Расширенный поиск

Закон Иркутской области от 07.03.2002 № 8-оз

                                    Утратил силу - Закон Иркутской
                                              области
                                    от 07.10.2009 г. N 62/28-оз


                            З А К О Н

                         ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ


             О ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ
                        В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ


    (В редакции Закона Иркутской области от 07.10.2002 г. N 40-оз)

    (В редакции Закона Иркутской области от 23.10.2003 г. N 42-оз)

    (В редакции Закона Иркутской области от 07.10.2004 г. N 47-оз)

    (В редакции Закона Иркутской области от 31.03.2005 г. N 11-оз)

    (В редакции Закона Иркутской области от 10.10.2005 г. N 50-оз)

    (В редакции Закона Иркутской области от 08.10.2007 г. N 74-оз)

     Признавая  ценность  здоровья  каждого человека, учитывая, что
немедицинское  потребление  наркотических,  токсических  средств  и
психотропных  веществ  (далее  наркотические средства) наносит вред
здоровью человека, создает угрозу безопасности общества,
     рассматривая  наркоманию  и токсикоманию как социально опасные
явления и тяжелые заболевания,
     придавая  важное значение борьбе с распространением наркомании
и  токсикомании,  прежде  всего,  путем предупреждения вовлечения в
употребление   наркотических  средств  новых  лиц  и  возникновения
болезненной   зависимости   у   лиц,   употребляющих  наркотические
средства,
     в   целях   защиты   прав   и  интересов  лиц,  не  страдающих
наркоманией   и   токсикоманией,   повышения  безопасности  жителей
Иркутской области (далее область),
     Законодательное     собрание    Иркутской    области    (далее
Законодательное собрание области) принимает настоящий Закон.


                              ГЛАВА 1
                          ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

     Настоящий  Закон  регулирует  отношения  в  сфере профилактики
наркомании  и  токсикомании  на  территории области и устанавливает
систему мер для достижения указанных целей.

     Статья 2. Правовая основа профилактики наркомании и
               токсикомании в области

     1. Правовую  основу  профилактики  наркомании и токсикомании в
области     составляют     Конституция     Российской    Федерации,
общепризнанные  нормы  международного  права,  федеральные законы и
иные   нормативные   правовые   акты  Российской  Федерации,  Устав
Иркутской   области,   настоящий   Закон,   иные  законы  и  другие
нормативные правовые акты области.
     2. Губернатор  области и администрация области вправе издавать
нормативные  правовые  акты  по  вопросам профилактики наркомании и
токсикомании  на  основании  и  во  исполнение  актов,  указанных в
пункте 1 настоящей статьи.
     3. Органы  местного самоуправления вправе издавать нормативные
правовые  акты по вопросам профилактики наркомании и токсикомании в
пределах своей компетенции.

     Статья 3. Задачи  настоящего Закона

     Задачами настоящего  Закона являются:
     а)   прекращение   роста,  а  в  перспективе  снижение  уровня
незаконного  потребления наркотических средств лицами, проживающими
на территории области;
     б)    раннее    выявление    лиц,    незаконно   употребляющих
наркотические  средства,  оказание  им  необходимой  медицинской  и
реабилитационной помощи;
     в)    предупреждение    совершения    правонарушений   лицами,
употребляющими   наркотические  средства,  сдерживание  роста  иных
тяжелых     социально-медицинских    последствий    злоупотребления
наркотическими средствами;
     г)  (Утратил силу - Закон Иркутской области от 10.10.2005 г. N
50-оз)
     д)  формирование  у  жителей  области  здорового образа жизни,
отрицательного  отношения  к  незаконному потреблению наркотических
средств.

     Статья 4. Основные принципы профилактики наркомании
               и токсикомании на территории области

     Осуществление   мероприятий   по   профилактике  наркомании  и
токсикомании на территории области основывается на принципах:
     а) законности;
     б)  гуманного обращения с лицами, употребляющими наркотические
средства;
     в)    соблюдения   прав   и   интересов   лиц,   употребляющих
наркотические средства;
     г)   обеспечения   и   защиты   прав   и   интересов  лиц,  не
употребляющих наркотические средства;
     д)    приоритета    раннего    психологического,   социального
образовательного   воздействия,   направленного  на  предупреждение
вовлечения лиц в незаконное потребление наркотических средств;
     е)   индивидуального   подхода  к  предупреждению  потребления
наркотических  средств,  оказанию  медицинской  и  реабилитационной
помощи лицам, употребляющим наркотические средства;
     ж)    комплексного    целевого    воздействия,   осуществления
профилактики на личностном, семейном и социальном уровнях;
     з)   поддержки   семьи  и  взаимодействия  с  ней  в  вопросах
профилактики наркомании и токсикомании;
     и)  признания  особой  значимости  профилактики  наркомании  и
токсикомании  среди  несовершеннолетних, применения особого подхода
при   осуществлении  мероприятий  по  предупреждению  наркомании  и
токсикомании,   оказанию   медицинской  и  реабилитационной  помощи
несовершеннолетним, употребляющим наркотические средства;
     к)  гласности в деятельности субъектов профилактики наркомании
и токсикомании;
     л)    государственной   поддержки   деятельности   организаций
независимо от их организационно-правовой формы.

     Статья 5. Органы,  организации, осуществляющие профилактику 
               наркомании и  токсикомании

     Профилактику наркомании и токсикомании в области осуществляют:
     а)  органы  государственной  власти  области,  территориальные
подразделения  федеральных  органов  государственной власти, органы
местного самоуправления в пределах своей компетенции:
     - органы управления здравоохранением;
     - органы управления социальной защитой населения;
     - органы по молодежной политике;
     - органы внутренних дел;
     -  иные органы в соответствии с законодательством, в том числе
органы     опеки    и    попечительства,    комиссии    по    делам
несовершеннолетних и защите их прав;
     б)    комиссия    в    сфере    профилактики   злоупотребления
наркотическими    средствами   и   психотропными   веществами   при
администрации  области;  (В  редакции  Закона  Иркутской области от
10.10.2005 г. N 50-оз)
     в)  учреждения  здравоохранения,  социальной защиты населения,
образовательные учреждения, учреждения и службы для молодежи;
     г) средства массовой информации;
     д)  иные  организации независимо от их организационно-правовых
форм, в том числе общественные объединения.

     Статья 6. Категории лиц, в отношении которых осуществляется 
               профилактика наркомании и токсикомании

     Профилактика   наркомании   и  токсикомании  осуществляется  в
отношении  всех  лиц,  проживающих  на  территории  области,  в том
числе:
     а)  лиц,  употребляющих  наркотические  средства,  -  в  целях
своевременного  выявления и оказания медицинской и реабилитационной
помощи и обеспечения безопасности и охраны здоровья иных лиц;
     б)  лиц,  входящих в группу риска (лица, которые в силу своего
психологического,   социального,   семейного   статуса   склонны  к
приобщению   к  употреблению  наркотических  средств,  формированию
болезненной   зависимости   от   них),  -  в  целях  предупреждения
вовлечения их в незаконное употребление наркотических средств;
     в)  несовершеннолетних  лиц  -  в целях формирования здорового
образа   жизни   и  общего  негативного  отношения  к  употреблению
наркотических  средств  (создание  внутренней  системы  запретов на
употребление    наркотических    средств,    умений    и    навыков
психологической  защиты  от факторов, провоцирующих на употребление
наркотических средств и т.п.);
     г)  родителей,  лиц, их заменяющих, - в целях приобретения ими
знаний,    необходимых    для    выявления   детей,   употребляющих
наркотические  средства,  а  также обучения навыкам бесконфликтного
общения с детьми, употребляющими наркотические средства.



                              ГЛАВА 2
         ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ 
                  НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ В ОБЛАСТИ

     Статья   7.  Комиссия  в  сфере  профилактики  злоупотребления
наркотическими    средствами   и   психотропными   веществами   при
администрации области

     В   целях   обеспечения   взаимодействия  федеральных  органов
исполнительной   власти,   исполнительных  органов  государственной
власти   области,   органов  местного  самоуправления,  учреждений,
общественных  объединений  и  иных организаций в сфере профилактики
злоупотребления    наркотическими    средствами   и   психотропными
веществами,    обеспечения   координации   деятельности   субъектов
профилактики  наркомании  и  токсикомании на территории области при
администрации  области  создается  комиссия  в  сфере  профилактики
злоупотребления    наркотическими    средствами   и   психотропными
веществами (далее - комиссия при администрации области).
     Комиссия  при  администрации  области  действует  на основании
положения, утвержденного администрацией области. (В редакции Закона
Иркутской области от 10.10.2005 г. N 50-оз)
     
     Статья 8. Финансирование мероприятий по профилактике
               наркомании и токсикомании

     1. Мероприятия   по  профилактике  наркомании  и  токсикомании
финансируются  из  федерального, областного и местных бюджетов и из
других источников, не запрещенных законодательством.
     2. В   соответствии  с  законодательством  может  быть  создан
внебюджетный фонд профилактики наркомании и токсикомании.
     3. Органы  государственной  власти  области,  органы  местного
самоуправления   оказывают   финансовую   поддержку   организациям,
участвующим  в  профилактике  наркомании и токсикомании, в порядке,
предусмотренном законодательством.

     Статья 9. Информационно-аналитическое и научное обеспечение
               профилактики наркомании и токсикомании

     1. Выработка  и  реализация областной государственной политики
в  сфере  профилактики  наркомании  и  токсикомании,  в  том  числе
разработка  программ  по  профилактике  наркомании  и токсикомании,
осуществляются   на   основе   данных  информационно-аналитических,
общественных,    научных    исследований   проблем   наркомании   и
токсикомании.
     2. Граждане  имеют  право  на  получение  полной и достоверной
информации  о  состоянии  дел  в  сфере  профилактики  наркомании и
токсикомании в области.
     Информация   представляется  органами  власти  через  средства
массовой  информации, а также в виде ответов на заявления и запросы
граждан, общественных организаций и движений.

     Статья 10. Банк данных о распространении и профилактике
                наркомании и токсикомании в области

     1.    Комиссия   при   администрации   области   совместно   с
исполнительными   органами   государственной   власти   области  по
управлению  в  области  общего и профессионального образования и по
управлению  в  области здравоохранения (В редакции Закона Иркутской
области  от  10.10.2005  г.  N 50-оз), при участии органов местного
самоуправления   формирует   банк   данных   о   распространении  и
профилактике наркомании и токсикомании в области.
     К  участию  в  формировании  банка  данных о распространении и
профилактике    наркомании   и   токсикомании   в   области   могут
привлекаться общественные объединения, научные организации.
     2. В  банк  данных о распространении и профилактике наркомании
и токсикомании в области включается следующая информация:
     а) о распространении наркомании и токсикомании;
     б)   о   федеральных,   региональных,   муниципальных  и  иных
программах профилактики наркомании и токсикомании;
     в)   об  известных  и  разрабатываемых  методах  профилактики,
диагностики   и   лечения   наркомании   и  токсикомании,  а  также
социальной   реабилитации   и  социальной  адаптации  лиц,  больных
наркоманией и токсикоманией;
     г)  о  субъектах  научной  деятельности  в  сфере профилактики
наркомании и токсикомании;
     д)  о  законодательстве  в  сфере  профилактики  наркомании  и
токсикомании;
     е)   о   деятельности   субъектов  профилактики  наркомании  и
токсикомании в области и других субъектах Российской Федерации;
     ж)  иные  сведения,  необходимые  для организации профилактики
наркомании и токсикомании.
     3. Порядок   формирования   и  использования  банка  данных  о
распространении  и профилактике наркомании и токсикомании в области
определяется положением, утверждаемым Губернатором области.

     Статья 11. Подготовка кадров для областной системы профилакти-
                ки наркомании и токсикомании

     1. Администрация  области  и  органы  местного  самоуправления
обеспечивают   развитие   системы   подготовки,   переподготовки  и
повышения    квалификации   медиков,   педагогов   (в   том   числе
специалистов   по   работе  с  несовершеннолетними,  употребляющими
наркотические    средства),    психологов,   юристов,   социологов,
социальных  работников  и  иных  специалистов для системы областной
профилактики наркомании и токсикомании.
     2. Организации,  осуществляющие  подготовку,  переподготовку и
повышение  квалификации  кадров  для областной системы профилактики
наркомании   и   токсикомании,   пользуются   льготами  в  порядке,
установленном законодательством.

     Статья 12. Программы в сфере профилактики наркомании и
                токсикомании

     1.     Администрация     области    разрабатывает    областную
государственную  социальную  программу (В редакции Закона Иркутской
области  от  10.10.2005  г.  N  50-оз),  направленную  на  создание
надежной социальной и правовой защиты от распространения наркомании
и  токсикомании  в  области,  координацию  и улучшение деятельности
государственных   органов,   органов   местного   самоуправления  и
организаций  в  указанном  направлении  (далее  - областная целевая
программа в сфере профилактики наркомании и токсикомании).
     2. Администрация   области   по  итогам  года  представляет  в
Законодательное  собрание  области  информацию  о  ходе  выполнения
областной  целевой  программы  в  сфере  профилактики  наркомании и
токсикомании.
     3. Органы    местного    самоуправления   в   пределах   своей
компетенции   вправе  принимать  муниципальные  программы  в  сфере
профилактики наркомании и токсикомании.

                              ГЛАВА 3
       МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ В СИСТЕМЕ
                          ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

     Статья 13. Задачи и полномочия  органов управления здра-
                воохранением,  организаций системы здравоохранения
                в сфере профилактики наркомании и токсикомании

     1.  Исполнительный  орган  государственной  власти  области по
управлению  в  области  здравоохранения  (далее  -  областной орган
управления  здравоохранением)  (В редакции Закона Иркутской области
от  10.10.2005  г.  N  50-оз)  в  сфере  профилактики  наркомании и
токсикомании:
     а)  принимает  участие в разработке областных программ в сфере
профилактики наркомании и токсикомании;
     б)   содействует   развитию   сети   организаций,  оказывающих
наркологическую  помощь  (Исключен  -  Закон  Иркутской  области от
10.10.2005 г. N 50-оз);
     в)  анализирует  деятельность муниципальных органов управления
здравоохранением,   разрабатывает   рекомендации   и   методические
указания по профилактике наркомании и токсикомании;
     г)    координирует   деятельность   медицинских   организаций,
осуществляющих  наркологическую  помощь  населению независимо от их
организационно-правовых форм;
     д)    выступает    государственным   заказчиком   на   научные
исследования   в  сфере  оказания  наркологической  помощи  больным
наркоманией,   обеспечивает  и  проводит  в  установленном  порядке
экспертизу  научных  исследований  с точки зрения их эффективности,
обеспечивает их внедрение;
     е)  выступает  от  имени  области  учредителем государственных
наркологических   учреждений,   находящихся   в   ведении  области,
осуществляет  иные  функции,  связанные  с  управлением  указанными
учреждениями; (В редакции Закона Иркутской области от 10.10.2005 г.
N 50-оз)
     ж)   контролирует   соблюдение  порядка  и  качество  оказания
наркологической помощи;
     з)  (Исключен  -  Закон  Иркутской  области от 07.10.2004 г. N
47-оз)
     и)   организует   работу   в  учреждениях  здравоохранения  по
диспансеризации    и   оказанию   наркологической   помощи   лицам,
страдающим наркоманией и токсикоманией;
     к)    осуществляет    иные   полномочия   в   соответствии   с
законодательством.
     2. Областной орган управления здравоохранением имеет право:
     а)  запрашивать и получать от органов государственной власти и
органов  местного  самоуправления, юридических лиц независимо от их
организационно-правовых  форм  материалы,  необходимые  для решения
вопросов, входящих в его компетенцию;
     б)     организовывать     экспертизу     качества     оказания
наркологической   помощи   через   клинико-экспертные   комиссии  и
страховые компании;
     в)  проводить  конференции,  совещания,  симпозиумы и встречи,
организовывать  выставки и другие мероприятия по вопросам, входящим
в его компетенцию;
     г)  привлекать на договорной основе научные учреждения, ученых
и   специалистов,  в  том  числе  зарубежных,  к  решению  проблем,
относящихся к его ведению.
     3. Областной орган управления здравоохранением обязан:
     а)  информировать  правоохранительные  органы  об обнаруженных
нарушениях  в  сфере оборота наркотических средств, а также в сфере
оказания наркологической помощи;
     б)  (Исключен  -  Закон  Иркутской  области от 07.10.2004 г. N
47-оз)
     4.   Областной   (В   редакции  Закона  Иркутской  области  от
10.10.2005   г.   N   50-оз)   и  муниципальные  органы  управления
здравоохранением, организации системы здравоохранения осуществляют:
     а)  пропаганду  здорового образа жизни, распространение знаний
об опасности наркомании и токсикомании для жизни и здоровья;
     б)  организацию  и оказание специализированной диагностической
и лечебно-восстановительной помощи лицам, больным наркоманией;
     в)     оказание     консультативной     помощи    специалистам
государственных   и   муниципальных   организаций,   осуществляющих
мероприятия по профилактике наркомании и токсикомании;
     г)  выявление,  учет,  обследование,  наблюдение, устройство в
медицинские  учреждения  и лечение лиц, употребляющих наркотические
средства;
     д) иные полномочия в соответствии с законодательством.

     Статья 14. Контроль за соблюдением порядка и качеством
                оказания наркологической помощи

     1.  Областной  орган  управления  здравоохранением  организует
сбор  информации  о  действующих  на территории области медицинских
организациях,  занимающихся оказанием наркологической помощи, ведет
их  учет,  контролирует  соблюдение  (Исключен  -  Закон  Иркутской
области  от  07.10.2004 г. N 47-оз) требований законодательства при
оказании наркологической помощи.
     2. На   основании   сведений  о  нарушениях,  допускаемых  при
организации     наркологической     помощи,     орган    управления
здравоохранением проводит проверку в соответствующей организации.
   (Исключен - Закон Иркутской области от 07.10.2004 г. N 47-оз)

     Статья 15. Учет лиц, употребляющих наркотические средства, 
                наблюдение за больными наркоманией

     Областной   орган  управления  здравоохранением  на  основании
результатов   медицинского   освидетельствования,   проведенного  в
порядке,   предусмотренном  Федеральным  законом  "О  наркотических
средствах  и психотропных веществах", ведет учет лиц, употребляющих
наркотические  средства,  и  лиц, больных наркоманией, и организует
медицинское наблюдение за больными наркоманией.

     Статья 16. Оказание наркологической помощи больным наркоманией

     1.  Больным  наркоманией на территории области предоставляются
все    виды    наркологической    помощи,   включая   обследование,
консультирование,    диагностику,   лечение   и   медико-социальную
реабилитацию.    Больным    наркоманией    наркологическая   помощь
оказывается  по их просьбе или с их согласия, а больным наркоманией
несовершеннолетним  в  возрасте  до  16  лет наркологическая помощь
оказывается  без  их  согласия,  но  по  просьбе  или с согласия их
родителей  или  законных  представителей,  за  исключением случаев,
предусмотренных    законодательством   Российской   Федерации.   (В
редакции Закона Иркутской области от 31.03.2005 г. N 11-оз)
     2. Лечение  больных  наркоманией  осуществляется в учреждениях
государственной и муниципальной систем здравоохранения.
     Органы   государственной  власти  области  (Исключен  -  Закон
Иркутской  области  от  31.03.2005  г.  N  11-оз)  принимают меры к
созданию  учреждений здравоохранения, специализирующихся на лечении
наркомании и токсикомании.
     3. Медико-социальная    реабилитация    больных    наркоманией
осуществляется   в   учреждениях   государственной,  муниципальной,
частной систем здравоохранения.
     Для    осуществления    специализированной   медико-социальной
реабилитации    больных   наркоманией   создаются   наркологические
реабилитационные центры.
     В    учреждениях   здравоохранения   создаются   условия   для
раздельного  оказания  наркологической  помощи  совершеннолетним  и
несовершеннолетним  лицам,  больным наркоманией (выделяются детские
и  подростковые  кабинеты;  создаются специализированные учреждения
здравоохранения,   занимающиеся  оказанием  наркологической  помощи
несовершеннолетним и т.п.).
     4. Целью    деятельности    наркологических   реабилитационных
центров  является закрепление терапевтического успеха, достигнутого
в  наркологических учреждениях (отделениях), реинтеграция пациентов
в общество.
     Основными задачами реабилитационного центра являются:
     а) медико-психологическая поддержка пациентов;
     б) избавление от наркологической зависимости;
     в) формирование навыков здорового образа жизни;
     г) восстановление профессиональных навыков пациента;
     д)   помощь   в  формировании  здоровой  микросреды  пациента,
включая  деятельность по оздоровлению семейного климата, укреплению
в  семье  трезвеннических  установок  и  адекватной терапевтической
атмосферы,     способствующей    вовлечению    членов    семьи    в
реабилитационные  программы по профилактике рецидивов заболевания у
пациентов.
     5. В  сфере  профилактики наркомании и токсикомании пациентами
и   иными   лицами  наркологический  реабилитационный  центр  также
осуществляет:
     а)   анализ   эффективности   оказываемой   помощи   во  время
пребывания  больных  в  реабилитационном  центре и после выписки из
учреждения;
     б)  поддерживание связи с прошедшими реабилитацию пациентами в
целях  профилактики  рецидивов  и  своевременного  вмешательства  в
кризисных  ситуациях,  а  также  в  целях привлечения их к работе в
реабилитационных программах центра;
     в)  участие  в  создании  общественных  психотерапевтических и
реабилитационных  ячеек  и  групп  вне  структуры  центра (семейные
клубы   трезвости,   группы   "анонимных  алкоголиков",  "анонимных
наркоманов" и т.п.);
     г)  взаимодействие  с  организациями,  учреждениями и службами
города   (района,   области)  по  оказанию  комплексной  социальной
поддержки   пациентов   по  вопросам  трудоустройства,  обеспечения
жильем, восстановления дееспособности, получения пособий и т.п.;
     д)  информирование  общественности  о работе реабилитационного
центра  с  целью  привлечения пациентов, специалистов, общественных
организаций  и населения к участию в реабилитационных программах, а
также   с   целью   просвещения  населения  относительно  характера
болезненных     зависимостей,     факторов,    способствующих    их
формированию, и возможностей их преодоления.
     6.   В  наркологические  реабилитационные  центры  принимаются
лица,  признанные в установленном порядке больными наркоманией, как
правило,  по  направлению  наркологических  кабинетов (учреждений).
Прием  в  наркологические реабилитационные центры осуществляется на
добровольной   основе,  (Исключен  -  Закон  Иркутской  области  от
23.10.2003 г. N 42-оз).
     Порядок   работы   наркологических  реабилитационных  центров,
принятия  в них пациентов определяется положением о наркологических
реабилитационных    центрах,   утверждаемым   федеральным   органом
управления здравоохранением.
     Указанное   положение  является  типовым  для  наркологических
реабилитационных  центров  государственной  и  муниципальной систем
здравоохранения  и  примерным  для наркологических реабилитационных
центров частной системы здравоохранения.
     7.  Наркологические  реабилитационные  центры,  находящиеся  в
ведении     области,    создаются    в    порядке,    установленном
законодательством.   (В   редакции   Закона  Иркутской  области  от
10.10.2005 г. N 50-оз)
     Наркологические   реабилитационные   центры   государственной,
муниципальной   и   частной  систем  здравоохранения  действуют  на
основании  лицензии,  подтверждающей право заниматься деятельностью
по  оказанию  специализированной  реабилитационной  помощи  больным
наркоманией.
   (Исключен - Закон Иркутской области от 07.10.2004 г. N 47-оз)

     Статья  17.  (Исключен - Закон Иркутской области от 23.10.2003
г. N 42-оз)

     Статья   18.  (Утратил  силу  -  Закон  Иркутской  области  от
10.10.2005 г. N 50-оз)


                              ГЛАВА 4
         МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ В СИСТЕМЕ 
           СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ


     Статья 19. Задачи и полномочия органов управления социальной
                защитой населения и учреждений социального
                обслуживания населения в сфере профилактики 
                наркомании и токсикомании

     1.  Исполнительный  орган  государственной  власти  области по
управлению  в  области  социальной  защиты (далее - областной орган
управления   социальной   защитой  населения)  (В  редакции  Закона
Иркутской  области от 10.10.2005 г. N 50-оз) и муниципальные органы
управления  социальной  защитой населения осуществляют профилактику
наркомании  и  токсикомании в пределах своей компетенции и в рамках
решения своих непосредственных задач.
     Основным    направлением   деятельности   органов   управления
социальной   защитой   населения   в   указанной   сфере   является
профилактика наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних.
     2. Областной  орган  управления социальной защитой населения в
сфере профилактики наркомании и токсикомании:
     а)   принимает   участие   в   разработке  областных  программ
профилактики наркомании и токсикомании;
     б)   организует   разработку   и   внедрение   в  деятельность
учреждений    и    служб,    предоставляющих    социальные   услуги
несовершеннолетним  и  их семьям, современные методики и технологии
социальной реабилитации;
     в)  контролирует  деятельность  специализированных  учреждений
для  несовершеннолетних,  нуждающихся  в  социальной  реабилитации,
иных   учреждений   и   служб,  предоставляющих  социальные  услуги
несовершеннолетним  и  их  семьям,  а  также  осуществляет  меры по
развитию сети указанных учреждений;
     г)  выступает  от  имени  области  учредителем государственных
специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в
социальной    реабилитации,    находящихся   в   ведении   области,
осуществляет  иные  функции,  связанные  с  управлением  указанными
учреждениями; (В редакции Закона Иркутской области от 10.10.2005 г.
N  50-оз)  участвует  в  формировании  нормативно-правовой базы для
организации таких учреждений;
     д)  анализирует  деятельность муниципальных органов социальной
защиты   населения,   разрабатывает   рекомендации  и  методические
указания по профилактике наркомании и токсикомании;
     е)  разрабатывает  для  учреждений  системы  социальной защиты
рекомендации   по  направлениям,  формам  и  порядку  осуществления
профилактики наркомании и токсикомании;
     ж)    осуществляет    иные   полномочия   в   соответствии   с
законодательством.
     3.   Областной   (В   редакции  Закона  Иркутской  области  от
10.10.2005 г. N 50-оз) и муниципальные органы управления социальной
защитой,  учреждения системы социальной защиты в сфере профилактики
наркомании и токсикомании:
     а)  организуют  индивидуальную  профилактическую  работу среди
несовершеннолетних,   употребляющих   наркотические   средства,  их
родителей или лиц, их заменяющих;
     б)  выявляют  несовершеннолетних,  употребляющих наркотические
средства;
     в)  взаимодействуют  с  органами здравоохранения, образования,
правоохранительными и другими органами;
     г)   осуществляют  выявление  и  анализ  причин,  обусловивших
распространение      наркомании      и      токсикомании      среди
несовершеннолетних;   вносят   предложения   по   их  устранению  в
соответствующие государственные органы и учреждения;
     д)   занимаются   организацией   досуга,  развития  творческих
способностей  несовершеннолетних  в  кружках,  клубах по интересам,
созданных   в   учреждениях   социального   обслуживания,  а  также
оказывают   содействие   в   организации   оздоровления   и  отдыха
несовершеннолетних;
     е)    осуществляют    иные   полномочия   в   соответствии   с
законодательством.
     4.   Областной   (В   редакции  Закона  Иркутской  области  от
10.10.2005 г. N 50-оз) и муниципальные органы управления социальной
защитой имеют право:
     а)   в   установленном  порядке  посещать  несовершеннолетних,
проводить  беседы с ними, их родителями или лицами, их заменяющими,
иными лицами;
     б)   в   установленном   порядке   запрашивать   информацию  у
государственных  органов  и иных учреждений по вопросам, входящим в
их   компетенцию,   приглашать  для  выяснения  указанных  вопросов
несовершеннолетних, их родителей или лиц, их заменяющих, иных лиц.
     5.   Областной   (В   редакции  Закона  Иркутской  области  от
10.10.2005 г. N 50-оз) и муниципальные органы управления социальной
защитой обязаны:
     а)   информировать   органы   управления   здравоохранением  о
выявлении    несовершеннолетних,    нуждающихся   в   обследовании,
наблюдении  или  лечении  в  связи  с  употреблением  наркотических
средств;
     б)    сообщать    в    органы   управления   здравоохранением,
правоохранительные,  иные  компетентные  органы о ставших известных
им  фактах нарушений в сфере профилактики наркомании и токсикомании
среди несовершеннолетних.

     Статья 20. Профилактика наркомании и токсикомании в
                учреждениях системы социальной защиты населения

     1. Учреждения   системы   социальной   защиты   населения  при
осуществлении  деятельности по социальной реабилитации осуществляют
профилактику  наркомании  и  токсикомании  в  рамках  решения своих
непосредственных   задач   и   в   соответствии   с  рекомендациями
областного органа управления социальной защитой населения.
     В   системе  социальной  защиты  населения  могут  создаваться
учреждения  социального  обслуживания,  специализированные  и  иные
учреждения        социальной        защиты        по       оказанию
социально-реабилитационной        помощи        несовершеннолетним,
употребляющим наркотические средства.
     2. Учреждения   социального  обслуживания  несовершеннолетних,
употребляющих    наркотические    средства,   создаются   в   форме
территориальных  центров  социальной  помощи семье и детям, центров
психолого-педагогической   помощи   населению,  центров  экстренной
психологической   помощи   и   в   иных  формах  в  соответствии  с
законодательством.
     Консультирование,   предоставление   иных   социальных   услуг
несовершеннолетним,  употребляющим  наркотические  средства, членам
их  семей осуществляются на основании просьб несовершеннолетних, их
родителей  или  лиц,  их заменяющих, либо по инициативе должностных
лиц  органов  и  учреждений  системы  профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних.
   (Исключен - Закон Иркутской области от 23.10.2003 г. N 42-оз)
     3. Специализированные   учреждения   для   несовершеннолетних,
нуждающихся    в    социальной    реабилитации    и   употребляющих
наркотические        средства,        создаются       в       форме
социально-реабилитационных  центров,  социальных  приютов,  центров
помощи  детям,  оставшимся  без  попечения  родителей,  и  в других
формах в соответствии с законодательством.
     В   специализированные   учреждения   для  несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации и употребляющих наркотические
средства,  помещаются несовершеннолетние в случае, если отсутствует
необходимость их лечения от наркомании и токсикомании, для оказания
специализированной   реабилитационной   помощи  в  соответствии  со
статьёй  16 (В редакции Закона Иркутской области от 10.10.2005 г. N
50-оз)  настоящего  Закона,  в  том числе прошедшие соответствующие
курсы лечения (реабилитации).
     Помещение  несовершеннолетнего в специализированное учреждение
осуществляется  по  личному  обращению  несовершеннолетнего либо по
заявлению его родителей, лиц, их заменяющих.
     (Исключен - Закон Иркутской области от 23.10.2003 г. N 42-оз)
     Направление     несовершеннолетнего    в    специализированное
учреждение   для  несовершеннолетних,  употребляющих  наркотические
средства,      осуществляется      на      основании     заключения
лечебно-профилактического  учреждения, в котором несовершеннолетний
прошел курс медицинского восстановления.
     В   специализированные   учреждения   для  несовершеннолетних,
нуждающихся  в  социальной  реабилитации,  не  могут  быть помещены
лица,  находящиеся  в  состоянии  алкогольного  или  наркотического
опьянения,  а  также  с  явными  признаками обострения психического
заболевания.
     4. Порядок   деятельности  учреждений,  специализирующихся  на
оказании   социально-реабилитационной   помощи  несовершеннолетним,
употребляющим  наркотические средства, основания и порядок оказания
социальных   услуг,   помещения   несовершеннолетних   в  указанные
учреждения  определяются  областным  органом  управления социальной
защитой   населения   совместно   с  областным  органом  управления
здравоохранением  в  соответствии  с  федеральными законами и иными
нормативными    правовыми    актами,   регулирующими   деятельность
учреждений социальной реабилитации для несовершеннолетних.

     Статья   21.   Задачи   и  полномочия  исполнительного  органа
государственной власти области по управлению в области формирования
и   реализации  молодежной  политики  и  муниципальных  органов  по
молодежной   политике  (В  редакции  Закона  Иркутской  области  от
10.10.2005   г.   N   50-оз),  организаций  для  молодежи  в  сфере
профилактики наркомании и токсикомании

     1.  Исполнительный  орган  государственной  власти  области по
управлению  в области формирования и реализации молодежной политики
(далее  -  областной  орган по молодежной политике) и муниципальные
органы  по молодежной политике (В редакции Закона Иркутской области
от 10.10.2005 г. N 50-оз) в пределах своей компетенции:
     а)  участвуют  в  разработке  и  реализации  (Исключен - Закон
Иркутской  области  от  10.10.2005  г.  N  50-оз)программ  в  сфере
профилактики наркомании и токсикомании;
     б)   осуществляют  организационно-методическое  обеспечение  и
координацию  деятельности по профилактике наркомании и токсикомании
в  находящихся  в  их ведении социальных учреждениях, клубах и иных
учреждениях;
     в)  оказывают  содействие  детским  и  молодежным общественным
объединениям,  социальным  учреждениям, фондам и иным организациям,
деятельность  которых  связана с осуществлением мер по профилактике
наркомании и токсикомании;
     г)   участвуют   в  порядке,  установленном  законодательством
Российской   Федерации   и   области,  в  финансовой  поддержке  на
конкурсной  основе  общественных  объединений,  осуществляющих меры
профилактики наркомании и токсикомании;
     д)  проводят  конкурсы (программ, проектов, публикаций и т.п.)
по профилактике наркомании и токсикомании;
     е)   участвуют   в  организации  отдыха,  досуга  и  занятости
молодежи;
     ж)    осуществляют    иные   полномочия   в   соответствии   с
законодательством.
     2. Социально-реабилитационные    центры   для   подростков   и
молодежи,  центры социально-психологической помощи молодежи, центры
профессиональной  ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные
клубы  и  иные  организации  для молодежи осуществляют профилактику
наркомании  и  токсикомании  в  рамках  своих  полномочий  и в ходе
решения стоящих перед ними задач.
     В  целях  оказания  социальных,  психологических  и иных услуг
подросткам  и  молодежи  в  установленном законодательством порядке
могут  создаваться социально-реабилитационные центры для подростков
и  молодежи и другие учреждения для молодежи, специализирующиеся на
профилактике наркомании и токсикомании.
     Социально-реабилитационные  центры для подростков и молодежи в
соответствии с уставами или положениями о них организуют:
     а) психолого-педагогическую поддержку молодежи;
     б)  формирование  устойчиво-негативного  отношения  молодежи к
наркотическим средствам, вызывающим зависимость;
     в)  психокоррекционную работу с лицами,  ранее  употреблявшими
наркотические средства;
     г) психологическую  помощь  молодежи,  оказавшейся  в  трудной
жизненной ситуации;
     д)  профилактику социально-негативных тенденций  в  молодежной
среде;
     е)   поддержание  связи  с  прошедшими  реабилитацию  молодыми
людьми  в целях своевременного вмешательства в случае возникновения
трудной жизненной ситуации;
     ж) взаимодействие с  организациями,  учреждениями  и  службами
города,   района   по  оказанию  комплексной  социальной  поддержки
молодежи, прошедшей курс реабилитации, по вопросам трудоустройства;
     з)       информирование      общественности      о      работе
социально-реабилитационного     центра    с    целью    привлечения
специалистов, общественных организаций  и  населения  к  участию  в
реабилитационных  программах, а также с целью просвещения населения
относительно   характера   болезненных   зависимостей,    факторов,
способствующих их формированию, и возможностей их преодоления.
     В  социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи
принимаются   лица,   которым   в   установленном  порядке  оказана
наркологическая  помощь.  Прием в социально-реабилитационные центры
осуществляется на добровольной основе. (В редакции Закона Иркутской
области от 10.10.2005 г. N 50-оз)

     Статья 22. Организация досуга несовершеннолетних

     1. Досуговая  и  развлекательная  деятельность, осуществляемая
для детей и молодежи, должна обеспечивать:
     а)  формирование  внутренней  системы запретов на употребление
наркотических  средств, общего негативного отношения к наркомании и
токсикомании;
     б)  формирование социально позитивной психолого-пове-денческой
ориентации личности;
     в) воспитание высокого уровня общей культуры;
     г)     создание    стойких    убеждений    в    недопустимости
антиобщественной противоправной деятельности.
     2. Областной  орган  по  молодежной  политике,  Совет по делам
молодежи, муниципальные органы по молодежной политике:
     а)  разрабатывают  рекомендации,  планы мероприятий по ведению
досуговой   воспитательной   работы   по   месту  жительства  среди
несовершеннолетних,   в   том   числе  употребляющих  наркотические
средства и относящихся к группе риска;
     б)   координируют,  контролируют  и  анализируют  состояние  и
интенсивность  досуговой  воспитательной работы по месту жительства
среди  несовершеннолетних,  в том числе употребляющих наркотические
средства и относящихся к группе риска;
     в)     создают     (или     участвуют     в    их    создании)
организационно-методические  центры,  оказывающие помощь социальным
педагогам  и  клубам  по  месту жительства; организуют разработку и
издание  методических  пособий по вопросам досуговой воспитательной
работы  по  месту  жительства среди несовершеннолетних, в том числе
употребляющих наркотические средства и относящихся к группе риска;
     г)   содействуют   созданию  и  деятельности  организаций  для
молодежи,   занимающихся   проблемами   профилактики  наркомании  и
токсикомании;
     д)    в    соответствии   с   законодательством   контролируют
использование    по    назначению   молодежных   центров,   клубов,
оздоровительных  лагерей,  турбаз  и  других  организаций,  ведущих
работу  с  молодежью,  зданий, сооружений, оборудования и земельных
участков этих организаций;
     е)    организуют    выездные   лагеря,   иные   формы   отдыха
несовершеннолетних,   в   том   числе  употребляющих  наркотические
средства и относящихся к группе риска;
     ж)   совместно   с   органами  управления  социальной  защитой
содействуют   созданию   и  вовлечению  в  профилактическую  работу
учащихся,  объединений  родителей,  общественных организаций, групп
само-  и взаимопомощи несовершеннолетних с проблемами наркотической
зависимости;
     з)  осуществляют иные мероприятия, направленные на организацию
и  оптимизацию  досуга  и  отдыха  несовершеннолетних,  в том числе
употребляющих наркотические средства и относящихся к группе риска.
     По  решению  органов местного самоуправления могут создаваться
специальные  органы  (структурные подразделения, должностные лица),
занимающиеся     планированием     и    организацией    работы    с
несовершеннолетними по месту жительства.
     3.  (Утратил силу - Закон Иркутской области от 10.10.2005 г. N
50-оз)

                              ГЛАВА 5
            МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ
                       В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

     Статья 23. Задачи и полномочия государственных и муниципальных
                органов управления образованием, образовательных
                учрежденийв сфере профилактики наркомании и 
                токсикомании

     1.  Исполнительный  орган  государственной  власти  области по
управлению  в области общего и профессионального образования (далее
-  областной  орган  управления  образованием)  (В  редакции Закона
Иркутской  области  от  10.10.2005 г. N 50-оз) в сфере профилактики
наркомании и токсикомании:
     а)  принимает  участие в разработке областных программ в сфере
профилактики наркомании и токсикомании;
     б)  анализирует  деятельность органов управления образованием,
образовательных    учреждений,    разрабатывает    рекомендации   и
методические  указания  по профилактике наркомании и токсикомании в
системе   образования,   организует   обеспечение   ими  работников
образовательных учреждений;
     в)  обеспечивает развитие системы подготовки, переподготовки и
повышения  квалификации педагогов, психологов, социальных педагогов
и  иных  специалистов  для работы в сфере профилактики наркомании и
токсикомании;
     г)  разрабатывает и внедряет в практику работы образовательных
учреждений  программы  и  методики,  направленные на формирование у
несовершеннолетних   навыков   противостояния   агрессивной  среде,
закрепление антинаркотической ориентации;
     д)  организует  регулярное  обсуждение проблем распространения
наркомании   и   токсикомании  в  образовательных  учреждениях,  на
семинарах,   конференциях   работников  системы  образования,  сбор
информации,  обмен  опытом  по  вопросам  организации  профилактики
наркомании  и  токсикомании  в системе образования других субъектов
Российской Федерации;
     е)    ведет    учет   учащихся   образовательных   учреждений,
относящихся  к группе риска, на основании сведений, предоставляемых
муниципальными   органами   управления  образованием,  осуществляет
координацию   и   обмен   соответствующей  информацией  с  органами
внутренних дел области, органами управления здравоохранением;
     ж)    осуществляет    иные   полномочия   в   соответствии   с
законодательством.
     2. Муниципальные   органы   управления  образованием  в  сфере
профилактики наркомании и токсикомании:
     а)  (Утратил     силу     -     Закон     Иркутской    области
от 31.03.2005 г. N 11-оз)
     б)  участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости
несовершеннолетних;
     в)   ведут   учет   несовершеннолетних,   не   посещающих  или
систематически  пропускающих  по  неуважительным причинам занятия в
образовательных    учреждениях,    а    также   несовершеннолетних,
относящихся к группе риска;
     г)  содействуют  развитию системы общественных наркологических
постов в учреждениях общего и среднеспециального образования;
     д)    совместно   с   органами   управления   здравоохранением
обеспечивают     введение    в    штаты    общеобразовательных    и
среднеспециальных        учебных        заведений        должностей
врачей-специалистов,  занимающихся  выявлением  несовершеннолетних,
употребляющих  наркотические  средства, принятием мер к направлению
их  на  лечение  и  реабилитацию,  осуществлением  профилактических
мероприятий среди учащихся.
     3. Образовательные  учреждения в сфере профилактики наркомании
и токсикомании осуществляют:
     а)  пропаганду  здорового образа жизни, распространение знаний
об опасности наркомании и токсикомании для жизни и здоровья;
     б)  наблюдение  и  контроль  (мониторинг)  за распространением
наркомании и токсикомании среди учащихся;
     в)  оказание  социально-психологической, педагогической помощи
и  коррекцию  детей и подростков с проблемами развития и обучения в
целях   предупреждения   социальной  дезадаптации  и  вовлечения  в
употребление наркотических средств;
     г)  оказание психолого-педагогической помощи родителям, лицам,
их    заменяющим,    имеющим    трудности   в   воспитании   детей,
консультирование  по  способам  бесконфликтного  общения  с детьми,
употребляющими наркотические средства;
     д)   обеспечение  приоритета  в  реализации  воспитательных  и
развивающих  программ,  направленных  на предупреждение девиантного
поведения несовершеннолетних;
     е)   выявление   и   учет  несовершеннолетних,  не  посещающих
образовательные   учреждения,   принятие   мер   по  получению  ими
основного общего образования;
     ж)  проведение медицинских осмотров с целью выявления учащихся
с   признаками  наркотической  зависимости,  проведение  неотложных
индивидуальных    профилактических   осмотров   учащихся,   имеющих
признаки наркотического опьянения;
     з)  учет  учащихся,  в  отношении  которых  имеются  основания
полагать,  что  они  употребляют  наркотические  средства,  а также
учащихся, относящихся к группе риска.
     Информация   об   учащихся,   состоящих   на  учете,  является
конфиденциальной  и  не  подлежит  разглашению. Родители учащегося,
лица, их заменяющие, имеют право знать о постановке его на учет;
     и)  направление  в  органы  управления  образованием  не  реже
одного  раза  в  год  сведений о проведенной работе по профилактике
наркомании   и   токсикомании,   предложений  по  совершенствованию
системы профилактики;
     к)  иные  мероприятия, направленные на профилактику наркомании
и токсикомании в образовательных учреждениях.

     Статья  24.  Общественные  наркологические посты в учреждениях
общего  и среднеспециального (Дополнен - Закон Иркутской области от
10.10.2005 г. N 50-оз) образования

     1.  В целях создания эффективной постоянно действующей системы
наблюдения    и   контроля   за   распространением   наркомании   и
токсикомании,    организации    и    проведения    комплексной    и
целенаправленной  работы  по профилактике наркомании и токсикомании
среди  учащихся в учреждениях общего и среднеспециального (Дополнен
-  Закон  Иркутской  области  от 10.10.2005 г. N 50-оз) образования
могут создаваться общественные наркологические посты.
     Общественный  наркологический  пост создается в соответствии с
уставом   образовательного   учреждения   по  решению  руководителя
образовательного  учреждения  либо органов школьного самоуправления
на  добровольных  началах  в  количестве  не  менее пяти человек из
числа  родителей, педагогических работников, медицинских работников
и иных специалистов и представителей общественности.
     Члены  общественного  наркологического  поста до начала работы
должны   пройти  курсы  специальной  подготовки  в  соответствии  с
программой  подготовки  санитарного актива по вопросам профилактики
наркологических   заболеваний,  разрабатываемой  и  утверждаемой  в
порядке,      определенном     областным     органом     управления
здравоохранением.
     2. Основными  задачами  общественного  наркологического  поста
являются:
     а)  выявление  лиц,  употребляющих  наркотические  средства  и
относящихся к группе риска;
     б)  осуществление  профилактических  мероприятий с проведением
индивидуальной  воспитательной  работы  с  учащимися,  выявление  и
принятие  мер  к устранению условий, способствующих возникновению и
распространению наркомании и токсикомании среди учащихся;
     в)  осуществление  профилактических  мероприятий  с родителями
учащихся;
     г)  организация  и  проведение информационно-просвети-тельской
работы профилактического характера среди учителей и учащихся.
     При    выявлении    учащихся,    замеченных   в   употреблении
наркотических  средств, общественный наркологический пост совместно
с    администрацией    образовательного   учреждения   обеспечивает
проведение   профилактического   медицинского   осмотра.  В  случае
подтверждения   по   результатам   медицинского  осмотра  признаков
употребления  учащимися  наркотических  средств  заключение врача и
иные  документы  направляются  в  органы,  уполномоченные назначить
проведение   медицинского   освидетельствования  в  соответствии  с
Федеральным  законом  "О  наркотических  средствах  и  психотропных
веществах".
     3.   Общественный   наркологический  пост  (Исключен  -  Закон
Иркутской  области  от 10.10.2005 г. N 50-оз)действует на основании
паспорта, утверждаемого руководителем образовательного учреждения и
руководителем    (главным   врачом)   соответствующего   учреждения
здравоохранения.
     Областной  орган управления образованием совместно с областным
органом  управления  здравоохранением  разрабатывает  и  утверждает
инструктивно-методические     указания,     определяющие    порядок
организации  и  деятельности  общественных наркологических постов в
учреждениях общего и среднеспециального образования.

     Статья 25. Профилактика наркомании и токсикомании в рамках
                образовательных программ учреждений общего 
                образования

     1. Образовательные    учреждения    общего    образования    в
соответствии  с  инструктивно-методическими  указаниями  областного
органа  управления  образованием обеспечивают преподавание учащимся
в  рамках  учебных  предметов  знаний, направленных на формирование
здорового    образа   жизни,   внутренней   системы   запретов   на
употребление наркотических средств.
     Областной  орган  управления  образованием может рекомендовать
введение  в  образовательные программы учебного предмета по основам
наркологии  на  основании  разработанных  и  утвержденных областным
органом  управления  образованием  программ и методик при наличии в
образовательных      учреждениях      специально     подготовленных
педагогических кадров.
     2. Областной  и  муниципальные  органы управления образованием
организуют   разработку   и   реализацию  специальных  программ  по
воспитанию  у  несовершеннолетних  внутренней  системы  запретов на
употребление наркотических средств.

     Статья 26. Профилактика наркомании и токсикомании в
                учреждениях профессионального образования

     1. Администрация  учреждений  начального,  среднего  и высшего
профессионального    образования    в    соответствии   с   уставом
образовательного  учреждения  принимает  следующие меры к выявлению
учащихся,  употребляющих  наркотические  средства,  и  профилактике
наркомании и токсикомании в образовательном учреждении:
     а)  проводит  анонимные опросы учащихся об известных им фактах
употребления учащимися наркотических средств;
     б)   взаимодействует   с  органами  внутренних  дел,  органами
управления  здравоохранением,  образованием, органами по молодежной
политике   в  сборе  информации  об  учащихся,  употребляющих  либо
распространяющих наркотические средства;
     в)  контролирует посещение учащимися занятий, выясняет причины
их   отсутствия   на  занятиях,  принимает  дисциплинарные  меры  к
учащимся, систематически отсутствующим на занятиях;
     г)  организует  и поощряет инициативы учащихся, их объединений
в  проведении  мероприятий, направленных на профилактику наркомании
и токсикомании;
     д)  направляет  документы  и  материалы  об учащихся в органы,
уполномоченные    принять   решение   о   назначении   медицинского
освидетельствования на предмет употребления наркотических средств;
     е)  осуществляет  иные  меры в сфере профилактики наркомании и
токсикомании.
     2. В     учреждениях     педагогического,     психологического
образования,   соответствующих   факультетах  иных  образовательных
учреждений   принимаются   меры   к   внедрению  в  образовательную
программу     преподавания     знаний    о    методике    выявления
несовершеннолетних,  употребляющих  наркотические средства, а также
относящихся  к группе риска, и работы с ними (введение спецкурсов и
т.п.).

     Статья 27. Профилактика наркомании и токсикомании в иных 
                учреждениях системы образования

     1. Специальные     учебно-воспитательные     учреждения    для
несовершеннолетних,      центры      психолого-педагогической     и
медико-социальной   помощи   несовершеннолетним,  иные  учреждения,
создаваемые  в  системе  образования  и  действующие  на территории
области,  участвуют  в  профилактике  наркомании  и  токсикомании в
рамках  решения  стоящих  перед  ними  задач  и  в  соответствии  с
рекомендациями областного органа управления образованием.
     2. Органы  государственной  власти  области,  органы  местного
самоуправления    создают   учреждения,   оказывающие   комплексную
психолого-педагогическую,                    учебно-воспитательную,
социально-реабилитационную  и иную помощь несовершеннолетним, в том
числе  учреждения,  специализирующиеся  на  оказании  такой  помощи
несовершеннолетним,   употребляющим   наркотические   средства  или
склонным  к  их употреблению, или содействуют их созданию в системе
образования.
     Областной  орган  управления  образованием  принимает  меры  к
обеспечению   правовой   основы,   инструктивно-методической   базы
организации и деятельности указанных учреждений.

                              ГЛАВА 6
     ИНЫЕ МЕРЫ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ

     Статья 28. Контроль за проведением профилактической работы в
                области

     1. В   целях   анализа   и  оценки  состояния,  результатов  и
эффективности  работы  по  профилактике наркомании и токсикомании в
области,     прогнозирования     распространения    наркомании    и
токсикомании,  планирования  и  совершенствования  профилактической
работы  органы государственной власти области осуществляют контроль
за  деятельностью субъектов, осуществляющих профилактику наркомании
и токсикомании в соответствии с настоящим Законом.
     2. Комиссия при администрации области, осуществляет мониторинг
исполнения   областной   целевой  программы  в  сфере  профилактики
наркомании  и токсикомании. (В редакции Закона Иркутской области от
10.10.2005 г. N 50-оз)
     Исполнители программы не реже одного раза в квартал направляют
в  комиссию  при администрации области (В редакции Закона Иркутской
области  от  10.10.2005  г.  N 50-оз) текущие отчеты о подготовке и
выполнении соответствующих мероприятий.
     Губернатор  области  в  рамках  отчета  об  исполнении бюджета
представляет   в   Законодательное   собрание   области   отчет  об
исполнении   областной  целевой  программы  в  сфере   профилактики  
наркомании  и  токсикомании  в  соответствии  с  Законом  Иркутской 
области   "О   государственных   социальных  программах   Иркутской
области".

     Статья 29. Государственная поддержка организаций, осуществляю-
                щих деятельность в сфере профилактики наркомании и
                токсикомании

     Организации   независимо  от  их организационно-правовых форм,
осуществляющие   деятельность  в  сфере  профилактики наркомании  и  
токсикомании,  получают    государственную  поддержку  в  следующих
формах:
     а)  (Утратил силу - Закон Иркутской области от 08.10.2007 г. N
74-оз)
     б)   размещение   (В  редакции  Закона  Иркутской  области  от
08.10.2007   г.   N   74-оз)   на   конкурсной  основе  в  порядке,
установленном   законодательством   (В  редакции  Закона  Иркутской
области  от  31.03.2005  г.  N  11-оз),  государственного заказа на
проведение   научных   работ  в  сфере  профилактики  наркомании  и
токсикомании;
     в) предоставление в установленном законодательством порядке на
конкурсной  основе  грантов организациям, осуществляющим разработку
научных   и   иных  проектов  в  сфере  профилактики  наркомании  и
токсикомании.  Порядок  проведения  конкурса  на  соискание грантов
определяется  администрацией  области; (В редакции Закона Иркутской
области от 08.10.2007 г. N 74-оз)
     г)  (Утратил силу - Закон Иркутской области от 10.10.2005 г. N
50-оз)
     д)  предоставление  объектов  собственности  в  соответствии с
законодательством   в   аренду,   безвозмездное   пользование   для
выполнения уставных целей и задач.

     Статья 30. Задачи органов внутренних дел области по
                профилактике наркомании и токсикомании

     1. Органы  внутренних  дел  области  участвуют  в профилактике
наркомании  и  токсикомании  в  соответствии  с направлениями своей
деятельности   и   в   рамках   решения   непосредственных   задач,
предусмотренных законодательством.
     2. Требования  сотрудников  органов  внутренних  дел  области,
осуществляющих   функции   в   сфере   профилактики   наркомании  и
токсикомании,    а    также    по   предупреждению   и   пресечению
правонарушений,     связанных    с    наркотическими    средствами,
предъявляемые   в   пределах   их   компетенции,   обязательны  для
исполнения  гражданами,  общественными объединениями, организациями
независимо   от   их   организационно-правовых  форм,  должностными
лицами,   государственными  и  муниципальными  служащими,  органами
государственной власти области и местного самоуправления.
     3. Органы  внутренних  дел  при  решении  задач,  указанных  в
пункте  1  настоящей  статьи, взаимодействуют с органами управления
здравоохранением,  образованием, социальной защитой, иными органами
государственной  власти  области,  в  том  числе в сфере учета лиц,
употребляющих  наркотические  средства,  и  обмена  соответствующей
информацией,  а  также с организациями, общественными объединениями
и гражданами.

     Статья 31. Обязанности родителей и лиц, их заменяющих, по
                предупреждению наркомании и токсикомании среди
                несовершеннолетних

     Родители,      усыновители,      опекуны      и     попечители
несовершеннолетних обязаны:
     а)  воспитывать несовершеннолетних, разъяснять им преимущества
отказа от потребления наркотических средств;
     б)    обеспечивать    получение   несовершеннолетними   детьми
основного  общего образования, контролировать посещение ими учебных
занятий;
     в)      принимать      меры,      исключающие      потребление
несовершеннолетними наркотических средств без назначения врача;
     г)   принимать   меры  к  медицинскому  освидетельствованию  и
лечению несовершеннолетних, больных наркоманией.

     Статья 32. Участие негосударственных организаций в профилакти-
                ке наркомании и токсикомании

     1. Негосударственные   организации   на   территории   области
принимают   участие   в   профилактике  наркомании  и  токсикомании
посредством:
     а)   нравственного,   эстетического,   физического,  трудового
воспитания и обучения граждан, в том числе несовершеннолетних;
     б) утверждения и пропаганды здорового образа жизни;
     в)  оказания  помощи семьям, нуждающимся в социальных услугах,
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
     г)   диагностики,   социальной   реабилитации   и   социальной
адаптации   граждан,  в  том  числе  несовершеннолетних,  незаконно
потребляющих наркотические средства;
     д)  взаимодействия  с  государственными  организациями и иными
организациями,  осуществляющими  мероприятия  в  сфере профилактики
наркомании  и  токсикомании, в том числе посредством предоставления
грантов на осуществление научной деятельности в указанной сфере;
     е)   осуществления  иной  деятельности  в  соответствии  с  их
учредительными документами.
     2. Деятельность  негосударственных организаций, осуществляющих
диагностику,     обследование,     консультирование,     социальную
реабилитацию  и  социальную  адаптацию  лиц, незаконно потребляющих
наркотические   средства,  осуществляется  на  основании  лицензий,
выданных в порядке, установленном федеральным законодательством.

     Статья 33. Участие средств массовой информации в профилактике
                наркомании и токсикомании

     1. В   средствах   массовой  информации,  распространяемых  на
территории  области, в соответствии с федеральным законодательством
запрещается  пропаганда  наркотических средств, а также преимуществ
их использования в немедицинских целях.
     2.  (Утратил силу - Закон Иркутской области от 10.10.2005 г. N
50-оз)

                              ГЛАВА 7
         ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

     Статья 34. Ответственность за нарушение настоящего Закона

     Граждане,  общественные  объединения, организации, должностные
лица  несут  ответственность  за  нарушения  в  сфере  профилактики
наркомании  и  токсикомании  в порядке, установленном федеральным и
областным  законодательством  (В  редакции Закона Иркутской области
от 07.10.2002 г. N 40-оз).

     Статья  35. (Исключен     -     Закон     Иркутской    области
от 07.10.2002 г. N 40-оз)

     Статья 36. (Исключен     -     Закон     Иркутской     области
от 07.10.2002 г. N 40-оз)

                              ГЛАВА 8
                     ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 37. Порядок вступления в силу настоящего Закона

     1. Настоящий  Закон  вступает  в  силу по истечении 14 дней со
дня его официального опубликования.
     2. (Исключен       -       Закон       Иркутской       области
от 07.10.2002 г. N 40-оз)

     Статья   38.  (Утратил  силу  -  Закон  Иркутской  области  от
10.10.2005 г. N 50-оз)



                                       Губернатор Иркутской области
                                                       Б.А. Говорин
Иркутск
7 марта 2002 г.
№ 8-оз



Информация по документу
Читайте также