Расширенный поиск

Уставный Закон Красноярского края от 10.11.2011 № 13-6401

уставный закон

Красноярского края

 

 

10.11.2011

N 13-6401

 

 

О РЕФЕРЕНДУМАХ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

 

(В редакции Уставного Закона Красноярского края

 от 20.12.2012 № 3-947; от 20.09.2013 № 5-1591; от 29.05.2014 № 6-2309;

от 12.02.2015 № 8-3130; от 07.07.2016 № 10-4821)

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Настоящий Уставный закон устанавливает порядок подготовки и проведения краевого и местного референдумов.

 

Статья 1. Понятие и принципы проведения референдумов в Красноярском крае

1. Референдум - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации в целях принятия решений по наиболее важным вопросам государственного и местного значения, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме. Под референдумом в настоящем Уставном законе понимается краевой референдум и местный референдум.

2. Краевой референдум - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), иными федеральными законами, Уставом Красноярского края, настоящим Уставным законом среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Красноярского края.

3. Местный референдум - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, иными федеральными законами, Уставом Красноярского края, настоящим Уставным законом, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах соответствующего муниципального образования.

4. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

5. Участие в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на участника референдума с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

6. Референдумы организуют и проводят комиссии референдума. Комиссии референдума осуществляют свою деятельность в порядке, установленном Федеральным законом. Вмешательство в деятельность комиссий референдума со стороны законодательных и исполнительных органов государственной власти края, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

7. Деятельность комиссий референдума при подготовке и проведении референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов референдума осуществляется открыто и гласно в порядке, установленном Федеральным законом.

 

Статья 2. Законодательство края о референдуме

1. Законодательство края о референдуме основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе, других федеральных законах и состоит из Устава края, настоящего Уставного закона, иных нормативных правовых актов.

2. В случае принятия в период кампании краевого или местного референдума закона края, содержащего положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения соответствующего референдума, либо в случае внесения в этот период в закон изменений, касающихся порядка подготовки и проведения соответствующего референдума, указанный закон и изменения применяются к референдуму, инициатива проведения которого выдвинута после вступления в силу указанного закона и изменений.

 

Статья 3. Вопросы референдума

1. На краевой референдум могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении края или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.

2. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

3. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

4. Вопросы краевого референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству Красноярского края.

5. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

6. На краевой референдум, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти края, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти края, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов государственной власти края, органов местного самоуправления;

в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств края, муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

 

Статья 4. Право на участие в референдуме

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами действиях по подготовке и проведению назначенного референдума. До назначения референдума в действиях по подготовке и проведению референдума имеет право принимать участие гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет. (В редакции Уставного Закона  Красноярского края от 07.07.2016 № 10-4821)

2. Гражданин Российской Федерации имеет право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В соответствии с Федеральным законом не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

 

 

Статья 5. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума

1. Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить краевой, местный референдумы, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

2. Орган государственной власти края и орган местного самоуправления, уполномоченные в соответствии с Уставом Красноярского края, настоящим Уставным законом, уставом муниципального образования принимать решение о назначении соответствующего референдума, вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение соответствующего референдума.

3. Краевой референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится в течение двух лет со дня официального опубликования результатов референдума.

4. Местный референдум не может проводиться в течение года со дня официального опубликования результатов местного референдума, проведенного по вопросу с такой же по смыслу формулировкой. Уставом муниципального образования этот срок может быть увеличен до двух лет.

 

Глава II. НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА

 

Статья 6. Инициатива проведения референдума

1. Инициатива проведения референдума принадлежит:

а) гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме;

б) избирательным объединениям, иным общественным объединениям, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные Федеральным законом.

2. Инициатива проведения местного референдума принадлежит также представительному органу муниципального образования и главе местной администрации, выдвинувшим ее совместно.

 

Статья 7. Порядок реализации инициативы проведения референдума

1. Для назначения референдума в случаях, установленных пунктом 1 статьи 6 настоящего Уставного закона, должны быть представлены подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения.

2. Для выдвижения инициативы проведения референдума, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума в количестве не менее 20 человек для выдвижения инициативы проведения краевого референдума и не менее 10 человек для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме. В случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 1 статьи 6 настоящего Уставного закона, в качестве инициативной группы по проведению референдума выступает руководящий орган избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума) независимо от своей численности.

3. Инициативная группа обращается в Избирательную комиссию Красноярского края либо в избирательную комиссию муниципального образования, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации инициативной группы.

4. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум, а в случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума), поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума. В протоколе должны быть указаны место и дата проведения собрания, количество и состав участников, фамилия, имя, отчество председательствующего и секретаря, постановочная и резолютивная части. (В редакции Уставного Закона  Красноярского края от 12.02.2015 № 8-3130)

5. Комиссия, указанная в пункте 3 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:

в случае соответствия указанного ходатайства и документов установленным требованиям Федерального закона, Устава Красноярского края, настоящего Уставного закона, устава муниципального образования - о направлении их соответственно в Законодательное Собрание края либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с Уставом Красноярского края, настоящим Уставным законом, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума;

в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

6. Законодательное Собрание края либо представительный орган муниципального образования обязаны в течение 20 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям статьи 3 настоящего Уставного закона.

7. В соответствии с Федеральным законом Законодательное Собрание края не позднее чем через пять дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению краевого референдума и приложенных к нему документов обязано уведомить об этой инициативе Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Представительный орган муниципального образования не позднее чем через пять дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума и приложенных к нему документов обязан уведомить об этой инициативе Законодательное Собрание края, Губернатора края, Избирательную комиссию Красноярского края.

8. Инициатива проведения местного референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации. В поддержку такой инициативы проведения местного референдума инициативная группа не создается, подписи участников референдума не собираются.

 

Статья 8. Регистрация инициативной группы

1. Если Законодательное Собрание края либо представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 3 настоящего Уставного закона, соответствующая комиссия референдума, указанная в пункте 3 статьи 7 настоящего Уставного закона, осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания Законодательным Собранием края либо представительным органом муниципального образования вопроса, выносимого на референдум, соответствующим требованиям статьи 3 настоящего Уставного закона.

2. Регистрационное свидетельство выдается инициативной группе в тот же или на следующий день после регистрации инициативной группы и считается действительным в течение трех месяцев начиная со дня, следующего за днем получения инициативной группой регистрационного свидетельства. Форма регистрационного свидетельства, выдаваемого инициативной группе по проведению референдума, утверждается Избирательной комиссией Красноярского края.

3. Если Законодательное Собрание края либо представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 3 настоящего Уставного закона, комиссия, указанная в пункте 3 статьи 7 настоящего Уставного закона, отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации.

4. Решение об отказе в регистрации принимается в десятидневный срок со дня признания Законодательным Собранием Красноярского края либо представительным органом муниципального образования вопроса, выносимого на референдум, не соответствующим требованиям статьи 3 настоящего Уставного закона.

5. Решение об отказе в регистрации выдается инициативной группе по проведению референдума не позднее чем через один день после его принятия. В решении об отказе инициативной группе в регистрации должны быть указаны основания такого отказа.

6. Основанием отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Красноярского края, законов края, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в установленном Федеральным законом порядке.

 

Статья 9. Иные группы участников референдума

1. В целях проведения агитации за или против инициативы проведения референдума, голосования на референдуме или отказа от него, за или против вопроса, вынесенного на референдум, после регистрации инициативной группы по проведению референдума могут создаваться иные группы участников референдума.

2. Иная группа участников краевого референдума может образовываться в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в краевом референдуме. Иная группа участников местного референдума может образовываться в количестве не менее 10 человек, имеющих право на участие в местном референдуме.

3. В качестве иных групп участников референдума могут выступать независимо от своей численности:

- руководящие органы общественных объединений, руководящие органы региональных отделений и иных структурных подразделений общественных объединений, устав которых предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке, предусмотренном Федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения с инициативой о проведении референдума;

- руководящие органы (соответственно уровню референдума) политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий.

4. Иная группа участников референдума должна быть зарегистрирована Избирательной комиссией Красноярского края либо избирательной комиссией муниципального образования.

5. Для регистрации иной группы участников референдума в Избирательную комиссию Красноярского края либо избирательную комиссию муниципального образования должны быть представлены следующие документы:

- ходатайство о регистрации, подписанное всеми членами иной группы участников референдума, с указанием фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, серии, номера и даты выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адреса места жительства каждого члена иной группы участников референдума;

- протокол собрания иной группы участников референдума, на котором было принято решение о создании иной группы участников референдума, а в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, - о деятельности в качестве иной группы участников референдума. В протоколе должны быть указаны место и дата проведения собрания, количество и состав участников, фамилия, имя, отчество председательствующего и секретаря, постановочная и резолютивная части;

- документы, подтверждающие статус общественного объединения, дату и уровень его регистрации, статус руководящего органа, в случаях, предусмотренных положением дефиса первого пункта 3 настоящей статьи;

- документы, подтверждающие статус руководящего органа, в случаях, предусмотренных положением дефиса второго пункта 3 настоящей статьи.

6. Соответствующая избирательная комиссия в течение трех дней со дня поступления указанных в пункте 5 настоящей статьи документов обязана их рассмотреть и принять следующее решение:

в случае соответствия указанных документов требованиям настоящего Уставного закона - о регистрации иной группы участников референдума;

в противном случае - об отказе в регистрации иной группы участников референдума.

7. В случае регистрации иной группы участников референдума Избирательная комиссия Красноярского края либо избирательная комиссия муниципального образования выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации.

Регистрационное свидетельство выдается иной группе участников референдума в тот же или на следующий день после ее регистрации и считается действительным в течение трех месяцев начиная со дня, следующего за днем получения иной группой участников референдума регистрационного свидетельства. Форма регистрационного свидетельства утверждается Избирательной комиссией Красноярского края.

8. Решение об отказе в регистрации выдается иной группе участников референдума не позднее чем через один день после его принятия.

В решении об отказе иной группе участников референдума в регистрации должны быть указаны основания такого отказа.

Основанием отказа иной группе участников референдума в регистрации может быть только несоответствие представленных документов требованиям настоящего Уставного закона либо непредставление какого-либо из документов, указанных в пункте 5 настоящей статьи.

Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

9. Положения настоящего Уставного закона, регулирующие деятельность инициативной группы по проведению референдума после ее регистрации, ее членов и уполномоченных представителей, распространяются также на иные группы участников референдума, их членов и уполномоченных представителей, если иное не предусмотрено настоящим Уставным законом.

 

Статья 10. Статус членов и уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума

1. Инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума вправе назначить лиц, уполномоченных действовать от ее имени.

2. Инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума обязаны назначить уполномоченных представителей по финансовым вопросам.

3. Уполномоченные представители регистрируются Избирательной комиссией Красноярского края либо избирательной комиссией муниципального образования на основании письменного ходатайства инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, подписанного всеми членами инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. В ходатайстве также должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого уполномоченного представителя, сведения о полномочиях каждого уполномоченного представителя, а для уполномоченного представителя по финансовым вопросам - также право подписи финансовых документов. К ходатайству должны быть приложены письменные заявления лиц о согласии быть уполномоченным представителем инициативной группы, иной группы участников референдума. Количество уполномоченных представителей определяется инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума самостоятельно. В качестве уполномоченных представителей могут выступать как члены инициативной группы, иной группы участников референдума, так и иные граждане, обладающие правом на участие в референдуме.

4. Указанное в пункте 3 настоящей статьи ходатайство представляется в Избирательную комиссию Красноярского края либо избирательную комиссию муниципального образования одновременно с представлением документов для регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо после регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. Регистрация уполномоченных представителей осуществляется Избирательной комиссией Красноярского края либо избирательной комиссией муниципального образования одновременно с регистрацией соответствующей инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума в случае, если документы для регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума и документы для регистрации уполномоченных представителей представлены в соответствующую избирательную комиссию одновременно, а в остальных случаях - в течение трех дней со дня представления ходатайства.

5. Инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума вправе в любое время прекратить полномочия уполномоченного представителя, письменно известив его об этом и направив копию принятого решения в соответствующую избирательную комиссию.

6. Члены и уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума не вправе использовать преимущества своего должностного и служебного положения в целях выдвижения и поддержки инициативы проведения референдума, получения того или иного ответа на вопрос референдума.

 

Статья 11. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума

1. При выдвижении инициативы проведения краевого референдума подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. При выдвижении инициативы проведения местного референдума подписи могут собираться со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума.

Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа по проведению референдума.

Период сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения краевого референдума составляет 30 дней, а в поддержку инициативы проведения местного референдума - 20 дней.

2. В поддержку инициативы проведения краевого референдума необходимо собрать 1 процент подписей от числа участников краевого референдума, зарегистрированных на территории края.

В поддержку инициативы проведения местного референдума необходимо собрать 1 процент подписей от числа участников местного референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования, но не менее 25 подписей.

3. В соответствии с Федеральным законом подписи могут собираться только среди участников референдума, обладающих правом на участие в референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными. (В редакции Уставного Закона  Красноярского края от 29.05.2014 № 6-2309)

4. Право сбора подписей участников референдума принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным. Уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума может заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей участников референдума, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств фонда референдума, созданного инициативной группой по проведению референдума.

5. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, изготовленные инициативной группой по форме согласно приложению 9 к Федеральному закону. (В редакции Уставного Закона  Красноярского края от 07.07.2016 № 10-4821)

6. При выдвижении инициативы проведения краевого референдума в подписном листе указывается номер специального счета фонда референдума, с которого произведена оплата изготовления подписных листов.

7. Участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об участнике референдума, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения участник референдума ставит собственноручно. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз. (В редакции Уставного Закона  Красноярского края от 12.02.2015 № 8-3130)

8. Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

9. Каждый подписной лист должен быть заверен уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума. При заверении подписного листа уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.

10. При сборе подписей в поддержку выдвижения инициативы проведения референдума допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи.

11. После окончания сбора подписей уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума подсчитывают общее число собранных подписей участников референдума и составляют протокол об итогах сбора подписей по форме, установленной соответствующей комиссией референдума. Протокол подписывается уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума. (В редакции Уставного Закона  Красноярского края от 29.05.2014 № 6-2309)

 

Статья 12. Порядок назначения референдума

1. Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы вместе с протоколом об итогах сбора подписей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде передаются уполномоченным представителем инициативной группы в соответствующую комиссию референдума, указанную в пункте 3 статьи 7 настоящего Уставного закона, не позднее 18 часов дня, в который истекает срок сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума. Комиссия референдума в течение десяти дней проверяет соблюдение инициативной группой порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об участниках референдума и подписей участников референдума. (В редакции Уставного Закона  Красноярского края от 29.05.2014 № 6-2309)

2. Количество представляемых для назначения референдума подписей участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для назначения референдума, не более чем на 10 процентов. Если для назначения референдума требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для назначения референдума, не более чем на четыре подписи.

3. При приеме документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, соответствующая комиссия референдума, указанная в пункте 3 статьи 7 настоящего Уставного закона, заверяет каждую папку с подписными листами печатью комиссии референдума, проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей участников референдума, а затем выдает инициативной группе подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием количества принятых подписных листов и подписей, даты и времени приема названных документов.

4. При назначении краевого референдума проверке подлежит часть подписей, составляющая 20 процентов от установленного пунктом 2 статьи 11 настоящего Уставного закона необходимого для назначения краевого референдума количества подписей. При назначении местного референдума проверке подлежит часть подписей, составляющая 40 процентов от установленного пунктом 2 статьи 11 настоящего Уставного закона необходимого для назначения местного референдума количества подписей.

Подписные листы отбираются для проверки посредством случайной выборки (жребия). При проведении жеребьевки и проверки подписных листов в комиссии вправе присутствовать члены инициативной группы по проведению референдума или ее уполномоченные представители. О времени проведения каждой проверки подписных листов соответствующая комиссия референдума, указанная в пункте 3 статьи 7 настоящего Уставного закона, обязана заблаговременно сообщить указанным лицам.

5. Проверке и учету не подлежат подписи участников референдума, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в комиссию. (В редакции Уставного Закона  Красноярского края от 29.05.2014 № 6-2309)

6. Не могут служить основанием для признания подписи участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.

7. При проведении проверки подписей участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должен извещаться уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представивший установленное количество подписей участников референдума.

8. Соответствующая комиссия референдума, указанная в пункте 3 статьи 7 настоящего Уставного закона, вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о проверке достоверности сведений о гражданах, поставивших свои подписи в подписных листах. К проверке соблюдения порядка сбора подписей участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными могут привлекаться эксперты из числа лиц, указанных в Федеральном законе.

9. Недостоверной считается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом. Подпись, выполненная указанным образом, признается недостоверной на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей.

10. Недействительными признаются:

а) подписи участников краевого референдума, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов, а при выдвижении инициативы проведения местного референдума собранные до дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению местного референдума;

б) подписи лиц, не обладающих правом на участие в референдуме;

в) подписи участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к проверке подписей участников референдума в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи; (В редакции Уставного Закона  Красноярского края от 29.05.2014 № 6-2309)

г) подписи участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Уставным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения участником референдума своей подписи в подписной лист;

д) подписи участников референдума, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;

е) подписи участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума, а также подписи участников референдума, даты внесения которых проставлены участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей участников референдума в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи;

ж) подписи участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей участников референдума; (В редакции Уставного Закона  Красноярского края от 29.05.2014 № 6-2309)

з) все подписи участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей участников референдума, и (или) уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума, и (или) об уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума, не внесены им собственноручно либо  внесены нерукописным способом или карандашом; (В редакции Уставного Закона  Красноярского края от 29.05.2014 № 6-2309)

и) все подписи участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложением 9 к Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктом 6 статьи 11 настоящего Уставного закона (при проведении краевого референдума), и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона; (В редакции Уставного Закона  Красноярского края от 07.07.2016 № 10-4821)

к) подписи участников референдума, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 11 настоящего Уставного закона;

л) подписи участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи; (В редакции Уставного Закона  Красноярского края от 29.05.2014 № 6-2309)

м) подписи участников референдума, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, и (или) уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума;

н) все подписи участников референдума в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей участников референдума, внесена позднее внесения заверительной записи уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума.

Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же участника референдума в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.

11. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего Уставного закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "з", "и" и "н" пункта 10 настоящей статьи.

12. Специально оговоренные участником референдума или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи участника референдума недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с подпунктами "з", "и" и "н" пункта 10 настоящей статьи.

13. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о проведении референдума. В случае если проведенная проверка подписных листов повлечет за собой отказ в проведении референдума на основании выявления недостаточного количества достоверных подписей участников референдума либо установленного законом минимального количества недостоверных и (или) недействительных подписей, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей участников референдума недостоверными и (или) недействительными, с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена в случаях, установленных Федеральным законом.

14. В проведении референдума может быть отказано по основаниям, установленным Федеральным законом. В случае отказа в проведении референдума соответствующая комиссия в течение суток с момента принятия ею такого решения обязана выдать уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию соответствующего решения с изложением оснований отказа.

15. Комиссия референдума, указанная в пункте 3 статьи 7 настоящего Уставного закона, установившая соответствие порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям закона, устава муниципального образования, в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума подписных листов и протокола об итогах сбора подписей направляет эти подписные листы, экземпляр протокола и копию своего постановления в Законодательное Собрание края либо в представительный орган муниципального образования, которые в соответствии с Уставом Красноярского края, настоящим Уставным законом, уставом муниципального образования уполномочены принимать решение о назначении референдума. Копия постановления комиссии направляется также инициативной группе по проведению референдума.

 

Статья 13. Назначение референдума

1. Законодательное Собрание края в 15-дневный срок, а представительный орган муниципального образования в 30-дневный срок со дня получения документов, необходимых для назначения референдума, принимают решение о назначении соответственно краевого или местного референдума.

2. Голосование на краевом референдуме должно быть проведено не позднее чем через 80 и не ранее чем через 65 дней со дня принятия решения о назначении референдума.

Голосование на местном референдуме должно быть проведено не позднее чем через 60 и не ранее чем через 50 дней со дня принятия решения о назначении референдума.

3. В соответствии с Федеральным законом голосование на референдуме может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении краевого референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем за 60 дней до дня голосования, местного референдума - не позднее чем за 45 дней до дня голосования. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

 

 

Глава III. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМОВ

 

Статья 14. Комиссии референдума

1. Подготовку и проведение краевого референдума осуществляют:

а) Избирательная комиссия Красноярского края;

б) территориальные избирательные комиссии, действующие в качестве территориальных комиссий референдума (далее - территориальная комиссия);

в) участковые комиссии референдума (далее - участковая комиссия).

2. Подготовку и проведение местного референдума осуществляют:

а) избирательная комиссия муниципального образования;

б) в г. Красноярске -территориальные комиссии;

в) участковые комиссии.

 

Статья 15. Порядок формирования и полномочия Избирательной комиссии Красноярского края

1. Избирательная комиссия Красноярского края формируется в соответствии с федеральным и краевым законодательством.

2. Избирательная комиссия Красноярского края:

а) осуществляет на территории края контроль за соблюдением права граждан Российской Федерации на участие в референдуме;

б) осуществляет на территории края меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между инициативной группой и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов референдума, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов краевого референдума;

в) организует деятельность нижестоящих комиссий референдума по проведению краевого референдума, оказывает им правовую, методическую, организационно-техническую помощь;

г) заслушивает сообщения органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума;

д) (Утратил силу - Уставный Закон Красноярского края от 20.09.2013 № 5-1591)

е) обеспечивает изготовление бюллетеней для голосования на краевом референдуме и их передачу нижестоящим комиссиям референдума, утверждает образцы печатей комиссий референдума;

ж) (Утратил силу - Уставный Закон Красноярского края от 20.09.2013 № 5-1591)

з) контролирует своевременность и правильность составления списков участников краевого референдума и представление этих списков для ознакомления населению;

и) осуществляет на территории края меры по организации финансирования подготовки и проведения краевого референдума, распределяет выделенные из краевого бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения краевого референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

к) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий референдума по проведению референдума и принимает по указанным заявлениям и жалобам мотивированные решения;

л) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным и краевым законодательством.

3. Решения Избирательной комиссии Красноярского края, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий референдума, органов государственной власти края, иных государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и участников референдума.

 

Статья 16. Порядок формирования и полномочия территориальных комиссий

1. Территориальные комиссии формируются в соответствии с федеральным и краевым законодательством.

2. Территориальная комиссия:

а) осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением права граждан Российской Федерации на участие в референдуме;

б) обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением референдума, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением участников референдума, профессиональной подготовкой членов комиссий референдума и других организаторов референдума;

в) оказывает методическую, организационно-техническую помощь участковым комиссиям;

г) составляет списки участников референдума и передает их в соответствующие участковые комиссии;

д) заслушивает сообщения органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума;

е) распределяет выделенные ей из соответствующего бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

ж) осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосования;

з) устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, составляет протокол и передает его в Избирательную комиссию Красноярского края при проведении краевого референдума (в избирательную комиссию муниципального образования - при проведении местного референдума в г. Красноярске);

и) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) участковых комиссий и принимает по указанным заявлениям и жалобам мотивированные решения;

к) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным и краевым законодательством.

 

Статья 17. Порядок формирования и полномочия избирательной комиссии муниципального образования

1. Избирательная комиссия муниципального образования формируется в соответствии с федеральным и краевым законодательством.

2. Избирательная комиссия муниципального образования:

а) осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением права граждан Российской Федерации на участие в местном референдуме;

б) обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением местного референдума, изданием необходимой печатной продукции;

в) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении местного референдума соблюдения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между инициативной группой и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума;

г) составляет списки участников референдума и передает их в участковые комиссии;

д) обеспечивает изготовление бюллетеней для голосования на местном референдуме и их передачу участковым комиссиям;

е) изготавливает и ведет учет печатей участковых комиссий при проведении местного референдума;

ж) проводит досрочное голосование и организует его в помещениях участковых комиссий при проведении местного референдума;

з) (Утратил силу - Уставный Закон Красноярского края от 20.09.2013 № 5-1591)

и) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении местного референдума соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов референдума;

к) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении местного референдума соблюдения единого порядка опубликования итогов голосования и результатов референдума;

л) осуществляет на территории муниципального образования меры по организации финансирования подготовки и проведения местного референдума, распределяет выделенные из бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения местного референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

м) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь участковым комиссиям;

н) заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением местного референдума;

о) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) участковых комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

п) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным и краевым законодательством.

 

Статья 18. Порядок формирования и полномочия участковых комиссий

1. Участковые комиссии формируются в соответствии с федеральным и краевым законодательством.

2. (Исключен - Уставный Закон Красноярского края от 20.12.2012 № 3-947)

3. Участковая комиссия:

а) информирует население об адресе и номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;

б) уточняет список участников референдума на территории участка;

в) обеспечивает ознакомление граждан со списком участников референдума, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в этом списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений;

г) обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;

д) обеспечивает информирование участников референдума о вопросах, выносимых на референдум, на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии референдума;

е) контролирует соблюдение на территории участка референдума порядка проведения агитации по вопросам, выносимым на референдум;

ж) выдает открепительные удостоверения при проведении краевого референдума;

з) организует на участке референдума голосование в день голосования, а также досрочное голосование при проведении местного референдума;

и) производит подсчет голосов и устанавливает итоги голосования на участке референдума, составляет протоколы об итогах голосования и передает их в вышестоящую комиссию референдума;

к) объявляет итоги голосования на участке референдума и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;

л) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) по вопросам подготовки и проведения референдума на территории участка и принимает по указанным заявлениям и жалобам мотивированные решения;

м) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным и краевым законодательством.

 

Статья 19. Регистрация (учет) участников референдума

Регистрация (учет) участников референдума осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом.

 

Статья 20. Порядок составления списков участников референдума

1. Список участников референдума составляется на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) участников референдума (в том числе государственной автоматизированной информационной системы), представляемых в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи. Список участников краевого референдума составляется соответствующей территориальной комиссией. Список участников местного референдума составляется соответствующей избирательной комиссией муниципального образования, в г. Красноярске - соответствующей территориальной комиссией. На участках референдума, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, список участников референдума составляется соответствующей участковой комиссией. Список участников референдума составляется отдельно по каждому участку референдума не позднее чем за 21 день  до  дня голосования на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом. (В редакции Уставного Закона  Красноярского края от 29.05.2014 № 6-2309)

2. В списки участников референдума на участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования правом на участие в референдуме.

3. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список участников референдума на конкретном участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, определяемый в соответствии с федеральным законодательством, либо в случаях, предусмотренных Федеральным законом, - факт пребывания (временного пребывания) гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина права на участие в референдуме), определяемый в соответствии с федеральным законодательством, либо наличие у гражданина открепительного удостоверения в случаях, установленных статьей 34 настоящего Уставного закона. (В редакции Уставного Закона  Красноярского края от 07.07.2016 № 10-4821)

4. В соответствии с Федеральным законом сведения об участниках референдума формирует и уточняет глава местной администрации муниципального района, городского округа. Сведения об участниках референдума - военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других участниках референдума, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части. Сведения об участниках референдума, находящихся в местах временного пребывания, представляет в комиссию референдума руководитель организации, в которой участник референдума временно пребывает. Указанные сведения направляются уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом в соответствующие комиссии референдума, составляющие в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи список участников референдума, сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий. (В редакции Уставного Закона  Красноярского края от 07.07.2016 № 10-4821)

5. Гражданин Российской Федерации включается в список участников референдума только на одном участке референдума.

6. Список участников референдума составляется в двух экземплярах. Сведения об участниках референдума, включаемые в список участников референдума, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства участника референдума. В списке участников референдума должны быть предусмотрены места для проставления участником референдума подписи за полученный им бюллетень, серии и номера своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также для внесения суммарных данных референдума и проставления подписи члена участковой комиссии, выдавшего бюллетень участнику референдума.

7. Первый экземпляр списка участников референдума подписывают председатель и секретарь комиссии, составившей список. На участках референдума, образованных на территории воинской части, список участников референдума подписывают председатель и секретарь участковой комиссии. Список участников референдума заверяется печатями соответственно территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования) и (или) участковой комиссии. Порядок и сроки изготовления, использования второго экземпляра списка участников референдума, его передачи соответствующей участковой комиссии, заверения и уточнения определяются комиссией референдума, организующей референдум.

8. Соответствующая территориальная комиссия (избирательная комиссия муниципального образования) передает по акту участковым комиссиям первый экземпляр списка участников референдума конкретного участка референдума не позднее чем за 10 дней до дня голосования. Участковая комиссия вправе разделить первый экземпляр списка участников референдума на отдельные книги. Каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей участковой комиссии и подписью ее председателя. В случае проведения досрочного голосования в соответствии с пунктом 5 статьи 36 настоящего Уставного закона первый экземпляр списка участников референдума передается в участковую комиссию не позднее чем за 21 день до дня голосования. (В редакции Уставного Закона Красноярского края от 20.09.2013 № 5-1591; от 29.05.2014 № 6-2309)

9. Участковая комиссия уточняет список участников референдума в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия комиссий референдума с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) участников референдума. Выверенный и уточненный список участников референдума не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой комиссии и заверяется печатью участковой комиссии.

10. Участковая комиссия за 10 дней до дня голосования представляет список участников референдума для ознакомления участников референдума и его дополнительного уточнения. В случае проведения досрочного голосования в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 36 настоящего Уставного закона список участников референдума представляется участковой комиссией участникам референдума для ознакомления и дополнительного уточнения за 21 день до дня голосования. (В редакции Уставного Закона Красноярского края от 20.09.2013 № 5-1591; от 29.05.2014 № 6-2309)

11. В соответствии с Федеральным законом гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие в референдуме, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список участников референдума, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список участников референдума. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. Решение участковой комиссии об отклонении заявления о включении гражданина Российской Федерации в список участников референдума может быть обжаловано в вышестоящую комиссию референдума или в суд. В случае если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке участников референдума производится участковой комиссией немедленно. Исключение гражданина Российской Федерации из списка участников референдума после его подписания председателями и секретарями соответствующих комиссий референдума и заверения его печатями этих комиссий референдума в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящей статьи, производится только на основании официальных документов, в том числе сообщения вышестоящей комиссии референдума о включении участника референдума в список участников референдума на другом участке референдума, а также в случае выдачи участнику референдума открепительного удостоверения. При этом в списке участников референдума, а также в базе данных ГАС "Выборы" указывается дата исключения гражданина Российской Федерации из списка, а также причина такого исключения. Запись в списке участников референдума заверяется подписью председателя участковой комиссии, а при выдаче открепительного удостоверения - подписью члена комиссии референдума, выдавшего открепительное удостоверение, с указанием даты внесения этой подписи.

12. На участках референдума, образованных в соответствии с пунктом 4 статьи 21 настоящего Уставного закона на вокзалах и в аэропортах, списки участников референдума составляются в день голосования. Участники референдума, находящиеся в день голосования в указанных местах, включаются в списки участников референдума по предъявлении открепительного удостоверения.

13. В соответствии с Федеральным законом вносить какие-либо изменения в списки участников референдума после окончания голосования и начала подсчета голосов участников референдума запрещается.

 

Статья 21. Участки референдума (В редакции Уставного Закона Красноярского края от 20.12.2012 № 3-947)

1. Проведение голосования и подсчет голосов участников референдума осуществляются на участках референдума, образованных в соответствии со статьей 19 Федерального закона. (В редакции Уставного Закона Красноярского края от 20.12.2012 № 3-947)

2. (Утратил силу - Уставный Закон Красноярского края от 20.12.2012 № 3-947)

3. (Утратил силу - Уставный Закон Красноярского края от 20.12.2012 № 3-947)

4. В местах временного пребывания участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, и на полярных станциях участки референдума могут образовываться соответствующей территориальной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования на установленный ею срок не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей комиссией - не позднее чем за три дня до дня голосования. В труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях участки референдума могут образовываться вышестоящей комиссией по согласованию с капитаном судна или судовладельцем, начальником полярной станции, руководителями других объектов, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях. (В редакции Уставного Закона Красноярского края от 20.12.2012 № 3-947; от 07.07.2016 № 10-4821)

5. Списки участков референдума с указанием их границ (если участок референдума образован на части территории населенного пункта) либо перечня населенных пунктов (если участок референдума образован на территориях одного или нескольких населенных пунктов), номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой местной администрации муниципального района, городского округа не позднее чем за 40 дней до дня голосования. Информация об участках референдума, образованных, в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, должна быть доведена до участников референдума соответствующей комиссией референдума, руководителем места временного пребывания участников референдума, капитаном судна, начальником полярной станции, руководителем других объектов, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях, не позднее чем через 2 дня после их образования.

 

Глава IV. ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕФЕРЕНДУМОВ

 

Статья 22. Финансовое обеспечение подготовки и проведения референдума

1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением краевого или местного референдума, осуществляются за счет средств, выделенных соответственно из краевого или местного бюджета на указанные цели. При этом за счет средств, выделенных комиссиям референдума из краевого или местного бюджета, до официального опубликования решения о назначении референдума производятся только расходы комиссий референдума, связанные с проведением проверки подписей, собранных в поддержку инициативы проведения референдума.

2. Главными распорядителями средств, предусмотренных в краевом бюджете, местном бюджете на проведение референдума, являются Избирательная комиссия Красноярского края, избирательная комиссия муниципального образования.

3. Отчеты Избирательной комиссии Красноярского края, избирательной комиссии муниципального образования о расходовании бюджетных средств на референдум представляются соответственно в Законодательное Собрание края, представительный орган муниципального образования не позднее 60 дней со дня опубликования общих результатов референдума. Председатели комиссий референдума распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение референдума, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий референдума по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены законом.

4. В соответствии с Федеральным законом порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из краевого, местного бюджетов Избирательной комиссии Красноярского края, другим комиссиям референдума на подготовку и проведение краевого референдума, местного референдума, эксплуатацию и развитие средств автоматизации, обеспечение деятельности комиссий референдума, устанавливается Избирательной комиссией Красноярского края по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации по Красноярскому краю. Денежные средства перечисляются на счета, открываемые комиссиям референдума в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а в случае их отсутствия в пределах населенного пункта, в котором расположена комиссия референдума, - в филиалах публичного акционерного общества "Сбербанк России. (В редакции Уставного Закона  Красноярского края от 07.07.2016 № 10-4821)

5. В соответствии с Федеральным законом плата за услуги банка по открытию счетов комиссий референдума и проведению операций по счетам не взимается. За пользование денежными средствами, находящимися на указанных счетах, проценты банком не уплачиваются.

6. Закупки бюллетеней, открепительных удостоверений, информационных материалов, размещаемых в помещениях комиссий референдума и помещениях для голосования, услуг по доставке документов, связанных с подготовкой и проведением краевого референдума, иных отправлений комиссий референдума при проведении краевого референдума осуществляются Избирательной комиссией Красноярского края или по ее решению нижестоящими комиссиями.

Закупки бюллетеней, открепительных удостоверений (в случае, предусмотренном пунктом 1.1 статьи 34 настоящего Уставного закона), информационных материалов, размещаемых в помещениях комиссий референдума и помещениях для голосования, услуг по доставке документов, связанных с подготовкой и проведением местного референдума, иных отправлений комиссий референдума при проведении местного референдума в муниципальном образовании город Красноярск осуществляются организующей референдум комиссией или по ее решению нижестоящими комиссиями. Приобретение бюллетеней, открепительных удостоверений (в случае, предусмотренном пунктом 1.1 статьи 34 настоящего Уставного закона), используемых при проведении местных референдумов в иных муниципальных образованиях, осуществляется организующей референдум комиссией.

Такие закупки (приобретения) осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом.

(Пункт в редакции Уставного Закона  Красноярского края от 07.07.2016 № 10-4821)

(Пункт дополнен - Уставный Закон Красноярского края от 20.09.2013 № 5-1591)

7. Закупка товара, работы или услуги, связанные с подготовкой и проведением референдума, может осуществляться комиссиями в соответствии с утвержденной бюджетной росписью соответствующего бюджета до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении референдума. (Дополнен - Уставный Закон Красноярского края от 20.09.2013 № 5-1591; от 29.05.2014 № 6-2309)

 

Статья 23. Порядок создания и расходования фондов референдума

1. Инициативная группа обязана создать собственный фонд для финансирования своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей в поддержку этой инициативы, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме.

При выдвижении инициативы проведения местного референдума при числе участников референдума на территории соответствующего муниципального образования не более пяти тысяч создание инициативной группой фонда референдума необязательно при условии, что ею не производится финансирование подготовки и проведения референдума.

2. Фонды референдума могут создаваться также иными группами участников референдума, в том числе для агитации против проведения референдума, участия в референдуме, против вопросов, выносимых на референдум. На указанные фонды распространяются правила, установленные законом для фонда референдума, созданного инициативной группой по проведению референдума.

3. Фонд референдума может создаваться за счет следующих средств:

а) собственных средств членов инициативной группы по проведению референдума, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "б" пункта 1 статьи 6 настоящего Уставного закона; собственных средств членов иной группы участников референдума, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 настоящего Уставного закона;

б) собственных средств избирательного объединения, иного общественного объединения, выступившего инициатором проведения референдума; собственных средств общественного объединения, политической партии в случаях, указанных в пункте 3 статьи 9 настоящего Уставного закона;

в) добровольных пожертвований граждан;

г) добровольных пожертвований юридических лиц.

4. Предельная сумма перечислений в фонд референдума не может превышать 50 процентов от предельной суммы всех расходов - для собственных средств инициативной группы, иной группы участников референдума и средств, выделенных инициативной группе, иной группе участников референдума общественным объединением в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 1 статьи 6 и пунктом 3 статьи 9 настоящего Уставного закона; 5 процентов от предельной суммы всех расходов - для каждого физического лица и 10 процентов от предельной суммы всех расходов - для каждого юридического лица.

5. Предельная сумма всех расходов из средств фонда референдума не может превышать 100 млн. рублей для краевого референдума и 25 млн. рублей для местного референдума.

6. Порядок внесения пожертвований в фонд референдума, ограничения при внесении пожертвований в фонд референдума устанавливаются Федеральным законом.

7. Пожертвования, внесенные с нарушением порядка внесения пожертвований в фонд референдума, пожертвования, внесенные с нарушением установленных ограничений, или часть пожертвования, превышающая установленный настоящей статьей размер, подлежат возврату жертвователям, а пожертвования, внесенные анонимными жертвователями, - перечислению в доход соответствующего бюджета в течение десяти дней со дня поступления указанных средств.

8. Право распоряжаться средствами фондов референдума принадлежит создавшим их инициативной группе, иным группам участников референдума.

9. Средства фондов референдума имеют целевое назначение. Средства фондов референдума могут использоваться инициативной группой только для деятельности, направленной на выдвижение инициативы проведения референдума, сбор подписей в поддержку этой инициативы и получение определенного результата на референдуме, а иными группами участников референдума - только для деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме.

10. Соответствующая комиссия референдума до дня голосования на референдуме один раз в две недели направляет в средства массовой информации для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств фондов референдума. Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий соответственно уровню референдума обязаны публиковать указанные сведения, передаваемые им комиссиями референдума для опубликования, в течение трех дней со дня получения. Обязательному опубликованию по фонду референдума инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума подлежат сведения:

а) о финансовой операции по расходованию средств из соответствующего фонда референдума в случае, если ее размер превышает 50 тысяч рублей; (В редакции Уставного Закона  Красноярского края от 12.02.2015 № 8-3130)

б) о юридических лицах, перечисливших в соответствующий фонд референдума добровольные пожертвования в сумме, превышающей 25 тысяч рублей; (В редакции Уставного Закона  Красноярского края от 12.02.2015 № 8-3130)

в) о количестве граждан, внесших в соответствующий фонд референдума добровольные пожертвования в сумме, превышающей 20 тысяч рублей; (В редакции Уставного Закона  Красноярского края от 12.02.2015 № 8-3130)

г) о средствах, возвращенных жертвователям из соответствующего фонда референдума, в том числе об основаниях возврата; (Дополнен - Уставный Закон  Красноярского края от 12.02.2015 № 8-3130)

д) об общей сумме средств, поступивших в соответствующий фонд референдума, и об общей сумме израсходованных средств. (Дополнен - Уставный Закон  Красноярского края от 12.02.2015 № 8-3130)

Указанные выше сведения подлежат также размещению на официальном сайте Избирательной комиссии Красноярского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. (Дополнен - Уставный Закон  Красноярского края от 07.07.2016 № 10-4821)


Информация по документу
Читайте также