Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Алтай от 21.11.2012 № 290

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 21 ноября 2012 года № 290

 

г. Горно-Алтайск

 

Утратило силу - Постановление Правительства Республики Алтай

от 27.11.2015 № 397

 

Об утверждении схемы территориального планирования

Республики Алтай

 

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай

от 26.09.2014 № 282)

 

На основании части 1 статьи 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Алтай от 23 июля 2007 года №40-РЗ «О составе, порядке подготовки проекта схемы территориального планирования Республики Алтай и внесения в нее изменений» Правительство Республики Алтай постановляет:

 

1. Утвердить прилагаемую схему территориального планирования Республики Алтай.

2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Пальталлера Р.Р.

 

 

Исполняющий обязанности

Председателя Правительства

Республики Алтай              С.М.Тевонян

 

 

 

 

 

СХЕМА

ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

 

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай

от 26.09.2014 № 282)

 

Том I. ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ (АНАЛИЗ

СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ)

 

Введение

 

Настоящий том I «Архитектурно-планировочные проблемы развития территории» подготовлен в соответствии с Договором - Государственным контрактом от 29 октября 2007 г., заключенным между Министерством регионального Развития Республики Алтай и ЦНИИП градостроительства РААСН на выполнение научно-исследовательской работы «Схема территориального планирования Республики Алтай»

Главная цель работы заключена в создании предпосылок повышения эффективности управления развитием территории края за счет принятия градостроительных решений.

В качестве исходных материалов использованы полученные по запросам соответствующих организаций официальные данные, характеризующие количественные и качественные показатели по основным составляющим градостроительного развития территории области, а также составленные на их основе материалы по обоснованию проекта схемы.

Материал разработан авторским коллективом под руководством:

М.Я.Вильнер, заместитель директора института, руководитель НМЦ «Теринформ» - руководитель работы;

Э.О.Товмасьян, начальник отдела градостроительного планирования территорий - руководитель архитектурно-планировочного блока.

Члены авторского коллектива:

Е.А.Розанов - с.н.с., архитектор;

С.К.Регамэ - с.н.с., архитектор;

О.И.Лозинская - инженер;

И.Ю.Щербань - архитектор;

компьютерное обеспечение:

В.Ю.Миляев - инженер-системотехник.

На договорной основе по заказу ЦНИИП градостроительства РААСН специалистами были выполнены аналитические материалы по отдельным разделам в составе Схемы территориального планирования Республики Алтай:

Б.А.Красноярова - зав. Лаборатории Института водных и экологических СО РАН (Разработка раздела по АПК);

В.С.Ревякин - зав. кафедрой ландшафтного планирования Географического факультета Алтайского государственного университета (разработка раздела по туризму и рекреации).

В работе использованы материалы, разработанные ГУП НИиПИ генерального плана г. Москвы (зам. директора А.Н.Коллонтай) по схеме развития туризма и объектов оздоровления и рекреации Республики Алтай.

Авторский коллектив выражает благодарность специалистам Министерства регионального развития Республики Алтай, всем организациям и ведомствам, способствующим выполнению работы и направившим для этого свои материалы. Авторский коллектив выражает особую благодарность Министру Ю.В. Сорокину.

 

I. МАТЕРИАЛЫ ПО ОБОСНОВАНИЮ ПРОЕКТА СХЕМЫ

 

1. Анализ и оценка условий, тенденций и предпосылок

планировочной организации территории Республики Алтай

 

1.1. Место Республики Алтай в южной системе расселения

Западно-Сибирского региона и внешние связи, влияющие

на развитие ее территории

 

(Положение Республики Алтай в Западно-Сибирской системе расселения показано на соответствующей картосхеме).

Республика Алтай находится в центре Евразии на стыке нескольких государств, природных зон (сибирской тайги, казахских степей и полупустынь Монголии) и культурных миров. На юге и юго-востоке территории республики проходит государственная граница Российской Федерации со странами дальнего зарубежья Китаем и Монголией и ближнего зарубежья - Казахстаном. С субъектами Российской Федерации республика граничит на северо-западе - с Алтайским краем, севере - с Кемеровской областью, на востоке - с Республикой Тывой и Республикой Хакасией.

С 1922 по 1947 годы Республика Алтай называлась Ойротская автономная область, с 1948 по 1990 годы - Горно-Алтайская автономная область (с 1937 года в составе Алтайского края). 3 июля 1991 г. область преобразована в Горно-Алтайскую республику в составе Российской Федерации, а в мае 1992 г. переименована в Республику Алтай. Республика Алтай как субъект Российской Федерации имеет свою Конституцию, принятую 7 июня 1997 года. Государственными языками в республике являются равноправные русский и алтайский языки.

Республика Алтай - горная страна («Российский Тибет»), расположенная в пределах российской части горной системы Алтай, с высокими хребтами, разделенными узкими и глубокими речными долинами, редкими широкими межгорными котловинами, с высочайшей точкой Сибири - горой Белухой (4506 м <1>), чрезвычайно живописным ландшафтом. Основные природные достопримечательности отражены на гербе республики: трехглавая вершина горы Белухи, орнаментальное изображение рек Бии и Катуни с притоками, волнистые линии под треножником очага - символ Телецкого озера.

______________________

<1> 3350 м - по данным, приведенным в статье «Алтай» в Энциклопедическом словаре Ф.А.Брокгауза, И.А.Ефрона.

 

Сравнительно поздно освоенная постоянным расселением в сложных горных условиях, территория республики получила развитие благодаря долговременному, последовательному формированию главной оси сообщения российских земель с южным зарубежьем - Монголией и Китаем - Чуйского тракта. На этой главной транспортно-планировочной оси получило развитие важнейшее для хозяйственного и культурного развития горного Алтая поселение - Горно-Алтайск, возникшее как торгово-транспортный поселок (до 1932 г. - Улала, до 1948 г. - Ойрот-Тура), единственный город в республике, ее административный и главный планировочный центр.

Чуйский тракт сегодня <2> - трасса федерального значения, которая связывает республику с Алтайским краем и через него - с соседними Кемеровской, Томской и Омской областями. Выход Чуйского тракта через Бийск, Барнаул, Новосибирск на федеральную широтную ось Транссибирской железнодорожной и автомобильной магистралей обеспечивает связь с Дальним Востоком и западными районами страны.

______________________

<2> Участок автомобильной дороги федерального значения Новосибирск - Бийск - Ташанта (М-52) от Бийска до Ташанты носит название Чуйский тракт.

 

Среди 12 субъектов РФ Сибирского федерального округа республика занимает по величине территории (92903 кв. км) предпоследнее, после Хакасии, 11-е место, а по количеству населения (205,4 тыс. человек - 01.01.2007) - последнее место, характеризующее относительно низкую освоенность территории расселением в силу ее географических особенностей.

 

Таблица 1.1.1

 

Сравнительная характеристика

Алтайского края относительно субъектов РФ

 

 

Характеристики территории

Значение

Место среди субъектов РФ

в РФ

в СФО

1.

Административно-территориальное деление (количество районов, единиц)

10

79 - 81

11

2.

Городские поселения (количество, единиц)

1

85 - 88

12

3.

Города (количество, единиц)

1

81 - 85

12

4.

Поселки городского типа (количество, единиц)

0

83 - 89

12

5.

Сельские администрации (количество, единиц)

90

68

11

6.

Территория (площадь, тыс. кв. км)

92,9

38

11

7.

Плотность населения (чел./кв. км)

2,2

76 - 77

10

 

Автомобильный транспорт, в силу природных особенностей Республики, является ведущим, по которому осуществляется более 90% всех видов перевозок. Второй вид транспорта - авиационный, которым осуществляются пассажирские и почтовые перевозки. Аэропорт в Горно-Алтайске, будучи в 2007 году аэропортом местного значения, находившийся в стадии реконструкции, к 2009 году обеспечен корректировкой проекта «Реконструкция аэродрома аэропорта Горно-Алтайск с заменой автосигнального оборудования». В результате реконструкции аэропорт Горно-Алтайск получил статус аэропорта регионального значения с определенным развитием за счет дополнительно отведенных земель в южной части. В проекте акцентируется внимание на том, что «в целом реконструкция аэродрома не окажет вредного воздействия, а, наоборот, за счет» целого ряда мер «позволит улучшить экологическую обстановку в аэропорту и на прилегающих территориях».

Материал содержит комплекс мероприятий, в том числе:

- по охране атмосферного воздуха от загрязнений;

- по охране поверхностных и подземных вод от загрязнений;

- по охране от электромагнитных излучений.

В итоге определены границы санитарно-защитной зоны аэропорта (с предоставлением их на чертеже, с ведомостью координат). В этих границах расположены населенные пункты Платово, Подгорный и Карлушка, которые не должны там находиться.

Внешние авиационные связи осуществляются через аэропорты федерального значения в южной части Западно-Сибирского региона, размещенные в Томске, Омске, Барнауле и Кемерово. Все они, кроме аэропорта в Кемерово, имеют статус международных аэропортов.

В регионе с достаточным числом населенных мест, имеющих статус исторических, к которым относится и Горно-Алтайск, а также с множеством населенных пунктов с памятниками историко-культурного наследия Горный Алтай занимает одно из ведущих мест. На его территории известно 1199 памятников истории и культуры, из которых абсолютное большинство - памятники археологии, 66 из них - федерального значения. На территории республики в настоящее время действуют более 400 коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в сфере туристической индустрии. Туристские базы ориентированы на прием туристов как со средним, так и высоким уровнем дохода. Число иностранцев в 2006 году увеличилось до 10,6 тыс. человек (на 24,7% по отношению к уровню предыдущего года).

По природно-ресурсному потенциалу Республика Алтай занимает 50-е место в России. Общие лесные ресурсы составляют 700 млн куб. м, в том числе хвойные породы - 600 млн куб. м, из которых почти половина - особо ценные, преимущественно кедровые, леса (36% всех лесных ресурсов). Регион отличается большим разнообразием видового состава животных, в том числе промысловых зверей и птиц, и считается одним из лучших охотничьих регионов Западной Сибири.

Одним из важнейших природных богатств Горного Алтая являются его водные ресурсы. Гидрографическая сеть республики насчитывает более 20 тысяч водотоков протяженностью более 60 тыс. км, среди которых наиболее крупные реки Катунь и Бия. Из 7 тысяч озер общей площадью более 700 кв. км самое большое озеро - Телецкое, в котором заключено 40 куб. км чистейшей воды. Потенциальные запасы подземных вод оцениваются в 22000 тыс. куб. м в сутки, при современном использовании всего около 44 тыс. куб. м в сутки. Огромные запасы пресной воды в ледниках Алтая превосходят среднегодовой многолетний сток алтайских рек, равный 43 куб. км в год.

В горах Алтая известны источники минеральных вод, которые являются целебными. Разнообразны минерально-сырьевые ресурсы по количеству выявленных полезных ископаемых и значительны по разведанным запасам. Но сегодня этот потенциал региона практически не используется.

Положение Республики Алтай в системе расселения южной части Западно-Сибирского региона, характеризуемое сравнительно низкой градостроительной освоенностью территории, определяет ей место уникального природного и историко-культурного комплекса, требующего создания высоко развитой инфраструктуры его сохранения и рекреационного обслуживания в сочетании с эффективным использованием уникальных минерально-сырьевых ресурсов. Развитие необходимой инфраструктуры возможно во взаимодействии с научным, образовательным, промышленно-производственным потенциалом, сконцентрированным в Бийске, Барнауле, Новосибирске, Томске, Кемерово - в границах южной системы расселения региона.

Дополнительную информацию о месте Республики Алтай в Сибирском федеральном округе и среди субъектов Российской Федерации см. в приложениях 1 - 2.

 

1.2. Ретроспективный анализ становления и развития

планировочной структуры республики

 

Анализ развития планировочной структуры республики представлен в кратком изложении и на ретроспективных схемах, отражающих историческую характеристику становления ее планировочной структуры:

- от далекого исторического прошлого до середины XX века (середина XIX в.) - начало XX в. - на схеме формата А3;

- в соответствии со временем разработки Проекта районной планировки Горно-Алтайской автономной области (1979 г.) - на схеме формата А3;

- в соответствии с современным состоянием (2008 г.) - на схеме формата А3 и на картосхеме - на схеме формата А3.

Более содержательный материал приводится в приложении 3.

Горный Алтай, являясь своеобразным стыком цивилизаций - исторических, культурных, археологических - одним из трех крупных археологических районов Алтая, большинством своих археологических памятников свидетельствует, что расселение с древних времен происходило в местах, удобных для проживания и жизнедеятельности, - по речным долинам и расширениям межгорных котловин - Абайской, Канской, Курайской, Теньгинской, Уймонской, Улаганской, Чуйской.

Первые люди поселились в долинах Алтая много сотен тысяч лет назад. Уникальный памятник Улалинка является самой древней стоянкой первобытных людей на территории Республики Алтай.

К более поздним периодам каменного века относятся стоянки открытого типа Кара-Бом, Усть-Сема, Майма, Усть-Куют (на юге, на Бии и Катуни).

Предполагается, что пещеры закрытого типа, скорее всего, использовались древними людьми в качестве приюта во время кочевий, стоянки их размещались в удобных со стратегической точки зрения местах.

Племена афанасьевцев в переходный период от каменного века к бронзовому (конец IV тыс. до н.э. - первая четверть II тыс. до н.э. - энеолит) расселялись от Телецкого озера по р. Бия и среднему течению Катуни, селились в широких открытых речных долинах, занимаясь в основном пастбищным скотоводством. Памятники этого времени представлены могильниками и поселениями Балыктуюль, Ело, Кара-Тенеш, Теньга, Большой Толгоек, Арагол, Курота и др.

В 1 тыс. до н.э. период бронзы сменяется в Горном Алтае периодом раннего железа. К этому периоду, кроме могильников, поминальных, ритуальных, многочисленных других сооружений, относятся поселения.

В курганных могильниках шибинского периода (Шибе в долине реки Урсул) по рекам Катанда, Берель, Каракол, Курота, Курай, Яконур найдены следы золотых приисков далеких времен <3>. Помимо добычи золота развивалось узкоспециализированное скотоводство (коневодство, овцеводство), охота на копытных и пушных зверей.

______________________

<3> Первые археологические экспедиции по изучению скифов состоялись в XVIII в. при Петре Великом, после того, как в 1715 г. царице Екатерине по случаю рождения царевича Петра были подарены «роскошные золотые изделия из сибирских захоронений». Инженер и страстный коллекционер П.К.Фролов в 1793 - 1830 гг., основатель барнаульского музея, собрал большое количество древностей, обнаруженных на Алтае при проведении горных работ, но особенно во время тайных археологических раскопок.

 

К памятникам периода господства гуннов (с рубежа III и II вв. до н.э. и до конца I в. н.э.) относятся также поселения, городища, святилища: Юстыд, Бертек, Майма, Кучерла и т.д.

В Горном Алтае были обнаружены разнообразные археологические памятники VI - X вв., относящиеся к тюркскому времени. Сохранились некоторые поселения тюрков, большая часть которых располагалась на горных склонах, в логах или у подошвы гор, что позволяло в случае военной опасности отойти в соседнюю долину. Наиболее известное тюркское городище раскопано в устье реки Большой Яломан, которое, по мнению исследователей, было значительным и большим городом тюрков, искусных металлургов, поставляющих железо и изделия кузнечного мастерства соседям (в Китай).

Вплоть до XIII в. различные племена на территории Алтая образовывали более или менее крупные и мощные державы. С начала XIII в. территория Алтая входила в состав монгольской империи Чингисхана, затем в состав владений различных феодальных объединений. Территория была слабо заселена. Археологические исследования показывают, что от того времени на Алтае остались разрушенные городища со следами пожаров.

В середине XV в. в результате феодальных воин и политических интриг население Алтая попадает в сферу влияния западных монголов или ойротов.

С колонизацией Сибири русскими алтайские скотоводческие племена начали принимать русское подданство (например, кумандинцы в 1628 г.).

К середине XVII в. разрозненные ойратские племена объединились в единое государство - Джунгарское ханство. В это время в населении Алтая четко выделялись южные и северные алтайцы. В Горном Алтае жили южные алтайцы: у Телецкого озера и по реке Чулышман, в долине реки Чуи, на Катуни. В XVII в. сформировались основы хозяйственной деятельности алтайцев, которой они занимаются по настоящее время: охота, скотоводство.

К концу XVII в. свыше ста «волостей, улусов и аилов» северных алтайцев (кумандинцев, тубаларов, челканцев) находились под «высокой рукой белого царя» и платили ясак-налог в его казну. На Алтае появились первые русские поселенцы. Освоение территории Алтая пошло быстрее.

Население южного Алтая (алтай-кижи, телеуты, теленгиты) занималось кочевым скотоводством, охотой, ореховым промыслом. Господствовали патриархально-феодальные отношения. В 1756 г. после разгрома китайцами Джунгарского ханства жители Горного Алтая добровольно вошли в состав России. Это событие оказало влияние на все стороны жизни и деятельности алтайского населения. Оно создало условия для экономического и культурного развития.

Таким образом, территория Республики Алтай, в сравнении с соседним Алтайским краем, относится к относительно позднему периоду постоянного заселения.

В результате добровольного вхождения южных алтайцев в состав Российской империи началось освоение Чуйского тракта для обеспечения регулярных торговых отношений бийских и змеиногорских купцов с Монголией и Китаем. В 70-е годы XVIII столетия Чуйский торговый путь представлял собой горную тропу, передвигаться по которой можно было только верхом, особенно тяжелым был участок от Онгудая до Кош-Агача, где товары могли перевозиться только вьючным способом.

В то время как русские колонисты заселяли северные и северо-западные горные округа, а южная граница строго оберегалась рядом небольших укреплений, внутри и на юго-востоке жили горские калмыки, которые, как и древние люди, при своем чисто кочевом образе жизни разбивали свои юрты летом на богатых пастбищами горных террасах и открытых равнинах, а зимою в лесных пещерах <4>.

______________________

<4> Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. Энциклопедический словарь. «Алтай».

 

С первых очагов постоянного расселения на территории Республики Алтай по берегам малых рек и продвижения расселения к большой воде, происходило закрепление доминант каркаса расселения - узлов и осей. Река Катунь с ее притоками оставалась главной природной осью расселения.

Середина XIX в. - начало XX в.

В первой половине XIX в. к большой группе сложившихся местных экономических и административных центров относится поселение Улала, основанное в 1830 году, как и большинство населенных пунктов в предгорной зоне, как опорный центр христианизации местного населения и одно из выдвинутых звеньев Бийской укрепленной линии, контролировавшее стратегическую дорогу в Монголию. Расположенное недалеко от выхода реки Катунь на равнину при слиянии рек Майма и Улалушка, оно получило развитие как торгово-транспортный поселок и стал важнейшим поселением горного Алтая.

До 2-й половины XIX века народонаселение Алтая было весьма немногочисленно. К этому времени на карте преобладают территории кочевого местного населения (с кочевым скотоводством и местами подсобного земледелия) - вдоль рек и «прочих важных дорог» (при отсутствии на территории почтовых трактов).

Чуйский тракт проходит в то время от Бийска через село Алтайское, Комарский перевал и село Черга (где в настоящее встречаются старый и новый тракты).

В последующие годы происходило не столько освоение новых территорий, сколько увеличение плотности населения на освоенных землях с некоторым расширением заселенной части в границах широких межгорных котловин. Отмечается уплотнение пунктов расселения относительно главного административного и хозяйственного центра Улала, для постоянного заселения были освоены небольшие территории в пределах Салаирского кряжа и на севере Турочакского района.

До середины XIX - начала XX века кочевое расселение преобладает вдоль рек Катуни (до Огневки), ее притоков Чуи (до границы с Монголией) и Аргута (в среднем его течении), местами (отдельными ареалами) по Бии и Лебедю, большим ареалом по Башкаусу, меньшим по Чулымшину, Чарышу. Значительные территории заняты кочевым расселением вдоль дорог Черный Ануй - Усть-Кан - Усть-Кокса - Катанда; Майма - Улала - Шебалино - Онгудай - Иня и ее продолжения вдоль реки Чуя от Ини через Акташ - Кош-Агач - до границы с Монголией. Это - границы остова расселения вдоль природных осей (редких широких межгорных котловин) и пока единичных, созданных человеком осей без выраженных узлов расселения, с наиболее значительными по площади ареалами относительно будущих центров: Улалы, Усть-Кана, Онгудая, Кош-Агача, Катанды и Усть-Улагана.

Вопрос о необходимости прокладывания удобной дороги по Чуйской долине впервые возник в середине 1860-х гг. Многочисленные проекты этого времени остались на бумаге из-за отсутствия средств.

В конце XIX в. русское расселение продвинулось на юг на территорию нынешней республики. Занимались в основном долины рек - удобные естественные пути сообщения. К началу XX века на карте появляются первые населенные пункты при сохранении границ распространения скотоводства и местами подсобного земледелия. В настоящее время в предгорьях и горных долинах в населенных пунктах, возникших в тот период, проживает до 20% населения.

Территории, занятые оседлым местным населением, размещаются полосой вдоль северной границы нынешней республики, с рядом миссионерских центров (постоянных селений местного населения с православной церковью): Черный Ануй, Ильинское, Муюта, Чемал, Майминское, Улалинское.

В начале 90-х гг. более или менее удобная дорога была устроена на всем протяжении от Хабаровки до Кош-Агача. Но, несмотря на эти хлопоты, передвижение по тракту оставалось затруднительным, особенно в осеннее и зимнее время.

Период 1901 - 1917 гг. - один из наиболее важных периодов в заселении Алтайского края. К северо-западным, западным и юго-восточным районам равнинной части края добавился ареал постоянного расселения, расположенный в северных районах Горно-Алтайской автономной области, границы которого не так резко очерчены. Населенные пункты здесь и в последующем возникли главным образом в результате начавшегося перехода алтайцев к оседлому образу жизни и внутренних миграций. Этому способствовало строительство в период с 1903 - 1913 гг. гужевого Чуйского тракта по долинам рек Катуни и Чуи. Старый Чуйский тракт, проходивший от Бийска через село Алтайское и Комарский перевал, встречается с новым Чуйским трактом в селе Черга. В середине 1903 г. строительство колесной дороги было завершено на всем протяжении от Онгудая до Кош-Агача. Однако полученный результат был еще далек от совершенства. Тем не менее, начавшееся строительство на Чуйском тракте способствовало концентрации населения в его полосе и превращению ряда населенных пунктов в местные центры, хозяйственные поселки.

Дальнейшие изыскания по трассировке будущего тракта были прерваны начавшейся Первой мировой войной, событиями революции, Гражданской войны. Новые восстановительные работы на Чуйском тракте были начаты лишь в 1922 г.

Заселение в период 1901 - 1917 гг. значительно уплотнилось по верховьям рек Катуни, Чуи и Чарыша. Сформировавшаяся к 1917 г. сеть населенных пунктов явилась той основой расселения, которая сохранилась и в настоящее время. Только в горных долинах сеть постоянных населенных пунктов все еще была крайне редкой. Доля населения, проживающего сейчас в населенных пунктах, возникших в этот период, довольно значительна.

В 1922 г. (в год образования Ойротской автономной области) на Чуйском тракте были начаты восстановительные работы. В 1924 - 1925 гг. развернулись ремонтно-дорожные работы в горной части тракта. Обсуждался вопрос о выборе направления дороги. Были сторонники левобережного, действовавшего в то время направления:

Бийск - Алтайское - Черга - Шебалино - Онгудай - Кош-Агач - и нового, правобережного (Катунского): Бийск - Майма - Чемал - Каянча с соединением его со старым направлением у бома Кор-Кечу. Третий вариант предусматривал соединение нового направления со старым в селе Черга. Был выбран Катунский вариант, который значительно сокращал путь до советско-монгольской границы и создавал благоприятные условия для связи центра Горно-Алтайской области (образованной 1 июня 1922 г.) с районами области и городом Бийском. Несколько позже было решено сделать переход с правого берега Катуни на левый в Усть-Семе, а новый тракт соединить со старым в селе Черга.

К концу 20-х гг. Чуйский тракт был реконструирован, превратившись в автомобильную дорогу, обеспечивающую связи Горно-Алтайской АО и внешнеторговые перевозки.

В период 1925 - 1938 гг. произошли самые большие изменения расселения. За эти годы сеть постоянных населенных пунктов была либо создана заново, либо существенно дополнена и реорганизована в результате активного развертывания процесса оседания алтайцев и казахов и развития хозяйства области. Ее столица Улала в 1928 году получила статус города с сохранением своего исторического названия. С 1932 по 1948 гг. он назывался Ойрот-Тура.

В последующие годы происходило не столько освоение новых территорий, сколько увеличение плотности населения на уже освоенных землях с некоторым расширением заселенной части в границах редких широких межгорных котловин. Отмечается уплотнение пунктов расселения относительно Ойрот-Туры. Для постоянного заселения были освоены лишь небольшие территории в пределах Салаирского кряжа и на севере Турочакского района.

В 30-е годы XX столетия силами заключенных пробивали дорогу, Чуйский тракт. В 1934 - 1935 гг. были построены крупнейший в СССР наплавной понтонный мост, деревянный мост через реку Бию в Бийске, деревянный мост через Ишу, мост через Катунь у села Усть-Сема, завершено сооружение Ининского, первого в мире двухтроссового висячего моста через Катунь. Чуйский тракт на всем протяжении Бийск - Майма - Усть-Сема - Черга - Онгудай - Иня - Кош-Агач - Ташанта был сдан в эксплуатацию 1 января 1935 г.

В том же 1935 г. была построена в области первая ГЭС - Чемальская ГЭС мощностью 400 кВт, очень мощная для того времени.

Период 1939 - 1959 гг. характеризуется ростом населенных пунктов на освоенных ранее территориях. Территория разделена на 10 административных районов с центрами - единственным городским поселением Горно-Алтайском и селами: Кош-Агач, Онгудай, Турочак, Усть-Улаган, Усть-Кан, Усть-Кокса, Чоя, Шебалино и Элекмонар. Сеть населенных пунктов росла в осваиваемых для земледелия долинах Алтая. Было организовано 117 сельских советов. В послевоенный период (1957 г.) появляется поселок городского типа Акташ (на базе добычи ртути) - в удобном в планировочном отношении месте, на Чуйском тракте и на связи с районным центром Усть-Улаган. Массового сселения в более крупные поселки в послевоенный период на Алтае не было, отмечена тенденция к укрупнению сел.

В 1956 - 1959 гг. были осуществлены мероприятия по совершенствованию связей между центрами районов и узлами на автодорожных связях: капитальный ремонт участка дороги Усть-Сема - Шебалино (1956 - 1957 гг.); в 1959 г. в Усть-Семе построен новый железобетонный мост через Катунь.

Советская индустриализация не успела дойти до Горного Алтая, поэтому ведущей отраслью экономики республики оставалось сельское хозяйство. За период с 1959 по 1970 гг. в сельском расселении произошли значительные изменения: количество сельских населенных пунктов сократилось за счет ликвидации мелких (неперспективных) пунктов или (в немногих случаях) в результате слияния близлежащих поселений. Укреплялись связи между населенными пунктами: в 1964 г. вступили в действие железобетонные мосты через реки Бию и Ишу; в 1970 г. у села Иня был построен железобетонный мост через реку Катунь вместо старого подвесного моста 1936 г.

Усложняется иерархия населенных пунктов: образованы еще два поселка городского типа: в северо-западной части области - промышленный (рудодобывающий) пункт Сейка (1966 г.) и в ее западной части низкогорный курорт Чемал (1970 г., основанный в 1885 году) рядом с селом, бывшим районным центром Элекмонаром - вблизи от основных транспортно-планировочных связей. В укреплении планировочного каркаса они играли второстепенную роль при наличии лучших условий связи Чемала с Горно-Алтайском.

1979 г. В 70-е годы на территории автономной области отмечались внутренние различия в хозяйственном отношении. Выделялись районы:

Северо-западный район (в бассейне Катуни) - наиболее развитый в хозяйственном отношении: стойлово-пастбищное животноводство; значительные посевы кормовых культур и пшеницы; относительно развитый г. Горно-Алтайск;

Северо-восточный район (бассейн Бии и ее притоков) - основной лесозаготовительный и деревообрабатывающий район (обработка древесины, добыча кедровой живицы, производство пихтового масла); район развитого пчеловодства, охоты и сбора кедрового ореха;

Центральный и Юго-западный район (долина р. Урсул и верхнего течения рек Катунь и Чарыш, наиболее высокогорный район Алтая - на высотах 800 - 1200 м): земледелие на орошаемых землях, добыча мрамора;

Юго-восточный район (высокогорный засушливый район): отгонно-пастбищное животноводство, незначительное земледелие, в основном на орошаемых участках. Это экономическое районирование было принято за основу территориального планирования в «Проекте районной планировки Горно-Алтайской автономной области», разработанной Гипрогором в 1979 г.

Основная отрасль хозяйства в 70-е годы: животноводство, главным образом, разведение овец, пуховых коз, крупного рогатого скота, а также алтайской лошади, в горно-степных районах - яков (сарлыков). Специфическая отрасль животноводства - пантовое оленеводство (маралы и пятнистые олени). В некоторых районах развито пчеловодство. Среди сельскохозяйственных угодий преобладали пастбища (75%). Все большее значение в хозяйстве приобретала промышленность, 70% продукции которой давали легкая и пищевая промышленность.

На момент переписи населения в 1979 г. территория области разделена на 8 районов (Чойский район вошел в состав Майминского района с центром в селе Майма, Элекмонарский - в состав Шебалинского района). Остальные районы сохранились в своих границах. Иерархия населенных пунктов сохраняется: Горно-Алтайск - город областного подчинения, областной центр, 3 поселка городского типа: Акташ, Сейка, Чемал и 8 районных центров (Кош-Агач, Майма, Онгудай, Турочак, Усть-Улаган, Усть-Кан, Усть-Кокса, Шебалино).

В качестве планировочных центров выделяются:

Горно-Алтайск, как наиболее крупный и экономически развитый административный центр (центр 1-го ранга) - имеющий статус областного центра, расположенный на Чуйском тракте, главной планировочной оси (оси 1-го ранга);

Кош-Агач, как один из наиболее крупных районных центров (центр 2-го ранга), расположенный на главной планировочной оси (оси 1-го ранга) в ареале скопления населенных пунктов на слабо освоенной территории в юго-восточной части автономной области;

остальные 7 районных центров (Майма, Онгудай, Турочак, Усть-Улаган, Усть-Кан, Усть-Кокса, Шебалино) - центры 3-го ранга.

Сельское расселение организовано в границах 70-ти (1977 г.), 72-х (1980 г.) сельских администраций. Отмечается тенденция сокращения количества сельских поселков и увеличение средней величины сельского населенного пункта. Предпринимаются меры по ускорению этого процесса. Вопрос сокращения количества сельских населенных пунктов явился одним из основных в организации планировочной структуры Горно-Алтайской АО в рамках проекта ее районной планировки, разработанного Гипрогором в 1979 году. Из 264 существовавших на то время сельских населенных пунктов было предусмотрено сохранение и развитие на перспективу 140 снп, с сохранением в среднем в каждом из 8 районов области 17 - 18 снп (от 23 в Онгудайском и Шебалинском районах до 12 в Кош-Агачском районе).

В 1983 г. количество районов увеличилось до 9 (появляется вновь Чойский район с центром Чоя), сохраняются поселки городского типа Акташ, Сейка Чемал. В 1984 г. была пущена в строй новая дорога через перевал Чике-Таман.

В 1990-е гг. испытало обвальный спад сельское хозяйство. В эти годы прослеживается тенденция к укрупнению сел, ускоренная ликвидацией части ферм и бригадных поселков сельхозпредприятий. Крупные и средние сельские поселения имеют сельско- или лесохозяйственные функции, исключение до недавнего времени представлял лишь Чемал, окрестности которого известны своими рекреационными ресурсами. Он стал центром района, образованного в 1992 году. Количество районов увеличилось до 10 и сохраняется до настоящего времени. Поселки городского типа при рудодобывающих предприятиях Акташ и Сейка в 1994 г. были переведены в сельские населенные пункты.

В 90-е годы была построена обводная дорога и новый мостопереход, выводящий автомобили на Чуйский тракт, минуя город Бийск. Чуйский тракт - важная транспортная артерия Горного Алтая, его главная планировочная ось, связывающая большинство районов республики и республику с железнодорожными и водными путями Сибири, а также федеральной трассой Москва - Владивосток.

Динамика сельского расселения на территории нынешней республики менялась на всем протяжении формирования ее планировочного каркаса:

начало освоения территории и ускорение этого процесса, переход местных жителей к оседлому расселению - вначале, увеличение населения почти в два раза за первые два десятилетия существования Транссиба (с 1887 г.) - путем ссылки и добровольного переселения (помимо естественного прироста);

рост числа переселенцев (потоков крестьян), сыгравших главную роль в освоении земель с 1865 г., после отмены крепостного права и с проведением Столыпинской аграрной реформы (закон от 09.11.1906);

миграции сельского населения в города в период советской индустриализации и ускоренного процесса урбанизации в 1930 - 1950 гг.;

стихийный отток жителей в результате разделения сельских населенных пунктов на перспективные и неперспективные в период их укрупнения в 1964 году;

значительное уменьшение сельского населения и числа сельских населенных пунктов в настоящий период.

Современное положение. Генетически планировочная структура на территории Республики Алтай является неразрывной частью структуры современного Алтайского региона, продолжением структуры Алтайского края. Она, в первую очередь, - результат освоения и долголетнего формирования Чуйского тракта для обеспечения регулярных торговых отношений с Монголией и Китаем (бийских и змеиногорских купцов), главной оси расселения, с образованием на ней основных планировочных центров территории Алтая: Барнаула (1771 г.), Бийска (1782 г.), Горно-Алтайска (1830 г.).

 

Современная планировочная структура, заложенная с формированием Чуйского тракта, в значительной мере продиктована рисунком природного «долинного» комплекса. Она определяется конфигурацией автодорожной сети типа «дерева» (верхней его части) с «ветвями» в северной и юго-западной части и включением «остова» из двух «циклов» в юго-западной части территории <5>. Основой выделения планировочных центров в сложившейся структуре является складывавшееся исторически административно-территориальное деление республики.

______________________

<5> Тархов С.А. Эволюционная морфология транспортных сетей: методы анализа топологических закономерностей. - М.: ИГАН СССР, 1989, стр. 13 - 29.

 

В республике 11 муниципальных образований: город Горно-Алтайск и 10 муниципальных районов: Кош-Агачский, Майминский, Онгудайский, Турочакский, Улаганский, Усть-Канский, Усть-Коксинский, Чойский, Чемальский, Шебалинский.

Горно-Алтайск - единственное городское поселение. Все центры муниципальных районов - села, в том числе и районный центр Чемал, который, как и Акташ и Сейка, бывшие поселки городского типа, получившие этот статус в период ускоренной советской индустриализацией период с 1957 по 1970 гг., в 1994 г. вновь стали селами. Это во многом связано с пониженным уровнем экономической активности населения, характерным для автономной области с высокой долей сельского населения, часть которого выживала за счет занятости в нетоварном личном подсобном хозяйстве.

 

Таблица 1.2.1

 

Административно-территориальное деление.

Общие характеристики территории

 

 

 

Территория, кв. км

Плотность населения на 1 кв. км

Число сельских администраций

Число сельских населенных пунктов

Численность постоянного населения, тыс. чел.

Всего

В т.ч. сельское

 

Всего по республике

92903

2,2

92

245

202,61

149,62

 

г. Горно-Алтайск

90

590,0

-

-

53,00

-

1.

Майминский

1286

21,3

7

25

26,08

26,08

2.

Чойский

4526

2,0

7

21

8,96

8,96

3.

Турочакский

11060

1,2

9

32

12,83

12,83

4.

Чемальский

3019

3,2

7

19

9,13

9,13

5.

Шебалинский

3791

3,8

13

24

14,47

14,47

6.

Онгудайский

11696

1,3

10

29

15,90

15,90

7.

Усть-Канский

6244

2,4

11

24

15,41

15,41

8.

Усть-Коксинский

12952

1,3

9

42

17,28

17,28

9.

Улаганский

18394

0,6

7

13

11,80

11,80

10.

Кош-Агачский

19845

0,9

11

15

17,76

17,76

 

В 10 муниципальных районах республики 92 сельских поселения (92 администрации), в которых насчитывается, по представленным данным, 245 сельских населенных пунктов (на 41,7% больше прогнозируемого количества на 2000 г. в рамках «Проекта районной планировки Горно-Алтайской АО»). Максимальное число населенных пунктов (42) в Усть-Коксинском районе (с населением 17282 человек, в том числе 3943 в центре Усть-Коксе). Минимальное число (15) - в Кош-Агачском районе (в том числе в Кош-Агаче 6118 человек).

Республика Алтай характеризуется крупнонаселенным сельским расселением. Выделяются крупные села - с числом жителей свыше 3000 человек, большие - от 1000 до 3000 человек, средние - от 300 до 1000 человек и малые до 300 человек <6> (см. таблицу 1.2.2).

______________________

<6> Районная планировка (справочник проектировщика) / В.В.Владимиров, Н.И.Наймарк, Г.В.Субботин и др. - М.: Стройиздат, 1986, стр. 132.

 

Крупные села - все районные центры, кроме центров Чойского и Улаганского районов, население которых менее 3000 человек. В Майминском районе два крупных села: Майма и Кызыл-Озек, расположенное рядом с Горно-Алтайском на одной с ним и с Маймой транспортно-планировочной оси - Чуйском тракте. Населенные пункты следующей группы присутствуют во всех районах кроме Онгудайского района. Их вытесняет большая группа следующих по численности населенных пунктов - их больше только в многочисленном (и по числу населенных пунктов, и по населению) Усть-Коксинском районе. Наибольшее количество в большинстве районов сел с численностью населения до 300 человек. Выделяется также группа сельских населенных пунктов (их 27), которые находятся на грани исчезновения. Наибольшее их число (6) в Усть-Коксинском районе, по 5 - в Турочакском и Чойском районах (в районах с наибольшим количеством снп).

Алтай принадлежит к числу регионов, где еще сохраняется положительная динамика численности населения - в Майминском, Шебалинском и Кош-Агачском районах. В двух первых районах - за счет механического притока населения, в третьем за счет сохранившегося естественного прироста вследствие накопленного демографического потенциала. В других районах за прошедший десятилетний период население уменьшилось от 6,2% в Чемальском районе до 10,5% в Турочакском районе. Суммарный коэффициент рождаемости снизился и лишь в ряде сельских поселений еще близок к уровню простого воспроизводства.

Территориальная близость границы и относительно благоприятные природно-климатические условия обеспечивали республике положительный миграционный прирост на протяжении 1990-х гг. С 2001 г. внешняя миграция сократилась до предела, как и в подавляющем большинстве регионов России. Вместе с тем, в южных районах республики с повышенной долей алтайцев и казахов достаточно велика потребность в дошкольных учреждениях и школах из-за демографической нагрузки - не за счет пожилых, а из-за лиц моложе трудоспособного возраста.

 

Таблица 1.2.2

 

Распределение сельских населенных пунктов

по группам в соответствии с численностью населения

 

 

 

Типы сельских населенных пунктов по численности населения, чел.

 

 

свыше 3000

1000 - 3000

300 - 1000

до 300

н/д

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Майминский

2

2

12

8

1

25

2.

Чойский

-

4

4

12

1

21

3.

Турочакский

1

1

6

22

2

32

4.

Чемальский

1

1

5

12

-

19

5.

Шебалинский

1

1

10

12

-

24

6.

Онгудайский

1

-

15

13

-

29

7.

Усть-Канский

1

3

9

11

-

24

8.

Усть-Коксинский

1

1

18

20

2

42

9.

Улаганский

-

3

6

4

-

13

10.

Кош-Агачский

1

6

6

2

-

15

 

Итого

10

21

91

116

6

244


Информация по документу
Читайте также