Расширенный поиск

Распоряжение Администрации Алтайского края от 09.09.2011 № 376-р

 
 
 
 
 
 
                    АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
 
                             РАСПОРЯЖЕНИЕ
 
 
09.09.2011                                            N 376-р
 
           Утратило силу - Постановление Правительства Алтайского края
                                                  от 09.01.2018 г. № 4
 
                              г.Барнаул
 
 
     В целях определения параметров социально-экономического  развития
Алтайского края на среднесрочный период:
     1. Утвердить         прилагаемые         Сценарные        условия
социально-экономического развития Алтайского края на  2012  год  и  на
период до 2014 года (далее - "Сценарные условия").
     2. Органам исполнительной власти Алтайского края  при  разработке
планово-прогнозных  документов,  долгосрочных  и ведомственных целевых
программ руководствоваться Сценарными условиями.
     3. Рекомендовать  органам  местного самоуправления при разработке
прогнозов   социально-экономического   развития    на    среднесрочную
перспективу-руководствоваться Сценарными условиями.
 
 
Губернатор Алтайского края                                 А.Б. Карлин
 
 
 
                                           УТВЕРЖДЕНЫ
                                           распоряжением Администрации
                                           Алтайского края
                                           от 09.09.2011 N 376-р
 
                          СЦЕНАРНЫЕ УСЛОВИЯ
  социально-экономического развития Алтайского края на 2012 год и на
                         период до 2014 года
 
     Сценарные условия  социально-экономического  развития  Алтайского
края на 2012 год  и  на  период  до  2014  года  (далее  -  "Сценарные
условия")   разработаны   на   основе  сценарных  условий  и  основных
макроэкономических   параметров   прогноза    социально-экономического
развития    Российской   Федерации   на   указанный   период,   итогов
социально-экономического развития Алтайского края  в  2010  году  и  в
январе-июне 2011 года.
     Сценарные условия учитывают  цели  и приоритеты,  соответствующие
программе социально-экономического развития Алтайского края на  период
до 2012  года, утвержденной  законом Алтайского края  от 06.04.2010  N
25-ЗС, а  также  определяют прогнозные  параметры развития  Алтайского
края на ближайшие три года (приложение).
 
   Основные тенденции социально-экономического развития Алтайского
           края в январе-июне и оценка параметров 2011 года
     В первом  полугодии  2011  года  продолжаются   восстановительные
процессы  в  экономике,   наблюдавшиеся  в  2010  году.   Промышленное
производство,  инвестиции,  оборот  розничной торговли  уже  вышли  на
докризисные показатели. Объемы производства в строительном секторе  за
счет более  длительного  периода спада  восстановятся  только к  концу
прогнозного периода.
     В промышленности  с  начала  текущего  года  индекс  производства
составил 109,2%. В стоимостном выражении отгружено продукции на  105,3
млрд.  рублей.  Высокие  темпы роста  наблюдаются  в  отдельных  видах
обрабатывающих   производств:   производстве   готовых   металлических
изделий, текстильном  производстве, деревообработке. Так,  существенно
превышен   прошлогодний   уровень  производства   котлов   водогрейных
центрального  отопления   и  котлов   паровых  (в  1,7   и  2,6   раза
соответственно).  В  1,5  раза увеличился  объем  выпуска  трикотажных
изделий. В обработке древесины и производстве изделий из дерева индекс
производства составил  142,8%. По итогам  июня положительная  динамика
сложилась в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и  табака
(индекс  производства -  107,5%),  что  позволило обеспечить  рост  по
итогам полугодия  (100,7%)  против спада  в  январе-мае текущего  года
(99,6%).  В  целом  в  обрабатывающем  секторе  промышленности  объемы
производства увеличились на 14%.
     Объем отгруженной  продукции добывающих  производств  в 1,7  раза
превысил  показатель января-июня  предыдущего  года. При  этом  индекс
производства  сложился на  уровне  110,8% (за  I  полугодие 2010  года
-69,9%).
     Индекс промышленного производства в производстве и  распределении
электроэнергии, газа  и  воды составил  88,2%.  Вызвано это  снижением
производства в крае  электроэнергии (на 13,1%)  в связи с  постепенным
восстановлением  выработки  электроэнергии на  Саяно-Шушенской  ГЭС  и
соответствующей  корректировкой диспетчерских  графиков  энергосистемы
Сибири.
     В целом   по   2011  году   индекс   промышленного   производства
оценивается на уровне 106%, в том числе в обрабатывающих производствах
-   108,4%.  Наибольший   рост   ожидается  в   производстве   готовых
металлических  изделий,   обработке  древесины,  производстве   прочих
неметаллических минеральных продуктов.
     Экономическая ситуация в  сельском хозяйстве края  в 1  полугодии
2011 года характеризовалась ростом основных показателей. Объем валовой
продукции      сельского      хозяйства,      произведенной      всеми
сельхозтоваропроизводителями,  составил  31,2  млрд.  рублей,   индекс
производства  -  101,9%.  Посевные  площади  зерновых  и  зернобобовых
культур, сахарной свеклы  и подсолнечника в  текущем году увеличены  в
целом на 367 тыс. га и составляют 5,5 млн. га. Наблюдается  увеличение
объемов производства основных видов животноводческой продукции.
     С учетом   относительно   благоприятных  погодных   условий   для
растениеводческой  сферы,  а  также  продолжения  тенденции  роста   в
животноводстве в  целом  по году  индекс  производства оценивается  на
уровне 102,1%, а  объем валовой продукции  может составить около  84,9
млрд. рублей.
     Несмотря на высокие  темпы инвестиционной активности  в целом  по
2010 году (118%), в текущем  году они продолжают нарастать. За  первое
полугодие по  всем организациям  прирост составил  28,8%. На  развитие
экономики и социальной  сферы края направлено  инвестиций на сумму  22
млрд. рублей. В целом по году  ожидается рост на уровне 110%, а  объем
инвестиционных  вложений  оценивается  в  пределах  69  млрд.  рублей.
Ожидаемый ввод  жилья  в 2011  году может  составить  700 тыс.кв.м.  С
начала 2011 года  происходит постепенное улучшение показателей  уровня
жизни населения. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего  года
в 1  полугодии  реальные располагаемые  денежные  доходы жителей  края
возросли на 5%, их прирост в целом по году составит не менее 5,5%.
     Реальная заработная  плата  за  январь-май  составила  102,1%.  В
номинальном  выражении  средняя  заработная плата  возросла  на  11,7%
относительно аналогичного  периода 2010 года.  Наиболее высокие  темпы
роста заработной платы отмечаются в следующих сферах: добыче  полезных
ископаемых (135,8%), сельском хозяйстве (более 138,4%),  строительстве
(126,8%).  С учетом  сохранения  тенденции  роста заработной  платы  в
экономике и  предусмотренной в  текущем году  индексации оплаты  труда
работни-
ков бюджетных  учреждений  в  целом по  2011  году  ожидается  прирост
заработной платы на 14,2%, в реальном выражении - на 4,9%.
     Рост уровня жизни населения способствует активному восстановлению
потребительских расходов домашних хозяйств: расходы на покупку товаров
за 1 полугодие увеличились на 21%, на оплату услуг - на 9%. Сохранение
тенденции роста   платежеспособного    спроса   населения    обеспечит
увеличение оборота розничной торговли в 2011 году в сопоставимых ценах
на 12% (1 полугодие - 10,7%),  платных услуг - на 2,8% (1 полугодие  -
0,3%).
     В 2011  году  наблюдается  более  благоприятная  в  сравнении   с
предыдущим годом ситуация на регистрируемом рынке труда. С начала года
в связи  с ростом  производства увеличился спрос  на труд:  заявленная
потребность работодателей в  работниках возросла на 6,5%  относительно
аналогичного  периода  2010  года;  емкость  краевого  банка  вакансий
увеличилась  в 1,7  раза;  коэффициент  напряженности на  рынке  труда
снизился  в 2,4  раза.  За I  полугодие  трудоустроено по  направлению
службы занятости населения  34,8 тыс. человек. Численность  официально
зарегистрированных   безработных   граждан  к   аналогичному   периоду
предыдущего  года  снизилась  на  29,4%.  По  предварительной  оценке,
уровень официально зарегистрированных безработных к концу 2011 года не
превысит 3%.
     Стабилизация макроэкономической  ситуации  в крае  происходит  на
фоне умеренных инфляционных процессов: индекс потребительских цен за 1
полугодие составил 104,3%, что на  0,7 процентного пункта ниже, чем  в
среднем по Российской Федерации, и на 0,4 процентного пункта ниже, чем
по  Сибирскому  федеральному  округу.  В целом  на  2011  год  уровень
инфляции  в   Алтайском  крае   при  стабильной   ситуации  на   рынке
продовольственных товаров ожидается в пределах 7,9%.
     Ожидаемый рост основных  показателей  базовых отраслей  экономики
края  в текущем  году  по отношению  к  предыдущему году  и  повышение
потребительского  спроса  со  стороны  населения  позволяют  оценивать
увеличение объема валового регионального продукта по итогам 2011  года
примерно на 5,1% к уровню  2010 года. Его объем может составить  более
370 млрд. рублей.
Характеристика базового варианта прогноза социально-экономического
развития Алтайского края в 2012 - 2014 годах
     Сценарные условия  разрабатываются  на многовариантной  основе  в
зависимости от внешних и внутренних факторов развития. В текущем  году
Министерством  экономического   развития   Российской  Федерации   для
разработки прогноза  предложен  один вариант  (базовый).  Он связан  с
происходящими заметными изменениями в характере экономического  роста,
в  значениях  и   роли  факторов,  определяющих  развитие   экономики.
Предложенный вариант прогноза  основан на минимизации влияния  внешних
факторов развития,  связанных  с умеренной  динамикой  цен за  баррель
нефти в течение  прогнозного периода,  и усилении внутренних  факторов
развития.
     Базовый вариант   развития  экономики   предполагает   реализацию
активной   государственной   политики,   направленной   на   улучшение
инвестиционного    климата,    повышение    конкурентоспособности    и
эффективности  бизнеса,  на  стимулирование  экономического  роста   и
модернизацию производства, а также на повышение эффективности расходов
бюджета.  При   общей  социальной   направленности  расходов   бюджета
планируется  рост  расходов  на  программы  жилищного   строительства,
здравоохранения и образования.  Базовый вариант предусматривает  также
рост  объемов  выдачи  банковских  кредитов  и  сохранение  сдержанной
политики регулирования тарифов.
     Прогнозные параметры,   которые   предлагается   учитывать    при
разработке параметров краевого бюджета на 2012 - 2014 годы, рассчитаны
по одному базовому варианту.
     Параметры социально-экономического  развития Алтайского  края  на
среднесрочную   перспективу  формируются   под   влиянием  внешних   и
внутренних  условий   (факторов).  К   внешним  условиям   (факторам),
оказывающим наибольшее воздействие на социально-экономические процессы
в Алтайском крае,  относятся параметры инфляции,  уровень роста цен  и
тарифов на  услуги  естественных монополий,  динамика обменного  курса
рубля,  налоговые  условия, таможенное  законодательство.  В  качестве
внутренних условий  (факторов)  учитывается демографическая  ситуация,
скорость реализации  крупных инвестиционных  проектов, включая  проект
"Комплексное   развитие    Алтайского   Приобья",   создание    особой
экономической зоны  туристско-рекреационного типа "Бирюзовая  Катунь",
игорной  зоны,  а  также  осуществление  мероприятий  по   оптимизации
бюджетной сферы Алтайского края.
Внешние условия (факторы), формирующие сценарии
социально-экономического развития Алтайского края
     Наиболее значимым        внешним        фактором         прогноза
социально-экономического развития  края, который  сказывается на  всех
без  исключения  его параметрах,  является  инфляция.  Неблагоприятная
ситуация  на российском  рынке  сельхозпродукции вследствие  засухи  и
неурожая 2010 года в центральной части России отразилась на сохранении
высокого  роста  потребительских  цен  в  начале  2011  года.  Однако,
достигнув к  концу января  уровня 102,3%  за месяц  (продовольственные
товары - 102,5%), рост  цен существенно замедлился  (в июне - 100%,  в
том числе на продовольственные товары -99,4%).
     За январь-июнь  2011  года  рост  потребительских  цен   составил
104,3%,  в  том   числе  на  продовольственные   товары  -  103%,   на
непродовольственные -103,1%, на платные услуги - 108,5%.
     Основным фактором замедления  инфляции становится снижение  роста
цен  на продовольственные  товары  после их  существенного  роста с  4
квартала  2010  по февраль  2011  года.  На  ослабление роста  цен  на
продовольствие и потребительскую инфляцию повлияло:
     увеличение предложения продуктов за счет роста продовольственного
импорта, в том числе в  результате принятых мер по его  стимулированию
(отмена ввозных пошлин на картофель, ряд овощей и другие продукты);
     начавшееся снижение  мировых  цен   на  сахар,  масло,  зерно   и
замедление роста  цен на  мясо, молочные  и другие  товары на  мировых
рынках,  что  отразилось  на   замедлении  роста  внутренних  цен   на
сельхозпродукцию - в марте рост  цен замедлился до 0,6% после 6,2%  за
январь-февраль.
     Ожидается, что за год инфляция составит 7,9%. В 2012 - 2014 годах
ее уровень  будет  зависеть   от  динамики  потребительских   расходов
населения, ситуации на  мировых сельскохозяйственных рынках,  динамики
цен и тарифов субъектов  естественных монополий. В 2012 году  инфляция
прогнозируется в  пределах  6%, в  2012 и  2013 годах  -  5,5% и  4,5%
соответственно, что находится в целевом диапазоне параметров  инфляции
в целом по России.
     Определенные риски для  инфляции  и экономического  роста в  2012
-2014 годах  могут быть связаны  с ростом  цен и тарифов  на товары  и
услуги  естественных монополий  и,  прежде всего,  на  электроэнергию.
Такая  ситуация  обусловлена  либерализацией  рынка  электроэнергии  и
мощности, введением долгосрочного  рынка мощности, а также  включением
энергетическими компаниями инвестиционной составляющей в  регулируемые
тарифы.
     В связи с этим приоритетной задачей тарифной политики в 2012-2014
годах станет  ограничение  темпов   роста  цен  и  тарифов   субъектов
естественных монополий в  условиях дальнейшей либерализации этих  сфер
деятельности для снижения нагрузки на потребителей.
    Прогноз роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных
       монополий в 2012-2014 годах в среднем по Алтайскому краю
               (в среднем за год к предыдущему году, %)
 
|——————————————————————————————————————————|————————|———————————————————————————————|
|Показатель                                |2011г.  |Прогноз                        |
|                                          |оценка  |                               |
|                                          |        |————————|————————|—————————————|
|                                          |        |2012 г. |2013 г. |  2014 г.    |
|                                          |        |        |        |             |
|——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|—————————————|
|1                                         |   2    |   3    |   4    |     5       |
|——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|—————————————|
|                              Электрическая энергия                                |
|——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|—————————————|
|Доля потребления по нерегулируемым ценам  |  66    |  66    |  66    |     66      |
|——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|—————————————|
|Рост конечных цен в среднем для всех      |113-115 |111-113 |110-112 |  109-110    |
|категорий потребителей                    |        |        |        |             |
|——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|—————————————|
|Рост регулируемых тарифов в среднем для   |  110   |110     |110     |110          |
|населения                                 |        |        |        |             |
|——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|—————————————|
|                                 Тепловая энергия                                  |
|——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|—————————————|
|Тепловая энергия (регулируемые цены)      | 116,5  | 115,4  |110-111 |  109-110    |
|——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|—————————————|
|                                  Природный газ                                    |
|——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|—————————————|
|Регулируемые оптовые цены, в среднем для  | 115,3  |  115   |  115   |    115      |
|всех                                      |        |        |        |             |
|——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|—————————————|
|Регулируемые тарифы для населения         | 113,5  |  115   |  115   |    115      |
|——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|—————————————|
|Регулируемые тарифы для прочих            |  115   |  115   |  115   |    115      |
|потребителей                              |        |        |        |             |
|——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|—————————————|
|Железнодорожные перевозки                                                          |
|——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|—————————————|
|Железнодорожные перевозки грузов          |  108   | 107,4  | 106,4  | 105-105,5   |
|——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|—————————————|
|Пассажирские перевозки железнодорожным    |  110   |  110   |  110   |    110      |
|транспортом в регулируемом секторе        |        |        |        |             |
|——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|—————————————|
     Электрическая энергия   в    полном   объеме,   за    исключением
поставляемой  населению   (34%  от  общего   объема  потребления),   в
соответствии  с  Федеральным  законом   от  26.03.2003  N  35-ФЗ   "Об
электроэнергетике" с  1  января 2011  года  поставляется по  свободным
(нерегулируемым) ценам, которые складываются под воздействием спроса и
предложения и не подлежат государственному регулированию.
     Подлежат государственному регулированию  в составе цены  (тарифа)
на электрическую энергию:
     тарифы на   услуги   по   передаче   электрической   энергии   по
распределительным сетям сетевых организаций;
сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков;
оплата услуг инфраструктурных организаций оптового рынка.
     При определении параметров роста тарифов на электроэнергию  учтен
рост    необходимой    валовой     выручки    филиала    ОАО     "МРСК
Сибири"-"Алтайэнерго",    рассчитанной    на    долгосрочный    период
регулирования   2011-2015  годы   с   применением  метода   доходности
инвестированного   капитала    (RAB).   Также    учтен   переход    на
государственное  регулирование цен  (тарифов)  на услуги  по  передаче
электрической  энергии,  оказываемые иными  территориальными  сетевыми
организациями с 1 января  2012 года в форме установления  долгосрочных
тарифов.
     Необходимая валовая      выручка      филиала      ОАО      "МРСК
Сибири"-"Алтайэнерго" включает его  затраты на  услуги ОАО "ФСК  ЕЭС",
тарифы  на  которые  установлены  ФСТ  России  с  применением   метода
доходности инвестированного  капитала  (RAB). Рост  затрат филиала  на
услуги  ОАО "ФСК  ЕЭС"  по передаче  электрической  энергии по  единой
национальной  (общероссийской) электрической  сети  с учетом  тарифов,
установленных ФСТ России, составит на 2012 и 2013 годы 124,3%, на 2014
год - 101,8%.
     При переходе  территориальных  сетевых компаний  к  регулированию
долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров  регулирования,
в  том  числе  по  методу  доходности  инвестированного  капитала,   в
инвестиционные  программы  будут  включаться  средства  на  реализацию
мероприятий    по    энергосбережению,    повышению     энергетической
эффективности  и  снижению  издержек.  При  этом  организации  обязаны
обеспечить достижение показателей  надежности и качества  поставляемых
товаров, оказываемых услуг.
     В случае принятия на  федеральном уровне решения об  обязательном
применении социальной  нормы рост регулируемых  тарифов для  населения
может быть выше 10%  в отношении объемов электроэнергии,  потребляемой
сверх социальной нормы, и будет отражать их экономически  обоснованный
уровень.
     Параметры роста  внутренних  цен  на  газ  в  прогнозный   период
определялись  исходя   из  необходимости   сокращения  разрыва   между
доходностью  поставок газа  на  внутренний и  внешний  рынок, а  также
покрытия   экономически    обоснованных   издержек    на   добычу    и
транспортировку   газа  и   необходимого   объема  инвестиций.   Также
учитывалась  необходимость  постепенного  выравнивания  образовавшихся
диспропорций между ценами на  газ, уголь, мазут и улучшения  структуры
топливного баланса. Исходя из вышеуказанных факторов рост регулируемых
оптовых цен на газ  на 2012-2014 гг.  предполагается в размере 115%  в
год для всех категорий потребителей.
     Розничные цены  на  газ природный,  реализуемый  населению  края,
рассчитаны исходя из прогнозных параметров роста оптовых цен,  тарифов
на услуги  по транспортировке  газа по  газораспределительным сетям  и
платы  за   снабженческо-сбытовые  услуги,  утверждаемых   Федеральной
службой по тарифам.
     Предполагается, что   при   переходе   к   использованию   метода
доходности   инвестированного   капитала  при   расчете   тарифов   на
теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, намеченном на 2012-2014
годы, удастся  избежать ускоренного роста  тарифов. Рост  регулируемых
тарифов на тепловую энергию (производство, передача и распределение) в
2011 году в среднем по Алтайскому краю составит 116,5 %, в 2012 году -
115,4 %, к 2014 году снизится до 109-110%.
     Прогнозируемый рост тарифов  на тепловую  энергию учитывает  рост
затрат на топливо, электрическую энергию, рост затрат на оплату  труда
в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением, другие  обоснованные
затраты, не учтенные  при установлении тарифов  на тепловую энергию  в
предыдущие периоды  регулирования. Затраты  на оплату  труда и  прочие
операционные затраты планируются в соответствии с прогнозом инфляции.
     Ограничение роста  цен  (тарифов)   на  тепловую  энергию   будет
стимулировать теплоснабжающие организации  сдерживать рост издержек  и
позволит также ограничить рост  размера платы граждан за  коммунальные
услуги.
     Индексация тарифов  на   грузовые  железнодорожные  перевозки   в
прогнозный период составит в  среднем: в 2012 году -  7,4 %, в 2013  и
2014 годах  - 6,4  и  5,5 %  соответственно. Предельный  среднегодовой
прирост тарифов  на пассажирские железнодорожные  перевозки в  дальнем
следовании в регулируемом секторе не превысит 10% в год.
     Среди налоговых нововведений в сценарных условиях учтены принятые
с 1  января 2011  года  налоговые ставки,  а  также изменения  порядка
начисления, взимания и освобождения  от обложения по основным  статьям
налогообложения: налога на  добавленную стоимость, акцизов, налога  на
прибыль,  налога на  добычу  полезных ископаемых  и  налога на  доходы
физических лиц.  Также  учтено изменение  ставки  и порогов  страховых
взносов на
обязательное пенсионное    страхование,    обязательное    медицинское
страхование  и  обязательное   социальное  страхование  по   временной
нетрудоспособности, беременности и  родам. С 2012 года  предполагается
понижение ставок  страховых взносов во  внебюджетные фонды  - с 34  до
30%, а для малого бизнеса - до 20%.
     Политика Правительства   Российской   Федерации   по   увеличению
заработной платы в бюджетных отраслях предусматривает осуществление ее
ежегодной индексации в соответствии с уровнем инфляции. В текущем году
фонд оплаты труда  работников бюджетных учреждений проиндексирован  на
6,5% с  1 июня.  Исходя  из финансовых  ресурсов государства  возможно
проведение дополнительной индексации осенью текущего года.
     В прогнозный период  продолжится увеличение размера  материнского
капитала.  К  2014  году  его  величина  составит  430  тыс.   рублей.
Планируется ежегодная индексация  размера пособий  семьям с детьми:  в
2012  году  -  на  6%,  в   последующие  два  года  -  на  5,5  и   5%
соответственно.
     В 2011  году  изменился  порядок  индексации  социальных  пенсий.
Социальные пенсии индексируются  ежегодно с 1  апреля с учетом  темпов
роста  прожиточного  минимума  пенсионера в  Российской  Федерации  за
прошедший год. Это позволит поддерживать соотношение среднего  размера
социальной пенсии с прожиточным минимумом пенсионера на уровне не ниже
1,03 раза.
     В среднесрочной перспективе предусматриваются достаточно  высокие
темпы роста  среднего размера  трудовой пенсии. В  целом за  2011-2014
годы средний размер трудовой пенсии  увеличится в 1,43 раза. При  этом
прожиточный минимум пенсионера за  этот период возрастет в 1,47  раза.
Опережающий рост прожиточного минимума пенсионера связан с планируемым
введением с 2013  года новой потребительской  корзины, что приведет  к
значительному    увеличению    прожиточного    минимума    для    всех
социально-демографических групп населения.
     С 2013 года  предполагается переход на  нормативно-статистический
метод расчета величины прожиточного минимума, в соответствии с которым
продукты питания будут включаться в потребительскую корзину по  нормам
в натуральных объемах, а непродовольственные  товары и услуги - по  их
доле в  общих потребительских расходах.  Использование новой  методики
расчета может привести к увеличению величины прожиточного минимума для
всех социально-демографических групп населения в среднем на 4%, что  в
свою очередь  может  отразиться на  изменении численности  малоимущего
населения.
Внутренние условия (факторы) для формирования вариантов
                  социально-экономического развития
     В 2012 - 2014  годах социально-экономическое развитие  Алтайского
края будет формироваться под влиянием:
повышения конкурентоспособности и эффективности бизнеса; наращивания
темпов модернизации основных секторов экономики; активизации
инновационной деятельности в регионе;
     повышения эффективности   расходов   регионального   и    местных
бюджетов.
     Основным фактором роста социально-экономических показателей  края
выступят уже  запущенные масштабные  инвестиционные проекты,  активная
реализация  мероприятий   целевых  программ,   краевой  программы   по
улучшению инвестиционного  климата в регионе  и программ  модернизации
здравоохранения и образования.
     Рост валового регионального продукта в  2012 году по сравнению  с
оценкой  2011  года  может составить  105,5%,  его  номинальный  объем
прогнозируется в размере 413  млрд. рублей. В  2013 - 2014 годах  темп
роста  ВРП  в сопоставимых  ценах  может  ускориться  до 107%  и  108%
соответственно. В  целом  за прогнозный  период  прирост ВРП  составит
21,9%.
     Основной вклад   в   прирост  ВРП   внесут   виды   деятельности,
относящиеся  к  производству товаров:  промышленность  (обрабатывающие
производства и добыча  полезных ископаемых), строительство,  торговля,
транспорт  и  связь. Не  менее  весомый  вклад  в прирост  ВРП  внесут
отдельные  виды  деятельности,  относящиеся  к  услугам,  чему   будет
способствовать   создание   в    крае   особой   экономической    зоны
туристско-рекреационного   типа  и   игорной   зоны,  а   также   рост
потребительского спроса на услуги со стороны населения.
     В достижении параметров роста  валового регионального продукта  в
2011-2012 годах решающим  фактором будет рост потребительского  спроса
со стороны домашних хозяйств. Причем доля сектора домашних хозяйств  и
в целом  расходов на  конечное потребление  в общем  объеме ВРП  будет
увеличиваться в течение всего указанного периода. К концу  прогнозного
периода валовой  региональный  продукт будет  формироваться в  большей
мере  под   воздействием  инвестиционного   спроса.  Доля   накопления
основного капитала в общем объеме  ВРП увеличится с 18,8% в 2011  году
до 24,1% в 2014 году.
Инвестиционная политика
     Прогноз инвестиций в  2012  - 2014  годах  основан на  реализации
мероприятий,   предусмотренных   программой   социально-экономического
развития  Алтайского  края  на период  до  2012  года,  первоочередных
инвестиционных    проектов,     вошедших     в    состав     Стратегии
социально-экономического развития  Сибири на  период до  2020 года,  а
также    мероприятий    принятой    краевой    программы    "Улучшение
инвестиционного климата в Алтайском  крае" на 2011 -2016 годы.  Приток
бюджетных инвестиций в экономику и социальную сферу региона  обеспечит
реализация  34  долгосрочных  и  37  ведомственных  целевых  программ,
участие в 20  государственных программах,  а также реализация  краевой
адресной инвестиционной программы, включая Программу "75x75".
     В 2012 году и до конца прогнозного периода продолжится  тенденция
увеличения  доли собственных  средств  в общем  объеме  инвестиционных
вложений, и к  2014 г. она может  составить 55%. Способствовать  этому
будет  дальнейшая  стабилизация и  развитие  деятельности  предприятий
реального   сектора   экономики,   в  том   числе   субъектов   малого
предпринимательства.
 
     Среди привлеченных средств прогнозируется снижение доли бюджетных
средств (в 2012  г.  - 37%,  в  2014 г.  - 30%).  При  этом около  70%
бюджетных  инвестиций  будет  приходиться  на  средства   федерального
бюджета.
     В частности, в рамках  федеральной целевой программы  "Социальное
развитие села  до  2012 года"  продолжится софинансирование  расходных
обязательств края,  связанных с реализацией  мероприятий по  улучшению
жилищных условий сельских жителей, в том числе молодых семей и молодых
специалистов,  а   также   мероприятий  по   развитию  газификации   и
водоснабжения в сельской местности.
     Кроме того,  средства федерального  бюджета  будут направлены  на
развитие  транспортной   системы,   строительство  футбольных   полей,
площадок с искусственным покрытием и спортивных центров, на реализацию
мероприятий по содействию занятости населения и снижению напряженности
на рынке труда.
     За счет средств краевого бюджета  в текущем году будет  завершено
строительство мостового  перехода через р.  Катунь у  с. Ая и  участка
автомобильной  дороги  "Алтайское  - Ая  -  Нижнекаянча  -  "Бирюзовая
Катунь".
     В рамках Программы "75x75"  планируется провести реконструкцию  и
капитальный  ремонт  17  средних общеобразовательных  школ  и  детских
садов, 19 городских и  центральных районных больниц, 6 сельских  домов
культуры. Будут  проведены работы по  расширению площадей,  устройству
кровли,   усилению   фундамента,   замене  полов,   окон   и   дверей,
перепланировке помещений,  внутренней отделке, устройству  вентиляции,
пожарной сигнализации и
др.
     К 75-летию образования Алтайского края будут построены: 8 школ на
2580 учащихся,  4 детских  сада  на 755  мест,  6 лечебных  учреждений
(поликлиники на  1958 посещений  в  смену, лечебные  отделения на  464
койки),  Дом  культуры  на  822  места,  4   спортивно-оздоровительных
комплекса,  два спортивных  центра  с плавательными  бассейнами,  сети
водоснабжения протяженностью  22,42 км,  водозаборные и  водопроводные
сооружения,   мост  через   реку   Алей  (г.   Рубцовск);   завершится
строительство объектов инфраструктуры комплексной компактной застройки
сельского поселения в Мамонтовском районе.
     Ускоренными темпами  в  прогнозном  периоде  предполагается  рост
количества  выдаваемых  банковских  кредитов,  вследствие  чего   доля
банковского  кредитования в  общем  объеме инвестиций  (без  субъектов
малого предпринимательства)  в  2014 году  может  составить более  13%
(факт 2010 г. -9,3%).
     Наиболее крупными секторами  распределения инвестиций в  основной
капитал по видам экономической деятельности в общем объеме  инвестиций
будут  сельское хозяйство,  обрабатывающие  производства, транспорт  и
связь, операции с  недвижимым имуществом. Значительные  инвестиционные
вложения планируется направить в туристическую сферу региона.
     Росту инвестиций  в   сельское  хозяйство  будет   способствовать
реализация мероприятий  Государственной  программы развития  сельского
хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья
и   продовольствия  на   2008-2012   годы,  программ   "Строительство,
реконструкция и модернизация  100 молочных и  100 мясных комплексов  и
ферм  в Алтайском  крае"  на  2011-2013  годы и  "Устойчивое  развитие
сельских территорий Алтайского края" на 2012-2020 годы,  ведомственных
целевых программ,  а  также проекта  "Комплексное развитие  Алтайского
Приобья".
     Проект "Комплексное    развитие   Алтайского    Приобья"    имеет
стратегическое значение для Алтайского  края и Российской Федерации  в
решении вопроса стабилизации внутреннего агропродовольственного  рынка
и продовольственной  безопасности  страны. В  ходе реализации  проекта
решаются системные задачи по переводу агропромышленного комплекса края
и сопряженных секторов экономики на инновационную модель развития.
     В единый  мегапроект под  общим  названием "Комплексное  развитие
Алтайского Приобья и эффективное использование туристско-рекреационных
активов  юга  Сибири",  вошедший в  перечень  первоочередных  проектов
Сибирского федерального округа (утвержден Председателем  Правительства
Российской Федерации 5 июля  2010 года), включены 12 наиболее  крупных
инвестиционных проектов региона.
     Семь проектов    в    области    производства    и    переработки
сельскохозяйственной         продукции         и         строительства
транспортно-логистического терминала реализуются в рамках создаваемого
агропромышленного    кластера.    Это   проекты,    реализуемые    ООО
"Алтаймясопром" (стоимость - 6,2 млрд. рублей), ЗАО "Алтайский  Бекон"
(стоимость - 4,7  млрд.рублей), ЗАО  "Алтайский бройлер" (стоимость  -
6,9 млрд.рублей),  ООО  "Западное" (стоимость  -5,4 млрд.рублей),  ОАО
"Пава"  (стоимость   -  10,5   млрд.рублей),  ООО   "Агро-СибРаздолье"
(стоимость - 2,1 млрд.рублей),  ООО "НПО "Алтайский лен" (стоимость  -
0,5 млрд.рублей) и ООО "МОпСТ (стоимость - 1,5 млрд.рублей).
     Два проекта  по  производству  глюкозы,  аскорбиновой  кислоты  и
натуральной косметики на основе алтайского возобновляемого  природного
сырья (ООО "НПФ "Алтайский букет" стоимостью 1,2 млрд.рублей, ООО  НПК
"Карбоник"  стоимостью   6,4  млрд.рублей)   предусмотрены  в   рамках
биофармацевтического кластера.
     В рамках  туристско-рекреационного  кластера  реализуется  проект
создания и развития особой экономической зоны туристско-рекреационного
типа   "Бирюзовая    Катунь"   (стоимость    -   30,0    млрд.рублей);
топливно-энергетического кластера - проект по строительству  Алтайской
конденсационной электрической станции  мощностью 660 МВт и  Мунайского
угольного  разреза  производительностью  4   млн.  тонн  угля  в   год
(стоимость -55,2 млрд.рублей).
     Ввод в эксплуатацию производственных мощностей в рамках указанных
проектов предусмотрен в период с 2011 по 2015 годы.
     В настоящее время 10  первоочередных проектов из 12  предложенных
осуществляются  на  принципах  и  механизмах   государственно-частного
партнерства  с  привлечением  кредитных  ресурсов  Сбербанка   России,
Россельхозбанка    и    Внешэкономбанка   с   применением    механизма
субсидирования  процентной  ставки  за  счет  средств  федерального  и
краевого  бюджетов.  Проекты   по  глубокой  переработке  пшеницы   на
реконструированном   мелькомбинате   (ОАО  "Пава")   и   строительство
Алтайской конденсационной электрической станции (ООО "Алтайская  КЭС")
претендуют  на  получение бюджетных  ассигнований  из  Инвестиционного
фонда России  и краевого бюджета  для со-финансирования  строительства
объектов транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры.
     В результате  реализации   обозначенных   мероприятий,  а   также
активизации инвестиционной  деятельности со  стороны субъектов  малого
предпринимательства, которые продемонстрировали высокие темпы роста  в
2010  году  (более  130%),  в 2012-2014  годах  прирост  инвестиций  в
основной капитал по краю прогнозируется на уровне 48%. При этом  общий
объем инвестиций к 2014 г. может составить более 129 млрд. рублей.
     Привлечение инвестиций на  строительство и  приобретение жилья  в
прогнозируемый  период   будет  поддерживаться   спросом  со   стороны
населения. С  учетом собственных средств  населения, средств  бюджетов
всех уровней, а  также за счет  привлечения внебюджетных источников  в
целях  стимулирования строительства  и  реализации жилищных  программ,
которые    аккумулированы    в    долгосрочной    целевой    программе
"Стимулирование развития жилищного строительства в Алтайском крае"  на
2011-2015  годы,  к  2014  году  планируемый  ввод  жилья  составит  1
млн.кв.м.
     В предстоящий   период    сохранятся   все   существующие    виды
государственной поддержки реального сектора экономики Алтайского края:
лизинг  техники  и   оборудования;  субсидирование  части   банковской
процентной   ставки,   в   том  числе   по   инновационным   проектам;
субсидирование налога  на имущество  и налога на  прибыль. В  качестве
специального  оператора   по   привлечению  инвестиций   и  работе   с
инвесторами в регионе будет выступать созданное в текущем году краевое
автономное   учреждение   "Алтайский   Центр   государственно-частного
партнерства  и привлечения  инвестиций".  В регионе  будет  продолжена
работа по привлечению  финансовых ресурсов федерального бюджета  через
государственные   программы,   федеральную   адресную   инвестиционную
программу, Инвестиционный фонд Российской Федерации, институты  особых
экономических зон, венчурных фондов, бизнес-инкубаторов.
     Кроме того, в  крае создается  региональный инвестиционный  фонд,
средства  которого   предполагается  направлять  на   софинансирование
строительства  объектов  транспортной,  энергетической  и   инженерной
инфраструктуры  - инвестиционных  проектов,  реализуемых на  принципах
государственно-частного партнерства.
Туризм
     В последние годы туристическая сфера стала одним из  приоритетных
направлений  развития региона,  что  находит отражение  в  действующих
документах  стратегического планирования.  В  среднесрочный период  на
территории     Алтайского     края     предполагается     сформировать
туристско-рекреационный     комплекс     международного      значения,
ориентированный на  максимальное  использование природно-ресурсного  и
историко-культурного потенциала региона.
     Основными задачами, которые предстоит решить в рамках  достижения
поставленной цели, являются:
     создание системы туристских  кластеров  для обеспечения  развития
объектов   туризма   и   сопутствующей   инфраструктуры,   привлечение
инвестиций в туристскую индустрию;
улучшение качества туристских и сопутствующих услуг;
     формирование имиджа  Алтайского  края  как  центра   всесезонного
туризма.
     "Локомотивами" развития    туристского    комплекса    края     в
среднесрочной перспективе станет функционирование особой экономической
зоны туристско-рекреационного  типа  "Бирюзовая Катунь",  формирование
игорной  зоны "Сибирская  монета",  автотуристского кластера  "Золотые
ворота"  в  г.Бийске  и  крупного  туристско-рекреационного   кластера
"Белокуриха" на территории  одноименного города-курорта и  Смоленского
района.
     В результате реализации проекта по созданию особой  экономической
зоны "Бирюзовая  Катунь" на  территории Алтайского  края будет  создан
первый в России  крупный единый  комплекс природного и  экстремального
туризма в горах, с четким разделением на молодежно-экстремальную  зону
и зону с эксклюзивными и комфортабельными гостиницами. Общая стоимость
проекта оценивается в 30 млрд. рублей с периодом реализации  2007-2027
годы.
     В ходе  создания  зоны предполагается  строительство  гостиничных
комплексов на  3,5 тыс. мест  единовременного размещения,  горнолыжных
комплексов, центра экстремальных водных видов спорта, деревни "Русское
подворье", охотничьего хозяйства, спортивно-оздоровительных центров  и
т.д. Планируемый  поток  туристов в  особую  экономическую зону  может
превысить 1,1 млн. человек ежегодно.
     Данный проект  реализуется на  принципах  государственно-частного
партнерства и  предполагает строительство  объектов инфраструктуры  за
счет государства, а объектов туристско-рекреационного назначения -  за
счет частных инвесторов (резидентов особой экономической зоны).
     Стоимость создания внутренней  инфраструктуры ОЭЗ ТРТ  "Бирюзовая
Катунь" за счет средств бюджетов  всех уровней составит более 8  млрд.
рублей, часть из которых уже освоена (2,1 млрд. рублей), другая  часть
может быть освоена в 2011-2012 годах.
     Сегодня на территории ОЭЗ ТРТ "Бирюзовая Катунь" зарегистрировано
14 компаний-резидентов,   совокупный   объем  инвестиций   которых   в
соответствии с представленными  бизнес-планами составит около 9  млрд.
рублей. До 2014 года возможна реализация еще 4 проектов  потенциальных
резидентов  с  общим  объемом заявленных  инвестиций  около  250  млн.
рублей.
 
     Строительство инфраструктурных и игорно-развлекательных  объектов
игорной  зоны  "Сибирская  монета" ведется  за  счет  средств  частных
инвесторов.
     Согласно разработанному проекту планировки на территории  игорной
зоны площадью 2,3 тыс. га будут построены следующие основные объекты:
     45 казино разного стилевого оформления, ориентированных на разные
целевые группы;
     57 гостиничных комплексов на  3000 мест  размещения, в том  числе
гостиничные комплексы 3-5*, семейные мини-отели, гостиницы - виллы 5*,
конференц-отели и т.д.;
     конноспортивный манеж  с   гостиницей,  центр  парапланеризма   и
планеризма, теннисные корты, городок для автогонок;
горнолыжный комплекс, скалодром, сноуборд-парк;
     центральный киноконцертный   комплекс,   открытые    танцевальные
площадки, летние кинотеатры, аквапарк круглогодичного действия;
культурно-развлекательные, торговые, спортивные центры;
вертолетная площадка.
     В 2010 году  на конкурсной  основе компании ООО  "АЛТИ" в  аренду
предоставлены два земельных участка под строительство двух гостиничных
комплексов  с  казино  на  100 мест  каждый,  а  также  двух  гостиниц
бизнес-класса уровня "5  звезд". Совокупный объем инвестиций  составит
свыше    420     млн.    рублей.     Предполагается,    что     первое
игорно-развлекательное  заведение на  территории  игорной зоны  начнет
функционировать в конце 2011  года (срок окончания строительства  всех
объектов данного комплекса - 2013 год).
     На строительство  внешней   инфраструктуры  ОЭЗ  ТРТ   "Бирюзовая
Катунь" и  игорной зоны "Сибирская монета" будет направлено более  4,7
млрд. рублей.
     Пилотными в плане применения кластерного подхода к развитию сферы
туризма станут  проекты  "Золотые  ворота"  (г.Бийск)  и  "Белокуриха"
(г.Белокуриха, Смоленский район).
     В соответствии  с   долгосрочной  целевой  программой   "Развитие
туризма в Алтайском  крае" на  2011-2016 годы, начиная  с 2013 года  в
Алтайском  крае  планируется создание  еще  9  туристско-рекреационных
кластеров:
     "Алтайское", Алтайский район;
     "Горная Колывань",  Змеиногорский,  Краснощековский,   Курьинский
районы;
     "Завьялово-Гуселетово", Завьяловский, Романовский районы;
     "Егорьевка", Егорьевский район;
     "Сибирь изначальная", Смоленский район;
     "Солонешенский", Солонешенский район;
     "Чарышский", Чарышский район;
     автотуристского кластера "Красногорье", Красногорский район;
     туристско-рекреационного (санаторно-оздоровительного)    кластера
"Яровое", г.Яровое.
     Предполагается, что каждый  кластер будет  выполнять свои  особые
функции  в  региональной туристско-рекреационной  системе,  отличаться
своими видами туризма и рекреации.
     Успешные технологии развития  туристической сферы, применяемые  в
пилотных  туристско-рекреационных   кластерах,  формирование   которых
проходит  в рамках  проекта  федеральной целевой  программы  "Развитие
внутреннего   и   въездного    туризма   в   Российской    Федерации",
предполагается  внедрить  во  все  региональные  кластеры,  тем  самым
обеспечивая оптимизацию  возврата как государственных,  так и  частных
инвестиций.
     В ходе реализации проекта "Белокуриха" будут созданы коллективные
средства размещения и другие туристские  объекты (в том числе  объекты
инженерной    и    транспортной    инфраструктуры),    построены     и
реконструированы  линии  электропередач  для  туристских   комплексов,
произведено  берегоукрепление и обустройство прибрежных зон туристских
территорий,  осуществлено  строительство  объектов  водоснабжения  для
туристских комплексов, построены необходимые очистные сооружения.
     Создание автотуристского  кластера  "Золотые ворота"  в  г.Бийске
изменит  направления  туристских  потоков  в  пределах  предгорного  и
горного  Алтая и  окажет  позитивное  влияние на  развитие  туристской
индустрии в Алтайском крае.
     Туристический район  "Змеиногорск  -  Горная  Колывань  -  Горный
Чарыш"      будет      специализироваться      на       экологическом,
культурно-познавательном, оздоровительном  туризме, экстрим-туризме  и
пантолечении.  Данная функциональная зона может принимать ежегодно  до
100-150 тыс. туристов.
     Развитие кластеров на  Кулундинской равнине (Завьяловский  район,
г. Яровое)  будет  направлено на  семейный  оздоровительный туризм  на
основе местных бальнеологических ресурсов. В перспективе туристический
поток может составить до 100 тыс. туристов в год.
     Уже в среднесрочной перспективе туризм станет высокоэффективным и
конкурентоспособным сектором  экономики  края. В  результате  к  концу
прогнозного периода поток отдыхающих в крае туристов может возрасти  с
0,97  до   1,2   млн.  человек,   число   занятых  непосредственно   в
туристическом секторе - с 15,3 до 20 тыс. человек, налоговые платежи в
региональный бюджет увеличатся до 1  млрд. рублей в год, доля  отрасли
туризма в ВРП составит примерно 2,5-3%.
 
                        Инновационная политика
     Важнейшим направлением  инновационной  политики  в  среднесрочной
перспективе  станет формирование  основ  финансовой и  технологической
поддержки   кластерного    взаимодействия   предприятий   и    полюсов
инновационного  развития  в  сфере  биофармацевтики,   нанотехнологий,
энергосбережения и агропромышленное   в сотрудничестве с  учреждениями
научно-образовательного  комплекса  и  ведущими  институтами  развития
страны.
     НП "Алтайский    биофармацевтический    кластер"    (г.    Бийск)
сконцентрирует усилия на реализации инвестиционных проектов по четырем
направлениям   производства:  лекарственные   средства,   биологически
активные  добавки   к   пище  и   продукты  функционального   питания,
профилактические средства, а также медицинская техника.
     Ассоциация "Межрегиональный  центр  наноиндустрии" (г.  Бийск)  в
рамках    научно-исследовательского    проекта    "Анализ    состояния
наноиндустрии Алтайского  края  и оценка  потенциала  его развития  на
период до 2015 года"  планирует создать нанотехнологический центр  при
участии ГК "Роснано".
     "Алтайский кластер   энергомашиностроения   и   энергоэффективных
технологий" (г. Барнаул)  будет способствовать кооперации  предприятий
региона   в   области  научно-технических   разработок,   производства
энергетического  и  электротехнического  оборудования  с   выполнением
полного спектра ремонтных и восстановительных работ.
     Предприятия НП "Алтайский  кластер аграрного машиностроения"  (г.
Рубцовск)  продолжат   реконструкцию   производственных  мощностей   и
разработку сельскохозяйственной  техники в  рамках программы  "Система
машин в земледелии Алтайского края".
     Особая роль отводится наукограду Российской Федерации г.  Бийску,
задача которого  -  реализация приоритетных  проектов  в сфере  науки,
технологий   и   техники  путем   создания   объектов   обеспечивающей
инфраструктуры, в частности, технопарка.
     Инструментами государственной  поддержки  обозначенных  инициатив
являются:
     на региональном  уровне  -   конкурсы  и  премии,  гранты   малым
инновационным компаниям; субсидирование  расходов на разработку  новых
продуктов,  патентование,  приобретение  оборудования  и   технологий,
маркетинговые  исследования,  участие  в  выставочных  мероприятиях  и
"деловых   миссиях";   создание  центров   коллективного   пользования
оборудованием и оснащение лабораторий Бийского бизнес-инкубатора;
     на федеральном уровне -  участие в  конкурсах: в рамках  программ
"Исследования  и  разработки  по  приоритетным  направлениям  развития
научно    -технологического    комплекса    России",    "Научные     и
научно-педагогические кадры инновационной России"", "Развитие научного
потенциала  высшей  школы";  постановлений  Правительства   Российской
Федерации  от  09.04.2010  N218  "О  мерах  государственной  поддержки
развития  кооперации  российских  вузов  и  организаций,   реализующих
комплексные проекты по  созданию высокотехнологичного производства"  и
от   09.04.2010   N   219  "О   государственной   поддержке   развития
инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях
высшего профессионального образования" и др.
     Созданные для активизации  и развития инновационной  деятельности
условия позволят в  среднесрочной перспективе обеспечить  существенное
повышение уровня инновационной активности предприятий региона.
 
Промышленность
     Темпы прироста  промышленного  производства  в  2012-2014   годах
прогнозируются  на  уровне 4,4-5,3  %.  В  целом  за три  года  индекс
промышленного производства может  составить 115,4%. Объем  отгруженных
товаров собственного производства к  2014 году возрастет до 314  млрд.
рублей.
     Высокие темпы роста в 2012-2014 годах прогнозируются в добывающем
секторе (в    среднем   -110%)    за    счет   освоения    Таловского,
Корбалихинского   месторождений   полиметаллических  руд,   разработки
золоторудных месторождений в  Курьинском и Краснощековском районах,  а
также увеличения добычи нерудных строительных материалов. За три  года
добыча  полезных  ископаемых  может   увеличиться  на  32%,  а   объем
отгруженных  товаров  в  стоимостном  выражении  достигнет  9,8  млрд.
рублей.
     В обрабатывающих производствах  среднегодовой индекс  физического
объема в прогнозный период составит  105,5%, в целом за 2012-2014  гг.
-117,3%.
     В ведущей отрасли обрабатывающего сектора - производстве  пищевых
продуктов, доля которой по итогам 2010 года составила 36%, темп  роста
в сопоставимых ценах за период 2012-2014 гг. составит 112,7%.
     Значительный рост  ожидается  в  масложировой  промышленности  (к
концу  прогнозного  периода -  в  1,5  раза)  в результате  выхода  на
проектную   мощность    завода    по   производству    рафинированного
подсолнечного масла ООО "АгроСиб-Раздолье". Модернизация производства,
внедрение  новых технологий  и  оборудования, расширение  ассортимента
выпускаемой продукции и  повышение ее качества предприятиями  молочной
отрасли края  (ЗАО  "Барнаульский молочный  комбинат", ООО  "Алтайская
буренка",   ОАО  "Славгородский   молочный   комбинат")  обеспечит   в
прогнозном периоде рост объемов производства цельномолочной  продукции
на уровне 110%. Кроме того,  с целью прироста объемов закупа молока  и
улучшения его качества  предприятия молочной промышленности  продолжат
работу по строительству  и модернизации стационарных приемных  пунктов
молока,  предназначенных   для  первичной  обработки   молока  и   его
охлаждения.
     Развитию мясной отрасли  края  будет способствовать  деятельность
организаций  по обновлению  оборудования,  освоению новых  современных
технологий производства пищевых продуктов, а также реализация проектов
по  строительству   крупных  свинокомплексов   с  законченным   циклом
производства мясной продукции.
     Реализация инвестиционного  проекта по  организации  производства
продукции  глубокой переработки  зерна  пшеницы  ОАО "Пава"  в  период
2012-2013    годов    позволит    увеличить    объемы     производства
зерноперерабатывающей    отрасли,   более   полно   использовать   все
компоненты  зерна   и   получать  не   только  традиционные   продукты
мукомольно-крупяной  промышленности,   но  и   крахмал,  из   которого
вырабатывают глюкозные и  фруктозные сиропы,  глютен. Нарастить в  1,6
раза объемы  производства сахарного  песка в  Алтайском крае  позволит
увеличение  производственной  мощности  ОАО  "Черемновский    сахарный
завод" (с  2,8  до 4,5  тысяч тонн  в сутки),  а  также газификация  и
автоматизация производственного процесса, строительство линий по сушке
паром и  грануляции  свекловичного жома,  установка прессов  глубокого
прессования для снижения энергозатрат на ООО "Бийский сахарный завод".
     С целью  увеличения  производства  консервированных  продуктов  в
прогнозном  периоде до  2014  года предприятиями  плодоовощеконсервной
промышленности    края   предполагается    произвести    реконструкцию
существующего   овощехранилища   (КФ   "Флора"),   внедрить   глубокую
переработку  растительного  сырья  на  основе  жимолости,  облепихи  и
черноплодной рябины  (ЗАО "Агровит-сад" Калманского  района). ООО  НПФ
"Алтайский  букет"  продолжит   реализацию  проекта  по   производству
функциональных продуктов  питания  и натуральной  косметики на  основе
алтайского возобновляемого природного сырья
     К концу  2014  года  объемы  производства  в  деревообработке   и
производстве готовых металлических изделий достигнут уровня, в 2  раза
превышающего  докризисный.  Вместе  с тем  лишь  к  концу  прогнозного
периода    докризисного     уровня     достигнет    производство     в
машиностроительной отрасли, промышленности строительных материалов.
     К концу прогнозного  периода произойдут  структурные изменения  в
объеме производства  обрабатывающего сектора за  счет увеличения  доли
продукции  стройиндустрии,   химического  производства,   производства
готовых  металлических  изделий  и  соответствующего  сокращения  доли
производства кокса и пищевых продуктов.
     Медленнее остальных   будут    расти   объемы   производства    в
электроэнергетике (100,5-101%) за счет невысоких темпов роста внешнего
спроса и внутренних  ограничений. В среднесрочном периоде  продолжится
работа по  внедрению энергосберегающих  технологий, газификации  края,
созданию собственной угледобывающей отрасли.
     Государственная поддержка  организациям  промышленного  комплекса
будет оказываться в рамках мероприятий ведомственной целевой программы
"Развитие промышленного производства в Алтайском крае" на 2010 -  2012
годы. Кроме того, в крае будут продолжать действовать такие  механизмы
господдержки, как:
     содействие повышению   доступности  финансовых   ресурсов   путем
предоставления государственных гарантий Алтайского края;
     содействие предприятиям   оборонно-промышленного   комплекса    в
получении ими государственного заказа;
реализация комплексных инвестиционных планов моногородов;
     содействие продвижению  продукции  в  другие  регионы  Российской
Федерации и на внешние рынки через участие в выставках-ярмарках и др.
 
Сельское хозяйство
     Индекс производства сельскохозяйственной продукции в 2014 году по
отношению к оценке 2011 года прогнозируется в пределах 112%.
     Существенное влияние  на  развитие  сельхозпроизводства  в   крае
оказывают  меры государственной  поддержки.  Ее приоритетами  являются
интенсивное развитие  животноводства, приобретение средств  химизации,
обеспечение   общих   условий   развития   отрасли,   технической    и
технологической модернизации АПК,  развитие малых форм  хозяйствования
на селе.
     В текущем и  прогнозном периоде  предполагается ускорение  темпов
роста  производства  животноводческой продукции.  Наращивание  объемов
производства молока планируется  за счет роста продуктивности  дойного
стада до  4000 кг.  Значительный прирост производства  свинины в  крае
ожидается в 2013 -2014 годах в связи с завершением и выходом на полную
мощность двух крупных инвестиционных проектов - ООО "Алтаймясопром"  и
ЗАО "Алтайский бекон"  (годовой объем производства  каждого - 32  тыс.
тонн свинины).
     С 2011  года   реализуется   краевая  программа   "Строительство,
реконструкция и модернизация  100 молочных и  100 мясных комплексов  и
ферм  в   Алтайском  крае"   на  2011-2013  годы,   что  также   будет
способствовать    наращиванию    объемов    производства     продукции
животноводства,  в  т.  ч.  за  счет  диверсификации  производства   в
крестьянских (фермерских) хозяйствах  края, создания малых и  семейных
ферм.
     В результате прогнозируемый прирост производства скота и птицы на
убой (в живом весе) составит 17,3%, молока - 6,1%. В целом темп  роста
животноводческой  продукции  в сопоставимых  ценах  прогнозируется  на
уровне 111,6%.
     Обеспечение высокой  культуры   земледелия,  увеличение   объемов
внесения минеральных и органических удобрений, проведение  мероприятий
по  восстановлению материально-технической  базы  сельскохозяйственных
организаций, внедрение новых технологий позволят повысить  урожайность
сельскохозяйственных  культур.  Среднегодовой  валовой  сбор  зерновых
культур   в   прогнозируемом   периоде  составит   4860   тыс.   тонн.
Предполагается увеличение  посевных площадей, занимаемых  техническими
культурами. С учетом благоприятных погодных условий темп роста объемов
производства в растениеводстве за три года составит 112,2%.
     В среднесрочной перспективе в рамках действующих программ и новых
направлений государственной  поддержки, предусмотренных  разработанной
долгосрочной  программой  "Устойчивое  развитие  сельских   территорий
Алтайского края" на 2012-2020 годы, предполагается увеличение  объемов
финансовых  вложений,  направленных  на  развитие  производственной  и
социальной  инфраструктуры   села.  Особое   внимание  будет   уделено
комплексному развитию сельских территорий, формированию нового  уклада
жизни в сельской местности.
 
Потребительский рынок
     В прогнозный   период    предполагается   рост    потребительской
активности населения, вследствие чего оборот розничной торговли к 2014
году может возрасти в 1,4 раза и составить 357,4 млрд. рублей.
     В разрезе  видов   торговли   сохранится  тенденция   динамичного
развития  стационарной  торговли  и  замедление  продажи  товаров   на
розничных   рынках   и    ярмарках.   Дальнейшее   развитие    получат
крупноформатные торговые объекты, оснащенные новейшим оборудованием  и
предлагающие широкий ассортимент  товаров. Предполагается вхождение  в
край крупных сетевых  структур международного  уровня ("МЕТРО Кэш  энд
Керри"), способствующих развитию конкуренции на потребительском  рынке
и повышению качества услуг.
     Значительно усилил конкуренцию на  рынке общественного питания  и
сделал  его более  разнообразным  приход в  край  сетевых компаний  из
других  регионов.   В   среднесрочной  перспективе   в  данной   сфере
планируется развитие объектов, предоставляющих услуги средней  ценовой
категории  (кафе, закусочные,  столовые,  трактиры, блинные  и  т.д.);
расширение общедоступной сети  предприятий быстрого питания;  развитие
услуг       общественного       питания,       предоставляемых       в
туристическо-гостиничных комплексах.  По  прогнозным расчетам,  оборот
общественного питания в 2014 году может превысить уровень 2011 года на
27,4% и составить 10,5 млрд. рублей.
     В прогнозируемый период объемы оказываемых населению края платных
услуг могут возрасти на 20,8% и составить 82,9 млрд. рублей.  Наиболее
динамично будут развиваться услуги  туризма и сопутствующие им  услуги
транспорта и связи.  Это обусловлено  активной реализацией проекта  по
созданию  в крае  особой  экономической зоны  туристско-рекреационного
типа  и игорной  зоны,  началом  реализации  других проектов  в  сфере
туризма.
Демографические тенденции и рынок труда
     В среднесрочный период демографическая  ситуация в регионе  будет
постепенно  стабилизироваться.  Абсолютное  сокращение   среднегодовой
численности постоянного населения  в 2011  году оценивается на  уровне
8,2 тыс. человек, а к 2014  году составит 0,4 тыс. человек, что  будет
обусловлено ростом  рождаемости, сокращением смертности,  преодолением
миграционной убыли населения. Ожидаемая продолжительность жизни  может
возрасти к концу прогнозного периода  до 71 года (69,2 года -  уровень
2010 г.).
     Способствовать стабилизации    численности    населения     будет
реализация   программы   демографического   развития,    приоритетного
национального  проекта в  сфере  здравоохранения, ряда  федеральных  и
региональных   целевых  программ,   в   т.ч.  региональной   программы
модернизации здравоохранения.
     Вместе с тем  предстоящие годы  будут характеризоваться  влиянием
ряда   неблагоприятных    демографических   факторов,    обусловленных
изменением структуры населения. Численность населения в трудоспособном
возрасте   будет   ежегодно  сокращаться.   Трудоспособного   возраста
достигают поколения, родившиеся  в 1990-е  годы (когда отмечался  спад
рождаемости). В то  же время выходят  на пенсию поколения,  родившиеся
после войны (пик рождаемости). Увеличение населения старших  возрастов
приведет  к  росту  демографической  нагрузки.  Вследствие  сокращения
численности населения в  трудоспособном возрасте в прогнозном  периоде
намечается  сокращение  численности  трудовых ресурсов  на  31,3  тыс.
человек.
     Обратная тенденция  на  рынке  труда будет  происходить  в  сфере
занятости населения. В связи с положительными тенденциями в  экономике
и  ростом выпуска  товаров  и  оказания  услуг численность  занятых  в
экономике края будет постепенно восстанавливаться и к 2014 году  может
составить 1,1  млн. человек. Основное  увеличение численности  занятых
предполагается  в   обрабатывающих   производствах,  добыче   полезных
ископаемых, строительстве, сельском хозяйстве.
     В результате реализации  мер поддержки  рынка труда,  ускоренного
роста экономики регистрируемая безработица за три года снизится  более
чем на  2  тыс. человек,  а  ее уровень  (по  отношению к  численности
экономически активного населения) составит 2,9%.
Уровень жизни населения
     В прогнозный период ожидается достаточно высокий рост показателей
уровня жизни населения  за счет всех  составляющих: заработной  платы,
социальных трансфертов, доходов от имущества, но прежде всего, доходов
от  предпринимательской  деятельности.  В  целом  за  2012-2014   годы
денежные доходы в  расчете на душу  населения в номинальном  выражении
могут увеличиться в 1,4 раза, реальные располагаемые - на 20,9%.
     Рост заработной   платы   будет   обусловлен   усилением   темпов
экономического  развития,  а  также осуществлением  мер  по  повышению
оплаты труда работников  бюджетной сферы федерального и  регионального
уровней.  Прирост  реальной  заработной  платы  за  прогнозный  период
составит 15,5%. Фонд заработной платы в целом за 3 года увеличится  на
37,5%.
     Создание условий для роста доходов населения, в первую очередь на
основе развития занятости  населения и повышения  заработной платы,  а
также меры по повышению уровня материального обеспечения пенсионеров и
социальной поддержке семей с детьми позволят снизить долю населения  с
денежными доходами ниже  величины прожиточного минимума  с 22% в  2011
году до 18,5% в 2014 году.
 
ПРИЛОЖЕНИЕ к Сценарным условиям социально-экономического развития
Алтайского края на 2012 год и на период до 2014 года
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
прогноза социально-экономического развития Алтайского края
на 2011-2013 годы
 
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Наименование          |  Единица    |2010 год |2011 год | 2012   | 2013   |2014 год  |
|показателя            | измерения   | (факт)  |(оценка) |  год   |  год   |          |
|                      |             |         |         |————————|————————|——————————|
|                      |             |         |         |прогноз                     |
|                      |             |         |         |                            |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|1                     |     2       |   3     |   4     |   5    |   6    |    7     |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Численность населения | тыс. чел.   | 2421,9  |  2414   | 2408   | 2405   |  2405    |
|(среднегодовая)       |             |         |         |        |        |          |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Инфляция: на конец    |     %       | 108,2   | 107,9   | 106,0  | 105,5  |  104,5   |
|года                  |             |         |         |        |        |          |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|в среднем за год      |     %       | 106,4   | 108,9   | 106,8  | 105,6  |  105,0   |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Валовой региональный  | млрд. руб.  | 317,0   | 371,4   | 413,0  | 468,0  |  536,3   |
|продукт               |             |         |         |        |        |          |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|темп роста            |     %       | 108,0   | 105,1   | 105,5  | 107,0  |  108,0   |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Объем отгруженной     | млрд. руб.  | 189,4   | 231,3   | 253,5  | 281,7  |  313,6   |
|промышленной          |             |         |         |        |        |          |
|продукции             |             |         |         |        |        |          |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Индекс промышленного  |     %       | 120,9   | 106,0   | 104,4  | 105,0  |  105,3   |
|производства          |             |         |         |        |        |          |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|в том числе по видам  |             |         |         |        |        |          |
|деятельности:         |             |         |         |        |        |          |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|добыча полезных       |   млрд.     |  4,2    |  5,8    |  6,6   |  7,6   |   9,0    |
|ископаемых            |    руб.     |         |         |        |        |          |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|индекс производства   |     %       |  75,8   | 114,3   | 108,0  | 109,0  |  112,0   |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|обрабатывающие        | млрд. руб.  | 154,4   | 192,1   | 210,4  | 233,3  |  259,5   |
|производства          |             |         |         |        |        |          |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|индекс производства   |     %       | 125,8   | 108,4   | 105,0  | 105,6  |  105,8   |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|производство и        | млрд. руб.  |  30,8   |  33,3   | 36,5   | 40,8   |  45,1    |
|распределение         |             |         |         |        |        |          |
|электроэнергии, газа  |             |         |         |        |        |          |
|и воды                |             |         |         |        |        |          |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|индекс производства   |     %       | 108,4   |  93,0   | 100,5  | 100,8  |  101,0   |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Продукция сельского   |   млрд.     |  77,1   |  84,9   | 92,1   | 98,7   |  107,0   |
|хозяйства во всех     |    руб.     |         |         |        |        |          |
|категориях хозяйств   |             |         |         |        |        |          |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|индекс производства   |     %       |  95,5   | 102,1   | 103,5  | 103,7  |  104,2   |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Инвестиции в основной |   млрд.     |  55,8   |  70,0   | 85,0   | 105,0  |  129,3   |
|капитал за счет всех  |    руб.     |         |         |        |        |          |
|источников            |             |         |         |        |        |          |
|финансирования        |             |         |         |        |        |          |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|индекс физического    |     %       | 118,0   | 114,0   | 112,5  | 114,5  |  115,0   |
|объема                |             |         |         |        |        |          |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Оборот розничной      |   млрд.     | 180,4   | 220,2   | 261,4  | 307,5  |  357,4   |
|торговли              |    руб.     |         |         |        |        |          |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|     темп роста в     |     %       | 106,6   | 112,0   | 112,2  | 111,5  |  111,0   |
|сопоставимых ценах    |             |         |         |        |        |          |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Оборот общественного  | млрд. руб.  |  5,0    |  6,2    |  7,5   |  8,9   |  10,5    |
|питания               |             |         |         |        |        |          |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|     темп роста в     |     %       | 105,8   | 108,0   | 108,2  | 108,4  |  108,6   |
|сопоставимых ценах    |             |         |         |        |        |          |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Объем платных услуг   | млрд. руб.  |  50,0   |  55,4   | 63,2   | 72,4   |  82,9    |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|     темп роста в     |     %       | 101,5   | 102,8   | 105,8  | 106,5  |  107,2   |
|сопоставимых ценах    |             |         |         |        |        |          |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Внешнеторговый        | млн. долл.  | 947,3   | 871,7   | 937,4  |1056,3  | 1130,0   |
|оборот, всего         |    США      |         |         |        |        |          |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|в том числе:          |             |         |         |        |        |          |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|экспорт               |             | 512,7   | 522,6   | 577,5  | 688,3  |  730,0   |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|импорт                |             | 434,6   | 349,1   | 359,9  | 368,0  |  400,0   |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Прибыль по всем видам | млрд. руб.  |  47,6   |  60,3   | 66,3   | 72,3   |  78,1    |
|деятельности          |             |         |         |        |        |          |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Денежные доходы       | млрд. руб.  | 316,4   | 365,6   | 413,9  | 465,5  |  523,4   |
|населения             |             |         |         |        |        |          |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Реальные              |     %       | 103,5   | 106,2   | 106,0  | 106,5  |  107,1   |
|располагаемые         |             |         |         |        |        |          |
|денежные доходы       |             |         |         |        |        |          |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Прожиточный минимум   |    руб.     | 5529,5  | 6182,0  |6707,0  |7559,0  | 8141,0   |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Доля населения с      |     %       |  24,3   |  22,2   | 20,5   | 19,3   |  18,5    |
|денежными доходами    |             |         |         |        |        |          |
|ниже прожиточного     |             |         |         |        |        |          |
|минимума в общей      |             |         |         |        |        |          |
|численности населения |             |         |         |        |        |          |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|     Фонд заработной  | млрд. руб.  |  99,9   | 113,1   | 126,1  | 140,2  |  155,5   |
|платы, всего          |             |         |         |        |        |          |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Номинальная           |    руб.     | 12051   | 13760   | 15320  | 17010  |  18840   |
|начисленная           |             |         |         |        |        |          |
|среднемесячная        |             |         |         |        |        |          |
|заработная плата      |             |         |         |        |        |          |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Реальная заработная   |     %       | 104,1   | 104,9   | 104,2  | 105,1  |  105,5   |
|плата                 |             |         |         |        |        |          |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Численность           |  тыс.чел.   | 691,1   | 685,0   | 686,0  | 687,0  |  688,0   |
|работников            |             |         |         |        |        |          |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Численность занятого  |  тыс.чел.   | 1079,4  | 1090,2  |1095,6  |1098,9  | 1100,0   |
|в экономике населения |             |         |         |        |        |          |
|(среднегодовая)       |             |         |         |        |        |          |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Уровень безработицы:  |     %       |  8,8    |  8,7    |  8,7   |  8,7   |   8,6    |
|общей                 |             |         |         |        |        |          |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|     официально       |     %       |  3,2    |  3,0    |  3,0   |  2,9   |   2,9    |
|зарегистрированной    |             |         |         |        |        |          |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
 
 

Информация по документу
Читайте также