Расширенный поиск

Постановление Областной Думы Саратовской области от 29.04.1998 № 12-247

 



                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                      Саратовской областной Думы


от 29.04.98 г.                                                N 12-247


               О Регламенте Саратовской областной Думы

     (В редакции Постановления Областной Думы Саратовской области
                     от 20.02.2002 г. N 64-2685)


     Саратовская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1. Принять Регламент Саратовской областной Думы в новой  редакции
(прилагается).
     2. Признать  утратившими силу следующие постановления Саратовской
областной Думы:
     постановление Саратовской областной Думы от 29.07.94 г. N 3-23;
     постановление Саратовской областной Думы от 14.03.95 г. N 10-119;
     постановление Саратовской областной Думы от 28.04.95 г. N 12-143;
     постановление Саратовской областной Думы от 18.07.95 г. N 16-196;
     постановление Саратовской областной Думы от 06.12.95 г. N 21-264;
     постановление Саратовской областной Думы от 20.03.97 г. N 39-672.
     3. Настоящее  постановление  вступает  в  силу  с   момента   его
принятия.


     Председатель 
     Саратовской областной Думы                          А.П.Харитонов



                              РЕГЛАМЕНТ
                      Саратовской областной Думы

     (В редакции Постановления Областной Думы Саратовской области
                     от 20.02.2002 г. N 64-2685)


                              Раздел I.
            Внутреннее устройство и органы областной Думы

                               Глава I.
                           Общие положения

     Статья 1.
     Саратовская областная   Дума   (далее   Дума)  в  соответствии  с
Конституцией  Российской   Федерации,   Уставом   (Основным   Законом)
Саратовской  области  является  постоянно  действующим законодательным
(представительным) органом государственной власти Саратовской  области
- субъекта Российской Федерации. Дума состоит из 35 депутатов.
     Статья 2.
     Полномочия депутата Думы возникают  с  момента  их  подтверждения
мандатной   комиссией   Думы   на  основании  официальных  документов,
представленных Избирательной комиссией области.  Постановление Думы  о
признании   полномочий   депутата   Думы   не  требует  голосования  и
оформляется на основании решения мандатной комиссии Думы и принятого к
сведению доклада ее председателя.
     Статья 3.
     Часть депутатов Думы по ее решению работают на постоянной штатной
оплачиваемой основе.  Их количество Дума устанавливает самостоятельно.
Депутаты не могут находиться на государственной службе,  а  работающие
на  постоянной  основе - заниматься другой оплачиваемой деятельностью,
кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
     Статья 4.
     Порядок деятельности  Думы  определяется  Конституцией Российской
Федерации,   федеральными   законами,   Уставом   (Основным   Законом)
Саратовской области, Положением о Думе, настоящим Регламентом, другими
нормативными правовыми актами, принятыми Думой.
     Деятельность Думы   и   ее   органов  основывается  на  принципах
свободного,  коллективного обсуждения и  решения  вопросов.  Заседания
проводятся открыто.  В случаях, предусмотренных настоящим Регламентом,
Дума вправе проводить закрытые заседания.
     Заседания Думы проводятся в сроки и порядке, которые определяются
настоящим Регламентом.

                              Глава II.
           Председатель Думы, заместители Председателя Думы

     Статья 5.
     Председатель Думы,  заместители Председателя Думы  избираются  из
числа депутатов Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней.
     Статья 6.
     Кандидатуры на   должность   Председателя    Думы    предлагаются
организационным  комитетом по подготовке первого заседания Думы нового
созыва,  депутатами или путем самовыдвижения.  Каждый  депутат  вправе
предложить только одну кандидатуру.
     В ходе обсуждения,  которое  проводится  по  всем  кандидатам  на
должность   Председателя   Думы,   давшим   согласие  баллотироваться,
кандидаты выступают на заседании Думы и отвечают на вопросы депутатов,
после чего обсуждение прекращается.
     Статья 7.
     В бюллетень  для   тайного   голосования   вносятся   в   порядке
поступления   предложений   все   выдвинутые  кандидаты  на  должность
Председателя Думы,  за исключением лиц,  взявших самоотвод.  Самоотвод
принимается без голосования.
     Депутат считается избранным на должность Председателя Думы,  если
за него проголосовало более половины депутатов, избранных в Думу.
     В случае,  если на должность  Председателя  Думы  было  выдвинуто
более  двух  кандидатов  и  ни  один  из  них не набрал требуемого для
избрания числа голосов,  проводится второй  тур  голосования  по  двум
кандидатам,  получившим  наибольшее  число  голосов.  При  этом каждый
депутат Думы может голосовать только за одного кандидата.
     Избранным на  должность  Председателя Думы по итогам второго тура
голосования считается тот кандидат,  за которого  проголосовало  более
половины от числа избранных депутатов.
     Если во втором туре голосования ни один  из  двух  кандидатов  не
набрал  большинства  от числа избранных депутатов Думы,  Дума проводит
повторные выборы Председателя Думы. Повторные выборы Председателя Думы
проводятся в соответствии со статьями 5,  6,  7 настоящего Регламента.
При этом допускается выдвижение тех  кандидатов,  которые  выдвигались
ранее.
     Избрание Председателя Думы оформляется постановлением Думы.
     Статья 8.
     Дума принимает   решение   о   том,   какое   число  заместителей
Председателя Думы необходимо избрать,  при этом их не может быть более
трех.
     Заместитель Председателя    Думы    может    быть    одновременно
председателем одного из комитетов Думы.
     Кандидатуры для избрания на должности  заместителей  Председателя
Думы   предлагаются   Председателем   Думы,   депутатами   или   путем
самовыдвижения.  Перед  первым  заседанием  кандидатуры  на  должности
заместителей  Председателя Думы могут быть рассмотрены организационным
комитетом.
     Порядок избрания   заместителей   Председателя   Думы  аналогичен
порядку избрания Председателя Думы (статьи 6, 7).
     Статья 9.
     Председатель Думы:
     - ведет заседания Думы;
     - ведает внутренним распорядком Думы;
     - оказывает содействие депутатам Думы в осуществлении  ими  своих
полномочий;
     - созывает очередные и внеочередные заседания Думы,  осуществляет
руководство подготовкой заседаний Думы;
     - координирует деятельность комитетов Думы;
     - распределяет обязанности между заместителями Председателя Думы;
     - направляет для предварительного рассмотрения  в  комитеты  Думы
законопроекты,  внесенные  в  Думу  субъектами  права  законодательной
инициативы;
     - представляет   Думу   во   взаимоотношениях   с   Губернатором,
Правительством области,  федеральными органами государственной власти,
субъектами  Российской  Федерации,  органами  местного самоуправления,
трудовыми коллективами, общественными объединениями;
     - во  исполнение  решений  Думы  и  по  обращениям  в  Думу  дает
поручения комитетам и комиссиям Думы;
     - подписывает  постановления,  протоколы  заседаний Думы,  другие
документы, издает распоряжения;
     - направляет  Губернатору  области для подписания и обнародования
принятые областные законы,  а постановления Думы  -  для  официального
опубликования;
     - участвует в согласительных процедурах;
     - назначает  на должность и освобождает от должности руководителя
аппарата   Думы,   по   представлению    заместителей    Председателя,
председателей  комитетов,  руководителя  аппарата  - других работников
аппарата Думы, контролирует и направляет его деятельность;
     - является распорядителем кредитов,  в пределах сметы расходов на
содержание Думы утверждает штатное расписание  и  вносит  изменения  в
него;
     - на  основании  решения  аттестационной   комиссии   присваивает
квалификационные разряды государственным служащим аппарата Думы;
     - решает иные вопросы, возложенные на него настоящим Регламентом,
другими нормативными правовыми актами.
     Статья 10.
     Заместители Председателя  Думы  по  поручению  Председателя  Думы
могут   вести   заседания  Думы,  замещать  Председателя  Думы  в  его
отсутствие,  организуют взаимодействие комитетов Думы,  решают  другие
вопросы  внутреннего  распорядка  согласно  распределению обязанностей
между ними и в соответствии с настоящим Регламентом.
     Статья 11.
     Председатель Думы,   заместители  Председателя  Думы  могут  быть
освобождены от занимаемых должностей в результате тайного  голосования
решением  Думы,  принимаемым более половины голосов от числа избранных
депутатов Думы.
     Вопрос об освобождении от занимаемой должности Председателя Думы,
его заместителей  рассматривается  на  заседании  Думы  по  требованию
Председателя  Думы,  одного  или  нескольких комитетов Думы или группы
депутатов в количестве не менее одной пятой от общего числа  депутатов
Думы.
     Добровольное сложение Председателем Думы, его заместителями своих
обязанностей удовлетворяется на основании личного заявления.
     В случае непринятия Думой отставки Председателя Думы,  он  вправе
сложить свои полномочия по истечении 2-х недель после рассмотрения его
заявления на заседании Думы.
     При рассмотрении  вопроса об освобождении от занимаемой должности
Председателя   Думы,   его   заместителей   в   обязательном   порядке
предоставляется  слово для выступления на заседании Думы вышеуказанным
лицам.
     Решение об  освобождении  от  занимаемой  должности  Председателя
Думы, его заместителей оформляется соответствующим постановлением.

                              Глава III.
                       Комитеты и комиссии Думы

     Статья 12.
     Дума из числа депутатов образует комитеты и комиссии.
     Статья 13.
     Комитеты Думы  образуются на срок полномочий Думы нового созыва и
являются  постоянно  действующими  органами  Думы.  Комитеты  Думы  по
вопросам, отнесенным к их ведению:
     - осуществляют   подготовку   и   предварительное    рассмотрение
законопроектов;
     - организуют проводимые Думой депутатские слушания;
     - осуществляют   функции   контроля   за  реализацией  областного
законодательства по вопросам своего ведения;
     - дают  заключения  и  предложения  по  соответствующим  разделам
проекта областного бюджета, а комитет по бюджетно-финансовой политике,
налогам  и  использованию собственности области изучает и обобщает эти
предложения, делает заключение по проекту
областного бюджета в целом и вносит его на рассмотрение Думы;
     - решают вопросы организации своей деятельности.
     Структура, полномочия  и  предметы ведения комитетов определяются
Положениями о комитетах, утверждаемыми Думой.
     Персональный состав    комитетов    формируется    председателями
комитетов  и  организационным  отделом  Думы  на  основании  пожеланий
депутатов   и   утверждается   Думой  большинством  голосов  от  числа
присутствующих на заседании депутатов  Думы.  Решение  об  утверждении
состава комитета оформляется постановлением Думы.
     Численный состав каждого комитета определяется Думой, но не может
быть, как правило, менее 10 и более 20 депутатов Думы.
     Каждый депутат Думы может быть членом не более двух ее комитетов.
     Комитет Думы может создавать подкомитеты по основным направлениям
своей деятельности.
     Статья 14.
     Комиссии Думы   создаются   для   решения   конкретных   задач  и
ограничиваются определенным сроком действия.
     Задачи комиссии,  срок  ее  деятельности  и  персональный  состав
определяются постановлением Думы.
     Заседания комиссии  проводятся  по  мере необходимости,  проводит
заседания комиссии ее председатель.
     Мандатная комиссия  образуется  на  срок  полномочий  Думы нового
созыва.
     Статья 15.
     Председатели комитетов    Думы    избираются   на   должность   и
освобождаются  от  должности  Думой  в  порядке,  предусмотренном  для
избрания   на  должность  и  освобождения  от  должности  заместителей
Председателя Думы в статьях 5, 8, 11 настоящего Регламента.
     Статья 16.
     Заместитель председателя    комитета    избирается    из   членов
соответствующего комитета на его  заседании  большинством  голосов  от
числа присутствующих членов комитета открытым голосованием.
     Количество заместителей председателя комитета определяется  самим
комитетом, но не может быть более трех.
     Статья 17.
     Заседание комитета Думы  правомочно,  если  на  нем  присутствует
более половины от общего числа членов комитета.
     Заседания проводит председатель  комитета,  в  его  отсутствие  -
заместитель председателя.
     Заседания комитета проводятся по мере необходимости,  но не  реже
одного  раза в месяц.  Вопросы,  рассмотренные на заседании комитета в
срок позднее чем за 5  дней  до  очередного  заседания  Думы,  на  это
заседание не выносятся.
     Внеочередное заседание комитета созывает председатель комитета по
своей инициативе либо по поручению Председателя Думы, по требованию не
менее одной четверти от общего числа членов комитета.
     О заседании  комитета  его  председатель  уведомляет членов этого
комитета  не  менее  чем  за  2  дня  до  начала  заседания,  а  также
заблаговременно информирует других участников заседания.
     Депутат Думы обязан присутствовать на заседании комитета,  членом
которого  он  является.  О  невозможности  присутствовать на заседании
комитета  по  уважительной  причине   депутат   Думы   заблаговременно
информирует председателя комитета.
     Решение комитета принимается большинством голосов от общего числа
членов  комитета,  присутствующих  на  заседании.  Протоколы заседаний
комитета подписывает председательствующий на его заседании.
     Статья 18.
     Предложения, вносимые    комитетами   Думы   по   повестке   дня,
рассматриваются в обязательном порядке.
     По поручению  комитета  председатель  комитета,  его  заместители
имеют право от имени комитета выступать на заседаниях Думы, заседаниях
других комитетов с докладами и содокладами по вопросам,  относящимся к
ведению представляемого ими комитета.
     Статья 19.
     В заседании  комитета  Думы  могут  принимать  участие  с  правом
совещательного голоса депутаты Думы, не входящие в его состав, а также
работники  отдела  правового  обеспечения  деятельности  Думы,  других
структурных подразделений аппарата Думы.
     На заседании    комитета    вправе    присутствовать     депутаты
Государственной     Думы     Российской     Федерации,    руководитель
представительства   Губернатора   области   в   Думе,    представители
Правительства   области,   а   также   представители  субъектов  права
законодательной инициативы,  законопроекты которых рассматриваются  на
заседании комитета.
     По решению председателя комитета на заседание комитета могут быть
приглашены  должностные  лица  органов государственной власти области,
эксперты,  а  также  представители  заинтересованных   предприятий   и
учреждений, общественных объединений, средств массовой информации.
     Статья 20.
     Комитеты вправе проводить закрытые и совместные заседания.
     Статья 21.
     Для подготовки  отдельных вопросов,  депутатских слушаний комитет
Думы может создавать общественные и экспертные советы,  рабочие группы
из числа членов этого комитета,  других депутатов Думы, представителей
министерств и ведомств  Правительства  области,  иных  государственных
органов  и  общественных  объединений,  научных  учреждений,  а  также
специалистов,  в том числе работников аппарата  Думы.  Комитет  вправе
привлекать к своей работе экспертов,  назначать независимую экспертизу
законопроектов,     государственную      экологическую      экспертизу
законопроектов, затрагивающих вопросы охраны природы.
     Статья 22.
     Деятельность комитета основана на принципах свободы обсуждения  и
гласности.
     Статья 23.
     Комитеты Думы   вправе   запрашивать   документы   и   материалы,
необходимые   для  их  деятельности.  Органы  государственной  власти,
общественные объединения и организации,  предприятия и учреждения всех
форм  собственности,  их  должностные  лица  обязаны в указанные сроки
предоставить комитетам Думы запрашиваемые ими документы и материалы.

                              Глава IV.
         Депутатские объединения: фракции, депутатские группы

     Статья 24.
     Депутатскими объединениями являются фракции и депутатские группы.
     Депутатское объединение   в   Думе,   сформированное   на  основе
избирательного объединения, прошедшего в Думу в одномандатных округах,
именуется фракцией.
     Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские
группы.
     Регистрации подлежат фракции и депутатские группы численностью не
менее  пяти  депутатов  Думы.  Фракции  и  депутатские группы обладают
равными правами.
     Объединения депутатов Думы,  не зарегистрированные в соответствии
с настоящим Регламентом, не пользуются правами фракции или депутатской
группы.
     Депутаты Думы,  не вошедшие ни в одно из депутатских объединений,
в дальнейшем могут войти в любое из них с согласия его членов.
     Депутат Думы  вправе  состоять   только   в   одном   депутатском
объединении.  Подача  заявления  депутатом  о вступлении в депутатское
объединение  делает  недействительным  его  предыдущее   заявление   о
вступлении в иное депутатское объединение.
     Депутатские объединения    самостоятельно     организуют     свою
деятельность.
     Статья 25.
     Для регистрации депутатского  объединения  в  мандатную  комиссию
Думы  направляется  письменное  уведомление  о  создании  фракции  или
депутатской группы,  ее целях,  составе, а также лицах, уполномоченных
выступать от имени фракции или депутатской группы и представлять ее на
заседаниях   Думы,   в   государственных   органах   и    общественных
организациях.  Мандатная комиссия регистрирует депутатское объединение
и предоставляет  Думе  сведения  о  составе  фракции  или  депутатской
группы.

                              Раздел II.
                      Общий порядок работы Думы

                               Глава V.
        Начало работы Думы. Порядок проведения заседаний Думы

     Статья 26.
     Заседания Думы проводятся в городе Саратове  в  здании  Думы.  По
решению Думы место проведения заседаний может быть изменено.
     В зале  заседаний  Думы  размещаются   Государственный   флаг   и
Государственный  герб  Российской  Федерации,  флаг и герб Саратовской
области.
     В состав президиума Думы входят:
     Председатель  Думы,  заместитель  Председателя  Думы, заместители
Председателя  Думы  -  председатели комитетов Думы, Губернатор области
(или лицо, его замещающее).
     (Часть  дополнена  -  Постановление  Областной  Думы  Саратовской
области от 20.02.2002 г. N 64-2685)
     По   решению  Думы,  кроме  указанных  лиц,  в  президиуме  могут
находиться  члены  Совета  Федерации,  депутаты  Государственной  Думы
Федерального  Собрания Российской Федерации и другие должностные лица.
(Дополнена  -  Постановление  Областной  Думы  Саратовской  области от
20.02.2002 г. N 64-2685)
     Каждому депутату  Думы  в  зале  заседаний  отводится  постоянное
место,  которое оформляется табличкой с указанием фамилии и  инициалов
депутата,  а  также  оборудуется  необходимыми для работы техническими
средствами.
     Статья 27.
     Дума собирается  на  первое заседание не позднее,  чем на 15 день
после  избрания.  Приглашение  депутатов  на  первое   и   последующие
заседания  Думы обеспечивает организационный отдел Думы не менее,  чем
за 4 дня до заседания Думы.
     Дату первого   заседания   Думы   нового   созыва   устанавливает
Председатель Думы предыдущего созыва по  согласованию  с  Губернатором
области.
     Первое заседание Думы открывает и ведет до избрания  Председателя
Думы председатель Избирательной комиссии области.
     Статья 28.
     За час до начала заседания Думы начинается регистрация депутатов.
Регистрацию  депутатов и выдачу им необходимых документов и материалов
осуществляет общий  отдел  Думы,  регистрацию  приглашенных  -  отделы
комитетов, пригласивших их на заседание.
     Регистрация присутствующих на заседании Думы депутатов проводится
после каждого перерыва в ее заседаниях.
     Заседание Думы считается правомочным,  если на  нем  присутствует
более половины от общего числа депутатов Думы.
     Статья 29.
     Депутат Думы  обязан   присутствовать   на   ее   заседаниях.   О
невозможности присутствовать на заседании Думы по уважительной причине
депутат заблаговременно информирует Председателя  или  организационный
отдел Думы.
     Статья 30.
     Дума на  первом  заседании  открытым  голосованием   большинством
голосов от общего числа депутатов Думы избирает:
     - счетную комиссию Думы;
     - регламентную группу;
     - мандатную комиссию.
     Решения Думы по этим вопросам оформляются постановлениями.
     Функции секретариата  по  обеспечению  заседаний  Думы  выполняют
работники организационного и общего отделов Думы.
     Статья 31.
     На первом заседании Думы депутаты  проводят  выборы  Председателя
Думы,   его   заместителей,   председателей   комитетов   в   порядке,
предусмотренном настоящим Регламентом,  а также  утверждают  структуру
Думы.
     Продолжительность и    порядок    проведения    заседаний    Думы
определяются настоящим Регламентом и постановлениями Думы.
     Статья 32.
     Заседания Думы проводятся открыто, гласно и освещаются средствами
массовой   информации.   Как   правило,   по   итогам  заседания  Думы
Председатель Думы проводит пресс-конференцию.
     По решению  Председателя  Думы,  комитетов  Думы  на ее заседания
могут быть приглашены  представители  органов  государственной  власти
области,  органов  местного самоуправления,  общественных объединений,
научных учреждений,  эксперты и другие специалисты для  предоставления
необходимых   сведений   и   заключений   по   рассматриваемым   Думой
законопроектам и иным вопросам.
     Представители средств массовой информации могут присутствовать на
заседаниях Думы при условии аккредитации в Думе. В день заседания Думы
им  предоставляется  проект  повестки  дня  или перечень (пресс-релиз)
основных вопросов, вносимых на рассмотрение Думы.
     Состав приглашенных   по   рассматриваемым   на  заседаниях  Думы
вопросам определяет Председатель Думы по согласованию с  заместителями
Председателя Думы, председателями комитетов.
     Для определения общего числа приглашенных и размещения их в  зале
заседаний Думы списки приглашенных за подписью председателей комитетов
за два дня до заседания Думы передаются в организационный отдел Думы.
     Статья 33.
     Губернатор,  Председатель  Правительства  области  (или лицо, его
замещающее),  председатель  областного суда, председатель арбитражного
суда области, прокурор области, постоянный представитель Губернатора и
Правительства  области  в  областной Думе, Председатель Счетной палаты
области,   Главный   федеральный   инспектор   аппарата   полномочного
представителя    Президента   Российской   Федерации   в   Приволжском
федеральном  округе  по  Саратовской  области,  руководитель  аппарата
областной  Думы  вправе  присутствовать  на  любом открытом и закрытом
заседании  Думы.  (В редакции Постановления Областной Думы Саратовской
области от 20.02.2002 г. N 64-2685)
     Другие лица могут  присутствовать  на  закрытых  заседаниях  Думы
только по разрешению председательствующего на заседании Думы или по ее
решению.
     Кроме  должностных  лиц,  перечисленных  в  пункте  первом данной
статьи,   на  открытых  заседаниях  Думы  могут  присутствовать  члены
Правительства  области,  председатель  Избирательной комиссии области,
Уполномоченный  по  правам  человека  в  области,  при  наличии мест -
помощники  депутатов  Думы.  (В  редакции Постановления Областной Думы
Саратовской области от 20.02.2002 г. N 64-2685)
     Пропуск в  зал  заседаний  Думы  в   соответствии   с   настоящим
Регламентом осуществляют работники организационного отдела Думы.
     Для должностных лиц,  перечисленных в  первой  и  третьей  частях
данной статьи, в зале заседаний отводятся специальные места.
     Председательствующий на заседании Думы  информирует  депутатов  о
составе приглашенных на заседание Думы должностных лиц.
     Статья 34.
     Дума может принять решение о проведении закрытого заседания как в
целом,  так  и  в его части.  Решение о проведении закрытого заседания
принимается депутатами Думы по  предложению  председательствующего  на
заседании  Думы,  Губернатора  области,  одного  из комитетов Думы или
группы депутатов численностью не менее одной  пятой  от  общего  числа
депутатов Думы.
     Решение о проведении закрытого заседания принимается большинством
голосов от числа депутатов Думы, присутствующих на заседании. Сведения
о содержании закрытых заседаний Думы не подлежат разглашению.
     Запрещается проносить на закрытое заседание Думы и использовать в
ходе его фото-,  кино- и видеотехнику,  а также  средства  радиосвязи,
звукозаписи   и   обработки   информации,   за   исключением  средств,
обеспечивающих ведение протокола и стенограммы заседания.
     Статья 35.
     Общий отдел Думы обеспечивает протоколирование, стенографирование
и звукозапись заседаний Думы.
     Протокол заседания  Думы оформляется в двух экземплярах на бланке
на  основании  стенограммы,  звуковой  записи,  документов  и   актов,
вносимых    на    заседание    и    принятых    Думой,   подписывается
председательствующим на заседании Думы и рассылке не подлежит.
     Расшифровка стенограмм  и звукозаписи заседаний Думы производится
стенографистами в течение месяца  после  заседания  Думы.  Стенограмма
заседания   Думы  оформляется  в  двух  экземплярах  и  прилагается  к
протоколу заседания  Думы.  Кассеты  со  звукозаписью  заседаний  Думы
хранятся   в   общем   отделе   в   течение   одного   года,  а  затем
размагничиваются (стираются).
     Депутат Думы вправе ознакомиться со стенограммой заседания Думы.
     Статья 36.
     Очередные заседания Думы проводятся не реже одного раза  в  месяц
согласно   графику,   утвержденному   Думой.   График  заседаний  Думы
утверждается, как правило, на полугодие.
     В зависимости  от  сложившихся  обстоятельств,  Председатель Думы
имеет право вносить изменения в график заседаний Думы.
     Сообщение о  дате,  времени  и  месте  проведения  заседания Думы
публикуется пресс-службой Думы  в  средствах  массовой  информации  не
позднее, чем за 3 дня до заседания Думы.
     Статья 37.
     Внеочередные заседания Думы созываются по инициативе Председателя
Думы,  Губернатора  области,  одного  из  комитетов  Думы,  а также по
инициативе не менее одной трети от  общего  числа  депутатов  Думы  не
позднее,  чем  в  течение  пяти дней с момента поступления обращения о
созыве внеочередного заседания.
     Повестка дня    внеочередного    заседания    Думы   предлагается
инициатором его проведения.
     Статья 38.
     Заседания Думы   созываются   в   соответствии   с  распоряжением
Председателя Думы.  Распоряжение о  созыве  заседания  Думы  готовится
организационным отделом и предоставляется на подпись Председателю Думы
не менее, чем за неделю до заседания Думы.
     Статья 39.
     Проект повестки  дня  заседания  Думы формируется организационным
отделом  на  основании  письменных   предложений   комитетов,   группы
депутатов,  отдельных  депутатов  за десять дней до начала заседания и
заканчивается не позднее чем за 5 дней до начала заседания Думы.
     Губернатор области,  другие  субъекты  законодательной инициативы
вправе предлагать вопросы в  повестку  дня  заседания  Думы  в  сроки,
установленные частью 1 настоящей статьи.
     Статья 40.
     Проекты законов,  постановлений Думы с пояснительными документами
и  иными  материалами,  подготовленными  комитетами  и завизированными
заместителем Председателя Думы,  курирующим данный комитет,  а также в
отделе   правового   обеспечения   деятельности   Думы,  передаются  в
организационный отдел за четыре дня до начала заседания Думы.
     По истечении  сроков,  определенных  в статьях 39,  40 настоящего
Регламента,  вопросы  в  проект  повестки  дня  и  материалы   к   ним
принимаются  организационным  отделом только с разрешения Председателя
Думы.
     Статья 41.
     Проекты областных   законов,  постановлений  Думы  и  необходимые
материалы к ним предоставляются депутатам Думы,  Губернатору  области,
полномочному   представителю   Президента   Российской   Федерации  по
Саратовской  области,   руководителю   представительства   Губернатора
области  в  Думе  общим  отделом  не  позднее  чем  за  два  дня до их
рассмотрения на заседании Думы.
     Статья 42.
     Заседания Думы проходят, как правило, по средам. Начало заседаний
в 10 часов.
     Распорядок дня заседания Думы включает в себя:
     - утреннюю часть заседания - с 10.00 до 14.00;
     - вечернюю часть заседания - с 15.00 до 18.00;
     - плановые перерывы        - с 12.00 до 12.30;
                                - с 14.00 до 15.00;
                                - с 16.15 до 16.30.
     Дума может принять решение об ином распорядке дня заседания Думы.
     Решение о внеочередных перерывах принимаются  Думой  большинством
голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании.
     Предложения о  перерыве  на  10   минут   могут   удовлетворяться
председательствующим без голосования.
     Статья 43.
     На заседаниях Думы депутаты вправе участвовать в прениях, вносить
предложения,  замечания  и  поправки по существу обсуждаемых вопросов,
предлагать кандидатуры  и  высказывать  свое  мнение  по  кандидатурам
должностных  лиц,  избираемых,  назначаемых  или  утверждаемых  Думой,
задавать  вопросы,  давать  справки,  а   также   пользоваться   иными
установленными правами.
     Депутаты Думы  вправе  распространять  в  зале   заседаний   Думы
подписанные  ими  материалы,  относящиеся  к  вопросам,  включенным  в
повестку дня.
     Документы и  материалы,  представленные  к распространению в зале
заседаний, но не относящиеся к вопросам повестки дня заседания, должны
иметь  пояснительные записки и быть завизированными Председателем Думы
или заместителями Председателя Думы.
     Пояснительная записка  к  документу должна содержать информацию о
том, кем он вносится.
     Статья 44.
     Ведет заседание Думы Председатель Думы, а в его отсутствие - один
из заместителей Председателя Думы, исполняющий его обязанности.
     Председательствующий на заседании Думы:
     а) объявляет об открытии и закрытии заседания;
     б) ведет  заседание  Думы в соответствии с утвержденной повесткой
дня;
     в) обеспечивает соблюдение положений настоящего Регламента;
     г) предоставляет слово  для  выступления  в  порядке  очередности
поступления заявок и в соответствии с повесткой дня заседания;
     д) ставит  на  голосование  проекты   постановлений,   заявлений,
обращений Думы, другие вопросы в соответствии с повесткой дня;
     е) оглашает предложения депутатов по рассматриваемым на заседании
вопросам и объявляет последовательность постановки их на голосование;
     ж) организует голосование и подсчет голосов,  оглашает результаты
голосования;
     з) отвечает на вопросы , поступившие в его адрес, дает справки;
     и) обеспечивает порядок в зале заседаний;
     к) обеспечивает исполнение организационных решений Думы;
     л) организует   ведение   стенограммы   и   протокола  заседания,
подписывает стенограмму и протокол заседания.
     Статья 45.
     Продолжительность докладов,  содокладов  и  заключительного слова
устанавливается председательствующим на заседании Думы по согласованию
с докладчиками и содокладчиками, но не должна превышать 20 минут - для
доклада,  10 минут - для содоклада и 5  минут  -  для  заключительного
слова.
     Выступающим в прениях предоставляется до 7 минут,  для  повторных
выступлений   в  прениях,  а  также  для  выступлений  при  обсуждении
законопроектов - до  2  минут,  для  выступлений  по  порядку  ведения
заседания,  по  мотивам голосования,  по кандидатурам,  для заявлений,
вопросов,  предложений,  сообщений,  справок - до 2 минут.  По порядку
ведения и мотивам голосования слово может предоставляться вне очереди.
По истечении установленного времени председательствующий предупреждает
об этом выступающего, затем вправе прервать его выступление.
     С согласия большинства присутствующих на заседании депутатов Думы
председательствующий    может   установить   общую   продолжительность
обсуждения вопроса, включенного в повестку заседания, время, отводимое
на  вопросы и ответы,  продлить время выступления.  Депутат Думы может
выступать по одному и тому же вопросу не более двух раз.
     Статья 46.
     Никто не  вправе  выступать  на  заседании  Думы  без  разрешения
председательствующего.  Нарушивший  это  правило  лишается  слова  без
предупреждения.
     Выступающий в Думе не вправе нарушать правила депутатской этики -
употреблять в своей речи грубые,  оскорбительные выражения,  наносящие
ущерб чести и достоинству  депутатов  Думы  и  других  лиц,  допускать
необоснованные  обвинения  в  чей-либо  адрес,  использовать  заведомо
ложную информацию, призывать к незаконным действиям.
     В случае    нарушения   указанных   правил   председательствующий
предупреждает выступающего, а при повторном нарушении лишает его права
выступления в течение всего дня заседания.
     Статья 47.
     Председательствующий на  заседании  Думы,   Губернатор   области,
полномочный    представитель   Президента   Российской   Федерации   в
Саратовской области, руководитель представительства Губернатора в Думе
(в отсутствие Губернатора), председатель областного суда, председатель
областного   арбитражного   суда,   прокурор   области   имеют   право
внеочередного выступления на заседании Думы.
     Статья 48.
     Прения могут  быть  прекращены  по  решению  Думы,   принимаемому
большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании.
     Председательствующий, получив предложение о  прекращении  прений,
информирует  депутатов  о числе записавшихся и выступивших,  выясняет,
кто из записавшихся, но не выступивших, настаивает на выступлении и по
решению Думы предоставляет им слово.
     После принятия  решения  о   прекращении   прений   докладчик   и
содокладчик имеют право на заключительное слово.
     Депутаты Думы, которые не смогли выступить в связи с прекращением
прений,   вправе  приобщить  письменные  тексты  своих  выступлений  к
стенограмме заседания Думы.

                              Глава VI.
                Порядок голосования и принятия решений

     Статья 49.
     Решения Думы принимаются на ее  заседаниях  открытым  или  тайным
голосованием. Открытое голосование может быть поименным.
     Статья 50.
     Постановления Думы принимаются  большинством  голосов  от  общего
числа  депутатов  Думы,  если  иной  порядок  не  предусмотрен Уставом
(Основным законом) Саратовской области.
     По процедурным  вопросам решение принимается большинством голосов
депутатов,  принявших участие в  голосовании,  если  иной  порядок  не
предусмотрен настоящим Регламентом.  К процедурным относятся следующие
вопросы:
     - о перерыве в заседании, переносе или закрытии заседания;
     - о предоставлении дополнительного времени для выступления;
     - о предоставлении слова приглашенным на заседание;
     - о прекращении прений по вопросу повестки заседания;
     - о переходе (возвращении) к вопросам повестки заседания;
     - о передаче вопроса на рассмотрение соответствующего комитета;
     - о голосовании без обсуждения;
     - о проведении закрытого заседания;
     - о  приглашении на заседание лиц,  указанных в части 2 статьи 32
настоящего Регламента;
     - об изменении способа проведения голосования;
     - о проведении повторного голосования  при выявлении  технических
и процедурных ошибок, допущенных при голосовании;
     - об изменении очередности рассмотрения вопросов, выступлений;
     - о проведении дополнительной регистрации;
     - о пересчете голосов.
     Решение по   процедурному   вопросу   может   быть   принято  без
голосования,  если никто из присутствующих на заседании Думы депутатов
не   возражает  против  его  принятия.  В  случае,  если  кто-либо  из
присутствующих  на  заседании  депутатов  возражает  против   принятия
предложенного      решения,     внесенное     предложение     ставится
председательствующим на голосование в порядке, установленном настоящим
Регламентом.  Результаты  голосования  по  всем  вопросам  вносятся  в
протокол заседания Думы и включаются в стенограмму заседания.
     Статья 51.
     При голосовании по каждому вопросу депутат Думы имеет один голос,
подавая его "за" или "против" принятия решения либо  воздерживаясь  от
принятия   решения.   Депутат   лично   осуществляет   свое  право  на
голосование.  Депутат,  не принявший участие в голосовании,  не вправе
подать свой голос по истечении времени, отведенного для голосования.
     Статья 52.
     При проведении открытого голосования подсчет  голосов  поручается
счетчикам, назначаемым Думой из числа депутатов.
     Перед началом открытого голосования председательствующий сообщает
о количестве предложений, которые ставятся на голосование, уточняет их
формулировки  и  последовательность,  в  которой   они   ставятся   на
голосование,  напоминает,  каким большинством голосов (от общего числа
депутатов Думы,  от числа депутатов Думы, присутствующих на заседании,
другим установленным большинством голосов) может быть принято решение.
     После объявления председательствующим о начале голосования  никто
не  вправе  прервать  голосование,  кроме как для заявления по порядку
ведения заседания.
     По окончании  подсчета  голосов  председательствующий объявляет о
том, принято решение или не принято.
     При отсутствии кворума,  необходимого для проведения голосования,
председательствующий  переносит  голосование  на  следующее  заседание
Думы.
     Если при определении результатов голосования выявятся технические
или процедурные ошибки при голосовании, то по решению Думы должно быть
проведено  повторное  голосование,  в  противном  случае   голосование
является недействительным.
     Статья 53.
     По требованию не менее одной пятой от числа  избранных  депутатов
Думы   открытое   голосование   проводится   путем  поименного  опроса
депутатов.
     Статья 54.
     Тайное голосование   проводится  по  решению  Думы,  принимаемому
большинством голосов от числа  депутатов  Думы,  принявших  участие  в
голосовании.    Тайное   голосование   проводится   с   использованием
бюллетеней.
     Для проведения  тайного голосования и определения его результатов
Дума избирает открытым голосованием счетную  комиссию  Думы.  Депутаты
Думы, выдвинутые в состав избираемых органов, на период голосования по
их кандидатурам приостанавливают свою деятельность в счетной комиссии.
     Счетная комиссия   избирает  из  своего  состава  председателя  и
секретаря  счетной  комиссии.  Решения  счетной  комиссии  принимаются
большинством голосов ее членов.
     Бюллетени для тайного голосования изготавливаются  под  контролем
счетной комиссии по предложенной ею и утвержденной решением Думы форме
в  количестве,  соответствующем  числу  избранных  депутатов  Думы,  и
содержат   необходимую   информацию.  Оставшиеся  у  счетной  комиссии
бюллетени  после  завершения  их  выдачи  уничтожаются   председателем
счетной  комиссии в присутствии ее членов.  Время и место голосования,
порядок   его   проведения   устанавливаются   счетной   комиссией   в
соответствии  с  настоящим  Регламентом  и  объявляются  председателем
счетной комиссии.
     Статья 55.
     Каждому депутату   Думы   выдается   один  бюллетень  по  выборам
избираемого органа или лица,  по проекту решения,  рассматриваемому на
заседании Думы.
     Бюллетени для тайного голосования выдаются депутатам Думы счетной
комиссией в соответствии со списком депутатов Думы по предъявлении ими
удостоверения депутата Думы.  При  получении  бюллетеня  депутат  Думы
расписывается против своей фамилии в указанном списке.
     Бюллетень для тайного голосования опускается в специальный  ящик,
опечатанный   счетной  комиссией.  Счетная  комиссия  обязана  создать
условия депутатам для тайной подачи голосов.
     Недействительными при   подсчете   голосов   депутатов  считаются
бюллетени  неустановленной  формы,  а  также  бюллетени,  по   которым
невозможно определить волеизъявление депутатов.  Дополнения, внесенные
в бюллетень, при подсчете голосов не учитываются.
     О результатах  тайного  голосования  счетная  комиссия составляет
протокол,  который подписывается  всеми  ее  членами.  Доклад  счетной
комиссии  о результатах тайного голосования Дума принимает к сведению.
На основании принятого Думой к сведению  доклада  счетной  комиссии  о
результатах тайного голосования председательствующий объявляет,  какое
решение  принято,  а  при  выборах  называет  избранные   кандидатуры.
Результаты тайного голосования оформляются постановлением Думы.
     Статья 56.
     Дума принимает областные законы большинством  голосов  от  общего
числа  депутатов  Думы,  если  иное не предусмотрено Уставом (Основным
Законом) Саратовской области.
     Порядок внесения,   рассмотрения   и   принятия  Думой  областных
законов, постановлений Думы устанавливается Уставом (Основным Законом)
Саратовской   области,   областным   законодательством   и   настоящим
Регламентом.

                             Раздел III.
                      Законодательная процедура

                              Глава VII.
   Порядок внесения законопроектов и проектов постановлений в Думу
                  и их предварительное рассмотрение

     Статья 57.
     Согласно статьи 102 Устава (Основного Закона) Саратовской области
правом   законодательной   инициативы   обладают  Губернатор  области,
депутаты Думы, Правительство области, представительные органы местного
самоуправления  муниципальных  образований области,  а также областной
суд и арбитражный суд области по вопросам их ведения.
     Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных
объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы,
могут быть внесены в Думу субъектами права законодательной инициативы,
указанными в части первой настоящей статьи.
     Проект постановления Думы может быть внесен Губернатором области,
депутатами Думы, комитетами Думы, Правительством области.
     Статья 58.
     Право законодательной  инициативы осуществляется в форме внесения
в Думу:
     - законопроектов и поправок к законопроектам;
     - законодательных  инициатив  о  принятии  новых  федеральных   и
областных законов;
     - законопроектов о внесении изменений и дополнений в  действующие
законы Российской Федерации, Саратовской области либо о признании этих
законов утратившими силу;
     - предложений   о   поправках   и   пересмотре  положений  Устава
(Основного Закона) Саратовской области;
     - проектов постановлений Думы.
     Статья 59.
     Необходимым условием внесения  законопроекта  в  Думу  в  порядке
законодательной инициативы является представление:
     а) текста законопроекта и проекта постановления Думы, оформленных
в установленном порядке;
     б) обоснования   необходимости    его    принятия,    включающего
развернутую   характеристику   законопроекта,   его   целей,  основных
положений,  места в системе  действующего  законодательства,  а  также
прогноза социально-экономических и иных последствий его принятия;
     в) перечня законов и иных  нормативных  правовых  актов,  отмены,
изменения,  дополнения или принятия которых потребует принятие данного
законопроекта;
     д) предложений о разработке нормативных правовых актов,  принятие
которых необходимо для реализации данного закона;
     е) финансово-экономического   обоснования   (в   случае  внесения
законопроекта,   реализация    которого    потребует    дополнительных
материальных и иных затрат).
     Законопроекты о введении или отмене налогов,  освобождении от  их
уплаты,  о  выпуске  государственных  займов,  об изменении финансовых
обязательств области, другие законопроекты, предусматривающие расходы,
покрываемые  за  счет  областного  бюджета,  могут быть внесены в Думу
только при наличии положительного заключения Правительства области.
     В представленных    материалах   указываются   комитет,   фамилии
депутатов  Думы,  являющихся  инициаторами  разработки  законопроекта,
государственные    органы,   общественные   объединения,   учреждения,
организации,  а также фамилии отдельных  лиц,  принимавших  участие  в
подготовке   законопроектов.   При  оформлении  законопроектов  должны
учитываться   также   другие   требования,   установленные   областным
законодательством.
     Статья 60.
     Непосредственно в текст внесенного в  Думу  законопроекта  должны
быть включены следующие положения:
     а) о сроках и порядке вступления закона в силу;
     б) об  отмене,  изменениях и дополнениях ранее принятых законов и
других нормативных правовых актов в связи с принятием данного закона;
     в) в необходимых случаях рекомендации Губернатору и Правительству
области привести в соответствие с  вновь  принятым  областным  законом
свои постановления и распоряжения.
     Статья 61.
     Законопроекты, проекты  постановлений  Думы,  внесенные  в  Думу,
подлежат регистрации общим отделом Думы.
     Если форма представленного законопроекта,  проекта  постановления
Думы  не  отвечает  требованиям  областного  законодательства  или  не
представлены необходимые материалы,  указанные в статье 59  настоящего
Регламента,  такой законопроект,  проект постановления Думы может быть
возвращен   Председателем   Думы   его   инициатору   для   выполнения
установленных требований.
     Статья 62.
     Законопроект, проект постановления Думы,  подлежащий рассмотрению
Думой,  направляется  Председателем  Думы  в  соответствующий комитет,
который  назначается  ответственным   по   законопроекту.   В   случае
направления  законопроекта,  проекта  постановления  Думы  в несколько
комитетов  Председатель  Думы  определяет  комитет,  ответственный  по
законопроекту.  Председатель Думы может установить срок для подготовки
законопроекта, проекта постановления Думы.
     Статья 63.
     Порядок подготовки    и   рассмотрения   законопроекта,   проекта
постановления   Думы   определяется   ответственным   комитетом   Думы
самостоятельно  на  основе  областного  законодательства  и настоящего
Регламента.
     Для работы   над   законопроектом,  проектом  постановления  Думы
комитеты могут создавать рабочие группы.
     В случае,    если   законопроект,   проект   постановления   Думы
рассматривается в нескольких  комитетах,  ими  может  быть  образована
совместная рабочая группа.
     В состав  рабочих  групп  могут  включаться  депутаты  Думы,   не
являющиеся членами указанных комитетов, представители соответствующего
субъекта  права  законодательной  инициативы,  а  также  представители
органов  государственной  власти,  общественных  объединений,  научных
учреждений, эксперты и специалисты.
     Замечания и  предложения  депутатов Думы и других соответствующих
субъектов права законодательной инициативы по  законопроекту,  проекту
постановления   Думы   рассматриваются   на  заседании  ответственного
комитета.
     Если по   одному   и   тому   же  вопросу  имеется  более  одного
законопроекта,  проекта   постановления   Думы   они   рассматриваются
комитетом одновременно.
     Статья 64.
     Законопроекты, проекты   постановлений    Думы    по    предметам
совместного  ведения  органов государственной власти области и органов
местного самоуправления муниципальных образований области направляются
им для дачи предложений и замечаний.
     Статья 65.
     Отдел правового  обеспечения   деятельности   Думы   осуществляет
правовую и лингвистическую экспертизу законопроекта,  а также проверку
представленных  субъектом  права  законодательной   инициативы   актов
областного  законодательства,  которые подлежат отмене,  изменению или
дополнению в связи с принятием данного законопроекта.

                             Глава VIII.
    Рассмотрение и принятие областных законов, постановлений Думы

     Статья 66.
     Рассмотрение законопроектов в Думе осуществляется в двух чтениях,
если  Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято
другое решение.
     Проект постановления   Дума  может  принять  к  рассмотрению,  за
основу,  принять  постановление  в  целом,  отклонить   или   отложить
обсуждение проекта постановления Думы.
     Статья 67.
     Если проект постановления принят за основу, дальнейшее обсуждение
и   голосование   проводится   по   пунктам  и  (или)  частям  проекта
постановления.  На голосование ставятся  только  поправки  к  пунктам,
частям проекта постановления. Когда проведены обсуждение и голосование
по всем поправкам,  пункты и части проекта постановления принимаются в
целом с принятыми поправками.
     Если предложено внести несколько поправок в один и тот же  пункт,
одну  и ту же часть проекта постановления,  то по решению Думы вначале
могут обсуждаться и голосоваться те из них,  принятие  или  отклонение
которых позволит решить вопрос о других поправках.
     Если после обсуждения и голосования  по  поправкам  пункт,  часть
пункта   постановления   при   голосовании  в  целом  отклоняются,  то
соответствующий пункт, часть исключаются из проекта постановления. При
исключении одного или нескольких пунктов,  одной или нескольких частей
из проекта постановления  Дума  может  снять  проект  с  обсуждения  и
направить  его  на  доработку  в комитет,  внесший его на рассмотрение
Думы.
     После принятия в целом всех пунктов, частей проекта постановления
проводится голосование по принятию постановления в целом.
     Статья 68.
     При рассмотрении  Думой законопроекта в первом чтении обсуждаются
его основные положения,  вопрос о необходимости его  принятия,  дается
общая оценка концепции законопроекта.  Обсуждение начинается с доклада
инициатора законопроекта и содоклада ответственного комитета Думы.
     Если разработка  законопроекта была поручена нескольким комитетам
Думы и они представили различные его концепции, то заслушиваются также
доклады тех комитетов, которые не согласны с концепцией ответственного
комитета.
     При рассмотрении   законопроектов,   предусматривающих   расходы,
покрываемые  за  счет  областного  бюджета,  в  обязательном   порядке
заслушивается заключение Правительства области.
     Статья 69.
     По результатам обсуждения  законопроекта  в  первом  чтении  Дума
может решить:
     - принять законопроект к рассмотрению;
     - принять  законопроект  в  первом чтении и продолжить работу над
ним с учетом высказанных предложений и замечаний;
     - отклонить законопроект;
     - принять закон в первом и во втором чтениях.
     В случае  принятия  законопроекта  в  первом  чтении  Дума  может
установить сроки подачи поправок к законопроекту  и  внесения  его  на
второе чтение.
     Дума может  принять  решение  об  участии  жителей  в  обсуждении
законопроекта,   принятого  в  первом  чтении.  В  этом  случае  текст
законопроекта подлежит опубликованию.
     При внесении  более  одного  законопроекта  по  одному  и тому же
вопросу Дума рассматривает их в ходе  первого  чтения  одновременно  и
принимает  решение,  какой  из  них  принять  за основу для дальнейшей
работы, что означает отклонение других законопроектов.
     Отклоненные законопроекты  не  могут быть внесены в Думу повторно
до принятия ею окончательного решения по  законопроекту,  принятому  в
первом чтении.
     Статья 70.
     Поправки к законопроекту,  принятому в первом чтении,  вносятся в
соответствующий  комитет  Думы  в виде текста изменений и дополнений в
конкретные  статьи  законопроекта  либо  предложений   об   исключении
конкретных пунктов, частей или статей законопроекта.
     Поправки к  законопроекту,  принятому  в  первом  чтении,  вправе
вносить  Губернатор  области,  депутаты  Думы,  Правительство области,
представительные органы местного самоуправления.
     Все поправки  к законопроекту представляются в письменном виде не
позднее срока,  установленного Думой.  Поправки должны быть  подписаны
инициаторами их принятия и содержать редакцию пунктов,  частей, статей
или законопроекта в целом.
     Статья 71.
     Ответственный комитет  Думы изучает и обобщает поправки.  Комитет
вправе  проводить  независимую  экспертизу  поправок  на  предмет   их
соответствия Конституции Российской Федерации, федеральным и областным
законам.  В  случае  признания  комитетом   поправок   противоречащими
Конституции  Российской  Федерации,  федеральным  и  областным законам
комитет сообщает об этом авторам  поправок.  Лица,  внесшие  поправки,
вправе уточнять их в ходе обсуждения в комитете.
     Сгруппированные по  статьям   законопроекта   поправки   подлежат
рассмотрению на заседании комитета, который может согласиться с ними и
включить их в текст законопроекта или внести в  Думу  рекомендацию  об
отклонении   поправок.   После   рассмотрения  на  заседании  комитета
доработанный  законопроект  предоставляется  Председателю   Думы   для
включения   в   повестку  дня  очередного  заседания  Думы.  Вместе  с
законопроектом,   подготовленным   ко   второму   чтению,    комитетом
представляется   таблица   поправок,   рекомендованных   комитетом   к
отклонению или одобренных комитетом.
     Статья 72.
     В начале второго чтения законопроекта в Думе с докладом выступает
представитель ответственного  комитета  Думы.  Докладчик  сообщает  об
итогах рассмотрения законопроекта в комитете,  поступивших поправках и
результатах  их  рассмотрения.  Затем,  при  необходимости,  выступают
руководитель    представительства    Губернатора   области   в   Думе,
представители   инициатора   законопроекта,   Правительства   области.
Председательствующий выясняет,  имеются ли возражения депутатов против
поправок,  включенных ответственным комитетом в законопроект  при  его
доработке. Если такие возражения имеются, то предоставляется слово для
их краткого обоснования.  Докладчик отвечает на возражения, после чего
в Думе проводится голосование об одобрении или отклонении поправок.
     При рассмотрении   возражений   против    поправок,    включенных
ответственным  комитетом в законопроект при его доработке,  проводится
голосование о принятии законопроекта  за  основу.  В  случае  принятия
законопроекта  за  основу  председательствующий  ставит на голосование
вопрос   об   утверждении   рекомендации   комитета   по    отклонению
соответствующих  поправок.  При утверждении Думой данной рекомендации,
на голосование ставится вопрос  о  принятии  законопроекта  во  втором
чтении.   В   случае,  если  законопроект  за  основу  не  принят,  на
голосование  ставится  вопрос  о  продолжении   обсуждения   или   его
отклонении.
     Если принято решение о дальнейшем обсуждении законопроекта,  Дума
переходит   к   рассмотрению   поправок,   отклоненных   ответственным
комитетом.  Обсуждение и принятие  решения  по  отклоненным  поправкам
производятся в том же порядке, что и по одобренным комитетом поправкам
в соответствии  с  частью  первой  настоящей  статьи.  После  принятия
решения  по  отклоненным  поправкам  проводится голосование о принятии
законопроекта  во  втором  чтении.  В  результате   голосования   Дума
принимает  законопроект во втором чтении либо отклоняет его и поручает
ответственному комитету его доработку.
     Статья 73.
     Принятый закон и соответствующее постановление Думы,  подписанное
Председателем Думы, через общий отдел в течение семи дней направляются
Губернатору области для подписания и обнародования.

                              Глава IX.
              Повторное рассмотрение областных законов,
                   отклоненных Губернатором области

     Статья 74.
     Если Губернатор Саратовской области в течение 7  дней  с  момента
поступления  областного  закона  отклонит  его,  то  областная  Дума в
установленном порядке  вновь  рассматривает  данный  закон.  При  этом
Губернатор  области  направляет  в  Думу письменное обоснование причин
отклонения закона.
     Статья 75.
     Областной закон,  отклоненный Губернатором области,  направляется
Председателем Думы на  заключение  ответственного  комитета  Думы  или
специально  созданной  согласительной комиссии,  которые рассматривают
его в течение 10 дней.
     По итогам  рассмотрения  комитет или комиссия могут рекомендовать
Думе:
     - одобрить областной закон в редакции,  предложенной Губернатором
области;
     - согласиться    с    предложением    Губернатора    области    о
нецелесообразности принятия областного закона;
     - одобрить областной закон в ранее принятой редакции.
     Председатель Думы по  получении  заключения  упомянутых  в  части
первой  настоящей  статьи  комитета  или  комиссии  включает  вопрос о
повторном рассмотрении областного закона в  первоочередном  порядке  в
повестку  для очередного заседания Думы.  О времени и месте проведения
заседания Думы  не  позднее  чем  за  четыре  дня  до  его  проведения
сообщается   Губернатору   области  и  руководителю  представительства
Губернатора области в Думе.
     Статья 76.
     Повторное рассмотрение областного закона начинается с выступления
руководителя  представительства  Губернатора  области  в  Думе,  затем
излагается  заключение  комитета  или комиссии,  указанных в статье 75
настоящего   Регламента.    Предложение    Губернатора    области    о
нецелесообразности  принятия  отклоненного  им областного закона может
быть поставлено на голосование.  Решение считается принятым,  если  за
него проголосовало большинство от общего числа депутатов Думы.
     Если Дума  принимает  решение  о  проведении  обсуждения,  в  нем
участвуют  только депутаты Думы.  Заключительное слово предоставляется
руководителю представительства Губернатора области в Думе.
     Статья 77.
     По окончании    обсуждения   первым   ставится   на   голосование
предложение  одобрить  областной  закон   в   редакции,   предложенной
Губернатором   области.  Решение  считается  принятым,  если  за  него
проголосовало большинство от общего числа депутатов Думы.
     Если первое предложение не принято,  на голосование Думы ставится
вопрос об одобрении областного закона в ранее принятой Думой редакции.
Решение  в  этом  случае принимается большинством не менее двух третей
голосов от общего числа депутатов  Думы.  В  случае  принятия  данного
решения   закон   в   тот  же  день  направляется  Председателем  Думы
Губернатору области.  Губернатор области в течение 3 дней  подписывает
закон и обнародует его.
     В случае, если не принято ни одно из решений, упомянутых в частях
первой  и  второй  настоящей  статьи,  Дума  проводит  голосование  по
отдельным разделам,  главам,  статьям, их частям и пунктам в редакции,
предложенной  Губернатором  области.  Перед  каждым голосованием слово
предоставляется руководителю представительства Губернатора  области  в
Думе,  а  затем  представителю ответственного комитета или специальной
комиссии,  упомянутых в статье 75  настоящего  Регламента.  Решение  в
каждом   случае   считается   принятым,  если  за  него  проголосовало
большинство от общего числа избранных депутатов Думы.
     Областной закон   считается   принятым   с   учетом   предложений
Губернатора области,  если за него проголосовало большинство от  числа
депутатов  Думы.  В  этом  случае  областной закон в течение семи дней
направляется Губернатору области для подписания и обнародования.

                              Раздел IV.
                   Другие вопросы деятельности Думы

                               Глава X.
              Назначение и согласование должностных лиц
          органов государственной власти Саратовской области

     Статья 78.
     В соответствии с Уставом (Основным Законом) Саратовской  области,
иными нормативными правовыми актами Дума:
     - дает согласие Губернатору,  Председателю Правительства  области
на   назначение   первых   заместителей,   заместителей   Председателя
Правительства,  министра финансов и начальника  управления  внутренних
дел области;
     - дает согласие  на  назначение  судей  областного,  городских  и
районных  судов  области,  арбитражного  областного  суда,  начальника
управления Судебного департамента по области;
     - назначает  Председателя,  заместителя  Председателя,  аудиторов
Счетной палаты области;
     - назначает половину членов Избирательной комиссии области.

                              Глава XI.
                          Мероприятия в Думе

     Статья 79.
     По инициативе  Председателя Думы,  комитетов или депутатов Думы в
помещениях Думы могут  проводиться  депутатские  слушания,  совещания,
конференции,  "круглые  столы",  семинары,  пресс-конференции и другие
мероприятия, связанные с законотворческой деятельностью Думы.
     По решению   Думы   раз   в   месяц   в  Думе  может  проводиться
"Правительственный час" для ответов членов  Правительства  области  на
вопросы депутатов Думы. При этом заслушивается, как правило, 2-3 члена
Правительства  области.  Прения  по  ответам  на  устные  вопросы   не
проводятся.

                              Глава XII.
                    Обеспечение деятельности Думы

     Статья 80.
     Организационное, правовое,     документальное,    информационное,
финансовое,  материально-техническое  обеспечение  деятельности  Думы,
депутатов,  комитетов  Думы,  Председателя  Думы  и  его  заместителей
осуществляет аппарат Думы.
     Аппарат Думы   состоит   из   секретариата   Председателя   Думы,
секретариатов заместителей  Председателя  Думы,  отделов  комитетов  и
других   самостоятельных   структурных   подразделений  Думы.  Аппарат
возглавляет руководитель аппарата.
     Руководитель аппарата    Думы    назначается   на   должность   и
освобождается  от  должности  Председателем  Думы.  Общее  руководство
деятельностью  аппарата  осуществляет Председатель Думы.  Руководитель
аппарата  осуществляет  непосредственное   руководство   деятельностью
аппарата   и   несет   персональную   ответственность   за  выполнение
возложенных на аппарат Думы функций.
     Статья 81.
     Структура, штаты,     размер     оплаты     труда    и    условия
материально-технического  обеспечения  работников  аппарата,  а  также
расходы  на  его содержание определяются Председателем Думы в пределах
утвержденной сметы расходов на содержание Думы.
     Руководители структурных  подразделений,  другие  работники  Думы
назначаются на должность и освобождаются  от  должности  распоряжением
Председателя    Думы    по    представлению   руководителя   аппарата,
председателей соответствующих комитетов.
     Права, обязанности  и  ответственность  работников  аппарата Думы
определяются Законом Саратовской  области  "О  государственной  службе
Саратовской  области",  положениями  о  комитетах Думы,  положением об
аппарате   Думы,    положениями    о    соответствующих    структурных
подразделениях, утвержденными в установленном порядке.

                              Раздел V.
                       Заключительные положения

     Статья 82.
     С момента  начала  работы  Думы  нового  созыва  полномочия  Думы
прежнего созыва прекращаются.
     Статья 83.
     Регламент Думы,   изменения   и  дополнения  к  нему  принимаются
большинством голосов от общего  числа  депутатов  Думы  и  оформляются
постановлением Думы.
     Регламент вступает в силу со дня его принятия.
     Статья 84.
     Предложения об изменении и дополнении Регламента Думы,  внесенные
комитетами Думы или не менее одной пятой  от  общего  числа  депутатов
Думы, рассматриваются Думой в первоочередном порядке.
     Статья 85.
     Разъяснение положений Регламента и контроль  за  его  соблюдением
осуществляет регламентная группа Думы.
     Разъяснения даются на заседании Думы.
     Статья 86.
     Законопроекты, не    принятые    Думой   предыдущего   созыва   в
окончательной  редакции,  а  также   принятые   ею,   но   отклоненные
Губернатором  области,  рассматриваются Думой следующего созыва на той
стадии  законодательной  процедуры,  на  которой  было   прервано   их
рассмотрение  Думой  предыдущего  созыва,  если  иное решение не будет
принято Думой.


Информация по документу
Читайте также