Расширенный поиск

Постановление Администрации Томской области от 31.08.2012 № 333а

 
 
 
 
 
                          ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ
 
                           АДМИНИСТРАЦИЯ
 
                           постановление
                    
                           
     31.08.2012 N 333а
 
 
  Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие лесного
   хозяйства на территории Томской области на 2013 - 2016 годы"
       (В редакции Постановления Администрации Томской области      
                       от 11.02.2013 г. № 48а)                      
 
 
     В соответствии  со  Бюджетного  кодекса  Российской  Федерации,
Закона Томской области от 14 сентября 2009 года N 177-ОЗ "О  системе
документов   стратегического  и   программно-целевого   планирования
Томской области"  и Администрации  Томской области  от 22.06.2012  N
237а "О долгосрочных целевых программах Томской области"
 
                           ПОСТАНОВЛЯЮ:
 
     1. Утвердить долгосрочную  целевую "Развитие лесного  хозяйства
на  территории  Томской  области  на  2013  -  2016  годы"  согласно
приложению к настоящему постановлению.
     2. Департаменту   по  информационной   политике   и  работе   с
общественностью   Администрации   Томской   области    (Севостьянов)
обеспечить опубликование настоящего постановления.
     3. Настоящее постановление  вступает  в силу  с  1 января  2013
года,  но  не  ранее  чем  по  истечении  10  дней  после  дня   его
официального опубликования.
     4.  Контроль  за исполнением настоящего постановления возложить
на  заместителя Губернатора Томской области   по    агропромышленной
политике  и  природопользованию  Кнорра  А.Ф.    (Пункт   в редакции
Постановления        Администрации          Томской          области
от 11.02.2013 г. № 48а)
          
     
     Губернатор Томской области                       С.А. Жвачкин
 
 
 
                                                  УТВЕРЖДЕНА
                                        постановлением Администрации
                                        Томской области
                                        от 31.08.2012 N 333а
 
 
 
   Долгосрочная целевая программа "Развитие лесного хозяйства на
          территории Томской области на 2013 - 2016 годы"
(В    редакции    Постановления    Администрации   Томской   области
от 11.02.2013 г. № 48а)
 
 
Паспорт долгосрочной целевой программы "Развитие лесного хозяйства
        на территории Томской области на 2013 - 2016 годы"
 
 

Наименование Программы

 Развитие лесного хозяйства на территории Томской области на 2013 – 2016 годы (далее – Программа)

Заказчик Программы

Департамент лесного хозяйства Томской области

Соисполнители Программы

Департамент лесного хозяйства Томской области;

Комитет по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации Томской области;

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области;

Департамент общего образования Томской области;

Департамент среднего профессионального и начального профессионального образования Томской области;

Региональное общественное учреждение «Добровольная пожарная команда Томской области» (по согласованию);

юридические и физические лица, выполняющие работы на основании государственных контрактов, гражданско-правовых договоров;

      лица, использующие леса по договорам аренды лесных участков

Стратегические цели социально- экономического развития Российской Федерации и Томской области, на которые направлена реализация Программы

 Стратегические цели социально-экономического развития Российской Федерации:

улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека;

реализация конкурентных преимуществ за счет сохранения качества, повышения эффективности использования природных ресурсов и сокращения негативного воздействия на окружающую среду.

Стратегическая цель социально-экономического развития Томской области – рациональное использование природного капитала

Цель Программы

Повышение эффективности охраны, защиты и восстановления лесов при сохранении и развитии их экологического, ресурсного и социального потенциала

Показатели цели Программы и их значения

Показатели

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

1.Площадь лесов с давностью лесоустройства до 10 лет (увеличение до 45% от площади лесного фонда), млн. га

5,2

7,2

8,6

12,9

     2.Средняя площадь лесного пожара (динамика сокращения относительно средней площади пожара в 2009 – 2011 годах), га

36,7

32,5

29,3

26,0

3.Лесистость территории Томской области (сохранение), %

62

62

62

62

Задачи Программы

1.Оценка состояния земель лесного фонда в целях повышения достоверности сведений государственного лесного реестра как информационной основы лесного хозяйства.

2.Снижение экологического и экономического ущерба от природных пожаров.

3. Улучшение санитарного состояния лесов, расположенных вблизи населенных пунктов.

4.Развитие инфраструктуры в сфере создания лесных культур.

5.Лесовосстановление на не покрытых лесом землях.

6.Повышение экологической культуры молодежи и содействие преемственности кадров в лесном хозяйстве

Показатели задач Программы и их значения

Показатели

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

1.Площадь лесоустроительных работ, млн. га

0,534

2,011

1,436

4,305

2.Уровень материально-технической укомплектованности лесопожарных формирований (рост на 65% относительно 2012 года), %

50

60

70

80

3. Количество специалистов, прошедших обучение, подготовку для тушения лесных пожаров (рост на 25% относительно 2012 года), человек

186

246

299

350

4.Размер ущерба от лесных пожаров (снижение в 1,9 раза относительно уровня 2011 года, в 1,5 раза – относительно среднего уровня за период 2009 – 2011 годов), млн. рублей

69,8

61,8

55,7

49,8

5.Степень укомплектованности автомобильного парка лесничеств (повышение уровня до 95% от нормы), шт.

70

75

80

85

6.Размер ущерба от лесонарушений (снижение на 50%),

         млн. рублей

210

180

150

120

7.Площадь захламленных лесов (снижение на 83%), га

160

130

80

30

8.Площадь ежегодного лесовосстановления (рост на 64% относительно уровня 2011 года), тыс. га

15,0

15,8

16,5

17,2

9.Количество выращенного посадочного материала с закрытой корневой системой,

млн. шт.

0,0

0,5

1,0

1,5

10.Количество школьных лесничеств (в муниципальных районах)

13

16

19

21

Сроки реализации Программы

2013 – 2016 годы

Объемы и источники финансирования Программы, тыс. рублей

Источники

   Всего (прогноз)

 2013 год

 2014 год

 2015 год

 2016 год (прогноз)

федеральный бюджет

(по согласованию)

955477,08

72763,10

78859,50

77776,30

726078,18

областной бюджет (предусмотрено)

579366,24

100000,00

100000,00

100000,00

279366,24

областной бюджет (потребность)

770978,97

174888,41

208597,30

167050,40

220442,86

внебюджетные источники

 (по согласованию)

309402,58

61461,60

73439,18

73792,70

100709,1

всего по источникам (предусмотрено)

1844245,90

234224,70

252298,68

251569,00

1106153,52

всего по источникам (потребность)

2035858,63

309113,11

360895,98

318619,40

1047230,14

Объем и основные направления расходования средств (с детализацией по годам реализации), тыс. рублей

Основные направления расходования средств:

Всего

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

инвестиции

179835,0

0,0

0,0

0,0

179835,0

НИОКР

20850,0

8750,0

10700,0

700,0

700,0

прочие

1643560,90

225474,70

241598,68

250869,00

925618,52

Организация управления Программой

Управление Программой осуществляет Департамент лесного хозяйства Томской области;

текущий контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляют Департамент лесного хозяйства Томской области и Комитет по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации Томской области согласно своим полномочиям

(В    редакции    Постановления    Администрации   Томской   области
от 11.02.2013 г. № 48а)
 
                              Введение
 
     Лесным кодексом  Российской   Федерации  субъектам   Российской
Федерации с 01.01.2007  переданы полномочия Российской Федерации  по
организации на землях лесного фонда по использованию лесов, а  также
ведению лесного хозяйства - организации и обеспечению охраны  лесов,
в том  числе от  лесных пожаров,  воспроизводству лесных  насаждений
(далее - полномочия в области лесных отношений).
     Таким образом,  в  целях  эффективного  исполнения   переданных
полномочий в области лесных отношений перед исполнительными органами
государственной власти  Томской  области стоят  задачи по  повышению
эффективности   лесного   хозяйства,  сохранению   и   использованию
экономического, экологического и социального потенциала лесов.
     Сферой действия  Программы  является лесное  хозяйство  Томской
области по следующим основным направлениям деятельности:
     охрана лесов и объектов экономики от природных пожаров;
     улучшение санитарного состояния лесов;
     воспроизводство лесов.
     Реализация Программы будет способствовать:
     координации усилий   исполнительных   органов   государственной
власти   Томской   области,    арендаторов   лесных   участков    по
интенсификации   направлений   лесного  хозяйства,   повышению   его
организационного и технического уровня;
     привлечению финансовых  ресурсов  из различных  источников  для
решения задач развития лесного хозяйства;
     развитию материально-технической  базы инфраструктуры  в  сфере
охраны лесов, населенных пунктов  и объектов экономики от  природных
пожаров, а также инфраструктуры в сфере создания лесных культур;
     внедрению инновационных  технологий  по  направлениям   лесного
хозяйства.
     В Программе  используются   общепринятые  в  лесном   хозяйстве
понятия  и  сокращения,  которые будут  раскрыты  в  соответствующих
подразделах.
     
                   Основные термины и определения
 
     Авиационная охрана лесов от  пожара -  охрана лесов от  пожара,
действующая на основе использования авиационных средств.
     Вырубки - категория земель лесного фонда, представляющая  собой
участки  не покрытых  лесной  растительностью земель  после  вырубки
древостоев, где молодое поколение отсутствует или еще не сомкнулось.
     Государственный лесной   реестр  -   систематизированный   свод
документированной информации о  лесах, об их использовании,  охране,
защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках.
     Единый генетико-селекционный   комплекс   (ЕГСК)   -    объекты
постоянной    лесосеменной    базы,   а    также    другие    лесные
генетико-селекционные   объекты  (лесные   генетические   резерваты,
плюсовые  и  элитные  деревья, маточные  плантации,  архивы  клонов,
испытательные   культуры   плюсовых   деревьев,   географические   и
популяционно-экологические культуры и др.), подлежащие особому учету
и охране.
     Захламление лесов - загрязнение лесов бытовыми,  строительными,
древесными и иными отходами.
     Земли лесного  фонда -  лесные  земли (земли,  покрытые  лесной
растительностью  и  не  покрытые  ею,  но  предназначенные  для   ее
восстановления,  - вырубки,  гари,  редины,  прогалины и  другие)  и
предназначенные  для  ведения   лесного  хозяйства  нелесные   земли
(просеки, дороги, болота и другие).
     Лесное хозяйство  -   система   мероприятий,  направленных   на
воспроизводство  и   выращивание  лесов,  охрану   их  от   пожаров,
вредителей и  болезней, регулирование  лесопользования, контроль  за
использованием лесных ресурсов, обследование и учет лесов.
     Лесной питомник -  специализированное хозяйство по  выращиванию
посадочного материала.
     Лесное планирование  -  планирование в  области  использования,
охраны, защиты, воспроизводства  лесов, направленное на  обеспечение
устойчивого  развития   территорий.  Лесное  планирование   является
основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств.
     Лесной селекционно-семеноводческий      центр     (ЛССЦ)      -
высокотехнологичное    производство,    располагающее    необходимой
технической базой и специалистами для выполнения комплекса работ  по
содержанию и развитию  лесосеменных объектов, заготовке, хранению  и
переработке лесосеменного  сырья, производству  семян и  посадочного
материала с улучшенными наследственными свойствами.
     Лесной фонд - все леса, за исключением лесов на землях  обороны
и городских поселений, а также древесно-кустарниковой растительности
на землях  сельскохозяйственного назначения, транспорта,  населенных
пунктов (поселений), водного фонда и иных категорий.
     Лесной пожар - пожар, распространяющийся по лесной площади.
     Лесные культуры  -  лесные насаждения,  созданные  посевом  или
посадкой.
     Лесовосстановление -   восстановление  вырубленных,   погибших,
поврежденных лесов. Три разных способа лесовосстановительных работ -
искусственный  (посадка или  посев  леса), содействие  естественному
возобновлению  (создание  условий  для  быстрого  заселения  ценными
древесными  породами),  комбинированный (сочетание  естественного  и
искусственного лесовосстановления).
     Лесоресурсный потенциал  -  совокупное количество  древесных  и
недревесных лесных ресурсов.
     Лесосеменное сырье -  шишки и  плоды, непереработанные  семена,
собранные с деревьев и кустарников.
     Лесоустройство -   специализированный   вид   лесохозяйственной
деятельности, обеспечивающий осуществление работ по оценке состояния
лесов,   а  также   проектирование   мероприятий,  направленных   на
рациональное использование, воспроизводство, охрану и защиту  лесов,
повышение их продуктивности и устойчивости.
     Мониторинг лесных пожаров,  лесопожарный  мониторинг -  система
наблюдений и  контроля за  пожарной  опасностью в  лесу по  условиям
погоды, состоянием  лесных  горючих материалов,  источниками огня  и
лесными  пожарами  с  целью своевременной  разработки  и  проведения
мероприятий по предупреждению лесных пожаров и (или) снижению ущерба
от них.
     Наземная охрана  лесов от  пожара  -  охрана лесов  от  пожара,
действующая на основе использования наземных средств.
     Не покрытые лесом земли - вырубки, гари, редины, прогалины.
     Охрана лесов   от    пожара   -    охрана,   направленная    на
предотвращение,  своевременное  обнаружение  и  ликвидацию   лесного
пожара.
     Пожароопасный сезон в лесу - часть календарного года, в течение
которой возможно возникновение лесного пожара.
     Пожарно-химическая станция    (ПХС)    -     специализированное
структурное  подразделение,  создаваемое  с  целью   предупреждения,
своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации
лесных пожаров.
     По целевому назначению, уровню  оснащения, структуре и  порядку
комплектования создаются три типа ПХС:
     ПХС-1 (первого типа) организуется, в основном, в  лесничествах,
леса   которых   имеют   высокую   природную   пожарную   опасность.
Обеспечивает  ликвидацию  двух одновременно  действующих  пожаров  в
день, а также участвует совместно с другими формированиями в тушении
распространившихся  лесных  пожаров  на  обслуживаемой   территории.
Оснащается  специализированной  лесопожарной  техникой,   средствами
тушения, транспорта, связи, инвентарем. Команда ПХС-1  организуется,
как правило, на пожароопасный сезон.
     ПХС-2 (второго типа)  организуется, в  основном, в  центральных
усадьбах лесничеств, леса  которых имеют высокую природную  пожарную
опасность.   Обеспечивает   ликвидацию   до   четырех   одновременно
действующих  пожаров   в   день,  участвует   совместно  с   другими
формированиями в тушении распространившихся пожаров на обслуживаемой
территории, оснащается более  разнообразной и в большем  количестве,
чем  ПХС-1,  специализированной  лесопожарной  техникой,  средствами
пожаротушения, транспорта, связи, инвентарем и прочим имуществом. На
нее  возлагается  также  проведение  предупредительных  мероприятий,
агитационно-разъяснительной работы  среди  населения. Команда  ПХС-2
организуется как постоянное или сезонное формирование.
     ПХС-3 (третьего  типа)  организуется в  районах,  леса  которых
имеют очень  высокую природную  пожарную опасность,  продолжительный
пожароопасный  сезон  и   являются  наиболее  горимыми  в   регионе.
Формируется в лесничествах, находящихся в центре пожароопасной зоны,
для  ликвидации  крупных  лесных  пожаров,  создающих   чрезвычайные
ситуации,  как  специализированная межрайонная  лесопожарная  служба
органов  управления   лесным  хозяйством   в  субъектах   Российской
Федерации. Оснащается мощной  техникой, транспортом для  оперативной
доставки  команд   к  пожарам,   средствами  пожаротушения,   связи,
инвентарем и прочим имуществом. При ней могут создаваться  резервные
склады  и средства  пожаротушения.  Команда ПХС-3  организуется  как
постоянное (круглогодичное) формирование.
     Посадочный материал (лесной  посадочный  материал) -  древесные
растения или их части, предназначенные для посадки на лесокультурной
площади, в лесном питомнике и (или) для озеленения.
     Природный пожар -  неконтролируемый  процесс горения,  стихийно
возникающий и распространяющийся в природной среде.
     Прогнозирование лесных   пожаров  -   определение   вероятности
возникновения разрастания лесных  пожаров во времени и  пространстве
на основе анализа данных мониторинга лесных пожаров.
     Противопожарное обустройство  лесной  территории.  Профилактика
лесного   пожара   -    комплекс   мероприятий,   направленных    на
предотвращение возникновения и (или) распространения лесного пожара.
     Таксация леса - комплекс  технических приемов (мероприятий)  по
выявлению, учету, оценке качественных и количественных характеристик
лесных ресурсов в статике и динамике.
 
      1. Приоритетные задачи социально-экономического развития
      Томской области, на решение которых направлена Программа
 
     Согласно Стратегии  развития  Томской  области  до  2020   года
стратегической  целью,  на  решение  которой  направлена  Программа,
является  рациональное  использование  природного  капитала.  Данная
стратегическая  цель  достигается  реализацией  в  Томской   области
политики,  направленной  на  сохранение  ресурсного  потенциала  для
будущих    поколений,    обеспечение    предотвращения    чрезмерной
эксплуатации природных ресурсов, ставящей под угрозу их  способность
к возобновлению.
     Программа направлена на  решение  следующих приоритетных  задач
социально-экономического развития Томской области:
     обеспечение неистощительного   и  рационального   использования
природных ресурсов;
     сохранение уникальных природных экосистем.
     
      Анализ современного состояния развития лесного хозяйства
                         в Томской области
 
     Томская область  относится к  многолесным  регионам с  площадью
лесного фонда 28  679,8 тыс. га,  занимающей 91% территории  Томской
области, в том числе покрытых лесом земель 19 302,7 тыс. га, и общим
запасом  древесины   2   851,4  млн.   м53.   Задачи  по   повышению
эффективности охраны,  защиты и восстановления  лесов, сохранению  и
развитию  их  экологического, ресурсного  и  социального  потенциала
являются стратегически важными для Томской области.
     Лесное хозяйство в Томской области, как и в целом в  Российской
Федерации,  в  настоящее   время  остается  отраслью,   недостаточно
эффективно   использующей  потенциал   для   развития  по   ключевым
направлениям.
     Основные проблемы    лесного    хозяйства    Томской    области
соответствуют основным  факторам,  обусловившим появление  системных
проблем в развитии лесного хозяйства Российской Федерации, указанным
в  Стратегии  развития  лесного комплекса  Российской  Федерации  на
период до 2020 года.
     Для лесного  хозяйства  Томской  области  характерны  следующие
основные системные проблемы.
     1. Недостаточная  точность  оценки  лесоресурсного   потенциала
(неактуальные материалы  государственного  лесного реестра),  низкий
уровень использования современных информационных технологий.
     2. Увеличение повреждения  лесов  и потерь  лесных ресурсов  от
пожаров,  рост  ущерба   от  лесных  пожаров,  который   значительно
превосходит величину затрат на охрану лесов от них.
     3. Изменение  ресурсного и  экологического  потенциала лесов  в
местах их интенсивного использования.
     4. Невысокое качество  лесовосстановления и низкий  технический
уровень  лесохозяйственных   работ.  Снижение  объемов   выращивания
посадочного материала для лесокультурного производства. Низкая  доля
заготавливаемых семян с ценными наследственными свойствами.
     Развернутое описание каждой из вышеуказанных основных системных
проблем, снижающих  эффективность   лесного   хозяйства  в   Томской
области,  причин  их   возникновения,  оценка  возможного   развития
ситуации,  обоснование  планируемых способов  и  механизмов  решения
приведены в соответствующих подразделах настоящей главы.
     Проблемы лесного хозяйства в Томской области носят  комплексный
характер,   поэтому   их   решение   требует   участия    нескольких
исполнительных  органов государственной  власти  Томской области,  а
также лиц, использующих леса  по договорам аренды, иных  организаций
согласно  единой  цели  и вытекающим  из  нее  задачам.  Комплексное
решение    проблем    лесного   хозяйства,    необходимый    уровень
межведомственной   координации   действий   исполнительных   органов
государственной власти Томской области, арендаторов лесных участков,
привлечение финансирования из различных источников для решения задач
развития лесного хозяйства могут быть достигнуты  программно-целевым
методом.   В   рамках   программно-целевого   метода   взаимоувязаны
направления деятельности по  развитию лесного хозяйства,  определены
мероприятия   по    решению   задач,    исполнители   и    источники
финансирования.
     Действующие механизмы организации  и ведения лесного  хозяйства
не позволяют  решить проблемы  его развития в  связи с  тем, что  до
настоящего времени:
     не определены  общие  цели  и  задачи  исполнительных   органов
государственной власти  Томской области, а  также участников  лесных
отношений по направлениям лесного хозяйства;
     отсутствует межведомственная        координация        действий
исполнительных  органов государственной  власти  Томской области,  а
также участников лесных отношений по достижению общих целей и задач;
     отсутствуют организационно-финансовые механизмы  взаимодействия
и концентрации ресурсов  субъектов экономики и субъектов  бюджетного
планирования,    в    том     числе    по    развитию     механизмов
государственно-частного   партнерства,   по   направлениям   лесного
хозяйства;
     выделяемого бюджетного    финансирования    недостаточно    для
обеспечения  всего  комплекса  лесохозяйственных  работ,  необходимо
привлечение в  рамках программно-целевого  метода финансирования  из
различных источников, в том числе и дополнительного бюджетного.
     
      Оценка лесоресурсного потенциала, уровень использования
               современных информационных технологий
 
     Основой оценки лесоресурсного потенциала, оценки качественных и
количественных показателей   лесных    ресурсов,   содержащихся    в
государственном лесном реестре, определения возможных объемов и мест
заготовки древесины, осуществления  иных видов использования  лесов,
контроля   за   ведением  лесного   хозяйства   являются   материалы
лесоустройства. Актуальность включения  в Программу задач по  оценке
состояния лесного фонда определена решающим значением лесоустройства
для повышения эффективности по всем направлениям лесного хозяйства
     В Томской области  лесоустроительные работы  проводятся с  1976
года. По состоянию на 01.01.2012 только 16% лесов на общей площади 4
636 тыс. га имеют давность лесоустройства до 10 лет, соответствующую
установленному   ревизионному   периоду   (Бакчарское,    Зырянское,
Кожевниковское,  Кривошеинское,  Молчановское,  Чаинское,  Шегарское
лесничества). При этом на 84% площади лесного фонда (24 044 тыс. га)
давность лесоустройства  более 10  лет. В  лесах, произрастающих  на
землях сельскохозяйственного  назначения, включенных в  2007 -  2011
годах  в состав  лесного  фонда, выполнялась  только  инвентаризация
лесных насаждений  с выборочной натурной  таксацией участков  лесных
площадей.
     Высокая давность лесоустройства  связана с  отсутствием с  2006
года целевого бюджетного финансирования проведения лесоустроительных
работ. С  2007  года по  настоящее  время лесоустройство  проводится
только за  счет средств  арендаторов на  незначительных площадях  на
лесных участках,  арендованных  для заготовки  древесины с  ведением
лесного хозяйства.
     По сравнению  с  другими  субъектами  Сибирского   федерального
округа по показателю  "доля лесов с  давностью лесоустройства до  10
лет" Томская область опережает  Новосибирскую (3%) и Омскую  области
(0%), соответствует  Красноярскому  краю (16%)  и Иркутской  области
(18%),  но  уступает  таким регионам  как  Республика  Алтай  (88%),
Республика Бурятия (35%), Республика Тыва (28%), Республика  Хакасия
(26%), Алтайский край  (34%), Забайкальский край (29%),  Кемеровская
область (50%).
     В целом  по  Российской   Федерации  доля  лесов  с   давностью
лесоустройства до 10 лет  составляет порядка 30%, соответственно,  с
давностью лесоустройства более 10 лет - около 70%.
     Недостаточное информационное        обеспечение        принятия
управленческих  решений,   обеспечение  материалами   лесоустройства
снижает эффективность  лесного хозяйства в  Томской области.  Оценка
возможного развития ситуации показывает, что при отсутствии целевого
финансирования по этому направлению лесного хозяйства площадь  лесов
с неприемлемой давностью лесоустройства (более  10 - 15 лет) к  2015
году увеличится до 90%, что приведет к недопустимому снижению уровня
достоверности  оценок  лесоресурсного потенциала,  качества  лесного
планирования   и   проектирования   лесохозяйственных   мероприятий.
Отсутствие   региональных   научно  обоснованных   рекомендаций   по
проведению естественного лесовосстановления на вырубках не позволяет
оптимизировать    соотношение   естественного    и    искусственного
лесовосстановления  с  актуализацией  объемов  затратных  работ   по
созданию лесных культур.
     Решение данной  проблемы  развития  лесного  хозяйства  Томской
области в соответствии с Программой планируется в рамках  выполнения
задачи "Оценка  состояния  земель лесного  фонда  в целях  повышения
достоверности   сведений   государственного  лесного   реестра   как
информационной основы лесного хозяйства".
     В первую   очередь   необходимо  провести   лесоустройство   на
территории  Томского  района (Корниловское,  Тимирязевское,  Томское
лесничества), так как:
     1) на  этой  территории  в состав  земель  лесного  фонда  были
включены   лесные    земли,   ранее    находившиеся   во    владении
сельскохозяйственных организаций.  Площадь  таких земель  составляет
232 954  га, из  них 229  285 га -  покрытые лесом,  3 669  га -  не
покрытые лесом (редины, гари, вырубки, прогалины, пустыри);
     2) в  связи   с  высокой  плотностью   населения  и   развитием
индивидуального жилищного строительства в Томском районе  существует
наибольшая  потребность   в  заготовке   древесины  гражданами   для
собственных  нужд  строительства и  ремонта  объектов  недвижимости.
Имеющиеся устаревшие материалы лесоустройства 1976 года не позволяют
достоверно   оценить   возможности  отпуска   древесины   населению,
определить места заготовки древесины, запроектировать мероприятия по
восстановлению вырубленных лесов.
     Лесоустройство лесничеств в Томском районе планируется провести
в 2013 году.
     За период 2014 - 2016 годов лесоустройство планируется провести
на территории тех лесничеств, где давность лесоустройства  достигает
критических  значений,  при  этом  необходима  лесоресурсная  оценка
лесных  насаждений,   востребованных  для   использования  в   целях
заготовки древесины  для предпринимательской  деятельности, а  также
для собственных нужд граждан (Асиновское, Верхнекетское,  Зырянское,
Первомайское, Тегульдетское, Улу-Юльское лесничества).
     Всего в результате  реализации Программы планируется  выполнить
лесоустройство  на  площади 8,3  млн.  га,  в  том числе  работы  по
проектированию и картометрическому межеванию границ лесных  участков
для  последующей  постановки  на  кадастровый  учет,  проектированию
эксплуатационных лесов, защитных лесов, определить возможные  объемы
лесопользования,   назначить  мероприятия   по   охране,  защите   и
воспроизводству лесов.
     Применение программно-целевого   метода   позволит   комплексно
решать задачи проведения лесоустройства, в том числе выбора объектов
и  совместного финансирования  работ  из федерального  и  областного
бюджетов,  а также  за  счет  средств арендаторов  лесных  участков.
Программно-целевой метод  обеспечит определение  общей цели,  задач,
показателей  эффективности   реализуемых  мероприятий,   координацию
действий участников лесных отношений (органы государственной власти,
юридические  лица  и  индивидуальные  предприниматели,  использующие
леса).
     Выполнение задачи Программы по оценке состояния земель  лесного
фонда  в  целях повышения  достоверности  сведений  государственного
лесного  реестра   как  информационной   основы  лесного   хозяйства
соответствует цели Стратегии развития  Томской области до 2020  года
по рациональному  использованию  природного капитала,  а также  цели
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
по  сохранению   качества,  повышению  эффективности   использования
природных ресурсов.
     Развитие информационных        технологий.        Недостаточное
информационное  обеспечение   лесного   хозяйства  Томской   области
обусловлено относительно  низким  уровнем использования  современных
информационных технологий. Перспективно внедрение автоматизированных
информационных систем,  позволяющих  получать в  электронном виде  и
систематизировать информацию о лесных ресурсах, их использовании,  о
ведении лесного хозяйства.
     Федеральное агентство лесного хозяйства отмечает  необходимость
развития  государственного  лесного  реестра  на  основе  единой  по
Российской  Федерации  информационно-аналитической  базы,  доступной
исполнительным  органам  государственной  власти  Томской   области,
заинтересованным организациям и гражданам.
     В соответствии  с этой  целью  в рамках  Программы  планируется
внедрение  в  системе  государственного  управления  лесами  Томской
области    информационных   систем,    обеспечивающих    эффективную
информационную поддержку осуществления полномочий Томской области  в
сфере  лесных  отношений.  Для  внедрения  информатизации  в  рамках
Программы приоритетными являются следующие направления:
     ведение государственного лесного реестра;
     формирование условий для предоставления государственных услуг в
электронном виде в  соответствии с  Федеральным законом  от 27  июля
2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных  и
муниципальных услуг";
     подготовка договоров   купли-продажи   лесных   насаждений    и
договоров аренды лесных участков;
     ведение базы данных  договоров купли-продажи лесных  насаждений
для заготовки древесины гражданами для собственных нужд;
     администрирование платежей за пользование лесами;
     контроль исполнения  арендаторами  обязательств  по   договорам
аренды;
     анализ использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов по
различным показателям.
     В рамках   Программы  планируется   приобретение   программного
продукта,   соответствующего   поставленным  задачам   по   развитию
информационных технологий в лесном  хозяйстве, и оборудование им  26
рабочих мест  в  муниципальных районах  (городских округах)  Томской
области и в г. Томске.
     
       Повреждение лесов и потери лесных ресурсов от пожаров,
                      ущерб от лесных пожаров
 
     Территория лесного  фонда  в  Томской  области  характеризуется
такими природными особенностями, как:
     высокая доля хвойных лесов (53,7% покрытой лесом площади);
     развитый горимый напочвенный покров;
     жаркое сухое лето, особенно в первой его половине.
     Характерно чередование пожарных  лет  с малогоримыми.  Наиболее
часто лесные пожары возникали в 1953, 1955, 1962, 1963, 1976,  1977,
1982, 1983, 1989, 2003  годах, когда количество загораний  превышало
600.
     Сравнительно редко леса горели в 1957, 1959, 1960, 1972,  1979,
1984, 1985, 1986,  1992, 1996, 1997, 2001,  2002, 2007 годах,  когда
количество не превышало
200 пожаров  за пожароопасный  сезон.  Пройденная огнем  площадь  по
годам также сильно варьировала - от 77 га в 1986 году до 437 тыс. га
в 1989 году.
     За трехлетний период,  предшествующий  разработке Программы,  в
Томской области произошло 554 природных пожара на общей площади 22,1
тыс. га, ущерб от  которых за этот  период составил 216 млн.  рублей
(таблица 1).
     
                                                           Таблица 1
 
+-----------------------------------+-----------+---------+---------+--------+
|      Наименование показателя      | 2009 год  |  2010   |  2011   | Всего  |
|                                   |           |   год   |   год   |        |
+-----------------------------------+-----------+---------+---------+--------+
| Количество пожаров, шт.           |    197    |   103   |   254   |  554   |
+-----------------------------------+-----------+---------+---------+--------+
| Площадь пожаров, тыс. га          |   12,3    |   1,4   |   8,4   |  22,1  |
+-----------------------------------+-----------+---------+---------+--------+
| Ущерб, млн. руб.                  |   108,1   |  12,5   |  95,4   |  216   |
+-----------------------------------+-----------+---------+---------+--------+
     
     Среднегодовое количество пожаров составляло - 185 ед.,  средняя
площадь одного  пожара -  39,9  га, среднегодовой  размер ущерба  от
лесных пожаров - 72 млн. рублей.
     Информация о соответствующих показателях за 2009 - 2011 годы по
субъектам Сибирского  федерального  округа  в  открытых   источниках
отсутствует. Имеющиеся ведомственные сведения показывают, что  выше,
чем в  Томской  области, среднегодовое  количество  пожаров (727)  и
площадь  одного  пожара  (110   га)  только  в  Красноярском   крае.
Значительные  потери  от  лесных  пожаров  в  Иркутской  области   -
среднегодовое количество пожаров было 1 372, средняя площадь  одного
пожара -  44,8 га, среднегодовой  ущерб от  лесных пожаров -  464,98
млн. рублей.
     Низкими величинами  соответствующих  показателей  в   Сибирском
федеральном   округе   выделяется  Алтайский   край.   Несмотря   на
относительно  высокое  среднегодовое  количество пожаров  (1  088  -
вследствие высокой плотности населения территории), средняя  площадь
одного пожара составляет  только 17 га  со среднегодовым ущербом  на
уровне 3,2 млн. рублей. Высокая эффективность профилактики и тушения
лесных   пожаров   на   территории  Алтайского   края   связана   со
значительными финансовыми затратами по этому направлению.  Например,
в 2009  году  общее финансирование  соответствующих работ  составило
244,3  млн.  рублей,  в  том числе  за  счет  средств  субвенций  из
федерального бюджета - только 76,7 млн. рублей (31,4%).
     В целом по Российской  Федерации ежегодно регистрируются от  12
тыс. до 43  тыс. лесных  пожаров. Ежегодные среднемноголетние  темпы
современного выбытия лесов в России за счет гибели от лесных пожаров
составляют  200 тыс.  гектаров.  Согласно экспертным  прогнозам  при
сохранении существующего в Российской Федерации уровня организации и
финансирования  охраны лесов  количество  лесных пожаров  и  площадь
лесов, пройденная ими, до 2020 года останутся на существующем уровне
(в среднем ежегодно около 25 тыс. случаев пожаров на площади около 2
млн.  га).  Средняя   ежегодная  гибель   лесов  от  пожаров   может
увеличиться до 320  тыс. га (при  240 - 290 тыс.  га в последние  20
лет). Не  уменьшится и  доля крупных лесных  пожаров (5,5  - 10%  по
количеству  случаев  в  2008  - 2010  годах),  охватывающих  до  90%
пройденной пожарами площади лесов.
     В Томской  области  основная причина  значительного  ущерба  от
лесных  пожаров  -   недостаточное  финансирование  мероприятий   по
следующим направлениям:
     обеспечение кадрами  системы  прогнозирования,  мониторинга   и
тушения природных пожаров;
     развитие материально-технической базы лесопожарных формирований
современными средствами тушения пожаров и снаряжением;
     развитие системы   прогнозирования,   мониторинга   и   тушения
природных пожаров.
     В настоящее время противопожарный потенциал в лесном  хозяйстве
Томской области включает 16 ПХС, 170 базовых пунктов  сосредоточения
средств    пожаротушения    арендаторов    лесных    участков,     8
пожарно-наблюдательных вышек.  Оборудовано 8 наблюдательных  пунктов
на  господствующих  высотах  и высотных  объектах.  Организовано  26
мобильных  групп  пожаротушения. В  качестве  руководителей  тушения
лесных пожаров подготовлено 25 человек.
     Проверками Рослесхоза отмечалось, что в Томской области тушение
лесных пожаров    на    землях    лесного    фонда    осуществляется
удовлетворительно в условиях  низкой горимости. Имеющиеся в  области
кадровый  состав,  силы  и средства  пожаротушения  не  в  состоянии
обеспечить пожарную безопасность на территории земель лесного  фонда
в  условиях  средней  и высокой  горимости.  Количество  летательных
аппаратов  недостаточно   для   обеспечения  нормативной   кратности
авиапатрулирования территории области.
     Для обеспечения  кратности  авиационного  мониторинга  пожарной
опасности   (патрулирования)  необходимо   приобретать   сверхлегкие
летательные аппараты, мобильные, оперативные и экономичные.
     Оснащение пожарно-химических   станций   Томской   области   не
соответствует  требованиям  оснащения  ПХС,  утвержденным   приказом
Рослесхоза  от   19.12.97  N   167  "Об   утверждении  Положения   о
пожарно-химических  станциях",  в  части  наличия   автотранспортных
средств (30 - 40% от норматива), иного оборудования: ранцевых лесных
опрыскивателей, бензопил,  лопат,  топоров 50  -  70% от  норматива.
Износ автотракторной и пожарной  техники в ПХС составляет в  среднем
62%. Укомплектованность авиационной пожарной службы с учетом  износа
парашютно-десантным снаряжением составляет 35% от нормативного.
     Таким образом,  решение  вопросов  материально-технического   и
кадрового   обеспечения   является   основным   условием   повышения
эффективности охраны лесов, населенных пунктов и объектов  экономики
от природных пожаров.
     Решение данной  системной  проблемы лесного  хозяйства  Томской
области   планируется   в   рамках   задачи   Программы    "Снижение
экологического и экономического ущерба от природных пожаров".
     Снижение экологического и  экономического  ущерба от  природных
пожаров будет  достигаться выполнением мер  пожарной безопасности  в
лесах и тушением  пожаров в лесах в  соответствии с Лесным  кодексом
Российской Федерации, Правилами пожарной безопасности в лесах, иными
нормативными правовыми актами.
     Согласно Федеральному закону  от 4  мая  2011 года  N 99-ФЗ  "О
лицензировании  отдельных  видов  деятельности"  для   осуществления
деятельности  по   тушению  лесных   пожаров  необходима   лицензия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2012 N 69
"О  лицензировании  деятельности  по тушению  пожаров  в  населенных
пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры,  по
тушению  лесных  пожаров"   определены  лицензионные  требования   к
соискателю лицензии на осуществление деятельности по тушению  лесных
пожаров,  в  том  числе  по  материально-техническому  и   кадровому
обеспечению лицензиата.
     Настоящая Программа содержит комплекс мероприятий, изложенных в
приложении N   2    к   Программе,    системное   решение    которых
программно-целевым  методом   позволит   обеспечить  защиту   лесов,
населенных пунктов  и  объектов экономики  от  природных пожаров  на
территории  Томской  области. Планируется  внедрение  информационных
систем  в едином  информационном  поле на  региональном  уровне и  в
рамках единой федеральной системы Рослесхоза в целях обеспечения:
     учета метеоинформации;
     повышения эффективности оперативного  сопровождения, анализа  и
контроля лесопожарной обстановки;
     принятия управленческих решений по организации тушения пожаров;
     учета информации о лесных пожарах;
     учета производственно-финансовой информации;
     формирования сводной, аналитической отчетности и направления ее
контролирующим органам;
     документированной связи    и    обмена    информацией     между
подразделениями.
     Выполнение задачи  Программы   по  снижению  экологического   и
экономического  ущерба  от  природных  пожаров  соответствует   цели
Стратегии развития  Томской области  до 2020  года по  рациональному
использованию  природного  капитала,  а  также  цели   долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации по сохранению
качества, повышению эффективности использования природных ресурсов.
     Действующие механизмы  организации  охраны  лесов  и   объектов
экономики   не   позволяют   эффективно   решать   задачи   снижения
экологического и экономического ущерба от природных пожаров в  связи
с тем, что в настоящее время:
     1) не  выделяется  финансирование  из  областного  бюджета   на
осуществление   полномочий    Томской    области   по    организации
осуществления мер пожарной безопасности  и тушения лесных пожаров  в
лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий
регионального  значения,  согласно  пункту  7.1  статьи  82  Лесного
кодекса Российской Федерации;
     2) отсутствует межведомственная координация в рамках общей цели
по разработке необходимых стратегических документов для  организации
профилактики  и  тушения  природных пожаров  на  территории  Томской
области, по  созданию  системы подготовки  и повышения  квалификации
специалистов по тушению лесных пожаров, руководителей тушения лесных
пожаров разной квалификации;
     3) отсутствуют механизмы  для развития  государственно-частного
партнерства  с  арендаторами  лесных  участков  в  целях  укрепления
противопожарного потенциала лесного хозяйства Томской области;
     4) недостаточен объем финансирования из областного бюджета  для
обеспечения развития  сил и приобретения  средств тушения  природных
пожаров  в  соответствии  с  нормативами,  а  также  для  участия  в
федеральных программах софинансирования соответствующих мероприятий.
     Решение задачи снижения экологического и экономического  ущерба
от   природных   пожаров  программно-целевым   методом   обусловлено
следующим:
     1) необходимостью   организации  межведомственной   координации
действий  исполнительных  органов  государственной  власти   Томской
области по осуществлению мер пожарной безопасности и тушению  лесных
пожаров в лесах, расположенных на  землях лесного фонда, а также  на
особо охраняемых природных территориях регионального значения.
     2) разработка   стратегических   документов   для   организации
профилактики  и  тушения  природных пожаров  на  территории  Томской
области,  создание  системы  подготовки  и  повышения   квалификации
специалистов по тушению лесных пожаров, руководителей тушения лесных
пожаров  разной  квалификации требует  межведомственной  координации
действий  уполномоченных   исполнительных  органов   государственной
власти Томской области в рамках единой цели;
     3) программа     является      механизмом     для      развития
государственно-частного партнерства с арендаторами лесных участков в
целях  укрепления  противопожарного  потенциала  лесного   хозяйства
области, для привлечения дополнительного финансирования из различных
источников и его концентрации на достижении общей цели.
     
             Ресурсный и экологический потенциал лесов
               в местах их интенсивного использования
 
     Системная проблема лесного  хозяйства,  связанная с  изменением
ресурсного   и  экологического   потенциала   лесов  в   местах   их
интенсивного использования, будет решаться в рамках задач  Программы
по  снижению экологического  и  экономического ущерба  от  природных
пожаров,  по  развитию  инфраструктуры  создания  лесных  культур  и
лесовосстановлению на не покрытых  лесом землях, а также на  решение
данной системной проблемы будут направлены мероприятия, проводимые в
рамках задачи "Улучшение санитарного состояния лесов,  расположенных
вблизи населенных пунктов".
     Оценка экологической обстановки  в лесах, расположенных  вблизи
населенных  пунктов,  показала  усиление  захламления  (загрязнения)
бытовыми,  строительными,  древесными и  иными  отходами  вследствие
интенсивной  хозяйственной  деятельности,  повышенной  рекреационной
нагрузки на леса, ненадлежащей организации сбора и вывозки  бытового
мусора,  размещения  небольших мощностей  по  переработке  древесины
(пилорам)   вблизи   лесных  насаждений.   Накапливается   валежная,
ветровальная и буреломная древесина.
     Выявленная проблема ухудшения экологической обстановки в  лесах
наиболее  остро  стоит  на  территории  Тимирязевского   лесничества
Томского  района,  где  захламление  лесов  приводит  к   нарушениям
естественных ландшафтов  и ухудшению условий  среды обитания  вблизи
населенных  пунктов:   Кандинка,  Кафтанчиково,  Кисловка,   Курлек,
Моряковский Затон, Тахтамышево, Тимирязево.
     В целях   создания  благоприятной   экологической   обстановки,
повышения  рекреационной   привлекательности  территории,  а   также
снижения  пожарной  опасности  в  лесах,  прилегающих  к  населенным
пунктам,  Программой  предусмотрены мероприятия  по  очистке  лесных
насаждений  от  захламления  на  площади  180  га  ,  изложенные   в
приложении N 2 к Программе.
     Выполнение задачи Программы по улучшению санитарного  состояния
лесов, расположенных вблизи  населенных пунктов, соответствует  цели
Стратегии развития  Томской области  до 2020  года по  рациональному
использованию  природного  капитала,  а  также  цели   долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации по сохранению
качества, повышению эффективности использования природных  ресурсов.
Выполнение  данной  задачи  будет  способствовать  решению  проблемы
изменения ресурсного и экологического  потенциала лесов в местах  их
интенсивного использования.
     Использование программно-целевого  метода  для  решения  задачи
Программы по  улучшению  санитарного состояния  лесов направлено  на
организацию    межведомственного    взаимодействия    уполномоченных
исполнительных  органов  государственной  власти  Томской   области,
органов местного  самоуправления  муниципальных образований  Томской
области.  Реализация  программных мероприятий  будет  способствовать
снижению   уровня    захламления   (загрязнения)   лесов    отходами
производства  и  потребления,  пожарной  опасности,   восстановлению
экологических   систем,  повысит   рекреационную   привлекательность
территории и удовлетворенность жителей состоянием лесов.
     
     
 Лесовосстановление и технический уровень лесохозяйственных работ.
   Объемы выращивания посадочного материала для лесокультурного
производства. Заготовка семян с ценными наследственными свойствами
 
     
     Одним из   требований    лесного   законодательства    является
обязательное воспроизводство  вырубленных,  поврежденных и  погибших
лесов, улучшение их  качества, а  также повышение продуктивности.  В
Российской  Федерации  к  настоящему  времени  снижаются  объемы   и
качество  лесовосстановления  (прежде  всего  искусственного),   что
представляет  угрозу  продукционному  и  экологическому   потенциалу
лесов. Отмечаемые  экспертами тенденции  двух последних  десятилетий
показывают, что  площади лесовосстановления  в Российской  Федерации
сократились почти в 2 раза, при этом площади активных мер  (создания
лесных  культур) снизились  в  2,5  раза. При  сохранении  описанной
ситуации ежегодные объемы лесовосстановления в Российской  Федерации
к 2020 году не  превысят 80 тыс.  га ежегодно. В течение  последнего
10-летнего   периода   устойчиво   снижаются   объемы    выращивания
посадочного материала для лесокультурного производства (с 1,8  млрд.
штук в 2000 году до 0,9 млрд. штук в 2010 году).
     Недопустимо низкой (около 2%)  в Российской Федерации  остается
доля заготавливаемых  семян лесных пород  с ценными  наследственными
свойствами. Доля лесных культур, создаваемых посадочным  материалом,
выращенным из таких  семян, не превышает  1% общей площади  посадок.
Ситуация  в области  обеспечения  воспроизводства лесов  семенным  и
посадочным материалом  в значительной  мере усугубляется  состоянием
технологической    инфраструктуры,    техники    и     оборудования,
разработанных в 60 - 70-х  годах XX века. Их использование не  может
обеспечить    эффективное    воспроизводство    лесов.    Необходима
существенная   модернизация   технологий,   машин   и    механизмов,
используемых при лесовосстановлении.
     Организация и  обеспечение  воспроизводства лесов  относится  к
полномочиям,  переданным  Томской   области.  На  лесных   участках,
арендованных  или  переданных  по  иному  виду  права   пользования,
лесовосстановление осуществляется  арендаторами (пользователями)  на
основании   проектов   освоения   лесов,   на   остальных   площадях
организуется  Департаментом  лесного  хозяйства  Томской  области 
редакции     Постановления     Администрации     Томской     области
от 11.02.2013 г. № 48а)   за     счет      средств  субвенций     из
федерального  бюджета,  выделяемых  Рослесхозом.  Средства   бюджета
Томской  области   на  лесовосстановление  в   предыдущие  годы   не
выделялись.
     Объемы фактически выполненных в Томской области в течение  2009
- 2011 годов мероприятий  по лесовосстановлению приведены в  таблице
2.
     
                                                           Таблица 2
 
+-------------------------------+-----------------------------+-----------------------------+-----------------------------+
|          Показатель           |          2009 год           |          2010 год           |          2011 год           |
+-------------------------------+---------+-------------------+---------+-------------------+---------+-------------------+
|                               |  всего  |    в том числе    |  всего  |    в том числе    |  всего  |    в том числе    |
|                               |         |   арендаторами    |         |   арендаторами    |         |   арендаторами    |
+----------------------+-------++--------++------------------++--------++------------------++--------++-------------------+
| Естественное         | план  |  9800   |       8740        |  10800  |       8690        |  11933  |       10333        |
| лесовосстановле-ние, |       |         |                   |         |                   |         |                    |
| га                   |       |         |                   |         |                   |         |                    |
+----------------------+-------+---------+-------------------+---------+-------------------+---------+--------------------+
|                      | факт  |  9804   |       7640        |  8087   |       5976        |  9631   |        8031        |
+----------------------+-------+---------+-------------------+---------+-------------------+---------+--------------------+
| Искусственное        | план  |  1255   |        628        |  1677   |       1050        |  1643   |        1002        |
| лесовосстановле-ние, |       |         |                   |         |                   |         |                    |
| га                   |       |         |                   |         |                   |         |                    |
+----------------------+-------+---------+-------------------+---------+-------------------+---------+--------------------+
|                      | факт  |   731   |        84         |  1219   |        592        |   916   |        275         |
+----------------------+-------+---------+-------------------+---------+-------------------+---------+--------------------+
| Выращивание          | план  |  5745   |       5745        |  3999   |       3999        |  3815   |        3815        |
| посадочного          |       |         |                   |         |                   |         |                    |
| материала,           |       |         |                   |         |                   |         |                    |
| млн. шт.             |       |         |                   |         |                   |         |                    |
+----------------------+-------+---------+-------------------+---------+-------------------+---------+--------------------+
|                      | факт  |  3999   |       3999        |  3815   |       3815        |  2316   |        2316        |
+----------------------+-------+---------+-------------------+---------+-------------------+---------+--------------------+
     
     По материалам  инвентаризации  на   01.01.2012  в  наличии   на
питомниках имеется 5  028,4 тыс. шт.  посадочного материала, из  них
стандартного  -2  315,7  тыс.  сеянцев.  Потребность  в  стандартном
посадочном  материале в  2012  году  составляет  7 655,6  тыс.  шт.,
соответственно  дефицит посадочного  материала  составляет 5,3  млн.
сеянцев (70%).
     Таким образом,  лесному хозяйству  Томской  области по  данному
направлению присущи недостатки, характерные для Российской Федерации
в целом, в том числе в части выполнения работ по  лесовосстановлению
арендаторами лесных участков за счет собственных средств:
     недостижение плановых     показателей     по      естественному
лесовосстановлению (от 69 до 87% от плана);
     снижение площадей   активного   лесовосстановления    (создания
культур);
     снижение объема выращивания посадочного материала (сеянцев).
     Лесные семена с  ценными наследственными  свойствами в  течение
2009 - 2011 годов не заготавливались.
     Ведомственная информация показывает, что среди других субъектов
Сибирского федерального округа  наиболее успешно  лесовосстановление
проводится в Алтайском крае, В 2011 году было запланировано 10,6 тыс
га, а  фактически  выполнено -  13,5  тыс. га,  в  том числе  лесные
культуры созданы на площади 8,3 тыс.  га при плане - 6,1 тыс. га,  в
том числе арендаторами лесных  участков за счет собственных  средств
созданы лесные  культуры на  площади  5,3 тыс.  га. Для  обеспечения
лесовосстановительных работ в  Алтайском крае  в 2011 году  выращено
84,2 млн. шт. посадочного материала, в том числе стандартного - 42,7
млн. шт.
     В Новосибирской    области    в   2011    году    естественного
лесовосстановления было выполнено не более, чем в Томской области (7
068 га), но лесных культур создано на 2 767 га, что в 10 раз больше,
чем в Томской области. В Иркутской области ежегодно в течение 2009 -
2011  годов  перевыполнялся  план по  лесовосстановлению,  но  также
отмечено снижение объемов выращивания посадочного материала.
     В Томской     области     неудовлетворительно      организовано
лесовосстановление, работами не охвачены площади, на которых вырубки
лесных насаждений  проведены в порядке  отпуска древесины  гражданам
для собственных нужд в соответствии  с Законом Томской области от  9
августа 2007  года N  165-ОЗ "Об установлении  порядка и  нормативов
заготовки гражданами  древесины для  собственных нужд".  Это в  свою
очередь  ведет  к  увеличению  площади  не  покрытых  лесом  земель,
снижению  ресурсно-экологического  потенциала лесов  и  отрицательно
влияет  на  достижение  Томской  областью  ряда  целевых  прогнозных
показателей по ведению лесного хозяйства.
     Лесным планом Томской области вокруг каждого населенного пункта
выделен "социальный  пояс"  лесных  кварталов,  предназначенных  для
заготовки  древесины  гражданами  для  собственных  нужд.  С   одной
стороны, это повысило доступность  лесного ресурса для населения,  с
другой - вырубленные территории являются объектом критики со стороны
местного населения (в  том числе  временно проживающих дачников)  за
отсутствие     воспроизводства    лесов.     Обременить     граждан,
заготавливающих древесину для  собственных нужд, обязательствами  по
лесовосстановлению  нет  законодательных  оснований,  так  как   это
краткосрочное лесопользование - до одного года, а лесовосстановление
выполняется в  следующие  после рубки  годы.  Средства по  договорам
купли-продажи лесных насаждений с гражданами для заготовки древесины
для собственных  нужд полностью  идут в бюджет  Томской области,  но
средства областного бюджета на лесовосстановление не выделяются.
     Наиболее остро проблема с лесовосстановлением на вырубках после
заготовки древесины   для   собственных   нужд   граждан   стоит   в
лесничествах  Томского  района,   территория  которого  особенно   в
Обь-Томском  междуречье  характеризуется  наибольшей   антропогенной
освоенностью  и  рекреационной  привлекательностью  для   населения,
поэтому  требует  усиленных  мер  лесоводственного  воздействия   на
восстановление лесов. За время действия Закона Томской области от  9
августа 2007  года N  165-ОЗ "Об установлении  порядка и  нормативов
заготовки гражданами древесины  для собственных нужд" на  территории
Томского района 12,6  тыс. гражданам  для собственных нужд  отпущено
1,4 млн. м53 древесины. Образовались вырубки на площади 3,8 тыс. га,
требующие принятия мер по лесовосстановлению.
     Дальнейшее развитие сложившейся в  Томской области ситуации  по
данному направлению  лесного хозяйства  при сохранении  существующих
объемов и форм  финансирования, механизмов организации и  проведения
работ приведет к углублению системных проблем лесовосстановления уже
в течение ближайших 2013 - 2014 годов.
     Вышеуказанная системная  проблема  лесного  хозяйства   Томской
области  носит  комплексный  характер  и  будет  решаться  в  рамках
выполнения взаимосвязанных  задач "Развитие инфраструктуры  создания
лесных культур" и "Лесовосстановление на не покрытых лесом землях".
     Развитие инфраструктуры    создания   лесных    культур.    Для
обеспечения     искусственного     лесовосстановления      создается
инфраструктура  для  заготовки  лесных   семян  -  нормальных  и   с
улучшенными  наследственными  свойствами,  выращивания   посадочного
материала - стандартного и с закрытой корневой системой.
     В рамках реализации Программы в 2013 - 2016 годах предусмотрена
заготовка нормальных  лесных  семян   в  объемах,  достаточных   для
выращивания  посадочного  материала  и  создания  резерва  семян  на
неурожайные годы (таблица 3).
     
                                                           Таблица 3
 
+----------------------+----------+----------+---------+---------+-----------+
|    Лесная порода     | 2013 год | 2014 год |  2015   |  2016   |   Итого   |
|                      |          |          |   год   |   год   |           |
+----------------------+----------+----------+---------+---------+-----------+
| Сосна, кг            |   194    |   213    |   230   |   264   |    901    |
+----------------------+----------+----------+---------+---------+-----------+
| Кедр, кг             |  6 436   |  7 130   |  7 710  |  8400   |  29 676   |
+----------------------+----------+----------+---------+---------+-----------+
| Всего                |  6 630   |  7 343   |  7 940  |  8 664  |  30 577   |
+----------------------+----------+----------+---------+---------+-----------+
     
     Финансирование затрат на заготовку  и переработку семян  лесных
растений в рамках Программы  планируется за счет средств  областного
бюджета.
     Формирование объектов  заготовки   семян   лесных  растений   с
улучшенными наследственными свойствами.  В целях повышения  качества
выращиваемого посадочного материала и создаваемых лесных  насаждений
в  лесном  хозяйстве  Томской  области  в  рамках  Программы   будут
внедряться инновационные технологии,  связанные с развитием  лесного
семеноводства. Основная задача  лесного семеноводства -  обеспечение
лесовосстановления в  достаточном  объеме семенами  ценных пород,  с
улучшенными наследственными  свойствами  (далее -  семена  с УНС)  и
высокими посевными качествами.
     Для получения   семян   с   УНС   в   области   создан   единый
генетико-селекционный комплекс  (далее -  ЕГСК), включающий  объекты
постоянной  лесосеменной  базы  (плюсовые  насаждения,  лесосеменные
плантации,       постоянные      лесосеменные       участки)       и
селекционно-семеноводческие   объекты  (плюсовые   деревья,   архивы
клонов,     маточные     плантации,     испытательные     культуры),
специализированные по кедру сибирскому.
     Ежегодно на объектах  ЕГСК  заготавливается в  среднем 1140  кг
семян кедра.  В  результате селекционной  работы  в Томской  области
выведено несколько привойных сортов кедра сибирского - скороплодные,
обильно      плодоносящие,      крупношишечные,      крупносемянные,
тонкоскорлуповые.
     В целях формирования объектов для  заготовки семян с УНС  будут
выполняться работы  по уходу  и  развитию объектов  ЕГСК в  объемах,
установленных Лесным планом Томской области  на 2009 - 2018 годы,  в
том числе на период действия Программы (2013 - 2016 годы):
     
+----------------------------------+---------------------------------------+
| Наименование мероприятия         |            Объемы по годам            |
+----------------------------------+----------+---------+---------+--------+
|                                  |   2013   |  2014   |  2015   |  2016  |
+----------------------------------+----------+---------+---------+--------+
| Уход за ЛСП, га                  |   48,7   |  48,7   |  48,7   |  48,7  |
+----------------------------------+----------+---------+---------+--------+
| Обследование и аттестация        |    10    |   10    |   10    |   10   |
| плюсовых деревьев кедра          |          |         |         |        |
| сибирского, шт.                  |          |         |         |        |
+----------------------------------+----------+---------+---------+--------+
| Обследование и аттестация        |    44    |    0    |    0    |   0    |
| плюсовых насаждений кедра        |          |         |         |        |
| сибирского, га                   |          |         |         |        |
+----------------------------------+----------+---------+---------+--------+
| Обследование и аттестация        |    14    |   20    |    0    |   0    |
| плюсовых насаждений сосны        |          |         |         |        |
| обыкновенной, га                 |          |         |         |        |
+----------------------------------+----------+---------+---------+--------+
     
     Планируется, что  к  завершению  срока  действия  Программы   с
улучшенными наследственными свойствами будет заготавливаться 15%  от
общего объема лесных семян.
     Финансирование затрат на выполнение работ по уходу за объектами
сбора лесных  семян  с   УНС  планируется   за  счет  средств   лиц,
использующих леса.
     Лесной селекционно-семеноводческий центр. Основным инструментом
достижения целей    лесного     семеноводства    является     лесной
селекционно-семеноводческий центр (ЛССЦ), располагающий  необходимой
технической базой и специалистами для выполнения комплекса работ  по
содержанию и развитию  лесосеменных объектов, заготовке, хранению  и
переработке  лесосеменного  сырья,   производству  семян  с  УНС   и
посадочного материала с закрытой корневой системой.
     Актуальность создания в Томской области ЛССЦ определяется:
     1) наличием  паспортизированных   объектов  ЕГСК,   реализующих
инновационные программамы по их развитию;
     2) наличием           квалифицированных            специалистов
научно-образовательного комплекса и лесного хозяйства;
     3) возможностью  размещения  ЛССЦ  на землях  лесного  фонда  в
пригородном  Томском  районе  вблизи дорог  с  твердым  покрытием  и
необходимой инфраструктурой;
     4) потребностью в качественном посадочном материале с  закрытой
корневой системой ежегодно до 4 - 5 млн. сеянцев;
     5) возможностью  реализации  продукции  ЛССЦ  в  Кемеровскую  и
Новосибирскую  области,  в  районы  Красноярского  края  с  близкими
лесорастительными условиями.
     Федеральное агентство   лесного  хозяйства   при   формировании
федерального бюджета на 2012  год и на  плановый период 2013 и  2014
годов   внесло    в   Минэкономразвития    России   предложение    о
софинансировании за счет средств федерального бюджета  строительства
ЛССЦ  в  Томской  области   в  2014  году  (обращение   руководителя
Рослесхоза  к  Губернатору  Томской области  от  01.04.2011  исх.  N
ВМ-10-27/2742).   Основным    условием    включения   в    программу
софинансирования  строительства  ЛССЦ  в  Томской  области  является
наличие проектно-сметной документации.
     Разработать проектно-сметную документацию на строительство ЛССЦ
планируется в  рамках   Программы  в  2013   году,  с   привлечением
внебюджетных средств  лиц,  участвующих в  мероприятиях по  развитию
инфраструктуры  создания лесных  культур.  В 2014  году  планируется
привлечение  средств  федерального бюджета  на  строительство  ЛССЦ,
который  будет   являться  объектом  государственной   собственности
Томской области.
     Лесные питомники.  Для  выращивания  посадочного  материала   в
Томской  области создано  пять  постоянных лесных  питомников  общей
площадью 86,35  га, в том  числе продуцирующей  площади 81,85 га  (в
Томском, Колпашевском, Чаинском и Первомайском районах).
     В рамках решения  задачи Программы  по развитию  инфраструктуры
создания лесных  культур  для выполнения  в  5 питомниках  комплекса
работ по  выращиванию посадочного материала  в объемах,  необходимых
для обеспечения  создания лесных  культур, планируется  приобретение
современной специализированной техники.
     В течение  срока  действия  Программы  планируется   увеличение
объемов   выращивания    стандартного   посадочного   материала    и
строительство тепличного комплекса  для выращивания ежегодно до  1,5
млн. штук посадочного  материала с  закрытой корневой системой,  что
позволит увеличить сроки посадки и качество лесных культур.
     В целях       развития      инфраструктуры       искусственного
лесовосстановления  планируется  привлечение ежегодно  до  1,5  млн.
рублей  внебюджетных   средств   на  создание   и  развитие   одного
постоянного  лесного   питомника   на  площади   15   га  в   рамках
использования  лесов в  соответствии  с Лесным  кодексом  Российской
Федерации.
     Вышуказанные объекты  инфраструктуры  создания  лесных  культур
будут   основой   для  устойчивого   воспроизводства   и   повышения
эколого-ресурсного     потенциала    лесов     с     гарантированным
лесовосстановлением посадочным  материалом, в том  числе с  закрытой
корневой системой, выращенным из семян с улучшенными наследственными
свойствами. Потребности лесного хозяйства будут полностью обеспечены
посадочным материалом, произведенным в Томской области.
     Лесовосстановление на  не  покрытых  лесом  землях.  В   рамках
Программы планируется проведение  лесовосстановления на не  покрытых
лесной растительностью землях за счет:
     1) средств федерального бюджета - на площади 8 930 га;
     2) средств бюджета  Томской области -  на площади  2 500 га  на
вырубках, образовавшихся в результате заготовки древесины гражданами
для собственных нужд;
     3) собственных средств арендаторов лесных участков - на площади
53 120 га.
     Объемы планируемых  работ  и   расходы  на  их  выполнение   по
источникам финансирования приведены в таблице 4.
     
 
                                                           Таблица 4
 
 
+---------------+-----------------------------------------+-------------------------------------------+
|      Год      |  Искусственное лесовосстановление, га   |    Естественное лесовосстановление, га    |
|  проведения   |                                         |                                           |
+---------------+--------------+------------+-------------++--------------+------------+--------------+
|               |   за счет    |  за счет   |   за счет    |   за счет    |  за счет   |   за счет    |
|               |   средств    |  средств   | внебюджетных |   средств    |  средств   | внебюджетных |
|               | федерального | областного |   средств    | федерального | областного |   средств    |
|               |   бюджета    |  бюджета   |              |   бюджета    |  бюджета   |              |
+---------------+--------------+------------+--------------+--------------+------------+--------------+
|     2013      |     320      |    100     |     1700     |     1975     |    400     |    10525     |
+---------------+--------------+------------+--------------+--------------+------------+--------------+
|     2014      |     283      |    140     |     1900     |     1980     |    460     |    11020     |
+---------------+--------------+------------+--------------+--------------+------------+--------------+
|     2015      |     220      |    180     |     2100     |     1985     |    500     |    11515     |
+---------------+--------------+------------+--------------+--------------+------------+--------------+
|     2016      |     177      |    200     |     2350     |     1990     |    520     |    12010     |
+---------------+--------------+------------+--------------+--------------+------------+--------------+
|     Итого     |     1000     |    620     |     8050     |     7930     |    1880    |    45070     |
+---------------+--------------+------------+--------------+--------------+------------+--------------+
     
     Проведение лесовосстановления увеличит  площадь покрытых  лесом
земель  в  Томской  области, повысит  ресурсный  потенциал  лесов  в
соответствии  с  целевыми  прогнозными  показателями   эффективности
лесного хозяйства, установленными  Лесным планом Томской области  на
2009 - 2018 годы.
     Выполнение задач Программы по развитию инфраструктуры  создания
лесных культур  и  лесовосстановлению на  не  покрытых лесом  землях
соответствует цели  долгосрочного социально-экономического  развития
Российской Федерации  по сохранению качества  природных ресурсов,  в
том числе  приоритетным направлениям развития  лесного хозяйства  по
созданию  системы  воспроизводства лесного  фонда  и  восстановления
лесов  и  улучшению  породного  состава  лесных  насаждений.  Задачи
Программы  также  соответствуют  цели  Стратегии  развития   Томской
области  до  2020  года по  рациональному  использованию  природного
капитала.
     Действующие механизмы    организации   лесовосстановления    не

Информация по документу
Читайте также