Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Тыва от 03.02.2005 № 64

 


                    ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА                     

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             

                      от 3 февраля 2005 г. N 64                       
                               г. Кызыл                               

                                   Утратило силу - Постановление
                                   Правительства Республики Тыва
                                       от 29.04.2011 г. N 287

 О Концепции развития санаторно - курортного дела в Республике Тыва

     Правительство Республики Тыва ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     Одобрить   Концепцию   развития   санаторно-курортного   дела   в
Республике Тыва (прилагается).


     Исполняющий обязанности заместителя
     Председателя Правительства Республики Тыва            Ш. Кара-оол


                                                              Одобрена
                                          постановлением Правительства
                                                       Республики Тыва
                                             от 3 февраля 2005 г. N 64


                          К О Н Ц Е П Ц И Я                           
         развития санаторно-курортного дела в Республики Тыва         

                            I. Введение

     Необходимость  разработки  Концепции  развития  курортного   дела
складывается из целого ряда медико-социальных предпосылок.
     В основу санаторно-курортной помощи положены  наиболее  гуманные,
социальные   и   научно-прогрессивные   принципы:  профилактическая  и
реабилитационная      направленность,      преемственность       между
амбулаторно-поликлиническими,   стационарными  и  санаторно-курортными
учреждениями, высокая квалификация и специализация оказываемой помощи.
Значимость   санаторно-курортного   лечения   обусловлена  сохранением
неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья  населения,  критически
высокими  уровнями  заболеваемости  и  смертности  населения и в то же
время наличием множества разнообразных, но не  используемых  природных
целебных образований.
     Созданная  система санаторно-курортного  лечения  и  оздоровления
является  частью общей структуры эффективного оздоровления населения –
«поликлиника-больница-санаторий», выполняет общенациональную социально
значимую  функцию  по профилактике заболеваний, реабилитации и лечению
больных на ранних стадиях.
     При  разработке  проекта   Концепции   за   основу   были   взяты
нормативно-правовые  акты  Российской  Федерации  и  Республики  Тыва,
регулирующие     правовые      основы      предоставления      больным
санаторно-курортной помощи.
     Настоящая    Концепция    определяет     основные     направления
государственной политики развития курортного дела и предлагает систему
конкретных механизмов и мероприятий по их реализации на практике.
     Реализация    Концепции    позволит    освоить     многочисленные
лечебно-оздоровительные    местности   (аржааны),  где  будут  созданы
лечебно-оздоровительные,                    культурно-оздоровительные,
спортивно-оздоровительные  учреждения, организации разных видов и форм
собственности на законодательно-правовой основе.
     Стратегической     целью     государственной      политики      в
санаторно-курортной   сфере   является  создание  конкурентоспособного
курортного      комплекса,      обеспечивающего      высокоэффективную
оздоровительно-реабилитационную   помощь   населению,   доступную  для
социально незащищенных групп (детей из малообеспеченных семей,  сирот,
пенсионеров,  инвалидов,  лиц,  пострадавших  в  результате  стихийных
бедствий и техногенных катастроф, и др.).
     Концепция состоит из семи разделов. В  разделах  II  и  III  даны
основные  понятия,  термины  и  определения, используемые в Концепции,
приводится   анализ   современного    состояния    курортного    дела,
обосновывается необходимость разработки данной Концепции, определяются
возможные пути достижения стратегической цели. В последующих  разделах
рассматриваются  основные направления государственной политики в сфере
курортного  дела,  включающие  формирование  нормативно-правовой  базы
развития   курортных   комплексов,  создание  благоприятной  правовой,
экономической    среды    для    повышения    эффективности     работы
санаторно-курортных  организаций, сохранения всего комплекса природных
лечебных ресурсов курортов, механизм  реализации  и  оценка  ожидаемой
эффективности  результатов Концепции.

              II. Основные понятия, термины и определения,            
                        используемые в Концепции                      

     Внекурортное лечение природными лечебными  факторами  –  лечение,
реабилитация  и  профилактика  заболеваний  с использованием природных
лечебных    факторов    в    лечебно-профилактических    организациях,
расположенных   за   пределами   курортов   и  лечебно-оздоровительных
местностей.
     Восстановительная  медицина  –  система  знаний  и   практической
деятельности,  направленных  на восстановление функциональных резервов
человека, повышение уровня его здоровья и качества жизни, сниженных  в
результате  неблагоприятного воздействия факторов среды и деятельности
или в результате болезни (на этапе выздоровления или  ремиссии)  путем
применения преимущественно немедикаментозных методов.
     Гидроминеральная база  курортов  –  подготовленные  к  разработке
месторождения  минеральных  вод,  лечебных  грязей  и  других полезных
ископаемых, отнесенных к категории  лечебных,  а  также  сооружения  и
технические устройства по их эксплуатации.
     Концепция – система взглядов, определяющий замысел, ведущая мысль
какого-либо произведения, научного труда, проекта и т.д.
     Курорт –  освоенная  и  используемая  в  лечебно-профилактических
целях  особо охраняемая природная территория, располагающая природными
лечебными ресурсами и необходимыми  для  их  эксплуатации  зданиями  и
сооружениями,   включая   объекты   инфраструктуры.   В   номенклатуре
учреждений здравоохранения курорт – один из видов  санаторно-курортных
учреждений.
     Курортное дело  –  совокупность  всех  видов  научно-практической
деятельности  по  организации  и  осуществлению лечения и профилактики
заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов;
     Курортный регион (район) – территория с компактно  расположенными
на    ней    курортами,    объединенная   общим   округом   санитарной
(горно-санитарной) охраны;
     Курортология – (курорт +греч. logos –  учение,  наука)  –  наука,
изучающая  природные  лечебные  факторы,  их воздействие на организм и
разрабатывающая методы и организационные формы  их  использования  для
лечения  и  профилактики  как  на  курортах,  так  и  во  внекурортных
оздоровительно-реабилитационных учреждениях и подразделениях.
     Курортная   медицина   –   раздел   восстановительной   медицины,
представляющий   собой   систему   научных   знаний   и   практической
деятельности,  целью  которых  является   сохранение,   восстановление
здоровья   или   медицинская  реабилитация  больных  с  использованием
целебных природных факторов.
     Курортный  фонд  –  совокупность  всех  выявленных   и   учтенных
природных   лечебных   ресурсов,  лечебно-оздоровительных  местностей,
курортов  и  курортных  регионов  (районов),  в  том  числе   объектов
недвижимости  санаторно-курортного  назначения, земель, лесов и других
угодий.
     Лечебно-оздоровительная   местность   (аржаан)   –    территория,
обладающая  природными лечебными ресурсами и пригодная для организации
лечения и профилактики заболеваний.
     Медицинская реабилитация – это раздел восстановительной медицины,
направленный  на  восстановительное  лечение  и вторичную профилактику
заболеваний,   увеличение   функциональных    резервов,    компенсацию
нарушенных функций и возвращение дееспособности.
     Оздоровление – раздел восстановительной медицины, направленный на
повышение  функциональных резервов и адаптивных возможностей человека,
предупреждение  заболеваний  и  улучшение  качества   жизни   у   лиц,
ослабленных  в  результате  действия  неблагоприятных факторов среды и
деятельности  или  имеющих  функциональные  преморбидные  расстройства
здоровья.
     Платные санаторно-курортные услуги – дополнительные медицинские и
сервисные   услуги,   не   предусмотренные   стоимостью   путевки   на
санаторно-курортное лечение.
     Природные лечебные ресурсы – минеральные  воды,  лечебные  грязи,
рапа  лиманов  и  озер,  лечебный  климат,  другие природные объекты и
условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний.
     Профилактика   заболеваний   –   система   мер   медицинского   и
немедицинского  характера,  направленная  на  предупреждение, снижение
риска  развития  отклонений  в  состоянии  здоровья   и   заболеваний,
предотвращение  или  замедление  их  прогрессирования,  уменьшение  их
неблагоприятных последствий.
     Путевка на санаторно-курортное лечение – документ, удостоверяющий
право    граждан   на   получение   санаторно-курортного   лечения   в
соответствии    со     стандартами     медицинских     и     сервисных
санаторно-курортных услуг.
     Реабилитация – восстановление или компенсация нарушенных  функций
и трудоспособности человека, достигаемых применением государственных и
общественных медицинских, профессиональных и социальных мероприятий.
     Санаторно-курортные  организации   –   предприятия,   учреждения,
организации    различной    формы    собственности   и   ведомственной
принадлежности,   расположенные   как    на    территории    курортов,
лечебно-оздоровительных    местностей,   так   и   за   их   пределами
(внекурортные  лечебно-профилактические  организации),  осуществляющие
лечебную  и  оздоровительную  деятельность  с использованием природных
лечебных  факторов.  Перечень  видов  санаторно-курортных  организаций
определяет  уполномоченный  на  то  федеральный  орган  исполнительной
власти в области здравоохранения Российской Федерации.
     Санаторно-курортное лечение – медицинская помощь,  осуществляемая
в  профилактических,  лечебных  и  реабилитационных  целях  на  основе
использования  природных лечебных факторов в  условиях  пребывания  на
курорте или в лечебно-оздоровительной местности.
     Санаторно-курортная  деятельность  –  медицинская  и  иные   виды
деятельности,  обеспечивающие  функционирование  санаторных  и  других
организаций,  осуществляющих  профилактику  заболеваний,   лечение   и
реабилитацию больных на основе применения природных лечебных факторов.
     Санаторно-курортные медицинские услуги – услуги,  соответствующие
стандартам   качества  санаторно-курортного  лечения  и  оздоровления,
установленным федеральным  органом  исполнительной  власти  в  области
здравоохранения.
     Сервисные санаторно-курортные  услуги  –  услуги,  обеспечивающие
комфортность   пребывания   в   санаторно-курортной   организации,   в
соответствии с установленными стандартами.
     Социальная путевка на  санаторно-курортное  лечение  –  документ,
предоставляемый   гражданам,   пострадавшим  в  результате  несчастных
случаев  на  производстве,  профессиональных  и  других   заболеваний,
согласно  перечню,  утвержденному  федеральным  органом исполнительной
власти    в    области    здравоохранения,    на    право    получения
санаторно-курортного  лечения, оплачиваемого полностью или частично за
счет средств социального страхования  и  других  источников.  Форму  и
порядок   выдачи   социальных   путевок   устанавливает  Правительство
Российской Федерации.
     Стандарты качества санаторно-курортного лечения и оздоровле-  ния
–  государственные и отраслевые нормы, устанавливающие гарантированное
качество и объемы диагностических, лечебных и профилактических услуг.
     Лечебные свойства природных объектов и условий устанавливаются на
основании  научных  исследований,  многолетней практики и утверждаются
федеральным  органом   исполнительной   власти,   ведающим   вопросами
здравоохранения.

         III. Состояние проблемы и обоснование необходимости          
                         разработки Концепции                         

     Внимание  к  проблемам  организации  санаторно-курортной   помощи
населению  во  многом обусловлено многообразием и богатством природных
лечебных  ресурсов  республики.  Тыва  располагает  практически  всеми
известными  в  мире типами лечебных минеральных вод, лечебных грязей и
других  природных  лечебных  факторов,  ресурсы  которых  обеспечивают
существующую потребность и перспективу развития курортных комплексов.
     В условиях курорта при использовании различных природных лечебных
факторов  достигаются  наилучшие  результаты  при минимальных затратах
времени в лечении ряда хронических заболеваний. Нередко это происходит
и  на  большинстве издревле популярных в народе источников (аржаанов).
Такие тяжелые  болезни  как  туберкулез,  врожденные  и  приобретенные
дефекты   опорно-двигательного   аппарата   и,   особенно,  спинальные
заболевания вообще не  имеют  альтернативы  по  сравнению  с  методами
лечения  в  специализированных  санаториях.  Народные  и научные факты
достоверно показывают, что после санаторного этапа  долечивания  таких
тяжелых   заболеваний,   как  инфаркт  миокарда,  нарушение  мозгового
кровообращения, после операций на сердце, крупных  сосудах  и  других,
значительно    сокращаются    сроки    временной   нетрудоспособности,
существенно снижается уровень инвалидизации, резко увеличивается   при
этом доля пациентов, вернувшихся  к труду и активной жизни.
     Во  всех   странах   лечебные   природные   ресурсы,   территории
лечебно-оздоровительных  местностей  и  курортов все больше становятся
объектами туризма и связанного с ним очень  прибыльного  бизнеса,  что
определяет  необходимость государственного регулирования и координации
деятельности  по  рациональному  использованию  этих  видов  природных
богатств и уникальной по своей сути лечебной базы.
     В целях сохранения  и  развития  курортного  дела  в  республике,
принимая  во  внимание,  что  основой  каждого  курорта  являются  его
природные  лечебные факторы и их ресурсы, в 2004 г.  были  разработаны
республиканские  законы «О курортах на территории Республики Тыва», «О
лечебно-оздоровительных  местностях  (аржаанах)  местного  значения  в
Республике   Тыва»,  которыми  определено,  что  «природные   лечебные
ресурсы,  лечебно-оздоровительные   местности   и   курорты   являются
национальным  достоянием  народов,  предназначены для лечения и отдыха
населения и относятся  соответственно  к  особо  охраняемым  природным
объектам  и  территориям,  имеющим  свои особенности в использовании и
защите...»  и  регламентируются  в  рамочном  виде  основы  деятельности
курортов,  определения их границ, полномочий различных уровней власти,
использования  и  охраны  природных  лечебных   ресурсов,   территорий
курортных     и     лечебно-оздоровительных    местностей,    наконец,
экономических основ регулирования в сфере курортного лечения и отдыха.
     Санаторно-курортные   учреждения,   как    любые    хозяйствующие
субъекты,  функционируют  в  условиях  рыночной экономики, поэтому все
позитивные  и  негативные   стороны   рыночных   отношений   полностью
распространяются  на  отношения  в сфере курортного дела. В этой связи
необходимо    отметить,    что    изменение     форм     собственности
санаторно-курортных учреждений, ослабление координации их деятельности
и контроля за использованием природных  лечебных  ресурсов  привело  к
необоснованному уменьшению объема их использования в лечебной практике
курортов,  возрастанию  их  стоимости  и  сокращению  доступности  для
полноценного  комплексного  курортного лечения. В значительной степени
сократилось  проведение  научно-исследовательских  и  производственных
работ  в области разведки и использования природных лечебных ресурсов,
разработки  и  внедрения  в  практику  современного   технологического
оборудования.  Идет  процесс  нерационального  использования ценнейших
месторождений  минеральных вод и лечебных грязей.
     До настоящего времени отсутствуют  утвержденные  в  установленном
порядке  положения, научно-обоснованные медико-экономические стандарты
и критерии для   проведения  лицензирования  медицинской  деятельности
санаториев,   сертификации  и  аккредитации  здравниц  и  специалистов
курортного  дела.  На  многочисленных  аржаанах   большое   количество
населения   ежегодно   лечится,   не   имея   элементарных   знаний  о
применимости, пользе, вреде тех  или  иных  аржаанов,  без  соблюдения
правил  и  нормы  лечения: старые традиции утеряны, а новые разработки
отсутствуют.
     Современный уровень развития медицины требует объективной  оценки
(по      критериям      доказательной      медицины)     эффективности
санаторно-курортного лечения, а также  совершенствования  имеющихся  и
разработки новых лечебных программ.
     Требует  особого  внимания  вопрос  подготовки  и  переподготовки
кадров   на   основе  новых  образовательных  программ  с  современным
научно-методическим обеспечением.
     В республике работают два курорта:
     сезонный термальный «Уш-Белдир» на 200 коек для лечения болезней:
костно-мышечной и нервной систем, гинекологических, кожных;
     круглогодичный  «Чедер»  на   200   коек  для  лечения   болезней
костно-мышечной  и  нервной систем, гинекологических, кожных, детского
церебрального паралича.
     Средняя годовая  пропускаемость  курорта  «Чедер»  -  3500  чел.,
курорта «Уш-Белдир» - 600 чел.

     IV. Цель и основные задачи Концепции, принципы ее построения     
       и способы государственного регулирования курортного дела       

     Цель  Концепции  -  развитие  курортного   дела   в   республике,
предусматривающее  повышение медицинской и экономической эффективности
санаторно-курортного оздоровления, лечения  и  реабилитации,  а  также
повышение  культуры использования, лечения на многочисленных аржаанах,
возрождение народных традиций их использования.
     Государственная  политика  в  курортном  деле   основывается   на
приоритетности  решения  социальных проблем, одной из которых является
санаторно-курортная  помощь  населению,  в  первую   очередь,   водами
исследованных   минеральных   источников   и   строится  на  следующих
принципах:
     -   доступность   санаторно-курортной   помощи   населению    вне
зависимости  от социального статуса граждан, уровня их доходов и места
жительства;
     - приоритет оздоровительных  и  профилактических  мер  в  области
курортного дела;
     - поддержка курортологии как науки, изучающей природные  лечебные
факторы   и   разрабатывающей   эффективные   методы  их  медицинского
применения;
     -  консолидация  действий  органов  исполнительной  власти   всех
уровней  (республиканских,  муниципальных  и  сумонных), организаций и
граждан по формированию и  реализации  комплексных  программ  развития
курортных комплексов;
     -   многоуровневый   подход   к   организации    оздоровительных,
лечебно-профилактических  и реабилитационных мероприятий на курортах с
учетом  как  общих  потребностей  в   целом,   так   и   специфических
потребностей   населения  различных  кожуунов,  отдельных  социальных,
профессиональных и возрастных групп;
     -  единство  всей   системы   курортного   дела   независимо   от
территориального и ведомственного разграничения;
     -    единство    медико-профилактической,    оздоровительной    и
экономической эффективности системы курортного дела;
     - содействие превращению санаторно-курортного комплекса в  высоко
рентабельную и конкурентоспособную отрасль экономики.
     Главными   задачами,   способствующими   рациональному    решению
проблемы, являются:
     - систематическое проведение рекламно-информационной деятельности
среди  населения о преимуществах санаторно-курортного отдыха, лечения;
     - восстановление и развитие системы государственного  управления,
регулирования  и контроля деятельности санаторно-курортных учреждений,
что  будет  способствовать  и  упорядочению  использования   аржаанов,
грязей,  соленых  и пресных озер; организация службы восстановительной
медицины  в  системе   Минздрава;   разработка   и   совершенствование
нормативно-правовых документов;
     -   разработка   и   внедрение   новых    лечебно-оздоровительных
технологий,  а  также  методов  народной  медицины, рационализаторских
предложений целителей;
     - использование приемов  маркетинга,  менеджмента  в  организации
туристического  бизнеса  в  продвижении  на  рынок санаторно-курортных
услуг;
     -  сохранение  и  развитие   использования   природных   лечебных
факторов;  экологический контроль за состоянием курортных местностей и
аржаанов;
     -    совершенствование    системы    подготовки    кадров     для
санаторно-курортной   деятельности,  а  также привлечение авторитетных
целителей;
     - улучшение материально-технической  и  научно-методической  базы
санаторно-курортных  учреждений,  а  также  популярных  мест  отдыха и
лечения населения.
     Способы   государственного   регулирования   в   курортном   деле
предусматривают:
     -   создание   нормативно-правовых   актов,    направленных    на
совершенствование отношений в курортном деле;
     -  разработку  стандартов   санаторно-курортных   медицинских   и
сервисных   услуг,   перечня   технических   сооружений  и  устройств,
обеспечивающих реализацию этих услуг;
     -   содействие   в   предоставлении   в   максимальных    объемах
санаторно-курортных медицинских и сервисных услуг;
     - защиту прав и интересов  граждан  в  период  осуществления  ими
санаторно-курортного  лечения  и пребывания на курорте, обеспечение их
безопасности;
     -     аккредитацию     санаторно-курортных     и     внекурортных
лечебно-профилактических   организаций  и лицензирование медицинской и
других видов санаторно-курортной деятельности;
     -  разработку  и  реализацию  республиканской  целевой  программы
развития курортного дела;
     -  поддержание  администрациями  кожуунов  и   сумонов   развития
курортов и аржаанов на своих территориях на хозрасчетной основе;
     - создание благоприятных условий для инвестиций в курортное дело;
     - предоставление льгот для граждан, имеющих социальные путевки на
санаторно-курортное лечение;
     -  содействие   кадровому   обеспечению   санаторно-курортных   и
внекурортных лечебно-профилактических организаций;
     - развитие научных исследований в курортном деле;
     -   иные   способы,   применяемые   в   порядке,    установленном
законодательством  Российской Федерации и Республики Тыва.
     Координацию   деятельности   в   курортном   деле    осуществляет
Министерство  здравоохранения  Республики  Тыва,  одной  из главнейших
задач которого является разработка  и  координация  программ  развития
курортов.

  V. Основное содержание Концепции и мероприятия по ее реализации

     5.1. Нормативно-правовое обеспечение

     5.1.1.  Подготовка  республиканских  законов   «О   курортах   на
территории  Республики  Тыва»,  «О  лечебно-оздоровительных местностях
(аржаанах) местного значения в Республике Тыва».
     Задача заключается в том, чтобы  законодательно  закрепить  право
населения   на   доступную   санаторно-курортную   помощь,  обеспечить
эффективную деятельность санаторно-курортных учреждений  как  объектов
системы  здравоохранения,  охрану природных лечебных ресурсов, а также
защиту прав разработчиков и потребителей санаторно-курортных услуг.
     5.1.2. Подготовка и утверждение в установленном порядке  типового
положения  о  статусе,  структуре,  организации  деятельности курортов
регионального  и  местного  значения  и  координации  функционирования
здравниц  вне  зависимости  от  их  ведомственной подчиненности и форм
собственности.
     Речь идет, прежде всего, о контролируемом  государством  процессе
унификации требований к деятельности курортов.
     5.1.3. Разработка  отраслевых  стандартов  и  системы  управления
качеством санаторно-курортных услуг.
     Организация системы  стандартизации  санаторно-курортной  отрасли
должна учитывать организацию системы стандартизации в здравоохранении.
     В  соответствии  с  новой  концепцией  развития   здравоохранения
основные   объемы  медицинской  помощи  предоставляются  населению  по
медицинскому  страхованию.   Решение   проблемы   повышения   качества
санаторно-курортного  лечения  существенно затруднено из-за отсутствия
системы объективных показателей качества для всей системы медицинского
обслуживания   в   России.   Создание   системы   стандартизации   для
санаторно-курортных  учреждений  позволит  идентифицировать   качество
предоставляемого санаторно-курортного лечения.
     5.1.4. Разработка и утверждение в установленном порядке положений
о   лицензировании   санаторно-курортной   деятельности,  аккредитации
санаторно-курортных  учреждений  и  сертификации   санаторно-курортных
услуг,  аттестации специалистов курортного дела.
     5.1.5.    Предоставление    лицензии    на    санаторно-курортную
деятельность   производить   при  условии  предварительного  получения
санитарно-эпидемиологического   заключения   по    проектам    округов
санитарной охраны курортов и лечебно-оздоровительных местностей.
     Эта работа включает, прежде всего, анализ соответствия  указанным
выше стандартам и наличие подготовленных специалистов соответствующего
профиля.

     5.2. Организация управления курортами

     5.2.1. Разработка научно  обоснованной  системы  государственного
регулирования  процесса  экономического  развития  санаторно-курортной
помощи.
     Важнейшим  направлением   в   данной   системе   государственного
регулирования   является   создание,   поддержка  и  совершенствование
инфраструктуры  санаторно-курортного  рынка.  Сюда  относятся  вопросы
рационального  использования  и  охраны  природных  лечебных ресурсов,
формирование      информационной      инфраструктуры,      организация
специализированной  сети  реализации  услуг,  материально-технического
обеспечения, лизинга и  других  управленческих  функций,  контроль  за
загрязнением  окружающей среды, организация в сфере землепользования и
хозяйственной деятельности на курортах и вне курортных местностей, где
расположены     санаторно-оздоровительные     организации,    создание
производственной инфраструктуры  на  курортах,  в  том  числе  опорной
транспортной  сети, связи, объектов сервиса и досуга, финансирование и
организация научных исследований по курортологии.
     При управлении государственным имуществом  в  санаторно-курортных
учреждениях,   находящихся  целиком  в  государственной  собственности
(казенных предприятий), целесообразно введение в  действие  принципов,
которые   могли   бы   способствовать  преодолению  их  неэффективного
функционирования   и   созданию   условий   для    предпринимательской
деятельности.
     Основой эффективно  функционирующего  санаторно-курортного  рынка
является наличие конкурентной среды. Принципиально важными условиями в
сфере формирования конкурентной среды и  развития  предпринимательства
являются:
     регулирование вопросов собственности;
     содействие развитию предпринимательства;
     регулирование деятельности монополистов;
     правовая охрана собственности;
     борьба против недобросовестной конкуренции.

     5.2.2. Внедрение информационных технологий и создание базы данных
санаторно-курортных  учреждений,  системы  консалтинга  и бронирования
санаторно-курортных услуг.
     Эта  работа  предусматривает   создание   информационных   сетей,
обеспечивающих   преемственность   различных  лечебно-профилактических
учреждений, объединенных общими технологиями диагностики, оздоровления
и медицинской  реабилитации.

     5.2.3. Разработка  нормативно-правовой  документации  и  создание
республиканских и муниципальных центров детской курортологии.
     Специфика организации и предоставления санаторно-курортной помощи
детям    и    подросткам    очевидна.    Объемы    необходимых   детям
санаторно-курортных и курортно-оздоровительных услуг большие.

     5.2.4. Разработка предложений по системе государственного  заказа
и  внедрению научно-технической продукции и методик высоких технологий
в практику работы санаторно-курортных учреждений.
     Реализация      Концепции      предусматривает       формирование
государственного  заказа  на долечивание больных в санаторно-курортных
учреждениях  за  счет  средств   Фонда   социального   страхования   и
предоставление   бесплатных  путевок  на  санаторно-курортное  лечение
гражданам,  имеющим  право  на  получение  государственной  социальной
помощи в виде набора социальных услуг.
     Механизмы   внедрения  научно-технической  продукции  и   методик
высоких  технологий  в  практику работы санаторно-курортных учреждений
возможны  через  систему  лицензирования  и  аккредитации,  в   тесном
контакте с профильными НИУ.

     5.2.5.    Разработка    положений    и    организация     ведения
Республиканского     кадастра     природных     лечебных     ресурсов,
санаторно-курортных  организаций,  территорий  лечебно-оздоровительных
местностей и курортов.
     Целесообразность данной разработки продиктована  разнообразием  и
уникальностью  природных  лечебных  факторов  Тувы,  необходимостью их
сохранения и рационального использования. В настоящее время не ведется
общереспубликанский  мониторинг  за  природными лечебными факторами, в
результате  чего  многие  из  них   нерационально   используются   или
разрушаются.
     5.2.6. Разработка требований  и  утверждение  норм  использования
природных лечебных факторов, а также отраслевых стандартов лечения при
организации  медицинской деятельности санаторно-курортных учреждений.
     Цель    настоящего    раздела    -    провести     инвентаризацию
лечебно-профилактических    технологий,   применяемых   на   курортах,
подготовить   соответствующий   реестр,   разработать    классификатор
медицинских   услуг   и   оформить  его  соответствующими  протоколами
(стандартами) лечения и оздоровления.
     Санаторные  лечебно-оздоровительные  услуги  являются   социально
значимыми  услугами,  которые  хотя бы в минимально необходимом объеме
должны получать граждане  вне  зависимости  от  их  доходов.  Политика
государства  в отношении социально значимых услуг должна заключаться в
обеспечении  контроля  за  их  получением  гражданами  в  определенном
количестве и определенного качества.

     5.3.  Сохранение   природных    лечебных  ресурсов   и   развитие  
гидроминеральной базы  курортов  и  лечебно-оздоровительных местностей 
(аржаанов).

     5.3.1. Комплексная курортологическая  оценка  природных  лечебных
факторов республики.
     Цель данных мероприятий  -  провести  инвентаризацию  и  улучшить
состояние      гидроминеральной      лечебной      базы      курортов,
лечебно-оздоровительных местностей (аржаанов)  (ЛОМ)  и  экологическую
защиту.
     5.3.2. Разработка рекомендаций по рациональному использованию   и
охране ЛОМ (аржаанов).
     Разработка  данных  рекомендаций  позволит  значительно  улучшить
качество  лечения и оздоровления населения на всех аржаанах. Возродить
народные  традиции  освящения  аржаанов  (день  аржаанов  или  месяц),
каналов, природных памятников в их окрестностях (экзотические деревья,
скалы, горы и т.п).

     5.3.3.  Разработка   Положения   и   внедрение   мероприятий   по
совершенствованию  системы контроля за санитарным состоянием природных
лечебных ресурсов и бальнеотехнических систем курортов.
     Эта работа предусматривает взаимодействие служб Госсанэпиднадзора
со   структурами,   обеспечивающими  проектирование,  строительство  и
эксплуатацию курортов.

     5.3.4.  Организация  и  ведение  ведомственного  мониторинга   за
природными лечебными ресурсами и факторами.
     Включение в программу данных мероприятий объясняется тем,  что  в
Правительстве    в   настоящее   время   отсутствует   ранее   успешно
действовавшая  государственная  служба  по   выявлению,   разведке   и
доведению до процедурного состояния различных видов природных лечебных
ресурсов и контроль за их использованием.

     5.3.5. Изучение  рекреационных  свойств  растительности  лечебных
парков  и  разработка  рекомендаций  по  их  использованию в курортной
практике.
     Одним из главнейших  природных  лечебных  факторов  являются, как
известно,  особые   климатические  и  ландшафтные  ресурсы.  Настоящее
мероприятие   планируется,  в  частности,  при  обосновании   создания
Национальных парков.

  5.3.6. Организация и ведение мониторинга за естественными природными
источниками  ионизирующего  излучения.  Включение  в  программу данных
мероприятий связано с негативным воздействием  на  здоровье  населения
ионизирующих  излучений  от  естественных  природных источников, таких
как   железо-редкоземельные    месторождения,  радон   в   атмосферном
воздухе, радон в питьевой воде.

     5.4. Научное обоснование

     5.4.1.  Создание  комплексных   программ   по   совершенствованию
имеющихся  и  разработке  новых  методов  медицинской  реабилитации  с
использованием основных лечебных факторов курортов  (минеральных  вод,
климата, лечебных грязей) и других немедикаментозных технологий.
     Формулируя порядок оказания  санаторно-курортной  помощи  больным
людям,   основные  акценты  необходимо  сделать  на  совершенствовании
системы проведения санаторного  этапа  медицинской  реабилитации  (так
называемого  долечивания) после перенесенных заболеваний (операций), а
также на цели вторичной  профилактики  при  хронических  заболеваниях.
Бюджет   Фонда  социального  страхования  отдельным  пунктом  адресует
значительные средства на организацию при  санаториях  реабилитационных
центров.

     5.4.2.  Разработка   индивидуальных   программ   оздоровления   и
медицинской реабилитации.
     Работа   в   этом    направлении    предусматривает    разработку
автоматизированных   экспертно-консультационных   систем,  которые  на
первом этапе способны объективно  оценить  индивидуальные  особенности
функционального  состояния  человека  и  в  зависимости  от выявленных
расстройств  наметить  адекватные  мероприятия   по   оздоровлению   и
медицинской реабилитации.

     5.4.3. Научное обоснование и разработка оптимальной  структуры  и
технологической оснащенности детских санаторно-курортных учреждений.
     Следует отметить, что потребность в государственной опеке системы
оказания  санаторно-курортной  помощи детям просто колоссальная. Очень
остро  стоит  и  проблема   организации   санаторно-курортной   помощи
подросткам.

     5.4.4. Разработка перспективных комплексных технологий курортного
оздоровления  и  восстановительного  лечения  часто  болеющих  детей и
проживающих в районах экологического неблагополучия.
     В ней необходимо выделить один принципиальный момент:  учреждения
восстановительной медицины, в том числе и санаторно-курортные, обязаны
стать  школой  здоровья,  где  дети  смогли  бы  получить  не   только
квалифицированную  лечебно-профилактическую  помощь,  но и необходимые
знания и навыки по формированию у них культуры здоровья.

     5.4.5. Обоснование научно-технической документации и внедрение  в
практику  санаторно-курортных  учреждений  достижений медицины высоких
технологий,  а  также  возрождение  рациональных   народных   традиций
использования аржаанов.
     Данное направление предусматривает развитие системы автоматизации
и      компьютеризации      лечебно-профилактической      работы     в
санаторно-курортных учреждениях, обеспечивающей их  преемственность  с
другими  организациями  системы  здравоохранения;  освещение  в печати
народных традиций, их пропаганда среди населения.

     5.5. Кадровое обеспечение

     5.5.1. Разработка профессиональных стандартов  для  всех  уровней
санаторно-курортного     обслуживания    (оздоровление,    медицинская
реабилитация, питание, размещение и т.д.).
     Этот пункт имеет целью сформировать систему подготовки кадров для
санаторно-курортных учреждений.

     5.5.2. Разработка образовательного стандарта по курортологии.
     Данный   шаг   позволит    узаконить    специальную    подготовку
многочисленного  медицинского персонала санаторно-курортных учреждений
в  системе  дополнительного   образования,   а   также   использование
научно-обоснованных или проверенных временем методов целителей Тувы.

     5.5.3. Организация и проведение  научно-практических  конференций
по проблемам курортного дела.
     В  наше  время,  когда  технологии  оздоровления  и   медицинской
реабилитации  развиваются  стремительно,  творческое  общение  и обмен
опытом  позволит  быстрее  реализовать  наиболее  совершенные  в  этой
области  научные  разработки  под  девизом:  «Красота  есть телесное и
душевное здоровье».

                    VI. Механизм реализации Концепции                 

     Реализация Концепции осуществляется с привлечением средств  Фонда
социального   страхования,   Отделения  Пенсионного  фонда  Российской
Федерации  по  Республике  Тыва  и  других  внебюджетных  средств   на
санаторно-курортное   лечение   и   оздоровление   граждан,   а  также
программно-целевым методом путем разработки и  последующей  реализации
соответствующей целевой программы.
     Предусматривается активное привлечение кредитов  банков,  средств
фондов, общественных организаций и других поступлений.

   VII. Оценка ожидаемой эффективности социально-экономических и
          экологических результатов реализации Концепции
                                                                      
     Экономическая эффективность и окупаемость от реализации концепции
оцениваются    исходя    из   показателей   эффективности   курортного
оздоровления  и  лечения:   сокращение   количества   дней   временной
нетрудоспособности;    уменьшение    потребности   в   госпитализации;
сокращение расходов на лечение больных в поликлиниках  и  стационарах;
уменьшение  выплаты  пособий по временной нетрудоспособности; снижение
ущерба производству в связи  с  заболеваемостью  рабочих  и  служащих,
наркомании, алкоголизма и преступности.
     В   результате   реализации   Концепции   значительно   улучшится
экологическая  обстановка  на  курортных территориях и в окружающих их
районах,  что,  в  свою  очередь,  послужит   оздоровлению   постоянно
проживающего   в  этих  местах  населения.  Осуществление  мероприятий
обеспечит экономическую стабильность  и  увеличит  прибыльность  всего
санаторно-курортного   комплекса,   что  приведет  к  росту  налоговых
поступлений  в  бюджеты  всех  уровней.   Реализация   соответствующей
Программы  позволит  сохранить  и  рационально  использовать ценнейшие
природные   лечебные   ресурсы   Тувы,    повысить    общий    уровень
санаторно-курортных  услуг  и  их  конкурентоспособность на российском
рынке.











                                                                      
                                                                      
                                                                      



Информация по документу
Читайте также