Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Омской области от 20.02.2003 № 33

                        ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
                            ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                        от 20.02.2003 г. N 33
                                г.Омск

           О протесте прокурора Омской области на статьи 1,
    2, 3, 4, 5, 7, 10, 11, 14 (абзац 5), 15, 17, 20 Закона Омской
          области от 05.01.1997 N 82-ОЗ "Об административной
             oтветственности за нарушение правил охраны,
            использования и реставрации памятников истории
                и культуры" (в редакции от 09.11.2001)

     Рассмотрев протест прокурора Омской области на статьи 1, 2, 3, 4,
5,  7,  10,  11,  14 (абзац 5),  15,  17,  20 Закона Омской области от
05.01.1997  N  82-ОЗ "Об административной ответственности за нарушение
правил  охраны,  использования  и  реставрации  памятников  истории  и
культуры" (в редакции от 09.11.2001),  Законодательное Собрание Омской
области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Принять к рассмотрению протест  прокурора  Омской  области  на
статьи 1,  2,  3,  4,  5,  7,  10, 11, 14 (абзац 5), 15, 17, 20 Закона
Омской  области   от   05.01.1997   N   82-ОЗ   "Об   административной
ответственности   за   нарушение   правил   охраны,   использования  и
реставрации памятников истории и культуры" (в редакции от 09.11.2001).

     2. Поручить комитету по образованию, науке, культуре и молодежной
политике  Законодательного Собрания Омской области внести на очередное
заседание Законодательного  Собрания  Омской  области  соответствующие
предложения по протесту прокурора Омской области на статьи 1, 2, 3, 4,
5,  7,  10,  11,  14 (абзац 5),  15,  17,  20 Закона Омской области от
05.01.1997  N  82-ОЗ "Об административной ответственности за нарушение
правил  охраны,  использования  и  реставрации  памятников  истории  и
культуры" (в редакции от 09.11.2001).

     Председатель
     Законодательного Собрания          В.А.Варнавский


     Прокуратура
     Российской Федерации
                                              Законодательное Собрание
                                                        Омской области

     ПРОКУРАТУРА
     ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
     11.02.2003 N7-5-2003

                               ПРОТЕСТ
     на статьи 1, 2, 3, 4, 5, 7, 10, 11, 14 (абзац 5), 15, 17, 20
   Закона Омской области от 05.01.1997 N 82-ОЗ "Об административной
             ответственности за нарушение правил охраны,
      использования и реставрации памятников истории и культуры"
                      (в редакции от 09.11.2001)

     24 декабря  1996  года  постановлением  Законодательного Собрания
Омской области N 267 принят Закон Омской области "Об  административной
ответственности   за   нарушение   правил   охраны,   использования  и
реставрации памятников истории и культуры", который 5 января 1997 года
подписан  Главой Администрации (Губернатором) Омской области и вступил
в силу 15 января 1997 года со дня его опубликования в  газете  "Омский
вестник" N 7.
     Законами Омской области от 28 июня  2000  года  N  246-ОЗ,  от  9
ноября  2001  года  N 313-ОЗ,  в Закон Омской области от 5 января 1997
года N 82-ОЗ "Об административной ответственности за нарушение  правил
охраны,  использования  и  реставрации  памятников истории и культуры"
были внесены изменения и дополнения.
     В соответствии  с  пунктом  "к"  части  1  статьи  72 Конституции
Российской Федерации административное и административно-процессуальное
законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и
ее субъектов.  В силу статьи 76 Конституции  Российской  Федерации  по
предметам   совместного   ведения  Российской  Федерации  и  субъектов
Российской Федерации  издаются  федеральные  законы  и  принимаемые  в
соответствии  с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов
Российской  Федерации.  Законы  и  иные  нормативные   правовые   акты
субъектов  Российской  Федерации  не  могут  противоречить федеральным
законам (части 2 и 5).
     Из этих   конституционных   установлений  следует,  что  субъекты
Российской Федерации вправе принимать  собственные  законы  в  области
административных правонарушений,  если они не противоречат федеральным
законам,  регулирующим  те  же  правоотношения.  В   случае   принятия
соответствующего  федерального  закона  субъект  Российской  Федерации
должен привести свои законы в соответствие с федеральным законом.
     С 1  июля 2002 года введен в действие Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
     Ряд статей и положений Закона Омской области "Об административной
ответственности  за   нарушение   правил   охраны,   использования   и
реставрации  памятников  истории  и  культуры"  (далее  - Закон Омской
области) вступило в противоречие с  КоАП  РФ  и  другими  федеральными
законами.
     1. Статья    1    Закона    Омской    области     предусматривает
административную  ответственность  за  непредставление  либо  отказ  в
представлении в течение трех дней пользователем памятника культуры  по
требованию  инспекции  по  охране  памятников  и  культурного наследия
главного управления культуры и искусства Администрации Омской  области
охранных документов.
     Административная ответственность   за    данное    правонарушение
установлена    статьей    19.7   Кодекса   Российской   Федерации   об
административных  правонарушениях,  согласно  которой,  виновные  лица
подлежат   административной  ответственности  за  непредставление  или
несвоевременное представление в  государственный  орган  (должностному
лицу)   сведений  (информации),  представление  которых  предусмотрено
законом и  необходимо  для  осуществления  этим  органом  (должностным
лицом)   его   законной   деятельности,   а   равно   представление  в
государственный орган (должностному лицу) таких сведений  (информации)
в  неполном  объеме  или  в  искаженном виде,  за исключением случаев,
предусмотренных статьями 19.8, 19.19 КоАП РФ.
     2. Статьей 4 Закона Омской области предусмотрена административная
ответственность за производство работ на  памятнике  культуры  либо  в
пределах  охранных зон (кроме археологических памятников и их охранных
зон) без проекта, либо по проекту без надлежащего его согласования или
без соответствующего уведомления и разрешения органа охраны.
     Статьей 11 Закона  Омской  области  установлена  административная
ответственность  за  несогласование  с  органом  охраны  документации,
предусматривающей      проведение       земляных,       мелиоративных,
сельскохозяйственных, строительных, дорожных и других работ.
     Административная ответственность    за    проведение    земляных,
строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения
государственного  органа  охраны  объектов  культурного   наследия   в
случаях,  если такое разрешение обязательно,  установлена статьей 7.14
КоАП РФ.
     3. Статьей 5 Закона Омской области предусмотрена административная
ответственность за невыполнение предписаний и указаний органа  охраны,
выданных в пределах его полномочий.
     Статьи 7,  8,  9,  10 Закона Омской области от 03.04.1996 N 48-ОЗ
"Об  охране  и  использовании  памятников  истории  и  культуры Омской
области" (в редакции от  05.04.2001)  наделяют  государственный  орган
охраны памятников культуры контрольными функциями.
     Однако за невыполнение в установленный срок законного предписания
(постановления,    представления)    органа    (должностного    лица),
осуществляющего  государственный  надзор  (контроль),  об   устранении
нарушений     законодательства,    административная    ответственность
предусмотрена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
     4. Статья    10    Закона    Омской    области    предусматривает
административную ответственность за загрязнение памятников  археологии
и  их  охранных  зон,  в  том  числе культурного слоя,  техническими и
другими отходами, сточными водами.
     Однако административная  ответственность за данные правонарушения
уже предусмотрена федеральным законодательством, а именно в статье 8.2
КоАП  РФ  установлена административная ответственность за несоблюдение
экологических и  санитарно-эпидемиологических  требований  при  сборе,
складировании,  использовании,  сжигании, переработке, обезвреживании,
транспортировке,  захоронении и ином обращении с отходами производства
и потребления или иными опасными веществами.
     5. В абзаце 5 статьи 14 Закона  Омской  области  определено,  что
производство    по    делам   об   административных   правонарушениях,
предусмотренных   настоящим   Законом,   осуществляется   в   порядке,
предусмотренном Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.
     Однако, согласно статье 2 Федерального  закона  от  30.12.2001  N
196-ФЗ   "О  введении  в  действие  Кодекса  Российской  Федерации  об
административных правонарушениях",  Кодекс РСФСР  об  административных
правонарушениях  признан  утратившим  силу  с 01.07.2002.  В настоящее
время  на  всей  территории  Российской  Федерации  действует   Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях.
     6. Статья 15 Закона Омской области устанавливает следующее:
     "Содержание протокола    об    административном   правонарушении,
совершенном гражданином или должностным  лицом,  определяется  статьей
235 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
     При составлении  протокола  об  административном  правонарушении,
совершенном  юридическим  лицом,  в  обязательном  порядке указываются
точное  наименование  юридического   лица,   его   адрес,   банковские
реквизиты.
     Протокол подписывается лицом, его составившим, лицом, совершившим
административное правонарушение, или представителем юридического лица;
протокол  может  быть  подписан  также  свидетелями  административного
правонарушения".
     Однако, согласно пункту 4 части 1 статьи  1.3  КоАП  РФ,  порядок
производства по делам об административных правонарушениях, в том числе
установление мер обеспечения производства по делам об административных
правонарушениях  относится к ведению Российской Федерации.  Содержание
протокола об административном  правонарушении  определяется  в  статье
28.2 КоАП РФ.
     7. Статья 17 Закона Омской  области  определяет,  что  экспертные
исследования,    необходимые    для    производства    по   делам   об
административных   правонарушениях,   ответственность    за    которые
предусмотрена  настоящим Законом,  проводятся экспертными учреждениями
по направлениям контролирующих органов бесплатно (абзац 1).
     Затраты, связанные  с  проведением  экспертного исследования,  на
основании  решения  административной   комиссии   возмещаются   лицом,
привлеченным к ответственности (абзац 2).
     Согласно преамбуле Федерального закона от 31.05.2001 N  73-ФЗ  "О
государственной    судебно-экспертной    деятельности   в   Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон),  настоящий  Федеральный  закон
определяет   правовую   основу,   принципы   организации   и  основные
направления   государственной   судебно-экспертной   деятельности    в
Российской   Федерации  (далее  -  государственная  судебно-экспертная
деятельность)   в   гражданском,    административном    и    уголовном
судопроизводстве.
     Согласно статье  41  Федерального  закона,  действие   настоящего
Федерального   закона  может  распространяться  на  судебно-экспертную
деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами.
В  соответствии  с нормами процессуального законодательства Российской
Федерации судебная экспертиза может производиться вне  государственных
судебно-экспертных   учреждений   лицами,   обладающими   специальными
знаниями в области  науки,  техники,  искусства  или  ремесла,  но  не
являющимися государственными судебными экспертами.
     Статья 37 Федерального закона определяет:
     "Деятельность государственных    судебно-экспертных   учреждений,
экспертных подразделений федеральных органов исполнительной власти,  в
том  числе  экспертных подразделений органов внутренних дел Российской
Федерации,  финансируется за счет средств федерального бюджета  (часть
1).
     Деятельность государственных    судебно-экспертных    учреждений,
экспертных   подразделений  органов  исполнительной  власти  субъектов
Российской Федерации финансируется за счет средств бюджетов  субъектов
Российской Федерации (часть 2).
     Государственные судебно-экспертные учреждения вправе проводить на
договорной  основе  экспертные  исследования для граждан и юридических
лиц, взимать плату за производство судебных экспертиз по гражданским и
арбитражным делам,  делам об административных правонарушениях. Порядок
расходования   указанных   средств    определяется    соответствующими
федеральными органами исполнительной власти (часть 3)".
     Следовательно, согласно  вышеуказанным  положениям   Федерального
закона   экспертные   исследования   по   делам   об  административных
правонарушениях могут  проводиться,  во-первых,  как  государственными
судебными   экспертами,   так   и  лицами,  не  являющимися  таковыми,
во-вторых,  как за счет средств соответствующего  бюджета,  так  и  на
договорной основе (за плату).
     Поэтому положение абзаца 1 статьи  17  Закона  Омской  области  в
части бесплатности проведения экспертных исследований не в полной мере
соответствует требованиям статей 37, 41 Федерального закона.
     Кроме того,  статья  17  не отвечает требованиям статьи 26.4 КоАП
РФ, регулирующей порядок назначения экспертизы.
     К тому  же  вопрос  возмещения  затрат,  связанных  с проведением
экспертных исследований (абзац 2  статьи  17  Закона  Омской  области)
является прерогативой федерального, а не областного законодателя.
     8. Согласно  статье  20   Закона   Омской   области,   исполнение
постановлений  о наложении административных взысканий осуществляется в
порядке,   установленном   Кодексом    РСФСР    об    административных
правонарушениях (абзац 1).
     Исполнение постановлений о наложении административного штрафа  на
юридических лиц в случае его неуплаты в течение 15 дней осуществляется
налоговыми   органами   в    бесспорном    порядке,    предусмотренном
законодательством  Российской  Федерации  для  взыскания  недоимок  по
налогам и другим обязательным платежам (абзац 2).
     Вместе с тем,  в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 1.3 КоАП
РФ,  к ведению Российской  Федерации  в  области  законодательства  об
административных   правонарушениях   относится   установление  порядка
исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
     9. Согласно  части  1  статьи  1.3 КоАП РФ,  к ведению Российской
Федерации   в    области    законодательства    об    административных
правонарушениях  относится  установление:  общих положений и принципов
законодательства  об  административных  правонарушениях   (пункт   1);
перечня видов административных наказаний и правил их применения (пункт
2).
     Часть 3    статьи    3.5   КоАП   РФ   определяет,   что   размер
административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя
из минимального размера оплаты труда, не может превышать двадцать пять
минимальных размеров оплаты труда,  на  должностных  лиц  -  пятьдесят
минимальных  размеров  оплаты труда,  на юридических лиц - одну тысячу
минимальных размеров оплаты труда.
     В нарушение положений Кодекса,  статьи 1,  2,  3, 4, 5, 7, 10, 11
Закона Омской  области  устанавливают  налагаемый  на  физических  лиц
размер административного штрафа, превышающий предусмотренный КоАП РФ.
     Кроме того, в нарушение указанных требований КоАП РФ, статьи 2, 3
Закона  Омской  области  устанавливают  налагаемый  на должностных лиц
размер административного  штрафа,  также  превышающий  предусмотренный
КоАП РФ.
     В связи с изложенным,  руководствуясь статьями 22 (пункт  3),  23
Федерального  закона "О прокуратуре Российской Федерации",  статьей 27
(пункт  1)  Федерального  закона  "Об  общих   принципах   организации
законодательных    (представительных)    и    исполнительных   органов
государственной власти субъектов Российской Федерации",
     ПРЕДЛАГАЮ:

     Статьи 1,  4,  5,  10,  11,  15,  20  Закона  Омской  области  от
05.01.1997 N 82-ОЗ "Об административной ответственности  за  нарушение
правил  охраны,  использования  и  реставрации  памятников  истории  и
культуры" (в редакции от 09.11.2001),  как противоречащие федеральному
законодательству исключить.
     Статьи 2,  3,  7,  14 (абзац 5),  17 вышеуказанного Закона Омской
области,  как противоречащие федеральным законам изменить, привести их
в соответствие с действующим федеральным законодательством.
     Протест подлежит    обязательному   рассмотрению   на   ближайшем
заседании Законодательного Собрания Омской области.
     О результатах   рассмотрения  протеста  незамедлительно  сообщить
прокурору Омской области в письменной форме.

     Прокурор области
     государственный советник юстиции 2 класса          С.П.Казаков

Информация по документу
Читайте также