Расширенный поиск

Указ Президента Республики Бурятия от 26.01.2000 № 23

                    ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
                               УКАЗ
                                     Утратил силу - Указ Президента
                                           Республики Бурятия
                                         от 23.09.2008 г. N 279
     О развитии племенного животноводства в Республике Бурятия

     Показатели деятельности аграрного сектора продолжают  ухудшаться,
приобретая  все  более  угрожающий характер.  За последнее десятилетие
развитие животноводства в целом, а племенного в особенности, совпало с
неблагоприятными   социально-экономическими   условиями,  что  вызвало
значительное сокращение поголовья всех видов животных  и  производства
животноводческой продукции.
     Под угрозой  исчезновения  находятся  породы  и  типы   племенных
животных   -   основной   генофонд,   созданный   многими  поколениями
животноводов,   зооветеринарных   специалистов   и   ученых   Бурятии.
Отсутствие    государственного    механизма   регулирования   развития
племенного дела  привело  к  разрушению  племенных  хозяйств  и  ферм.
Невостребованность высокопродуктивного племенного скота является одной
из  существенных   причин   снижения   продуктивности   животноводства
республики.
     Придавая исключительную важность сохранению созданного  генофонда
животных,  в  целях  повышения эффективности племенного животноводства
постановляю:
     1. Одобрить   Концепцию   стабилизации   и   развития  племенного
животноводства Республики Бурятия и утвердить меры  по  ее  реализации
(прилагаются).
     2. Министерству сельского хозяйства и  продовольствия  Республики
Бурятия  (Болонев П.М.) совместно с заинтересованными министерствами и
ведомствами до 1 мая 2000 года подготовить  проект  закона  Республики
Бурятия "О племенном животноводстве" и представить его на рассмотрение
Правительства Республики Бурятия.
     3. Министерству  сельского  хозяйства и продовольствия Республики
Бурятия (Болонев П.М.),  Госсельхозплемпредприятию "Бурятское" (Дашиев
А.Э.),   Бурятскому   научно-исследовательскому   институту  сельского
хозяйства      Сибирского      отделения      Российской      академии
сельскохозяйственных  наук (Николаев Б.И.),  Бурятской государственной
сельскохозяйственной  академии  (Попов  А.П.)  совместно   с   главами
местного   самоуправления   районов   в  течение  2000  года  провести
комплексное  экспедиционное  обследование   состояния   животноводства
республики   во   всех   категориях   хозяйств   и   составить   планы
селекционно-племенной  работы  по  видам  скота  с  целью  сохранения,
использования     и     дальнейшего     совершенствования    генофонда
сельскохозяйственных животных.
     4. Министерству   финансов  Республики  Бурятия  (Налетов  А.Ю.),
Министерству сельского хозяйства и продовольствия  Республики  Бурятия
(Болонев  П.М.)  при  формировании  республиканских бюджетов учитывать
отдельной строкой расходы на поддержку  племенного  животноводства  по
следующим направлениям:
     - содержание племенной службы, обновление материально-технической
базы,  приобретение  криогенной  техники и оборудования,  препаратов и
инструментов для пунктов искусственного осеменения и возмещение затрат
по приобретению и доставке хозяйствам спермопродукции и жидкого азота;
     - дотация на содержание высокопродуктивного племенного  маточного
поголовья;
     - компенсация  затрат  хозяйствам-  покупателям  на  приобретение
племенных животных и птиц.
     5. Контроль  за  исполнением  настоящего   Указа   возложить   на
заместителя  Председателя Правительства - министра сельского хозяйства
и продовольствия Республики Бурятия Болонева П.М.
     6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

     Президент Республики Бурятия          Л.В.Потапов
     "26" января 2000 года
     N 23

                                                              Одобрена
                                                     Указом президента
                                                    Республики Бурятия
                                                    от 26.01.2000 N 23

             Концепция стабилизации и развития племенного
                  животноводства Республики Бурятия

               Разработана Советом по аграрной реформе
                  при Президенте Республики Бурятия

                           ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Племенное животноводство Республики Бурятия  призвано  обеспечить
приемы  и методы племенной работы как целостной системы,  направленной
на   наследственное   улучшение   существующих   и   создание    новых
высокопродуктивных гибридов, линий, типов и пород сельскохозяйственных
животных,  их рациональное использование для производства продукции. В
связи с этим, в данной концепции применяются следующие понятия:
     предприятие по племенной работе - предприятие, независимо от форм
собственности,  производящее  и  реализующее  племенное  животное  или
племенную  продукцию,  оказывающее  услуги  по   племенному   делу   в
соответствии с лицензией;
     племенное животное  -  сельскохозяйственное   животное,   имеющее
документально подтвержденное происхождение,  оцененное в установленном
порядке,  предназначенное для воспроизводства  и  получения  племенной
продукции, племенная ценность которого подтверждена сертификатом;
     племенная продукция  -  это  семя  и  эмбрионы,   получаемые   от
племенных животных;
     племенная ценность  животного  и  его  продукции  -  это  уровень
генетического     потенциала     и     степень    его    влияния    на
хозяйственно-полезные признаки потомства;
     бонитировка -   комплексная   оценка   животных  по  племенным  и
продуктивным качествам,  определение их  племенного  и  хозяйственного
назначения;
     государственная книга (регистр) племенных животных - свод  данных
по  регистрации  особо ценных племенных животных и стад,  полученных в
результате чистопородного разведения;
     сертификат (свидетельство)- документ,  выдаваемый государственной
племенной   службой   в   подтверждение   данных   о    происхождении,
продуктивности   и  других  качествах  племенного  животного  или  его
продукции.
     Для осуществления  племенной работы допускаются лица,  окончившие
высшие учебные заведения и  получившие  специальность  зоотехника  или
зооинженера.

          Раздел 1. Анализ существующей законодательной базы
                     по развитию племенного дела

     Придавая государственную значимость племенной службе. Президентом
и  Правительством республики за последние годы приняты соответствующие
указы, постановления и распоряжения. Так, постановлением Правительства
Республики Бурятия от 24.11.95 г. N 382 "О состоянии племенного дела в
животноводстве Республики  Бурятия  и  мерах  по  его  государственной
поддержке"  наряду  с  другими  вопросами была выделена дополнительная
дотация на содержание племенного маточного поголовья на одну  условную
голову  по  412  тыс.  рублей  для племхозов и по 206 тыс.  рублей для
племферм,  а также компенсации:  хозяйствам за  закупленных  племенных
животных   и   птиц   в  размере  732  рубля  за  1  кг  живой  массы;
племпредприятиям - части стоимости реализуемой семяпродукции  быков  в
размере 5 тыс. рублей, баранов - 1 тыс.рублей за 1 дозу. Были выделены
финансовые средства Госсельхозплемпредприятию (ГСХПП)  "Бурятское"  на
приобретение криогенного оборудования и спецмашин.
     В 1997 году был  издан  Указ  Президента  Республики  Бурятия  от
05.02.97  г.  N  33 "О мерах по стабилизации поголовья скота на основе
преобразования убыточных хозяйств в сельскохозяйственные кооперативы и
развития  личных подворий граждан",  который,  в определенной степени,
способствовал стабилизации поголовья скота.
     Вопросы развития   отрасли   и  организации  племенной  работы  в
животноводстве    неоднократно    рассматривались    на     заседаниях
Правительства  Республики  Бурятия  и  коллегий Министерства сельского
хозяйства  и  продовольствия   Республики   Бурятия,   где   постоянно
отмечались упущенные возможности и пути их устранения.
     Пунктом 7  постановления  Правительства  Республики  Бурятия   от
24.11.95  г.  N  382  "О  состоянии  племенного  дела в животноводстве
Республики  Бурятия  и  мерах  его  государственной  поддержки"   было
определено  следующее:  "соответствующим  министерствам  и  ведомствам
подготовить   проект   закона   Республики   Бурятия   "О    племенном
животноводстве"  и внести его на рассмотрение Правительства Республики
Бурятия".  Данный закон был подготовлен и передан в Народный Хурал, но
до сих пор не принят.

       Раздел II. Основные показатели состояния животноводства

     За последнее     десятилетие    развитие    сельскохозяйственного
производства,    особенно    животноводства,    совпало    с    весьма
неблагоприятными     социально-экономическими     условиями,     когда
непредвиденные кризисные явления существенно ограничивают  возможности
прогнозирования состояния агропромышленного производства,  в том числе
и животноводства,  хотя бы на ближайшие перспективы.  За  этот  период
диспаритет    цен    на   энергоносители,   стройматериалы,   технику,
эксплуатацию    транспортных    и    других    средств     на     фоне
неплатежеспособности    хозяйств   вызвали   значительное   сокращение
поголовья всех видов животных и производства продукции животноводства.
     Большинство хозяйств,  занимающихся животноводством, оказались на
грани  банкротства  из-за  бартерного  обмена  и  диспаритета  цен  на
животноводческую продукцию (например,  овца стала выступать в качестве
денежного эквивалента,  а  цена  цельного  молока  стала  равной  цене
минеральной  воды,  тонкорунная  шерсть  стала  дешевле пакли - отхода
текстильной промышленности).
     В сельхозпредприятиях  республики на начало 1999 года содержалось
крупного рогатого скота - 72,4 тыс.,  лошадей - 28,4  тыс.,  свиней  -
18,5 тыс.,  овец - 156,3 тыс.голов.  В сравнении с 1990 годом допущено
снижение поголовья:  крупного рогатого скота - на 81%,  лошадей  -  на
59%,  свиней  -  на  85,2%,  овец  -  на  89,5  процента.  Аналогичное
сокращение  наблюдается  и   по   маточному   поголовью.   Наблюдаемое
увеличение за этот период численности крупного рогатого скота в личных
подворьях граждан республики на 19%,  лошадей более  чем  в  3,5  раза
далеко не компенсирует сокращение поголовья в сельхозпредприятиях.
     В 1998 году в сельхозпредприятиях произведено  молока  30,2  тыс.
тонн,  шерсти - 522 тонны, яиц 62 млн.штук и реализовано на убой скота
и птицы - 9,6 тыс.тонн,  что составило к их производству в 1990  году:
молока - 16,1%, шерсти - 11,2%, яиц - 20,6% и реализация скота и птицы
на убой - 12,8 процента.
     В хозяйствах    республики   практически   перестали   заниматься
вопросами  воспроизводства  стада,  в  результате  чего  в  1998  году
получено  телят  24,8  тыс.,  ягнят - 74,5 тыс.,  поросят - 26,3 тыс.,
жеребят - 4,5 тыс.голов,  или в расчете на 100 маток:  по 57 телят, по
60 ягнят, по 42 жеребенка и на основную свиноматку- по 7 поросят.
     В настоящее      время      животноводство      как       отрасль
сельскохозяйственного   производства   влачит   жалкое  существование.
Благодаря  лишь  энтузиазму  руководителей  и  специалистов  сохранено
относительно  стабильное  поголовье  животных  в отдельных хозяйствах,
таких,  как племзаводы  "Боргойский"  и  колхоза  им.Ленина,  колхозы:
"Искра"  Мухоршибирского,  "Коммунизм",  им.  Д.Банзарова Джидинского,
коллективное  долевое  хозяйство  (КДХ)   "Удинское",   "Георгиевское"
Хоринского,    коллективное    сельхозпредприятие    (КСП)    "Дружба"
Еравнинского   районов,   опытно-производственное   хозяйство    (ОПХ)
"Байкальское",  Бурятский  научно-исследовательский институт сельского
хозяйства Сибирского отделения Российской Академии сельского хозяйства
(Бур. НИИСХ СО РАСХН) и др.
     В крестьянско-фермерских хозяйствах и личных подворьях граждан на
начало 1999 года имелось крупного рогатого скота - 279,3 тыс.,  овец -
82,6тыс.  и свиней - 110,5 тыс.голов, что к уровню 1998 года составило
соответственно: 104, 100 и 108 процентов. В структуре общего поголовья
в данной категории хозяйств числится крупного рогатого скота -  78,7%,
овец - 34,5% и свиней - 82 процента.
     Создавшееся положение в отрасли не обеспечивает в  полном  объеме
выполнения  ранее  разработанных  селекционных  программ по всем видам
животных,  что еще более  усугубляет  кризисное  состояние  отрасли  и
ставит  под угрозу вопросы обеспечения населения республики продуктами
питания,  а  перерабатывающую  промышленность  -  сырьем,  что   может
поставить республику в полную зависимость от соседних регионов.

              Раздел III. Анализ работы племенной службы

     В настоящее  время  племенная  база  республики  представлена:  -
племенными   заводами:   "Боргойский",   колхоза   им.   Ленина,   ОПХ
"Иволгинское"  по разведению овец бурятского типа забайкальской породы
и  конным  заводом   "Торейский"   по   разведению   лошадей   русской
тяжеловозной породы;
     - племенными   хозяйствами:   "Комсомольский",   "Целинный"    по
разведению  скота  казахской  белоголовой породы и учхоз "Байкал" - по
симментальской породе;
     - племенными  репродукторами:  в  23  хозяйствах  -  по молочному
скотоводству,  в  семи  -  по  мясному  скотоводству,  в  двух  -   по
свиноводству,  в 18-по коневодству,  в 9-по тонкорунному и в двух - по
полугрубошерстному овцеводству.
     Общее поголовье   племенных   животных   в  указанных  хозяйствах
составляет:  11,0 тыс.  голов крупного рогатого скота (16,5%  к общему
поголовью),  лошадей - 2,3 тыс.  голов (8,1%), свиней - 7,2 тыс. голов
(38,9%) и овец - 54,2 тыс.  голов (27,3%).  Что относительно 1995 года
соответственно составляет:  8,1%,  27,1%, 26,1% и 46,4%. Сравнительные
данные по породному, классному составу и продуктивности представлены в
приложениях 1-3.
     Сокращение численности поголовья  племенных  животных,  в  первую
очередь,     является    результатом    отсутствия    централизованной
государственной поддержки племенных хозяйств. В данное время в трудном
финансово-экономическом   положении  находятся  Государственный  завод
племенной (ГПЗ)  ОПХ  "Иволгинское",  племхоз-учхоз  "Байкал",  конный
завод  "Торейский",  где в свое время были созданы и акклиматизированы
уникальные животные  -  овцы  бурятского  типа  забайкальской  породы,
крупный  рогатый  скот  симментальской  породы (бурятской популяции) и
лошади русской тяжеловозной  породы.  Сохранение  генофонда  племенных
животных   этих   хозяйств  -  общереспубликанская  проблема,  поэтому
необходима экстренная  государственная  помощь  этим  племзаводам  для
сохранения их статуса.
     В племенных хозяйствах также наблюдается  уменьшение  численности
маточного поголовья. В результате, ремонт стада производится на низком
уровне,   ограничены   возможности    выбраковки    низкопродуктивного
поголовья,  что  приводит к близкородственному спариванию и вырождению
животных.
     Отсюда следует,  что  без  государственной  поддержки  отрасли по
закупу И завозу племенных животных плановых пород,  в первую  очередь,
производителей и без "освежения крови" животноводство республики может
самоликвидироваться.
     Из-за неплатежеспособности   хозяйств   выращенный  в  республике
племенной  молодняк  остается  невостребованным.  Так,  в  1998   году
племзаводы   "Боргойский",   колхоза   им.   Ленина  и  племфермы  ОПХ
"Байкальское"   Бурятского   НИИСХ   СО   РАСХН,   колхозов    "Искра"
(Мухоршибирь), им. Карла Маркса (Селенга), совхоза "Кульский" и др. не
смогли реализовать более 2,0 тыс.  голов племенных овец  и  более  300
голов  племенных  бычков и телок.  Высококлассные и высокопродуктивные
животные  были  сданы  на  мясокомбинат  за  бесценок  или  пущены  на
бартерный обмен.
     Если в  1990  году  реализация  племенных   животных   хозяйствам
республики  составила:  КРС  -  4,5 тыс.  голов (в т.ч.  завозных- 901
голова), лошадей - 500 голов (в т.ч. завозных- 126); свиней - 2,2 тыс.
голов  (из  них  завозных  -  939)  и  овец - 14,8 тыс.  голов (в т.ч.
завозных-  2,5  тыс.),  то  в  1998  году  всего  было  заготовлено  и
реализовано  КРС  -  448,  баранчиков - 70,  лошадей - 24 и свиней- 35
голов (из них,  быков - 71,  жеребцов - 3 и хряков - 6  голов).  Этого
количества производителей совершенно недостаточно для ремонта стада.
     В текущем году положение по завозу племенных  животных  несколько
улучшилось.  Благодаря  финансовой  поддержке Правительства Республики
Бурятия  из   Красноярского   края   завезены   60   племенных   телок
симментальской  породы  в ОПХ "Байкальское" Бурятского НИИСХ СО РАСХН,
100 голов племенных свиней  крупной  белой  породы  в  колхоз  "Искра"
Мухоршибирского  района,  КСП  "Победа"  Еравнинского  района и колхоз
им.Ленина Тарбагатайского района.
     До конца  1999  года  планируется завезти и в другие репродукторы
более  200  голов  свиней,  60  голов  телок  из  племенных   хозяйств
Красноярского края и Иркутской области.  Кроме того, внутри республики
будет заготовлено около 300 голов племенного скота,  более  200  голов
свиней,  около  80  голов  лошадей и овец более 2000 голов.  Оплата за
закупленных племенных животных внутри республики будет произведена,  в
основном,   за   счет   взаимозачетов   между  хозяйствами  через  ГУП
"Республиканская  продовольственная  корпорация".  Но  и  этого   явно
недостаточно.   Поэтому   в   целях  обеспечения  хозяйств  всех  форм
собственности  племенными  производителями   наиболее   приемлемо   их
выращивать,   кроме   племзаводов   и   репродукторов,   на   элеверах
племпредприятий или специально подобранных хозяйствах в каждом районе,
за счет средств местного бюджета.
     В последние  годы  зооветспециалисты  многих  хозяйств  перестали
бонитировать  животных,  в результате чего отбор,  подбор и выбраковка
животных,  а также  соответствующее  формирование  групп  животных  по
половозрастным и производственным качествам не проводится. Так, анализ
работы   основных   овцеводческих   хозяйств   Еравнинского    района,
проведенный Государственной
     племенной службой,  показал,  что в организации  племенного  дела
имеются  серьезные упущения,  которые приводят к снижению классности и
племенной  ценности  баранов-производителей  и  маток.  Из-за  низкого
уровня  кормления  молодняка  ярки  остаются недоразвитыми и их случка
производится в 2,5 года.  Аналогичные упущения допускаются  и  в  ряде
других  хозяйств  и в других отраслях животноводства,  что значительно
тормозит успешное развитие племенного дела.
     Основным звеном   селекционной  работы  является  воспроизводство
стада,  где ведущая роль отводится искусственному осеменению и  случке
животных.  В  1998  году  случено  и осеменено коров и телок 25,2 тыс.
голов,  из них искусственно - 9,8 тыс.  (с повторным осеменением  11,5
тыс.),   случено  и  осеменено  овцематок  73,6  тыс.  голов,  из  них
искусственно - 14,9  тыс.  голов.  Охват  маточного  поголовья  данным
мероприятием  составляет  к их наличию на начало года:  коров - 41,3%,
овцематок - 20,2%.  В течение 1998 года стабильно по полной  программе
работало  115  пунктов  искусственного  осеменения  коров и телок,  22
пункта - овцематок. Дополнительно к действующим было открыто 33 пункта
искусственного осеменения коров при районных ветеринарных станциях и в
крупных  населенных  пунктах  для  обслуживания   скота   крестьянских
хозяйств и личных подворий, где было за год осеменено 1092 коровы.
     В текущем  году  работает  141  пункт  только  по  искусственному
осеменению   коров  и  телок  (в  1990  году  их  было  327).  Для  их
бесперебойной работы необходима доставка биопродукции и жидкого азота,
что требует дополнительного финансирования по обеспечению транспортных
и командировочных расходов на эти цели.
     Экономическая эффективность      от      использования     метода
искусственного осеменения коров и телок,  против  вольной  случки,  на
ферме  с  поголовьем 150 коров составляет 102,0 тыс.  рублей (расчеты:
для организации вольной случки 150 коров  требуется  минимум  6  быков
производителей - при норме нагрузки на 1 быка по 20-25 коров. При этом
стоимость  1  быка  в  среднем  составляет  12,0  тыс.рублей.  Поэтому
хозяйству  требуется  изыскать  72,0 тыс.  рублей на их покупку,  плюс
дополнительные затраты в сумме 45,0 - 50,0 тыс.  рублей в  год  на  их
содержание. Общая сумма затрат составляет в среднем 122,0 тыс. рублей.
При искусственном осеменении данного  поголовья  потребуется  500  доз
семени   в  год,  жидкий  азот  и  другие  сопутствующие  препараты  и
инструменты на общую сумму всего 20,0 тыс.  рублей, разница составляет
- 102 тыс.).
     За последние годы допущен большой отток  с  производства  опытных
зооветеринарных   специалистов,   а  пополнение  молодыми  кадрами  не
производится.  В этой связи в  племенном  животноводстве  очень  остро
стоит  кадровый  вопрос.  Поэтому  необходимо  в самое ближайшее время
решить   эту    проблему    путем    подготовки    и    переподготовки
зоотехников-селекционеров среднего и республиканского звена.

            Раздел IV. Стабилизация и дальнейшее развитие
                      племенного животноводства

     Основой выхода животноводства из  кризисного  положения  является
освоение   племенной   работы,   которая   должна  строиться  планово,
целенаправленно и с  перспективой.  Она  требует  четкой  организации,
руководства и контроля.
     Настоящая концепция предусматривает единые принципы организации и
осуществления   племенной  работы  во  всех  отраслях  животноводства,
включая птицеводство,  звероводство,  рыбоводство  и  пчеловодство  на
территории  Республики  Бурятия.  Концепция  направлена  на разработку
механизмов регулирования и стимулирования деятельности по  сохранению,
селекции   и   использованию   пород   сельскохозяйственных  животных,
улучшению их воспроизводства.

      1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ ПЛЕМЕННОЙ РАБОТЫ

     Руководство племенной   работой   в   животноводстве   республики
осуществляет  Министерство  сельского  хозяйства  и продовольствия,  а
организаторами    и    непосредственными    исполнителями     являются
республиканское   госплемобъединение   и   государственная   заводская
конюшня.
     Ввиду специфичности, в племенной работе необходимо:
     - ускорить  принятие  Закона  Республики  Бурятия  "О   племенном
животноводстве Республики Бурятия";
     - при Минсельхозпроде организовать Совет по  племенной  работе  в
животноводстве  (по  отраслям)  с привлечением высококвалифицированных
специалистов    и    ученых.    Данный    Совет     будет     являться
экспертно-консультационным  органом,  состоящим  из секций по вопросам
селекции, воспроизводства животных и организации племенного дела.
     На указанные подразделения возлагается решение следующих задач:
     1. Организация и осуществление племенной работы в хозяйствах всех
форм собственности, занимающихся животноводством.
     2. Координация деятельности юридических лиц и граждан  в  области
разведения племенных животных.
     3. Разработка  основных  принципов  и  приоритетных   направлений
развития племенной работы.
     4. Разработка и реализация  программ  по  селекции  и  разведению
сельскохозяйственных   животных,   сохранению   и   использованию   их
генофонда.
     5. Создание  и распределение республиканского генофонда племенных
животных (спермопродукция и эмбрионы).
     6. Разработка   предложений  о  мерах  государственной  поддержки
племенного животноводства.
     7. Определение породного районирования и развития племенной базы,
обеспечение племенными животными и их продукцией.
     8. Обеспечение     эффективности     селекционных    мероприятий,
организация племенного учета  и  отчетности,  статистического  анализа
результатов племенной работы.
     9. Осуществление   ведения   и   издания   государственных   книг
(регистров) племенных животных, информационное обеспечение и т.д.
     10. Осуществление   международного   сотрудничества   в   области
племенной  работы,  обоснование  и  регулирование  экспорта  и импорта
племенных животных и их продукции, специального оборудования, приборов
и материалов для племенного животноводства.
     Реализация поставленных задач возможна только  при  осуществлении
постоянной    государственной    поддержки.   Для   этого   необходимо
предусмотреть  в  Республиканском  бюджете  финансирование   отдельной
строкой  на развитие племенного животноводства.  При этом предприятиям
по племенной работе,  крестьянским (фермерским) и  подсобным  сельским
хозяйствам   предприятий,  организаций  и  учреждений,  участвующих  в
создании  новых  пород,  типов,   линий   и   гибридов   животных,   в
породоиспытании  и  оценке  производителей  по  качеству потомства,  в
разработке новых технологий по воспроизводству,  а  также  генофондным
хозяйствам   предоставлять   льготы   в   соответствии   с   налоговым
законодательством.  Фундаментальные и прикладные исследования, имеющие
в племенной работе приоритетное направление, должны финансироваться из
Республиканского бюджета в полном объеме.

        2. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ПЛЕМЕННОЙ
             РАБОТЫ, СОХРАНЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ГЕНОФОНДА
                ЖИВОТНЫХ ЗАВОДСКИХ И АБОРИГЕННЫХ ПОРОД

     Племенной учет в животноводстве и отчетность по племенной  работе
должны  вестись  по формам,  установленным Федеральной государственной
племенной службой.  Все племенные животные должны иметь индивидуальные
номера  в  соответствии  с  установленными требованиями.  Их оценка по
племенным и продуктивным качествам должна проводиться путем  ежегодной
бонитировки  в  хозяйствах  всех форм собственности.  На ее основе все
ценные племенные животные и стада как общенародное достояние  подлежат
строжайшему  учету  и  записываются  в государственную книгу (регистр)
племенных животных. Племенные производители, отобранные для племенного
использования,  подлежат  проверке  и  оценке  по  качеству потомства.
Только  после  этого  осуществляется  их  допуск  к  использованию   в
племенном животноводстве.
     Все племенные  сельскохозяйственные  животные,   находящиеся   на
территории  Республики  Бурятия,  являются  общенародным  достоянием и
должны находиться под охраной и  защитой  государства.  В  этой  связи
республиканской племенной службе с участием совета по племенной работе
необходимо  выделить  породы,  требующие   охраны   их   генофонда   и
предприятия   по  племенной  работе,  на  которые  возлагается  задача
сохранения генофонда указанных пород.  Эти предприятия как генофондные
хозяйства  обязаны  проводить  чистопородное  разведение животных этих
пород.
     Юридические лица   и   граждане,  осуществляющие  деятельность  в
области разведения племенных животных, имеют право:
     1. Получать  племенное  обслуживание  и  заключение о пригодности
племенной продукции для воспроизводства животных.
     2. Требовать   предъявления  заключения  экспертизы  о  племенной
ценности животного или его продукции при покупке.
     3. Самостоятельно выбирать формы предпринимательской деятельности
по племенной работе,  продавать и покупать  племенных  животных  и  их
продукцию, имеющих сертификат государственной племенной службы.
     4. Вступать  (объединяться)  в  ассоциации,  общества  и   другие
объединения по племенной работе.
     5. Принимать участие в осуществлении селекционных программ.
     6. Принимать участие и выставлять свои селекционные достижения на
выставках- продажах (аукционах), выводках и смотрах племенных животных
и их продукции.
     Юридические лица  и  граждане,  осуществляющие   деятельность   в
области разведения племенных животных, обязаны:
     1. Соблюдать   породное   районирование,    выполнять    принятые
республиканские    селекционные   программы,   методы   разведения   и
совершенствования  пород  животных  и  обеспечивать   сохранность   их
генофонда.
     2. Не  допускать  использования  в  стаде  производителей  и   их
продукции   с  низкой  племенной  ценностью,  стихийного  родственного
спаривания, завоза для племенных целей животных без сертификата.
     3. Обеспечить   ведение   зоотехнического   и  племенного  учета,
отчетности  в  соответствии  с  нормативными  документами  и  хранение
племенной документации.
     4. Организовать правильное выращивание,  кормление,  содержание и
использование племенных животных.
     5. Осуществлять  хозяйственные  и  технологические   мероприятия,
обеспечивающие     полную    реализацию    генетического    потенциала
продуктивности племенных животных.
     6. Выполнять   указания   специалистов   по   племенной   работе,
направленные на повышение эффективности селекционной работы.

           3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
                           ПЛЕМЕННОЙ РАБОТЫ

     Источниками финансирования  предприятий  по  племенной  работе  и
органов племенной службы являются:  средства Республиканского бюджета,
направляемые   на   развитие   племенного   животноводства,   денежные
поступления от реализации племенных животных и их продукции,  а  также
за выполнение работ по договорам.
     Научное обеспечение    племенной    работы    в    животноводстве
осуществляют   научные,   высшие   учебные  и  научно-производственные
учреждения Республики Бурятия.  Они проводят  разработку  селекционных
программ  по  совершенствованию  существующих  и созданию новых пород,
типов,  линий  и  гибридов  животных  и  рациональному   использованию
племенных    ресурсов;   приемов,   способов   и   методов   повышения
эффективности  селекционного   процесса,   воспроизводства   животных,
улучшения  их  племенных  и  продуктивных качеств;  методов племенного
учета   и   методик   по   оценке    сельскохозяйственных    животных;
информационных   систем   в   племенном  животноводстве.  Все  научные
исследования по племенной работе проводятся  по  заявкам  Министерства
сельского  хозяйства  и  продовольствия  Республики  Бурятия на основе
договоров и финансируются им.

                                Верно:

                                             Приложение 1 к Концепции
                      Поголовье и продуктивность
                    сельскохозяйственных животных

     +-------------------------------------------------------------------------------------------------------+
     ¦                                   ¦         ¦         ¦         ¦    В т.ч. племхозы и племфермы      ¦
     ¦                                   ¦         ¦         ¦         +-------------------------------------¦
     ¦                                   ¦ 1990 г. ¦ 1998 г. ¦ 1998 г. ¦ 1990 г.  ¦   1998 г.   ¦ 1998 г. в  ¦
     ¦                                   ¦         ¦         ¦  в% к   ¦          ¦             ¦ % к 1990 г.¦
     ¦                                   ¦         ¦         ¦ 1990 г. ¦          ¦             ¦            ¦
     +-----------------------------------+---------+---------+---------+----------+-------------+------------¦
     ¦ Молочное скотоводство             ¦         ¦         ¦         ¦          ¦             ¦            ¦
     ¦ 1. Всего, голов                   ¦  28615  ¦  66709  ¦  21,2   ¦  26500   ¦    11031    ¦    41,6    ¦
     ¦ в том числе, коров                ¦  84439  ¦  22931  ¦  27,1   ¦  12988   ¦    4574     ¦    35,2    ¦
     ¦ 2. Удой на 1 фуражную корову, кг  ¦  2203   ¦  1252   ¦  56,8   ¦   2671   ¦    1824     ¦    68,2    ¦
     ¦ 3. Получено телят                 ¦  98660  ¦  22123  ¦  56,8   ¦  16197   ¦    3414     ¦    24,1    ¦
     ¦ 4. Количество племхозов           ¦    1    ¦    1    ¦         ¦    1     ¦      1      ¦            ¦
     ¦ 5. Количество племферм            ¦   41    ¦   23    ¦         ¦    41    ¦     23      ¦            ¦
     ¦ Мясное скотоводство               ¦         ¦         ¦         ¦          ¦             ¦            ¦
     ¦ 1. Всего, голов                   ¦         ¦         ¦         ¦  21600   ¦    6269     ¦     29     ¦
     ¦ в том числе, коров                ¦         ¦         ¦         ¦   8183   ¦    2663     ¦     32     ¦
     ¦ 2. Выход на 100 маток             ¦         ¦         ¦         ¦   69,2   ¦    61,0     ¦     88     ¦
     ¦ 3. Количество: племсовхозов       ¦         ¦         ¦         ¦    1     ¦      2      ¦            ¦
     ¦ племферм                          ¦         ¦         ¦         ¦    11    ¦      7      ¦            ¦
     ¦ Овцеводство                       ¦         ¦         ¦         ¦          ¦             ¦            ¦
     ¦ 1. Всего, тыс.голов               ¦ 1358,5  ¦  198,3  ¦  14,6   ¦  165,5   ¦    54,2     ¦    32,7    ¦
     ¦ в том числе, маток                ¦  755,3  ¦  101,8  ¦  13,5   ¦  104,6   ¦    34,1     ¦    32,6    ¦
     ¦ 2. Выход ягнят на 100 овцематок   ¦  74,0   ¦  60,0   ¦         ¦   98,0   ¦    95,0     ¦            ¦
     ¦ 3. Средний настриг шерсти, кг     ¦   3,5   ¦   2,7   ¦  77,1   ¦   4,1    ¦     3,5     ¦    85,4    ¦
     ¦ 4. Количество: племзаводов        ¦         ¦    3    ¦         ¦          ¦      3      ¦            ¦
     ¦ племсовхозов                      ¦    2    ¦         ¦         ¦    2     ¦             ¦            ¦
     ¦ племферм                          ¦   12    ¦    9    ¦  75,0   ¦    12    ¦      9      ¦    75,0    ¦
     ¦ Свиноводство                      ¦         ¦         ¦         ¦          ¦             ¦            ¦
     ¦ 1. Всего, голов                   ¦         ¦         ¦         ¦   8971   ¦    7201     ¦     80     ¦
     ¦ в том числе, маток                ¦         ¦         ¦         ¦   1224   ¦    1030     ¦     84     ¦
     ¦ 2. Выход на 100 маток за 1 опорос ¦         ¦         ¦         ¦   8,6    ¦     7,1     ¦     82     ¦
     ¦ 3. Количество племферм            ¦         ¦         ¦         ¦    8     ¦      3      ¦            ¦
     ¦ Коневодство                       ¦         ¦         ¦         ¦          ¦             ¦            ¦
     ¦ 1. Всего, голов                   ¦         ¦         ¦         ¦   378    ¦    2300     ¦    608     ¦
     ¦ в том числе, маток                ¦         ¦         ¦         ¦   124    ¦     784     ¦    638     ¦
     ¦ 2. Выход на 100 маток             ¦         ¦         ¦         ¦    78    ¦     75      ¦     96     ¦
     ¦ 3. Количество: конезаводов        ¦         ¦         ¦         ¦    1     ¦      1      ¦            ¦
     ¦ племферм                          ¦         ¦         ¦         ¦    20    ¦     22      ¦            ¦
     ¦                                   ¦         ¦         ¦         ¦          ¦             ¦            ¦
     +-------------------------------------------------------------------------------------------------------+

                                              Приложение 2 к Концепции

       Классный и породный состав сельскохозяйственных животных

     +---------------------------------------------------------------------------------------------+
     ¦                          ¦         ¦         ¦         ¦ В т.ч. племхозы и племфермы        ¦
     ¦                          ¦         ¦         ¦         +------------------------------------¦
     ¦                          ¦ 1990 г. ¦ 1998 г. ¦ 1998 г. ¦  1990 г.  ¦ 1998 г.  ¦ 1998 г. в % ¦
     ¦                          ¦         ¦         ¦  в% к   ¦           ¦          ¦  к 1990 г.  ¦
     ¦                          ¦         ¦         ¦ 1990 г. ¦           ¦          ¦             ¦
     +--------------------------+---------+---------+---------+-----------+----------+-------------¦
     ¦ 1. Пробонитировано КРС   ¦         ¦         ¦         ¦           ¦          ¦             ¦
     ¦ всего, голов             ¦ 111497  ¦  5277   ¦   4,7   ¦   15366   ¦   5277   ¦    34,3     ¦
     ¦ а) породный состав:      ¦         ¦         ¦         ¦           ¦          ¦             ¦
     ¦ из них ч/п и IV пок.     ¦  75596  ¦  5148   ¦   6,8   ¦   14340   ¦   5148   ¦    35,8     ¦
     ¦ %                        ¦   67    ¦  93,5   ¦         ¦    93     ¦   97,5   ¦             ¦
     ¦ III пок.                 ¦  34236  ¦   129   ¦   0,4   ¦   1023    ¦   129    ¦    12,6     ¦
     ¦ %                        ¦   31    ¦   2,4   ¦         ¦    6,6    ¦   2,4    ¦             ¦
     ¦ в т. ч. коров:           ¦  65896  ¦  3388   ¦   5,2   ¦   8833    ¦   3388   ¦    38,3     ¦
     ¦ ч/п и IV пок.            ¦  28940  ¦  3277   ¦  11.3   ¦   8303    ¦   3277   ¦    39,5     ¦
     ¦ %                        ¦   58    ¦  96.7   ¦         ¦    93     ¦   96.7   ¦             ¦
     ¦ III пок.                 ¦  26387  ¦   111   ¦   0,4   ¦    530    ¦   111    ¦    20,6     ¦
     ¦ %                        ¦   4,0   ¦   3,3   ¦         ¦    7,0    ¦   3,3    ¦             ¦
     ¦ б) Классный состав всего ¦         ¦         ¦         ¦           ¦          ¦             ¦
     ¦ поголовья                ¦ 111497  ¦  5277   ¦   4,7   ¦   15366   ¦   5277   ¦    34,3     ¦
     ¦ из них эл/рек. и эл.     ¦  23938  ¦  1854   ¦   7,7   ¦   7219    ¦   1854   ¦    23,6     ¦
     ¦ %                        ¦  21,4   ¦   35    ¦         ¦   46,9    ¦   35,0   ¦             ¦
     ¦ I класс                  ¦  48082  ¦  1878   ¦   3,9   ¦   5961    ¦   1878   ¦    31,5     ¦
     ¦ %                        ¦  43,2   ¦  35,7   ¦         ¦   38,7    ¦   35,7   ¦             ¦
     ¦ в т. ч. коров :          ¦  65896  ¦  3388   ¦   5,2   ¦   8833    ¦   3388   ¦    19,1     ¦
     ¦ эл/рек. и эл.            ¦  9455   ¦   999   ¦  10,5   ¦   5208    ¦   999    ¦    19,1     ¦
     ¦ %                        ¦  14,5   ¦  22,5   ¦         ¦   58,9    ¦   29,5   ¦             ¦
     ¦ I класс                  ¦  27719  ¦  1261   ¦   4,5   ¦   3422    ¦   1261   ¦    36,8     ¦
     ¦ %                        ¦  42,0   ¦  37,2   ¦         ¦   38,7    ¦   37,2   ¦             ¦
     ¦ 2. Пробонитировано овец, ¦         ¦         ¦         ¦           ¦          ¦             ¦
     ¦ всего, тыс. голов        ¦  872,4  ¦  100,5  ¦  11,5   ¦   162,8   ¦   52,0   ¦    31,9     ¦
     ¦ из них:                  ¦         ¦         ¦         ¦           ¦          ¦             ¦
     ¦ Элита                    ¦  47,1   ¦  20,3   ¦  43,1   ¦   19,0    ¦   9,7    ¦    51,1     ¦
     ¦ %                        ¦   5,4   ¦  20,8   ¦         ¦   11,6    ¦   18,7   ¦             ¦
     ¦ I класс                  ¦  308,0  ¦  38,2   ¦  12,4   ¦   62,8    ¦   21,0   ¦    33,4     ¦
     ¦ %                        ¦  35,3   ¦   38    ¦         ¦   38,6    ¦   40,3   ¦             ¦
     ¦ II класс                 ¦  376,0  ¦  32,0   ¦   8,5   ¦   58,9    ¦   16,0   ¦    27,2     ¦
     ¦ %                        ¦  43,1   ¦  31,8   ¦         ¦   36,2    ¦   30,8   ¦             ¦
     ¦ в т.ч. маток             ¦  445,0  ¦  69,5   ¦  15,6   ¦   82,3    ¦   33,0   ¦    40,1     ¦
     ¦ из них                   ¦         ¦         ¦         ¦           ¦          ¦             ¦
     ¦ Элита                    ¦   6,3   ¦  14,2   ¦  225,4  ¦    6,0    ¦   9,6    ¦    160,0    ¦
     ¦ %                        ¦   1,5   ¦  20,4   ¦         ¦    7,3    ¦   29,0   ¦             ¦
     ¦ 1 класс                  ¦  155,5  ¦  24,4   ¦  15,7   ¦   28,9    ¦   12,5   ¦    43,3     ¦
     ¦ %                        ¦  26,0   ¦  35,1   ¦         ¦   35,2    ¦   37,2   ¦             ¦
     ¦ 11 класс                 ¦  228,0  ¦  23,5   ¦  10,3   ¦   33,7    ¦   11,4   ¦    33,8     ¦
     ¦ %                        ¦  51,3   ¦  33,8   ¦         ¦   41,0    ¦   34,5   ¦             ¦
     ¦                          ¦         ¦         ¦         ¦           ¦          ¦             ¦
     +---------------------------------------------------------------------------------------------+1  ^

                                              Приложение 3 к Концепции

            Заготовка, завоз, реализация племенного скота


     +------------------------------------------------------------------------------------------------------+
     ¦ Вид животных                 ¦         Заготовка          ¦    Завоз    ¦          Продажа           ¦
     ¦                              +----------------------------+-------------+----------------------------¦
     ¦                              ¦  1990  ¦  1998   ¦ 1998 г. ¦ 1990 ¦ 1998 ¦  1990   ¦  1998  ¦ 1998 г. ¦
     ¦                              ¦        ¦         ¦   в% к  ¦      ¦      ¦         ¦        ¦  в% к   ¦
     ¦                              ¦        ¦         ¦ 1990 г. ¦      ¦      ¦         ¦        ¦ 1990 г. ¦
     +------------------------------+--------+---------+---------+------+------+---------+--------+---------¦
     ¦ Всего:                       ¦  3621  ¦   448   ¦  12,4   ¦ 901  ¦  -   ¦  4522   ¦  448   ¦   9,9   ¦
     ¦ молочного                    ¦  2646  ¦   96    ¦   3,6   ¦ 736  ¦  -   ¦  3382   ¦   96   ¦   2,8   ¦
     ¦ из них, быков-производителей ¦  221   ¦   26    ¦  11,8   ¦  94  ¦  -   ¦   315   ¦   26   ¦   8,2   ¦
     ¦ мясного                      ¦  975   ¦   352   ¦  36,1   ¦ 165  ¦  -   ¦  1140   ¦  352   ¦  28,5   ¦
     ¦ из них быков-производителей  ¦   55   ¦   50    ¦  90,9   ¦  70  ¦  -   ¦   125   ¦   50   ¦  40,0   ¦
     ¦ Свиньи, всего                ¦  1300  ¦   35    ¦   2,7   ¦ 939  ¦  -   ¦  2219   ¦   35   ¦   1,6   ¦
     ¦ в т.ч. производители         ¦  340   ¦    6    ¦   1,8   ¦ 595  ¦  -   ¦   935   ¦   6    ¦   0,6   ¦
     ¦ Овцы, всего                  ¦ 12342  ¦   70    ¦   0,6   ¦ 2473 ¦  -   ¦  14815  ¦   70   ¦   0,5   ¦
     ¦ в т.ч. производители         ¦  5287  ¦   70    ¦   1,3   ¦ 1975 ¦  -   ¦  7262   ¦   70   ¦  0,96   ¦
     ¦ Лошади, всего                ¦  373   ¦   24    ¦   6,4   ¦ 126  ¦  -   ¦   499   ¦   24   ¦   4,8   ¦
     ¦ в т.ч. производители         ¦  109   ¦    3    ¦  2,75   ¦  57  ¦  -   ¦   166   ¦   3    ¦   1,8   ¦
     ¦ Условные головы, всего       ¦ 8571,5 ¦  575,1  ¦   6,7   ¦ 3352 ¦  -   ¦ 11924,1 ¦ 575,1  ¦   4,8   ¦
     ¦                              ¦        ¦         ¦         ¦      ¦      ¦         ¦        ¦         ¦
     +------------------------------------------------------------------------------------------------------+


                                                            Утверждены
                                                     Указом Президента
                                                    Республики Бурятия
                                                    от 26.01.2000 N 23

                     Меры по реализации Концепции
          стабилизации и развития племенного животноводства
                         в Республике Бурятия

     +--------------------------------------------------------------------------------------+
     ¦            Наименование           ¦        Сроки        ¦        Исполнители         ¦
     ¦                                   ¦     исполнения      ¦                            ¦
     +-----------------------------------+---------------------+----------------------------¦
     ¦ 1. Подготовка проекта закона РБ   ¦     май 2000 г.     ¦ Минсельхозпрод, ГСХПП      ¦
     ¦ "О племенном животноводстве       ¦                     ¦ "Бурятское", БГСХА,        ¦
     ¦ Республики Бурятия"               ¦                     ¦ БурНИИСХ СО РАСХН          ¦
     ¦ 2. Проведение экспедиционных об-  ¦  в течение 2000 г.  ¦ Минсельхозпрод, ГСХПП      ¦
     ¦ следований состояния отраслей     ¦                     ¦ "Бурятское", БурНИИСХ      ¦
     ¦ животноводства                    ¦                     ¦ СО РАСХН, БГСХА,           ¦
     ¦                                   ¦                     ¦ администрации местного     ¦
     ¦                                   ¦                     ¦ самоуправления             ¦
     ¦ 3. Организация Совета по племен-  ¦  I квартал 2000 г.  ¦ Минсельхозпрод             ¦
     ¦ ной работе в животноводстве       ¦                     ¦                            ¦
     ¦ 4. Разработка планов племенной    ¦     до 2001 г.      ¦ Минсельхозпрод, ГСХПП      ¦
     ¦ работы по видам животновод-       ¦                     ¦ "Бурятское", БГСХА,        ¦
     ¦ ства                              ¦                     ¦ БурНИИСХ СО РАСХН, БНЦ     ¦
     ¦ 5. Восстановление деятельности    ¦  подготовить пред-  ¦ Минсельхозпрод, ГСХПП      ¦
     ¦ лаборатории по иммунно- гене-     ¦  ложения по вклю-   ¦ "Бурятское"                ¦
     ¦ тическому контролю происхож-      ¦   чению затрат в    ¦                            ¦
     ¦ дения племенных животных          ¦  проект Республи-   ¦                            ¦
     ¦                                   ¦  канского бюджета   ¦                            ¦
     ¦                                   ¦     на 2001 год     ¦                            ¦
     ¦                                   ¦                     ¦                            ¦
     ¦ 6. Выделение средств на содержа-  ¦  включить в проект  ¦ Минсельхозпрод,            ¦
     ¦ ние племенной службы, обнов-      ¦  бюджета 2000 года  ¦ Министерство финансов      ¦
     ¦ ление материально-технической     ¦                     ¦                            ¦
     ¦ базы племпредприятий, приоб-      ¦                     ¦                            ¦
     ¦ ретение криогенного оборудова-    ¦                     ¦                            ¦
     ¦ ния, препаратов и инструментов    ¦                     ¦                            ¦
     ¦ 7. Компенсация затрат по приобре- ¦         -"-         ¦           -"-              ¦
     ¦ тению и доставке хозяйствам       ¦                     ¦                            ¦
     ¦ спермопродукции и жидкого         ¦                     ¦                            ¦
     ¦ азота                             ¦                     ¦                            ¦
     ¦ 8. Проведение научно-практи-      ¦ III квартал 2000 г. ¦ Минсельхозпрод,            ¦
     ¦ ческих конференций по теме        ¦                     ¦ ГСХПП "Бурятское",         ¦
     ¦ "Развитие животноводства в РБ"    ¦                     ¦ БГСХА, БурНИИСХ СО РАСХН   ¦
     ¦ по направлениям:                  ¦                     ¦                            ¦
     ¦ а) Овцеводство                    ¦                     ¦                            ¦
     ¦ б) Коневодство                    ¦                     ¦                            ¦
     ¦ в) Скотоводство                   ¦                     ¦                            ¦
     ¦ 9. Учеба зооветспециалистов       ¦      2000 год       ¦ БГСХА, институт переподго- ¦
     ¦                                   ¦                     ¦ товки и повышения квалифи- ¦
     ¦                                   ¦                     ¦ кации кадров АПК           ¦
     ¦                                   ¦                     ¦                            ¦
     +--------------------------------------------------------------------------------------+
                                Верно:


Информация по документу
Читайте также