Расширенный поиск

Циркулярное письмо Министерства культуры Российской Федерации от 13.01.2000 № 23-06-32

             Циркулярное письмо Министерства культуры
            Российской Федерации от 13 января 2000 г.
                           N 23-06-32
 
     Управление образовательной и научно-информационной  поли-
тики  в сфере культуры направляет для информации и использова-
ния в практической работе Приказ Минобразования Российской Фе-
дерации от 14.12.99г. N 1170 "Об утверждении Перечня показате-
лей государственной аккредитации учреждений высшего профессио-
нального   образования",  а  также  письма  Минобразования  от
29.11.99г.  N 24-50-1131/10 "О сроках представления документов
на  лицензирование образовательных программ высшего и послеву-
зовского профессионального  образования"  и  от  15.12.99г.  N
14-51-594ин/12  о  решении  Всероссийской  научно-практической
конференции "Развитие системы тестирования в России".
 
     Начальник Управления                            В.Ф.Зива
 
                                   Приложение N 1
                                   к циркулярному письму
                                   Минкультуры России
                                   от 13.01.2000 г. N 23-06-32
 
      Об утверждении Перечня показателей государственной
               аккредитации учреждений высшего
                профессионального образования
 
     Приказ Минобразования Российской Федерации
     от 14.12.99 г. N 1170
 
     На основании Федерального закона "О высшем и послевузовс-
ком  профессиональном  образовании"  от 22.08.96 N 125-ФЗ и в
соответствии с решением Аккредитационной коллегии Минобразова-
ния России от 10.11.99 N 9-99.
     ПРИКАЗЫВАЮ:
     1.Утвердить прилагаемый  Перечень  показателей  государс-
твенной аккредитации учреждений высшего профессионального  об-
разования.
     2.Ректорам высших учебных заведений в срок до  01.02.2000
представить в Научно-информационный центр государственной акк-
редитации Минобразования России (Наводнову  В.Г.)  сведения  о
деятельности  высших учебных заведший в соответствии с письмом
Минобразования России от 04.11.99 N 24-58-1077/11 для дополне-
ния центрального банка данных государственной аккредитации.
     3.Управлению лицензирования,  аккредитации  и  аттестации
(Гуничеву В.Н.), Научно-информационному центру государственной
аккредитации Минобразования России (Наводнову В.Г.):
     3. 1.  Внести  дополнения в центральный банк данных госу-
дарственной аккредитации с учетом сведений, полученных от выс-
ших учебных заведений в срок до 01.04.2000.
     3.2. Приступить с 01.04.2000 к  подготовке  информации  о
каждом  высшем учебном заведении для рассмотрения на заседании
Аккредитационной коллегии Минобразования России вопроса о  его
государственной  аккредитации  на  основании сведений из цент-
рального банка данных государственной  аккредитации  с  учетом
утвержденного  Перечня  показателей государственной аккредита-
ции.
     4.Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
заместителя Министра В.Д. Шадрикова.
 
Министр                                     В.М. Филиппов
 
                               Приложение
                               к приказу Минобразования России
                               от 14.12.99 N 1170
 
                     Перечень показателей
           государственной аккредитации учреждений
            высшего профессионального образования
 
     Показатель 1.   Докуметально-содержательное   обеспечение
учебного процесса
     1.1. Профессиональная образовательная программа.
     1.2. Учебные планы.
     1.3. Программы учебных дисциплин.
     Показатель 2. Качество подготовки выпускников
     2.1. Результаты защиты выпускных квалификационных работ.
     2.2. Результаты  дисциплинарных и междисциплинарных педа-
гогических измерений при аттестации вуза.
     Показатель 3. Структура подготовки кадров по основным об-
разовательным программам
     3.1. Профессиональные  образовательные программы (профили
подготовки).
     Результаты представляются  как  перечень профессиональных
образовательных программ,  принадлежащих одному  из  следующих
профилей:
 
Таблица 1. Профили подготовки
 
Название профиля                  Группы           направлений
                                  подготовки (специальностей)
Гуманитарные науки и религия      020000,520000
Естественные науки и математика   010000,510000
Культура и искусство              050000,521800, 521900
Компьютерные науки                220000, 552800
Медицинские науки и               040000
здравоохранение
Педагогические науки              030000,540000
Сельское хозяйство                310000,560000
Сервис                            230000
Строительство и архитектура       290000,550100
Технический (инженерный)          100000,110000,120000,130000,
                                  140000,170000,180000,190000,
                                  200000,210000,550000
Технологический (промышленное     090000,250000,260000,270000
производство)                     280000,340000,
Транспорт и связь                 150000,240000,550400
Экономика и управление            060000,521600,522000,522300
Военные специальности             160000
Прочие                            070000,080000,300000,320000,
                                  330000
 
     3.2. Контингент студентов (структура по  профилям  подго-
товки).
     Показатель 4.  Возможность продолжения образования по ос-
новным образовательным программам
     4.1. Аспирантура.
     4.1.1. Перечень специальностей аспирантуры.
     4.1.2. Количество аспирантов на 100 студентов  (приведен-
ного контингента).
     4.1.3. Процент аспирантов,  окончивших аспирантуру (в те-
чение года после окончания) с защитой диссертации.
     4.2. Докторантура.
     4.2.1. Перечень специальностей докторантуры.
     4.2.2. Количество докторантов.
     4.3. Диссертационные советы.
     4.3.1. Перечень диссертационных советов, количество расс-
мотренных диссертационных работ.
     4.4. Образовательные программы,  дополнительные к высшему
профессиональному образованию.
     4.4.1. Перечень программ,  дополнительных к высшему  про-
фессиональному образованию, контингент обучаемых.
     Показатель 5.  Информационное и библиотечное  обеспечение
учебного процесса.
     5.1. Источники учебной информации по каждой дисциплине:
достаточность их количества и современность.
     5.2. Наличие в библиотеке вуза перечня методических посо-
бий  (описаний)  каждой  из лабораторных работ (с указанием на
каких кафедрах находятся).
     5.3. Библиотечное обслуживание обучающихся.
     5.3.1. Общее состояние библиотеки (удобство  обслуживания
читателей,  наличие  компьютеризованного справочнобиблиографи-
ческого каталога,  доступность и достаточность терминалов  для
работы с компьютеризованным каталогом, объем средств, ежегодно
направляемых на обновление библиотечного фонда и т.п.).
     5.3.2. Объем  библиотечных  фондов  (учебно-методическая,
научная, периодика и др.).
     5.3.3. Количество  посадочных мест в студенческих читаль-
ных залах 6и6лиотеки (включая читальные залы в общежитиях).
     Показатель 6. Уровень информатизации вуза.
     6.1. Общее состояние информатизации вуза (наличие  и  эф-
фективность программы информатизации вуза; удобство обслужива-
ния пользователей компьютерных классов,  доступность и  доста-
точность терминалов для работы в INTERNET,  эффективность при-
менения вычислительной техники в учебном процессе, научной де-
ятельности  и управлении вузом,  объем средств,  ежегодно  на-
правляемых на обновление компьютерной базы и программного обе-
спечения, общее состояние информатизации вуза в целом).
     6.2. Общее количество вычислительной техники.
     6.2.1. Количество вычислительной техники в вузе.
     6.2.1.1. Количество IBM  PC-совместимых  компьютеров  (из
них используемых в учебном процессе,  научно-исследовательской
деятельности,  управлении вузом, объединенных в локальные сети
и INTERNET, имеющих выход в INTERNET). Указывается соотношение
к приведенному контингенту студентов.
     6.2.1.2. Количество  современных компьютеров (с процессо-
ром Pentium II и выше). Их использование в научной деятельнос-
ти, подготовке аспирантов и докторантов. Указывается соотноше-
ние современных компьютеров к общему числу аспирантов и докто-
рантов.
     6.2.1.3. Количество МАС-совместимых компьютеров  (из  них
используемых в учебном процессе, научно-исследовательской дея-
тельности, управлении вузом).
     Показатель 7. Научные исследования.
     7.1. Основные научные направления и научные школы вуза.
     7.2. Финансирование научных исследований.
     7.2.1. Финансирование фундаментальных исследований.
     7.2.2. Финансирование прикладных исследований.
     7.2.3. Внешнее финансирование исследований  (хоздоговоры,
гранты и т.п.).
     Показатель 8. Научно-методическая работа..
     8.1. Изданные монографии.
     8.2. Изданные учебники и учебные пособия (в том  числе  с
грифами).
     Показатель 9.  Качественный состав  научно-педагогических
кадров.
     9.1. Научно-педагогические кадры с  учеными  степенями  и
званиями.
     Указывается процент приведенного штата профессорскопрепо-
давательского состава (ППС) с учеными степенями и званиями.
     9.2. Научно-педагогические кадры с ученой степенью докто-
ра наук и/или званием профессора.
     Показатель 10.  Довузовская подготовка и отбор абитуриен-
тов.
     10.1. Профориентационная работа.
     10.2. Довузовская подготовка первокурсников.
     Показатель 11. Востребованность выпускников (информацион-
ный показатель).
     11.1. Выпускники, направленные на работу.
     11.2. Заявки на выпускников.
     Показатель 12.  Социальная структура и поддержка  студен-
тов.
     12.1. Внеучебная работа со студентами.
     12.2. Общежития.
     12.3. Пункты общественного питания.
     Показатель 13. Материально-техническая база вуза.
     13.1. Площади зданий и сооружений (собственная,  в опера-
тивном управлении, арендованная): учебно-лабораторная, общежи-
тия,  спортзалы и другие крытые спортивные сооружения, оздоро-
вительные комплексы, лагеря и базы отдыха.
     13.2. Оборудование (учебно-лабораторное, научное).
     Показатель 14. Финансовое состояние (устойчивость) вуза.
     14.1. Стоимость основных фондов.
     14.2. Структура доходов (бюджет,  средства, полученные от
научной деятельности,  средства, полученные от образовательных
услуг и др.).
     14.3. Структура расходов (на оплату труда на НИР, на при-
обретение оборудования,  на информационное и библиотечное обс-
луживание и т.п.).
     Показатель 15. Внутривузовский механизм гарантии качества
образования.
     15.1. Наличие  внутривузовской системы управления качест-
вом образования.
     15.2. Эффективность  действующей  системы  управления ка-
чеством образования.
 
     Примечание. При экспертной оценке качественных аккредита-
ционных  показателей рекомендуется использовать следующую шка-
лу:
 
        Таблица 2. Многобалльная квалиметрическая шкала
 
Оценка                          Описание
   0     Информация не представлена.
   1     Неудовлетворительное состояние. Работа не ведется.
   2     Очень низкая оценка. Работа ведется недостаточно.
   3     Низкая оценка. Работа ведется на очень низком уровне.
         Очень много существенных недочетов.
   4     Удовлетворительная оценка.  Существенные недостатки в
         работе.
   5     Средняя оценка.  Работа ведется на относительно
         приемлемом уровне. Имеются отдельные недостатки.
   6     Средняя оценка. Работа ведется на достаточно хорошем
         уровне. Недостатки несущественны.
   7     Хорошая оценка. Работа ведется на достаточно хорошем
     уровне. Недостатки малочисленны,  несущественны  и  легко
исправимы.
     8 Достаточно высокая. Практически полностью соответствует
предъявляемым требованиям.
     9 Высокая. Полностью соответствует предъявляемым требова-
ниям.
   10    Очень высокая. Полностью соответствует предъявляемым
         требованиям. Рекомендуется использовать для
         распространения опыта.
 
 
                                 Приложение N 2
                                 к циркулярному письму
                                 Министерства культуры России
                                 от 13.01.2000 г. N 23-06-32
 
       О сроках представления документов на лицензирование
       образовательных программ высшего и послевузовского
                  професионального образования
 
     Циркулярное письмо Министерства образования
     Российской Федерации от 29.11.99 г. N 24-50-1131/10
 
     Минобразованием России  (ранее  Госкомвузом России) уста-
новлены сроки представления документов на введение и  лицензи-
рование  новых  программ  высшего и послевузовского профессио-
нального образования в образовательных учреждениях  и  научных
организациях  с  1  сентября по 1 января каждого учебного года
(инструктивное письмо Госкомвуза России от 21.12.94  N  30  "О
порядке  введения  и лицензирования новых образовательных про-
фессиональных программ высшего образования" (Бюллетень Госком-
вуза России 1995. N 2), письмо Госкомвуза России от 20.02.96 N
16-34-041/18 "О порядке введения и лицензирования магистерских
образовательных   профессиональных   программ",  инструктивное
письмо Минобразования России от 12.01.98 N 1 "О порядке лицен-
зирования  образовательных  учреждений  и организаций по новым
для них образовательным программам послевузовского  профессио-
нального образования (Бюллетень Минобразования России 1999,  N
2).
     Вместе с тем Минобразование России еще раз отмечает,  что
эти сроки продолжают нарушаться.  В 1999 году документы посту-
пали в Министерство в течение января-марта.  Отдельные заявле-
ния поступали вплоть до июня.
     Анализ причин,  вызывающих нарушение сроков представления
документов, показывает, что главными из них являются:
     позднее принятие  решения вузами и научными организациями
о введении и лицензировании новых специальностей;
     для программ  высшего профессионального образования - на-
рушение учебно-методическими объединениями вузов России  (УМО)
сроков  рассмотрения документов вузов об их подготовленности к
реализации открываемых направлений (специальностей).
     Согласно распоряжению Минобразования России от 14.04.99 N
398-14 "О сроках рассмотрения документов в Учебно-методических
объединениях"  срок подготовки заключения УМО не должен превы-
шать 60 дней,  включая время,  необходимое  для  подготовки  и
оформления соответствующего решения Президиума или Совета УМО.
     Следует также отметить, что не все УМО готовят заключения
о подготовленности  вузов к реализации открываемых направлений
(специальностей) по форме,  установленной письмом Минобразова-
ния России от 07.10.97 N 06-58-70ин/25-060,  что вызывает зат-
руднения при решении вопроса о возможности лицензирования  той
или иной программы.
     Министерство обращает внимание ректоров вузов,  руководи-
телей  научных  организаций и председателей учебнометодических
объединений на необходимость строгого соблюдения установленных
сроков  представления в Министерство материалов для лицензиро-
вания образовательных программ высшего и послевузовского
профессионального образования.
 
 
                                     В.Д.Шадриков
 
                                 Приложение N 3
                                 к циркулярному письму
                                 Минкультуры России
                                 от 13.01.2000 N 23-06-32
 
     Циркулярное письмо Минобразования России
     от 15.12.99 N 14-51-594 ин.12
 
     Направляем для практического использования  решение  Все-
российской  научно-практической  конференции "Развитие системы
тестирования в России", которая состоялась в г. Москве 25 - 26
ноября 1999 г. на базе Центра тестирование выпускников общеоб-
разовательных учреждений Российской Федерации Московского  пе-
дагогического государственного университета.
 
 Начальник Управления,
 заместитель председателя
 оргкомитета конференции              Г.К.Шестаков
 
                        РЕШЕНИЕ
        Всероссийской научно-практической конференции
          "Развитие системы тестирования в России"
 
     г. Москва                      25-26 ноября 1999 г.
 
     Во исполнение приказа Минобразования России от 30.09.99 N
428 Министерством образования Российской Федерации  и  Центром
тестирования  выпускников  общеобразовательных учреждений Рос-
сийской Федерации (далее - Центр тестирования) Московского пе-
дагогического  государственного университета (MПГУ) в период с
25 по 26 ноября 1999 года проведена Всероссийская  научнопрак-
тическая конференция "Развитие системы тестирования в России".
     В конференции приняли участие 200 человек:  представители
более 120 образовательных учреждений России,  органов управле-
ния  образованием  субъектов  Российской  Федерации,  а  также
представители  вузов Республики Беларусь и Республики Украина.
Большинство участников  конференции  представляли  коллективы,
внесшие  существенный вклад в разработку научно-методических и
организационных основ тестирования и образовании.
     На конференции  заслушаны  и обсуждены 55 докладов и выс-
туплений  участников  по  научно-методическим  и  практическим
проблемам развития системы тестирования.
     Первоочередной задачей создания  системы  тестирования  в
образовании является разработка концептуально-методологических
основ централизованного тестирования,  определяющих его роль и
,%ab.  в системе непрерывного общего и профессионального обра-
зования в России.  Участники конференции отмечают ее  актуаль-
ность  в связи с возрастающей ролью централизованного тестиро-
вания в образовательном пространстве России.
     Заслушав и обсудив доклады и сообщения,  участники конфе-
ренции констатируют, что:
     1. Следует одобрить в целом "Основные положения концепции
централизованного тестирования в системе непрерывного общего и
профессионального образования". В настоящее время имеется дос-
таточно согласованное понимание целей и задач централизованно-
го тестирования, его роли как важнейшего элемента в общей сис-
теме оценки учебных достижений обучающихся.
     2. Эффективность  функционирования централизованного тес-
тирования может быть обеспечена лишь  при  условии  профессио-
нального  подхода  к процессам разработки и применения тестов,
внедрения современных компьютерных технологий.
     3. Мировой опыт показывает,  что к организациям,  которым
доверено  проведение  массового  тестирования  в  образовании,
должны предъявляться специальные требования, касающиеся уровня
компетентности персонала и материально-технической оснащеннос-
ти.  Соответствующим  научно  обоснованным  требованиям должны
удовлетворять используемые тестовые материалы и программноинс-
трументальное обеспечение процессов создания и применения тес-
тов.
     4. В  настоящее  время  в ряде регионов России существуют
организации и преподавательские коллективы,  накопившие  пози-
тивный опыт создания и использования педагогических тестов.  В
этой связи Центру тестирования необходимо принять меры по  ин-
теграции  усилий  подобных коллективов с целью повышения таким
путем качества своей работы.
     5. Одним из важнейших условий развития системы тестирова-
ния в России является создание необходимой нормативно-правовой
среды, отсутствие которой на настоящий момент существенно тор-
мозит,  если не блокирует полностью,  позитивные  изменения  в
складывающейся сети централизованного тестирования.
     6. Центр тестирования играет ведущую роль  в  становлении
системы  централизованного тестирования и российском образова-
нии, 1999 год характеризуется его существенным продвижением по
пути методического обеспечения процессов создания и применения
тестов.
     Принимая во внимание вышесказанное, участники конференции
считают возможным рекомендовать:
     1. Минобразованию России:
     определить правовой статус Центра тестирования и его дея-
тельности  в регионах с целью формирования нормативно-правовых
основ функционирования системы централизованного тестирования;
     разработать систему лицензирования, аттестации и аккреди-
тации организаций, занимающихся массовым тестированием в сфере
образования;
     разработать систему  повышения  квалификации  сотрудников
организаций, занимающихся массовым тестированием в сфере обра-
зования с учетом требований педагогической,  тестологической и
компьютерной грамотности;
     предусмотреть приоритетное финансирование поисковых работ
по созданию тестовых средств и технологий оценки качества под-
готовки обучающихся в рамках Программы "Научное, научнометоди-
ческое,  материально-техническое  и информационное обеспечение
системы образования";
     ускорить работы  по созданию системы сертификации педаго-
гических тестовых материалов;
     предусмотреть ежегодное  проведение  всероссийских конфе-
ренций по проблемам развития тестирования в России;
     организовать постоянно функционирующий семинар по пробле-
мам тестового контроля для сотрудников органов управления  об-
разованием различного уровня;
     содействовать созданию и укреплению региональных и специ-
ализированных центров тестирования, аккредитованных Минобразо-
ванием России.
     2. Московскому педагогическому государственному универси-
тету:
     содействовать созданию  необходимой материально-техничес-
кой оснащенности деятельности Центра тестирования.
     3. Центру  тестирования  выпускников  общеобразовательных
учреждений Российской Федерации:
     развивать практику  взаимодействия  Центра тестирования с
Департаментом общего среднего образования Минобразования  Рос-
сии,  Институтом  общего среднего образования РАО,  Исследова-
тельским центром проблем качества подготовки специалистов, Ла-
бораторией аттестационных технологий МИП-КРО, Центром тестиро-
вания МГУ, сложившуюся в процессе создания аттестационных тес-
тов для выпускников общеобразовательных учреждений;
     способствовать интеграции положительного опыта  коллекти-
вов, имеющих позитивный опыт в сфере разработки педагогических
тестов;
     продолжить развитие  и совершенствование научнометодичес-
кого обеспечения процессов создания и применения тестов;
     обеспечить секретность  при  проведении централизованного
тестирования;
     активизировать научно-методические   работы  по  созданию
единого банка тестовых заданий с участием представителей реги-
онов;
     организовать обучение  методике  проведения  тестирования
всех сотрудников,  принимающих участие в централизованном тес-
тировании в различных регионах,  с учетом  психолого-педагоги-
ческих аспектов тестирования;
     организовать стажировки сотрудников Центра тестирования и
представителей регионов в крупнейших зарубежных тестовых служ-
бах и научных центрах,  занимающихся исследованиями в  области
педагогических измерений;
     продолжать подготовку и издание серии  работ  научного  и
методического характера, освещающих достижения Центра тестиро-
вания.
     4. Образовательным учреждениям:
     предусмотреть поддержку и стимулирование активности  пре-
подавательского состава в области научно-методических работ по
проблемам педагогических измерений, а так же непрерывное повы-
шение квалификации преподавателей в этой области;
     организовать психолого-педагогическую подготовку  обучаю-
щихся к проведению тестирования.

Информация по документу
Читайте также