Расширенный поиск

Закон Республики Бурятия от 22.11.1995 № 216-I

Документ имеет не последнюю редакцию.
 
                          РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ
                                ЗАКОН

             О пожарной безопасности в Республике Бурятия

     В соответствии с Федеральным Законом  "О  пожарной  безопасности"
настоящий Закон определяет общие правовые,  экономические и социальные
основы  обеспечения  пожарной  безопасности  в   Республике   Бурятия,
регулирует  в  области  пожарной безопасности отношения между органами
государственной власти и местного самоуправления  Республики  Бурятия,
предприятиями,      учреждениями,     организациями,     крестьянскими
(фермерскими) хозяйствами,  иными юридическими лицами независимо от их
организационно-правовых   форм   и   форм   собственности   (далее   -
предприятия),  а  также  общественными   объединениями,   должностными
лицами,   гражданами   Российской   Федерации  и  Республики  Бурятия,
иностранными гражданами и лицами без гражданства (далее  -  граждане),
находящимися на территории Республики Бурятия.

                       Глава I. Общие положения

                      Статья 1. Основные понятия

     Понятия, применяемые  в  целях  настоящего  Закона,  определяются
Федеральным Законом "О пожарной безопасности" и  другими  нормативными
правовыми актами Российской Федерации и Республики Бурятия.

           Статья 2. Правовая основа пожарной безопасности
                         в Республике Бурятия

     Правовую основу  пожарной  безопасности  в   Республике   Бурятия
составляют  Конституция  Российской Федерации,  Конституция Республики
Бурятия,  Федеральный Закон "О пожарной безопасности",  принимаемые  в
соответствии  с  ним  федеральные  законы  и иные нормативные правовые
акты,  настоящий Закон и иные  нормативные  правовые  акты  Республики
Бурятия, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

                Статья 3. Система обеспечения пожарной
                  безопасности в Республике Бурятия

     Система обеспечения  пожарной безопасности в Республике Бурятия -
совокупность сил и средств,  а также мер правового,  организационного,
экономического,   социального   и  научно  -  технического  характера,
направленных на предупреждение и тушение пожаров.
     Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности  в
Республике  Бурятия  являются органы государственной власти и местного
самоуправления Республики Бурятия,  предприятия, граждане, принимающие
участие   в   обеспечении   пожарной  безопасности  в  соответствии  с
федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.
     Основные функции  системы  обеспечения  пожарной  безопасности  в
Республике  Бурятия  определяются  Федеральным  Законом  "О   пожарной
безопасности".

                      Глава II. Пожарная охрана

              Статья 4. Виды и основные задачи пожарной
                     охраны в Республике Бурятия

     Пожарная охрана в Республике Бурятия подразделяется на  следующие
виды:
     Государственная противопожарная служба Республики Бурятия;
     ведомственная пожарная охрана;
     добровольная пожарная охрана;
     объединения пожарной охраны.
     Основными задачами   пожарной   охраны   в    области    пожарной
безопасности  являются  организация  предупреждения  пожаров и тушение
пожаров.
     Привлечение пожарной  охраны  к  действиям  по  предупреждению  и
ликвидации  социально-политических,   межнациональных   конфликтов   и
массовых беспорядков запрещается.

           Статья 5. Государственная противопожарная служба
                          Республики Бурятия

     Государственная противопожарная   служба    Республики    Бурятия
является  основным видом пожарной охраны в Республике Бурятия и входит
в состав Министерства внутренних дел  Республики  Бурятия  в  качестве
самостоятельной оперативной службы.
     Государственная противопожарная служба Республики Бурятия:
     в пределах    своей    компетенции    организует   разработку   и
осуществление государственных мер, нормативное регулирование в области
пожарной безопасности;
     организует и  осуществляет   в   установленном   порядке   охрану
населенных пунктов и предприятий от пожаров,  другие работы и услуги в
области пожарной безопасности;
     обеспечивает и осуществляет тушение пожаров;
     осуществляет финансовое  и  материально-техническое   обеспечение
деятельности   органов   управления  и  подразделений  Государственной
противопожарной службы Республики Бурятия;
     координирует деятельность других видов пожарной охраны;
     осуществляет подготовку,  переподготовку и повышение квалификации
кадров для пожарной охраны.
     Иные задачи на Государственную противопожарную службу  Республики
Бурятия могут быть возложены только федеральными законами.
     В систему  Государственной  противопожарной  службы  Министерства
внутренних   дел  Республики  Бурятия  входят:  Республиканский  орган
управления Государственной противопожарной службы Республики  Бурятия,
подразделения  Государственной  противопожарной  службы  и  их  органы
управления,  а  также  предприятия   Государственной   противопожарной
службы.
     Республиканский орган управления Государственной  противопожарной
службы   -   самостоятельное   оперативное  структурное  подразделение
Министерства внутренних дел Республики Бурятия,  возглавляющее систему
Государственной противопожарной службы в Республике Бурятия.
     В соответствии  с  федеральным  законодательством   и   настоящим
Законом     Республиканский     орган    управления    Государственной
противопожарной  службы  обладает  полномочиями  надзора   в   области
пожарной  безопасности  в Республике Бурятия,  руководит деятельностью
подразделений Государственной противопожарной службы.
     Подразделениями Государственной противопожарной службы Республики
Бурятия являются:
     территориальные подразделения,   созданные  в  целях  организации
предупреждения пожаров и их тушения в населенных пунктах;
     объектовые подразделения,    созданные    в   целях   организации
предупреждения пожаров и их тушения на предприятиях;
     специализированные подразделения,   созданные   в  целях  тушения
крупных пожаров.
     Предприятия Государственной   противопожарной  службы  Республики
Бурятия создаются в установленном законодательством  порядке  в  целях
выполнения   возложенных  на  Государственную  противопожарную  службу
задач.
     Порядок организации,   реорганизации,   ликвидации  и  содержания
органов управления  и  подразделений  Государственной  противопожарной
службы  Республики  Бурятия  определяется Положением о Государственной
противопожарной   службе,   утверждаемым   Правительством   Российской
Федерации.

             Статья 6. Государственный пожарный надзор в
                          Республике Бурятия

     Государственный пожарный  надзор   является   специальным   видом
государственной  надзорной  деятельности,  осуществляемым должностными
лицами   органов   управления    и    подразделений    Государственной
противопожарной  службы  в  целях  контроля  за соблюдением требований
пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
     Руководитель Республиканского органа  управления  Государственной
противопожарной  службы  Республики  Бурятия по должности одновременно
является Главным государственным  инспектором  Республики  Бурятия  по
пожарному надзору.
     Перечень должностей     личного      состава      Государственной
противопожарной  службы  и  соответствующих  им прав и обязанностей по
осуществлению государственного пожарного  надзора  определяет  Главный
государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору.
     Должностные лица    органов    управления     и     подразделений
Государственной     противопожарной     службы    при    осуществлении
государственного пожарного надзора на  территории  Республики  Бурятия
имеют право:
     организовывать разработку,    утверждать    самостоятельно    или
совместно   с   органами   исполнительной   власти    либо    местного
самоуправления   Республики   Бурятия   обязательные   для  исполнения
нормативные акты в области пожарной безопасности;
     осуществлять государственный   пожарный   надзор  за  соблюдением
требований пожарной безопасности  органами  государственной  власти  и
местного    самоуправления    Республики    Бурятия,    предприятиями,
должностными лицами и гражданами;
     вносить в органы государственной власти и местного самоуправления
Республики Бурятия предложения о выполнении мер пожарной безопасности;
     проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений,
помещений предприятий и других  объектов,  в  том  числе  в  нерабочее
время,   в   целях   контроля   за   соблюдением  требований  пожарной
безопасности и пресечения их нарушений;
     входить в  порядке,  установленном  законодательством  Российской
Федерации  и  Республики  Бурятия,  в  жилые  и  иные  помещения,   на
территории земельных участков граждан при наличии достоверных данных о
нарушении требований пожарной  безопасности,  могущем  создать  угрозу
возникновения пожара и (или) безопасности людей;
     участвовать с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору
площадок   (трасс)   строительства,   а   также  комиссий  по  приемке
завершенных строительством (реконструкцией) объектов;
     рассматривать и   согласовывать  в  части  соблюдения  требований
пожарной    безопасности    градостроительную    и    проектно-сметную
документацию  на  строительство,  капитальный  ремонт,  реконструкцию,
расширение и техническое переоснащение предприятий, зданий, сооружений
и   других  объектов  при  обоснованных  отступлениях  от  действующих
требований  пожарной  безопасности  или   при   отсутствии   указанных
требований;
     проводить на предприятиях,  выполняющих проектные  и  проектно  -
изыскательские   работы,  выборочные  проверки  в  части  соответствия
разрабатываемой  ими   проектной   и   проектно-сметной   документации
требованиям пожарной безопасности;
     давать руководителям предприятий,  должностным лицам и  гражданам
обязательные   для  исполнения  предписания  по  устранению  нарушений
требований пожарной безопасности,  обеспечению  пожарной  безопасности
товаров (работ,  услуг),  снятию с производства, прекращению выпуска и
приостановке реализации товаров  (работ,  услуг),  не  соответствующих
требованиям пожарной безопасности;
     приостанавливать полностью   и   частично   работу    предприятий
(отдельных   производств),   производственных   участков,   агрегатов,
эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных видов
работ   при  выявлении  нарушений  требований  пожарной  безопасности,
создающих угрозу возникновения пожара и (или)  безопасности  людей,  а
также  в  случае  невыполнения  этих  требований  при  проектировании,
строительстве,   капитальном   ремонте,   реконструкции,   расширении,
техническом  переоснащении  предприятий,  зданий,  сооружений и других
объектов;
     производить в   соответствии   с   действующим  законодательством
дознание по делам  о  пожарах  и  по  делам  о  нарушениях  требований
пожарной  безопасности,  а  также  осуществлять  в  протокольной форме
досудебную  подготовку  материалов  о   преступлениях,   связанных   с
пожарами;
     вызывать в  органы  управления  и  подразделения  Государственной
противопожарной  службы  должностных  лиц  и  граждан по находящимся в
производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые
объяснения, справки, документы и копии с них;
     налагать в   соответствии   с    действующим    законодательством
административные  взыскания  на  граждан  и  юридических лиц,  включая
изготовителей  (исполнителей,  продавцов),  за  нарушение   требований
пожарной  безопасности,  а  также  за  иные  правонарушения  в области
пожарной безопасности,  в том числе за  уклонение  от  исполнения  или
несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц
Государственной противопожарной службы.
     Должностные лица     органов     управления    и    подразделений
Государственной    противопожарной    службы     при     осуществлении
государственного    пожарного    надзора   на   объектах,   являющихся
собственностью  иностранных  юридических   лиц   или   предприятий   с
иностранными    инвестициями,   пользуются   правами,   установленными
настоящей статьей.
     Государственный пожарный  надзор  в лесах осуществляется органами
службы лесного хозяйства,  а  на  подземных  объектах  и  при  ведении
взрывных работ - органами горного и промышленного надзора.
     Указания и  распоряжения  вышестоящих  должностных  лиц   органов
управления  и  подразделений  Государственной  противопожарной  службы
обязательны для исполнения нижестоящими  должностными  лицами  органов
управления  и подразделений Государственной противопожарной службы при
осуществлении  ими  государственного  пожарного  надзора.   При   этом
вмешательство иных должностных лиц в их деятельность не допускается.

         Статья 7. Личный состав Государственной противопожарной
                        службы Республики Бурятия

     Личный состав Государственной противопожарной  службы  Республики
Бурятия   включает   в   себя  состоящих  на  соответствующих  штатных
должностях:
     лиц рядового  и  начальствующего  состава  органов внутренних дел
(далее - сотрудники);
     военнослужащих;
     лиц, не  имеющих  специальных  или  воинских  званий   (далее   -
работники).
     В Государственную  противопожарную  службу  принимаются  граждане
Российской  Федерации  не  моложе 17 лет,  способные по своим личным и
деловым  качествам,  образованию  и   состоянию   здоровья   выполнять
обязанности,    возложенные    на    личный   состав   Государственной
противопожарной службы.
     На сотрудников  и  военнослужащих Государственной противопожарной
службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы
соответственно   в  органах  внутренних  дел  и  в  Вооруженных  Силах
Российской Федерации.  На работников  Государственной  противопожарной
службы  распространяются  права,  обязанности и льготы,  установленные
федеральным  законодательством  о  труде  и  охране  труда   и   иными
федеральными законами.
     Личный состав  Государственной  противопожарной  службы  в  целях
защиты  своих  профессиональных,  социальных  и  иных  прав и законных
интересов может объединяться или вступать на добровольной основе  и  в
соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы,
ассоциации.
     В своей     деятельности     личный     состав    Государственной
противопожарной службы не может быть ограничен решениями  политических
партий,   массовых   общественных   движений   и   иных   общественных
объединений, преследующих политические цели.
     Сотрудники Государственной  противопожарной службы в соответствии
со своими должностными  обязанностями  или  по  письменному  поручению
своих   прямых   начальников   в  порядке,  установленном  федеральным
законодательством и законодательством Республики Бурятия,  участвуют в
управлении  деятельностью  предприятий Государственной противопожарной
службы,  предприятий,  созданных с ее участием,  объединений  пожарной
охраны, созданных с участием Государственной противопожарной службы, а
также  в  управлении   деятельностью   Фонда   пожарной   безопасности
Республики  Бурятия,  создаваемого  в  соответствии с частью четвертой
статьи 25 настоящего Закона.
     Личному составу    Государственной   противопожарной   службы   в
подтверждение    полномочий    выдаются    служебные     удостоверения
установленного образца.
     Личный состав Государственной противопожарной службы, включая лиц
призывного   возраста,  принятых  на  службу  в  пределах  численности
Государственной противопожарной службы,  установленной  Правительством
Российской Федерации, а также слушатели и курсанты пожарно-технических
учебных заведений не подлежат призыву на военную службу,  снимаются  с
воинского  учета  и  состоят  на  учете  Министерства  внутренних  дел
Российской  Федерации.  Лица   призывного   возраста,   уволенные   из
Государственной  противопожарной  службы,  подлежат призыву на военную
службу в соответствии с федеральным  законодательством.  Сотрудники  и
военнослужащие  Государственной  противопожарной  службы  имеют  знаки
отличия  и  форму  одежды,  установленные  Правительством   Российской
Федерации.
     Работникам Государственной противопожарной службы, назначенным на
должности,  замещаемые  сотрудниками и военнослужащими Государственной
противопожарной службы,  в непрерывный стаж  службы,  учитываемый  при
исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных
льгот   и    назначения    пенсии,    засчитывается    непосредственно
предшествующий  назначению  на  эти  должности период работы в системе
Государственной противопожарной  службы  Министерства  внутренних  дел
Российской   Федерации   (Республики   Бурятия).   Указанное   правило
распространяется  на  сотрудников  и  военнослужащих   Государственной
противопожарной   службы,   работавших   на   должностях,   замещаемых
работниками Государственной противопожарной  службы  (пожарной  охраны
Министерства  внутренних дел,  противопожарных и аварийно-спасательных
служб Министерства внутренних дел),  до вступления в силу Федерального
Закона "О пожарной безопасности" и настоящего Закона.

         Статья 8. Гарантии правовой и социальной защиты личного
              состава Государственной противопожарной службы
                            Республики Бурятия

     Сотрудники, военнослужащие     и     работники    Государственной
противопожарной  службы  и  члены  их  семей  находятся  под   защитой
государства.   На   сотрудников   и   военнослужащих   Государственной
противопожарной  службы  распространяются  установленные   федеральным
законодательством  и ведомственными нормативными актами соответственно
для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних
войск   Министерства  внутренних  дел  Российской  Федерации  гарантии
правовой социальной защиты и льготы.
     Личному составу   Государственной  противопожарной  службы  жилая
площадь  в  виде  отдельной  квартиры  или   дома   по   установленным
действующим  законодательствам нормам предоставляется в первоочередном
порядке органами  внутренних  дел,  органами  местного  самоуправления
Республики   Бурятия,   а  также  предприятиями,  на  которых  созданы
подразделения Государственной противопожарной службы.  Органы местного
самоуправления  и  указанные  предприятия  на  льготных условиях могут
продавать  жилье  личному  составу   Государственной   противопожарной
службы.
     Личному составу    Государственной    противопожарной     службы,
участвующих  в боевых действиях по тушению пожаров,  телефоны по месту
жительства устанавливаются не позднее двух месяцев со дня  поступления
письменного    обращения    Государственной   противопожарной   службы
Республики Бурятия.
     Личный состав    Государственной   противопожарной   службы   при
исполнении служебных обязанностей бесплатно  пользуется  всеми  видами
общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения
(за исключением  такси),  а  также  попутным  транспортом  в  сельской
местности.
     Личному составу    Государственной    противопожарной     службы,
использующему   в  служебных  целях  личный  транспорт,  выплачивается
компенсация в установленных размерах.
     Сотрудники и   военнослужащие   Государственной   противопожарной
службы Республики Бурятия имеют право на получение беспроцентной ссуды
на  индивидуальное  или  кооперативное  жилищное строительство либо на
покупку жилья с  рассрочкой  на  20  лет  и  погашением  75  процентов
предоставленной ссуды за счет средств федерального бюджета или средств
Республиканского бюджета Республики Бурятия.
     Работникам Государственной противопожарной службы,  работающим на
должностях,   предусмотренных    перечнем    оперативных    должностей
Государственной   противопожарной   службы,   утверждаемым   Министром
внутренних   дел   Российской   Федерации,    пенсии    по    старости
устанавливаются по достижению ими возраста 50 лет и при стаже работы в
Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
     В случае    гибели    сотрудника,    военнослужащего,   работника
Государственной  противопожарной  службы  при   исполнении   служебных
обязанностей  за  семьей  погибшего  сохраняется  право  на  улучшение
жилищных условий,  в том числе на  получение  отдельной  квартиры,  на
основаниях,  которые  имели место на момент его гибели.  В этом случае
улучшение    жилищных    условий    семье    указанного    сотрудника,
военнослужащего,   работника,  в  том  числе  выделение  ей  отдельной
квартиры,  должно быть произведено соответствующими органами  местного
самоуправления не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели.
     Органы государственной власти и  органы  местного  самоуправления
Республики   Бурятия   в   пределах   своей  компетенции  имеют  право
устанавливать иные,  не  предусмотренные  настоящим  Законом  гарантии
правовой   и   социальной   защиты   личного  состава  Государственной
противопожарной службы.
     На личный    состав   Государственной   противопожарной   службы,
охраняющий от пожаров предприятия  с  вредными  и  опасными  условиями
труда,  распространяются  гарантии  правовой  и  социальной  защиты  и
льготы,  установленные действующим  законодательством  для  работников
этих предприятий.

        Статья 9. Обязательное государственное личное страхование
        и возмещение ущерба в случае гибели (смерти) сотрудников,
       военнослужащих и работников Государственной противопожарной
                     службы или получения ими увечья

     Сотрудники, военнослужащие    и     работники     Государственной
противопожарной службы подлежат обязательному государственному личному
страхованию на случай гибели  при  исполнении  служебных  обязанностей
либо  смерти вследствие получения в связи с исполнениями ими служебных
обязанностей   травмы,   ранения,   контузии,   увечья,   заболевания.
Обязательное   государственное   личное   страхование   указанных  лиц
осуществляется  за  счет   средств   федерального   бюджета,   средств
Республиканского   бюджета   Республики   Бурятия,   а  также  средств
предприятий,  на   которых   созданы   подразделения   Государственной
противопожарной службы.
     В случае гибели (смерти) сотрудника,  военнослужащего,  работника
Государственной  противопожарной  службы  в  связи  с  исполнением  им
служебных  обязанностей  семье  погибшего  (умершего),  а  также   его
иждивенцам выплачивается за счет средств федерального бюджета, средств
Республиканского  бюджета  Республики   Бурятия,   а   также   средств
предприятий,   на   которых   созданы   подразделения  Государственной
противопожарной службы,  необлагаемое налогом единовременное пособие в
размере   десятилетнего   денежного   содержания   указанного  лица  с
последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
     При получении     сотрудником,     военнослужащим,     работником
Государственной  противопожарной  службы  в  связи  с  исполнением  им
служебных обязанностей травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания,
исключающих  возможность  дальнейшего  прохождения службы,  указанному
лицу выплачивается  за  счет  средств  федерального  бюджета,  средств
Республиканского   бюджета   Республики   Бурятия,   а  также  средств
предприятий,  на   которых   созданы   подразделения   Государственной
противопожарной службы,  необлагаемое налогом единовременное пособие в
размере его пятилетнего денежного содержания с последующим  взысканием
этой суммы с виновных лиц.
     Единовременные пособия,  указанные  в  частях  второй  и  третьей
настоящей статьи,  выплачиваются в срок не позднее трех месяцев со дня
гибели (смерти) сотрудника, военнослужащего, работника Государственной
противопожарной  службы  или  со  дня  представления  в  установленном
порядке документов,  подтверждающих факт получения им травмы, ранения,
контузии, увечья, заболевания.
     Ущерб, причиненный   имуществу  личного  состава  Государственной
противопожарной службы Республики Бурятия в  связи  с  исполнением  им
служебных  обязанностей,  возмещается  в полном объеме за счет средств
федерального  бюджета,  средств  Республиканского  бюджета  Республики
Бурятия, а также средств предприятий, на которых созданы подразделения
Государственной противопожарной службы,  с последующим взысканием этой
суммы с виновных лиц.

             Статья 10. Финансовое и материально-техническое
               обеспечение в области пожарной безопасности

     Финансовое обеспечение  в   области   пожарной   безопасности   в
Республике   Бурятия,   в  том  числе  по  республиканским  и  местным
программам   в   области   пожарной   безопасности,   планируется    и
осуществляется    органами    государственной    власти   и   местного
самоуправления Республики Бурятия в пределах  их  компетенции  целевым
назначением с указанием отдельной строкой в соответствующих бюджетах.
     Финансирование органов управления и подразделений Государственной
противопожарной    службы    Республики    Бурятия   (за   исключением
подразделений, создаваемых на основе договоров) осуществляется за счет
средств   федерального   бюджета,   средств  Республиканского  бюджета
Республики  Бурятия.  Распределение   указанных   средств   производит
соответственно   федеральный   и   республиканский  органы  управления
Государственной противопожарной службы.  В случае необходимости  могут
привлекаться    дополнительные    средства    из   других   источников
финансирования.
     Объектовые подразделения  Государственной противопожарной службы,
созданные ею на основе договоров с предприятиями,  содержатся за  счет
средств  этих  предприятий,  а  в  случае  необходимости также за счет
дополнительных средств других источников финансирования.
     Территориальные подразделения   Государственной   противопожарной
службы,  созданные ею на основе договоров с  органами  государственной
власти  или  (и)  органами местного самоуправления Республики Бурятия,
финансируются за счет средств  соответствующих  бюджетов.  Минимальная
численность  указанных  подразделений  устанавливается из расчета одна
единица личного  состава  Государственной  противопожарной  службы  на
каждые 650 человек населения.
     Органы государственной  власти  и  органы местного самоуправления
Республики Бурятия  вправе  увеличивать  в  пределах  имеющихся  в  их
распоряжении    средств    расходы   на   содержание   Государственной
противопожарной службы Республики Бурятия.
     Для выполнения    возложенных    на    пожарную    охрану   задач
соответствующими органами местного самоуправления  Республики  Бурятия
устанавливаются  обязательные  отчисления в Фонд пожарной безопасности
Республики Бурятия в размере 0,5 процента от общей  сметной  стоимости
работ по строительству,  капитальному ремонту, реконструкции объектов,
расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений
и других объектов, за исключением работ, финансируемых за счет средств
местных бюджетов.
     Материально-техническое обеспечение    органов    управления    и
подразделений  Государственной  противопожарной  службы осуществляется
ими самостоятельно,  а также  в  порядке  и  по  нормам,  определяемым
Правительством      Российской      Федерации,      через      систему
материально-технического и  военного  снабжения,  систему  специальных
поставок Министерства внутренних дел Российской Федерации.
     Материально-техническое обеспечение ведомственной и  добровольной
пожарной охраны осуществляется их собственниками.

                   Статья 11. Имущество пожарной охраны

     Имущество пожарной  охраны  -  движимое  и  недвижимое имущество,
необходимое для  выполнения  возложенных  на  пожарную  охрану  задач,
определенное  перечнем,  утвержденным  федеральным  органом управления
Государственной противопожарной службы.
     Целевое назначение   имущества  пожарной  охраны  не  может  быть
изменено   собственником   этого   имущества   без   согласования    с
Государственной   противопожарной   службой   Республики   Бурятия   и
Правительством Республики Бурятия.
     При отказе  собственника  от  содержания  подразделений  пожарной
охраны  и  его  имущества,  в  случае  если  отсутствует  согласие  на
изменение   целевого   назначения   указанного  имущества  со  стороны
Государственной  противопожарной  службы  и  Правительства  Республики
Бурятия, это имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную
собственность.
     Органы государственной    власти    и   (или)   органы   местного
самоуправления Республики Бурятия,  предприятия,  на  которых  созданы
подразделения  Государственной противопожарной службы,  в обязательном
порядке предоставляют пожарной охране  здания,  сооружения,  служебные
помещения,   оборудованные  средствами  связи,  и  другое  необходимое
имущество в соответствии с установленными нормами.
     Государственная противопожарная   служба  имеет  служебный  жилой
фонд,  формируемый в порядке,  установленном Правительством Российской
Федерации.

               Статья 12. Ведомственная пожарная охрана
                         в Республике Бурятия

     Предприятия в  целях  обеспечения  пожарной  безопасности   могут
создавать  органы  управления  и  подразделения ведомственной пожарной
охраны.
     Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления
и подразделений ведомственной пожарной охраны,  условия  осуществления
их   деятельности,   несения   службы   личным  составом  определяются
соответствующими   положениями,   согласованными   с   Государственной
противопожарной службой.
     Предприятия, содержащие  за  свой  счет   органы   управления   и
подразделения   ведомственной   пожарной   охраны,   освобождаются  от
обязательного  отчисления  в  Фонд  пожарной  безопасности  Республики
Бурятия, предусмотренных частью шестой статьи 10 настоящего Закона.
     При выявлении   нарушения   требований   пожарной   безопасности,
создающего  угрозу  возникновения пожара и (или) безопасности людей на
подведомственных предприятиях,  ведомственная пожарная  охрана  вправе
приостановить  полностью  или  частично работу предприятия (отдельного
производства),  производственного  участка,   агрегата,   эксплуатацию
здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.
     Контроль за обеспечением пожарной безопасности  при  эксплуатации
воздушных,  морских,  речных  и  железнодорожных транспортных средств,
плавающих  морских  и  речных  средств  и  сооружений   осуществляется
соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

     Статья 13. Добровольная пожарная охрана в Республике Бурятия

     Добровольная пожарная  охрана  является  формой участия граждан в
организации предупреждения пожаров и их тушения в населенных пунктах и
на предприятиях.
     Добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на
добровольной  основе  (без заключения трудового договора (контракта) в
деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению  и  (или)
тушению пожаров.
     Порядок регистрации    добровольных    пожарных    и     создания
подразделений    (дружин,   команд)   добровольной   пожарной   охраны
устанавливается Государственной противопожарной службой.  Финансовое и
материально-техническое    обеспечение    подразделений   добровольной
пожарной охраны осуществляется за счет средств соответствующих местных
бюджетов,  средств предприятий,  на которых созданы эти подразделения,
средств  объединений  пожарной   охраны,   пожертвований   граждан   и
юридических лиц, а также иных источников финансирования.
     Добровольным пожарным,    осуществляющим    несение    службы   в
подразделениях пожарной охраны в соответствии с частью пятой настоящей
статьи,  предоставляются социальные гарантии, устанавливаемые органами
местного самоуправления, а также зарегистрировавшими их предприятиями.
     Добровольные пожарные    осуществляют    несение     службы     в
подразделениях  пожарной  охраны  в  соответствии с графиком дежурств,
утвержденным  соответствующими  органами  местного  самоуправления  по
согласованию  с  Государственной  противопожарной  службой  Республики
Бурятия.  На время несения службы за ними  сохраняется  среднемесячная
заработная плата (стипендия) по месту основной работы (учебы). Расходы
предприятий по выплате заработной платы указанным лицам возмещаются за
счет    средств    местных    бюджетов    в   порядке,   установленном
соответствующими органами местного самоуправления.
     Предельная численность   добровольных   пожарных,  которые  несут
службу  в  порядке,  установленной  частью  пятой  настоящей   статьи,
определяется соответствующими органами местного самоуправления.
     В населенных  пунктах   добровольные   пожарные,   осуществляющие
дежурство   в   подразделениях   пожарной   охраны,  по  представлению
Государственной противопожарной службы Республики Бурятия имеют  право
на установку телефона в первоочередном порядке и на льготных условиях.

                Статья 14. Объединения пожарной охраны

     Объединения пожарной  охраны  (общественные  объединения,  союзы,
ассоциации,  фонды  пожарной  безопасности  и  т.  д.)   создаются   в
соответствии  с  действующим законодательством в целях решения задач в
области  пожарной  безопасности,  защиты  прав  и  законных  интересов
личного  состава  пожарной  охраны и осуществляют свою деятельность на
основании уставных документов.
     Всероссийское добровольное     пожарное     общество,     являясь
общественным объединением,  представляет и защищает законные  интересы
других общественных объединений пожарной охраны,  которые уполномочили
его на это.

            Глава III. Полномочия органов государственной
                  власти и местного самоуправления в
                    области пожарной безопасности

      Статья 15. Полномочия федеральных органов государственной
      власти и органов государственной власти Республики Бурятия
                   в области пожарной безопасности

     К полномочиям  федеральных  органов  государственной   власти   и
органов  государственной  власти Республики Бурятия в области пожарной
безопасности относятся:
     нормативное правовое  регулирование,  в  том  числе  деятельности
пожарной охраны, в пределах их компетенции;
     контроль за  соблюдением  законодательства Российской Федерации и
Республики Бурятия о пожарной безопасности;
     создание, реорганизация   и   ликвидация   органов  управления  и
подразделений  пожарной   охраны,   содержащихся   за   счет   средств
Республиканского бюджета Республики Бурятия;
     установление численности пожарной охраны (не  ниже  нормативной),
содержащейся   за   счет   средств   федерального  бюджета  и  средств
Республиканского бюджета Республики Бурятия;
     осуществление мер  правовой  и  социальной защиты личного состава
пожарной охраны, лиц, находящихся в запасе (в отставке);
     обеспечение пожарной   охраны   необходимой   пожарно-технической
продукцией;
     лицензирование и сертификация;
     официальный статистический учет пожаров и их последствий;
     содействие созданию и деятельности фондов пожарной безопасности в
Республике Бурятия;
     содействие деятельности   добровольных   пожарных  и  объединений
пожарной охраны.

            Статья 16. Полномочия органов государственной
                 власти Республики Бурятия в области
                        пожарной безопасности

     К полномочиям органов государственной власти Республики Бурятия в
области пожарной безопасности относятся:
     нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции;
     организация выполнения  и осуществления мер пожарной безопасности
на территории Республики Бурятия;
     разработка, утверждение  и  исполнение  Республиканского  бюджета
Республики Бурятия в части расходов на пожарную  безопасность,  в  том
числе на содержание пожарной охраны;
     организация обучения населения мерам пожарной безопасности;
     разработка, организация      выполнения      и     финансирование
республиканских целевых программ обеспечения пожарной безопасности;
     осуществление в  пределах   своей   компетенции   социального   и
экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том
числе производства и закупок пожарно-технической  продукции,  а  также
участия населения в борьбе с пожарами;
     осуществление контроля  за  полнотой  и  своевременностью  уплаты
гражданами  и  юридическими  лицами  налогов и страховых отчислений на
обеспечение пожарной безопасности;
     осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава
пожарной охраны и членов их семей.

        Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления
          Республики Бурятия в области пожарной безопасности

     К полномочиям органов местного самоуправления Республики  Бурятия
в области пожарной безопасности относятся:
     организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;
     участие в   выполнении  федеральных,  республиканских  и  местных
целевых программ обеспечения пожарной безопасности;
     разработка, утверждение  и  исполнение  местных  бюджетов в части
расходов на пожарную безопасность,  в том числе на содержание пожарной
охраны;
     создание, реорганизация  и  ликвидация  в  установленном  порядке
пожарной охраны, финансируемой за счет средств местных бюджетов;
     осуществление в  пределах  своей  компетенции  экономического   и
социального стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
     установление специальных местных налогов и (или) целевых сборов с
граждан и юридических лиц на обеспечение пожарной безопасности;
     создание местных  внебюджетных  фондов  пожарной  безопасности  в
порядке,   установленном   законодательством  Российской  Федерации  и
Республики Бурятия;
     содействие созданию  и  деятельности  фонда пожарной безопасности
Республики Бурятия;
     обучение населения  мерам пожарной безопасности и его привлечение
к предупреждению и тушению пожаров;
     содействие деятельности   добровольных   пожарных  и  объединений
пожарной охраны;
     организация общественного   контроля   за  обеспечением  пожарной
безопасности.

             Глава IV. Обеспечение пожарной безопасности

           Статья 18. Нормативное правовое регулирование в
                    области пожарной безопасности

     Нормативное правовое    регулирование    в    области    пожарной
безопасности  представляет  собой  принятие  органами  государственной
власти  обязательных  для  исполнения  нормативных  правовых  актов по
пожарной безопасности.
     Органы государственной власти Республики Бурятия в пределах своей
компетенции принимают (издают) нормативные  правовые  акты  в  области
пожарной безопасности,  не снижающие требования пожарной безопасности,
установленные федеральными нормативными правовыми актами.
     Порядок согласования    отступлений    от   требований   пожарной
безопасности,  а  также  не   установленные   нормативными   правовыми
документами    дополнительные    требования    пожарной   безопасности
устанавливает  Государственная   противопожарная   служба   Республики
Бурятия.
     Нормативные правовые  акты  в   области   пожарной   безопасности
подлежат  регистрации  и  официальному  опубликованию  в установленном
порядке.

     Статья 19. Разработка и реализация мер пожарной безопасности

     Меры пожарной  безопасности  разрабатываются  в  соответствии   с
законодательством  Российской  Федерации  и Республики Бурятия и иными
нормативными правовыми актами в области пожарной безопасности, а также
на основе опыта борьбы с пожарами,  оценки пожарной опасности веществ,
материалов,  технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и
сооружений.
     Изготовители (поставщики)   веществ,   материалов,   изделий    и
оборудования   в  обязательном  порядке  указывают  в  соответствующей
технической документации показатели пожарной опасности  этих  веществ,
материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности
при обращении с ними.
     Разработка и    реализация    мер   пожарной   безопасности   для
предприятий,  зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их
проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения,
обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.
     Для производств  в  обязательном  порядке  разрабатываются  планы
тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности
людей.  Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий
административных образований разрабатываются  и  реализуются  органами
государственной  власти Республики Бурятия и соответствующими органами
местного самоуправления.
     Инвестиционные проекты,   разрабатываемые   по   решению  органов
государственной власти Республики  Бурятия,  подлежат  согласованию  с
Государственной  противопожарной  службой  Республики  Бурятия в части
обеспечения пожарной безопасности.

                      Статья 20. Тушение пожаров

     Тушение пожаров представляет собой боевые действия,  направленные
на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.
     Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной  охраны
устанавливается Государственной противопожарной службой.
     Порядок привлечения   сил   и   средств   для   тушения   пожаров
определяется Государственной противопожарной службой и утверждается:
     на межрегиональном уровне - федеральными органами государственной
власти;
     на территориальном   и   местных   уровнях    -    соответственно
Правительством  Республики  Бурятия и органами местного самоуправления
Республики Бурятия.  Пожар может перерастать в чрезвычайную ситуацию в
случае,   если   сил   и   средств  пожарной  охраны,  а  также  служб
жизнеобеспечения,   дислоцированных   на   определенной    территории,
недостаточно  для  его  ликвидации.  При этом силы и средства пожарной
охраны могут привлекаться для ликвидации чрезвычайных  ситуаций  и  их
последствий  в порядке,  установленном федеральным законодательством о
чрезвычайных ситуациях.
     Выезд подразделений  пожарной охраны на тушение пожаров и участие
в  их  ликвидации  осуществляется  в  безусловном  порядке.  При  этом
возмещение затрат производится в порядке,  определяемом Правительством
Российской Федерации.
     Тушение пожаров    Государственной    противопожарной    службой
осуществляется на  безвозмездной  основе,  если  иное  не  установлено
федеральным законодательством.
     Для вызова  подразделений  пожарной  охраны  в  телефонных  сетях
населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.
     При тушении   пожаров   проводятся   необходимые   действия    по
обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:
     проникновение в      места      распространения       (возможного
распространения) пожаров и их опасных проявлений;
     создание условий,    препятствующих    развитию     пожаров     и
обеспечивающих их ликвидацию;
     использование на безвозмездной основе средств связи,  транспорта,
оборудования;
     ограничение или запрещение доступа  к  местам  пожаров,  а  также
ограничение   или   запрещение  движения  транспорта  и  пешеходов  на
прилегающих к ним территориях;
     эвакуация с мест пожаров людей и имущества.
     Непосредственное руководство   тушением   пожара   осуществляется
руководителем  тушения пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным
должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное),  которое
управляет  на  принципах единоначалия личным составом пожарной охраны,
участвующим в выполнении боевых действий по тушению  пожара,  а  также
привлеченными к тушению пожара силами.
     Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой задачи,
за  безопасность  личного  состава  пожарной  охраны,  участвующего  в
выполнении боевых действий по тушению пожара, и привлеченных к тушению
пожара сил.
     Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории,  на
которой  осуществляются  боевые действия по тушению пожара,  порядок и
особенности указанных действий,  а также принимает решения о  спасении
людей,  имущества  при пожаре.  При необходимости руководитель тушения
пожара принимает  иные  решения,  в  том  числе  ограничивающие  права
должностных лиц и граждан на указанной территории.
     Указания руководителя тушения пожара обязательны  для  исполнения
всеми  должностными  лицами  и  гражданами  на территории,  на которой
осуществляются боевые действия по тушению пожара.
     Никто не  вправе  вмешиваться  в  действия  руководителя  тушения
пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.
     Материальный ущерб,  причиненный  при  тушении пожаров,  подлежит
возмещению в  порядке,  установленном  действующим  законодательством.
Личный   состав   пожарной  охраны,  иные  участники  тушения  пожара,
действовавшие  в  условиях  крайней   необходимости,   от   возмещения
причиненного ущерба освобождаются.

             Статья 21. Выполнение работ и оказание услуг
                   в области пожарной безопасности

     Работы и услуги в области  пожарной  безопасности  выполняются  и
оказываются   в   соответствии   с  Федеральным  Законом  "О  пожарной
безопасности", настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами
в области пожарной безопасности в целях реализации требований пожарной
безопасности,  а также в целях предупреждения  и  тушения  пожаров.  К
работам и услугам в области пожарной безопасности относятся:
     охрана от  пожаров предприятий и населенных пунктов на договорной
основе;
     производство, проведение   испытаний,    закупка    и    поставка
пожарно-технической продукции;
     выполнение проектных, изыскательских работ;
     проведение научно-технического  консультирования и экспертизы;
     испытание веществ,   материалов,    изделий,    оборудования    и
конструкций на пожарную безопасность;
     обучение населения мерам пожарной безопасности;
     осуществление противопожарной   пропаганды,  издание  специальной
литературы и рекламной продукции;
     огнезащитные и трубо-печные работы;
     монтаж, техническое  обслуживание  и  ремонт  систем  и   средств
противопожарной защиты;
     ремонт и обслуживание  пожарного  снаряжения,  первичных  средств
тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств;
     строительство, реконструкция   и   ремонт   зданий,   сооружений,
помещений пожарной охраны;
     другие работы и  услуги,  направленные  на  обеспечение  пожарной
безопасности,   перечень   которых   осуществляется   федеральными   и
республиканскими органами управления  Государственной  противопожарной
службы.

           Статья 22. Противопожарная пропаганда и обучение
                     мерам пожарной безопасности

     Противопожарная пропаганда  на  территории   Республики   Бурятия
осуществляется  в  соответствии  с  Федеральным  Законом  "О  пожарной
безопасности".
     Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти
и  местного  самоуправления  Республики  Бурятия,  пожарная  охрана  и
предприятия.
     Обучение мерам  пожарной  безопасности   работников   предприятий
проводится   администрацией   (собственником)   этих   предприятий   в
соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации.
     Обязательное обучение   детей   в   дошкольных    образовательных
учреждениях  и лиц,  обучающихся в образовательных учреждениях,  мерам
пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями  по
специальным     программам,     согласованным     с    Государственной
противопожарной  службой  Республики  Бурятия.   Органами   управления
образованием и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины
юных пожарных.  Требования к содержанию программ и порядок организации
обучения   указанных  лиц  мерам  пожарной  безопасности  определяется
Государственной противопожарной службой Республики Бурятия.

               Статья 23. Информационное обеспечение в
                    области пожарной безопасности

     Информационное обеспечение  в   области   пожарной   безопасности
осуществляется   в   порядке,  установленном  Федеральным  Законом  "О
пожарной безопасности".
     Средства массовой   информации   обязаны   незамедлительно  и  на
безвозмездной  основе  публиковать   по   требованию   Государственной
противопожарной  службы  Республики  Бурятия оперативную информацию по
вопросам пожарной безопасности.
     Органы государственной    власти    и   местного   самоуправления
Республики Бурятия  должны  информировать  население  о  принятых  ими
решениях   по   обеспечению   пожарной  безопасности  и  содействовать
распространению пожарно-технических знаний.

               Статья 24. Учет пожаров и их последствий

     Учет пожаров и их последствий в Республике Бурятия осуществляется
в   соответствии   с   единой   федеральной  государственной  системой
статистического  учета   пожаров   и   их   последствий   в   порядке,
установленном федеральным законодательством.
     Установленный порядок учета пожаров и их  последствий  обязателен
для    исполнения   органами   государственной   власти   и   местного
самоуправления  Республики  Бурятия,   предприятиями   и   гражданами,
осуществляющими   предпринимательскую   деятельность  без  образования
юридического лица.

              Статья 25. Противопожарное страхование

     Противопожарное страхование может осуществляться в добровольной и
обязательной формах.
     Предприятия, иностранные   юридические   лица,   предприятия    с
иностранными    инвестициями,    осуществляющие    предпринимательскую
деятельность  на  территории  Республики  Бурятия,  должны   проводить
обязательное противопожарное страхование:
     имущества, находящегося в их ведении, пользовании, распоряжении;
     гражданской ответственности за вред,  который может быть причинен
пожаром третьи лицам;
     работ и услуг в области пожарной безопасности.
     Порядок и  условия  обязательного  противопожарного   страхования
устанавливаются федеральным законом.  Перечень предприятий, подлежащих
обязательному     противопожарному      страхованию,      определяется
Правительством Российской Федерации.
     В целях  реализации  мер   пожарной   безопасности   в   порядке,
установленном  Правительством  Российской  Федерации,  создается  Фонд
пожарной  безопасности  Республики  Бурятия,   формируемый   за   счет
отчислений   страховых  организаций  из  сумм  страховых  платежей  по
противопожарному страхованию в размере 20 процентов  от  этих  сумм  и
иных    источников.    Управление    Фондом    пожарной   безопасности
осуществляется  Государственной  противопожарной  службой   Республики
Бурятия   на  основе  типового  устава,  утверждаемого  Правительством
Российской Федерации.
     Сумма средств,  израсходованных  на  противопожарное  страхование
предприятиями,  иностранными  юридическими  лицами,  предприятиями   с
иностранными  инвестициями,  которые  осуществляют предпринимательскую
деятельность  на   территории   Республики   Бурятия,   относится   на
себестоимость продукции (работ, услуг). Сумма средств, израсходованных
гражданами  на  противопожарное   страхование,   исключается   из   их
совокупных налогооблагаемых доходов за текущий год.
     При противопожарном  страховании  страхователям   предоставляются
скидки  со  страховых тарифов с учетом состояния пожарной безопасности
страхуемого имущества. Размер скидок со страховых тарифов определяется
страховщиками самостоятельно.

     Статья 26. Налоговые льготы в области пожарной безопасности

     Налоговые льготы  в области пожарной безопасности устанавливаются
законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.

               Статья 27. Особый противопожарный режим

     В случае  повышения  пожарной  опасности  решением  Правительства
Республики  Бурятия  или  органов  местного  самоуправления   районов,
аймаков,   городов   республиканского  подчинения  на  соответствующих
территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
     На период    действия    особого   противопожарного   режима   на
соответствующих территориях устанавливаются дополнительные  требования
пожарной безопасности, согласованные с Государственной противопожарной
службой Республики Бурятия.

                      Статья 28. Лицензирование

     Настоящий Закон  в соответствии с Федеральным Законом "О пожарной
безопасности"  устанавливает  лицензионный  (разрешительный)   порядок
осуществления   деятельности   (работ,   услуг)   в  области  пожарной
безопасности.
     Перечень лицензируемых   видов   деятельности  (работ,  услуг)  в
области пожарной безопасности определяется  Правительством  Российской
Федерации.  Правительство  Республики Бурятия с учетом местных условий
вправе устанавливать дополнительные виды деятельности (работ, услуг) в
области пожарной безопасности, подлежащие лицензированию.
     Деятельность (работы,  услуги) в  области  пожарной  безопасности
осуществляется   на  основании  лицензий,  выдаваемых  Государственной
противопожарной службой  Республики  Бурятия.  Порядок  лицензирования
определяется   Государственной   противопожарной   службой  Российской
Федерации.  При этом размер  лицензионного  сбора  устанавливается  по
согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Финансовые
средства,   получаемые   Государственной    противопожарной    службой
Республики  Бурятия  в результате лицензирования,  направляются в Фонд
пожарной безопасности Республики Бурятия.
     Осуществление предприятием  или  гражданином деятельности (работ,
услуг) в области пожарной безопасности без лицензии либо с  нарушением
условий  лицензирования влечет за собой ответственность в соответствии
с  федеральным  законодательством   и   законодательством   Республики
Бурятия.
     Соблюдение требований пожарной безопасности является обязательным
условием   лицензирования   для   всех   видов   лицензируемых   видов
деятельности (работ, услуг).

                       Статья 29. Сертификация

     Сертификация -   деятельность   по   подтверждению   соответствия
продукции  и  услуг  установленным  требованиям пожарной безопасности,
осуществляемая в соответствии с федеральным законодательством.
     Перечень продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации,
определяется  Государственной   противопожарной   службой   Российской
Федерации.
     По инициативе  граждан  и  юридических  лиц   может   проводиться
добровольная  сертификация  на  условиях  договора  между заявителем и
органом по сертификации.
     Сертификат пожарной  безопасности является обязательной составной
частью сертификата соответствия.
     Порядок организации   и   проведения   сертификации  определяется
Государственной  противопожарной  службой  Российской   Федерации   по
согласованию  с  Комитетом  Российской  Федерации  по  стандартизации,
метрологии и сертификации.
     Оплата работ    по    сертификации   производится   изготовителем
(продавцом,  исполнителем) продукции и  услуг.  При  этом  затраты  на
проведение сертификации относятся на себестоимость продукции и услуг.

            Глава V. Права, обязанности и ответственность
                   в области пожарной безопасности

               Статья 30. Права и обязанности граждан в
                    области пожарной безопасности

     Граждане имеют право на:
     защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
     возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном
действующим законодательством;
     участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью
и имуществу;
     получение информации  по  вопросам  пожарной безопасности,  в том
числе в установленном порядке от органов  управления  и  подразделений
пожарной охраны;
     участие в  обеспечении  пожарной  безопасности,  в  том  числе  в
установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.
     Граждане обязаны:
     соблюдать требования пожарной безопасности;
     иметь в помещениях и строениях,  находящихся в  их  собственности
(пользовании),  первичные  средства  тушения пожаров и противопожарный
инвентарь  в  соответствии  с  правилами   пожарной   безопасности   и
перечнями,    утвержденными    соответствующими    органами   местного
самоуправления;
     при обнаружении  пожаров  немедленно  уведомлять  о  них пожарную
охрану;
     до прибытия  пожарной охраны принимать посильные меры по спасению
людей, имущества и тушению пожаров;
     оказывать содействие  пожарной  охране  при  тушении  пожаров;
     выполнять предписания,  постановления и иные законные  требования
должностных лиц пожарной охраны;
     предоставлять в      порядке,      установленном      федеральным
законодательством  и настоящим Законом,  возможность должностным лицам
пожарной охраны проводить обследования  и  проверки  принадлежащих  им
производственных,  хозяйственных,  жилых и иных помещений и строений в
целях контроля  за  соблюдением  требований  пожарной  безопасности  и
пресечения их нарушений.

         Статья 31. Обязанности органов исполнительной власти
         Республики Бурятия в области пожарной  безопасности

     Правительство и  иные  органы  исполнительной  власти  Республики
Бурятия обязаны:
     организовывать разработку и обеспечивать реализацию мер  пожарной
безопасности   на   соответствующих   территориях  и  подведомственных
предприятиях;
     создавать и  содержать  в  соответствии  с установленными нормами
финансируемые за  счет  средств  Республиканского  бюджета  Республики
Бурятия органы управления и подразделения пожарной охраны;
     оказывать необходимую  помощь  пожарной  охране  при   выполнении
возложенных на нее задач;
     создавать условия  для  привлечения  населения   к   работам   по
предупреждению и тушению пожаров;
     организовывать проведение противопожарной пропаганды  и  обучение
населения мерам пожарной безопасности.
     В целях координации  и  совершенствования  работ  по  обеспечению
пожарной  безопасности  в  Республике  Бурятия в установленном порядке
создается правительственная комиссия Республики  Бурятия  по  пожарной
безопасности.

        Статья 32. Обязанности органов местного самоуправления
          Республики Бурятия в области пожарной безопасности

     Органы местного  самоуправления  Республики  Бурятия  в  пределах
своей компетенции на соответствующих территориях обязаны:
     организовывать разработку и обеспечивать реализацию мер  пожарной
безопасности;
     принимать в муниципальную собственность имущество пожарной охраны
при  отказе  собственника  указанного  имущества  от  его  содержания,
использовать данное имущество по его прямому назначению;
     создавать и  содержать  в  соответствии  с установленными нормами
финансируемые за счет средств местных  бюджетов  органы  управления  и
подразделения  пожарной  охраны,  в  том  числе  на основе договоров с
Государственной противопожарной службой Республики Бурятия;
     организовывать обучение населения мерам пожарной безопасности;
     содействовать деятельности добровольных  пожарных  и  объединений
пожарной охраны.

             Статья 33. Права и обязанности предприятий в
                    области пожарной безопасности

     Предприятия имеют право:
     создавать, реорганизовывать   и   ликвидировать  в  установленном
порядке подразделения пожарной охраны,  которые они содержат  за  счет
собственных средств, в том числе на основе договоров с Государственной
противопожарной службой Республики Бурятия;
     вносить в   органы   государственной  власти  и  органы  местного
самоуправления Республики Бурятия предложения по обеспечению  пожарной
безопасности;
     проводить работы по установлению причин и обстоятельств  пожаров,
происшедших на предприятиях;
     устанавливать меры социального  и  экономического  стимулирования
обеспечения пожарной безопасности;
     получать информацию по  вопросам  пожарной  безопасности,  в  том
числе  в  установленном  порядке от органов управления и подразделений
пожарной охраны.
     Предприятия обязаны:
     соблюдать требования пожарной  безопасности,  а  также  выполнять
предписания,  постановления и иные законные требования должностных лиц
пожарной охраны;
     разрабатывать и   осуществлять   меры   по  обеспечению  пожарной
безопасности;
     проводить противопожарную   пропаганду,  а  также  обучать  своих
работников мерам пожарной безопасности;
     включать в  коллективный  договор  (соглашение)  вопросы пожарной
безопасности;
     содержать в    исправном    состоянии    системы    и    средства
противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не
допускать их использование не по назначению;
     оказывать содействие  пожарной  охране   при   тушении   пожаров,
установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при
выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и
возникновении пожаров;
     предоставлять в установленном  порядке  при  тушении  пожаров  на
территориях   предприятий   необходимые  силы  и  средства,  горюче  -
смазочные материалы,  а также продукты  питания  и  места  отдыха  для
личного  состава  пожарной  охраны,  участвующего  в выполнении боевых
действий по тушению пожаров, и привлеченных к тушению пожаров сил;
     обеспечивать доступ   должностным   лицам   пожарной  охраны  при
осуществлении ими служебных  обязанностей  на  территории,  в  здания,
сооружения и на иные объекты предприятий;
     предоставлять по  требованию  должностных   лиц   Государственной
противопожарной  службы  Республики  Бурятия  сведения  и  документы о
состоянии  пожарной  безопасности  на  предприятиях,  в  том  числе  о
пожарной   безопасности   производимой   ими   продукции,  а  также  о
происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
     незамедлительно сообщать  в  пожарную охрану о возникших пожарах,
неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной  защиты,  об
изменении состояния дорог и проездов;
     содействовать деятельности добровольных пожарных.

          Статья 34. Ответственность за нарушение требований
                        пожарной безопасности

     Ответственность за  нарушение  требований пожарной безопасности в
соответствии  с  федеральным  законодательством  и   законодательством
Республики Бурятия несут:
     собственники имущества;
     лица, уполномоченные   владеть,  пользоваться  или  распоряжаться
имуществом, в том числе руководители предприятий;
     лица, в   установленном  порядке  назначенные  ответственными  за
обеспечение пожарной безопасности;
     должностные лица в пределах их компетенции.
     Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для
квартир   (комнат)   в   домах   государственного,   муниципального  и
ведомственного   жилищного   фонда   возлагается   на    ответственных
квартиросъемщиков   или   арендаторов,   если  иное  не  предусмотрено
соответствующим договором.
     Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за
нарушение  требований  пожарной  безопасности,   а   также   за   иные
правонарушения  в  области пожарной безопасности несут дисциплинарную,
административную  или  уголовную  ответственность  в  соответствии   с
действующим законодательством.
     Средства, полученные от применения  штрафных  санкций  в  области
пожарной безопасности направляются:
     50 процентов - в федеральный бюджет;
     50 процентов - в Фонд пожарной безопасности Республики Бурятия.
     Вопросы взаимоотношений Фонда  пожарной  безопасности  Республики
Бурятия  с  местными  внебюджетными  фондами  и распределения средств,
поступивших  в  Фонд  пожарной  безопасности  Республики  Бурятия   от
применения   штрафных   санкций   в   области  пожарной  безопасности,
регулируются  Положением  (Уставом)  о  Фонде  пожарной   безопасности
Республики Бурятия.

       Статья 35. Административная ответственность предприятий

     Предприятия за  нарушение  требований  пожарной  безопасности,  а
также  за  иные  нарушения  в   области   пожарной   безопасности   по
постановлению  должностных  лиц Государственной противопожарной службы
Республики   Бурятия    уплачивают    в    порядке,    устанавливаемом
Правительством Российской Федерации, штраф в размере до двух процентов
соответствующих  месячных  фондов  оплаты  труда,  а   иные   субъекты
предпринимательской  деятельности  -  в  размере  от пятидесяти до ста
минимальных размеров оплаты труда.
     Основания и  порядок  привлечения  предприятий к административной
ответственности за  правонарушения  в  области  пожарной  безопасности
устанавливается законодательством Российской Федерации.
     Изготовители (исполнители,  продавцы) за уклонение от  исполнения
или    несвоевременное    исполнение   предписаний   должностных   лиц
Государственной   противопожарной   службы   Республики   Бурятия   по
обеспечению   пожарной   безопасности  товаров  (работ,  услуг)  несут
административную ответственность в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации о защите прав потребителей.

                  Глава VI. Заключительные положения

            Статья 36. Вступление в силу настоящего Закона

     Настоящий Закон   вступает   в   силу  со  дня  его  официального
опубликования.

          Статья 37. Приведение нормативных правовых актов в
                  соответствие с настоящим Законом.

     Со дня  вступления  в  силу  настоящего  Закона  Закон Республики
Бурятия от 22 ноября 1993 года N 380-XII "О  пожарной  безопасности  и
пожарной охране в Республике Бурятия" утрачивает силу.
     Нормативные правовые  акты  органов  государственной   власти   и
местного самоуправления Республики Бурятия,  ведомственные нормативные
правовые  акты,  регулирующие  правоотношения   в   области   пожарной
безопасности,  приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение
двух месяцев со дня его вступления в силу.


     Президент Республики Бурятия          Л.В.ПОТАПОВ

     г. Улан-Удэ
     "22" ноября 1995 г.
     N 216-I



Информация по документу
Читайте также