Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Омской области от 22.03.2001 № 83

 
                       ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
                            ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                          от 22.03.2001 N 83
                               г. Омск

             О протесте прокурора Омской области на Закон
           Омской области от 18 июля 1997 года N 113-ОЗ "Об
            административной ответственности за нарушения
          законодательства о лицензировании отдельных видов
                            деятельности"

     Законодательное Собрание Омской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Принять  к  рассмотрению  протест  прокурора Омской области на
Закон  Омской  области  от  18   июля   1997   года   N   113-ОЗ   "Об
административной   ответственности  за  нарушения  законодательства  о
лицензировании отдельных видов деятельности".

     2. Поручить комитету законодательных предположений,  законности и
правопорядка  подготовить  предложения  по  реагированию  на протест и
внести их в установленном  порядке  на  рассмотрение  Законодательного
Собрания Омской области.

     Председатель
     Законодательного Собрания          В.А.Варнавский


     Прокуратура
     Российской Федерации
     ______________                           Законодательное Собрание
                                                        Омской области
     ПРОКУРАТУРА

     ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
     644099, г.Омск, ул.Ленина,1
     27.02.2001 N7-5-2001


                               ПРОТЕСТ
             на Закон Омской области от 18.07.97 N 113-ОЗ
          "Об административной ответственности за нарушения
          законодательства о лицензировании отдельных видов
                            деятельности"

     Постановлением Законодательного Собрания от 15.07.97 N 180 принят
Закон Омской области "Об административной ответственности за нарушения
законодательства  о  лицензировании  отдельных  видов   деятельности".
Данный   Закон   устанавливает   административную  ответственность  за
осуществление  деятельности  без   лицензии   (ст.2),   за   нарушение
лицензионных   требований  и  условий  (ст.3),  за  воспрепятствование
деятельности  контролирующих  органов,   уполномоченных   осуществлять
контроль  за соблюдением законодательства о лицензировании (ст.4),  за
невыполнение  предписаний   контролирующих   органов,   осуществляющих
контроль  за  соблюдением законодательства о лицензировании (ст.5),  а
также  порядок  рассмотрения  административных  дел,  возбужденных  за
совершение правонарушений, предусмотренных указанными статьями Закона.
     Названный областной     Закон      противоречит      федеральному
законодательству и подлежит отмене по следующим основаниям.
     Статьей 6    КоАП    РСФСР    определены    полномочия    органов
представительной   власти  субъектов  РФ  в  области  административных
правонарушений,  в   том   числе   перечень   вопросов,   по   которым
представительные    органы    субъектов   могут   принимать   решения,
предусматривающие административную ответственность за их нарушение.  С
принятием  Конституции  РФ  органы  законодательной (представительной)
власти субъектов РФ обрели  новый  конституционный  статус,  а  потому
положения  ч.1 ст.6 КоАП РСФСР не могут применяться без соотнесения их
с положениями Конституции  РФ,  предопределяющими  полномочия  органов
законодательной   власти   субъектов   РФ  (п.2  мотивировочной  части
Определения Конституционного Суда РФ N 145-O от 01.10.98  "По  запросу
Законодательного    Собрания    Нижегородской   области   о   проверке
конституционности   части   первой   статьи   6   Кодекса   РСФСР   об
административных правонарушениях").
     Согласно Конституции   РФ    административное    законодательство
отнесено  к  совместному  ведению РФ и ее субъектов (ст.72,  пункт "к"
части 1). По предметам совместного ведения издаются федеральные законы
и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые
акты субъектов РФ (ст.76,  ч.2).  Из этих конституционных установлений
следует, что субъекты РФ вправе принимать собственные законы в области
административных правонарушений,  если они не противоречат федеральным
законам,   регулирующим   те   же   правоотношения.   При   отсутствии
соответствующего федерального закона  субъект  РФ  вправе  осуществить
собственное  правовое регулирование,  что следует из смысла статей 72,
76 (часть 2) и 77 (часть 1)  Конституции  РФ  и  вытекает  из  природы
совместной компетенции. С принятием федерального закона закон субъекта
РФ подлежит приведению в соответствие с ним.
     Таким образом, Конституция РФ значительно расширила, по сравнению
со  ст.6  КоАП  РСФСР,  полномочия  субъектов   РФ   по   установлению
административной ответственности.
     Вместе с тем,  как это следует из положений Конституции РФ  и  не
противоречащих   ей  положений  Федеративного  договора,  законодатель
субъекта РФ,  устанавливая административную ответственность за те  или
иные  деяния,  не вправе вторгаться в те сферы общественных отношений,
регулирование   которых   составляет   предмет   ведения    РФ    (п.3
мотивировочной  части  Определения Конституционного Суда РФ N 145-О от
01.10.98).
     Таким образом,   Конституционный   Суд  РФ  признал  недопустимым
установление  субъектами  РФ   административной   ответственности   за
противоправные   деяния,   посягающие   на   общественные   отношения,
регулирование которых  составляет  предмет  ведения  РФ.  Установление
административной   ответственности  в  подобных  случаях  относится  к
исключительной компетенции РФ.
     Рассматриваемый Закон      Омской      области      устанавливает
административную  ответственность  за  нарушения  законодательства   о
лицензировании   отдельных   видов   деятельности.  Основным  законом,
регулирующим отношения в сфере  лицензирования,  является  Федеральный
закон "О лицензировании отдельных видов деятельности".  В соответствии
со  ст.1  названного  Федерального  закона  он  регулирует  отношения,
возникающие  в  связи  с осуществлением лицензирования отдельных видов
деятельности,  и  направлен  на  обеспечение  единой   государственной
политики при осуществлении лицензирования,  при регулировании и защите
прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья,
обеспечении  обороны  страны  и  безопасности государства,  а также на
установление правовых основ единого рынка.
     В то же время, ст.71 Конституции РФ относит вопросы регулирования
и защиты прав и свобод человека и гражданина (пункт  "в"),  обороны  и
безопасности  (пункт  "м"),  установления правовых основ единого рынка
(пункт "ж") к предметам ведения РФ.
     Следовательно, приняв    данный    нормативный    правовой   акт,
Законодательное  Собрание  Омской  области  вышло  за  пределы   своих
полномочий, установленных федеральным законодательством.
     Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.23 Федерального закона
"О прокуратуре РФ",  п.1 ст.27 Федерального закона "Об общих принципах
организации  законодательных   (представительных)   и   исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации",

     П Р Е Д Л А Г А Ю:

     Рассмотреть настоящий     протест    на    ближайшем    заседании
Законодательного Собрания.
     Отменить Закон   Омской   области   от   18.07.97  N  113-ОЗ  "Об
административной  ответственности  за  нарушение  законодательства   о
лицензировании отдельных видов деятельности".
     О результатах рассмотрения протеста  незамедлительно  сообщите  в
письменной форме.

     Прокурор Омской области
     государственный
     советник юстиции 2 класса          С.П.Казаков

Информация по документу
Читайте также