Расширенный поиск

Постановление Правительства Курганской области от 25.04.2016 № 113

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 25 апреля 2016 г. N 113

 

 

О государственной Программе

 Курганской области "Доступная среда

 для инвалидов"

 

(В редакции Постановления Правительства Курганской области

от 24.05.2016 № 143)

(В редакции Постановления Правительства Курганской области

от 26.09.2016 № 313)

(В редакции Постановления Правительства Курганской области

от 08.02.2017 № 26)

(В редакции Постановления Правительства Курганской области

от 29.05.2017 № 178)

 

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и в целях создания условий для интеграции инвалидов в общество Правительство Курганской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Утвердить государственную Программу Курганской области "Доступная среда для инвалидов" согласно приложению к настоящему Постановлению.

2. Финансовому управлению Курганской области подготовить соответствующие изменения в Закон Курганской области от 24 декабря 2015 года N 127 "Об областном бюджете на 2016 год".

3. Опубликовать настоящее Постановление в установленном порядке.

4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Губернатора Курганской области по социальной политике.

 

 

Губернатор Курганской области          А.Г.Кокорин

 

 

 

 

 

Приложение

к Постановлению

Правительства

Курганской области

от 25 апреля 2016 г. N 113

"О государственной Программе

Курганской области "Доступная

среда для инвалидов"

 

 

Государственная Программа

Курганской области "Доступная среда для инвалидов"

 

(В редакции Постановления Правительства Курганской области

от 29.05.2017 № 178)

 

Раздел I. Паспорт

государственной Программы Курганской области

"Доступная среда для инвалидов"

 

Наименование

Государственная Программа Курганской области "Доступная среда для инвалидов" (далее - Государственная программа)

Ответственный исполнитель

Главное управление социальной защиты населения Курганской области

Соисполнители

Департамент здравоохранения Курганской области;

Департамент образования и науки Курганской области;

Главное управление по труду и занятости населения Курганской области;

Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области;

Управление культуры Курганской области;

Управление по печати, средствам массовой информации и архивному делу Курганской области;

органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию);

Курганская региональная организация Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" (по согласованию)

Цель

Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) в Курганской области

Задачи

Формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров в Курганской области;

оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Курганской области;

формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспортной и пешеходной инфраструктуры, информации и связи, физической культуры и спорта в Курганской области

Целевые индикаторы

Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Курганской области (процент);

доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов Курганской области (процент);

доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Курганской области по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг (процент);

доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты в Курганской области (процент);

доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста в Курганской области (процент);

доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста в Курганской области (процент);

доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве объектов органов службы занятости в Курганской области (процент);

доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения в Курганской области (процент);

доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций в Курганской области (процент);

доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в Курганской области (процент);

доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций в Курганской области (процент);

доля организаций среднего профессионального образования, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования лиц с инвалидностью, в общем количестве организаций среднего профессионального образования в Курганской области (процент);

доля образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций в Курганской области;

доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры в Курганской области (процент);

доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава в Курганской области (процент);

доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры в Курганской области (процент);

доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения в Курганской области (процент);

доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в Курганской области (процент);

доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации и услугами в соответствии с региональным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов в Курганской области (процент);

доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в разных сферах (процент);

доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан в Курганской области (процент)

Сроки реализации

I этап - 2016 - 2018 годы;

II этап - 2019 - 2020 годы

Объемы бюджетных ассигнований

Планируемый объем бюджетных средств на реализацию Государственной программы составляет 251432,49 тыс. рублей, из них:

в 2016 году - 42742,7 тыс. рублей;

в 2017 году - 44357,29 тыс. рублей;

в 2018 году - 64800,9 тыс. рублей;

в 2019 году - 51506,8 тыс. рублей;

в 2020 году - 48024,8 тыс. рублей;

объем средств местного бюджета (по согласованию) - 2742,0 тыс. рублей, из них:

в 2017 году - 2042,6 тыс. рублей;

в 2018 году - 699,4 тыс. рублей;

объем средств бюджета Курганской области - 90340,79 тыс. рублей, из них:

в 2016 году - 20899,5 тыс. рублей;

в 2017 году - 6641,49 тыс. рублей;

в 2018 году - 23349,2 тыс. рублей;

в 2019 году - 20180,3 тыс. рублей;

в 2020 году - 19270,3 тыс. рублей;

объем средств федерального бюджета (по согласованию) (прогноз) - 158349,7 тыс. рублей, из них:

в 2016 году - 21843,2 тыс. рублей;

в 2017 году - 35673,2 тыс. рублей;

в 2018 году - 40752,3 тыс. рублей;

в 2019 году - 31326,5 тыс. рублей;

в 2020 году - 28754,5 тыс. рублей;

объем средств федерального бюджета, выделяемых Министерством образования и науки Российской Федерации (по согласованию), (прогноз) - 97099,4 тыс. рублей, из них:

в 2016 году - 20909,9 тыс. рублей;

в 2017 году - 17249,5 тыс. рублей;

в 2018 году - 25760,0 тыс. рублей;

в 2019 году - 17920,0 тыс. рублей;

в 2020 году - 15260,0 тыс. рублей;

объем средств федерального бюджета, выделяемых Министерством спорта Российской Федерации (по согласованию), (прогноз) - 3533,0 тыс. рублей, из них:

в 2016 году - 933,3 тыс. рублей;

в 2017 году - 1499,7 тыс. рублей;

в 2018 году - 400,0 тыс. рублей;

в 2019 году - 400,0 тыс. рублей;

в 2020 году - 300,0 тыс. рублей;

объем средств, выделяемых Министерством труда и социальной

защиты Российской Федерации (по согласованию), (прогноз) - 57717,3 тыс. рублей, из них:

в 2017 году - 16924,0 тыс. рублей;

в 2018 году - 14592,3 тыс. рублей;

в 2019 году - 13006,5 тыс. рублей;

в 2020 году - 13194,5 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации

Реализация мероприятий Государственной программы обеспечит создание условий для положительных качественных изменений социальной и экономической ситуации в Курганской области, в том числе:

увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Курганской области;

увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов Курганской области;

сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Курганской области с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты в Курганской области;

увеличение доли детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста в Курганской области;

увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в Курганской области;

увеличение доли организаций среднего профессионального образования, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования лиц с инвалидностью, в общем количестве организаций среднего профессионального образования;

увеличение доли образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций в Курганской области;

увеличение доли приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве объектов органов службы занятости в Курганской области;

увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения в Курганской области;

увеличение доли дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций в Курганской области;

увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в Курганской области;

увеличение доли общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций в Курганской области;

увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры в Курганской области;

увеличение доли парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава в Курганской области;

увеличение доли приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры в Курганской области;

увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения в Курганской области;

увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в Курганской области;

увеличение числа инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации и услугами за счет бюджета Курганской области в рамках индивидуальной программы реабилитации;

увеличение числа специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в разных сферах;

увеличение доли граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан в Курганской области

 

Раздел II. Характеристика текущего

состояния в сфере обеспечения доступности

к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах

жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных

групп населения Курганской области

 

Государственная программа разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы" (далее - Государственная программа Российской Федерации), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года N 1297, Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 года N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения", Распоряжением Правительства Курганской области от 2 декабря 2008 года N 488-р "О Стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года", Постановлением Правительства Курганской области от 8 июля 2013 года N 315 "О государственных программах Курганской области".

Устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения является одной из наиболее масштабных демографических проблем. Ключевой показатель здоровья нации - количество инвалидов и их доля в общем населении страны.

В Курганской области проживает 79232 инвалида, что составляет около 9% от общего количества жителей Курганской области.

В течение 2016 года впервые установлена инвалидность 6289 гражданам, из них 482 - дети в возрасте до 18 лет (в 2010 году соответственно 6910 и 509, в 2011 году - 7223 и 483, в 2012 году - 7427 и 462, в 2013 году - 6692 и 462, в 2014 году - 6692 и 471, в 2015 году - 6288 и 462).

Уровень первичной инвалидности взрослого населения в 2016 году незначительно повысился и составил 85,1 на 10 тысяч взрослого населения (в 2015 году - 83,8 на 10 тысяч взрослого населения).

В 2016 году незначительно вырос уровень первичной инвалидности лиц трудоспособного возраста: в 2010 году - 52,8; в 2011 году - 53,7; в 2012 году - 54,6; в 2013 году - 52,1; в 2014 году - 51,3; в 2015 году - 49,9; в 2016 году - 52,4 на 10 тысяч трудоспособного населения.

В 2016 году значительно снизился уровень первичной инвалидности лиц пенсионного возраста: в 2010 году - 161,8; в 2011 году - 173,1; в 2012 году - 179,9; в 2013 году - 163,3; в 2014 году - 163,1; в 2015 году - 231,5; в 2016 году - 145,1 на 10 тысяч населения пенсионного возраста.

Причинами высокого уровня инвалидности являются: рост заболеваний по основным инвалидизирующим классам болезней, низкая обеспеченность врачебными кадрами, старение населения области.

В структуре первичной инвалидности по полу преобладают мужчины - 51,3%. В структуре первичной инвалидности по возрасту преобладают лица пенсионного возраста - 60,1%. В структуре первичной инвалидности по тяжести превалируют инвалиды 3 группы - 48,5%. В структуре первичной инвалидности по классам болезней в 2016 году впервые на 1 ранговое место вышли злокачественные новообразования с удельным весом 33%, 2 место - болезни системы кровообращения - 27,4%, 3 место - болезни глаза и его придаточного аппарата - 6,8%.

Доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает уровень реализации их прав как граждан социального государства, создает предпосылки для реализации их потенциала и способствует социальному и экономическому развитию государства.

Реализация целевой Программы Курганской области "Социальная поддержка инвалидов на 2008 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства Курганской области от 7 сентября 2007 года N 390, целевой Программы Курганской области "Доступная среда для инвалидов на 2011 - 2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства Курганской области от 23 ноября 2010 года N 555 "О целевой Программе Курганской области "Доступная среда для инвалидов на 2011 - 2015 годы", государственной Программы Курганской области "Доступная среда для инвалидов", утвержденной Постановлением Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года N 506 "О государственной Программе Курганской области "Доступная среда для инвалидов", позволила осуществить в Курганской области ряд мероприятий по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов. В 2016 году в Курганской области на условиях софинансирования из федерального и областного бюджетов проведены работы по адаптации 8 объектов: 5 общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным образовательным программам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и 3 муниципальных дошкольных образовательных учреждений - на сумму более 20 млн рублей (в 2015 году - 32 объектов на сумму более 34 млн рублей).

Действуют пункты проката технических средств реабилитации в 16 комплексных центрах социального обслуживания населения Курганской области.

В 84% органов государственной власти и 65% органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области имеются версии сайтов для инвалидов по зрению.

Областной специальной библиотекой им. В.Г.Короленко ежегодно пополняется библиотечный фонд литературой специальных форматов для незрячих и слабовидящих граждан.

В целях обеспечения полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов, максимального развития их потенциала и интеграции в общество в Курганской области принята и реализуется государственная Программа Курганской области "Дети Зауралья - заботимся вместе!" (подпрограмма "Разные дети - равные возможности"), утвержденная Постановлением Правительства Курганской области от 26 мая 2014 года N 225.

Уже несколько лет в Курганской области образовательные услуги детям-инвалидам предоставляются дистанционно. В 2010 году в Кургане создано Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Курганская областная школа дистанционного обучения" для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому. На сегодняшний день в данном учреждении получают знания 120 детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья из городов и районов области. Это практически в 6 раз больше, чем в 2009 году, когда Курганская область в числе первых регионов России приступила к организации дистанционного обучения детей-инвалидов.

Не остаются без внимания и дети-инвалиды дошкольного возраста. При Государственном бюджетном учреждении "Центр помощи детям" созданы группы кратковременного пребывания детей, приобретено игровое оборудование для обучения и реабилитации.

В организациях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности работают 28 учебных групп для детей с ограниченными возможностями здоровья.

С целью создания безбарьерной среды жизнедеятельности детей-инвалидов и реализации их реабилитационных мероприятий организациями социального обслуживания разрабатываются и внедряются инновационные социальные технологии, проекты.

На базе Государственного бюджетного учреждения "Курганский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", Государственного бюджетного учреждения "Шадринский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" с 2012 года действуют службы раннего сопровождения, предоставляющие медико-социальные реабилитационные услуги детям от 0 до 3 лет с неврологическими заболеваниями и нарушениями зрения.

В деятельность Государственного бюджетного учреждения "Катайский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", Государственного бюджетного учреждения "Шадринский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", Государственного бюджетного учреждения "Курганский центр социальной помощи семье и детям" внедрены коррекционно-развивающие программы для детей раннего возраста от 0 до 4 лет и их родителей, обучающихся приемам ухода и способам общения с детьми, имеющими нарушения в развитии.

В реабилитационных центрах и ряде комплексных центров социального обслуживания населения действуют лекотеки, игротеки, в том числе выездные (мобильные) игротеки, в рамках работы которых проводятся игровые сеансы для детей, обучающие занятия для родителей, выдается реабилитационное оборудование для занятий с ребенком-инвалидом в домашних условиях.

С апреля 2014 года на базе Государственного бюджетного учреждения "Курганский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" реализуется проект "Реабилитационный центр на дому", софинансируемый Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В проекте, основной целью которого является максимально возможное развитие детей-инвалидов в условиях семейного воспитания, принимают участие 50 семей с детьми-инвалидами.

Для повышения доступности и качества услуг семьям с детьми, имеющими тяжелые двигательные и речевые нарушения, в реабилитационных центрах продолжена работа палат "мать и дитя", где ежегодно до 50 детей-инвалидов совместно с родителями проходят курс медико-социальной реабилитации.

В Государственном бюджетном учреждении "Курганский центр социальной помощи семье и детям", Государственном бюджетном учреждении "Комплексный центр социального обслуживания населения по Петуховскому району" в пилотном режиме организована работа служб социального сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов. С 2014 года на социальном сопровождении находятся 100 семей с детьми-инвалидами, которым в зависимости от индивидуальных потребностей оказывается материальная помощь, предоставляются социально-психологические, социально-педагогические, социально-бытовые услуги, в домашних условиях проводятся коррекционно-развивающие занятия для детей-инвалидов.

С целью координации проводимой работы по социальной поддержке инвалидов, а также более активного вовлечения в данный процесс общественности Распоряжением Губернатора Курганской области от 28 января 2009 года N 17-р "О Совете при Губернаторе Курганской области по делам инвалидов" образован Совет при Губернаторе Курганской области по делам инвалидов (далее - Совет). В состав Совета входят руководители всех крупных общественных организаций инвалидов Курганской области, представители региональных органов исполнительной власти, реабилитационных учреждений. На заседаниях Совета рассматриваются вопросы, связанные с формированием доступной среды жизнедеятельности, обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации и путевками на санаторно-курортное лечение, осуществлением медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, организацией обучения и трудовой занятости инвалидов, лекарственным обеспечением данной категории граждан. Решения Совета доводятся до заинтересованных региональных органов государственной власти, ведомств и администраций муниципальных образований Курганской области.

В целях реализации положений Конвенции о правах инвалидов, Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (далее - Федеральный закон N 419-ФЗ) в 2015 году на территории Курганской области проведена значительная работа, направленная на интеграцию в общество граждан с ограниченными возможностями здоровья.

На уровне области Распоряжением Правительства Курганской области от 13 октября 2015 года N 276-р "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению показателей доступности для инвалидов объектов и услуг Курганской области" утвержден План мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Курганской области (далее - "дорожная карта"). "Дорожные карты" утверждены также всеми муниципальными районами (городскими округами) Курганской области.

В настоящее время принято 24 областных закона и других нормативных правовых акта, регулирующих вопросы обеспечения доступности объектов, услуг и оказания помощи инвалидам во всех сферах их жизнедеятельности. Проведена работа по внесению изменений в административные регламенты предоставления населению государственных и муниципальных услуг, назначены специалисты по работе с инвалидами, ответственные за сопровождение и оказание им необходимой помощи, проведено инструктирование специалистов по вопросам предоставления услуг инвалидам и оказанию им помощи с учетом ограничений жизнедеятельности.

В целях совершенствования механизма предоставления услуг в сфере реабилитации инвалидов с 1 января 2016 года органами исполнительной власти Курганской области начата работа по разработке и реализации перечня мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), и предоставлению информации об исполнении этих мероприятий в федеральную службу медико-социальной экспертизы.

В целях обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в соответствии с Распоряжением Правительства Курганской области от 13 августа 2013 года N 245-р "Об организации работы по паспортизации приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесения их на карту доступности Курганской области" с 2013 года органами исполнительной власти и органами местного самоуправления проводится работа по паспортизации указанных объектов на предмет доступности для инвалидов.

В ходе паспортизации комиссии, в состав которых входят представители органов местного самоуправления, органов и учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, общественных организаций инвалидов, руководствуются методическими рекомендациями по проведению обследования и паспортизации, утвержденными Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 года N 627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики".

Паспортизация приоритетных объектов является основой для разработки управленческих решений - планов и программ адаптации объектов социальной инфраструктуры с уточненным перечнем необходимых работ, развития услуг с учетом потребностей инвалидов, объективного контроля и оценки эффективности их реализации.

В областной реестр включено 1124 объекта, паспорта доступности сформированы на 1124 объекта (100% от общего количества приоритетных объектов, включенных в реестр), на карту доступности на общероссийском портале "Учимся жить вместе" занесена информация на 1124 объекта (100%) при плановом целевом индикаторе 100%.

Трудовая деятельность для инвалида является не только способом экономически обеспечить свое существование, но и фактом реализации своих способностей, а также позволяет ему быть полноценной частью современного общества.

В 2016 году в службу занятости населения за содействием в поиске подходящей работы обратились 1257 инвалидов, из них трудоустроено 294 человека - 23,4% (в 2014 году - 31,8%, в 2015 году - 26%).

Инвалиды трудоустраивались преимущественно в организации, осуществляющие следующие виды экономической деятельности:

- 13,6% - сельское хозяйство (по профессиям: сторож (вахтер), диспетчер, слесарь-ремонтник, водитель);

- 18% - государственное управление (по профессиям: специалист, подсобный рабочий, бухгалтер, начальник отдела, делопроизводитель, судебный пристав);

- 3,7% - обрабатывающие производства (по профессиям: инструктор, специалист по кадрам, сторож, контролер КПП, начальник цеха, слесарь-сборщик);

- 7,1% - образование (по профессиям: учитель, уборщик производственных и служебных помещений, секретарь, воспитатель);

- 13,2% - оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий (по профессиям: бухгалтер, дворник, охранник, продавец непродовольственных товаров, уборщик, упаковщик).

В целях повышения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда при наличии в индивидуальной программе реабилитации инвалида рекомендаций о прохождении профессионального обучения органы службы занятости организуют профессиональное обучение безработных граждан по профессиям, имеющим устойчивый спрос со стороны работодателей. В 2016 году прошли профессиональное обучение 30 безработных граждан, имеющих группу инвалидности, по профессиям: оператор котельной, кладовщик, бухгалтер, слесарь-электрик по ремонту автомобилей, парикмахер, инспектор по кадрам, делопроизводитель, пользователь ПК с 1С: Бухгалтерией, менеджер по продажам, охранник.

В 2016 году в рамках реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Курганской области в 2016 году, государственной Программы Курганской области "Содействие занятости населения Курганской области" в мероприятии по возмещению работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, включая создание инфраструктуры, адаптацию на рабочем месте и наставничество, приняли участие 4 предприятия. Приступили к работе 9 инвалидов и 9 наставников.

Проблему организации досуга граждан с ограниченными возможностями здоровья эффективно решают общественные организации. Вместе с тем потенциал взаимодействия государства с общественными организациями используется не в полной мере. Поэтому необходимо осуществление ряда мер, направленных на государственную поддержку общественных организаций в сфере оказания социальных услуг в установленных законом формах, путем участия в финансировании различных фестивалей, инвалидного спорта, обеспечения участия инвалидов во всероссийских спортивных и художественных мероприятиях.

Это обусловливает необходимость продолжения практики реализации областной государственной программы, направленной как на усиление социальной защищенности граждан данных категорий, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества.

Следует отметить, что ситуация по обеспечению безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов в Курганской области характеризуется отсутствием комплексного подхода к ее формированию. Не обеспечен беспрепятственный доступ к жилым домам, где проживают инвалиды. Практически отсутствует общественный транспорт, доступный для инвалидов. При оборудовании объектов социальной инфраструктуры элементами доступности учитываются в основном потребности инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и не учитываются потребности инвалидов по зрению и слуху.

Некоторые ключевые объекты социальной инфраструктуры остаются до сих пор труднодоступными для многих инвалидов. При этом к числу таких объектов относятся государственные учреждения системы здравоохранения, образования, занятости, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта Курганской области.

Состояние материально-технической базы государственных учреждений Курганской области не соответствует современным требованиям, предъявляемым к организации реабилитационного процесса инвалидов.

Получение детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с расширением спектра образовательных услуг, предоставляемых государственными образовательными организациями, необходимо оснащение данных организаций специальными приспособлениями. В целях дальнейшего создания безбарьерной среды в указанных организациях необходимы дальнейшая установка пандусов, адаптация санитарно-гигиенических помещений, установка тактильных плиток, турникетов для ориентирования обучающихся с нарушениями зрения, информационных видеопанелей.

Большое значение приобретает решение проблемы оснащения специальными приспособлениями государственных организаций социального обслуживания населения Курганской области, оказывающих услуги инвалидам.

Полноценной социально-бытовой адаптации и реабилитации инвалидов также будет способствовать их обеспечение техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень технических средств реабилитации, мероприятий и услуг, предоставляемых инвалидам.

Также существуют препятствия для полноценного участия инвалидов в культурной жизни, поскольку государственные учреждения культуры Курганской области недостаточно приспособлены для посещения инвалидами.

В настоящее время недостаточным остается уровень обеспеченности спортивными сооружениями для занятий адаптивной физической культурой и спортом среди спортсменов-инвалидов.

Услуги общественного транспорта, являющиеся важнейшей предпосылкой к социальной интеграции, в большинстве случаев не приспособлены для нужд инвалидов.

Кроме того, социальной интеграции инвалидов препятствует эмоциональный барьер, что затрудняет социальные контакты инвалида и его окружения.

Все эти барьеры в немалой степени обусловливают низкую социальную активность инвалидов и ограниченные возможности для реализации личного потенциала этих людей.

С учетом имеющихся проблем возникла необходимость продолжить на территории Курганской области реализацию комплекса мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, обеспечивающего системный подход к решению проблем инвалидов программно-целевым методом как наиболее целесообразным в решении задач комплексной реабилитации инвалидов, а также необходимость привлечения нескольких источников финансирования, в том числе средств федерального бюджета.

Основными рисками, которые могут осложнить решение обозначенных проблем программно-целевым методом, являются:

ухудшение социально-экономической ситуации;

недостаточное ресурсное обеспечение запланированных мероприятий;

несвоевременность финансирования запланированных мероприятий;

неэффективное взаимодействие соисполнителей Государственной программы.

Указанные риски могут привести к снижению уровня и качества жизни инвалидов, а также снижению их трудовой и социальной активности и, как следствие, снижению социальной независимости и экономической самостоятельности, что, в свою очередь, увеличит потребность в бюджетных средствах для обеспечения жизнедеятельности инвалидов путем предоставления им дополнительных мер социальной поддержки.

Привлечение средств федерального бюджета позволит не только снизить расходную часть областного бюджета, но и путем задействования ресурсной базы федерального уровня проводить целостную политику по обеспечению доступности приоритетных сфер жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, скоординировать задачи, решаемые на федеральном и региональном уровнях, по повышению уровня социальной защищенности, соблюдению прав и социальных гарантий инвалидов.

 

Раздел III. Приоритеты и цели

государственной политики в сфере обеспечения

доступности к приоритетным объектам и услугам в

приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов

и других маломобильных групп населения

 

Настоящая Государственная программа разработана с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития Курганской области и Российской Федерации.

Направления реализации Государственной программы соответствуют приоритетам и целям государственной политики в сфере обеспечения условий доступности к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, в том числе обозначенным в Государственной программе Российской Федерации, в частности:

создание правовых, экономических и институционных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни;

обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Приоритеты государственной политики, реализуемые в рамках Государственной программы Российской Федерации, соответствуют следующим целям и задачам подпрограммы "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" Государственной программы Российской Федерации:

повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Курганской области;

формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров в Курганской области;

оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Курганской области;

формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспортной и пешеходной инфраструктуры, информации и связи, физической культуры и спорта в Курганской области.

Кроме того, реализуемые в рамках Государственной программы Российской Федерации приоритеты государственной политики в сфере обеспечения доступности к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения определены в следующих федеральных правовых актах:

Федеральный закон от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов";

Федеральный закон от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов";

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 927 "Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности".

Консолидация усилий органов власти всех уровней и финансовых ресурсов на решение первоочередных государственных задач в сфере обеспечения доступности к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения позволит им реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни региона и страны, а также положительно повлияет на развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни, устойчивое социально-экономическое развитие Курганской области и Российской Федерации в целом.

 

Раздел IV. Цели и задачи Государственной программы

 

Цель Государственной программы - повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) в Курганской области.

Задачи Государственной программы определяются ее целью и заключаются в следующем:

- формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров в Курганской области.

Реализация данной задачи обеспечит создание эффективно действующей системы информационного, консультативного обеспечения граждан в вопросах оказания инвалидам ситуационной помощи, а также позволит устранить отношенческие барьеры в обществе;

- оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Курганской области.

Реализация указанной задачи позволит скоординировать деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления Курганской области, организаций при обеспечении доступности для данной категории граждан приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности при развитии системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов;

- формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспортной и пешеходной инфраструктуры, информации и связи, физической культуры и спорта в Курганской области.

Реализация данной задачи будет способствовать созданию установленных Конвенцией о правах инвалидов условий для максимально возможного осуществления инвалидами независимого от посторонней помощи образа жизни и трудовой деятельности.

Реализация поставленных задач Государственной программы обеспечит комплексный подход к решению вопросов, направленных на развитие мер социальной поддержки инвалидов и детей-инвалидов, формирование им равных возможностей для участия в жизни общества и повышение качества жизни на основе формирования доступной среды жизнедеятельности. Программно-целевой механизм позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечит комплексное решение проблем, а также взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.

Достижение цели и решение поставленных задач планируется обеспечить путем реализации мероприятий настоящей Государственной программы по следующим направлениям:

оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Курганской области;

формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспортной и пешеходной инфраструктуры, информации и связи, физической культуры и спорта в Курганской области;

формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров в Курганской области;

иные мероприятия, реализация которых осуществляется за счет бюджета Курганской области.

Для достижения поставленных целей и решения задач Государственной программы необходимы трудовые ресурсы. Основные параметры потребностей в трудовых ресурсах по годам реализации программных мероприятий составляют:

2016 год (оценка) - 203 человека;

2017 год (прогноз) - 208 человек;

2018 год (прогноз) - 212 человек;

2019 год (прогноз) - 212 человек;

2020 год (прогноз) - 212 человек.

 

Раздел V. Сроки и этапы реализации Государственной программы

 

Срок реализации Государственной программы: 2016 - 2020 годы.

Государственная программа реализуется в два этапа:

I этап - 2016 - 2018 годы;

II этап - 2019 - 2020 годы.

 

Раздел VI. Прогноз ожидаемых конечных

результатов реализации Государственной программы

 

Реализация мероприятий Государственной программы обеспечит создание условий для положительных качественных изменений социальной и экономической ситуации в Курганской области, в том числе:

увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Курганской области;

увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов Курганской области;

сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Курганской области с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты в Курганской области;

увеличение доли детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста в Курганской области;

увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в Курганской области;

увеличение доли организаций среднего профессионального образования, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования лиц с инвалидностью, в общем количестве организаций среднего профессионального образования;

увеличение доли образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций в Курганской области;

увеличение доли приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве объектов органов службы занятости в Курганской области;

увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения в Курганской области;

увеличение доли дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций в Курганской области;

увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в Курганской области;

увеличение доли общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций в Курганской области;

увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры в Курганской области;

увеличение доли парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава в Курганской области;

увеличение доли приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры в Курганской области;

увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения в Курганской области;

увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в Курганской области;

увеличение числа инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации и услугами за счет бюджета Курганской области в рамках индивидуальной программы реабилитации;

увеличение числа специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в разных сферах;

увеличение доли граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан в Курганской области.

 

Раздел VII. Перечень мероприятий Государственной программы

 

Государственная программа содержит комплекс мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров и обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов, а также совершенствование механизма предоставления социальных услуг в целях интеграции инвалидов в общество.

В соответствии с задачами Государственной программы предусмотрены мероприятия по следующим направлениям.

1. Оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Курганской области.

В данном разделе планируется проведение комплекса мероприятий, направленных на совершенствование нормативной базы и организационных механизмов развития системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов и других маломобильных групп населения, формирование для них доступной среды жизнедеятельности.

В 2015 году в целях реализации на территории Курганской области Конвенции о правах инвалидов и Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ принято Распоряжение Правительства Курганской области от 13 октября 2015 года N 276-р "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг Курганской области", утвержден План по разработке и принятию законодательных и иных нормативных правовых актов Курганской области, обеспечивающих реализацию Конвенции о правах инвалидов и Федерального закона N 419-ФЗ, "дорожные карты" разработаны и приняты во всех муниципальных образованиях области.

Кроме того, в связи с принятием вышеназванного Федерального закона в Курганской области начата работа по изменению регионального законодательства в части закрепления требований по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к социально значимым объектам в сфере полномочий субъекта. Разработаны проекты нормативных правовых актов Курганской области, регулирующих вопросы содействия трудовой занятости инвалидов, обеспечения условий доступности для инвалидов учреждений культуры и объектов культурного наследия, находящихся в собственности Курганской области, предоставления сведений, подлежащих включению в федеральный реестр инвалидов.

2. Формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспортной и пешеходной инфраструктуры, информации и связи, физической культуры и спорта в Курганской области:

1) повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Курганской области.

В рамках данного подраздела осуществляются мероприятия, направленные на обеспечение доступности государственных и муниципальных организаций здравоохранения, образования, занятости, культуры, социальной защиты населения, спортивных объектов для различных категорий инвалидов, в том числе инвалидов с опорно-двигательной патологией, инвалидов по зрению, по слуху, а также для маломобильных групп населения.

Планируется обустройство пешеходных переходов, запись "говорящих книг", приобретение литературы специальных форматов и аудиозаписей с учетом потребностей инвалидов по зрению.

Кроме того, предусматриваются мероприятия по оснащению кинотеатров необходимым оборудованием для осуществления кинопоказов с подготовленным субтитрованием и тифлокомментированием, обеспечивающие доступность для инвалидов по слуху;

2) повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов и детей-инвалидов (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов и детей-инвалидов).

Государственной программой предусмотрены организация профильной смены в детском оздоровительном учреждении для детей-инвалидов в сопровождении их законных представителей, материально-техническое обеспечение деятельности Государственного казенного учреждения дополнительного образования детей "Областная детско-юношеская спортивно-адаптивная школа" и другие мероприятия.

3. Формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров в Курганской области:

1) информационно-методическое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов и детей-инвалидов, в рамках которого планируется осуществление профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих в сфере реабилитации инвалидов, проведение конкурсов профессионального мастерства среди специалистов, занятых в сфере реабилитации инвалидов;

2) информационная и просветительская деятельность, направленная на преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения в обществе к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и детей-инвалидов, в рамках которой планируется проведение информационных акций "Университет третьего возраста" для инвалидов более старшего возраста и пенсионеров, организация и проведение региональных мероприятий (фестивалей, выставок творчества, спортивных мероприятий) для детей-инвалидов.


Информация по документу
Читайте также