Расширенный поиск

Закон Магаданской области от 19.05.2006 № 715-оз

                              З А К О Н                             

               М А Г А Д А Н С К О Й  О Б Л А С Т И                

                                  Утратил силу - Закон Магаданской
                                 области от 28.12.2009 г. N 1223-оз

   ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «СОДЕЙСТВИЕ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ
     КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА» НА 2006-2010 ГОДЫ

      Принят Магаданской областной Думой 21 апреля 2006 года       

     Статья 1. Утвердить областную  целевую  программу  «Содействие
трудовой  занятости  коренных  малочисленных  народов  Севера»   на
2006-2010 годы» (далее – Программа) (прилагается).

     Статья 2. Финансирование  Программы  осуществляется  за   счет
средств областного бюджета и внебюджетных источников.

     Статья 3. Контроль за реализацией Программы осуществляется   в
соответствии   с   областным   законодательством. (В       редакции
Закона Магаданской области от 29.12.2008 г. N 1090-оз)

     Статья 4. Настоящий  Закон  вступает  в  силу  со   дня    его
официального опубликования.



Губернатор
Магаданской области                                      Н.Н. Дудов


г. Магадан

№ 715-ОЗ
«19 »мая 2006 г.






                                                         Утверждена
                                        Законом Магаданской области
                                    «Об областной целевой программе
                            «Содействие трудовой занятости коренных
                                      малочисленных народов Севера»
                                                 на 2006-2010 годы»
                                             от 19 мая 2006г. № 715




                    ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА                    
                   «СОДЕЙСТВИЕ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ                  
               КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА»              
                         НА 2006-2010 ГОДЫ                         




                           Магадан 2006  

                          

                              ПАСПОРТ                              
                    областной целевой программы                    
       «Содействие трудовой занятости коренных малочисленных       
                 народов Севера» на 2006-2010 годы                 
|——————————————————————————|————————————————————————————————————————————————|
|Наименование Программы    |- областная   целевая   программа    «Содействие|
|                          |трудовой    занятости   коренных   малочисленных|
|                          |народов Севера» на 2006-2010 годы               |
|                          |                                                |
|——————————————————————————|————————————————————————————————————————————————|
|Основания                 |- распоряжение губернатора  Магаданской  области|
|для разработки Программы  |от 12 мая 2004 года № 303-р                     |
|                          |                                                |
|——————————————————————————|————————————————————————————————————————————————|
|Государственный заказчик  |- администрация Магаданской области             |
|Программы                 |                                                |
|                          |                                                |
|——————————————————————————|————————————————————————————————————————————————|
|Основной разработчик      |- Северо-Восточный                   комплексный|
|Программы                 |научно-исследовательский                институт|
|                          |Дальневосточного отделения  Российской  академии|
|                          |наук (далее – СВКНИИ ДВО РАН)                   |
|                          |                                                |
|——————————————————————————|————————————————————————————————————————————————|
|Основная цель Программы   |- основной целью Программы является  обеспечение|
|                          |занятости  коренных малочисленных народов Севера|
|                          |для  снятия  социальной   напряженности,   роста|
|                          |качества    жизни,    социальной   реабилитации,|
|                          |национально-культурного  развития  и   повышения|
|                          |роли   коренных   народов   в  экономических   и|
|                          |социальных процессах региона                    |
|                          |                                                |
|——————————————————————————|————————————————————————————————————————————————|
|Основные задачи Программы |- развитие     материально-технической      базы|
|                          |традиционных       отраслей      хозяйствования:|
|                          |рыболовства, охотничьего и морского зверобойного|
|                          |промыслов и других видов деятельности;          |
|                          |развитие производственной базы переработки сырья|
|                          |и      продукции      традиционных      отраслей|
|                          |хозяйствования;                                 |
|                          |улучшение потребительских качеств  и  увеличение|
|                          |объема         продукции        на        основе|
|                          |технико-экономического                обновления|
|                          |производственной  базы  отраслей  и  объектов по|
|                          |переработке  сырья   и  продукции   традиционных|
|                          |отраслей хозяйствования;                        |
|                          |внедрение новых технологий глубокой  переработки|
|                          |продукции традиционных отраслей хозяйствования  |
|                          |                                                |
|——————————————————————————|————————————————————————————————————————————————|
|Объемы и источники        | - общий объем финансирования Программы –41775,5|
|финансирования Программы  | млн. рублей, в том числе за счет средств:      |
|                          | областного бюджета – 9,3 млн. рублей;          |
|                          | бюджета           внебюджетного           фонда|
|                          | социально-экономического  развития  Магаданской|
|                          | области    в   условиях   деятельности   Особой|
|                          | экономической     зоны    (далее    –    бюджет|
|                          | ВФОЭЗ) –8375,5 млн. рублей;                     |
|                          | иных внебюджетных источников – 23,4 млн. рублей|
|                          |                                                |
|——————————————————————————|————————————————————————————————————————————————|
|Срок реализации Программы |- 2006 - 2010 годы                              |
|                          |                                                |
|                          |                                                |
|——————————————————————————|————————————————————————————————————————————————|
|Исполнитель мероприятий   |- администрация Магаданской области             |
|Программы                 |                                                |
|                          |                                                |
|——————————————————————————|————————————————————————————————————————————————|
|Ожидаемые конкретные      |-   возрождение   традиционного   хозяйственного|
|результаты Программы      |уклада  коренных народов путем развития на новой|
|                          |производственно-технологической           основе|
|                          |традиционных   отраслей   хозяйства,   повышение|
|                          |потребительских  качеств  и   товарного   выхода|
|                          |продукции    этих    отраслей    и   наращивание|
|                          |хозяйственно-экономического           потенциала|
|                          |территорий их проживания;                       |
|                          |трудоустройство 65,5 процентов  безработных   из|
|                          |числа коренных малочисленных народов Севера;    |
|                          |снижение  социальной  напряженности   в   местах|
|                          |компактного  проживания  коренных  малочисленных|
|                          |народов Севера                                  |
|                          |                                                |
|——————————————————————————|————————————————————————————————————————————————|
|Система организации       |- контроль     за     реализацией      Программы|
|контроля за реализацией   |осуществляется    в   соответствии   с   Законом|
|Программы                 |Магаданской области от 24 ноября  1999  года   №|
|                          |102-ОЗ «Об областных программах»                |
|——————————————————————————|————————————————————————————————————————————————|





 1. Обоснование необходимости решения проблемы трудовой занятости  
    коренных малочисленных народов Севера в Магаданской области    
                       программными методами                       

    1.1.   Оценка   половозрастного   и  профессионального  состава  
трудоспособного  населения  коренных малочисленных народов Севера с 
выделением доли безработных по районам Магаданской области

     На территории Магаданской области по  состоянию  на  01  марта
2005  года  проживало  5746  лиц  из  числа  коренных малочисленных
народностей Севера (далее также  –  КМНС,  местное  население).  По
данным мониторинга (таблица №1) население в трудоспособном возрасте
составляет 3334 человека (58,0 процентов),  моложе  трудоспособного
– 1628 человек (28,3 процента)  и старше трудоспособного возраста –
784 человека (13,6  процента).   В  возрастном  составе  отмечается
меньшая  по  сравнению  со  всем  населением области доля населения
трудоспособного возраста (на - 5 процентов) за счет повышенной доли
лиц  моложе трудоспособного возраста (на +9 процентов)  и сниженной
доли  лиц  старше  трудоспособного  возраста  (на  - 4   процента).
Согласно  шкалы  Э.  Россета данная популяция находится в состоянии
демографической молодости, так как численность коренного  населения
старше 60 лет составляет менее 8 процентов (6,6 процента).
     Важным следствием особенностей демографической структуры  КМНС
является    увеличенная   экономическая   нагрузка   на   население
трудоспособного возраста: на 100 человек в трудоспособном  возрасте
приходится  72  человека  вне  трудоспособного  возраста.  Основным
элементом экономической нагрузки является содержание  детей  до  16
лет,  составивших  в структуре экономической нагрузки 68 процентов.
Число лиц старше трудоспособного возраста, приходящееся  на  одного
человека в трудоспособном возрасте, в 2 раза меньше.
     Численность экономически активного КМНС области (таблица №  2)
равна  2583  человек,  из  них  число  занятых в отраслях экономики
региона составило 1415 человек (54,8 процента) и безработных – 1168
человек    (45,2   процента).   В   соответствии   с  особенностями
расселения КМНС основной ареал обеспеченных  работой  людей  –  это
Ольский  (353  человека  или   24,9 процента), Северо-Эвенский (389
человек или 27,5 процента),  Омсукчанский  (134  человека  или  9,5
процента)  районы и город Магадан  (366 человек или 25,9 процента),
на долю которых  пришлось  88  процентов  всех  работающих  местных
жителей.
     В настоящие время ориентация  КМНС  на  традиционные  для  них
отрасли  экономики  сохранилась,  но в весьма слабом виде. Даже при
значительном сокращении почти пятая часть (208 человек) работающего
в   районах  области  местного  населения  имели  профессии  данных
отраслей (оленеводы –  143 человека, охотники – 21 человек и рыбаки
–  44  человека).  Оленеводы также занимают первое ранговое место в
профессиональном составе занятого  в экономике коренного населения,
и  работают  они  в  Северо-Эвенском  (94 человека) и Среднеканском
(48  человек)  районах.  По-прежнему  значительная  часть   местных
жителей  районов  (свыше  20  процентов)  занята непрофессиональным
трудом (разнорабочие, истопники, сторожа, вахтеры, дворники и др.).
     Появились и положительные новые тенденции  в  профессиональном
развитии  коренного  населения  региона:  расширился  перечень лиц,
занятых  квалифицированным   промышленно   ориентированным   трудом
(бульдозеристы,  трактористы,  водители, маляры, столяры и др.). Но
новые рыночные  формы  труда  у  КМНС  фактически  только  начинают
развиваться: предпринимательской деятельностью был занят 1 человек.
     Устойчиво  привлекательны  для  коренного  населения   районов
Магаданской  области  сферы здравоохранения, образования, культуры,
а  также  правоохранительные  органы.  Они  активно  участвуют    в
муниципальном    управлении,    в    административном    управлении
предприятиями.
     По данным администраций районов уровень общей безработицы КМНС
в  Магаданской  области  чрезвычайно  высок  –  45,2  процента, что
превышает критический уровень, который составляет 12  процентов,  в
3,8  раза.  К  социально неблагоприятным районам относятся Ольский,
уровень общей безработицы  в котором составляет 54,2 процента,  что
выше  критического  в  4,5 раза, а также Северо-Эвенский, указанный
показатель  в  котором  составляет  47,8  процента,  что  превышает
критический уровень в 4 раза.
     Уровень   официально   зарегистрированной   безработицы   КМНС
составляет  19,9  процента,  что  в  4,6 раза превышает аналогичный
показатель   в  целом  по  Магаданской  области.  Наибольшее  число
незарегистрированных  безработных  из  числа коренных малочисленных
народов Севера отмечено  в двух  районах  области:  Ольском  –  192
человека   и   Северо-Эвенском    –  150  человек,  что  составляет
соответственно 46 и 42,1 процентов  от  общего  числа  безработных.
Более благоприятная ситуация сложилась в Тенькинском, Ягоднинском и
Среднеканском  районах:  все  не  занятые  трудовой   деятельностью
местные  жители  состоят  на учете в органах государственной службы
занятости населения (далее  также  –  служба  занятости).  В  целом
безработица не носит ярко выраженной этнической окраски, а отражает
общую  ситуацию  с  занятостью  населения   в   конкретном   районе
Магаданской области.
     Среди не занятого трудовой деятельностью коренного  населения,
зарегистрированного в службе занятости, по данным на 01 января 2005
года достаточно высока доля лиц в наиболее активном  трудоспособном
возрасте   (18-29  лет)  и составляет 40,4 процента (195 человек) и
крайне небольшая доля лиц в предпенсионном возрасте – 1,8  процента
(9   человек).   Гендерный   состав   свидетельствует  о  некотором
преимуществе мужского населения  (51,8 процента).
     По   уровню   образования   состав   не   занятого    трудовой
деятельностью  коренного  населения,  зарегистрированного  в службе
занятости, включает: лиц, не имеющих среднего общего образования  в
количестве  253  человека, лиц, имеющих среднее общее образование –
151 человек, лиц с высшим образованием – 6 человек.

                                                        Таблица № 1


      Экономическая нагрузка на трудоспособное население КМНС      
    по состоянию на 01 марта 2005 г., обработка СВКНИИ ДВО РАН     

|————————————-|————————|—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-------|——-—————|
| Показатели  |        |                               Районы Магаданской области                                       |        |
|             |        |                                                                                                |        |
|             |        |                                                                                                |        |
|             |        |                                                                                                |  Всего |
|————————————-|————————|—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-------|        |
|             |Город   |Ольский |Омсукчанский  |Северо-  |Среднеканский |Сусуманский |Тенькинский  |Хасынский  |Ягоднинс|        |
|             |Магадан |        |              |Эвенский |              |            |             |           |кий     |        |
|—————————————|————————|————————|——————————————|—————————|——————————————|————————————|—————————————|———————————|————————|————————|
|Численность  |  1198  |  1797  |     410      |  1635   |     375      |     12     |     134     |    124    |   61   |  5746  |
|народов      |        |        |              |         |              |            |             |           |        |        |
|Севера       |        |        |              |         |              |            |             |           |        |        |
|(чел.) –     |        |        |              |         |              |            |             |           |        |        |
|всего        |        |        |              |         |              |            |             |           |        |        |
|—————————————|————————|————————|——————————————|—————————|——————————————|————————————|—————————————|———————————|————————|————————|
|в том числе  |        |        |              |         |              |            |             |           |        |        |
|в возрасте:  |        |        |              |         |              |            |             |           |        |        |
|—————————————|————————|————————|——————————————|—————————|——————————————|————————————|—————————————|———————————|————————|————————|
|моложе       |  409   |  441   |     119      |   499   |      84      |     0      |     31      |    28     |   17   |  1628  |
|трудоспособно|        |        |              |         |              |            |             |           |        |        |
|го           |        |        |              |         |              |            |             |           |        |        |
|—————————————|————————|————————|——————————————|—————————|——————————————|————————————|—————————————|———————————|————————|————————|
|трудоспособно|  647   |  1072  |     244      |   959   |     207      |     9      |     78      |    84     |   34   |  3334  |
|м            |        |        |              |         |              |            |             |           |        |        |
|—————————————|————————|————————|——————————————|—————————|——————————————|————————————|—————————————|———————————|————————|————————|
|старше       |  142   |  284   |      47      |   177   |      84      |     3      |     25      |    12     |   10   |  784   |
|трудоспособно|        |        |              |         |              |            |             |           |        |        |
|го           |        |        |              |         |              |            |             |           |        |        |
|—————————————|————————|————————|——————————————|—————————|——————————————|————————————|—————————————|———————————|————————|————————|
|Численность  | 100,0  | 100,0  |    100,0     |  100,0  |    100,0     |   100,0    |    100,0    |   100,0   | 100,0  | 100,0  |
|народов      |        |        |              |         |              |            |             |           |        |        |
|Севера       |        |        |              |         |              |            |             |           |        |        |
|(%) – всего  |        |        |              |         |              |            |             |           |        |        |
|—————————————|————————|————————|——————————————|—————————|——————————————|————————————|—————————————|———————————|————————|————————|
|в том числе  |        |        |              |         |              |            |             |           |        |        |
|в возрасте:  |        |        |              |         |              |            |             |           |        |        |
|—————————————|————————|————————|——————————————|—————————|——————————————|————————————|—————————————|———————————|————————|————————|
|Моложе       |  34,1  |  24,5  |     29,0     |  30,5   |     22,4     |    0,0     |    23,1     |   22,6    |  27,9  |  28,3  |
|трудоспособно|        |        |              |         |              |            |             |           |        |        |
|го           |        |        |              |         |              |            |             |           |        |        |
|—————————————|————————|————————|——————————————|—————————|——————————————|————————————|—————————————|———————————|————————|————————|
|трудоспособно|  54,0  |  59,7  |     59,5     |  58,7   |     55,2     |    75,0    |    58,2     |   67,7    |  55,7  |  58,0  |
|м            |        |        |              |         |              |            |             |           |        |        |
|—————————————|————————|————————|——————————————|—————————|——————————————|————————————|—————————————|———————————|————————|————————|
|Старше       |  11,9  |  15,8  |     11,5     |  10,8   |     22,4     |    25,0    |    18,7     |    9,7    |  16,4  |  13,7  |
|трудоспособно|        |        |              |         |              |            |             |           |        |        |
|го           |        |        |              |         |              |            |             |           |        |        |
|—————————————|————————|————————|——————————————|—————————|——————————————|————————————|—————————————|———————————|————————|————————|
|Экономическая|  85,2  |  67,6  |     68,1     |  70,5   |     81,2     |    33,3    |    71,8     |   47,6    |  79,4  |  72,3  |
|нагрузка     |        |        |              |         |              |            |             |           |        |        |
|(чел.) –     |        |        |              |         |              |            |             |           |        |        |
|всего        |        |        |              |         |              |            |             |           |        |        |
|—————————————|————————|————————|——————————————|—————————|——————————————|————————————|—————————————|———————————|————————|————————|
|в том числе: |        |        |              |         |              |            |             |           |        |        |
|—————————————|————————|————————|——————————————|—————————|——————————————|————————————|—————————————|———————————|————————|————————|
|детей в      |  63,2  |  41,1  |     48,8     |  52,0   |     40,6     |    0,0     |    39,7     |   33,3    |  50,0  |  48,8  |
|возрасте  до |        |        |              |         |              |            |             |           |        |        |
|16 лет       |        |        |              |         |              |            |             |           |        |        |
|—————————————|————————|————————|——————————————|—————————|——————————————|————————————|—————————————|———————————|————————|————————|
|лиц          |  22,0  |  26,5  |     19,3     |  18,5   |     40,6     |    33,3    |    32,1     |   14,3    |  29,4  |  23,5  |
|пенсионного  |        |        |              |         |              |            |             |           |        |        |
|возраста     |        |        |              |         |              |            |             |           |        |        |
|—————————————|————————|————————|——————————————|—————————|——————————————|————————————|—————————————|———————————|————————|————————|
|Структура    | 100,0  | 100,0  |    100,0     |  100,0  |    100,0     |   100,0    |    100,0    |   100,0   | 100,0  | 100,0  |
|экономической|        |        |              |         |              |            |             |           |        |        |
|нагрузки (%) |        |        |              |         |              |            |             |           |        |        |
|—————————————|————————|————————|——————————————|—————————|——————————————|————————————|—————————————|———————————|————————|————————|
|в том числе: |        |        |              |         |              |            |             |           |        |        |
|—————————————|————————|————————|——————————————|—————————|——————————————|————————————|—————————————|———————————|————————|————————|
|детей в      |  74,2  |  60,8  |     71,6     |  73,8   |     50,0     |    0,0     |    55,4     |   70,0    |  63,0  |  67,5  |
|возрасте  до |        |        |              |         |              |            |             |           |        |        |
|16 лет       |        |        |              |         |              |            |             |           |        |        |
|—————————————|————————|————————|——————————————|—————————|——————————————|————————————|—————————————|———————————|————————|————————|
|лиц          |  25,8  |  39,2  |     28,3     |  26,2   |     50,0     |   100,0    |    44,6     |   30,0    |  37,0  |  32,5  |
|пенсионного  |        |        |              |         |              |            |             |           |        |        |
|возраста     |        |        |              |         |              |            |             |           |        |        |
|—————————————|————————|————————|——————————————|—————————|——————————————|————————————|—————————————|———————————|————————|————————|






                                                        Таблица № 2

  Экономически активное население коренных малочисленных народов
  Севера в Магаданской области по состоянию на 01 марта 2005 г.,
                     обработка СВКНИИ ДВО РАН

|—————————————————————|—————————|————————|————————|————————|————————|————————|—————————|————————|—————————|————————|
|     Показатели      |г.       |Ольский |Омсукчан|Северо- |Среднека|Сусуманс|Тенькинск|Хасынски|Ягоднинск|Всего   |
|                     |Магадан  |район   |ский    |Эвенский|нский   |кий     |ий район |й       |ий район |        |
|                     |         |        |район   |район   |район   |район   |         |Район   |         |        |
|—————————————————————|—————————|————————|————————|————————|————————|————————|—————————|————————|—————————|————————|
|Экономически активное|   582   |  770   |  180   |  745   |  160   |   3    |   62    |   56   |   25    |  2583  |
|                     |         |        |        |        |        |        |         |        |         |        |
|население (чел.) –   |         |        |        |        |        |        |         |        |         |        |
|всего                |         |        |        |        |        |        |         |        |         |        |
|—————————————————————|—————————|————————|————————|————————|————————|————————|—————————|————————|—————————|————————|
|в том числе:         |         |        |        |        |        |        |         |        |         |        |
|—————————————————————|—————————|————————|————————|————————|————————|————————|—————————|————————|—————————|————————|
|занятые в экономике  |   366   |  353   |  134   |  389   |   92   |   2    |   33    |   27   |   19    |  1415  |
|—————————————————————|—————————|————————|————————|————————|————————|————————|—————————|————————|—————————|————————|
|безработные          |   216   |  417   |   46   |  356   |   68   |   1    |   29    |   29   |    6    |  1168  |
|—————————————————————|—————————|————————|————————|————————|————————|————————|—————————|————————|—————————|————————|
|Численность          |    2    |  225   |   17   |  206   |   24   |   1    |   29    |   5    |    6    |  515   |
|зарегистрированных   |         |        |        |        |        |        |         |        |         |        |
|безработных (чел.)   |         |        |        |        |        |        |         |        |         |        |
|—————————————————————|—————————|————————|————————|————————|————————|————————|—————————|————————|—————————|————————|
|Численность          |   0,9   |  54,0  |  37,0  |  57,9  |  35,3  | 100,0  |  100,0  |  17,2  |  100,0  |  44,1  |
|зарегистрированных   |         |        |        |        |        |        |         |        |         |        |
|безработных,         |         |        |        |        |        |        |         |        |         |        |
|в % к численности    |         |        |        |        |        |        |         |        |         |        |
|общей безработицы    |         |        |        |        |        |        |         |        |         |        |
|—————————————————————|—————————|————————|————————|————————|————————|————————|—————————|————————|—————————|————————|
|Уровень общей        |  37,1   |  54,2  |  25,6  |  47,8  |  42,5  |  33,3  |  46,8   |  51,8  |  24,0   |  45,2  |
|безработицы (%)      |         |        |        |        |        |        |         |        |         |        |
|—————————————————————|—————————|————————|————————|————————|————————|————————|—————————|————————|—————————|————————|
|Уровень              |   0,3   |  29,2  |  9,4   |  27,7  |  15,0  |  33,3  |  46,8   |  8,9   |  24,0   |  19,9  |
|зарегистрированной   |         |        |        |        |        |        |         |        |         |        |
|Безработицы (%)      |         |        |        |        |        |        |         |        |         |        |
|—————————————————————|—————————|————————|————————|————————|————————|————————|—————————|————————|—————————|————————|


     В целях выявления объективных социально-экономических  условий
жизнедеятельности   КМНС,  проживающих  на  территории  Магаданской
области, специалистами СВКНИИ ДВО РАН при содействии  администрации
Магаданской  области  был  проведен  социологический опрос в городе
Магадане; в поселках Ола, Армань и  селах  Гадля,  Клепка  Ольского
района;    в  поселке  Сеймчан  Среднеканского  района;  в  поселке
Омсукчан Омсукчанского района; в  поселке  Эвенск  Северо-Эвенского
района.  В  опросе приняли участие 348 человек, из них 321 – лица в
возрасте после 18 лет,  27 – лица в возрасте до 18 лет.
     Анализ итогов  опроса  взрослого  населения,  средний  возраст
которого   по  выборке  составил  40,5  лет, показал низкий уровень
образования,  не характерный  в  целом  для  населения  Магаданской
области.    Национальный    состав    опрошенных    характеризуется
преобладанием эвенов – 46 процентов, якутов – 13 процентов, коряков
–13  процентов,  ительменов – 12 процентов, другие национальности –
16 процентов. Анализ продолжительности проживания КМНС в населенных
пунктах,  где  проводился  опрос, показал значительное преобладание
респондентов, родившихся  или  проживших  более  10  лет  в  данном
населенном пункте, за исключением города Магадана.
     На момент проведения опроса  были  трудоустроены  44  процента
респондентов,  искали  или  собирались искать работу – 50 процентов
опрошенных. Средний размер заработной платы составил  5593  рублей,
средний размер пособия по безработице – 1065 рублей, средний размер
прочих  социальных  выплат  –  2170  рублей,   средний   доход   от
собственного  дела  –   2483  рубля,  средний  доход  от  различных
подработок – 6180 руб.
     Данные анкетного  опроса  позволяют  сделать  вывод  о  крайне
невысокой  привлекательности для самих КМНС традиционных промыслов,
а также  о невысокой распространенности их в настоящее  время.  Так
склонность   к  занятию  оленеводством  выявлена  у  20  процентов,
рыболовством –  у 38 процентов, охотой – у 25  процентов,  к  сбору
дикоросов – у 29 процентов респондентов.
     Твердое желание получить новую специальность выявлено у  трети
опрошенных.    Наиболее    указываемыми    специальностями   стали:
экономические специальности – 8 процентов;  рабочие  специальности,
связанные   с  автомеханическим  делом  – 6 процентов; строительные
специальности –  4 процента; специальности, связанные с компьютером
–   3  процента;  специальности  социальной  сферы  –  3  процента;
юриспруденция – 2  процента.   В  целом  среди  лиц,  указавших  на
необходимость  своего  обучения,  отсутствует  единство  мнений  по
направлениям  обучения,  а  специальности,   набравшие   наибольшее
количество  ответов, вызывают интерес менее, чем у каждого десятого
опрошенного.   На   вопрос   о   необходимости   получения    новой
специальности  затруднились ответить 20 процентов респондентов,  37
процентов – ответили отрицательно.
     Среди  КМНС  наиболее  востребованы  профессии,  не  требующие
высокой   квалификации:  сторож,  разнорабочий,  кочегар,  слесарь,
сантехник,  повар,   водитель,   продавец,   тракторист,   дворник,
механизатор.  По  названным специальностям хотела бы работать треть
опрошенных, тогда как  в настоящее время  по  ним  работаю  лишь  6
процентов  опрошенного  населения.  Среди респондентов 29 процентов
хотели бы организовать свое собственное дело.
     Помощь со стороны государства  опрошенные  видят  в  повышении
зарплаты (35 процентов), направлении на обучение или переподготовку
(27 процентов), выплате достаточно крупного денежного  пособия   по
безработице   (24   процента),   содействии  в  поиске  работы  (21
процент), организации собственного дела  (8  процентов),  снабжении
оборудованием, необходимым для работы (6 процентов).
     Данные социологического опроса  детского  населения  позволяют
сделать следующие выводы:
     1) сфере образования и на рынке труда дети КМНС также  как   и
их   родители   выбирают   в   основном  рабочие  специальности   и
малоквалифицированные  профессии.   Среди   высококвалифицированных
специальностей доминируют педагог и врач;
     2) при  поступлении  в  учебные  заведения  почти  две   трети
опрошенных  рассчитывают только на себя и не ждут какой-либо помощи
со стороны государства;
     3) респонденты,  весьма   слабо   ориентированы   на   занятие
традиционными   промыслами,   что   объясняется   высокой  степенью
ассимиляции;
     4)   большой   процент   респондентов,   которые   хотели   бы
организовать свое дело (44 процента).

    1.2. Проблемы развития традиционных видов деятельности коренных 
малочисленных народов Севера

     Речное и прибрежное рыболовство  коренных  народов  Севера   в
современной ситуации является одним из наиболее конкурентозависимых
видов деятельности.  Конкуренция  начинается  на  стадии  выделения
лимитов   и  продолжается до стадии переработки и реализации рыбной
продукции.  В настоящее время в  большинстве  случаев  рыболовецкие
предприятия  коренных народов довольствуются ролью сдающих сырье по
низким ценам. Причины этого кроются в том, что  коллективы  рыбаков
из   числа   коренных   народов   не  имеют  средств  производства,
позволяющих производить  хотя бы начальную  переработку  уловов,  в
частности,  их  заморозку.   В  результате  цена  на рыбопродукцию,
поступающую  в  розничную  продажу,   в   десятки   раз   превышает
закупочную   цену  на  выловленную  рыбу,  что  делает  рыболовство
коренных народов нерентабельным.
     К негативным  условиям  деятельности  хозяйствующих  субъектов
аборигенов, занимающихся рыболовством, можно отнести:
     1. Недостаток собственного капитала  и  отсутствие  доступа  к
дешевым заемным финансовым ресурсам; высокий физический и моральный
износ оборудования и технологий;
     2. Нехватка квалифицированных  специалистов  по  всем  звеньям
производственной   цепочки,  отсутствие  менеджеров  с  необходимым
уровнем знаний и опыта управления;
     3. Сложность  разработки,  лицензирования,  стандартизации   и
сертификации      видов     готовой     продукции     традиционного
природопользования; трудности в получении маркетинговой  информации
о   рынках  сбыта,  новых  технологиях  переработки,  оборудовании,
упаковке;
     4. Отсутствие системы специализированной  торговли  продукцией
традиционного  природопользования;  плохая транспортная доступность
предприятий,   препятствующая   дешевой   доставке   продукции    к
потребителю   и  объединению  производственной  базы  географически
разрозненных хозяйств.
     Морской зверобойный промысел известен с древнейших времен.  Он
служил  основой  образа  жизни и самообеспечения народов Севера.  В
60-е, 70-е годы двадцатого века коренные  народы  Севера  оказались
практически  вытеснены  из  морзверобойного  промысла государством,
которое было заинтересовано  в  получении  рентабельной  продукции:
мясе,  китовом  усе  и  спермацете,  моржовой кости, мехе некоторых
морских животных, такие как морские котики, нерпы.
     Несмотря  на  то  что  государственный   морской   зверобойный
промысел   в  настоящее  время  пришел в упадок, для народов Севера
морзверь остается важным источником самообеспечения: шкура животных
идет  на  изготовление  одежды  для оленеводов и рыбаков, предметов
быта, а мясо является альтернативным рыбе источником питания. В  то
же  время,  традиционный  морской  зверобойный промысел практически
исчез. Ранее он проводился  в сентябре-октябре по береговому припаю
и  с  ботов  вблизи берега. Сейчас морские животные не подходят так
близко к берегу. Это приводит к тому,  что из-за отсутствия  судов,
выделяемые  ежегодно  лимиты  морского  зверя   не осваиваются. При
современной квоте вылова в несколько сотен голов возможна первичная
переработка   и  реализация  излишков  промысла   на  внутреннем  и
внешнем   рынках   и   постепенный   переход   к    самообеспечению
морзверобойного промысла.
     В период перехода к рынку были практически полностью разрушены
механизмы,    которые    позволяли   существовать   и   развиваться
охотничьему хозяйству. Прежде всего это касается  плановой  системы
организации  промысла  (снабжение оружием, боеприпасами, капканами,
продуктами питания, заброска и вывозка охотников и т.п.). Наряду  с
этим,  практически  разрушена  прежняя  система  заготовок  и сбыта
охотничьей продукции. Отмена государственной монополии на пушнину и
обязательную   ее  сдачу  государству,  в  сущности,  ликвидировали
существовавшую систему закупок и  реализации  всех  видов  пушнины.
Перестали  функционировать  пушно-меховые  базы,  холодильники.   В
связи с этим состояние охотничьего хозяйства на современном  этапе,
как   в  целом,  так  и в секторе традиционного природопользования,
кризисное  и выражается в следующем:
     - тенденции   резкого   спада   добычи   охотничьих   ресурсов
(заготовок пушнины, мяса и пр.);
     - разрушение сложившихся хозяйственных связей;
     - потеря рынков сбыта для продуктов охоты;
     - возросшие масштабы браконьерства.
     Причинами сложившейся ситуации являются:
     1. Отсталая,  а  в  некоторых  случаях  полностью  разрушенная
материально-техническая   база  охотничьего  хозяйства  (отсутствие
техники  и необходимого  количества  орудий  лова,  отсутствие  или
нехватка оборудования по первичной обработке пушнины, хранению мяса
и дичи).
     2. Неравномерная промысловая нагрузка на охотничьи  угодья.  В
связи   с  кратно  возросшими  транспортными  тарифами (особенно на
вертолет), охотники не имеют  возможности  добраться  в  отдаленные
охотничьи  угодья.  Вместе  с  этим  промысловый  пресс  в  угодьях
расположенных рядом  с поселками значительно увеличился.
     3. Зависимость рентабельности промысла на  большинство  пушных
видов  зверей  от  конъюнктуры международного рынка (в частности от
цен  на  пушных  аукционах),  а  также  от  цен,  которые   диктуют
перекупщики.
     4. Наличие большого числа торговых посредников,  которые,   не
вкладывая  средств в развитие инфраструктуры охотничьего хозяйства,
охрану и воспроизводство  охотничье-промысловых  животных  получают
огромные прибыли от перепродажи пушнины.
     5. Нехватка  денежных  оборотных  средств   необходимых    для
централизованной   закупки   и   обеспечения  охотников  продуктами
питания,  боеприпасами,   орудиями   лова,   организации   заброски
промысловиков в тайгу, закупки пушнины и других продуктов промысла.
     6. Недостаток квалифицированных специалистов-охотоведов. После
распада  крупных охотничье-промысловых хозяйств далеко не все вновь
образовавшиеся      более      мелкие       предприятия       имеют
специалистов-охотоведов.
     Использование  недревесных  продуктов  леса  (далее   –   НПЛ)
исторически являлось одним из наиболее значимых видов традиционного
природопользования   коренных   малочисленных   народов.   Дикоросы
использовали  в  пищу,  ими лечились, из них изготавливали предметы
одежды   и  различные  украшения.  В   плановой   системе   ведения
хозяйства,  заготавливались  десятки  видов  дикорастущих растений,
которые   использовались   в   пищевой,   парфюмерной,   химической
промышленности   и  медицине.  Некоторые  из  них  поставлялись  на
экспорт и составляли основную  часть  валютных  поступлений  целого
ряда  хозяйств.  В  период  перехода   к рыночным отношением старая
система организации заготовок  и переработки НПЛ была разрушена,  а
новая  не  создана.  Поэтому,  несмотря   на  явный  интерес к этой
продукции со стороны как отечественных,  так и зарубежных  компаний
и потребителей цивилизованный рынок НПЛ пока не сложился.
     Традиционные промыслы  коренных  народов  Магаданской  области
включают  изготовление  изделий из мягких материалов – кожи, меха и
ткани,  а также из дерева и кости. Профессионального ремесла у КМНС
региона    не   существовало,  народные  промыслы  носили  характер
домашнего производства, удовлетворявшего  потребности  хозяйства  в
орудиях  труда,  бытовых  предметах,  утвари,  одежде. К настоящему
времени  некоторые  изделия  народных   промыслов   утратили   свое
прикладное  значение,  и  в  быту  уже   не  востребованы.  Следует
целенаправленно  развивать  производство  тех   предметов,  которые
находят  реальное  применение в традиционном хозяйстве. Кроме того,
сферой занятости КМНС и источником поступления  финансовых  средств
может   стать  выпуск  качественно  новых  изделий,  с  сохранением
традиционной  технологии  и  декоративной  отделки,  которые  будут
пользоваться спросом у широких слоев населения, а не только в среде
коренных народов.
     Анализ  сложившейся  ситуации  в  области  занятости  коренных
малочисленных   народов   Севера   в  Магаданской  области  показал
невозможность решить эту социально значимую проблему  в  приемлемые
сроки  рыночными  механизмами,  что  обусловливает необходимость ее
решения  программными   методами   и   финансирования   мероприятий
Программы за счет бюджетных средств.

                  2. Цель и основные задачи Программы              

     Основной целью Программы является обеспечение  занятости  КМНС
для   снятия   социальной   напряженности,  роста  качества  жизни,
социальной   реабилитации,   национально-культурного   развития   и
повышения  роли  коренных  народов  в  экономических  и  социальных
процессах региона.
     Для достижения поставленной цели необходимо решение  следующих
задач:
     - развитие материально-технической базы традиционных  отраслей
хозяйствования:  рыболовства,  охотничьего  и морского зверобойного
промыслов и других видов деятельности;
     - развитие производственной базы переработки сырья и продукции
традиционных отраслей хозяйствования;
     - улучшение  потребительских  качеств  и   увеличение   объема
продукции      на    основе    технико-экономического    обновления
производственной базы отраслей и объектов по  переработке  сырья  и
продукции традиционных отраслей хозяйствования;
     - внедрение новых технологий  глубокой  переработки  продукции
традиционных отраслей хозяйствования.

                     3. Сроки реализации Программы                 

     Достижение поставленной цели предполагается в течение  5  лет:
с 2006 по 2010 год.

                   4. Система программных мероприятий              

     Система  программных  мероприятий  предусматривает  меры   для
повышения   занятости   КМНС   в   традиционных   и   других  видах
деятельности. Для занятости  КМНС  в  традиционных  для  них  видах
деятельности   на   новом   технологическом   уровне,   позволяющем
производить   конкурентоспособную   продукцию,   основными   мерами
являются    создание   перерабатывающих   предприятий,   оснащенных
морозильным и холодильным оборудованием,  а  также  мини-цехами  по
переработке  рыбы,  морзверя, дикоросов. Кроме того, предполагается
приобретение материальных  ресурсов  для  действующих  национальных
предприятий.
     Развитию в Магаданской области  рыболовства  коренных  народов
Севера будут способствовать следующие меры:
     - создание  условий  для   повышения   уровня   рентабельности
рыболовства  коренных  малочисленных  народов  (оказание  помощи  в
приобретении морозильного и холодильного оборудования);
     - организация   некоммерческих   партнерств,   предусмотренных
законом   «О  некоммерческих  организациях»,  между  хозяйствующими
субъектами   аборигенов   и   рыбоперерабатывающими   предприятиями
Магаданской области;
     - организация  адресной  помощи  в  приобретении  плавсредств,
сетеснастного   и  холодильного  оборудования  родовым  общинам   и
хозяйствующим субъектам  аборигенов  при  условии  гарантированного
создания ими дополнительных рабочих мест;
     - кредитование рыболовства, что сделает возможным  постепенный
переход к его самообеспечению;
     - развитие глубокой переработки рыбопродукции (оказание помощи
в   приобретении   мини-заводов   по   производству   копченой    и
консервированной рыбопродукции);
     - подготовка специалистов - рыбопереработчиков.
     Развитию морского зверобойного промысла в Магаданской  области
будут способствовать следующие меры:
     - возрождение    традиционных    способов    добычи    морских
млекопитающих,  создание бригады морских зверобоев из числа народов
Севера;
     - оказание помощи  в  приобретении  необходимого  оборудования
для занятия зверобойным промыслом на основе льготного кредитования;
     - приобретение мини-цеха по  изготовлению  консервов  из  мяса
морских животных;
     - создание   производства   по    обработке    шкур    морских
млекопитающих    и  продукции  из  них:  одежды,  обуви,  предметов
галантереи, обивки мебели;
     - разработка  системы  льгот  на   региональном   уровне   для
предприятий   хозяйствующих   субъектов   аборигенов,  занимающихся
зверобойным промыслом.
     Развитию охотничьего  промысла  в  Магаданской  области  будут
способствовать следующие меры:
     - создание приемлемых условий труда для охотников (помощь  при
строительстве  избушек на промысловых участках, организация базовых
зимовий, заготпунктов и факторий);
     - целевое приобретение дорогостоящего оборудования  конкретным
охотничьим предприятиям на конкурсной основе;
     - решение  вопросов  кредитования  деятельности  (приобретение
продуктов, снаряжения и ГСМ перед началом промысла);
     - подготовка специалистов-охотоведов;
     - широкая реклама  продукции  охотничьего  промысла,  с  целью
доведения  информации до возможно большего количества потенциальных
покупателей;
     - организация  сети  заготовительных  пунктов,   приобретающих
пушнину по реальным ценам;
     - установление  прямых  связей  с  российскими  предприятиями,
занимающимися переработкой продукции охотничьего промысла (пушнина,
мясо) до готовых продуктов;
     - представление   продукции   на   аукционах   напрямую,   без
посредников;
     - развитие современных видов переработки продукции охотничьего
промысла  на  месте  для  создания  дополнительной  занятости  и  в
отдаленных поселках;
     - развитие охотничьего туризма.
     Для возобновления сбора  и  переработки  дикоросов  в  районах
Магаданской области необходимы следующие меры:
     - создание  условий  труда   для   заготовителей   (транспорт,
обеспечение тарой, организация временных заготовительных пунктов  и
перерабатывающих предприятий);
     - кредитование заготовительной деятельности;
     - развитие современных видов переработки дикоросов на месте;
     - разработка  новых  видов  продукции  в   конкурентоспособной
упаковке;
     - реклама продукции;
     - организация сети магазинов «Дары природы».
     Для сохранности собранных дикоросов  могут  быть  использованы
различные   способы   их   первичной  (сушка,  дробление,  засолка,
заморозка,  отжим  сока)  и  вторичной  переработки   (производство
концентрированных  соков  и  напитков,  варенья,  джемов,  сиропов,
пищевых консервов из грибов  и папоротника). Глубина  и  конкретный
вид  переработки  зависит   от  возможных  объемов  сбора  и  видов
дикоросов   по   районам   области,   а   также   возможности    их
транспортировки.  В Магаданской области отсутствуют оценки ресурсов
дикоросов  по  районам  области,  однако,  пользуясь   даже   очень
приблизительными  оценками  по запасам съедобных грибов и норматива
сбора их в день 40  кг  на  человека,  количество  их  сборщиков  в
Магаданской  области  составляет более 16 тысяч человек. То есть на
период сбора дикоросов, этим видом деятельности могут  быть  заняты
все безработные.
     Развивать традиционные промыслы коренных народов целесообразно
по нескольким направлениям:
     - изготовление  предметов,   необходимых   для   практического
применения  в традиционном природопользовании и в традиционном быту
(национальная одежда и обувь, утварь и  средства  передвижения  для
оленеводов, рыбаков  и охотников, инструменты для мастеров);
     - изготовление   предметов   широкого    спроса,    отмеченных
этнической спецификой (тапочки, очешники, головные уборы и др.);
     - изготовление  декоративных   изделий,   назначение   которых
приближается  к  этнографическим  сувенирам  (костяная и деревянная
скульптура, меховые  и кожаные украшения, панно и др.);
     - изготовление  эксклюзивных  экспонатов  музейного  значения,
точно  копирующих  реальные  предметы,  существовавшие  в  культуре
коренных  народов.  Основной  проблемой  в  развитии   традиционных
промыслов   КМНС   является   отсутствие  централизованной  системы
подготовки кадров из числа КМНС, помещений и  оборудования,  службы
маркетинга,  обеспечивающей  продвижение изделий народных промыслов
на рынок.
     Для возрождения народных  промыслов  и  использования  их  для
трудовой     занятости     населения,     предлагается     создание
производственно-учебного Центра культурного наследия в г. Магадане.
     Для  организации  деятельности  Центра  культурного   наследия
необходимо следующее:
     - ремонт    помещений,    оборудование    трех     мастерских:
деревообрабатывающая, кожно-меховая, косторезная;
     - привлечение  преподавателей-мастеров   из   числа   КМНС   и
специалистов разного профиля;
     - набор и подготовка мастеров народных промыслов  из  коренных
жителей  глубинки,  ориентация  их  на  создание  на  местах  после
обучения собственного дела с привлечением аборигенов-односельчан;
     - проведение мастер-классов по  различным  видам  традиционных
промыслов;
     - организация  работы  маркетинговой  службы   по   реализации
продукции.
     Для повышения занятости КМНС в нетрадиционных для них отраслях
–   горной  промышленности  и  предприятиях других отраслей и сфер,
организуемых в  районах  проживания,  рекомендуется  администрациям
районов  в  Соглашениях  с  собственниками предприятий (такая форма
сотрудничества  прописана  в  лицензионных  соглашениях  по  горным
объектам) добиваться  при выделении рабочих мест местному населению
трудоустройства  КМНС,   их  обучения,  а  не  только  приобретения
материальных ресурсов, как это практикуется в настоящее время.


                                                        Таблица № 3
                         Мероприятия Программы                     
|———————————|———————————————————————————————————|———————————|—————————————|————————————|
|Наимено-ван|                                   |   Срок    |  Источник   | Стоимость  |
|    ие     |            Мероприятие            |  испол-   |  финанси-   |(тыс. руб.) |
|муници-паль|                                   |   нения   |   рования   |            |
|   ного    |                                   |   (год)   |             |            |
|образова-ни|                                   |           |             |            |
|     я     |                                   |           |             |            |
|———————————|———————————————————————————————————|———————————|—————————————|————————————|
|1. Город   |Организация Центра культурного     |   2009    |Внебюджет-ные|            |
|Магадан    |наследия КМНС. Ремонт помещения.   |           |источники    |            |
|           |Организация мастерских:            |           |             |       847,5|
|           |деревообрабатывающей, косторезной, |           |             |            |
|           |кожно-меховой.                     |           |             |            |
|           |                                   |           |             |            |
|———————————|———————————————————————————————————|———————————|—————————————|————————————|
|           |Организация предприятия  по сбору и|   2006    |Внебюджет-ные|            |
|           |переработке дикоросов              |           |Источники    |            |
|           |(приобретение оборудования, аренда |           |             |      2700,0|
|           |помещения)                         |           |             |            |
|———————————|———————————————————————————————————|———————————|—————————————|————————————|
|           |Приобретение холодильного  и       |   2007    |Внебюджет-ные|            |
|           |морозильного оборудования,         |           |Источники    |            |
|           |оборудования по переработке        |           |             |      3400,0|
|           |морзверя, плавсредств, автономного |           |             |            |
|           |источника энергоснабжения          |           |             |            |
|———————————|———————————————————————————————————|———————————|—————————————|————————————|
|           |Приобретение музыкального, швейного|   2008    |Областной    |            |
|           |и мездрильного оборудования        |           |бюджет       |       435,0|
|———————————|———————————————————————————————————|———————————|—————————————|————————————|
|           |Итого:                             |           |             |      7382,5|
|———————————|———————————————————————————————————|———————————|—————————————|————————————|
|2. Ольский |Приобретение плавсредств,          |   2007    |Областной    |            |
|район      |автономного источника              |           |бюджет       |       620,0|
|           |энергоснабжения, транспорта,       |   2008    |Областной    |            |
|           |сетеснастного оборудования         |           |бюджет       |       311,5|
|———————————|———————————————————————————————————|———————————|—————————————|————————————|
|           |Организация предприятия  по        |   2009    |Внебюджет-ные|            |
|           |заготовке дикоросов, рыбы, пушнины |           |Источники    |      3900,0|
|           |(приобретение оборудования, аренда |           |             |            |
|           |помещения, транспорт)              |           |             |            |
|———————————|———————————————————————————————————|———————————|—————————————|————————————|
|           |Организация предприятия  по        |   2009    |Областной    |            |
|           |заготовке,  хранению  и переработке|           |бюджет       |      2330,0|
|           |рыбы (приобретение холодильного    |           |             |            |
|           |оборудования, аренда помещения,    |           |Внебюджет-ные|            |
|           |транспорт, сетеснастное снаряжение,|           |Источники    |            |
|           |плавсредства)                      |           |             |      2182,0|
|———————————|———————————————————————————————————|———————————|—————————————|————————————|
|           |Приобретение охотничьего инвентаря |   2010    |Внебюджет-ные|            |
|           |и транспортных средств             |           |Источники    |            |
|           |                                   |           |             |      1433,5|
|———————————|———————————————————————————————————|———————————|—————————————|————————————|
|           |Итого:                             |           |             |     10777,0|
|———————————|———————————————————————————————————|———————————|—————————————|————————————|
|3.         |Организация предприятия  по сбору и|   2006    |Внебюджет-ные|            |
|Хасынский  |переработке дикоросов              |           |источники    |            |
|район      |(приобретение оборудования, аренда |           |             |       200,0|
|           |помещения)                         |           |             |            |
|           |                                   |           |             |            |
|———————————|———————————————————————————————————|———————————|—————————————|————————————|
|           |Приобретение сетеснастного         |   2007    |Внебюджет-ные|            |
|           |оборудования, автономного источника|           |источники    |            |
|           |энергоснабжения                    |           |             |      2700,0|
|———————————|———————————————————————————————————|———————————|—————————————|————————————|
|           |Итого:                             |           |             |      2900,0|
|———————————|———————————————————————————————————|———————————|—————————————|————————————|
|4.         |Организация предприятия  по        |   2010    |Областной    |            |
|Северо-Эвен|заготовке, хранению  и переработке |           |бюджет       |      2330,5|
|ский       |рыбы (приобретение морозильного и  |           |             |            |
|район      |холодильного, перерабатывающего    |           |Внебюджет-ные|            |
|           |оборудования, плавсредств,         |           |источники    |            |
|           |сетеснастного оборудования,        |           |             |      3715,5|
|           |транспорта; аренда помещения)      |           |             |            |
|———————————|———————————————————————————————————|———————————|—————————————|————————————|
|           |Организация предприятия  по        |   2006    |Внебюджет-ные|            |
|           |заготовке дикоросов (приобретение  |           |источники    |            |
|           |оборудования, аренда помещения)    |           |             |      2100,0|
|           |                                   |           |             |            |
|———————————|———————————————————————————————————|———————————|—————————————|————————————|
|           |Организация предприятия  по        |   2007    |Внебюджет-ные|            |
|           |переработке дикоросов (приобретение|           |источники    |            |
|           |оборудования, аренда помещения)    |           |             |      1000,0|
|———————————|———————————————————————————————————|———————————|—————————————|————————————|
|           |Мини-цех по переработке мяса       |   2010    |Внебюджет-ные|            |
|           |морского зверя                     |           |источники    |            |
|           |                                   |           |             |      1555,0|
|———————————|———————————————————————————————————|———————————|—————————————|————————————|
|           |Итого:                             |           |             |     10701,0|
|———————————|———————————————————————————————————|———————————|—————————————|————————————|
|5.         |Организация предприятия  по        |   2008    |Областной    |            |
|Среднеканс |заготовке и переработке дикоросов, |           |бюджет       |      1000,0|
|кий район  |рыбы, пушнины (приобретение        |           |             |            |
|           |оборудования, аренда помещения,    |           |Внебюджет-ные|            |
|           |самоходная баржа, транспорт)       |           |источники    |            |
|           |                                   |           |             |      3200,0|
|———————————|———————————————————————————————————|———————————|—————————————|————————————|
|           |Итого:                             |           |             |      4200,0|
|———————————|———————————————————————————————————|———————————|—————————————|————————————|
|6.         |Организация предприятия  по сбору и|   2008    |Внебюджет-ные|            |
|Тенькински |переработке дикоросов              |           |источники    |            |
|й район    |(приобретение оборудования, аренда |           |             |      3900,0|
|           |помещения, транспорт)              |           |             |            |
|———————————|———————————————————————————————————|———————————|—————————————|————————————|
|           |Итого:                             |           |             |      3900,0|
|———————————|———————————————————————————————————|———————————|—————————————|————————————|
|7.         |Приобретение транспорта  и         |   2008    |Областной    |            |
|Омсукчанск |охотничьего инвентаря              |           |бюджет       |       573,5|
|ий район   |                                   |   2009    |Внебюджет-ные|            |
|           |                                   |           |источники    |            |
|           |                                   |           |Внебюджет-ные|       170,5|
|           |                                   |   2010    |источники    |            |
|           |                                   |           |             |            |
|           |                                   |           |             |       396,0|
|———————————|———————————————————————————————————|———————————|—————————————|————————————|
|           |Организация предприятия  по        |   2007    |Областной    |            |
|           |заготовке дикоросов, рыбы, пушнины |           |бюджет       |      1700,0|
|           |(приобретение оборудования, аренда |           |             |            |
|           |помещения)                         |           |             |            |
|———————————|———————————————————————————————————|———————————|—————————————|————————————|
|           |Итого:                             |           |             |      2840,0|
|——————————————————————————————————————————————-|———————————|—————————————|————————————|
|    ВСЕГО по Программе:                        |           |             |     42700,5|
|——————————————————————————————————————————————-|———————————|—————————————|————————————|

                   5. Механизм реализации Программы                

     Финансирование мероприятий Программы предлагается осуществлять
в следующих формах:
     - содействия в создании предприятий по типу факторий;
     - приобретение оборудования (снегоходов, лодок, сетей, ружей и
пр.)  для  предприятий хозяйствующих субъектов аборигенов и родовых
общин, гарантирующих трудоустройство населения из числа КМНС.
     Реализация Программы осуществляется в порядке, устанавливаемом
губернатором Магаданской области.

                  6. Ресурсное обеспечение Программы               

     Источниками финансирования  программных  мероприятий  является
областной      бюджет      и     бюджет     внебюджетного     фонда
социально-экономического развития Магаданской  области  в  условиях
деятельности Особой экономической зоны (далее – бюджет ВФОЭЗ), иные
внебюджетные источники.

     Финансирование Программы предполагается в объеме 42,7 миллиона
рублей, в том числе за счет средств:
     - областного бюджета – 9,3 миллиона рублей;
     - бюджета ВФОЭЗ – 10 миллионов рублей;
     - иных внебюджетных источников – 23,4 миллиона рублей.
     На реализацию мероприятий Программы в 2006 году необходимо   5
миллионов   рублей.   Средства   в   размере   1   миллиона  рублей
предусмотрены    в   Законе   Магаданской   области   «О    бюджете
внебюджетного  фонда  социально-экономического развития Магаданской
области в условиях деятельности Особой экономической зоны  на  2006
год», средства в размере 4 миллионов рублей планируется привлечь из
иных внебюджетных источников.
     Объемы финансирования из  областного  бюджета  и  внебюджетных
источников на последующие годы представлены в таблице № 4.


                                                        Таблица № 4

      Объемы и источники финансирования Программы (млн. руб.)      
|——————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|————————|
|   Источник финансирования    |  2007  |  2008  |  2009  |  2010  |        |
|                              |  год   |  год   |  год   |  год   | Всего  |
|——————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|————————|
|Областной бюджет              |  2,32  |  2,32  |  2,33  |  2,33  |  9,3   |
|——————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|————————|
|Внебюджетные источники        |  7,1   |  7,1   |  7,1   |  7,1   |  28,4  |
|——————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|————————|
|Итого по годам:               |  9,42  |  9,42  |  9,43  |  9,43  |  37,7  |
|——————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|————————|

     Объем   ассигнований   из   областного   бюджета   и   бюджета
внебюджетного  фонда  социально-экономического развития Магаданской
области в условия деятельности Особой экономической  зоны  подлежит
ежегодному  уточнению,  исходя  из  реальных возможностей указанных
источников финансирования  на очередной финансовый год.

                  7. Ожидаемые социально-экономические             
                    результаты реализации Программы                

     В результате реализации Программы ожидается:
     - возрождение  традиционного  хозяйственного  уклада  коренных
народов  путем  развития  на  новой производственно-технологической
основе традиционных отраслей хозяйства,  повышение  потребительских
качеств   и  товарного выхода продукции этих отраслей и наращивание
хозяйственно-экономического потенциала территорий их проживания;
     - трудоустройство 65,5 процентов безработных  (таблица  №  5),
что  приведет  к уменьшению безработных из числа КМНС в Магаданской
области с 45,2 процента до 15,6 процентов;
     - снижение социальной напряженности  в  национальных  селах  и
местах компактного проживания КМНС.


                                                        Таблица № 5
                      Эффективность Программы                      

|————————————————————————|———————————————|——————————————————|———————————————————————|
|     Район области      |  Численность  |   Численность    | Доля трудоустроенных  |
|                        |  безработных  | трудоустроенных  |          (%)          |
|                        |    (чел.)     |      (чел.)      |                       |
|————————————————————————|———————————————|——————————————————|———————————————————————|
|1. Город Магадан        |      216      |       174        |         80,6          |
|————————————————————————|———————————————|——————————————————|———————————————————————|
|2. Ольский район        |      417      |       255        |         61,2          |
|————————————————————————|———————————————|——————————————————|———————————————————————|
|3. Хасынский район      |      29       |        26        |         89,7          |
|————————————————————————|———————————————|——————————————————|———————————————————————|
|4. Северо-Эвенский район|      356      |       194        |         54,5          |
|————————————————————————|———————————————|——————————————————|———————————————————————|
|5. Среднеканский район  |      68       |        48        |         70,6          |
|————————————————————————|———————————————|——————————————————|———————————————————————|
|6. Тенькинский район    |      29       |        25        |         86,2          |
|————————————————————————|———————————————|——————————————————|———————————————————————|
|7. Омсукчанский район   |      46       |        39        |         84,8          |
|————————————————————————|———————————————|——————————————————|———————————————————————|
|         Всего:         |     1161      |       761        |         65,5          |
|————————————————————————|———————————————|——————————————————|———————————————————————|

         8. Сведения о государственном заказчике  и исполнителе    
                               Программы                           

     Государственным заказчиком  Программы  является  администрация
Магаданской области.
     Основным  разработчиком  Программы  является  Северо-Восточный
комплексный  научно-исследовательский  институт  ДВО РАН, отдельные
разделы Программы разработаны  с  участием  специалистов  Северного
международного университета.
     Исполнителем  Программы  является  администрация   Магаданской
области.

Информация по документу
Читайте также