Расширенный поиск

Закон Пермской области от 14.05.1998 № 96-2

                                    Утратил силу - Закон Пермского края
                                        от 02.04.2008 г. N 220-ПК

       О науке и научно-технической политике в Пермской области

   (В редакции Закона Пермской области от 29.12.2003 г. N 1160-235)


                                      Принят Законодательным Собранием
                                  Пермской области 24 апреля 1998 года

     Настоящий Закон содержит правовые, организационные, экономические
и  социальные  нормы  и  гарантии,  регулирующие  отношения  субъектов
научной и научно-технической  деятельности  между  собой,  с  органами
государственной  законодательной  и  исполнительной  власти  (далее  -
органы  государственной  власти)  Пермской  области,  юридическими   и
физическими лицами.

                         Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Правовые основы Закона
     Правовую основу   настоящего   Закона   составляют    Конституция
Российской  Федерации,  Федеральный  закон  "О науке и государственной
научно-технической  политике",  федеральные  и  областные  нормативные
правовые акты в сфере науки и научно-технической политики.

     Статья 2. Предмет и сфера действия Закона
     1. Предметом  действия  Закона  выступают отношения,  возникающие
между органами государственной власти Пермской  области  и  субъектами
(участниками)   научной   и   научно-технической  деятельности,  между
участниками  этих  видов  деятельности,  а   также   отношения   между
участниками  научной и научно-технической деятельности и потребителями
научной продукции (работ, услуг).
     2. В  случае,  если федеральным законом и международным договором
Российской Федерации  в  сфере  науки  и  научно-технической  политики
предусмотрены  иные  правила,  чем в настоящем Законе,  то применяются
правила федерального закона и международного договора.

    Статья 3.    Общие    положения    о    субъектах    научной     и   
научно-технической  деятельности  и  понятия,  применяемые в Законе 
     Субъектами научной  и  научно-технической  деятельности  являются
физические  лица  (граждане Российской Федерации,  а также иностранные
граждане,  лица  без  гражданства  в  пределах   прав,   установленных
законодательством    Российской    Федерации,   занимающиеся   научной
деятельностью)  и  юридические  лица  при  условии,  если  научная   и
научно-техническая   деятельность   предусмотрена   их  учредительными
документами.  Научной   организацией   признается   юридическое   лицо
независимо  от организационно-правовой формы и формы собственности,  а
также общественное объединение научных  работников,  осуществляющие  в
качестве  основной  научную  и  (или) научно-техническую деятельность,
подготовку  научных  работников  и  действующие   в   соответствии   с
учредительными   документами   научной   организации.  Сфера  науки  и
научно-технической    деятельности    -    сфера     профессионального
взаимодействия  субъектов  научной  и научно-технической деятельности,
органов  государственной  власти  и  потребителей  научной   продукции
(работ, услуг).

     Статья 4. Основные цели Закона
     Основными целями настоящего Закона являются:
     закрепление существующих и создание правовых норм и гарантий  для
научной   и   научно-технической   деятельности   и  использования  ее
результатов в материальном производстве и  социальной  жизни  области;
     предоставление гарантий невмешательства в  творческий  процесс  и
академических свобод ученых;
     определение основных  положений  региональной  научно-технической
политики;
     формирование организационных   форм,   механизмов   управления  и
финансирования научной и научно-технической деятельности;
     определение прав,   обязанностей   и   ответственности  субъектов
научно-технической политики,  субъектов научной  и  научно-технической
деятельности;
     создание условий   для    динамичного    социально-экономического
развития         научно-образовательной        базы,        подготовки
высококвалифицированных научных кадров.

    Статья 5.     Основные     цели     и     задачи      региональной    
научно-технической политики Пермской области
     1. Основными   целями  региональной  научно-технической  политики
Пермской области являются:
     сохранение, развитие       и       эффективное      использование
научно-технического   и   научно-образовательного    комплексов    для
социально-экономического  развития  региона,  повышения  уровня  жизни
населения области, улучшения состояния окружающей природной среды;
     создание регионального   механизма  инвестирования  в  наукоемкие
технологии для подъема производства;
     создание экономических  условий,  стимулов  и  механизмов  работы
хозяйственного  комплекса  области  для  выпуска   конкурентоспособной
продукции на основе научных достижений;
     усиление экономической    самостоятельности     области     путем
использования технологий двойного применения и конверсии;
     создание экономических  условий  для  обеспечения   экологической
безопасности и сохранения биологического разнообразия.
     2. Региональная  научно-техническая  политика   имеет   следующие
основные задачи:
     реализация на   территории    Пермской    области    региональной
составляющей государственной научно-технической политики;
     привлечение научного  сообщества  к  решению   приоритетных   для
Пермской   области  проблем  на  базе  научно-технических  разработок,
способствующих развитию региона;
     привлечение дополнительных  российских  и зарубежных инвестиций и
развитие инновационной деятельности;
     содействие разработке  и  освоению конкурентоспособной наукоемкой
продукции;
     содействие сохранению  и  развитию  научного  потенциала области,
привлечению молодежи в сферу науки,  интеграции научной деятельности и
образования, а также распространению и практической реализации научных
достижений;
     развитие и  поддержка  межрегиональных  связей  и  международного
сотрудничества в сфере научной деятельности;
     социальная поддержка  научных  и  научно-технических  работников,
экономическое стимулирование их труда.

    Статья 6. Формирование  региональной  научно-технической  политики 
Пермской области
     1. Основные  направления региональной научно-технической политики
утверждаются   Законодательным   Собранием   Пермской    области    на
долгосрочный период (10 лет) и содержат:
     оценку текущего состояния и развития науки и техники в  интересах
области и их влияния на решение социально-экономических, экологических
и иных проблем области;
     перечень основных   направлений  региональной  научно-технической
политики;
     обоснование приоритетных направлений научной деятельности;
     объем финансирования и  механизм  поддержки  научных  программ  и
проектов;
     рекомендации по   совершенствованию    правового,    финансового,
материально-технического и иного обеспечения научной деятельности.
     2. Принятые основные направления региональной  научно-технической
политики   передаются   в  органы  государственной  власти  Российской
Федерации для  включения  в  основные  направления  научно-технической
политики Российской Федерации.
     3. Приоритетные   направления   научной   и    научно-технической
деятельности  в  Пермской  области определяются на основании концепции
комплексного  социально-экономического  развития  Пермской  области  и
формируются ежегодно администрацией области.

    Статья 7.   Аттестация   и   аккредитация   субъектов   научной  и  
научно-технической деятельности
     На территории Пермской области действуют  единые  государственные
квалификационные  требования  к  научным работникам и единая процедура
государственной   аттестации    научных    работников,    утвержденные
Правительством Российской Федерации.
     Аккредитация научных организаций на территории  Пермской  области
осуществляется в соответствии с порядком,  определенным Правительством
Российской Федерации.  Свидетельство  о  государственной  аккредитации
выдается научной организации, объем научной и (или) научно-технической
деятельности которой составляет не менее 70  процентов  общего  объема
работ и уставом которой предусмотрен ученый совет.


          Раздел II. УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
             ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

     Статья 8. Компетенция Законодательного Собрания Пермской области
     Законодательное Собрание    в   области   управления   наукой   и
научно-технической деятельностью:
     осуществляет законодательное  и нормативное регулирование научной
и научно-технической деятельности  и  региональной  научно-технической
политики;
     утверждает основные направления  региональной  научно-технической
политики  и  приоритетные  направления  научной  и  научно-технической
деятельности;
     утверждает областной  бюджет  в  части  средств,  направляемых на
научную и научно-техническую деятельность;
     устанавливает налоговые   и   иные  льготы  субъектам  научной  и
научно-технической деятельности и порядок их предоставления;
     осуществляет контроль  за  исполнением  бюджета  в части средств,
предусматриваемых на научную и научно-техническую деятельность;
     создает областной  фонд  поддержки  науки  и высшего образования,
другие  фонды   научного,   научно-технического   и   технологического
развития, включая инновационные;
     осуществляет иные полномочия, не отнесенные федеральными законами
к ведению органов государственной власти Российской Федерации.

     Статья 9. Компетенция администрации Пермской области
     Администрация в  области  управления  наукой и научно-технической
деятельностью:
     разрабатывает основные  положения региональной научно-технической
политики,  приоритетные  направления  научной   и   научно-технической
деятельности в Пермской области;
     обеспечивает эффективное      использование      и       развитие
научно-технического потенциала области;
     разрабатывает и  реализует  экономический  механизм  региональной
научно-технической политики;
     обеспечивает формирование,    финансирование     и     экспертизу
региональных научно-технических программ;
     в установленном порядке  осуществляет  управление  собственностью
субъектов   научной  и  научно-технической  деятельности,  включая  их
создание,  реорганизацию  и  ликвидацию,   контроль   за   управлением
собственностью   государственных  научных  организаций  и  учреждений,
переданных в управление Пермской области;
     поддерживает информационную систему в сфере науки и образования;
     осуществляет иные полномочия, не отнесенные федеральными законами
к ведению органов государственной власти Российской Федерации.

    Статья 10.   Формы   и   методы   государственного   регулирования  
научной и научно-технической деятельности
     Государственное регулирование   научной   и    научно-технической
деятельности,   проведение   научно-технической   политики   органами,
государственной власти Пермской  области  в  пределах  их  компетенции
осуществляется путем:
     бюджетного финансирования    научной     и     научно-технической
деятельности;
     предоставления финансовой  помощи  в  форме  целевого  бюджетного
финансирования;
     контроля за соблюдением государственных норм и стандартов;
     антимонопольных мер;
     организации экспертизы;
     прямых инвестиций и содействия инновационной деятельности.

    Статья 11.   Органы   управления   научной  и   научно-технической  
деятельностью
     На территории   Пермской   области   действуют    государственные
федеральные и областной органы управления научной и научно-технической
деятельностью.
     Областным органом   управления   научной  деятельностью  является
администрация области в лице департамента образования и науки.

    Статья 12.   Правовые    отношения   по   созданию,   передаче   и  
использованию научной и научно-технической продукции    
     1. Создание,     передача     и     использование    научной    и
научно-технической    продукции,    а    также    оказание    научных,
научно-технических,    инженерно-консультационных    и   иных   услуг,
оформляются  договорами  (контрактами)  между  субъектом   научной   и
научно-технической  деятельности  и заказчиком или иными потребителями
научной   и   научно-технической   продукции    в    соответствии    с
законодательством Российской Федерации.
     2. Проведение  исследований  по  заказу  органов  государственной
власти  Пермской  области  совместно  несколькими субъектами научной и
научно-технической деятельности или с  привлечением  иных  организаций
оформляется    договорами    о    совместной   научной   деятельности,
распределении  прибыли  и  другими   договорами   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации.
     3. Администрация области вправе устанавливать для аккредитованных
субъектов  научной  и  научно-технической деятельности государственный
заказ на  выполнение  научных  исследований  и  опытно-конструкторских
работ.
     4. Условия  владения,   пользования   и   распоряжения   научными
результатами     на    любой    стадии    исследования    определяются
законодательством Российской Федерации,  нормативными правовыми актами
Пермской области и договорами (контрактами) сторон.

         Раздел III. РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
                          В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

     Статья 13. Региональные научно-технические программы
     1. Важнейшим механизмом  реализации  научно-технической  политики
Пермской   области   являются  региональные  перспективные  и  текущие
научно-технические программы, выполняемые на конкурсной основе.
     2. Региональные научно-технические программы, формируемые на базе
основных направлений региональной  научно-технической  политики  и  на
основе приоритетных направлений и прогнозов развития науки и техники с
учетом результатов анализа экономического и  экологического  состояния
области  и  внешнеэкономических  условий,  увязываются  с региональной
промышленной и экономической политикой.
     3. Перспективные  научно-технические  программы,  принимаемые  на
срок до 5 лет, имеют целевую ориентацию на
     - обеспечение   условий   для   сохранения  и  развития  наиболее
продуктивной части региональной науки  и  системы  подготовки  научных
кадров;
     - определение приоритетных направлений в научно-технической сфере
и концентрацию на них имеющихся ресурсов;
     - создание технологической базы перехода на  путь  экономического
роста и повышения качества жизни населения;
     - формирование регионального государственного заказа  на  научные
исследования, выполняемые на контрактной, конкурсной основе.
     Текущие программы  разрабатываются  на  один  год  с   уточнением
распределения   средств   по   направлениям  и  определением  принципа
паритетного финансирования.
     4. Условия    разработки   перспективных   и   текущих   программ
научно-исследовательских      и      опытно-конструкторских      работ
фундаментального  и  прикладного  характера,  проведение  их анализа и
независимой экспертизы,  порядок заключения  договоров  на  выполнение
конкретных научных проектов, входящих в программы, контроль выполнения
договоров и внедрения полученных результатов определяются нормативными
правовыми актами губернатора области.

    Статья 14.  Гарантии  приоритетности  научной и научно-технической 
деятельности
     1. Основой  гарантий  приоритетности   научной   деятельности   в
Пермской области являются:
     предоставление налоговых    и    иных     льгот     научным     и
научно-техническим    организациям,    учреждениям,   предприятиям   и
коллективам;
     создание благоприятного инвестиционного климата,  способствующего
привлечению средств из разных источников  для  финансирования  научной
деятельности в области;
     поддержка и регулирование инновационной деятельности;
     формирование научных фондов;
     установление областных именных премий и стипендий  для  поддержки
аспирантов, докторантов и научных работников;
     информационная поддержка;
     организация выставок, ярмарок, конкурсов;
     реклама и публикация научных разработок ученых области.
     2. Имущество,    находящееся    в    государственной    областной
собственности,    включая    производственные     площади,     сдается
аккредитованным  в  области научным организациям в аренду с понижающим
коэффициентом в установленном порядке.

     Статья 15. Содействие фундаментальным исследованиям
     1. Органы государственной  власти  области  содействуют  развитию
фундаментальных исследований. Для этого они:
     поддерживают научную деятельность организаций Российской академии
наук,  вузов,  отраслевых академий,  государственных научных центров и
организаций     по     приоритетным     направлениям      региональных
научно-технических    программ   путем   финансирования   исследований
регионального  значения   из   средств   бюджета   Пермской   области,
регионального   фонда   поддержки   научной   деятельности   и  других
источников;
     финансирует региональные   программы   по  поддержке  и  развитию
материально-технической     базы     государственных     научных     и
научно-технических организаций.
     2. Администрация области способствует организации и  деятельности
на   территории   области   общественных   академий   наук   и  других
профессиональных  объединений  научных  работников,  привлекая  их  на
конкурсной   основе  к  выполнению  программ  и  проектов,  проведению
независимой экспертизы и т.п.

    Статья  16.     Интеграция     научной,    научно-технической    и   
образовательной деятельности
     1. Интеграция   научной,   научно-технической  и  образовательной
деятельности       осуществляется       на       основе        участия
профессорско-преподавательского состава,  аспирантов и студентов вузов
Пермской  области  в   научных   исследованиях   и   экспериментальных
разработках и привлечения высококвалифицированных научных работников к
преподавательской деятельности.
     2. Приоритетными     направлениями    в    интеграции    научной,
научно-технической и образовательной деятельности считать:
     поиск, отбор  и  целенаправленную  подготовку  молодежи к научной
деятельности путем привлечения студентов и молодых ученых к участию  в
олимпиадах,    конкурсах,   выставках,   конференциях,   оказание   им
государственной  поддержки  на  основе   специальных   образовательных
программ;
     создание банка данных инновационных проектов;
     участие в   выполнении   межотраслевых   научных  исследований  и
проектов;
     издание учебников  и  учебных  пособий  для  студентов  и научных
сотрудников,  методических рекомендаций на основе новейших  достижений
науки и педагогики.
     3. В Пермской  области  могут  устанавливаться  за  счет  средств
областного  бюджета областные премии имени выдающихся ученых Прикамья.
Порядок  установления  и  присуждения  областных  премий  определяется
нормативными правовыми актами области.
     4. В   целях   государственной   поддержки   наиболее   одаренных
аспирантов,   докторантов   и   научных  работников  за  счет  средств
областного бюджета могут устанавливаться областные стипендии.  Порядок
установления    и   присуждения   областных   стипендий   определяется
нормативными правовыми актами области.

    Статья 17.  Поддержка  конкуренции и предпринимательства  в  сфере 
науки и научно-технической деятельности
     1. Государственные  органы  Пермской области поощряют появление и
деятельность разных научных школ, осуществляют меры по развитию рынков
научной     и     научно-технической     продукции,     инновационного
предпринимательства, его инфраструктуры.
     2. Государственные  органы  власти  Пермской области поддерживают
создание  разнообразных,  в  том  числе  и  малых,  форм   научной   и
научно-технической       деятельности      путем      целенаправленной
кредитно-финансовой, ценовой, налоговой и антимонопольной политики.

    Статья  18.     Информационное     обеспечение      научной     и    
научно-технической деятельности
     1. Администрация    Пермской    области    содействует   созданию
информационной  инфраструктуры  в  сфере  науки  и  научно-технической
деятельности,  формированию областных информационных фондов и систем в
сфере  науки,  изданию  научной  и  научно-технической   продукции   и
приобретению   печатных   изданий   о   научных  и  научно-технических
результатах за пределами  Пермской  области  и  Российской  Федерации,
гарантирует субъектам научной и научно-технической деятельности доступ
к указанной информации, право на ее приобретение.
     2. Аккредитованные    субъекты   научной   и   научно-технической
деятельности  и  научные  работники  имеют  право  на   информационную
поддержку  органов  государственной  власти  Пермской  области  в виде
бесплатной передачи информации,  накопленной  на  средства  областного
бюджета,  или  с  оплатой  по ценам,  не превышающим ее себестоимость.
Полученная на этих условиях информация может использоваться только для
научных целей.
     3. Субъекты научной и научно-технической деятельности имеют право
на  обмен  имеющейся у них информации,  если она не содержит сведений,
представляющих государственную, служебную или коммерческую тайну.
     4. Ограничения  на  получение информации и обмен ею накладываются
только на основании законодательства Российской Федерации.

    Статья 19.   Организация  и  проведение  экспертизы  в  научной  и 
научно-технической деятельности
     1. Органы  государственной  власти  Пермской  области  организуют
проведение  экспертизы  научных  и   научно-технических   программ   и
проектов,  финансируемых  за  счет  областного бюджета.  Для этого они
могут привлекать в  качестве  независимых  экспертов  научные  и  иные
организации,  научных сотрудников, специалистов при условии, что те не
являются разработчиками данных программ и проектов и не  имеют  личной
заинтересованности в ее результатах.
     2. Порядок,   объем   и    характер    экспертизы    определяется
администрацией Пермской области.
     3. Обязательная экспертиза проводится при:
     выборе приоритетных  направлений  региональной научно-технической
политики, приоритетов развития науки и техники в Пермской области;
     формировании областных  научных  и  научно-технических программ и
проектов;
     проведении конкурсов  на  участие  в научных и научно-технических
программах и проектах;
     оценке безопасности проведения исследований;
     оценке завершенных  научных  и   научно-технических   разработок,
выполняемых по заказу органов государственной власти Пермской области;
     принятии решений о внедрении полученных результатов.
     4. По  результатам  проведенных  экспертиз администрация Пермской
области при  необходимости  заблаговременно  информирует  население  о
безопасности,   в  том  числе  экологической,  об  экономической  и  о
социальной  значимости  мероприятий,  проводимых  в   соответствии   с
программами  и проектами,  а также создаваемых производств и объектов,
использующих результаты научной деятельности.

        Раздел IV. ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
                             ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Статья  20.    Организация       финансирования     научной     и    
научно-технической деятельности
     1. Финансирование  научной  и   научно-технической   деятельности
основывается   на  множественности  источников  финансирования  и  его
целевой  ориентации  и   осуществляется   из   федерального   бюджета,
областного бюджета и местных бюджетов, за счет внебюджетных источников
(собственных и  привлеченных  средств  предприятий,  банков  и  других
хозяйствующих  субъектов и их объединений,  а также средств заказчиков
работ),  из  иных  источников  в  соответствии   с   законодательством
Российской Федерации.
     2. Финансирование научной и  научно-технической  деятельности  из
областного   бюджета   производится   согласно  основным  направлениям
региональной научно-технической политики Пермской области в размере не
менее  0,5  %  консолидированного  бюджета  области,  в  том  числе на
возвратной  основе.  Конкретный  объем   финансирования   определяется
ежегодно при утверждении бюджета области.
     (Действие  пункта  приостановлено  с  1 января по 31 декабря 2004
года - Закон Пермской области от 29.12.2003 г. N 1160-235)
     3. На  территории  области  могут  создаваться  следующие   фонды
поддержки научной и (или) научно-технической деятельности:
     - государственный - за счет средств областного бюджета;
     - внебюджетный   -  из  отчислений,  относимых  на  себестоимость
производимой организациями продукции;
     - международный - за счет средств иностранных представителей;
     - благотворительный, создаваемый на безвозмездной основе;
     - и иные фонды.
     4. Контроль  расходования  средств,  выделенных   из   областного
бюджета  на  научную  и научно-техническую деятельность,  осуществляют
Законодательное Собрание и администрация Пермской области.

    Статья  21.    Финансирование    подготовки    кадров   научной  и  
научно-технической деятельности
     1. Подготовка,  повышение  квалификации  и переподготовка научных
кадров осуществляется в соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации  и  поддерживается  органами государственной власти Пермской
области.
     2. Пермская    область    осуществляет   целевое   финансирование
региональных  программ  подготовки,  переподготовки  и  индивидуальной
поддержки  высококвалифицированных научных кадров в интересах развития
области.

       Раздел V. МЕЖДУНАРОДНОЕ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
                  И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Статья 22.  Правовые  основы   международного  и  межрегионального 
сотрудничества и внешнеэкономической деятельности
     1. Органы  государственной  власти   Пермской   области   создают
правовые,   экономические,   материальные,  организационные  и  другие
условия для наиболее эффективного  международного  и  межрегионального
сотрудничества  субъектов  научной  и научно-технической деятельности,
поддерживают   свободные   контакты   научных   организаций,   научных
работников  и  специалистов  области  с  международным  сообществом со
странами  СНГ,  учитывая  высокую  интеграцию  научных  организаций  и
научных работников области с этими странами.
     2. Научные  работники   имеют   право   заключать   контракты   с
зарубежными организациями на работу за границей, выезжать за рубеж для
участия в конференциях,  симпозиумах,  встречах,  в совместных научных
исследованиях  и  других  мероприятиях  в  соответствии  с действующим
законодательством Российской Федерации.
     3. Ограничение  форм  и методов международного сотрудничества для
субъектов научной и научно-технической деятельности допускается только
в  порядке,  предусмотренном  законодательством Российской Федерации о
государственной тайне.
     4. На территории Пермской области в установленном законом порядке
могут создаваться совместные научные организации и  фонды  с  участием
иностранных представителей.
     5. Международные и зарубежные научные и благотворительные  фонды,
финансирующие научную и научно-техническую деятельность через открытые
конкурсы заявок,  проектов или программ,  пользуются равными правами с
российскими  фондами,  действующими  на  территории Пермской области в
установленном законом порядке.
     6. Международное     сотрудничество    в    сфере    научной    и
научно-технической деятельности и подготовке или переподготовке кадров
осуществляется  на  основе межправительственных соглашений,  договоров
между    отдельными    регионами     стран-участниц     международного
сотрудничества,   а   также  по  прямым  договорам  за  счет  средств,
перечисляемых юридическими и физическими лицами или на компенсационной
основе.

                  РАЗДЕЛ VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 23. Вступление в силу настоящего Закона
     Настоящий Закон   вступает   в   силу  со  дня  его  официального
опубликования.


     Губернатор
     Пермской области          Г.В.Игумнов

     14.05.98 N 96-2

Информация по документу
Читайте также