Расширенный поиск

Закон Брянской области от 19.06.1996 № 24-з

                                 ЗАКОН
                           БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

             О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

                                      Утратил силу - Закон Брянской
                                     области от 16.05.2000 г. N 29-з

           Принят Брянской областной Думой 30 мая 1996 года

     (В редакции Законов Брянской области от 26.11.96 г. N 34-з;
                        от 07.07.98 г. N 27-з)

                      ГЛАВА 1.  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Основные принципы выборов

     1. Выборы  депутатов  Брянской  областной  Думы осуществляются на
основе всеобщего равного и прямого  избирательного  права  при  тайном
голосовании.
     2. Выборы в Думу  организуются  и  проводятся  в  соответствии  с
Федеральным  законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан
Российской Федерации", Уставом Брянской области и настоящим Законом.
     3. Участие  граждан  в  выборах  является добровольным,  никто не
вправе оказывать принудительное воздействие на участие  или  неучастие
гражданина в выборах, а также на его свободное волеизъявление.
     4. Не  могут  избирать  и  быть  избранными  в   Думу   граждане,
признанные  судом недееспособными,  и граждане,  содержащиеся в местах
лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

     Статья 2. Избирательное право

     1. Право  избирать  в   Думу   принадлежит   каждому   гражданину
Российской  Федерации,  достигшему  18-летнего  возраста  и  постоянно
проживающему на территории области.
     2. Депутатом  Думы  может  быть избран любой гражданин Российской
Федерации,  обладающий избирательным правом,  достигший ко дню выборов
21  года  и  постоянно  проживающий  на территории Брянской области не
менее  одного  года  в   соответствии   с   установленными   Правилами
регистрации  и  снятия  граждан  с  регистрационного  учета  по  месту
пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации.
     3. Депутат Думы избирается сроком на 4 года.

     Статья 3. Выборы в Думу

     1. Выборы  в  Думу назначаются Думой не позднее чем за 65 дней до
дня голосования. Сообщение о дне голосования публикуется в печати.
     2. В случае постановки вопроса о досрочном прекращении полномочий
Думы, предусмотренного Уставом Брянской области, выборы депутатов в ее
состав проводятся избирательной комиссией Брянской области в срок,  не
превышающий со дня роспуска Думы до дня выборов семидесяти дней.

     Статья 4. Гласность при подготовке и проведении выборов

     1. Деятельность органов и организаций, участвующих в подготовке и
проведении выборов, осуществляется открыто и гласно.
     2. Избирательные  комиссии  в  установленные  сроки   информируют
граждан о своем составе, местонахождении, проводимой работе, о списках
избирателей,  об итогах регистрации кандидатов  в  депутаты  Думы,  их
биографических  данных,  а  также о результатах голосования по каждому
кандидату и итогах выборов.

         ГЛАВА 2.  СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ,  ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА,
                        ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

     Статья 5. Списки избирателей

     1. В   списки  избирателей  включаются  все  граждане  Российской
Федерации, обладающие избирательным правом и проживающие на территории
Брянской   области.   Списки   избирателей   составляются  участковыми
избирательными комиссиями на  основании  сведений,  представляемых  по
установленной форме главами местной администрации не позднее чем за 40
дней до дня выборов.
     2. Основанием  для  включения  гражданина  Российской Федерации в
список избирателей на конкретном избирательном  участке  является  его
проживание на территории этого избирательного участка,  определяемое в
соответствии с установленными Правилами регистрации и снятия граждан с
регистрационного  учета  по  месту  пребывания  и  месту  жительства в
пределах Российской Федерации.
     СПИСОК избирателей,   военнослужащих,   находящихся   в  воинских
частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если
они проживают в районах расположения воинских частей,  составляются на
основании сведений,  представляемых командиром воинской части в сроки,
установленные в настоящей статье.
     Военнослужащие, проживающие  вне  воинской  части,  включаются  в
список избирателей по месту жительства на общих основаниях.
     Студенты и  аспиранты  дневной  формы  обучения,  проживающие   в
общежитиях,  включаются  в  список  избирателей  по  месту  нахождения
общежития.
     Избиратель может  быть  включен  в  список  избирателей только на
одном избирательном участке.
     4. Список   избирателей   составляется   в   двух  экземплярах  в
алфавитном  или  ином  порядке   (по   населенным   пунктам,   улицам,
микрорайонам,   домам   на   основе  адресов  избирателей).  В  списке
указываются фамилия,  имя,  отчество, дата рождения и место проживания
(адрес)  избирателя.  В отношении граждан,  которым в день голосования
исполняется 18 лет, дополнительно указываются день и месяц рождения.
     5. Список  избирателей  представляется  участковой  избирательной
комиссией для всеобщего ознакомления не позднее  чем  за  30  дней  до
выборов. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка
после этого срока и до дня выборов,  а также избиратели, по какой-либо
причине  не  включенные в список,  включаются участковой избирательной
комиссией в дополнительный список избирателей на основании документов,
подтверждающих    их    место   жительства   на   территории   данного
избирательного округа.
     6. Каждый  избиратель  вправе  заявить в избирательную комиссию о
любой ошибке или негодности в списке избирателей.  В течение 24  часов
участковая  избирательная  комиссия обязана проверить заявление и либо
устранить ошибку,  либо выдать заявителю письменный ответ с изложением
мотивов  отклонения  заявления.  Решение  избирательной комиссии может
быть обжаловано  в  вышестоящую  избирательную  комиссию  или  в  суд,
которые  обязаны  рассмотреть  жалобу  в  трехдневный  срок,  а в день
выборов  -  немедленно.  При  положительном  для   заявителя   решении
исправление в списке избирателей производится участковой избирательной
комиссией немедленно.

     Статья 6. Избирательные округа

     1. Выборы в Думу проводятся по 50 одномандатным округам на основе
мажоритарной избирательной системы.
     2. Одномандатные  избирательные  округа охватывают в совокупности
всю территорию области и должны отвечать следующим требованиям:
     а) примерное равенство избирательных округов по числу избирателей
с допустимым отклонением от средней нормы представительства  не  более
10 процентов, а в исключительных случаях допускается до 15 процентов;
     б) территориальное     единство;    не    допускается    создание
избирательного  округа,  состоящего  из   неграничащих   между   собой
территорий;
     в) при соблюдении указанных требований  при  образовании  округов
учитывается административно-территориальное деление области.
     3. Одномандатные избирательные  округа  образуются  избирательной
комиссией  области  на  основании  данных  о  численности избирателей,
представляемых   администрацией   области.    Границы    одномандатных
избирательных округов и число избирателей в каждом из них определяется
избирательной комиссией области и утверждается Думой не позднее чем за
шестьдесят  дней  до  дня  выборов.  Списки  избирательных  округов  с
указанием их границ, численности избирателей публикуются избирательной
комиссией области.

     Статья 7. Избирательные участки

     1. Для  проведения голосования и подсчета голосов избирателей при
выборах депутатов Думы образуются избирательные участки.
     2. Избирательные  участки образуются главой местной администрации
по согласованию с окружными избирательными комиссиями  из  расчета  не
более  3000  избирателей  с  учетом  местных  и иных условий и с целью
создания максимальных удобств для избирателей не  позднее  чем  за  45
дней   до   дня   выборов.  Решением  избирательной  комиссии  области
устанавливается единая по области нумерация избирательных участков.
     Границы избирательных   участков   не  должны  пересекать  границ
избирательных округов.
     3. В   больницах,   санаториях,  домах  отдыха  и  других  местах
временного пребывания  избирателей,  в  труднодоступных  и  отдаленных
районах могут образовываться избирательные участки в тот же срок,  а в
исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до выборов. Такие
участки входят в округа по месту их расположения.
     4. Военнослужащие воинских частей,  дислоцированных на территории
области   голосуют   на   избирательных   участках,   расположенных  в
непосредственной близости от воинской части.
     5. В  порядке  исключения  допускается  образование избирательных
участков и формирование участковых комиссий непосредственно в воинских
частях,  расположенных  в  обособленных  или  удаленных  от населенных
пунктов  военных  городках.  В  этих  случаях  избирательные   участки
образуются  командирами  воинских  частей  по  решению соответствующей
окружной избирательной комиссии.
     6. Списки  избирательных участков с указанием их границ и адресов
участковых избирательных комиссий публикуются не  позднее  чем  за  40
дней до дня выборов.

           ГЛАВА 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
                    ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ

     Статья 8. Статус и формирование избирательных комиссий

     1. Избирательные  комиссии   на   территории   Брянской   области
обеспечивают   реализацию   и   защиту   избирательных  прав  граждан.
Организацию подготовки и проведения выборов Думы осуществляют:
     избирательная комиссия Брянской области;
     окружные избирательные комиссии;
     районные, городские избирательные комиссии;
     участковые избирательные комиссии.

     Избирательная комиссия Брянской области осуществляет  руководство
деятельностью   избирательных   комиссий   по  выборам  Думы.  Решение
избирательной комиссии Брянской области о начале своей деятельности по
организации и проведению выборов Думы публикуется не позднее чем за 60
дней до дня выборов.
     2. Окружные  избирательные  комиссии  по  выборам Думы образуются
избирательной комиссией Брянской области не позднее чем за 50 дней  до
дня выборов по представлению органов местного самоуправления в составе
5-8 членов комиссии.
     Председатели окружных  избирательных  комиссий должны иметь,  как
правило,  высшее юридическое образование либо ученую степень в области
права.
     3. Территориальные (районные,  городские) избирательные  комиссии
формируются  выборным представительным органом местного самоуправления
и  главами  администраций   соответствующих   территорий   на   основе
предложений  общественных  объединений и собраний избирателей по месту
работы,  службы,  учебы и жительства и осуществляют связь  окружной  и
участковой избирательных комиссий по выборам депутатов Думы.
     Территориальные избирательные комиссии по выборам Думы образуются
не позднее 55 дней до дня выборов в составе 5-9 членов комиссии.
     Председатель или секретарь территориальной избирательной комиссии
должны иметь, как правило, высшее юридическое образование.
     4. Участковые   избирательные   комиссии   формируются    главами
администраций   соответствующих   территорий   на  основе  предложений
общественных объединений и собраний избирателей.
     Участковые избирательные  комиссии  образуются не позднее 40 дней
до дня выборов в составе 5-10 членов комиссии.
     5. После   регистрации   кандидата   избирательное   объединение,
выдвинувшее  кандидата,  или   сам   кандидат   вправе   назначить   в
избирательную комиссию,  зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие
избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса.
Члены  избирательной  комиссии  с  правом  совещательного голоса имеют
право  доступа  ко  всем  материалам  и   документам   соответствующей
избирательной   комиссии,   должны  оповещаться  обо  всех  заседаниях
избирательной комиссии, имеют право выступать на ее заседаниях.

     Статья 9. Полномочия избирательной комиссии
               Брянской области

     Избирательная комиссия    Брянской    области    формируется    в
соответствии  с  требованиями  Положения  об  избирательной   комиссии
Брянской области,  является юридическим лицом, обеспечивая организацию
подготовки и проведения выборов депутатов Думы.
     Избирательная комиссия Брянской области:
     а) дает разъяснения ненормативного характера о порядке применения
настоящего  Закона  и  обеспечивает  его  единообразное  исполнение на
территории области;
     б) руководит работой окружных, районных и городских избирательных
комиссий;
     в) рассматривает   заявления  и  жалобы  на  решения  и  действия
нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним решения;
     г) в   случаях,   предусмотренных   настоящим   Законом,   издает
инструкции и иные акты по вопросам организации и проведения выборов;
     д) обеспечивает  соблюдение  равных правовых условий предвыборной
деятельности для каждого из кандидатов в депутаты Думы;
     е) утверждает форму избирательного бюллетеня по выборам депутатов
Думы, образцы протоколов избирательных комиссий, списков избирателей и
других избирательных документов по выборам депутатов Думы;
     ж) заслушивает  сообщения  руководителей  администрации  области,
окружных избирательных комиссий по вопросам, связанным с подготовкой и
проведением выборов;
     з) рассматривает  вопросы  материально-технического  обеспечения,
подготовки и проведения выборов депутатов Думы;
     и) распределяет финансовые средства,  выделенные из Федерального,
областного бюджетов на финансирование выборов в Думу и контролирует их
использование;
     к) устанавливает результаты выборов депутатов Думы и публикует их
в  печати,  определяет  порядок  передачи  документации,  связанной  с
организацией подготовки и проведением выборов, в архив;
     л) организует выборы депутатов Думы вместо выбывших;
     и) осуществляет  иные  полномочия  в  соответствии  с   настоящим
Законом.

     Статья 10. Полномочия окружной избирательной комиссии

     1. Окружная избирательная комиссия:
     а) руководит   работой   районных,   городских    и    участковых
избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на их решения
и действия и принимает по ним решения;
     б) регистрирует  кандидатов  в депутаты Думы и их доверенных лиц,
выдает им удостоверения установленного образца;
     в) обеспечивает  соблюдение  равных правовых условий предвыборной
деятельности для каждого кандидата в депутаты Думы;
     г) утверждает текст избирательного бюллетеня по выборам депутатов
Думы,  обеспечивает его изготовление и  доставку  районным,  городским
избирательным комиссиям;
     д) распоряжается   финансовыми   и   материальными    средствами,
выделенными  избирательной  комиссией области на проведение выборов по
избирательному округу;
     е) контролирует  обеспечение  районных,  городских  и  участковых
избирательных   комиссий   помещениями,    транспортом,    связью    и
рассматривает   иные   вопросы   материально-технического  обеспечения
выборов;
     ж) устанавливает  результаты  выборов  по  округу и передает их в
избирательную комиссию области,  обеспечивает  передачу  избирательной
документации в архив;
     з) после подписания протокола об общих итогах выборов извещает об
этом кандидатов,  избранных депутатами Думы,  и в установленные  сроки
проводит их регистрацию с вручением удостоверений об избрании;
     и) осуществляет   иные  полномочия  в  соответствии  с  настоящим
Законом.

     Статья 11. Полномочия районной, городской избирательной
                комиссии

     1. Районная, городская избирательная комиссия:
     а) осуществляет  контроль за организацией подготовки и проведения
выборов депутатов, Думы на соответствующей территории;
     б) содействует работе участковых избирательных комиссий;
     в) совместно    с    окружной    избирательной    комиссией    на
соответствующей территории  обеспечивает  соблюдение  равных  правовых
условий участия в выборах всех кандидатов в депутаты;
     г) организует доставку бланков и другой выборной документации,  а
также бюллетеней участковым избирательным комиссиям;
     д) оказывает   организационно-техническую    помощь    участковым
избирательным  комиссиям  в  проведении  голосования  на избирательных
участках;
     е) организует досрочное голосование в помещении комиссии;
     ж) устанавливает итоги голосования на соответствующей  территории
и  передает  протоколы  об итогах голосования в окружную избирательную
комиссию;
     з) контролирует  расходование  денежных  средств,  выделенных  на
проведение выборов;
     и) осуществляет  другие  полномочия  в  соответствии  с настоящим
Законом.
     2. Срок  полномочий  районной,  городской  избирательной комиссии
истекает  после  официального  опубликования  общих  итогов   выборов,
включающих   результаты  выборов  по  соответствующему  избирательному
округу.

     Статья 12. Полномочия участковой избирательной комиссии

     Участковая избирательная комиссия:
     а) составляет   список   избирателей   по  участку,  принимает  и
рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей,
решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
     б) организует  составление  дополнительного списка избирателей по
участку;
     в) оповещает население о дне выборов и месте голосования;
     г) контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в
порядке и объемах, предусмотренных настоящим Законом;
     д) обеспечивает    подготовку    помещения    для    голосования,
избирательных ящиков и другого избирательного оборудования;
     е) организует на своем избирательном участке голосование  в  день
выборов, а также досрочное голосование;
     ж) производит подсчет голосов,  определяет результаты голосования
на  участке  и  обеспечивает  передачу   документации,   связанной   с
организацией и проведением выборов в районную, городскую избирательную
комиссию;
     з) рассматривает   заявления  и  жалобы  по  вопросам  подготовки
выборов, проведения голосования и принимает по ним решения;
     и) осуществляет  иные  полномочия  в  соответствии  с  настоящими
Законом.
     2. Срок  полномочий  участковой  избирательной  комиссии истекает
после официального  опубликования  общих  итогов  выборов,  включающих
результаты выборов по соответствующему избирательному округу.

     Статья 13. Организация работы избирательных комиссий

     1. Информация   о   составе  избирательных  комиссий  публикуется
органами,  осуществившими  их  образование,   в   средствах   массовой
информации  не  позднее  чем на третий день с момента образования этих
комиссий.  В тот же срок избирательные комиссии проводят  свои  первые
заседания  и  утверждают план работы на период подготовки и проведения
выборов.
     В состав избирательных комиссий  не  могут  входить  кандидаты  в
депутаты,   их   доверенные   лица,  супруги  и  близкие  родственники
кандидатов, лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.
     Организация деятельности избирательной комиссии осуществляется на
основе  коллегиальности.  Заседание  избирательной  комиссии  является
правомочным,  если на нем присутствует большинство членов  комиссии  с
правом решающего голоса.
     3. Заседания  избирательной  комиссии  созываются  и   проводятся
председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии,
а также по требованию не менее одной трети членов комиссии.
     4. Решение   избирательной   комиссии   принимается  большинством
голосов от присутствующих на  заседании  членов  комиссии,  обладающих
правом решающего голоса.  Решения избирательных комиссий о регистрации
кандидатов,  об отмене регистрации кандидатов,  об итогах  голосования
или  о  результатах  выборов,  о признании выборов несостоявшимися или
недействительными принимаются  на  заседаниях  избирательных  комиссий
большинством  голосов  от  установленного  числа  членов избирательной
комиссии с правом решающего голоса.
     Решение избирательной   комиссии  подписывается  председателем  и
секретарем комиссии.
     5. Члены  избирательной  комиссии,  не  согласные  с ее решением,
вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть
доведено   председателем  избирательной  комиссии  не  позднее  чем  в
трехдневный срок до сведения вышестоящей избирательной комиссии.
     6. Решения   избирательной   комиссии,  принятые  в  пределах  ее
полномочий, обязательны для выполнения всеми государственными органами
и   органами   местного  самоуправления,  нижестоящими  избирательными
комиссиями, избирательными объединениями, предприятиями, учреждениями,
должностными лицами и гражданами.
     7. Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным или
областным законам, либо принятое избирательной комиссией с превышением
установленных полномочий,  подлежит отмене  вышестоящей  избирательной
комиссией или судом.
     8. Полномочия  избирательной  комиссии  прекращаются  досрочно  в
случае  нарушения  ею законодательства о выборах.  Решение о досрочном
прекращении полномочий принимает вышестоящая избирательная комиссия.
     9. Председатель  и  отдельные члены избирательной комиссии (но не
более двух человек) по ее решению могут временно работать в комиссии с
отрывом от основной работы.
     Оплата работы   освобожденных   членов   избирательной   комиссии
производится  в  пределах  средств,  выделенных комиссии на проведение
выборов.
     10. На  заседаниях  областной,  окружных,  районных  и  городских
избирательных    комиссий    могут    присутствовать     представители
государственных     органов,    органов    местного    самоуправления,
избирательных  объединений,   политических   партий,   общественно   -
политических   организаций   и  движений,  кандидаты  в  депутаты,  их
доверенные лица,  а также аккредитованных  при  них  средств  массовой
информации.  На  заседаниях  участковых  избирательных  комиссий могут
присутствовать представители любых средств массовой информации.
     11. При  разборе  жалоб  и  заявлений на заседаниях избирательных
комиссий вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.
     12. Протоколы      избирательной      комиссии      подписываются
председательствующим на соответствующем заседании и ее секретарем.
     Решения избирательных комиссий доводятся до сведения кандидатов и
их доверенных лиц,  в недельный срок публикуются в печати и передаются
в иные средства массовой информации.
     14. При голосовании на избирательных участках и подсчете  голосов
участковыми    избирательными    комиссиями    вправе   присутствовать
наблюдатели,  направленные общественными избирательными объединениями,
группами избирателей, кандидатами в депутаты Думы.
     15. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии  в
пределах  своей  компетенции  независимы  от государственных органов и
органов местного самоуправления.
     16. Государственные   органы,   органы  местного  самоуправления,
общественные  объединения,  предприятия,  учреждения,  организации,  а
также  их  должностные  лица обязаны оказывать избирательным комиссиям
содействие в реализации их полномочий, представлять необходимые для их
работы сведения и материалы,  давать ответы на обращения избирательных
комиссий  в  трехдневный  срок,  во  взаимодействии  с  избирательными
комиссиями  организовывать  и  проводить информационно-разъяснительную
работу среди населения по существу вопросов избирательной кампании.

     Статья 14. Обжалование нарушений избирательных прав граждан

     1. В  соответствии  с Конституцией Российской Федерации решения и
действия (или бездействие) избирательных  комиссий  и  их  должностных
лиц,  нарушающие избирательные права граждан,  могут быть обжалованы в
вышестоящую избирательную комиссию или суд.
     2. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию
не является обязательным условием для обращения в суд.
     3. Решения по жалобам,  поступившим в ходе выборов, принимаются в
пятидневный срок, а в день выборов - немедленно. В случае, если факты,
содержащиеся  в жалобах,  требуют длительной проверки,  решения по ним
принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
     Решение суда   по    существу    жалобы,    заявления    является
окончательным.
     4. Вышестоящая    избирательная    комиссия    вправе     принять
самостоятельное  решение  по существу жалобы,  заявления,  отменив при
этом решение нижестоящей комиссии.

            ГЛАВА 4.  ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ

     Статья 15. Права выдвижения кандидатов

     1. Право  выдвижения  кандидатов  в  депутаты  Думы   принадлежит
избирательным объединениям и непосредственно избирателям,  в том числе
по месту работы, службы, учебы и жительства.

     Статья 16. Выдвижение кандидатов избирательными
                объединениями

     1. Кандидатов вправе выдвигать избирательные объединения.
     2. Избирательным объединением признаются  областное  общественное
объединение  или областная организация Федерального (межрегионального)
общественного объединения,  устав которых  предусматривает  участие  в
выборах   посредством   выдвижения  кандидатов,  зарегистрированные  в
порядке,  установленном  законодательством  Российской  Федерации,  не
позднее чем за шесть месяцев до объявления дня выборов.
     3. Решения о выдвижении кандидатов от  избирательных  объединений
принимаются   на   съездах,  конференциях,  пленумах,  собраниях  этих
объединений (их  выборных  органов),  которые  проводятся  в  порядке,
предусмотренном уставом соответствующего общественного объединения.
     4. О выдвижении кандидата составляется протокол, в котором должны
быть указаны: число зарегистрированных участников заседания, собрания,
съезда,  конференции,  пленума;  число  участников,  необходимое   для
принятия решения в соответствии с уставом; ход выдвижения и обсуждения
кандидатур;  итоги  голосования  по  каждой  кандидатуре;  решение   о
выдвижении  кандидата;  итоги  голосования по этому решению.  Протокол
подписывается председательствующим и секретарем  заседания,  собрания,
съезда, конференции, пленума и затеряется печатью.
     5. Избирательное объединение может выступать в  блоке  с  другими
избирательными  объединениями.  В  этом  случае  выдвижение кандидатов
проводится  на  съездах  (конференциях)  представителей  избирательных
объединений, входящих в избирательный блок.
     Входящие в блок избирательные объединения не  могут  на  трех  же
выборах  входить  в  иные избирательные блоки или выступать в качестве
самостоятельных избирательных объединений.
     6. Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений и
избирательных блоков принимаются тайным голосованием.
     7. В поддержку кандидатов, выдвинутых избирательных объединений и
избирательных блоков, собираются подписи избирателей в количестве двух
процентов общего числа избирателей соответствующего округа.

     Статья 17. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями

     1. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями  проводится
путем сбора подписей под заявлением о выдвижении кандидата.
     2. Инициатива   сбора   подписей   под  заявлением  о  выдвижении
кандидата может исходить от любого избирателя (избирателей).  О  своей
инициативе  он (они) уведомляет избирательную комиссию,  которая будет
осуществлять регистрацию данного кандидата.
     3. Гражданин Российской Федерации,  достигший 21 года и постоянно
проживающий на территории области,  вправе подать  заявление  о  своем
выдвижении  кандидатом в окружную избирательную комиссию.  В заявлении
указываются фамилия,  имя,  отчество,  дата  рождения,  место  работы,
занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата.
     4. Подписи могут собираться только среди избирателей,  обладающих
активным  избирательным  правом,  и  в  том избирательном округе,  где
осуществляется выдвижение кандидата.
     5. Для  выдвижения кандидата в одномандатном избирательном округе
требуется,  чтобы в поддержку  были  собраны  подписи  не  менее  двух
процентов общего числа избирателей соответствующего округа.  Подписные
листы изготавливаются по форме,  утверждаемой избирательной  комиссией
Брянской   области   в   соответствии   с  установленными  Центральной
избирательной  комиссией  Российской   Федерации   общими   принципами
оформления  подписных  листов.  В  каждом  подписном листе указываются
фамилия,  имя,  отчество,  число,  месяц и год рождения, род занятий и
постоянное место жительства кандидата.
     6. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата  осуществляется
на   собственные  средства  кандидатов,  избирательных  объединений  и
избирателей.
     Подписи должны собираться только в таких местах,  в такое время и
таким образом, которые гарантируют отсутствие принуждения.
     Участие в  сборе подписей должностных лиц Федеральных и областных
органов  государственной  власти,  органов  местного   самоуправления,
командования    воинских   частей   при   исполнении   ими   служебных
обязанностей,  а также использование служебного положения в этих целях
не допускается.
     7. Избиратель,  ставя подпись на подписном листе,  указывает свою
фамилию,  имя,  отчество,  год  рождения  (18-летние - число и месяц),
адрес,  серию и номер документа,  удостоверяющего личность  гражданина
Российской Федерации.  Подписной лист удостоверяется лицом,  собравшим
подписи,  с указанием его фамилии,  имени,  отчества,  адреса, серии и
номера  документа,  удостоверяющего  личность гражданина,  и лица,  за
выдвижение кандидатур которого собраны подписи.
     8. Выдвижение кандидатов в депутаты начинается не ранее чем за 60
дней до выборов и заканчивается не позднее  чем  за  30  дней  до  дня
выборов.

     Статья 18. Регистрация кандидатов

     1. Окружные   избирательные   комиссии  осуществляют  регистрацию
кандидатов в течение пяти дней  с  момента  поступления  документов  о
выдвижении  кандидата  и  его  заявления о согласии баллотироваться по
данному избирательному округу.
     2. Передачу документов на регистрацию производят  непосредственно
избиратели (избиратель), избирательное объединение или сам кандидат не
позднее чем за 30 дней до дня выборов.
     3. Если  кандидат  был  выдвинут  избирательным  объединением,  в
избирательную  комиссию  должны  быть  направлены протокол выдвижения,
оформленный в соответствии с требованиями настоящего Закона, подписные
листы и заявление кандидата.
     4. Если кандидат был выдвинут  непосредственно  избирателями,  на
регистрацию представляются подписные листы и заявление кандидата.
     5. Окружные  избирательные  комиссии  проверяют  достоверность  и
законность    представленных   документов:   правомерность   процедуры
выдвижения кандидатов, правильность оформления подписных листов.
     При проверке  избирательными  комиссиями  правильности оформления
подписных   листов   и   других   документов   вправе   присутствовать
уполномоченные     представители     соответствующих     избирательных
объединений, групп избирателей, а также кандидаты.
     В случае   сомнений   в   достоверности  данных,  содержащихся  в
подписных   листах,   или    достоверности    подписей    избирателей,
избирательная  комиссия  организует соответствующую проверку подписных
листов.  Общее  число  собранных  подписей  уменьшается  избирательной
комиссией на число подписей, которое она признала недействительными и,
если  количество  оставшихся  подписей  недостаточно  для  регистрации
кандидата,  в регистрации может быть отказано,  либо регистрация может
быть отменена.
     Подписные листы,  оформленные  с нарушением требований настоящего
Закона, не учитываются.
     6. Зарегистрированному   кандидату   выдается   удостоверение   о
регистрации с указанием ее даты.
     Данные о  зарегистрированных  кандидатах  публикуются в печати не
позднее трех дней после регистрации.
     7. Соответствующая   окружная  избирательная  комиссия  принимает
решение об отказе в регистрации  кандидата  в  случае  непредставления
надлежащим  образом  оформленных  подписных  листов,  необходимых  для
регистрации, либо обнаружения повлиявших на итоги выдвижения нарушений
требований  настоящего  Закона,  включая  подлог документов.  В случае
отказа  зарегистрировать  кандидата  избирательная  комиссия   обязана
выдать  кандидату  или  его  уполномоченному  представителю  справку с
изложением мотива отказа.  Отказ в регистрации  может  быть  обжалован
лицом,  претендующим  на  регистрацию  в  качестве кандидата,  в суд в
порядке, установленном законом.
     8. При   нарушении   зарегистрированным   кандидатом   требований
настоящего Закона избирательная комиссия выносит кандидату  письменное
предупреждение.
     9. Соответствующая окружная избирательная комиссия в любое  время
до дня выборов может принять решение об отмене регистрации кандидата в
случаях:  снятия кандидатом своей кандидатуры;  повторного или грубого
нарушения кандидатом настоящего Закона;  вступления в силу в отношении
кандидата обвинительного приговора суда;  утраты кандидатом  права  на
участие   в  выборах;  выявления  обстоятельств,  свидетельствующих  о
недостоверности либо незаконности  документов,  на  основании  которых
была произведена регистрация кандидата.
     10. Решения соответствующей  окружной  избирательной  комиссии  о
вынесении предупреждения либо отмены регистрации могут быть обжалованы
кандидатом в суд.
     11.  В  случае  если в установленные сроки в избирательном округе
будет зарегистрирован только один кандидат либо не зарегистрировано ни
одного кандидата, выборы по решению окружной комиссии откладываются на
срок   до  12  недель  для  дополнительного  выдвижения  кандидатов  и
осуществления последующих избирательных действий. (В  редакции  Закона
Брянской области от 26.11.96 г. N 34-з)

                     ГЛАВА 5. СТАТУС КАНДИДАТОВ

     Статья 19. Равенство кандидатов

     Все кандидаты  в депутаты обладают равными правами и несут равные
обязанности.

     Статья 20. Гарантии деятельности кандидатов

     1. После регистрации кандидаты,  находящиеся на государственной и
муниципальной   службе,   а  также  работающие  в  средствах  массовой
информации,  на время их участия в выборах освобождаются от выполнения
служебных  обязанностей  и  не вправе использовать преимущества своего
служебного положения.
     2. Кандидаты   после   регистрации   по   их   личному  заявлению
освобождаются от работы,  военной службы и  военных  сборов  на  время
участия в выборах. В течение этого срока соответствующая избирательная
комиссия из средств, выделенных на организацию подготовки и проведения
выборов, выплачивает им денежную компенсацию в размере, не превышающем
пяти установленных законом размеров минимальной заработной платы.
     3. Кандидаты   не   могут   быть   по   инициативе  администрации
(работодателя) уволены с работы во время проведения выборов или без их
согласия переведены на другую работу.
     4. Время участия кандидата в  выборах  засчитывается  в  трудовой
стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации.
     5. Кандидаты в депутаты со дня регистрации и до дня опубликования
итогов выборов включительно имеют право на территории округа,  где они
баллотируются,  бесплатно пользоваться любыми  видами  транспорта,  за
исключением  такси  и заказных рейсов.  Если кандидат имеет постоянное
место  жительства  вне  пределов  избирательного  округа,  в   котором
баллотируется,  то  он имеет право в течение указанного периода на три
поездки общественным железнодорожным, автомобильным транспортом или на
одну поездку авиационным транспортом в избирательный округ и обратно.
     Оплата этих   поездок   производится   соответствующей   окружной
избирательной комиссией из бюджетных средств, выделенных на проведение
выборов.
     6. Кандидат  в  депутаты  Думы  пользуется  на  условиях пункта 5
настоящей      статьи      транспортом      в       пределах       той
административно-территориальной единицы, где он постоянно проживает.
     7. Кандидат в депутаты после регистрации не может быть  привлечен
без согласия прокурора области к уголовной ответственности,  арестован
или  подвергнут  мерам  административного  взыскания,   налагаемым   в
судебном   порядке.   При  даче  согласия  прокурор  обязан  известить
избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата.
     8. Кандидат  в депутаты вправе в любое время до дня выборов снять
свою кандидатуру,  обратившись с письменным заявлением в избирательную
комиссию, осуществившую его регистрацию.
     Если это  сделано   без   вынуждающих   к   тому   обстоятельств,
соответствующая избирательная комиссия может отнести на счет кандидата
либо избирательного объединения соответствующую  часть  понесенных  ею
расходов, включая выделенные на предвыборную кампанию.
     9. Кандидат  может  иметь   до   10   доверенных   лиц,   которые
регистрируются     той    же    избирательной    комиссией,    которая
зарегистрировала кандидата.
     10. Доверенные  лица  получают  от  соответствующей избирательной
комиссии удостоверения  и  ведут  агитационную  и  иную  деятельность,
способствующую избранию кандидатов.  На указанный в пункте 2 настоящей
статьи период работодатели обязаны предоставлять доверенным  лицам  по
их просьбе неоплачиваемый отпуск.
     11. Кандидаты,  избирательные объединения,  избирательные  блоки,
назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив
об этом соответствующую  избирательную  комиссию,  которая  аннулирует
выданные таким доверенным лицам удостоверения.
     12. Информация о выбытии кандидатов в депутаты  не  позднее  трех
дней  публикуется  соответствующей  избирательной комиссией в печати и
сообщается в иные средства массовой информации.

                    ГЛАВА 6. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ

     Статья 21. Право на предвыборную агитацию

     1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе
в  допускаемых  законом  Формах и законными методами вести агитацию за
или против кандидата в депутаты.
     2. Избирательные  объединения,  группы  избирателей,  кандидаты в
депутаты на равных  условиях  получают  доступ  к  средствам  массовой
информации.
     3. Предвыборная  агитация  может  осуществляться  через  средства
массовой   информации,   путем   проведения   собраний   и   встреч  с
избирателями,  публичных предвыборных  дебатов,  дискуссий,  митингов,
демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных
материалов.
     4. В  предвыборной  агитации не могут участвовать государственные
органы,  органы местного самоуправления, члены избирательных комиссий,
должностные   лица   государственных   органов   и   органов  местного
самоуправления.
     5. Журналистам,  должностным  лицам  средств массовой информации,
должностным   лицам   и    творческим    работникам    государственных
телерадиокомпаний  запрещается  участвовать  в освещении избирательной
кампании через  средства  массовой  информации,  если  указанные  лица
являются кандидатами или доверенными лицами кандидатов.

     Статья 22. Условия проведения предвыборной агитации
                через средства массовой информации

     1. Кандидат  в  депутаты,   избирательное   объединение,   группа
избирателей  имеют  право  на  бесплатное  предоставление  им эфирного
времени  по  каналам  Брянской  государственной   телерадиовещательной
компании "Брянск", а также по каналам муниципальных телерадиокомпаний,
осуществляющих   телевизионное   и    радиовещание    на    территории
соответствующего избирательного округа на равных основаниях.
     2. Порядок предоставления эфирного времени кандидатам в  депутаты
избирательным    объединениям,    группам   избирателей   по   каналам
государственной телерадиовещательной компании "Брянск" устанавливается
избирательной  комиссией  области  с участием государственных органов,
обеспечивающих  соблюдение  конституционных  прав  и  свобод  в  сфере
массовой информации.
     3. Кандидат  в  депутаты,   избирательное   объединение,   группа
избирателей   имеют   право   на  основании  заключенного  с  Брянской
государственной  телерадиовещательной  компанией   "Брянск"   договора
получить    за    плату   время   вещания   сверх   времени   вещания,
предоставленного бесплатно.  Условия оплаты должны  носить  равный  по
отношению к кандидату,  избирательному объединению, группе избирателей
характер.
     4. Все   агитационные   печатные   материалы   должны   содержать
информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск.
     Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
     5. Должностные лица государственных органов  и  органов  местного
самоуправления  обязаны  предоставлять  избирательным  комиссиям  в их
пользование помещения, находящиеся в государственной или муниципальной
собственности,   для   встреч   кандидатов   и  их  доверенных  лиц  с
избирателями.  Избирательные  комиссии   обязаны   обеспечить   равные
возможности для всех кандидатов при проведении предвыборной агитации.
     6. Агитационные печатные материалы могут быть  вывешены  в  любом
помещении,  на  любом  здании,  сооружении  и  ином объекте с согласия
собственника или владельца этих объектов.
     Запрещается вывешивание  печатных  и иных агитационных материалов
на  памятниках,  обелисках,  на  зданиях  и  в   помещениях,   имеющих
историческую,  культурную  или  архитектурную  ценность,  в помещениях
избирательных комиссий,  в помещениях  для  голосования,  а  также  на
заборах и ограждениях.
     7. Окружные,  районные  и   городские   избирательные   комиссии,
поставленные  в известность о распространении анонимных либо подложных
агитационных   материалов,   принимают   меры   по   пресечению   этой
деятельности  и  вправе обратиться в соответствующие органы внутренних
дел  с  представлением  о  применении   необходимых   мер   пресечения
противоправной агитационной деятельности.
     8. Средства массовой информации,  учредителями  которых  являются
государственные  органы,  организации,  учреждения  либо финансируемые
полностью или частично за счет  государственных  средств  или  средств
местного  самоуправления  обязаны  обеспечить  равные  возможности для
изложения предвыборных программ кандидатов  в  депутаты  избирательных
объединений,  групп избирателей,  придерживающихся разных политических
взглядов.
     9. Предвыборная   агитация   не   может   вестись   в  помещениях
избирательных участков.

     Статья 23. Недопустимость злоупотреблений правом на
                проведение предвыборной агитации

     1. При    проведении   предвыборной   агитации   не   допускается
злоупотребление свободой массовой  информации,  запрещается  агитация,
возбуждающая   социальную,   расовую,   национальную  или  религиозную
ненависть  или  вражду,  призывы  к  захвату  власти,  насильственному
изменению  конституционного  строя и целостности Российской Федерации,
пропаганды войны.
     В случае    совершения    указанных   нарушений   соответствующие
избирательные комиссии вправе  обратиться  в  суд  с  предложением  об
отмене   решения   о   регистрации  кандидата.  Указанное  предложение
рассматривается судом в трехдневных срок.
     2. Контроль  за  соблюдением  установленного  порядка  проведения
предвыборной агитации осуществляют избирательные комиссии.

     Статья 24. Сроки проведения предвыборной агитации

     1. Предвыборная агитация проводится со дня регистрации кандидатов
и прекращается за день до выборов.  Печатные  агитационные  материалы,
ранее вывешенные вне зданий и помещений избирательных комиссий,  могут
сохраняться на прежних местах.
     2. В течение трех дней до дня выборов,  включая день голосования,
опубликование  результатов  опросов  общественного  мнения,  прогнозов
результатов выборов и иных  исследований,  связанных  с  выборами,  не
допускается.

                   ГЛАВА 7. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ

     Статья 25. Финансовое обеспечение организации
                подготовки и проведения выборов

     1. Расходы избирательных  комиссий  по  подготовке  и  проведению
выборов в Думу производятся за счет средств,  выделяемых из областного
бюджета,   которые   по   решению   избирательной   комиссии   области
распределяются между избирательными комиссиями.

     Статья 26. Избирательные фонды и порядок их создания

     1. Кандидаты   в   депутаты,  избирательные  объединения  создают
собственные  избирательные  фонды  для   финансирования   предвыборной
агитации.
     2. Избирательные фонды могут создаваться из следующих средств:
     средств, выделенных  избирательному  объединению  или кандидату в
депутаты в равных размерах на  предвыборную  агитацию  соответствующей
избирательной комиссией;
     собственных средств избирательного объединения  или  кандидата  в
депутаты,  кроме  случаев,  когда указанные средства имеют иностранные
источники;
     средств, выделенных   кандидату   выдвинувшим  его  избирательным
объединением;
     добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
     3. В целях предвыборной агитации допускается использование только
денежных средств, перечисленных в избирательные фонды.
     Сумма добровольных пожертвований отдельного  физического  лица  в
избирательный   фонд   кандидата   не   может   превышать  10-кратного
установленного законом на день назначения выборов минимального размера
оплаты  труда,  а  в  избирательный  фонд избирательного объединения -
15-кратного.
     Сумма пожертвования  отдельного юридического лица в избирательный
фонд кандидата  не  может  превышать  установленный  законом  на  день
назначения  выборов  минимальный  размер  оплаты труда более чем в 100
раз,  а в избирательный фонд избирательного объединения - более чем  в
150 раз.
     Не допускаются добровольные пожертвования со стороны  иностранных
государств,  организаций  и  граждан,  российских  юридических  лиц  с
иностранным участием,  если доля иностранного  капитала  превышает  30
процентов,   международных   организаций,   а   также  государственных
организаций  и   учреждений,   органов   местного   самоуправления   и
религиозных объединений.
     Порядок налогообложения добровольных пожертвований, поступивших в
избирательные фонды, устанавливается федеральным законом.
     5. Предельный размер избирательного фонда кандидата в депутаты не
может  превышать  более чем в 400 раз минимальный размер оплаты труда,
установленный законом на день назначения выборов.
     6. Кандидаты  в  депутаты  обязаны  в  пятидневный  срок сообщать
окружным избирательным  комиссиям  данные  о  поступивших  в  их  фонд
пожертвованиях,   размер   которых   превышает   десятикратный  размер
минимальной оплаты труда.  Избирательные объединения в  эти  же  сроки
обязаны информировать избирательную комиссию области о пожертвованиях,
превышающих 100-кратный размер минимальной оплаты труда.
     В информации   указывается   фамилия,   имя,   отчество  и  место
жительства физического лица,  название и  официальное  местонахождение
юридического лица.
     Информация о   текущих   добровольных    пожертвованиях    должна
предоставляться    соответствующей    избирательной    комиссией   для
ознакомления любому гражданину,  имеющему право избирать  депутатов  в
Думу.
     Соответствующая окружная избирательная комиссия  до  дня  выборов
обязана  периодически  публиковать  сведения  о  размерах и источниках
создания избирательных фондов на  основании  сведений,  представляемых
кандидатом или избирательным объединением.
     7. Если  добровольные  пожертвования  поступили  в  избирательные
фонды  кандидатов в депутаты и избирательных объединений от физических
и юридических  лиц  в  размерах,  превышающих  определенные  настоящим
Законом  пределы,  полная  сумма  платежа  возвращается  этим  лицам с
указанием причины  возврата  в  порядке,  установленном  избирательной
комиссией Брянской области.
     8. Все  денежные  средства,  поступающие  в  избирательный  фонд,
перечисляются  на  специальный  счет в банке или кредитном учреждении,
который  открывается  кандидатом  или  избирательным  объединением   с
разрешения   соответствующей  окружной  избирательной  комиссии  после
регистрации кандидата.
     Порядок открытия  и ведения указанных счетов,  учета и отчетности
по  средствам   избирательных   фондов   устанавливается   Центральной
избирательной   комиссией   Российской  Федерации  по  согласованию  с
Центральным банком Российской Федерации.
     Право распоряжения средствами  избирательных  фондов  принадлежит
создавшим их кандидатам или избирательным объединениям.
     9. Учреждения  банков  обязаны  по  письменному  запросу окружных
избирательных  комиссий  предоставлять  сведения   о   поступлении   и
расходовании средств,  находящихся на специальных счетах избирательных
фондов.
     Все финансовые операции с временными счетами избирательных фондов
прекращаются через пятнадцать дней после проведения выборов.
     10. Если   кандидат  в  депутаты  или  избирательное  объединение
использовали иные денежные средства для ведения предвыборной агитации,
кроме средств, перечисляемых в их избирательные фонды, соответствующая
избирательная комиссия вправе  обратиться  в  суд  с  предложением  об
отмене   решения   о   регистрации  кандидата.  Указанное  предложение
рассматривается судом в трехдневный срок.

     Статья 27. Порядок учета денежных средств и
                финансовая отчетность

     1. Порядок  учета  поступлений  и  расходования денежных средств,
выделенных  на   организацию   и   проведение   выборов,   и   средств
избирательных  фондов  определяется  избирательной  комиссией Брянской
области на основании рекомендаций Центральной  избирательной  комиссии
Российской Федерации.
     2. Формы финансового отчета избирательных комиссий о  поступлении
и   расходовании  средств,  выделенных  на  организацию  подготовки  и
проведения выборов,  и финансового  отчета  кандидатов  в  депутаты  и
избирательных   объединений  устанавливаются  избирательной  комиссией
Брянской области по согласованию с  главным  управлением  Центрального
банка Российской Федерации по Брянской области.
     3. Кандидат,  избирательное объединение не позднее чем  через  30
дней  по  окончании  выборов  обязаны  представить  в  соответствующую
окружную избирательную комиссию отчет о  размерах  и  всех  источниках
создания  своих  избирательных  фондов,  а  также о всех произведенных
затратах.   Копии   указанных   отчетов   передаются   соответствующей
избирательной комиссией в средства массовой информации.
     4. Окружные  избирательные  комиссии  обязаны  опубликовать   эти
отчеты  не  позднее  45  дней  после  их представления в избирательные
комиссии.
     5. Кандидаты в депутаты и избирательные  объединения  возвращают.
соответствующими  избирательным  комиссиям  неизрасходованные денежные
средства избирательных  фондов  в  размере,  пропорциональном  размеру
денежных средств, выделенных им этими комиссиями.
     6. Остатки денежных средств избирательных Фондов после завершения
выборов перечисляются в областной бюджет.

            ГЛАВА 8. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ, ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ
                     ИЗБИРАТЕЛЕЙ, УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
                     ВЫБОРОВ И ИХ ОПУБЛИКОВАНИЕ

     Статья 28. Помещение для голосования

     1. Помещения  для  голосования  предоставляются  в   распоряжение
участковых  избирательных  комиссий  районной,  городской,  районной в
городе администрациями.  Если  нет  возможности  использовать  здания,
находящиеся   в   государственной   или  муниципальной  собственности,
администрация арендует подходящие здания у частных собственников.
     Оплата и    возмещение   расходов   производятся   избирательными
комиссиями  за  счет  бюджетных  средств,  выделенных  на   проведение
выборов.
     2. Помещение  для  голосования  должно  иметь  зал,   в   котором
оборудуются  кабины для тайного голосования либо пригодные для тайного
голосования  комнаты.  Вход  в  кабины   или   комнаты   для   тайного
голосования,  выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам
должны находиться в поле зрения участковой  избирательной  комиссии  и
наблюдателей.

     Статья 29. Избирательные бюллетени

     1. Для   выборов   депутатов   Думы  каждый  избиратель  получает
избирательный бюллетень,  форма которого устанавливается избирательной
комиссией области.
     2. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилию,
имя,  отчество,  дату рождения,  место работы,  занимаемую должность и
постоянное  место  жительства  всех   зарегистрированных   по   округу
кандидатов  а также название избирательного объединения,  выдвинувшего
кандидата,  или указание о  выдвижении  непосредственно  избирателями.
Справа  против данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат.  В
конце списка кандидатов помещается строка "Против всех  кандидатов"  с
расположенным справа от нее пустым квадратом.
     3. В каждом избирательном бюллетене  должны  помещаться  указания
избирателю  о  порядке  заполнения бюллетеня.  Избирательные бюллетени
печатаются на русском языке.
     4. Избирательные    бюллетени    печатаются    по    распоряжению
соответствующих окружных избирательных комиссий не позднее 20 дней  до
дня   выборов  и  в  тот  же  срок  пересылаются  районным,  городским
избирательным комиссиям. Участковые избирательные комиссии получают от
районных,   городских   избирательных   комиссий   по   выборам   Думы
избирательные бюллетени не позднее чем за четыре дня до  дня  выборов.
Отправление   и   получение   избирательных   бюллетеней   оформляется
протоколом,  в котором указывается  время  отправления  (получения)  и
количество   отправляемых   (получаемых),   бюллетеней.   По   каждому
избирательному  округу  число  комплектов  избирательных   бюллетеней,
передаваемых  участковой  избирательной комиссии,  не может быть менее
числа зарегистрированных по избирательному участку избирателей,  и  не
может  превышать  их  число более чем на 2 процента.  В правом верхнем
углу избирательного бюллетеня ставится печать участковой избирательной
комиссии или подписи двух ее членов.
     5. В  случае  выбытия  отдельных  кандидатов  после  изготовления
бюллетеней,    участковые    избирательные    комиссии   по   указанию
соответствующих избирательных  комиссий  вычеркивают  в  избирательных
бюллетенях  данные  о  выбывших  кандидатах  либо  изготавливают новые
бюллетени.

     Статья 30. Порядок голосования

     1. Голосование на выборах в Думу проводится в  один  из  выходных
дней  с 8 до 22 часов местного времени.  О времени и месте голосования
участковые  избирательные  комиссии   обязаны   письменно   оповестить
избирателей  не  позднее  чем  за  20 дней до дня его проведения через
средства массовой информации или иным способом.
     2. Избиратель,  который за 15 дней до дня выборов по тем или иным
причинам будет отсутствовать по месту своего жительства  и  не  сможет
прийти  на  избирательный  участок,  на  котором  он  включен в список
избирателей,  может  проголосовать  досрочно,  заполнив  избирательные
бюллетени в помещении районной, городской (за 15-4 дня до выборов) или
участковой (3-1 день до дня выборов) избирательной комиссии так, чтобы
при этом не была нарушена тайна голосования.
     Заполненные бюллетени  избиратель  помещает  в  конверт,  который
передает дежурному члену районной, городской, участковой избирательной
комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответствующей
избирательной   комиссии   либо   подписи   двух   членов   участковой
избирательной комиссии.  Районные,  городские  избирательные  комиссии
передают  списки  досрочно проголосовавших избирателей и конверты с их
бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию.
     Участковая избирательная   комиссия   отмечает   в  своем  списке
проголосовавших таким образом избирателей.
     3. В  8  часов утра в день выборов председатель каждой участковой
избирательной комиссии объявляет о начале  голосования  и  предъявляет
членам  комиссии  и  присутствующим  избирателям и наблюдателям пустые
избирательные  ящики,  которые   опечатываются.   Затем   председатель
участковой  избирательной  комиссии  вскрывает конверты с заполненными
бюллетенями,  оставленные временно выбывшими избирателями,  и опускает
извлеченные  из  них  бюллетени  в  избирательные  ящики,  после  чего
приглашает  избирателей  получать   избирательные   бюллетени.   Число
конвертов  и  бюллетеней  в  них  оглашается  и  заносится  в протокол
участковой избирательной комиссии.
     4. Избирательные  бюллетени  выдаются  избирателям  включенным  в
список избирателей.  При получении избирательных бюллетеней избиратель
проставляет   в   списке   избирателей  серию  и  номер  паспорта  или
заменяющего  его  удостоверения  личности.  Избиратель,   не   имеющий
возможности сделать это самостоятельно, вправе воспользоваться помощью
другого лица, в три числе и входящего в состав избирательной комиссии.
     Избиратель проверяет    правильность   произведенной   записи   и
расписывается.  В  случае,  если  избиратель  не   имеет   возможности
самостоятельно   расписаться   в   получении   бюллетеней,  он  вправе
воспользоваться помощью другого лица, не входящего в состав участковой
избирательной  комиссии,  фамилия  этого  лица  указывается  в  списке
избирателей в графе "Подпись избирателя о получении бюллетеней".
     5. Каждый гражданин голосует лично.  Голосование за других лиц не
допускается.
     Заполнение избирательных  бюллетеней  производится  в специальной
кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было,
кроме голосующего.  Избиратель,  не имеющий возможности самостоятельно
заполнить бюллетени,  вправе  пригласить  в  кабину  или  комнату  для
тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или
наблюдателя.
     6. В избирательном бюллетене по выборам депутатов Думы избиратель
ставит  крест  или  любой  знак  в  пустом  квадрате  против   фамилии
кандидата,  за  которого он голосует,  либо в квадрате,  расположенном
напротив строки "Против всех кандидатов".
     7. В   случае,   если  избиратель  считает,  что  при  заполнении
избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену
избирательной комиссии,  выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой
выдать ему новый избирательный  бюллетень  взамен  испорченного.  Член
избирательной   комиссии   выдает   избирателю   новый   избирательный
бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей
против фамилии соответствующего избирателя.  Испорченный избирательный
бюллетень погашается, о чем составляется акт.
     8. Заполненный бюллетень избиратель,  покинув кабину или  комнату
для тайного голосования,  опускает в избирательный ящик. Избирательные
ящики должны находиться в поле зрения членов участковой  избирательной
комиссии и наблюдателей.
     9. Председатель   участковой  избирательной  комиссии  следит  за
порядком в  помещении  для  голосования.  Его  распоряжения  для  всех
присутствующих  обязательны.  В  случае  отсутствия  председателя  его
заменяет заместитель председателя комиссии,  а при  его  отсутствии  -
секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею.
     10. В тех случаях,  когда граждане,  имеющие право участвовать  в
выборах,  не  могут  прибыть  на  участок для голосования по состоянию
здоровья или другим  уважительным  причинам,  по  их  письменному  или
устному   заявлению   участковая   избирательная  комиссия  организует
голосование  по  месту  нахождения  этих  граждан   с   использованием
специального  переносного  ящика.  При  проведении  голосования вправе
участвовать наблюдатели.  В этих целях на избирательном участке должно
быть необходимое количество переносных избирательных ящиков.
     Количество переносных  ящиков  определяется   решением   окружной
избирательной комиссии.
     Устное заявление   должно   быть   подтверждено   избирателем   в
письменном  виде  при  прибытии  к нему членов избирательной комиссии.
Данные об избирателях,  проголосовавших вне помещения для голосования,
вносятся  в  отдельный  дополнительный  список,  в  котором избиратель
расписывается в получении бюллетеня, а член комиссии - в его выдаче, а
в основном списке делается отметка о том,  что избиратель проголосовал
вне помещения для голосования.
     Количество заявлений  избирателей  о  предоставлении  возможности
проголосовать  вне  помещения  для   голосования,   использованных   и
возвращенных бюллетеней отмечается в отдельном акте.
     Организация голосования  вне  помещения  для  голосования  должна
исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно
искажения волеизъявления избирателя.
     11. Член   избирательной   комиссии  немедленно  отстраняется  от
участия  в  ее  работе,   а   наблюдатель   удаляется   из   помещения
избирательного  участка,  если  они  нарушают  тайну  голосования  или
пытаются  повлиять  на  волеизъявление  избирателя.  Решение  об  этом
принимается участковой избирательной комиссией.

     Статья 31. Подсчет голосов избирателей участковыми
                избирательными комиссиями

     1. По  истечении  времени  голосования  председатель   участковой
избирательной  комиссии  объявляет,  что  могут получить избирательные
бюллетени  и  проголосовать  только  избиратели,  уже  находящиеся   в
помещении для голосования.
     2. Перед началом подсчета голосов члены участковой  избирательной
комиссии  в  присутствии наблюдателей,  если они находятся в помещении
для   голосования,   подсчитывают    и    погашают    неиспользованные
избирательные  бюллетени.  Их  число оглашается и заносится в протокол
после чего председатель участковой  избирательной  комиссии  проверяет
целостность  печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их.
Вскрытие  избирательных  ящиков  осуществляется  поочередно:   сначала
переносных, затем стационарных.
     Вначале производится    подсчет     избирательных     бюллетеней,
находившихся  в  переносных  ящиках.  Число бюллетеней,  находящихся в
переносных ящиках,  не должно превышать число письменных заявлений  от
избирателей  с  просьбой  о  проведении голосования вне избирательного
участка.
     В случае   обнаружения   в   переносных   ящиках  большего  числа
бюллетеней,  чем количество заявлений с  просьбой  о  голосовании  вне
помещения  для  голосования,  все бюллетени,  находящиеся в переносных
избирательных ящиках, признаются недействительными решением участковой
избирательной комиссии.
     Этот факт с указанием  фамилий  членов  комиссии,  обеспечивающих
голосование вне помещения для голосования,  отражается в акте, который
прилагается к протоколу о результатах голосования.
     4. После  извлечения  из  избирательных  ящиков бюллетеней прежде
всего  отделяются  недействительные.  Таковыми   считаются   бюллетени
неустановленной   формы,   не   снабженные   печатью   соответствующей
избирательной  комиссии  либо   подписями   двух   членов   участковой
избирательной  комиссии,  а также такие,  из которых нельзя установить
волеизъявление избирателя.
     Избирательные бюллетени  неустановленной  формы  при  определении
числа  избирателей,  принявших  участие  в  голосовании,  из  подсчета
исключаются.
     При принятии  решения  о   признании   избирательного   бюллетеня
недействительным  участковая  избирательная  комиссия указывает на его
оборотной  стороне  причины   его   недействительности.   Эта   запись
подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной
комиссии.
     5. Подсчет голосов избирателей осуществляют непосредственно члены
участковой избирательной комиссии, обладающие правом решающего голоса,
сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до
получения итогов голосования,  о которых извещаются  члены  участковой
избирательной    комиссии,   а   также   наблюдатели,   представляющие
кандидатов, избирательные объединения, группы избирателей.
     6. Участковая   избирательная  комиссия  составляет  протокол  по
итогам голосования на данном участке, в котором указываются:
     число избирателей,   внесенных   в  список  избирателей,  включая
избирателей, внесенных в список дополнительно;
     число избирательных    бюллетеней,    полученных    избирательной
комиссией;
     число избирательных    бюллетеней,    выданных   избирателям   на
избирательном участке в день выборов;
     число избирательных     бюллетеней,     выданных     избирателям,
проголосовавшим досрочно;
     число избирательных     бюллетеней,     выданных     избирателям,
проголосовавшим вне помещения для голосования;
     число погашенных избирательных бюллетеней;
     число избирательных  бюллетеней,  содержащихся   в   стационарных
избирательных   ящиках   (за  исключением  бюллетеней  неустановленной
формы);
     число избирательных   бюллетеней,   содержащихся   в   переносных
избирательных  ящиках  (за  исключением   бюллетеней   неустановленной
формы);
     число действительных избирательных бюллетеней;
     число недействительных избирательных бюллетеней;
     фамилии, имена и отчества,  а при их совпадении - иные  данные  о
внесенных в избирательный бюллетень кандидатах;
     число голосов, поданных за каждого кандидата;
     число голосов, поданных против всех кандидатов.
     7. Протоколы составляются  в  двух  экземплярах  и  подписываются
всеми членами комиссии с правом решающего голоса.
     По требованию любого члена участковой избирательной комиссии  или
наблюдателя  участковая  избирательная комиссия обязана представить им
заверенную копию протокола об итогах голосования.
     8. Первые экземпляры протоколов участковой избирательной комиссии
с жалобами и заявлениями,  поступившими в комиссию в день голосования,
и  принятыми  по  ним  решениями  после  их подписания незамедлительно
направляются в районные, городские избирательные комиссии.
     Вторые экземпляры протоколов вместе с опечатанными избирательными
бюллетенями,  списками  членов   избирательной   комиссии   с   правом
совещательного голоса,  наблюдателей,  представителей средств массовой
информации,  присутствующих  на  заседании  участковой   избирательной
комиссии, хранятся у секретаря комиссии до окончания ее работы.
     Избирательная документация,  включая   избирательные   бюллетени,
передается  в  вышестоящую районную (городскую) избирательную комиссию
не позднее чем через десять дней после официального объявления  итогов
выборов.

     Статья 32. Установление итогов голосования районными,
                городскими избирательными комиссиями

     1. На основании  подлинных  протоколов  участковых  избирательных
комиссий   путем  суммирования  содержащихся  в  них  данных  районная
(городская) избирательная комиссия в  течение  одного  дня  после  дня
выборов устанавливает итоги голосования на соответствующей территории.
     2. По  итогам  голосования  районная  (городская)   избирательная
комиссия составляют протоколы, в которые заносятся данные о количестве
участковых  комиссий   на   соответствующей   территории,   количестве
протоколов  участковых  избирательных  комиссий,  на основании которых
составляются  настоящие  протоколы,  а  также  суммарные   данные   по
позициям, содержащимся в протоколах участковых избирательных комиссий,
указанные в пункте 6 статьи 31 настоящего Закона.
     3. Протоколы  составляются  в  двух  экземплярах  и подписываются
всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса. Член
комиссии,  не  согласный  с  протоколом  в  целом  или  отдельным  его
положением,  вправе приложить к протоколу свое особое мнение,  о чем в
протоколе делается соответствующая запись.
     Первые экземпляры протоколов с поступившими  в  комиссию  в  день
голосования жалобами,  заявлениями и принятыми по ним решениями вместе
с  протоколами  участковых  избирательных   комиссий   незамедлительно
направляются в избирательную комиссию области и окружную избирательную
комиссию.
     Вторые экземпляры протоколов вместе со списками членов комиссии с
правом совещательного  голоса,  наблюдателей,  представителей  средств
массовой    информации,   присутствующих   при   установлении   итогов
голосования и составлении протоколов, хранятся у секретаря комиссии до
окончания ее работы.

     Статья 33. Определение результатов выборов в
                избирательном округе

     1. Окружная избирательная комиссия по выборам в Думу по получении
подлинных  протоколов  районных (городских) и участковых избирательных
комиссий избирательного округа не позднее трех дней после дня  выборов
определяет   результаты   выборов   в   избирательном   округе   путем
суммирования данных, содержащихся в этих протоколах.
     2. Окружная  избирательная  комиссия по выборам в Думу составляет
протокол, в котором указывает:
     число территориальных избирательных комиссий  в округе;
     число протоколов  территориальных  избирательных   комиссий,   на
основе которых составлен данный протокол;
     число избирателей  по   одномандатному   избирательному   округу,
внесенных в списки избирателей;
     число избирательных бюллетеней, выданных участковым избирательным
комиссиям;
     число избирательных   бюллетеней,   выданных    избирателям    на
избирательных участках в день выборов;
     число избирательных     бюллетеней,     выданных     избирателям,
проголосовавшим досрочно;
     число избирательных     бюллетеней,     выданных     избирателям,
проголосовавшим вне помещений для голосования;
     число погашенных избирательных бюллетеней;
     число избирательных   бюллетеней,   содержащихся  в  стационарных
избирательных  ящиках  (за  исключением   бюллетеней   неустановленной
формы);
     число избирательных   бюллетеней,   содержащихся   в   переносных
избирательных   ящиках   (за  исключением  бюллетеней  неустановленной
формы);
     общее число действительных избирательных бюллетеней;
     общее число недействительных избирательных бюллетеней;
     фамилии, имена  и  отчества  внесенных  в избирательный бюллетень
кандидатов и число голосов, поданных за каждого из них;
     число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;
     фамилия  и  отчество  избранного   кандидата.
     К протоколу приобщаются поступившие в комиссию в день голосования
жалобы и заявления и принятые по ним решения.
     3. Избранным   по   избирательному  округу  признается  кандидат,
получивший  наибольшее  количество  голосов  по  отношению  к   другим
кандидатам,  при  условии,  что  число  голосов,  поданных  за данного
кандидата, больше, чем число голосов, поданных против всех кандидатов.
     4. Окружная    избирательная    комиссия   признает   выборы   по
избирательному округу несостоявшимися,  если общее число  принявших  в
голосовании  избирателей  менее  25 процентов числа зарегистрированных
избирателей в целом по округу или, если число голосов, поданных против
всех  кандидатов,  превышает  число  голосов,  поданных  за кандидата,
набравшего наибольшее число голосов.
     5. Окружная     избирательная     комиссия     признает    выборы
недействительными,  если допущенные  при  проведении  голосования  или
установлении    итогов    голосования   нарушения   не   позволяют   с
достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.
     6. По требованию любого члена окружной избирательной комиссии или
наблюдателя   окружная   избирательная   комиссия   предоставляет   им
возможность  ознакомиться с протоколом о результатах выборов и снять с
него  копию  в  помещении  окружной  избирательной   комиссии.   Копия
протокола заверяется окружной избирательной комиссией.
     7. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми
членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса. При
подписании  протокола  члены  окружной  избирательной   комиссии,   не
согласные   с   его   содержанием,  вправе  составить  особое  мнение,
прилагаемое к протоколу,  о чем в протоколе  делается  соответствующая
запись.   Один  экземпляр  протокола  незамедлительно  направляется  в
избирательную комиссию  Брянской  области,  другой  хранится  в  делах
окружной избирательной комиссии.
     8. Вся документация избирательных комиссий, включая избирательные
бюллетени, подлежит хранению в течение следующих сроков:
     избирательные бюллетени - не менее одного года,
     протоколы избирательных  комиссий  -  не менее одного года со дня
объявления даты следующих выборов.

     Статья 34. Опубликование итогов голосования и
                результатов выборов

     1. На   основании   протоколов  окружных  избирательных  комиссий
избирательная комиссия  Брянской  области  устанавливает  общие  итоги
выборов  и  на  основании данных о результатах выборов в избирательных
округах,  содержащихся  в  протоколах  соответствующих   избирательных
комиссий об итогах голосования, публикует их.
     Публикация осуществляется  в  течение  месяца   после   окончания
выборов.
     Окружные избирательные    комиссии,    проводившие    регистрацию
кандидатов,   направляют   общие   данные  о  результатах  выборов  по
избирательному округу в средства массовой информации  в  течение  трех
дней после окончания выборов.

     Статья 35. Регистрация избранных депутатов

     1. Соответствующая    окружная   избирательная   комиссия   после
подписания протокола об итогах выборов  извещает  об  этом  кандидата,
избранного в Думу.
     2. Окружная  избирательная  комиссия  на  основании  протокола  о
результатах  выборов  не  позднее пяти дней после подписания протокола
официально производит регистрацию избранного в Думу депутата и  выдачу
ему удостоверения об избрании.

                  ГЛАВА 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 36. Повторное голосование

     Если по   одномандатному  избирательному  округу  баллотировалось
более двух кандидатов в депутаты Думы и ни один из них не был  избран,
избирательная комиссия Брянской области принимает решение о проведении
в  округе  повторного  голосования  по  двум  кандидатам  в  депутаты,
получившим наибольшее число голосов избирателей.
     Повторное голосование проводится не позднее чем  в  двухнедельный
срок   с   соблюдением   требований  настоящего  Закона.  Сообщение  о
проведении повторного голосования публикуется в печати.
     Избранным считается кандидат в депутаты, получивший при повторном
голосовании в одномандатном избирательном округе большее число голосов
избирателей,  принявших  участие  в голосовании,  по отношению к числу
голосов избирателей,  поданных за другого кандидата,  при условии, что
число голосов избирателей,  поданных за этого кандидата,  больше числа
голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

     Статья 37. Повторные выборы

     Если по одномандатному избирательному округу  баллотировалось  не
более  двух кандидатов и ни один из них не был избран,  либо выборы по
избирательному    округу    были    признаны    несостоявшимися    или
недействительными,  либо повторное голосование не позволило определить
избранного депутата, избирательная комиссия Брянской области принимает
решение   о  проведении  в  избирательном  округе  повторных  выборов.
Голосование проводится на тех же избирательных участках и  по  спискам
избирателей, составленным для проведения общих выборов.
     Повторные выборы проводятся в сроки,  установленные избирательной
комиссией Брянской области,  исходя из местных условий,  но не позднее
чем через три  месяца  после  проведенных,  но  не  давших  результата
выборов.  В случае,  если число неизбранных депутатов составляет более
одной трети от числа депутатов,  установленного  для  Думы,  повторные
выборы  проводятся  не  позднее  чем  в  двухмесячный срок после общих
выборов.
     Образование избирательных   комиссий,  выдвижение  и  регистрация
кандидатов  в  депутаты,  другие  мероприятия  проводятся  в  порядке,
установленном  настоящим  Законом.  Сообщение  о  проведении повторных
выборов публикуется в печати.

     Статья 38. Проведение выборов депутатов вместо выбывших

     Если  до  конца срока полномочий Думы остается менее одного года,
дополнительные выборы депутатов Думы не проводятся. (В редакции Закона
Брянской области от 07.07.98 г. N 27-з)

     Статья 39. Ответственность за нарушение избирательных
                прав граждан

     Лица, путем    насилия,    подкупа,    обмана,   угроз,   подлога
избирательных документов или иным способом  препятствующие  свободному
осуществлению  гражданином  Российской Федерации права избирать и быть
избранным  в  Думу  либо  работе  избирательных  комиссий  или  членов
избирательных  комиссий,  или  лица,  распространяющие заведомо ложные
сведения о кандидатах либо совершающие иные действия,  порочащие честь
и достоинство кандидатов,  а равно лица, нарушающие условия проведения
предвыборной  агитации,  несут  ответственность   в   соответствии   с
федеральным законом.

     Статья 40. Вступление в силу настоящего Закона

     Настоящий Закон   вступает   в   силу  со  дня  его  официального
опубликования.

     Глава администрации
     Брянской области             А.М.Семернев

     г. Брянск
     19 июня 1996 года
     N 24-3


Информация по документу
Читайте также