Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Тыва от 29.04.2016 № 151

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
ПРАВИТЕЛЬСТВО

 

 

 

от 29 апреля 2016 г. № 151

г. Кызыл

 

 

Об утверждении государственной программы

Республики Тыва «Доступная среда»

на 2016-2020 годы

(В редакции Постановлений Правительства

 Республики Тыва от 28.10.2016 № 458;

от 01.02.2017 № 22; от 06.02.2017 № 29;

от 28.12.2017 № 602;  от 28.12.2017 № 606)

 

В целях обеспечения беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Республике Тыва Правительство Республики Тыва ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

         1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Тыва «Доступная среда» на 2016-2020 годы.

         2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва разработать и утвердить программы по обеспечению беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

         3. Разместить настоящее постановление на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru)  и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

         4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Тыва Натсак О.Д.

 

 

Заместитель Председателя

Правительства  Республики Тыва                                         А. Дамба-Хуурак


Утверждена

постановлением Правительства

Республики Тыва

         от 29 апреля 2016 г. № 151

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

Республики Тыва «Доступная среда» на 2016-2020 годы

 

П А С П О Р Т

государственной программы Республики Тыва

«Доступная среда» на 2016-2020 годы

 

Наименование Программы

-

государственная программа Республики Тыва «Доступная  среда» на 2016-2020 годы

 

Государственный заказчик-координатор Программы

 

-

Министерство труда и социальной политики Республики Тыва

Ответственный исполнитель Программы

 

-

Министерство труда и социальной политики Республики Тыва

Соисполнители Программы

-

Министерство по делам молодежи и спорта Республики Тыва;

(В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 28.12.2017 № 602)

Участники Программы

-

Министерство здравоохранения Республики Тыва, Министерство образования и науки Республики Тыва, Министерство культуры Республики Тыва, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, Министерство информатизации и связи Республики Тыва, Министерство дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва, муниципальные образования Республики Тыва (по согласованию);

(В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 28.12.2017 № 602)

Цель Программы

-

обеспечение беспрепятственного доступа (далее – доступность) к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг и необходимой информации) (далее – МГН) в Республике Тыва

 

Задачи Программы

-

совершенствование нормативно-правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН;

повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;

повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов);

информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов;

преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН;

развитие адаптивной физической культуры  и спорта

 

Целевые индикаторы и

показатели Программы

 

-

1)доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов;

2) доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов;

3) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты;

4) доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве объектов службы занятости;

5) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения;

6) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приори-

тетных объектов в сфере культуры

7) доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других МГН в парке этого подвижного состава;

8) доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры;

9) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта;

10) доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, от общей численности детей-инвалидов школьного возраста;

11) доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста;

12) доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций;

13) доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей-инвалидов данного возраста;

14) доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций;

15) доля образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций в Республике Тыва;

15.1) доля выпускников-инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационной работой, в общей численности выпускников-инвалидов, в 2018 году; (Дополнен - Постановление Правительства Республики Тыва от 28.12.2017 № 606)

16) доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения;

17) доля инвалидов, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования (по отношению к предыдущему году);

18) доля студентов из числа инвалидов, обучающихся по программам среднего профессионального образования, выбывших по причине академической неуспеваемости»;

(В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 28.10.2016 № 458)

 

Этапы и сроки реализации

Программы

-

2016-2020 годы

Этапы реализации Программы не выделяются

 

Объемы бюджетных ассигнований Программы

-

 

 общий объем финансирования реализации мероприятий Программы составляет 304404,4 тыс. рублей, из них: (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 28.12.2017 № 606)

в 2016 году – 37 087,9 тыс. рублей;

в 2017 году – 51 293,3 тыс. рублей;

в 2018 году – 55991,7 тыс. рублей; (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 28.12.2017 № 606)

в 2019 году – 77874,9 тыс. рублей; (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 28.12.2017 № 606)

в 2020 году – 79000,9 тыс. рублей; (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 28.12.2017 № 606)

- объем средств федерального бюджета 249762,4 тыс. рублей, из них: (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 28.12.2017 № 606)

в 2016 году – 30 248,5 тыс. рублей;

в 2017 году – 42 430,8 тыс. рублей;

в 2018 году – 44914,3 тыс. рублей; (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 28.12.2017 № 606)

в 2019 году – 65561,9 тыс. рублей; (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 28.12.2017 № 606)

в 2020 году – 66606,9 тыс. рублей; (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 28.12.2017 № 606)

- объем средств республиканского бюджета Республики Тыва 54642,0 тыс. рублей, из них: (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 28.12.2017 № 606)

в 2016 году – 6 839,4 тыс. рублей;

в 2017 году – 8 862,5 тыс. рублей;

в 2018 году – 11077,4 тыс. рублей; (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 28.12.2017 № 606)

в 2019 году – 12313,0 тыс. рублей; (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 28.12.2017 № 606)

в 2020 году – 12394,0 тыс. рублей; (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 28.12.2017 № 606)

(В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 28.12.2017 № 602)

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

1) устойчивое развитие доступной среды для инвалидов и других МГН;

2) межведомственное взаимодействие и координация работ органов исполнительной власти, органов местного самоуправления при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;

3) сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Тыва с целью размещения в информационно-теле-коммуникационной сети «Интернет»;

4) создание универсальной безбарьерной среды для инклюзивного образования детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных организациях, а также в профессиональных образовательных организациях, в целях обеспечения совместного обучения инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития;

5) увеличение доли парка подвижного состава основных видов пассажирского, в том числе наземного электрического транспорта, формирование условий доступности речного транспорта, метро для инвалидов и других МГН до 20,2 процента;

6) действующая система информационно-методического обеспечения, получение дополнительного профессионального образования и аттестации специалистов, занятых в системе реабилитации и социальной интеграции инвалидов;

7) эффективно действующая система информационного, консультативного обеспечения инвалидов и других МГН на основе традиционных и современных информационно-коммуникационных технологий с учетом особых потребностей инвалидов;

8) преодоление социальной разобщенности и «отношенческих» барьеров в обществе;

9) увеличение доли  лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения до 57 процентов;

10) создание базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Республике Тыва. (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 01.02.2017 № 22)

 

 

I. Обоснование проблемы, анализ ее исходного состояния

 

Государственная программа Республики Тыва «Доступная среда» на 2016-2020 годы (далее – Программа) разработана на основании Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 575 «Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения», Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 4 апреля 2007 г. № 442, постановления Правительства Республики Тыва от 5 июня 2014 г. № 259 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Тыва».

Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Тыва.

Российской Федерацией ратифицирована Конвенция Организации Объединенных наций о правах инвалидов (далее – Конвенция), которая определила принципы построения политики государства в отношении инвалидов.

В соответствии с требованиями Конвенции и государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы органы исполнительной власти Республики Тыва и органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва должны принимать надлежащие меры по обеспечению инвалидам и другим маломобильным группам населения равного с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению, формировать толерантное отношение граждан к проблемам инвалидов, эффективно решать проблемы социальной адаптации инвалидов и интеграции их в общество.

Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности.

По состоянию на 1 августа 2015 г. численность инвалидов составила 22823 человека, из них:

инвалидов 1 группы – 2645 чел.;

инвалидов 2 группы – 9317 чел.;

инвалидов 3 группы – 8539 чел.;

дети-инвалиды – 2322 чел.

Правительством Республики Тыва, органами исполнительной власти Республики Тыва, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва самоуправления принимаются меры по формированию безбарьерной среды жизнедеятельности. В целях обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти Республики Тыва, территориальных органов федеральных органов государственной власти, общественных организаций инвалидов по реализации федерального и регионального законодательства в сфере реабилитации и интеграции инвалидов, а также решения других жизненно важных вопросов действует Совет по делам ветеранов и инвалидов при Правительстве Республики Тыва, образованный в соответствии с постановлением Правительства Республики Тыва от 18 апреля
2013
г. № 227. Возглавляет его заместитель Председателя Правительства Республики Тыва по социальным вопросам, также в состав вошли представители Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, республиканских ведомств, руководители республиканских общественных организаций инвалидов.

В рамках реализации государственной программы Республики Тыва «Доступная среда» на 2014-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 25 декабря 2013 г. № 758, в целях определения степени соответствия требованиям доступности объектов социальной инфраструктуры органами социальной защиты населения организована работа по обследованию и паспортизации объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов.

Распоряжением Правительства Республики Тыва от 21 марта 2014 г. № 92-р утвержден план мероприятий по организации паспортизации и классификации объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва, органами социальной защиты населения Республики Тыва составлен предварительный реестр объектов социальной инфраструктуры с оценкой их внешней доступности, что позволило оценить предстоящий объем работ.

Так, значительную работу предстоит провести по адаптации объектов образования.

Получение образования детьми с инвалидностью является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности  и  обеспечения их полноценного участия в жизни общества.

В республике ведется целенаправленная работа по исполнению законодательства о социальной защите детей с инвалидностью, в том числе с особенностями развития в части обеспечения их прав на получение образования.

С 2011 по 2013 годы в пилотный проект внедрения инклюзивного образования включены 3 школы республики. В 2014 году дополнительно включены еще 7 школ республики.

В 2015 году в 34 общеобразовательных организациях республики, реализующих образовательные программы общего образования, создается  универсальная безбарьерная  среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов  организовано в рамках дистанционного, инклюзивного  и интегрированного обучения, а также в специальных (коррекционных) учреждениях и классах в общеобразовательных организациях по адаптированным образовательным  программам, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Сеть образовательных организаций для данной категории детей представлена:

         6 специальными (коррекционными) образовательными организациями (для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху, детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, а также с умственной отсталостью – 4), в которых обучается 606 детей, из них 412 – в школах-интернатах;

         34 классами коррекционно-развивающего обучения, с охватом 316 человек;

29 дошкольными организациями, имеющими группы компенсирующей направленности с охватом 924 детей, из них 147 детей с ОВЗ.

Для обеспечения доступности профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными  возможностями  здоровья приказом Министерства образования и науки Республики Тыва от 9 апреля 2013 г. № 474/д утвержден Комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий и на 2013-2015 годы, приказом Министерства образования и науки Республики Тыва от
21 июня 2013 г. № 873/д утвержден примерный региональный перечень профессий для профессионального
обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Определены 5 пилотных организаций профессионального образования для профессионального обучения в экспериментальном режиме инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по программам профессиональной подготовки (срок обучения до 1 года). 

В 2013 и 2014 годах организовано профессиональное обучение:

для выпускников коррекционных школ VIII вида по программам профессиональной подготовки – на базе ГБПОУ Республики Тыва «Тувинский техникум предпринимательства» по профессии повар-кондитер; ГБПОУ Республики Тыва «Тувинский агропромышленный техникум» по профессии «Мастер растениеводства»; ГБПОУ Республики Тыва «Профессиональное училище № 9 с. Хову-Аксы» по профессии «Портной», ГБПОУ Республики Тыва «Тувинский строительный техникум» по профессии «Столяр строительный»;

для слабослышащих детей по программам профессиональной подготовки – на базе Профессионального училища № 11 г. Кызыла по образовательной программе «Портной»;

для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в дистанционной форме – на базе Кызылского транспортного техникума по образовательной программе «Бухгалтер малого предприятия»; Тувинского техникума предпринимательства – «Агент рекламный».

По данным мониторинга в 2015/16 учебном году в республике насчитывается 16 профессиональных образовательных организаций, реализующих программы инклюзивного профессионального образования инвалидов. Среднее число обучающихся инвалидов в расчете на одну образовательную организацию, реализующую программы инклюзивного образования в регионе, составляет 10 человек.

Число инвалидов в республике, ориентированных на освоение программ инклюзивного профессионального образования, составляет не менее 30 процентов от общего числа выпускников основного общего образования и среднего полного общего образования из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В 2016-2020 годах Министерство образования и науки Республики Тыва продолжит работу по реализации приоритетных направлений:

обеспечение доступности качественного образования для детей с инвалидностью;

организация дополнительного профессионального образования работников органов управления образованием, образовательных организаций, иных органов и организаций, занимающихся решением вопросов образования детей с особыми потребностями;

развитие системы обучения и воспитания детей с особенностями интеллектуального развития;

развитие инклюзивного профессионального образования;

         разработка и дополнение подпрограммой «Развитие инклюзивного образования в Республике Тыва на 2016-2020 годы» государственной программы Республики Тыва «Развитие образования и науки на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 30 октября 2013 г. № 632.

В ряду приоритетных направлений государственной политики в сфере физической культуры и спорта важное место занимает развитие адаптивной физической культуры и спорта, вовлечение лиц с ограниченными возможностями здоровья в занятия физической культурой.

Республика Тыва может гордиться своими спортсменами – призерами и чемпионами XX Паралимпийских игр 2012 года по стрельбе из лука, Сурдлимпийской Олимпиады 2013 года по борьбе дзюдо.

Однако разрыв между спортивными достижениями на международном уровне и массовостью спорта инвалидов, а также между темпами ее прироста и требованиями Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года по развитию массовости спорта инвалидов увеличивается. Число инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, за последние
4 года хотя и  возросло на 56 тыс. человек и  достигло 267 тыс. человек, но темп прироста составил в среднем всего 14 тыс. человек в год. Особенно неблагоприятное положение с охватом занятиями спортом детей-инвалидов.

         В Республике Тыва данные о развитии адаптивного спорта и адаптивной физкультуры представлены следующим образом:

по республике в 16 организациях систематически занимается физкультурой и спортом 1235 человек,  из них:

дошкольные образовательные организации – 4 (27 человек);

         общеобразовательные организации – 1 (49 человек);

         коррекционные учреждения – 4 (252 человека);

         организации профессионального образования (далее – СПО) – 2 (16 человек);

         детско-юношеская спортивная школа – 1 (2 человека);

         реабилитационные учреждения – 2 (869 человек);

         центр спортивной подготовки – 1 (20 человек).

Кадры. Всего  организованные занятия ведут 19 человек, и лишь 1 человек имеет соответствующую квалификацию по направлению подготовки «Адаптивный спорт».

Материальная база. В республике 20 спортивных сооружений, из них оснащенных для занятий инвалидов – 2. Из общего количества сооружений спортивных залов – 4, плоскостных спортивных площадок – 12, приспособленных помещений – 4.  

Подготовка спортсменов. В настоящее время подготовка спортсменов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в основном осуществляется только в г. Кызыле, это в ГБУ «Центр спортивной подготовки «Школа высшего спортивного мастерства им. И.Ярыгина»: стрельба из лука (спорт лиц с повреждением опорно-двигательного аппарата), вольная борьба, дзюдо (спорт глухих), ДЮСШ г. Кызыла – плавание (спорт глухих). 

Вместе с тем в наделении инвалидов возможностью участия наравне с другими в спортивных и туристических мероприятиях в республике недостаточно принимаются меры по:

утверждению нормативных правовых документов, регламентирующих обязательное соблюдение требований доступности для инвалидов учреждений спорта;

поощрению и пропаганде более полного участия инвалидов в общепрофильных спортивных мероприятиях на всех уровнях;

обеспечению инвалидам возможности организовывать спортивные и досуговые мероприятия специально для инвалидов;

обеспечению доступа инвалидов к спортивным, рекреационным и туристическим объектам и услугам;

обеспечению детям-инвалидам равного с другими детьми доступа к участию в играх, проведению досуга и отдыха в спортивно-оздоровительных учреждениях;

обеспечению свободного доступа инвалидов и малоподвижных групп населения к занятиям физкультурой и спортом и разработки универсального дизайна спортивных залов;

подготовке спортивного резерва сборных команд России и Республики Тыва;

подготовке квалифицированных кадров.

Настоящая Программа предусматривает комплексное решение проблем привлечения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к систематическим занятиям физкультурой и спортом, доступности объектов спорта и спортивных сооружений для данной категории населения, создания системной подготовки спортивного резерва сборных команд республики по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта, повышения квалификации имеющихся и подготовки квалифицированных кадров, ведущих занятия среди инвалидов. 

Основной акцент в Программе сделан на реализацию мероприятий по привлечению населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом,  развитию системы подготовки спортивного резерва по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта. В этих целях основные усилия будут направлены на поддержку организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, стимулирование труда тренерского состава и подготовку квалифицированных специалистов для системы подготовки спортивного резерва, а также на развитие инфраструктуры спортивной подготовки в Республике Тыва.

Культура также является одной из приоритетных сфер жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения. Наряду с вопросами внешней доступности зданий и сооружений для инвалидов важна возможность получения необходимой информации, приобщения к ценностям и достижениям культуры.

В 2015 году в Туве впервые изданы книги шрифтом Брайля на русском и тувинском языках. Малотиражные издания подготовили и выпустили сотрудники республиканской специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих.

В 2014 году был создан национальный Алфавит по Брайлю. Республика Тыва теперь в числе шести регионов России, которые имеют национальный шрифт Брайля.

В 2015 году в рамках мероприятий государственной программы Республики Тыва «Доступная среда» на 2014-2015 годы реализован социальный проект «Книга – на кончиках пальцев» для Тувинской специальной библиотеки для слепых приобретено компьютерное оборудование и Брайлевский принтер.

В Тувинской республиканской специальной библиотеке для незрячих и слабовидящих стараются создать условия для обеспечения равного доступа к информации, знаниям, культуре. Равный доступ – это предоставление информации в доступном для незрячего читателя формате. В библиотеке имеются все виды изданий специального формата, цифровые «говорящие» книги на флэш-картах с криптозащитой, издания с рельефно-графическими иллюстрациями, книги с рельефно-точечным шрифтом.

Развитие здравоохранения – следующее приоритетное направление деятельности Правительства Республики Тыва. Предусмотрен капитальный ремонт значительного числа организаций здравоохранения. При строительстве и реконструкции медицинских организаций учитываются технические нормы, регламентирующие доступность помещений для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Вместе с тем, не все организации здравоохранения в полном объеме оборудованы приспособлениями, устраняющими барьеры при посещении их инвалидами. Кроме того, в республике отсутствует реабилитационная медицинская организация для взрослых инвалидов, действует Республиканский центр восстановительного лечения для детей.

В целях информирования населения о проблемах инвалидов в республиканских средствах массовой информации проводится общественно-просветительская кампания «Люди так не делятся».

Социальные ролики размещаются в эфире телеканала «Новый век», телеканала «Тува 24», маршрутного телевидения в г. Кызыле, в многофункциональном центре по Республике Тыва, радио «Авторадио Кызыл», «Европа плюс Кызыл».

Развивается система грантовой поддержки наиболее важных социально значимых проектов, направленных на интеграцию граждан с ограниченными возможностями в социально-общественную деятельность.

На основании изложенного можно сделать выводы, что вопросы жизнедеятельности инвалидов, создания безбарьерной среды в различных социальных сферах являются предметом постоянного внимания Правительства Республики Тыва, органов исполнительной власти Республики Тыва, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва.

Вместе с тем принимаемые меры по формированию доступной среды для инвалидов недостаточны. Общей проблемой для всех приоритетных сфер жизнедеятельности является низкая доступность зданий и сооружений, транспортной инфраструктуры. Предварительный анализ возможностей беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам показал, что их доступность в республике невысока.

Таким образом, мероприятия по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности окружающий среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, имеют комплексный, межотраслевой характер.

Требуется решение различных задач правового, финансового, информационного, организационного характера.

Решение всех обозначенных задач потребует выделения значительных финансовых средств из республиканского бюджета Республики Тыва и местных бюджетов, привлечения внебюджетных источников, а также средств федерального бюджета.

 

II. Основные цели, задачи и этапы реализации Программы

 

Целью Программы является обеспечение беспрепятственного доступа (далее – доступность) к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг и необходимой информации) (далее – МГН) в Республике Тыва.

В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:

совершенствование нормативно-правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН;

повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;

повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов;

информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов;

преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН;

развитие адаптивной физической культуры  и спорта;

развитие инклюзивного профессионального образования.

Срок реализации Программы – 2016-2020 годы. Этапы реализации Программы не выделяются.

 

III. Перечень программных мероприятий

 

Программные мероприятия включают шесть разделов по наиболее актуальным в настоящее время направлениям обеспечения доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры в Республике Тыва, повышения качества оказания реабилитационных услуг, предоставления специальных услуг транспортного обслуживания.

Основные принципы разработки программных мероприятий:

нормативность организационно-методической основы при реализации мероприятий Программы;

последовательность реализации программных мероприятий с учетом поставленных задач Программы;

комплексность в обеспечении доступности физических, социальных, экономических, культурных, информационно-правовых потребностей инвалидов и других МГН, проживающих на территории Республики Тыва;

преемственность и согласованность межведомственного взаимодействия при осуществлении программных мероприятий.

Задача 1. Для совершенствования нормативно-правовой и организационной основы создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН, проживающих в Республике Тыва, необходимо разработать:

муниципальные программы «Доступная среда»;

информационный банк данных и карту доступности объектов социальной и транспортной инфраструктуры.

Задача 2. Для решения задачи по повышению уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН на территории Республики Тыва необходимо провести следующие программные мероприятия:

адаптация объектов здравоохранения Республики Тыва;

адаптация объектов образования Республики Тыва;

адаптация объектов культуры Республики Тыва;

адаптация объектов социальной защиты населения Республики Тыва;

адаптация объектов физической культуры и спорта;

адаптация объектов транспорта.

Мероприятия, направленные на адаптацию доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов в Республике Тыва:

возведение внешних и внутренних пандусов;

устройство (ремонт) входных групп;

дооборудование объектов социальной инфраструктуры терминалами с системой синхронного вывода речевой (текстовой) информации об оказываемых услугах;

графические схемы маршрута объекта с учетом категории ограничения жизнедеятельности (тактильные, контрастные приспособления);

устройство «тревожных» кнопок для вызова;

оснащение визуальной звуковой и тактильной информацией объектов социальной защиты населения (в том числе сигнализации об опасности) в психоневрологических интернатах и домах-интернатах Республики Тыва;

дооборудование техническими средствами адаптации санитарно-гигиеничес-ких помещений для инвалидов в объектах социальной инфраструктуры Республики Тыва.

Задача 3. Для решения задачи повышения доступности и качества реабилитационных услуг разработан комплекс мероприятий для осуществления следующих видов услуг:

социокультурная реабилитация;

физкультурно-оздоровительная реабилитация.

Задача 4. Для решения задачи информационно-методического и кадрового обеспечения системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Республике Тыва определены следующие мероприятия:

организация получения дополнительного профессионального образования специалистов лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты, образования, культуры и спорта, а также представителей общественных организаций инвалидов;

обучение (профессиональная подготовка и получение дополнительного профессионального образования) русскому жестовому языку переводчиков в сфере профессиональной коммуникации неслышащих (переводчик жестового языка) и переводчиков в сфере профессиональной коммуникации лиц с нарушениями слуха и зрения (слепоглухих), в том числе тифлокомментаторов;

организация и проведение общественно-просветительских кампаний по распространению идей, принципов и средств формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Задача 5. Для преодоления социальной разобщенности в обществе и формирования позитивного отношения к проблемам жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Республике Тыва определены мероприятия по проведению республиканских социально значимых мероприятий, направленных на интеграцию в общество инвалидов (детей-инвалидов), семей, имеющих детей-инвалидов (декада инвалидов, фестивали, конкурсы, семинары, конференции, спартакиады среди детей-инвалидов).

Также планируется освещение мероприятий с портала «Жить вместе», в рамках общественно-просветительской компании будут транслированы видеоролики «Учимся жить вместе» в эфире регионального телевидения, аудиоролики в эфире регионального радио, размещены баннеры «Учимся жить вместе».

Задача № 6. В целях  развития адаптивной физической культуры  и спорта запланированы мероприятия, направленные на укрепление материально-технической базы учреждений физической культуры и спорта, проведение спортивных соревнований,  физкультурно-оздоровительных мероприятий среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, участие спортсменов во всероссийских и международных соревнованиях по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта, пропаганда физической культуры, здорового образа жизни.

Перечень программных мероприятий с прогнозным определением федерального софинансирования представлен в приложении № 1к настоящей Программе.

Задача 7. В целях развития инклюзивного профессионального образования запланированы мероприятия по созданию базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

IV. Обоснование финансовых и материальных затрат

 

Общий объем финансирования реализации мероприятий Программы составляет 304404,4 тыс. рублей, из них: (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 28.12.2017 № 606)

в 2016 году – 37 087,9 тыс. рублей;

в 2017 году – 55991,7 тыс. рублей; (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 28.12.2017 № 606)

в 2018 году – 77874,9 тыс. рублей; (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 28.12.2017 № 606)

в 2019 году – 79000,9 тыс. рублей; (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 28.12.2017 № 606)

в 2020 году – 249762,4тыс. рублей; (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 28.12.2017 № 606)

- объем средств федерального бюджета 129 635,2 тыс. рублей, из них:

в 2016 году – 30 248,5 тыс. рублей;

в 2017 году – 42 430,8 тыс. рублей;

в 2018 году – 44914,3 тыс. рублей; (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 28.12.2017 № 606)

в 2019 году – 65561,9 тыс. рублей; (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 28.12.2017 № 606)

в 2020 году – 66606,9 тыс. рублей; (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 28.12.2017 № 606)

- объем средств республиканского бюджета Республики Тыва 54642,0 тыс. рублей, из них: (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 28.12.2017 № 606)

в 2016 году – 6 839,4 тыс. рублей;

в 2017 году – 8 862,5 тыс. рублей;

в 2018 году – 11077,4 тыс. рублей; (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 28.12.2017 № 606)

в 2019 году – 12313,0 тыс. рублей; (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 28.12.2017 № 606)

в 2020 году – 12394,0 тыс. рублей; (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 28.12.2017 № 606)

(Раздел в редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 28.12.2017 № 602)

 

 

V. Трудовые ресурсы и механизм реализации Программы

 

Организацию исполнения мероприятий, текущее управление, координацию работ соисполнителей Программы и контроль за ходом реализации Программы (в том числе оценку достижения целевых показателей (индикаторов) осуществляет государственный заказчик-координатор Программы.

Государственный заказчик-координатор Программы:

разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;

вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации;

с учетом выделяемых ежегодно на реализацию Программы средств распределяет их по программным мероприятиям;

обеспечивает контроль за целевым использованием средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Тыва;

ежегодно формирует бюджетные заявки на ассигнования из федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Тыва для финансирования мероприятий Программы и в установленном порядке представляет их в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство финансов Республики Тыва;

обеспечивает выполнение мероприятий Программы посредством размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

организует размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации Программы на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

взаимодействует со средствами массовой информации по вопросам освещения хода реализации мероприятий Программы.

Соисполнители Программы:

организуют реализацию мероприятий Программы;

обеспечивают выполнение мероприятий Программы посредством размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

выступают инициаторами корректировки мероприятий Программы, источников и объемов их финансирования;

организуют осуществление контроля за реализацией мероприятий Программы в отношении объектов, находящихся в их ведении.

Обеспечение контроля и независимой оценки Программы осуществляет Совет по делам ветеранов и инвалидов при Правительстве Республики Тыва (далее – Совет), образованный в соответствии с постановлением Правительства Республики Тыва от 18 апреля 2013 г. № 227.

Совет является консультативным органом при Правительстве Республики Тыва, содействующим участию органов исполнительной власти Республики Тыва в реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов и пожилых людей, обеспечивающим согласованное взаимодействие органов государственной власти Республики Тыва, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва, общественных организаций инвалидов и пожилых граждан при рассмотрении вопросов, связанных с решением проблем инвалидов и пожилых граждан. Совет создан с целью объединения усилий по улучшению условий жизни лиц с ограниченными возможностями и пожилых граждан.

Для оперативного контроля (мониторинга) исполнения Программы соисполнители Программы:

ежемесячно до 1 числа обобщают и анализируют результаты реализации Программы и представляют ответственному исполнителю Программы соответствующие отчеты, в том числе об использовании бюджетных средств;

ежегодно до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, подготавливают и направляют ответственному исполнителю Программы годовой отчет о ходе реализации и об оценке эффективности мероприятий Программы.

Ответственный исполнитель Программы:

ежемесячно до 5 числа месяца и ежегодно до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в Министерство экономики Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва отчеты о ходе (об итогах) выполнения целевых показателей (индикаторов) Программы, эффективности использования средств республиканского бюджета, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы;

ежеквартально представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации:

1) информацию об исполнении мероприятий Программы с указанием сведений о выполнении мероприятий, включающих в себя количественно-качественные показатели и описания выполнения, или о невыполнении мероприятий;

2) отчет об осуществлении расходов республиканского бюджета Республики Тыва (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Тыва на софинансирование расходов по реализации мероприятий, включенных в Программу;

3) отчет о достижении значений целевых показателей (индикаторов) Программы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.

Внесение изменений в перечень мероприятий Программы, сроки ее реализации, объемы бюджетных ассигнований в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию Программы в целом осуществляются по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в порядке, установленном для разработки и реализации государственных программ в Республике Тыва.

 

VI. Оценка социально-экономической эффективности

реализации Программы

 

Программа направлена на развитие мер социальной поддержки инвалидов и детей-инвалидов, на формирование им равных возможностей для участия в жизни общества и повышение качества жизни на основе формирования доступной среды жизнедеятельности.

Социальная эффективность Программы должна выражаться в снижении социальной напряженности в обществе за счет:

увеличения уровня информированности инвалидов и других МГН о доступных социально значимых объектах и услугах, о формате их предоставления;

преодоления социальной изоляции и включенности инвалидов и других МГН в жизнь общества, в том числе в совместные с другими гражданами мероприятия (в том числе досуговые, культурные, спортивные);

информационных кампаний и акций средств массовой информации по освещению проблем инвалидов для граждан, не являющихся инвалидами;

повышения уровня и качества услуг, предоставляемых  населению;

обеспечения доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, улучшения качества их жизни.

Экономическая эффективность Программы обеспечивается путем рационального использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в результате перераспределения расходов.

В ходе реализации мероприятий Программы можно предположить наличие следующих основных рисков, могущих повлечь за собой невыполнение целей и задач Программы, срыв программных мероприятий и недостижение целевых показателей:

возможность недофинансирования или несвоевременного финансирования расходов на реализацию программных мероприятий по причине изменения социально-экономической ситуации в Республике Тыва;

невыполнение в полном объеме исполнителями Программы финансовых обязательств.

Остальные виды рисков связаны со спецификацией целей и задач Программы,  меры по их минимизации предпринимаются Министерством труда и социальной политики Республики Тыва. Соисполнителями Программы обеспечивается актуальность при планировании и реализации мероприятий Программы, предупреждение дублирования и организация распространения получаемых отдельными соисполнителями результатов.

Способом ограничения риска является своевременная корректировка на основании результатов регулярного мониторинга выполнения Программы комплексного плана по реализации мероприятий Программы. 


Приложение № 1

к государственной программе Республики Тыва

«Доступная среда» на 2016-2020 годы

(В редакции Постановления Правительства

Республики Тыва от 28.12.2017 № 602)

 

П Е Р Е Ч Е Н Ь

программных мероприятий государственной программы

Республики Тыва «Доступная среда» на 2016-2020 годы

(В редакции Постановления Правительства

Республики Тыва от 28.12.2017 № 602)

 

Наименование мероприятия

Соисполнители Программы, источники финансирования

Объемы финансирования, тыс. рублей

Целевая группа и ожидаемый результат от реализованных программных мероприятий

всего

в том числе по годам:

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

1. Совершенствование нормативно-правовой и организационной основы создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН (задача 1)

1.1. Разработка и принятие муниципальных программ «Доступная среда»

всего

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

принятие муниципальных программ «Доступная среда» в 19 муниципальных образованиях республики

республиканский бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Минтруд РТ

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

1.2. Создание и ведение информационного банка данных и карты доступности объектов социальной и транспортной инфраструктуры

всего

2258,7

0,0

2258,7

0,0

0,0

0,0

создание региональной карты доступности объектов социальной и транспортной инфраструктуры

республиканский бюджет

127,9

0,0

127,9

0,0

0,0

0,0

Минтруд РТ

127,9

0,0

127,9

0,0

0,0

0,0

федеральный бюджет

2130,8

0,0

2130,8

0,0

0,0

0,0

Минтруд РФ

2130,8

0,0

2130,8

0,0

0,0

0,0

Итого по разделу

всего

2258,7

0,0

2258,7

0,0

0,0

0,0

республиканский бюджет

127,9

0,0

127,9

0,0

0,0

0,0

Минтруд РТ

127,9

0,0

127,9

0,0

0,0

0,0

федеральный бюджет

2130,8

0,0

2130,8

0,0

0,0

0,0

Минтруд РФ

2130,8

0,0

2130,8

0,0

0,0

0,0

2. Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН (задача 2)

2.1. Адаптация объектов здравоохранения к обслуживанию инвалидов

 

 

 

всего

10040,1

1800,0

4450,0

1363,4

1209,5

1217,3

обустройство в соответствии с требованиями строительных норм и правил по обеспечению доступности зданий для инвалидов и МГН учреждений, в том числе выполнение комплекса работ по установке визуальных и тактильных указателей движения, пандусов и поручней, тактильных средств, выполняющих предупредительную функцию

республиканский бюджет

3939,6

1800,0

1950,0

68,2

60,5

60,9

Минздрав РТ

3939,6

1800,0

1950,0

68,2

60,5

60,9

федеральный бюджет

6100,6

0,0

2500,0

1295,2

1149,0

1156,4

Минтруд РФ

6100,6

0,0

2500,0

1295,2

1149,0

1156,4


Информация по документу
Читайте также