Расширенный поиск

Распоряжение Администрации Алтайского края от 21.07.2008 № 288-р

 
 
 
 
 
 
                    АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
 
                             РАСПОРЯЖЕНИЕ
 
 
21.07.2008                                            N 288-р
 
           Утратило силу - Постановление Правительства Алтайского края
                                                  от 09.01.2018 г. № 4
 
                              г.Барнаул
 
 
     В соответствии  с  законом Алтайского края от 07.11.2006 N 117-ЗС
"О  государственном  прогнозировании,  индикативном   планировании   и
программировании социально-экономического развития Алтайского края":
     1. Утвердить        прилагаемые         Сценарные         условия
социально-экономического  развития  Алтайского  края  на 2009 год и на
период до 2011 года (далее - "Сценарные условия").
     2. Органам  исполнительной  власти Алтайского края при разработке
прогнозов,  целевых программ  и  корректировке  комплексной  программы
социально-экономического  развития  Алтайского  края руководствоваться
Сценарными условиями.
     3. Предложить  органам  местного  самоуправления  при  разработке
прогнозов   социально-экономического   развития    на    среднесрочную
перспективу       и       корректировке      комплексных      программ
социально-экономического    развития     муниципальных     образований
руководствоваться Сценарными условиями.
     4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения  возложить  на
Заместителя   Губернатора   Алтайского   края,   начальника   Главного
управления экономики и инвестиций Алтайского края Щетинина М.П.
 
 
Губернатор Алтайского края                                 А.Б. Карлин
 
 
 
                                           УТВЕРЖДЕНЫ
                                           распоряжением Администрации
                                           Алтайского края
                                           от 21.07.2008 N 288-р
 
 
                          СЦЕНАРНЫЕ УСЛОВИЯ
          социально-экономического развития Алтайского края
                 на 2009 год и на период до 2011 года
 
     Сценарные условия  социально-экономического  развития  Алтайского
кроя разработаны исходя из задач Правительства Российской Федерации на
среднесрочную  перспективу,  стратегических направлений и приоритетов,
обозначенных в комплексной программе социально-экономического развития
Алтайского  края,  одобренной  постановлением  Администрации  края  от
28.12.2007 N 622,  а также с  учетом  итогов  социально-экономического
развития  Алтайского  края  в 2007 году и в первом квартале 2008 года.
Сценарные условия определяют основные  факторы  и  параметры  развития
края на ближайшие три года (приложение).
 
          Характеристика вариантов развития Алтайского края
                        на период до 2010 года
 
     Сценарные условия  социально-экономического  развития  Алтайского
края  в  2009-2011  годах  выполнены  в  двух  вариантах.  Различия  в
вариантах  базируются  на  изменении  динамики   конкурентоспособности
бизнеса:   эффективности   реализации   мер  Правительства  Российской
Федерации и Администрации края по  усилению  инновационного  характера
экономики и ее диверсификации; уровне поддержки социального развития.
 
     Вариант 1  (инерционный)  отражает  развитие экономики в условиях
сохранения   инфраструктурных   ограничений,   снижения   ценовой    и
технологической    конкурентоспособности    продукции;    предполагает
реализацию начатых масштабных  проектов,  при  этом  новые  масштабные
проекты не инициируются, что тормозит инвестиционную активность. Темпы
прироста валового регионального продукта снизятся с 10,5%  в 2008 году
до 6-8%  в 2010-2011 годах, инвестиций - с 24,5%  до 14-16%,  реальных
располагаемых доходов населения - с 11% до 9,2-10%.
 
     Вариант 2 (инновационный) предполагает реализацию мероприятий  по
переходу на инновационную модель развития и ориентируется на улучшение
конкурентоспособности  экономики  на   основе   динамичного   развития
обрабатывающих          высокотехнологичных         секторов         и
территориально-производственных кластеров,  а также на создание новой,
более   эффективной  технологической  базы,  которая  бы  позволила  в
последующем  осуществить  технологический  прорыв  в   ведущих   видах
деятельности   и   секторах   услуг   региона.  Инновационный  вариант
предусматривает  сохранение  высокой   инвестиционной   активности   и
реализацию  в  полном  объеме  важнейших  проектов и программ развития
секторов экономики с использованием механизма  частно-государственного
партнерства.
     Выбор инновационного варианта развития позволит сохранить средние
темпы  прироста  ВРП  в  прогнозном  периоде  на  уровне  9,6%  в год,
инвестиций - 19,7%, реальных располагаемых доходов населения - 12,7% в
год.
     Инновационный сценарий развития Алтайского  края  в  полной  мере
будет      способствовать      достижению      среднесрочной      цели
социально-экономического  развития  Алтайского  края,  обозначенной  в
комплексной   программе:   создание   предпосылок   для  кардинального
повышения  качества  жизни  населения  края  и  условий  для  перехода
экономики на инновационный путь развития.
     В качестве основного для разработки параметров  краевого  бюджета
на 2009-2011 годы предлагается второй вариант прогноза.
     Сценарии социально-экономического  развития  Алтайского  края  на
среднесрочную   перспективу   формируются   под   влиянием  внешних  и
внутренних условий (факторов).
     Внешними условиями     (факторами),    оказывающими    наибольшее
воздействие на  социально-экономические  процессы  в  Алтайском  крае,
являются   параметры   инфляции,  уровень  цен  и  тарифов  на  услуги
естественных монополий,  рост мировых цен на продовольствие,  динамика
обменного курса рубля, налоговые условия, таможенно-тарифная политика,
а также меры Правительства Российской  Федерации  на  2009-2011  годы,
направленные на снижение уровня цен на продовольствие, рост заработной
платы работников бюджетной сферы,  улучшение  пенсионного  обеспечения
граждан  и  социального обслуживания.  Кроме того,  к внешним факторам
воздействия на социально-экономическое развитие Алтайского края  можно
отнести  меры  Правительства  Российской  Федерации  по реформированию
межбюджетных  отношений  в   рамках   совершенствования   региональной
политики.
     В качестве    внутренних    условий    (факторов)     учитывается
демографическая   ситуация,   создание   системы   подготовки  кадров,
эффективность реализации  механизмов  инвестиционной  и  инновационной
политики  органов  исполнительной  власти  Алтайского  края,  скорость
создания  особой  экономической  зоны  туристско-рекреационного  типа,
игорной   зоны,   реализации   крупных   инвестиционных   проектов   и
осуществление   мероприятий   по   реформированию   социальной   сферы
Алтайского   края,   реализации  федеральных  и  региональных  целевых
программ.     Существенные     изменения     могут     произойти     в
социально-экономическом  развитии  Алтайского  края  в случае принятия
Правительством Российской Федерации решения о создании  на  территории
края особой аграрной зоны.
 
           Внешние условия (факторы), формирующие сценарии
          социально-экономического развития Алтайского края
 
     Наиболее важным        внешним         фактором         прогнозов
социально-экономического  развития  края являются показатели инфляции.
Формирование в 2007 году - начале 2008 года тенденции  к  опережающему
росту  цен  на  сельскохозяйственные  и продовольственные товары может
превратиться в долгосрочную тенденцию.  В 2008 году ожидаемый  уровень
инфляции  в  Алтайском  крае оценивается не менее 113%  по отношению к
декабрю 2007 года,  что на 2,5-4 процентных  пункта  выше  показателя,
предложенного в параметрах прогноза Российской Федерации (109-110,5%).
     На последующие годы прогнозируется снижение  темпов  инфляции:  в
2009  году до 107,5%,  в 2010 году - до 107%  (по обоим вариантам).  В
2011 году тенденция  снижения  продолжится  только  по  2  варианту  -
106,8%,  первый  вариант  не исключает ускорения инфляции до 108,5%  в
связи  со  слабой  результативностью  мер  по   развитию   конкуренции
(особенно на продовольственных и сельскохозяйственных рынках), а также
недостатком  инструментов  сдерживания  роста   тарифов   естественных
монополий в условиях их дерегулирования.
     Одной из особенностей прогноза цен и тарифов на  товары  (услуги)
естественных   монополий  на  2009-2011  годы  является  одновременное
повышение  регулируемых  тарифов  и  свободных  цен  в  либерализуемых
секторах в условиях постепенного расширения доли свободного рынка.
     Темпы роста цен (тарифов)  на  услуги  естественных  монополий  в
течение   прогнозируемого  периода  в  связи  с  принятым  решением  о
доведении  их  до  уровня  экономически  обоснованных   затрат   будут
превышать  установленный  Правительством  Российской Федерации уровень
инфляции.
 
                               (в % к уровню декабря предыдущего года)
 ———————————————————————————————————————————————————————————————————
|     Товары (услуги)      |           Темпы роста цен              |
| естественных монополий   |————————————————————————————————————————|
|                          | 2008 год| 2009 год| 2010 год| 2011 год |
|——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————|
|              1           |     2   |     3   |     4   |    5     |
|——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————|
|Электроэнергия            |    110  |   112   |  112,5  |   113,5  |
|——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————|
|доля свободного рынка     |    22   |   44    |   73    |    77,5  |
|——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————|
|для всех категорий        |         |         |         |          |
|потребителей              |  116,7  |   126   |   122   |    118   |
|——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————|
|доля регулируемого рынка  |    78   |   56    |   27    |    22,5  |
|——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————|
|регулируемые тарифы в     |         |         |         |          |
|среднем для конечных      |         |         |         |          |
|потребителей              |   112   |   111,3 | 113-114 |    116   |
|——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————|
|регулируемые тарифы для   |         |         |         |          |
|населения                 |   114   |   117   |  120    |    125   |
|——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————|
|Природный газ             |         |         |         |          |
|——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————|
|в том числе для всех      |         |         |         |          |
|категорий потребителей    |   128,6 |   119,9 |  128    |    140   |
|——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————|
|для населения             |   125   |   125   |  130    |    140   |
|——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————|
|Железнодорожные перевозки |         |   117,1-|  109,7- |          |
|грузов                    |   116,3 |   118,7 |  113,7  |   110-114|
|——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————|
|Железнодорожные перевозки |         |         |         |          |
|пассажиров                |   114   |   113   |  112    |   114    |
|——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————|
|Тепловая энергия          |   118   |   118,5 |  118    |   120    |
 ———————————————————————————————————————————————————————————————————
 
     Решения Правительства Российской Федерации о  реализации  реформы
электроэнергетики  являются  основными  предпосылками  для роста цен и
тарифов  на  электроэнергию,  начиная  с  текущего  года.  В  целом  в
2009-2011  годах  прогнозируется рост средних цен на электроэнергию на
свободном рынке в 1,8 раза.  При этом доля электроэнергии, реализуемой
по  нерегулируемым  государством  ценам,  повысится  с  22%  (от  всей
отпущенной  электроэнергии)  в  2008  году  до  78%  в  2011  году.  В
регулируемом  секторе  рост тарифов на электроэнергию в Алтайском крае
прогнозируется ниже установленного в Российской Федерации: 119% в 2009
году для конечных потребителей и 125% - для населения.
     Из-за увеличения в 2009 году темпов роста регулируемых тарифов на
электроэнергию   по   сравнению  с  предыдущим  прогнозом  планируется
пересмотр величины субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на
ликвидацию    межтерриториального   перекрестного   субсидирования   в
электроэнергетике   и   заключение   ими   уточненных   соглашений   с
Минпромэнерго  России и ФСТ России о поэтапном доведении цен (тарифов)
на   розничных   рынках   электрической   энергии   до    экономически
обоснованного уровня.
     Учитывая принятые Правительством Российской Федерации  решения  о
необходимости перехода в 2011 году к равнодоходности поставок газа ОАО
"Газпром" на внутренний и внешний рынки,  в среднесрочной  перспективе
планируется ускоренный рост тарифов на природный газ, который составит
в 2009-2011 годах 2,1 раза.
     В связи   с  более  высоким  ростом  цен  на  газ  и  тарифов  на
электроэнергию тарифы  на  тепловую  энергию  увеличатся  в  пределах,
необходимых  для  покрытия  возрастающих затрат на энергоносители и на
реализацию  инвестиционных  программ  теплоснабжающих  организаций   в
субъектах   Российской   Федерации,   ориентированных   на  сокращение
значительных  потерь   в   теплосетях,   создание   новой   инженерной
инфраструктуры.
     С 2010 года предусмотрена  отмена  регулирования  на  федеральном
уровне  предельных  индексов  повышения тарифов на коммунальные услуги
(кроме тепловой энергии). При этом прогнозируется, что рост тарифов на
жилищно-коммунальные услуги не превысит 19,5-20% в год. Такая динамика
тарифов  предполагает  реализацию  новых  подходов   к   регулированию
поставок энергии, газа коммунальным хозяйствам в сочетании с мерами по
стимулированию  повышения  их   эффективности.   Дополнительный   рост
расходов населения на оплату коммунальных услуг,  вызванный повышенной
динамикой  тарифов,  для  малообеспеченных   слоев   населения   будет
компенсирован   соответствующей   адресной  поддержкой,  заложенной  в
параметры федерального бюджета на 2009-2011 годы.
     Темпы роста   тарифов   на   услуги  железнодорожного  транспорта
установлены,  прежде всего,  с учетом роста реальной заработной  платы
работников  железнодорожного  транспорта,  а  также  включения в тариф
грузовых перевозок  части  инвестиционных  расходов,  необходимых  для
реализации дополнительных проектов по развитию железных дорог. В целом
за  2009-2011  годы  тарифы  на  железнодорожные  перевозки  грузов  в
регулируемом   секторе  возрастут  в  1,4-1,5  раза,  на  пассажирские
перевозки - в 1,4 раза.
     Прогноз изменения  тарифов на услуги связи учитывает доведение их
до  уровня  экономически  обоснованных  затрат  с  учетом  нормативной
прибыли,  в  соответствии  с  постановлением  Правительства Российской
Федерации от 24.10.2005 N 637 "О государственном регулировании тарифов
на  услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи".
В прогнозный период планируется прирост тарифов на услуги  телеграфной
связи  -  25%  ежегодно;  на услуги почтовой связи в 2009-2010 годах -
20%, в 2011 году - 15%.
     В соответствии  с  основными  направлениями налоговой политики на
2009 год и плановый период  2010  и  2011  годов  изменения  налоговых
условий  будут  направлены  на ускорение технологического обновления и
развитие  малого   бизнеса,   стимулирование   частных   расходов   на
образование, здравоохранение и жилье:
     внедрение дополнительных   механизмов   ускоренной    амортизации
основных средств и, прежде всего, технологического оборудования;
     упрощение и  совершенствование   налогообложения   и   налогового
администрирования малого бизнеса;
     включение в  затраты  компаний   расходов   на   профессиональную
подготовку     и    переподготовку    сотрудников,    что    уменьшает
налогооблагаемую прибыль;
     увеличение объема  вычетов  из  подоходного  налога,  связанных с
расходами   физических   лиц   на   образование   и   здравоохранение,
добровольное  пенсионное  обеспечение  и оплату процентов по ипотечным
кредитам.
     Приоритетным направлением     таможенно-тарифной    политики    в
среднесрочной перспективе является стимулирование импорта  производств
(вместо  импорта  товаров)  на  территорию России путем диверсификации
ставок таможенных пошлин.  Будут установлены  минимальные  пошлины  на
материалы,  сырье,  комплектующие и максимальные - на готовые изделия,
что создает более привлекательные условия для изготовления товаров  на
таможенных  территориях  по  сравнению  с  их  импортом и способствует
организации (переносу) производств  на  российские  территории.  Кроме
того,  усилится  регулирующая  функция  таможенного  тарифа для защиты
внутренних     рынков,     а     также     стимулирование     развития
производственно-технологической  кооперации путем развития "таможенных
режимов переработки".
     Политика Правительства   Российской   Федерации   по   увеличению
заработной платы в  2009-2011  годах  будет  строиться  на  реализации
следующих мер:
     доведение минимального  размера  оплаты  труда  до   прожиточного
минимума трудоспособного населения, повышение его с 1 января 2009 года
до 4330 рублей;
     введение новых  систем  оплаты  труда работников бюджетной сферы,
направленных   на   стимулирование   высоких   конечных    результатов
деятельности.
     Выполнение задачи по доведению социальной пенсии до  прожиточного
минимума   пенсионера,   а  также  другие  дополнительные  меры  будут
способствовать улучшению пенсионного обеспечения граждан.  К 2011 году
средний  размер  пенсии  превысит  прожиточный  минимум  пенсионера по
первому и второму вариантам прогноза соответственно на  36  и  55%  (в
2007 году - на 3,4%).
     Будет продолжена ежегодная индексация пособий  семьям  с  детьми,
рассчитываемая    исходя    из    прогнозируемого   уровня   инфляции,
установленного законом о федеральном бюджете,  а также реализация  мер
поощрения  семей,  воспитывающих  детей.  Кроме  того,  предполагается
разработка и осуществление дополнительных адресных  мер  по  поддержке
незащищенных  слоев населения в связи с прогнозируемым увеличением цен
(тарифов) на услуги естественных монополий.
 
            Внутренние условия для формирования вариантов
                  социально-экономического развития
 
     В 2009-2011  годах  социально-экономическое  развитие  Алтайского
края будет определяться следующими основными факторами и тенденциями:
     усиление инфляционной   угрозы  в  условиях  продолжающего  роста
тарифов  на  товары  и   услуги   естественных   монополий,   цен   на
продовольствие;
     начавшимся сокращением  населения  трудоспособного   возраста   в
сочетании  с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных
кадров;
     усилением конкуренции как на внутреннем, так и на внешних рынках;
     необходимостью модернизации  основных  фондов  реального  сектора
экономики;
     необходимостью преодоления   ограничений    в    инфраструктурных
отраслях (электроэнергетика, транспорт);
     усилением потребности в активизации  инновационно-инвестиционного
компонента роста.
     Внутренние факторы все в большей  степени  будут  определять  как
уровень,  так  и  устойчивость темпов экономического роста.  В связи с
этим значительно возрастает роль  инвестиционного  климата  в  крае  и
экономической политики, проводимой Администрацией края.
 
     1. Изменение основных макроэкономических параметров прогноза
          социально-экономического развития Алтайского края
 
     В рамках  первого  варианта  прогноза,  при  сохранении   условий
экономической   деятельности   на  уровне  существующих,  темпы  роста
экономики составят 106-108% в 2009-2011 годах.
     В достижении  параметров роста валового регионального продукта не
ниже 108,8-110,3%  в год,  соответствующих второму варианту  развития,
особая   роль   отводится   повышению   инвестиционной   активности  и
существенному увеличению эффективности экономики,
     Инновационный сценарий  (вариант  2)  в  отличие  от инерционного
(варианта 1) предполагает:
     1) активизацию  мер  по повышению конкурентоспособности продукции
алтайских  предприятий,  снижению  издержек,   внедрению   эффективных
технологий, продвижению продукции на внутренние и внешние рынки;
     2) ускорение развития транспортной инфраструктуры и  значительное
расширение генерирующих и сетевых мощностей в энергетике края;
     3) формирование инновационной  системы  края,  увеличение  объема
инвестиций, направляемых на развитие человеческого капитала;
     4) сохранение   высоких   темпов    инвестиционной    активности,
реализация  инновационных,  инфраструктурных и бизнес-проектов,  в том
числе с эффективным использованием бюджетных инвестиций;
     5) проведение активной социальной политики, направленной на более
широкое привлечение бюджетных и частных ресурсов к решению  социальных
задач, повышение отдачи от их использования.
     Общий эффект  ускорения  экономического  роста  увеличивается  по
сравнению  с  первым  вариантом  развития  на  2,3  процентных  пункта
прироста ВРП в 2009 году и до 2,8 процентных пункта в 2011 году.
 
            Вклад основных факторов роста экономики в ВРП
 
                                               (темпы прироста ВРП, %)
 —————————————————————————————————————————————————————————————————————
|                                      |        Прогноз               |
|                                      |——————————————————————————————|
|                                      | 2009 год|  2010 год| 2011 год|
|——————————————————————————————————————|——————————————————————————————|
|Прирост ВРП в 1 варианте (инерционный)|   8,0        8,0       6,0   |
|Прирост ВРП во 2 варианте             |                              |
|(инновационный)                       |  10,3        9,8       8,8   |
|Разница в темпах прироста ВРП - всего,|  2,3         1,8       2,8   |
|в том числе по факторам роста         |                              |
|экономики:                            |                              |
|вклад дополнительных инвестиций в     |                              |
|производственную инфраструктуру и     |                              |
|туризм;                               |  0,6         0,6       0,7   |
|вклад дополнительных инвестиций в     |                              |
|диверсификацию экономики и            |                              |
|инновационный сектор;                 |  1,2         0,8       1,5   |
|вклад дополнительного роста доходов   |                              |
|населения;                            |  0,4         0,3       0,4   |
|вклад других факторов роста экономики |  0,1         0,1       0,2   |
 —————————————————————————————————————————————————————————————————————
 
     Рост инвестиций  в  инфраструктурные отрасли и в развитие туризма
обеспечит 0,6-0,7 процентного пункта дополнительного  прироста  ВРП  в
год.  Основной  вклад в относительное увеличение темпов экономического
роста внесет диверсификация экономики и ускоренный рост  инвестиций  в
инновационный  сектор.  Данный  фактор  может  обеспечить  0,8  до 1,5
процентного пункта дополнительного прироста ВРП в год.  Более активная
социальная  политика  и  дополнительный рост доходов населения повысят
темпы роста экономики на 0,3-0,4 процентного пункта ежегодно.
     Рост конкурентоспособности  продукции  алтайских производителей и
степень выхода ее на внешние рынки позволяет прогнозировать увеличение
объемов  экспорта  товаров  в  2011 году на 19,9%  по сравнению с 2008
годом.  Объем импорта  в  прогнозный  период  увеличится  на  27,7%  в
основном  за  счет  роста  импорта машин,  оборудования и транспортных
средств.  Активизации внешнеэкономической деятельности Алтайского края
в  прогнозный  период будет способствовать создание на территории края
Центра приграничного сотрудничества.
     Инновационная составляющая экономического роста в 2009-2011 годах
будет характеризоваться значительным увеличением бюджетного и частного
финансирования секторов образования и здравоохранения.  Инвестиционные
вложения в сферу образования повышаются с 0,6% ВРП в 2008 году до 0,9%
в   2011   году.   Этот  рост  связан  с  началом  реализации  системы
преобразований, направленных на развитие научных исследований в вузах,
внедрение   инновационных  программ  в  образовании,  на  модернизацию
системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров и развитие
системы  непрерывного образования.  Увеличение инвестиционных расходов
на здравоохранение с 1,0% ВРП в 2008 году до 1,6% в 2011 году позволит
улучшить  качество  предоставления базовых медицинских услуг,  а также
сохранит тенденцию к расширению предложения высокотехнологичных услуг.
 
                      2. Инвестиционная политика
 
     В 2008-2011 годах инвестиционная  активность  в  экономике  будет
оставаться  на высоком уровне.  Объем инвестиций в основной капитал по
первому (инерционному) варианту в 2011 году возрастет  в  1,5  раза  к
уровню  2008  года  и  может  составить около 133,0 млрд.  рублей;  по
второму варианту - в 1,7 раза, 143 млрд. рублей.
     По прогнозу в 2011 году более 66%  общего объема инвестиций будет
распределяться  по  4  основным  видам   экономической   деятельности:
транспорт и связь,  сельское хозяйство;  обрабатывающие производства и
жилищное строительство.
     В инновационном  варианте  прогноза  более  высокие  темпы  роста
инвестиций в основной капитал по сравнению с  первым  вариантом  будут
обеспечены  за  счет дополнительных капитальных вложений в энергетику,
транспорт,  агропромышленный и машиностроительный комплексы,  жилищное
строительство,  образование и здравоохранение.  Предполагается,  что в
указанных секторах экономики начнется реализация ряда новых проектов и
программ,   финансирование   которых   будет   осуществляться  как  из
государственных источников, так и за счет частных средств.
     В среднесрочной  перспективе  планируется реализация ряда крупных
инвестиционных проектов в приоритетных секторах экономики края.
     В сфере  туризма  и  развлечений в рамках проекта создания особой
экономической зоны туристско-рекреационного  типа  "Бирюзовая  Катунь"
будут  построены 10 гостиниц в среднем на 200 номеров каждая,  а также
молодежная гостиница и коттеджи.  На  строительство  объектов  внешней
инфраструктуры  ОЭЗ  "Бирюзовая  Катунь" за счет средств бюджетов всех
уровней будет направлено за 2009-2011 годы около 5,1 млрд.  рублей.  В
рамках   проекта   по   созданию   игорной   зоны  "Сибирская  монета"
предполагается создание 5 игорно - развлекательных комплексов  с общим
объемом  финансирования  более 30 млрд. руб. В течение 2009-2011 годов
будет  осуществляться  также  строительство  объектов   инфраструктуры
(транспортной,  коммунальной,  энергетической, а также газоснабжения и
связи),  общей для обеих зон.  На эти цели планируется направить около
14  млрд.  рублей  в  виде инвестиций.  Данные средства предполагается
привлечь как из государственных,  так  и  из  внебюджетных  источников
финансирования.
     В сельском   хозяйстве   планируется   завершить    строительство
птицеводческого  комплекса  мощностью  36  тыс.  тонн мяса птицы в год
общей стоимостью 3,6 млрд.  рублей в год,  а также  начать  реализацию
проекта  развития  семеноводческой отрасли в Алтайском крае стоимостью
3,2 млрд.  рублей  и  строительство  крупных  свинокомплексов.  Особое
значение  для Алтайского края в среднесрочной перспективе имеет проект
создания  особой  аграрной  зоны   "Алтайское   Приобье",   реализация
которого,  при  условии  принятия  Правительством Российской Федерации
соответствующего решения, позволит уже в 2009 году удвоить общий объем
инвестиций в крае.
     Среди обрабатывающих  производств  реализация  наиболее   крупных
инвестиционных  проектов предполагается в машиностроительном комплексе
края,  в  производстве   пищевой   продукции,   в   стройиндустрии   и
фармацевтической промышленности.
     В машиностроении - это,  в первую очередь,  создание мощностей  и
организация  производства  гусеничного  многофункционального  трактора
А-600 в г.Рубцовске стоимостью 2,1 млрд.  рублей и проект модернизации
ОАО   "Алтайвагон",  который  предполагает  как  развитие  Рубцовского
филиала,  производящего  крупное  литье,  так  и  развитие   головного
предприятия,  создание  на  его  базе сибирского испытательного центра
вагоностроения (ИЦ "Сибирь");  общая стоимость проекта свыше 8,7 млрд.
рублей.
     В производстве  пищевой   продукции   планируется   реконструкция
Ребрихинского  мелькомбината  в  современное  предприятие  по глубокой
комплексной переработке пшеницы, стоимостью 6,4 млрд. рублей; создание
агропромышленного холдинга "Марьино поле" (4,04 млрд. рублей).
     В рамках  создания  биофармацевтического  кластера  с  центром  в
наукограде Бийске планируется создание новых производств и предприятий
с объемом производимой продукции более 8,0 млрд. руб. Инвестиции могут
составить примерно 2,2 млрд. рублей.
     В стройиндустрии  предполагается   строительство   двух   крупных
предприятий:  нового цементного завода в Локтевском районе мощностью 1
млн.  тонн цемента в год стоимостью  7,0  млрд.  рублей  и  завода  по
производству  высококачественных древесно-стружечных плит мощностью 70
тыс.куб.м.  и стоимостью 0,34 млрд. рублей в рамках реализации проекта
по  утилизации  отходов  лесопиления  и  нетоварной древесины от рубок
ухода   за    лесом.    Кроме    того,    планируется    строительство
автоматизированного бетонного завода в г.Новоалтайске.
     Крупные проекты будут реализованы в добывающем секторе  экономики
края.  В среднесрочной перспективе планируется создание первой очереди
горно-рудного  кластера в  Алтайском  крае  на  базе  Корбалихинского,
Рубцовского  и Зареченского рудников с последующим освоением Степного,
Таловского,  Белорецкого  и  Инского  месторождений  с  общим  объемом
инвестиций более 30 млрд. рублей. Предполагается реализация проекта по
созданию КЭС мощностью 600 МВт и  увеличению  объема  добычи  угля  на
Солтонском  месторождении до 2000 тыс.тонн в год общей стоимостью 29,6
млрд. рублей.
     Развитие транспортной   инфраструктуры   будет  осуществляться  в
соответствии с Программой развития автомобильных дорог Алтайского края
до   2010   года,  являющейся  составной  частью  федеральной  целевой
программы "Модернизация транспортной системы России", а также в рамках
необходимого   финансирования   для   решения   задачи   транспортного
обеспечения  особых  экономических  зон.   Планируется   строительство
обходов  г.Бийска,  г.Барнаула,  г.Рубцовска  на автомобильных дорогах
М-52 "Чуйский тракт",  ввод 30-40 км  автомобильных  дорог  с  твердым
покрытием, ремонт дорожной сети, мостов, аэропортов.
     В прогнозируемом периоде за счет средств  ОАО  "РЖД"  планируется
завершить  строительство железнодорожного моста через р.  Обь у города
Камня-на-Оби,   реконструировать    ряд    объектов    железнодорожной
инфраструктуры, в том числе Бийский железнодорожный вокзал, приобрести
новый  подвижной  состав.  На  авиационном  транспорте  -  осуществить
реконструкцию   аэропортового   комплекса   в  г.  Бийске;  капитально
отремонтировать взлетно-посадочную полосу аэропорта Барнаул  и  начать
строительство  аэровокзала в г.  Барнауле за счет средств федерального
бюджета с целью приведения в соответствие с  требованиями  федеральных
авиационных правил и улучшения сервисного обслуживания пассажиров.
     Прогнозируемое с учетом  реализации  приоритетного  национального
проекта  "Доступное  и комфортное жилье - гражданам России" увеличение
расходов населения на приобретение жилья также обеспечит рост  объемов
инвестиций,  осуществляемых  за  счет средств,  полученных от долевого
участия в строительстве жилья и  газификации  домовладений.  Всего  за
2009-2011 годы планируется ввести в строй 2,75-2,98 млн.кв.м жилья.
     В структуре   инвестиций   постепенно   будет   снижаться    доля
собственных  средств  предприятий  и  увеличиваться объем привлеченных
средств с использованием как традиционного  банковского  кредитования,
так  и  средств  государственных  институтов развития.  Финансирование
инвестиций в основной капитал за счет банковских средств увеличится  с
11,8% в 2007 году до 16% в 2011 году.
     Несмотря на рост инвестиций из федерального  бюджета  в  создание
особой  экономической  зоны  туристско-рекреационного  типа "Бирюзовая
Катунь" и игорной зоны,  продолжение  реализации  на  территории  края
федеральных  целевых  программ,  доля  бюджетных инвестиций в их общем
объеме снизится с 12,2% в 2007 году до 10% к 2011 году.
     Вместе с  тем  бюджетные  ассигнования на образование возрастут к
2011 году почти в 2 раза по сравнению с  2008  годом,  что  связано  с
модернизацией и развитием единой образовательной информационной среды.
Инвестиции в здравоохранение за три года возрастут в 1,9 раза. Крупным
инвестиционным  проектом данного сектора является начало строительства
в  2008  году   Федерального   центра   травматологии,   ортопедии   и
эндопротезирования.  В  результате  роста  бюджетных  ассигнований  на
образование  и  здравоохранение  их  суммарная  доля  в  общем  объеме
инвестиций возрастет с 10,6% в 2008 году до 12,1% в 2011 году.
     Основной акцент региональной инвестиционной политики в текущем  и
2009-2011  годах будет сделан на реализацию комплекса мер по повышению
инвестиционной привлекательности края,  стимулированию  инвестиционной
активности     хозяйствующих    субъектов,    использованию    моделей
частно-государственного    партнерства,     "институтов     развития",
предлагаемых Правительством Российской Федерации.
     В предстоящий   период   сохранятся   все    существующие    виды
государственной поддержки реального сектора экономики Алтайского края:
лизинг  техники  и  оборудования  для   отраслей   реального   сектора
экономики;  субсидирование  части банковской процентной ставки,  в том
числе по инновационным проектам;  субсидирование налога на имущество и
налога на прибыль.
     В 2009 году  планируется  разработка  краевой  целевой  программы
"Повышение    инвестиционной   привлекательности   Алтайского   края",
реализация которой в последующие годы  будет  способствовать  созданию
благоприятных условий для привлечения в край инвестиций.
 
                      3. Инновационная политика
 
     Сценарии социально-экономического    развития   основываются   на
повышении инновационной активности предприятий и организаций края.
     В 2009-2011   годах   планируется  продолжить  создание  основных
элементов инновационной  инфраструктуры,  в  том  числе  строительство
бизнес-инкубатора   инновационного   типа   в   г.   Бийске  и  центра
высокотехнологичной медицинской помощи  в  г.  Барнауле  (медицинского
кластера).    Коммерциализации   передовых   технологий,   продвижению
продукции    и     разработок     будет     способствовать     ведение
специализированного  портала  "Алтайский краевой инновационный банк" в
Интернете.
     Прогнозируемое развитие  Межрегионального центра нанотехнологий и
инноваций (г. Бийск) будет осуществляться по следующим направлениям:
     создание наноструктурных  композиционных  материалов  в процессах
высокотемпературного   синтеза   механоактивированных    систем    для
детонационных покрытий в машиностроении и медицинской технике;
     получение слоистых  композиционных  материалов   конструкционного
назначения на основе наноструктурированных связующих.
     В среднесрочный  период  в  основном  завершится  организационное
формирование   биофармацевтического  кластера  и  начнется  реализация
инновационных  проектов.  В  рамках  данного  кластера  на  территории
г.Бийска  предусматривается  внедрение  новых  производств как на базе
действующих предприятий,  так и на вновь созданных. К первым относится
создание  промышленного комплекса по производству аскорбиновой кислоты
из местных источников крахмалосодержащего сырья  на  ООО  "Востоквит";
организация  производства  сухих  экстрактов из растительного сырья на
ОАО  "Эвалар";  ко  вторым  -  организация   нового   предприятия   по
производству субстанций антибиотиков цефалоспоринового ряда.
     Кроме того,  в рамках биофармацевтического  кластера  планируется
организация производства ксероформа (субстанции) на ОАО "Алтайхимпром"
в г.  Яровое и расширение производства магния карбоната фармакопейного
с   использованием   соды  природной  Михайловского  месторождения  на
Михайловском заводе химреактивов.
     Будут созданы  инновационные  разработки  в  сфере биотехнологий,
необходимые для производства здоровой и оздоравливающей пищи  на  базе
предприятий АПК.
     Планируется участие  в   конкурсах   инновационных   проектов   и
привлечение   средств   федерального   бюджета   в  рамках  реализации
федеральных  целевых  программ  научной  направленности  и  совместных
соглашений  с  Российским  гуманитарным  научным  фондом  и Российским
фондом фундаментальных исследований.
     Созданные к   2011   году  условия  для  активизации  и  развития
инновационной  деятельности  позволят  обеспечить   повышение   уровня
инновационной  активности  предприятий края за 2008-2011 годы не менее
чем на 4 процентных пункта.
     Второй вариант  сценария  развития экономики края основывается на
более   интенсивном   использовании   в   хозяйственной   деятельности
инноваций,   которые  в  среднесрочной  перспективе  станут  одним  из
основных  источников   повышения  конкурентоспособности  продукции   и
устойчивого экономического роста края.
 
                  4. Структурные сдвиги в экономике
 
     В 2009-2011   годах   структурные   сдвиги   в   экономике  будут
определяться   ростом    как    инвестиционного    спроса,    так    и
потребительского.
     Темп прироста промышленного  производства  в  2009-2011  годах  в
первом  инерционном варианте прогнозируется на уровне 4,0-4,5%  в год,
или  113,4%  за  период,  из-за  технологической  отсталости  и  роста
издержек.   Во   втором   варианте,   с   учетом  дополнительных  мер,
направленных   на   ускорение   экономического   роста   и   улучшение
конкурентоспособности выпускаемой промышленной продукции,  интенсивные
структурные сдвиги в  пользу  высокотехнологичного  и  информационного
секторов,  темп роста промышленности составит 6,2-9,0%,  или 122,7% за
три  года.  Объем  отгруженных   товаров   собственного   производства
возрастет к 2011 г. до 293-297 млрд. рублей.
     В прогнозный  период  сохранится  тенденция  опережающего   роста
объемов  добычи полезных ископаемых (в 1,9 раза к уровню 2008 года) за
счет  дальнейшего  освоения  месторождений  полиметаллических  руд   и
увеличения добычи нерудных строительных материалов.
     Динамично будет развиваться обрабатывающий сектор промышленности.
Прирост  объемов  производства за 2009-2011 годы планируется увеличить
по первому варианту на 13,6%,  по второму варианту - на  23,2%.  Более
высокими  темпами  будут развиваться производства,  ориентированные на
потребительский спрос,  - производство пищевых продуктов, производство
прочих  неметаллических  изделий,  обработка  древесины и производство
изделий из дерева,  а также фармацевтическое производство.  На высоком
уровне  сохранятся  темпы  роста  производства  машин  и оборудования,
резиновых и пластмассовых изделий и производства транспортных средств,
основу которого составляет вагоностроение.
     Умеренными темпами      прогнозируется      развитие      сектора
промышленности,     включающего     производство    и    распределение
электроэнергии,  газа  и  воды,  ежегодные  темпы  прироста   которого
составят  3,0-4,2%.  В  прогнозируемом  периоде  продолжится работа по
реформированию  алтайской  энергетики,   внедрению   энергосберегающих
технологий,  строительству  газотурбинных  станций,  газификации края,
созданию собственной угледобывающей отрасли.
     К 2011  году структурные сдвиги в промышленном производстве будут
связаны с  увеличением  доли  добывающего  сектора  и  снижением  доли
обрабатывающих производств.  Доля сектора производства и распределения
электроэнергии,  газа и воды  под  влиянием  существенного  удорожания
продукции в среднесрочной перспективе будет увеличиваться.
     Прогнозируемые на    2009-2011    годы    объемы    промышленного
производства   в   крае  будут  обеспечиваться  реализацией  комплекса
мероприятий в рамках разрабатываемой новой краевой  целевой  программы
развития  промышленного  производства  в  Алтайском  крае на 2008-2012
годы,  активного использования  всех  форм  государственной  поддержки
предприятий,  развития  частно-государственного  партнерства  в крае и
других мероприятий.
     Рост мировых   цен   на  продовольствие  и  повышение  спроса  на
сельскохозяйственную  продукцию  благоприятно  скажется  на   развитии
агропромышленного комплекса края.
     Факторами, сдерживающими развитие сельского  хозяйства  в  первом
(инерционном) варианте, являются невысокий уровень энерговооруженности
и химизации,  недостаточный уровень агротехнической культуры, рост цен
на материально-технические ресурсы,  неразвитость инфраструктуры рынка
сельскохозяйственной     продукции,     дефицит      квалифицированных
специалистов,   проблемы,   связанные   с   обеспечением  эффективного
использования земель сельскохозяйственного  назначения,  упорядочением
земельных   отношений.   Данный  вариант  предполагает  поддержание  в
2009-2011 годах умеренной положительной динамики на уровне 1,0-2,6%  в
год.  Общий  прирост  продукции  сельского  хозяйства  за  три года не
превысит 5%.
     Вторым (инновационным)   вариантом   предусматривается  ускорение
интенсификации   производства   сельскохозяйственной    продукции    в
результате    реализации    в    полном   объеме   мер,   определенных
Государственной   программой   развития    сельского    хозяйства    и
регулирования   рынков   сельскохозяйственной   продукции,   сырья   и
продовольствия на 2008 - 2012 годы и ведомственной целевой  программой
"Развитие  сельского  хозяйства  Алтайского края" на 2008 - 2012 годы.
Предусматривается  расширение  масштабов  использования  прогрессивных
ресурсосберегающих    технологий   возделывания   сельскохозяйственных
культур,  увеличение  удельного  веса   посевных   площадей,   занятых
высокоурожайными  сортами,  в  общих посевах и доли племенного скота в
общем его поголовье.
     Реализация указанных  мер  позволит обеспечить увеличение объемов
производства сельскохозяйственной продукции в 3 раза  по  сравнению  с
первым   вариантом   прогноза,  прирост  объемов  сельскохозяйственной
продукции за 2009-2011 годы составит 15%  в  целом,  в  том  числе  по
продукции растениеводства - 16%, по продукции животноводства - 13,5%.
     Ожидаемое расширение посевных площадей и рост урожайности  окажут
влияние  на рост объемов производства зерновых культур в среднесрочной
перспективе на 17,8%, сахарной свеклы - на 22,5%.
     В животноводстве  за  счет  повышения  продуктивности  животных и
создания развитой инфраструктуры по первичной переработке мяса скота и
птицы  прогнозируемый  прирост  объемов  реализации мяса скота и птицы
составит 21,9%, производства молока - 8,5%.
     Увеличение объема  инвестиций  в  сельское хозяйство,  реализация
проектов быстрорастущих производств,  а также  поддержка  крестьянских
(фермерских) и личных подсобных хозяйств будут способствовать развитию
конкурентоспособного   сельскохозяйственного   производства.   Высокий
мировой   и   внутренний   спрос   на  зерновые  создают  условия  для
инвестирования в развитие зернового комплекса и расширения  экспортных
возможностей.
     В среднесрочной перспективе возможен и третий  сценарий  развития
сельскохозяйственной  отрасли края.  Он может быть реализован в случае
создания  на  территории  края  особой  аграрной  зоны,  что  позволит
максимально полно раскрыть потенциальные возможности региона.
 
                         5. Развитие туризма
 
     В период до 2011 года предполагается сформировать организационную
и экономическую среду для создания и  функционирования  на  территории
Алтайского   края  туристско-рекреационного  комплекса  международного
значения,    ориентированного    на     максимальное     использование
природно-ресурсного потенциала и особенностей местности.
     Основой комплекса является  организация  функционирования  особой
экономической  зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь" и
игорной зоны "Сибирская монета" на территории Алтайского района.
     В соответствии  с  концепцией развития особых экономических зон в
России туристско-рекреационная зона "Бирюзовая Катунь" станет первым в
стране  крупным  единым курортно-рекреационным комплексом природного и
экстремального  туризма.   В   ходе   создания   зоны   предполагается
строительство гостиничных комплексов на 3,5 тыс.  мест единовременного
размещения,  горнолыжных спусков,  а также автодорог и  дополнительной
инфраструктуры  электро-,  водо-  и  газоснабжения.  Планируемый поток
туристов через "Бирюзовую Катунь" будет превышать  115  тысяч  человек
ежегодно.
     Масштабным инвестиционным  проектом  Алтайского   края   является
создание  игорной  зоны  "Сибирская монета",  которая в соответствии с
решением Правительства Российской Федерации начнет  функционировать  в
2009  году.  По  предварительным  расчетам,  общая  стоимость  проекта
составит более 30 млрд. рублей. Обустройство игорной зоны предполагает
разработку  эксклюзивных  проектов  и  дизайнерских  решений  игорных,
гостиничных, культурно-развлекательных комплексов.
     Кроме того,  развитие  туризма в крае в среднесрочной перспективе
предполагает создание относительно небольших туристических комплексов,
отвечающих современным международным требованиям,  а также необходимой
инфраструктуры в других территориях края.
     Развитие Белокурихи  будет  связано  с реализацией инвестиционных
проектов  по   реконструкции   коллективных   средств   размещения   и
модернизацией   лечебной   базы,   развитием   лечебно-оздоровительной
специализации и бизнес - инфраструктуры.
     Планируется углубление    специализации   туристического   центра
"Змеиногорск  -  Горная  Колывань  -  Горный  Чарыш":   экологический,
культурно-познавательный,     оздоровительный,     детский     туризм,
экстрим-туризм,  пантолечение.  Данная   функциональная   зона   может
принимать ежегодно до 150 тыс. туристов.
     Развитие туристских    центров    на     Кулундинской     равнине
(Завьяловский,  Славгородский,  Бурлинский  районы,  г.  Яровое) будет
связано с рыболовным,  охотничьим,  оздоровительным туризмом на основе
местных бальнеологических ресурсов.  В перспективе туристический поток
может составить до 300 тыс. туристов в год.
     По инновационному   сценарию   туристический   комплекс   уже   в
среднесрочной     перспективе     станет      высокоэффективным      и
конкурентоспособным    сектором    экономики    края.   В   результате
функционирования  туристско-рекреационного  комплекса  в   2011   году
возможно увеличение потока приезжающих в край туристов и отдыхающих до
1,0 млн.  человек,  число занятых в туристическом  секторе  (с  учётом
предприятий  -  поставщиков)  возрастёт до 110 тыс.человек,  налоговые
платежи в региональный бюджет  -  до  0,29 млрд. рублей  в  год,  доля
отрасли туризма в ВРП составит 8%.
     В структуре валового регионального продукта края в  среднесрочной
перспективе   будет   активно   увеличиваться   доля  и  других  видов
деятельности, относящихся к услугам.
     Объемы платных  услуг в 2009-2011 годах в зависимости от варианта
развития могут возрасти на 33%-45%  и составить  к  концу  прогнозного
периода 83,1-88,0 млрд.  рублей, с учетом осуществления мероприятий по
созданию особой экономической  зоны  туристско-рекреационного  типа  и
игорной  зоны.  Объем  туристических услуг возрастет в 2,0-2,2 раза за
период, санаторно-оздоровительных - в 1,3-1,4 раза.
     Динамичное развитие  получит  организация  сопутствующих  туризму
платных  услуг  с  учетом  их  востребованности  отдыхающими   (услуги
автотранспорта и связи,  оздоровительные услуги, услуги предприятий по
прокату,  ремонту туристического снаряжения и инвентаря,  фотоуслуги).
Реальный   объем  услуг  связи  возрастет  в  1,8-2  раза  за  период,
транспортных услуг - на 29,5-45,5%, бытовых - на 22,5-34,3%.
     Прогнозируется дальнейшее  развитие  оборота  розничной торговли.
Оба варианта прогноза предполагают  некоторое  замедление  темпов  его
роста:  с 110,5-111%  в 2009 году до 108-110%  в 2011 году. По первому
варианту прогноза объем торгового оборота может составить в 2011  году
265,1 млрд.  рублей с ростом за три года 130,1%, по второму варианту -
до 278,7 млрд. рублей и 136,8%.
     Стабильные темпы   роста  основных  показателей,  характеризующих
ситуацию на потребительском рынке  края,  в  течение  2008-2010  годов
будут  обеспечиваться  развитием  и расширением сети крупных розничных
торговых  структур  края  ("Мария-Ра",  "Аникс",  "Хелми",   "Новэкс",
"Раздолье"),  федеральных структур на основе договоров франчайзинга, а
также других крупноформатных торговых сетей.
 
                 6. Демография и занятость населения
 
     В Алтайском крае в период 2009-2011 годов доминирующей тенденцией
останется  снижение  численности  постоянного  населения.  Однако  при
успешной  реализации  приоритетного  национального  проекта  в   сфере
здравоохранения    и    мероприятий    краевой    целевой    программа
"Демографическое развитие Алтайского края на 2008-2015 годы" ожидается
замедление  темпов  естественной  убыли  населения  за счет увеличения
общего коэффициента рождаемости с 11,3 в 2008 году до 12,8 к 2011 году
и   снижения   уровня   смертности,   в   том   числе   в   результате
дорожно-транспортных происшествий.
     Ситуация на   рынке  труда  во  многом  будет  формироваться  под
влиянием демографических ограничений. Несмотря на ожидаемое сокращение
в  2009-2011  годах численности трудовых ресурсов на 30,4 тыс.человек,
их будет  достаточно  для  обеспечения  потребностей  экономики  края.
Численность занятых в экономике, с учетом снижения уровня безработицы,
будет иметь тенденцию к росту.  В целом за 2009-2011  годы  она  может
увеличиться на 8,9-12,5 тыс. человек.  Основное увеличение численности
занятых ожидается в обрабатывающих производствах,  оптовой и розничной
торговле, строительстве, финансовой деятельности, сфере туризма.
     Барьером на пути экономического  роста  в  прогнозируемый  период
будет  дефицит  квалифицированных  кадров  рабочих  специальностей.  С
учетом  усиления  конкуренции  за   квалифицированную   рабочую   силу
определенное преимущество будут иметь сектора экономики, имеющие более
высокую   заработную   плату.    Проблема    обеспечения    подготовки
(переподготовки),  повышения  квалификации  кадров  в  соответствии  с
потребностями рынка труда будет решаться в среднесрочной перспективе в
рамках краевой целевой программы "Кадры".
 
                      7. Уровень жизни населения
 
     В среднесрочной перспективе сохранится тенденция повышения уровня
жизни населения края  за  счет  всех  составляющих:  фонда  заработной
платы,  социальных трансфертов,  доходов от имущества,  находящегося в
собственности,  предпринимательской деятельности и прочих  доходов.  В
2011  году  реальные располагаемые денежные доходы населения возрастут
на 32,1-43,3% к уровню 2008 года.
     Важную статью доходов населения составляют социальные трансферты,
в которых основной  удельный  вес  приходится  на  пенсии.  Пенсионеры
составляют  более четверти общей численности населения края.  С учетом
реализации  мер  Правительства  Российской  Федерации   по   повышению
пенсионного  обеспечения  средний  размер трудовой пенсии за 2009-2011
годы увеличится в реальном выражении на 33,1%.
     С интенсивным развитием малого предпринимательства прогнозируется
увеличение доходов от  предпринимательской  деятельности,  их  доля  в
денежных доходах населения края возрастет с 15,5%  по оценке 2008 года
до 20,1%  в 2011 году. Предполагается постепенный рост доли доходов от
собственности: с 5,5 % в 2008 году до 7,8% в 2011 году.
     Ведущим фактором повышения доходов  населения  по-прежнему  будет
рост   заработной   платы  -  основной  источник  доходов  работающего
населения края.  Тенденция роста заработной  платы  будет  обусловлена
устойчивыми  темпами экономического развития,  а также введением новых
систем  оплаты  труда  работников   бюджетной   сферы   и   доведением
минимального   размера   оплаты   труда   до   прожиточного   минимума
трудоспособного населения.  Реальная среднемесячная заработная  плата,
согласно инновационному сценарию развития, возрастет за 2009-2011 годы
на 43,5%  по отношению к уровню 2008 года.  Прогнозируется  сохранение
превышения   темпов   роста   заработной   платы   над  темпами  роста
производительности  труда  в  течение  всего  среднесрочного  периода,
однако  разрыв  в темпах постепенно будет снижаться:  с 5,2 процентных
пункта в 2009 году до 3,5 процентных пункта в 2011 году.
     В результате   роста   доходов  населения  и  адресной  поддержки
необеспеченных слоев населения уровень бедности  снизится  с  18,7%  в
2008  году  до 13,4%  в 2011 году.  Повышение качества жизни населения
выразится в увеличении  ожидаемой  продолжительности  жизни  населения
края до 69 лет (на 2 года к оценке 2008 года).
 
 
 
                                              ПРИЛОЖЕНИЕ
                                              к  Сценарным    условиям
                                              социально-экономического
                                              развития Алтайского края
                                              на 2009  год и на период
                                              до 2011 года
 
 
                         ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
      прогноза социально-экономического развития Алтайского края
                          на 2009-2011 годы
 
 
 ——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
|    Наименование  | Единица   | 2007 | 2008 |    2009 год   |   2010 год    |   2011 год    |2011 год в % к   |
|     показателя   |измерения  |  год | год  |    прогноз    |    прогноз    |    прогноз    | 2008 году       |
|                  |           | факт |оценка|———————————————|———————————————|———————————————|—————————————————|
|                  |           |      |      |   1   |   2   |   1   |   2   |   1   |   2   |   1    |    2   |
|                  |           |      |      |вариант|вариант|вариант|вариант|вариант|вариант|вариант | вариант|
|——————————————————|———————————|——————|——————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|————————|————————|
|         1        |     2     |   3  |   4  |   5   |   6   |   7   |   8   |   9   |  10   |   11   |   12   |
|——————————————————|———————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Численность       |           |                                                                               |
|населения         |           |                                                                               |
|(среднегодовая)   |тыс. чел.  |2515,9 2501,2      2487,5          2474,7          2463,1                      |
|Инфляция:         |           |                                                                               |
|к декабрю         |           |                                                                               |
|предыдущего года  |    %      |112,1   113,0   107,5   107,5  107,0   107,0   108,5   106,8   124,8   122,8   |
|в среднем за год  |    %      |109,1   114,0   109,7   109,7  107,2   107,2   108,6   107,2                   |
|Валовой           |           |                                                                               |
|региональный      |           |                                                                               |
|продукт           |млн.руб.   |213223  278493  325436  333288  379237  395226  438170  462257                 |
|темп роста        |    %      |111,5   110,5   108,0   110,3   108,0   109,8   1O6,0   108,8   123,6   131,8  |
|Промышленное      |           |                                                                               |
|производство      |млн.руб.   |132248  179696  211538  217456  241873  252586  297046  293370                 |
|темп роста        |    %      |108,9   109,3   104,0   109,0   104,3   106,0   104,5   106,2   113,4   122,7  |
|в т.ч. по видам   |           |                                                                               |
|деятельности:     |           |                                                                               |
|добыча полезных   |           |                                                                               |
|ископаемых        |млн.руб.   |2105    3572     4286    5059    5176    6637    6268    8292                  |
|темп роста        |    %      |154,8   169,4   109,9   129,8   115,0   124,9    110,0   119,9  139,0   194,4  |
|обрабатывающие    |           |                                                                               |
|производства      |млн.руб.   |109141 149405  172427  177470  192469  201134  230072  229663                  |
|темп роста        |    %      |110,0   108,9   104,0   109,5   104,3   106,0   104,7   106,2   113,6   123,3  |
|производство и    |           |                                                                               |
|распределение     |           |                                                                               |
|электроэнергии,   |           |                                                                               |
|газа и воды       |млн.руб.   |21002   26719   34826   34927  44228    44615   60706   55415                  |
|темп роста        |           |103,6   105,4   103,2   103,5   103,0   103,6   103,2   104,2   109,7   111,7  |
|Продукция         |           |                                                                               |
|сельского         |           |                                                                               |
|хозяйства во всех |           |                                                                               |
|категориях        |           |                                                                               |
|хозяйств          |млн. руб.  |58708   69426   74629   77914  77914    87228   88251   97552                  |
|темп роста        |    %      |108     103,2   101,0   104,8  104,8    104,9   102,6   104,6   105,0   115,0  |
|Инвестиции в      |           |                                                                               |
|основной капитал  |           |                                                                               |
|за счет всех      |           |                                                                               |
|источников        |           |                                                                               |
|финансирования    |млн.руб.   |42681   62140   81093   83190  102747   109511  132710  142978                 |
|темп роста        |    %      |128,2   124,5   116,0   119,0  115,5    120,0   114,0   120,0   152,7   171,4  |
|Оборот розничной  |           |                                                                               |
|торговли          |млн.руб.   |132860  171450  201578  204314  232463  239942  265120  278717                 |
|темп роста        |    %      |115,3   113,0   110,5   112,0   1О9,0   111,0   108,0   110,0   130,1   136,8  |
|Оборот            |           |                                                                               |
|общественного     |           |                                                                               |
|питания млн.руб.  |           |4255    5869    7070    7425    8284    9302    9485    11591                  |
|темп роста        |    %      |113,4   114,0   109,5   115,0   108,5   116,0   107,5   117,0   127,7   156,1  |
|Объем платных     |           |                                                                               |
|услуг             |млн.руб.   |34530   44050   55444   57045   67600   71383   83102   88008                  |
|темп роста        |    %      |112,3   113,2   111,3   114,5   110,0   112,9   109,0   112,2   133,4   145,0  |
|Внешнеторговый    |  млн.     |                                                                               |
|оборот            |долларов   |                                                                               |
|                  |  США      |1290,5  1325    1358    1398    1428    1487    1521    1616    114,8   122,0  |
|экспорт           |  млн.     |                                                                               |
|                  |долларов   |                                                                               |
|                  |  США      |948,9   979     1001    1028    1050    1082    1109    1174    113,3   119,9  |
|импорт            |  млн.     |                                                                               |
|                  |долларов   |                                                                               |
|                  |  США      |341,6   346     357     370     378     405     412     442     119,2   127,7  |
|Прибыль по всем   |           |                                                                               |
|видам деятельности| млн.руб.  |28899   45035   49220   53595   53373   62056   58861   71272   130,7   158,3  |
|Денежные доходы   |           |                                                                               |
|населения         | млн.руб.  |224581  293709  354898  363976  419488  443522  501429  541734  170,7   184,4  |
|Реальные          |           |                                                                               |
|располагаемые     |           |                                                                               |
|денежные доходы   |     %     |105,0   111,0   109,2   111,5   110,0   113,2   110,0   113,5   132,1   143,3  |
|Средний  размер   |           |                                                                               |
|трудовой пенсии   |           |                                                                               |
|(среднегодовой)   |    руб.   |3124,6  3802,0      4622,6          5481,8         6384,6           167,9      |
|Прожиточный       |           |                                                                               |
|минимум           |           |                                                                               |
|                  |    руб.   |3332    3965    4476    4476    4879    4879    5367    5315    135,4   134,0  |
|Доля населения с  |           |                                                                               |
|денежными доходами|           |                                                                               |
|ниже прожиточного |           |                                                                               |
|минимума в общей  |           |                                                                               |
|численности       |           |                                                                               |
|населения         |           |                                                                               |
|                  |     %     |20,7    18,7    17,4    17,0    16,0    15,1    14,6    13,4    -       -      |
|Фонд заработной   |           |                                                                               |
|платы, всего      |млн.руб.   |70902   90245   109508  112701  130088  136701  151911  163965  168,3   181,7  |
|Номинальная       |           |                                                                               |
|начисленная       |           |                                                                               |
|среднемесячная    |           |                                                                               |
|заработная плата  |   руб.    |7805    9924    12041   12367   14302   14981   16696   17955   168,2   180,9  |
|Реальная          |           |                                                                               |
|заработная        |           |                                                                               |
|плата             |    %      |116,4   111,5   110,6   113,6   110,8   113,0   107,5   111,8   131,7   143,5  |
|Численность       |           |                                                                               |
|работников        |тыс.чел.   |757,0   757,8   757,9   759,4   758,0   760,4   758,2   761,0   100,1   100,4  |
|Численность       |           |                                                                               |
|занятого          |           |                                                                               |
|в экономике       |           |                                                                               |
|населения         |тыс.чел.   |1105,2  1107,5  1108,0  1110,0  1111,8  1115,0  1116,4  1120,0  100,8   101,1  |
|(среднегодовая)   |           |                                                                               |
|Уровень общей     |           |                                                                               |
|безработицы       |    %      |6,5     6,4     6,3     6,2     6,2     6,1     6,1     6,0       -       -    |
|Уровень официально|           |                                                                               |
|зарегистрированной|           |                                                                               |
|безработицы       |    %      |4,7     4,4     4,1     3,9     3,9     3,7     3,8     3,6       -       -    |
 ——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
 
 
 
 
 
 

Информация по документу
Читайте также