Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 24.08.2015 № 512-Р

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО  РЕСПУБЛИКИ  БУРЯТИЯ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

 

от 24 августа 2015 г.    № 512-р

 

г. Улан-Удэ

 

(В редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 24.12.2015 № 647)

 

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия (далее - Концепция).

 

2. Министерству образования и науки Республики Бурятия (Дамдинов А.В.) совместно с Министерством культуры Республики Бурятия (Цыбиков Т.Г.), Министерством спорта и молодежной политики Республики Бурятия (Ангуров Б. Х.) разработать в трехмесячный срок план мероприятий по реализации Концепции и внести его на рассмотрение в установленном порядке в Правительство Республики Бурятия.  (В редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 24.12.2015 № 647)

 

3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

 

 

Глава Республики Бурятия -

Председатель Правительства

Республики Бурятия

 

 

В. Наговицын

 

 

 


УТВЕРЖДЕНА

распоряжением Правительства

Республики Бурятия

от 24.08.2015  № 512-р

 

 

КОНЦЕПЦИЯ

развития дополнительного образования детей

в Республике Бурятия

 

I. Общие положения

 

В современном обществе все больше растет понимание необходимости восстановления духовных основ жизни, сохранения и приумножения культуры своего народа, бережного отношения к окружающей среде. Увеличивается роль психологического, личностного фактора в жизни и профессиональной деятельности, приходит осознание важности постоянного самообразования и творческого совершенствования. Решение этих задач во многом зависит от эффективного использования возможностей дополнительного образования, которое становится важным фактором гуманизации всей системы образования.

Главным звеном в системе образования выделяются государственные образовательные стандарты как гаранты системности и управляемости. Именно в этом пункте заложены основные проблемы утверждения и дальнейшего развития учреждений и программ дополнительного образования детей в системе государственного образования. Отсутствие стандартов в дополнительном образовании детей оценивалось специалистами преимущественно как его сила и привлекательность, существенное отличие от школы, но с началом процедур аттестации и аккредитации отсутствие стандартов и требований к содержанию программ дополнительного образования детей привело к хаосу, субъективному экспериментированию.

Дополнительное образование должно дать право человеку на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков.

Для понимания места дополнительного образования детей в современной системе общего образования необходимо воспроизвести его реальное пространство и статус; оценить его особую роль в общем образовании детей; показать существующие и возможные виды соорганизации дополнительного образования детей в системе общего образования.

Учреждения дополнительного образования детей - благодатная почва для личностного развития ребенка. Несомненное их преимущество в сравнении с другими видами образования проявляется в следующих характеристиках:

 

- свободный выбор деятельности, определяющий индивидуальное развитие человека;

- вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;

- доступность знания и информации для каждого;

- адаптивность к возникающим изменениям.

Направленность на личностное развитие задает специфические функции и результат дополнительного образования и делает его необходимой и неотъемлемой частью образовательной системы, позволяющих достигать высоких личностных результатов обучения.

Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия (далее - Концепция) направлена на воспитание, личностное развитие, реализацию политики государства по профориентации детей и молодежи в области актуальных для республики профессий.

Можно выделить три главных аспекта в значении и ценности дополнительного образования в республике:

- индивидуализация - это работа учебных групп дополнительного образования детей, которая строится на основе конкретного предмета (танцы, моделирование, спорт, окружающая среда и др.) и нацелена на освоение учащимися определенного вида деятельности;

- полипрофессиональная образовательная среда. Вокруг предмета складывается такое сообщество, которое трудно создать в школе или на производстве. Это ученые, спортсмены, культурные деятели и т. д.;

- новые несистемные практики, образующие нишу широкой социокультурной инновационной деятельности. Гибкость нормативной системы дополнительного образования позволяет такие практики воплощать в жизнь.

Дополнительное образование является специфическим культурным явлением не только Республики Бурятия, но и всей страны в целом, поэтому оценивать его целесообразность или эффективность не имеет смысла. Это то явление, которое прочно вошло в наш менталитет, поэтому на данном этапе необходимо искать реальные пути синтеза прошлого и будущего.

Такое образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития. Оно направленно на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте позитивной социализации как в настоящее время, так и на перспективу в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных замыслов и притязаний. Поэтому его центральной задачей должно стать развитие субъектности учащихся, т. е. направленность на достижение самостоятельно поставленных целей и задач в деятельности при имеющихся социокультурных условиях, характере склонностей, структуре способностей человека и освоенности им способов деятельности.

Именно направленность на личностное развитие задает специфические функции и результат дополнительного образования и делает необходимой и неотъемлемой частью образовательной системы, позволяющей достигать высоких личностных результатов обучения. Личностные результаты не могут основываться на компетентностном подходе, а определяются развитием ценностных оснований учащихся.

В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.

На сегодняшний день в Республике Бурятия в условиях информационной активности дополнительное образование детей может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных, гражданских и технологических перемен.

 

II. Состояние и проблемы дополнительного образования детей

 

В Республике Бурятия 54 % детей в возрасте от 5 до 18 лет занимаются в системе дополнительного образования.

Всего функционирует 178 учреждений, из них:

122 в системе образования;

53 школы искусства в системе культуры;

2 спортшколы в системе физкультуры и спорта.

В основном содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на:

создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;

формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;

обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

В последние годы отмечается рост заинтересованности семей в дополнительном образовании детей, в том числе на платной основе. Растет число детей дошкольного возраста, вовлеченных в дополнительные общеобразовательные программы. Заметно увеличилась мотивация семей и детей к участию в различных конкурсных мероприятиях. Возрастает активность подростков и молодежи в использовании образовательных ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), в том числе массовых открытых онлайн-курсов, видеоуроков.

Ответом на растущий спрос стало увеличение количества реализуемых дополнительных образовательных программ. Образовательные инициативы активно предлагаются музеями, библиотеками, новыми общественными культурно-выставочными площадками, общественными организациями. Растет число коммерческих и некоммерческих организаций, разрабатывающих и реализующих проекты в сфере детского досуга и отдыха, образовательного туризма.

Активно развивается негосударственный сектор дополнительного образования, что отвечает интересам граждан и способствует привлечению в эту сферу инвестиций.

В дополнительном образовании детей расширяется применение новых образовательных форм (сетевое, электронное обучение и др.) и технологий (антропологических, инженерных, визуальных, сетевых, компьютерно-мультипликационных и др.).

Развивается рынок услуг и сервисов информального образования (образовательные онлайн-ресурсы, виртуальные читальные залы, мобильные приложения и др.).

Таким образом, сфера дополнительного образования детей создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в ХХI веке.

Вместе с тем в республике, как и во всем государстве, существует ряд проблем, связанных с развитием дополнительного образования:

1. Муниципальное финансирование. В большинстве случаев финансирование образовательных программ происходит по «остаточному» принципу. У муниципалитетов не хватает финансовых средств для содержания и развития учреждений дополнительного образования.

2. Опасность сведения системы дополнительного образования до «вспомогательной» подсистемы общего или среднего профессионального образования при нечетком определении его специфической миссии и предмета работы. Существующие сейчас тенденции регламентации деятельности определения эффективности системы по сценарию школ и колледжей способствуют этому. Необходимо нормативное закрепление миссии и специфики дополнительного образования, субъектно-деятельностного подхода как методологического основания работы системы и инструмента оценки ее эффективности, порядка формирования нормативной базы учреждений.

3. Вырождение программ дополнительного образования в развлекательно-досуговые, коррекционные, репетиторские. Этому способствует отсутствие на данный момент уровневой дифференциации программ дополнительного образования. Поэтому необходима дифференциация норматива финансирования в зависимости от уровня программы.

Таким образом, перспективы развития дополнительного образования состоят в развитии особой нормативно-управленческой системы, создающей условия для широкого развития инноваций на основе социальных механизмов межведомственного взаимодействия. Она должна быть ориентирована на привлечение и создание условий для работы специалистов из разных отраслей, поддержки педагогических школ, сложившихся в системе. Главный результат реализации дополнительных образовательных программ должен состоять в повышении личностных результатов учащихся, которые могут быть зафиксированы с помощью комплекса диагностических методик, основанных на субъектно-деятельностном подходе.

 

III. Цели и задачи развития дополнительного образования детей

 

Целями Концепции являются возможность ставить и решать собственные задачи в планировании деятельности, взаимодействие с окружающими, выстраивание собственной образовательной (профессиональной) траектории, повышение результативности учебы, преодоление собственных комплексов и компенсации психологических и физических проблем, реализация особых потребностей.

Для достижения целей Концепции необходимо решить следующие задачи:

развитие дополнительного индивидуального образования как ресурса мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту;

разработка инструментов оценки достижений детей и подростков;

повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого ребенка;

обновление содержания дополнительных образовательных программ в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;

обеспечение условий для доступа каждого ребенка к глобальным знаниям и технологиям;

выявление одаренных детей в области того или иного искусства и их подготовка к возможному освоению образовательных программ среднего и высшего профессионального образования соответствующего профиля;

создание современной образовательной среды для повышения разностороннего творческого развития и самореализации личности, культурного уровня населения;

развитие инфраструктуры дополнительного образования детей за счет государственной поддержки и обеспечения инвестиционной привлекательности;

формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей;

создание условий для участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования детей.

 

IV. Принципы развития дополнительного образования

детей в Республике Бурятия

 

Эффективное использование потенциала дополнительного образования детей предполагает выстраивание ответственной политики в этой сфере посредством принятия современных, научно обоснованных решений как в области содержания и технологий, так и в части разработки управленческих и экономических моделей.

Дополнительное образование в Республике Бурятия должно развиваться по принципам, прописанным в Концепции развития дополнительного образования Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р), а также опираться на принципы, актуальные для региона:

принцип гуманизма – утверждение непреходящей ценности общекультурного человеческого достоинства, внимания к историческим ценностям региона, их значимости для развития искусства, науки, культуры;

принцип демократизма – свободный выбор видов и сфер деятельности;

принцип дифференциации – ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;

принцип системности – преемственность знаний;

принцип единства обучения, воспитания, развития;

принцип сотрудничества – признание ценности совместной деятельности детей и взрослых;

принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности;

принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности обучающегося, единство человека и социокультурной среды, адаптацию детей к современным условиям жизни общества.

Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на следующих основаниях:

свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;

соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;

вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;

разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;

модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;

ориентация на метапредметные и личностные результаты образования; творческий и продуктивный характер образовательных программ;

открытый и сетевой характер реализации.

 

V. Основные механизмы развития дополнительного

образования детей

 

Основными механизмами развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия являются:

пропаганда развития дополнительного образования как культурной ценности страны, региона, не имеющего аналогов в других странах, как составляющей национальной системы поиска и поддержки талантов, как основой для профессионального самоопределения, ориентации и мотивации подростков и молодежи к участию в инновационной деятельности в сфере высоких технологий и промышленного производства;

создание положительного имиджа дополнительного образования в средствах массовой информации;

межведомственное взаимодействие, интеграция ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия организаций различного типа, ведомственной принадлежности в рамках кластерных систем;

партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семьи;

создание механизма участия общественности в развитии системы дополнительного образования для принятий решений при поддержке тех или иных программ и проектов дополнительного образования, участия общественности в контроле качества реализации программ, распределении бюджетных ресурсов;

создание материальной базы, стимулирующей привлечение специалистов для работы педагогами дополнительного образования;

создание условий реализации федеральных государственных требований в области искусств посредством развития материально-технической базы и кадрового потенциала учреждений дополнительного образования в области культуры и искусств;

создание здоровой конкурентоспособной среды для повышения эффективности и разнообразия программ дополнительного образования;

создание системы учета личных достижений детей в различных дополнительных общеобразовательных программах;

информационная открытость, обеспечение доступа граждан к полной и объективной информации о качестве дополнительных общеобразовательных программ, организациях, образовательных результатах и о результатах общественно-профессиональной экспертизы этих программ;

обеспечение инновационного, опережающего характера развития системы дополнительного образования детей при использовании лучших традиций отечественной сферы дополнительного образования и успешных мировых практик;

поддержка и раннее выявление одаренных детей;

поддержка образовательных программ, ориентированных на группы детей, требующих особого внимания государства и общества (дети из группы социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из семей с низким социально-экономическим статусом);

поддержка инициативы детей и семьи, использование ресурсов семейных сообществ, позитивного потенциала подростковых и молодежных субкультурных сообществ.

 

VI. Основные направления реализации Концепции

 

Обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ предполагает:

формирование системы государственных требований к доступности услуг дополнительного образования детей;

модернизацию системы статистического учета вовлеченности детей в дополнительное образование и его результативности на основе интеграции электронных систем учета; создание открытых сервисов информационного сопровождения (навигации) участников дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих в том числе поддержку выбора программ, формирование индивидуальных образовательных траекторий;

включение в базовый (отраслевой) перечень государственных и муниципальных услуг и работ в сфере образования и науки услуг по реализации дополнительных предпрофессиональных и дополнительных общеразвивающих программ с учетом их разнообразия, обязательств по размещению информации об этих программах;

нормативное, методическое и организационно-финансовое обеспечение предоставления дополнительного образования в сетевых формах, территориальных образовательных комплексах (кластерах), обеспечивающих доступность инфраструктуры и вариативность образовательных траекторий;

внедрение механизмов поддержки организаций дополнительного образования, реализующих программы для детей в сельской местности;

поддержку дополнительного образования в семьях, родительских сообществах, а также поддержку совместных (семейных, детско-взрослых) практик дополнительного образования детей;

проведение информационно-просветительской кампании для мотивации семей к вовлечению детей в занятия дополнительным образованием, повышению родительской компетенции в воспитании детей.

Для расширения спектра дополнительных общеобразовательных программ необходимо:

обеспечить нормативную и ресурсную поддержку обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, в том числе разноуровневых;

обеспечить методическое сопровождение образовательных программ квалифицированными методистами;

дать возможность педагогам дополнительного образования повышать свою квалификацию за пределами Республики Бурятия;

разработать и внедрить адаптированные дополнительные общеобразовательные программы, способствующие социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей;

разработать инструменты стимулирования расширения спектра программ дополнительного образования, выявления и распространения лучших практик (гранты, конкурсы, стажировочные площадки);

закрепить прохождение практик учебного характера обучающихся на реальных производствах (промышленных и сельскохозяйственных) соответствующего профиля. 

Развитие системы управления качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ предполагает:

формирование межведомственной модели управления сферой дополнительного образования детей, включая устранение ведомственных барьеров финансирования организаций;

разработку и внедрение механизмов, критериев и инструментария для независимой оценки качества реализации дополнительных общеобразовательных программ;

поддержку существующей системы и развитие новых перспективных направлений олимпиад, конкурсов и разноуровневых соревнований для детей в системе дополнительного образования.

Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей предполагает:

разработку и апробацию внедрения профессионального стандарта педагога дополнительного образования;

поддержку молодых педагогов дополнительного образования, создание школ наставничества;

модернизацию системы  аттестации педагогических кадров с опорой на профессиональный стандарт и модель карьерного роста;

разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями организаций дополнительного образования;

создание условий для привлечения в сферу дополнительного образования детей молодых специалистов, их профессионального и творческого развития;

расширение возможностей для работы в организациях дополнительного образования талантливых специалистов, в том числе в областях искусства, техники и спорта, не имеющих педагогического образования, в том числе через изменение квалификационных требований;

внедрение системы оценки достижений педагогов дополнительного образования как инструмента оценки качества профессиональной деятельности и средства самооценки личности педагога;

привлечение к деятельности в сфере дополнительного образования волонтеров и представителей науки, высшей школы, студенчества, родительской общественности;

поддержку включения в систему дополнительного образования детей педагогических работников в статусе индивидуальных предпринимателей, имеющих право на оказание услуг дополнительного образования без получения лицензии на осуществление образовательной деятельности;

обеспечение модулей, относящихся к дополнительному образованию детей, к работе с талантливыми детьми и молодежью, площадками для проведения педагогической практики;

формирование современной системы сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров сферы дополнительного образования детей (реализация сетевых форм и модульных программ повышения квалификации с возможностью обучения по индивидуальной образовательной программе, тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов дополнительного образования, организация дополнительного профессионального образования в форме стажировки на базе ресурсных центров и лучших практик и др.);

модернизацию образовательных программ и увеличение объема подготовки управленческих кадров для сферы дополнительного образования детей с приоритетами в области менеджмента, маркетинга, образовательной деятельности, соответствующей профилю организации;

внедрение механизмов адресной поддержки педагогов дополнительного образования, работающих с талантливыми детьми, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми с ограниченными возможностями здоровья;

поддержку создания и деятельности профессиональных сообществ (ассоциаций) педагогов сферы дополнительного образования детей.

Совершенствование финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования предполагает:

развитие механизмов финансового обеспечения дополнительных общеобразовательных программ на основе нормативно-подушевого финансирования организаций различных форм собственности и ведомственной подчиненности, в том числе внедрение методики определения численности обучающихся, финансируемых за счет бюджетных средств (по дополнительным предпрофессиональным и общеразвивающим программам для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и др.), в музыкальных школах, школах искусств и спортивных школах; создание механизмов, расширяющих возможность частичной оплаты потребителями услуг по реализации дополнительных общеобразовательных программ (на принципах софинансирования государства и потребителя);

разработку предложений по созданию механизмов мотивации бизнеса в развитии дополнительного образования детей, в том числе с использованием системы льгот и преференций, включая налоговые;

выделение в муниципальном задании общеобразовательным организациям самостоятельного раздела на реализацию дополнительных общеразвивающих программ для детей.

Расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования, внедрение механизмов государственно-частного партнерства предполагает совершенствование (при необходимости - упрощение) лицензионных требований в сфере дополнительного образования детей для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих дополнительные общеобразовательные программы.

Модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей предусматривает:

модернизацию и развитие инфраструктуры физического воспитания в организациях дополнительного образования в области физической культуры и спорта, инфраструктуры образования, досуга, отдыха детей и их оздоровления, музеев, библиотек и выставочных залов для реализации интерактивных образовательных программ для детей и подростков;

воссоздание на новой основе (решение конкретных актуальных проблем муниципального и республиканского уровней, включение детей в социально значимую деятельность) сети клубов (детско-взрослых);

внедрение современных условий реализации специальных адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

ориентацию системы территориального планирования, строительства, управления имущественным комплексом с учетом интересов детей и молодежи, создание образовательных и развивающих сред, открытых пространств для различных форм активности, клубной деятельности;

развитие учебно-технической промышленности, включая производство оборудования, инструментария (музыкальных инструментов, спортивного инвентаря) и методических пособий для дополнительных общеобразовательных программ, в том числе через систему налоговых стимулов для предприятий, включение инвестиционных проектов в сфере дополнительного образования детей (интерактивных музеев, многофункциональных культурно-образовательных центров дополнительного образования) в перечень приоритетных инвестиционных проектов индустрии детских товаров, утверждаемый Правительством Российской Федерации;

создание условий для использования в системе дополнительного образования цифровых инновационных технологий, в том числе учебно-научно-производственных мастерских по цифровому дизайну и трехмерному прототипированию, мультипликационных и видео-студий;

стимулирование и поддержку средств массовой коммуникации (средства массовой информации, телевидение, сеть Интернет и др.) в расширении репертуара качественных научно-популярных программ, передач, цифровой и печатной продукции, программ мобильного обучения, направленных на личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков;

придание статуса учебных пособий учебно-методическим материалам в сфере дополнительного образования детей, способствующим реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (детская и научно-популярная литература, электронные образовательные ресурсы, тематические коллекции социокультурных ресурсов, научно-популярные фильмы, развивающие игры, имитационные модели).

 

 

VII. Этапы реализации Концепции

 

Реализация Концепции будет осуществляться в 2 этапа: I этап –    2015 - 2017 годы и II этап – 2018 - 2020 годы.

На I этапе планируется разработка плана мероприятий по реализации Концепции, а также создание механизмов ее реализации (управления, финансирования, информационного, научно-методического обеспечения).

На II этапе будет продолжено выполнение плана мероприятий по реализации Концепции.

 

VIII. Ожидаемые результаты реализации Концепции

 

Реализация Концепции обеспечит к 2020 году следующие результаты:

дополнительными общеобразовательными программами охвачено не менее 75 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет;

сформирована мотивация и обеспечены возможности выбора детьми дополнительных общеобразовательных программ на основе собственных интересов и увлечений из широкого спектра предложений со стороны организаций, осуществляющих образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей;

созданы условия и сформированы компетенции для использования детьми и молодежью ресурсов неформального и информального образования в целях саморазвития, профессионального самоопределения и продуктивного досуга;

сформированы механизмы финансовой поддержки прав детей на участие в дополнительном образовании;

семьям с детьми предоставлен доступ к полной объективной информации о конкретных организациях и дополнительных общеобразовательных программах, обеспечена консультационная поддержка в выборе программ и планировании индивидуальных образовательных траекторий; сформированы эффективные механизмы государственно-общественного межведомственного управления дополнительным образованием детей;

реализуются модели адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, одаренными детьми;

обеспечено высокое качество и обновляемость дополнительных общеобразовательных программ за счет создания конкурентной среды, привлечения квалифицированных кадров, сочетания инструментов государственного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования;

действуют эффективные механизмы стимулирования и поддержки непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров;

сфера дополнительного образования детей является привлекательной для инвестиций и предпринимательской инициативы;

созданы благоприятные условия для деятельности организаций негосударственного сектора, государственно-частного партнерства, инновационной активности, научно-производственной кооперации в сфере разработки развивающих предметно-пространственных сред и продукции для оснащения образовательных программ;

создана комплексная инфраструктура современного детства, удовлетворяющая общественным потребностям в воспитании, образовании, физическом развитии и оздоровлении детей.

В результате реализации Концепции будут обеспечены:

повышение удовлетворенности детей и их семей качеством своей жизни за счет возможностей самореализации, предоставляемых системой дополнительного образования;

сокращение асоциальных проявлений среди несовершеннолетних, снижение масштабов распространения в подростковой среде курения, алкоголизма, наркомании, игромании;

рост физической подготовленности детей и снижение заболеваемости детей, формирование мотивации к здоровому образу жизни;

увеличение числа детей, регулярно занимающихся спортом и готовых продолжить свое обучение в спортивных школах и профессиональных образовательных организациях в области физической культуры и спорта;

укрепление социальной стабильности общества за счет сформированных в системе дополнительного образования ценностей и компетенций, механизмов межпоколенческой и межкультурной коммуникации;

формирование у молодого поколения гражданской позиции, патриотизма;

дополнительная инвестиционная привлекательность территорий за счет повышения уровня человеческого и социального капитала;

повышение конкурентоспособности выпускников образовательных организаций на основе высокого уровня полученного образования, сформированных личностных качеств и социально значимых компетенций;

повышение социально-экономической эффективности вложений общества в систему образования за счет получения более высокого качества социальных результатов.

 

_____________________


Информация по документу
Читайте также