяйства, из них 57 хозяйств предоставлены на основании охотхозяйственных соглашений и 67 - на основании долгосрочных лицензий.

В соответствии с федеральным законодательством площадь общедоступных охотничьих угодий (далее также - ООУ) на территории субъекта Российской Федерации должна составлять 20% от общей площади угодий. В Нижегородской области площадь ООУ по сравнению с 2010 годом выросла в 2 раза и составляет в настоящее время 1365,268 тыс. га (19,3% от общей площади охотугодий).

С 1 июля 2011 года министерством осуществляется выдача охотничьих билетов единого федерального образца, для этого действует 18 пунктов приема заявлений и выдачи охотничьих билетов, всего выдано 63647 охотничьих билетов, за 2013 год - 10359 билетов. Осуществляется ведение государственного охотхозяйственного реестра.

На территории закрепленных охотничьих угодий биотехнические мероприятия проводятся охотпользователями, на территории общедоступных охотничьих угодий - Минэкологии Нижегородской области. Так, в 2013 году изготовлено солонцов для зайцев - 175 шт. (в 2012 - 173 шт.), для лосей - 25 шт. (в 2012 году - 37 шт.). В 2013 году выложено минеральной подкормки (соли) 4540 кг, в 2012 году - 4557 кг; зерна для подкормки кабанов в 2013 году - 33 тонны, в 2012 году - 64 тонны.

Рыбохозяйственный фонд Нижегородской области насчитывает 24 крупные реки общей длиной 1751 км, 675 озер общей площадью 11,6 тыс. га. Основными рыбохозяйственными водоемами в Нижегородской области являются участки Горьковского и Чебоксарского водохранилищ (в том числе рка).

Постановлением Правительства Нижегородской области от 11 июня 2004 года № 139 "О закреплении рыбопромысловых участков в Нижегородской области" утвержден перечень из 42 рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства на Горьковском и Чебоксарском (в том числе рка) водохранилищах. Промышленный лов ведется на 41 участке. Промысел ведется ставными и плавными сетями. Общее количество рыбаков в рыбодобывающих организациях в 2013 году составило 193 человека (76 человек работают на Горьковском водохранилище, 117 - на Чебоксарском водохранилище и рке). В 2013 году объем промышленной добычи рыбы в границах Нижегородской области составил: в Чебоксарском водохранилище 228 т (212 т - в 2012 году), в Горьковском водохранилище 134 т (131 т - в 2012 году).

По состоянию на 1 января 2014 года в Нижегородской области насчитывается 407 особо охраняемых природных территорий: 1 государственный природный биосферный заповедник "Керженский", 1 памятник природы федерального значения, 1 природный парк, 15 государственных заказников, 383 памятника природы регионального значения, 1 территория охраняемого ландшафта, 1 охраняемый объект природного комплекса населенных пунктов, 3 ООПТ местного значения. Общая площадь ООПТ - 478 тыс. га. ООПТ занимают 6,23% площади области, что в целом превышает средний показатель для Приволжского федерального округа (4,5%), а также аналогичные показатели в большинстве субъектов Российской Федерации, граничащих с Нижегородской областью, за исключением Владимирской и Рязанской областей.

По мере обострения в городских и сельских поселениях экологических проблем, связанных с загрязнением воздуха, почвы и водоемов, возрастанием уровня шума, ухудшением микроклимата и условий проживания населения, возрастает значение зеленых насаждений в нормализации экологической обстановки и создании благоприятной окружающей среды.

В соответствии с Законом Нижегородской области от 7 сентября 2007 года № 110-З "Об охране озелененных территорий Нижегородской области" осуществляется ведение Реестра озелененных территорий общего пользования Нижегородской области. В 2013 году сформирован уточненный Реестр озелененных территорий общего пользования городов и иных населенных пунктов Нижегородской области, являющихся административными центрами муниципальных районов (далее также - Реестр), отражающий реальную картину состояния зеленых насаждений в данных населенных пунктах. В общей сложности в Реестр включены данные по 499 озелененным территориям общего пользования, в т.ч. 160 по г.Н.Новгороду и 339 по иным населенным пунктам. Это означает, что зеленый фонд поселений, как основной компонент природной среды в городах и административных центрах муниципальных районов Нижегородской области, полностью обеспечен юридической защитой.

В большинстве населенных пунктов по-прежнему не выполняется норматив площади озелененных территорий общего пользования на 1 жителя, установленный частью 1 статьи 10 Закона Нижегородской области от 7 сентября 2007 года № 110-З "Об охране озелененных территорий Нижегородской области". Данный показатель соответствует нормативу или превышает его в Балахне, Богородске, Большом Мурашкине, Варнавине, Ветлуге, Вознесенском, Воротынце, Воскресенском, Выксе, Горбатове, Городце, Заволжье, Кулебаках, Лукоянове, Лыскове, Навашине, Павлове, Перевозе, Семенове, Сеченове, Сосновском, Тоншаеве, Урене, Чкаловске, Шаранге. Показатели близки к нормативу в Ворсме, Дзержинске, Кстово, Сарове, Сергаче, Тонкине.

Наиболее низкая обеспеченность жителей озелененными территориями общего пользования в Арзамасе, Володарске, Княгинино, Красных Баках, Первомайске, Сокольском.

Важным условием, способствующим повышению экологической безопасности в области, является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня, профессиональных навыков и знаний в области экологии. Низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны отнесен Экологической доктриной Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года № 1225-р, к числу основных факторов деградации природной среды Российской Федерации.

 

2.2. Цели и задачи Программы

 

Целью Программы является повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем, повышение качества окружающей среды и формирование имиджа Нижегородской области как экологически чистой территории.

Достижение указанной цели обеспечивает решение следующих задач:

Задача 1: комплексное решение проблемы развития и совершенствования системы регионального экологического мониторинга.

Задача 2: восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, и обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод.

Задача 3: предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение максимального количества отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, иных изделий или продуктов.

Задача 4: сохранение и восстановление биологического разнообразия на территории Нижегородской области.

Задача 5: обеспечение сохранения, воспроизводства и рационального использования объектов животного мира.

Задача 6: формирование у населения всех возрастов и социальных групп активной жизненной позиции в деле практического участия в мероприятиях по формированию благоприятной окружающей среды.

 

2.3. Сроки и этапы реализации Программы

 

Срок реализации мероприятий Программы - 6 лет, с 2015 по 2020 годы. Программа реализуется в один этап.

 

2.4. Перечень основных мероприятий Программы

 

Таблица 1

 

п/п

Наименование мероприятий

Категория расходов (капвло- жения, НИОКР и прочие расходы)

Сроки выпол- нения

Исполнители мероприятий

Объем финансирования (по годам) за счет средств областного бюджета

(тыс. руб.)

 

 

 

 

 

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Всего

Цель Программы: повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем, повышение качества окружающей среды и формирование имиджа Нижегородской области как экологически чистой территории

393933,2

405218,1

413392,8

436850,7

450903,7

465236,6

2565535,1

Подпрограмма 1 "Обеспечение функционирования региональной системы экологического мониторинга"

18752,8

19763,4

19763,4

20256,1

20483,5

20715,6

119734,8

1.1.

Оценка состояния водных объектов, в том числе донных отложений

прочие расходы

2015 - 2020

Минэкологии Нижегородской области, ГБУ "Экология региона" (по согласованию)

3385,5

4014,4

4014,4

4115,6

4160,5

4206,3

23896,7

1.2.

Оценка состояния атмосферного воздуха

прочие расходы

2015 - 2020

Минэкологии Нижегородской области, ГБУ "Экология региона" (по согласованию)

2218,9

2662,7

2662,7

2729,8

2760

2790,4

15824,5

1.3.

Аналитическое и техническое обеспечение мероприятий государственного экологического надзора

прочие расходы

2015 - 2020

Минэкологии Нижегородской области, ГБУ "Экология региона" (по согласованию)

10029,8

9914,2

9914,2

10164,0

10274,8

10387,8

60684,8

1.4.

Круглосуточная экологическая диспетчерская служба Нижегородской области

прочие расходы

2015 - 2020

Минэкологии Нижегородской области, ГБУ "Экология региона" (по согласованию)

2321,4

2374,9

2374,9

2434,8

2461,2

2488,7

14455,9

1.5.

Услуги по подготовке обзора загрязнения окружающей среды

прочие расходы

2015 - 2020

Минэкологии Нижегородской области

180,0

180,0

180,0

190,6

201,5

212,6

1144,7

1.6.

Оказание услуг по подготовке аналитических данных для формирования радиационно- гигиенического паспорта территории Нижегородской области

прочие расходы

2015 - 2020

Минэкологии Нижегородской области

70,0

70,0

70,0

74,1

78,3

82,6

445,0

 

1.7.

Экологическая экспертиза

прочие расходы

2015 - 2020

Минэкологии Нижегородской области

547,2

547,2

547,2

547,2

547,2

547,2

3283,2

Подпрограмма 2 "Развитие водохозяйственного комплекса Нижегородской области"

16315,7

16315,7

16315,7

17278,3

18263,2

19267,7

103756,3

2.1.

Строительство сооружений инженерной защиты

Капвло- жения

2017 - 2020

Минэкологии Нижегородской области, ОМСУ (при условии участия)

0,0

0,0

0,0

17046,2

18077,4

19267,7

54391,3

2.2.

Повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений путем их приведения к безопасному техническому состоянию

Капвло- жения, прочие расходы

2015 - 2020

Минэкологии Нижегородской области, ОМСУ (при условии участия)

15006,8

15006,8

15006,8

 

 

 

45020,4

2.3.

Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов

прочие расходы

2015 - 2020

Минэкологии Нижегородской области, ОМСУ (при условии участия)

1308,9

1308,9

1308,9

232,1

185,8

0,0

4344,6

Подпрограмма 3 "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления"

185 111,6

185 111,6

185 111,6

196070,9

207283,2

218718,9

1177407,8

3.1.

Ликвидация объектов накопленного экологического ущерба

прочие расходы

2015

Минэкологии Нижегородской области, ОМСУ (при условии участия)

185 111,6

185 111,6

185 111,6

196070,9

207283,2

218718,9

1177407,8

Подпрограмма 4 "Биологическое разнообразие"

21118,5

22170,3

22170,3

22811,1

23178,9

23553,9

135003,0

4.1.

Создание условий для обеспечения охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира

прочие расходы

2015 - 2020

Минэкологии Нижегородской области

1080,0

1280,0

630,0

450,0

300,0

400,0

4140,0

4.2.

Реализация комплекса мер, направленных на восстановление биологического разнообразия

прочие расходы

2017 - 2020

Минэкологии Нижегородской области

0,0

0,0

300,0

873,4

1070,1

0,0

2243,5

4.3.

Сохранение и развитие системы особо охраняемых природных территорий, повышение эффективности государственного управления в данной сфере, охрана и обеспечение функционирования ООПТ

прочие расходы

2015 - 2020

Минэкологии Нижегородской области, ГБУ "Экология региона" (по согласованию)

19788,5

20640,3

20990,3

21487,7

21808,8

23153,9

127896,5

4.4.

Повышение эффективности учета озелененных территорий общего пользования как основы их охраны, использования и развития

прочие расходы

2015 - 2020

Минэкологии Нижегородской области

250,0

250,0

250,0

0,0

0,0

0,0

750,0

Подпрограмма 5 "Сохранение, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира"

26745,4

28327,9

28327,9

28995,3

29245,0

29499,6

171141,1

5.1.

Охрана и использование охотничьих ресурсов

прочие расходы

2015 - 2020

Минэкологии Нижегородской области

176,0

176,0

176,0

186,4

197,0

207,8

1119,2

5.2.

Организация, регулирование и охрана водных биологических ресурсов

прочие расходы

2015 - 2020

Минэкологии Нижегородской области

88,0

88,0

88,0

93,2

98,5

103,9

559,6

5.3.

Оказание содействия Минэкологии Нижегородской области в осуществлении управления в области охраны и использования объектов животного мира ГКУ НО "Центр охраны животного мира и водных биологических ресурсов"

прочие расходы

2015 - 2020

Минэкологии Нижегородской области, ГКУ "Центр охраны животного мира и водных биологических ресурсов" (по согласованию)

26481,4

28063,9

28063,9

28715,7

28949,5

29187,9

169462,3

Подпрограмма 6 "Формирование экологической культуры населения"

5727,8

5727,8

5727,8

6065,8

6411,5

6764,1

36424,8

6.1.

Организация и проведение экологических мероприятий для различных слоев населения

прочие расходы

2015 - 2020

Минэкологии Нижегородской области

5727,8

5727,8

5727,8

6065,8

6411,5

6764,1

36424,8

Подпрограмма 7 "Обеспечение реализации Программы"

120161,4

127801,4

135976,1

145373,2

146038,4

146716,8

822067,3

7.1.

Обеспечение выполнения целей, задач и показателей Программы

прочие расходы

2015 - 2020

Минэкологии Нижегородской области

120161,4

127801,4

135976,1

145373,2

146038,4

146716,8

822067,3


Информация по документу
Читайте также