Расширенный поиск

Закон Республики Тыва от 11.03.2003 № 204 ВХ-I

 
 
 
 
                               ЗАКОН
 
                          РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
 
      Утратило силу - Закон Республики Тыва от 01.07.2015 № 101-ЗРТ
 
Об участии граждан в охране общественного порядка в Республике Тыва
(В редакции Законов  Республики Тыва от 03.06.2004 № 778 ВХ-I;
                     от 26.11.2004 № 893 ВХ-I)   
                                                                   
        Принят Законодательной палатой 30 января 2003 года
        Одобрен Палатой представителей 26 февраля 2003 года
 
     Настоящий  Закон  определяет  формы участия граждан Российской
Федерации,  постоянно или преимущественно проживающих на территории
Республики  Тыва (далее - граждане), в охране общественного порядка
и  гарантии  их  правовой  и социальной защиты. Действие настоящего
Закона   не   распространяется   на   правоотношения,  регулируемые
федеральным законодательством.
 
 
                             Глава I.
                          Общие положения
 
     Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
 
     1.   Предметом   регулирования   настоящего   Закона  являются
общественные  отношения,  возникающие  в связи с участием граждан в
охране общественного порядка.
     2.   Действие   настоящего   Закона   не  распространяется  на
правоотношения,   возникающие   в   связи  со  специальными  видами
деятельности  правоохранительных  органов,  с частной детективной и
охранной деятельностью и регулируемые федеральными законами.
 
     Статья   2.   Правовая   основа   участия   граждан  в  охране
общественного порядка
 
     Правовую   основу   участия  граждан  в  охране  общественного
порядка  составляют  Конституция  Российской Федерации, федеральные
законы,   Конституция   Республики   Тыва,  настоящий  Закон,  иные
нормативные  правовые  акты Российской Федерации и Республики Тыва,
нормативные правовые акты муниципальных образований.
 
 
                             Глава П.
       Формы участия граждан в охране общественного порядка
 
     Статья 3. Участие граждан в охране общественного порядка
 
     Участие  граждан  в  охране  общественного  порядка может быть
индивидуальным и коллективным.
 
     Статья  4.  Формы  индивидуального  участия  граждан  в охране
общественного порядка
 
     1.    Формы   индивидуального   участия   граждан   в   охране
общественного порядка:
     а) пропаганда правовых знаний;
     б)  содействие  правоохранительным  органам в профилактической
работе с лицами, склонными к совершению правонарушений;
     в)  деятельность  по  профилактике  и  предупреждению  детской
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
     г)   участие   в   деятельности  общественных  пунктов  охраны
порядка;
     д)    иное    участие    в   охране   общественного   порядка,
предусмотренное законодательством Российской Федерации.
     2.   Формой   индивидуального   участия   граждан   в   охране
общественного   порядка  может  быть  внештатное  сотрудничество  с
правоохранительными   органами  -  добровольное  участие  в  работе
правоохранительных  органов граждан, не состоящих в их штате (далее
-  внештатные  сотрудники правоохранительных органов) и действующих
под руководством должностных лиц правоохранительных органов.
     На    внештатных    сотрудников   правоохранительных   органов
распространяются    положения,   предусмотренные   статьями   12-17
настоящего Закона.
 
     Статья 5. Общественные пункты охраны порядка
 
     Общественные  пункты охраны порядка создаются решением органов
местного  самоуправления  в  целях объединения и координации работы
по    охране   общественного   порядка,   осуществляемой   органами
внутренних  дел и иными государственными органами, территориальными
органами      общественного      самоуправления,     организациями,
общественными   объединениями,   а   также   гражданами  в  формах,
предусмотренных настоящим Законом.
     Граждане  могут  объединяться  при  общественном пункте охраны
порядка  для  защиты  своей  жизни,  достоинства  и  собственности,
обеспечения    безопасности    жилища   в   пределах   определенной
соответствующим   органом  местного  самоуправления  территории  по
месту жительства или нахождения их собственности.
     Общественный    пункт   охраны   порядка   осуществляет   свою
деятельность   на   определенной  органом  местного  самоуправления
территории.
     Порядок  создания  и  деятельность общественных пунктов охраны
порядка   регулируются   нормативными   правовыми   актами  органов
местного самоуправления.
 
     Статья  6. Организационные формы коллективного участия граждан
в охране общественного порядка
 
     1.  Организационные  формы  коллективного  участия  граждан  в
охране общественного порядка:
     а)    общественные    объединения,   уставные   цели   которых
предусматривают оказание помощи правоохранительным органам;
     б) народные дружины.
     2.    Общественные    объединения,   уставные   цели   которых
предусматривают   оказание   помощи   правоохранительным   органам,
создаются   и  осуществляют  свою  деятельность  в  соответствии  с
Федеральным законом "Об общественных объединениях".
     3.    Народные   дружины   представляют   собой   добровольные
объединения    граждан,    создаваемые   для   участия   в   охране
общественного  порядка  на  соответствующей  территории совместно с
правоохранительными органами.
     На  деятельность народных дружин не распространяются положения
Федерального закона "Об общественных объединениях".
 
     Статья  7.  Ограничения, связанные с участием граждан в охране
общественного порядка
 
     Граждане,  участвующие  в  охране  общественного  порядка,  не
имеют   права   выдавать  себя  за  сотрудников  правоохранительных
органов,  осуществлять  деятельность,  отнесенную законодательством
Российской      Федерации      к     исключительной     компетенции
правоохранительных    органов,    а   также   использовать   права,
предоставленные им настоящим Законом, в корыстных целях.
 
 
                            Глава III.
                         Народные дружины
 
     Статья 8. Создание народных дружин
 
     1.  Народные  дружины  создаются  по  решению органов местного
самоуправления  на  основании заявления граждан, объединяющихся для
участия в охране общественного порядка,  и  действуют  как одна  из
форм участия населения в  осуществлении местного  самоуправления  в 
соответствии с  настоящим  Законом  и  принимаемыми  на  его основе
нормативными     правовыми  актами   Республики  Тыва,  а     также
положением  о народных дружинах. (В редакции Закона Республики Тыва
от 26.11.2004 № 893 ВХ-I)
     2.  Положение  о  народных  дружинах  утверждает Правительство
Республики Тыва.
     Указанное положение определяет:
     а) цели, задачи, виды деятельности народной дружины;
     б) структуру народной дружины и порядок ее формирования;
     в)  обязанности  граждан,  принимающих  участие в деятельности
народной дружины (далее - народные дружинники);
     г)     порядок     взаимодействия     народной    дружины    с
правоохранительными органами;
     д)  условия  и  порядок приема в народную дружину и отчисления
из нее;
     е)   образцы   удостоверений   и  внешние  атрибуты  народного
дружинника.
     3.  Правоохранительные  органы  организуют правовую подготовку
народных  дружинников,  а также привитие у них практических навыков
и умений по оказанию доврачебной помощи пострадавшим.
     4.  Не  допускается  создание народных дружин при общественных
объединениях   том  числе  политических партиях) и их органах, а
также    создание    и    деятельность   организационных   структур
политических партий в народных дружинах.
 
     Статья 9. Руководство деятельностью народных дружин
 
     1.    Общее    руководство   деятельностью   народных   дружин
осуществляют исполнительные органы местного самоуправления.
     2.  Непосредственное руководство деятельностью народных дружин
осуществляют штабы народных дружин.
 
     Статья   10.  Порядок  образования  и  состав  штаба  народной
дружины
 
     1.    Штаб    народной    дружины    образуется   по   решению
исполнительного органа местного самоуправления.
     2.  В  состав  штаба  могут  входить  должностные лица органов
государственной  власти,  местного  самоуправления,  организаций  и
общественных   объединений,   представители  трудовых  коллективов,
находящихся на соответствующей территории.
     3.   Численный   состав   штаба   устанавливается   с   учетом
криминогенной обстановки и местных условий.
     4.  В своей деятельности штаб народной дружины руководствуется
настоящим Законом и положением о народных дружинах.
 
     Статья  11.  Порядок приема в народную дружину и отчисления из
нее
 
     1.  В  народную  дружину  принимаются на добровольной основе в
индивидуальном   порядке   граждане,  достигшие  возраста  18  лет,
способные   по   своим  деловым  и  моральным  качествам  исполнять
обязанности народного дружинника.
     2.   Прием   в   народную   дружину   и   отчисление   из  нее
осуществляется по решению штаба народной дружины.
     3. В народную дружину не рекомендуется  принимать  граждан:
     а)  имеющих  неснятую  или непогашенную судимость; (В редакции
Закона Республики Тыва от 26.11.2004 № 893 ВХ-I)
     б)   состоящих   на   учете   в   лечебно  -  профилактических
учреждениях  по  поводу  психического  заболевания,  наркомании или
алкоголизма.          редакции     Закона     Республики     Тыва
от 26.11.2004 № 893 ВХ-I)
     4.  Решение  штаба  народной дружины об отчислении из народной
дружины может быть принято в следующих случаях:
     а) на основании личного заявления народного дружинника;
     б)  при  наступлении  обстоятельств,  перечисленных  в части 3
настоящей статьи;
     в)   в   связи   с   систематическим   невыполнением  народным
дружинником требований положения о народных дружинах;
     г)  в  случае  совершения противоправных действий, в том числе
неправомерного применения народным дружинником физической силы.
 
     Статья   12.   Финансирование   и  материально  -  техническое
обеспечение народных дружин
 
     1.   Источники   и   порядок  финансирования  народных  дружин
определяются  органами  местного  самоуправления  в  соответствии с
действующим   законодательством.   Финансирование  народных  дружин
может   также   осуществляться  за  счет  средств,  поступающих  от
организаций,  граждан, и иных поступлений, если это не противоречит
законодательству Российской Федерации.
     2.   Органами   местного   самоуправления   народным  дружинам
предоставляются   служебные   помещения,   оборудованные   мебелью,
инвентарем, средствами связи.
 
     Статья 13. Деятельность народных дружин
 
     1. Народные дружины могут участвовать в:
     а)   обеспечении   сохранности   собственности   физических  и
юридических лиц, охране общественного порядка;
     б)  мероприятиях  по  предупреждению,  раскрытию преступлений,
пресечению административных правонарушений;
     в)   проведении   неотложных   аварийно   -   спасательных   и
карантинных  мероприятий  в  случаях стихийных бедствий, катастроф,
эпидемий, эпизоотии и иных чрезвычайных ситуаций;
     г) обеспечении охраны природных ресурсов и окружающей среды;
     д)  содействии  правоохранительным  органам в профилактической
работе с лицами, склонными к совершению правонарушений;
     е)  предупреждении  детской  безнадзорности  и  правонарушений
несовершеннолетних.
     2.  В  соответствии  с настоящим Законом, другими нормативными
правовыми  актами  Республики  Тыва, а также нормативными правовыми
актами   соответствующего  муниципального  образования  по  решению
уполномоченных  должностных  лиц народные дружины могут участвовать
в осуществлении охраны общественного порядка в иных случаях.
 
     Статья 14. Обязанности и права народных дружинников
 
     1.Народный дружинник обязан:
     а)  не  допускать  необоснованного  ограничения  прав и свобод
граждан,  не  совершать  действий,  имеющих  целью унижение чести и
достоинства человека и гражданина;
     б)  в  случае  обращения  граждан с сообщениями о событиях или
фактах,   угрожающих   личной  безопасности  граждан,  общественной
безопасности,     общественному     порядку,    либо    в    случае
непосредственного   обнаружения   указанных   событий   или  фактов
сообщать  об  этом в ближайший правоохранительный орган и принимать
меры    по    спасению    людей,    пресечению   преступлений   или
административных   правонарушений,   задержанию   лиц,  совершивших
преступления  или  административные  правонарушения,  охране  места
происшествия;
     в)   принимать   меры   по   оказанию   помощи,  в  том  числе
доврачебной,     гражданам,     пострадавшим    от    преступлений,
административных  правонарушений  или  несчастных  случаев, а также
находящимся  в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни
и здоровья;
     г)  разъяснять гражданам во всех случаях ограничения их прав и
свобод, основания и поводы для такого ограничения;
     д)  иметь  при  себе  и  предъявлять по требованию граждан или
должностных лиц удостоверение установленного образца.
     2.   Народный   дружинник,  участвуя  в  охране  общественного
порядка  совместно с сотрудниками правоохранительных органов, имеет
право:
     а)   требовать   от  граждан  и  должностных  лиц  прекращения
совершения преступлений, административных правонарушений;
     б)  проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность,
если  имеются  достаточные  основания  подозревать  их в совершении
преступления или административного правонарушения;
     в)  доставлять  в  правоохранительные  органы лиц, совершивших
преступление или административное правонарушение;
     г)  временно  изымать у лиц, доставляемых в правоохранительные
органы  или помещения народных дружин, предметы, явившиеся орудиями
совершения  преступления  или административного правонарушения, или
иные  предметы,  наличие  которых  у  указанных  лиц может угрожать
личной   безопасности   народного   дружинника   или   граждан,   с
последующей    незамедлительной   передачей   указанных   предметов
сотрудникам правоохранительных органов или должностным лицам;
     д) принимать участие в организации дорожного движения;
     е)  при  обстоятельствах  крайней  необходимости  использовать 
транспортные средства организаций независимо от формы собственности
(за  исключением  транспортных  средств  специального  назначения),
общественных  объединений  или  граждан  для доставления в лечебные
учреждения  граждан,  нуждающихся  в срочной медицинской помощи; 
редакции Закона Республики Тыва от 26.11.2004 № 893 ВХ-I)
     ж)  пользоваться для связи с правоохранительными органами и со
штабами   народных  дружин  телефонами  и  иными  средствами  связи
организаций   независимо   от   формы  собственности,  общественных
объединений в случаях, не терпящих отлагательства.
     3. Народный   дружинник,   участвуя   в  охране  общественного
порядка   совместно   с  сотрудниками  правоохранительных  органов,
обязан выполнять их законные распоряжения.
 
     Статья 15. Ответственность народного дружинника
 
     За   неправомерные   действия   (бездействие)  при  исполнении
обязанностей  по  охране  общественного  порядка народный дружинник
несет  ответственность,  установленную законодательством Российской
Федерации.
 
          
                             Глава IY.
   Гарантии правовой и социальной защиты граждан, участвующих в
          охране общественного порядка, меры их поощрения
 
     Статья 16. Гарантии правовой защиты народных дружинников
 
     1.   Народные  дружинники,  участвуя  в  охране  общественного
порядка,  находятся  под  защитой  государства. Законные требования
народных   дружинников  обязательны  для  выполнения  гражданами  и
должностными лицами.
     2.    Воспрепятствование   законной   деятельности   народного   
дружинника,  а  равно насилие в отношении дружинника или угроза его 
применения,   посягательство   на  его  жизнь,  здоровье,  честь  и  
достоинство  в  связи  с  исполнением  им  обязанностей  по  охране  
общественного  порядка  влекут  ответственность  в  соответствии  с  
законодательством   Российской   Федерации.      редакции  Закона
Республики Тыва от 03.06.2004 № 778 ВХ-I)
     3.  Народный  дружинник  при  исполнении  возложенных  на него 
обязанностей   руководствуется  только  законом  и  не  может  быть  
ограничен  требованиями  уставов  и  иными  решениями  политических  
партий,  общественных  объединений  и  движений. (Дополнена - Закон
Республики Тыва от 03.06.2004 № 778 ВХ-I)
     4.  Никто  не вправе вмешиваться в законные действия народного 
дружинника,  кроме  лиц,  уполномоченных  на это настоящим Законом. 
Никто  не  имеет  право  принуждать  народного дружинника исполнять 
обязанности,  которые  не  возложены  на  него  настоящим  Законом.  
    При   получении   указаний,   противоречащих  закону,  народный  
дружинник обязан руководствоваться законом.
(Часть дополнена - Закон Республики Тыва от 03.06.2004 № 778 ВХ-I)
 
     Статья  17.  Гарантии социальной защиты граждан, участвующих в
охране общественного порядка
 
     Гарантии  социальной  защиты  граждан,  участвующих  в  охране
общественного    порядка,    устанавливаются    органами   местного
самоуправления.
     Вред,  причиненный  жизни и здоровью гражданина при исполнении 
обязанностей   народного   дружинника,   возмещается   в   порядке,   
установленном  законодательством  Российской Федерации. (Дополнен -
Закон Республики Тыва от 03.06.2004 № 778 ВХ-I)
 
     Статья  18.  Меры  поощрения  граждан,  участвующих  в  охране
общественного порядка
 
     1.   Народные   дружинники   за   активное  участие  в  охране
общественного  порядка и борьбе с правонарушениями могут поощряться
органами  государственной власти, органами местного самоуправления,
организациями и общественными объединениями путем:
     а) объявления благодарности;
     б) выдачи денежной премии;
     в) награждения ценным подарком;
     г)  награждения  почетными  грамотами  органов государственной
власти   Республики  Тыва,  почетными  грамотами  органов  местного
самоуправления.
     2.  За  особые заслуги в выполнении своего общественного долга
и  проявленные  при этом мужество и героизм граждане, участвующие в
охране   общественного   порядка,   могут   быть   представлены   к
государственным  наградам  Российской  Федерации  и государственным
наградам    Республики    Тыва   в   соответствии   с   действующим
законодательством.
     3.  Меры поощрения применяются органами государственной власти
и  органами  местного самоуправления, организациями и общественными
объединениями  из  средств  соответствующих  бюджетов, добровольных
пожертвований  физических  и  юридических  лиц, отдельных граждан и
других источников, незапрещенных законом.
     4.  Положением  о народных дружинах могут быть предусмотрены и
иные меры поощрения.
 
 
                 Глава Y. Заключительные положения
 
     Статья 19. Контроль за соблюдением настоящего Закона
 
     Контроль  за соблюдением настоящего Закона осуществляют органы
государственной    власти    Республики   Тыва,   органы   местного
самоуправления  в  пределах  своей  компетенции  в  соответствии  с
действующим законодательством.
 
     Статья   20.  Порядок  вступления  в  силу  настоящего  Закона
 
     Настоящий  Закон  вступает  в  силу с момента его официального
опубликования.
 
 
     Председатель Правительства Республики Тыва           Ш. Ооржак
 
     г. Кызыл
     11 марта 2003 года
     № 204 BX-I
 
 
 


Информация по документу
Читайте также