Расширенный поиск

Закон Сахалинской области от 31.01.1997 № 2-а

                                   Утратил силу - Закон Сахалинской
                                   области от 22.07.2002 г. N 360



                               ЗАКОН
                        САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ


            О местном референдуме в Сахалинской области

  (В редакции Закона Сахалинской области от 16.10.2000 г. N 220)


             Принят Сахалинской областной Думой 28 ноября 1996 года

                     ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Понятие местного референдума
     Местный   референдум  -  голосование  жителей,  проживающих  в
границах   территорий   муниципальных   образований,   по  вопросам
местного   значения   в  соответствии  с  Конституцией  и  законами
Российской   Федерации,   Уставом  Сахалинской  области  и  Законом
Сахалинской   области  "Об  общих  принципах  организации  местного
самоуправления в Сахалинской области".

     Статья 2. Право граждан на участие в местном референдуме
     1. В  референдуме  имеют право участвовать граждане Российской
Федерации,  проживающие  на территории муниципального образования и
достигшие на день голосования 18 лет.
     2. Не   имеют   права   участвовать  в  референдуме  граждане,
признанные  судом  недееспособными,  а  также содержащиеся в местах
лишения свободы по приговору суда.
     Какие-либо  прямые  или  косвенные ограничения прав граждан на
участие  в  референдуме в зависимости от происхождения, социального
и  имущественного положения, расовой и национальной принадлежности,
пола,  образования, языка, отношения к религии, политических и иных
взглядов, рода и характера занятий запрещаются.

     Статья 3. Принципы участия граждан в местном  референдуме
     1. Граждане участвуют в референдуме на равных основаниях.
     2. Граждане  голосуют  "за"  или "против" вопроса, вынесенного
на референдум непосредственно.
     3. Голосование является тайным.
     4. Участие  граждан в референдуме является добровольным. Никто
не  вправе оказывать воздействие на гражданина с целью понудить его
к участию или неучастию в референдуме.

     Статья 4. Законодательство о местном референдуме
     Законодательство   о   референдуме   состоит   из  Конституции
Российской    Федерации,   настоящего   Закона   и   издаваемых   в
соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов.

     Статья 5. Вопросы, выносимые на местный референдум
     1. На  референдум  могут выноситься вопросы местного значения,
непосредственно затрагивающие интересы местного сообщества:
     1) формы осуществления местного самоуправления;
     2) структура органов местного самоуправления;
     3)   досрочное   прекращение  полномочий  органов  и  выборных
должностных лиц местного самоуправления;
     4)    изменение   границ   административно-территориальных   и
муниципальных образований;
     5) строительство социально-культурных и промышленных объектов;
     6)   запрещение   строительства   и   эксплуатации   объектов,
наносящих вред окружающей среде;
     7) планы и программы развития территорий;
     8) необходимость введения местных налогов и сборов;
     9)  изменение  профиля  объектов  и  предприятий муниципальной
собственности;
     10) отчуждение муниципальной собственности;
     11)  иные вопросы местного значения, отнесенные Конституцией и
законами  Российской  Федерации,  Уставом  и  законами  Сахалинской
области к компетенции местного самоуправления.
     2. На  референдум  могут выноситься только те вопросы, которые
предполагают четкую альтернативу ответа: "да" или "нет".
     3. На  референдум  не  могут быть вынесены вопросы, отнесенные
Конституцией  и  законодательством  Российской Федерации, Уставом и
законодательством   Сахалинской   области   к  компетенции  органов
государственной власти.
     4. Вопросы,  выносимые  на  референдум, не должны ограничивать
или  отменять  общепризнанные права и свободы человека и гражданина
и конституционно-правовые гарантии их реализации.

     Статья  6.  Органы,  обеспечивающие  подготовку  и  проведение
местного референдума
     1. Подготовку    и   проведение   референдума,   контроль   за
соблюдением  прав  граждан  при подготовке и проведении референдума
осуществляют   комиссии  по  подготовке  и  проведению  референдума
(далее - комиссии референдума).
     2. Органы  местного  самоуправления,  в  соответствии со своей
компетенцией,   принимают   необходимые  меры  и  оказывают  помощь
комиссиям референдума в подготовке и проведении референдума.

     Статья  7.  Гласность  при  подготовке  и  проведении местного
референдума
     1. Деятельность   органов   государственной   власти,  органов
местного  самоуправления,  общественных  организаций, участвующих в
организации  и  проведении  референдума,  осуществляется  открыто и
гласно.
     2. Все  решения,  касающиеся референдума, а также вопросов или
иных  решений,  выносимых  на  референдум,  доводятся  до  сведения
жителей,  в  том  числе  путем  опубликования  местными  средствами
массовой  информации,  в  случае  их  наличия, в течение не более 5
дней с момента их принятия соответствующими органами.
     3. Местные   средства   массовой   информации   освещают   ход
подготовки    и    проведения    референдума,   их   представителям
гарантируется  беспрепятственный доступ на все собрания, заседания,
связанные с референдумом и получение соответствующей информации.
     4. Комиссии    по    проведению    референдума    своевременно
информируют  население  о своем составе, месте нахождения и времени
работы,  об образовании участков для голосования и списках граждан,
имеющих право участвовать в референдуме.
     5. На  заседаниях  комиссий  референдума,  а  также  во  время
голосования  и  при  подсчете  голосов на участках для голосования,
при   определении  результатов  референдума  вправе  присутствовать
представители  политических  партий,  иных общественно-политических
организаций    и    движений,   инициативных   групп   референдума,
зарегистрированных   в   установленном  порядке,  а  также  средств
массовой  информации,  депутаты  Федерального  Собрания  Российской
Федерации,    депутаты   Сахалинской   областной   Думы,   депутаты
представительного органа местного самоуправления.
     Лица,  присутствующие  на  заседаниях комиссий или на участках
для  голосования,  должны  иметь  заверенную  выписку  из протокола
собрания    направивших   их   организаций   или   иной   документ,
удостоверяющий  их полномочия. Предварительное уведомление комиссий
референдума  о  предполагаемом присутствии указанных представителей
не требуется.

     Статья  8.  Финансовое  и  материальное  обеспечение  местного
референдума
     1. Расходы,    связанные    с    подготовкой   и   проведением
референдума,   с   момента   принятия  решения  о  его  назначении,
производятся за счет средств местного бюджета.
     2. Предприятия,     учреждения     и    организации,    органы
государственной  власти  и  местного самоуправления предоставляют в
распоряжение   комиссий   референдума   помещения  и  оборудование,
необходимые   для   подготовки  и  проведения  референдума.  Аренда
помещений  и  оборудования  оплачивается  комиссиями референдума за
счет средств, выделенных на подготовку и проведение референдума.

            ГЛАВА II. ИНИЦИАТИВА ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА

     Статья 9. Инициатива проведения местного референдума
     1. Инициатива проведения референдума принадлежит:
     1) представительному органу местного самоуправления;
     2) главе муниципального образования;
     3)  группе  граждан,  проживающих на территории муниципального
образования,   в   количестве   не   менее   20  человек  (далее  -
инициативной группе).
     2. В  период  между  назначением  референдума и опубликованием
его  результатов субъекты, указанные в части 1 настоящей статьи, не
могут выступать с инициативой о проведении нового референдума.

     Статья  10.  Порядок  реализации  инициативы представительного
органа местного самоуправления о проведении местного референдума
     1. Вопрос    о    проведении    референдума    на   территории
муниципального  образования  может  быть  поставлен  на  обсуждение
представительного  органа местного самоуправления группой депутатов
в  количестве  не  менее  1/3  от  установленного  числа  депутатов
представительного органа.
     2. Депутаты   обращаются  в  представительный  орган  местного
самоуправления   с   представлением,   которое   должно   содержать
формулировку   вопроса,   изложение  существа  проекта  решения  (с
приложением   полного   текста   проекта  решения),  выносимого  на
референдум, и обоснование необходимости проведения референдума.
     Представительный    орган   местного   самоуправления   должен
рассмотреть  представление  с  приложенными  к  нему  материалами в
течение месяца со дня их поступления.
     3. Решение  представительного  органа о назначении референдума
принимается  не  менее  чем  2/3  голосов  от  установленного числа
депутатов представительного органа.

     Статья  11. Порядок реализации инициативы главы муниципального
образования о проведении местного референдума
     1. Вопрос   о  проведении  референдума  может  быть  поставлен
главой муниципального образования.
     2. Глава     муниципального     образования    обращается    в
представительный  орган  с представлением, которое должно содержать
формулировку   вопроса,   изложение  существа  проекта  решения  (с
приложением   полного   текста   проекта   решения)  выносимого  на
референдум и обоснование необходимости проведения референдума.

     Статья  12. Порядок реализации инициативы граждан о проведении
местного референдума
     1. Для  реализации инициативы граждан о проведении референдума
необходимо  собрать  в  поддержку референдума не менее 10 процентов
подписей   граждан,   проживающих   на   территории  муниципального
образования  и  имеющих  право на участие в референдуме. Конкретное
число   подписей   граждан   в  каждом  муниципальном  образовании,
необходимых  для  проведения  референдума,  определяется  в  уставе
муниципального образования.
     2. Для  сбора  подписей  в  поддержку  проведения  референдума
гражданин   или   группа  граждан  должны  образовать  инициативную
группу, в количестве не менее 20 человек.
     3. Для  решения вопроса о необходимости проведения референдума
по  инициативе  граждан  и  образования  инициативной  группы могут
проводиться   собрания   граждан,  проживающих  на  соответствующей
территории.
     Инициаторы  проведения собрания обязаны в определенный уставом
срок  уведомить  местную администрацию о месте и времени проведения
собрания.

     Статья 13. Регистрация инициативной группы
     1. Список  инициативной  группы  передается  для регистрации в
соответствующую  местную  администрацию.  К  протоколу  прилагаются
текст  проекта  решения, предлагаемого для вынесения на референдум,
и  письменное  обязательство  членов  инициативной группы соблюдать
законодательство  о  местном референдуме и нести ответственность за
правильность сбора подписей.
     2. Постановление    главы    муниципального    образования   о
регистрации  инициативной  группы должно быть вынесено не позднее 7
дней  с  момента  получения  администрацией  протокола  собрания  и
соответствующих приложений к нему.
     3. Отказ   в   регистрации   инициативной  группы  по  мотивам
нецелесообразности  не  допускается.  Местная  администрация выдает
представителям  инициативной  группы  постановление о регистрации и
соответствующие    удостоверения   ее   членам.   Постановление   и
удостоверения  выдаются  местной  администрацией в течение 5 дней с
момента вынесения решения о регистрации инициативной группы.
     4. При    отсутствии    постановления   главы   муниципального
образования  по  вопросу  о  регистрации  инициативной  группы,  по
истечении  10  дней  с момента представления материалов об избрании
инициативной  группы,  она  считается  зарегистрированной.  В  этом
случае  наличия  постановления  главы муниципального образования не
требуется.
     5. Общее   количество   создаваемых   инициативных   групп  не
ограничивается.

     Статья  14.  Порядок  и  сроки  сбора  подписей  инициативными
группами
     1. С    момента   получения   постановления   о   регистрации,
инициативная    группа   вправе   организовывать   и   осуществлять
беспрепятственный  сбор  подписей на подписных листах с требованием
о проведении референдума.
     2. Общий  период сбора подписей не должен превышать 15 дней со
дня  выдачи  постановления  о  регистрации  первой  из созданных по
данному референдуму инициативных групп.
     В   случае,  если  в  течение  этого  срока  не  было  собрано
необходимого  количества подписей граждан, дальнейший сбор подписей
прекращается.  С  требованием  о  проведении референдума по тому же
вопросу  разрешается  выступать  не  ранее, чем по истечении одного
года.

     Статья 15. Подписной лист местного референдума
     1. Листы   для   сбора  подписей  граждан  под  требованием  о
проведении  местного  референдума  (далее - подписные листы) должны
содержать формулировку вопросов, предлагаемых на референдум.
     2. Гражданин,    поддерживающий    требование   о   проведении
референдума,   подписывает   подписной  лист,  указывая  при  этом:
фамилию,  имя,  отчество,  дату  рождения,  место жительства и дату
подписания.
     3. Подписные  листы должны быть заверены председателем и одним
из членов инициативной группы.
     На  каждом  подписном  листе,  наряду  с заверяющими подписями
председателя  и  одного из членов инициативной группы, производится
запись об общем числе заверенных подписей.

     Статья  16.  Оформление  права  требования проведения местного
референдума
     1. По  окончании сбора подписей инициативная группа составляет
итоговый   протокол,   в   котором  указываются:  дата  регистрации
инициативной  группы,  дата  окончания  сбора  подписей, количество
собранных  подписей  и  наименование местной администрации, которой
переданы на хранение подписные листы.
     2. Подписные  листы  по  акту  передаются  на хранение местной
администрации,  зарегистрировавшей  инициативную группу, и хранятся
в течение года после опубликования решения референдума.
     3. При  обнаружении в подписных листах двух или более подписей
одного гражданина его подписи не учитываются.

     Статья   17.  Принятие  решения  по  требованию  о  проведении
местного референдума
     1. Представительный    орган    местного   самоуправления   по
требованию   о   проведении  референдума  вправе  принять  одно  из
следующих решений:
     1)  о  назначении  референдума, дате его проведения и мерах по
его обеспечению;
     2)  об отклонении требований о назначении референдума в случае
нарушения настоящего Закона.
     2. Представительный      орган     местного     самоуправления
рассматривает  представленные  материалы и принимает по ним решение
в  течение  месяца  со  дня  поступления  требования  о  проведении
референдума.
     Принятое  решение  в  семидневный  срок  доводится до сведения
населения.  Не  позднее 10 дней после обнародования постановления о
назначении  референдума публикуется проект выносимого на референдум
вопроса или иного решения.

     Статья 18. Срок проведения местного референдума
     Референдум  не  может  проводиться  ранее  двух и позднее трех
месяцев со дня принятия решения о его проведении.

           ГЛАВА III. ПОДГОТОВКА К МЕСТНОМУ РЕФЕРЕНДУМУ

     Статья 19. Комиссии по проведению местного референдума
     Для  подготовки  и проведения референдума образуются следующие
комиссии:
     1) комиссия  референдума;
     2) участковые комиссии  референдума.
     Полномочия   комиссий   референдума  возникают  с  момента  их
образования  и  прекращаются  по  истечении одного месяца с момента
опубликования результатов референдума.

     Статья 20. Образование комиссий местного референдума
     1. Комиссия   референдума   образуется   постановлением  главы
муниципального  образования  одновременно  с  принятием  решения  о
назначении референдума.
     2. Участковые  комиссии  референдума образуются постановлением
главы   муниципального   образования   в   течение  месяца  со  дня
опубликования решения о назначении референдума.
     3. Не  менее половины членов комиссии референдума и участковых
комиссий  референдума назначается представительным органом местного
самоуправления.
     Председатели,  заместители  председателя  и секретари комиссии
референдума   и   участковых   комиссий   референдума   назначаются
представительным  органом  местного  самоуправления  по предложению
главы муниципального образования.
     При  проведении  референдума по вопросу досрочного прекращения
полномочий   главы   муниципального  образования,  других  выборных
должностных      лиц     местного     самоуправления,     депутатов
представительного  органа местного самоуправления в состав комиссий
не  могут  включаться  лица,  находящиеся  у них в непосредственном
подчинении, их супруги и близкие родственники.
     4. Комиссии     референдума     обеспечивают     своевременное
информирование  населения  через  средства  массовой  информации  и
иными  способами о составе комиссий референдума, месте и времени их
работы,  телефонах,  расположении  участков  голосования  и  других
обстоятельствах,  имеющих  значение  для  надлежащей  подготовки  и
проведения референдума.

     Статья 21. Полномочия комиссии местного референдума
     Комиссия  референдума:
     1)   обеспечивает   на   территории   проведения   референдума
соблюдение настоящего Закона;
     2) организует деятельность участковых комиссий  референдума;
     3)  распределяет  денежные  средства  по  участковым комиссиям
референдума;
     4)  контролирует обеспечение комиссий референдума помещениями,
транспортом,     связью     и    рассматривает    другие    вопросы
материально-технического обеспечения референдума;
     5)   устанавливает   формы   бюллетеней  референдума,  списков
участников  референдума, протоколов заседаний комиссий референдума,
других  документов  референдума,  образцы  ящиков для голосования и
печатей   комиссий   референдума,   порядок  хранения  документации
референдума;
     6)  заслушивает  сообщения  главы  муниципального образования,
органов   местного   самоуправления   по   вопросам   подготовки  и
проведения референдума;
     7) подводит итоги проведения референдума;
     8)  устанавливает  результаты референдума, публикует в печати,
передает  по радио и другими способами сообщения о своей работе и о
результатах референдума;
     9)  контролирует  своевременность  и  правильность составления
списков  участников  референдума  и  представления их для всеобщего
ознакомления;
     10) обеспечивает своевременное издание материалов референдума;
     11)   содействует   организации   встреч,   лекций   и  других
мероприятий,  направленных  на  разъяснение сути вопросов или иного
решения, вынесенного на референдум;
     12)  обеспечивает  изготовление  бюллетеней  и  снабжение  ими
участковых комиссий референдума;
     13)  рассматривает  заявления  и  жалобы на решения и действия
участковых комиссий референдума и принимает по ним решения;
     14)     осуществляет    иные    полномочия,    предусмотренные
законодательством.

     Статья 22. Полномочия участковой комиссии местного референдума
     Участковая комиссия  референдума:
     1) составляет списки участников референдума по участку;
     2)   проводит  ознакомление  граждан  со  списками  участников
референдума,  принимает  и  рассматривает заявления о неточностях в
списках   и   решает   вопрос  о  внесении  в  них  соответствующих
изменений;
     3) оповещает население о дне проведения референдума;
     4)  обеспечивает  подготовку  помещений  для  голосования и их
надлежащего оборудования;
     5)   организует  на  участке  голосование  в  день  проведения
референдума;
     6)   производит   подсчет   голосов  и  определяет  результаты
голосования;
     7)  рассматривает  заявления и жалобы по вопросам подготовки и
проведения референдума и принимает по ним необходимые решения;
     8)  осуществляет  другие полномочия, предусмотренные настоящим
Законом.

     Статья 23. Участки местного референдума
     1. Территория  муниципального  образования делится на участки.
Участки  референдума  образуются  главой муниципального образования
по согласованию с комиссией референдума.
     Территории    участков    референдума    могут   совпадать   с
территориями избирательных участков.
     В  больницах,  санаториях  и  домах  отдыха  могут создаваться
участки референдума.
     2. Каждый  участок для референдума должен иметь помещение, где
в  момент  опечатывания ящиков для голосования, вскрытия ящиков для
голосования  и  подсчета  голосов должны свободно размещаться члены
участковой    комиссии,    представители   общественно-политических
организаций,  движений,  партий,  инициативных  групп по проведению
референдума,  а также средств массовой информации. Помещение должно
быть   оборудовано   сейфом  для  хранения  документации,  мебелью,
кабинами  и  ящиками  для тайного голосования, стендами со списками
граждан,  голосующих  на  данном  участке  и  другой информацией по
референдуму.   Каждый   участок   не   может   иметь  более  одного
переносного ящика для голосования.
     Вход   и  выход  из  помещения  для  голосования  должны  быть
отдельными  и  расположены  таким  образом, чтобы каждый голосующий
проходил только через кабину для тайного голосования.
     Кабины  для тайного голосования оснащаются столиками, щитами с
текстом   проекта  решения,  вынесенного  на  референдум,  а  также
авторучками. Применение карандашей не допускается.

     Статья 24. Организация работы комиссий местного референдума
     1. Комиссии  референдума должны провести свои первые заседания
не  позднее  7  дней  с  момента их образования. Заседания комиссий
референдума  являются правомочными, если в них принимают участие не
менее  2/3  состава комиссий. Решения комиссий принимаются открытым
голосованием  большинством голосов от общего числа членов комиссии.
Заверенные   копии   указанных   документов   выдаются  по  первому
требованию заинтересованных лиц.
     2. Решения   комиссии,  принятые  в  пределах  ее  полномочий,
обязательны   для  исполнения  органами  государственной  власти  и
местного     самоуправления,    предприятиями,    учреждениями    и
организациями,  должностными  лицами, общественными объединениями и
гражданами.
     3. Решения   и   действия   участковой   комиссии  могут  быть
обжалованы в комиссию референдума или в суд.
     4. Член    комиссии    референдума,    включая   председателя,
заместителя   председателя,   секретаря,   по   ее   решению  может
освобождаться  в  период  подготовки  и  проведения  референдума от
выполнения    производственных   или   служебных   обязанностей   с
сохранением  средней  заработной  платы за счет средств, выделяемых
на проведение референдума.
     5. Государственные   органы  и  организации,  органы  местного
самоуправления,  должностные  лица  обязаны содействовать комиссиям
референдума  в  осуществлении  ими  своих  полномочий, представлять
необходимые   для   их   работы   сведения  и  материалы.  Комиссии
референдума  вправе обращаться по вопросам, связанным с подготовкой
и  проведением референдума, в государственные и общественные органы
и  организации,  в  органы  местного  самоуправления, к должностным
лицам,  которые  обязаны  рассмотреть  поставленный  вопрос  и дать
комиссии ответ не позднее, чем в трехдневный срок.
     6. Председатель,  заместитель председателя, секретарь или член
комиссии  референдума может быть освобожден от своих обязанностей в
комиссии  назначившим  его  органом  по  личному заявлению, либо по
представлению органа или организации, его направивших.

     Статья   25.  Списки  граждан,  имеющих  право  участвовать  в
местном референдуме
     1. Списки  граждан,  имеющих  право участвовать в референдуме,
составляются  по  каждому  участку референдума участковой комиссией
референдума и подписываются ее председателем и секретарем.
     Списки  составляются  на  основе данных, представляемых главой
муниципального образования.
     2. В   списки   включаются   все   граждане,   имеющие   право
участвовать   в   референдуме,   на   момент   составления  списков
проживающие  на  территории  данного  участка.  Гражданин,  имеющий
право  участвовать  в референдуме, может быть включен не более, чем
в один список.
     3. Списки  вывешиваются для всеобщего ознакомления в помещении
участковой  комиссии  референдума не позднее, чем за 10 дней до дня
референдума,   а   также  доводятся  до  сведения  граждан  другими
способами.
     4. Каждый    гражданин    вправе    обжаловать    невключение,
неправильное  включение  в список или исключение из списка, а также
допущенные  в  списках  неточности.  Заявления  о неправильностях в
списке  рассматриваются  участковой  комиссией референдума, которая
обязана  в  течение  24  часов,  а  накануне и в день референдума -
немедленно  рассмотреть  заявление, внести необходимые исправления,
либо  выдать  заявителю копию мотивированного решения об отклонении
его  заявления. Это решение может быть обжаловано в суд не позднее,
чем  за  пять дней до референдума. Жалоба должна быть рассмотрена в
суде  в  трехдневный срок. Решение суда окончательно. Исправление в
списке  в  соответствии  с  решением  суда  производится участковой
комиссией референдума немедленно.

     Статья 26. Бюллетень для голосования
     1. В   бюллетене   для   голосования   воспроизводится   текст
поставленного  на референдум вопроса или проекта решения и варианты
волеизъявления голосующего: "за" и "против".
     2. Форма  и  текст  бюллетеней  для  голосования  утверждаются
комиссией   референдума   не   позднее,  чем  за  15  дней  до  дня
референдума.
     3. Комиссия    референдума    обеспечивает   бюллетенями   для
голосования  участковые  комиссии не позднее, чем за 10 дней до дня
референдума.

     Статья 27. Время проведения местного референдума
     1. На  всех участках голосование проводится с 8 до 0" часов по
местному   времени.   О  времени  и  месте  голосования  участковая
комиссия  оповещает  граждан  не  позднее,  чем  за  15 дней до дня
референдума. (В     редакции     Закона     Сахалинской     области
от 16.10.2000 г. N 220)

     Статья 28. Досрочное голосование
     В  случае,  если  менее  чем  за  10  дней  до дня референдума
гражданин,  включенный  в списки граждан, имеющих право участвовать
в  референдуме,  узнает, что не будет иметь возможности участвовать
в  референдуме  в  связи  с  убытием  за пределы участка, он вправе
получить   в   участковой   комиссии   референдума   бюллетень  для
голосования.  При  получении  бюллетеня  гражданин вкладывает его в
конверт,  который,  для  обеспечения тайны голосования, скрепляется
печатью  комиссии.  Данный  конверт  хранится  запечатанным  до дня
референдума.

     Статья 29. Голосование в день референдума
     1. В   день  проведения  референдума  председатель  участковой
комиссии  за  полчаса  до  начала  голосования в присутствии членов
комиссии,  представителей  партий  и  иных общественно-политических
организаций   и  движений,  инициативных  групп,  а  также  средств
массовой   информации   проверяет,   освобождены   ли   ящики   для
голосования от каких-либо вложений, а затем опечатывает их.
     2. Бюллетени  для  голосования  выдаются  гражданам по спискам
участников   референдума   по  предъявлении  паспорта  или  другого
документа,   удостоверяющего  личность  гражданина.  При  получении
бюллетеня гражданин раcписывается против своей фамилии в списке.
     3. В  тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в
референдуме,  не  могут по уважительным причинам прибыть на участок
для  голосования,  участковая  комиссия  при наличии их письменного
заявления  поручает  двум  членам комиссии организовать голосование
по   месту  нахождения  этих  граждан  в  присутствии  общественных
наблюдателей.
     4. Граждане  самостоятельно  заполняют  бюллетени в кабине для
тайного  голосования.  Гражданин, который не может это сделать сам,
вправе  по  своему  выбору  пригласить  в  кабину  другое  лицо, не
являющееся    членом    участковой    комиссии   или   общественным
наблюдателем.   Бюллетени  для  голосования,  заполненные  досрочно
проголосовавшими  гражданами  и хранящиеся на участке, опускаются в
ящик  для  голосования  в день проведения референдума председателем
участковой  комиссии  в присутствии других ее членов и общественных
наблюдателей перед началом общего голосования.
     5. Участник   референдума,   изъявляя   свою  волю  по  поводу
вынесенного  на голосование вопроса, вычеркивает один из записанных
в бюллетене ответов - "да" или "нет".

     Статья 30. Подсчет голосов
     1. После   заявления  председателя  об  окончании  голосования
участковая   комиссия   вскрывает   ящики  для  голосования.  Перед
вскрытием  ящиков  для голосования участковая комиссия подсчитывает
и  погашает  все  неиспользованные  бюллетени,  о  чем составляется
протокол.
     2. На  основании  списков граждан, имеющих право участвовать в
референдуме,   в   том  числе  дополнительных,  с  учетом  поданных
заявлений  граждан  о  досрочном  голосовании  и  на дому, комиссия
подсчитывает общее число граждан получивших бюллетени.
     3. Подсчет  бюллетеней,  находящихся  в  переносном  ящике для
голосования,  производится отдельно. При этом количество бюллетеней
сверяется  с количеством поданных письменных заявлений с просьбой о
голосовании  на дому. По числу находящихся в ящиках для голосования
бюллетеней комиссия устанавливает:
     1) число граждан, принявших участие в голосовании;
     2)  число голосов, поданных за вынесенный на референдум проект
решения или вопрос;
     3) число голосов, поданных против;
     4) число бюллетеней, признанных недействительными.
     4. Недействительными   признаются   бюллетени,  в  которых  не
вычеркнут  ни  один  из  вариантов  ответа,  либо вычеркнуты оба, а
также бюллетени неутвержденного образца.
     При  принятии  решения  о признании бюллетеня недействительным
участковая  комиссия указывает на его оборотной стороне причины его
недействительности.  Эта запись подтверждается подписями не менее 3
членов участковой комиссии.
     5. Результаты  голосования  подсчитываются  на  каждом участке
для   голосования.  Если  на  голосование  выносилось  одновременно
несколько   вопросов,   подсчет   голосов   по   каждому   из   них
осуществляется отдельно.

     Статья 31. Протокол по итогам голосования
     1. Итоги   подсчета   голосов   проверяются,   обсуждаются  на
заседании  участковой комиссии и заносятся в протокол, составляемый
в двух экземплярах.
     Протоколы   заполняются   чернилами  или  шариковыми  ручками,
подписываются   всеми  членами  участковой  комиссии  и  заверяются
печатью.
     Первый    экземпляр    протокола   доставляется   в   комиссию
референдума, второй остается на хранении в участковой комиссии.
     2. Комиссия  референдума  на  основании  протоколов участковых
комиссий   суммирует   полученные  данные,  проверяет  их  и  после
обсуждения  составляет  и  подписывает  итоговый  протокол  в  двух
экземплярах, заверенный печатью.
     3. Участковые  комиссии  референдума  после  подсчета  голосов
сдают  копии протоколов и бюллетени в опечатанном виде, в том числе
и  погашенные,  в местную администрацию, где они хранятся в течение
года,   а   затем   уничтожаются,  если  за  это  время  результаты
референдума не были опротестованы.

      ГЛАВА IV. УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

     Статья 32. Подведение итогов местного референдума
     1. Комиссия   референдума   на   основании   протоколов   всех
участковых комиссий референдума определяет:
     1) число граждан, имеющих право участвовать в референдуме;
     2) число граждан, получивших бюллетени;
     3) число граждан, принявших участие в голосовании;
     4)  число голосов, поданных за вынесенный на референдум проект
решения или вопрос;
     5) число голосов, поданных против;
     6) число бюллетеней, признанных недействительными.
     2. Референдум  признается  несостоявшимся,  если в голосовании
приняло  участие  менее  25  процентов  граждан,  имеющих  право на
участие  в референдуме. В этом случае референдум по тому же вопросу
может быть проведен не ранее, чем через один год.
     3. Решения  по  вынесенному  на  референдум  вопросу считаются
принятыми,  если  за  него  проголосовало  более  половины граждан,
принявших участие в референдуме.
     4. Если   на  референдум  выносились  альтернативные  варианты
решения  и  ни  один  из  них  не  получил  необходимого количества
голосов,  то  их повторное вынесение на референдум может состояться
не ранее, чем через год.
     5. Результаты      референдума     могут     быть     признаны
недействительными  из-за  допущенных  в  ходе  референдума  или при
подсчете   голосов   нарушений  настоящего  Закона,  повлиявших  на
результаты  голосования.  В  случаях  обнаружения  таких  нарушений
результаты  референдума  могут  быть  обжалованы  в  суд  в течение
месяца.

     Статья   33.   Опубликование  и  вступление  в  силу  решения,
принятого на местном референдуме
     1. Итоги   референдума   доводятся   до   сведения   населения
комиссией   референдума   не   позднее  5  дней  со  дня  окончания
голосования.
     2. В  случае  признания результатов голосования по какому-либо
участку  недействительными  комиссия  референдума  вправе  поручить
соответствующей  участковой комиссии референдума провести в течение
двух  недель  на  данном  участке  повторное  голосование.  Решения
комиссии  референдума  могут быть обжалованы в суд в течение 3 дней
со дня их принятия.
     3. Принятое  на  референдуме  решение публикуется не позднее 5
дней  с  даты  последнего  голосования  по  вопросу, вынесенному на
референдум,  и  вступает  в силу в день опубликования, если в самом
решении референдума не предусмотрен иной срок.

     Статья  34.  Изменение  и  отмена  решения,  принятого местным
референдумом
     Изменение,   либо   отмена  решения,  принятого  референдумом,
производится референдумом.

      ГЛАВА V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

     Статья 35. Ответственность за нарушение настоящего Закона
     Лица,  препятствующие путем насилия, обмана, угроз или подкупа
свободному  осуществлению  гражданином или группой граждан их права
участвовать   в   референдуме,   вести   агитацию,  а  также  члены
инициативных   групп   и  комиссий  референдума,  должностные  лица
государственных  или  общественных  органов,  организаций,  органов
местного     самоуправления,    совершившие    подлог    документов
референдума,   фиктивные   записи   в  подписных  листах,  заведомо
неправильный   подсчет   голосов,   нарушившие  тайну  голосования,
привлекаются  к  уголовной  или  административной ответственности в
соответствии с действующим законодательством.

                ГЛАВА VI. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья   36.   О  возложении  полномочий  участковых  комиссий
местного референдума
     Полномочия   участковых   комиссий   референдума   могут  быть
возложены на:
     1)  участковые  комиссии  по  выборам  депутатов в Федеральное
Собрание  Российской Федерации с согласия Центральной избирательной
комиссии по выборам депутатов в Федеральное Собрание;
     2)  участковые  комиссии  по  выборам  депутатов в Сахалинскую
областную   Думу  с  согласия  избирательной  комиссии  по  выборам
депутатов в Сахалинскую областную Думу;
     3)  участковые  комиссии  по выборам органов и должностных лиц
местного  самоуправления  с  согласия  муниципальной  избирательной
комиссии.

     Статья  37.  О  возложении полномочий представительного органа
местного самоуправления
     1. При   отсутствии   в  муниципальном  образовании  выборного
представительного   органа   местного   самоуправления  функции  по
организации  и  проведении  местного референдума осуществляет глава
местного самоуправления.
     2. С   избранием   на  территории  муниципального  образования
представительного  органа  местного  самоуправления  все функции по
организации   и   проведению   местного   референдума,   отнесенные
настоящим  Законом  к полномочиям представительных органов местного
самоуправления, осуществляются исключительно этим органом.

     Статья 38. Вступление закона в силу
     Настоящий  закон  вступает  в  силу  со  дня  его официального
опубликования.

     Председатель Сахалинской
     областной Думы                                      Б.Н.Третяк


Информация по документу
Читайте также