Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Хакасия от 22.06.2016 № 302

 

 

 

 

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

О внесении изменения в государственную программу Республики Хакасия «Содействие занятости населения Республики Хакасия (2016–2018 годы)», утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 № 559

 

 

от 22.06.2016 № 302

 

Правительство Республики Хакасия

 

П О С Т А Н О В Л Я Е Т :

 

Внести в государственную программу Республики Хакасия «Содействие занятости населения Республики Хакасия (2016–2018 годы)», утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 № 559 («Вестник Хакасии», 2015, № 76), изменение, изложив ее в следующей редакции:

 

«ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

«СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ (2016–2018 ГОДЫ)»

 

ПАСПОРТ

государственной программы «Содействие занятости

населения Республики Хакасия (2016–2018 годы)»

 

Ответственный исполнитель

Государственный комитет по занятости населения Республики Хакасия

Соисполнители

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия;

Министерство труда и социального развития Республики Хакасия;

Министерство финансов Республики Хакасия

Подпрограммы

подпрограмма 1 «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан»;

подпрограмма 2 «Улучшение условий и охраны труда в Республике Хакасия»

Цель

создание условий для развития эффективного рынка труда в Республике Хакасия

Задачи

повышение уровня занятости экономически активного населения;

улучшение условий труда работников, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости

Целевые показатели

показатель 1 «Повышение уровня занятости экономически активного населения»:

2016 год – до 62,2%;

2017 год – до 62,5%;

2018 год – до 62,7%;

показатель 2 «Снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более»:

2016 год – до 178 человек;

2017 год – до 176 человек;

2018 год – до 174 человек;

показатель 3 «Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников»:

2016 год – 34,0%;

2017 год – 33,0%;

2018 год – 32,0%

Этапы и сроки реализации

2016 – 2018 годы (этапы не выделяются)

Объемы бюджетных ассигнований

1161142,8 тыс. рублей, в том числе республиканский бюджет Республики Хакасия– 417939,0 тыс. рублей, из них:

2016 год – 139293,0 тыс. рублей;

2017 год – 139321,0 тыс. рублей;

2018 год – 139325,0 тыс. рублей;

федеральный бюджет – 743203,8* тыс. рублей, из них:

2016 год – 254996,8* тыс. рублей;

2017 год – 245012,0 тыс. рублей;

2018 год – 243195,0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации

повышение уровня занятости экономически активного населения до 62,7%;

снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более до 174 человек;

снижение удельного веса работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников до 32%

* Средства федерального бюджета указаны прогнозно.

 

ПАСПОРТ

подпрограммы 1 «Активная политика занятости населения

и социальная поддержка безработных граждан»

 

Ответственный исполнитель

Государственный комитет по занятости населения Республики Хакасия

 

Соисполнитель

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия

Цель

осуществление государственной политики и управления в сфере занятости населения

Задачи

содействие трудоустройству граждан, ищущих работу и создание условий, способствующих сохранению рабочих мест и снижению напряженности на рынке труда;

повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда;

реализация государственной политики занятости;

сохранение мотивации граждан к труду;

предоставление социальных выплат

Целевые показатели

показатель 1.1 «Сохранение уровня регистрируемой безработицы (в среднем за год)»:

2016 год – 1,6%;

2017 год – 1,6%;

2018 год – 1,6%;

показатель 1.2 «Увеличение доли трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в органы службы занятости с целью поиска подходящей работы»:

2016 год – до 58,0%;

2017 год – до 58,5%;

2018 год – до 59,0%;

показатель 1.3 «Повышение уровня информированности о рынке труда экономически активного населения республики»:

2016 год – до 90,4%;

2017 год – до 90,5%;

2018 год – до 90,6%;

показатель 1.4  «Численность работников, находящихся под риском увольнения, трудоустроенных на временную работу»:

2016 год – 125 человек;

2017 год – –;

2018 год – –;

показатель 1.5  «Доля работников, находящихся под риском увольнения, сохранивших занятость, в общей численности работников, находящихся под риском увольнения, обеспеченных временной занятостью»

2016 год – 100%;

2017 год – –;

2018 год – –;

показатель 1.6 «Доля безработных граждан, приступивших к профессиональному обучению, дополнительному профессиональному образованию (от общей численности зарегистрированных в качестве безработных граждан)»:

2016 год – 6,0%;

2017 год – 6,0%;

2018 год – 6,0%;

показатель 1.7 «Снижение доли граждан, признанных безработными, из числа завершивших профессиональное обучение и получивших дополнительное профессиональное образование»:

2016 год – до 5,0%;

2017 год – до 4,8%;

2018 год – до 4,5%;

показатель 1.8 «Сохранение уровня общей безработицы (в среднем за год)»:

2016 год – 6,2%;

2017 год – 6,2%;

2018 год – 6,2%;

показатель 1.9 «Увеличение доли граждан, получивших частичную денежную компенсацию материального оснащения (содержания, приобретения и заготовки кормов) личного подворного животноводства в семейно–трудовом хозяйстве, от общего количества граждан, проживающих в малых и отдаленных селах»:

2016 год – до 12,2%;

2017 год – до 12,3%;

2018 год – до 12,4%;

показатель 1.10 «Среднемесячная численность безработных граждан, получающих социальные выплаты»:

2016 год – 4600 человек;

2017 год – 4600 человек;

2018 год – 4600 человек

Этапы и сроки реализации

2016 – 2018 годы (этапы не выделяются)

Объемы бюджетных ассигнований

1145140,8 тыс. рублей, в том числе республиканский бюджет Республики Хакасия– 401937,0 тыс. рублей, из них:

2016 год – 133959,0 тыс. рублей;

2017 год – 133987,0 тыс. рублей;

2018 год – 133991,0 тыс. рублей;

федеральный бюджет – 743203,8* тыс. рублей, из них:

2016 год – 254996,8* тыс. рублей;

2017 год – 245012,0 тыс. рублей;

2018 год – 243195,0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации

сохранение уровня общей безработицы (в среднем за год) на уровне 6,2%;

сохранение уровня регистрируемой безработицы (в среднем за год) на уровне 1,6%;

повышение уровня информированности о рынке труда экономически активного населения республики до 90,5%;

численность работников, находящихся под риском увольнения, трудоустроенных на временную работу, – 125 человек;

доля работников, находящихся под риском увольнения, сохранивших занятость в общей численности работников, находящихся под риском увольнения, обеспеченных временной занятостью, – 100%;

увеличение доли трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в органы службы занятости с целью поиска подходящей работы, до 59,0%;

сохранение доли безработных граждан, приступивших к профессиональному обучению, дополнительному профессиональному образованию, от общей численности зарегистрированных в качестве безработных граждан на уровне 6,0% ежегодно;

снижение доли граждан, признанных безработными, из числа завершивших профессиональное обучение и получивших дополнительное профессиональное образование до 4,5%;

увеличение доли граждан, получивших частичную денежную компенсацию материального оснащения (содержания, приобретения и заготовки кормов) личного подворного животноводства в семейно–трудовом хозяйстве, от общего количества граждан, проживающих в малых и отдаленных селах, до 12,4%;

предоставление социальной поддержки в среднем в месяц
4600 безработным гражданам

* Средства федерального бюджета указаны прогнозно.

ПАСПОРТ

подпрограммы 2 «Улучшение условий

и охраны труда в Республике Хакасия»

 

Ответственный исполнитель

Министерство труда и социального развития Республики Хакасия

Соисполнитель

Министерство финансов Республики Хакасия

Цель

улучшение условий и охраны труда у работодателей, расположенных на территории Республики Хакасия, и, как следствие, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости

Задачи

реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда работников, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работающего населения;

обеспечение оценки условий труда и подготовки по охране труда работников, содействие внедрению улучшающих условия труда технологий, совершенствование нормативной правовой базы по охране труда, информация и пропаганда в сфере охраны труда

Целевые показатели

показатель 2.1 «Снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом»:

2016 год – до 6 человек;

2017 год – до 6 человек;

2018 год – до 5 человек;

показатель 2.2 «Уменьшение количества дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего»:

2016 год – до 70,0 дня;

2017 год – до 69,0 дня;

2018 год – до 68,0 дня;

показатель 2.3 «Уменьшение количества работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров»:

2016 год – до 104 человек;

2017 год – до 103 человек;

2018 год – до 103 человек;

показатель 2.4 «Своевременное предоставление субвенций местным бюджетам из республиканского бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий в области охраны труда»:

2016 год – да;

2017 год – да;

2018 год – да;

показатель 2.5 «Увеличение количества рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда»:

2016 год – до 7000 рабочих мест;

2017 год – до 9000 рабочих мест;

2018 год – до 11200 рабочих мест;

показатель 2.6 «Удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест»:

2016 год – 12,1%;

2017 год – 15,9%;

2018 год – 20,1%;

показатель 2.7 «Увеличение количества рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда»:

2016 год – до 1400 рабочих мест;

2017 год – до 1800 рабочих мест;

2018 год – до 2200 рабочих мест;

показатель 2.8 «Снижение численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда»:

2016 год – до 57800 человек;

2017 год – до 56760 человек;

2018 год – до 55680 человек;

показатель 2.9 «Увеличение количества работников и работодателей, прошедших обучение по охране труда в обучающих организациях»:

2016 год – до 2000 человек;

2017 год – до 2010 человек;

2018 год – до 2020 человек

Этапы и сроки реализации

2016 – 2018 годы (этапы не выделяются)

Объемы бюджетных ассигнований

16002,0 тыс. рублей из республиканского бюджета Республики Хакасия, в том числе:

2016 год – 5334,0 тыс. рублей;

2017 год – 5334,0 тыс. рублей;

2018 год – 5334,0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации

снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности
на 1 рабочий день и более до 174 человек;

снижение удельного веса работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников до 32%

 

1. Общая характеристика сферы реализации

государственной программы, анализ основных проблем

 

Государственная программа Республики Хакасия «Содействие занятости населения Республики Хакасия на 2016–2018 годы» (далее – государственная программа) представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на повышение уровня занятости экономически активного населения.

Государственная программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с последующими изменениями) (далее – Закон о занятости населения), Законом Республики Хакасия от 21.02.2006 № 1-ЗРХ «Об охране труда в Республике Хакасия» (с последующими изменениями), постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.10.2011 № 700 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года» (с последующими изменениями) в целях содействия занятости населения, обеспечения государственных гарантий в области защиты от безработицы, улучшения условий и охраны труда работников.

Состояние рынка труда находится в прямой зависимости от социально-экономических процессов. В 2014 году в экономике Республики Хакасия сохранилась положительная динамика основных экономических показателей:

индекс промышленного производства по полному кругу организаций Республики Хакасия составил 93,4% к уровню 2013 года;

объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий за отчетный год составил 11961,4 млн рублей, или 102,3% к уровню 2013 года;

объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», составил 13339,6 млн рублей, или 92,8% к уровню 2013 года;

объем инвестиций в основной капитал составил 36311,8 млн рублей, что на 13% выше уровня 2013 года;

сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности крупных и средних организаций Республики Хакасия в январе – декабре 2011 года составил 3205,2 млн рублей (57,3% организаций получили прибыль в размере 5429,9 млн рублей, 42,7% организаций получили убыток на сумму 8635,1 млн рублей);

среднемесячная начисленная заработная плата составила 29085,1 рубля и, по сравнению с 2013 годом, увеличилась на 11,6%.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Хакасия, численность экономически активного населения Республики Хакасия в 2014 году по итогам обследования населения по проблемам занятости составила 258,1 тыс. человек и уменьшилась, по сравнению с 2013 годом, на 7,7 тыс. человек. Численность занятых экономической деятельностью составила 242,0 тыс. человек и уменьшилась, по сравнению с 2013 годом, на 8,0 тыс. человек.

Уровень общей безработицы (в соответствии с методологией Международной Организации Труда) в среднем за 2014 год составил 6,2% от численности экономически активного населения (2013 год – 6,0%).

На рынке труда Республики Хакасия с сентября 2014 года наблюдаются негативные тенденции, свидетельствующие об ухудшении экономической ситуации в отдельных организациях различных видов экономической деятельности.

Основные показатели, характеризующие рынок труда Республики Хакасия, представлены в таблице 1.

Таблица 1

 

Наименование показателя

Значение показателя

2014 год

2015 год

сентябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

Уровень регистрируемой безработицы, процентов

1,3

1,6

1,6

1,9

1,9

2,1

Коэффициент напряженности на рынке труда

1,0

1,6

2,2

2,8

2,7

2,7

Численность безработных граждан, человек

3461

4129

4264

4997

5145

5386

Количество вакансий, единиц

4014

2802

2202

2064

2230

2233

 

В апреле 2015 года уровень регистрируемой безработицы повысился на 0,8 процентного пункта, по сравнению с сентябрем 2014 года, и составил 2,1% от экономически активного населения. Численность безработных граждан увеличилась на 44%, по сравнению с сентябрем 2014 года, и составила 5386 человек.

В связи с увеличением численности граждан, ищущих работу, и уменьшением количества вакансий коэффициент напряженности на рынке труда в феврале 2015 года возрос до 2,8.

Влияние на основные показатели, характеризующие рынок труда Республики Хакасия, оказали сезонный фактор некоторых видов экономической деятельности организаций, проведение организационно-штатных мероприятий и оптимизация штатной численности работников организаций.

В 2014 году от 390 организаций поступили сведения о предполагаемом увольнении 6508 работников, что на 62% больше, чем в 2013 году (4000 работников из 358 организаций).

На 30.04.2015 в организациях Республики Хакасия под риском увольнения находится 2183 работника, из них:

планируются к увольнению 744 человека. Наибольшая доля численности работников, планируемых к увольнению, в организациях следующих видов деятельности: государственное управление – 43% от общей численности; производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 13%;

работают в режиме неполной занятости 642 человека;

находятся в простое по вине работодателя 769 человек;

находятся в отпуске без сохранения заработной платы 28 человек.

Число замещенных рабочих мест в организациях по фактическим видам экономической деятельности (без субъектов малого предпринимательства) (далее – рабочих мест) представлено в таблице 2.

Таблица 2

 

Вид деятельности

декабрь 2013 г.

декабрь 2014 г.

март 2015 г.

Сельское, лесное хозяйство

3401

2820

2382

Добыча полезных ископаемых

8814

8728

8774

Обрабатывающие производства

13230

11489

11344

Производство и распределение электроэнергии, газа, воды

6266

6356

6718

Строительство

4161

3579

3433

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

3673

4146

4171

Гостиницы, рестораны

989

893

861

Транспорт, связь

10884

10748

10791

Финансовая деятельность

3497

3197

2836

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

4678

4536

4472

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

17211

17030

17009

Образование

23814

23034

22839

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

17606

17058

17168

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

5695

5131

5072

ВСЕГО

123974

118826

117870

В марте 2015 года, по сравнению с декабрем 2013 года, произошло сокращение рабочих мест на 6104 единицы, или на 5%. Наибольшее сокращение рабочих мест произошло в организациях следующих видов экономической деятельности: сельское хозяйство – на 30%; финансовая деятельность – 19%; строительство – 17%; обрабатывающие производства – 14%.

Наибольшее сокращение рабочих мест в декабре 2014 года, по сравнению с декабрем 2013 года, произошло в организациях следующих видов экономической деятельности: сельское хозяйство – 17%; строительство – 14%; в марте 2015 года, по сравнению с декабрем 2014 года: сельское хозяйство – 15%; финансовая деятельность – 11%.

Прирост числа рабочих мест в марте 2015 года, по сравнению с декабрем 2013 года, произошел в организациях следующих видов деятельности: оптовая и розничная торговля – 14%; производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 7%. В 2014 году в организациях (без субъектов малого предпринимательства) численность выбывших работников превысила численность принятых работников на 4037 человек.

Численность граждан, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы, в 2014 году составила 13,0 тыс. человек (2013 год – 13,0 тыс. человек). В 2014 году на учете в органах службы занятости (с учетом переходящего остатка на 01.01.2014) состояли 12198 безработных граждан, в том числе были признаны безработными 8252 человека (2013 год – 12818 человек).

Доля граждан, признанных безработными, от общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы, составила 63,6% (2013 год – 65,9%). В 2014 году в общей численности граждан, признанных безработными, произошло увеличение доли граждан, относящихся к следующим категориям:

уволенные по собственному желанию – с 14 до 25%;

уволенные в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации – с 15 до 20%;

жители монопрофильных населенных пунктов – с 12 до 14%;

молодежь в возрасте 16–29 лет – с 10 до 12%.

Также произошло увеличение доли граждан, ранее осуществлявших трудовую деятельность, в следующих сферах экономики: транспорт, связь – с 3 до 5%; оптовая и розничная торговля – с 4 до 6%; обрабатывающие производства – с 4 до 5%; сельское хозяйство – с 3 до 4%.

В 2014 году работодатели предоставили в органы службы занятости сведения о 23,9 тыс. вакансий (2013 год – 24,3 тыс. вакансий). Динамика потребности работодателей в работниках распределена следующим образом: от января к апрелю прослеживается рост ежемесячно заявляемой потребности в работниках с 1,7 до 3,0 тыс. единиц; в период с мая по декабрь – от 2,2 до 1,6 тыс. единиц. Минимальное количество заявленной потребности в работниках было зафиксировано в феврале и составляло 1468 вакансий, максимальное – в апреле и составляло 2962 вакансии.

В 2014 году, по сравнению с 2013 годом, увеличилась доля потребности в работниках по следующим видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых – на 1,9%, прирост составил 2 процентных пункта (далее – пп); обрабатывающие производства – на 1,4 пп; производство и распределение электроэнергии, газа и воды – на 0,4 пп; уменьшилась доля потребности в работниках по следующим видам экономической деятельности: строительство – на 4,8 пп; предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – на 0,9 пп; финансовая деятельность – на 0,5 пп.

В структуре сведений о потребности в работниках спрос на рабочие профессии составляет более 70% от общего числа вакансий, заявленных в органы службы занятости. Для вакансий характерна дифференциация по городам и сельской местности. Наиболее емкими по количеству вакансий являются рынки труда городов, их доля составляет около 70% от общего числа вакансий, заявленных в органы службы занятости.

Среди служащих и инженерно–технических работников наиболее востребованы медицинский персонал (врачи разных специализаций, медицинская сестра, фельдшер); работники образования (учителя, преподаватели, педагоги, воспитатели); бухгалтеры; инженеры (по охране труда, программист, строитель, электрик); охранники и др. Среди квалифицированных рабочих требуются водители автомобилей, продавцы, плотники, повара, пекари, электрогазосварщики, трактористы, слесари (ремонтник, электрик, сантехник), электромонтеры, штукатуры. Стабильно высок спрос на неквалифицированный труд (разнорабочий, подсобный рабочий, грузчик, уборщик). Наиболее востребованные профессии, заявленные в 2014 году, представлены в таблице 3.

Таблица 3

 

Профессия

Количество вакансий, единиц

Доля в общем количестве заявленных вакансий, процентов

Средняя заработная плата, рублей

Квалифицированные рабочие

Водитель автомобиля

810

3,4

15064

Плотник

705

2,9

17786

Электрогазосварщик

589

2,5

18811

Слесарь–ремонтник

462

1,9

16375

Продавец

422

1,8

10552

Повар

408

1,7

10332

Специалисты

Врач

558

2,3

18514

Медицинская сестра, фельдшер

369

1,5

11687

Учитель, воспитатель, преподаватель

315

1,3

12861

Бухгалтер, экономист

253

1,1

13552

Инженер (разных специализаций)

162

0,7

16464

Неквалифицированные рабочие

Подсобный рабочий

2064

8,6

8128

Уборщик

529

2,2

7992

Дворник

228

0,9

7553

На регистрируемом рынке труда отмечается несоответствие профессионально–квалификационной структуры вакансий, заявленных в органы службы занятости, структуре граждан, ищущих работу.

По некоторым профессиям (специальностям) количество вакансий в несколько раз превышало количество граждан, ищущих работу через органы службы занятости. Например, врач – в 240 раз, каменщик – в 196 раз, агент страховой – в 65 раз, штукатур – в 28 раз, асфальтобетонщик – в 20 раз, электромонтажник – в 15 раз.

Дисбаланс спроса и предложения рабочей силы представлен следующим образом. Спрос, или максимальное количество вакансий, заявленных работодателями в центры занятости, по отраслям от общего количества вакансий: строительство – 34%; здравоохранение – 14%; добыча полезных ископаемых – 9%.

Предложение выражено в максимальном количестве безработных граждан, уволенных из отраслей, от общего количества безработных граждан: торговля – 12%; транспорт и связь – 9%; сельское хозяйство – 8%.

В целях снижения несоответствия спроса и предложения на рынке труда в соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.07.2012 № 484 «Об утверждении Положения о разработке прогноза баланса трудовых ресурсов Республики Хакасия и формировании потребности экономики Республики Хакасия в подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования Республики Хакасия» (с последующими изменениями) Государственным комитетом по занятости населения Республики Хакасия (далее – Госкомитет) ежегодно разрабатывается прогноз баланса трудовых ресурсов Республики Хакасия на среднесрочную перспективу и формируются предложения по потребности экономики Республики Хакасия в подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в Республике Хакасия и направляет их в Министерство образования и науки Республики Хакасия для использования при формировании контрольных цифр приема обучающихся (студентов) в учреждения профессионального образования.

Анализ списочного состава организаций, включенных в перечень для опроса в целях формирования потребности экономики Республики Хакасия в подготовке кадров, выявил, что соотношение молодых специалистов и работающих пенсионеров в зависимости от вида экономической деятельности варьируется. Более 20% работающих пенсионеров от общего числа работающих наблюдается в следующих отраслях: образование, здравоохранение, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. Более 12% работающих пенсионеров от общего числа работающих наблюдается в следующих отраслях: строительство, производство и распределение электроэнергии, газа, воды и государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение.

По данным мониторинга текущая и перспективная потребности в кадрах работодателей на среднесрочный период 2015–2017 годов составляет 8116 человек, в том числе служащих – 4095 человек, рабочих – 4021 человек. Наибольшую потребность в указанный период будут испытывать работодатели, осуществляющие деятельность в сфере здравоохранения, – 1583 человека, образования – 1423 человека, обрабатывающих производств – 1110 человек, добычи полезных ископаемых – 1032 человека, строительства – 801 человек.

Средняя продолжительность периода безработицы в 2014 году составила 4,9 месяца, что соответствует показателю 2013 года. Наименьший период продолжительности безработицы у молодежи – 3,9 месяца, наибольший у инвалидов – 6 месяцев.

В целях сокращения продолжительности периода безработицы необходимо повысить уровень информированности граждан о рынке труда, в том числе о потребности в рабочей силе, временных и общественных работах, самозанятости, переезде в другую местность для временного трудоустройства, социальной адаптации на рынке труда и психологической поддержке, а также о возможности получения востребованной на рынке труда профессии.

Наиболее высокий уровень регистрируемой безработицы складывается на сельском рынке труда. На 01 января 2015 года в шести муниципальных районах Республики Хакасия уровень регистрируемой безработицы был выше среднереспубликанского значения (1,6%), например, в Орджоникидзевском районе – 3,3%, Боградском районе – 2,5%, Ширинском районе – 1,9%, Таштыпском районе – 1,8%, в Алтайском и Усть–Абаканском районах – 1,7%. В сложившихся экономических условиях сельскохозяйственные предприятия имеют незначительное количество работников, кроме того, на данных предприятиях не создаются новые рабочие места.

В соответствии с государственной программой Республики Хакасия «Сохранение и развитие малых и отдаленных сел Республики Хакасия (2013–2015 годы)», утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 № 550, проведен мониторинг рынка труда 81 малого сельского населенного пункта с численностью постоянно проживающего населения до 100 человек и 23 отдаленных сельских населенных пунктов с численностью постоянно проживающего населения от 101 до 200 человек, расположенных на расстоянии более 150 км от г. Абакана (далее – мониторинг). Результаты мониторинга следующие: общая численность населения, проживающего в малых и отдаленных селах, составляет 7385 человек, из них население в трудоспособном возрасте – 3857 человек, или 52%; заняты в экономике 2763 человека, или 72% от населения в трудоспособном возрасте, из них заняты в личном подворном хозяйстве – 1418 человек, или 51%.

Семейно-трудовые хозяйства играют значительную роль в производстве сельскохозяйственной продукции, продовольственном обеспечении сельских семей, формировании предложения на региональных и локальных сельскохозяйственных продовольственных рынках. В целях сохранения численности семейно–трудовых хозяйств в сельской местности, повышения мотивации граждан к труду, привлечения их к трудовой деятельности, приносящей доход, необходима государственная поддержка в виде частичной денежной компенсации материального оснащения (содержания, приобретения и заготовки кормов) личного подворного животноводства.

Структура безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости: граждане, не имеющие профессионального образования, – 40%; граждане, проживающие в сельской местности, – 39%; граждане, состоящие на учете в качестве безработных свыше пяти месяцев, – 38%; родители, имеющие несовершеннолетних детей, – 32%; граждане, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва, – 15%; граждане предпенсионного возраста – 10%; инвалиды – 8%.

Структура безработных граждан, состоящих на учете органах службы занятости в качестве безработных, свидетельствует о том, что для изменения ситуации на рынке труда необходимо:

граждан, не имеющих профессионального образования, профессионально сориентировать и направить на профессиональное обучение с целью получения профессии;

гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, оказать адресную поддержку при содействии в трудоустройстве с предоставлением комплекса государственных услуг по: социальной адаптации на рынке труда, психологической поддержке, временному трудоустройству, самозанятости;

гражданам, состоящим на учете в качестве ищущих работу и безработных, повышать уровень информированности о положении на рынке труда, в том числе о республиканских вакансиях, и вакансиях в общероссийском банке.

В соответствии со статьей 7.1 Закона о занятости населения осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, является полномочием Российской Федерации, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, осуществляется за счет средств субвенций, предоставляемых республиканскому бюджету Республики Хакасия из федерального бюджета.

Приоритетными группами населения, на которые распространяется действие государственной программы, являются безработные граждане и граждане, ищущие работу, а также граждане, испытывающие трудности в поиске работы: выпускники профессиональных образовательных организаций, ищущие работу впервые; инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет; дети–сироты; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на страховую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую страховую пенсию по старости), предусмотренную Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей–инвалидов; жители малых и отдаленных сел.

В среднесрочной перспективе ситуация на рынке труда будет развиваться под влиянием ряда негативных факторов:

дефицит рабочих мест, особенно в сельской местности;

несоответствие профессионально–квалификационного уровня значительной части безработных и ищущих работу граждан потребностям рынка труда при сохранении тенденции к старению кадрового состава квалифицированных рабочих;

сохраняющаяся низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, других).

Эти факторы во многом определяют сохранение аналогичного структурного характера регистрируемой безработицы в среднесрочной перспективе.

Ожидается, что в 2016–2018 годах ежегодно получателями государственных услуг в области содействия занятости населения будут более 200,0 тыс. человек, а численность граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных (с учетом граждан, зарегистрированных в качестве безработных на начало года), составит более 17 тыс. человек.

В целях сохранения рабочих мест для работников организаций находящихся под риском увольнения, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 155 «О предоставлении и распределении в 2016 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» планируется обеспечение временной занятости 125 работников предприятий Сорского производственного комплекса, для которых с 1 мая введен режим неполной занятости в связи со снижением объемов производства.

Предприятия холдинга «Союзметаллоресурс» ООО «Сорский горно–обогатительный комбинат» и ООО «Сорский ферромолибденовый завод» являются градообразующими для монопрофильного муниципального образования города Сорска. Вид экономической деятельности – производство, добыча и обогащение вольфрам молибденовой руды.  

ООО «Сорский горно-обогатительный комбинат» и ООО «Сорский ферромолибденовый завод» реализуют программы по повышению производительности труда, антикризисный план по снижению неэффективных затрат и концентрации ресурсов, что позволит в перспективе снять режим неполной занятости и сохранить квалифицированные кадры. Предприятия имеют полный производственно–технологический цикл от добычи до производства ферросплавов.

Запасы Сорского месторождения составляют около 58 млн тонн разведанных запасов молибденовой руды, прогнозные запасы – 140,3 млн тонн. Согласно техническому отчету за 2015 год при объеме переработки в 10 млн тонн в год расчетный срок эксплуатации составляет 20 лет.

В начале 2016 года цена на закупку ферромолибдена снижена до 13–14 долларов США за килограмм или на 46% против цены на начало 2015 года (28 долларов США за килограмм), в связи с этим снижены объемы производства. Под угрозой увольнения находится 120 работников ООО «Сорский горно-обогатительный комбинат» (среднесписочная численность 1127 человек) и 5 работников ООО «Сорский ферромолибденовый завод» (среднесписочная численность 776 человек), в том числе 47 родителей, воспитывающих 93 несовершеннолетних ребенка.

Работники организаций, находящихся под риском увольнения, будут выполнять вспомогательные работы по очистке конвейерных трактов после восстановительного ремонта без остановки магистральных конвейеров.

В случае увольнения работников, находящихся под угрозой увольнения, уровень регистрируемой безработицы в городе Сорске составит 3,8% и увеличится на 2,3 пп по сравнению с 01.03.2016.

Расчет объема средств на основное направление реализации «Обеспечение временной занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения» произведен по формуле: S = Nриск х Сзприск х Рриск, где Nриск – прогнозируемая численность трудоустроенных на временную работу работников организаций, находящихся под риском увольнения 125 человек; Сзприск – размер возмещения затрат на заработную плату трудоустроенного на временную работу гражданина, равный величине минимального размера оплаты труда на конец 2015 года (5965 рублей), увеличенной на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (38,7%) и районный коэффициент (30%), что составит 10755 рублей в месяц, так как на предприятиях будет введена  четырехдневная рабочая неделя, возмещение затрат будет осуществляться за один день недели. Размер возмещения затрат за месяц рассчитывается как 10,755/21,5 х 4,17, где:  21,5 – среднее число рабочих дней в месяце; 4,17 – среднее число дней участия во временных работах за месяц; Рриск – период занятости на временных работах, равный 5,5 месяца. S = 125 х (10,755/21,5 х 4,17) х 5,5 = 1434 тыс. рублей.

Важная роль в повышении уровня жизни населения, привлекательности рабочих мест для молодых специалистов и квалифицированных работников отводится улучшению условий и обеспечению безопасности труда на рабочих местах.

Для экономики Республики Хакасия характерен высокий удельный вес добывающих видов экономической деятельности и первичной переработки природных ресурсов. Данные виды экономической деятельности относятся к категории наиболее травмоопасных и вредных производств. Поэтому проблема формирования и развития действенных механизмов социальной защиты работников и охраны труда от сложных сочетаний профессиональных и экологических рисков становится все более актуальной.


Информация по документу
Читайте также