Расширенный поиск

Постановление Правительства Челябинской области от 16.12.2015 № 624-П

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 16.12.2015 г. N 624-П

   г. Челябинск

 

О государственной программе

Челябинской области

"Оказание содействия

добровольному переселению

в Челябинскую область

соотечественников, проживающих

за рубежом, на 2016 - 2020 годы"

 

       (В редакции Постановлений Правительства Челябинской области

              от 20.04.2016 № 197-П; от 14.09.2016 № 510-П;

              от 20.12.2016 № 687-П; от 18.07.2017 № 392-П)

 

В целях реализации указов Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" и от 14 сентября 2012 года N 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" Правительство Челябинской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Челябинской области "Оказание содействия добровольному переселению в Челябинскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2016 - 2020 годы".

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

 

 

Председатель

Правительства

Челябинской области            Б.А. ДУБРОВСКИЙ

 

 

 

Утверждена

постановлением

Правительства

Челябинской области

от 16.12.2015 г. N 624-П

 

       (В редакции Постановлений Правительства Челябинской области      

            от 14.09.2016 № 510-П; от 20.12.2016 № 687-П;

                       от 18.07.2017 № 392-П)

 

Государственная программа

Челябинской области "Оказание содействия

добровольному переселению Челябинскую область

соотечественников, проживающих за рубежом,

на 2016 - 2020 годы"

 

Паспорт

государственной программы Челябинской области

"Оказание содействия добровольному переселению

в Челябинскую область соотечественников,

проживающих за рубежом, на 2016 - 2020 годы"

 

Наименование государственной программы

-

государственная программа Челябинской области "Оказание содействия добровольному переселению в Челябинскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2016 - 2020 годы" (далее именуется - региональная государственная программа)

Основание для разработки региональной государственной программы

-

указы Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", от 14 сентября 2012 года N 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом";

распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 2570-р

Ответственный исполнитель региональной государственной программы

-

Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области (далее именуется - Главное управление по труду и занятости населения)

Соисполнители региональной государственной программы

-

Министерство социальных отношений Челябинской области;

Министерство здравоохранения Челябинской области;

Министерство образования и науки Челябинской области;

Управление Федеральной миграционной службы по Челябинской области (по согласованию)

Уполномоченный орган исполнительной власти Челябинской области, ответственный за реализацию региональной государственной программы

-

Главное управление по труду и занятости населения

Основные цели региональной государственной программы

-

обеспечение реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (далее именуется - Государственная программа Российской Федерации);

обеспечение социально-экономического развития Челябинской области посредством привлечения квалифицированных кадров

Основные задачи региональной государственной программы

-

сокращение дефицита трудовых ресурсов;

увеличение числа высококвалифицированных специалистов;

заселение и развитие территорий, в том числе приграничных;

увеличение миграционного притока населения;

развитие малого и среднего бизнеса;

обеспечение компактного переселения соотечественников;

увеличение численности молодежи, в том числе получающей образование в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;

закрепление переселившихся участников Государственной программы в Челябинской области и обеспечение их социально-культурной адаптации и интеграции в российское общество

Целевые индикаторы и показатели региональной государственной программы

-

доля расходов областного бюджета на реализацию предусмотренных региональной государственной программой мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки участникам Государственной программы Российской Федерации, в том числе с предоставлением им временного жилья и оказанием помощи в жилищном обустройстве, в общем размере расходов областного бюджета на реализацию указанных мероприятий;

процент прибывших в Российскую Федерацию и зарегистрированных в территориальных органах Федеральной миграционной службы участников региональной государственной программы, имеющих среднее профессиональное и высшее образование, от общего числа прибывших участников региональной государственной программы;

количество участников региональной государственной программы, прибывших в Российскую Федерацию и зарегистрированных в территориальных органах Федеральной миграционной службы;

увеличение численности трудоспособного населения в Челябинской области;

количество молодежи из числа участников региональной государственной программы, прибывших в Российскую Федерацию и зарегистрированных в территориальных органах Федеральной миграционной службы;

численность участников региональной государственной программы, прибывавших в Российскую Федерацию и зарегистрированных в территориальных органах Федеральной миграционной службы, создавших предприятия малого и среднего бизнеса

Этапы и сроки реализации региональной государственной программы

-

2016 - 2020 годы.

I этап - 2016 год:

переселение 1000 участников Государственной программы Российской Федерации;

II этап - 2017 год:

переселение 900 участников Государственной программы Российской Федерации;

III этап - 2018 год:

переселение 850 участников Государственной программы Российской Федерации;

IV этап - 2019 год:

переселение 850 участников Государственной программы Российской Федерации;

V этап - 2020 год:

переселение 850 участников Государственной программы Российской Федерации

Объемы бюджетных ассигнований региональной государственной программы

-

общий объем бюджетных ассигнований региональной государственной программы на 2016 - 2020 годы - 76616,44 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 20619,5 тыс. рублей, из них по годам:

2016 год - 16705,4 тыс. рублей;

2017 год - 3914,1 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 55996,94 тыс. рублей, из них по годам:

2016 год - 2005,05 тыс. рублей;

2017 год - 14066,96 тыс. рублей;

2018 год - 13308,31 тыс. рублей;

2019 год - 13308,31 тыс. рублей;

2020 год - 13308,31 тыс. рублей"

(В редакции Постановления Правительства Челябинской области от 18.07.2017 № 392-П)

Ожидаемые результаты реализации региональной государственной программы

-

переселение на территорию Челябинской области всего 4450 участников Государственной программы Российской Федерации, в том числе:

2016 год - 1000 участников Государственной программы Российской Федерации;

2017 год - 900 участников Государственной программы Российской Федерации;

2018 год - 850 участников Государственной программы Российской Федерации;

2019 год - 850 участников Государственной программы Российской Федерации;

2020 год - 850 участников Государственной программы Российской Федерации

 

Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ

НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

 

1. Необходимость разработки и реализации региональной государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, обусловлена потребностью предприятий реального сектора экономики и бюджетной сферы Челябинской области в трудовых ресурсах.

Экономика Челябинской области на протяжении последних лет развивалась достаточно стабильно.

Ежегодно увеличивались реальные денежные доходы жителей Челябинской области, сокращалась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.

В то же время, несмотря на наблюдающиеся в последнее время тенденции роста рождаемости и снижения смертности, увеличения численности населения, в Челябинской области имеется потребность в трудовых ресурсах, особенно в высококвалифицированных специалистах.

С 2009 года по 2014 год численность населения в трудоспособном возрасте снизилась на 135,0 тыс. человек.

В 2013 - 2014 годах наблюдался миграционный прирост населения Челябинской области, а также естественный прирост населения.

Основные цели региональной государственной программы - обеспечение реализации Государственной программы Российской Федерации и обеспечение социально-экономического развития Челябинской области посредством привлечения квалифицированных кадров.

Для достижения указанных целей предполагается решение следующих задач:

сокращение дефицита трудовых ресурсов;

увеличение числа высококвалифицированных специалистов;

заселение и развитие территорий, в том числе приграничных;

увеличение миграционного притока населения;

развитие малого и среднего бизнеса;

обеспечение компактного переселения соотечественников;

увеличение численности молодежи, в том числе получающей образование в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;

закрепление переселившихся участников Государственной программы Российской Федерации в Челябинской области и обеспечение их социально-культурной адаптации и интеграции в российское общество.

2. Челябинская область находится на границе Европы и Азии, в южной части Уральских гор и прилегающей равнины, граничит с Республикой Казахстан. Челябинская область обладает значительным производственным, трудовым и научным потенциалом, разнообразной ресурсной базой, уникальными природно-климатическими условиями, развитой инфраструктурой и выгодным транспортно-географическим положением. По территории Челябинской области проходят федеральные автотрассы и Южно-Уральская железная дорога, являющаяся веткой Транссибирской магистрали.

Челябинская область занимает территорию площадью 88,5 тыс. кв. километров, или 0,5 процента территории России. В состав Челябинской области входят 313 муниципальных образований, в том числе 16 городских округов, 27 муниципальных районов, 27 городских поселений, 243 сельских поселения.

Наиболее крупными городами Челябинской области являются: Челябинск - областной центр с населением 1143,5 тыс. человек, расположенный на расстоянии 1919 километров от Москвы; Магнитогорск - 409,6 тыс. человек; Златоуст - 175,8 тыс. человек; Миасс - 166,2 тыс. человек; Копейск - 140,6 тыс. человек.

Климат Челябинской области континентальный и недостаточно увлажненный. Климатические ресурсы территории Челябинской области в целом обеспечивают условия для проживания людей и развития многих видов хозяйственной деятельности.

Территория Челябинской области обладает значительными запасами природных ресурсов. В Челябинской области разведано около трехсот месторождений минерального сырья, наибольшее значение среди которых имеют месторождения железных и медно-цинковых руд, золота, огнеупорного сырья, талька, графита и кварца. Добычей и переработкой продукции различной степени передела занимается свыше 150 предприятий.

Земельный фонд Челябинской области составляет 8,85 млн. гектаров, из них сельскохозяйственные угодья - 5,12 млн. гектаров, в том числе пашни занимают 2,9 млн. гектаров. Основными землепользователями в Челябинской области являются сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства населения. На их долю приходится 58,7 процента от общей площади территории Челябинской области.

Челябинская область располагает многочисленными реками и озерами. Территория Челябинской области располагается на водоразделе рек Камы, Урала и Тобола. Наиболее крупные реки: Урал, Миасс, Юрюзань. В Челябинской области насчитывается более 3 тысяч озер общей площадью 2125 кв. километров. Самые крупные озера Челябинской области: Увильды, Иртяш, Тургояк, Большой Кисегач.

Лесной фонд на территории Челябинской области составляет 2,9 млн. гектаров.

Челябинская область обладает уникальными природно-климатическими условиями для развития индустрии туризма и отдыха.

В Челябинской области свыше двухсот особо охраняемых территорий, в том числе всемирно известный Ильменский государственный заповедник; природно-ландшафтный и историко-археологический музей-заповедник "Аркаим", признанный важнейшим археологическим открытием века; всемирно известная пещера Игнатьевская с рисунками первобытного человека; национальные парки "Таганай" и "Зюраткуль". В Челябинской области действует развитая система санаторно-курортного обслуживания. Наиболее известные здравницы: "Кисегач", "Увильды", "Урал" и другие.

Выгодное географическое положение создает уникальные возможности для развития горнолыжного туризма. Всего в Челябинской области насчитывается около 20 горнолыжных комплексов. Наиболее крупные: "Абзаково", "Аджигардак", "Завьялиха", "Металлург-Магнитогорск" - отвечают самым высоким европейским стандартам и пользуются большой популярностью как среди российских любителей активного отдыха, так и среди иностранных туристов.

Челябинская область является одним из наиболее крупных в экономическом отношении субъектов Российской Федерации. Среди регионов Российской Федерации по итогам 2014 года Челябинская область занимает 2 место по производству скота и птицы на убой в живом весе, 4 место по производству яиц, 7 место по объему отгруженной продукции в обрабатывающих производствах, 11 место по вводу жилья, 12 место по обороту розничной торговли, 13 место по объему платных услуг населению.

В Челябинской области выпускается каждая четвертая тонна проката стали, каждая восьмая тонна стальных труб, каждый четвертый килограмм (1 место) макаронных изделий всероссийского выпуска.

По итогам 2014 года в экономике и социальной сфере Челябинской области сохранились позитивные тенденции развития.

Инвестиции в основной капитал увеличились на 1,8 процента. Увеличены объемы промышленного производства на 3,9 процента, строительства жилья - на 13,6 процента. Номинальная заработная плата в Челябинской области выросла на 7,1 процента и составила 28,0 тыс. рублей. Снижение уровня безработицы - 1,5 процента.

Положительные тенденции социально-экономического развития Челябинской области в 2014 году (в процентах по отношению к 2013 году):

индекс промышленного производства увеличился на 3,9 процента;

ввод жилых домов увеличился на 13,6 процента;

увеличение объема продукции сельского хозяйства на 4 процента;

прибыль прибыльных организаций по крупным и средним предприятиям увеличилась на 19,1 процента;

экспорт увеличился на 7,3 процента;

увеличение объема платных услуг населению на 0,5 процента.

Средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в Челябинской области за первый квартал 2015 года составила 29108 рублей.

За 2014 год в Челябинской области создано более 12,1 тыс. новых рабочих мест.

Рейтинговое агентство Standart & Poor's подтвердило кредитный рейтинг Челябинской области по международной шкале на уровне ВВ+/Стабильный/ и рейтинг по национальной шкале - "ruAA+".

Рейтинговое агентство Fitch Ratings присвоило рейтинги Челябинской области:

в иностранной и национальной валюте на уровне "ВВВ-";

долгосрочный рейтинг по национальной шкале - "AA+(rus)";

краткосрочный рейтинг в иностранной валюте - "F3";

прогноз по долгосрочным рейтингам в национальной валюте - "Стабильный".

В Челябинской области разработана система взаимосвязанных нормативных правовых актов, направленная на государственную поддержку и предоставление гарантий инвесторам.

В Челябинской области большое внимание уделяется развитию малого и среднего предпринимательства, способного наиболее быстро и эффективно решать проблемы диверсификации, формирования и насыщения рынка потребительскими товарами и услугами, создания новых рабочих мест.

Позитивная динамика основных социально-экономических параметров и показателей рейтингов свидетельствует о целенаправленности и плановости экономической и финансовой стратегии Челябинской области: увеличиваются доходы консолидированного бюджета, Южный Урал становится все более привлекательным и надежным для инвесторов, обеспечивается выполнение социальных обязательств перед населением.

Необходимые условия для повышения качества жизни населения Челябинской области в современных условиях могут быть обеспечены только путем модернизации всех отраслей региональной экономики и эффективной реализации приоритетных инвестиционных проектов. В условиях возрастающего значения человеческого фактора и растущей конкуренции регионов за инвестиционные ресурсы система образования выступает как один из ведущих факторов развития Челябинской области.

В рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России 2014 года, подготовленном аналитиками рейтингового агентства "Эксперт РА", Челябинской области присвоен рейтинг "2B": "Средний потенциал - умеренный риск".

В 2014 году Челябинская область включена в 21 пилотный регион по участию в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата субъектов Российской Федерации. Всего по указанному рейтингу 5 групп (A, D, C, D, E) в порядке уменьшения.

По результатам сводной интегральной оценки Челябинская область вошла в группу "C".

По направлению "Поддержка малого предпринимательства" Челябинская область вошла в группу "B" (вместе со Ставропольским краем, Костромской и Томской областями). Высокими оценками Челябинская область отмечена по 6 показателям (доля площади помещений, выкупленных субъектами малого и среднего предпринимательства на льготных условиях, в общей площади помещений, предназначенных им для передачи; оценка необходимой для ведения бизнеса недвижимости; оценка доступности кредитных ресурсов и другие).

По итогам пилотной апробации Национального рейтинга автономной некоммерческой организации "Агентство социальной информации" сформирован сборник лучших региональных практик по улучшению инвестиционного климата.

Челябинская область вошла в указанный сборник как одна из лучших по практическим направлениям:

выдача разрешений на строительство;

регистрация прав собственности;

предоставление государственных гарантий субъектам инвестиционной деятельности;

финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (Фонд содействия кредитованию малого предпринимательства Челябинской области, система микрофинансирования).

В 2015 году по итогам Национального рейтинга автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив" "Состояние инвестиционного климата субъектов Российской Федерации" Челябинская область вошла в группу "B". По направлениям "Регуляторная среда" и "Инфраструктура и ресурсы" Челябинская область вошла в группу "B", "Институты для бизнеса" - в группу "C" и "Поддержка малого предпринимательства" - в группу "D".

В рамках реализации Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе (автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив") реализованы мероприятия Плана создания объектов инфраструктуры в 2014 году в Челябинской области, включающего 195 объектов инфраструктуры, в том числе объекты (всего/введено в 2014 году):

энергоснабжения - 12/2

теплоснабжения - 31/6

газоснабжения - 44/9

водоснабжения и водоотведения - 19/2

дорожного хозяйства - 24/3

коммунального хозяйства - 13/3

социальной инфраструктуры - 45/20

телекоммуникационной инфраструктуры - 7/-.

Предприятия Челябинской области реализуют крупномасштабные инвестиционные проекты, в рамках которых осуществляется ввод в эксплуатацию производственных объектов, направленных на техническое перевооружение и модернизацию производства.

По итогам 2014 года завершилось порядка 80 инвестиционных проектов, направленных на модернизацию производства, ввод новых мощностей, приобретение нового оборудования, в том числе крупнейшие:

строительство двух новых энергоблоков, по 400 мВт каждый, энергетического комплекса Южноуральской ГРЭС-2 в городе Южноуральске;

восстановление электрической мощности турбогенератора N 1 ТЭЦ в городе Миассе;

реконструкция листопрокатного цеха N 1 в городе Аше (публичное акционерное общество "Ашинский металлургический завод");

установка печи по производству ферросилиция в городе Челябинске (открытое акционерное общество "Челябинский электрометаллургический комбинат");

производство экструзионного профиля из алюминия в городе Златоусте (акционерное общество "Златоустовский машиностроительный завод");

строительство мясоперерабатывающего комбината в городе Челябинске (общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма Ариант");

строительство цеха глубокой переработки мяса и новых инженерных коммуникаций в поселке Ишалино Аргаяшского района;

строительство нового комбикормового завода в Агаповском районе;

открытие цеха по производству короткорезаных макаронных изделий с установкой новой котельной в городе Магнитогорске;

строительство цеха сборки и окраски кабин в городе Миассе (общество с ограниченной ответственностью "Ивеко-АМТ");

строительство первой очереди завода защитных покрытий в городе Магнитогорске (общество с ограниченной ответственностью "ИК Стройгрупп");

строительство цеха водно-дисперсионных лакокрасочных материалов в городе Магнитогорске (закрытое акционерное общество "АВС Фарбен");

открытие линии по производству электрических преобразователей завода по производству специальных электрических машин в городе Снежинске;

строительство логистического центра в городе Копейске в поселке Октябрьский (общество с ограниченной ответственностью "Логоцентр") и другие.

Крупные инвестиционные проекты, завершение которых запланировано на 2015 год:

реконструкция ЧГРЭС со строительством 2 энергоблоков ПГУ по 247,5 МВт в городе Челябинске (открытое акционерное общество "Фортум");

строительство нового энергоблока N 10 филиала открытого акционерного общества "ОГК-2" - Троицкая ГРЭС в городе Троицке;

модернизация доменной печи N 6 с реконструкцией литейного двора в городе Магнитогорске (открытое акционерное общество "Магнитогорский металлургический комбинат");

строительство мини-аглофабрики для производства марганцевого агломерата на промышленной площадке закрытого акционерного общества "Саткинский чугуноплавильный завод" в Саткинском районе;

строительство участка N 2 ЦМП-4 по обжигу огнеупорных материалов в электропечах мощностью 50 тыс. тонн в год на Саткинской производственной площадке (общество с ограниченной ответственностью "Группа Магнезит"), Саткинский район;

строительство керамзитового завода в Увельском районе (закрытое акционерное общество "Экологические минералы");

строительство тепличного комплекса для выращивания овощных культур (третий этап строительства). Блок N 5 в городе Челябинске (открытое акционерное общество "Тепличное хозяйство");

увеличение производственных мощностей по выращиванию и убою свиней со строительством объектов животноводства, кормопроизводства и мясохладобойни в Увельском и Еманжелинском районах (общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма Ариант");

строительство Красносельского свинокомплекса и свинокомплекса Михири в Увельском районе (общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма Ариант");

строительство свиноводческого комплекса (1 этап) в Троицком районе (общество с ограниченной ответственностью "Ромкор");

реконструкция животноводческого комплекса в селе Сосновенькое в Октябрьском районе (сельскохозяйственный производственный кооператив "Подовинное");

строительство мультимодального транспортно-логистического комплекса "Южноуральский" в Увельском районе (общество с ограниченной ответственностью "Ресурс");

строительство нового офисно-производственного комплекса закрытого акционерного общества "Промышленная группа "Метран" в городе Челябинске и другие.

Правительством Челябинской области составляются каталоги инвестиционных проектов с 2012 года, которые размещаются на инвестиционном портале Челябинской области www.oblinvest74.ru.

По итогам 2014 года, по данным Федеральной службы государственной статистики, объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций Челябинской области составил 229,1 млрд. рублей, или 101,8 процента в сопоставимых ценах к уровню 2013 года.

Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал были привлеченные средства - 64,5 процента. Наибольший объем инвестиций в основной капитал был направлен в производство и распределение электроэнергии, газа и воды (26,3 процента), обрабатывающие производства (25,8 процента), операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг (17,8 процента), транспорт и связь (12 процентов). Основным объектом вложения инвестиций являются машины и оборудование - 39,1 процента от общего объема инвестиций в основной капитал, здания и сооружения (кроме жилых) составляют 37,6 процента, жилища - 20,5 процента.

Инвестиции в основной капитал в 2020 году прогнозируются в размере 359,7 - 420,3 млрд. рублей.

В Перечень приоритетных инвестиционных проектов в Уральском федеральном округе, утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации 10 ноября 2011 года N 5724п-П16, входят 6 инвестиционных проектов Челябинской области, по состоянию на 01.04.2015 года:

1) промышленность:

открытое акционерное общество "Челябинский металлургический комбинат": строительство комплекса по производству рельсобалочной продукции;

общество с ограниченной ответственностью "Миньярский прокатно-химический завод": создание литейно-прокатного производства горячекатаной продукции;

открытое акционерное общество "Ашинский металлургический завод": строительство нового листопрокатного цеха;

открытое акционерное общество "Магнитогорский металлургический комбинат": строительство комплекса по производству холоднокатаного проката, проката с покрытием и автокомпонентов, включая стан холодной прокатки "2000";

2) агропромышленный комплекс:

строительство птицеводческого комплекса с производством 50 тыс. тонн мяса птицы в Нагайбакском районе;

3) туристско-рекреационная сфера:

развитие национального парка спорта и туризма "Тургояк".

На территории Челябинской области действуют программы оказания государственной поддержки по улучшению жилищных условий отдельным категориям граждан, постоянно проживающих на территории Челябинской области и признанных нуждающимися в жилых помещениях.

В 2014 году объем денежных доходов населения сложился в размере 972701,8 млн. рублей и увеличился на 7,6 процента по сравнению с 2013 годом, среднемесячный доход на душу населения в декабре 2014 года составил 33260,8 рубля и увеличился на 9,8 процента по сравнению с уровнем декабря 2013 года. Среднемесячная заработная плата сложилась в размере 27982,7 рубля, что на 7,1 процента выше, чем в 2013 году. Среднемесячная заработная плата в декабре 2014 года составила 34097,6 рубля, что на 6,5 процента выше уровня декабря 2013 года.

Образовательная система Челябинской области является одной из самых развитых в стране.

По состоянию на 01.01.2015 г. в Челябинской области дошкольное образование получают 217,3 тыс. детей, что составляет 79,7 процента от общей численности детей от 1 года до 7 лет, проживающих в Челябинской области.

На начало 2015 года функционировало 865 государственных и муниципальных общеобразовательных организаций.

В Челябинской области гражданам предоставляется право на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего образования и дополнительного профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных организациях.

В Челябинской области имеется 67 образовательных организаций среднего профессионального образования и 40 образовательных организаций высшего профессионального образования, из них самые крупные: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южно-Уральский государственный университет" (национальный исследовательский университет), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Челябинский государственный университет", Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Челябинский государственный педагогический университет", Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южно-Уральский государственный медицинский университет", Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уральский государственный университет физической культуры" и другие вузы.

Челябинская область имеет сравнительно развитую инфраструктурную обеспеченность территории: транспортную, жизнеобеспечивающую (газо-, водо-, тепло- и электроснабжение). Челябинская область расположена на пересечении транспортных путей, идущих и на восток - в Сибирь и Азию и на запад - в Европу и европейскую часть России. В Челябинской области находятся два аэропорта, имеющие статус международных, - в Челябинске и Магнитогорске.

В Челябинской области высоко развиты информационно-коммуникационные технологии. По ряду показателей, таких как уровень цифровизации сетей, объем внедренных новых технологий, услуг Интернета, Челябинская область находится в первой десятке субъектов Российской Федерации. Автоматической междугородной связью обеспечены все города и районные центры.

На территории Челябинской области в 2014 году действовали 38 государственных программ Челябинской области, в которых отражается цель социально-экономической политики органов государственной власти: рост благосостояния и качества жизни населения за счет устойчивого динамичного развития и повышения конкурентоспособности экономики Челябинской области.

Одним из приоритетов в этом направлении является развитие предпринимательства. В Челябинской области создана нормативная правовая база, регулирующая развитие предпринимательства, реализуются областные и муниципальные программы, во всех муниципальных образованиях создана инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса. На условиях софинансирования ежегодно привлекаются средства из федерального бюджета.

Челябинская область активно участвует в федеральных конкурсах и привлекает дополнительно из федерального бюджета средства на развитие субъектов предпринимательства и инновационной деятельности, вовлечение в бизнес молодежи. В 2015 - 2017 годах планируется привлечь из федерального бюджета не менее 379,8 млн. рублей на реализацию приоритетных мероприятий развития малого и среднего предпринимательства и инновационной деятельности.

В целях определения направлений и механизмов, обеспечивающих устойчивое развитие и повышение конкурентоспособности экономики Челябинской области на основе использования ее научно-технического потенциала, утверждена Стратегия развития инновационной деятельности в Челябинской области до 2020 года.

В Челябинской области работают:

2 аккредитованных инновационных технопарка - закрытое акционерное общество "Челябинский завод технологической оснастки", общество с ограниченной ответственностью "Технопарк Новатор";

4 бизнес-инкубатора, где развиваются стартующие инновационные компании: муниципальное бюджетное учреждение "Магнитогорский инновационный бизнес-инкубатор"; муниципальное бюджетное учреждение Озерского городского округа "Озерский инновационный центр - бизнес-инкубатор"; Государственное бюджетное учреждение Челябинской области "Инновационный бизнес-инкубатор"; автономное муниципальное учреждение муниципального образования "Город Снежинск" "Многофункциональный центр предоставления Государственных и муниципальных услуг".

Общее количество размещенных "стартапов" - 60.

Оказана финансовая поддержка 92 субъектам инновационной деятельности на сумму 65,7 млн. рублей (без учета субсидий в рамках муниципальных программ), из них 16,5 млн. рублей - средства областного бюджета, 49,2 млн. рублей - средства федерального бюджета. В результате реализации предпринимательских проектов, получивших финансовую поддержку, планируется создать более 400 новых и сохранить более 3,9 тыс. рабочих мест.

В 2014 году из местных бюджетов на реализацию муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства направлено 25,4 млн. рублей. В результате реализации муниципальных программ в Челябинской области оказана адресная поддержка 497 субъектам малого и среднего предпринимательства, которые планируют создать 1,4 тыс. новых и сохранить 7,6 тыс. рабочих мест.

В целях обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам с 2009 года действует Фонд содействия кредитованию малого предпринимательства Челябинской области (далее именуется - Фонд). На 01.01.2015 г. Фонд взаимодействовал с 23 банками-партнерами.

В 2014 году выдано 285 поручительств на сумму 809,7 млн. рублей, сумма кредитов составила 1,7 млрд. рублей, а с момента создания Фонда общий объем полученных кредитов под поручительство Фонда превысил 6,1 млрд. рублей.

В октябре 2014 года между федеральным Агентством кредитных гарантий (далее именуется - Агентство) и Фондом подписано Соглашение о сотрудничестве. В декабре 2014 года Фондом направлены в Агентство анкеты по 2 проектам общей стоимостью 1,95 млрд. рублей, реализация которых запланирована в 2015 году.

По итогам 2012 года Фонд занимал 7 место среди региональных гарантийных организаций по объему выданных поручительств, 5 место - по объему кредитов, выданных под поручительство Фонда, 11 место - по величине действующих поручительств. Эффективность деятельности Фонда подтверждают итоговые рэнкинги региональных гарантийных организаций, проводимые рейтинговыми агентствами "Эксперт РА" и "АК&М". По итогам 2013 года Фонд поднялся на 1 строчку, заняв 6 место в общем рэнкинге региональных гарантийных организаций (по всем показателям).

Исходя из сложившейся положительной динамики основных показателей, прогнозируется, что экономика Челябинской области будет развиваться динамично. Основной показатель, отражающий общеэкономическое развитие Челябинской области, - валовой региональный продукт в 2020 году увеличится на 76,3 процента по отношению к 2013 году при умеренном варианте, на 96,6 процента - при благоприятном прогнозе и достигнет 1560,0 - 1739,5 млрд. рублей.

В структуре валового регионального продукта Челябинской области преобладает промышленность - около 40 процентов, ее прирост прогнозируется от 3,3 до 3,75 процента.

Стратегической целью в сфере социальной защиты населения Челябинской области является повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной защите государства.

Основными направлениями достижения поставленной цели являются:

1) повышение реальных доходов отдельных групп населения за счет предоставления мер социальной поддержки: выплата пособий, компенсаций, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, предоставление льгот согласно законодательству Российской Федерации и Челябинской области;

2) улучшение качества жизни граждан пожилого возраста, инвалидов, неблагополучных семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет развития и совершенствования системы социального обслуживания и оптимизации расходов на обеспечение функционирования системы социальной защиты Челябинской области.

В целях социальной поддержки отдельных категорий граждан в Челябинской области приняты и реализуются законы Челябинской области: от 30.11.2004 г. N 327-ЗО "О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области"; от 28.10.2004 г. N 282-ЗО "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий в Челябинской области"; от 14.02.1996 г. N 16-ЗО "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Челябинской области", а также реализуются меры социальной поддержки, установленные федеральным законодательством.

В Челябинской области функционирует 4 центра реабилитации детей-инвалидов.

Действующая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в совокупности с другими социальными гарантиями формирует социальную поддержку семьи, материнства и детства и обеспечивает прямую материальную поддержку семьи в связи с рождением и воспитанием детей.

В соответствии с Законом Челябинской области от 28.10.2004 г. N 299-ЗО "О ежемесячном пособии на ребенка" малообеспеченным семьям с детьми назначается ежемесячное пособие на ребенка в размере 243 рубля, на детей одиноких матерей и детей-инвалидов - в повышенном размере 485 рублей.

В целях улучшения демографической ситуации в Челябинской области принят Закон Челябинской области от 27.10.2005 г. N 417-ЗО "Об областном единовременном пособии при рождении ребенка". Пособие выплачивается за счет средств областного бюджета при рождении первого ребенка - 2000 рублей, второго - 3000 рублей, третьего - 4000 рублей, четвертого - 5000 рублей, пятого и последующих детей - 6000 рублей.

Многодетным семьям, воспитывающим трех и более детей в возрасте до 18 лет, в соответствии с Законом Челябинской области от 31.03.2010 г. N 548-ЗО "О статусе и дополнительных мерах социальной поддержки многодетной семьи в Челябинской области" назначается ежемесячная денежная выплата по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Размер выплаты определяется в зависимости от величины регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг и площади занимаемого семьей жилого помещения.

Осуществляется предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам.

Здравоохранение Челябинской области представлено 204 государственными и муниципальными медицинскими организациями Челябинской области. Кроме того, в оказании медицинской помощи населению принимают участие 9 федеральных медицинских организаций, расположенных на территории Челябинской области.

В 13 государственных и муниципальных медицинских организациях Челябинской области оказывается высокотехнологичная медицинская помощь населению.

3. Численность населения Челябинской области на 1 января 2015 года составила 3497,3 тыс. человек, или 2,4 процента общероссийской численности населения. Челябинская область по-прежнему занимает второе место по численности постоянного населения в Уральском федеральном округе, девятое место в России и остается одним из самых крупных субъектов Российской Федерации. Челябинская область высоко урбанизирована - 82,5 процента населения проживает в городах. Преобладающая часть горожан (72,3 процента) проживает в областном центре (городе Челябинске) и городах-стотысячниках (Магнитогорске, Миассе, Копейске, Златоусте).

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Челябинской области русское население составляет 81,4 процента общей численности населения Челябинской области, татары - 5,2 процента, башкиры - 4,7 процента, украинцы - 1,4 процента, казахи - 1 процент, немцы - 0,5 процента и другие - 6 процентов.

Сокращение численности населения Челябинской области отмечалось с 1992 года. Начиная с 2011 года численность населения Челябинской области растет: 2011 год - 4,5 тыс. человек, 2012 год - 5,2 тыс. человек, 2013 год - 3,8 тыс. человек, 2014 год - 7,2 тыс. человек.

В Челябинской области в 2014 году по сравнению с 2013 годом отмечается увеличение числа зарегистрированных рождений на 1 процент и снижение смертности на 0,8 процента.

За 2014 год число родившихся превысило число умерших на 1686 человек (за 2013 год превышение составляло 769 человек).

Особенностью возрастного состава населения Челябинской области, как и большинства субъектов России, является неуклонный рост числа лиц пенсионного возраста. Население Челябинской области продолжает стареть.

Одной из характеристик возрастной структуры населения является демографическая нагрузка - соотношение численности лиц нетрудоспособного и трудоспособного возраста.

К началу 2014 года на 1000 лиц трудоспособного возраста приходилось 720 лиц нетрудоспособного возраста, в том числе 307 человек, не достигших трудоспособного возраста, и 413 лиц пенсионного возраста.

Средний возраст жителей Челябинской области по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года составил 39 лет, что соответствует среднему возрасту россиян. В структуре населения Челябинской области доля лиц моложе трудоспособного возраста (основной потребитель услуг системы образования) составляет 16,9 процента (на 0,4 процента выше, чем в среднем по России), доля трудоспособного населения - 59,9 процента (на 1 процент ниже, чем в среднем по России). Доля граждан старше трудоспособного возраста - 23,2 процента и по данному показателю в Челябинской области отмечается ежегодный рост.

Средняя продолжительность жизни за последние 5 лет увеличилась на 1 процент (на 1,5 года), до 69,7 года. Ожидаемая продолжительность жизни к 2018 году составит 74 года.

На изменение численности населения также влияет миграция населения. Значение миграции для Челябинской области сложно переоценить в связи с тем, что в среднем количество всех мигрантов (по всем видам и потокам) составляет в год более 100 тысяч человек.

Начиная с 2005 года в Челябинской области наблюдается положительный миграционный поток, то есть число приезжающих в Челябинскую область превышает число выезжающих за ее пределы.

Миграционный поток складывается из трех составляющих: миграции из стран дальнего зарубежья, миграции из стран Содружества Независимых Государств (далее именуется - СНГ) и Балтии и миграции из регионов России.

Наибольший миграционный прирост в Челябинской области традиционно обеспечивает Казахстан (2014 год - 56,2 процента). Значительная часть миграционного прироста от бывших союзных республик в 2014 году пришлась на Украину (18 процентов), Узбекистан (11,7 процента), Кыргызстан (8 процентов), Армению (3,5 процента). Удельный вес прибывших из стран СНГ составляет 91,5 процента в общей численности мигрантов, прибывших из зарубежных стран.

Среди стран дальнего зарубежья наибольшее положительное миграционное сальдо сложилось с Турцией.

Обмен мигрантами Челябинской области происходит со всеми (без исключения) регионами России, то есть имеются выбывшие во все субъекты Российской Федерации и из всех субъектов прибывшие.

Анализ динамики состава миграционных потоков показывает, что в Челябинскую область приезжают преимущественно люди трудоспособного возраста, так их доля в общем числе прибывших в 2013 году составляла 76,7 процента; уровень образования среди мигрантов в возрасте 14 лет и старше достаточно высокий: доля имеющих высшее, неполное высшее и среднее профессиональное образование среди всех прибывших составляла 58,1 процента.

В Челябинской области есть стабильные возможности миграционного прироста, а также есть стремление органов исполнительной власти Челябинской области эти возможности расширить.

4. За последние пять лет численность экономически активного населения Челябинской области по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости уменьшилась на 0,6 процента и в среднем за 2014 год составила 1859,9 тыс. человек. В 2014 году в различных отраслях экономики были заняты 1743,3 тыс. человек, или 93,7 процента от экономически активного населения Челябинской области, и 116,1 тыс. человек (6,2 процента) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные).

Численность иностранных работников, работающих на территории Челябинской области, в последние годы имела устойчивую тенденцию к снижению. В 2014 году их численность составила 9,5 тыс. человек (2008 год - 39,1 тыс. человек), в 2015 году планируется 216 человек.

Анализ состояния занятости населения показал, что рынок труда Челябинской области деформирован и функционирует в настоящее время в условиях:

сокращения численности трудоспособного населения;

несоответствия спроса и предложения рабочей силы (преобладание вакансий по рабочим профессиям);

снижения качества рабочей силы (старение и сокращение кадрового состава квалифицированных рабочих на предприятиях, увеличение контингента молодежи, имеющей низкий образовательный уровень);

значительной дифференциации ситуации на локальных рынках труда (высокий уровень безработицы на территориях с моноэкономической структурой производства).

В прогнозируемый период до 2020 года для обеспечения заложенных темпов роста валового регионального продукта численность занятых в экономике должна увеличиваться как в реальном секторе экономики, так и в социальной сфере. В то же время вследствие сложившейся возрастной структуры населения численность населения трудоспособного возраста будет снижаться.

Показатели регистрируемого рынка труда на 1 января 2015 года (в сравнении с показателями на 1 января 2014 года):

 

численность безработных

27,5 тыс. человек (26,1 тыс. человек)

уровень безработицы

1,5 процента (1,4 процента)

напряженность на рынке труда

1,3 человека/вакансию (1,2 человека/вакансию)

 

Основные тенденции на рынке труда:

снижение численности граждан, обратившихся в центры занятости населения;

увеличение численности лиц, которым присвоен статус безработного;

увеличение численности граждан, обратившихся в связи с увольнением по сокращению численности или штата;

увеличение уровня регистрируемой безработицы и напряженности на рынке труда.

Деятельность областной службы занятости в 2015 - 2017 годах будет осуществляться в соответствии с государственной программой Челябинской области "Содействие занятости населения Челябинской области на 2015 - 2017 годы". Будет реализовываться система программных мероприятий с учетом территориальных и социальных приоритетов социально-экономической политики, проводимой на территории Челябинской области, что позволит в конечном итоге повысить эффективность занятости населения, профилактику безработицы и обеспечит социальную защиту населения Челябинской области от безработицы.

5. Оценка готовности Челябинской области к приему участников Государственной программы и членов их семей представлена в приложении 5 к региональной государственной программе.

 

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

РЕГИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

6. Политика Государственной программы Российской Федерации по рациональному использованию миграционного ресурса, формированию оптимальной миграционной ситуации и созданию условий для успешной интеграции иммигрантов в российское общество требует сбалансированного подхода к регулированию миграционного процесса.

Региональной государственной программой предусматривается применение административно-правовых инструментов регулирования, социально-экономического стимулирования процессов переселения.

Территорией вселения является Челябинская область, за исключением закрытых административно-территориальных образований.

Для участия в Государственной программе Российской Федерации в Челябинской области сформирован проект переселения с учетом целевого характера направления миграционных процессов "Челябинская область". Численность участников Государственной программы Российской Федерации и членов их семей представлена в таблице 1.

 

Таблица 1

 

Челябинская область

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

Итого

Численность участников Государственной программы Российской Федерации

1000

900

850

850

850

4450

Численность участников Государственной программы Российской Федерации и членов их семей

1500

1350

1275

1275

1275

6675

 

Основные социальные гарантии, действующие в Челябинской области, в том числе распространяемые на участника Государственной программы и членов его семьи в соответствии с нормативами, утвержденными для населения Челябинской области, оказываются в рамках действующих программ:

страховое обеспечение в рамках обязательного социального страхования;

обеспечение бесплатной медицинской помощью в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, в том числе скорой и скорой специализированной медицинской помощью;

ежемесячное пособие семьям, имеющим детей;

предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;

ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Дополнительные социальные гарантии: выплата пособия при рождении ребенка в соответствии с Законом Челябинской области от 27.10.2005 г. N 417-ЗО "Об областном единовременном пособии при рождении ребенка".

Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Челябинской области, медицинской помощи (далее именуется - Территориальная программа), утверждаемой постановлением Правительства Челябинской области, устанавливаются нормативы объема медицинской помощи. До получения полиса обязательного медицинского страхования медицинская помощь участникам государственной программы и членам их семей оказывается в рамках Территориальной программы. (В редакции Постановления Правительства Челябинской области от 18.07.2017 № 392-П)

В соответствии с действующим законодательством иностранным гражданам бесплатно оказываются: скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь в экстренной и неотложной формах в государственных и муниципальных организациях; иные виды медицинской помощи в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни.

Участникам региональной государственной программы и членам их семей предполагается компенсация затрат на медицинский осмотр при подаче участниками региональной государственной программы и членами их семей документов на оформление разрешения на временное проживание. Порядок предоставления указанной компенсации определяется Правительством Челябинской области.

Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства подлежат обязательному медицинскому страхованию.

Предполагается предоставление компенсации участникам региональной государственной программы за первоначальный съем жилья на срок не более 6 месяцев. Порядок предоставления указанной компенсации определяется Правительством Челябинской области.

Участникам региональной государственной программы предполагается компенсация расходов на признание ученых степеней, ученых званий, образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве.

На этапе постоянного размещения предполагается содействие жилищному обустройству участников региональной государственной программы в рамках действующих региональных программ, а также содействие приобретению жилья на первичном и вторичном рынках.

Планируется активное вовлечение переселенцев в программы ипотечного кредитования строительства (приобретения) жилья, действующие на территории Челябинской области, после получения гражданства Российской Федерации.

Порядок приобретения (получения) земельных участков определяется действующим законодательством.

7. Цели региональной государственной программы соотнесены с основными целями Государственной программы Российской Федерации и целями (задачами) Стратегии социально-экономического развития Челябинской области.

Целями региональной государственной программы являются:

обеспечение реализации Государственной программы Российской Федерации;

обеспечение социально-экономического развития Челябинской области.

Задачами региональной государственной программы, обеспечивающими достижение указанных целей, являются:

сокращение дефицита трудовых ресурсов;

увеличение числа высококвалифицированных специалистов;

заселение и развитие территорий, в том числе приграничных;

увеличение миграционного притока населения;

развитие малого и среднего бизнеса;

обеспечение компактного переселения соотечественников;

увеличение численности молодежи, в том числе получающей образование в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;

закрепление переселившихся участников региональной государственной программы в Челябинской области и обеспечение их социально-культурной адаптации и интеграции в российское общество.

Целевые индикаторы и показатели реализации региональной государственной программы приведены в приложении 1 к региональной государственной программе.

 

Раздел III. ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

РЕГИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

8. Сроки реализации региональной государственной программы - 2016 - 2020 годы. Реализация осуществляется в пять этапов: I этап - 2016 год, II этап - 2017 год, III этап - 2018 год, IV этап - 2019 год, V этап - 2020 год.

На первом этапе предполагается проведение информационных мероприятий, совершенствование нормативно-правовой базы, мониторинг социально-трудовой сферы Челябинской области, выявление потребностей отраслей экономики Челябинской области в рабочей силе, определение муниципальных образований Челябинской области для постоянного проживания переселенцев, формирование условий для приема соотечественников, прием 1000 участников Государственной программы Российской Федерации.

На втором этапе предусматривается прием прибывающих переселенцев - 900 участников Государственной программы Российской Федерации, социальная поддержка, помощь в адаптации и обустройство прибывающих переселенцев, контроль реализации региональной государственной программы, обобщение результатов для принятия решений.

На третьем и последующих этапах предусматривается прием прибывающих переселенцев по 850 участников Государственной программы Российской Федерации ежегодно, социальная поддержка, помощь в адаптации и обустройство прибывающих переселенцев, контроль реализации региональной государственной программы, обобщение результатов для принятия решений.

 

Раздел IV. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

 

9. Перечень основных мероприятий региональной государственной программы с указанием ответственных исполнителей представлен в приложении 2 к региональной государственной программе.

Меры государственного регулирования предусматривают разработку проектов новых нормативных правовых актов Челябинской области и нормативных правовых актов, вносящих изменения в нормативные правовые акты Челябинской области, принятие которых необходимо для реализации региональной государственной программы. Указанные меры государственного регулирования могут быть направлены на:

определение порядка предоставления участникам Государственной программы Российской Федерации дополнительных гарантий и мер социальной поддержки, финансируемых в установленном порядке за счет средств областного бюджета, и их размера;

решение иных вопросов, учитывающих особенности целей и задач, предусмотренных региональной государственной программой.

Перечень нормативных правовых актов, принимаемых в целях реализации региональной государственной программы, приведен в приложении 3 к региональной государственной программе.

 

Раздел V. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

10. Основные мероприятия региональной государственной программы реализуются за счет средств областного бюджета. Объем финансирования представлен в таблице 2 в ценах 2014 года с учетом инфляции.

 

Таблица 2

 

          (В редакции Постановления Правительства Челябинской области

                             от 18.07.2017 № 392-П)

 

 


Источник финансирования региональной государственной программы

2016 год, тыс. рублей

2017 год, тыс. рублей

2018 год, тыс. рублей

2019 год, тыс. рублей

2020 год, тыс. рублей

Всего, тыс. рублей

Областной бюджет

2005,05

14066,96

13308,31

13308,31

13308,31

55996,94

Федеральный бюджет

16705,4

3914,1

 

 

 

20619,5


 

Внесение изменений в региональную государственную программу осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

Объемы финансовых ресурсов на реализацию основных мероприятий региональной государственной программы представлены в приложении 4 к региональной государственной программе. Финансово-экономическое обоснование региональной государственной программы представлено в приложении 7 к региональной государственной программе.

 

Раздел VI. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

РЕГИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

11. Основными элементами структуры управления региональной государственной программой являются:

1) Межведомственная комиссия по оказанию содействия добровольному переселению в Челябинскую область соотечественников, проживающих за рубежом, созданная распоряжением Правительства Челябинской области от 02.09.2013 г. N 196-рп "О Межведомственной комиссии по оказанию содействия добровольному переселению в Челябинскую область соотечественников, проживающих за рубежом" (далее именуется - Межведомственная комиссия), в целях реализации региональной государственной программы является уполномоченным межведомственным органом по осуществлению общей координации и по контролю за реализацией региональной государственной программы.

Основные функции Межведомственной комиссии:

координационная:

организация взаимодействия органов исполнительной власти Челябинской области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными подразделениями по вопросам реализации государственной программы, работодателями, предоставляющими рабочие места для участников региональной государственной программы, переселенцами и членами их семей по вопросам оказания содействия в получении документов, необходимых для переезда, трудоустройства, переобучения, профессиональной адаптации и обустройства, а также социально-культурной адаптации и интеграции в российское общество;

информационно-консультационная:

подготовка информационных сообщений о региональной государственной программе и ходе ее исполнения;

взаимодействие со средствами массовой информации;

проведение информационно-разъяснительной работы в Челябинской области;

контрольная:

мониторинг исполнения программных мероприятий;

контроль исполнения программных мероприятий в пределах своих полномочий;

2) уполномоченный орган в сфере миграции - Управление Федеральной миграционной службы по Челябинской области (по согласованию).

Основные функции Управления Федеральной миграционной службы по Челябинской области (далее именуется - УФМС России по Челябинской области) при реализации региональной государственной программы:

координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Челябинской области по вопросам реализации региональной государственной программы;

предоставление государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы Российской Федерации в отношении соотечественников, постоянно или временно проживающих на законном основании на территории Российской Федерации, а также замена свидетельства участника Государственной программы Российской Федерации в отношении соотечественников, прибывших из-за рубежа;

регистрация участников Государственной программы Российской Федерации;

оформление документов, определяющих правовой статус участника Государственной программы Российской Федерации и членов его семьи;

осуществление участникам Государственной программы Российской Федерации и членам их семей выплат, предусмотренных Государственной программой Российской Федерации;

проведение информационно-разъяснительной работы в Челябинской области;

осуществление мониторинга реализации региональной государственной программы;

3) уполномоченный орган исполнительной власти Челябинской области, ответственный за реализацию региональной государственной программы, - Главное управление по труду и занятости населения.

Главное управление по труду и занятости населения организует работу по приему, размещению и обустройству участников региональной государственной программы и членов их семей, содействует адаптации и интеграции переселенцев, осуществляет мониторинг реализации региональной государственной программы, мероприятия по предупреждению и снижению рисков реализации проектов переселения.

Основные функции Главного управления по труду и занятости населения в части реализации региональной государственной программы:

координационная - по организации взаимодействия:

органов исполнительной власти Челябинской области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными подразделениями по вопросам реализации региональной государственной программы;

с работодателями, предоставляющими рабочие места для участников региональной государственной программы;

участника Государственной программы Российской Федерации и членов его семьи с федеральными органами исполнительной власти, их территориальными подразделениями, с органами исполнительной власти Челябинской области, работодателями, учреждениями здравоохранения, образования, социального обеспечения и другими исполнителями региональной государственной программы по оказанию содействия переселенцу в получении пакета документов, необходимых для переезда, трудоустройства, переобучения, профессиональной адаптации и обустройства на месте вселения, а также его социально-культурной адаптации и последующей интеграции в российское общество;

информационно-консультационная:

разработка и распространение в средствах массовой информации и в сети Интернет материалов о реализации Государственной программы Российской Федерации на территории Челябинской области;

размещение в автоматизированной информационной системе "Соотечественники" текста утвержденной региональной государственной программы и отчетов о ходе ее реализации;

консультирование участников Государственной программы Российской Федерации и членов их семей, в том числе по Закону Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";

разработка, изготовление и распространение агитационно-информационных материалов (о возможностях трудоустройства и переобучения, последовательности действий при въезде на территорию Челябинской области и место вселения);

разработка памятки переселенца;

проведение информационно-разъяснительной работы на территории Челябинской области;

контрольная:

осуществление мониторинга исполнения программных мероприятий;

контроль за исполнением программных мероприятий в пределах своих полномочий;

иные функции ответственного исполнителя в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 25.07.2013 г. N 148-П "О Порядке принятия решений о разработке государственных программ Челябинской области, их формировании и реализации и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области".

В соответствии с включенными в региональную государственную программу мероприятиями уполномоченный орган и иные органы исполнительной власти организуют работу по приему, размещению, обустройству участников Государственной программы Российской Федерации и членов их семей, содействию адаптации и интеграции переселенцев. Последовательность выполнения программных мероприятий определена в приложении 6 региональной государственной программы.

12. Порядок взаимодействия Главного управления по труду и занятости населения и УФМС России по Челябинской области по вопросам реализации региональной государственной программы регулируется действующим законодательством.

Реализация региональной государственной программы осуществляется в соответствии с планом реализации Государственной программы Российской Федерации (далее именуется - план реализации), разрабатываемым на очередной финансовый год и на плановый период и содержащим перечень наиболее важных, социально значимых контрольных событий региональной государственной программы с указанием их сроков и ожидаемых результатов.

Соисполнители программных мероприятий направляют в Главное управление по труду и занятости населения информацию о ходе реализации региональной государственной программы ежеквартально, в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

В целях обеспечения процедуры публичности (открытости) информации о мероприятиях региональной государственной программы, результатах контроля за реализацией региональной государственной программы Главное управление по труду и занятости населения и УФМС России по Челябинской области размещают на своих официальных сайтах в сети Интернет (www.szn74.ru, www.fmschel.ru) и на сайте Правительства Челябинской области (www.pravmin74.ru), а также в автоматизированной информационной системе "Соотечественники" текст утвержденной региональной государственной программы и отчеты о ходе ее реализации.

13. Последовательность выполнения программных мероприятий определяет регламент приема участников Государственной программы Российской Федерации и членов их семей, их временного размещения, предоставления правового статуса и обустройства на территории Челябинской области, который представлен в приложении 6 к региональной государственной программе.

 

Раздел VII. ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РИСКИ

РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

14. Главное управление по труду и занятости населения разрабатывает стандартизированные формы, которые позволят оценить результативность реализации региональной государственной программы, выявить проблемы, с которыми сталкиваются переселенцы и организаторы проектов переселения, в целях подготовки предложений по совершенствованию конкретных механизмов обеспечения добровольного переселения соотечественников, корректировки основных мероприятий региональной государственной программы, а также дальнейшей активизации процессов переселения и интеграции участников Государственной программы Российской Федерации.

Оценка эффективности реализации региональной государственной программы проводится в соответствии с целевыми индикаторами, установленными региональной государственной программой. В целях более детального анализа выполнения региональной государственной программы и с учетом опыта ее реализации могут быть включены дополнительные индикаторы применительно к условиям Челябинской области.

Информация о ходе выполнения мероприятий региональной государственной программы регулярно (не реже одного раза в год) заслушивается на заседаниях Межведомственной комиссии.

Оценка влияния реализации мероприятий региональной государственной программы на социально-экономическое положение Челябинской области проводится по следующим направлениям:

рост численности населения на 6675 человек за счет переселенцев;

увеличение численности работающих на предприятиях, в организациях и субъектах малого предпринимательства на территориях вселения за счет переселенцев на 4450 человек.

Результаты мониторинга хода выполнения региональной государственной программы регулярно публикуются в средствах массовой информации и на официальном сайте Правительства Челябинской области.

15. В результате реализации региональной государственной программы по объективным и субъективным причинам могут возникнуть следующие риски реализации региональной государственной программы:

1) безработица среди участников Государственной программы Российской Федерации.

Для предупреждения риска предполагается:

согласование места трудоустройства с будущим работодателем;

предварительный подбор вариантов подходящей работы по заявленным в службу занятости населения вакансиям;

содействие участнику Государственной программы Российской Федерации в самостоятельном поиске работы, в том числе привлечение программы профессиональной и социальной адаптации, переподготовки, предоставление возможности открытия собственного дела;

реализация в целях трудоустройства программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования участников Государственной программы Российской Федерации.

Ответственный за реализацию мероприятий по снижению риска - Главное управление по труду и занятости населения;

2) жилищная необустроенность участников Государственной программы Российской Федерации.

Для нейтрализации риска планируется:

заблаговременная проработка вариантов временного размещения соотечественников;

обязательное отражение в официальном информационном сообщении и памятке соотечественника условий временного найма и стоимости проживания, условий приобретения постоянного жилья;

получение компенсации на временное жилищное обустройство участников Государственной программы;

вовлечение переселенцев после получения ими гражданства Российской Федерации в действующие на территории Челябинской области программы ипотечного жилищного кредитования, оказание государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан, увеличение объемов жилищного строительства, в том числе развитие малоэтажного, индивидуального жилищного строительства.

Ответственные за реализацию мероприятий по снижению риска - Главное управление по труду и занятости населения, органы местного самоуправления Челябинской области (по согласованию), Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области;

3) неготовность принимающего сообщества к приезду участников Государственной программы Российской Федерации.

Для нейтрализации риска планируется:

проведение разъяснительной работы о целях и задачах региональной государственной миграционной политики Российской Федерации и государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом;

организация разъяснительной работы о целях и задачах региональной государственной программы в среде местного населения (принимающем сообществе) для формирования толерантного отношения к участникам Государственной программы Российской Федерации, в том числе через средства массовой информации;

вовлечение соотечественников в культурно-массовые мероприятия;

организация обучения русскому языку переселенцев, испытывающих в этом потребность;

планирование оказания разного вида услуг на предстоящие периоды с учетом возрастающего спроса соотечественников на переезд в Челябинскую область.

Ответственные за реализацию мероприятий по снижению риска - органы местного самоуправления Челябинской области, УФМС России по Челябинской области;

4) несоответствие реальной квалификации или профессиональной деятельности участника Государственной программы Российской Федерации указанным в заявлении соотечественника.

Для предупреждения риска предполагается:

согласование места трудоустройства с будущим работодателем;

предварительный подбор вариантов подходящей работы по заявленным в службу занятости населения вакансиям;

содействие участнику Государственной программы Российской Федерации в самостоятельном поиске работы и в предоставлении возможности открытия собственного дела;

реализация в целях трудоустройства программ профессионального переобучения участников Государственной программы Российской Федерации.

Ответственный за реализацию мероприятий по снижению риска - Главное управление по труду и занятости населения;

5) выезд участников Государственной программы Российской Федерации с территории Челябинской области ранее чем через два года.

Для нейтрализации риска планируется:

проведение информационной работы с участниками Государственной программы Российской Федерации об их обязательствах перед Челябинской областью и последствиях их неисполнения;

проведение мониторинга нахождения на территории Челябинской области, регистрации и трудоустройства участников Государственной программы Российской Федерации и членов их семей.

Ответственный за реализацию мероприятий по снижению риска - УФМС России по Челябинской области, Главное управление по труду и занятости населения.

Критериями (основаниями) несоответствия соотечественника требованиям Государственной программы Российской Федерации являются основания, предусмотренные в Указе Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".

16. В результате реализации региональной государственной программы прогнозируется улучшение демографической ситуации в Челябинской области, увеличение миграционного прироста - переселение на территорию Челябинской области 4450 участников региональной государственной программы (6675 человек вместе с членами семей), в том числе по годам:

2016 год - 1000 участников Государственной программы Российской Федерации (1500 человек);

2017 год - 900 участников Государственной программы Российской Федерации (1350 человек);

2018 год - 850 участников Государственной программы Российской Федерации (1275 человек);

2019 год - 850 участников Государственной программы Российской Федерации (1275 человек);

2020 год - 850 участников Государственной программы Российской Федерации (1275 человек).

 

 

 

Приложение 1

к государственной программе

Челябинской области

"Оказание содействия

добровольному переселению

в Челябинскую область

соотечественников,

проживающих за рубежом,

на 2016 - 2020 годы"

 

Целевые индикаторы и показатели

реализации региональной государственной программы

 


Информация по документу
Читайте также