Расширенный поиск

Закон Республики Бурятия от 19.04.1995 № 111-I

Документ имеет не последнюю редакцию.
 
                          РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ

                                ЗАКОН

                 О Народном Хурале Республики Бурятия                 

     Настоящий Закон       устанавливает       правовой        статус,
организационно-правовые   основы   и   компетенцию   Народного  Хурала
Республики Бурятия и его органов.

                       Глава 1. Общие положения

     Статья 1.  Народный Хурал Республики Бурятия  (далее  -  Народный
Хурал)   -   парламент   республики   -  является  представительным  и
законодательным органом Республики Бурятия.
     Народный Хурал является юридическим лицом, имеет гербовую печать.
Народный Хурал является правопреемником Верховного  Совета  Республики
Бурятия  в пределах полномочий,  установленных Конституцией Республики
Бурятия.  Законы и иные нормативные акты,  принятые Верховным  Советом
Республики  Бурятия  действуют в части,  не противоречащей Конституции
Республики Бурятия,  законам Республики Бурятия  и  нормативным  актам
Народного Хурала.
     Порядок деятельности     Народного     Хурала     устанавливается
Конституцией  Республики  Бурятия,  настоящим  Законом  и  Регламентом
Народного Хурала (далее - Регламент).

     Статья 2. Народный Хурал состоит из 65 депутатов, избираемых на 4
года в соответствии с Конституцией и законом Республики Бурятия.
     Статус депутата Народного Хурала Республики Бурятия  определяется
законом Республики Бурятия.

     Статья 3.    Народный    Хурал   правомочен   осуществлять   свою
деятельность,  если избрано не менее двух третей установленного  числа
депутатов.  Первое  заседание  проводится  через  две недели после дня
выборов Народного Хурала.

              Глава 2. Полномочия и структуря Народного
                      Хурала Республики Бурятия

     Статья 4. Народный Хурал:
     1) вносит  изменения  и  дополнения  в   Конституцию   Республики
Бурятия;
     2) разрабатывает и принимает законы Республики Бурятия и дает  им
официальное толкование;
     3) определяет  совместно   с   Президентом   Республики   Бурятия
внутреннюю и внешнюю политику Республики Бурятия;
     4) утверждает   государственные   программы   экономического    и
социального развития республики;
     5) рассматривает,   утверждает   и   осуществляет   контроль   за
исполнением республиканского бюджета;
     6) устанавливает республиканские налоги  и  иные  республиканские
платежи  и  сборы,  учреждает  республиканские  фонды  и  осуществляет
контроль  за  их  деятельностью,  контроль  за  расходованием  займов,
кредитов, экономической и иной помощи;
     7) решает  вопросы,  связанные  с  изменением  границ  Республики
Бурятия;
     8) определяет     административно-территориальное      устройство
республики,  образование новых районов,  аймаков, городов и населенных
пунктов, их наименование и переименование;
     9) принимает   решения  по  представлению  Президента  Республики
Бурятия об образовании и  упразднении  министерств  и  государственных
комитетов Республики Бурятия;
     10) назначает  выборы  Президента  и  Народного  Хурала,  органов
местного самоуправления в Республике Бурятия;
     11) осуществляет право законодательной инициативы  в  Федеральном
Собрании Российской Федерации;
     12) заслушивает   послания   и   ежегодные   доклады   Президента
Республики  Бурятия  об  основных  направлениях  внутренней  и внешней
политики  республики,  послания   Конституционного   Суда   Республики
Бурятия;
     13) дает согласие Президенту Республики Бурятия на  назначение  и
освобождение   от   должности   членов   Правительства,   Председателя
Национального банка республики;
     14) дает  согласие Генеральному прокурору Российской Федерации на
назначение Прокурора Республики Бурятия;
     15) назначает   на   должность   Председателей  Конституционного,
Верховного,  Высшего  Арбитражного   Судов   Республики   Бурятия   по
представлению Президента Республики Бурятия;
     16) назначает на должность судей Конституционного,  Верховного  и
Высшего Арбитражного Судов Республики Бурятия;
     17) назначает и освобождает  от  должности  Председателя  Счетной
палаты;
     18) решает  вопросы  о  доверии  отдельным  членам  Правительства
республики или об их отставке;
     19) отрешает  Президента   Республики   Бурятия   от   должности,
принимает  отставку  Президента  Республики Бурятия по его заявлению и
прекращает полномочия  Президента  Республики  в  случае  его  стойкой
неспособности  по  состоянию здоровья осуществлять возложенные на него
полномочия;
     20) утверждает  Указ  Президента  Республики  Бурятия  о введении
чрезвычайного положения в республике;
     21) утверждает   состав  Центральной  избирательной  комиссии  по
выборам Президента Республики Бурятия  и  депутатов  Народного  Хурала
Республики Бурятия;
     22) утверждает  по  предложению  Президента  Республики   Бурятия
межгосударственные   договоры,   соглашения  с  субъектами  Российской
Федерации и иностранными государствами;
     23) учреждает   государственные   награды   и   почетные   звания
Республики Бурятия;
     24) проводит парламентские слушания;
     24) осуществляет иные полномочия,  предусмотренные Конституцией и
законами Республики Бурятия.

     Статья 5.  Народный  Хурал  осуществляет  контроль за соблюдением
законов Республики Бурятия и иных  принятых  им  нормативных  правовых
актов.
     Народный Хурал заслушивает не реже одного  раза  в  год  отчет  о
деятельности Правительства Республики Бурятия;
     Осуществление Народным   Хуралом   других   контрольных   функций
устанавливается республиканскими законами.
     Контрольная деятельность Народного Хурала осуществляется в  форме
заслушивания отчетов,  направления депутатских запросов,  истребования
информации и депутатского расследования.

     Статья 6.   Сессии   Народного   Хурала   созываются   по    мере
необходимости, но не реже одного раза в квартал.
     Сессии Народного Хурала  созываются  по  инициативе  Председателя
Народного Хурала, а также одной трети избранных депутатов.
     Народный Хурал в необходимых случаях проводит закрытые заседания.
Депутаты  работают  в  Народном  Хурале  на  постоянной и непостоянной
основе.  Постановлением Народного Хурала определяется число депутатов,
работающих в Народном Хурале на постоянной основе.
     Народный Хурал  избирает  Председателя  Народного   Хурала,   его
заместителя,  председателей  постоянных  комитетов  и комиссий,  Совет
Народного  Хурала,  Председателя  Счетной  палаты,  утверждает  состав
постоянных комитетов и комиссий, структуру и бюджет Народного Хурала.


     Статья 7.  Председатель Народного Хурала:
     1) созывает сессии Народного Хурала;
     2) осуществляет руководство подготовкой сессии Народного  Хурала,
заседаний его Совета и вопросов, вносимых на их рассмотрение;
    3) ведет заседания,  ведает внутренним  распорядком  Народного
Хурала и его Совета;
    4) подписывает постановления,  распоряжения, протоколы сессии,
заседаний и другие акты Народного Хурала и его Совета;
    5) на основании решений  Народного  Хурала,  его  комитетов  и
комиссий   оформляет   назначение   и  освобождение  от  должности
депутатов,  работающих  на  постоянной  основе,  в   установленном
порядке ставит вопрос об их ответственности;
     6) назначает  и  освобождает  от  должности  Управляющего  Делами
Народного Хурала с согласия Народного Хурала;
     7) назначает  и  освобождает  от  должности  работников  аппарата
Народного Хурала;
     8) дает поручение комитетам, комиссиям и другим органам Народного
Хурала по вопросам, отнесенным к их компетенции;
     9) оказывает   содействие   депутатам    Народного    Хурала    в
осуществлении их полномочий;
     10) выполняет представительские функции.
     По вопросам  своего  ведения Председатель Народного Хурала издает
распоряжения.

     Статья 8.  Заместитель Председателя Народного Хурала совместно  с
Председателем ведет заседания Народного Хурала и его Совета,  замещает
Председателя в его отсутствие или в случае невозможности выполнения им
своих  обязанностей,  выполняет иные полномочия,  определенные в актах
Народного Хурала.

     Статья 9.  Председатель  Народного   Хурала,   его   заместитель,
председатели  постоянных  комитетов  и  комиссий,  могут быть отозваны
Народным Хуралом  с  занимаемых  должностей  в  случаях  ненадлежащего
выполнения своих полномочий, их превышения, неоднократного или грубого
нарушения  правил   депутатской   этики,   а   также   ввиду   стойкой
неспособности   по   состоянию   здоровья   осуществлять   возложенные
полномочия.
     Народный Хурал  по предложению группы депутатов,  составляющих не
менее  1/4  от  общего  числа  депутатов  Народного  Хурала,  образует
комиссию для рассмотрения фактов, которые могут служить основанием для
отзыва указанных в части первой настоящей статьи должностных лиц.
     По результатам   работы   комиссии  Народный  Хурал  большинством
голосов от общего числа избранных депутатов Народного Хурала принимает
решение об их освобождении от должности.

                   Глава 3. Совет Народного Хурала

     Статья 10.  Совет  Народного Хурала - постоянно действующий орган
парламента  Республики  Бурятия,  подотчетный  ему   во   всей   своей
деятельности.
     Совет Народного Хурала состоит из 13 депутатов.  В состав  Совета
входят  Председатель Народного Хурала,  его заместитель по должности и
депутаты,  избранные тайным голосованием Народным Хуралом с  ежегодной
ротацией одной трети его состава.
     В состав  Совета  Народного  Хурала  не  может  входить  Прокурор
Республики Бурятия.

     Статья 11. Совет Народного Хурала:
     1) рассматривает и вносит для утверждения на сессию перспективный
план работы Народного Хурала и его органов;
     2) организует подготовку и проведение обсуждения законопроектов и
других наиболее важных вопросов государственной жизни;
     3) обеспечивает взаимодействие Народного Хурала с органами власти
иностранных  государств,  субъектов Российской Федерации,  Федеральным
Собранием   Российской   Федерации,   Президентом   и   Правительством
Республики  Бурятия,  органами местного самоуправления,  общественными
объединениями и гражданами;
     4) принимает  решение  о  проведении  парламентских слушаний;
     5) направляет  для  рассмотрения  в  соответствующие  комитеты  и
комиссии   Народного   Хурала  законопроекты,  внесенные  в  парламент
субъектами права законодательной инициативы;
     6) принимает решение о возвращении законопроектов, направленных в
Народный Хурал субъектами права законодательной  инициативы,  если  не
выполнены предъявляемые требования;
     7) устанавливает в период между сессиями Народного  Хурала  сметы
расходов  на проведение досрочных и повторных выборов с последующим их
утверждением Народным Хуралом Республики Бурятия;
     8) утверждает структуру,  штатную численность аппарата Управления
Делами  Народного   Хурала   в   пределах   ассигнований,   выделенных
парламентом;
     9) координирует деятельность комитетов, комиссий и других органов
Народного Хурала и заслушивает их отчеты;
     10) осуществляет  иные  полномочия,   предусмотренные   решениями
Народного Хурала;
     По вопросам,  отнесенным к его ведению,  Совет  Народного  Хурала
принимает постановления.
     Порядок деятельности   Совета   Народного    Хурала    установлен
Регламентом Народного Хурала.

                Глава 4. Постоянные комитеты, комиссии
                    и иные органы Народного Хурала

     Статья 12.  Постоянные комитеты и комиссии являются  структурными
органами  Народного  Хурала  и формируются им на основе обязательности
членства и работы в них каждого депутата.
     Народный Хурал    в   необходимых   случаях   создает   временные
депутатские комиссии для выполнения контрольных функций, установленных
Конституцией и законами Республики Бурятия.
     Численный и персональный состав комитетов и комиссий определяется
Народным Хуралом.
     В составе комитетов и постоянных комиссий не могут  быть  избраны
Председатель  Народного Хурала и его заместитель,  Прокурор Республики
Бурятия.
     Народный Хурал  для  обеспечения полномочий и функций комитетов и
комиссий из своего состава избирает их председателей.
     Комитеты и комиссии ответственны перед Народным Хуралом,  Советом
Народного Хурала и подотчетны ему.

     Статья 13.  Комитеты  и  комиссии  Народного  Хурала   Республики
Бурятия:
     1) осуществляют разработку проектов Законов  Республики  Бурятия,
других актов Народного Хурала и его Совета;
     2) предварительно рассматривают вопросы,  относящиеся  к  ведению
Народного Хурала и его Совета;
     3) заслушивают сообщения и доклады членов Правительства и органов
местного  самоуправления  республики,  а также руководителей ведомств,
предприятий,  учреждений и организаций,  расположенных  на  территории
республики, независимо от форм собственности;
     4) оказывают содействие в осуществлении контроля  за  реализацией
государственными   и   общественными   органами,  должностными  лицами
предложений и замечаний депутатов  Народного  Хурала,  высказанных  на
сессиях Народного Хурала и заседаниях его Совета;
     5) организуют и проводят  парламентские слушания;
     6) по  поручению  Народного  Хурала  или  его Совета осуществляют
контрольные функции,  установленные Конституцией Республики Бурятия  и
республиканскими законами;
     7) дают заключения по переданным на их  рассмотрение  вопросам  и
проектам законов и других нормативных актов.

     Статья 14.  Должностные  лица,  указанные  в  ст.  13  настоящего
Закона,  приглашенные на заседание  Комитета  или  комиссии  Народного
Хурала,  обязаны  явиться  и  представить  письменную  информацию  или
разъяснение  по  рассматриваемым  депутатами  комитета  или   комиссии
вопросам.  Комитеты  и  комиссии  в  установленном Регламентом порядке
извещают соответствующие  органы  и  организации,  должностных  лиц  о
предстоящем обсуждении.

     Статья 15.   Комитеты  и  комиссии  Народного  Хурала  Республики
Бурятия вправе запрашивать от государственных и общественных органов и
организаций,  учреждений  и  предприятий,  должностных лиц официальные
документы, письменные заключения, отчетные статистические, справочные,
аналитические  данные,  связанные  с  их  деятельностью (с соблюдением
федерального законодательства о государственной и иной тайне).
     Все государственные    органы    и    общественные   организации,
предприятия,  учреждения,  организации  и  должностные  лица   обязаны
выполнять   требования   Комитетов   и  комиссий  Народного  Хурала  и
предоставлять им необходимые материалы и документы.

     Статья 16.  Отказ или уклонение должностных лиц  государственных,
общественных  органов и органов местного самоуправления,  предприятий,
учреждений  и  организаций  (независимо  от   форм   собственности   и
ведомственной  подчиненности)  от  явки  на заседание,  предоставления
комитетам  и  комиссиям   Народного   Хурала   требуемых   документов,
материалов  и  иной  информации,  сокрытие  информации  или умышленное
предоставление недостоверной,  сообщение  ложных  сведений  влекут  за
собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.

     Статья 17. После обсуждения проблем решения комитетов и комиссий,
принятые в пределах их компетенции,  оформляются в виде постановлений,
заключений, запросов, обращений и рекомендаций.
     Решения комитетов  и  комиссий,  направленные  в  соответствующие
государственные   органы,   предприятия,   учреждения  и  организации,
(независимо от  форм  собственности  и  ведомственной  подчиненности),
подлежат  обязательному  рассмотрению.  О  результатах  рассмотрения и
принятых мерах должно быть сообщено комитетам  и  комиссиям  в  сроки,
установленные ими или Регламентом Народного Хурала.
     Должностные лица  за  отказ  рассмотреть  решения   комитетов   и
комиссий  и  дать  на  них  требуемые  ответы  несут  ответственность,
предусмотренную действующим законодательством.

     Статья 18. Комитеты и комиссии Народного Хурала вправе выходить с
предложениями   к   Президенту,   в   Правительство  и  другие  органы
государственной власти и местного самоуправления республики,  а  также
на  предприятия,  в  учреждения  и  организации  (независимо  от  форм
собственности и ведомственной подчиненности).

     Статья 19.  Комитеты и комиссии Народного Хурала могут привлекать
к  своей  работе  депутатов  Народного  Хурала,  не  входящих в состав
комитета   или   комиссии,   и   специалистов   (по   согласованию   с
руководителями  министерств,  государственных  комитетов  и  ведомств,
других государственных,  общественных органов,  организаций и  научных
учреждений).

     Статья 20.   Комитетам   и   комиссиям   выделяются  средства  на
законопроектную работу,  привлечение экспертов и  других  специалистов
для отдельных работ и поручений, а также иные нужды.

     Статья 21.  Для  проведения  экспертизы проектов республиканского
бюджета и контроля за его исполнением,  расходованием  государственных
республиканских фондов Народный Хурал образует Счетную палату.
     Порядок организации и деятельности Счетной палаты устанавливается
Законом о Счетной палате.

                  Глава 5. Аппарат Народного Хурала

     Статья 22.  Народный  Хурал  для  организационного,  правового  и
материально-технического  обеспечения  своей   деятельности   образует
аппарат   сотрудников,   возглавляемый  Управляющим  Делами  Народного
Хурала.
     Аппарат сотрудников   Народного  Хурала  действует  на  основании
Регламента Народного Хурала,  Положения об аппарате Народного  Хурала,
утверждаемым Советом Народного Хурала.

               Глава 6. Рассмотрение и принятие законов
                   и постановлений Народного Хурала

     Статья 23.  По вопросам, отнесенным к его ведению, Народный Хурал
Республики Бурятия принимает законы и постановления.
     Законы Республики Бурятия принимаются по наиболее важным вопросам
ее  общественной жизни.  Они устанавливают общие обязательные правила,
обладают наибольшей  юридической  силой  по  отношению  к  актам  иных
республиканских  органов  и  действуют  на  всей территории Республики
Бурятия.
     Постановления Народного  Хурала Республики Бурятия принимаются по
наиболее общим  вопросам  общественной  жизни  республики,  регулируют
определенные виды общественных отношений,  носят обязательный характер
и действуют на всей ее территории.
     Законы Республики  Бурятия  и  акты  Народного  Хурала Республики
Бурятия,  принятые  в  пределах  его  компетенции,   обязательны   для
исполнения   всеми   органами   государственной   власти   и  местного
самоуправления   республики   и   находящимися   на   ее    территории
предприятиями,   организациями,   учреждениями   (независимо  от  форм
собственности), общественными объединениями и гражданами.
     Законы Республики   Бурятия   и  постановления  Народного  Хурала
Республики Бурятия не должны противоречить ее Конституции, Конституции
и законам Российской Федерации.

     Статья 24. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам
Народного Хурала,  Президенту и Правительству  Республики  Бурятия,  а
также   Конституционному,  Верховному  и  Высшему  Арбитражному  Судам
Республики Бурятия по вопросам их ведения.
     Законодательная инициатива   осуществляется   в   форме  внесения
проектов новых законов,  проектов об изменении действующих законов,  а
также предложений депутатов о внесении изменений в действующие законы,
согласно установленному в Регламенте порядку.
     Все законопроекты  вносятся  в  Народный Хурал Республики Бурятия
согласно установленному в Регламенте порядку.

     Статья 25.   Порядок   обсуждения   и   принятия    решений    по
законопроектам устанавливается Регламентом.
     Принятый закон  в  течение   7   дней   направляется   Президенту
Республики Бурятия для подписания и обнародования.
     Президент Республики Бурятия в течение 14 дней подписывает  закон
и  обнародует  его.  Если  Президент  в  течение  14  дней  с  момента
поступления  отклонит  республиканский  закон,   то   Народный   Хурал
Республики   Бурятия   вновь  рассматривает  данный  закон.  Если  при
повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее  принятой  редакции
большинством   не  менее  2/3  от  общего  числа  избранных  депутатов
Народного  Хурала,  он  подлежит  подписанию  Президентом   Республики
Бурятия и обнародованию.
     Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию  Республики
Бурятия устанавливается Конституцией РБ.
     Все законы    Республики    Бурятия     подлежат     официальному
опубликованию.
     Нормативные правовые  акты,  затрагивающие   права,   свободы   и
обязанности  человека  и  гражданина,  не могут применяться,  если они
официально не опубликованы.
     Постановления Народного    Хурала    направляются   Председателем
Народного Хурала или его заместителем для официального опубликования.

     Статья 26.  Порядок   опубликования   законов   и   постановлений
Народного   Хурала   устанавливаются   в  соответствии  с  действующим
законодательством.

               Глава 7. Рассмотрение и принятие решений
                        по отдельным вопросам

     Статья 27.  В  случае  нарушения  Президентом  Республики Бурятия
Конституции и законов Республики Бурятия Народный Хурал по заключениям
Конституционного,  Верховного Судов Республики Бурятия вправе выразить
недоверие Президенту республики и принять постановление  об  отрешении
его  от  должности  не менее чем 2/3 голосов от общего числа избранных
депутатов  Народного  Хурала,  назначив   выборы   нового   Президента
Республики Бурятия в порядке, установленном республиканским законом.
     Президент Республики Бурятия вправе подать в отставку.  Вопрос об
отставке Президента решается Народным Хуралом.
     Полномочия Президента Республики  Бурятия  прекращаются  Народным
Хуралом досрочно также в случае его стойкой неспособности по состоянию
здоровья осуществлять возложенные на него полномочия.
     Решения по  вопросам,  указанным  в частях 2 и 3 настоящей статьи
принимаются Народным Хуралом большинством голосов от  числа  избранных
депутатов.
     Выборы Президента проводятся не позднее трех  месяцев  с  момента
досрочного прекращения полномочий.

     Статья 28.  Народный Хурал может ставить вопрос перед Президентом
Республики Бурятия о доверии отдельным членам Правительства республики
по результатам их работы.
     Решение о  доверии  отдельным  членам  Правительства   Республики
Бурятия  принимается  Народным  Хуралом большинством голосов от общего
числа избранных депутатов.

     Статья 29.  Народный Хурал по представлению Президента Республики
Бурятия   назначает   Председателя   и   судей  Конституционного  Суда
Республики Бурятия,  Председателей  Верховного,  Высшего  Арбитражного
Судов   Республики  Бурятия,  назначает  и  освобождает  от  должности
Председателя Национального банка республики.
     Назначение Народным    Хуралом   судей   Верховного   и   Высшего
Арбитражного Судов Республики Бурятия осуществляется по  представлению
их Председателей.
     Утверждение и   изменение   состава   Центральной   избирательной
комиссии  по выборам Президента и Народного Хурала Республики Бурятия,
назначение  и  освобождение  от  должности  председателя   Центральной
избирательной  комиссии  по  выборам  Президента  и  Народного  Хурала
осуществляется по представлению Президента  и  Председателя  Народного
Хурала.
     Решения по вопросам,  предусмотренным частями 1,  2 и 3 настоящей
статьи, принимается тайным голосованием большинством голосов от общего
числа избранных депутатов Народного Хурала.

     Статья 30.  В случае отказа в назначении и  в  даче  согласия  на
назначение  должностных лиц,  которые представляются Народному Хуралу,
вопрос о новых кандидатурах выносится на  следующую  сессию  Народного
Хурала.

                  Глава 8. Прекращение деятельности

     Статья 31.   Полномочия   Народного  Хурала  Республики  Бурятия,
комитетов  и  комиссий,  Совета  Народного  Хурала,   Счетной   палаты
предыдущего  созыва прекращаются с началом первого заседания Народного
Хурала нового созыва.

                Глава 9. Ответственность за нарушение
                          настоящего закона

     Статья 32.   Нарушения   настоящего  Закона  должностными  лицами
органов государственной власти,  местного самоуправления, предприятий,
организаций   и   учреждений   (независимо  от  форм  собственности  и
ведомственной  подчиненности),  влекут   за   собой   административную
ответственность в соответствии с действующим законодательством.

                  Глава 10. Заключительные положения

     Статья 32.   Настоящий   Закон   вступает   в  силу  со  дня  его
официального опубликования.

     Президент Республики Бурятия          Л.В.ПОТАПОВ

     г. Улан-Удэ,
     "19" апреля 1995 г.
     N 111-I



Информация по документу
Читайте также