Расширенный поиск

Постановление Администрации Томской области от 25.11.2010 № 232а

 

 

 

 

 

                          ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

                           АДМИНИСТРАЦИЯ

 

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

     от 25.11.2010 N 232а

 

 

 Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие малого и
среднего предпринимательства в Томской области на период 2011-2014
                              годов"
      (В редакции Постановлений Администрации Томской области      

            от 07.06.2011 № 163а; от 21.10.2011 № 325а;

            от 22.12.2011 № 418а; от 12.05.2012 № 177а)                       

 

 

    В  соответствии  со  статьей  179 Бюджетного кодекса Российской 
Федерации,  статьей  11  Закона Томской области от 14 сентября 2009 
года   N   177-ОЗ      системе   документов   стратегического   и   
программно-целевого  планирования Томской области" и постановлением 
Администрации  Томской области от 27.11.2007 N 186а "О долгосрочных 
областных целевых программах"

 

    П О С Т А Н О В Л Я Ю:

 

    1.  Утвердить долгосрочную целевую программу "Развитие малого и 
среднего  предпринимательства  в  Томской  области на период 2011 - 
2014  годов"  (далее  - Программа) согласно приложению к настоящему 
постановлению.
    2. Департаменту финансов Томской области (Феденёв) осуществлять 
финансирование Программы за счет средств областного бюджета.  
    3.   Департаменту   по   информационной  политике  и  работе  с  
общественностью  Администрации Томской области (Борщёва) обеспечить 
опубликование настоящего постановления.
    4.  Настоящее  постановление  вступает  в  силу с 1 января 2011 
года,  но  не  ранее  чем  по  истечении  10  дней  после  дня  его  
официального опубликования.
    5.  Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Томской области – начальника Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области Трубицына А.А.

(Пункт  в  редакции  Постановления  Администрации  Томской  области

от 12.05.2012 № 177а)

     
     
     Губернатор Томской области                        В.М. Кресс  

 

     
     
                                                УТВЕРЖДЕНА         
                                       постановлением Администрации
                                       Томской области
                                       от 25.11.2010 N 232а

 

 

 

                  Долгосрочная целевая программа
 "Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области
                    на период 2011-2014 годов"
    редакции    Постановлений   Администрации   Томской  

области от 07.06.2011 № 163а; от 21.10.2011 № 325а; 

от 22.12.2011 № 418а; от 12.05.2012 № 177а)

 

                              Паспорт
    долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего
 предпринимательства в Томской области на период 2011-2014 годов"

 

|—————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Наименование        | Долгосрочная целевая программа  "Развитие малого и  среднего предпринимательства  в|
| долгосрочной целевой| Томской области на период 2011-2014 годов" (далее - Программа)                     |
| программы           |                                                                                    |
|—————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Основание для       | Федеральный закон от  24 июля  2007 года  N 209-ФЗ  "О развитии  малого и  среднего|
| разработки Программы| предпринимательства в Российской Федерации";                                       |
|                     | Закон Томской области  от 5  декабря 2008  года N  249-ОЗ (ред.  от 05.04.2010)  "О|
|                     | развитии малого и среднего предпринимательства в Томской области"                  |
|—————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Инициатор           | Департамент развития  предпринимательства  и реального  сектора  экономики  Томской|
| предложения по      | области                                                                            |
| разработке Программы|                                                                                    |
|—————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Заказчик Программы  | Департамент развития  предпринимательства  и реального  сектора  экономики  Томской|
|                     | области                                                                            |
|—————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|

Исполнители Программы

Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области;

Департамент по управлению государственной собственностью Томской области;

Департамент труда и занятости населения Томской области;

Комитет по науке и инновационной политике Администрации Томской области;

Департамент инвестиций Администрации Томской области.

Соисполнители:

Некоммерческая организация «Фонд развития малого и среднего предпринимательства Томской области» (по согласованию);

Томская Торгово-промышленная палата (по согласованию);

общественные объединения предпринимателей (по согласованию);

организации инфраструктуры поддержки предпринимательства
(по согласованию)

    редакции    Постановления   Администрации   Томской   области

от 22.12.2011 № 418а)

|—————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Основные            | Департамент развития  предпринимательства  и реального  сектора  экономики  Томской|
| разработчики        | области;                                                                           |
| Программы           | общественные объединения предпринимателей (по согласованию);                       |
|                     | организации инфраструктуры поддержки предпринимательства (по согласованию)         |
|—————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Цель Программы      | Высокий уровень развития предпринимательства                                       |
|—————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|

Задачи Программы

1. Развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства.

2. Создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности (финансовое, кадровое, правовое, консультационное и информационное обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП).

3. Расширение внешнеэкономических связей субъектов МСП и стимулирование экспорта продукции (товаров, работ, услуг) малого и среднего бизнеса.

4. Формирование позитивного образа предпринимательской деятельности.

5. Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность

(Раздел в  редакции  Постановления  Администрации  Томской  области

от 12.05.2012 № 177а)

|—————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Показатели цели     | 1. Увеличение доли  занятых  в малом  и среднем  предпринимательстве  (в том  числе|
| Программы и их      | индивидуальные предприниматели) от общей численности занятых в экономике до 51 %  в|
| значения            | 2014 году.                                                                         |
|                     | 2. Увеличение  доли продукции,  произведенной  субъектами МСП  (без  индивидуальных|
|                     | предпринимателей), в общем объеме  валового регионального продукта  до 18 % в  2014|
|                     | году                                                                               |
|—————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|

Показатели задач Программы и их значения

1. Количество субъектов МСП, являющихся потребителями услуг аккредитованных организаций поддержки предпринимательства Томской области, – не менее
5000 ежегодно.

2. Доля субъектов МСП, удовлетворенных доступностью и качеством предоставляемых услуг организациями поддержки предпринимательства Томской области, – не менее 74%
в 2014 году.

3. Удовлетворенность руководителей субъектов МСП условиями ведения предпринимательской деятельности
в Томской области – не менее 70% в 2014 году.

4. Прирост числа субъектов МСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность (далее – ВЭД)
на территории Томской области, – не менее 15% в 2014 году.

5. Рост доли респондентов, считающих предпринимательство деятельностью, заслуживающей уважения.

6. Доля молодежи до 30 лет включительно, готовой начать предпринимательскую деятельность, – не менее 15%
в 2014 году

(Раздел в  редакции  Постановления  Администрации  Томской  области

от 12.05.2012 № 177а)

|—————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Сроки реализации    | 2011 - 2014 годы                                                                   |
| Программы           |                                                                                    |
|—————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|

Объемы
и источники финансирования Программы (прогноз),
млн. рублей
<*>

Источники

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Итого

средства федерального бюджета, включая средства федеральных программ, направленных
на поддержку
и развитие МСП (по согласованию)

141,60

205,00

161,35

212,80

720,75

средства областного бюджета

100,00

113,4705

150,00

202,25

565,7205

средства местных бюджетов
(по согласованию)

8,70

9,06

15,00

21,25

54,01

Итого

250,30

327,5305

326,35

436,30

1340,4805

    редакции    Постановлений   Администрации   Томской   области

от 07.06.2011 № 163а; от 22.12.2011 № 418а; от 12.05.2012 № 177а)

Основные направления расходования средств Программы (прогноз),

млн. рублей

Направление

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Итого

НИОКР

 

 

 

 

 

инвестиции

 

 

40,00

40,00

80,00

прочие

250,30

327,5305

286,35

396,30

1260,4805

Итого

250,30

327,5305

326,35

436,30

1340,4805

(Раздел в  редакции  Постановления  Администрации  Томской  области

от 12.05.2012 № 177а)

Ожидаемые показатели эффективности Программы

Реализация Программы позволит увеличить вклад МСП
в валовой региональный продукт до 18%, создать условия
для изменений в отраслевой структуре МСП, перехода экономики на инновационный путь развития, а также решить проблемы занятости населения в муниципальных образованиях Томской области, в том числе проблему занятости высококвалифицированных кадров.

Программа ставит целью повысить конкурентные преимущества экономики региона за счет развития предпринимательства как основы формирования среднего класса.

Развитие сектора МСП в промышленности, сфере услуг, сфере высоких технологий позволит задействовать новые источники экономического роста, освоить новые рынки сбыта, увеличить количество участников ВЭД и рост объемов экспорта малого и среднего бизнеса Томской области (рост числа субъектов
МСП – участников ВЭД составит не менее 15% в 2014 году).

Средства областного бюджета, выделяемые на реализацию мероприятий Программы, должны способствовать привлечению средств бюджетов других уровней в сферу предпринимательства, а также привлечению внебюджетных инвестиций в приоритетные сферы экономики региона (принятие всеми муниципальными образованиями Томской области программ развития малого и среднего предпринимательства)

(Раздел в  редакции  Постановления  Администрации  Томской  области

от 12.05.2012 № 177а)

|—————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Организация         | Текущий контроль  за  реализацией мероприятий  Программы  осуществляет  Департамент|
| управления          | развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области.  Оценку|
| Программой и        | эффективности реализации Программы осуществляет Департамент экономики Администрации|
| контроль за ее      | Томской области.                                                                   |
| реализацией         | Исполнители Программы ежеквартально, до 5-го  числа месяца, следующего за  отчетным|
|                     | периодом, представляют заказчику Программы  отчетность о реализации Программы и  об|
|                     | использовании финансовых ресурсов по установленной заказчиком Программы форме.     |
|                     | Оценка социально-экономической   эффективности  реализации   Программы   проводится|
|                     | ежегодно  путем  сравнения   текущих  значений   основных  целевых  показателей   с|
|                     | установленными Программой значениями.                                              |
|                     | Департамент развития  предпринимательства  и реального  сектора  экономики  Томской|
|                     | области  представляет ежеквартально  отчет  о  реализации Программы  в  Департамент|
|                     | экономики Администрации Томской области по установленной форме                     |
|—————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|

 

              
                           Вводная часть

 

    Основанием   для   разработки   настоящей   Программы  является  
Федеральный  закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого 
и  среднего  предпринимательства в Российской Федерации" ("Собрание 
законодательства  Российской  Федерации",  N  31 от 30.07.2007, ст. 
4006).
    Программа направлена:
    на  регулирование отношений между субъектами МСП, организациями 
инфраструктуры  поддержки  предпринимательства,  органами  местного  
самоуправления  различных  уровней  в  сфере  развития  МСП Томской 
области;
    на  повышение  эффективности  и системности поддержки субъектов 
МСП.
    Программа  призвана  объединить  усилия  исполнительных органов 
государственной   власти   Томской   области   и  органов  местного  
самоуправления  Томской  области  в  поддержке и развитии субъектов 
МСП,  организаций  инфраструктуры  поддержки  предпринимательства и 
общественных  объединений  предпринимателей. В Программе определены 
перечень механизмов поддержки МСП, виды и формы такой поддержки. 
    В  Томской  области  создана  базовая  инфраструктура поддержки 
предпринимательства.  Действуют  производственные  и  инновационные  
бизнес-инкубаторы,   сформирован   региональный   венчурный   фонд,   
гарантийный  фонд  Томской  области,  работают муниципальные центры 
поддержки  предпринимательства и микрофинансовые организации, центр 
субконтрактации,     технопарковая    зона    в    ЗАТО    Северск,    
представительство Евро Инфо Корреспондентского центра. В результате 
реализации     программы     "Развитие     малого     и    среднего    
предпринимательства  Томской  области  на  период 2008 - 2010 годы" 
запущены   механизмы   поддержки  "стартующего"  бизнеса,  развития  
молодежного предпринимательства, поддержки экспортоориентированного 
малого и среднего бизнеса.
    Томская  область  традиционно  входит  в число регионов-лидеров 
Российской  Федерации  и  Сибирского  федерального  округа (СФО) по 
основным показателям развития МСП в пересчете на душу населения. По 
итогам  2009  года  по  числу малых предприятий регион занимает 1-е 
место  в СФО и 6-е в РФ; объему инвестиций в основной капитал - 1-е 
место в СФО и 3-е в РФ; доле среднесписочной численности работников 
малых  предприятий  в общей численности занятых - 1-е место в СФО и 
14-е в РФ.
    Регион  шесть  раз  (2004,  2005,  2007-2010  гг.)  признавался  
победителем  конкурса  "Лучший  регион  в  области  развития  МСП",  
проводимого  Советом  Федерации  Федерального  Собрания  Российской  
Федерации  совместно с Торгово-промышленной палатой РФ и Российским 
союзом  промышленников и предпринимателей, в 2007 году был удостоен 
премии  Торгово-промышленной  палаты  Российской Федерации "Золотой 
Меркурий"  в  номинации "Регион с наиболее благоприятными условиями 
для развития МСП".
     
Показатели состояния малого и среднего предпринимательства Томской
                              области

 

|———————————————————————————————|————————|———————|——————————|—————————|—————————|
|          Показатели           |  Ед.   | 2007  | 2008 г.  | 2009 г. |  2010   |
|                               |  изм.  |  г.   |        | (с      |  г.*)   |
|                               |        |       |  микро)  | микро)  |   (с    |
|                               |        |       |          |         | микро)  |
|———————————————————————————————|————————|———————|——————————|—————————|—————————|
| Количество малых предприятий  |  тыс.  | 12,97 |  15,40   |  16,8   |  17,3   |
|                               |  ед.   |       |          |         |         |
|———————————————————————————————|————————|———————|——————————|—————————|—————————|
| Среднесписочная численность   |  тыс.  | 91,2  |   89,0   |  90,5   |  91,5   |
| работников (без внешних       |  чел.  |       |          |         |         |
| совместителей), занятых на    |        |       |          |         |         |
| малых предприятиях            |        |       |          |         |         |
|———————————————————————————————|————————|———————|——————————|—————————|—————————|
| Оборот предприятий            |  млн.  |  121  |  99 322  | 91 891  |   93    |
|                               |  руб.  |  097  |          |         |  729,7  |
|———————————————————————————————|————————|———————|——————————|—————————|—————————|
| Инвестиции в основной капитал |  млн.  |   9   | 10 755,4 |    8    |  9 500  |
| (в части новых и              |  руб.  | 758,0 |          | 362,25  |         |
| приобретенных по импорту      |        |       |          |         |         |
| основных средств)             |        |       |          |         |         |
|———————————————————————————————|————————|———————|——————————|—————————|—————————|
| Число ИП, состоящих на учете  |  тыс.  | 28,2  |   30,4   |  31,8   |  32,5   |
| в налоговых органах           |  чел.  |       |          |         |         |
|———————————————————————————————|————————|———————|——————————|—————————|—————————|
| Доля занятых в малом          |   %    | 21,7  |   23,2   |  24,5   |   25    |
| предпринимательстве           |        |       |          |         |         |
| (работников МП и ИП) в        |        |       |          |         |         |
| численности занятых в         |        |       |          |         |         |
| экономике                     |        |       |          |         |         |
|———————————————————————————————|————————|———————|——————————|—————————|—————————|
    *) прогноз.
    Антикризисные  меры  в  сфере  малого  бизнеса,  осуществляемые  
региональными  и  местными властями при поддержке Минэкономразвития 
России (поддержка стартующего бизнеса, развитие микрофинансирования 
и  системы  содействия  кредитования МСП, поддержка сбыта продукции 
МСП,  развитие  молодежного  предпринимательства  и др.), позволили 
только  в  2009 году создать и стабилизировать около 5 тыс. рабочих 
мест в сфере малого и среднего бизнеса.     
    В  области  сформирована система защиты прав предпринимателей и 
формирования  благоприятной  среды  для  ведения бизнеса. В регионе 
активно  работают  региональные  отделения  крупнейших  объединений  
предпринимателей:  "ОПОРы России" и "Деловой России". Томская ТПП - 
активный участник мероприятий по поддержке МСП в регионе.  
    Томская   область   -  пилотный  регион  Российской  Федерации,  
реализующий   комплекс   мероприятий   по   вовлечению  молодежи  в  
предпринимательскую   деятельность.   При   поддержке  Федерального  
агентства  по  делам  молодежи  и Минэкономразвития России в 2009 - 
2010 гг. более 2500 молодых людей стали участниками образовательных 
программ по предпринимательству, тренингов, конкурсов и выставочных 
мероприятий,  получили возможность консультаций и мастер-классов от 
успешных  российских  предпринимателей,  прошли  систему личностной 
диагностики  на  уровень  предпринимательских компетенций. В рамках 
программы  "Развитие  малого и среднего предпринимательства Томской 
области  на  период  2008  -  2010 годы" более 100 проектов молодых 
предпринимателей получили финансовую поддержку по конкурсам "Первый 
шаг"    и    "Бизнес-старт".   В   регионе   создаются   молодежные   
предпринимательские   сообщества,   оказывающие   информационную  и  
организационную поддержку желающим открыть собственное дело.  
    Кроме  того,  в  рамках  проекта Общественной палаты Российской 
Федерации,  реализуемого  Ассоциацией  агентств  поддержки малого и 
среднего бизнеса "Развитие" и Томской торгово-промышленной палатой, 
Томская область стала пилотным регионом для апробирования механизма 
создания  успешных  инновационных  малых предприятий, в том числе в 
рамках  Федерального  закона  от  2  августа  2009 года N 217-ФЗ "О 
внесении  изменений  в  отдельные  законодательные  акты Российской 
Федерации    по    вопросам    создания   бюджетными   научными   и   
образовательными   учреждениями   хозяйственных   обществ  в  целях  
практического  применения  (внедрения) результатов интеллектуальной 
деятельности".
    Российские  и  зарубежные  эксперты  отмечают,  что  в  Томской  
области   в  целом  сложились  благоприятные  условия  для  ведения  
предпринимательской   деятельности   и   основные  предпосылки  для  
формирования  новых  субъектов  МСП  в  приоритетных для Российской 
Федерации и региона секторах экономики.        

 

                    Основные термины и понятия
     
    Инфраструктура    поддержки   предпринимательства   -   система   
коммерческих   и  некоммерческих  организаций,  которые  создаются,  
осуществляют   свою   деятельность   или  привлекаются  в  качестве  
поставщиков  (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов 
на   поставки   товаров,   выполнение  работ,  оказание  услуг  для  
государственных  или муниципальных нужд при реализации федеральных, 
региональных  и  муниципальных  программ  развития  субъектов  МСП,  
обеспечивающих  условия  для  создания субъектов МСП, и оказания им 
поддержки.
    Инфраструктура  поддержки  предпринимательства  включает в себя 
также   центры   и   агентства   по  развитию  предпринимательства,  
государственные      и      муниципальные      фонды      поддержки      
предпринимательства,  фонды  содействия  кредитованию  (гарантийные  
фонды,  фонды  поручительств),  акционерные  инвестиционные  фонды,  
микрофинансовые организации и закрытые паевые инвестиционные фонды, 
привлекающие   инвестиции   для   субъектов   малого   и   среднего   
предпринимательства,        технопарки,        научные       парки,       
инновационно-технологические   центры,   бизнес-инкубаторы,   центр   
кластерного    развития,    палаты    и   центры   ремесел,   центр   
субконтрактации,  маркетинговые  и учебно-деловые центры, агентства 
по     поддержке    экспорта    товаров,    лизинговые    компании,    
консультационные центры и иные организации.       
    Фонд   инвестиций   -   некоммерческая   организация,   которая   
соответствует   требованиям   приказа  Министерства  экономического  
развития  Российской  Федерации  от  16.02.2010  N  59  "О мерах по 
реализации   мероприятий   по   государственной   поддержке  малого  
предпринимательства" на момент создания фонда.      
    Гарантийный  фонд  -  юридическое  лицо,  одним  из учредителей 
которого является Томская область в лице уполномоченного органа или 
организации. Цель создания гарантийного фонда - обеспечение доступа 
малых  и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки 
предпринимательства   к   кредитным  и  иным  финансовым  ресурсам,  
развитие  системы  гарантий и поручительств по обязательствам малых 
предприятий      и     организаций     инфраструктуры     поддержки     
предпринимательства,  основанных  на кредитных договорах, договорах 
займа и лизинга.
    Представительство Евро Инфо Корреспондентского Центра – региональное представительство Российского Евро Инфо Корреспондентского Центра, действующее на территории Томской области, созданное на базе организации инфраструктуры поддержки предпринимательства. Цель создания представительства Евро Инфо Корреспондентского Центра – оказание субъектам МСП комплекса услуг по поиску партнеров и установлению деловых связей, в том числе в рамках европейской деловой информационной сети Евро Инфо Корреспондентских Центров – Enterprise Europe Network.

(Абзац  в  редакции  Постановления  Администрации  Томской  области

от 12.05.2012 № 177а)

Фонд развития предпринимательства (Областной центр поддержки предпринимательства) – некоммерческая организация, не являющаяся государственным (муниципальным) учреждением, в число учредителей (участников, членов) которой входит субъект Российской Федерации – Томская область. Цель создания Фонда развития предпринимательства (Областного центра поддержки предпринимательства) – участие в реализации государственной политики развития малого и среднего предпринимательства (включая молодежное предпринимательство) на территории Томской области, в том числе взаимодействие с муниципальными центрами поддержки предпринимательства.

Центр поддержки экспорта – самостоятельное юридическое лицо или структурное подразделение иного юридического лица, относящегося к инфраструктуре поддержки малого и среднего предпринимательства. Цель создания Центра поддержки экспорта – информационно-аналитическая, консультационная и организационная поддержка деятельности субъектов МСП в сфере ВЭД, содействие выходу экспортно-ориентированных малых и средних предприятий на иностранные рынки, в том числе при содействии торговых представительств Российской Федерации.

Центр кластерного развития – юридическое лицо, одним из учредителей которого является Томская область в лице уполномоченного органа или организации. Цель создания Центра кластерного развития – создание условий для эффективного взаимодействия организаций – участников территориальных кластеров, организаций образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, инвесторов в интересах развития территориального кластера, обеспечение реализации совместных кластерных проектов.

(Абзацы дополнены -  Постановление  Администрации  Томской  области

от 12.05.2012 № 177а)

    К  организациям,  образующим инфраструктуру поддержки субъектов 
МСП   и   рассчитывающим   на  поддержку,  предъявляется  следующее  
требование:
    обязательное  включение  организации, образующей инфраструктуру 
поддержки   субъектов   МСП,   в   реестр  организаций,  образующих  
инфраструктуру  поддержки  субъектов МСП, формируемый и обновляемый 
Департаментом  развития  предпринимательства  и  реального  сектора  
экономики Томской области.
    Организации инфраструктуры поддержки предпринимательства должны 
отвечать следующим требованиям:
    деятельность,   осуществляемая   организациями   инфраструктуры   
поддержки предпринимательства и предусмотренная их уставами, должна 
быть  направлена  на  обеспечение  условий  для создания и развития 
субъектов МСП и оказание им поддержки;      
    организации  инфраструктуры  поддержки  предпринимательства  не  
должны  находиться  в  процессе  реорганизации  или  ликвидации,  в  
отношении них не должны осуществляться процедуры банкротства;  
    деятельность      организаций      инфраструктуры     поддержки     
предпринимательства   не  должна  быть  приостановлена  в  порядке,  
предусмотренном  Кодексом  Российской Федерации об административных 
правонарушениях;
    организации   инфраструктуры   поддержки   предпринимательства,   
осуществляющие   деятельность,  подлежащую  лицензированию,  должны  
обладать лицензиями на право ее осуществления;     
    организации  инфраструктуры  поддержки  предпринимательства  не  
должны  иметь задолженности по налогам (сборам) и иным обязательным 
платежам  во  все  уровни бюджетной системы Российской Федерации, а 
также по бюджетным средствам, предоставленным на возвратной основе; 
    организации  инфраструктуры  поддержки  предпринимательства  не  
должны  иметь  не исполненных в срок или исполненных с недостатками 
обязательств по государственным и муниципальным контрактам, а также 
сведения      об      организации      инфраструктуры     поддержки     
предпринимательства    не    должны    быть   включены   в   реестр   
недобросовестных поставщиков.
    Организациями  инфраструктуры  поддержки предпринимательства не 
могут быть:
    кредитные    или    страховые   организации   (за   исключением   
потребительских  кооперативов), негосударственные пенсионные фонды, 
профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды;   
    организации,   являющиеся   участниками  соглашений  о  разделе  
продукции;
    организации,  осуществляющие предпринимательскую деятельность в 
сфере игорного бизнеса;
    организации,    осуществляющие    производство   и   реализацию   
подакцизных товаров;
    организации,   осуществляющие   добычу  и  реализацию  полезных  
ископаемых,    за    исключением    общераспространенных   полезных   
ископаемых.
    Условия    и    порядок    оказания    поддержки   организациям   
инфраструктуры     поддержки    предпринимательства    определяются    
нормативными правовыми актами Томской области.      
     
   1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
                       программными методами

 

    Кризисные  явления  2008-2009  гг.  не  могли  обойти сферу МСП 
региона.  Исследования,  проводимые  региональным  отделением ОПОРы 
России  и  Томской  ТПП, показали сокращение оборотов МСП (около 25 
%),  падение  инвестиций  в  основной капитал (на 30 %), сокращение 
количества  малых предприятий (без микропредприятий). Вместе с тем, 
выросло число микропредприятий и индивидуальных предпринимателей. 
    Основные  проблемы  субъектов  МСП  по  результатам проведенных 
исследований   региональным   отделением  ОПОРы  России  и  Томской  
торгово-промышленной палатой следующие:
    1)  проблема  привлечения  финансовых  ресурсов  при реализации 
предпринимательских  проектов субъектов МСП и осуществлении текущей 
деятельности;
    2) высокий уровень конкуренции;
    3) недостаток квалифицированных кадров;
    4)  недостаток информационной поддержки субъектов МСП в Томской 
области;
    5)   недостаточный   уровень   поддержки   субъектов   МСП   на   
муниципальном уровне.
    Для   обеспечения  более  динамичного  развития  МСП  требуется  
дальнейшее  развитие  инфраструктуры поддержки предпринимательства, 
активное   вовлечение   в   предпринимательскую   и   инновационную   
деятельность  молодежи, апробация и внедрение в практику новых форм 
и механизмов финансовой и организационной поддержки.    
    Минэкономразвития  России в среднесрочной перспективе планирует 
уделить   особое   внимание   модернизации   технологической   базы   
действующих  субъектов МСП, внедрению энергосберегающих технологий, 
содействию  реализации  продукции  субъектов  МСП  за  пределы  РФ,  
приоритетному  развитию инновационного предпринимательства, а также 
инфраструктуры  финансовой  и  организационной  поддержки  малого и 
среднего бизнеса.
    С  учетом  приоритетов  развития  Томской  области  планируется  
развитие  механизмов микрофинансирования деятельности субъектов МСП 
     том     числе    через    создание    регионального    фонда    
микрофинансирования,   фонда   прямых  инвестиций);  стимулирование  
появления  и развития кластеров в приоритетных для региона секторах 
экономики;  стимулирование внедрения современных ресурсосберегающих 
технологий;  создание  условий  для  "выращивания"  успешных  малых  
предприятий  молодежью  в  возрасте  до  30 лет; расширение спектра 
механизмов  поддержки  экспортоориентированного  малого  и среднего 
бизнеса;   повышение   эффективности   деятельности  инфраструктуры  
поддержки предпринимательства, в том числе инновационного.

     Кроме того, в рамках проекта Общественной палаты Российской Федерации, реализуемого Ассоциацией агентств поддержки малого и среднего бизнеса «Развитие» и Томской Торгово-промышленной палатой, Томская область стала пилотным регионом для апробирования механизма создания успешных инновационных малых предприятий, в том числе в рамках Федерального закона от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

     Российские и зарубежные эксперты отмечают, что в Томской области в целом сложились благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности и основные предпосылки для формирования новых субъектов МСП в приоритетных для Российской Федерации и региона секторах экономики.

     При этом немногим томским компаниям удалось создать успешный бизнес на международном уровне. Одна из ключевых причин состоит в том, что томские инновационные компании – это в основном малые и средние предприятия, в большинстве своем не обладающие достаточными финансовыми, информационными и человеческими ресурсами, требуемыми для выхода на внешний рынок.

     В настоящее время основной задачей, стоящей перед Томской областью в сфере интернационализации экономики МСП, является построение региональной системы, способствующей появлению новых участников ВЭД, повышению их конкурентоспособности и расширению внешнеэкономического сотрудничества.

(Абзацы дополнены -  Постановление  Администрации  Томской  области

от 12.05.2012 № 177а)

 

       2. Цель и задачи Программы, показатели их достижения

 

    В  соответствии  со Стратегией развития Томской области до 2020 
года    развитие    предпринимательства    является    приоритетным    
направлением государственной политики.
    В   результате  реализации  мероприятий  Программы  планируется  
достижение  цели  "Высокий  уровень  развития предпринимательства", 
обозначенной в Стратегии развития Томской области до 2020 года. 
    Приоритетными  задачами  Программы,  обеспечивающими достижение 
поставленной цели, являются:
    1. Развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства.

    2. Создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности (финансовое, кадровое, правовое, консультационное и информационное обеспечение деятельности субъектов МСП).

    3.Расширение внешнеэкономических связей субъектов МСП и стимулирование экспорта продукции (товаров, работ, услуг) малого и среднего бизнеса.

    4. Формирование позитивного образа предпринимательской деятельности.

(Пункты 2-4 в редакции Постановления Администрации  Томской  области

от 12.05.2012 № 177а)

    5. Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность.

(Пункт  дополнен  -  Постановление  Администрации  Томской  области

от 12.05.2012 № 177а)

 

3. Оценка социально-экономического значения Программы для развития
                              региона

 

    В  результате  реализации всего комплекса мероприятий Программы 
произойдет   увеличение   доли   занятых  в  МСП,  в  том  числе  у  
индивидуальных  предпринимателей,  от  общей  численности занятых в 
экономике  до  51 % в 2014 году, а также увеличение доли продукции, 
произведенной субъектами МСП (без индивидуальных предпринимателей), 
в общем объеме валового регионального продукта до 18 % в 2014 году. 
    Ниже  приведены  ожидаемые  результаты по основным направлениям 
государственной поддержки субъектам МСП в рамках Программы.  
    1. Ожидается достижение следующих результатов от реализации мероприятий, направленных на формирование инфраструктуры поддержки предпринимательства:
    увеличение количества и улучшение качества предоставляемых услуг субъектам МСП центрами поддержки предпринимательства Томской области, в том числе областным и муниципальными центрами поддержки предпринимательства (количество субъектов МСП, воспользовавшихся услугами муниципальных центров, – не менее 4000 ежегодно);
    рост основных показателей экономической деятельности субъектов МСП, расположенных в бизнес-инкубаторах Томской области (не менее 30 новых субъектов МСП ежегодно размещать в бизнес-инкубаторах Томской области);
    создание условий для эффективного взаимодействия организаций – участников территориальных кластеров и увеличение количества субъектов МСП, являющихся участниками кластера (количество субъектов МСП, вошедших в состав кластера, – не менее 20 ежегодно);
    развитие и оптимизация кооперационных (субконтрактных) связей между организациями Томской области как внутри региона, так и за его пределами; привлечение заказов в регион (количество договоров, заключенных на оказание услуг Центра субконтрактации, – не менее 15 ежегодно); 
    предоставление поручительств Гарантийным фондом Томской области в качестве обеспечения обязательств малых предприятий и организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства перед кредитными организациями (предоставление не менее 25 поручительств на сумму не менее 100 млн. рублей ежегодно);
    создание условий для расширения международного сотрудничества субъектов МСП (количество субъектов МСП, воспользовавшихся услугами ЕИКЦ, не менее 27 ед. ежегодно; количество участников мероприятий, проводимых ЕИКЦ, – не менее 50 ед. ежегодно);
    создание условий для выхода экспортно-ориентированных субъектов МСП на межрегиональные и иностранные рынки (количество субъектов МСП, получивших поддержку в Центре поддержки экспорта, – не менее 25 ед. ежегодно; количество участников мероприятий, проводимых Центром поддержки экспорта, – не менее 38 ед. ежегодно).
    В результате создания фонда развития микрофинансирования будет осуществляться выдача займов субъектам МСП на льготных условиях.
    В результате создания Фонда прямых инвестиций субъекты МСП будут получать финансовые ресурсы на реализацию инвестиционных предпринимательских проектов.
(Пункт  в  редакции  Постановления  Администрации  Томской  области

от 12.05.2012 № 177а)

    2.   В   результате  реализации  мероприятий,  направленных  на  
финансовое  обеспечение предпринимательской деятельности, ожидаются 
следующие результаты:
    повышение  доступности к финансово-кредитным ресурсам субъектам 
МСП  Томской  области  (рост  кредитования субъектов МСП банками не 
менее 7 % ежегодно);
    проблема недостаточной информационной поддержки субъектов МСП в 
Томской   области   будет   решена   путем   проведения  семинаров,  
конференций,  круглых  столов,  форумов  с участием субъектов МСП и 
инфраструктуры  поддержки предпринимательства, издания методических 
пособий,  справочников,  поддержания Интернет-портала для субъектов 
МСП,    ведения   единого   реестра   субъектов   МСП,   получивших   
государственную  поддержку,  обеспечения  инфраструктуры  поддержки  
предпринимательства информационно-справочными системами, проведения 
социологических исследований состояния МСП в регионе и т.д.  
    В результате реализации мероприятий будет достигнуто:
    установление  и  развитие кооперационных связей МСП (увеличение 
числа   совместных   предпринимательских   проектов  между  малыми,  
средними   и   крупными  предприятиями  -  не  менее  50  договоров  
ежегодно);
    увеличение количества субъектов МСП, осуществляющих ВЭД на территории Томской области, на 15% в 2014 году).

(Абзац  в  редакции  Постановления  Администрации  Томской  области

от 12.05.2012 № 177а)

    3.   На   решение   проблемы   недостаточно   высокого   уровня   
предпринимательской   культуры  населения  и  квалификации  кадров,  
занятых   на   малых   и  средних  предприятиях,  будут  направлены  
мероприятия Программы, предусматривающие подготовку, переподготовку 
и  повышение  квалификации  кадров  через поддержку образовательных 
программ    для    субъектов   МСП   и   инфраструктуры   поддержки   
предпринимательства,       программ       развития      молодежного      
предпринимательства,  подготовку  бизнес-команд  для субъектов МСП, 
повышение   квалификации   управленческих   кадров  субъектов  МСП,  
содействие   в   подготовке,  проведении  и  участии  школьников  и  
студентов Томской области в олимпиадах и конкурсах, направленных на 
развитие знаний и навыков в сфере предпринимательства, и т.д. 
    В  результате мероприятий, направленных на кадровое обеспечение 
предпринимательской деятельности, будет достигнуто:
    рост   числа  субъектов  МСП,  удовлетворенных  доступностью  и  
качеством     образовательных     услуг    в    регионе    (уровень    
удовлетворенности  образовательными  услугами  не менее 70 % к 2014 
году);
    рост   количества  субъектов  МСП  на  основе  целенаправленной  
подготовки специалистов (не менее 100 человек ежегодно).  

    4.   В качестве основного механизма содействия развитию межрегионального и международного сотрудничества, поддержке экспортно-ориентированных субъектов МСП в Программе предусмотрены мероприятия, направленные на:

поддержку сотрудничества с международными организациями и административно-территориальными образованиями иностранных государств по вопросам развития предпринимательства;

поддержку экспортно-ориентированных субъектов МСП путем обеспечения участия в межрегиональных и международных выставках-ярмарках, форумах, конференциях субъектов МСП, субсидирования затрат, связанных с продвижением продукции субъектов МСП на межрегиональные и международные рынки, содействия в подборе деловых партнеров и установлении прямых контактов (межмуниципальных, межрегиональных, зарубежных) и т.д.;

создание и развитие инфраструктуры поддержки ВЭД субъектов МСП, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;

организацию информационно-консультационного обеспечения и промоутерской поддержки экспортно-ориентированных субъектов МСП.

В результате этих мероприятий будет достигнуто:

рост числа субъектов МСП Томской области – участников ВЭД (не менее 5% ежегодно);

рост числа субъектов МСП – участников мероприятий информационно-консультационного характера (семинары, консультации, круглые столы и т. п.), проводимых организациями инфраструктуры поддержки ВЭД МСП (не менее 50 ежегодно).

(Пункт  в  редакции  Постановления  Администрации  Томской  области

от 12.05.2012 № 177а)

    5.  Проблему  недостаточного  уровня поддержки субъектов МСП на 
местном  уровне  планируется  решить  через поддержку муниципальных 
программ   развития   субъектов   МСП  и  стимулирование  поддержки  
субъектов  МСП  на  территории  муниципальных  образований  Томской  
области  через софинансирование реализации мероприятий, необходимых 
именно данной территории. Поддержка муниципальных программ развития 
предпринимательства     будет     осуществляться     на    условиях    
софинансирования.
    В    результате   реализации   мероприятий,   направленных   на   
стимулирование  поддержки  субъектов  МСП  на местном уровне, будет 
достигнуто:
    рост  предпринимательской активности в сельской местности (рост 
числа субъектов МСП в сельской местности не менее 3 % ежегодно); 
    развитие  предпринимательства в "новой" экономике в г. Томске и 
г.  Северске  (рост  числа инновационных субъектов МСП не менее 4 % 
ежегодно).
    6.   Низкая  социальная  активность  молодежи  и  недостаточная  
информированность  об особенностях предпринимательской деятельности 


Информация по документу
Читайте также