Расширенный поиск

Постановление Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 № 306

 

                ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

     от 30 апреля 2014 года                                   N 306

 

 

          Об утверждении государственной программы "Охрана
              окружающей среды Нижегородской области"

 

    (В редакции Постановлений Правительства Нижегородской области   

            от 21.11.2014 № 803; от 10.09.2015 № 574;

            от 29.12.2015 № 894; от 17.03.2016 № 139;

            от 01.06.2016 № 320; от 05.08.2016 № 520;         

            от 22.09.2016 № 650; от 30.12.2016 № 932;

             от 13.02.2017 № 67; от 14.09.2017 № 680;

                        от 20.11.2017 № 819)                      

     
     В соответствии  с  постановлением  Правительства  Нижегородской
области от  17  апреля 2006  года N  127  "Об утверждении  Стратегии
развития  Нижегородской  области  до  2020  года"  и   распоряжением
Правительства Нижегородской области  от 11 июля  2013 года N  1417-р
"Об  утверждении  перечня  государственных  программ   Нижегородской
области" Правительство Нижегородской области постановляет:
     1. Утвердить  прилагаемую  государственную  программу   "Охрана
окружающей среды Нижегородской области" (далее - Программа).
     2. Министерству финансов Нижегородской области при формировании
проекта областного бюджета  предусматривать  средства на  реализацию
Программы.
     3. Признать утратившими силу:
     постановление Правительства Нижегородской  области  от 6  марта
2009  года  N  104  "Об  утверждении  областной  целевой   программы
"Развитие системы обращения с отходами производства и потребления  в
Нижегородской области на 2009-2014 годы";
     постановление Правительства  Нижегородской  области от  8  июля
2009 года N 469 "О внесении изменений в областную целевую  программу
"Развитие системы обращения с отходами производства и потребления  в
Нижегородской    области    на   2009-2014    годы",    утвержденную
постановлением Правительства Нижегородской  области от 6 марта  2009
года N 104";
     постановление Правительства Нижегородской области от 11  ноября
2009 года N 853 "О внесении изменений в постановление  Правительства
Нижегородской области от 6 марта 2009 года N 104";
     постановление Правительства  Нижегородской  области от  28  мая
2010 года N 317 "О внесении изменений в областную целевую  программу
"Развитие системы обращения с отходами производства и потребления  в
Нижегородской    области    на   2009-2014    годы",    утвержденную
постановлением Правительства Нижегородской  области от 6 марта  2009
года N 104";
     постановление Правительства Нижегородской области от 8 сентября
2010 года N 588 "О внесении изменения в областную целевую  программу
"Развитие системы обращения с отходами производства и потребления  в
Нижегородской    области    на   2009-2014    годы",    утвержденную
постановлением Правительства Нижегородской  области от 6 марта  2009
года N 104";
     постановление Правительства Нижегородской области от 29  ноября
2010 года N 841 "О внесении изменений в областную целевую  программу
"Развитие системы обращения с отходами производства и потребления  в
Нижегородской    области    на   2009-2014    годы",    утвержденную
постановлением Правительства Нижегородской  области от 6 марта  2009
года N 104";
     постановление Правительства  Нижегородской  области от  26  мая
2011 года N 400 "О внесении изменений в областную целевую  программу
"Развитие системы обращения с отходами производства и потребления  в
Нижегородской    области    на   2009-2014    годы",    утвержденную
постановлением Правительства Нижегородской  области от 6 марта  2009
года N 104";
     постановление Правительства Нижегородской области от 2 сентября
2011 года N 691 "О внесении изменений в областную целевую  программу
"Развитие системы обращения с отходами производства и потребления  в
Нижегородской    области    на   2009-2014    годы",    утвержденную
постановлением Правительства Нижегородской  области от 6 марта  2009
года N 104";
     постановление Правительства Нижегородской области от 20 октября
2011 года N 850 "О внесении изменений в областную целевую  программу
"Развитие системы обращения с отходами производства и потребления  в
Нижегородской    области    на   2009-2014    годы",    утвержденную
постановлением Правительства Нижегородской  области от 6 марта  2009
года N 104";
     постановление Правительства Нижегородской области от 15 февраля
2012 года N 79  внесении изменений в областную целевую  программу
"Развитие системы обращения с отходами производства и потребления  в
Нижегородской    области    на   2009-2014    годы",    утвержденную
постановлением Правительства Нижегородской  области от 6 марта  2009
года N 104";
     постановление Правительства Нижегородской  области  от 20  июня
2012 года N 358 "О внесении изменений в областную целевую  программу
"Развитие системы обращения с отходами производства и потребления  в
Нижегородской    области    на   2009-2014    годы",    утвержденную
постановлением Правительства Нижегородской  области от 6 марта  2009
года N 104";
     постановление Правительства Нижегородской области от 9  августа
2012 года N 535 "О внесении изменений в областную целевую  программу
"Развитие системы обращения с отходами производства и потребления  в
Нижегородской    области    на   2009-2014    годы",    утвержденную
постановлением Правительства Нижегородской  области от 6 марта  2009
года N 104";
     постановление Правительства Нижегородской области от 24 октября
2012 года N 754 "Об утверждении государственной программы  "Развитие
водохозяйственного комплекса Нижегородской области до 2020 года";
     постановление Правительства Нижегородской области от 5  декабря
2012 года N 885 "О внесении изменений в постановление  Правительства
Нижегородской области от 6 марта 2009 года N 104";
     постановление Правительства  Нижегородской  области от  5  июля
2013 года N 448 "О внесении изменений в постановление  Правительства
Нижегородской области от 6 марта 2009 года N 104";
     постановление Правительства   Нижегородской   области   от   30
сентября  2013 года  N  684   внесении  изменений в  постановление
Правительства Нижегородской области от 24 октября 2012 года N 754";
     постановление Правительства Нижегородской области от 7  октября
2013 года N 712 "О внесении изменений в постановление  Правительства
Нижегородской области от 6 марта 2009 года N 104";
     постановление Правительства Нижегородской области от 31 декабря
2013 года N 1046 "О внесении изменений в областную целевую программу
"Развитие водохозяйственного  комплекса   Нижегородской  области   в
2013-2020   годах",   утвержденную   постановлением    Правительства
Нижегородской области от 24 октября 2012 года N 754";
     постановление Правительства Нижегородской области от 16  января
2014 года  N 10  "О внесении изменений  в государственную  программу
"Развитие системы обращения с отходами производства и потребления  в
Нижегородской  области до  2016  года", утвержденную  постановлением
Правительства Нижегородской области от 6 марта 2009 года N 104".
     4. Настоящее постановление  вступает  в силу  с  1 января  2015
года.
     5. Контроль за  исполнением настоящего постановления  возложить
на исполняющего обязанности заместителя Губернатора,    заместителя

Председателя  Правительства  Нижегородской  области  А.А.Байера.  

редакции    Постановления    Правительства   Нижегородской   области

от 20.11.2017 № 819)

     
          
     Губернатор                                          В.П.Шанцев
     

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Нижегородской области

от 30 апреля 2014 года № 306

(в редакции постановления Правительства

Нижегородской области

от 22 сентября 2016 года № 650)

    

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

"ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"

(далее - Программа)

 

(В редакции Постановлений Правительства Нижегородской области

от 30.12.2016 № 932; от 13.02.2017 № 67; от 23.06.2017 № 451; от 14.09.2017 № 680)

    

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее - Минэкологии Нижегородской области, министерство)

Соисполнители Программы

Министерство строительства Нижегородской области

Подпрограммы Программы

Подпрограмма 1 "Обеспечение функционирования региональной системы экологического мониторинга";

подпрограмма 2 "Развитие водохозяйственного комплекса Нижегородской области";

подпрограмма 3 "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления, обеспечение безопасности сибиреязвенных захоронений";

подпрограмма 4 "Биологическое разнообразие";

подпрограмма 5 "Сохранение, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира";

подпрограмма 6 "Формирование экологической культуры населения";

подпрограмма 7 "Обеспечение реализации государственной программы"

Цели Программы

Повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем, повышение качества окружающей среды и формирование имиджа Нижегородской области (далее - область, регион) как экологически чистой территории

Задачи Программы

1. Комплексное решение проблемы развития и совершенствования системы регионального экологического мониторинга.

2. Восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, и обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод.

3. Предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение максимального количества отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, иных изделий или продуктов. Снижение уровня возникновения и распространения заболеваний сибирской язвой среди людей.

4. Сохранение и восстановление биологического разнообразия на территории Нижегородской области.

5. Обеспечение сохранения, воспроизводства и рационального использования объектов животного мира.

6. Формирование у населения всех возрастов и социальных групп активной жизненной позиции в деле практического участия в мероприятиях по формированию благоприятной окружающей среды

Этапы и сроки реализации Программы

2015 - 2020 годы.

Программа реализуется в один этап

 

Объемы бюджетных ассигнований Программы за счет средств областного бюджета (в разбивке по подпрограммам)

Государственная программа "Охрана окружающей среды Нижегородской области" по годам (тыс. рублей)

 

Всего, в том числе:

2 216 420,4

 

2015

402 724,0

 

2016

450 784,8

 

2017

492 341,3

 

2018

345 310,3

 

2019

345 947,8

 

2020

179 312,2

 

Подпрограмма 1 "Обеспечение функционирования региональной системы экологического мониторинга"

 

Всего, в том числе:

86 289,6

 

2015

17 937,6

 

2016

13 940,4

 

2017

14 385,0

 

2018

13 374,1

 

2019

13 711,9

 

2020

12 940,6

 

Подпрограмма 2 "Развитие водохозяйственного комплекса Нижегородской области"

 

Всего, в том числе:

302 503,2

 

2015

19 315,7

 

2016

64 486,5

 

2017

170 138,0

 

2018

14 144,2

 

2019

15 151,1

 

2020

19 267,7

 

Подпрограмма 3 "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления, обеспечение безопасности сибиреязвенных захоронений"

 

Всего, в том числе:

965 719,7

 

2015

189 855,4

 

2016

199 505,5

 

2017

183 459,5

 

2018

197 841,5

 

2019

189 456,0

 

2020

5 601,8

 

Подпрограмма 4 "Биологическое разнообразие"

 

Всего, в том числе:

158 885,4

 

2015

22 480,8

 

2016

25 360,0

 

2017

28 520,7

 

2018

26 419,5

 

2019

32 464,4

 

2020

23 640,0

 

Подпрограмма 5 "Сохранение, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира"

 

Всего, в том числе:

60 842,8

 

2015

32 423,8

 

2016

28 419,0

 

2017

0,0

 

2018

0,0

 

2019

0,0

 

2020

0,0

 

Подпрограмма 6 "Формирование экологической культуры населения"

 

Всего, в том числе:

33 770,3

 

2015

4 482,2

 

2016

5 487,5

 

2017

5 295,2

 

2018

5 877,6

 

2019

6 900,0

 

2020

5 727,8

 

Подпрограмма 7 "Обеспечение реализации государственной программы"

 

Всего, в том числе:

608 409,4

 

2015

116 228,5

 

2016

113 585,9

 

2017

90 542,9

 

2018

87 653,4

 

2019

88 264,4

 

2020

112 134,3

 

 

Индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов

Индикаторы достижения цели:

- удельный расход электрической энергии на снабжение подведомственного государственного учреждения - 58,26 кВт ч/кв;

- удельный расход тепловой энергии на снабжение подведомственного государственного учреждения - 0,19 Гкал/кв;

- удельный расход холодной воды на снабжение подведомственного государственного учреждения - 8,56 куб/чел;

- доля государственных учреждений, предоставивших энергетическую декларацию за отчетный год, от общего количества государственных учреждений - 100 %;

Подпрограмма 1 "Обеспечение функционирования региональной системы экологического мониторинга":

- доля городов Нижегородской области, в которых осуществляются регулярные наблюдения за состоянием загрязнения атмосферного воздуха, в процентах от общего числа городов - сохранение текущего уровня 32,1%;

- доля муниципальных образований Нижегородской области, на водных объектах которых осуществляются регулярные наблюдения за состоянием загрязнения поверхностных вод, в процентах от общего числа муниципальных образований - сохранение текущего уровня 28,8%.

Подпрограмма 2 "Развитие водохозяйственного комплекса Нижегородской области":

- доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях, в процентах - рост до 93,08%;

- доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, в процентах - рост до 5,4%.

Подпрограмма 3 "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления, обеспечение безопасности сибиреязвенных захоронений":

- доля площади ликвидированных объектов накопленного экологического ущерба (от общей площади, занятой объектами накопленного экологического ущерба, предполагаемыми к ликвидации) - увеличение до 100%;

- отношение числа обустроенных сибиреязвенных скотомогильников на момент выполнения работ к числу необустроенных - увеличение до 100%;

- доля обработанных отходов в общем количестве образующихся отходов -  увеличение до 100%;

- доля отходов, направляемых на объекты, отвечающие нормативным требованиям, от общего объема образовавшихся отходов - увеличение до 100%;

- доля утилизированных отходов в общем количестве образующихся отходов - 5% (по массе).

Подпрограмма 4 "Биологическое разнообразие":

- доля площади области, занятая особо охраняемыми природными территориями, (далее - ООПТ) - увеличение до 6,7%;

- доля ООПТ, имеющих утвержденную в установленном порядке документацию, - рост до 86% от общего числа ООПТ.

Подпрограмма 5 "Сохранение, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира":

- доля видов охотничьих ресурсов, по которым ведется учет их численности в рамках государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, в общем количестве видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории Нижегородской области,  - сохранение на уровне 47%;

- доля нарушений, выявленных при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора, по которым вынесены постановления о привлечении к ответственности, в общем количестве выявленных нарушений - увеличение до 78%;

- доля нарушений, выявленных при осуществлении федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира, по которым вынесены постановления о привлечении к ответственности, в общем количестве выявленных нарушений - увеличение до 78%;

- доля видов охотничьих ресурсов, по которым ведется учет добычи в рамках государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, в общем количестве видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории Нижегородской области, - сохранение на уровне 66%;

- индекс численности волка (отношение численности волка по окончании охотничьего сезона в текущем году к его численности по окончании охотничьего сезона 2010/2011 года) - сохранение на уровне 101%;

- доля площади закрепленных охотничьих угодий в общей площади охотничьих угодий Нижегородской области - сохранение на уровне 80%;

- доля площади водных объектов рыбохозяйственного значения, нуждающихся в выполнении рыбохозяйственных мероприятий, от общей площади основных водных объектов рыбохозяйственного значения - 10%.

Подпрограмма 6 "Формирование экологической культуры населения":

- доля населения, активно участвующего в мероприятиях по формированию благоприятной окружающей среды, в % от общего числа населения области - рост до 5%.

В результате реализации Программы будут достигнуты следующие непосредственные результаты:

Подпрограмма 1 "Обеспечение функционирования региональной системы экологического мониторинга":

- количество городов Нижегородской области, в которых осуществляется регулярная оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха, - 9;

- количество водных объектов Нижегородской области, на которых осуществляется регулярная оценка уровня загрязнения, - 18;

- формирование радиационно-гигиенического паспорта территории Нижегородской области - 1 ед. в год;

- формирование обзора загрязнения окружающей среды на территории Нижегородской области - 1 ед. в год.

Подпрограмма 2 "Развитие водохозяйственного комплекса Нижегородской области":

- протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления - рост до 2378,45 м;

- площадь территории, защищаемой от негативного воздействия вод в случае реализации берегоукрепительных мероприятий - рост до 6845,0 тыс. кв. м;

- вероятностный предотвращенный ущерб от негативного воздействия вод в случае реализации мероприятий Подпрограммы увеличится до 8 466,7 млн. руб.;

- количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние в рамках реализации Подпрограммы, увеличится до 5 ед.;

- численность населения, проживающего на территориях, подверженных риску затопления в случае аварии на гидротехнических сооружениях, защищенного в результате проведения мероприятий подпрограммы, увеличится до 1596 человек;

- количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние (показатель результативности реализации мероприятия, указанного в соглашении с главным распорядителем средств федерального бюджета), увеличится до 16 штук;

- размер предотвращенного ущерба (показатель результативности реализации мероприятия, указанного в соглашении с главным распорядителем средств федерального бюджета по направлению "Повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, путем их приведения к безопасному техническому состоянию") увеличится до 863 494,22 тысублей.

Подпрограмма 3 "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления, обеспечение безопасности сибиреязвенных захоронений":

- площадь ликвидированных объектов накопленного экологического ущерба составит 95,92 га;

- проведение мер по обеспечению безопасности 189 сибиреязвенных скотомогильников;

- количество земельных участков, исследованных на предмет соответствия требованиям природоохранного законодательства, в целях дальнейшего размещения комплексов утилизации отходов, составит 4 шт.;

- доля объема обновленной информации базы данных регионального кадастра отходов составит 100% ежегодно;

- разработанная территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, 1 шт.;

- количество объектов размещения отходов, отвечающих экологическим и санитарным требованиям, составит 9 шт.;

- количество объектов обработки составит 9 шт.;

- нормативный правовой акт об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов, составит 1 шт.

Подпрограмма 4 "Биологическое разнообразие":

- количество вновь созданных ООПТ - 10;

- количество утвержденных паспортов и положений об ООПТ, существующих на момент разработки Программы, - 29;

- количество ООПТ и охранных зон ООПТ, зарегистрированных в государственном кадастре недвижимости в качестве зон с особыми условиями использования - 20;

- количество видов позвоночных животных, занесенных в Красную книгу области, численность которых увеличивается, - 5 единиц.

Подпрограмма 5 "Сохранение, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира":

- количество видов охотничьих ресурсов, по которым ведется учет их численности в рамках государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, - увеличение до 37 видов;

- количество видов охотничьих ресурсов, по которым ведется учет добычи в рамках государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, - 36 видов;

- численность волка по окончании охотничьего сезона в текущем году - 40 особей;

- площадь закрепленных охотничьих угодий в общей площади охотничьих угодий Нижегородской области - уменьшение до 5660,0 тыс. га;

- площадь водных объектов рыбохозяйственного значения, на которых выполнены рыбохозяйственные мероприятия, (не менее) - 100 км.

Подпрограмма 6 "Формирование экологической культуры населения":

- проведение мероприятий по экологическому образованию и просвещению населения - не менее 6 в год с общим охватом населения не менее 2000 человек;

- проведение летних экологических лагерей и экспедиций школьников - не менее 16 с охватом 799 человек в год;

- издание экологических материалов общим тиражом до 5000 экземпляров в год.программа

 

(В редакции Постановлений Правительства Нижегородской области от 30.12.2016 № 932; от 13.02.2017 № 67; от 23.06.2017 № 451)

 

2. ТЕКСТОВАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

 

2.1. Характеристика текущего состояния

 

Одной из главных задач на современном этапе развития России является формирование системы мер по обеспечению устойчивого развития, базирующихся на разработке и внедрении новых и максимальном использовании имеющихся экологически безопасных, энерго- и ресурсосберегающих, мало- и безотходных технологий. При этом особое внимание уделяется созданию правовых, организационных и экономических условий экологической переориентации экономики, социальной сферы и систем жизнеобеспечения в соответствии с требованиями рационального использования всех видов ресурсов, сохранения и улучшения состояния окружающей среды и природных комплексов.

Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года, определяют в качестве стратегической цели государственной политики в области экологического развития решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года № 1225-р, определяет в качестве стратегической цели государственной политики в области экологии сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683, рассматривает экологическую безопасность как важную составляющую национальной безопасности государства.

Основные положения региональной политики в Российской Федерации, одобренные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 1996 года № 327, относят к основным направлениям региональной политики в сфере обеспечения экологической безопасности экологически обоснованное размещение производительных сил; экологически безопасное развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства; рациональное использование природных ресурсов; предупреждение возникновения противоречий в экологически неблагоприятных регионах Российской Федерации между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия; предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций; обеспечение естественного развития экосистем, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов при решении территориальных проблем; совершенствование управления в области охраны окружающей среды и природопользования.

Обеспечение безопасности населения, в том числе экологической, является одним из приоритетов Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127 (далее - Стратегия). В качестве ключевых проблем Нижегородской области Стратегия называет и низкое качество жизни, включающее требующую улучшения экологическую обстановку, и высокий уровень загрязнения природных объектов. Повышение качества окружающей среды и формирование имиджа экологически чистой территории является одной из задач ключевого направления деятельности Правительства Нижегородской области по реализации Стратегии.

Экологическая безопасность - это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Нижегородская область относится к числу крупнейших индустриальных центров России с высокой долей перерабатывающей промышленности в экономике, что подразумевает наличие значительного вредного воздействия объектов экономики на окружающую природную среду и здоровье населения.

Благодаря проводимой экологической политике и осуществлению природоохранных мероприятий экологическая обстановка в области в настоящее время в целом является стабильной.

Вместе с тем, в области существуют серьезные экологические проблемы. Так, для Нижегородской области, как и практически для всех регионов России, характерны условия выработки ресурсов оборудования производственных объектов, всех видов транспорта, резко возросшей автомобилизации городов, интенсивного использования природных ресурсов, увеличения и накопления отходов производства и потребления, которые способствуют возрастанию экологической напряженности.

Анализ состояния окружающей среды свидетельствует о наличии негативных тенденций в изменении показателей ее качества.

Основными проблемами экологической безопасности Нижегородской области в настоящее время являются:

- изношенность технологического оборудования предприятий, магистральных трубопроводов и другого, приводящая к возникновению потенциально опасных ситуаций с нанесением вреда окружающей среде;

- сохранение использования устаревших технологий, приводящих к увеличению количества образуемых отходов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

- ухудшение качества атмосферного воздуха в крупных населенных пунктах, в том числе в результате роста количества автотранспорта, не отвечающего современным экологическим требованиям;

- увеличение количества образуемых отходов, требующих переработки и утилизации;

- деградация природных экосистем, сокращение биологического разнообразия;

- недостаточный учет экологических требований при разработке градостроительной документации;

- увеличение вредного влияния загрязнения окружающей среды на состояние здоровья населения;

- отсутствие экономических стимулов для внедрения малоотходных и безотходных технологий;

- низкий уровень внедрения на предприятиях Нижегородской области систем экологического менеджмента (далее также - СЭМ);

- низкий уровень экологической культуры населения.

Уровень выбросов вредных веществ в атмосферу, загрязнения атмосферного воздуха является одним из основных показателей состояния окружающей среды, который, в свою очередь, характеризует уровень экологической безопасности региона. На протяжении ряда лет динамика валовых выбросов от стационарных источников имеет относительно стабильный характер, с незначительным увеличением общего объема выбросов (с 153,8 тыс. т/год в 2009 году до 156,6 тыс. т/год в 2012 году).

Валовые выбросы всех загрязняющих веществ в атмосферу имеют также тенденцию к увеличению (от 467,4 тыс. тонн в 2010 году до 476,9 тыс. тонн в 2012 году), из них более 30% в выбросах приходится на долю неуклонно растущего в количественном отношении транспорта, выбросы от которого составили в 2012 году 334,0 тыс. тонн.

Основная часть выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и значения, превышающие или приближенные к предельно допустимым концентрациям загрязняющих веществ в воздухе населенных пунктов, по данным мониторинга, на протяжении ряда лет регистрируются в промышленных центрах Нижегородской области (г. Н.Новгород, Арзамас, Павлово, Балахна, Бор, Богородск, Заволжье, Выкса, Городец, Кстово, Дзержинск).

Нижегородская область относится к регионам с высокой водообеспеченностью, в основном за счет поверхностных вод. Территория области полностью располагается в бассейне р. Волги.

На территории области частично расположены два водохранилища Волжско-Камского каскада ГЭС: Горьковское (объем 8,8 куб. км) и Чебоксарское (объем 4,6 куб. км). По территории области протекает более 9 тысяч рек и ручьев, из них 600 рек длиной более 10 км. Наиболее крупными внутренними реками являются реки Узола, Линда, Теша, Сережа, Керженец, Кудьма, Пьяна, Урга. Все реки области типично равнинные, входят в систему Волги и ее притоков.

По состоянию на 1 января 2014 года на территории Нижегородской области под надзором Волжско-Окского управления Ростехнадзора находится 1134 гидротехнических сооружения (далее - ГТС), из которых более 95% - это низконапорные плотины IV класса, образующие небольшие водные объекты.

В свою очередь, наибольшее опасение при прохождении паводка вызывают потенциально опасные гидротехнические сооружения, являющиеся бесхозяйными, которых на территории области насчитывается 26 единиц, а также крупные гидротехнические сооружения, аварии на которых могут привести к существенным материальным и людским потерям (в зоне возможного затопления (подтопления) может оказаться население общей численностью более 7,5 тыс. человек).

110 ГТС представляют потенциальную опасность в случае их разрушения.

Проблемы в сфере обращения с отходами приводят к неблагоприятным экологическим и экономическим последствиям, негативному воздействию на окружающую среду, способствуют нарастанию социальной напряженности.

До 2007 года основными причинами, которые обуславливали развитие в Нижегородской области негативной ситуации в сфере обращения отходов, являлись:

- скачкообразный рост потребления населением товаров;

- изменившаяся структура потребления населения. Изменение структуры обусловлено увеличением доли различного рода упаковки в структуре отходов, а также увеличением доли новых видов отходов, до этого не свойственных прежней структуре потребления;

- накопленные проблемы предшествующих периодов (наличие значительного количества отходов, не утилизированных из-за отсутствия соответствующих технологий);

- устаревшая и не отвечающая современному состоянию технология сбора и переработки отходов;

- значительный износ технической инфраструктуры, используемой в сфере обращения с отходами;

- недостаточный контроль над сферой образования отходов, отсутствие действенной системы учета и анализа потоков отходов на всех уровнях их образования, что приводит к несанкционированному размещению в окружающей среде;

- неэффективность механизмов привлечения финансовых средств на создание и развитие инфраструктуры утилизации отходов;

- передача полномочий по организации обращения с твердыми бытовыми отходами (далее - ТБО) от Нижегородской области органам местного самоуправления.

По данным годовой формы федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", утвержденной постановлением Росстата от 30 декабря 2004 года № 157, в 2007 году в Нижегородской области образовалось около 3 млн тонн отходов производства и потребления. Наибольшее количество промышленных отходов в области образовано организациями и предприятиями обрабатывающих отраслей (пищевая, текстильная, обувная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, нефтехимическая, химическая, металлургическая, машиностроительная, электронная и др.). Основными источниками образования твердых бытовых отходов на территории Нижегородской области являлись организации и промышленные предприятия, население и объекты инфраструктуры.

По данным формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", утвержденной приказом Росстата от 28 января 2011 года № 17, в 2013 году в Нижегородской области образовалось уже более 3,6 млн тонн отходов производства и потребления, кроме того, числится более 2,2 млн тонн отходов, размещенных в местах длительного хранения и захоронения. Основную долю в образовании отходов по-прежнему вносят предприятия обрабатывающих отраслей.

До 2007 года техническое оснащение предприятий, занимающихся сбором и вывозом ТБО, находилось в неудовлетворительном состоянии. В эксплуатации находились экономически неэффективные контейнеры малого объема и устаревшие мусоровозы.

Укомплектованность предприятий-перевозчиков контейнерным парком и автотранспортом составляла 40% от необходимого уровня с износом более 80%.

Отходы вывозились на свалки, расположенные в каждом районе региона, подавляющее большинство которых создавались без какой-либо проектно-сметной документации, вводились в эксплуатацию без разрешительных документов и эксплуатировались с нарушениями требований природоохранного законодательства.

В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда контролирующие органы вынуждены были выносить решения о закрытии свалок из-за нарушения природоохранного законодательства, но в связи с отсутствием альтернативных объектов размещения отходов их эксплуатация продолжалась.

Также отсутствовали решения по формированию единой тарифной политики предоставления услуг по обращению с отходами. Сложилась ситуация, когда тарифы на вывоз ТБО в разных районах Нижегородской области и даже внутри муниципальных образований различались в несколько раз (от 42 до 387 руб./куб. м).

Аналогичная ситуация складывалась и в сфере нормирования отходообразования. Нормы накопления отходов в муниципальных образованиях Нижегородской области либо не утверждались вообще, либо утверждались формально. Удельные показатели образования отходов потребления, в зависимости от муниципального образования Нижегородской области, различались более чем в 20 раз (от 0,1 до 2,4 куб. м в год на одного человека).

Непрозрачная тарифная политика и невозможность прогнозирования возврата вложенных средств препятствовали привлечению инвестиций в развитие сферы обращения с отходами и, соответственно, в ее модернизацию.

Ситуация усугублялась несовершенством законодательства, отсутствием выстроенной системы подготовки квалифицированных кадров, эффективных механизмов управления сферой обращения с отходами, предусматривающих четкое разграничение полномочий между субъектами управления системой и их ответственности. В этой связи остро встала задача создания на территории области системы, содержащей механизмы правового, организационного, экономического и технологического регулирования, обеспечивающей эффективное управление сферой обращения с отходами.

Решений проблем, сложившихся в сфере обращения с отходами, у муниципальных образований Нижегородской области не было, и Правительство Нижегородской области взяло на себя обязательства по модернизации и развитию сферы обращения с отходами.

В целом проблема модернизации сферы обращения с отходами типична для большинства регионов Российской Федерации, что нашло свое отражение в поручении Президента Российской Федерации о разработке долгосрочных целевых инвестиционных программ в сфере обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в субъектах, причем особое внимание здесь уделялось привлечению именно частных инвестиций.

В результате проведенной работы в соответствии с утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 2 октября 2008 года № 431 Концепцией областной целевой программы "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области на 2009 - 2014 годы" постановлением Правительства Нижегородской области от 6 марта 2009 года № 104 была утверждена областная целевая программа "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области на 2009 - 2014 годы" (далее - ОЦП).

ОЦП, направленная на развитие системы обращения с отходами, отвечала требованиям, закрепленным в законодательстве, Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года, и поручениях Президента Российской Федерации руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

ОЦП была направлена на создание и развитие современной инфраструктуры на этапах сбора, вывоза и утилизации отходов.

Основные мероприятия ОЦП предусматривали:

1) централизацию и укрупнение объектов размещения отходов, сокращение их количества до 9 современных комплексов утилизации ТБО на всю область с определением зоны обслуживания и планируемого объема поступающих отходов;

2) проектирование и строительство современных комплексов утилизации ТБО с мусоросортировочными комплексами;

3) минимизацию объема отходов, подлежащих захоронению, и вовлечение вторичных материальных ресурсов в дальнейший хозяйственный оборот;

4) вывод из эксплуатации и рекультивацию объектов размещения отходов (свалок), не соответствующих санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям, по мере ввода новых комплексов утилизации ТБО;

5) внедрение системы двухэтапного вывоза отходов посредством строительства мусороперегрузочных станций;

6) совершенствование законодательства в области обращения с отходами;

7) разработку концепции формирования инфраструктуры промышленной переработки отходов.

По каждому направлению проведена (и в настоящее время ведется) значительная работа. Конкретные результаты данной работы, приведенные далее, характеризуют современное состояние сферы обращения с отходами в Нижегородской области.

В отсутствие нормативной базы в рамках ОЦП Минэкологии Нижегородской области разработаны свои уникальные подходы:

- постановлением Правительства Нижегородской области от 30 августа 2012 года № 584 утверждена Общая схема расположения межмуниципальных объектов размещения отходов;

- между администрациями муниципальных районов Нижегородской области, Правительством Нижегородской области и инвесторами заключались трехсторонние соглашения об организации взаимодействия по утилизации отходов;

- проводилась работа по приведению норм накопления ТБО в соответствие с рекомендациями Правительства Нижегородской области;

- инициирована разработка и утверждение органами местного самоуправления генеральных схем очистки территорий муниципальных образований;

- проводились мероприятия по выявлению, закрытию, ликвидации и рекультивации свалок отходов;

- велась работа по внесению изменений в муниципальные правила благоустройства в части организации вывоза ТБО в соответствии с Общей схемой расположения межмуниципальных объектов размещения отходов, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 августа 2012 года № 584;

- проводилась работа по установлению экономически обоснованного тарифа на услуги по утилизации отходов;

- велась законотворческая работа, в том числе совместно с Минприроды России.

Важным направлением ОЦП было формирование комплексной системы информационного обеспечения отрасли, центральным звеном которого являлось формирование регионального кадастра отходов производства и потребления.

Региональный кадастр отходов производства и потребления Нижегородской области имеет ряд отличительных особенностей и преимуществ по сравнению с аналогичными системами в других субъектах Российской Федерации:

- закреплена административная ответственность за непредставление, нарушение сроков представления, представление неполных или недостоверных сведений в кадастр;

- в целях упрощения процедуры предоставления сведений организовано заполнение форм online;

- информация, содержащаяся в региональном кадастре, интегрируется в геоинформационные системы.

Также одним из ключевых направлений ОЦП являлась организация направления потоков отходов. Важным инструментом в организации направления потоков отходов является генеральная схема очистки населенных пунктов (далее - ГСО). Минэкологии Нижегородской области в виде типового технического задания сформированы требования к разработке ГСО.

Начиная с 2009 года, выявлено 1709 несанкционированных свалок, ликвидировано 1494 свалки (что составляет около 90%). По эффективности ликвидации свалок Нижегородская область в 2013 году заняла первое место в Приволжском федеральном округе.

В 2009 - 2010 годах разработано 36 проектов рекультивации свалок. Полностью рекультивированы Балахнинская и Чкаловская городские свалки, велись мероприятия по рекультивации Борской, Городецкой, Заволжской городских свалок, Сокольской и Ковернинской поселковых свалок.

В 2012 году инвестором ООО "МАГ Груп" введен в эксплуатацию комплекс утилизации отходов для обслуживания Нижнего Новгорода, Дзержинска и Володарского района. В настоящее время проектируется мусоросортировочный комплекс.

В 2013 году в Городецком районе введен в эксплуатацию межмуниципальный комплекс утилизации отходов и 4 мусороперегрузочные станции для обслуживания 7 районов области. Это первый в России проект в сфере обращения с отходами, реализация которого осуществляется в рамках государственно-частного партнерства посредством заключения концессионного соглашения.

В Балахнинском районе инвестором ЗАО "Управление отходами - НН" проведена модернизация межмуниципального комплекса утилизации отходов в рамках заключенного с Правительством Нижегородской области концессионного соглашения. 6 сентября 2014 года состоялись торжественное открытие и пуск в эксплуатацию полигона в Балахнинском районе, который обслуживает 286,2 тыс. жителей из Балахнинского района, городского округа город Чкаловск, г. Заволжье и Сормовского района г. Н.Новгорода.

В Богородском районе реализуется инвестиционный проект ООО "ОРБ Нижний" по строительству межмуниципального комплекса утилизации для обслуживания Богородского, Павловского, Сосновского и Вачского муниципальных районов.

Таким образом, в эксплуатацию введено 3 современных комплекса утилизации отходов, благодаря чему количество населения, обслуживаемого новыми комплексами утилизации отходов, возросло до 60,5%.

Для дальнейшего строительства межмуниципальных комплексов утилизации отходов в Арзамасском, Сергачском и Уренском районах и городском округе город Выкса проведена работа по определению соответствующих земельных участков.

Кроме того, с 2012 года новым и важным направлением работы является ликвидация накопленного экологического ущерба. По итогам прошедшего 9 июня 2011 года в г. Дзержинске заседания Президиума Госсовета Российской Федерации под руководством Президента Российской Федерации Д.А. Медведева по вопросу "О мерах по обеспечению экологической безопасности при реализации крупных инфраструктурных проектов и ликвидации накопленного экологического ущерба" Правительству Нижегородской области дан ряд поручений (перечень поручений Президента Российской Федерации от 20 июня 2011 года № Пр-1742ГС) по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба.

Поручением Президента Российской Федерации от 8 февраля 2016 года № Пр-223 Правительству Российской Федерации поручено определить единственного подрядчика (исполнителя) работ по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба на территории Нижегородской области (свалка промышленных отходов "Черная дыра", шламонакопитель "Белое море", полигон твердых бытовых отходов "Игумново"). (Абзац дополнен - Постановление Правительства Нижегородской области от 30.12.2016 № 932)

Во исполнение данного поручения распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2016 года № 804-р ООО "ГазЭнергоСтрой - Экологические технологии" определено единственным подрядчиком (исполнителем) работ по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба на территории Нижегородской области. (Абзац дополнен - Постановление Правительства Нижегородской области от 30.12.2016 № 932)

Таким образом, в рамках ОЦП была проделана значительная работа, однако в силу объективных причин отдельные мероприятия не выполнены в полном объеме и их реализация должна быть продолжена для достижения конечной цели, ряд мероприятий предусматривает значительные сроки реализации либо требует постоянной реализации.


Информация по документу
Читайте также