Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Тыва от 29.07.2011 № 480

 

 

 

 

                   ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

 

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

                      от 29 июля 2011 г. N 480
                              г. Кызыл

 

                                      Утратило силу – Постановление

                                      Правительства Республики Тыва

                                                от 28.12.2017 № 596

 

Об утверждении Стратегии развития туризма в Республике Тыва до 2020
                               года

 

     В целях    создания    благоприятных   условий    и    развития
инфраструктуры туризма  в республике  Правительство Республики  Тыва
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

     1. Утвердить   прилагаемую   Стратегию   развития   туризма   в
Республике Тыва до 2020 года.
     2. Настоящее постановление  опубликовать  в газетах  «Тувинская
правда» и «Шын».

 

 

     Исполняющий обязанности первого заместителя 
     Председателя Правительства Республики Тыва       В.Бартына-Сады
                                                                               

 

 

                                                         Утверждена
                                       постановлением Правительства
                                                    Республики Тыва

 

 

                             СТРАТЕГИЯ
          развития туризма в Республике Тыва до 2020 года

 

 

 

 

 

 

 

 

                              г. Кызыл
                              2011 г.

 

                             Содержание

 

         Введение                                       1  
                                                           
   I.    Тенденции развития  туризма   в   мире  и   в  2  
         Российской Федерации                              
                                                           
  II.    Современное состояние  туризма  в  Российской  4  
         Федерации                                         
                                                           
  III.   Современное состояние  и  проблемы   развития  8  
         туризма в Республике Тыва                         
                                                           
  IV.    Цель и  задачи   развития  сферы  туризма   в  16 
         Республике Тыва                                   
                                                           
   V.    Основные направления развития сферы туризма,   17 
         оценка рисков                                     
                                                           
  VI.    Механизм реализации Стратегии                  25 
                                                           
  VII.   Федеральные и     республиканские     целевые  26 
         программы                                         
                                                           
 VIII.   Социально-экономическая эффективность       и  27 
         целевые показатели реализации Стратегии           

 

 

     
     
                              Введение
     
     Современный туризм  является   одной   из  наиболее   динамично
развивающихся  отраслей  мирового хозяйства  и  вносит  значительный
вклад  в  формирование  валового  внутреннего  продукта,   повышение
платежного баланса стран,  решает социальные проблемы,  способствует
повышению качества жизни населения.
     Кроме того, туристская  отрасль относится  к секторам,  имеющим
значимый мультипликативный эффект с точки зрения создания спроса  на
продукцию  смежных  секторов   экономики  и  обеспечения   занятости
населения.
      ЮНЕСКО(1)  признает   туризм   одним   из   главных   факторов
культурного  и  гуманитарного развития,  способствующего  сохранению
мира и сближению народов путем ведения «диалога между культурами».
_________________________

    (1) ЮНЕСКО (UNESCO - United Nations  Educational, Scientific and 

Cultural Organization) - Организация Объединённых Наций  по вопросам 
образования,  науки  и  культуры. Основные цели  ЮНЕСКО - содействие 
укреплению  мира  и  безопасности за счёт расширения  сотрудничества 
государств  и  народов  в  области  образования,  науки  и культуры; 
обеспечение   справедливости  и  соблюдения   законности,  всеобщего  
уважения  прав и основных свобод человека,  провозглашённых в Уставе 
Организации  Объединенных  Наций,  для  всех  народов, без  различия 
расы, пола, языка или религии[.

 

     Во многих странах мира именно  за счет туризма создаются  новые
рабочие  места,  поддерживается  высокий  уровень  жизни  населения,
создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны.
     Стратегия развития   туризма   Республики   Тыва   исходит   из
перспектив социально-экономического развития Республики Тыва до 2020
года и  является основой  для выработки  государственной политики  в
сфере  туризма,  определяет  основные  направления  развития  данной
отрасли  на  территории  Республики Тыва  до  2020  года,  формирует
перспективы ее развития органами государственной власти, бизнесом  и
обществом,  создает  принципиальную основу  для  разработки  целевых
программ  в  сфере   туризма,  рассматривается  как  база   создания
механизмов  государственного  управления и  регулирования  в  данной
отрасли, скоординированного формирования планов работы Правительства
Республики Тыва  и законотворческой  деятельности Верховного  Хурала
(парламента) Республики Тыва.
     Основным назначением данной Стратегии является:
     определение возможностей   (потенциала)   развития    индустрии
туризма Республики Тыва;
     постановка целей  и  формулировка  задач  развития   туристской
индустрии;
     разработка стратегического     вектора    развития,     дающего
максимальный результат при имеющихся возможностях и ресурсах;
     выделение приоритетных   направлений   развития   туриндустрии,
дающих  наибольшие  результаты   и  концентрация  на  них   основных
ресурсов;
     создание условий инвестиционного развития туриндустрии.
     
                I. Тенденции развития туризма в мире

 

     Стратегия развития туризма в республике рассматривается в русле
и тенденциях мировой практики  и опыта.  В большинстве стран  туризм
занимает   место  в   числе   базовых  отраслей,   играющих   весьма
значительную роль в экономике этих стран.
Современная туристская  индустрия  - одна  из  самых  высокодоходных
отраслей в мировой экономике.
     Туризм занимает  значимую  строку  в  бюджетах  этих  стран   и
приносит до  10 процентов валового  национального продукта,  мировых
инвестиций, всех  рабочих мест и  мировых потребительских  расходов.
Показатели динамики роста  доходности туризма значительно  опережают
показатели динамики роста дохода в других отраслях экономики.
     Согласно исследованию ЮНВТО2* «Туризм-панорама 2020» (таблица N
1) увеличение мировых туристских прибытий в период между 2000 и 2020
гг. прогнозируется более чем вдвое.
                                                                               
                                                                  Таблица N 1  
+-----------------+---------------------------+---------------+---------------+
|     Регионы     |    Прибытия, млн. чел.    | Среднегодовой |    Доля, %    |
|                 |                           | прирост, %    |               |
|                 |                           | за 1995-      |               |
|                 |                           | 2020 гг.      |               |
+-----------------+-------+-------+-----------+---------------+-------+-------+
|                 | 1995  | 2010  |  2020 г.  |               | 1995  | 2020  |
|                 |  г.   |  г.   |           |               |  г.   |  г.   |
+-----------------+-------+-------+-----------+---------------+-------+-------+
| Всего           | 565,4 |   1   |  10561,1  |      4,1      |  100  |  100  |
|                 |       | 006,4 |           |               |       |       |
+-----------------+-------+-------+-----------+---------------+-------+-------+
| Африка          | 20,2  | 47,0  |   77,3    |      5,5      |  3,6  |  5,0  |
+-----------------+-------+-------+-----------+---------------+-------+-------+
| Америка         | 108,9 | 190,4 |   282,3   |      3,9      | 19,3  | 18,1  |
+-----------------+-------+-------+-----------+---------------+-------+-------+
| Восточная Азия  | 81,4  | 195,2 |   397,2   |      6,5      | 14,4  | 25,4  |
| и АТР           |       |       |           |               |       |       |
+-----------------+-------+-------+-----------+---------------+-------+-------+
| Европа          | 338,4 | 527,3 |   717,0   |      3,0      | 59,8  | 45,9  |
+-----------------+-------+-------+-----------+---------------+-------+-------+
| Ближний Восток  | 12,4  | 35,9  |   68,5    |      7,1      |  2,2  |  4,4  |
+-----------------+-------+-------+-----------+---------------+-------+-------+
| Южная Азия      |  4,2  | 10,6  |   18,8    |      6,2      |  0,7  |  1,2  |
+-----------------+-------+-------+-----------+---------------+-------+-------+
| Межрегиональные | 464,1 | 790,9 |  1 183,3  |      3,8      | 82,1  | 75,8  |
+-----------------+-------+-------+-----------+---------------+-------+-------+
| Дальние поездки | 101,3 | 215,5 |   377,9   |      5,4      | 17,9  | 24,2  |
+-----------------+-------+-------+-----------+---------------+-------+-------+
       World Tourism Organization (UNWTO*)                                     
     
     В 2010   году  основной   показатель   -  число   международных
туристских прибытий  должен превысить  1,0 млрд. человек,  а к  2020
году - составить 1,56 млрд. человек.
     Эти прогнозы национальные туристские администрации  большинства
стран  используют   и   учитывают  при   определении  и   проведении
государственной   политики   в   сфере   туризма.   Ожидается,   что
Азиатско-Тихоокеанский  регион   займет  второе   место  (397   млн.
туристов) после Европы (717 млн. туристов), существенно опередив при
этом Америку  - 282  млн. туристов.  Вместе взятые  эти три  региона
будут обслуживать 89,4 процента мирового туристского рынка. В данном
прогнозе предполагается, что к 2020 году Россия займет девятое место
в мире по количеству туристских посещений.
     Эти прогнозные  оценки   мировых  тенденций  развития   туризма
указывают  на  важные  предпосылки,  которые  могут   способствовать
развитию туризма на территории республики.
   ____________________
* Всемирная     туристская     организация     ООН     (UNWTO)     -
межправительственная организация специализированное учреждение  ООН,
153 страны-участницы. Устав Всемирной туристской организации  принят
на Внеочередной  сессии Генеральной ассамблеи  МСОТО (Мехико,  17-28
сентября 1970 года).
     Предпосылки увеличения   международных   туристских   прибытий,
которые следует учесть при  построении Стратегии развития туризма  в
Республике Тыва, следующие:
     - повышение общей ответственности и роли координации со стороны
правительств стран, делающих ставку на развитие туризма;
     - обеспечение  мер  безопасности и  своевременного  обеспечения
туристов необходимой информацией;
     - повышение роли государственной политики в сфере туризма;
     - усиление роли государственно-частных партнерств;
     - необходимость государственных  вложений  в развитие  туризма,
прежде  всего   в  продвижение  туристского   продукта  и   развитие
туристской инфраструктуры.
     Ростуризм на основании  данных  и прогноза  развития туризма  в
мире, составленного ЮНВТО, выделяет следующие тенденции:
     1. Усиление конкуренции, как на рынке туристского спроса, так и
на рынке туристского предложения
     В сложившихся     условиях     для     повышения     туристской
привлекательности    республики    необходимо    определить     свою
рекреационную нишу,  предпринимать меры  по подготовке  оригинальных
туристских продуктов и активному  их продвижению на внешних  рынках.
Рекламная кампания Тувы должна отвечать тенденции увеличения  спроса
на  индивидуальный  или  специализированный  туристский  продукт   и
предлагать продукт,  отличный  от насыщенных  на мировом  туристском
рынке форм и видов туризма.
     2. Усиление внимания к охране окружающей среды
     Для развитых  стран,   которые  являются   лидерами  по   числу
международных прибытий,  характерно повышенное  внимание к  вопросам
охраны окружающей среды на континенте. Повышенное внимание к данному
направлению развития туризма  в мире  создает предпосылки и  условия
для появления новых туристских продуктов в Республике Тыва.
     3. Усиление тенденции к путешествиям в более отдаленные,  менее
известные  и  малодоступные  места  среди  жителей  урбанизированных
районов
     Большинство европейцев,     а      также     жителей      стран
Азиатско-Тихоокеанского региона  живут в  густо населенных  городах.
Это  в  значительной  степени формирует  туристские  предпочтения  в
направлении сельского туризма,  кратковременного отдыха, отдыха  вне
высокого сезона, активных  видов туризма, кратковременных поездок  в
другие города с познавательными  целями, выбора туров с  проживанием
не  в гостиницах,  а  в апартаментах  с  самообслуживанием и  др.  В
перспективе  ожидается усиление  тенденции  к путешествиям  в  более
отдаленные, менее  известные  и малодоступные  места.  С этой  точки
зрения  Республика  Тыва  также имеет  благоприятные  предпосылки  с
позиции предоставления уникальных  возможностей побывать в  районах,
не   имеющих  аналогов   природных   условий,  самобытной   культуры
проживающих  здесь  народов  и  особенностей  развития  человеческой
цивилизации.
     4. Сохранение  в  ближайшем   будущем  у  зарубежных   туристов
предпочтений поездок в туристские центры с высоким уровнем сервиса и
разумным соотношением цены и качества
     Это требует  от   туристских  организаций,  государственных   и
муниципальных   органов   власти   постоянных   активных   действий,
направленных на создание  приоритетных видов туристского продукта  и
создание условий для  достижения приемлемого  соотношения их цены  и
качества, задает уровень развития сервиса в Республике Тыва.
     5. Развитие  туризма  оказывает  стимулирующее  воздействие  на
такие   секторы   экономики,   как   транспорт,   связь,   торговля,
общественное   питание,    строительство,   способствует    созданию
значительного количества рабочих мест, поддерживает высокий  уровень
жизни  населения,  увеличивает  налогооблагаемую  базу  и  налоговые
поступления  в бюджеты  всех  уровней.  С  этой точки  зрения  важен
масштаб мультипликативного эффекта, который создаст развитие туризма
в республике.
     6. Значительная часть  государственных  вложений в  продвижение
своего туристского продукта
     Международная практика      показывает,      что      повышение
конкурентоспособности туристского  продукта на  мировом рынке  может
быть  достигнуто  при условии  выделения  государственных  бюджетных
средств,  достаточных  для некоммерческого  продвижения  туристского
продукта на внутреннем и мировом рынках. К примеру, в Великобритании
и Испании  только  на продвижение  своего национального  туристского
продукта направляется соответственно 50,9 и 96,2 млн. евро в год.
     Мировые тенденции развития туристской деятельности, безусловно,
будут сказываться на формировании  спроса на туристские продукты  на
территории России, а  также будут  определяющими для развития  сферы
туризма   в   Республике   Тыва.   Часть   этих   тенденций    будет
непосредственно согласовываться с намерениями по развитию туризма  в
Туве, способствовать успешному расширению туристской деятельности. В
этой связи  долгосрочный  план действий  по  становлению и  развитию
туризма на территории  Республики Тыва будет  строиться с опорой  на
эти тенденции  и максимально  использовать их  позитивные стороны  с
адаптацией к условиям Республики Тыва.
     
                 II. Современное состояние туризма
                       в Российской Федерации

 

     Президент России  Д.А.   Медведев  указал,   что  в   экономике
Российской Федерации «одной  из «точек роста», безусловно,  является
туризм.  Наше  богатейшее культурно-историческое  наследие  является
поистине грандиозным  ресурсом для  развития туризма,  но и  проблем
здесь  предостаточно +  Мы  должны думать  и  о том,  каким  образом
туристскую отрасль поставить на ноги в экономическом плане».
     Российская Федерация  обладает высоким  туристско-рекреационным
потенциалом, на ее  территории сосредоточены уникальные природные  и
рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового  культурного
и исторического наследия, проходят важные экономические,  спортивные
и культурные  события. По данным  Всемирного экономического  форума,
Россия  занимает  5-ое  место  из 133  стран  по  наличию  природных
туристских ресурсов мирового значения,  по культурным - 9-ое  место.
Однако туристский потенциал страны  используется далеко не в  полной
мере. По предварительным  данным, в  2009 году Российскую  Федерацию
посетили 2,4 млн. иностранных граждан, из которых около 15 процентов
прибыли с туристскими целями, тогда как согласно прогнозу  Всемирной
туристской организации  Россия при  соответствующем уровне  развития
туристской  инфраструктуры  способна  принимать в  год  до  40  млн.
иностранных туристов. Потенциально к 2020 году Российская  Федерация
может войти  в  первую десятку  самых  популярных стран,  посещаемых
туристами.

 

           Основные показатели развития туристского рынка
  
                                                                              Таблица N 2      
+-------------------------------------------------------+-------+------------+----------------+
|                      Показатель                       | 2009  |  2010 год  |   Отклонение   |
|                                                       |  год  |  (оценка)  |    (+/-, %)    |
+-------------------------------------------------------+-------+------------+----------------+
| Въезд иностранных туристов в Российскую Федерацию     |  2,1  |    2,4     |     +14,3      |
| (млн. чел.)                                           |       |            |                |
+-------------------------------------------------------+-------+------------+----------------+
| Выезд российских туристов за рубеж (млнел.)         |  9,5  |    13,1    |     +38,0      |
+-------------------------------------------------------+-------+------------+----------------+
| Внутренний туристский поток (млн. чел.)               | 28,2  |    29,1    |      +3,2      |
+-------------------------------------------------------+-------+------------+----------------+
| Объем платных туристских услуг, оказываемых           | 78,2  |    87,8    |      +2,1      |
| туроператорами и турагентами (млрд. руб.)             |       |            |                |
+-------------------------------------------------------+-------+------------+----------------+
| Объем платных услуг гостиниц и других средств         | 105,9 |   115,4    |      +1,0      |
| размещения (млрд. руб.)                               |       |            |                |
+-------------------------------------------------------+-------+------------+----------------+
| Количество коллективных средств размещения (тыс. ед.) | 12,4  |    12,8    |      +3,2      |
+-------------------------------------------------------+-------+------------+----------------+
     
     На сегодняшний день в  организациях индустрии туризма страны  с
учетом смежных отраслей работает более одного миллиона человек. Доля
туризма  в валовом  внутреннем  продукте в  России  в 2010  году  по
экспертной оценке с учетом мультипликативного эффекта составила  6,5
процента.  Инвестиции  в  основной капитал  в  туристскую  индустрию
России  достигли  12,1  процента от  общих  инвестиций  при  годовом
приросте 8,2  процента. Эти данные  наглядно демонстрируют  динамику
развития отрасли как одной из самых перспективных сфер  коммерческой
деятельности.
     Динамика основных   показателей,   характеризующих    состояние
развития  туристской  отрасли   в  Российской  Федерации,  в   целом
соответствует  основным  мировым  тенденциям  и  свидетельствует   о
наметившейся устойчивой тенденции к восстановлению рынка.
     Главной отличительной  чертой  туристского рынка  в  2010  году
стала  ценовая  конкуренция,  обусловившая  снижение  нормы  прибыли
туристских компаний.
     Характерными особенностями, оказавшими влияние на работу  рынка
туристских услуг в 2010 году, являлись:
     - повышение платежеспособного спроса населения;
     - увеличение расходов граждан на отдых;
     - рост  числа  туристов самостоятельно  бронирующих  туристские
услуги через электронные системы бронирования, и в первую очередь  -
услуги средств размещения;
     - снижение  потоков  туристов  в отдельные  страны  в  связи  с
природными, климатическими и политическими факторами;
     - ограничение доступа туристских компаний к кредитным  ресурсам
и высокие ставки за пользование ими.
     Кроме того,  изменилась  структура потребительского  спроса  на
туристские  услуги -  более  востребованными стали  групповые  туры,
увеличилась   продолжительность  туров,   пользуются   популярностью
маршруты «выходного дня», активные виды туризма.
     Вместе с тем за счет создания новых туристских и  экскурсионных
программ,  повышения качества  обслуживания,  а также  популяризации
туризма в стране на рынке сохранилась благоприятная конъюнктура  для
развития внутреннего туризма.
     Наиболее перспективными  видами  туризма  в  России  с   учетом
тенденций туристского спроса на мировом рынке являются:
     - культурно-познавательный туризм - 20 процентов;
     - пляжный - 38 процентов;
     - деловой (деловые встречи, конференции, интенсив-поездки) - 18
процентов;
     - оздоровительный, спортивный (экстремальный) - 15 процентов;
     - событийный, паломнический, экологический, сельский,  круизный
и др. - 9 процентов.
     По итогам 2010 года  внутренний туристский поток составил  29,1
млн.  человек,  что  на  3,2  процента  больше,  чем  в  2009  году.
Наблюдается  положительная  тенденция увеличения  спроса  на  услуги
оздоровительного  туризма.  Стабильным спросом  пользуется  круизный
туризм,  растет  количество  автотуристов,  наблюдается   дальнейшее
развитие   сельского,   экологического,   горнолыжного   и    других
перспективных видов  туризма. Лидером по  числу туристских  прибытий
остается Южный федеральный  округ, в  том числе Краснодарский  край.
Увеличение турпотока  отмечено в Ставропольском  и Алтайском  краях,
Ростовской, Московской, Нижегородской областях, республиках Карелия,
Алтай, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия-Алания.
     На начало 2011 года  в Единый федеральный реестр  туроператоров
было   внесено   4465   компаний,   осуществляющих   туроператорскую
деятельность на территории  Российской Федерации,  в том числе  1873
фирмы осуществляют деятельность в  сфере внутреннего туризма, и  642
компании - на рынке въездного туризма. В 2010 году общее  количество
коллективных средств  размещения, включая гостиницы,  мотели и  дома
отдыха, в Российской Федерации увеличилось (по оценке) на 400 ед.  и
составило 12,8 тыс. ед.,  номерной фонд которых насчитывает более  1
млн. койко-мест.
     Туристский комплекс страны в  настоящее время составляют  12800
коллективных средств  размещения, 477  исторических городов,  142700
памятников  истории  и  культуры,  2495  музеев,  586  театров,  103
музея-заповедника и другие объекты показа и отдыха.
     Таким образом,  итоговые  данные 2010  года  свидетельствуют  о
наметившихся  положительных  тенденциях  на  российском   туристском
рынке.
     В настоящее   время  большое   внимание   в  России   уделяется
разработке  механизмов  нормативно-правового регулирования  в  сфере
туризма.  Основные  усилия   направлены  на  повышение  гарантий   и
эффективности  защиты  прав  и  интересов  потребителей  туристского
продукта, качества и безопасности туризма. Упрощен механизм  «входа»
в   рынок   туристских   услуг,   но   одновременно   приняты   меры
ответственности  туроператора  перед  клиентами  за  предоставляемые
услуги - обязательное страхование рисков. В целях повышения качества
туристских услуг и обеспечения безопасности туризма  разрабатываются
стандарты и классификаторы объектов туристской индустрии.
     Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности
относится к  совместному ведению  Российской  Федерации и  субъектов
Российской Федерации.  Субъектам Российской Федерации  предоставлено
право формирования  правовых основ  саморегулирования на  туристском
рынке.
      Существуют специальные законы, регулирующие отношения в  сфере
туризма,  которые  призваны  создавать  благоприятные  условия   для
развития туризма в субъектах Российской Федерации.  Законодательство
о   туризме    субъектов   Российской   Федерации    предусматривает
определенные  льготы  и стимулирование  инвестиций.  Целью  принятия
законов  на региональном  уровне  является развитие  правовых  норм,
существующих на федеральном уровне.
     Таким образом,  эффективная нормативно-правовая  база  позволит
органам  исполнительной  власти  на местах  шире  использовать  свои
полномочия для развития туристской деятельности.
     Большую роль  для  эффективного  развития  туризма  в  регионах
сыграло изменение законодательства о свободных экономических зонах в
Российской Федерации,  разрешающее  ряд проблем  развития туризма  в
регионах.  В  2007  году создано  7  туристско-рекреационных  особых
экономических  зон  в   Краснодарском  крае,  Ставропольском   крае,
Иркутской области, Республике  Бурятия, Республике Алтай,  Алтайском
крае и  Калининградской  области, которые  делают  успешные шаги  по
формированию зон и развитию туристской деятельности.
     В большинстве субъектов Российской Федерации приняты стратегии,
концепции и комплексные целевые программы развития туризма.
     Совершенствование туристской  статистики  на  уровне   регионов
напрямую зависит от действий, предпринятых на федеральном уровне,  в
первую  очередь  Федеральной службой  государственной  статистики  и
Федеральным агентством по туризму. Главными изданиями по  туристской
статистике в Российской  Федерации являются статистические  сборники
«Туризм и туристские ресурсы в  России» и «Туризм в цифрах». Тем  не
менее,  статистический  учет   в  Российской  Федерации   продолжает
совершенствоваться.
     Динамичное развитие  сферы   туризма  в  Российской   Федерации
определяет возросшее  внимание  к подготовке  кадров для  туристской
отрасли.
     В настоящее   время   в   Российской   Федерации   осуществляют
подготовку   специалистов   для   туристско-гостиничного   комплекса
образовательные  учреждения  высшего  и  среднего  профессионального
образования, из которых ведут подготовку:
     - по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» - 179
вузов;
     - по специальности «Туризм» - 31 вуз;
     - по направлению «Туризм» - 16 вузов и 123 ссуза;
     - по специальности «Гостиничный сервис» - 93 ссуза.
     Тем не  менее   предприятия  туристско-гостиничного   комплекса
страны  испытывают  недостаток  в  высококвалифицированных   кадрах,
владеющих знаниями о новейших технологиях и практическими  навыками,
в   немалой  степени   обусловленный   высокой  текучестью   кадров,
характерной для гостиничной отрасли.
       Анализ состояния   туристской    деятельности   в    регионах
показывает идентичность проблем  и стартовых условий практически  на
всей территории Российской Федерации, свойственных этапу становления
отрасли. В перечне проблемных вопросов практически во всех  регионах
называются:
     - отсутствие эффективной региональной нормативно-правовой  базы
в сфере туризма;
     - низкий  уровень  региональной  туристской  инфраструктуры   и
недостаток экономических и финансовых возможностей для ее создания у
предприятий малого и среднего бизнеса;
     - сложная и дорогостоящая транспортная доступность;
     - отсутствие системы позиционирования и продвижения  туристских
возможностей в регионе;
     - малая  эффективность  межотраслевого взаимодействия  в  сфере
государственного управления туристским комплексом.

 

           III. Современное состояние и проблемы развития
                      туризма в Республике Тыва

 

     Туризм представляет собой сферу экономики, которая основана  на
использовании    экономического    потенциала    многих     отраслей
общественного     производства     и     характеризуется     высоким
мультипликативным эффектом.  В настоящее время  туризм в  Республике
Тыва  является  одним  из  приоритетных  направлений  экономического
развития.
     Среди основных показателей,  характеризующих развитие  туризма,
необходимо выделить  степень развитости инфраструктуры,  численность
туристов,  посетивших  республику,  а  также  показатели  роста  или
снижения доходов туристских предприятий.
     
     3.1. Предприятия, работающие в сфере туризма
     В настоящее   время   на   территории   республики   официально
зарегистрированы 9 предприятий, работающих  в сфере туризма, из  них
только 1 туроператор в сфере внутреннего туризма:
          ЗАО «Туристская         фирма         «Центр         Азии»
(экскурсионно-познавательные, религиозные и выездные туры);
     ООО «Алаш-Тревел» (турагентская и туроператорская  деятельность
внутри страны, экстремальный, спортивный, выездной туризм);
     ООО «Тувинские каникулы» (познавательный и рыболовный туризм);
     ЗАО «Тыва-Турист» (гостиничный и ресторанный бизнес);
     ГАУ «Информационный    центр    туризма    Республики     Тыва»
(информационное   обеспечение    и   продвижение    республиканского
туристского ресурса на внутреннем и мировом рынках; создание единого
информационного  туристского  пространства для  содействия  развитию
сферы  туризма,  сотрудничество  с  национальными  и  международными
организациями,  союзами,  ассоциациями,  содействие  установлению  и
развитию деловых контактов предприятий туриндустрии на внутреннем  и
внешнем  туристских рынках,  разработка,  издание и  распространение
информационных, рекламных материалов о туристском предложении Тувы);
      ФГУ «Государственный   биосферный   заповедник    «Убсунурская
котловина»   (осуществляет   деятельность  ботанических   парков   и
заповедников,  юрточный  городок  на  озере  «Торе-Холь»,  локальные
маршруты на  священную гору «Ак-Хайы-ракан»,  «Кежеге», к  кластерам
заповедника «Цугээр-Элс» и «Ямаалыг»);
     ООО «Кардон» (охотничьи и рыболовные туры в Барун-Хемчикский  и
Тоджинский кожууны);
     фирма «Тываинтур» (элитная охота на территории республики);
     ООО «Экотува»  (этнокультурные, экологические,  познавательные,
образовательные,    научные    туры   по    Туве,    познавательные,
образовательные туры в зарубежные страны).
     3.2. Санаторно-курортные учреждения
      На территории республики  функционируют 2  санаторно-курортных
учреждения. При имеющихся богатейших туристских ресурсах  количество
подобных высокорентабельных  учреждений может возрасти  более чем  в
три  раза,  что  обуславливает  большой  потенциал  для  привлечения
частных инвестиций.
     Курорт «Чедер» - климатобальнеологический курорт  регионального
значения  на  320  койко-мест  (в зимнее  время  -  70  мест,  летом
дополнительно 250 мест). Создан в 1933 г., работает круглогодично  с
1997 г. Расположен на берегу оз. Чедер в 45 км от г. Кызыла.
     Курорт «Уш-Бельдир»    -    климатобальнеологический     курорт
регионального значения на 200  койко-мест. Режим работы -  сезонный.
Расположен в восточной части Республики Тыва, в пограничной полосе с
Монголией, на правобережной части долины р. Шишхид-Гол, в 105 км  от
с. Кунгуртуг Тере-Хольского района.
     Базы отдыха  на  оз.  Дус-Холь.  Озеро  Дус-Холь  -  бессточное
соленое озеро в центральной части Тувинской котловины, в 42 км южнее
г. Кызыла. Озеро имеет хлоридно-сульфатный натриево-магниевый состав
и степень  минерализации 167  г/л. Слои  рапы и  донная грязь  имеют
большую  температуру  (40-42 градусов  Цельсия),  чем  поверхностные
(15-20   градусов).  Лечебный   эффект   при  этом,   особенно   при
использовании грязевой аппликации, значительно увеличивается. На его
территории   располагаются  корпуса   17   различных  учреждений   и
организаций.  В настоящее  время  проводится работа  по  объединению
данного имущества и созданию единого туристского комплекса.
     3.3. Предприятия общественного питания
     В последнее  время  туристская инфраструктура  Республики  Тыва
существенно пополняется  современными ресторанами,  барами, кафе.  В
столице республики работают 6 ресторанов и более 60 кафе и столовых.
Несмотря  на   многочисленность  в  целом   по  республике   пунктов
общественного питания, уровень обслуживания в них, а также состояние
более чем 90  процентов их  помещений не соответствует  потребностям
туристов,  посещающих  республику  с  целью  проведения  культурного
досуга и отдыха.
     3.4. Предприятия,     связанные     с     активным      отдыхом
(спортивно-оздоровитель-ные    учреждения,   стадионы,    спортзалы,
бассейны и др.):
          универсальный спортивный комплекс «Субедей», г. Кызыл;
     стадион «Хуреш», г. Кызыл;
     стадион им. 5-летия Советской Тувы, г. Кызыл;
     школа высшего  спортивного  мастерства,  спортзал  «Херел»,  г.
Кызыл;
     спорткомплекс «Ирбис», г. Кызыл;
     спорткомплекс им. И. Ярыгина, г. Кызыл;
     лыжная станция   «Тайга»   в   одноименном   природном   парке,
Пий-Хемский район;
          боулинг-клуб «Страйк».
          3.5 Гостиничный фонд
     По официальным данным Тывастата, в 2009 году функционировало 15
гостиниц, количество номеров которых  составляло 228 единиц (из  них
высшей катего- рии - 19,  первой категории - 52, второй категории  -
26, прочие - 131), число мест - 475.
                                                         Таблица N 3
+-----------------------+---------+-------------------------------+
|      Показатель       |  Всего  |         В том числе:          |
+-----------------------+---------+--------------+----------------+
|                       |         |  гостиницы   |   санатории,   |
|                       |         |              |   пансионаты   |
+-----------------------+---------+--------------+----------------+
| Число организаций     |   18    |      15      |       3        |
| (ед.)                 |         |              |                |
+-----------------------+---------+--------------+----------------+
| Число номеров         |   458   |     228      |      230       |
| (комнат) (ед.)        |         |              |                |
+-----------------------+---------+--------------+----------------+
| в том числе:          |         |              |                |
+-----------------------+---------+--------------+----------------+
| высшей категории      |   20    |      19      |       1        |
+-----------------------+---------+--------------+----------------+
| первой категории      |   57    |      52      |       5        |
+-----------------------+---------+--------------+----------------+
| второй категории      |   26    |      26      |       -        |
+-----------------------+---------+--------------+----------------+
| прочие                |   355   |     131      |      224       |
+-----------------------+---------+--------------+----------------+
| Число номеров в       |   25    |      15      |       77       |
| расчете на 1          |         |              |                |
| коллективное средство |         |              |                |
| размещения            |         |              |                |
+-----------------------+---------+--------------+----------------+
| Число мест (коек) в   |  1125   |     475      |      650       |
| месяц максимального   |         |              |                |
| развертывания (ед.)   |         |              |                |
+-----------------------+---------+--------------+----------------+
| Число мест (коек) в   |   63    |      32      |      217       |
| месяц максимального   |         |              |                |
| развертывания в       |         |              |                |
| расчете на 1          |         |              |                |
| коллективное средство |         |              |                |
| размещения            |         |              |                |
+-----------------------+---------+--------------+----------------+

 

     Среднегодовая загрузка  гостиничного  фонда  не  превышает   17
процентов. Стоимость 1 места составляет от 500 до 5000 руб. в сутки.
При  этом   необходимо   отметить,  что   стоимость  проживания   не
соответствует качеству предоставляемых  услуг в гостиницах,  уровень
которых  не  отвечает  современным  требованиям,  что  обуславливает
незначительные показатели туристских  потоков в республику. Ни  одна
из  существующих  гостиниц  не имеет  категории  звезд,  отсутствуют
гостиницы VIP-класса.
     По состоянию  на   1   января  2009   г.  количество   граждан,
обслуженных в средствах коллективного размещения Республики Тыва, по
данным  органов  статистики,  составило  29907  человек,  из  них  в
гостиницах  - 27160  человек,  в  санаториях  и пансионатах  -  2747
человек.  При  этом  в  гостиницах  республики  более  98  процентов
составляли граждане Российской Федерации.
     В 2009 году республику  посетило наибольшее количество  граждан
(16675 человек), приехавших с деловыми и профессиональными целями.
     В первом  полугодии  2010   года  в  гостиницах   муниципальных
образований Республики  Тыва, по  данным муниципальных  образований,
количество посетителей  составило 8044  человека, из  них прибыло  с
целью  проведения   досуга  и   рекреации  -  499,   с  деловыми   и
профессиональными целями - 7545 человек.
     По данным    Росстата,   в    связи    с   влиянием    мирового
финансово-экономического кризиса  в  2009 году  въездной турпоток  в
Россию снизился на  8,9 процента, выездной турпоток  из России -  на
15,5 процента.
     По данным Тывастата, несмотря на незначительные  количественные
показатели при отсутствии соответствующей инфраструктуры, за  период
с 2006 по 2009 годы турпоток в республику увеличился на 646  человек
- с  27 806  человек в  2006 году  до 27  160 человек  в 2009  году.
Ежегодно в среднем  на 10  процентов увеличивается доля  иностранных
туристов, посетивших Туву.
     С развитием   туристского  сектора   экономики   прогнозируется
увеличение туристского потока  к 2020 году до  130 тыс. туристов,  в
том числе 30 тыс. иностранных граждан.
          На начальном  этапе реализации  стратегии  в общем  объеме
турпотока будут преобладать местные  туристы и туристы из  ближайших
регионов  Российской   Федерации.  По   мере  реализации   системных
мероприятий  стратегии   ожидается   существенное  увеличение   доли
иностранных туристов.

 

          Прогноз объемов туристского потока, тыс. человек
                                                        Таблица N 4
+---------------+-------+------+------+-------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+
| Туристские    | 2011  | 2012 | 2013 | 2014  | 2015  | 2016  | 2017  | 2018  |  2019  |  2020  |
| потоки        |  г.   |  г.  |  г.  |  г.   |  г.   |  г.   |  г.   |  г.   |   г.   |   г.   |
+---------------+-------+------+------+-------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+
| Международные |  1,8  |  2   | 2,5  |   4   |  5,5  |   8   |  12   |  17   |   20   |   30   |
| туристские    |       |      |      |       |       |       |       |       |        |        |
| потоки        |       |      |      |       |       |       |       |       |        |        |
+---------------+-------+------+------+-------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+
| Внутренние    | 36,3  |  40  |  44  | 48,3  | 53,0  | 63,0  | 75,6  | 90,0  | 108,0  | 129,6  |
| туристские    |       |      |      |       |       |       |       |       |        |        |
| потоки        |       |      |      |       |       |       |       |       |        |        |
+---------------+-------+------+------+-------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+
     
     Согласно статистическим данным, выручка от оказания  туристских
услуг туристских  фирм Республики  Тыва (за минусом  НДС, акцизов  и
аналогичных обязательных платежей) за 2009 г. составила 10590,9 тыс.
рублей, сумма комиссионных, агентских и иных вознаграждений - 2608,8
тыс. рублей, обязательные  платежи в бюджет  и внебюджетные фонды  -
250,4 тыс. рублей.
     3.6. Транспортная инфраструктура
     Транспортная сеть Республики  Тыва представлена  автомобильным,
авиационным и водным транспортом. Ближайшая железнодорожная  станция
находится в г. Абакане, в 400 км от г. Кызыла. В настоящее время  на
уровне  Правительства   Российской  Федерации   принято  решение   о
строительстве  железнодорожной  линии «Кызыл  -  Курагино»,  которая
открывает   новые  возможности   для   инвестирования  в   экономику
республики. Проектная документация на строительство железной  дороги
Кызыл - Курагино разработана и прошла государственную экспертизу.
     Общая протяженность автомобильных  дорог составляет более  5000
километров. Опорную  сеть Республики  Тыва представляет  федеральная
дорога М-54  «Енисей» Красноярск  - Абакан  - Кызыл  - Госграница  с
Монголией протяженностью в пределах республики 384 км. Дополняет  ее
территориальная сеть  дорог, протяженность  которой составляет  2826
км.  Из  них   с  твердым  покрытием  2321   км  или  82   процента.
Протяженность грунтовых дорог составляет 1431 км, в том числе 926 км
сельских автомобильных дорог.
     Отсутствие в    настоящий    момент    развитой    транспортной
инфраструктуры в значительной степени затрудняет развитие туристской
отрасли.
     В республике слабо развит авиационный транспорт. На  территории
Тувы находится аэропорт в г. Кызыле и 6 грунтовых взлетно-посадочных
полос в г. Чадане, пос. Кызыл-Мажалык, пос. Хову-Аксы, с.  Тора-Хем,
с. Кунгуртуг, с. Уш-Бельдир. Аэропорт г. Кызыла связывает республику
с городами  Красноярск и  Новосибирск. В  настоящее время  география
полетов и объемы перевозок значительно сократились.
     Водный (речной) транспорт
     Тува имеет мощную водную  систему общей протяженностью свыше  7
тыс. км. Для судоходства  используются только реки Большой Енисей  и
Малый Енисей. Основной маршрут - г. Кызыл - п. Тоора-Хем Тоджинского
района.
     Связь
     Все города и населенные пункты Республики Тыва имеют  проводную
междугороднюю,  международную  телефонную связь,  действуют  крупные
телеоператоры Билайн, МТС, Мегафон, ЕТК. Практически все  туристские
фирмы пользуются электронной почтой  и имеют собственные страницы  в
Интернете.
     3.7. Кадровое обеспечение
     Существенной проблемой,   сдерживающей   развитие   туризма   в
Республике  Тыва   в  целом,   является  отсутствие   подготовленных
высококвалифицированных  кадров.  Средняя численность  работников  в
сфере  туризма составляет  около  450 человек,  включая  численность
работников  коллективных  средств  размещения:  гостиницы,  курорты,
лагеря и  т.д.,  и лишь  около  50 человек  или  10 процентов  имеют
специальное образование.
     Так, к     примеру,    количество     персонала     действующих
республиканских   гостиниц    в   2009    году   (согласно    данным
муниципалитетов) составляло 29 человек, в первом полугодии 2010 года
-  41  человек. Уровень  заработной  платы  в  2009 году  в  среднем
достигал 8 500 руб., в  первом полугодии 2010 года он уменьшился  на
2,3 процента  и составил  8  300 руб.  При этом  более 90  процентов
работников  не имеют  специального  образования  в сфере  туризма  и
гостиничного дела.
     По данным  органов статистики,  из  234 человек,  работающих  в
сфере туризма на постоянной  основе, наибольшее число приходится  на
сотрудников  общественного  питания, средний  медицинский  персонал,
администраторов. Оставшаяся часть работников привлекается к работе в
сезонный  период  или  представляет  собой  внешних   совместителей,
выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера.
     По данным Тывастата, средняя численность работников действующих
турфирм, включая  внешних  совместителей и  работников,  выполнявших
работы по договорам по итогам  2009 года, составила 33 человека,  из
них только 9 имеют специальное образование.
     Незначительный уровень отраслевой  занятости, с одной  стороны,
объясняется наличием  неформального  сектора в  экономике отрасли  и
отсутствием в  связи  с этим  достоверных  статистических данных.  С
другой   стороны,  неудовлетворительным   соотношением   численности
обслуживающего персонала  и клиентов,  что в  свою очередь  является
фактором невысокого качества предоставляемых услуг.

 

     3.8. Проблемы развития республиканского туризма
     Проведенный анализ  показал   недостаточность  и   неразвитость
туристской   инфраструктуры   региона:   малочисленность    основных
субъектов  туристской   отрасли,  изношенность  фонда   коллективных
средств размещения  общего  назначения, несоответствие  возможностей
хозяйствующих субъектов инфраструктуры туризма потребностям бомльшей
части     туристского    потока,     ограниченность     транспортной
инфраструктуры,  отсутствие туристского  автотранспорта,  регулярных
автобусных  и  речных  туристских  маршрутов,  прямого  сообщения  с
городами Сибирского федерального округа (кроме г. Красноярска) стран
ближнего  и  дальнего зарубежья  значительно  препятствуют  развитию
туризма в республике.
     Общепринято, что количество  учреждений отдыха,  их емкость,  а
также  уровень  предлагаемого  ими  обслуживания  отражают   степень
развития территориальной системы  туризма и характер  рекреационного
освоения территории.
     Существующая на  сегодняшний   день  в  республике   туристская
инфраструктура  находится  в  неудовлетворительном  состоянии  и  не
соответствует потребностям даже местного населения. В построенных  в
советское  время  гостиницах  и  на  санаторно-курортных   объектах,
находящихся в государственной  собственности, по причине  отсутствия
финансирования не проводились капитальный ремонт и модернизация, что
привело  к  снижению   количества  посетителей  и,  как   следствие,
замедлению  процессов развития  туристской  отрасли в  республике  в
целом.
     Выявлены следующие  основные  проблемы,  сдерживающие  развитие
туризма в республике.
     Проблемы, связанные с туристской и сопутствующей
инфраструктурой:
          - недостаточное количество и несоответствующее современным
требованиям качество коллективных средств размещения, низкий уровень
сервисного обслуживания,     значительный     износ     существующей
материальной базы;
     - слабо  развитая транспортная  инфраструктура.  Незначительный
объем авиаперевозок, сужение географии полетов, отсутствие  железной
дороги,  возможности  речного  транспорта  ограничены  (используется
водный путь от г. Кызыла до с. Тоора-Хем);
     - отсутствие  туристско-рекреационного зонирования,  готовности
объектов недвижимости к вовлечению в рыночный оборот;
     - отсутствие местных и межрегиональных крупных туроператоров по
въездному и  внутреннему  туризму,  имеющих  собственную  туристскую
инфраструктуру и инвестиционный потенциал.
     
     Проблемы, связанные  с  разработкой  и  продвижением  на  рынок
конкурентоспособных туристских продуктов:
     - слабая система  продвижения  туристских продуктов  Республики
Тыва на внутреннем, российском и международном рынках;
          - неудовлетворительный         уровень         презентаций
достопримечательностей;
          - несогласованность  и  слабое  взаимодействие  участников
туристского рынка и смежных отраслей;
          - недостаточный уровень взаимодействия с регионами  Сибири
по  вопросам  развития   туризма  и  формирования   межрегионального
турпродукта;
          - отсутствие    маркетинговой    стратегии     продвижения
регионального туристского продукта на внешние туристские рынки;
          - информационный дефицит: отсутствие возможности  получить
точную,  подробную,  достоверную информацию  о  туристских  ресурсах
региона   для   планирования  туристского   путешествия   (как   для
туроператоров,  потенциальных  инвесторов,  так  и  для  туристов  и
самостоятельных путешествующих).

 

     Проблемы, связанные   с  организационно-правовым   обеспечением
развития индустрии туризма:
     - отсутствие     отраслевой     статистики,      обеспечивающей
информационную и управленческую поддержку развития туризма;
     - нехватка профессионально  подготовленных  кадров в  индустрии
туризма;
     - неподготовленность населения к работе с туристами;
     - недостаток    квалифицированных    кадров,    обеспечивающего
персонала туристской  индустрии, в том  числе: несоответствие  долей
выпуска руководящего персонала  и специалистов туристской  индустрии
современным    потребностям    рынка;    недостаток    молодых     и
квалифицированных специалистов  сектора экскурсионной  деятельности:
переводчиков-синхронистов, гидов-переводчиков и экскурсоводов;
     - отсутствие  достаточных ресурсов  для  конкурентной борьбы  с
зарубежными и крупными отечественными туроператорами;
     - значительная   часть  извлекаемого   социально-экономического
эффекта от  наиболее  доходных видов  туризма  обращается в  теневом
секторе экономики;
     - недостаточный уровень медицинского обслуживания по  страховым
полисам, отсутствие выстроенной  системы обеспечения безопасности  и
сопровождения туристов на территории республики.

 

          3.9. Сильные  и  слабые  стороны,  возможности  и   угрозы
развития туризма в Республике Тыва
     Итоги анализа   состояния   туризма  в   Республике   Тыва   на
современном этапе  выявили  сильные и  слабые стороны,  конкурентные
преимущества и возможные угрозы развития туризма в республике.
     
     Сильные стороны:
     - высокий      рекреационный     потенциал      международного,
государственного, межрегионального и местного значения;
     - уникальные  природные  ресурсы   для  организации  отдыха   и
лечения; сохранение исторических и архитектурных памятников;
     - наличие музеев,  отражающих  историю республики  в целом,  ее
отдельных  районов  и  столицы,  природные  богатства  республики  и
уникальные археологические памятники;
     - национальная культура, традиционный уклад жизни тувинцев, быт
русских староверов, шаманизм и горловое пение привлекают туристов;
     - традиции гостеприимства;
     - наличие благоприятных  условий для  развития различных  видов
туризма;
     - благополучная экологическая обстановка;
     - мировые  тенденции  к   увеличению  спроса  на   первозданные
природные территории;
     - растущая  популярность   экологического  и   этнографического
туризма и путешествий;
     - международная и российская политика по сохранению цивилизаций
малых коренных народностей;
     - активизация   деятельности  органов   исполнительной   власти


Информация по документу
Читайте также