Расширенный поиск

Распоряжение Администрации Алтайского края от 15.05.2007 № 217-р

 
 
 
 
 
 
                    АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
 
                             РАСПОРЯЖЕНИЕ
 
 
15.05.2007                                            N 217-р
 
           Утратило силу - Постановление Правительства Алтайского края
                                                  от 09.01.2018 г. № 4
 
                              г.Барнаул
 
 
     В соответствии  с  законом Алтайского края от 07.11.2006 N 117-ЗС
"О  государственном  прогнозировании,  индикативном   планировании   и
программировании социально-экономического развития Алтайского края":
     1. Утвердить    прилагаемые    Сценарные    условия     социально
экономического  развития  Алтайского  края  на 2008 год и на период до
2010 года (далее - "Сценарные условия").
     2. Органам  исполнительной  власти Алтайского края при разработке
прогнозов,  целевых  программ  и  программы   социально-экономического
развития   края   на   среднесрочную   перспективу   руководствоваться
Сценарными условиями.
     3. Предложить  органам  местного  самоуправления  при  разработке
прогнозов и программ социально-экономического  развития  муниципальных
образований  на среднесрочную перспективу руководствоваться Сценарными
условиями.
 
 
Глава Администрации края                                   А.Б. Карлин
 
 
 
                                           УТВЕРЖДЕНЫ
                                           распоряжением Администрации
                                           Алтайского края
                                           от 15.05.2007 N 217-р
 
                          СЦЕНАРНЫЕ УСЛОВИЯ
          социально-экономического развития Алтайского края
                 на 2008 год и на период до 2010 года
 
     Сценарные условия развития Алтайского края разработаны на  основе
анализа   социально-экономического  развития  края  за  предшествующий
период,  с  учетом  социально-экономической   политики   Правительства
Российской  Федерации  и органов исполнительной власти Алтайского края
на среднесрочную перспективу.  Сценарные условия  определяют  основные
факторы и параметры развития края на ближайшие три года.
 
          Характеристика вариантов развития Алтайского края
                        на период до 2010 года
 
     Сценарные условия  социально-экономического  развития  Алтайского
края в 2008-2010 годах выполнены в двух вариантах. Варианты базируются
на   концепции   государственной   социально-экономической    политики
Российской  Федерации  на  среднесрочный  период с учетом приоритетных
направлений социально-экономического развития Алтайского края.
     Вариант 1   (инерционный)  предполагает  сохранение  инерционной,
преимущественно потребительски ориентированной экономической  динамики
развития:    доходы населения будут расти в год в среднем на 7,2%, или
в 1,6 раза быстрее, чем валовой региональный продукт (4,5%), тогда как
среднегодовое увеличение объемов инвестиций составит 4,1%.
     Вариант 2 (умеренно  оптимистичный)  ориентирован  на  увеличение
конкурентоспособности  экономики  и  интенсивные структурные сдвиги на
основе инновационных и институциональных преобразований,  реализации в
полном   объеме   важнейших  проектов  и  программ  развития  секторов
экономики   с   использованием    механизма    частно-государственного
партнерства.   Вариант   предусматривает   переход   к   инвестиционно
ориентированному росту экономики  края:  динамика  расширения  объемов
инвестиций в основной капитал (9,3% в год) будет опережать прирост ВРП
(7% в год), прирост доходов населения предполагается до 8,6% в год.
     Второй вариант   прогноза   рассматривается   как   основной  для
составления проекта краевого бюджета на 2008-2010 годы.
 
      Основные условия (факторы), формирующие сценарии развития
             Алтайского края на среднесрочную перспективу
 
     Возможные сценарии   развития  экономики  края  на  среднесрочную
перспективу формируются под  влиянием  внешних  и  внутренних  условий
(факторов).
     Внешними условиями    (факторами),    оказывающими     наибольшее
воздействие  на  социально-экономические  процессы  в  Алтайском крае,
являются параметры инфляции,  тарифы на услуги естественных монополий,
налоговые   условия,   динамика   обменного  курса  рубля,  таможенная
политика,  предлагаемые  Правительством   Российской   Федерации   для
развития страны на прогнозный период.
     В качестве  внутренних  условий  (факторов)   необходимо   учесть
демографическую    ситуацию,   эффективность   реализации   механизмов
инвестиционной и инновационной политики органов исполнительной  власти
края,   формирование   устойчивой   и  конкурентоспособной  банковской
инфраструктуры,  скорость создания туристско-рекреационного  комплекса
края,  игорной зоны, реализации других крупных инвестиционных проектов
и приоритетных национальных проектов.
     Наиболее важным  внешним  фактором  прогнозов являются показатели
инфляции.  В сценарных  условиях  развития  России  заложено  снижение
темпов  инфляции  (индекса  потребительских  цен) по обоим вариантам в
следующих границах:  на 2008 год до 6-7%,  с замедлением в последующие
годы до 5,5-6,5% и 5-6%.
     Снижение инфляции будет обеспечено ужесточением денежной политики
и  нейтрализацией роста инфляционных ожиданий населения.  Важная роль,
кроме того,  отводится мерам  структурной  политики,  направленным  на
обеспечение  роста  производства  и  предложения  товаров  и  услуг  и
развитие  конкуренции  на  оптовых  и  розничных   рынках,   а   также
стимулированию   выпуска   отечественных   продовольственных  товаров,
формированию     стабильных     правил      регулирования      импорта
сельскохозяйственной продукции до 2009 года.
     Темпы роста цен (тарифов)  на  услуги  естественных  монополий  в
течение   прогнозируемого  периода  в  связи  с  принятым  решением  о
доведении  их  до  уровня  экономически  обоснованных   затрат   будут
превышать  установленный  Правительством  Российской Федерации уровень
инфляции.
 
                              (в %  к уровню декабря предыдущего года)
 
 ————————————————————————————————————————————————————————————————————
|   Товары (услуги)    |              Темпы роста цен                |
|естественных монополий|—————————————————————————————————————————————|
|                      |  2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год  |
|——————————————————————|———————————|——————————|——————————|———————————|
|Электроэнергия        |    110    |   112    |  112,5   |  113,5    |
|——————————————————————|———————————|——————————|——————————|———————————|
|Природный газ         |    115    |   125    |  127,7   |  127,7    |
|——————————————————————|———————————|——————————|——————————|———————————|
|Железнодорожные       |           |          |          |           |
|перевозки грузов      |    108    |   111    |  109     |  108      |
|——————————————————————|———————————|——————————|——————————|———————————|
|Услуги ЖКХ            |    115    |   117    |  118-119 |  118-119  |
 ————————————————————————————————————————————————————————————————————
 
     Учитывая принятые  Правительством  Российской Федерации решения о
достижении экономически обоснованной  цены  на  газ,  поставляемый  на
внутренний  рынок,  в среднесрочной перспективе планируется ускоренный
рост тарифов на природный газ.  На рынке электроэнергии предполагается
поэтапная  либерализация  цен,  связанная  с  необходимостью повышения
эффективности    использования    потребляемой    электроэнергии     и
стимулирования  привлечения  частных  инвестиций  в  электроэнергетику
(доля  электроэнергии,  реализуемой  по  нерегулируемым   государством
ценам,  увеличится в течение 2007-2010 годов с 5%  до 100%). В связи с
более высоким ростом цен на газ и тарифов на  электроэнергию тарифы на
услуги   жилищно-коммунального   хозяйства   увеличатся   в  пределах,
необходимых для покрытия возрастающих затрат на  энергоносители  и  на
реализацию  инвестиционных программ.  Темпы роста регулируемых тарифов
на   железнодорожные   перевозки   направлены   на   снижение   уровня
перекрестного субсидирования пассажирских перевозок.
     В 2008-2010    годах    Правительством    Российской    Федерации
предлагается    изменение    налоговых    условий,   направленных   на
стимулирование инвестиционной и инновационной активности предприятий:
     сохранение до 2010 года действующей ставки НДС (13%) и введение с
2007 года заявительного  порядка  возмещения  налога,  уплаченного  по
материальным ресурсам экспортерами;
     ежегодная индексация  ставок  акцизов  с  учетом  прогнозируемого
уровня инфляции (кроме акцизов на нефтепродукты и сигареты);
     реформирование налогообложения прибыли.  С 2007 года  разрешается
уменьшать налоговую базу текущего года на сумму убытков,  полученных в
предыдущем  году,  и  сумму  расходов  на  научно-исследовательские  и
конструкторские разработки (НИОКР).  Для сельхозтоваропроизводителей а
2007 году сохранится нулевая ставка по налогу на прибыль,  в 2008-2009
годах она составит 6%, в 2010- 12%.
     Основные новации  в  области  таможенно-тарифного   регулирования
внешнеэкономической деятельности связаны с присоединением России к ВТО
и  предполагают  снижение   ставок   ввозных   таможенных   пошлин   в
соответствии  с  тарифными  договоренностями,  введение  беспошлинного
режима ввоза технологического оборудования.  В  отношении  экспортного
тарифа  планируется  реализация  общего  принципа  отказ от фискальной
функции тарифа.
     Продолжится совершенствование    механизма    защиты   российских
товаропроизводителей..  На экспортируемые сельскохозяйственные товары,
особенно  с  короткими  сроками хранения,  предполагается установление
сезонных пошлин.
     Политика Правительства   Российской   Федерации   по   увеличению
заработной платы работников бюджетной сферы в  2008-2010  годах  будет
строиться  следующим  образом:  индексация  на  2007-2009  годы станет
производиться  согласно  уровню,  предусмотренному   в   перспективном
финансовом плане Российской Федерации;  в 2010 году - в соответствии с
индексом потребительских цен (5-6%).
     Продолжится реализация  мер  по улучшению пенсионного обеспечения
граждан. В 200S-2010 годах индексация базовой и страховой части пенсий
будет   осуществляться   с   учетом   прогнозируемого  уровня  индекса
потребительских  цен,  а   также   выполнения   задачи   по   снижению
коэффициента соотношения среднего размера пенсий и заработной платы.
 
            Внутренние условия для формирования вариантов
                  социально-экономического развития
 
     1. Изменение основных макроэкономических параметров по  вариантам
социально-экономического развития
     Особенностью экономики  Алтайского  края  является   преобладание
энергоемких   обрабатывающих   производств   при   высокой   стоимости
электроэнергии.  Этим объясняются  более  высокие  темпы  инфляции  на
предстоящие  три  года  по  сравнению  с темпами инфляции в Российской
Федерации  в  целом.  Инфляция  в  Алтайском  крае  прогнозируется   в
следующих пределах:  в 2008 году - 6,5-7% к уровню декабря предыдущего
года, в 2009 году - 6,3-6,8%, в 2010 году - 5,8-6,5%.
     В предстоящий  период  развитие экономики края будет определяться
следующими основными факторами и тенденциями:
     усилением потребности  в  активизации инновационно-инвестиционной
компоненты роста;
     необходимостью преодоления    ограничений    в   инфраструктурных
отраслях (электроэнергетика, транспорт);
     начавшимся сокращением   населения   трудоспособного  возраста  в
сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и  инженерных
кадров;
     усилением конкуренции как на внутреннем,  так и на внешних рынках
при  значительном  сокращении  ценовых  конкурентных преимуществ из-за
опережающего  роста  заработной  платы,  энергетических   издержек   и
укрепления курса рубля.
     Внутренние факторы все в большей  степени  будут  определять  как
уровень,  так  и  устойчивость темпов экономического роста.  В связи с
этим значительно возрастает роль  инвестиционного  климата  в  крае  и
экономической политики, проводимой Администрацией края.
     В рамках первого варианта при  сохранении  условий  экономической
деятельности  на  уровне  существующих  темпы роста экономики составят
4,4-4,5% в 2008-2010 годах.
     Для достижения  параметров  роста валового регионального продукта
не ниже 6,7-7,5%  в год,  соответствующих второму  варианту  развития,
особая  роль  должна  уделяться  повышению инвестиционной активности и
существенному увеличению эффективности экономики.
     Рост инвестиций  в  расширение туристического сектора,  а также в
инфраструктурные отрасли обеспечит от 0,98 до 1,24 процентного  пункта
дополнительного   прироста   ВРП  в  год.  Повышение  эффективности  и
конкурентоспособности  краевой  экономики  будет  определяться   также
ускоренным    ростом    инвестиций    в    инновационный    сектор   и
высокотехнологичные  проекты  обрабатывающей  промышленности.   Данный
фактор  может  обеспечить  около 0,40-0,48 процентного пункта прироста
ВРП в год.
     За счет  более высокого роста доходов населения,  прогнозируемого
по второму варианту,  и других социальных факторов  активизации  роста
экономики будет обеспечено от 0,34 до 0,72 процентного пункта прироста
ВРП.
 
            Вклад основных факторов роста экономики в ВРП
 
                                               (темпы прироста ВРП, %)
 ————————————————————————————————————————————————————————————————————
|                                         |       Прогноз            |
|                                         |——————————————————————————|
|                                         | 2008   | 2009   | 2010   |
|—————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|
|Вариант 1 (инерционный)                  |  4,70  |  4,50  |  4,40  |
|Вариант 2 (умеренно оптимистичный)       |  7,50  |  6,90  |  6,70  |
|Разница в темпах прироста - всего        |  2,80  |  2,40  |  2,30  |
|в том числе по факторам роста экономики: |        |        |        |
|вклад дополнительных инвестиций в        |        |        |        |
|туристический сектор и инфраструктуру    |  0,98  |  1,08  |  1,24  |
|вклад за счет прироста эффективности     |        |        |        |
|инвестиций в инновационном секторе       |  0,40  |  0,47  |  0,48  |
|вклад за счет роста доходов населения    |  0,72  |  0,40  |  0,34  |
|вклад других факторов роста экономики    |  0,70  |  0,45  |  0,24  |
 ————————————————————————————————————————————————————————————————————
     2. Инвестиционная политика
     Объем инвестиций в основной  капитал  по  первому  (инерционному)
варианту  в  2010  году возрастет на 29,6%  к уровню 2007 года и может
составить около 47,0 млрд.  рублей;  по второму варианту -  на  35,6%,
54,6 млрд. рублей.
     Более выраженная инвестиционная направленность  второго  варианта
по  сравнению  с  первым  связана  с  ускорением  роста  инвестиций  в
энергетику,    обрабатывающие    производства,    сферу     финансовой
деятельности,  жилищное  строительство.  Кроме  того,  второй  вариант
прогноза предполагает значительный (в  2,3  раза)  рост  инвестиций  в
развитие   транспорта   и  связи  с  учетом  развития  инфраструктуры,
необходимой  для  создания  туристско-рекреационного  комплекса  края.
Соответственно  доля этого вида деятельности в общем объеме инвестиций
увеличится до 31% (в 2007 году - 20,3%).
     Планируется также реализовать ряд крупных инвестиционных проектов
в других  секторах  экономики:  создание  производственно-медицинского
комплекса  и  производства  продуктов  детского  питания  из  зерновых
культур на молочной и  безмолочной  основе,  организация  производства
многофункционального   гусеничного   сельскохозяйственного   трактора,
рапсового масла,  строительство молочных ферм,  выставочного комплекса
"АТЛАС",  культурно-зрелищного  и административного центра с подземным
автопарком в г.Барнауле,  жилищного комплекса "Обской бульвар".  Общая
сумма  инвестиций  по  указанным  проектам  за 2007-2010 годы составит
более 6,5 млрд. рублей.
     Основной акцент  региональной инвестиционной политики в текущем и
2008-2010  годах  будет  сделан  на  реализацию   комплекса   мер   по
стимулированию   повышения   инвестиционной  активности  хозяйствующих
субъектов края,  в том числе за счет увеличения привлекаемых кредитных
средств.
     В предстоящий   период   сохранятся   все    существующие    виды
государственной поддержки реального сектора экономики Алтайского края:
лизинг сельскохозяйственной техники,  племенного  скота,  оборудования
для промышленности и ЖКХ; поддержка программ АПК; субсидирование части
банковской  процентной  ставки;  субсидирование  налога  на  имущество
организаций сельского хозяйства и промышленности.  Кроме того,  с 2007
года вводится еще один вид государственной поддержки -  субсидирование
налога   на   прибыль.   Будет  оказываться  также  поддержка  в  виде
субсидирования части банковской процентной ставки, налога на имущество
по инновационным проектам.
     В среднесрочной перспективе предполагается использование  моделей
развития  экономики на принципах частно-государственного партнерства с
помощью  новых  инструментов:  института  особых  экономических   зон,
концессионных  соглашений,  средств  Инвестиционного  фонда Российской
Федерации,  венчурных фондов, бизнес-инкубаторов, технопарков; центров
трансфера технологий, соглашения о партнерстве и др.
     Общий объем  инвестиций  на  создание  социальной  и   инженерной
инфраструктуры  туристско-рекреационного  комплекса края составит 37,8
млрд.  рублей,  в том  числе  на  I  этапе,  при  формировании  особой
экономической зоны туристско-рекреационного типа,  10,47 млрд. рублей.
В течение 2007-2009 годов  будет  осуществляться  также  строительство
объектов инфраструктуры (транспортной, коммунальной, энергетической, а
также газоснабжения и связи) для  создания  на  территории  Алтайского
края  игорной  зоны.  На эти цели планируется направить около 14 млрд.
рублей инвестиций.  Данные средства  предполагается  привлечь  как  из
государственных, так и из внебюджетных источников финансирования.
     Планируется также  участие  края   в   проводимом   Министерством
экономического развития и торговли Российской Федерации в соответствии
с Федеральным законом "Об  особых  экономических  зонах  в  Российской
Федерации"  конкурсе  на  создание промышленно-производственной особой
экономической зоны (г. Барнаул).
     Прогнозируемое с  учетом  реализации  приоритетного национального
проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам  России"  увеличение
расходов  населения  на  приобретение  жилья  обеспечит  рост  объемов
инвестиций,  осуществляемых за счет средств,  полученных  от  долевого
участия в строительстве жилья, газификации домовладений.
     В целях  сохранения  и  дальнейшего  формирования  устойчивой   и
конкурентоспособной    банковской   инфраструктуры   для   обеспечения
потребностей экономики и населения края  будет  реализована  программа
развития  банковского  сектора  в Алтайском крае на 2007-2010 годы.  В
рамках программы предполагается расширение сети структурных банковских
подразделений,  двукратное  увеличение объемов ипотечного кредитования
граждан и  кредитования  малого  бизнеса.  Прирост  объемов  кредитных
вложений   составит   порядка   18-20%  ежегодно.  Более  60%  объемов
банковского кредитования будет направлено в реальный сектор экономики.
В  дополнение  к этому получит развитие система небанковских кредитных
организаций:  за  период  реализации  программы   будет   создано   20
потребительских   и  42  сельскохозяйственных  кредитных  кооператива.
Деятельность сети кредитных кооперативов  повлияет  на  снижение  роли
теневого   финансового   рынка,  рост  деловой  активности,  занятости
сельского населения.
     Оба сценария   предполагают   ускоренные   темпы   роста  объемов
привлеченных на реализацию инвестиционных проектов средств,  и  прежде
всего  средств  кредитных  организаций,  но  с  различной  динамикой в
зависимости от степени эффективности использования  всех  инструментов
повышения  инвестиционной активности. По более благоприятному варианту
за 2008-2010 гг.  объем привлеченных инвестиций увеличится в 1,7  раза
при  общем  приросте  объема инвестиций в экономику и социальную сферу
края в 1,3 раза за тот же  период.  По  первому  варианту  в  условиях
недостаточно    быстрых   темпов   создания   туристско-рекреационного
комплекса,  отсутствия положительного решения по  вопросу  создания  в
крае    промышленно-производственной   зоны,   а   также   негативного
воздействия  на  инвестиционную  составляющую  расходов  хозяйствующих
субъектов  края,  связанных  с  повышением  цен  и  тарифов  на услуги
естественных  монополий,  прирост  общего  объема   инвестиций   может
сократиться до 12,9%, в том числе привлеченных средств - до 30,3%.
     3. Инновационная политика
     Сценарии социально-экономического    развития   основываются   на
повышении инновационной активности предприятий и организаций  края.  В
целях  стимулирования  этого  процесса  в  2007  и  в  2008-2010 годах
предусмотрено:
     создание в  регионе  нормативно-правовой   базы,   способствующей
активизации инновационных процессов;
     совершенствование системы управления инновационной деятельностью,
механизмов  взаимодействия  между  участниками инновационного процесса
путем  усиления  инновационной   составляющей   деятельности   органов
исполнительной  власти региона,  включая формирование Координационного
совета  по  инновационной  деятельности,  научно-технических   советов
территорий, имеющих значительный инновационный потенциал;
     проведение действенной  экономической  и  финансовой  политики  в
отношении   участников   инновационного  процесса  (внедрение  системы
государственного заказа;  вовлечение организаций  инновационной  сферы
региона  в программы,  реализуемые на федеральном уровне;  привлечение
финансовых средств Российского фонда  фундаментальных  исследований  и
прочих     внебюджетных     фондов;    стимулирование    внебюджетного
финансирования;   создание    условий    для    развития    венчурного
инвестирования в наукоемкие проекты);
     содействие формированию   и   развитию   рыночной   инновационной
инфраструктуры,  в  том  числе  создание  инновационно-технологических
центров и технопарков на базе лабораторно-производственных  комплексов
вузов    и    научно-исследовательских   институтов,   развитие   сети
бизнес-инкубаторов, создание краевого центра коллективного пользования
высокотехнологичным     оборудованием     на    базе    неиспользуемых
производственных мощностей предприятий края;
     поддержка территориальных     образований,    имеющих    развитый
научно-технический,   промышленный   и   образовательный    потенциал,
содействие в развитии г. Бийска как наукограда Российской Федерации.
     Созданные к  2010  году  условия  для  активизации   и   развития
инновационной   деятельности   позволят  обеспечить  повышение  уровня
инновационной активности предприятий края за 2007-2010 годы  не  менее
чем на 4 процентных пункта.
     Второй вариант сценария развития экономики края  основывается  на
более   интенсивном   использовании   в   хозяйственной   деятельности
инноваций,  которые  в  среднесрочной  перспективе  станут  одним   из
основных   источников   повышения  конкурентоспособности  продукции  и
устойчивого экономического роста края.
     4. Структурные сдвиги в экономике
     В 2008-2010  годах   структурные   сдвиги   в   экономике   будут
определяться увеличением вклада сектора услуг в экономический рост при
снижении к 2010 году промышленной компоненты роста.
     В промышленности  в  2008-2010  годах  по  первому (инерционному)
варианту   прогноза   сохранится   динамика   постепенного    снижения
конкурентоспособности  предприятий  края  по сравнению с предприятиями
других регионов Российской Федерации  и  зарубежных  государств.  Темп
прироста производства прогнозируется на уровне 3,3% в год, или 10,2% в
целом за период.
     Более высокие  темпы  роста  промышленности  по  второму варианту
(105,5%)  опираются  на  улучшение  конкурентоспособности   российской
экономики    и    активизацию    структурных    сдвигов    в    пользу
высокотехнологичного и информационного секторов экономики.  В целом за
период  объем  производства  промышленной продукции возрастет к уровню
2007 года на 17,3%.
     Опережающими темпами    будут   развиваться   добывающий   сектор
промышленности и такие обрабатывающие секторы, как производство кокса,
прочих неметаллических изделий (стройматериалов),  целлюлозно-бумажное
производство,  а также ряд производств  машиностроительной  продукции,
что   повлечет  за  собой  некоторые  изменения  в  структуре  выпуска
продукции промышленных предприятий.  К 2010 году предполагается рост в
структуре  промышленного производства доли добычи полезных ископаемых,
производства    электроэнергии,    транспортных    средств,     прочих
неметаллических изделий.
     В сельском  хозяйстве  в  2008-2010  годах  по  первому  варианту
предполагается  поддержание умеренной положительной динамики на уровне
1,1-1,4%  в  год.  По  сравнению   с   уровнем   2007   года   прирост
сельскохозяйственной    продукции   составит   3,5%,   в   том   числе
растениеводческой - 3,7%, животноводческой -3,3%.
     В рамках  второго  варианта  прогноза ожидается более интенсивный
рост производства сельскохозяйственной продукции (до 2,0-4,1%  в год),
что  позволит обеспечить прирост объемов продукции сельского хозяйства
за 2008-2010 годы  не  менее  чем  на  8,8%,  в  том  числе  продукции
растениеводства - на 8,7%, продукции животноводства - на 9,1%.
     Медленные темпы  роста  аграрного  сектора  в   первом   варианте
отражают   негативный   эффект   сохраняющегося   диспаритета  цен  на
сельскохозяйственную  и   промышленную   продукцию   в   сочетании   с
относительным сокращением государственной финансовой поддержки села, а
также   продолжающимся    сокращением    машинно-тракторного    парка.
Дополнительным  негативным  фактором  в  2007-2008  годах  может стать
дисбаланс на рынках производства и реализации сахара, птицы, свинины и
молока  из-за  избыточного  предложения  импортной  и  инорегиональной
отечественной продукции.
     Вторым вариантом предусматривается более устойчивое,  эффективное
развитие агропромышленного  комплекса  на  основе  реализации  в  крае
приоритетного  национального  проекта "Развитие АПК" и осуществления в
полном объеме мероприятий краевых целевых программ в области  развития
сельского   хозяйства.  Оснащение  животноводческих  комплексов  новым
высокоэффективным оборудованием,  реализация  проектов  быстрорастущих
производств,  а  также  поддержка  крестьянских  (фермерских) и личных
подсобных  хозяйств  будут  способствовать   развитию   рентабельного,
конкурентоспособного сельскохозяйственного производства.
     5. Развитие туризма
     В период   до   2011  года  в  крае  предполагается  сформировать
организационную и экономическую среду для создания и  функционирования
в Алтайском крае туристско-рекреационного комплекса,  ориентированного
на  максимальное  использование   природно-ресурсного   потенциала   и
особенностей  местности.  Туристско-рекреационный  комплекс охватывает
территорию Алтайского, Смоленского, Солонешенского, Чарышского районов
края и города-курорта федерального значения Белокурихи.
     Первым этапом  является   организация   функционирования   особой
экономической   зоны   туристско-рекреационного   типа  на  территории
Алтайского района,  представляющей собой комплекс отдыха, оздоровления
и  туризма на 3,0-3,5 тыс.  мест.  В ходе создания зоны предполагается
строительство гостиничных комплексов,  горнолыжных  спусков,  а  также
автодорогой    дополнительной   инфраструктуры   электро-,   водо-   и
газоснабжения.
     Функционирование зоны в 2010 году обеспечит 5,5%  объемов платных
услуг,  представляемых населению края,  приведет к росту занятости как
непосредственно   в   туристической  сфере,  так  и  в  смежных  видах
деятельности.
     На II  этапе формирования туристско-рекреационного комплекса края
предполагается  развитие   в   остальных   территориях   туристической
инфраструктуры   через  создание  относительно  небольших  комплексов,
отвечающих современным международным требованиям,  а также необходимой
транспортной, коммунальной, социальной и других видов инфраструктуры.
     Проект создания туристско-рекреационного комплекса края  включает
в  себя  также  строительство на территории Смоленского района игорной
зоны.  Предполагается,  что к 2009 году  до  территории  игорной  зоны
должна  дойти  автомобильная  трасса  первой  категории,  должен  быть
проведен  газ,  проложены  линии   электропередачи   и   созданы   все
необходимые   инженерные   сети.   Предусмотрено  также  строительство
международных терминалов на базе  действующих  аэропортов  г.Бийска  и
г.Барнаула.
     Первый сценарий развития  края  предполагает  умеренную  динамику
развития  туристско-рекреационного  комплекса  края  и  поддержание  в
2008-2010 годах темпов роста объемов туристических услуг на уровне 13%
в год, потока туристов - 14-15% в год.
     По благоприятному   сценарию   туристический   комплекс   уже   в
среднесрочной      перспективе      станет     высокоэффективным     и
конкурентоспособным   сектором   экономики    края.    В    результате
функционирования   туристско-рекреационного   комплекса  в  2010  году
возможно увеличение потока приезжающих в край туристов и отдыхающих до
1,0 млн. человек (в 1,9 раза к уровню 2007 года).
     С учетом этого в структуре валового регионального продукта края в
среднесрочной  перспективе  будет активно увеличиваться доля отраслей,
оказывающих услуги.
     Объемы платных  услуг в 2008-2010 годах в зависимости от варианта
развития могут возрасти на 20,6%-26,7% и составить к концу прогнозного
периода 54,5-57,3 млрд.  рублей, с учетом осуществления мероприятий по
созданию особой экономической  зоны  туристско-рекреационного  типа  и
игорной зоны в Смоленском районе. Прирост туристических услуг составит
41,5-69,7% за период, санаторно-оздоровительных - 21,3-28,3%.
     Динамичное развитие  получит  организация  сопутствующих  туризму
платных  услуг  с  учетом  их  востребованности  отдыхающими   (услуги
автотранспорта и связи,  оздоровительные услуги, услуги предприятий по
прокату,  ремонт одежды и  обуви,  фотоуслуги,  ремонт  туристического
снаряжения  и  инвентаря).  Реальный  объем  услуг  связи возрастет на
48,1-56,7%  за период, транспортных услуг - на 11,4-18,0%, бытовых- на
27,7-31,9%.
     Оба варианта прогноза предполагают  некоторое  замедление  темпов
роста розничного товарооборота:  с 9,5-11%  в 2008 году до 7-8% в 2010
году.
     По первому варианту прогноза, при сохранении инерционной динамики
развития,  предполагается увеличение торгового оборота  до  194  млрд.
рублей,  или на 26% к уровню 2007 года, по второму варианту - до 197,1
млрд. рублей, или на 30,7% за период.
     Стабильные темпы   роста  основных  показателей,  характеризующих
ситуацию на потребительском рынке  края,  в  течение  2008-2010  годов
будут  обеспечиваться  развитием  и расширением сети крупных розничных
торговых  структур  края  ("Мария-Pa",  "Анике",  "Хелми",   "Новэкс",
"Раздолье"),  федеральных  структур  на  основе договоров франчайзинга
(торговая сеть "Пятерочка"),  а также других крупноформатных  торговых
сетей (по примеру новосибирской фирмы "Холидей-Классик").
     6. Демография и занятость
     Ситуация в  сфере  занятости  и  на  рынке  труда во многом будет
формироваться под влиянием  демографических  ограничений.  Численность
постоянного  населения  за  2008-2010  годы  сократится  на  54,6 тыс.
человек.  При  успешной   реализации   демографических   программ   по
стимулированию  рождаемости  и  приоритетного  национального проекта в
сфере здравоохранения к 2010 году  ожидается  увеличение  коэффициента
рождаемости  до 11,2 на 1000 человек населения (на 9,8%  к уровню 2007
года) и уменьшение коэффициента смертности до  16,0  на  1000  человек
населения (на 2,6% к уровню 2007 года).
     С учетом динамики рождаемости и  смертности  в  крае  продолжится
сокращение   численности   населения   трудоспособного   возраста.   В
результате в прогнозный период численность трудовых ресурсов  снизится
на  39,5  тыс.  человек.  Несмотря на ожидаемое сокращение в 2008-2010
годах  численности  трудовых  ресурсов,  их   будет   достаточно   для
обеспечения   потребностей   экономики   края.   В  условиях  усиления
конкуренции со стороны предприятий края за  квалифицированную  рабочую
силу  определенное  преимущество будут иметь секторы экономики с более
высокой заработной платой (электроэнергетика, финансовая деятельность,
операции   с   недвижимым   имуществом   и  т.п.).  Барьером  на  пути
экономического   роста   в   прогнозируемый   период   будет   дефицит
квалифицированных кадров рабочих специальностей.
     Численность занятых в экономике,  с учетом положительного  сальдо
миграции и снижения уровня безработицы, будет иметь тенденцию к росту.
В целом за 2008-2010 годы,  согласно  прогнозным  оценкам,  она  может
увеличиться на 5,5-9,5 тыс. человек.
     7. Социальное развитие
     В среднесрочной перспективе сохранится тенденция повышения уровня
жизни населения края  за  счет  всех  составляющих;  фонда  заработной
платы,  социальных  трансфертов,  доходов  от имущества,  находящегося
собственности,  предпринимательской деятельности и прочих  доходов.  В
2010  году  реальные располагаемые денежные доходы населения возрастут
на 23,1-28,0%  к уровню 2007 года.  Динамика всех составляющих доходов
населения во втором варианте предполагается выше,  чем в первом, кроме
пенсионных выплат, прогноз по которым одинаков в обоих вариантах.
     Ведущим фактором  повышения  доходов  населения по-прежнему будет
являться  рост  заработной  платы  -   основного   источника   доходов
работающего  населения  края.  Динамичный  рост заработной платы будет
обусловлен  устойчивыми  темпами  экономического  развития,  а   также
осуществлением  мер  по  повышению  оплаты  труда работников бюджетной
сферы. Реальная среднемесячная заработная плата возрастет за 2008-2010
годы  на 25,6-33,9%  к уровню 2007 года.  При этом по первому сценарию
предполагается сохранение превышения темпов роста заработной платы над
темпами  роста  производительности труда на 3,1-3,2 процентных пункта,
по второму варианту - сокращение до 2,5 процентных пункта в 2010 году.
     Прогнозируемое повышение    денежных    доходов   жителей   края,
замедление темпов роста потребительских цен позволят  снизить  уровень
бедности  с  18%  в  2007  году до 11,0-11,2%  в 2010 году.  Повышение
качества   жизни   населения   выразится   в   увеличении    ожидаемой
продолжительности  жизни  населения  края  до  66,8 лет (на 0,5 года к
уровню 2007 года).
 
 
 
                                     ПРИЛОЖЕНИЕ
                                     к Сценарным условиям
                                     социально-экономического развития
                                     Алтайского края на 2008 год и на
                                     период до 2010 года
 
             ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ
 социально-экономического развития Алтайского края на 2008-2010 годы
 
 —————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
|                    |         |         |        | 2008 год      |2009 год       |2010 год       |2010год в % к  |
|  Наименование      | Единица |   2006  | 2007   | прогноз       |прогноз        |прогноз        |2007 году      |
|   показателя       |измерения|    год  |  год   |———————————————|———————————————|———————————————|———————————————|
|                    |         |   факт  |оценка  |   1   |   2   |   1   |   2   |   1   |   2   |   1   |   2   |
|                    |         |         |        |вариант|вариант|вариант|вариант|вариант|вариант|вариант|вариант|
|————————————————————|—————————|—————————|————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|
|        1           |    2    |    3    |    4   |   5   |   6   |   7   |   8   |   9   |  10   |   11  |   12  |
|————————————————————|—————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Численность         |         |                                                                                  |
|населения           |         |                                                                                  |
|(среднегодовая)     |тыс. чел.|2533,2    2513,2   2493,8               2475,5           2458,6          97,8     |
|Инфляция:           |         |                                                                                  |
|к декабрю           |         |                                                                                  |
|предыдущего года    |    %    |107,7     107,4    107,0   106,5   106,8   106,3   106,5   105,8   121,7   119,8  |
|в среднем за год    |    %    |108,4     107,6    107,1   106,6   106,9   106,3   106,5   106,0   121,9   120,1  |
|Валовой региональный|         |                                                                                  |
|продукт             |млн.руб. |160310    186120   208898  215085  232925  246021  257764  278780  138,5   149,8  |
|темп роста          |    %    |108,0     107,6    104,7   107,5   104,5   106,9   104,4   106,7   114,2   122,6  |
|Отгрузка            |         |                                                                                  |
|промышленной        |         |                                                                                  |
|продукции           |млн.руб. |105821    119357   133058  135288  146419  151254  159367  166653  133,5   139,6  |
|темп роста          |    %    |105,4     105,5    103,7   106,0   103,3   105,6   102,9   104,8   110,2   117,3  |
|Продукция сельского |         |                                                                                  |
|хозяйства во всех   |         |                                                                                  |
|категориях хозяйств |млн.руб. |46187     50368    54459   55945   58680   61034   63528   66120   126,1   131,3  |
|темп роста          |    %    |105,6     102,1    101,1   104,1   101,0   102,5   101,4   102,0   103,5   108,8  |
|Инвестиции в        |         |                                                                                  |
|основной капитал за |         |                                                                                  |
|счет всех источников|         |                                                                                  |
|финансирования      |млн.руб. |27844     33720    37800   40650   42025   47020   47000   54580   139,4   161,9  |
|темп роста          |    %    |118,8     109,5    103,4   111,0   104,0   108,0   105,0   109,0   112,9   130,7  |
|Оборот розничной    |         |                                                                                  |
|торговли            |млн.руб. |105612    130560   152260  153330  172680  175485  194000  197105  148,6   151,0  |
|темп роста          |    %    |119,6     115,0    109,5   111,0   107,5   109,0   107,0   108,0   126,0   130,7  |
|Оборот общественного|         |                                                                                  |
|питания             |млн.руб. |3267      4255     5100    5200    5980    6145    6810    7100    160,0   166,9  |
|темп роста          |    %    |118,6     111,8    108,0   111,0   107,0   108,5   105,5   107,0   121,9   128,9  |
|Объем платных услуг |млн.руб. |27220     32485    38976   39512   46303   47760   54542   57266   167,9   176,3  |
|темп роста          |    %    |109,0     108,0    107,1   108,5   106,5   108,4   105,7   107,6   120,6   126,7  |
|Внешнеторговый      |   млн.  |                                                                                  |
|оборот              | долларов|                                                                                  |
|                    |   США   |898,8     915      937     971     962     1036    1002    1108    109,5   121,1  |
|экспорт             |   млн.  |                                                                                  |
|                    | долларов|                                                                                  |
|                    |   США   |595       607      622     650     641     699     670     754     110,3   124,2  |
|импорт              |   млн.  |                                                                                  |
|                    | долларов|                                                                                  |
|                    |   США   |303       308      314     322     321     337     332     354     107,8   115,0  |
|Прибыль по всем     |         |                                                                                  |
|видам деятельности  |млн. руб.|15808     17173    18114   19142   19220   20755   20608   22444   120,0   130,7  |
|Денежные доходы     |         |                                                                                  |
|населения млн. руб. |         |186825    223426   264025  268090  302780  310600  343615  354080  153,8   158,5  |
|Реальные            |         |                                                                                  |
|располагаемые       |         |                                                                                  |
|денежные доходы     |    %    |25,9      111,0    108,0   109,5   107,0   108,5   106,5   107,7   123,1   128,0  |
|Средний размер      |         |                                                                                  |
|трудовой пенсии     |         |                                                                                  |
|(среднегодовой)     |   руб.  |2614,8    3114,0       3717,0          4312,0          4926,0          158,2      |
|Прожиточный минимум |   руб.  |2733      3170     3560    3500    3840    3750    4130    4040    130,3   127,4  |
|Доля населения с    |         |                                                                                  |
|денежными доходами  |         |                                                                                  |
|ниже прожиточного   |         |                                                                                  |
|минимума в общей    |         |                                                                                  |
|численности         |         |                                                                                  |
|населения           |    %    |20,2      18,0     15,5    15,0    13,2    12,9    11,2    11,0      -       -    |
|Фонд заработной     |         |                                                                                  |
|платы - всего       | млн.руб.|55843     67350    76916   79525   87920   91693   100058  105265  148,6   156.3  |
|Номинальная         |         |                                                                                  |
|начисленная         |         |                                                                                  |
|среднемесячная      |         |                                                                                  |
|заработная плата на |         |                                                                                  |
|одного работника    |   руб.  |6149      7556     8788    9067    10106   10518   11571   12148   153,1   160,8  |
|Реальная заработная |         |                                                                                  |
|плата               |    %    |115,6     114,2    108,6   112,6   107,6   109,1   107,5   109,0   125,6   133,9  |
|Численность         |         |                                                                                  |
|работников          |тыс.чел. |756,8     742,8    729,4   730,9   725,0   726,5   720,6   722,1   97,0    97,2   |
|Численность занятого|         |                                                                                  |
|в экономике         |         |                                                                                  |
|населения           |         |                                                                                  |
|(среднегодовая)     |тыс.чел. |1108      1109     1109    1111    1111    1113    1114    1118    100,5   100,9  |
|Уровень общей       |         |                                                                                  |
|безработицы         |    %    |9,5       9,3      8,5     8,4     8,4     8,2     8,2     8,1       -       -    |
|Уровень официально  |         |                                                                                  |
|зарегистрированной  |         |                                                                                  |
|безработицы         |    %    |6,2       6,0      6,2     5,6     6,0     5,3     5,4     5,1       -       -    |
 —————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
 
 
 
 

Информация по документу
Читайте также