Расширенный поиск

Закон Алтайского края от 01.11.1995 № 19-ЗС

 



                                ЗАКОН


                           Алтайского края

                                     Утратил силу - Закон Алтайского
                                       края от 05.11.99 г. N 52-ЗС

                        О краевом референдуме


     (В редакции Законов Алтайского края от 06.05.96 г. N 27-ЗС;
                       от 07.04.97 г. N 16-ЗС)
                       от 05.09.96 г. N 42-ЗС)



     Настоящий закон  Алтайского  края  (далее  -  Закон)   определяет
основные   условия   и  порядок   проведения   краевого   референдума,
являющегося наряду  со свободными выборами  высшим и  непосредственным
выражением власти жителей края.

                       Глава I. Общие положения


     Статья 1. Понятие краевого референдума

     1. Краевой референдум (далее - референдум) - голосование  жителей
края в  форме однозначного  высказывания  по проекту  закона края  или
иному   важному   вопросу  государственной   и   общественной   жизни,
относящемуся к ведению органов государственной власти края.
     2. Решение, принятое в ходе референдума, имеет силу закона  края,
в каком-либо утверждении не нуждается и обязательно для исполнения  на
всей территории края.
     Если для реализации решения, принятого на референдуме,  требуется
издание дополнительного правового  акта, орган государственной  власти
края,  в  чью  компетенцию  входит данный  вопрос,  обязан  в  течение
пятнадцати  дней  со  дня  вступления в  силу  решения,  принятого  на
референдуме,  определить  срок подготовки  соответствующего  правового
акта.

     Статья 2. Консультативный референдум

     По решению  краевого  Законодательного  Собрания  в  крае   может
проводиться консультативный  референдум (опрос  граждан) по  предметам
ведения   края   как   субъекта   Российской   Федерации.   Результаты
консультативного референдума имеют рекомендательный характер.
     Порядок проведения консультативного референдума (опроса  граждан)
устанавливается законом края.

       Статья 3. Вопросы, не подлежащие вынесению на референдум

     1. Предметом референдума не могут быть:
     принятие, отмена Устава, внесение в него изменений и дополнений;
     ликвидация органов государственной власти края и органов местного
самоуправления;
     избрание, утверждение,  назначение  на должность или освобождение
от должности должностных лиц;
     досрочное прекращение   или   продление  срока  полномочий  любых
органов  государственной  власти,  органов  местного   самоуправления,
должностных  лиц,  а  равно  проведение  досрочных  выборов,  отсрочка
выборов;
     решение бюджетных и финансовых вопросов;
     введение, изменение  или  отмена  налогов  и  сборов,   а   также
освобождение от их уплаты;
     принятие чрезвычайных и неотложных мер по борьбе с  преступностью
и укреплению правопорядка, обеспечению здоровья населения;
     вопросы, выходящие   за   пределы   предметов   ведения   органов
государственной власти края.
     (Пункт в редакции Закона Алтайского края от 06.05.96 г. N 27-ЗС)
     2. Референдум  проводится  на всей  территории  Алтайского  края.
Референдум  по  вопросам изменения  границ  муниципальных  образований
проводится  лишь   в  границах   муниципальных  образований,   которых
затрагивают эти изменения.

     Стат     ья  4.  Право  граждан  на участие в референдуме 1. В референдуме
имеют  право  участвовать жители края - граждане Российской Федерации,
ко дню его проведения 18 лет, постоянно прож
иваю (В  редакции Закона
Алтайского края от 07.04.97 г. N 16-ЗС)щие на территории края (далее - граждане).
     В референдуме  не могут  участвовать  граждане, признанные  судом
недееспособными, а также лица,  содержащиеся в местах лишения  свободы
по приговору суда.
     2. Какие-либо прямые  или косвенные ограничения  прав граждан  на
участие в референдуме  в зависимости  от происхождения, социального  и
имущественного  положения,  расовой или  национальной  принадлежности,
пола, образования, языка, отношения  к религии, политических или  иных
взглядов, рода и характера занятий запрещаются.

     Статья 5. Общие принципы проведения референдума

     1. Граждане  участвуют  в референдуме  непосредственно  и  лично.
Участие в референдуме является свободным и добровольным.
     2. Голосование на референдуме  осуществляется тайно, контроль  за
волеизъявлением граждан не допускается.
     3. Граждане участвуют в референдуме на равных основаниях по месту
своего постоянного проживания. Каждый гражданин имеет один голос.

     Статья 6.  Законодательство  о  референдуме  и  контроль  за  его
соблюдением

     1. Порядок и условия проведения референдума регулируются  Уставом
(Основным  Законом)  Алтайского  края,  настоящим  Законом  и  другими
законами Алтайского края.
     2. В  осуществлении контроля  за  соблюдением законодательства  о
референдуме  имеют право  участвовать  представители средств  массовой
информации, политических партий и иных общественных объединений.

     Статья 7. Агитация по поводу референдума

     1. Гражданам,  политическим  и  иным  общественным   объединениям
гарантируется право беспрепятственной агитации за и против  проведения
референдума,   а    также   вопросов,    выносимых   на    референдум,
соответствующих проектов законов края и решений.
     2. Все   агитационные   печатные   материалы   должны   содержать
информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск.
     Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
     3. Агитация  заканчивается  в  ноль  часов  по  местному  времени
накануне  дня,  предшествующего  дню проведения  референдума.  В  день
проведения  референдума   и   в  предшествующий   ему  день   агитация
запрещается.
     4. Не  допускается  агитация, возбуждающая  социальную,  расовую,
национальную или религиозную ненависть и вражду.
     5. Запрещается      проведение      агитации,      сопровождаемой
предоставлением гражданам бесплатно или на льготных условиях  товаров,
услуг, ценных бумаг, выплатой денежных средств.

     Статья 8. Гласность при подготовке и проведении референдума

     1. Деятельность  всех  органов,   участвующих  в  организации   и
проведении референдума, осуществляется открыто и гласно.
     Все решения, касающиеся проведения  референдума, а также  проекты
законов   края   и   решений,  выносимых   на   референдум,   подлежат
опубликованию  в газете  "Алтайская  правда"  в  течение семи  дней  с
момента их принятия.
     2. На  заседаниях  краевой,  районных  (городских)  и  участковых
комиссий по проведению референдума, а также во время голосования и при
подсчете  голосов  на   участках  для  голосования,  при   определении
результатов   референдума   вправе   присутствовать   наблюдатели   от
политических партий и иных общественных объединений, средств  массовой
информации,  инициативной группы  граждан  по проведению  референдума,
городских и районных представительных органов местного самоуправления.
     Наблюдатели, присутствующие  на   заседаниях   комиссий  или   на
участках для  голосования, должны иметь  документы, удостоверяющие  их
полномочия.

     Статья 9. Финансовое обеспечение референдума

     1. Финансовое обеспечение мероприятий, связанных с подготовкой  и
проведением  референдума,  осуществляется  за  счет  средств  краевого
бюджета, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
     Администрация края  выделяет  Избирательной  комиссии  Алтайского
края (далее - Избирательная комиссия) необходимые денежные средства на
подготовку и проведение  референдума в течение  десяти дней с  момента
принятия  краевым  Законодательным  Собранием  решения  о   проведении
референдума. Выделенные денежные средства распределяются Избирательной
комиссией между комиссиями по проведению референдума.
     В случае, если финансирование подготовки и проведения референдума
не было предусмотрено в краевом  бюджете, эти расходы оплачиваются  за
счет кредитов, покрываемых за счет средств краевого бюджета.
     Председатели комиссий  по  проведению  референдума  распоряжаются
выделенными   денежными   средствами  и   несут   ответственность   за
соответствие расходов решениям комиссий по финансовым вопросам.
     Неизрасходованные денежные средства после проведения  референдума
перечисляются на счет  Избирательной комиссии, которая возвращает  эти
средства в краевой бюджет.
     2. Инициативная группа граждан вправе создавать собственный  фонд
для финансирования  агитации за  или  против проектов  законов края  и
проектов решений, выносимых на референдум.
     Такой фонд может формироваться за счет:
     собственных средств членов инициативной группы, размер которых не
может превышать для всей группы более чем в 100 раз минимальный размер
оплаты труда,  установленный федеральным  законом  на день  назначения
референдума;
     добровольных пожертвований  юридических  лиц, размер  которых  не
может превышать  для каждого  юридического лица  более чем  в 200  раз
минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом  на
день назначения референдума;
     добровольных пожертвований  физических  лиц,  размер  которых  не
может  превышать для  каждого  физического лица  более  чем в  20  раз
минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом  на
день назначения референдума.
     Предельный размер  фонда  не  может  более чем  в  10  тысяч  раз
превышать минимальный размер  оплаты труда, установленный  федеральным
законом на день назначения референдума.
     Все денежные  средства,  поступившие в  фонд,  аккумулируются  на
специальном  счете   в   банке,  который   открывается  с   разрешения
Избирательной комиссии.
     Не допускается  пополнение  указанного  фонда  за  счет   средств
иностранных государств,  иностранных  граждан и  организаций, лиц  без
гражданства, государственных, муниципальных и религиозных организаций,
а также российских юридических лиц с иностранным участием.
     Порядок налогообложения средств, поступивших в фонд  инициативной
группы граждан, устанавливается федеральным законом.
     Инициативная группа граждан  представляет Избирательной  комиссии
отчет об  образовании и  использовании средств  фонда в  установленные
этой комиссией сроки.
     Остатки денежных средств, не израсходованные инициативной группой
граждан, в течение недели  со дня проведения  референдума либо со  дня
прекращения  сбора  подписей  по основанию,  указанному  в  статье  17
настоящего  Закона,   возвращаются   на  счета   организаций  и   лиц,
перечисливших эти средства.

             Глава II. Инициирование и принятие решения о
                        проведении референдума


     Статья 10. Инициатива в проведении референдума

     Референдум проводится по инициативе:
     депутатов краевого Законодательного Собрания;
     администрации края;
     органов местного самоуправления;
     граждан.

     Статья 11. Реализация права инициирования референдума  депутатами
краевого Законодательного Собрания

     Инициирование проведения референдума осуществляется не менее  чем
половиной  избранных  депутатов  краевого  Законодательного   Собрания
посредством внесения письменного предложения в краевое Законодательное
Собрание.

     Статья 12.    Реализация    права    инициирования    референдума
администрации края

     Инициирование администрацией    края    проведения    референдума
осуществляется   посредством   принятия  главой   администрации   края
соответствующего постановления  с  соблюдением условий,  установленных
статьей 82 Устава (Основного Закона) Алтайского края.
     Соответствующее постановление     главы    администрации     края
направляется в Избирательную комиссию.

     Статья 13. Реализация  права  инициирования референдума  органами
местного самоуправления

     Инициирование проведения референдума осуществляется не менее  чем
одной  третью  общего  числа  городских  и  районных  представительных
органов местного самоуправления.
     Соответствующие решения направляются в Избирательную комиссию.

     Статья 14. Реализация права инициирования референдума гражданами

     Инициировать референдум могут  любые граждане,  имеющие право  на
участие в референдуме в соответствии со статьей 4 настоящего Закона, и
поставившие свои подписи в поддержку соответствующего предложения.
     Общее количество  подписей  граждан  в  поддержку  инициативы   о
проведении референдума должно составить не менее 35 тысяч.
     Сбор подписей осуществляет инициативная группа (группы)  граждан,
образуемая в соответствии  с требованиями  настоящего Закона (далее  -
инициативная группа).

     Статья 15. Образование инициативной группы

     1. Инициативная группа образуется на собрании граждан.
     Инициаторы проведения собрания обязаны  не позднее чем за  десять
дней уведомить  Избирательную комиссию  о месте  и времени  проведения
собрания.
     Собрание правомочно,  если  на  нем  присутствуют  не  менее   50
граждан.
     В случае принятия решения о необходимости проведения  референдума
и  утверждения  текста  проекта  закона  края  или  проекта   решения,
выносимых  на  референдум,  собрание  открытым  голосованием  избирает
инициативную группу в  составе не менее десяти  человек и поручает  ей
организацию сбора подписей.
     Собрание граждан вправе образовать лишь одну инициативную группу.
     2. Общее количество инициативных групп не ограничивается.

     Статья 16. Регистрация инициативной группы

     Протокол собрания граждан с данными о регистрации его  участников
и списком избранной инициативной группы представляется для регистрации
инициативной группы в Избирательную комиссию. К протоколу  прилагается
текст  проекта  закона   края  или   проекта  решения,  выносимых   на
референдум.
     Решение Избирательной комиссии о регистрации инициативной  группы
должно  быть  принято  не  позднее  семи  дней  с  момента   получения
необходимых документов.
     Отказ в регистрации инициативной группы допускается лишь в случае
нарушения условий, установленных статьями 15 и 16 настоящего Закона.
     Избирательная комиссия, убедившись в соответствии  представленных
документов  требованиям   настоящего   Закона,  выдает   представителю
инициативной группы свидетельство  о ее регистрации и  соответствующие
удостоверения  членам  инициативной  группы не  позднее  трех  дней  с
момента принятия решения о регистрации.

     Статья 17. Порядок  и сроки сбора  подписей граждан  инициативной
группой

     1. С момента получения  свидетельства о регистрации  инициативная
группа вправе  беспрепятственно  производить сбор  подписей граждан  в
поддержку проведения референдума.
     2. Срок сбора подписей граждан  не должен превышать двух  месяцев
со  дня выдачи  свидетельства  о  регистрации первой  из  инициативных
групп.
     Если в  течение  этого  срока  необходимое  количество   подписей
граждан не было собрано, дальнейший сбор подписей прекращается.
     Повторная инициатива проведения  референдума по  тому же  вопросу
может быть выдвинута не ранее чем через год.
     3. Расходы  по  сбору   подписей  граждан,  включая  расходы   по
изготовлению листов для сбора подписей, несет инициативная группа.

     Статья 18. Листы для сбора подписей граждан

     Листы для  сбора  подписей  граждан  (далее  -  подписные  листы)
изготавливаются по форме, утвержденной Избирательной комиссией.
     Гражданин, поддерживающий   инициативу  проведения   референдума,
подписывает подписной лист, указывая при этом фамилию, имя,  отчество,
год  рождения, место  жительства,  номер и  серию  паспорта или  иного
заменяющего его документа.
     Каждый подписной  лист  заверяется  руководителем  или  одним  из
членов инициативной группы с указанием фамилии, имени, отчества,  года
рождения,  места  жительства,  номера  и  серии  паспорта  либо  иного
соответствующего документа.

     Статья 19. Принятие решения о проведении референдума

     1. По  окончании  сбора  подписей  граждан  инициативная   группа
составляет итоговый протокол,  в котором указываются дата  регистрации
инициативной  группы,  дата  начала и  окончания  сбора  подписей,  их
количество.
     Подписные листы и итоговый протокол  не позднее тридцати дней  со
дня окончания сбора подписей граждан сдаются в Избирательную комиссию.
     2. Избирательная комиссия вправе проверить правильность сведений,
указанных в подписных листах.
     При обнаружении в подписных  листах нескольких подписей одного  и
того же гражданина все его  подписи не учитываются. Равным образом  не
учитываются подписи граждан, не указавших в подписных листах данных  о
себе, предусмотренных статьей 18 настоящего Закона.
     При обнаружении   в  подписных   листах   более  трех   процентов
фальсифицированных подписей Избирательная комиссия может отказать этой
инициативной группе в регистрации всех ее подписных листов.
     Подписные листы, не заверенные руководителем или одним из  членов
инициативной  группы,  не  указавших о  себе  данных,  предусмотренных
статьей 18 настоящего Закона, не учитываются.
     3. Решение  Избирательной  комиссии  о  правильности   оформления
документов, представленных инициативной  группой, должно быть  принято
не позднее десяти дней со дня их получения.
     В этот  же срок  принимается  решение о  правильности  оформления
документов,  представленных  в  Избирательную  комиссию   инициаторами
проведения  референдума,  указанными  в статьях  12  и  13  настоящего
Закона.
     Решение Избирательной комиссии в течение трех дней направляется в
краевое Законодательное Собрание.
     4. Краевое Законодательное Собрание обязано назначить  референдум
не  позднее тридцати  дней  со  дня получения  положительного  решения
Избирательной комиссии о необходимости проведения референдума.
     Решение о проведении референдума принимается большинством голосов
от установленного числа депутатов краевого Законодательного Собрания.
     5. Референдум  не может  проводиться  ранее  сорока пяти  дней  и
позднее  четырех  месяцев  со  дня  принятия  краевым  Законодательным
Собранием решения о его проведении.

     Статья 20.  Одновременное  инициирование  референдума  различными
субъектами

     При одновременной  инициативе субъектов,  указанных  в статье  10
настоящего  Закона,   краевое   Законодательное  Собрание   использует
согласительные процедуры с тем, чтобы выработать согласованный  проект
закона края или проекта решения, выносимых на референдум.
     В случае недостижения  согласия краевое Законодательное  Собрание
передает разрешение спора в краевой суд.

     Статья 21. Отказ в назначении референдума

     1. Отказ   краевого   Законодательного  Собрания   в   назначении
референдума возможен лишь в случаях:
     неподготовленности по установленной форме проекта закона края или
проекта решения, выносимых на референдум;
     нарушения установленной настоящим Законом процедуры инициирования
проведения референдума;
     инициирования  вынесения на референдум вопроса, который по смыслу
части  первой  статьи  3  настоящего  Закона  не  может быть предметом
референдума;(Дополнен - Закон Алтайского края от 06.05.96 г. N 27-ЗС)
     принятия краевым  Законодательным   Собранием  закона  края   или
постановления, не имеющих существенных различий с проектом закона края
либо   проектом   решения,   предлагаемых   инициаторами    проведения
референдума.
     2. Решение  краевого  Законодательного   Собрания  об  отказе   в
назначении  референдума в  десятидневный  срок после  принятия  такого
решения может быть обжаловано в суд.

     Статья 22.    Иные   обстоятельства,    исключающие    проведение
референдума

     Референдум не проводится  в условиях  военного или  чрезвычайного
положения, введенных на всей  территории Российской Федерации либо  на
всей территории  края или  ее части, а  также в  течение трех  месяцев
после отмены военного или чрезвычайного положений.

     Статья 23. Образование комиссий по проведению референдума

     1. Подготовку и проведение референдума осуществляют:
     краевая комиссия по проведению референдума;
     территориальные (районные  и  городские) комиссии  по  проведению
референдума;
     участковые комиссии по проведению референдума.
     2. Функции   краевой    комиссии   по   проведению    референдума
осуществляет  Избирательная  комиссия,  порядок  образования   которой
установлен  Положением  об  Избирательной  комиссии  Алтайского  края,
утвержденным постановлением краевого  Законодательного Собрания от  10
марта 1995 года N 47.
     3.  Территориальные  комиссии  по  проведению  референдума (далее
районные (городские) комиссии) образуются не позднее чем за сорок дней
до проведения референдума в количестве 5-15 членов. (Абзац  в редакции
Закона Алтайского края от 05.09.96 г. N 42-ЗС)
     Состав районной   (городской)   комиссии   назначается   выборным
представительным органом местного самоуправления.
     При определении   кандидатур  выборный   представительный   орган
местного    самоуправления    учитывает    предложения    общественных
объединений,  собраний  граждан  по  месту  работы,  службы,  учебы  и
жительства.
     В случае,   если   выборный   представительный   орган   местного
самоуправления не  определил  состав районной  (городской) комиссии  в
срок, установленный  частью третьей  настоящей статьи,  либо, если  на
данной   территории    выборный   представительный   орган    местного
самоуправления отсутствует, образование районной (городской)  комиссии
производится Избирательной комиссией.
     4.  Участковые  комиссии  по  проведению  референдума  образуются
выборными   представительными   органами  местного  самоуправления  не
позднее  чем  за  тридцать дней до проведения референдума в количестве
5-15 членов.(Абзац     в     редакции     Закона    Алтайского    края
от 05.09.96 г. N 42-ЗС)
     При определении   кандидатур  выборный   представительный   орган
местного    самоуправления    учитывает    предложения    общественных
объединений,  собраний  граждан  по  месту  работы,  службы,  учебы  и
жительства.
     В случае,   если   выборный   представительный   орган   местного
самоуправления  не  определил  состав  участковой  комиссии  в   срок,
установленный частью четвертой настоящей статьи, либо, если на  данной
т     ерритории выборный представительный орган местного самоуправления
отсутствует,     образование    участковой    комиссии    производится
соответствующей   районной   (городской)   комиссипрекращаются   после
официального опубликования результатов(Абзац    в    редакции   Закона
Алтайского края от 07.04.97 г. N 16-ЗС) референдума по

проведению  референдума  (далее   -  комиссии)  возникают  с   момента
назначения  их  персонального  состава  и  прекращаются  по  истечении
тридцати дней со дня проведения референдума.
     Председатель, заместитель  председателя   и  секретарь   районной
(городской)  участковой  комиссии   избираются  на  первом   заседании
комиссии из числа членов комиссии.
     6. Председатели комиссий  по проведению референдума  обеспечивают
своевременное  информирование насе     ления    пПредставительные    органы   местного   самоуправления,
общественные  объединения  и  инициативные группы вправе направить для
участия   в   работе  комиссий  по  одному  члену  комиссии  с  правом
совещательного голоса, а также по одно (В  редакции  Закона Алтайского
края от 07.04.97 г. N 16-ЗС)му наблюдателю.ре
ндума.
     7. Органы  местного  самоуправления, общественные  объединения  и
инициативная  группа  имеют  право  направить  для  участия  в  работе
комиссий наблюдателей с правом совещательного голоса.

     Статья 24. Полномочия Избирательной комиссии

     Избирательная комиссия:
     обеспечивает строгое  соблюдение   настоящего   Закона  на   всей
территории края;
     распределяет денежные   средства,   выделенные   для   проведения
референдума;
     разрабатывает и  утверждает  форму  бюллетеня  для   голосования,
обеспечивает  их изготовление  и  снабжение ими  районных  (городских)
комиссий;
     регистрирует членов инициативной группы;
     устанавливает результаты референдума и публикует их в печати;
     рассматривает заявления   и   жалобы  на   решения   и   действия
(бездействие) нижестоящих комиссий;
     осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.

     Статья 25. Полномочия районных (городских) комиссий

     Районные (городские) комиссии:
     обеспечивают строгое соблюдение  настоящего Закона на  территории
района (города);
     контролируют своевременность и  правильность составления  списков
участников референдума и представление их для всеобщего ознакомления;
     обеспечивают участковые комиссии бюллетенями для голосования;
     принимают и   проверяют   правильность   оформления   участковыми
комиссиями  соответствующих  протоколов,  готовят  сводные  данные  по
району (городу) и направляют их в Избирательную комиссию;
     рассматривают заявления   и   жалобы  на   решения   и   действия
(бездействие) участковых комиссий;
     осуществляют другие    полномочия,   предусмотренные    настоящим
Законом.

     Статья 26. Полномочия участковых комиссий

     Участковые комиссии:
     составляют списки участников референдума по участкам;
     оповещают население о дне проведения референдума;
     обеспечивают подготовку помещений для голосования и их надлежащее
оборудование;
     организуют на участке голосование в день проведения референдума;
     производят подсчет голосов и протоколы о результатах направляют в
соответствующие районные (городские) комиссии;
     рассматривают заявления  и  жалобы   по  вопросам  подготовки   и
проведения референдума;
     осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.

     Статья 27. Организация работы комиссий

     1. Комиссии должны провести свои первые заседания не позднее трех
дней с   момента   их  образования.   Заседания   комиссий   считаются
правомочными,  если  в   них  принимают  участие  большинство   членов
комиссий.
     Решения комиссий   принимаются  открытым   голосованием   простым
большинством голосов общего числа членов комиссий. Члены комиссий,  не
согласные  с  решением,  вправе  выразить  особое  мнение,  которое  в
письменной форме прилагается к протоколам заседаний комиссий.
     2. Решения комиссий,  принятые ими в  пределах своих  полномочий,
обязательны  для  исполнения всеми  органами  государственной  власти,
органами   местного   самоуправления,   общественными   объединениями,
коммерческими      и      некоммерческими      организациями      всех
организационно-правовых форм, должностными лицами.
     3. Органы государственной власти, органы местного самоуправления,
общественные объединения,  коммерческие и  некоммерческие  организации
всех   организационно-правовых   форм,   должностные   лица    обязаны
содействовать  комиссиям   в  осуществлении   ими  своих   полномочий,
предоставлять  необходимые  для   их  работы  сведения  и   материалы,
рассматривать  вопросы, поставленные  перед  комиссиями, и  давать  им
ответ не позднее чем в семидневный срок, а за пять дней до  проведения
референдума и в день проведения референдума - немедленно.
     4. Подписные  листы,  итоговые  протоколы  и  другие   полученные
Избирательной   комиссией    документы,   связанные   с    проведением
референдума, хранятся ею в течение года со дня проведения референдума,
а затем сдаются в Государственный архив Алтайского края.
     Протоколы заседаний и другие  документы      иных  комиссий  хранятся  в  соответствующих районных (городских)
органах   главами   муниципальных   образований,   выборными  и  иными
должностными лицами органов местного самоуправленияении одного года со
дня   проведения  референдума  уничтожаются.  Статья  28.  Участки  по
проведению референдума 1. Участки по проведению референдума образуются
соответствующими органами ме(Абзац  в  редакции Закона Алтайского края
от 07.04.97 г. N 16-ЗС)стного с
амоуправления   по   согласованию  с   районными
(городскими)  комиссиями  не  позднее  чем за  тридцать  дней  до  дня
проведения  референдума из  расчета  не  более трех  тысяч  участников
референдума на один участок.
     Территории участков по проведению  референдума могут совпадать  с
территориями  участков, образованных  для  выборов депутатов  краевого
Законодательного Собрания.
     2. Каждый  участок   по  проведению   референдума  должен   иметь
помещение,  где  в  момент опечатывания  ящиков  для  голосования,  их
вскрытия  и  подсчета  голосов  должны  размещаться  члены  участковой
комиссии,  представители  общественных объединений,  средств  массовой
информации, инициативной группы.
     Помещение для   голосования   предоставляется   в    распоряжение
участковой комиссии по  проведению референдума главой  соответствующей
местной администрации.
     В помещении  для   голосования   должен  быть   зал,  в   котором
размещаются  кабины или  специально  оборудованные места  для  тайного
голосования  либо  должны  быть  пригодные  для  тайного   голосования
комнаты.
     В      помещении   для   голосования   оборудуется   стенд,  на  котором
помещаются образцы заполнения бюллетеней для голосования как за, так и
против   вопроса,   вынесенного   на   референдум.  Статья  29.главами
муниципальных  образований,  выборными  и  иными  должностными  лицами
органов местног(Абзац    в    редакции    Закона    Алтайского    края
от 07.04.97 г. N 16-ЗС)о самоуправления
     1. Списки граждан, обладающих правом участвовать в референдуме, -
участников референдума, составляются  по  каждому участку  участковыми
комиссиями  на  основании  св     едений, представляемых главами местныхпредставляютсяций. В списки
включаются   все   участники  референдума,  постоянно  проживающие  на
территории  участка.  Участник референдума может быть включен не более
чем в один список.
  2. Списки   (В  редакции  Закона Алтайского края
от 07.04.97 г. N 16-ЗС)участников  референдума  вывешиваются  для   всеобщего
ознакомления  в  помещениях  участковых комиссий  не  позднее  чем  за
пятнадцать  дней  до  проведения референдума,  а  также  доводятся  до
сведения граждан иными способами.
     3. Вносить изменения в списки участников референдума после начала
подсчета голосов запрещается.

     Статья 30. Бюллетени для голосования

     1. В   бюллетене    для    голосования   воспроизводится    текст
поставленного на референдум  вопроса или наименования проектов  закона
края либо соответствующего решения и варианты волеизъявления участника
референдума: "за" или "против".
     При вынесении на референдум проекта закона Избирательная комиссия
решает вопрос о  целесообразности приобщения к  каждому бюллетеню  для
голосования текста этого проекта закона. Если текст проекта закона  не
приобщается  к  бюллетеню  для  голосования,  то  он  вывешивается   в
помещении каждого участка референдума для всеобщего ознакомления.
     В случае  постановки  на  референдум  нескольких   альтернативных
проектов законов края  либо решений все  их наименования включаются  в
один бюллетень, последовательно  нумеруются, отделяются друг от  друга
горизонтальными линиями и голосуются отдельно.
     При проведении   одновременно    нескольких   референдумов    все
предложенные   наименования  проектов   законов   края  либо   решений
печатаются на  различных по  цвету бюллетенях,  голосуются отдельно  и
независимо друг от друга.
     2. Форма   и  текст   бюллетеня   для  голосования   утверждаются
Избирательной комиссией не позднее чем за тридцать дней до  проведения
референдума.
     3. Районные (городские) комиссии обеспечивают участковые комиссии
бюллетенями для голосования не  позднее че     м  за  три  дня  до  проведения  референдума.  По каждому участку
референдума  числой  для  голосования  не может превышать более чем на
полпроцента  ко  включенных  в  списки  участников референдума. 4. Все
бюллетени, полученные участковыми комиссиями, подписыв
аются на обороте  не менее ч (В       редакции       Закона       Алтайского      края
от 07.04.97 г. N 16-ЗС)ем двумя  членами этих комиссий  и
удостоверяются  печатью (при  ее  наличии). Бюллетени,  не  заверенные
у     частковыми   комиссиями,   признаются  недействительнс  7  до  20
часовете  голосов  не  учитываются.  Глава III. Проведение референдума
Статья 31. Время проведения референдума На всех участках голосование п
роводится  с 7  до  21 (Абзац   в   редакции  Закона  Алтайского  края
от 07.04.97 г. N 16-ЗС) ч     аса по местному времени. О времени и месте голосования участковые
комиссии оповещают участников референдума не позднееранее 20 часов д
ней  до(Абзац в редакции Закона Алтайского края от 07.04.97 г. N 16-ЗС)
проведения референдума.
     На тех  участк     ах,   где   проголосовали   все   внесенные  в  списки  участники
референдума,  голосование  может  быть закончено ранее 21 часа. Статья
32. Досрочное голосование Участник референдума, не имеющий возможности
принять   участие   в   голосован(за  15-4  дня  до  референдума)право
проголосоват(за 3-1 день до референдума)бюллетеня(Абзац   в   редакции
Закона Алтайского края от 07.04.97 г. N 16-ЗС) с     соблюдением  условий  тайного  голосования  в  помещении районной
(городской)  (за  3  -  4  дня  до  референдума)  или участковой (заНа
выдаваемом  ему бюллетене При получении бюллетеня участник референдума
расписывается   в   списке   граждан,   имеющих  право  участвовать  в
референдуме.  На  обороте  выдаваемого  ему  бюллетеня для голосования
ставится   печать   соответствующей  комиссии.  Заполненный  бюллетень
участник  референдума  помещает  в  конверт, заклеивает его и передает
дежурному члену соответствующей комиссии. На месте склейки на конверте
ставится  печать комиссии либо подписи двух ее членов, а также подпись
проголосовавшего  участника референдума. Районные (городские) комиссии
передают списки проголосова
вших у(Абзац в редакции Закона Алтайского
края от 07.04.97 г. N 16-ЗС)частников референдума и  конверты с их бюллетенями  в
соответствующие участковые комиссии,  где они хранятся в  запечатанном
виде до дня проведения референдума.

     Статья 33. Голосование в день референдума

     1. В день  проведения  референдума в  7  часов утра  председатель
участковой комиссии в  присутствии членов  комиссии и наблюдателей,  а
также   представителей   средств   массовой   информации    проверяет,
освобождены ли ящики для  голосования от каких-либо вложений, а  затем
опечатывает их.
     Бюллетени для  голосования  выдаются  участникам  референдума  по
спискам по предъявлению паспорта или ино     го документа, удостоверяющего личность участника референдума. При
получении бюллетеня участник референдума расписывается в списке против
своей  ф  участники  референдума  не  могут  по  уважительным причинам
прибыть на участок для голосования, участковая комиссия при наличии и
х  письменного(Абзац     в     редакции    Закона    Алтайского    края
от 07.04.97 г. N 16-ЗС) заявления  поручает двум  членам
комиссии организовать голосование по месту нахождения этих  участников
референдума в присутствии наблюдателей.
     В этих целях на участке референдума должны быть переносные
     Желание  участника  референдума  проголосовать  вне помещения для
голосования  должно  быть  подтверждено  им  в  письменной  форме  при
прибытии к нему членов участковой комиссии.( (Дополнен     -     Закон
Алтайского края от 07.04.97 г. N 16-ЗС)
ящики
для  голосования.  Количество  этих  переносных  ящиков   определяется
решением районной (городской) комиссии по проведению референдума.
     2. Участники  референдума  самостоятельно заполняют  бюллетени  в
кабине для тайного голосования.
     Участник референдума, который не может это сделать сам, вправе по
своему выбору пригласить в  кабину другое  лицо, не являющееся  членом
участковой  комиссии,  инициативной   группы  или  наблюдателем,   для
оказания помощи.
     3. Бюллетени   для  голосования,   заполненные   проголосовавшими
досрочно участниками референдума и хранящиеся на участке, опускаются в
ящик  для  голосования  в день  проведения  референдума  председателем
участковой комиссии  в  присутствии других  ее  членов и  наблюдателей
перед началом  общего  голосования. При  это     м  проверяются  целостность  конвертов,  наличие  на  них печатей
комиссии  и  соответствие  количестставит любой знак в одном из пустых
квадратов,  расположенных  справа  от  ответов на заданный в бю (Абзац
в редакции Закона Алтайского края от 07.04.97 г. N 16-ЗС)ллетене
вопрос по
 поводу вынесенного
на голосование вопроса, вычеркивает один из предусмотренных бюллетенем
ответов - "за" или "против", оставляя нужный ответ.
     Применение карандашей при  заполнении бюллетеней для  голосования
не допускается.
     5. В  случае,   если  участник  референдума   считает,  что   при
заполнении  бюллетеня  для  голосования  совершил  ошибку,  он  вправе
обратиться  к  члену  участковой  комиссии,  выдавшему  бюллетень,   с
просьбой   выдать  ему   новый   бюллетень  для   голосования   взамен
испорченного. Испорченный бюллетень для голосования погашается, о  чем
составляется отдельный акт.
     6. Если   одновременно    проводятся   несколько    референдумов,
голосующие заполняют бюллетени по каждому из них.

     Статья 34. Подсчет голосов участковой комиссией

     1. По окончании голосования  члены участковой комиссии  вскрывают
ящики  для  голосования.  Перед  вскрытием  ящиков  подсчитываются   и
погашаются  все   неиспользованные  бюллетени,   о  чем   составляется
протокол.
     На основании списков участников референдума, заявлений граждан  о
досрочном  голосова     нии,  заявлений граждан о голосовании на дому участковая комиссия
подсчитывает  общее число участников референдума, получивших бюллетени
для  голосования.  Подсчет  бюллетеней, находящихся в переносном ящике
для голосования, производится отдельно. При этом количество бюллетеней
сверяется  с  количеством  поданных  письменных заявлений с просьбой о
голосовании   на   дом   решением  участковой  комиссииу.  Если  число
бюллетеней, наход
ящихся в  (Абзац  в редакции Закона Алтайского края
от 07.04.97 г. N 16-ЗС)переносном
ящике,  превышает  количество   заявлений  участников  референдума   о
голосовании на дому, все эти бюллетени признаются недействительными.
     2. По количеству бюллетеней, выданных для голосования, участковая
комиссия устанавливает число граждан, принявших участие в референдуме.
     3. По   количеству   бюллетеней,   находящихся   в   ящиках   для
голосования, участковая комиссия устанавливает:
     число голосов, поданных за вынесе     нный  на  Недействительными  признаются  бюллетени,  в которых не
проставлен  знак  ни в одном из квадратов, либо он проставлен в двух и
более квадратах, а также бюллетени неустановленного образца. (Абзац  в
редакции Закона Алтайского края от 07.04.97 г. N 16-ЗС)пр
изнаются бюллетени, в которых не вычеркнут
ни один из  вариантов ответа  либо  вычеркнуты оба  варианта, а  также
бюллетени неутвержденного образца.
     В случае сомнений в д     ействитеУчастковая   комиссия   составляет   протокол  об  итогах
голосования, в котором указывается:
     число участников голосования, внесенных в список для голосования,
включая участников референдума, внесенных в список дополнительно;
     число бюллетеней, полученных участковой комиссией;
     число бюллетеней,  выданных участникам референдума на участке для
голосования;
     число бюллетеней,      выданных      участникам      референдума,
проголосовавшим   досрочно   в   помещении   участковой  избирательной
комиссии;
     число бюллетеней,      выданных      участникам      референдума,
проголосовавшим досрочно в помещении районной (городской) комиссии;
число  бюллетеней, выданных  участникам  референдума,  проголосовавшим
досрочно вне помещения для голосования;
     число погашенных бюллетеней;
     число бюллетеней,   содержащихся   в   стационарных   ящиках  для
голосования;
     число бюллетеней,    содержащихся   в   переносных   ящиках   для
голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
     число действительных бюллетеней;
     число бюллетеней, признанных недействительными;
     число голосов, поданных за проект закона края или проект решения;
     число голосов,  поданных против проекта закона края  или  прое
     (Часть     6     в     редакции     Закона     Алтайского    края
от 07.04.97 г. N 16-ЗС)кта
решения.голосов, поданных  за  проект закона  края или  проект
решения;
     количество голосов,  поданных  против  проекта  закона  края  или
проекта решения.
     7. Протокол   участковой    комиссии   об   итогах    голосования
составляется в трех экземплярах  в присутствии всех членов  участковой
комиссии и наблюдателей и подписывается всеми присутствующими  членами
участковой  комиссии.  Член   участковой  комиссии,  не  согласный   с
протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе  приложить
к  протоколу  свое   особое  мнение,  о   чем  в  протоколе   делается
соответствующая  запись. К  первому  экземпляру протокола  приобщаются
жалобы  (заявления)  на  нарушение настоящего  Закона,  поступившие  в
участковую комиссию в день проведения референдума, а также принятые по
ним решения комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений  по
ним приобщаются ко второму экземпляру протокола.
     Если на голосование  выносилось  одновременно несколько  вопросов
либо  проводилось   более  одного  референдума,   подсчет  голосов   и
составление протокола по каждому вопросу производится отдельно.
     8. При выявлении  ошибок, несоответствий  в протоколе  участковой
комиссии об итогах  голосования, а также  при сомнении в  правильности
составления указанного протокола  вышестоящая комиссия вправе  принять
решение  о  повторном  подсчете  голосов  соответствующей   участковой
комиссией.  Повторный подсчет  голосов  граждан проводится  участковой
комиссией в присутствии не менее трех членов вышестоящей комиссии.
     9. Первый  экземпляр  протокола  участковой  комиссии  об  итогах
голосования  после  его  подписания  незамедлительно  направляется   в
соответствующую районную (городскую) комиссию.
     Второй экземпляр  протокола  вместе с  опечатанными  бюллетенями,
списком  наблюдателей,  представителей  средств  массовой  информации,
присутствовавших при подсчете голосов, хранится у секретаря участковой
комиссии  до окончания  ее  работы, затем  передается  соответствующим
районным (городским)  органам местного самоуправления  и по  истечении
одного года уничтожается.
     Третий экземпляр  протокола   предоставляется  для   ознакомления
наблюдателями, представителям средств массовой информации.

            Глава IV. Установление результатов референдума

     Статья 35. Установление итогов голосования районными (городскими)
комиссиями

     1. На  основании   протоколов  участковых   комиссий  об   итогах
голосования  путем суммирования  содержащихся  в них  данных  районная
(городская) комиссия в течение трех дней со дня проведения референдума
устанавливает итоги голосования на соответствующей территории.
     Районная (городская)  комиссия  составляет  протокол  об   итогах
голосования, в который заносятся данные о числе участковых комиссий на
соответствующей территории и числе полученных протоколов, на основании
которых составляется протокол об итогах голосования, суммарные  данные
протоколов участковых комиссий, предусмотренные статьей 34  настоящего
Закона, а  также  общее количество  бюллетеней, полученных  участковой
комиссией от Избирательной комиссии.
     2. Протокол районной (городской)  комиссии об итогах  голосования
на  соответствующей  территории  составляется  в  трех  экземплярах  и
подписывается всеми  присутствующими членами комиссии.  К протоколу  в
обязательном  порядке прилагается  сводная  таблица, которая  включает
данные  протоколов   всех  участковых   комиссий  на   соответствующей
территории.
     Член районной (городской) комиссии,  не согласный с протоколом  в
целом или с отдельными  его положениями, вправе приложить к  протоколу
свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
К  первому  экземпляру  протокола приобщаются  жалобы  (заявления)  на
нарушения  настоящего  Закона,  поступившие  в  районную   (городскую)
комиссию, а  также принятые  по  ним решения.  Заверенные копии  жалоб
(заявлений)  и  решений  по  ним  приобщаются  ко  второму  экземпляру
протокола.
     3. При  выявлении  ошибок, несоответствий  в  протоколе  районной
(городской)  комиссии   об  итогах   голосования  на   соответствующей
территории, а также при сомнении в правильности составления указанного
протокола Избирательная  комиссия вправе принять  решение о  повторном
подсчете голосов соответствующей районной (городской) комиссией.
     Повторный подсчет голосов проводится этой комиссией в присутствии
не менее трех членов Избирательной комиссии.
     4. Первый  экземпляр протокола  после  его подписания  и  сводная
таблица незамедлительно направляются в Избирательную комиссию.
     Второй экземпляр протокола и сводная таблица вместе с протоколами
участковых комиссий, со списками наблюдателей от инициативной  группы,
общественных объединений, представителей средств массовой  информации,
присутствовавших    при    установлении    итогов    голосования    на
соответствующей  территории  и   составлении  протокола,  хранится   у
секретаря районной (городской) комиссии до окончания ее работы.
     Третий экземпляр    протокола    об   итогах    голосования    на
соответствующей  территории  и  сводная  таблица  предоставляются  для
ознакомления наблюдателям, представителям средств массовой информации.

     Статья 36. Подведение итогов референдума

     1. На  основании  протоколов  районных  (городских)  комиссий  об
итогах  голосования   на   соответствующей  территории   Избирательная
комиссия путем суммирования содержащихся в них данных не позднее  семи
дней со дня проведения референдума подводит общие итоги референдума.
     Протокол Избирательной комиссии составляется в двух экземплярах и
подписывается всеми  присутствующими  членами  комиссии.  К  протоколу
прилагается сводная таблица,  которая включает данные протоколов  всех
районных (городских) комиссий.
     Первый экземпляр протокола и сводная таблица вместе с протоколами
районных (городских)  комиссий  хранятся  в  Избирательной   комиссии.
Второй  экземпляр  протокола  и сводная  таблица  предоставляются  для
ознакомления   наблюдателям   и   представителям   средств    массовой
информации.
     2. Решения  по  в
     Число  участников  референдума,  принявших участие в голосовании,
определяется  по  числу бюллетеней установленной формы, обнаруженных в
ящиках для голосования. (Дополнен     -    Закон    Алтайского    края
от 07.04.97 г. N 16-ЗС)оп
росам,  вынесенным  на  референдум,  считаются
принятыми,  если  за  них  проголосовали  более  половины   участников
референдума, принявших участие в голосовании.
     3. При проведении референдума по вопросам изменения стат     уса    краяРеферендум    признается    Избирательной    комиссией
несостоявшимся, если в нем приняло участие менее 50 процентов граждан,
имеющих  право  на  участие  в  референдуме.  Число граждан, принявших
участие  в  референдуме,  определяется  по  числу  подписей участников
референдума   при   получении   бюллетеней.  Если  референдум  признан
несостоявшимся,  то  новый  референдум  по  тому же вопросу может быть
инициирован не (Абзац    в    редакции    Закона    Алтайского    края
от 07.04.97 г. N 16-ЗС)ранее чем через два года. м
енее 50 процентов граждан, имеющих
право на участие в  референдуме. В этом  случае референдум по тому  же
вопросу может быть инициирован не ранее чем через два года.
     Если решение по вопросу,  составившему предмет референдума,  было
отрицательным, новый референдум по тому же вопросу проводится не ранее
чем через два года.
     5. Результаты референдума  могут быть признаны  недействительными
из-за допущенных в ходе референдума или при подсчете голосов нарушений
настоящего  Закона,   повлиявших  на  результаты   голосования  и   не
позволивших  с  достоверностью  установить  результаты  волеизъявления
граждан.
     В случае обнаружения таких нарушений результаты референдума могут
быть обжалованы  в   краевой  суд   в   течение  месяца   со  дня   их
опубликования.


     Статья 37. Опубликование результатов  референдума и вступление  в
силу решений, принятых референдумом

     1. Результаты  референдума подлежат  опубликованию  Избирательной
комиссией  в  печати   не  позднее  десяти   дней  со  дня   получения
соответствующих протоколов районных (городских) комиссий.
     2. Решения,  принятые  референдумом,  вступают  в  силу  в   день
опубликования,  если  самими  решениями не  предусмотрены  иные  сроки
вступления их в силу.

     Статья 38. Отмена или изменение решений, принятых референдумом

     Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или  изменены
лишь  на   основании  решений,   принятых  последующим   референдумом,
проведенным  не  ранее   чем  через   один  год  после   состоявшегося
референдума.

               Глава V. Обжалование решений и действий
                       (бездействия) комиссий.
            Ответственность за нарушения настоящего Закона

     Статья 39. Обжалование решений и действий (бездействия) комиссий

     1. Решения и действия (бездействие) Избирательной комиссии  могут
быть обжалованы в краевой суд.
     2. Решения  и  действия  (бездействие)  районных  (городских)   и
участковых комиссий могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию  либо
непосредственно в суд по месту нахождения комиссии.
     Предварительное обращение  в  вышестоящую  комиссию  не  является
обязательным условием для обращения в суд.

     Статья 40. Ответственность за нарушения настоящего Закона

     Лица, препятствующие  путем насилия,  обмана,  угроз или  подкупа
свободному осуществлению гражданами их прав на участие в  референдуме,
а  также  члены  инициативной   группы  или  комиссий  по   проведению
референдума,  должностные   лица   государственных  органов,   органов
местного  самоуправления,  общественных  объединений,  коммерческих  и
некоммерческих организаций, совершившие подлог документов, связанных с
проведением  референдума,   фиктивные  записи   в  подписных   листах,
произведшие заведомо  неправильный подсчет  голосов, нарушившие  тайну
голосования, а  равно  совершившие иные  нарушения настоящего  Закона,
несут административную  и уголовную ответственность  в соответствии  с
действующим законодательством.


                  Глава VI. Заключительные положения


     Статья 41. Вступление настоящего Закона в силу

     Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования в газете
"Алтайская правда".


Председатель краевого
Законодательного Собрания                                  А.А.Суриков
                                                                      

г.Барнаул
1 ноября 1995 года
N 19-ЗС 





Информация по документу
Читайте также