Расширенный поиск

Закон Бурятской ССР от 25.11.1991 № 139-XII

Документ имеет не последнюю редакцию.
 


                            БУРЯТСКАЯ ССР

                                ЗАКОН


                   О референдуме Республики Бурятия
          (Наименование в редакции Закона Республики Бурятия
                      от 22.11.93 г. N 379-XII)

   (В редакции Законов Республики Бурятия от 22.11.93 г. N 379-XII;
                     от 06.06.2002 г. N 1048-II)


                                                                Принят
                                                     Верховным Советом
                                                    Республики Бурятия
                                                   25 ноября 1991 года


                       Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЕ

     Статья  1.  Понятие  референдума  Республики  Бурятия (В редакции
Закона Республики Бурятия от 22.11.93 г. N 379-XII)

     Референдум   Республики  Бурятия  -  всенародное  голосование  по
наиболее   важным   вопросам   государственной  и  общественной  жизни
республики.    Решения,   принятые   референдумом,   обладают   высшей
юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны
для   применения  на  всей  территории  Бурятии.  (В  редакции  Закона
Республики Бурятия от 22.11.93 г. N 379-XII)
     На   референдум  Республики  Бурятия  могут  выноситься  вопросы,
отнесенные   в   соответствии  с  Конституцией  Республики  Бурятия  к
компетенции  республики.  (В  редакции  Закона  Республики  Бурятия от
22.11.93 г. N 379-XII)
     По  вопросам,  касающимся  интересов  отдельных  групп  населения
республики   или   некоторых   ее   территорий,   проводятся   местные
референдумы, порядок  назначения  и  проведения  которых  регулируются
отдельным законодательством.

     Статья   2.   Право  граждан  Республики  Бурятия  на  участие  в
референдуме  (В  редакции  Закона  Республики Бурятия от 22.11.93 г. N
379-XII)

     В референдуме имеют право  участвовать  граждане  Бурятской  ССР,
достигшие 18  лет.  В  референдуме  не  участвуют  психически  больные
граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся
в местах лишения свободы по приговору суда.
     Какие-либо прямые  или  косвенные  ограничения  прав  граждан  на
участие в референдуме в зависимости от  происхождения,  социального  и
имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола,
образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов,
времени проживания  в  данной  местности,  рода  и  характера  занятий
запрещаются.
     Граждане   Российской   Федерации,   постоянно   проживающие  или
пребывающие на территории Республики Бурятия, вправе принять участие в
референдуме   республики  наравне  с  гражданами  Республики  Бурятия.
Исключения  составляют случаи, предусмотренные частью первой настоящей
статьи.  (Дополнена  -  Закон  Республики  Бурятия  от  22.11.93  г. N
379-XII)

     Статья 3. Общие принципы проведения референдума

     Граждане участвуют в референдуме непосредственно и лично. Участие
в референдуме является свободным.
     Голосование на  референдуме  осуществляется  тайно,  контроль  за
волеизъявлением граждан не допускается.
     Граждане  Республики  Бурятия  участвуют  в референдуме на равных
основаниях  по  месту  своего  проживания. Каждый гражданин имеет один
голос. (В редакции Закона Республики Бурятия от 22.11.93 г. N 379-XII)

     Статья 4.  Законодательство  о  референдуме  и  контроль  за  его
соблюдением

     В   соответствии   с   Конституцией  Республики  Бурятия  вопросы
подготовки  и  проведения  референдума регулируются настоящим законом,
иными  законодательными  актами Республики Бурятия. (В редакции Закона
Республики Бурятия от 22.11.93 г. N 379-XII)
     Контроль    за   соблюдением   законодательства   о   референдуме
осуществляют  государственные  органы  и  организации,  на  которые он
возложен  Конституцией  Республики  Бурятия, настоящим законом и иными
законодательными  актами  Республики Бурятия. В осуществлении контроля
за  соблюдением законодательства о референдуме имеют право участвовать
представители   трудовых  коллективов,  средств  массовой  информации,
политических  партий,  профсоюзов,  иных  общественных  организаций  и
массовых  движений.  (В редакции Закона Республики Бурятия от 22.11.93
г. N 379-XII)

     Статья 5. Агитация по поводу референдума

     Республика  Бурятия гарантирует политическим партиям, профсоюзам,
другим   общественным  организациям  и  массовым  движениям,  трудовым
коллективам  и  гражданам Российской Федерации право беспрепятственной
агитации "за" или "против" предложения об объявлении референдума, "за"
или  "против" проекта закона или решения, выносимого на референдум. (В
редакции Закона Республики Бурятия от 22.11.93 г. N 379-XII)
     Для  ведения  агитации  указанные  лица   и   организации   могут
использовать собственные средства.
     Проведение   агитации   в  помещениях  участков  для  голосования
запрещается.  (В  редакции  Закона Республики Бурятия от 22.11.93 г. N
379-XII)
     В  последний  день  перед  днем  голосования и в день голосования
любая публичная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы,
ранее  вывешенные  вне помещений для голосования, могут сохраняться на
прежних местах. (Дополнена - Закон Республики Бурятия от 22.11.93 г. N
379-XII)

     Статья 6. Гласность при подготовке и проведении референдума

     Деятельность государственных и общественных органов,  участвующих
в организации  и  проведении  референдума,  осуществляется  открыто  и
гласно.
     Все  решения,  касающиеся референдума, а также вопросы, выносимые
на   референдум,   подлежат  официальному  опубликованию  в  средствах
массовой информации не позднее чем через семь дней со дня их принятия,
если  иное  не  предусмотрено  федеральным законом, законом Республики
Бурятия.  (В  редакции  Закона  Республики  Бурятия от 06.06.2002 г. N
1048-II)
     Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения
референдума, их представителям гарантируется беспрепятственный  доступ
на все собрания и заседания, связанные  с  референдумом,  и  получение
соответствующей информации.
     Комиссии референдума своевременно информируют население  о  своем
составе, месте нахождения и времени работы,  об  образовании  участков
для  голосования  и  списках  граждан,  имеющих  право  участвовать  в
референдуме.
     На заседании комиссий референдума, а также во время голосования и
при подсчете голосов на  участках  для  голосования,  при  определении
результатов   референдума    вправе    присутствовать    представители
политических и иных  общественных  организаций  и  массовых  движений,
трудовых коллективов,  собраний  граждан,  а  также  средств  массовой
информации.  Лица,  присутствующие  на  заседаниях  комиссий  или   на
участках для голосования, должны иметь заверенную выписку из протокола
собрания направившей их организации или иной документ,  удостоверяющий
их полномочия. Представительное  уведомление  комиссий  референдума  о
предполагаемом присутствии указанных представителей на требуется.

     Статья 7. Язык референдума

     Все  решения  государственных  органов,   касающиеся   проведения
референдума: текст проекта закона или иного  решения,  вынесенного  на
референдум,  бюллетени  для  голосования,   протоколы   и   данные   о
результатах референдума, а также принятое по ним  решение  публикуются
на русском и бурятском языках. Вся переписка с  Центральной  Комиссией
референдума ведется на русском языке.

     Статья 8. Материальное обеспечение референдума

     Расходы,  связанные  с  подготовкой  и  проведением референдума с
момента  принятия  решения  о  его  назначении,  производятся  за счет
бюджета  Бурятской  ССР.  Средства,  выделенные  из бюджета Республики
Бурятия   на   организацию   и  проведение  референдума,  поступают  в
распоряжение  Центральной комиссии референдума и распределяются ею при
посредстве  окружных  комиссий  референдума  между  всеми  участковыми
комиссиями  референдума.  (В  редакции  Закона  Республики  Бурятия от
22.11.93 г. N 379-XII)
     Предприятия,  учреждения   и   организации,   государственные   и
общественные органы представляют в распоряжение  комиссий  референдума
помещения и оборудование,  необходимое  для  подготовки  и  проведения
референдума. Аренда помещений и оборудования  оплачивается  комиссиями
референдума.
     Участковые   комиссии  референдума  представляют  соответствующим
комиссиям  референдума  и  Центральной  комиссии  референдума  отчет о
расходовании  выделенных  им  средств  не  позднее  десяти дней со дня
официального опубликования результатов референдума. (Дополнена - Закон
Республики Бурятия от 22.11.93 г. N 379-XII)

            Глава II. ОБЪЯВЛЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ     (В
редакции Закона Республики Бурятия от 22.11.93 г. N 379-XII)

     Статья 9. Право назначения референдума

     Право принятия решения о референдуме  Бурятской  ССР  принадлежит
Верховному Совету Республики Бурятия.  (В  редакции  Закона Республики
Бурятия от 22.11.93 г. N 379-XII)
     Решение  о  проведении  референдума принимается Верховным Советом
Республики  Бурятия  по  собственной инициативе, а также по требованию
лиц,  указанных  в  статье  10  настоящего  Закона. (В редакции Закона
Республики Бурятия от 22.11.93 г. N 379-XII)

     Статья 10. Обязательное проведение референдума Республики Бурятия 
(В редакции Закона Республики Бурятия от 22.11.93 г. N 379-XII)

     Верховный Совет Республики Бурятия обязан назначить референдум по
требованию:  (В  редакции  Закона  Республики Бурятия от 22.11.93 г. N
379-XII)
     не менее чем пятидесяти тысяч граждан Республики Бурятия, имеющих
право  на участие в референдуме; (В редакции Закона Республики Бурятия
от 22.11.93 г. N 379-XII)
     не   менее   одной  трети  от  общего  числа  народных  депутатов
Республики  Бурятия. (В редакции Закона Республики Бурятия от 22.11.93
г. N 379-XII)
     Инициатива    проведения    референдума    может    исходить   от
государственных   и  общественных  органов,  коллективов  предприятий,
учреждений   и  организаций,  а  также  отдельных  граждан  Республики
Бурятия.  В  этом  случае  она  может  быть  реализована через органы,
которые  обладают  правом  назначения  референдума,  и лиц, обладающих
правом  требования  референдума. (В редакции Закона Республики Бурятия
от 22.11.93 г. N 379-XII)

     Статья 11.  Реализация  права  требования  референдума  народными
депутатами Республики Бурятия  (В  редакции  Закона Республики Бурятия
от 22.11.93 г. N 379-XII)

     Решение  о  проведении  референдума  по требованию не менее одной
трети от общего числа народных депутатов Республики Бурятия может быть
принято  путем  поименного  голосования  на  сессии  Верховного Совета
Республики  Бурятия. Подписи народных депутатов Республики Бурятия под
требованием   о   проведении  референдума  удостоверяются  Президиумом
Верховного  Совета  Республики  Бурятия. (В редакции Закона Республики
Бурятия от 22.11.93 г. N 379-XII)

     Статья 12. Реализация  права  требования  референдума  гражданами
Республики Бурятия  (В     редакции    Закона    Республики    Бурятия
от 22.11.93 г. N 379-XII)

     Право  инициативы  в  сборе подписей под требованием о проведении
референдума  принадлежит  каждому  гражданину  Республики  Бурятия или
группе  граждан,  имеющих  право  на  участие  в референдуме. Граждане
Республики Бурятия реализуют свое право на сбор подписей добровольно и
самостоятельно. (В редакции Закона Республики Бурятия от 22.11.93 г. N
379-XII)
     Сбор  подписей  организуют  и  осуществляют  инициативные  группы
референдума, образуемые из граждан Республики Бурятия в соответствии с
требованием  настоящего  Закона. (В редакции Закона Республики Бурятия
от 22.11.93 г. N 379-XII)

     Статья 13. Образование инициативной группы референдума

     В целях решения вопроса о необходимости проведения референдума по
инициативе  граждан  проводятся  собрания  граждан  Бурятской  ССР. (В
редакции Закона Республики Бурятия от 22.11.93 г. N 379-XII)
     Инициаторы проведения собрания обязаны не позднее чем за 10  дней
уведомить Совет  народных  депутатов  о  месте  и  времени  проведения
собрания.
     Собрание  правомочно,  если  на  нем  присутствуют  не  менее 200
граждан  Республики  Бурятия, имеющих право участвовать в референдуме.
Его  правомочность устанавливается местным Советом. (В редакции Закона
Республики Бурятия от 22.11.93 г. N 379-XII)
     Перед собранием проводится регистрация его  участников.  Собрание
избирает  президиум  собрания,  обсуждает   необходимость   проведения
референдума,  а  также  текст  проекта   решения,   предлагаемого   на
референдум.
     В случае принятия решения о необходимости проведения  референдума
и утверждения текста, выносимого на референдум, собрание открытым  или
тайным голосованием избирает инициативную группу референдума в составе
не менее 10 человек и поручает ей организацию сбора подписей.

     Статья 14. Порядок реализации инициативы проведения референдума

     Инициативная группа    обращается    в   Избирательную   комиссию
Республики Бурятия с ходатайством о регистрации группы.
     В ходатайстве инициативной группы указываются:
     а) формулировка вопроса (вопросов) или текст проекта нормативного
правового  акта,  предлагаемых  инициативной  группой для вынесения на
референдум;
     б) фамилии,   имена,   отчества,   даты  рождения,  адреса  места
жительства,  серии и номера паспортов  или  заменяющих  их  документов
членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от
имени инициативной группы на территории предлагаемого референдума.
     К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной
группы,  на котором было принято решение  о  выдвижении  инициативы  о
проведении референдума.
     Избирательная комиссия Республики Бурятия в течение  15  дней  со
дня  поступления  ходатайства  инициативной группы обязана рассмотреть
указанное  ходатайство  и  приложенные  к  нему  документы  и  принять
решение:
     а) в  случае  соответствия  указанных  ходатайства  и  документов
требованиям   федерального  закона,  Конституции  Республики  Бурятия,
настоящего Закона - о  направлении  их  в  Народный  Хурал  Республики
Бурятия для принятия решения о назначении референдума;
     б) в противном случае -  об  отказе  в  регистрации  инициативной
группы.
     В случае  признания  Народным  Хуралом  вопроса,  выносимого   на
референдум,  отвечающим требованиям федерального закона, Избирательная
комиссия Республики Бурятия регистрирует инициативную  группу,  выдает
ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средствах
массовой  информации.  Решение  о  регистрации   инициативной   группы
принимается  в  пятнадцатидневный  срок  по  истечении  45 дней со дня
поступления  в   Народный   Хурал   Республики   Бурятия   ходатайства
инициативной группы и приложенных к нему документов.
     В случае  отказа  в  регистрации  инициативной  группе   выдается
решение,  в котором указываются основания отказа.  Решение об отказе в
регистрации может быть  обжаловано  в  суд  в  порядке,  установленном
федеральным законодательством.
     С момента получения регистрационного  свидетельства  инициативная
группа  по  проведению  референдума  вправе организовать сбор подписей
граждан в  поддержку  инициативы  проведения  референдума  в  порядке,
установленном федеральным законом.  При этом учитываются лишь подписи,
собранные после даты регистрации инициативной группы.  Регистрационное
свидетельство,  форма  которого  утверждается  Избирательной комиссией
Республики  Бурятия  и  которое  выдается   инициативной   группе   по
проведению  референдума,  действительно  в  течение 40 дней.  Расходы,
связанные со сбором подписей, несет инициативная группа.
     Количество подписей,   необходимое   для   поддержки   инициативы
проведения  референдума,  составляет  2  процента  от  числа   граждан
Российской  Федерации,  имеющих право на участие в референдуме.  Число
граждан Российской Федерации,  имеющих право на участие в референдуме,
определяется на основании данных регистрации участников референдума по
состоянию на 1 января или на 1 июля соответствующего  года.  Требуемое
количество  подписей должно быть собрано инициативной группой в период
не   менее   30   дней   со   дня   получения   инициативной   группой
регистрационного свидетельства.
     Количество представляемых   подписей,   собранных   в   поддержку
инициативы проведения референдума,  не может превышать более чем на 15
процентов их требуемое число,  установленное в части восьмой настоящей
статьи.  Пронумерованные  и сброшюрованные подписные листы и экземпляр
итогового протокола  инициативной  группы  передаются  уполномоченными
представителями   инициативной   группы   в   Избирательную   комиссию
Республики Бурятия,  выдавшую регистрационное  свидетельство,  которая
проверяет   соблюдение  инициативной  группой  требований  федеральных
законов,  настоящего Закона при сборе подписей,  в том числе проверяет
достоверность собранных подписей в порядке,  установленном федеральным
законом  и  настоящим  Законом.  По  результатам   проверки   комиссия
принимает постановление.  В случае обнаружения нарушений установленных
требований   Избирательная   комиссия   Республики   Бурятия   выносит
постановление  об  отказе  в проведении референдума.  Копия указанного
постановления   направляется   инициативной   группе.   Члены   данной
инициативной  группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого
решения выступать повторно с инициативой проведения референдума.
     В случае  соответствия  порядка  выдвижения инициативы проведения
референдума  требованиям  федерального  закона  и  настоящего   Закона
Избирательная  комиссия  Республики  Бурятия  в течение 15 дней со дня
представления  инициативной  группой  документов,  указанных  в  части
девятой   настоящей  статьи,  направляет  подписные  листы,  экземпляр
итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в
Народный Хурал Республики Бурятия.
     (Статья  в  редакции Закона Республики Бурятия от 06.06.2002 г. N
1048-II)

     Статья 15. (Исключена      -     Закон     Республики     Бурятия
от 06.06.2002 г. N 1048-II)

     Статья 16. Подписной лист референдума

     Листы   для   сбора   подписей  граждан  Республики  Бурятия  под
требованием   о   проведении   референдума  (подписные  листы)  должны
содержать  формулировку  вопросов,  предлагаемых  на  референдум,  или
изложение  существа  предлагаемого  проекта  закона, или иного решения
(при  условии  обеспечения  возможности  ознакомления с полным текстом
проекта  закона  или  иного  решения),  а  также  полное  наименование
соответствующей  инициативной  группы.  (В  редакции Закона Республики
Бурятия от 22.11.93 г. N 379-XII)
     Гражданин   Республики   Бурятия,   поддерживающий  требование  о
проведении референдума, подписывает подписной лист, указывая при этом:
фамилию, имя, отчество, дату рождения, место жительства, номер и серию
своего  паспорта  или  заменяющего его документа и дату подписания. (В
редакции Закона Республики Бурятия от 22.11.93 г. N 379-XII)
     Подписные листы должны быть заверены  председателем  и  одним  из
членов инициативной группы.
     На  каждом  подписном  листе  наряду  с   заверяющими   подписями
председателя  и  одного  из  членов  инициативной  группы  референдума
производится запись об общем числе заверенных подписей.

     Статья 17. (Исключена      -     Закон     Республики     Бурятия
от 06.06.2002 г. N 1048-II)

     Статья  18.  Принятие  решения   по   требованию   о   проведении
референдума

     Верховный  Совет  Республики  Бурятия  по требованию о проведении
референдума  вправе  принять  одно  из  следующих решений: (В редакции
Закона Республики Бурятия от 22.11.93 г. N 379-XII)
     а) о назначении референдума, дате его проведения и мерах  по  его
обеспечению;
     б) об отклонении требований о  назначении  референдума  в  случае
нарушения настоящего Закона инициаторами референдума;
     в) о  принятии  закона  или  иного   решения,   предлагаемого   в
требованиях о  проведении  референдума,  без  последующего  проведения
референдума.
     Верховный  Совет  Республики Бурятия рассматривает представленные
материалы  и  принимает  по ним решение. (В редакции Закона Республики
Бурятия от 22.11.93 г. N 379-XII)
     Принятое решение  в  трехдневный  срок  публикуется  в  средствах
массовой  информации.  Не  позднее  десяти  дней  после  обнародования
постановления о назначении референдума публикуется  проект  выносимого
на референдум закона или иного решения.

     Статья 19. Срок проведения референдума

     Референдум не может проводиться ранее  одного  месяца  и  позднее
четырех месяцев со дня принятия постановления о его проведении.
     Этот срок может быть продлен назначившим референдум органом, если
в течение ближайших  двух  месяцев  предусмотрено  проведение  другого
референдума или выборов народных депутатов.

                 Глава III. ПОДГОТОВКА К РЕФЕРЕНДУМУ

     Статья 20. Комиссии по проведению референдума Республики Бурятия 
(В редакции Закона Республики Бурятия от 22.11.93 г. N 379-XII)

     Для   подготовки  и  проведения  референдума  Республики  Бурятия
образуются  следующие  комиссии: (В редакции Закона Республики Бурятия
от 22.11.93 г. N 379-XII)
     а)  (Исключен  -  Закон  Республики  Бурятия  от  06.06.2002 г. N
1048-II)
     б) Окружные комиссии референдума;
     в) Участковые комиссии референдума.
     Полномочия  комиссий   референдума   возникают   с   момента   их
образования и  прекращаются  по  истечении  одного  месяца  с  момента
опубликования результатов референдума.

     Статья 21. Образование комиссий референдума

     Часть.  (Исключена  - Закон Республики Бурятия от 06.06.2002 г. N
1048-II)
     Окружные комиссии референдума образуются районными, городскими  и
районными в городах Советами народных депутатов или их президиумами по
представлению  расположенных  в  округах   общественных   организаций,
трудовых  коллективов,  инициативных   групп   референдума.   Окружные
комиссии должны быть образованы в течение недели со дня  опубликования
постановления о назначении референдума.
     Участковые комиссии референдума образуются районными,  городскими
и районными в городах Советами народных депутатов или их  президиумами
в течение трех недель со дня опубликования постановления о  назначении
референдума  с  учетом  предложений  расположенных  на  их  территории
общественных организаций,  трудовых  коллективов,  инициативных  групп
референдума,  а  также  собраний  граждан  численностью  не  менее  50
человек.
     Окружные    комиссии   референдума   обеспечивают   своевременное
информирование  населения  через  средства массовой информации и иными
способами  о  составе комиссий референдума, месте и времени их работы,
телефонах,    расположении   участков   для   голосования   и   других
обстоятельствах,   имеющих   значение   для  надлежащей  подготовки  и
проведения  референдума.  (В  редакции  Закона  Республики  Бурятия от
06.06.2002 г. N 1048-II)

     Статья 22. (Исключена      -     Закон     Республики     Бурятия
от 06.06.2002 г. N 1048-II)

     Статья 23. Полномочия окружной комиссии референдума

     Окружная комиссия референдума:
     организует деятельность участковых комиссий референдума;
     заслушивает сообщения исполнительных и  распорядительных  органов
местных  Советов  народных   депутатов,   руководителей   предприятий,
учреждений  и  организаций  по  вопросам   подготовки   и   проведения
референдума;
     контролирует своевременность и правильность  составления  списков
участников референдума и представления их для всеобщего ознакомления;
     обеспечивает своевременное издание материалов референдума;
     содействует организации  встреч,  лекций  и  других  мероприятий,
направленных на разъяснение сути проекта  закона  или  иного  решения,
вынесенного на референдум;
     обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение  ими  участковых
комиссий референдума;
     устанавливает результаты референдума  в  округе,  передает  их  в
Центральную комиссию референдума, публикует результаты  референдума  в
печати;
     рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых
комиссий референдума и принимает по ним решения;
     обеспечивает строгое соблюдение настоящего Закона  на  территории
округа;
     осуществляет  другие  полномочия  в  соответствии   с   настоящим
Законом.

     Статья 24. Полномочия участковой комиссии референдума

     Участковая комиссия референдума:
     составляет списки участников референдума по участку;
     проводит ознакомление граждан со списками участников референдума,
принимает и рассматривает заявления о неточностях в списках  и  решает
вопрос о внесении в них соответствующих изменений;
     оповещает население о дне проведения референдума;
     обеспечивает подготовку помещений для голосования и их надлежащее
оборудование;
     организует на участке голосование в день проведения референдума;
     производит подсчет голосов и определяет результаты голосования;
     рассматривает  заявления  и  жалобы  по  вопросам  подготовки   и
проведения референдума и принимает по ним необходимые решения;
     осуществляет   другие   полномочия,   предусмотренные   настоящим
Законом.

     Статья 25. Округа и участки референдума

     Территория каждого района, города и района  в  городе  составляет
отдельный округ референдума.
     Территория  округа  делится  на  участки.   Участки   референдума
образуются районными, городскими (кроме городов районного подчинения),
районными в городах Советами народных депутатов или их президиумами по
согласованию с окружными комиссиями референдума.
     Территории участков референдума могут  совпадать  с  территориями
избирательных участков, сформированных для выборов народных  депутатов
Республики Бурятия действующего созыва.  (В редакции Закона Республики
Бурятия от 22.11.93 г. N 379-XII)
     В больницах, санаториях и  домах  отдыха,  в  воинских  частях  и
труднодоступных районах могут создаваться участки референдума, которые
входят в округ референдума в соответствии с местом их расположения.
     Каждый участок для референдума  должен  иметь  помещение,  где  в
момент  опечатывания  ящиков  для  голосования,  вскрытия  ящиков  для
голосования и  подсчета  голосов  должны  свободно  размещаться  члены
участковой комиссии, представители политических  и  иных  общественных
организаций  и  массовых  движений,  трудовых  коллективов,   собраний
граждан, а также средств массовой информации.  Помещение  должно  быть
оборудовано сейфом для хранения  документации,  мебелью,  стендами  со
списками граждан, голосующих на данном участке, и  другой  информацией
по референдуму, кабинами и ящиками для тайного голосования.
     Вход и выход из помещения для голосования должны быть  отдельными
и расположены таким образом, чтобы каждый голосующий  проходил  только
через кабину тайного голосования.
     Кабины тайного голосования оснащаются столиками, щитами с текстом
проекта решения, вынесенного  на  референдуме,  а  также  авторучками.
Применение карандашей не допускается.

     Статья 26. Организация работы комиссий референдума

     Комиссии референдума должны провести  свои  первые  заседания  не
позднее чем в течение трех дней с момента  их  образования.  Заседания
комиссий референдума  являются  правомочными,  если  в  них  принимают
участие не  менее  двух  третей  состава  комиссий.  Решения  комиссий
принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа
членов комиссии. Члены комиссии, не согласные с  ее  решением,  вправе
выразить особое мнение,  которое  в  письменной  форме  прилагается  к
протоколу заседания комиссии.  Надлежаще  заверенные  копии  указанных
документов выдаются по первому требованию заинтересованных лиц.
     Решения комиссии, принятые в пределах ее полномочий,  обязательны
для  исполнения  всеми  государственными  и  общественными   органами,
организациями и должностными лицами.
     Решения  и  действия  участковой или окружной комиссии могут быть
обжалованы  в  вышестоящую  комиссию  референдума или в суд в порядке,
установленном   федеральным   законодательством.  (В  редакции  Закона
Республики Бурятия от 06.06.2002 г. N 1048-II)
     Член  комиссии  референдума,  включая  председателя,  заместителя
председателя, секретаря, по ее решению может  освобождаться  в  период
подготовки и проведения референдума от выполнения производственных или
служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за  счет
средств, выделяемых на проведение референдума.
     Государственные и общественные органы и организации,  должностные
лица обязаны содействовать комиссиям референдума в  осуществлении  ими
своих полномочий, предоставлять необходимые для их работы  сведения  и
материалы.  Комиссии  референдума  вправе  обращаться   по   вопросам,
связанным с подготовкой и проведением референдума,  в  государственные
органы и организации, к должностным лицам, которые обязаны рассмотреть
поставленный вопрос и дать комиссии ответ не позднее чем в трехдневный
срок.
     Председатель,  заместитель  председателя,  секретарь   или   член
комиссии референдума может быть освобожден  от  своих  обязанностей  в
комиссии  образовавшим  ее  органом  по  личному  заявлению  либо   по
представлению   общественной   организации,   трудового    коллектива,
инициативной группы референдума, органа общественной самодеятельности,
собрания граждан по месту  жительства  и  военнослужащих  по  воинским
частям.  Выдвижение  и  утверждение  нового  представителя  в   состав
комиссии референдума производится в порядке,  установленном  настоящим
Законом.

     Статья  27.  Списки  граждан,   имеющих   право   участвовать   в
референдуме

     Списки  граждан,  имеющих  право   участвовать   в   референдуме,
составляются  по  каждому  участку  референдума  участковой  комиссией
референдума и подписываются ее председателем и секретарем.
     Списки составляются на основе данных,  представляемых  исполкомом
соответствующего местного Совета народных депутатов. Список по участку
референдума, образованному в воинской части,  составляется  на  основе
данных, представляемых командиром воинской части.
     В списки включаются все граждане,  имеющие  право  участвовать  в
референдуме, на момент  составления  списков  постоянно  или  временно
проживающие на территории данного участка. Военнослужащие, проживающие
вне воинских частей, включаются в списки по месту жительства на  общих
основаниях. Гражданин, имеющий право участвовать в референдуме,  может
быть включен не более чем в один список.
     Списки  вывешиваются  для  всеобщего  ознакомления  в   помещении
участковой  комиссии  референдума  не  позднее  чем  за  15  дней   до
референдума, а также доводятся до сведения граждан другими способами.
     Гражданин Российской Федерации,  обладающий правом на участие  в
референдуме,   вправе   заявить  в  участковую  комиссию  референдума,
окружную  комиссию  референдума,  Избирательную  комиссию   Республики
Бурятия  о  невключении  его в список участников референдума,  о любой
ошибке или неточности в списке участников референдума.  В  течение  24
часов,  а  в день голосования - в течение 2 часов с момента обращения,
но  не  позднее  момента  окончания  голосования  участковая  комиссия
референдума,  окружная  комиссия  референдума,  Избирательная комиссия
Республики Бурятия обязана проверить заявление, а также представленные
документы и либо устранить ошибку или неточность,  либо дать заявителю
письменный ответ с указанием причин отклонения  заявления.  Исключение
гражданина  из  списка  участников  референдума  после  его подписания
председателем и секретарем Избирательной комиссии  Республики  Бурятия
производится    только    на   основании   сведений,   полученных   от
соответствующих органов,  осуществляющих регистрацию (учет) участников
референдума. При этом в списке участников референдума указываются дата
исключения гражданина из списка и причина  такого  исключения.  Данная
запись    заверяется   подписью   председателя   участковой   комиссии
референдума,  окружной  комиссии   референдума.   Решение   участковой
комиссии   референдума,   окружной  комиссии  референдума  может  быть
обжаловано в Избирательную комиссию Республики Бурятия  или  в  суд  в
порядке, установленном федеральным законодательством.  (В     редакции
Закона Республики Бурятия от 06.06.2002 г. N 1048-II)

     Статья 28. Бюллетень для голосования

     В бюллетене для голосования воспроизводится  текст  поставленного
на референдум вопроса или проекта решения  и  варианты  волеизъявления
голосующего: "за" и "против".
     В  случае  постановки  на  референдум  нескольких  альтернативных
проектов решений все они включаются в один бюллетень,  последовательно
нумеруются,  отделяются  друг  от  друга  горизонтальными  линиями   и
голосуются отдельно.
     В  случае проведения референдума по проектам различных решений, а
также  в случаях проведения референдума Республики Бурятия в один день
с  референдумом  Российской  Федерации  все  проекты  предложенных  на
референдумы  решений  печатаются  на  различных  по  цвету бюллетенях,
голосуются  отдельно  и  независимо  друг от друга. (В редакции Закона
Республики Бурятия от 22.11.93 г. N 379-XII)
     Форма и текст бюллетеней для голосования утверждаются Центральной
комиссией референдума не позднее чем за 30 дней до дня референдума.
     Окружные  комиссии  обеспечивают  бюллетенями   для   голосования
участковые комиссии не позднее чем за 15 дней до дня референдума.
     На  обороте  полученных  бюллетеней участковой комиссией ставится
печать  участковой  комиссии  или  подписи двух ее членов. (Дополнен -
Закон Республики Бурятия от 22.11.93 г. N 379-XII)

                   Глава IV. ПРОВЕДЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА

     Статья 29. Время проведения референдума

     На всех участках для голосования голосование проводится с 7 до 20
часов по местному времени. О времени и  месте  голосования  участковая
комиссия  оповещает  граждан  не  позднее  чем  за  15  дней  до   дня
референдума.
     В  случае проведения референдума Республики Бурятия в один день с
референдумом  Российской Федерации либо иным голосованием, назначаемым
органами  государственной власти, время начала и окончания голосования
определяется    соответствующим    законодательством   либо   органом,
назначившим  голосование.  (Дополнена  -  Закон  Республики Бурятия от
22.11.93 г. N 379-XII)
     Если   по   участку   референдума   проголосовали  все  граждане,
зарегистрированные  в  основных  и  дополнительных  списках участников
голосования,   участковая   комиссия   референдума   может  прекратить
голосование  ранее установленного времени окончания голосования, в том
числе  и  в случаях, предусмотренных частью второй настоящей статьи, о
чем  делается  отметка в протоколе по итогам голосования. (Дополнена -
Закон Республики Бурятия от 22.11.93 г. N 379-XII)

     Статья 30. Досрочное голосование

     В случае, если менее чем за 15 дней до дня референдума гражданин,
включенный  в  списки имеющих право участвовать в референдуме, узнает,
что не будет иметь возможности принять участие в референдуме в связи с
убытием за пределы Республики Бурятия, он вправе получить в участковой
комиссии   референдума   бюллетень   для  голосования.  При  получении
бюллетеня   гражданин   расписывается  в  списке  лиц,  имеющих  право
участвовать  в  референдуме.  (В редакции Закона Республики Бурятия от
22.11.93 г. N 379-XII)
     После заполнения бюллетеня гражданин вкладывает  его  в  конверт,
который, для обеспечения тайны голосования, заклеивается,  скрепляется
печатью комиссии. Данный конверт хранится в  невскрытом  состоянии  до
дня референдума.

     Статья 31. (Исключена - Закон Республики Бурятия от 22.11.93 г. N
379-XII)

     Статья 32. Голосование в день референдума

     В день  проведения  референдума председатель участковой комиссии
референдума в  час  начала  голосования,  предусмотренный  статьей  29
настоящего Закона, объявляет о начале голосования и предъявляет членам
комиссии и присутствующим гражданам и наблюдателям  пустые  ящики  для
голосования,  которые  вслед  за  этим  публично опечатываются.  Затем
председатель  участковой  комиссии  референдума   публично   вскрывает
конверты    с    бюллетенями,    заполненными   гражданами,   досрочно
проголосовавшими в соответствии со статьей  30  настоящего  Закона,  и
опускает  извлеченные бюллетени в избирательные ящики для голосования.
Число  конвертов  оглашается  и  заносится  в   протокол   по   итогам
голосования.   Далее   председатель  участковой  комиссии  референдума
приглашает граждан получать бюллетени.
     При получении   бюллетеней   избиратель   проставляет  в  списках
участников голосования серию и номер своего паспорта  или  заменяющего
его  удостоверения  личности  и расписывается.  Гражданин,  не имеющий
возможности сделать это самостоятельно, вправе воспользоваться помощью
другого  лица,  не  входящего  в  состав  комиссий  по  референдуму  и
наблюдателей,  фамилия, имя, отчество, адрес места жительства которого
указывается в списке.
     Заполнение бюллетеней  производится  в  специальной  кабине   или
комнате,  где  не  допускается  присутствие кого бы то ни было,  кроме
голосующего.  Гражданин,   не   имеющий   возможности   самостоятельно
заполнить  бюллетени,  вправе  пригласить  в  кабину  или  комнату для
тайного голосования любое лицо,  кроме члена комиссий  по  референдуму
или наблюдателя.
     Участник референдума, изъявляя свою волю по поводу вынесенного на
голосование  вопроса,  вычеркивает  один  из  записанных  в  бюллетене
ответов - "за" или "против".
     Если одновременно  проводятся несколько референдумов,  голосующие
заполняют бюллетень по каждому из них.
     Заполненные бюллетени  гражданин,  покинув кабину или комнату для
тайного голосования,  опускает  в  ящик  для  голосования.  Ящики  для
голосования  должны находится в поле зрения членов участковой комиссии
референдума и наблюдателей.
     Председатель участковой комиссии референдума следит за порядком в
помещении для голосования.  Его распоряжения для  всех  присутствующих
обязательны.  В случае отсутствия председателя его заменяет (замещает)
заместитель председателя комиссии,  а при его отсутствии  -  секретарь
или иной член комиссии, уполномоченный ею.
     В случаях,  когда   граждане,   имеющие   право   участвовать   в
референдуме,  не могут прибыть на участок для голосования по состоянию
здоровья или другим  уважительным  причинам,  по  их  письменному  или
устному   заявлению   участковая   комиссия   референдума   организует
голосование  по  месту  нахождения  указанных  граждан  в  присутствии
наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, и с
использованием  специального  переносного   ящика   для   голосования.
Переносных ящиков для голосования не может быть более двух на участке.
Устное заявление должно быть  подтверждено  гражданином  в  письменной
форме  при  прибытии к нему членов участковой комиссии референдума.  В
этом случае  члены  участковой  комиссии  референдума,  выезжающие  по
заявлениям,    получают    под    роспись    количество    бюллетеней,
соответствующее количеству письменных или устных  заявлений.  Фамилии,
имена  и отчества,  серия и номер документа,  удостоверяющего личность
граждан,  проголосовавших  при  посредстве   переносных   ящиков   для
голосования,  вносятся  в  отдельный дополнительный список,  в котором
гражданин расписывается в получении бюллетеня,  члены комиссии - в его
выдаче.
     (Статья  в  редакции  Закона  Республики Бурятия от 22.11.93 г. N
379-XII)

     Статья 33. Подсчет голосов

     После заявления председателя об окончании голосования  участковая
комиссия вскрывает ящики для голосования. Перед вскрытием  ящиков  для
голосования  участковая   комиссия   подсчитывает   и   погашает   все
неиспользованные бюллетени, о чем составляется протокол.
     На основании списков для голосования, в том числе дополнительных,
с  учетом  поданных  заявлений  граждан  о  досрочном  голосовании   и
голосовании на дому,  комиссия  подсчитывает  общее  число  получивших
бюллетени. Подсчет бюллетеней, находящихся  в  переписных  ящиках  для
голосования, производится отдельно.
     По числу находящихся в ящиках для голосования бюллетеней комиссия
устанавливает:
     число граждан, принявших участие в голосовании;
     число голосов, поданных  "за"  вынесенный  на  референдум  проект
решения;
     число голосов, поданных "против";
     число бюллетеней, признанных недействительными.
     Недействительными      признаются     бюллетени     изготовленные
неофициально, без печати участковой комиссии референдума либо подписей
двух  ее  членов  или,  в  которых  не  вычеркнут ни один из вариантов
ответа,   либо  вычеркнуты  оба,  а  также  бюллетени  неутвержденного
образца.  В  случае  сомнений  в  действительности  бюллетеня  решение
принимает  участковая  комиссия,  фиксируя  количество таких случаев в
протоколе.  (В  редакции  Закона  Республики  Бурятия от 22.11.93 г. N
379-XII)
     Результаты  голосования  подсчитываются  на  каждом  участке  для
голосования. Если на  голосование  выносилось  одновременно  несколько
вопросов, либо проводилось более одного референдума,  подсчет  голосов
по каждому из них осуществляется отдельно.

     Статья 34. Протокол по итогам голосования

     Итоги подсчета  голосов  проверяются,  обсуждаются  на  заседании
участковой комиссии  и  заносятся  в  протокол,  составленный  в  двух
экземплярах.
     Протоколы   заполняются   чернилами   или   шариковыми   ручками,
подписываются всеми членами участковой комиссии и заверяются  печатью.
Если  проводилось  несколько   референдумов,   по   каждому   из   них
составляется отдельно протокол.
     Первый экземпляр  протокола  доставляется  в  окружную  комиссию,
второй - остается на хранении в участковой комиссии.
     Окружная комиссия на  основании  протоколов  участковых  комиссий
суммирует  полученные  данные,  проверяет  их   и   после   обсуждения
составляет  и  подписывает  итоговый  протокол  в  двух   экземплярах,
заверенный  печатью,  первый  из  которых  немедленно  отсылается  или
передается другим способом в Центральную комиссию референдума.
     Избирательная   документация,   включая   бюллетени,   передается
участковыми комиссиями референдума в соответствующие окружные комиссии
референдума  не  позднее  десяти  дней  после  официального объявления
итогов  референдума  и  хранится  в  течении  двух  месяцев,  а  затем
уничтожается,  если  за  это  время  результаты  референдума  не  были
опротестованы.  (В редакции Закона Республики Бурятия от 22.11.93 г. N
379-XII)

            Глава V. УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФЕРЕНДУМА

     Статья 35. Подведение итогов референдума

     Центральная комиссия референдума  на  основании  протоколов  всех
окружных комиссий референдума определяет:
     число граждан, имевших право участвовать в референдуме;
     число граждан, получивших бюллетени;
     число граждан, принявших участие в голосовании;
     число  голосов,  поданных  за  вынесенный  на  референдум  проект
решения;
     число голосов, поданных против;
     число бюллетеней, признанных недействительными.
     Референдум  признается несостоявшимся, если в голосовании приняло
участие  менее  половины  граждан Республики Бурятия, имеющих право на
участие  в  референдуме.  В  этом случае референдум по тому же вопросу
может  быть  проведен  не ранее чем через два года. (В редакции Закона
Республики Бурятия от 22.11.93 г. N 379-XII)
     Решения по вынесенным на референдум вопросам считаются принятыми,
если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие  в
референдуме.
     Часть.  (Исключена  -  Закон  Республики Бурятия от 22.11.93 г. N
379-XII)
     Если на референдум выносились альтернативные варианты  решения  и
ни один из них не получил  необходимого  количества  голосов,  то  все
варианты считаются отклоненными и их повторное вынесение на референдум
может состояться не ранее чем через год.
     Результаты референдума могут быть признаны недействительными  из-
за допущенных в ходе референдума или при  подсчете  голосов  нарушений
настоящего Закона, повлиявших  на  результаты  голосования.  В  случае
обнаружения  таких  нарушений,  результаты  референдума   могут   быть
обжалованы в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца.     (В
редакции Закона Республики Бурятия от 22.11.93 г. N 379-XII)

     Статья 36. Опубликование и вступление в силу  решения,  принятого
на референдуме

     Итоги  референдума  доводятся  до  сведения  населения Республики
Бурятия  через  средства  массовой  информации  Центральной  комиссией
референдума  не  позднее  десяти дней со дня окончания голосования. (В
редакции Закона Республики Бурятия от 22.11.93 г. N 379-XII)
     В случае признания результатов голосования по какому-либо  округу
или участку недействительными, Центральная комиссия референдума вправе
поручить соответствующей комиссии референдума провести в течение  двух
недель в данном округе или на участке повторное  голосование.  Решения
Центральной комиссии референдума могут быть обжалованы в Верховный суд
Республики Бурятия в течение недели со дня их принятия.  (В   редакции
Закона Республики Бурятия от 22.11.93 г. N 379-XII)
     Принятое на референдуме решение публикуется не позднее семи  дней
с даты последнего голосования по вопросу, вынесенному на референдум, и
вступает в силу в день опубликования, если в самом решении референдума
не предусмотрен иной срок.

     Статья 37. Изменение и отмена решения, принятого референдумом

     Изменение   либо   отмена   решения,   принятого    референдумом,
производится только референдумом.

                Глава VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
                    ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕФЕРЕНДУМЕ

     Статья  38.  Ответственность  за  нарушение  законодательства   о
референдуме

     Лица,  препятствующие  путем  насилия,  обмана, угроз или подкупа
свободному  осуществлению  гражданином  Республики Бурятия или группой
граждан  Республики  Бурятия их права участвовать в референдуме, вести
агитацию,  а  также  члены  инициативных групп и комиссий референдума,
должностные    лица    государственных   или   общественных   органов,
организаций,  совершившие  подлог  документов  референдума,  фиктивные
записи  в  подписных  листах,  заведомо  неправильный подсчет голосов,
нарушившие   тайну   голосования,   привлекаются   к   уголовной   или
административной  ответственности  в  соответствии с законодательством
Российской   Федерации.  (В  редакции  Закона  Республики  Бурятия  от
22.11.93 г. N 379-XII)


      Председатель Верховного 
      Совета Республики Бурятия          Л.В. ПОТАПОВ

      г. Улан-Удэ
      25 ноября 1991 года
      N 139-XII



Информация по документу
Читайте также