Расширенный поиск

Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 30.11.2004 № 349-III

 
                             З А К О Н
                     РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

                            г. Якутск,
                   30 ноября 2004 года № 349-III

О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия) Настоящий закон
 в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными
законами, Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия)
регулирует вопросы организации местного самоуправления в Республике
    Саха (Якутия), права, обязанности и ответственность органов
 государственной власти Республики Саха (Якутия) и должностных лиц
 органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в области
       местного самоуправления, а также права, обязанности и
 ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц
    органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия).


(В редакции Законов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики
             Саха (Якутия) от 22.03.2006 г. N 647-III;
      от 01.11.2006 г. N 795-III; от 26.04.2007 г. N 911-III;
      от 26.12.2007 г. N 1071-III; от 23.04.2009 г. N 261-IV;
      от 17.06.2009 г. N 279-IV; от 14.10.2009 г. N 341 -IV;
       от 15.12.2009 г. N 421-IV; от 01.03.2011 г. N 691-IV;
        от 02.04.2014 г. N 121-V; от 01.10.2014 г. N 239-V)


                     Глава 1. Общие положения

    Статья  1.  Местное  самоуправление  в Республике Саха (Якутия) 
    1.   Местное   самоуправление  в  Республике  Саха  (Якутия)  -  
гарантируемая  Конституцией  Российской  Федерации  и  Конституцией  
(Основным  законом)  Республики  Саха (Якутия) форма народовластия, 
обеспечивающая  осуществление населением самостоятельной и под свою 
ответственность  деятельности  по  решению  непосредственно и (или) 
через  формируемые органы местного самоуправления вопросов местного 
значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных 
местных особенностей.
    2.   Местное   самоуправление   в   Республике   Саха  (Якутия)  
осуществляется    в    соответствии   с   принципами:   законности,   
верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных законов, 
Конституции    (Основного   закона)   Республики   Саха   (Якутия);   
государственной   и  территориальной  целостности  Республики  Саха  
(Якутия);
    признания,  соблюдения  и  защиты  государством прав граждан на 
участие      в      решении     вопросов     местного     значения;     
    разграничения  предметов  ведения  и  полномочий между органами 
государственной власти Республики Саха (Якутия) и органами местного 
самоуправления,     между    органами    местного    самоуправления    
муниципальных районов и органами местного самоуправления поселений; 
    самостоятельного   и  под  свою  ответственность  осуществления  
органами  местного  самоуправления  полномочий  по решению вопросов 
местного  значения,  а  также отдельных государственных полномочий, 
переданных  им  в  соответствии  с  законом,  исходя  из  интересов  
населения;
    сочетания   интересов  населения  муниципальных  образований  и  
интересов   Республики   Саха   (Якутия),   Российской   Федерации;   
    соблюдения административно - территориального устройства, учета 
национально-этнических,   исторических  и  иных  местных  традиций,  
экономико-географических  особенностей  Республики  Саха  (Якутия);  
    соразмерности  материальных  и  финансовых ресурсов полномочиям 
органов местного самоуправления;
    подотчетности органов местного самоуправления и должностных лиц 
органов  местного  самоуправления населению, гласности и открытости 
их деятельности.

   Статья 2. Правовая основа местного самоуправления
    Правовую  основу  местного  самоуправления  в  Республике  Саха  
(Якутия)  составляют общепризнанные принципы и нормы международного 
права,  международные  договоры  Российской  Федерации, Конституция 
Российской    Федерации,    федеральные   конституционные   законы,   
Федеральный   закон   «Об   общих  принципах  организации  местного  
самоуправления  в  Российской  Федерации», иные федеральные законы, 
нормативные  правовые акты органов исполнительной власти Российской 
Федерации,  Конституция  (Основной закон) Республики Саха (Якутия), 
законы  Республики Саха (Якутия), нормативные правовые акты органов 
исполнительной  власти  Республики Саха (Якутия) в области местного 
самоуправления,  решения, принятые на местных референдумах и сходах 
граждан,   уставы  муниципальных  образований,  иные  муниципальные  
правовые  акты, а также договоры и соглашения, заключаемые органами 
местного самоуправления.

    Статья 3.  Государственные гарантии местного самоуправления
    1.     Основными     организационными    гарантиями    местного    
самоуправления,  обеспечиваемыми  органами  государственной  власти  
Республики Саха (Якутия), являются:
    1)  принятие законов Республики Саха (Якутия) об установлении и 
изменении    границ   территорий   муниципальных   образований,   о   
преобразовании муниципальных образований с учетом мнения населения, 
о  наделении  муниципальных  образований  соответствующим статусом; 
    2)  организация,  финансирование  и  проведение выборов органов 
местного   самоуправления   во   вновь   образуемых   муниципальных   
образованиях;
    3)  законодательное обеспечение гарантий осуществления местного 
самоуправления  в  муниципальных  образованиях  с  учетом плотности 
населения в муниципальных образованиях и доступности их территории. 
    2.   Основными  правовыми  гарантиями  местного  самоуправления  
являются:
    1)  обеспечение  защиты  прав граждан на осуществление местного 
самоуправления;
    2)  установление ответственности органов государственной власти 
Республики   Саха   (Якутия),  органов  местного  самоуправления  и  
должностных  лиц  органов  местного  самоуправления  за обеспечение 
конституционных  гарантий  прав  граждан  на осуществление местного 
самоуправления;
    3) установление ответственности юридических и физических лиц за 
невыполнение   правовых   актов  органов  местного  самоуправления,  
принятых  ими  в  пределах  установленной  законом  компетенции и в 
соответствии      с     уставами     муниципальных     образований;     
    4)  судебная защита прав органов местного самоуправления и прав 
граждан      на      осуществление     местного     самоуправления.     
    3.  Основными экономическими гарантиями местного самоуправления 
являются:
    1)  создание  органами  государственной  власти Республики Саха 
(Якутия)   условий  по  обеспечению  необходимыми  материальными  и  
земельными   ресурсами   для   становления   и   развития  местного  
самоуправления;
    2)    обеспечение    государственной    финансовой    поддержки    
муниципальных    образований,   включая   затраты   на   ликвидацию   
последствий чрезвычайных ситуаций;
    3)  обеспечение  государственного  финансирования  расходов  на  
социальные   нужды  муниципальных  образований  для  удовлетворения  
основных  жизненных  потребностей  населения  не ниже установленных 
минимальных государственных социальных стандартов.

    Статья 4. Полномочия органов государственной власти Республики 
Саха     (Якутия)     в     области     местного     самоуправления     
    1. К полномочиям органов государственной власти Республики Саха 
(Якутия)    в    области    местного    самоуправления   относятся:   
    1)   правовое   регулирование   вопросов  организации  местного  
самоуправления  в  Республике  Саха  (Якутия)  в случаях и порядке, 
установленных федеральными законами;
    2)  правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности 
органов   государственной   власти   Республики   Саха  (Якутия)  и  
должностных  лиц  органов  государственной  власти  Республики Саха 
(Якутия)  в  области  местного  самоуправления в случаях и порядке, 
установленных федеральными законами;
    3)  правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности 
органов  местного самоуправления и должностных лиц органов местного 
самоуправления  по  предметам  ведения  Республики Саха (Якутия), а 
также   в   пределах   полномочий  органов  государственной  власти  
Республики   Саха   (Якутия)   по   предметам  совместного  ведения  
Российской     Федерации     и     Республики     Саха    (Якутия);    
    4)  правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности 
органов  местного самоуправления и должностных лиц органов местного 
самоуправления    при   осуществлении   отдельных   государственных   
полномочий,   которыми   органы  местного  самоуправления  наделены  
законами Республики Саха (Якутия).
    2.  Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных
полномочий   органами   государственной   власти  Республики  Саха
(Якутия)  в отношении муниципальных образований и органов местного
самоуправления   допускается   только   в   случаях   и   порядке,
установленных   Конституцией  Российской  Федерации,  федеральными
конституционными  законами,  федеральными  законами,  Конституцией
(Основным  законом)  Республики  Саха  (Якутия),  конституционными
законами  Республики Саха (Якутия) и принимаемыми в соответствии с
ними законами Республики Саха (Якутия). (В     редакции     Закона
Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн)  Республики  Саха (Якутия)
от 26.04.2007 г. N 911-III)
    (Статья в редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) от 01.11.2006 г. N 795-III)

    Статья 4.1. Экспертиза муниципальных нормативных правовых актов
и   оценка   регулирующего   воздействия   проектов   муниципальных
нормативных правовых актов
    1.   Муниципальные  нормативные  правовые  акты,  затрагивающие
вопросы    осуществления   предпринимательской   и   инвестиционной
деятельности,    в   целях   выявления   положений,   необоснованно
затрудняющих  осуществление  предпринимательской  и  инвестиционной
деятельности,  подлежат  экспертизе,  проводимой  органами местного
самоуправления в порядке, установленном муниципальными нормативными
правовыми   актами,   на  основании  плана  проведения  экспертизы,
формируемого органами местного самоуправления.
    2.    Проекты   муниципальных   нормативных   правовых   актов,
затрагивающие    вопросы    осуществления   предпринимательской   и
инвестиционной    деятельности,   подлежат   оценке   регулирующего
воздействия, проводимой органами местного самоуправления в порядке,
установленном   муниципальными   нормативными  правовыми  актами  в
соответствии с настоящим законом.
    Оценка   регулирующего   воздействия   проектов   муниципальных
нормативных  правовых актов проводится в целях выявления положений,
вводящих   избыточные   обязанности,   запреты  и  ограничения  для
субъектов  предпринимательской  и  инвестиционной  деятельности или
способствующих  их  введению,  а  также  положений,  способствующих
возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской
и инвестиционной деятельности и местных бюджетов.
    3.  Методическое  обеспечение деятельности по проведению оценки
регулирующего  воздействия и экспертизы нормативных правовых актов,
в  том  числе  разработка  методических  рекомендаций  по внедрению
процедуры  и  порядка проведения оценки регулирующего воздействия в
муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия), осуществляется
уполномоченным   органом  государственной  власти  Республики  Саха
(Якутия).

    (Статья  дополнена - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) от 01.10.2014 г. N 239-V)

                Глава 2. Муниципальные образования

    Статья 5. Территории муниципальных образований
    1.   Местное   самоуправление   в   Республике   Саха  (Якутия)  
осуществляется в улусах (районах), городе республиканского значения 
Якутске,  городах, поселках, наслегах и других территориях с учетом 
исторических  и  иных  местных  традиций.  В местностях компактного 
проживания    коренных   малочисленных   народов   Севера   местное   
самоуправление   осуществляется   с  учетом  национально-этнических  
особенностей       в      порядке,      установленном      законом.      
    2.  Установление  и  изменение  границ территорий муниципальных 
образований  осуществляется  законом  Республики  Саха  (Якутия)  с  
учетом      исторических      и      иных     местных     традиций,     
социально-экономических  характеристик  соответствующих территорий, 
расположения    транспортных   коммуникаций,   наличия   инженерной   
инфраструктуры    и    других   географических,   градостроительных   
особенностей.
    3.   Изменение  границ  территорий  муниципальных  образований,  
преобразование  муниципальных  образований  осуществляются  законом  
Республики  Саха (Якутия) по инициативе населения, органов местного 
самоуправления  соответствующих  муниципальных образований, органов 
государственной   власти   Республики  Саха  (Якутия),  федеральных  
органов государственной власти.
    4.  В  случаях,  предусмотренных  Федеральным законом «Об общих
принципах   организации   местного   самоуправления   в  Российской
Федерации»,  в  целях  получения  согласия  населения при изменении
границ  муниципального  образования,  преобразовании муниципального
образования  проводится  голосование  по  вопросам изменения границ
муниципального     образования,    преобразования    муниципального
образования.
    Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее
отнесения  территорий  отдельных  входящих  в их состав поселений и
(или)   населенных  пунктов  соответственно  к  территориям  других
муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения
населения,  выраженного  представительными органами соответствующих
муниципальных районов и поселений. (В        редакции        Закона
Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн)  Республики  Саха  (Якутия)
от 23.04.2009 г. N 261-IV)
    5.   Перечень   муниципальных   районов,  поселений,  отдельных  
населенных  пунктов,  входящих  в  состав  поселений, относящихся к 
труднодоступным  местностям,  а также порядок применения требований 
пешеходной и транспортной доступности относительно административных 
центров муниципальных образований и входящих в их состав населенных 
пунктов   в   местностях   с   низкой   плотностью  населения  и  в  
труднодоступных  местностях устанавливаются законом Республики Саха 
(Якутия)  по  представлению Правительства Республики Саха (Якутия). 

    Статья 6. Муниципальный  район
    1.  Территория  муниципального  района  состоит  из  территорий  
городских,    сельских    поселений   и   межселенных   территорий.   
    2.    Границы    территорий    муниципальных   районов   с   их   
картографическим  описанием устанавливаются законом Республики Саха 
(Якутия).
    3.   На   территориях   с   низкой  плотностью  населения  и  в  
труднодоступных  местностях  требования транспортной доступности до 
административного   центра  муниципального  района  и  обратно  для  
жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района, не 
применяются.
    4.  На  территориях  с  низкой  плотностью  населения  в состав 
муниципального     района     входят     межселенные    территории.    

   Статья 7. Городское, сельское поселение
    1.   Территория  городского,  сельского  поселения  состоит  из  
исторически  сложившихся  земель  населенных пунктов, прилегающих к 
ним    земель    общего   пользования,   территорий   традиционного   
природопользования  населения,  рекреационных  земель,  земель  для  
развития  поселения.  Границы  территорий поселений устанавливаются 
законом  Республики  Саха  (Якутия)  в  соответствии с требованиями 
градостроительного и земельного законодательства.
    2.  В  состав территории городского, сельского поселения входят 
земли  независимо  от  форм  собственности  и  целевого назначения. 
    3.  С  учетом  плотности  населеня  Республики  Саха (Якутия) и 
доступности  территорий  поселений  могут  быть образованы сельские 
поселения    с   численностью   населения   менее   1000   человек.   
    4.   На   территориях   с   низкой  плотностью  населения  и  в  
труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью 
населения  менее  100  человек  по решению схода граждан может быть 
отнесен к межселенной территории.
    5.   Основным   видом  муниципального  образования  в  сельской  
местности Республики Саха (Якутия) является наслег как традиционная 
форма   самоуправления   населения.  Понятие  «наслег»  равнозначно  
понятию «сельское поселение».

    Статья 8. Городской округ
    1.  Законом  Республики Саха (Якутия) городское поселение может 
быть        наделено        статусом       городского       округа.       
    2.  Наделение  городского  поселения статусом городского округа 
осуществляется  при  наличии сложившейся социальной, транспортной и 
иной   инфраструктуры,  необходимой  для  самостоятельного  решения  
органами местного самоуправления городского поселения установленных 
федеральным  законом вопросов местного значения городского округа и 
осуществления   отдельных  государственных  полномочий,  переданных  
указанным  органам федеральными законами и законами Республики Саха 
(Якутия),  а также при наличии сложившейся социальной, транспортной 
и  иной  инфраструктуры,  необходимой  для самостоятельного решения 
органами   местного   самоуправления   прилегающего   (прилегающих)   
муниципального   района   (муниципальных   районов)   установленных   
федеральным   законом  вопросов  местного  значения  муниципального  
района  и  осуществления  ими отдельных государственных полномочий, 
переданных  органам  местного  самоуправления муниципального района 
(муниципальных районов) федеральными законами и законами Республики 
Саха (Якутия).
    При  наделении  городского поселения статусом городского округа
учитываются     перспективы    развития    городского    поселения,
подтвержденные генеральным планом данного городского поселения.
(Дополнен  -  Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики
Саха (Якутия) от 23.04.2009 г. N 261-IV)

    Статья 9. Межмуниципальное сотрудничество
    1.  В  целях  эффективного решения вопросов местного значения,
организации   взаимодействия   органов   местного  самоуправления,
выражения  и  защиты  общих  интересов  муниципальные  образования
создают  совет муниципальных образований Республики Саха (Якутия),
а   также  вправе  заключать  договоры  и  соглашения  о  передаче
отдельных полномочий по решению вопросов местного значения.     (В
редакции  Закона  Государственного  Собрания (Ил Тумэн) Республики
Саха (Якутия) от 22.03.2006 г. N 647-III)
    2.  Организация и деятельность совета муниципальных образований
Республики   Саха   (Якутия)   осуществляются   в   соответствии  с
Федеральным   законом  «Об  общих  принципах  организации  местного
самоуправления   в   Российской   Федерации»   (Исключено  -  Закон
Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн) Республики Саха (Якутия) от
14.10.2009  г.  N  341  -IV).  (В  редакции Закона Государственного
Собрания  (Ил  Тумэн)  Республики  Саха (Якутия) от 22.03.2006 г. N
647-III)
    3.  Для  создания  совета муниципальных образований Республики
Саха   (Якутия)   созывается   съезд   муниципальных   образований
Республики Саха (Якутия). (В   редакции   Закона  Государственного
Собрания      (Ил      Тумэн)     Республики     Саха     (Якутия)
от 22.03.2006 г. N 647-III)
    Съезд муниципальных образований Республики Саха (Якутия):
    1)   утверждает   устав   совета   муниципальных   образований
Республики Саха (Якутия); (В   редакции   Закона  Государственного
Собрания      (Ил      Тумэн)     Республики     Саха     (Якутия)
от 22.03.2006 г. N 647-III)
    2)  определяет  размеры  и  порядок  уплаты  членских  взносов
муниципальных   образований   на   осуществление   деятельности  и
содержание  органов  управления  совета  муниципальных образований
Республики Саха (Якутия); (В   редакции   Закона  Государственного
Собрания      (Ил      Тумэн)     Республики     Саха     (Якутия)
от 22.03.2006 г. N 647-III)
    3) избирает органы управления совета муниципальных образований
Республики Саха (Якутия); (В   редакции   Закона  Государственного
Собрания      (Ил      Тумэн)     Республики     Саха     (Якутия)
от 22.03.2006 г. N 647-III)
    4)   осуществляет  иные  полномочия,  определенные  регламентом  
съезда   муниципальных   образований   Республики   Саха  (Якутия).  
    4. Совет муниципальных образований Республики Саха (Якутия) не
вправе   вмешиваться   в  деятельность  муниципальных  образований
Республики Саха (Якутия), ограничивать их деятельность.         (В
редакции  Закона  Государственного  Собрания (Ил Тумэн) Республики
Саха (Якутия) от 22.03.2006 г. N 647-III)
    5.  Совет  муниципальных  образований Республики Саха (Якутия)
может  входить  в  единое общероссийское объединение муниципальных
образований,    участвовать   в   образовании   иных   объединений
муниципальных образований или входить в них. (В   редакции  Закона
Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн)  Республики  Саха (Якутия)
от 22.03.2006 г. N 647-III)
    6.  С  учетом  особенностей  территориальной  и организационной 
основы  муниципальных  образований в Республике Саха (Якутия) могут 
быть   образованы   на   добровольной   основе   иные   объединения   
муниципальных образований.
    7.  В целях объединения финансовых средств, материальных и иных 
ресурсов   для   решения  вопросов  местного  значения  могут  быть  
образованы  межмуниципальные  объединения,  учреждены хозяйственные 
общества  и  другие  межмуниципальные  организации в соответствии с 
федеральными    законами    и    нормативными    правовыми   актами   
представительных органов муниципальных образований. В этих же целях 
органы   местного   самоуправления   могут   заключать  договоры  и  
соглашения.   Указанные   межмуниципальные   объединения  не  могут  
наделяться    полномочиями    органов    местного   самоуправления.   
    8.  Межмуниципальные  хозяйственные  общества создаются в форме 
закрытых    акционерных    обществ   и   обществ   с   ограниченной   
ответственностью.     Межмуниципальные    хозяйственные    общества    
осуществляют   свою   деятельность  в  соответствии  с  Гражданским  
кодексом   Российской   Федерации,   иными  федеральными  законами.  
    9.  Представительные  органы  муниципальных  образований  могут  
принимать  решения  о  создании  некоммерческих организаций в форме 
автономных      некоммерческих      организаций      и      фондов.      
    10.   Некоммерческие   организации   муниципальных  образований  
осуществляют   свою   деятельность  в  соответствии  с  Гражданским  
кодексом Российской Федерации, федеральным законом о некоммерческих 
организациях, иными федеральными законами.
    11.  Органы местного самоуправления вправе заключать договоры и 
соглашения    о   передаче   отдельных   полномочий.   Договоры   о   
взаимодействии   в  сфере  решения  вопросов  местного  значения  и  
соглашения  о  передаче  отдельных  полномочий  заключаются главами 
муниципальных   образований  по  согласованию  с  представительными  
органами соответствующих муниципальных образований.

              Глава 3. Органы местного самоуправления

    Статья 10. Органы местного самоуправления
    1.  Полномочиями по решению вопросов местного значения обладают 
и  функции  местного  самоуправления  в  муниципальном  образовании  
осуществляют население муниципального образования непосредственно и 
(или)  органы  местного самоуправления, образуемые в соответствии с 
федеральными  законами, законами Республики Саха (Якутия) и уставом 
муниципального образования.
    2.   Структуру   органов   местного  самоуправления  составляют
представительный    орган    муниципального    образования,   глава
муниципального       образования,       местная       администрация
(исполнительно-распорядительный  орган муниципального образования),
контрольно-счетный  орган муниципального образования, иные органы и
выборные  должностные лица местного самоуправления, предусмотренные
уставом   муниципального   образования  и  обладающие  собственными
полномочиями по решению вопросов местного значения.

    (В   редакции   Закона  Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн)
Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 г. N 121-V)

    (Исключено   -   Закон  Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн)
Республики Саха (Якутия) от 23.04.2009 г. N 261-IV).
    3.   Порядок   формирования,   срок   полномочий,   полномочия,
подотчетность   и   подконтрольность   деятельности,  иные  вопросы
организации   и   деятельности   органов   местного  самоуправления
устанавливаются       уставом      муниципального      образования,
зарегистрированным  в  органах  юстиции  в  порядке,  установленном
федеральным законом.

    (В   редакции   Закона  Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн)
Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 г. N 121-V)

    4. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными
государственными    полномочиями   Республики   Саха   (Якутия)   и
осуществления    органами    местного    самоуправления   отдельных
государственных   полномочий  Республики  Саха  (Якутия),  а  также
ответственность  органов  местного  самоуправления  за ненадлежащее
осуществление  отдельных государственных полномочий устанавливаются
федеральными законами и законами Республики Саха (Якутия).
(Дополнена  - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики
Саха (Якутия) от 23.04.2009 г. N 261-IV)
    5.  Основания  для  отзыва и порядок отзыва депутата, выборного
должностного  лица,  члена выборного органа местного самоуправления
устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с
федеральным законом.

   Статья 11. Наименования органов местного самоуправления
    1.   В   Республике  Саха  (Якутия)  устанавливаются  следующие  
наименования органов местного самоуправления и выборных должностных 
лиц органов местного самоуправления:
    для  представительного  органа  муниципального района - улусный
(районный) Совет депутатов;

    (Дополнен   -   Закон   Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн)
Республики Саха (Якутия) от 01.03.2011 г. N 691-IV)

    для представительного органа городского округа ( окружной Совет
депутатов;

    (Дополнен   -   Закон   Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн)
Республики Саха (Якутия) от 01.03.2011 г. N 691-IV)

    для  представительного  органа  городского  округа  «Якутск»  -
Якутская городская Дума; (Дополнен    -    Закон   Государственного
Собрания      (Ил      Тумэн)      Республики     Саха     (Якутия)
от 26.12.2007 г. N 1071-III)
    для представительного органа поселения - городской (поселковый,
наслежный, сельский) Совет депутатов;

    (Дополнен   -   Закон   Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн)
Республики Саха (Якутия) от 01.03.2011 г. N 691-IV)

    для главы  муниципального района - глава улуса (района);
    для главы городского округа - глава округа;
    для главы поселения - глава города (поселка, наслега, села);
    для   исполнительно-распорядительного   органа   муниципального   
района        -       улусная       (районная)       администрация;       
    для  исполнительно-распорядительного органа городского округа - 
окружная администрация;
    для     исполнительно-распорядительного     органа     местного     
самоуправления   поселения   -городская   (поселковая,   наслежная,   
сельская) администрация;
    2.  В  Республике  Саха  (Якутия)  устанавливается наименование 
должности   для   лиц,   назначаемых   на   должность  руководителя  
исполнительно-распорядительного   органа   муниципального   района,   
городского   округа,   поселения,   -  управляющий  администрацией.  
    3.  В  случаях  исполнения  главой  муниципального  образования  
полномочий   руководителя   исполнительно-распорядительного  органа  
местного  самоуправления  применяется наименование, предусмотренное 
для главы муниципального образования.

    Статья 12. Представительный орган муниципального образования
    1.  Численный  состав  представительного  органа муниципального 
образования   определяется  уставом  муниципального  образования  в  
соответствии  с Федеральным законом «Об общих принципах организации 
местного      самоуправления      в      Российской     Федерации».     
    2.  Представительный  орган  поселения  состоит  из  депутатов,  
избранных  на  основе  всеобщего  равного  и прямого избирательного 
права  при  свободном  выдвижении кандидатов и тайном голосовании в 
соответствии  с федеральным законом и принимаемыми в соответствии с 
ним         законами        Республики        Саха        (Якутия).        
    3. Представительный орган муниципального района:
    1)   может  состоять  из  глав  поселений,  входящих  в  состав  
муниципального  района,  и  из  депутатов  представительных органов 
указанных    поселений,   избираемых   представительными   органами   
поселений  из  свого состава в соответствии с равной, независимо от 
численности населения, нормой представительства;
    2)   может   избираться  на  муниципальных  выборах  на  основе  
всеобщего   равного  и  прямого  избирательного  права  при  тайном  
голосовании.   При  этом  число  депутатов,  избираемых  от  одного  
поселения,   не   может   превышать   две  пятые  от  установленной  
численности   представительного   органа   муниципального   района.   
    4.   Деятельность   представительного   органа   муниципального   
образования   регулируется   уставом   муниципального  образования.  

    Статья 13. Статус главы муниципального образования
    1. Глава муниципального образования является высшим должностным 
лицом  муниципального  образования,  возглавляющим  деятельность по 
осуществлению  населением  местного  самоуправления  на  территории  
муниципального образования.
    2.  В  соответствии  с уставом муниципального образования глава 
муниципального  образования  избирается гражданами, проживающими на 
территории  соответствующего  муниципального образования, на основе 
всеобщего   равного  и  прямого  избирательного  права  при  тайном  
голосовании    либо    представительным    органом   муниципального   
образования из своего состава.
    3.  В  сельских  поселениях глава муниципального образования в
соответствии    с   уставом   муниципального   образования   может
возглавлять  одновременно  представительный  орган  муниципального
образования  и исполнительно-распорядительный орган муниципального
образования. (В  редакции  Закона  Государственного  Собрания  (Ил
Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 26.04.2007 г. N 911-III)

    Статья 14. Местная администрация
    1.           Местная           администрация           является           
исполнительно-распорядительным  органом муниципального образования, 
наделенным   уставом  муниципального  образования  полномочиями  по  
решению   вопросов  местного  значения  и  осуществлению  отдельных  
государственных   полномочий,   переданных   муниципальным  районам  
(городским  округам),  а  также  поселениям федеральными законами и 
законами Республики Саха (Якутия).
    2.    Местной   администрацией   в   соответствии   с   уставом   
муниципального  образования  на  принципах  единоначалия  руководит  
глава   муниципального   образования   либо  лицо,  назначаемое  на  
должность   управляющего   местной  администрацией,  по  контракту.  
    3.  Требования  к  кандидатам на должность управляющего местной 
администрацией   муниципального   района   (городского   округа)  и  
дополнительные    условия    контракта    в   части   осуществления   
государственных полномочий Республики Саха (Якутия) устанавливаются 
законом  Республики  Саха  (Якутия),  уставом муниципального района 
(городского округа).

    Статья  15.  Взаимодействие  органов  местного самоуправления и 
органов    государственной    власти   Республики   Саха   (Якутия)   
    1.  Взаимодействие  органов  местного  самоуправления и органов 
государственной  власти  Республики  Саха (Якутия) осуществляется в 
соответствии   с  Конституцией  Российской  Федерации,  Федеральным  
законом  «Об  общих принципах организации местного самоуправления в 
Российской  Федерации»,  иными  федеральными законами, Конституцией 
(Основным  законом)  Республики  Саха  (Якутия), настоящим законом, 
иными   законами   Республики   Саха  (Якутия),  актами  Президента  
Республики  Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия). 
    2.  Взаимодействие  органов  местного  самоуправления и органов 
государственной   власти  Республики  Саха  (Якутия)  по  отдельным  
вопросам  может  регулироваться  договорами  и  соглашениями  между  
органами  исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и органами 
местного   самоуправления,  заключаемыми  в  установленном  законом  
порядке.
    3.  В  целях  координации  своей  деятельности  органы местного 
самоуправления  и  органы  государственной  власти  Республики Саха 
(Якутия)   вправе   создавать  временные  и  постоянно  действующие  
совместные   координационные,   консультационные,  совещательные  и  
другие   рабочие   органы.  Порядок  формирования  и  осуществления  
деятельности  таких  органов  определяется  нормативными  правовыми  
актами  Республики  Саха  (Якутия)  и нормативными правовыми актами 
органов местного самоуправления.
    4.  Органы  государственной  власти  Республики  Саха  (Якутия)  
создают        необходимые        правовые,        организационные,        
материально-финансовые     условия     для     развития    местного    
самоуправления, содействуют информационно-методическому обеспечению 
деятельности    органов    местного   самоуправления,   организации   
профессиональной    подготовки,    переподготовки    и    повышения    
квалификации   муниципальных  служащих,  выборных  должностных  лиц  
органов местного самоуправления.
    5.  Органы  государственной  власти  Республики  Саха  (Якутия)  
принимают   и   осуществляют   программы   поддержки   и   развития   
муниципальных образований.
    6.  (Исключена  -  Закон  Государственного  Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) от 15.12.2009 г. N 421-IV)
    6.  Представительные  органы муниципальных образований обладают 
правом законодательной инициативы.
    7.  Обращения органов местного самоуправления и должностных лиц 
органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению 
органами  государственной  власти Республики Саха (Якутия) в сроки, 
установленные законом.
    8.  Органы  государственной  власти  Республики  Саха  (Якутия)  
осуществляют    контроль    за    исполнением   органами   местного   
самоуправления отдельных государственных полномочий Республики Саха 
(Якутия)   и   целевым  использованием  материальных  и  финансовых  
средств,    переданных    органам   местного   самоуправления   для   
осуществления указанных полномочий.
    9.  Споры и разногласия между органами местного самоуправления 
и   органами   государственной   власти  Республики  Саха  (Якутия)  
рассматриваются   согласительными   комиссиями,   создаваемыми   из   
представителей  сторон  на  паритетных  началах,  с  помощью других 
согласительных     процедур     или     в     судебном     порядке.     

    Глава 4. Ответственность органов местного самоуправления и
          должностных лиц органов местного самоуправления

    Статья  16.  Ответственность  органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления
    Ответственность  органов  местного самоуправления и должностных
лиц   местного   самоуправления  перед  государством  наступает  на
основании  решения  соответствующего  суда  в  случае нарушения ими
Конституции   Российской   Федерации,  федеральных  конституционных
законов,   федеральных   законов,  Конституции  (Основного  закона)
Республики  Саха (Якутия), законов Республики Саха (Якутия), устава
муниципального   образования,   а   также  в  случае  ненадлежащего
осуществления  указанными органами и должностными лицами переданных
им отдельных государственных полномочий.
    (Статья  в редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) от 23.04.2009 г. N 261-IV)

    Статья  17.  Ответственность  органов местного самоуправления и 
должностных  лиц  органов  местного самоуправления перед населением 
    1.   Основания  наступления  ответственности  органов  местного
самоуправления,   депутатов,   членов   выборных  органов  местного
самоуправления,  выборных  должностных  лиц местного самоуправления
перед   населением   и  порядок  решения  соответствующих  вопросов
определяются  уставами  муниципальных  образований в соответствии с
Федеральным   законом  «Об  общих  принципах  организации  местного
самоуправления в Российской Федерации.

    (В   редакции   Закона  Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн)
Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 г. N 121-V)

    2.   Население   муниципального  образования,  избравшее  главу  
муниципального   образования,   депутата  представительного  органа  
местного    самоуправления,   члена   выборного   органа   местного   
самоуправления,   вправе   отозвать  их  в  порядке,  установленном  
федеральным   законом   и  законом  Республики  Саха  (Якутия)  для  
проведения местного референдума.
    3.   Основания   для   отзыва   и  процедура  отзыва  указанных  
должностных   лиц  (выражения  недоверия)  устанавливаются  уставом  
муниципального образования.

    Статья  18.  Ответственность  органов местного самоуправления и
должностных лиц органов местного самоуправления перед государством
    1.    Ответственность   органов   местного   самоуправления   и
должностных  лиц органов местного самоуправления перед государством
наступает  на  основании  решения  соответствующего  суда  в случае
нарушения   ими   Конституции   Российской  Федерации,  федеральных
законов,  Конституции  (Основного закона) Республики Саха (Якутия),
законов    Республики    Саха   (Якутия),   устава   муниципального
образования,  ненадлежащего  осуществления  переданных им отдельных
государственных полномочий Республики Саха (Якутия).
    2.  В  случае,  если  соответствующим  судом  установлено,  что
представительным    органом   муниципального   образования   принят
нормативный  правовой  акт,  противоречащий  Конституции Российской
Федерации,   федеральным   конституционным   законам,   федеральным
законам,  Конституции  (Основному закону) Республики Саха (Якутия),
законам    Республики    Саха   (Якутия),   уставу   муниципального
образования,  а представительный орган муниципального образования в
течение  трех  месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в
течение  иного  предусмотренного  решением  суда  срока не принял в
пределах  своих  полномочий  мер  по исполнению решения суда, в том
числе   не   отменил   соответствующий  нормативный  правовой  акт,
Президент  Республики  Саха  (Якутия) в течение одного месяца после
вступления  в  силу  решения  суда, установившего факт неисполнения
данного  решения,  вносит  в  Государственное  Собрание  (Ил Тумэн)
Республики  Саха  (Якутия) проект закона Республики Саха (Якутия) о
роспуске представительного органа муниципального образования.
    3.    Полномочия    представительного   органа   муниципального
образования прекращаются со дня вступления в силу закона Республики
Саха (Якутия) о его роспуске.
    4.  В  случае,  если  соответствующим  судом  установлено,  что
избранный    в    правомочном    составе   представительный   орган
муниципального   образования  в  течение  трех  месяцев  подряд  не
проводил правомочного заседания, Президент Республики Саха (Якутия)
в  течение  трех  месяцев  со  дня  вступления в силу решения суда,
установившего  данный  факт,  вносит в Государственное Собрание (Ил
Тумэн)  Республики  Саха  (Якутия)  проект  закона  Республики Саха
(Якутия)   о   роспуске   представительного  органа  муниципального
образования.
    5.  В случае, если соответствующим судом установлено, что вновь
избранный    в    правомочном    составе   представительный   орган
муниципального   образования  в  течение  трех  месяцев  подряд  не
проводил правомочного заседания, Президент Республики Саха (Якутия)
в  течение  трех  месяцев  со  дня  вступления в силу решения суда,
установившего  данный  факт,  вносит в Государственное Собрание (Ил
Тумэн)  Республики  Саха  (Якутия)  проект  закона  Республики Саха
(Якутия)   о   роспуске   представительного  органа  муниципального
образования.
    6.  Закон Республики Саха (Якутия) о роспуске представительного
органа  муниципального  образования может быть обжалован в судебном
порядке  в  течение  10  дней  со дня вступления в силу. Суд должен
рассмотреть  жалобу  и принять решение не позднее чем через 10 дней
со дня ее подачи.
    7.  Президент Республики Саха (Якутия) издает указ об отрешении
от  должности  главы  муниципального  образования или главы местной
администрации в случае:
    1)  издания указанным должностным лицом местного самоуправления
нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской
Федерации,   федеральным   конституционным   законам,   федеральным
законам,  Конституции  (Основному закону) Республики Саха (Якутия),
законам    Республики    Саха   (Якутия),   уставу   муниципального
образования,  если  такие  противоречия установлены соответствующим
судом,  а  это  должностное  лицо  в  течение  двух  месяцев со дня
вступления   в   силу   решения   суда   либо   в   течение   иного
предусмотренного  решением  суда  срока не приняло в пределах своих
полномочий мер по исполнению решения суда;
    2)    совершения    указанным    должностным   лицом   местного
самоуправления  действий, в том числе издания им правового акта, не
носящего  нормативного  характера, влекущих нарушение прав и свобод
человека   и   гражданина,   угрозу   единству   и  территориальной
целостности   Российской   Федерации,   национальной   безопасности
Российской  Федерации и ее обороноспособности, единству правового и
экономического   пространства   Российской   Федерации,   нецелевое
расходование субвенций из федерального бюджета или государственного
бюджета    Республики   Саха   (Якутия),   если   это   установлено
соответствующим  судом,  а  указанное должностное лицо не приняло в
пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.
    8.  Срок, в течение которого Президент Республики Саха (Якутия)
издает   указ   об  отрешении  от  должности  главы  муниципального
образования  или  главы  местной администрации, не может быть менее
одного  месяца  со  дня  вступления в силу последнего решения суда,
необходимого  для  издания  указанного  акта,  и не может превышать
шесть месяцев со дня вступления в силу этого решения суда.
    9.   Глава   муниципального   образования   или  глава  местной
администрации,  в  отношении  которых  Президентом  Республики Саха
(Якутия)   был   издан  указ  об  отрешении  от  должности,  вправе
обжаловать данный правовой акт в судебном порядке в течение 10 дней
со дня его официального опубликования.
    Суд  должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем
через 10 дней со дня ее подачи.

    (Статья  в редакции Закона Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 г. N 121-V)

    Статья   18.1.  Удаление  главы  муниципального  образования  в
отставку
    Представительный   орган   муниципального   образования  вправе
удалить  главу  муниципального образования в отставку по инициативе
депутатов  представительного  органа муниципального образования или
по  инициативе  Президента  Республики Саха (Якутия) в порядке и по
основаниям,  установленным  Федеральным законом «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    (Статья  дополнена - Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 г. N 121-V)

                   Глава 5. Переходные положения

    Статья   19.  О  количественном  составе  и  сроках  полномочий  
представительных  органов  муниципальных образований первого созыва 
вновь образуемых муниципальных образований
    1. При отсутствии на момент проведения выборов органов местного 
самоуправления  устава вновь образуемого муниципального образования 
депутаты представительных органов муниципальных образований первого 
созыва   избираются   в   зависимости   от   численности  населения  
муниципальных образований в количестве:
    7  депутатов  -  в  поселении  с  численностью населения до 500 
человек;
    11  депутатов  - в поселении с численностью населения от 500 до 
1000 человек;
15 депутатов - в поселении с численностью населения от 1000 до 10000
человек;
    21  депутат  -  в  поселении  с  численностью от 10000 до 50000 
человек;
    25 депутатов - в поселении с численностью населения свыше 50000 
человек.
    2.   Срок   полномочий   депутатов   представительных   органов   
муниципальных    образований    первого    созыва   -   два   года.   
    3. Положения уставов муниципальных образований о количественном 
составе представительных органов муниципальных образований и сроках 
их  полномочий,  принятых после проведения выборов представительных 
органов  муниципальных  образований  первого  созыва,  до окончания 
установленного     срока     их     полномочий     не    действуют.    

    Статья 20. О прекращении полномочий территориальных структурных 
подразделений  исполнительно-распорядительных органов муниципальных 
образований  в  улусах  (районах), городе республиканского значения 
Якутске
    1.   Полномочия   территориальных   структурных   подразделений   
исполнительно-распорядительных  органов муниципальных образований в 
улусах   (районах),   городе   республиканского   значения  Якутске  
(городских,    поселковых,   наслежных,   сельских   администраций)   
прекращаются   31   декабря   2005   года   на   основании  решений  
представительных   органов  муниципальных  образований  о  внесении  
изменений   в  уставы  соответствующих  муниципальных  образований.  
    2.   Упразднение   территориальных   структурных  подразделений  
исполнительно-распорядительных  органов муниципальных образований в 
улусах   (районах),   городе   республиканского   значения  Якутске  
осуществляется с обеспечением их работников социальными гарантиями, 
установленными  законодательством  о  труде и муниципальной службе. 

                 Глава 6. Заключительные положения

    Статья  21. Вступление в силу настоящего закона Настоящий закон 
вступает   в   силу   со   дня   его   официального  опубликования.  

    Статья  22. Действие нормативных правовых актов Республики Саха 
(Якутия)
    Со  дня  вступления  в  силу настоящего закона до 1 января 2006
года действуют в части, не противоречащей настоящему закону:
    1)  Закон  Республики  Саха (Якутия) от 27 ноября 1997 года З № 
211-I  «О  внесении  изменений и дополнений в Закон Республики Саха 
(Якутия)  «О  местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)» (в 
редакции  закона Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2002 года 39-З 
№ 411-II);
    2) Закон Республики Саха (Якутия) от 11 июня 2003 года № 67-III 
«О  внесении  изменения  в  подпункт  «е»  пункта 1 статьи 8 Закона 
Республики  Саха  (Якутия)  «О  местном самоуправлении в Республике 
Саха (Якутия)»;
    С  1  января  2006  года  указанные  нормативные  правовые акты 
Республики        Саха        (Якутия)       утрачивают       силу.       
    2.  (Исключена  -  Закон  Государственного  Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) от 14.10.2009 г. N 341 -IV) 



Президент
Республики Саха (Якутия)                                   В.ШТЫРОВ




Информация по документу
Читайте также