Расширенный поиск

Постановление Администрации Томской области от 01.12.2014 № 447а

администрация ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

постановление

 

 

01.12.2014

№ 447а

 

 

Об утверждении государственной программы

«Социальная поддержка населения Томской области

на 2015 – 2020 годы»

 

 

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Администрации Томской области от 03.04.2014 № 119а «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Томской области, их формирования и реализации и о внесении изменения в постановление Администрации Томской области от 22.06.2012 № 237а»

 

ПОСТАНОВЛЯЮ:

 

1. Утвердить государственную программу «Социальная поддержка населения Томской области на 2015 2020 годы» согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Признать утратившими силу следующие постановления Администрации Томской области:

от 24.12.2013 №563а «Об утверждении государственной программы Томской области «Доступная среда на 2014 – 2016 годы» («Собрание законодательства Томской области», № 1/1 (102), часть 2 от 15.01.2014);

от 31.03.2014 № 98а «О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 24.12.2013 № 563а» («Собрание законодательства Томской области», № 4/1 (105) от 15.04.2014);

от 21.07.2014 № 272а «О внесении изменения в постановление Администрации Томской области от 24.12.2013 № 563а» («Собрание законодательства Томской области», № 8/1 (109) от 15.08.2014);

от 27.10.2014 № 403а «О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 24.12.2013 № 563а».

3. Департаменту информационной политики Администрации Томской области (Севостьянов) обеспечить опубликование настоящего постановления.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 года, но не ранее чем по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Томской области по социальной политике Акатаева Ч.М.

 

 

 

Губернатор Томской области                                                                           С.А.Жвачкин

 

 

 


УТВЕРЖДЕНА

постановлением Администрации

Томской области

 от 01.12.2014 № 447а

 

 

 

Государственная программа Томской области

«Социальная поддержка населения Томской области на 2015 – 2020 годы»

 

Паспорт государственной программы

«Социальная поддержка населения Томской области на 2015 – 2020 годы»

 

Наименование               государственной программы 

Государственная программа «Социальная поддержка населения Томской области на 2015 – 2020 годы» (далее – государственная программа)

Ответственный исполнитель государственной программы

Департамент социальной защиты населения Томской области

Соисполнители государственной программы

Департамент социальной защиты населения Томской области

 

Участники государственной программы

Департамент социальной защиты населения Томской области;

Финансово-хозяйственное управление Администрации

Томской области;

Департамент по культуре и туризму Томской области;

Департамент общего образования Томской области

Среднесрочная цель социально-экономического развития Томской области, на реализацию которой направлена государственная

программа                 

Благоприятные условия для жизни, работы, отдыха и воспитания детей

Цель государственной программы

Повышение качества и доступности социального обслуживания населения, создание условий для роста благосостояния граждан –получателей мер социальной поддержки

Показатели цели государственной программы и их значения

(с детализацией по годам)

Показатели цели

2013

год

Пред-шест-вующий год реали-зации

2015

год

2016

год

2017

год

2018

год

2019

год

2020

год

1. Численность населения

с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

от общей численности населения

Томской области, %

16,2

16,1

15,8

15,5

15,3

15,3

15,1

14,9

2. Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся

за получением социальных услуг

в учреждения социального обслуживания населения, %

100

100

100

100

100

100

100

100

Задачи государственной программы

1. Повышение уровня жизни граждан – получателей мер социальной поддержки.

2. Повышение уровня качества и безопасности социального обслуживания населения. 

3. Обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) в Томской области

Показатели

задач государственной программы 

и их значения

(с детализацией по годам)                

Показатели задач

2013

год

Пред-шест-вующий год реализа-ции

2015

год

2016

Год

2017

год

2018

год

2019

год

2020

год

Задача 1. Повышение уровня жизни граждан – получателей мер социальной поддержки

Доля мер социальной поддержки, оказываемых категориально,
от общего количества мер социальной поддержки, %

85

85

83

83

82

80

78

75

Задача 2. Повышение уровня качества и безопасности социального обслуживания населения

Удельный вес зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, лиц без определен-ного места жительства и занятий, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий, от общего количества зданий стационарных организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, лиц без определенного места жительства

и занятий, %

3,7

3,7

3,7

Соотношение средней заработной платы социальных работников

со средней заработной платой

в регионе, %

46,8

58

68,5

79

100

100

100

100

Задача 3. Обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Томской области

Доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг

в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов

в Томской области, %

30,0

45,0

45,0

45,0

45,0

45,0

45,0

45,0

Подпрограммы государственной программы

Подпрограмма 1. Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Подпрограмма 2. Модернизация и развитие социального обслуживания граждан старшего возраста и инвалидов.

Подпрограмма 3. Доступная среда.

Обеспечивающая подпрограмма

Ведомственные целевые программы, входящие

в состав государственной программы

(далее – ВЦП)

ВЦП 1. Исполнение принятых обязательств по социальной поддержке отдельных категорий граждан за счет средств областного бюджета.

ВЦП 2. Исполнение обязательств по предоставлению отдельным категориям граждан бесплатной юридической помощи.

ВЦП 3. Исполнение обязательств по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в рамках реализации государственной политики в сфере культуры и искусства.

ВЦП 4. Оптимизация системы оказания социальных услуг.

ВЦП 5. Повышение эффективности социальной поддержки населения 

Сроки реализации государственной программы

2015 – 2020 годы

Объем

и источники финансирования государственной программы

(с детализацией по годам реализации,

тыс. рублей)

Источники

Всего

2015

год

2016

Год

2017

год

2018

год

2019

год

2020

год

федеральный бюджет

(по согласо-ванию)

9090858,5

1435633,1

1486625,8

1545149,9

1542149,9

1542149,9

1542149,9

областной бюджет

34407835,7

5512544,6

5641024,3

5813566,7

5813566,7

5813566,7

5813566,7

местные бюджеты

(по согласо-ванию)

 

 

 

 

 

 

 

внебюджетные источники

(по согласо-ванию)

 

 

 

 

 

 

 

всего

по источникам

43498694,2

6948177,7

7127650,1

7355716,6

7355716,6

7355716,6

7355716,6

 

1. Характеристика текущего состояния сферы реализации

государственной программы

 

Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям граждан.

Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, в которой определено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» утверждена государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (далее – государственная программа Российской Федерации).

Реализация государственной программы Российской Федерации предполагает достижение целей, относящихся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поэтому при разработке государственной программы Томской области «Социальная поддержка населения Томской области на 2015 – 2020 годы» (далее – государственная программа) учтены основные мероприятия и целевые показатели государственной программы Российской Федерации.

Основные направления государственной программы сформированы с учетом задач, поставленных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 13.06.2013 «О бюджетной политике в 2014 – 2016 годах», параметров социально-экономического развития, утвержденных Стратегией социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года), и предусматривают:

повышение качества и доступности социальных услуг;

усиление адресности при предоставлении социальной поддержки;

оценку эффективности расходных обязательств (как действующих, так и вновь принимаемых), достижения конечных результатов;

внедрение новых технологий в сферу оказания социальных услуг.

Реализация мероприятий государственной программы будет способствовать достижению следующих социально-экономических результатов:

своевременное и в полном объеме исполнение принятых публичных обязательств по социальной поддержке – повышению уровня жизни граждан – получателей мер социальной поддержки;

усиление адресности при предоставлении социальной поддержки – более эффективному использованию средств областного бюджета;

совершенствование организации предоставления социальных услуг в учреждениях социального обслуживания, в том числе развитие надомных и полустационарных форм предоставления социальных услуг, – обеспечению потребности граждан старшего возраста и инвалидов в социальном обслуживании, повышению качества жизни граждан (семей), сохранению их физического и психического здоровья, увеличению продолжительности жизни;

привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций – повышению доступности, качества и безопасности, а также расширению перечня социальных услуг, созданию новых рабочих мест;

повышение средней заработной платы социальных работников – решению проблемы дефицита кадров в отрасли, мотивации специалистов на повышение качества предоставляемых услуг, снижению уровня безработицы;

формирование доступной среды для инвалидов – повышению уровня доступности приоритетных объектов услуг в различных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения.

Объем средств, выделенных на финансирование отрасли социальной защиты в Томской области в 2013 году, составил 5,5 млрд. рублей, в том числе 0,636 млрд. рублей из средств федерального бюджета (по согласованию). Расходная часть бюджета обеспечила предоставление целого ряда мер социальной поддержки получателям (категориальные, адресные выплаты), на которые направлено 4,6 млрд. рублей, а также организацию питания, медицинского и социального обслуживания граждан в домах-интернатах, своевременное перечисление заработной платы сотрудникам центров социальной поддержки населения, стационаров, полустационаров, оплату коммунальных платежей учреждений социальной защиты населения.

Предоставление мер социальной поддержки – одна из функций государства, направленная на поддержание и (или) повышение уровня денежных доходов граждан в связи с их особыми заслугами перед Родиной, утратой трудоспособности и тяжестью вреда, нанесенного здоровью, компенсацией ранее действовавших социальных обязательств, а также в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации. Получателями мер социальной поддержки является почти каждый четвертый житель области: ветераны Великой Отечественной войны и труда, ветераны боевых действий, граждане, пострадавшие в результате радиационного воздействия, инвалиды, семьи с детьми, малоимущие семьи и лица, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, и пр.

Система мер социальной поддержки отдельных категорий граждан носит заявительный характер, базируется на разграничении полномочий и соответствующих расходных обязательств по предоставлению мер социальной поддержки конкретным категориям граждан по уровням бюджетной системы.

Предоставление мер социальной поддержки базируется на применении двух подходов:

категориального, в соответствии с которым учет (проверка) нуждаемости граждан (семей) не осуществляется;

адресного, основанного на проверке нуждаемости граждан (семей), исходя из соотношения их доходов с установленной в Томской области величиной прожиточного минимума для соответствующих социально-демографических групп населения.

Меры социальной поддержки в категориальной форме дифференцированы с учетом заслуг граждан по защите Отечества, в связи с продолжительным добросовестным трудом, особым профессиональным статусом, последствиями, связанными с воздействием радиации, иными чрезвычайными ситуациями, в том числе в связи с последствиями политических репрессий, получением инвалидности.

Преобладающим в настоящее время является категориальный подход предоставления мер социальной поддержки, при этом самой многочисленной категорией получателей являются ветераны труда.

С учетом адресного подхода предоставляются такие меры социальной поддержки, как субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, единовременная материальная помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, государственная социальная помощь в денежной форме в виде социального пособия на условиях заключения социального контракта, денежная компенсация на газификацию жилых помещений на территории Томской области, а также значительная часть мер социальной поддержки, установленных для семей с несовершеннолетними детьми.

Меры социальной поддержки в форме денежных выплат предоставляются категориям граждан, определенным как федеральным законодательством, так и законодательством Томской области. При этом последние получают дополнительные по отношению к установленным на федеральном уровне категориям меры социальной поддержки, что способствует повышению уровня их материального обеспечения.

Социальная поддержка граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является одним из наиболее востребованных и финансовоемких видов социальной помощи, направленной на повышение уровня жизни. Необходимость предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан закреплена значительным количеством федеральных и региональных нормативных правовых актов, определяющих полномочия государства по социальной поддержке населения на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

С 2010 года меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Томской области предоставляются в денежной форме. С 2011 года расчет размеров денежных выплат определяется исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, утверждаемых ежегодно Администрацией Томской области. Региональные стандарты дифференцированы по городам и сельским поселениям, при их расчете используются действующие тарифы, нормативы и нормы потребления жилищных и коммунальных услуг. В Томской области, в отличие от других регионов Сибирского федерального округа, стандарты установлены по 10 категориям благоустройства, что позволяет максимально приблизить стандартные расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг к фактическим. Учитывая, что размер денежной выплаты рассчитывается из стандартного показателя, в отдельных случаях ее размер не совпадает с размером льготы. Для таких случаев предусмотрена компенсационная доплата.

Часть льготников одновременно получают денежные выплаты на жилищные и коммунальные услуги и как региональный, и как федеральный льготники, по более выгодному основанию, что позволяет в полной мере реализовать права граждан на социальную поддержку и повысить уровень материального обеспечения.

Денежные выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в Томской области 24 льготным категориям граждан. Численность получателей по итогам 2013 года составила 179 тыс. человек, что составляет 17% от общей численности жителей Томской области.

Второй по значимости мерой социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является жилищная субсидия.

В 2011 году в Томской области получателями субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых с учетом доходов граждан, являлись 51,7 тыс. семей или 13,9% от общего количества семей. Этот показатель выше аналогичного среднего показателя за 2011 год в целом по России – 9,1%, а также по Сибирскому федеральному округу – 9,9%. Более высокая доля семей, получающих субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обусловлена как применяемой в Томской области льготной шкалой, определяющей максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, так и территориальными особенностями региона (наличие территорий, приравненных к районам Крайнего Севера, где в силу объективных причин сохраняется более высокий уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг).

В 2013 году количество получателей субсидий в сравнении с 2011 годом уменьшилось и составило 50,3 тыс. семей, что в основном связано с увеличением доходов у пенсионеров, которых среди получателей субсидий более 40%, в результате валоризации и ежегодной индексации пенсий. Средний размер субсидии на одну семью в 2013 году составил 1570 рублей в месяц и в сравнении с 2011 годом (1550 рублей) увеличился незначительно.

В целом анализ показывает, что общее количество получателей мер социальной поддержки в денежной форме на территории Томской области в последующие годы будет сохраняться на прежнем уровне с тенденцией незначительного увеличения (в среднем на 3 – 4% в год).

Социальная поддержка семьи и детей представляет собой самостоятельное направление государственной семейной политики, реализуемой посредством комплекса специальных, правовых, экономических, организационных и иных мер.

Приоритетными направлениями развития социальных гарантий и мер социальной поддержки семьям с детьми в Томской области в 2015 году и ближайшей перспективе являются выполнение растущего объема обязательств государства, установленных федеральным законодательством, в виде предоставления мер социальной поддержки семьям в связи с рождением и воспитанием несовершеннолетних детей, дальнейшее развитие в регионе системной адресной поддержки семей с несовершеннолетними детьми, направленной на рост рождаемости в регионе и одновременно создание благоприятных условий для рождения и воспитания детей, улучшение материального благосостояния семей и дополнительную поддержку отдельных категорий семей с детьми, наиболее нуждающихся в адресной материальной поддержке.

По данным органов ЗАГС в Томской области складывается положительная динамика рождаемости детей. Так, в 2011 году зарегистрировано 13854 рождения, в 2013 году – 14809 рождений. Наблюдается тенденция роста числа детей, рожденных вторыми, третьими детьми и последующими детьми в семье.

Ежегодно увеличивается объем средств, направляемых из федерального бюджета на финансовое обеспечение социальных обязательств государства. Это объясняется ростом числа получателей, а также индексацией размеров различных пособий и социальных денежных выплат семьям с детьми. В 2013 году объем выплат на эти цели составил свыше 556 млн. рублей. Ежегодно размеры федеральных государственных пособий индексируются на уровень инфляции.

При этом планомерно ведется работа по увеличению объемов адресных выплат. При разработке новых мер социальной поддержки критерием их предоставления устанавливается уровень материального благосостояния семьи, а в качестве критерия нуждаемости в адресной материальной поддержке – соотношение размера среднедушевого дохода семьи и величины прожиточного минимума на душу населения в регионе.

По статистическим данным на территории Томской области проживает более 93 тыс. семей, воспитывающих более 200 тыс. несовершеннолетних детей. Доля детей из малоимущих семей, получающих меры социальной поддержки, составляет 31% (64,5 тыс. детей из 40,4 малоимущих семей).

На учете в органах социальной защиты населения состоит около 5 тыс. многодетных малоимущих семей с численностью более 15 тыс. детей (12% от общей численности малоимущих семей с детьми). Численность малоимущих многодетных семей ежегодно увеличивается более чем на 300 семей, в основном за счет увеличения количества детей, рожденных третьими.

Наблюдается общая отраслевая тенденция сокращения численности малоимущих семей с детьми, получающих меры социальной поддержки, что на общем фоне увеличения рождаемости в регионе позволяет сделать вывод о повышении уровня их материальной обеспеченности и улучшении качества жизни.

 

  Таблица 1

 

2011 год

2012 год

2013 год

Численность семей

45 000

44 000

40 400

Численность детей

69 000

67 000

64 500

 

В основном региональные меры социальной поддержки в связи с рождением и воспитанием детей реализуются в рамках законов Томской области от 16 декабря 2004 года № 253-ОЗ «О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей», от 7 октября 2008 года № 200-ОЗ «О мерах социальной поддержки беременных женщин и кормящих матерей на территории Томской области», от 12 августа 2013 года № 149-ОЗ «Об образовании в Томской области». В рамках указанного законодательства семьям с детьми предоставляются такие меры социальной поддержки, как ежемесячное пособие на ребенка из малоимущей семьи, ежегодная денежная выплата на подготовку ребенка к занятиям в общеобразовательном учреждении, ежемесячная денежная выплата нуждающейся в поддержке семье в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет и прочее.

К мерам, осуществляемым в соответствии с полномочиями, переданными Томской области по федеральному законодательству, и законами Томской области, направленными на стимулирование рождаемости, а также поддержку отдельных категорий семей с малолетними детьми независимо от доходов семьи, относятся:

подарочный набор новорожденным детям;

единовременная денежная выплата гражданам при рождении одновременно трех и более детей в размере 10950 рублей на каждого ребенка (в 2013 году тройни родились в 5 семьях);

компенсация за присмотр и уход за ребенком в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, или за услуги индивидуального предпринимателя в сфере дошкольного образования.

В 2012 году в Томской области введена мера социальной поддержки, направленная на стимулирование рождаемости третьих и четвертых детей в семье, – региональный материнский (семейный) капитал, размер которого составляет 100 000 рублей семьям с доходами ниже двух величин прожиточного минимума, в случае рождения третьего или четвертого ребенка. Средства материнского капитала могут быть использованы семьями на улучшение жилищных условий, в том числе погашение ипотечных кредитов, строительство, капитальный ремонт, газификацию жилья, образование и (или) лечение детей. С начала предоставления данной меры социальной поддержки многодетных семей выдано 1423 сертификата на региональный материнский капитал (в 2012 году – 160, в 2013 году – 1263). Важно отметить, что в связи с увеличением рождаемости в семьях, уже имеющих детей, и приобретением ими статуса многодетных, количество выданных сертификатов на региональный материнский капитал превысило плановые показатели более чем в 2 раза.

Расходы на реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных перечисленными выше законами Томской области, в 2013 году составили более 515 млн. рублей.

Большинство региональных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, носят адресный характер и предоставляются при условии, если среднедушевой доход семьи не превышает утвержденной величины прожиточного минимума на душу населения.

Система адресных мер социальной поддержки в 2013 году получила дальнейшее развитие в соответствии с новыми задачами, которые определены в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», направленными на совершенствование демографической политики страны, развитие мер по повышению рождаемости, укреплению семьи.

В целях реализации данного Указа Президента с 1 января 2013 года введена новая мера социальной поддержки для малоимущих, нуждающихся в поддержке семей с несовершеннолетними детьми – это ежемесячная денежная выплата, назначаемая в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей, до достижения ребенком возраста трех лет. Размер выплаты определен на уровне величины прожиточного минимума для детей. С учетом проводимой политики адресности назначается только нуждающимся в поддержке семьям. В 2013 году указанная выплата назначена 1094 семьям на сумму 51,189 млн. рублей. При этом выплата предоставлялась за счет средств областного бюджета без федерального софинансирования, поскольку Томская область не входит в перечень регионов Российской Федерации, характеризующихся неблагоприятным состоянием рождаемости.

В русле приоритетов социальной политики в практику органов социальной защиты населения успешно внедрена дополнительная адресная материальная поддержка многодетных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с использованием развивающейся в отрасли технологии социального контракта, направленной на самообеспечение семей.

В Томской области технология социального контракта впервые внедрена в 2009 году в рамках участия в пилотном проекте, проводимом в Российской Федерации. Результаты внедрения такой технологии подтвердили ее эффективность.

За 2013 год 1 396 семьям с несовершеннолетними детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оказана адресная денежная помощь на нужды детей на сумму 9 234,81 тыс. рублей, в том числе 603 семьям оказана помощь на условиях социального контракта на сумму 3 732,48 тыс. рублей.

С 2012 года в области введена постоянно действующая программа поддержки многодетных семей для целей развития личного подсобного хозяйства. Ежегодно число участников программы увеличивается на 200 многодетных семей, получающих единовременную выплату на эти цели в размере до 35 тыс. рублей на семью. В 2013 году такую поддержку получили 196 многодетных семей на общую сумму 6,1 млн. рублей.

В целях совершенствования областной законодательной базы по вопросам применения технологии социального контракта с 1 января 2014 года вступил в силу Закон Томской области от 9 декабря 2013 года № 209-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в Томской области». Объем расходов на его реализацию составляет 18,0 млн. рублей, в том числе 5,9 млн. рублей для выплаты социального пособия многодетным малоимущим семьям на развитие личного подсобного хозяйства.

Эффективность технологии адресной поддержки нашла отражение в показателях развития отрасли социальной защиты населения:

уровень бедности (доля населения с доходами ниже прожиточного минимума); по итогам 2013 года он составил 16,2% (сократился на 0,1%);

объем средств, выплачиваемых по социальному контракту. В 2013 году выплачено на основании социальных контрактов 9931,48 тыс. рублей, показатель улучшился по сравнению с предыдущим годом (рост) на 12,9%;

вторичная обращаемость за социальной поддержкой; по итогам 2013 года он составил 1,3% (снижение более чем на 60%) по сравнению с уровнем 2012 года.

В рамках региональных программ субъектов Российской Федерации предусматривается проведение переориентации деятельности системы органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований преимущественно на предоставление помощи семьям, находящимся за чертой бедности.

В соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации к мерам социальной поддержки семьи и детей, предоставляемым в денежной форме, относятся:

ежемесячное пособие на ребенка до достижения 18 лет;

денежные выплаты в иных формах (компенсации, гранты, субсидии, стипендии, материальная помощь и пр.), предоставляемые регулярно (ежемесячно, ежегодно) либо единовременно;

региональный материнский семейный капитал.

В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» гражданам, имеющим детей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации выплачивается ежемесячное пособие на ребенка. Ежемесячное пособие на ребенка выплачивается семьям со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. Средний размер ежемесячного пособия на ребенка, выплачиваемого в субъектах Российской Федерации, относительно невелик и находится в диапазоне 140 – 350 рублей. С целью стимулирования многодетности семьям с детьми за счет бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляется региональный материнский семейный капитал (далее – РМСК). По общему правилу РМСК предоставляется при рождении третьего и последующего детей. Диапазон размеров РМСК в территориальном разрезе значителен – от 30 тыс. рублей в Приморском крае и Тюменской области до 300 тыс. рублей в Ненецком автономном округе и 350 тыс. рублей в Ямало-Ненецком автономном округе. В ряде регионов размер РМСК повышается на каждого последующего ребенка: в Калининградской области он составляет 100 тыс. рублей на третьего – четвертого ребенка, 250 тыс. рублей на пятого ребенка, 1 млн. рублей – при рождении тройни. В Камчатском крае размер РМСК составляет 100 тыс. рублей на третьего ребенка, 150 тыс. рублей – на четвертого ребенка; 200 тыс. рублей – на пятого ребенка, 250 тыс. рублей – на шестого ребенка. Разновидностью РМСК являются именные накопительные счета (взносы), открываемые на каждого рождаемого ребенка в размере 1000 рублей (Белгородская, Оренбургская области).

В целом динамика числа получателей и размеров мер социальной поддержки отдельных категорий граждан сопровождается ростом объемов их финансирования. Однако несмотря на предпринимаемые действия по развитию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан добиться их существенного влияния на снижение бедности не удается, в том числе в связи с недостаточным применением адресного принципа предоставления мер социальной поддержки – как при определении категорий получателей, так и размеров предоставляемых мер социальной поддержки.

Предопределяя развитие ситуации с учетом современного состояния и динамики показателей предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, можно прогнозировать следующее.

В количественном измерении потребность отдельных категорий граждан в Томской области в мерах социальной поддержки на период действия государственной программы (2015 – 2020 годы) сохранится на уровне 2011 – 2013 годов и составит порядка 220 тыс. человек. Некоторое сокращение численности получателей мер социальной поддержки вследствие естественной убыли лиц старших возрастов, относящихся к категориям федеральных и региональных льготников, будет компенсировано за счет ожидаемого роста численности населения старше трудоспособного возраста, увеличения количества пенсионеров, а также в связи с исполнением принятых обязательств в соответствии с нормативными правовыми актами Томской области.

В результате численность получателей мер социальной поддержки и, соответственно, суммарные расходы бюджета Томской области на обеспечение законодательно определенных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан не сократятся, в том числе вследствие инфляционных явлений.

Ожидаемое изменение социально-демографической структуры предполагает изменение приоритетов в определении категорий получателей мер социальной поддержки, условий их предоставления, в том числе путем введения критериев нуждаемости, расширения сферы применения механизмов социальных контрактов и пр.

Социальное обслуживание населения, как одно из направлений социальной поддержки населения, представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-правовых услуг, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

На основе федерального и регионального законодательства в Томской области сформирована материально-техническая база, кадровый потенциал, система управления и сеть учреждений различных типов и форм, осуществляющих социальное обслуживание населения.

Социальным обслуживанием в Томской области ежегодно охвачено более 11 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов. На 1 января 2013 года инфраструктура учреждений социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов включает 34 областных государственных учреждения (в Читинской области с почти аналогичной численностью населения – 61):

13 стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (Читинская область – 20), в том числе 11 домов-интернатов общего типа, 2 дома-интерната психоневрологического типа, 2 комплексных центра социального обслуживания населения, 1 центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий, в которых функционирует 4 отделения временного пребывания;

18 центров социальной поддержки населения. В составе этих учреждений функционируют 23 отделения социального обслуживания на дому и 3 отделения срочной социальной помощи.

Приоритетным направлением социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов является оказание услуг на дому. Данная форма предоставления социальных услуг является наиболее социально ориентированной, поскольку сохраняет привычную среду обитания для граждан, а также более экономичной по сравнению со стационарным социальным обслуживанием. Так, в 2013 году стоимость предоставления социальных услуг на дому в расчете на одного человека составила в среднем по Томской области 48324,0 рублей в год, в стационарных условиях стоимость содержания – 260077,1 рубля в год (в 5,4 раза выше).

Потребность в услугах социального обслуживания на дому постоянно растет. Так в 2013 году отделениями социального обслуживания на дому предоставлены надомные услуги 3481 гражданину пожилого возраста и инвалиду, в 2012 году – 3289 гражданам, в 2011 году – 3175 гражданам.

В стационарных учреждениях социального обслуживания Томской области для граждан пожилого возраста и инвалидов общее число фактически развернутых коек на 1 января 2013 года составило 1929 единиц.

В результате проведенной оптимизации сети учреждений и сокращения издержек на содержание административного аппарата общее количество мест стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов сократилось за период с 2006 по 2009 годы с 2091 до 1929 единиц, что составляет 19,2 койко-мест на 10 тысяч населения (Читинская область – 2518, что составляет 23,2 койко-мест на 10 тыс. населения). По нормативу на 10 тыс. населения необходимо 30 койко-мест. В то же время в результате перепрофилирования в 2012 году дома-интерната общего типа в учреждение психоневрологического типа на 130 мест общее количество мест психоневрологического профиля увеличилось с 690 единиц до 820 единиц (42,9%). Это позволило сократить очередь на социальное обслуживание в стационарные учреждения психоневрологического типа. В дома-интернаты общего типа очередь отсутствует. Суммарная численность граждан, получивших социальные услуги в указанных учреждениях, сохраняется на одном уровне и составляет порядка 2600 человек ежегодно.

Удельный вес лиц старше трудоспособного возраста, получающих услуги в стационарных учреждениях социального обслуживания населения, в общей численности населения области старше трудоспособного возраста – 0,25 – 0,3%. В Читинской области этот показатель составляет 1,2 – 1,3%, в Российской Федерации – 0,43 – 0,45%.

В отрасли существует проблема по размещению лиц без определенного места жительства и занятий, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, а также освободившихся из мест лишения свободы, ранее судимых и/или неоднократно привлекавшихся к административной ответственности. В регионе для данной категории лиц создано учреждение – областное государственное бюджетное учреждение «Итатский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов».

В Томской области постоянно совершенствуются условия предоставления социальных услуг, расширяется спектр оказываемых социальных услуг, внедряются в работу с населением новые социальные технологии.

К стационарозамещающим технологиям, внедренным в Томской области, относятся «Детский сад для пожилых людей и инвалидов», «Институт сиделок», «Мобильные социальные службы» и другое.

В 2012 году на реализацию перспективной схемы размещения стационарных учреждений социального обслуживания было затрачено 2330,3 тыс. рублей, в том числе 1477,0 тыс. рублей – средства областного бюджета, 853,3 тыс. рублей – средства федерального бюджета (по согласованию), в результате чего осуществлен капитальный ремонт корпуса № 2 и перепрофилирование областного государственного бюджетного учреждения «Дом-интернат для престарелых и инвалидов Томского района» на 106 койко-мест в учреждение психоневрологического типа на 130 койко-мест.

С целью увеличения охвата граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальных услугах, и повышения качества социального обслуживания организована работа по привлечению социально ориентированных некоммерческих организаций, волонтеров, добровольцев и благотворителей в сферу социального обслуживания и оказания социальных услуг пожилым гражданам.

Таким образом, перспективным направлением в сфере социального обслуживания населения в Томской области до 2020 года наряду со стационарными учреждениями социального обслуживания пожилых людей станет развитие надомных и полустационарных форм предоставления социальных услуг (стационарозамещающих технологий) как социально и экономически более эффективных. Также планируется развивать сотрудничество с социально ориентированными некоммерческими организациями и волонтерами для оказания помощи пожилым гражданам на дому, расширения сферы применения мобильных бригад социального обслуживания и др.

Одним из следующих приоритетных направлений реализации государственной социальной политики является формирование доступной среды для инвалидов.

Ратификация Конвенции ООН о правах инвалидов возложила на органы государственной власти всех уровней и органы местного самоуправления обязательства по обеспечению доступной среды для инвалидов, тем самым государство признает и обеспечивает право инвалидов на реализацию прав и свобод наравне с остальными гражданами.

Актуальность проблемы обеспечения для инвалидов доступной среды определяется увеличением количества граждан с инвалидностью, приводящей к ограничению жизнедеятельности и вызывающей необходимость развития системы социальной защиты инвалидов, комплексному подходу к ее построению.

Так, в 2012 году на территории Томской области проживало 61655 инвалидов, из них 3181 детей-инвалидов; в 2013 году – 62800 и 3187 человек соответственно.

По состоянию на 1 марта 2014 года численность инвалидов составляла 62400 человек (6% от общего количества населения), в том числе 3 200 детей-инвалидов. Большая часть граждан данной категории (29 200 человек или 38,34%) проживает на территории муниципального образования «Город Томск». При этом в общей численности инвалидов возрастает доля инвалидов трудоспособного и пенсионного возраста.

Численность неработающих инвалидов трудоспособного возраста в Томской области в 2013 году составила 10,0 тыс. человек или 46,7% от общей численности инвалидов трудоспособного возраста.

Инвалидов, проживающих на территории Томской области, объединяет ряд общих проблем, требующих комплексного подхода к их решению: неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда, организация доступной среды.

В последние годы реализация мероприятий, направленных на обеспечение равных прав и возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья, в Томской области стала более последовательной и комплексной.

На дорожных переходах в городе Томске устанавливаются светофоры со средствами звуковой сигнализации для слепых и слабовидящих пешеходов. Все проекты строительства и крупные проекты по капитальному ремонту дорожной сети проходят обязательную государственную экспертизу в части включения мероприятий по обеспечению условий для передвижения маломобильных групп населения.

Одновременно реализуется комплекс межведомственных мероприятий, направленных на социокультурную реабилитацию инвалидов. Начиная с 1992 года ежегодно в Томской области проводится Декада инвалидов, включающая мероприятия досугового, благотворительного и спортивного характера. Ежегодно около 30 тыс. инвалидов получают услуги социокультурной реабилитации.

Реализуются мероприятия, направленные на развитие инклюзивного образования. В 2011 году в 16 образовательных организациях Томской области были созданы условия для беспрепятственного посещения и организации совместного обучения детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, за счет установки пандусов, расширения входных дверных проемов, оборудования санитарных комнат.

Проводится целенаправленная работа по расширению социального информационного пространства: организована работа интернет-приемной Департамента социальной защиты населения Томской области и службы «Единый социальный телефон».

Однако несмотря на принимаемые меры инвалиды по-прежнему остаются одной из слабозащищенных категорий населения.

Многие инвалиды практически изолированы в своих квартирах из-за отсутствия в подъездах домов, а также на социально значимых объектах специальных пологих спусков (пандусов), невозможности безопасного перемещения по улицам в связи с отсутствием световых табло, светофоров со звуковым сопровождением, иных устройств, обеспечивающих беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, информации и услугам, неприспособленностью общественного транспорта к нуждам инвалидов.

Объекты общего образования зачастую не отвечают критериям доступности для инвалидов, а развитие системы инклюзивного образования не может в полной мере обеспечить социализацию ребенка-инвалида.

Перечень подготавливаемых профессий и специальностей для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ограничен, при приеме на обучение учитывается состояние их здоровья. Подготовка данной категории обучающихся проводится по 10 рабочим профессиям и 10 специальностям. Расширение перечня образовательных программ, по которым могут обучаться граждане с ограниченными возможностями здоровья, требует как затрат на создание учебно-материальной базы, так и создание комфортных условий для обучения и проживания.

В телевизионных передачах регионального телевидения отсутствует субтитрование о событиях в области, что ограничивает получение информации и не позволяет инвалидам принимать активное участие в социальных и других общественных процессах.

Существуют проблемы и при обеспечении доступной среды к учреждениям культуры. Из 642 областных и муниципальных учреждений культуры Томской области в настоящее время доступен для людей с ограниченными возможностями только 41 объект (6,4%), поскольку финансирование по обеспечению доступности данных объектов может быть предусмотрено только из текущего содержания учреждений культуры. В этих условиях разработка системы мер комплексного характера возможна только при условии дополнительного бюджетного финансирования. Лишь немногие учреждения оборудованы для беспрепятственного доступа инвалидов к культурным услугам и организации досуга, но несмотря на это учреждения культуры работают с людьми с ограниченными возможностями здоровья – проводят различные культурно-досуговые, образовательные мероприятия.

Нерешенность проблем доступа инвалидов к среде жизнедеятельности порождает ряд серьезных социально-экономических последствий, среди которых:

высокая социальная зависимость, вынужденная самоизоляция инвалидов, что осложняет проведение мероприятий по медицинской, социальной и психологической реабилитации инвалидов;

дискомфорт и ограничения жизнедеятельности иных маломобильных групп населения;

негативное отношение к инвалидам в массовом сознании общества, что предопределяет необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных кампаний;

низкий трудовой вклад инвалидов в социально-экономическое развитие области.

В этой связи отдельные мероприятия государственной программы, планирование которых осуществлялось на основе проводимой паспортизации объектов социальной инфраструктуры, направлены на решение перечисленных выше проблем.

Таким образом, своевременное и качественное обеспечение всех полномочий в сфере социальной защиты населения возможно при разработке и целенаправленной реализации социальной политики, основой которой является государственная программа.

 

2. Цель и задачи государственной программы,

показатели цели и задач государственной программы

 

Исходя из принятых на федеральном и региональном уровнях стратегических задач в сфере социальной защиты населения определена основная цель государственной программы – повышение качества и доступности социального обслуживания населения, создание условий для роста благосостояния граждан – получателей мер социальной поддержки.


Информация по документу
Читайте также