Расширенный поиск

Постановление Правительства Курганской области от 14.10.2013 № 492

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 14 октября 2013 г. N 492

 

 

О государственной Программе

Курганской области "Энергосбережение и повышение

энергетической эффективности в Курганской области на период

до 2015 года и на перспективу до 2020 года"

 

           (В редакции Постановления Правительства Курганской области      

                              от 12.05.2015 № 130)                          

 

В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства Курганской области от 8 июля 2013 года N  315 "О государственных программах Курганской области" Правительство Курганской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Утвердить государственную Программу Курганской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Курганской области на период до 2015 года и на перспективу до 2020 года" согласно приложению к настоящему Постановлению.

2. Признать утратившими силу.

1) Постановление Правительства Курганской области от 22 декабря 2009 года N 607 "О целевой Программе Курганской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Курганской области на период до 2015 года";

2) Постановление Правительства Курганской области от 22 июня 2010 года N 264 "О внесении изменений в Постановление Правительства Курганской области от 22 декабря 2009 года N 607 "О целевой Программе Курганской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Курганской области на период до 2015 года";

3) Постановление Правительства Курганской области от 27 декабря 2010 года N 653 "О внесении изменений в Постановление Правительства Курганской области от 22 декабря 2009 года N 607 "О целевой Программе Курганской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Курганской области на период до 2015 года и на перспективу до 2020 года";

4) Постановление Правительства Курганской области от 25 апреля 2011 года N 183 "О внесении изменений в Постановление Правительства Курганской области от 22 декабря 2009 года N 607 "О целевой Программе Курганской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Курганской области на период до 2015 года и на перспективу до 2020 года";

5) Постановление Правительства Курганской области от 13 декабря 2011 года N 614 "О внесении изменений в Постановление Правительства Курганской области от 22 декабря 2009 года N 607 "О целевой Программе Курганской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Курганской области на период до 2015 года и на перспективу до 2020 года";

6) Постановление Правительства Курганской области от 25 марта 2013 года N 109 "О внесении изменений в Постановление Правительства Курганской области от 22 декабря 2009 года N 607 "О целевой Программе Курганской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Курганской области на период до 2015 года и на перспективу до 2020 года".

3. Настоящее Постановление вступает в силу после его официального опубликования, но не ранее 1 января 2014 года.

4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя Губернатора Курганской области.

 

 

Губернатор Курганской области          О.А.Богомолов

 

 

 

 

 

Приложение

к Постановлению

Правительства

Курганской области

от 14 октября 2013 г. N 492

"О государственной Программе

Курганской области "Энергосбережение

и повышение энергетической

эффективности в Курганской

области на период до 2015 года

и на перспективу до 2020 года"

 

 

Государственная Программа

Курганской области "Энергосбережение и

повышение энергетической эффективности в Курганской

области на период до 2015 года и на

перспективу до 2020 года"

 

           (В редакции Постановления Правительства Курганской области      

                              от 12.05.2015 № 130)                         

 

Раздел I. Паспорт

государственной Программы Курганской

области "Энергосбережение и повышение энергетической

эффективности в Курганской области на период до 2015 года

и на перспективу до 2020 года"


Наименование

Государственная Программа Курганской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Курганской области на период до 2015 года и на перспективу до 2020 года" (далее - Программа)

Ответственный исполнитель

Департамент промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области

Соисполнители

Органы исполнительной власти Курганской области, осуществляющие отраслевое либо межотраслевое управление (далее - органы исполнительной власти Курганской области);

Управление по инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Правительства Курганской области;

государственное бюджетное учреждение Курганской области "Управление по обеспечению деятельности Правительства Курганской области" (по согласованию);

органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию);

энергосервисные компании (по согласованию);

лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования (по согласованию);

организации транспортного комплекса Курганской области (по согласованию);

организации коммунального комплекса, оказывающие услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (по согласованию);

организации, осуществляющие выработку, передачу и распределение энергии (по согласованию);

организации топливно-энергетического комплекса (по согласованию);

товарищества собственников жилья (по согласованию);

жилищно-строительные кооперативы (по согласованию)

Цели

Повышение эффективности использования энергетических ресурсов в Курганской области;

создание условий для перевода экономики и бюджетной сферы Курганской области на энергосберегающий путь развития

Задачи

Повышение энергетической эффективности экономики Курганской области;

развитие информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

внедрение мер государственного регулирования и финансовых механизмов, стимулирующих энергосбережение и повышение энергетической эффективности;

повышение объемов внедрения инновационных технологий для решения задач энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Целевые индикаторы

Энергоемкость валового регионального продукта (далее - ВРП) Курганской области (для фактических условий), %;

энергоемкость ВРП Курганской области (для сопоставимых условий), %;

отношение расходов на приобретение энергетических ресурсов к объему ВРП Курганской области; доля объема электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) на территории Курганской области, %;

доля объема тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) на территории Курганской области, %;

доля объема холодной воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории Курганской области, %;

доля объема горячей воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории Курганской области, %;

доля объема природного газа, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого (используемого) на территории Курганской области, %;

доля объема энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории Курганской области, %;

доля объема производства электрической энергии генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, в совокупном объеме производства электрической энергии на территории Курганской области (без учета гидроэлектростанций установленной мощностью свыше 25 МВт), %;

ввод мощностей генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, на территории Курганской области (без учета гидроэлектростанций установленной мощностью свыше 25 МВт), МВт;

удельный расход электрической энергии на снабжение органов исполнительной власти Курганской области и государственных учреждений Курганской области (в расчете на 1 кв. метр общей площади), кВт.ч/кв. м;

удельный расход тепловой энергии на снабжение органов исполнительной власти Курганской области и государственных учреждений Курганской области (в расчете на 1 кв. метр общей площади), Гкал/кв. м;

удельный расход холодной воды на снабжение органов исполнительной власти Курганской области и государственных учреждений Курганской области (в расчете на 1 человека), куб. м/чел.;

удельный расход горячей воды на снабжение органов исполнительной власти Курганской области и государственных учреждений Курганской области (в расчете на 1 человека), куб. м/чел.;

удельный расход природного газа на снабжение органов исполнительной власти Курганской области и государственных учреждений Курганской области (в расчете на 1 человека), куб. м/чел.;

отношение экономии энергетических ресурсов и воды в стоимостном выражении, достижение которой планируется в результате реализации энергосервисных договоров (контрактов), заключенных органами исполнительной власти Курганской области и государственными учреждениями Курганской области, к общему объему финансирования Программы;

количество энергосервисных договоров (контрактов), заключенных органами исполнительной власти Курганской области и государственными учреждениями Курганской области, шт.;

удельный расход тепловой энергии в многоквартирных домах (в расчете на 1 кв. метр общей площади), Гкал/кв. м;

удельный расход холодной воды в многоквартирных домах (в расчете на 1 жителя), куб. м/чел.;

удельный расход горячей воды в многоквартирных домах (в расчете на 1 жителя), куб. м/чел.;

удельный расход электрической энергии в многоквартирных домах (в расчете на 1 кв. метр общей площади), кВт.ч/кв. м;

удельный расход природного газа в многоквартирных домах с индивидуальными системами газового отопления (в расчете на 1 кв. метр общей площади), тыс. куб. м/кв. м;

удельный расход природного газа в многоквартирных домах с иными системами теплоснабжения (в расчете на 1 жителя), тыс. куб. м/чел.;

удельный суммарный расход энергетических ресурсов в многоквартирных домах, тыс. тонн условного топлива;

удельный расход топлива на выработку электрической энергии тепловыми электростанциями, килограмм условного топлива (далее - кг у.т.)/тыс. кВт.ч;

удельный расход топлива на выработку тепловой энергии тепловыми электростанциями, кг у.т./Гкал;

доля потерь электрической энергии при ее передаче по распределительным сетям в общем объеме переданной электрической энергии, %;

удельный расход электрической энергии, используемой при передаче тепловой энергии в системах теплоснабжения, кВт.ч/Гкал;

доля потерь тепловой энергии при ее передаче в общем объеме переданной тепловой энергии, %;

доля потерь воды при ее передаче в общем объеме переданной воды, %;

удельный расход электрической энергии, используемой для передачи (транспортировки) воды в системах водоснабжения (на 1 куб. метр), кВт.ч/куб. м;

удельный расход электрической энергии, используемой в системах водоотведения (на 1 куб. метр), кВт.ч/куб. м;

удельный расход электрической энергии в системах уличного освещения (на 1 кв. метр освещаемой площади с уровнем освещенности, соответствующим установленным нормативам), Вт/кв. м;

количество высокоэкономичных по использованию моторного топлива и электрической энергии (в том числе относящихся к объектам с высоким классом энергетической эффективности) транспортных средств, относящихся к общественному транспорту, регулирование тарифов на услуги по перевозке на котором осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области, шт.;

количество транспортных средств, относящихся к общественному транспорту, регулирование тарифов на услуги по перевозке на котором осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению бензина и дизельного топлива, используемых транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом, газовыми смесями, сжиженным углеводородным газом, используемыми в качестве моторного топлива, и электрической энергией, шт.;

количество транспортных средств, использующих природный газ, газовые смеси, сжиженный углеводородный газ в качестве моторного топлива, регулирование тарифов на услуги по перевозке на которых осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области, шт.;

количество транспортных средств с автономным источником электрического питания, относящихся к общественному транспорту, регулирование тарифов на услуги по перевозке на котором осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области, шт.;

количество транспортных средств, используемых органами исполнительной власти Курганской области, государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями Курганской области, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению бензина и дизельного топлива, используемых транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом, газовыми смесями и сжиженным углеводородным газом, используемыми в качестве моторного топлива, шт.;

количество транспортных средств с автономным источником электрического питания, используемых органами исполнительной власти Курганской области, государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями Курганской области, шт.;

количество транспортных средств, использующих природный газ, газовые смеси, сжиженный углеводородный газ в качестве моторного топлива, зарегистрированных на территории Курганской области, шт.;

количество электромобилей легковых с автономным источником электрического питания, зарегистрированных на территории Курганской области, шт.;

доля многоквартирных домов, в отношении общего имущества которых заключены энергосервисные договоры (контракты), в общем количестве многоквартирных домов, %;

доля фактически привлеченных внебюджетных инвестиций в рамках реализации инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в общем объеме внебюджетных инвестиций, запланированных к привлечению в рамках реализации указанных инвестиционных проектов, %;

доля фактически реализованных инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в общем количестве запланированных к реализации указанных инвестиционных проектов, %

Сроки и этапы реализации

2014 - 2020 годы:

I этап - 2014 - 2015 годы;

II этап - 2016 - 2020 годы

Объемы бюджетных ассигнований

Планируемый объем финансирования из областного бюджета на реализацию Программы составит 144,800 млн рублей, в том числе по годам:

2014 год - 10,000 млн рублей;

2015 год - 15,000 млн рублей;

2016 - 2020 годы - 119,800 млн рублей.

Планируется привлечение внебюджетных средств (по согласованию) в размере 5325,44 млн рублей, в том числе по годам:

2014 год - 908,35 млн рублей;

2015 год - 854,34 млн рублей;

2016 - 2020 годы - 3562,75 млн рублей

Ожидаемые результаты реализации

Снижение к 2020 году энергоемкости ВРП Курганской области не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом;

привлечение в соответствии с действующим законодательством средств внебюджетных источников на реализацию проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

внедрение мер государственного регулирования и финансовых механизмов, стимулирующих энергосбережение и повышение энергетической эффективности;

рост эффективности производства электроэнергии и тепла, снижение износа основных фондов, повышение технологической безопасности, диверсификация топливной корзины генерации, снижение темпов роста цен на электроэнергию, создание стимулов для модернизации генерирующих мощностей, рост эффективности транспорта и распределения электроэнергии, снижение потерь в электрических сетях;

снижение коммерческих потерь и уровня потребления воды;

уменьшение износа основных фондов и повышение их эффективности, снижение коммерческих потерь и уровня потребления энергетических ресурсов в пиковые периоды потребления;

внедрение либо замещение устаревшего технологического оборудования на новое энергоэффективное и энергосберегающее, использование которого позволит оптимизировать расходы бюджета Курганской области на оплату коммунальных услуг;

проведение технологического перевооружения за счет внедрения энергосберегающих и энергоэффективных технологий;

повышение энергетической эффективности экономики Курганской области; отработка наилучших доступных технологий и механизмов регулирования использования возобновляемых источников энергии в экономике Курганской области; определение направлений и приоритетов развития использования возобновляемых источников энергии (в зависимости от поставленных целей) в Курганской области;

переход на более экономически и экологически эффективный вид топлива в транспортной отрасли;

развитие кадрового потенциала государственной гражданской службы Курганской области и муниципальной службы через обучение и повышение квалификации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности государственных гражданских служащих Курганской области и муниципальных служащих;

повышение уровня осведомленности населения Курганской области о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и осознания необходимости их осуществления;

повышение конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической безопасности экономики Курганской области, а также роста уровня и качества жизни населения, проживающего на территории Курганской области, за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов, повышение энергетической эффективности экономики муниципальных образований Курганской области на основе стимулирования реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

повышение энергетической эффективности объектов бюджетной сферы;

сокращение текущих расходов на содержание объектов бюджетной сферы;

стимулирование энергосберегающего поведения потребителей коммунальных ресурсов;

снижение потребления коммунальных ресурсов; снижение платы за коммунальные ресурсы;

повышение комфорта проживания в многоквартирных домах;

повышение потенциала энергетической эффективности Курганской области;

сокращение расходов на содержание объектов, потребляющих энергоресурсы

(Раздел в редакции Постановления Правительства Курганской области от 12.05.2015 № 130)


Раздел II. Характеристика

текущего состояния энергосбережения

в Курганской области

 

Для оценки энергоемкости ВРП Курганской области необходимо формирование единого топливно-энергетического баланса. Для оценки суммарного потребления энергии в Курганской области используются экспертные оценки, которые базируются на данных форм статистической отчетности. Согласно этим оценкам в 2008 году в Курганской области было потреблено 2836 тыс. тонн условного топлива (далее - т у.т.) первичной энергии, что составляет 1,7% от суммарного потребления энергии в Уральском федеральном округе.

Энергоемкость валового внутреннего продукта (далее - ВВП) Российской Федерации в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5 - 3,5 раза выше, чем в развитых странах. Энергоемкость ВРП Курганской области в 2008 году была на 38% ниже средней по Российской Федерации и на 24% ниже средней по Уральскому федеральному округу, но в 2 раза выше, чем в развитых странах.

Более 95% мощностей ныне работающих электростанций, более 85% жилых зданий, 70% котельных, 75% технологического оборудования электрических сетей, 60% тепловых сетей было построено еще до 1990 года. Износ основных фондов по экономике Курганской области в целом составил 64%, в обрабатывающей промышленности - 51%, в электро- и теплоэнергетике - 83%, на транспорте - 72%, в образовании и здравоохранении - 50%, в системах водоснабжения - 66%. Более 22% машин и оборудования служат более 20 лет.

В 2000 - 2008 годах энергоемкость ВРП Курганской области снизилась на 34%, то есть в среднем снижалась почти на 5% в год, что намного выше, чем во многих странах мира, и соответствует средней динамике по Российской Федерации. "Восстановительный" рост шел в основном за счет загрузки старых производственных мощностей в обрабатывающей промышленности, что позволило получить эффект "экономии на масштабах производства" (экономии на условно-постоянных расходах энергии по мере роста загрузки построенных ранее производственных мощностей), но сохранило технологическую отсталость промышленности Курганской области.

В 2000 - 2008 годах за счет внедрения новых технологий при новом строительстве и модернизации энергоемкость ВРП Курганской области снижалась в среднем менее чем на 1% в год. Эффект от внедрения новых технологий частично перекрывался падением эффективности старого изношенного оборудования и зданий.

Сочетание факторов изменения структуры экономики и загрузки мощностей в фазе кризиса по предварительным оценкам привело к росту энергоемкости ВРП Курганской области 2009 году на 1,1%. Для нейтрализации этого эффекта и для сокращения разрыва в уровне энергоэффективности с развитыми странами вклад технологического фактора в снижение энергоемкости ВРП в период до 2020 года нужно довести по меньшей мере до 2% в год.

Коэффициент полезного использования топлива на электростанциях Курганской области снизился с 64% в 2000 году до 59% в 2008 году. Средний удельный расход условного топлива на отпуск электроэнергии на тепловых станциях Курганской области (в основном это Курганская теплоэлектроцентраль (далее - ТЭЦ) довольно высок. Он составляет 362 грамма условного топлива на киловатт час (далее - г у.т./кВт.ч). Средний коэффициент полезного действия (далее - КПД) выработки электроэнергии повысился с 38,6% в 2000 году до 39,4% в 2008 году. Это ниже средних показателей для стран Организации экономического сотрудничества и развития, где КПД станций на газе равен 41%.

В качестве нижней технологической границы эффективности для новых станций Международное энергетическое агентство (МЭА) использует показатели КПД станций на угле 43%, на газе - 55%; в качестве верхней границы для станций на угле - 48%, на жидком топливе - 50%, на газе - 60%. Проектный КПД производства электроэнергии на Курганской ТЭЦ-2 равен 51,5%.

В 2008 году объем потерь в электрических сетях был равен 626 млрд кВт.ч, или 14,7% от всего потребления электроэнергии. Это в два раза выше, чем в Западной Европе (7%).

Помимо Курганской ТЭЦ, теплоснабжение Курганской области осуществляют 785 котельных, из которых 644 - мелкие котельные мощностью до 3 Гкал/ч. На твердом топливе работают 68,4% котельных, на жидком - 3,8%, на газе - 26,5%. Высокая доля мелких котельных, работающих на твердом топливе, определяет сравнительно низкий средний (статистический) КПД котельных - 80% в 2009 году. КПД многих котельных не превышает даже 70%. Так, средний КПД котельных Частоозерского района Курганской области в 2009 году был равен 37%, Куртамышского района Курганской области - 49%, Мишкинского района Курганской области - 52%, Мокроусовского района Курганской области - 61%, Сафакулевского района Курганской области - 61%, Половинского района Курганской области - 62%, Макушинского района Курганской области - 64%, Лебяжьевского района Курганской области - 68%, Целинного района Курганской области - 68%, Варгашинского района Курганской области - 69%, Белозерского района района Курганской области - 69%. Удельный расход топлива на котельных снижается крайне медленно. В странах Западной Европы КПД котельных равен 92 - 95%.

Средний по Курганской области расход электроэнергии на производство и транспорт тепловой энергии составил в 2009 году 30 кВт.ч/Гкал, в Далматовском районе Курганской области - 57,7 кВт.ч/Гкал; Катайском районе - 48,9 кВт.ч/Гкал; муниципальном образовании "Кетовский район" - 22,7 кВт.ч/Гкал; Куртамышском районе Курганской области - 53,8 кВт.ч/Гкал; Мишкинском районе Курганской области - 43,6 кВт.ч/Гкал; Притобольном районе Курганской области - 43,2 кВт.ч/Гкал; Сафакулевском районе Курганской области - 104,3 кВт.ч/Гкал; Частоозерском районе Курганской области - 54,1 кВт.ч/Гкал; Юргамышском районе Курганской области - 42,2 кВт.ч/Гкал; Шадринском районе Курганской области - 75,7 кВт.ч/Гкал. В Финляндии этот показатель не превышает 10 кВт.ч/Гкал.

Тепловые сети Курганской области в 2009 году имели протяженность 1250 км в двухтрубном исчислении. Из них на распределительные сети малых диаметров (до 200 мм) приходится 80% протяженности. Сети, нуждающиеся в замене, составляют 364 км, или 29% всех тепловых сетей, а 205 км - ветхие сети. Аварийность в тепловых сетях снизилась с 17 аварий на 100 км в 2005 году до 5 аварий на 100 км в 2008 году, но еще остается на очень высоком уровне. В таких сетях высоки потери тепловой энергии. По данным статистики в 2008 году они были равны 753 тыс. Гкал, или 12,3% от всего потребления тепла. За 2009 год потери снизились до 715 тыс. Гкал. В мелких системах теплоснабжения по данным статистики доля потерь достигает: 19% - в Каргапольском районе Курганской области; 18% - в Куртамышском районе Курганской области, Макушинском районе Курганской области и Петуховском районе Курганской области; 25% - в Шадринском районе Курганской области; 37% - в Лебяжьевском районе Курганской области. В этих системах теплоснабжения тепловые сети гидравлически разрегулированы, температурный график часто не выдерживается, потери тепла во многих мелких тепловых сетях с избыточной централизацией превышают 30%. В европейских странах с хорошо развитыми системами теплоснабжения потери в сетях не превышают 2 - 10%.

В промышленности формируется около 20% ВРП Курганской области. Промышленность является не только важнейшей сферой экономики Курганской области, но и основным потребителем энергоресурсов. Ее доля в общем объеме потребления конечной энергии составляет 23%. В 2000 - 2008 годах индекс промышленного производства вырос на 57%, а потребление энергии в промышленности без топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) снизилось на 17%. Таким образом, энергоемкость промышленного производства снизилась на 47%. Это отчасти было итогом структурных сдвигов в промышленности. На фоне быстрого развития промышленности производство сжатого воздуха снизилось на 18%, чугуна - на 40%, чугунного литья - на 18%, термообработка металлов - на 45%. Снижение энергоемкости также было и итогом технического перевооружения промышленных организаций Курганской области, которое в 2005 - 2008 годах заметно ускорилось. Выполнение энергосберегающих программ в 18 крупных промышленных организациях Курганской области в 2008 году позволило получить экономию в 16,5 тыс. т у.т.

Решая проблему повышения эффективности производства, в том числе за счет повышения энергоэффективности, ведущие промышленные организации Курганской области в 2008 году проводили техническое перевооружение производства, обновляли устаревшее технологическое оборудование в рамках целевой Программы Курганской области "Технологическое развитие и техническое перевооружение промышленности Курганской области на 2008 - 2012 годы". Однако масштабы этой модернизации были недостаточны. По видам промышленной продукции, по которым государственная статистика дает удельные расходы энергии на единицу производимой продукции, в 2000 - 2009 годах устойчивая тенденция к их снижению отсутствовала.

Основными задачами для сельхозтоваропроизводителей Курганской области являются внедрение энергоресурсосберегающих технологий в растениеводстве и животноводстве, обеспечивающих конкурентоспособность производимой продукции на региональном рынке, увеличение объемов производства и реализации продукции при сохранении или снижении объемов потребления первичных видов ресурсов.

Доля затрат на электрическую энергию в себестоимости производимой сельскохозяйственной продукции в 2008 - 2009 годах составляла 3 - 4%, на дизельное топливо - 15%.

На перекачку воды для целей мелиорации в 2008 году был израсходован 1 млн кВт.ч. Удельные расходы электроэнергии в этой сфере в 2001 - 2008 годах выросли на 12,5%.

Если учесть и другие энергоресурсы, то становится очевидным, что при доле энергетических затрат в себестоимости 20 - 25% важнейшей задачей для сельского хозяйства является внедрение энергоресурсосберегающих технологий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности.

На долю транспорта в Курганской области приходится 28,1% конечного потребления энергии, в том числе на железнодорожный транспорт - 6,3%, на трубопроводный - 3,1%, на автомобильный (включая личный) - 18,1%, на остальной - 0,6%. Железнодорожный транспорт представлен Курганским отделением Южно-Уральской железной дороги. В 2008 году он потребил 129 тыс. т у.т., в том числе 748 млн кВт.ч на электротягу поездов, а также 8,5 тыс. т у.т. дизельного топлива на тягу дизельпоездов. Всего на нужды железной дороги в 2008 году было израсходовано 913 млн кВт.ч электроэнергии. За счет роста загруженности железной дороги удельный расход на электротягу поездов на единицу транспортной работы снизился в 2000 - 2008 годах на 18%, а удельный расход дизельного топлива - на 34%. Расход энергии на трубопроводном транспорте на транспортировку нефти и нефтепродуктов составил 63,7 тыс. т у.т., или 518 млн кВт.ч.

Автомобильный транспорт Курганской области потребил в 2008 году 371 тыс. т у.т. Потребление топлива автомобилями росло за счет роста парка грузовых автомобилей, легковых автомобилей и автобусов, число которых в 2000 - 2008 годах выросло на 37%. Потребление энергии прочими видами транспорта составило в 2008 году 13 тыс. т у.т., что существенно ниже уровня 2000 года - 28 тыс. т у.т.

На цели водоснабжения и водоотведения в Курганской области в 2008 году было использовано 75,4 млн кВт.ч, а на цели уличного освещения - еще 15,6 млн кВт.ч. При отсутствии активной политики повышения энергоэффективности коммунального хозяйства удельные расходы электроэнергии на подъем и подачу воды выросли в 2000 - 2008 годах на 38% и на 20% соответственно. В этой сфере не происходило повышения энергоэффективности.

На начало 2010 года в ведении исполнительных органов исполнительной власти Курганской области, осуществляющих отраслевое либо межотраслевое управление, находились 262 государственных учреждения Курганской области, в том числе: в ведении Главного управления образования Курганской области - 57, Департамента здравоохранения Курганской области - 84, Главного управления социальной защиты населения Курганской области - 80, Управления по физической культуре, спорту и туризму Курганской области - 6, Управления культуры Курганской области - 19, Главного управления по труду и занятости населения Курганской области - 24, Управления ветеринарии Курганской области - 28, Департамента природных ресурсов и окружающей среды Курганской области - 13. В Курганской области насчитывается 154 медицинских учреждения и 1018 организаций дошкольного и общего образования, многие из которых находятся в ведении муниципальных образований Курганской области.

По оценкам единого топливно-энергетического баланса в 2008 году все бюджетофинансируемые организации Курганской области разных уровней подчинения потребили 397 тыс. т у.т. По данным формы 22-ЖКХ в 2009 году они потребили 164 млн куб. м газа, 1025 тыс. Гкал и 225,5 млн кВт.ч. Удельный расход энергии в этих организациях в 2000 - 2008 годах вырос с 78 до 83 килограммов условного топлива на метр квадратный в год (далее - кг у.т./кв. м/год) при средних значениях по Российской Федерации для учреждений бюджетной сферы - 75 кг у.т./кв. м/год. Таким образом, в этой сфере не росла эффективность использования энергии.

На долю жилищного сектора приходится 28% всего потребления конечной энергии. В 2000 - 2008 годах объем потребления вырос только на 7%. В 2002 - 2008 годах удельный суммарный расход энергетических ресурсов в расчете на 1 кв. м площади жилых домов вырос на 10%, тогда как расход тепловой энергии снизился на 17%, а удельный расход электроэнергии вырос на 38%. Средний расход энергии на 1 кв. м в 2008 году составил 29 кг у.т./кв. м/год против среднего по Российской Федерации показателя 45 кг у.т./кв. м/год. Удельный расход тепловой энергии на отопление 1 кв. м жилья составил в 2008 году 27,5 кг у.т./кв. м/год, что ниже среднего по Российской Федерации значения на 29,8 кг у.т./кв. м/год.

На момент утверждения Программы доля жилых домов, оборудованных водопроводом, составляла 54,6%, в том числе централизованным - 48,3%; канализацией - 50,8%; отоплением - 58,7%, в том числе централизованным - 46,0%; горячим водоснабжением - 38,5%, в том числе централизованным - 36,6%; газом - 87,9%. Обеспеченность приборами учета частному жилищному фонду, расположенному в Курганской области, составляет 40 - 100%; по многоквартирным домам - 76 - 91%. Обеспеченность квартирными приборами учета составляет до 90% по электроэнергии. Общая потребность в установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах составляет: по холодному водоснабжению - 2270; по теплоэнергии - 1397; по горячему водоснабжению - 919; по электроснабжению - 3742 единицы.

Длительное сохранение разрыва в уровнях энергоэффективности с развитыми странами недопустимо. Выход Курганской области на уровень субъектов Российской Федерации, граничащих с Курганской областью, на фоне усиления глобальной конкуренции требует кардинального повышения производительности использования всех факторов производства, включая энергию.

Сохранение высокой энергоемкости экономики Курганской области приведет к снижению ее энергетической безопасности и торможению экономического роста. Для укрепления энергетической безопасности Курганской области необходимо: обеспечить техническую доступность энергии для развивающейся экономики (возможности подключения новых объектов к инженерным сетям или обеспечения их топливом при децентрализованном энергоснабжении); удерживать расходы на энергоресурсы в пределах экономической доступности для всех групп потребителей. Эти задачи невозможно решить только за счет наращивания мощностей в ТЭК и повышения цен на энергию. Попытки после выхода из кризиса вернуть и удержать высокие темпы экономического роста при сохранении высокой энергоемкости чреваты потерей конкурентоспособности и отвлечением огромных дополнительных капитальных вложений от развития других секторов экономики. Высокие затраты на топливо при ограничениях на рост тарифов не позволят обеспечивать топливом объекты электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ), а также формировать средства на обновление и модернизацию инфраструктуры. Единственной альтернативой остается повышение энергоэффективности.

Низкая энергоэффективность снижает конкурентоспособность промышленности Курганской области. До кризиса это определялось нехваткой электрических мощностей и природного газа для расширения производства, после кризиса - резким ростом доли энергетических издержек в себестоимости продукции и ростом убытков. Выборочный анализ организаций промышленности Курганской области показал, что их доля энергетических издержек в структуре себестоимости промышленной продукции в 2007 - 2009 годах превысила 8%. Если при росте загрузки производственных мощностей в 2008 году доля энергоресурсов в себестоимости продукции снизилась, то в кризисном 2009 году она выросла из-за спада производства и роста тарифов. В итоге доля энергетических издержек в структуре себестоимости промышленности резко выросла, а конкурентоспособность промышленности упала, что значительно осложняет ее выход из кризиса.

Высокая энергоемкость при росте тарифов на энергоносители затрудняет борьбу с инфляцией. Рост тарифов на энергоносители необходим для обеспечения развития ТЭК финансовыми ресурсами. Вместе с тем он является одним из главных двигателей инфляции.

В 2008 - 2009 годах уровень собираемости платежей за коммунальные услуги снизился с 95% до 90%. Доля семей, получающих субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выросла с 11,1% на начало 2009 года до 14,7% на начало 2010 года.

Низкая энергоэффективность ЖКХ и бюджетной сферы порождает высокую нагрузку коммунальных платежей на местные и областной бюджеты и снижает финансовую стабильность. Доля расходов на оплату коммунальных услуг в общих расходах образовательных организаций Курганской области составляет 30%. (В редакции Постановления Правительства Курганской области от 12.05.2015 № 130)

Низкая энергоэффективность снижает экологическую безопасность Курганской области и порождает высокий уровень загрязнения окружающей среды и выбросов парниковых газов, наносит вред здоровью жителей Курганской области. На каждую 1 т у.т., сжигаемого на стационарных источниках топлива, в атмосферу поступает 23 кг выбросов загрязняющих веществ. Ущерб для здоровья населения от загрязнения атмосферного воздуха оценивается в 3% ВРП Курганской области. Это является одной из причин высокой смертности населения. Доля электростанций и промышленности Курганской области в суммарных выбросах в атмосферу вредных веществ составляет 72%, а еще 28% приходится на долю мобильных источников, преимущественно на транспорт. Экологическая составляющая становится важным критерием определения направлений и механизмов экономического развития Курганской области.

Правительство Российской Федерации взяло на себя обязательства по существенному сокращению выбросов парниковых газов к 2020 году и к середине XXI века. Повышение энергоэффективности является важным и наиболее доступным средством снижения рисков глобального потепления и загрязнения окружающей среды, а также послекризисного восстановления экономики и повышения энергетической безопасности.

Курганская область располагает значительным потенциалом повышения энергоэффективности. Технический потенциал экономии конечной энергии в Курганской области равен 1 032 - 1 087 тыс. т у.т., или 50 - 53% от уровня потребления конечной энергии в 2008 году. На долю электроэнергетики приходится 30% потенциала экономии энергии, на долю теплоэнергетики - 8%; промышленности - 8%; сельского хозяйства - менее 1%; транспорта - 23%; коммунального сектора - менее 0,5%; сферы услуг - 3% и жилищного сектора - 26%. Технический потенциал экономии первичной энергии оценен в 1 350 - 1 455 тыс. т у.т., или 48 - 51% от потребления первичной энергии в 2008 году. Экономический потенциал экономии энергии в Курганской области равен техническому потенциалу. Рыночный потенциал экономии энергии при расчете по первичной энергии составляет 1 111 - 1 216 тыс. т у.т., или 39 - 43% от уровня потребления первичной энергии в 2008 году.

 

Раздел III. Приоритеты и цели

государственной политики в соответствующей сфере

социально-экономического развития

 

Программа разработана с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития Курганской области и Российской Федерации.

Направления реализации Программы соответствуют приоритетам и целям государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе обозначенным в подпрограмме "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 321 (далее - подпрограмма), и Указе Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики", а также в Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р:

- снижение энергоемкости ВРП в 2020 году;

- увеличение объема внебюджетных инвестиций, привлеченных на реализацию мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

- повышение количества обученных работников, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности;

- повышение практической значимости результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В соответствии с заданными приоритетами определена следующая цель реализации подпрограммы - формирование эффективной системы, стимулирующей и поддерживающей повышение энергетической эффективности, обеспечивающей снижение энергоемкости ВВП Российской Федерации.

Для достижения указанной цели определены следующие задачи подпрограммы:

- стимулирование привлечения внебюджетных инвестиций в реализацию мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

- создание правовых, организационно-управленческих, финансовых и материально-технических условий, способствующих созданию и реализации мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

- повышение информированности общества о состоянии и деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также уровня знаний граждан, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

(Раздел в редакции Постановления Правительства Курганской области от 12.05.2015 № 130)

 

Раздел IV. Цели и задачи Программы

 

Целями Программы являются:

- повышение эффективности использования энергетических ресурсов в Курганской области; (В редакции Постановления Правительства Курганской области от 12.05.2015 № 130)

- создание условий для перевода экономики и бюджетной сферы Курганской области на энергосберегающий путь развития.

Задачами Программы являются:

- повышение энергетической эффективности экономики Курганской области;

- развитие информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

- внедрение мер государственного регулирования и финансовых механизмов, стимулирующих энергосбережение и повышение энергетической эффективности;

- повышение объемов внедрения инновационных технологий для решения задач энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Достижение целей и задач Программы осуществляется путем формирования целостной и эффективной системы управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности.

Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить экономию первичной энергии с 2010 года в объеме не менее 240 тыс. т у.т. к 2015 году, в объеме не менее 464 тыс. т у.т. - к 2020 году. В совокупности с мерами автономного технического прогресса технологическая экономия с 2010 года составит не менее 415 тыс. т у.т. к 2015 году и не менее 800 тыс. т у.т. - к 2020 году. При отказе от реализации Программы целевую установку по снижению к 2020 году энергоемкости ВРП на 40% от уровня 2007 года выполнить не удастся, что не позволит заметно снизить риски развития экономики Курганской области, связанные с ее низкой энергоэффективностью. (В редакции Постановления Правительства Курганской области от 12.05.2015 № 130)

В Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации не ведется статистический учет суммарного потребления энергии как по экономике в целом, так и по отдельным ее секторам. Для оценки структуры потребления энергии использовалась таблица единого топливно-энергетического баланса согласно приложению 1 к Программе.

За счет реализации только мероприятий Программы экономия составит не менее 2 700 тыс. т у.т., что меньше уровня потребления первичной энергии в 2009 году.

В целом годовая экономия первичной энергии за счет снижения энергоемкости на 40% к 2020 году должна составить около 464 тыс. т у.т. (таблицы 1, 2).

 

Таблица 1. Снижение энергоемкости экономики

Курганской области (по отношению к 2007 году)


Наименование

Единица измерения

2010 год

2015 год

2020 год

Снижение энергоемкости ВРП

%

0,7

20,8

40

в том числе: за счет структурных сдвигов <*>

%

-1,6

6,4

19,1

роста цен на энергию <**>

%

0,0

3,2

2,8

автономного технического прогресса (далее - АТП) <***>

%

2,9

4,3

6,8

реализации Программы

%

-0,5

7,0

10,6


________________________________

<*> Структурные сдвиги оценены по секторам, перечисленным в едином топливно-энергетическом балансе согласно приложению 1 к Программе.

<**> Вклад ценового фактора оценен по динамике цен на энергоносители, скорректированных на параметры инфляции с последующим их ростом, определенные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р. (В редакции Постановления Правительства Курганской области от 12.05.2015 № 130)

<***> Вклад автономного технического прогресса оценен при допущении, что интенсивность ввода нового и обновления имеющегося оборудования будет соответствовать параметрам 2000 - 2008 годов.

 

Таблица 2. Экономия энергии за счет реализации

мероприятий Программы в отдельных секторах экономики


Наименование

Экономия конечной энергии (тыс. т у.т.)

Экономия первичной энергии <1> (тыс. т у.т.)

Снижение выбросов парниковых газов <2> (тыс. т экв. )

Секторы экономики

2015 год

2020 год

2010 - 2015 годы

2010 - 2020 годы

2015 год

2020 год

2010 - 2015 годы

2010 - 2020 годы

2015 год

2020 год

2010 - 2015 годы

2010 - 2020 годы

Всего <3>

404

532

1829

4225

499

679

2171

5199

1062

1346

4775

10927

Электроэнергетика <4>

203

214

1010

2058

207

221

1024

2102

557

582

2778

5638

в том числе на Курганской ТЭЦ-2 <4>

190

190

964

1916

190

190

964

1916

528

528

2673

5313

Теплоэнергетика и коммунальный сектор <5>

105

131

500

1105

118

150

555

1245

212

267

996

2222

Промышленность

13

22

52

144

28

49

109

314

51

89

194

562

Транспорт

17

36

50

192

24

51

74

277

28

59

81

316

Государственные учреждения Курганской области

33

64

122

375

64

110

241

694

112

189

431

1212

Жилые здания

29

58

87

315

54

89

159

530

95

146

276

896


Информация по документу
Читайте также