Расширенный поиск

Закон Тюменской области от 26.12.1995 № 18

 



                       РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                         ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

                      ЗАКОН ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

                                   Утратил силу - Закон Тюменской
                                   области от 16.03.2001 г. N 298

             О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ


    Принят областной Думой                      29 ноября 1995 года

    (В редакции Законов Тюменской области от 08.06.98 г. N 34;
                       от 12.01.99 г. N 75)


                     ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. Понятие местного референдума

    Местный  референдум - голосование граждан Российской Федерации,
постоянно  или  преимущественно  проживающих  в границах одного или
нескольких  муниципальных  образований, по важным вопросам местного
значения,   которое   проводится   в  соответствии  с  Конституцией
Российской  Федерации,  федеральными  законами,  Уставом  Тюменской
области, законами Тюменской области, а также уставами муниципальных
образований

    Статья 2. Вопросы, выносимые на местный референдум

    1.  На местный референдум могут выноситься вопросы, находящиеся
в ведении местного самоуправления:
    1.1.  Вопросы,  выносимые  на  местный  референдум  в Тюменской
области, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и
свободы  человека и гражданина, конституционные гарантии реализации
таких прав и свобод.
    1.2.  Вопрос,  выносимый  на  местный  референдум,  должен быть
сформулирован  так,  чтобы на него можно было дать лишь однозначный
ответ.
    1.3.  Вопросы,  выносимые  на  местный  референдум  в Тюменской
области,   не   должны  противоречить  законодательству  Российской
Федерации, законодательству Тюменской области.
    1.4.  Не допускается установление дополнительных требований для
вопросов, выносимых на местный референдум, за исключением указанных
в настоящей статье.
    2. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
    2.1.  О  досрочном  прекращении или продлении срока полномочий,
приостановлении    осуществления    полномочий   органов   местного
самоуправления,  а  также  о  проведении  досрочных выборов органов
местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов.
    2.2.  О  формировании  состава органов местного самоуправления,
персональном составе органов местного самоуправления.
    2.3.  Об  избрании,  утверждении,  о  назначении  либо  о  даче
согласия   на  назначение  на  должность  или  на  освобождение  от
должности депутатов и должностных лиц.
    2.4.  О  принятии  или  об  изменении соответствующего бюджета,
исполнении   и  изменении  финансовых  обязательств  муниципального
образования.
    2.5.  О  принятии  чрезвычайных  и  срочных  мер по обеспечению
здоровья и безопасности населения.
    3.  На  местный  референдум  в Тюменской области не могут также
быть  вынесены  вопросы,  не находящиеся в ведении соответствующего
муниципального образования
    (Статья     в     редакции     Закона     Тюменской     области
от 12.01.99 г. N 75)

    Статья 3. Обязательность решений местного референдума

    1.  Решения,  принятые  на  местном  референдуме в пределах его
компетенции,  имеют обязательный характер для органов и должностных
лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций,
находящихся  на  территории  муниципального  образования,  а  также
граждан.
    2.   Решения,  принятые  на  местном  референдуме,  могут  быть
обжалованы  в  суд  в  случае  противоречия  закону  или  нарушения
законности при проведении референдума.

    Статья 4. Право населения на участие в местном референдуме

    В  местном  референдуме  имеют право участвовать члены местного
сообщества, обладающие избирательным правом.
    Какие-либо  прямые  или  косвенные  ограничения прав граждан на
участие в референдуме в зависимости от происхождения, социального и
имущественного  положения,  расовой  и национальной принадлежности,
пола,  образования, языка, отношения к религии, политических и иных
взглядов, рода и характера занятий запрещаются.
    Не  могут  участвовать  в референдуме граждане признанные судом
недееспособными,  лица,  содержащиеся  в  местах лишения свободы по
вступившему в законную силу приговору суда.

    Статья 5. Общие принципы проведения местного референдума

    1.  Граждане  участвуют  в референдуме непосредственно и лично.
Участие в референдуме является свободным.
    2. Голосование на референдуме осуществляется тайно, контроль за
волеизъявлением граждан не допускается.
    3.  Граждане  участвуют  в  референдуме на равных основаниях по
месту своего проживания. Каждый гражданин имеет один голос.

    Статья 6. Контроль за соблюдением настоящего Закона

    Контроль  за  соблюдением настоящего Закона осуществляют органы
государственной власти и органы местного самоуправления.
    В осуществлении контроля за соблюдением настоящего Закона имеют
право   участвовать   представители   политических   партий,   иных
общественно-политических организаций и движений, зарегистрированных
в  установленном порядке, инициативных групп по проведению местного
референдума,  депутаты  Федерального Собрания Российской Федерации,
представительного  органа  государственной власти области, депутаты
представительного органа местного самоуправления.

    Статья 7. Агитация по поводу местного референдума

    Политическим     партиям,    другим    общественно-политическим
организациям    и    движениям,   гражданам   гарантируется   право
беспрепятственной  агитации за или против предложения об объявлении
референдума,  за или против проекта вопроса или решения, выносимого
на местный референдум.

    Статья 8. Гласность при подготовке и проведении местного
              референдума

    1.   Деятельность   органов   государственной  власти,  органов
местного  самоуправления,  общественных  организаций, участвующих в
организации  и  проведении  референдума,  осуществляется  открыто и
гласно.
    2.  Все  решения,  касающиеся  местного  референдума,  а  также
вопросов  или  иных  решений, выносимых на референдум, доводятся до
сведения   жителей,   в  том  числе  путем  опубликования  местными
средствами  массовой  информации  в случае их наличия, в течение не
позднее 10 дней со дня проведения местного референдума.
    3. Местные средства массовой информации освещают ход подготовки
и  проведения местного референдума, их представителям гарантируется
беспрепятственный  доступ  на все собрания и заседания, связанные с
референдумом, и получение соответствующей информации.
    4.  Комиссии  по  проведению  местного референдума своевременно
информируют  население  о своем составе, месте нахождения и времени
работы,  об образовании участков для голосования и списках граждан,
имеющих право участвовать в референдуме.
    5.  На  заседаниях  комиссий  местного  референдума, а также во
время   голосования   и   при  подсчете  голосов  на  участках  для
голосования,   при  определении  результатов  местного  референдума
вправе  присутствовать  представители  политических  партий  и иных
общественно-политических организаций и движений, инициативных групп
местного референдума, зарегистрированных в установленном порядке, а
также  средств  массовой информации, депутаты Федерального Собрания
Российской  Федерации  и  представительного  органа государственной
власти области, представительного органа местного самоуправления.
    Лица, присутствующие на заседаниях комиссий или на участках для
голосования,  должны иметь заверенную выписку из протокола собрания
направивших  их  организаций  или  иной документ, удостоверяющий их
полномочия.    Предварительное    уведомление   комиссий   местного
референдума  о  предполагаемом присутствии указанных представителей
не требуется.

    Статья 9. Материальное обеспечение местного референдума

    1.  Расходы,  связанные  с  подготовкой  и проведением местного
референдума,   с   момента   принятия   решения  о  его  назначении
производятся за счет местного бюджета.
    2.    Предприятия,    учреждения    и    организации,    органы
государственной  власти  и  местного самоуправления предоставляют в
распоряжение    комиссий    местного    референдума   помещения   и
оборудование,  необходимые  для  подготовки  и  проведения местного
референдума.   Аренда   помещений   и   оборудования   оплачивается
комиссиями местного референдума.

             ГЛАВА 2. ОБЪЯВЛЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

    Статья 10. Право назначения местного референдума

    1.  Местный  референдум  назначается и проводится в порядке и в
сроки, которые установлены уставом муниципального образования.
    Принятие  органом  местного  самоуправления решения по существу
вопроса, который в соответствии с действующим законодательством и с
уставом   муниципального   образования   может   быть   вынесен  на
референдум,  не  является  обстоятельством, исключающим возможность
проведения референдума по данному вопросу.
    2.   Инициатива  проведения  местного  референдума  принадлежит
гражданам   Российской   Федерации,  имеющим  право  на  участие  в
референдуме.  Законом Тюменской области право инициативы проведения
местного референдума может быть предоставлено иным субъектам.
    3.  Каждый  гражданин  или  группа  граждан,  имеющие  право на
участие  в  местном  референдуме, а равно общественное объединение,
зарегистрированное органами юстиции не позднее чем за шесть месяцев
до  дня  обращения в соответствующий орган с инициативой проведения
референдума,  устав  которого  предусматривает  участие  в выборах,
могут  образовать  инициативную  группу  по  проведению референдума
количественный  состав  которой  устанавливается  Законом Тюменской
области  "О  местном  референдуме  в  Тюменской области", для сбора
подписей  граждан  Российской Федерации, имеющих право на участие в
референдуме, в поддержку инициативы проведения референдума.
    4.  Для  назначения местного референдума в орган, установленный
уставом   муниципального   образования,  должны  быть  представлены
подписи   участников   референдума   в   поддержку  инициативы  его
проведения.
    5.  Уставом муниципального образования может быть предусмотрена
реализация инициативы проведения местного референдума также в форме
собрания участников референдума.
    6.  Местный  референдум в Тюменской области назначается органом
местного  самоуправления  в  соответствии с Федеральным законом "Об
основных   гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие  в
референдуме  граждан  Российской  Федерации",  настоящим  Законом и
уставом муниципального образования.
    7. Местный референдум в Тюменской области назначается только на
календарный выходной день. Не допускается назначение референдума на
праздничный  день. Решение о проведении местного референдума должно
быть  официально  опубликовано  не  менее  чем  за  45  дней до дня
голосования.
    8.  В  соответствии с настоящим Законом, уставом муниципального
образования  дата  проведения голосования на местном референдуме не
позднее  чем  за  25  дней до дня проведения референдума может быть
перенесена  на  более  поздний  срок  (но  не более чем на 90 дней)
уполномоченным на то органом в целях совмещения проведения местного
референдума   с   иным   референдумом   либо   выборами   в  органы
государственной власти или органы местного самоуправления.
    9. Решение о назначении референдума, а также о перенесении даты
голосования в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи публикуется
в  средствах массовой информации не позднее чем через 6 дней со дня
его принятия.
    (Статья     в     редакции     Закона     Тюменской     области
от 12.01.99 г. N 75)

    Статья 11. (Исключена     -     Закон     Тюменской     области
от 08.06.98 г. N 34)

    Статья 12. Реализация гражданами права требования местного
               референдума

    1.   Право  инициативы  в  сборе  подписей  под  требованием  о
проведении  местного референдума принадлежит каждому гражданину или
группе  граждан,  имеющих  право на участие в референдуме. Граждане
реализуют свое право на сбор подписей добровольно и самостоятельно.
    2.  Сбор подписей организуют и осуществляют инициативные группы
местного  референдума,  образуемые  из  граждан  в  соответствии  с
требованиями настоящего Закона и устава муниципального образования.

    Статья 13. Образование инициативной группы местного референдума

    В  целях  решения  вопроса  о необходимости проведения местного
референдума по инициативе граждан и образования инициативной группы
могут  проводиться собрания граждан, проживающих на соответствующей
территории.
    Инициаторы  проведения  собрания обязаны в определенный уставом
муниципального  образования  срок уведомить местную администрацию о
месте и времени проведения собрания.

    Статья 14. Регистрация инициативной группы

    1.   Список  инициативной  группы  передается  для  регистрации
инициативной  группы  в  соответствующую  местную  администрацию. К
протоколу  прилагаются  текст  проекта  решения,  предлагаемого для
вынесения   на   референдум,   и  письменное  обязательство  членов
инициативной    группы   соблюдать   законодательство   о   местном
референдуме и нести ответственность за правильность сбора подписей.
    2. Постановление главы муниципального образования о регистрации
инициативной  группы  должно  быть  вынесено  не  позднее 10 дней с
момента    получения    администрацией    протокола    собрания   и
соответствующих приложений к нему.
    3.   Отказ   в   регистрации  инициативной  группы  по  мотивам
нецелесообразности  не  допускается.  Местная  администрация выдает
представителям  инициативной  группы  постановление  о  регистрации
группы и соответствующие удостоверения ее членам.
    4.   Общее   количество   создаваемых   инициативных  групп  не
ограничивается.

    Статья 15. Порядок и сроки сбора подписей инициативными
               группами местного референдума

    1. С момента получения постановления о регистрации инициативная
группа  местного  референдума  вправе организовывать и осуществлять
беспрепятственный сбор подписей на подписных листах с требованием о
проведении референдума.
    2. Сбор подписей о проведении местного референдума проводится в
течении 20 дней с момента регистрации первой инициативной группы.
    В   случае,   если  в  течение  этого  срока  не  было  собрано
необходимого  количества подписей граждан, дальнейший сбор подписей
прекращается.  С  требованием  о  проведении референдума по тому же
вопросу  разрешается  выступать  не  ранее,  чем  по  истечении  12
месяцев.

    Статья 16. Подписной лист местного референдума

    1.   Листы   для  сбора  подписей  граждан  под  требованием  о
проведении  местного референдума (подписные листы) должны содержать
формулировку вопросов, предлагаемых на референдум.
    2.    Гражданин,   поддерживающий   требование   о   проведении
референдума,   подписывает   подписной  лист,  указывая  при  этом:
фамилию,  имя,  отчество,  дату рождения, место жительства, номер и
серию  паспорта  или  другого  документа,  удостоверяющего личность
подписавшегося и дату подписания.
    3.  Подписные  листы должны быть заверены председателем и одним
из членов инициативной группы.
    На  каждом  подписном  листе  наряду  с  заверяющими  подписями
председателя  и  одного  из  членов инициативной группы референдума
производится запись об общем числе заверенных подписей.

    Статья 17. Оформление права требования местного референдума

    1.  По  окончании сбора подписей инициативная группа составляет
итоговый   протокол,   в   котором   указываются  дата  регистрации
инициативной  группы,  дата  окончания  сбора  подписей, количество
собранных  подписей  и  наименование местной администрации, которой
переданы на хранение подписные листы.
    2.  Подписные  листы  по  акту  передаются  на хранение местной
администрации, зарегистрировавшей инициативную группу, и хранятся в
течение 1 месяца после опубликования решения референдума.
    3.  При  обнаружении в подписных листах двух или более подписей
одного гражданина его подписи не учитываются.

    Статья 18. Принятие решения по требованию о проведении местного
               референдума

    1. Представительный орган местного самоуправления по требованию
о проведении референдума вправе принять одно из следующих решений:
    о  назначении  референдума,  дате его проведения и мерах по его
обеспечению;
    об  отклонении  требований  о  назначении  референдума в случае
нарушения настоящего Закона.
    2. Представительный орган местного самоуправления рассматривает
представленные  материалы  и  принимает по ним решение в течение 10
дней со дня поступления требования о проведении референдума.
    Принятое  решение  в  3  дневный  срок  доводится  до  сведения
населения.

    Статья 19. (Исключен      -     Закон     Тюменской     области
от 12.01.99 г. N 75)

            ГЛАВА 3. ПОДГОТОВКА К МЕСТНОМУ РЕФЕРЕНДУМУ

    Статья 20. Комиссии по проведению местного референдума

    Для  подготовки  и  проведения  местного референдума образуются
следующие комиссии:
     комиссия местного референдума;
     участковые комиссии местного референдума.
    Полномочия   комиссий   референдума   возникают  с  момента  их
образования  и  прекращаются  по  истечении одного месяца с момента
опубликования результатов референдума.

    Статья 21. Образование комиссий местного референдума

    1.  Комиссия  местного  референдума  образуется  постановлением
главы муниципального образования одновременно с принятием решения о
назначении референдума.
    2.  Формирование участковых комиссий референдума осуществляется
не позднее трех дней после образования участка референдума.      (В
редакции Закона Тюменской области от 12.01.99 г. N 75)
    3.   Не  менее  1/2  членов  комиссии  местного  референдума  и
участковых     комиссий     местного     референдума    назначается
представительным органом местного самоуправления.
    Председатели,  заместители  председателя  и  секретари комиссии
местного  референдума  и  участковых  комиссий местного референдума
назначаются  представительным  органом  местного  самоуправления по
предложению главы муниципального образования.
    При  проведении  местного  референдума  по  вопросу  досрочного
прекращения  полномочий  главы  муниципального  образования, других
выборных   должностных   лиц   местного  самоуправления,  депутатов
представительного  органа местного самоуправления в состав комиссий
не  могут  включаться  их  супруги  и  близкие  родственники, лица,
находящиеся у них в непосредственном подчинении.
    4.  Комиссии  местного  референдума  обеспечивают своевременное
информирование населения через средства массовой информации и иными
способами  о  составе  комиссий  референдума,  месте  и  времени их
работы,  телефонах,  расположении  участков  голосования  и  других
обстоятельствах,  имеющих  значение  для  надлежащей  подготовки  и
проведения референдума.

    Статья 22. Полномочия комиссии местного референдума

    Комиссия местного референдума:
    - обеспечивает  на  территории проведения местного референдума
соблюдение настоящего Закона;
    -   организует   деятельность   участковых   комиссий  местного
референдума;
    -   распределяет  денежные  средства  по  участковым  комиссиям
местного референдума;
    -   контролирует   обеспечение   участковых  комиссий  местного
референдума помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие
вопросы материально-технического обеспечения референдума;
    -  устанавливает формы бюллетеней местного референдума, списков
участников  референдума, протоколов заседаний комиссий референдума,
других  документов  референдума,  образцы  ящиков для голосования и
печатей   комиссий   референдума,   порядок  хранения  документации
референдума;
    -   заслушивает  сообщения  главы  муниципального  образования,
органов местного самоуправления по вопросам подготовки и проведения
референдума;
    - подводит итоги проведения референдума;
    -  устанавливает  результаты  референдума,  публикует в печати,
передает  по радио и другими способами сообщения о своей работе и о
результатах референдума;
    -   контролирует  своевременность  и  правильность  составления
списков  участников  референдума  и  представления их для всеобщего
ознакомления;
    - обеспечивает  своевременное  издание материалов референдума;
    -  содействует организации встреч, лекций и других мероприятий,
направленных  на  разъяснение  сути  вопросов  или  иного  решения,
вынесенного на референдум;
    -   обеспечивает   изготовление   бюллетеней  и  снабжение  ими
участковых комиссий референдума;
    -  рассматривает  заявления  и  жалобы  на  решения  и действия
участковых комиссий референдума и принимает по ним решения;
    -     осуществляет     иные     полномочия,     предусмотренные
законодательством;

    Статья 23. Полномочия участковой комиссии местного референдума

    Участковая комиссия местного референдума:
    - составляет списки участников референдума по участку;
    -   проводит   ознакомление   граждан  со  списками  участников
референдума,  принимает  и  рассматривает заявления о неточностях в
списках и решает вопрос о внесении в них соответствующих изменений;
    - оповещает население о дне проведения референдума;
    -  обеспечивает  подготовку  помещений  для  голосования  и  их
надлежащего оборудования;
    -   организует   на   участке  голосование  в  день  проведения
референдума;
    -   производит   подсчет   голосов   и   определяет  результаты
голосования;
    -  рассматривает  заявления  и  жалобы по вопросам подготовки и
проведения референдума и принимает по ним необходимые решения;
    -  осуществляет  другие  полномочия,  предусмотренные настоящим
Законом.

    Статья 24. Участки местного референдума

    1.  Территория  муниципального  образования делится на участки.
Участки референдума образуются главой муниципального образования по
согласованию с комиссией референдума.
    Территории  участков референдума могут совпадать с территориями
избирательных участков.
    В  больницах,  санаториях  и  домах  отдыха  могут  создаваться
участки референдума.
    2. Каждый участок для референдума должен иметь помещение, где в
момент  опечатывания  ящиков  для  голосования, вскрытия ящиков для
голосования  и  подсчета  голосов должны свободно размещаться члены
участковой    комиссии,    представители   общественно-политических
организаций,  движений,  партий,  инициативных  групп по проведению
местного   референдума,   а   также  средств  массовой  информации.
Помещение должно быть оборудовано сейфом для хранения документации,
мебелью,   стендами  со  списками  граждан,  голосующих  на  данном
участке,  и  другой  информацией по референдуму, кабинами и ящиками
для тайного голосования. Каждый участок не может иметь более одного
переносного ящика для голосования.
    Вход   и   выход  из  помещения  для  голосования  должны  быть
отдельными  и  расположены  таким  образом, чтобы каждый голосующий
проходил только через кабину для тайного голосования.
    Кабины  для  тайного голосования оснащаются столиками, щитами с
текстом   проекта  решения,  вынесенного  на  референдум,  а  также
авторучками. Применение карандашей не допускается.

    Статья 25. Организация работы комиссий местного референдума

    1.  Комиссии  местного  референдума должны провести свои первые
заседания   не   позднее,  чем  в  течение  5  дней  с  момента  их
образования.  Заседания комиссий референдума являются правомочными,
если в них принимают участие не менее 1/2 состава комиссий. Решения
комиссий  принимаются открытым голосованием большинством голосов от
общего числа членов комиссии. Заверенные копии указанных документов
выдаются по первому требованию заинтересованных лиц.
    2.   Решения  комиссии,  принятые  в  пределах  ее  полномочий,
обязательны   для  исполнения  органами  государственной  власти  и
местного     самоуправления,    предприятиями,    учреждениями    и
организациями,  должностными  лицами, общественными объединениями и
гражданами.
    3. Решения и действия участковой комиссии могут быть обжалованы
в комиссию местного референдума или в суд.
    4. Член комиссии референдума, включая председателя, заместителя
председателя, секретаря, по ее решению может освобождаться в период
подготовки  и проведения референдума от выполнения производственных
или  служебных  обязанностей с сохранением средней заработной платы
за счет средств, выделяемых на проведение референдума.
    5.   Государственные  органы  и  организации,  органы  местного
самоуправления,  должностные  лица  обязаны содействовать комиссиям
референдума  в  осуществлении  ими  своих  полномочий, представлять
необходимые   для   их   работы   сведения  и  материалы.  Комиссии
референдума  вправе обращаться по вопросам, связанным с подготовкой
и  проведением референдума, в государственные и общественные органы
и  организации,  в  органы  местного  самоуправления, к должностным
лицам,  которые  обязаны  рассмотреть  поставленный  вопрос  и дать
комиссии ответ не позднее, чем в 3 дневный срок.
    6.  Председатель,  заместитель председателя, секретарь или член
комиссии  референдума может быть освобожден от своих обязанностей в
комиссии  назначившим  его  органом  по  личному  заявлению либо по
представлению органа или организации, его направивших.

    Статья 26. Списки граждан, имеющих право участвовать в местном
               референдуме

    1.   Списки   граждан,  имеющих  право  участвовать  в  местном
референдуме, составляются по каждому участку референдума участковой
комиссией   референдума   и   подписываются   ее   председателем  и
секретарем.
    Списки  составляются  на  основе  данных, представляемых главой
муниципального образования.
    2.  В списки включаются все граждане, имеющие право участвовать
в   референдуме,  на  момент  составления  списков  проживающие  на
территории  данного участка. Гражданин, имеющий право участвовать в
референдуме, может быть включен не более, чем в один список.
    3.  Списки  вывешиваются для всеобщего ознакомления в помещении
участковой  комиссии  референдума не позднее, чем за десять дней до
референдума,   а   также  доводятся  до  сведения  граждан  другими
способами.
    4. Каждый гражданин вправе обжаловать невключение, неправильное
включение  в  список или исключение из списка, а также допущенные в
списках   неточности.   Заявления   о   неправильностях   в  списке
рассматриваются  участковой  комиссией референдума, которая обязана
не  позднее  чем  в  24  часа,  а  накануне  и в день референдума -
немедленно  рассмотреть  заявление,  внести необходимые исправления
либо  выдать  заявителю копию мотивированного решения об отклонении
его   заявления.   Это  решение  может  быть  обжаловано  в  суд  в
установленном  законом  порядке.  Жалоба  должна быть рассмотрена в
суде  в  трехдневный срок. Решение суда окончательно. Исправление в
списке  в  соответствии  с  решением  суда  производится участковой
комиссией референдума немедленно.

    Статья 27. Бюллетень для голосования

    1.   В   бюллетене   для   голосования   воспроизводится  текст
поставленного  на референдум вопроса или проекта решения и варианты
волеизъявления голосующего: "за" или "против".
    2.  Форма  и  текст  бюллетеней  для  голосования  утверждаются
комиссией  местного  референдума  не позднее, чем за 15 дней до дня
референдума.
    3.  Комиссия  местного референдума обеспечивает бюллетенями для
голосования  участковые  комиссии  не  позднее  чем за 3 дня до дня
референдума.

        ГЛАВА 4. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ НА МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ

    Статья 28. Время проведения местного референдума

    На  всех участках для голосования голосование проводится с 8 до
22  часов  по  местному  времени.  О  времени  и  месте голосования
участковая  комиссия оповещает граждан не позднее чем за 10 дней до
дня референдума.
    Голосование может быть закончено ранее 22 часов на участках, на
которых проголосовали все внесенные в списки граждане.

    Статья 29. Досрочное голосование

    В  случае,  если  менее  чем  за  5  дней  до  дня  референдума
гражданин,   включенный   в  списки  имеющих  право  участвовать  в
референдуме, узнает, что не будет иметь возможности принять участие
в  референдуме  в  связи  с  убытием  за пределы участка, он вправе
получить   в   участковой   комиссии   референдума   бюллетень  для
голосования.  При  получении  бюллетеня  гражданин вкладывает его в 
конверт,  который,  для  обеспечения тайны голосования, скрепляется
печатью комиссии. Данный конверт хранится в невскрытом состоянии до
дня референдума.

    Статья 30. Голосование в день референдума

    1.   В  день  проведения  референдума  председатель  участковой
комиссии  за  полчаса  до  начала  голосования в присутствии членов
комиссии,  представителей  партий  и  иных общественно-политических
организаций   и  движений,  инициативных  групп,  а  также  средств
массовой информации проверяет, освобождены ли ящики для голосования
от каких-либо вложений, а затем опечатывает их.
    2.  Бюллетени  для  голосования  выдаются  гражданам по спискам
участников   референдума   по  предъявлении  паспорта  или  другого
документа,   удостоверяющего  личность  гражданина.  При  получении
бюллетеня гражданин расписывается против своей фамилии в списке.
    3.  В  тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в
референдуме,  не  могут по уважительным причинам прибыть на участок
для  голосования,  участковая  комиссия  при наличии их письменного
заявления поручает двум членам комиссии организовать голосование по
месту   нахождения   этих   граждан   в   присутствии  общественных
наблюдателей.
    4.  Граждане  самостоятельно  заполняют  бюллетени в кабине для
тайного  голосования.  Гражданин, который не может это сделать сам,
вправе  по  своему  выбору  пригласить  в  кабину  другое  лицо, не
являющееся    членом    участковой    комиссии   или   общественным
наблюдателем.   Бюллетени  для  голосования,  заполненные  досрочно
проголосовавшими  гражданами  и хранящиеся на участке, опускаются в
ящик  для  голосования  в день проведения референдума председателем
участковой  комиссии  в присутствии других ее членов и общественных
наблюдателей перед началом общего голосования.
    5.   Участник   референдума,   изъявляя  свою  волю  по  поводу
вынесенного на голосование вопрос, вычеркивает один из записанных в
бюллетене ответов - "да" или "нет".

    Статья 31. Подсчет голосов

    1.   После  заявления  председателя  об  окончании  голосования
участковая   комиссия   вскрывает   ящики  для  голосования.  Перед
вскрытием ящиков для голосования участковая комиссия подсчитывает и
погашает   все   неиспользованные  бюллетени,  о  чем  составляется
протокол.
    2.   На   основании   списков  для  голосования,  в  том  числе
дополнительных,  с  учетом  поданных  заявлений граждан о досрочном
голосовании и на дому, комиссия подсчитывает общее число получивших
бюллетени.  Подсчет  бюллетеней, находящихся в переносном ящике для
голосования,  производится отдельно. При этом количество бюллетеней
сверяется  с количеством поданных письменных заявлений с просьбой о
голосовании  на дому. По числу находящихся в ящиках для голосования
бюллетеней комиссия устанавливает:
    - число граждан, принявших участие в голосовании;
    -  число  голосов,  поданных за вынесенный на референдум проект
решения или вопроса;
    - число голосов, поданных против;
    - число бюллетеней, признанных недействительными.
    3.   Недействительными   признаются  бюллетени,  в  которых  не
вычеркнут ни один из вариантов ответа, либо вычеркнуты оба, а также
бюллетени    неутвержденного   образца.   В   случае   сомнений   в
действительности  бюллетеня  решение принимает участковая комиссия,
фиксируя количество таких случаев в протоколе.
    4.  Результаты голосования подсчитываются на каждом участке для
голосования.  Если на голосование выносилось одновременно несколько
вопросов,   подсчет   голосов  по  каждому  из  них  осуществляется
отдельно.

    Статья 32. Протокол по итогам голосования

    1. Итоги подсчета голосов проверяются, обсуждаются на заседании
участковой  комиссии  и  заносятся  в протокол, составляемый в двух
экземплярах.
    Протоколы   заполняются   чернилами   или  шариковыми  ручками,
подписываются   всеми  членами  участковой  комиссии  и  заверяются
печатью.
    Первый   экземпляр   протокола   доставляется   в  комиссию  по
проведению  местного  референдума,  второй  остается  на хранении в
участковой комиссии.
    2.   Комиссия  местного  референдума  на  основании  протоколов
участковых  комиссий  суммирует  полученные  данные, проверяет их и
после  обсуждения составляет и подписывает итоговый протокол в двух
экземплярах, заверенный печатью.
    3. Участковые комиссии референдума после подсчета голосов сдают
копии  протоколов  и  бюллетени  в  опечатанном виде, в том числе и
погашенные,  в  местную  администрацию,  где они хранятся в течение
одного  месяца,  а затем уничтожаются, если за это время результаты
референдума не были опротестованы.

      ГЛАВА 5. УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

    Статья 33. Подведение итогов местного референдума

    1.  Комиссия  местного референдума на основании протоколов всех
участковых комиссий референдума определяет:
    - число граждан, имеющих право участвовать в референдуме;
    - число граждан, получивших бюллетени;
    - число граждан, принявших участие в голосовании;
    -  число  голосов,  поданных за вынесенный на референдум проект
решения или вопроса;
    - число голосов, поданных против;
    - число бюллетеней, признанных недействительными.
    2.  Референдум  признается  несостоявшимся,  если в голосовании
приняло  участие  менее  50.%  граждан,  имеющих право на участие в
референдуме. В этом случае референдум по тому же вопросу может быть
проведен не ранее, чем через один год.
    3.  Решения  по  вынесенным  на  референдум  вопросам считаются
принятыми,  если  за них проголосовало более 50% граждан, принявших
участие в референдуме.
    4.   Если  на  референдум  выносились  альтернативные  варианты
решения  и ни один из них не получил необходимого количества, то их
повторное  вынесение  на  референдум может состояться не ранее, чем
через год.
    5.  Результаты  могут  быть  признаны  недействительными  из-за
допущенных  в  ходе  референдума или при подсчете голосов нарушений
настоящего  Закона, повлиявших на результаты голосования. В случаях
обнаружения  таких  нарушений  результаты  референдума  могут  быть
обжалованы в суд в установленном законом порядке.

    Статья 34. Опубликование и вступление в силу решения, принятого
               на местном референдуме

    1.  Итоги референдума доводятся до населения комиссией местного
референдума не позднее 7 дней со дня окончания голосования.
    2.  В  случае  признания результатов голосования по какому-либо
участку  недействительными,  комиссия  местного  референдума вправе
поручить соответствующей участковой комиссии референдума провести в
течение  двух  недель  на  данном  участке  повторное  голосование.
Решения комиссии местного референдума могут быть обжалованы в суд в
течение 10 дней со дня их принятия.
    3.  Принятое  на  референдуме решение публикуется не позднее 10
дней  с  даты  последнего  голосования  по  вопросу, вынесенному на
референдум,  и  вступает  в силу в день опубликования, если в самом
решении референдума не предусмотрен иной срок.

    Статья 35. Изменение и отмена решения, принятого местным
               референдумом

    Изменение   либо   отмена   решения,   принятого  референдумом,
производится референдумом.

      ГЛАВА 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

    Статья 36. Ответственность за нарушение настоящего Закона

    Лица,  препятствующие  путем насилия, обмана, угроз или подкупа
свободному  осуществлению  гражданином или группой граждан их права
участвовать   в   референдуме,   вести   агитацию,  а  также  члены
инициативных   групп   и  комиссий  референдума,  должностные  лица
государственных  или  общественных  органов,  организаций,  органов
местного самоуправления, совершившие подлог документов референдума, 
фиктивные  записи в подписных листах, заведомо неправильный подсчет
голосов, нарушившие тайну голосования, привлекаются к уголовной или
административной   ответственности  в  соответствии  с  действующим
законодательством.

                 ГЛАВА 7. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 37. О возложении полномочий участковых комиссий местного
               референдума

    Полномочия  участковых комиссий местного референдума могут быть
возложены на:
    участковые комиссии по выборам депутатов в Федеральное Собрание
Российской  Федерации с согласия Центральной избирательной комиссии
по выборам депутатов в Федеральное Собрание;
    участковые  комиссии  по  выборам  депутатов в представительный
орган  государственной  власти  области  с  согласия  избирательной
комиссии    по   выборам   депутатов   в   представительный   орган
государственной власти области;
    участковые  комиссии  по  выборам  органов  и  должностных  лиц
местного  самоуправления  с  согласия  муниципальной  избирательной
комиссии.

    Статья 38. Вступление в силу настоящего закона

    Настоящий  закон  вступает  в  силу  со  дня  его  официального
опубликования.


    Председатель                              Глава
    областной Думы                            администрации области
    Н.П. Барышников                           Л.Ю. Рокецкий


    г Тюмень
    26 декабря 1995 года
    N 18

Информация по документу
Читайте также