Расширенный поиск
Закон Республики Бурятия от 04.03.1998 № 661-I
Документ имеет не последнюю редакцию.
РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ ЗАКОН О местном референдуме в Республике Бурятия Настоящий Закон определяет порядок организации и проведения местного референдума в Республике Бурятия. Глава I. Общие положения Статья 1. Основные понятия и термины В настоящем Законе используются следующие понятия и термины: агитация по вопросам местного референдума - деятельность граждан, инициативной группы местного референдума, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая участников местного референдума проводить местный референдум или отказаться от его проведения, голосовать или отказаться от голосования на местном референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на местный референдум вопрос; агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки агитации по вопросам местного референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования при проведении местного референдума; комиссия местного референдума - коллегиальный орган, формируемый (образуемый) в порядке и сроки, установленные действующим законодательством для организации, обеспечения подготовки и проведения местного референдума; местный референдум - голосование граждан, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований по важным вопросам местного значения, отнесенным в соответствии с действующим законодательством к ведению муниципальных образований; наблюдатель - лицо, назначенное инициативной группой по проведению местного референдума, общественным объединением, зарегистрированным на соответствующем, или более высоком уровне местного референдума, для ведения наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельности комиссий местного референдума в период голосования и установления его итогов, определения результатов местного референдума, включая действия комиссий местного референдума по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов местного референдума; органы местного самоуправления - представительные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление в соответствии с действующим законодательством; право на участие в местном референдуме - конституционное право граждан Российской Федерации и Республики Бурятия участвовать в местном референдуме, в том числе голосовать по проектам законов и нормативных правовых актов, действующим законам и нормативным правовым актам, другим вопросам местного значения, находящимся в ведении муниципальных образований; участник местного референдума - гражданин Российской Федерации и Республики Бурятия, обладающий правом на участие в местном референдуме. Статья 2. Право на участие в местном референдуме 1. Гражданин Российской Федерации и Республики Бурятия, достигший на день проведения местного референдума 18 лет, имеет право участвовать в местном референдуме. 2. Участие в местном референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в местном референдуме, а также на его свободное волеизъявление. Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в местном референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, места жительства, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий не допускаются. 3. Не имеют права участвовать в местном референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Статья 3. Правовая основа местного референдума Правовую основу местного референдума составляют Конституция и законы Российской Федерации, Конституция и законы Республики Бурятия, настоящий Закон, уставы (положения) муниципальных образований и иные нормативные правовые акты. Статья 4. Вопросы местного референдума 1. На местный референдум могут выноситься вопросы, определенные уставом (положением) муниципального образования. 2. На местный референдум не могут выноситься следующие вопросы: а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов; б) о формировании состава органов государственной власти Республики Бурятия или органов местного самоуправления, персональном составе органов государственной власти Республики Бурятия и органов местного самоуправления; в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц; г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования; д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; е) вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования. 3. Формулировка вопросов, выносимых на референдум, должна исключать их различное толкование. Вопрос, выносимый на местный референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ. 4. Не допускается установление иных ограничений для вопросов, выносимых на местный референдум. Статья 5. Обстоятельства, исключающие проведение местного референдума 1. Местный референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, а также в течение трех месяцев после их отмены. 2. Запрещается проведение местного референдума с такой же по смыслу формулировкой вопроса в течение года со дня официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума. 3. Не допускается установление иных обстоятельств, исключающих проведение местного референдума. Глава II. Инициатива проведения местного референдума, назначение местного референдума, реализация инициативы его проведения Статья 6. Реализация права требования о проведении местного референдума Право инициативы в сборе подписей под требованием о проведении местного референдума принадлежит инициативным группам, образуемым в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом. Статья 7. Инициатива проведения местного референдума, право назначения и принятия решения о проведении местного референдума 1. Инициатива проведения местного референдума в Республике Бурятия принадлежит гражданам Российской Федерации и Республики Бурятия, имеющим право на участие в местном референдуме. 2. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в местном референдуме, а также общественное объединение, зарегистрированное Министерством юстиции Республики Бурятия не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения в соответствующий орган с инициативой проведения местного референдума, устав которого предусматривает участие в референдумах, могут образовать инициативную группу по проведению местного референдума в количестве не менее 50 человек для сбора подписей граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, в поддержку инициативы проведения местного референдума. 3. Для назначения местного референдума в представительный орган местного самоуправления и выборному должностному лицу местного самоуправления должны быть представлены подписи участников местного референдума в поддержку инициативы его проведения. 4. Инициатива проведения местного референдума может быть реализована в форме собрания участников местного референдума. 5. Решение по обращению инициаторов о проведении местного референдума принимает представительный орган местного самоуправления и выборное должностное лицо местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом, настоящим Законом и уставом (положением) муниципального образования. 6. Представительный орган и выборное должностное лицо местного самоуправления рассматривают вопрос о проведении местного референдума по инициативе не менее 3 процентов граждан муниципального образования, имеющих право на участие в местном референдуме либо по инициативе не менее 2/3 депутатов представительного органа местного самоуправления. Представительный орган и выборное должностное лицо местного самоуправления назначают местный референдум по требованию не менее 5 процентов граждан муниципального образования, имеющих право на участие в местном референдуме, поставивших свои подписи в подписных листах с требованием о проведении местного референдума. 7. Решение о проведении местного референдума должно быть официально опубликовано не менее чем за 45 дней до дня голосования. 8. Дата проведения голосования на местном референдуме не позднее чем за 25 дней до дня проведения местного референдума может быть перенесена на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) по решению Избирательной комиссии Республики Бурятия в целях совмещения проведения местного референдума с иным местным референдумом либо выборами в органы государственной власти или органы местного самоуправления. 9. Решение о назначении местного референдума, а также о перенесении даты голосования в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи публикуется в средствах массовой информации не позднее чем за 6 дней со дня его принятия. 10. Отказ в проведении местного референдума может быть обжалован инициаторами проведения местного референдума в суд. 11. Принятое решение публикуется в местных средствах массовой информации или доводится до сведения населения иным способом. В решении о проведении местного референдума указывается формулировка вопросов, выносимых на местный референдум, с указанием лиц, по чьей инициативе они выносятся. 12. Представительный орган и выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе менять формулировку вопроса, вынесенного на местный референдум. Формулировка вопроса может быть изменена только инициаторами проведения местного референдума. 13. Принятие представительным органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который в соответствии с законом и уставом (положением) муниципального образования может быть вынесен на местный референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения местного референдума по данному вопросу. 14. В случае, если представительный орган и выборное должностное лицо местного самоуправления отсутствуют, решение о назначении местного референдума принимается районной (городской) избирательной комиссией или районным судом. Статья 8. Порядок реализации инициативы граждан о проведении местного референдума 1. Каждый избиратель, группа избирателей, общественное или избирательное объединение, зарегистрированное в установленном порядке, имеющие право на участие в местном референдуме, могут образовать инициативную группу по проведению местного референдума в количестве не менее 10 человек для проведения местного референдума, которая обращается в комиссию местного референдума или в соответствующий представительный орган и к выборному должностному лицу местного самоуправления с ходатайством о ее регистрации, в котором указываются: - вопрос (вопросы) либо текст законопроекта, проекта иного нормативного правового акта, прилагаемые для вынесения на местный референдум; - фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории местного референдума; - протокол собрания инициативной группы по проведению местного референдума, на котором принято решение о выдвижении инициативы проведения местного референдума; - письменное обязательство членов инициативной группы соблюдать законодательство о местном референдуме и нести ответственность за правильность сбора подписей. Требования к формулировке вопроса (вопросов), выносимых на местный референдум, порядок регистрации инициативной группы определяются федеральным законом. 2. Инициативная группа по проведению местного референдума организует сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения местного референдума только после регистрации инициативной группы. 3. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы установленной формы, которые содержат формулировку вопроса, выносимого на местный референдум. Статья 9. Порядок и сроки сбора подписей инициативными группами местного референдума 1. С момента получения решения о регистрации инициативная группа по проведению местного референдума вправе организовывать и осуществлять беспрепятственный сбор подписей на подписных листах с требованием о проведении референдума. 2. Время сбора подписей по вопросу, выносимому на местный референдум, не должно превышать 20 дней со дня выдачи постановления о регистрации первой из созданных по данному референдуму инициативных групп. В случае, если в течение этого срока не было собрано необходимого количества подписей граждан, дальнейший сбор подписей прекращается. 3. Максимальное количество подписей, необходимых для поддержки инициативы проведения местного референдума, не может превышать 5 процентов от числа граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, определяемого на основании данных регистрации участников местного референдума по состоянию на 1 января или 1 июля соответствующего года. Статья 10. Подписной лист местного референдума 1. Листы для сбора подписей граждан под требованием о проведении местного референдума (подписные листы) должны содержать формулировку вопросов, предлагаемых на референдум. Текст законопроекта, проекта нормативного правового акта органа местного самоуправления, выносимых на местный референдум, предъявляются участнику местного референдума по его первому требованию. 2. Гражданин, поддерживающий требование о проведении референдума, собственноручно подписывает подписной лист, указывая при этом: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа. 3. Каждый подписной лист должен быть заверен подписями лица, собиравшего подписи граждан, и одного из уполномоченных инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа каждого из них. 4. На каждом подписном листе производится запись об общем числе заверенных подписей. 5. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему Закону. Статья 11. Оформление права требования местного референдума 1. По окончании сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа составляет итоговый протокол, в котором указываются дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей и наименование органа местного самоуправления, в который переданы на хранение подписные листы. Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются уполномоченными представителями инициативной группы в комиссию местного референдума, выдавшую регистрационное свидетельство, которая после проверки достоверности собранных подписей принимает постановление. В случае обнаружения нарушения комиссия местного референдума выносит постановление об отказе в проведении местного референдума, копия которого направляется инициативной группе. Члены данной инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия данного постановления выступать повторно с этой инициативой. 2. Подписные листы хранятся в течение года после опубликования решения местного референдума. 3. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения местного референдума действующему законодательству комиссия местного референдума в течение 15 дней со дня представления инициативной группой установленных документов направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления органам, уполномоченным принять решения о назначении местного референдума. Глава III. Регистрация (учет) участников местного референдума, составление списков, образование участков местного референдума Статья 12. Список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, и порядок его составления 1. Список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, составляет территориальная комиссия местного референдума на основании данных, представляемых выборным должностным лицом местного самоуправления не позднее чем за 40 дней до дня проведения местного референдума. 2. Список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет дополнительно день и месяц рождения) и адрес места жительства гражданина. 3. Список военнослужащих, имеющих право на участие в местном референдуме, если они проживают в районе расположения воинской части, составляется на основании данных, представляемых командиром воинской части в срок, установленный частью первой настоящей статьи. Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включаются в список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, по месту жительства на общих основаниях. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования, при проведении местного референдума не включаются в списки участников референдума и не учитываются при определении числа участников местного референдума на указанном референдуме. 4. Списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, которые в день голосования будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах их временного пребывания, составляются на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений. 5. Список участников местного референдума составляется в двух экземплярах и подписывается председателем и секретарем территориальной комиссии местного референдума, а после передачи указанного списка в участковую комиссию - также председателем и секретарем участковой комиссии местного референдума. На участках местного референдума, образованных на территории воинской части, список участников местного референдума подписывается председателем и секретарем участковой комиссии местного референдума. Список участников местного референдума заверяется печатями соответственно территориальной и участковой комиссии местного референдума. Территориальная комиссия местного референдума передает по акту участковым комиссиям местного референдума список участников референдума конкретного участка референдума не позднее чем за 25 дней до дня голосования. В местах временного пребывания участников местного референдума (больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях участки референдума образуются в срок, установленный пунктом 2 статьи 14 настоящего Закона, а в исключительных случаях - не позднее чем за 5 дней до дня голосования. Военнослужащие голосуют на общих участках местного референдума. Статья 13. Порядок включения в списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме 1. В список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, включаются граждане, обладающие правом на участие в местном референдуме в соответствии со статьей 2 настоящего Закона. 2. Основанием для включения гражданина в список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, является факт его постоянного или преимущественного проживания на территории участка по проведению референдума, установленный в соответствии с федеральным законом, определяющим права граждан Российской Федерации и Республики Бурятия на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства. В списки участников местного референдума в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами включаются иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет и не подпадающие под действие пункта 3 статьи 2 настоящего Закона, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводится указанный референдум. 3. Гражданин, имеющий право на участие в местном референдуме, может быть включен в список только на одном участке для голосования. 4. Граждане, находящиеся в день голосования в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больнице, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания, включаются в список по их месту нахождения. 5. Студенты и аспиранты дневной формы обучения, проживающие (зарегистрированные проживающими) в общежитиях, включаются в список по месту нахождения общежития. 6. Граждане, имеющие право на участие в местном референдуме и поселившиеся на территории участка для голосования после представления списка для всеобщего ознакомления, а также граждане, имеющие право на участие в референдуме, по какой-либо иной причине не включенные в список, включаются в список дополнительно на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории данного участка для голосования. Статья 14. Участки местного референдума 1. Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, образуются участки местного референдума. 2. Участки местного референдума образуются главой муниципального образования по согласованию с территориальной комиссией местного референдума не позднее чем за 30 дней до дня проведения местного референдума из расчета не более трех тысяч граждан на каждый участок местного референдума. 3. Списки участков местного референдума с указанием их границ, адресов и номеров телефонов участковых комиссий по проведению местного референдума подлежат обязательному опубликованию (обнародованию) не позднее чем за 25 дней до дня проведения местного референдума. 4. Каждый участок местного референдума должен иметь помещение, где в момент опечатывания ящиков для голосования, вскрытия ящиков для голосования и подсчета голосков должны свободно размещаться члены участковой комиссии, наблюдатели и представители средств массовой информации. Помещение должно быть оборудовано сейфом для хранения документации, мебелью, стендами с образцами документов и другой информацией по референдуму, кабинами и ящиками для тайного голосования. На каждом участке должно быть необходимое количество, но не более трех переносных ящиков для голосования. Количество переносных ящиков для голосования определяет территориальная комиссия местного референдума. 5. Помещение для голосования должно быть оборудовано так, чтобы место выдачи бюллетеней для голосования на местном референдуме, кабины и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов комиссии местного референдума и наблюдателей. В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. 6. Кабины для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями. Применение карандашей при заполнении бюллетеней для голосования на местном референдуме запрещается. Статья 15. Ознакомление со списками граждан, имеющих право на участие в местном референдуме 1. Список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, представляется для всеобщего ознакомления не позднее, чем за 20 дней до дня голосования. 2. Каждому гражданину предоставляется право заявить в участковую комиссию местного референдума о невключении в список, а также о любой допущенной в нем ошибке или неточности. 3. Участковая комиссия обязана проверить заявление и устранить ошибку или неточность, либо не позднее чем через 24 часа, а в день голосования в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования и выдать заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а в день голосования - немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке производится участковой комиссией местного референдума немедленно. 4. Вносить изменения в списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, после начала подсчета голосов граждан, принявших участие в местном референдуме, запрещается. Глава IV. Комиссии местного референдума Статья 16. Комиссии местного референдума Подготовку и проведение местного референдума обеспечивают комиссии: а) Избирательная комиссия Республики Бурятия; б) территориальные (районные, городские) комиссии местного референдума. в) участковые комиссии местного референдума. Статья 17. Порядок формирования территориальной (районной, городской) и участковой комиссии местного референдума 1. Территориальная (районная, городская) комиссия местного референдума формируется представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 60 дней, а участковая комиссия местного референдума - не позднее трех дней после образования участка местного референдума - в количестве 5 - 9 человек. 2. Формирование состава территориальной комиссии местного референдума осуществляется представительным органом местного самоуправления на основе предложений общественных, избирательных объединений, избирательных блоков, собраний граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, по месту работы, службы, учебы и жительства, избирательных комиссий предыдущего состава, а участковых комиссий местного референдума - на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава комиссий местного референдума на основе поступивших предложений каждого из избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Народном Хурале Республики Бурятия и в представительном органе местного самоуправления. При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков. 3. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления право внесения предложений о составе комиссий местного референдума сохраняется за избирательными объединениями, избирательными блоками, имевшими депутатские фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в Народном Хурале Республики Бурятия, в представительном органе местного самоуправления последнего созыва. 4. В случае, если территориальная избирательная комиссия действует на постоянной основе, она действует и в качестве территориальной комиссии местного референдума. 5. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов территориальной или участковой комиссий местного референдума. 6. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной и участковой комиссий местного референдума избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов этих комиссий. 7. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав территориальной комиссии по проведению местного референдума в срок, установленный пунктом первым настоящей статьи, либо если на территории муниципального образования представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование территориальной комиссии производится выборным должностным лицом местного самоуправления в порядке, установленном настоящей статьей. 8. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав участковой комиссии в срок, установленный частью первой настоящей статьи, либо если на территории муниципального образования представительный орган отсутствует, формирование участковой комиссии производится вышестоящей комиссией местного референдума. 9. Полномочия территориальной и участковых комиссий местного референдума прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов местного референдума, если в адрес комиссий референдума или в суд не поступили жалобы и протесты на действия (бездействие) данных комиссий местного референдума. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия комиссий местного референдума прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом. Статья 18. Полномочия территориальной (районной, городской) комиссии местного референдума Территориальная (районная, городская) комиссия местного референдума: 1) осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении местного референдума, обеспечивает единообразное применение настоящего Закона; 2) руководит деятельностью участковых комиссий местного референдума; 3) составляет списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме; 4) распределяет денежные средства, выделенные из местного бюджета на финансовое обеспечение подготовки и проведения местного референдума, на обеспечение деятельности комиссий местного референдума на срок их полномочий, контролирует целевое использование указанных денежных средств; 5) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) участковых комиссий местного референдума и принимает по ним мотивированные решения; 6) издает инструкции и иные акты по вопросам применения настоящего Закона, обязательные для участковых комиссий местного референдума; 7) устанавливает форму бюллетеня для голосования на местном референдуме, списков граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, и других документов местного референдума; 8) утверждает текст бюллетеня для голосования на местном референдуме, при этом формулировка выносимого на местный референдум вопроса должна полностью совпадать с соответствующей формулировкой в подписном листе местного референдума; 9) утверждает образцы печатей комиссий местного референдума, порядок пересылки и хранения документов местного референдума; 10) обеспечивает не позднее чем за 45 дней до дня проведения местного референдума опубликование в целях всенародного обсуждения текста решения органа местного самоуправления, вынесенного на местный референдум, и текста действующего решения, который предлагается отменить или изменить; 11) содействует средствам массовой информации в проведении мероприятий, направленных на разъяснение содержания вопроса, вынесенного на местный референдум; 12) устанавливает единый порядок обработки итогов голосования на местном референдуме; 13) определяет результаты голосования на местном референдуме и опубликовывает (обнародует) их в средствах массовой информации, обеспечивает передачу в соответствующие архивные учреждения документации, связанной с подготовкой и проведением местного референдума; 14) заслушивает сообщения органов и должностных лиц местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности по вопросам организационно - технической подготовки и проведения местного референдума; 15) контролирует своевременность и правильность составления списков для ознакомления граждан; 16) устанавливает единую нумерацию участков местного референдума; 17) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) участковых комиссий местного референдума и принимает по ним мотивированные решения; 18) осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством. Статья 19. Полномочия участковой комиссии местного референдума Участковая комиссия местного референдума: 1) уточняет список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, по участку местного референдума; 2) проводит ознакомление граждан со списком граждан, имеющих право на участие в местом референдуме, по участку местного референдума; 3) рассматривает заявления об ошибках, о неточностях в списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений и дополнений; 4) оповещает население об адресе и о номере телефона участковой комиссии местного референдума, времени ее работы, о дне и месте проведения голосования; 5) обеспечивает подготовку и надлежащее оборудование помещения для проведения голосования; 6) контролирует соблюдение на территории участка местного референдума правил размещения агитационных материалов; 7) организует голосование на участке местного референдума; 8) производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования по участку местною референдума, составляет протокол об итогах голосований и передает его в территориальную комиссию местного референдума; 9) рассматривает жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона и принимает по ним мотивированные решения; 10) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. Статья 20. Статус членов комиссии местного референдума 1. Членами комиссий местного референдума с правом решающего голоса не могут быть депутаты Государственнее Думы Федерального Собрания Российской федерации, Народного Хурала Республики Бурятия, представительных органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, Республики Бурятия, органов местного самоуправления, судьи, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица групп избирателей и избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, а также инициативных групп по проведению местного референдума, члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом совещательного голоса, супруги и близкие родственники кандидатов или лица, находящиеся в непосредственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандидатов. 2. Член комиссии местного референдума не может быть одновременно членом вышестоящей или нижестоящей соответственно уровню референдума комиссий местного референдума. Полномочия члена комиссии местного референдума с правом решающего и совещательного голоса определяются федеральным законом. 3. Член комиссии местного референдума с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии местного референдума до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях, предусмотренных федеральным законом. 4. Члены территориальной и участковых комиссий местного референдума заблаговременно извещаются о заседании комиссии, имеют право выступать на заседании комиссия и вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей комиссии, и требовать проведения по ним голосования, вправе получать ответы на вопросы по существу в соответствии с повесткой заседания, знакомиться с любыми материалами и документами, имеющими отношение к местному референдуму и получать заверенные копии этих документов. 5. Член комиссии местного референдума с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях: а) подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; б) утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации и Республики Бурятия; в) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии; г) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим; д) появления оснований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи. 6. Члену комиссии местного референдума с правом решающего голоса, освобожденному на время подготовки и проведения местного референдума от основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных на проведение местного референдума. В течение срока своих полномочий он не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу. 7. Член комиссии местного референдума с правом решающего голоса на период проведения местного референдума не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, без санкции прокурора Республики Бурятия. Статья 21. Гласность при подготовке и проведении местного референдума 1. Деятельность всех органов, участвующих в организации и проведении местного референдума, осуществляется открыто и гласно. 2. Все решения, касающиеся местного референдума, а также вопросы, выносимые на местный референдум, доводятся до сведения жителей муниципального образования в течение семи дней со дня их принятия представительным органом местного самоуправления путем опубликования местными средствами массовой информации, а в случае их отсутствия - путем помещения официальных текстов этих документов на специальных стендах в местах, определенных главой муниципального образования. 3. Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения местного референдума. Их представителям гарантируются беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с проведением местного референдума, и получение соответствующей информации. 4. Комиссии местного референдума своевременно информируют население о своем составе, месте нахождения и времени работы, об образовании участков для голосования и списках граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме. 5. На заседаниях соответствующих комиссий местного референдума вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий местного референдума, члены или уполномоченные представители инициативной группы по проведению местного референдума, наблюдатели, а также представители средств массовой информации. 6. Лица, указанные в пункте 5 настоящей статьи, вправе присутствовать в день голосования с момента начала работы участковой комиссии местного референдума и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией местного референдума протокола об итогах голосования, при повторном подсчете голосов участников местного референдума на участках, а также на заседаниях комиссий местного референдума при установлении ими итогов голосования, определении результатов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, при повторном подсчете голосов участников местного референдума. 7. Наблюдатели, присутствующие на заседаниях комиссий или на участках для голосования, должны иметь заверенную выписку из протокола собрания инициативной группы по проведению местного референдума с указанием их фамилии, имени, отчества, места жительства, номера участка местного референдума, наименования комиссии местного референдума куда они направляются, а также документы, удостоверяющие их личность. Эти документы могут быть представлены в день голосования в участковую комиссию местного референдума в период с момента начала работы участковой комиссии до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией местного референдума протокола об итогах голосования, при повторном подсчете голосования участников местного референдума на участках референдума. 8. Наблюдатели вправе: а) знакомиться со списками граждан, имеющих право на участие в местном референдуме; б) присутствовать при голосовании граждан непосредственно на участке и вне помещения для голосования; в) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки участников местного референдума, бюллетеней для голосования на местном референдуме, выданных участникам местного референдума, погашенных бюллетеней для голосования на местном референдуме, наблюдать за подсчетом голосов участников местного референдума на участке местного референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания бюллетеней для голосования; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем для голосования на местном референдуме при подсчете голосов участников местного референдума, наблюдать за составлением комиссией местного референдума протокола об итогах голосования и иных документах, указанных в пункте 6 настоящей статьи; г) присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола комиссии местного референдума об итогах голосования; д) обращаться к председателю комиссии местного референдума, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования; е) находиться в помещении для голосования соответствующего участка местного референдума в день голосования в любое время в день голосования с момента начала работы участковой комиссии местного референдума и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией местного референдума протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов участников местного референдума на участках местного референдума; ж) знакомиться с протоколом участковой комиссии местного референдума об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий местного референдума об итогах голосования и результатах данного референдума, изготавливать либо получать от соответствующей комиссии местного референдума копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие комиссии местного референдума, либо составленных этими комиссиями в период, указанный в пункте 6 настоящей статьи, в том числе списка лиц, присутствовавших при голосовании. По требованию наблюдателя комиссия местного референдума обязана выдать или заверить указанные копии; з) обжаловать действия (бездействие) комиссий местного референдума в территориальную комиссию местного референдума в порядке, предусмотренном федеральным законом; и) присутствовать при повторном подсчете голосов участников референдума в соответствующих комиссиях. Предложения и замечания наблюдателей рассматриваются председателем комиссии, а при необходимости на заседании комиссии. Вмешательство наблюдателей в деятельность комиссий местного референдума не допускается. 9. Наблюдатель не вправе: а) выдавать участникам местного референдума бюллетени для голосования на местном референдуме; б) расписываться за участника местного референдума по его просьбе в получении бюллетеней для голосования на местном референдуме; в) заполнять за участника местного референдума по его просьбе бюллетени для голосования на местном референдуме; г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии местного референдума с правом решающего голоса подсчете бюллетеней для голосования на местном референдуме; е) совершать действия, препятствующие работе комиссии местного референдума; ж) вести агитацию среди участников местного референдума; з) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией местного референдума. 10. Права представителей средств массовой информации на участие в местном референдуме определяются федеральным законом. Статья 22. Организация работы комиссий местного референдума 1. Комиссии местного референдума должны провести свои первые заседания не позднее 3 дней с момента их образования. 2. Заседания комиссий референдума являются правомочными, если в них принимают участие более половины состава комиссий. Решения комиссий принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа членов комиссии. Заверенные копии решений комиссий выдаются по первому требованию заинтересованных лиц. 3. Решения комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами, общественными объединениями и гражданами. 4. Решения и действия участковой комиссии могут быть обжалованы в территориальную (районную, городскую) комиссию местного референдума или в суд. 5. По решению комиссий местного референдума председатель, заместитель председателя, секретарь, члены комиссий местного референдума могут освобождаться в период подготовки и проведения референдума от выполнения производственных или служебных обязанностей. 6. Государственные органы и организации, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны содействовать комиссиям местного референдума в осуществлении ими своих полномочий, представлять необходимые для их работы сведения и материалы. Комиссия местного референдума вправе обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума, в государственные и общественные органы и организации, в органы местного самоуправления, к должностным лицам, которые обязаны рассмотреть поставленный вопрос и дать комиссиям местного референдума ответ не позднее чем в пятидневный срок. Глава V. Финансирование местного референдума Статья 23. Финансирование и материальное обеспечение местного референдума 1. Финансирование мероприятий по организации и проведению местного референдума осуществляется за счет средств местного бюджета. 2. В случае, если финансирование местного референдума не осуществляется за счет средств местного бюджета, а также в случае несвоевременного перечисления средств территориальной комиссии местного референдума, на которую настоящим Законом и уставом (положением) муниципального образования возложено руководство деятельностью нижестоящих комиссий местного референдума по подготовке и проведению местного референдума, данные расходы оплачиваются за счет кредитов банков, которые предоставляются этой комиссии местного референдума на конкурсной основе. При этом допустимый объем средств не может превышать сумму, содержащуюся в отчете комиссии соответствующего уровня о расходовании средств при подготовке и проведении аналогичного предыдущего местного референдума, с учетом установленного федеральным законом изменения минимального размера оплаты труда. Полученные кредиты, включая начисляемые на них проценты, покрываются органами местного самоуправления, для которых эти кредиты являются долговым обязательством, и должны быть возвращены в срок, не превышающий двух лет. При утверждении бюджета на год, следующий за годом проведения указанного местного референдума, представительный орган местного самоуправления обязан предусмотреть выплату данных кредитов отдельной строкой в утверждаемом им бюджете. Возврат кредитов гарантируется бюджетом соответствующего уровня без принятия решения о выдаче гарантии. 3. Средства, выделенные из местного бюджета на организацию и проведение местного референдума, поступают в распоряжение территориальной комиссии местного референдума и распределяются ею между всеми участковыми комиссиями. 4. Участковые комиссии местного референдума представляют территориальной комиссии местного референдума отчет о расходовании выделенных им средств не позднее 15 дней со дня официального опубликования (обнародования) решений и итогов голосования. Территориальная комиссия местного референдума представляет представительному органу местного самоуправления отчет о расходовании средств, выделенных на проведение местного референдума, не позднее одного месяца после официального опубликования (обнародования) итогов голосования. Указанный отчет должен быть опубликован в средствах массовой информации не позднее одного месяца после официального объявления результатов местного референдума. 5. Выборное должностное лицо местного самоуправления безвозмездно предоставляет в распоряжение комиссий местного референдума помещения и оборудование, необходимые для подготовки и проведения местного референдума. Аренда помещений и оборудования у предприятий и организаций иных форм собственности оплачивается комиссиями местного референдума за счет средств, выделяемых на проведение местного референдума. 6. Решения комиссий местного референдума публикуются в средствах массовой информации, указанных в пункте 5 статьи 8 настоящего Закона, за счет средств текущего бюджетного финансирования указанных средств массовой информации. 7. Инициативные группы по проведению местного референдума создают фонды для участия в местном референдуме после их официальной регистрации и письменного уведомления соответствующей комиссии местного референдума, представительного органа, выборного должностного лица местного самоуправления об открытии специального банковского счета для финансирования местного референдума, образуемого из средств членов инициативной группы по проведению местного референдума, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, средств общественных объединений, инициирующих проведение местного референдума. 8. Не допускаются добровольные пожертвования в фонды для участия в местном референдуме со стороны иностранных государств, иностранных предприятий, предприятий с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, несовершеннолетних граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и организаций, юридических лиц, имеющих государственную или муниципальную долю в их уставном капитале, превышающую 30 процентов, а также пользующихся льготами по уплате налогов и сборов, воинских частей, правоохранительных организаций, религиозных объединений, а также анонимные пожертвования. 9. Фонды для проведения местного референдума могут формироваться за счет следующих денежных средств: а) собственных средств инициаторов по проведению местного референдума, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день официального опубликования решения о назначении местного референдума более чем в 100 раз; б) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день официального опубликования решения о назначении местного референдума, соответственно более чем в 100 и 500 раз; в) добровольных пожертвований общественных объединений, поддерживающих инициативу проведения местного референдума, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день официального опубликования решения о назначении местного референдума более чем в 100 раз. Предельная сумма расходов за счет средств фонда по проведению местного референдума не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день официального опубликования решения о назначении местного референдума более чем в 1000 раз. Анонимные пожертвования перечисляются в доход республиканского бюджета. 10. Средства фондов для участия в местном референдуме принадлежат создавшим им инициативным группам по проведению местного референдума и расходуются только на покрытие расходов, связанных с проведением местного референдума: а) финансовое обеспечение организационно-технических мероприятий, направленных на сбор подписей в поддержку проведения местного референдума; б) агитацию по поводу местного референдума; в) оплату аренды помещений, оборудования, командировочных и транспортных расходов, услуг связи, приобретение канцтоваров и оплату других расходов, непосредственно связанных с проведением местного референдума. 11. Порядок открытия и ведения специальных счетов фонда, а также форма отчетности по средствам фондов определяются Избирательной комиссией Республики Бурятия по согласованию с Национальным банком Республики Бурятия. Глава VI. Агитация при проведении местного референдума Статья 24. Агитация по поводу местного референдума 1. Граждане, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и любыми законными методами беспрепятственно вести агитацию за или против проведения местного референдума, "за" или "против" участия в нем, "за" или "против" вопросов, выносимых на местный референдум. Агитация может вестись через местные средства массовой информации, путем проведения различных мероприятий, выпуска и распространения агитационных материалов, а также в иных не запрещенных законом формах. 2. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и о лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. При публикации результатов опросов общественного мнения, связанных с местным референдумом, средства массовой информации обязаны указать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности. 3. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. 4. Агитация начинается со дня опубликования акта соответствующего представительного органа местного самоуправления или высшего должностного лица местного самоуправления о назначении местного референдума и заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню проведения местного референдума. В день проведения референдума и в предшествующий ему день агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений комиссией местного референдума, сохраняются на прежних местах. Обнародование результатов опроса общественного мнения, прогнозов результатов местного референдума, иных исследований, связанных с местным референдумом, прекращается за 3 дня до дня голосования. 5. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями), которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо средства массовой информации, которые финансируются полностью или частично за счет средств местного самоуправления или средств органов местного самоуправления, а также средства массовой информации, имеющие льготы по уплате налогов и обязательных платежей по сравнению с другими средствами массовой информации, обязаны обеспечить равные возможности для агитации "за" или "против" вопроса, вынесенного на местный референдум. 6. Общие условия доступа инициативных групп по проведению местного референдума к средствам массовой информации, условия проведения агитации через средства массовой информации, условия проведения агитации посредством проведения массовых мероприятий, условия распространения агитационных печатных материалов, а также гарантии права участников местного референдума на своевременное ознакомление с текстом проекта закона, иного нормативного правового акта, выносимого на местный референдум, определяются федеральным законом. 7. Запрещается проведение агитации, сопровождаемой предоставлением или обещанием предоставления гражданам бесплатных или на льготных условиях товаров, услуг, ценных бумаг, а также выплатой денежных средств. 8. Члены комиссий местного референдума с правом решающего голоса, органы государственной власти и местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей не вправе принимать участие в агитации по поводу местного референдума. 9. Контроль за соблюдением порядка проведения агитации и ответственность за его нарушение устанавливаются федеральным законом. Глава VII. Организация и порядок голосования, подсчет голосов, установление результатов местного референдума, их опубликование Статья 25. Бюллетень для голосования на местном референдуме 1. В бюллетене для голосования на местном референдуме точно воспроизводится текст вынесенного на местный референдум вопроса, называются варианты волеизъявления голосующего словами "за" или "против", под которыми помещаются пустые квадраты. При вынесении на местный референдум нескольких вопросов они включаются в один бюллетень для голосования на местном референдуме, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Альтернативные редакция какого-либо пункта решения также последовательно нумеруются. 2. Бюллетени для голосования на местном референдуме печатаются на русском языке. По решению территориальной комиссии местного референдума бюллетени для голосования на местном референдуме печатаются на русском и бурятском языках, а в необходимых случаях - на русском языке и на языке коренных малочисленных народов на территориях их компактного проживания. 3. Если для участка местного референдума бюллетени для голосования печатаются на двух или более языках, текст на этих языках помещается в каждом бюллетене. Форма и текст бюллетеня для голосования на местном референдуме утверждаются территориальной комиссией местного референдума не позднее чем за 28 дней до дня проведения референдума. 4. Бюллетени для голосования на местном референдуме печатаются не позднее чем за 20 дней до дня проведения местного референдума. Участковые комиссии местного референдума получают от территориальной комиссии местного референдума бюллетени для голосования не позднее чем за три дня до проведения местного референдума. По каждому участку местного референдума число бюллетеней для голосования не может превышать более чем на 0,5 процента от числа зарегистрированных граждан, имеющих право на участие в местном референдуме на данном участке местного референдума. 5. В правом верхнем углу бюллетеня для голосования ставятся подписи двух членов участковой комиссии местного референдума, которые заверяются печатью участковой комиссии. Не заверенные участковой комиссией местного референдума бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются. Статья 26. Порядок голосования на местном референдуме 1. Голосование на местном референдуме проводится в календарный выходной день с 8 до 22 часов по местному времени, а в летнее время - с 6 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая комиссия местного референдума оповещает граждан не позднее чем за 20 дней до дня его проведения. 2. Гражданин, который в день голосования по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнить бюллетень для голосования в помещении территориальной (за 15 - 4 дня до дня голосования) или участковой (не ранее чем за три дня до голосования) комиссий местного референдума, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. 3. Если гражданин голосует досрочно в помещении территориальной или участковой комиссии местного референдума, то на лицевой стороне выдаваемого ему бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов территориальной или участковой комиссии, которые заверяются печатью соответствующей комиссии. Заполненные бюллетени гражданин помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену территориальной или участковой комиссии. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов территориальной или участковой комиссии, которые заверяются печатью соответствующей комиссии местного референдума, а в списке граждан в соответствующей строке делается отметка "досрочно". Территориальная комиссия местного референдума передает список проголосовавших граждан и конверты в участковую комиссию местного референдума не позднее чем за три дня до голосования. 4. В день проведения местного референдума председатель участковой комиссии до начала голосования объявляет участок для голосования открытым и предъявляет членам комиссии, наблюдателям, а также представителям средств массовой информация пустые ящики для голосования, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой комиссии предъявляет конверты, оставленные досрочно голосовавшими гражданами. При этом проверяются неповрежденность каждого конверта, наличие в нем заверительной подписи и печати, а также соответствие количества конвертов числу соответствующих отметок в списке граждан, имеющих право на участие в местом референдуме. Затем конверты вскрываются, и извлеченные из них бюллетени для голосования опускаются в ящики для голосования. При этом число конвертов должно соответствовать числу досрочно проголосовавших граждан. В случае несоответствия этих чисел бюллетени в конвертах погашаются, о чем составляется специальный акт. В ящики для голосования погашенные бюллетени не опускаются, а упаковываются отдельно. После этого председатель участковой комиссии приглашает граждан, имеющих право на участие в референдуме, приступить к голосованию. 5. При получении бюллетеней для голосования, граждане проставляют в списке участников референдума серию и номер своего паспорта или заменяющего его удостоверения личности. С согласия гражданина либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его удостоверения личности могут быть внесены в список членом участковой комиссии местного референдума с правом решающего голоса, после чего гражданин проверяет правильность произведенной записи и расписывается. 6. Граждане, не имеющие возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня, вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов участковой комиссии местного референдума, наблюдателей. Лицо, оказавшее гражданину помощь, указывает свою фамилию и расписывается в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме в графе "Подписи граждан, имеющих право на участие в референдуме, о получении бюллетеня для голосования". 7. Каждый гражданин голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение бюллетеней производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением голосующего. Гражданин, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место или комнату для тайного голосования любое лицо, за исключением члена комиссии и наблюдателей. Фамилия этого лица указывается в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме, рядом с подписью гражданина о получении бюллетеня для голосования. 8. Если гражданин голосует за принятие вынесенного на референдум вопроса он ставит знак "плюс" или любой иной знак под словом "за". Если гражданин голосует против вынесенного на референдум вопроса, он ставит знак "плюс" или любой иной знак в квадрате под словом "против". 9. Заполненный бюллетень для голосования на референдуме опускается в ящик для голосования. Ящики для голосования должны находиться в поле зрения участковой комиссии и наблюдателей. 10. Участковая комиссия местного референдума обязана обеспечить возможность участия в референдуме всем гражданам, имеющим право на участие в референдуме, в том числе гражданам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть для голосования на участок и сделали по этому поводу заявление в письменной или устной форме лично, или через других лиц не позднее чем за 2 часа до истечения времени голосования. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено гражданином в письменной форме при прибытии к нему членов участковой комиссии местного референдума. В заявлении должны содержаться те же данные о гражданине, что и в списке граждан, имеющих право на участие в местном референдуме. 11. После получения бюллетеня для голосования гражданин делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. Члены участковой комиссии референдума, выезжающие по заявлениям, получают под роспись бюллетени для голосования в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений граждан, а также число использованных и возвращенных бюллетеней для голосования отмечаются в отдельном акте. Одновременно в списке участников местного референдума делается отметка о том, что гражданин проголосовал вне помещения для голосования. 12. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать наблюдатели. По возвращении членов участковой комиссии местного референдума переносной ящик для голосования не вскрывается до начала подсчета голосов. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения прав гражданина на участие в местном референдуме, а равно возможность искажения его волеизъявления. 13. Председатель участковой комиссии местного референдума следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязаны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой комиссии его заменяет заместитель председателя участковой комиссии, а при отсутствии последнего - секретарь или иной член участковой комиссии, уполномоченный комиссией. Член участковой комиссии местного референдума отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление гражданина. Решение об этом принимается участковой комиссией. 14. В случае, если гражданин, имеющий право на участие в местном референдуме, считает, что при заполнении бюллетеня для голосования совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии, выдавшему бюллетень для голосования, с просьбой выдать ему новый бюллетень для голосования взамен испорченного. Член участковой комиссии выдает гражданину новый бюллетень для голосования на местном референдуме, делая при этом соответствующую отметку в списке граждан, имеющих право на участие в местном референдуме рядом с фамилией указанного гражданина. Испорченный бюллетень для голосования на местном референдуме погашается, о чем составляется соответствующий акт. 15. Территориальная комиссия местного референдума вправе разрешить провести голосование досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня проведения местного референдума в отдаленных и труднодоступных местностях, о чем комиссией принимается специальное решение. Статья 27. Подсчет голосов граждан, принявших участие в местном референдуме, участковой комиссией местного референдума 1. По истечении времени голосования на местном референдуме председатель участковой комиссии местного референдума объявляет о том, что получить бюллетени для голосования и проголосовать могут только граждане, уже находящиеся в помещении для голосования. 2. Перед вскрытием ящиков для голосования члены участковой комиссии в присутствии наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные бюллетени для голосования на местном референдуме. Число этих бюллетеней оглашается и заносится в протокол участковой комиссии местного референдума об итогах голосования, после чего председатель участковой комиссии проверяет сохранность печатей или пломб на ящиках для голосования, предлагает удостовериться в их сохранности членам участковой комиссии и наблюдателям и вскрывает ящики для голосования. Вскрытие ящиков для голосования осуществляется поочередно - вначале переносных, затем стационарных ящиков для голосования. 3. Вначале производится подсчет бюллетеней для голосования на местном референдуме, находившихся в переносных ящиках для голосования. Число бюллетеней для голосования на местном референдуме, находившихся в переносных ящиках для голосования, не должно превышать число подтверждений в письменной форме граждан о проведении голосования вне помещения участка местного референдума. 4. В случае обнаружения в переносном ящике для голосования большего числа бюллетеней для голосования на местном референдуме, чем число подтверждений в письменной форме граждан, все бюллетени, находившиеся в переносном ящике для голосования, признаются недействительными решением участковой комиссии местного референдума. Этот факт с указанием фамилий членов участковой комиссии местного референдума, обеспечивающих проведение голосования вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу участковой комиссии об итогах голосования. При подсчете голосов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные участковой комиссией местного референдума, и недействительные бюллетени для голосования на местном референдуме. Недействительными считаются бюллетени для голосования на местном референдуме, по которым невозможно установить волеизъявление гражданина, в частности, такие, в которых знак "плюс" или любой другой знак проставлен в двух квадратах или не проставлен ни в одном из них. При возникновении сомнения участковая комиссия разрешает вопрос голосованием. 5. При принятии решения о признании бюллетеня для голосования недействительным комиссия местного референдума указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой комиссии по проведению местного референдума. Недействительные бюллетени для голосования упаковываются отдельно от других бюллетеней для голосования. 6. Подсчет голосов участников местного референдума должен проводиться непосредственно членами участковой комиссии местного референдума с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. 7. Участковая комиссия местного референдума составляет протокол об итогах голосования. В протокол об итогах голосования по проведению местного референдума вносятся дата проведения местного референдума, а также следующие данные: а) номер экземпляра; б) обозначение уровня референдума; в) слово "Протокол"; г) наименование комиссии местного референдума с указанием номера участка референдума; д) строки протокола: строка 1: число граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, зарегистрированных по участку местного референдума, включая граждан, внесенных в список референдума дополнительно; строка 2: число бюллетеней для голосования на местном референдуме, полученных участковой комиссией; строка 3: число бюллетеней для голосования, выданных гражданам, имеющим право на участие в местном референдуме, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4 - в помещении территориальной комиссии местного референдума; строка 5: число погашенных бюллетеней для голосования на местном референдуме; строка 6: число бюллетеней для голосования на местном референдуме, выданных гражданам в помещении для голосования в день голосования; строка 7: число бюллетеней для голосования, выданных гражданам, имеющим право на участие в местном референдуме, проголосовавшим вне помещения для голосования; строка 8: число бюллетеней для голосования на местном референдуме, содержащихся вне помещения для голосования; строка 9: число бюллетеней для голосования на местном референдуме, содержащихся в стационарных ящиках для голосования; строка 10: число действительных бюллетеней для голосования на местном референдуме; строка 11: число недействительных бюллетеней для голосования на местном референдуме, в том числе отдельными строками 12 и 13 - число бюллетеней, признанных недействительными на основании настоящей статьи, и число бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций; строка 14: число открепительных удостоверений (если таковые имеются) для голосования на местном референдуме, полученных участковой комиссией местного референдума; строка 15: число открепительных удостоверений (если таковые имеются) для голосования на местном референдуме, выданных участковой комиссией местного референдума участникам местного референдума до дня голосования; строка 16: число участников местного референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям для голосования на местном референдуме на участке референдума; строка 17 и последующие строки: число голосов участников референдума, поданных за позиции "да" и "нет", содержащиеся в бюллетенях для голосования на местном референдуме; е) перечень жалоб (заявлений), актов и иных документов, прилагаемых к протоколу; ж) дата и время подписания протокола; з) печать комиссии местного референдума. 8. Числа, указанные в пункте 7 настоящей статьи, заносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью. 9. В случае вынесения на местный референдум альтернативных вариантов решения вопроса, в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в местном референдуме, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, принявших участие в местном референдуме, поданных против всех вариантов. Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов, подсчет голосов и составление протокола производятся отдельно. 10. Протокол участковой комиссии местного референдума об итогах голосования составляется в трех экземплярах в присутствии всех членов участковой комиссии и наблюдателей и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии. Член участковой комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушение настоящего Закона, поступившие в участковую комиссию в день проведения местного референдума, а также принятые по ним решения участковой комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений по ним приобщаются ко второму экземпляру протокола. 11. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него любых исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой комиссии местного референдума об итогах голосования, а также при сомнении в правильности составления указанного протокола территориальная комиссия местного референдума вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей участковой комиссией. Повторный подсчет голосов граждан проводится участковой комиссией в присутствии не менее трех членов территориальной комиссии местного референдума. 12. Порядок подсчета голосов участников местного референдума об итогах голосования участковыми комиссиями местного референдума определяется федеральным законом. Статья 28. Определение результатов местного референдума 1. На основании протоколов участковых комиссий местного референдума путем суммирования содержащихся в них данных территориальная комиссия местного референдума не позднее чем через 10 дней со дня проведения местного референдума определяет результаты местного референдума. Суммирование содержащихся в протоколах участковых комиссий местного референдума данных осуществляют непосредственно члены территориальной комиссии местного референдума с правом решающего голоса. 2. Территориальная комиссия местного референдума признает местный референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в местном референдуме. 3. Число граждан, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней для голосования установленной формы, извлеченных из ящиков для голосования. 4. Территориальная комиссия местного референдума признает решение принятым на местном референдуме, если за него в целом проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Если на местный референдум выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из указанных вариантов не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными. 5. Решением территориальной комиссии местного референдума результаты голосования на отдельных участках голосования могут быть признаны недействительными из-за допущенных нарушений настоящего Закона, существенно повлиявших на итоги голосования. В этом случае территориальная комиссия местного референдума вправе поручить соответствующим участковым комиссиям местного референдума провести повторное голосование не позднее 15 дней со дня официального опубликования (обнародования) решения территориальной комиссии. 6. Территориальная комиссия местного референдума составляет протокол о результатах местного референдума, который подписывается всеми присутствующими членами территориальной комиссии с правом решающего голоса. В протокол о результатах местного референдума вносятся следующие данные: а) число участковых комиссий местного референдума; б) число протоколов участковых комиссий местного референдума, на основании которых составляется протокол территориальной комиссии; в) суммарные данные по строкам протоколов участковых комиссий местного референдума, установленных пунктом 7 статьи 28 настоящего Закона. В случае вынесения на местный референдум альтернативных вариантов вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в местном референдуме, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, принявших участие в местном референдуме, поданных против всех вариантов. Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производятся отдельно. 7. Член территориальной комиссии местного референдума, не согласный с протоколом территориальной комиссии местного референдума, с определением результатов местного референдума в целом или отдельных его положений, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 8. К протоколу территориальной комиссии местного референдума в обязательном порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех участковых комиссий местного референдума. 9. Порядок обработки итогов голосования в территориальных комиссиях местного референдума, определения результатов местного референдума и повторного голосования устанавливается федеральным законом. Статья 29. Опубликование (обнародование) и вступление в силу решения, принятого на местном референдуме, его юридическая сила Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования в целом по территории (городу, району) подлежат официальному опубликованию (обнародованию) территориальной комиссией местного референдума не позднее трех дней после определения результатов референдума. Принятое на местном референдуме решение вступает в силу со дня официального опубликования (обнародования) территориальной комиссией референдума, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на местном референдуме. Решение, принятое на местном референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Решение, принятое на местном референдуме, действует на всей территории, на которой проводился местный референдум, и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме. Если для реализации решения, принятого на местном референдуме, требуется издание дополнительного правового акта, органы местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на местном референдуме, определить срок издания данного правового акта и издать его в установленный срок. Статья 30. Хранение документации местного референдума Документация участковых комиссий по проведению местного референдума, включая бюллетени для голосования на местном референдуме, передается в территориальные комиссии местного референдума не позднее 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума. Территориальная комиссия местного референдума по окончании своей работы сдает всю документацию на хранение в местное архивное учреждение. По истечении одного года после официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума бюллетени для голосования на местном референдуме уничтожаются, о чем составляется соответствующий акт. Глава VIII. Ответственность за нарушение законодательства о местном референдуме и контроль за соблюдением настоящего закона Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства о местном референдуме Лица, путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога бюллетеней для голосования, заведомо неправильного подсчета голосов граждан, принявших участие в местном референдуме, или иным путем препятствующие свободному осуществлению гражданином своих прав на участие в местном референдуме либо работе комиссий местного референдума и работе членов указанных комиссий, а также законной деятельности инициативной группы, наблюдателей или условиям проведения агитации, либо препятствующие выполнению решения, принятого на местном референдуме, несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством. Статья 32. Контроль за соблюдением настоящего Закона Контроль за соблюдением настоящего Закона осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления, а также Избирательная комиссия Республики Бурятия. Глава IX. Дополнительные положения Статья 33. О возложении полномочий комиссий местного референдума на избирательные комиссии по выборам депутатов В случае подготовки и проведения местного референдума одновременно с подготовкой и проведением выборов Президента Республики Бурятия, депутатов Народного Хурала Республики Бурятия, представительного органа и выборных должностных лиц органов местного самоуправления, полномочия территориальной и участковых комиссий местного референдума могут быть возложены на соответствующие избирательные комиссии. Глава X. Заключительные положения Статья 34. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Республики Бурятия Л.В.ПОТАПОВ г. Улан-Удэ "4" марта 1998 г. N 661-I Приложение ПОДПИСНОЙ ЛИСТ __________________________________________________________________ (наименование муниципального образования, где собираются подписи граждан) __________________________________________________________________ (наименование общественного объединения, образовавшего инициативную группу; заполняется в соответствующем случае) +----------------------------------------------------------------+ ¦Номер регистрационного¦ Дата ¦Наименование избирательной ¦ ¦ свидетельства ¦регистрации¦комиссии, которая ¦ ¦ ¦ ¦зарегистрировала инициативную¦ ¦ ¦ ¦группу ¦ +----------------------+-----------+-----------------------------¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------+ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем инициативу о проведении местного референдума с формулировкой вопроса (вопросов): _________ __________________________________________________________________ +----------------------------------------------------------------+ ¦NN¦Фамилия, ¦ Дата ¦Адрес места¦Серия и номер¦ Дата ¦Подпись¦ ¦пп¦ имя, ¦рождения¦жительства ¦паспорта или ¦подписи¦ ¦ ¦ ¦отчество ¦ ¦ ¦заменяющего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦его документа¦ ¦ ¦ +--+----------+--------+-----------+-------------+-------+-------¦ ¦1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--+----------+--------+-----------+-------------+-------+-------¦ ¦2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--+----------+--------+-----------+-------------+-------+-------¦ ¦3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------+ Подписной лист удостоверяю: __________________________________ __________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи) (подпись и дата) Уполномоченный инициативной группы: __________________________ __________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа уполномоченного инициативной группы) (подпись и дата) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Май
|