Расширенный поиск

Постановление Администрации Сахалинской области от 10.11.2005 № 203-па

 

     Утратил силу, за исключением пункта 5 – 

Постановление Правительства Сахалинской области

                                                  от 19.01.2016 № 5

 

 

 

 

                 АДМИНИСТРАЦИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 10 ноября 2005 г. N 203-па
г. Южно-Сахалинск

 

 

Об утверждении Требований по 
разработке            планов
предупреждения  и ликвидации
разливов      нефти        и
нефтепродуктов на территории 
Сахалинской области

 

(В редакции Постановления Администрации Сахалинской области

от 16.02.2007 № 31-па)

 

 

    Во исполнение постановлений Правительства Российской  Федерации
от  21.08.2000  N  613    неотложных  мерах  по  предупреждению и
ликвидации  аварийных  разливов   нефти   и   нефтепродуктов",   от
15.04.2002   N   240      порядке   организации   мероприятий  по
предупреждению и ликвидации  разливов  нефти  и  нефтепродуктов  на
территории  Российской  Федерации"  и от 30.12.2003 N 794 "О единой
государственной системе предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций" администрация Сахалинской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
    1. Утвердить Требования по разработке планов  предупреждения  и
ликвидации   разливов   нефти   и   нефтепродуктов   на  территории
Сахалинской области (прилагаются).
    2. Рекомендовать   органам   местного  самоуправления  в  целях
предупреждения и  ликвидации  последствий  разливов  нефти,  защиты
населения  и  окружающей природной среды от их вредного воздействия
при  согласовании  соответствующих  планов  по   предупреждению   и
ликвидации разливов нефтепродуктов,  а организациям, осуществляющим
разведку  месторождений,  добычу  нефти,   а   также   переработку,
транспортировку,  хранение  и  реализацию  нефти  и нефтепродуктов,
независимо   от   форм   собственности,   при   разработке   планов
предупреждения  и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов строго
руководствоваться    постановлениями    Правительства    Российской
Федерации от 21.08.2000 N 613, от 15.04.2002 N 240, от 30.12.2003 N
794,  приказом МЧС России от 28.12.2004 N  621  и  Требованиями  по
разработке  планов  предупреждения  и  ликвидации  разливов нефти и
нефтепродуктов на  территории  Сахалинской  области,  утвержденными
настоящим постановлением.
    3. Организациям,  осуществляющим разведку месторождений, добычу
нефти,  а также переработку, транспортировку, хранение и реализацию
нефти и нефтепродуктов,  независимо от форм собственности, привести
в соответствие с настоящим постановлением планы по предупреждению и
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
    4. Комиссии   по   предупреждению   чрезвычайных   ситуаций   и
обеспечению  пожарной  безопасности   Сахалинской   области   (С.Г.
Шередекин) разработать порядок согласования и утверждения планов по
предупреждению и ликвидации  разливов  нефти  и  нефтепродуктов  на
территории Сахалинской области.
    5. Признать утратившими силу:
    - постановление губернатора Сахалинской области от 08.05.2001 N
193   "Об   утверждении   Временного   положения   по   организации
предупреждения    и   ликвидации   аварийных   разливов   нефти   и
нефтепродуктов на территории Сахалинской области";
    - постановление губернатора Сахалинской области от 27.11.2000 N
482 "О неотложных мерах по предупреждению  и  ликвидации  аварийных
разливов нефти и нефтепродуктов в Сахалинской области";
    - постановление администрации Сахалинской области от 12.08.2002
N   96-па    внесении  изменений  и  дополнений  в  постановление
губернатора области от 27.11.2000 N  482    неотложных  мерах  по
предупреждению    и   ликвидации   аварийных   разливов   нефти   и
нефтепродуктов в Сахалинской области";
    - постановление губернатора Сахалинской области от 07.04.1998 N
158  "Об  обеспечении  экологической  безопасности   на   объектах,
связанных   с  хранением,  реализацией  и  использованием  нефти  и
нефтепродуктов".
    6. Опубликовать  настоящее  постановление  в газете "Губернские
ведомости".
    7. Контроль   за   исполнением   постановления   возложить   на
вице-губернатора области С.Г.Шередекина.

 

    Губернатор области                                 И.П. Малахов

 

 

                               УТВЕРЖДЕНЫ
                               постановлением администрации области
                               от  10 ноября 2005 г. N 203-па

 

 

                            ТРЕБОВАНИЯ
         по разработке планов предупреждения и ликвидации
           разливов нефти и нефтепродуктов на территории
                        Сахалинской области

 

    (В редакции Постановления Администрации Сахалинской области    

                       от 16.02.2007 № 31-па) 

                     

                        1. Общие положения

 

    Требования по разработке  планов  предупреждения  и  ликвидации
разливов  нефти и нефтепродуктов на территории Сахалинской области"
(далее - Требования) разработаны в соответствии  с  постановлениями
Правительства   Российской   Федерации   от  21.08.2000  N  613  
неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных  разливов
нефти и нефтепродуктов", от 15.04.2002 N 240 "О порядке организации
мероприятий  по  предупреждению  и  ликвидации  разливов  нефти   и
нефтепродуктов на территории Российской Федерации", от 30.12.2003 N
794 "О единой государственной системе предупреждения  и  ликвидации
чрезвычайных ситуаций", приказом МЧС России от 28.12.2004 N 621 "Об
утверждении   Правил   разработки   и   согласования   планов    по
предупреждению  и  ликвидации  разливов  нефти  и нефтепродуктов на
территории  Российской  Федерации"   (зарегистрирован   в   Минюсте
Российской Федерации 14.04.2005 N 6514).
    Целью данных  Требований  является  выработка   в   Сахалинской
области  единых  подходов  к  разработке  Планов  предупреждения  и
ликвидации  разливов  нефти  и  нефтепродуктов  и  создание  единой
системы реагирования на разливы нефти и нефтепродуктов.

 

                     2. Термины и определения

 

    БАСУ - Бассейновое аварийно-спасательное управление.
    Внутренние морские воды - воды расположенные в  сторону  берега
от  исходных  линий,  от которых отмеряется ширина территориального
моря Российской Федерации.
    Водный объект  -  поверхностные  воды  и земли,  покрытые ими и
сопряженные с ними (дно и берега водного объекта).  (Водный  кодекс
Российской Федерации, ст. 7).
    ГМСКЦ -  Государственный  морской   спасательно-координационный
центр.
    ГСМ - горюче-смазочные материалы.
    ГУ МЧС  России  по  Сахалинской  области  -  Главное управление
Министерства Российской Федерации  по  делам  гражданской  обороны,
чрезвычайным  ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
по Сахалинской области.  Постоянно  действующий  орган  управления,
специально   уполномоченный  на  решение  задач  в  области  защиты
населения  и  территории  Сахалинской   области   от   чрезвычайных
ситуаций.
    ДВРЦ ГО  ЧС  -  Дальневосточный  региональный  центр  по  делам
гражданской    обороны,   чрезвычайным   ситуациям   и   ликвидации
последствий стихийных бедствий (расположен в г. Хабаровске).
    ЕДДС - единая дежурно-диспетчерская служба.
    Зоны особой значимости -  объекты  повышенного  риска,  объекты
систем    жизнеобеспечения   населения,   объекты,   представляющие
культурную и  историческую  ценность,  особо  охраняемые  природные
территории,  объекты особой чувствительности к воздействию нефтяных
разливов.
    Координатор работ  по ЛРН - полномочный представитель владельца
объекта,  назначаемый заранее,  способный  и  обязанный  руководить
работами по ликвидации чрезвычайной ситуации.
    КЧС и  ОПБ  -   комиссия   по   предупреждению   и   ликвидации
чрезвычайных   ситуаций   и   обеспечению   пожарной  безопасности.
Постоянно действующий орган,  координирующий мероприятия по защите,
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (имеет три уровня
- территориальный, местный, объектовый).
    Ликвидация последствий   разлива   -  действия,  обеспечивающие
восстановление  аварийного  объекта  и  объектов   жизнеобеспечения
населения   до   рабочего   состояния;   восстановление  окружающей
природной  среды   до   состояния,   исключающего   неблагоприятное
воздействие на здоровье граждан, животный и растительный мир.
    Ликвидация разлива - действия, обеспечивающие сбор и утилизацию
разлившейся нефти и нефтепродуктов.
    Локализация разлива - действия,  обеспечивающие  предотвращение
дальнейшего растекания нефти и нефтепродуктов по земле и/или водной
поверхности.
    ЛРН - локализация и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов.
    АМП - Администрация морского порта.
    Нефтесодержащая смесь  -  смесь  с  любым  содержанием  нефти в
определении Конвенции МАРПОЛ- 73/78.
    Нефть -  любая  стойкая  углеводородная  минеральная  нефть,  в
частности сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо и смазочное
масло  (Протокол  1992  года об изменении Международной конвенции о
гражданской ответственности за ущерб  от  загрязнения  нефтью  1969
года. Лондон, 27 ноября 1992 года).
    Объекты особой чувствительности к воздействию нефтяных разливов
-  экологически  чувствительные  территории  к воздействию нефтяных
разливов,  которые  будут  испытывать  долговременные  значительные
негативные  последствия  при разливе нефти;  территории и акватории
обитания редких и охраняемых видов млекопитающих и птиц, занесенных
в  Международную Красную книгу и Красные книги Российской Федерации
и Сахалинской области;  водоохранные зоны;  водные объекты высшей и
первой рыбохозяйственной ценности;  леса I и II группы защитности и
особо  защитных  участков,   санитарно-защитные   зоны   источников
водоснабжения;  территории традиционного природопользования;  места
рыбного  промысла  и  промысла  морского  зверя;  другие  места  по
согласованию с соответствующими органами власти территории.
    Объекты повышенного  риска  -   взрывоопасные,   пожароопасные;
химически     опасные,    радиационноопасные    объекты,    объекты
гидродинамической  опасности;   Объекты   систем   жизнеобеспечения
населения - объекты водоснабжения и канализации,  электроснабжения,
газоснабжения,    теплоснабжения,    медицинского     обслуживания,
транспортных систем, связи, продовольственного обеспечения (фермы и
объекты   пищевой    промышленности;    рыборазводные    хозяйства;
сельскохозяйственные угодья.
    Объекты, представляющие культурную и  историческую  ценность  -
археологические объекты, объекты религиозного значения, зоны отдыха
и  пешеходного  туризма,  пляжи,  курортные   зоны   и   термальные
источники, районы, населяемые малыми этническими группами.
    Особо охраняемые природные территории - участки  земли,  водной
поверхности  и воздушного пространства над ними,  где располагаются
природные   комплексы   и    объекты,    которые    имеют    особое
природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и
оздоровительное  значение,   которые   изъяты   решениями   органов
государственной  власти  полностью  или  частично из хозяйственного
использования и для которых установлен режим особой охраны.
    Прибрежная полоса   -   территория,  прилегающая  к  внутренним
морским водам и территориальному морю Российской Федерации  (Водный
кодекс Российской Федерации, ст.16).
    Профессиональные аварийно-спасательные             формирования
(организации)    -    самостоятельные   или   входящие   в   состав
аварийно-спасательной   службы   структуры,   предназначенные   для
проведения  аварийно-спасательных работ,  основу которых составляют
подразделения   спасателей,   оснащенные   специальной    техникой,
оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами (Федеральный
закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ).
    Разлив нефти - сброс нефти и нефтепродуктов в водный объект, на
земли или подземные воды,  независимо от  причин  и  обстоятельств,
вызвавших такой сброс.
    РСЧС -  единая   государственная   система   предупреждения   и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
    Сахалинская территориальная  подсистема  РСЧС   -   подсистема,
объединяющая   органы   управления,   силы   и   средства   органов
исполнительной   власти,   органов   местного   самоуправления    и
организаций Сахалинской области.  В части ликвидации разливов нефти
и  нефтепродуктов  в   подсистему   входят   все   профессиональные
формирования, ведущие работы на море и суше как существующие, так и
вновь   создаваемые,   независимо   от   формы   собственности    и
ведомственной  принадлежности,  имеющие  соответствующие лицензии и
аттестованные в установленном порядке.
    СахУГМС -    Сахалинское    территориальное    управление    по
гидрометеорологии и мониторингу.
    Сельскохозяйственные угодья    -    земли,   используемые   для
воспроизводства сельхозпродукции или пригодные для этого.
    МСКЦ -   морской  спасательно-координационный  центр  Минтранса
России.
    МСПЦ - морской спасательный подцентр Минтранса России.
    Чрезвычайная ситуация (ЧС) -  это  обстановка  на  определенной
территории,  сложившаяся  в результате аварии,  опасного природного
явления,  катастрофы,  стихийного или иного бедствия, которые могут
повлечь  или повлекли за собой человеческие жертвы,  ущерб здоровью
людей или окружающей  среде,  значительные  материальные  потери  и
нарушение условий жизнедеятельности людей.
    ШРО - штаб руководства операциями на море,  в  состав  которого
входят   представители   командного   состава   нефтяных  компаний,
представители   территориальных   органов   управления    РСЧС    и
Госморспасслужбы.

ЧС(Н) - чрезвычайные ситуации, обусловленные разливами нефти и нефтепродуктов. (Абзац дополнен - Постановление Администрации Сахалинской области от 16.02.2007 № 31-па)

ЛЧС(Н) - планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленные разливами нефти и нефтепродуктов. (Абзац дополнен - Постановление Администрации Сахалинской области от 16.02.2007 № 31-па)

АСФ(Н) - подразделения спасателей, оснащенные специальными техническими средствами, оборудованием, снаряжением и материалами, аттестованными в установленном порядке. (Абзац дополнен - Постановление Администрации Сахалинской области от 16.02.2007 № 31-па)

 

 

         3. Классификация разливов нефти и нефтепродуктов, 
                  уровней реагирования на разлив

 

    Разливы нефти и нефтепродуктов,  повлекшие за собой  негативные
воздействия    на    окружающую    среду    и   нарушение   условий
жизнедеятельности  населения,  рассматриваются   как   чрезвычайные
ситуации  в  соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 15.04.2002 N 240 "О порядке организации мероприятий по
предупреждению  и  ликвидации  разливов  нефти  и нефтепродуктов на
территории Российской Федерации".

 

    3.1. Общая классификация разливов  нефти  и  нефтепродуктов  на
местности, на поверхностных водных объектах
    Разливы нефти    и    нефтепродуктов    классифицируются    как
чрезвычайные    ситуации   и   ликвидируются   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации.
    В зависимости   от   объема   и   площади   разлива   нефти   и
нефтепродуктов  на  местности,  на  поверхностных  водных  объектах
выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
    - локального значения - разлив от 0,2 тонны до 100 тонн нефти и
нефтепродуктов на территории объекта;
    - муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн  нефти  и
нефтепродуктов  в  пределах административной границы муниципального
образования  либо  разлив  до  100  тонн  нефти  и  нефтепродуктов,
выходящий за пределы территории объекта;
    - территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн  нефти
и  нефтепродуктов  в  пределах  административной  границы  субъекта
Российской Федерации либо  разлив  от  100  до  500  тонн  нефти  и
нефтепродуктов,   выходящий  за  пределы  административной  границы
муниципального образования;
    - регионального  значения - разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и
нефтепродуктов  либо  разлив  от  500  до   1000   тонн   нефти   и
нефтепродуктов,   выходящий  за  пределы  административной  границы
субъекта Российской Федерации;
    - федерального  значения  -  разлив  свыше  5000  тонн  нефти и
нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов  вне  зависимости
от объема,  выходящий за пределы государственной границы Российской
Федерации,  а также разлив нефти и  нефтепродуктов,  поступающий  с
территорий сопредельных государств (трансграничного значения).
        
    3.2. Классификация  разливов  нефти и нефтепродуктов на морских
акваториях
    В зависимости  от объема разлива нефти и нефтепродуктов на море
выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
    - локального   значения   -   разлив   до   500  тонн  нефти  и
нефтепродуктов;
    - регионального  значения  - разлив от 500 до 5000 тонн нефти и
нефтепродуктов;
    - федерального  значения  -  разлив  свыше  5000  тонн  нефти и
нефтепродуктов.
    Исходя из   местоположения   разлива  и  гидрометеорологических
условий, категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.

 

    3.3. Классификация уровней реагирования на разлив нефти
    Уровневый подход  позволяет обеспечить управление мероприятиями
по ЛРН наиболее экономичным и эффективным способом.
    Уровень 1 - Локальный
    Первый уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации
локального  значения  на  местности,  при попадании в поверхностные
водные объекты и на морских акваториях.
    На первом  уровне реагирования локализация и ликвидация разлива
нефти проводится силами и техническими средствами  организации,  на
объекте которой произошел разлив.
    При недостатке указанных сил и специальных технических средств,
к работам по ЛРН на договорной основе привлекаются профессиональные
аварийно-спасательные формирования (службы), а также силы подрядных
организаций по ЛРН, имеющих соответствующие лицензии.
    Разлив нефти,  соответствующий  первому  уровню   реагирования,
может  быть  признан  руководителем работ и (или) органами местного
самоуправления разливом более высокого уровня  реагирования  исходя
из  его  местоположения,  гидрометеоусловий,  влияния на окружающую
природную среду и население.  В этом случае руководство работами по
ЛРН  переходит  на следующий уровень с привлечением соответствующих
сил и средств.
    Уровень 2 - Муниципальный
    Второй уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации
муниципального  значения  на  местности,  на  поверхностных  водных
объектах.
    На втором  уровне реагирования локализация и ликвидация разлива
нефти проводится силами и техническими средствами  организации,  на
объекте  которой произошел разлив,  с привлечением профессиональных
аварийно-спасательных    формирований    (служб)     муниципального
образования,    сил   подрядных   организаций   по   ЛРН,   имеющих
соответствующие лицензии.
    Разлив нефти,   соответствующий  второму  уровню  реагирования,
может быть признан руководителем работ и  (или)  органами  местного
самоуправления разливом более высокого уровня реагирования,  исходя
из его местоположения,  гидрометеоусловий,  влияния  на  окружающую
природную среду и население. В этом случае, руководство работами по
ЛРН переходит на следующий уровень с  привлечением  соответствующих
сил и средств.
    Уровень 3 - Территориальный
    Третий уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации
территориального значения на  местности,  на  поверхностных  водных
объектах.   На   третьем  уровне  реагирования  для  локализации  и
ликвидации разливов нефти,  кроме сил и средств первого  и  второго
уровней,  в  установленном  порядке  привлекаются  силы  и средства
Сахалинской  территориальной  подсистемы  РСЧС,  силы  и   средства
организаций,  имеющих  аттестованные АСФ(Н) и (или) соответствующие
лицензии.
    Уровень 4 - Региональный
    Четвертый уровень   реагирования   соответствует   чрезвычайной
ситуации  регионального  значения  на  местности,  на поверхностных
водных объектах и на морских акваториях.
    На четвертом  уровне  реагирования для локализации и ликвидации
разливов  нефти,  кроме  сил   и   средств   третьего   уровня,   в
установленном  порядке привлекаются силы и средства Дальневосточной
региональной  подсистемы  РСЧС,  силы   и   средства   региональных
формирований Госморспасслужбы России,  силы и средства организаций,
имеющих аттестованные АСФ (Н) и (или) соответствующие лицензии.
    Уровень 5 - Федеральный
    Пятый уровень реагирования соответствует чрезвычайной  ситуации
федерального   значения   на  местности,  на  поверхностных  водных
объектах и на морских акваториях.
    На пятом  уровне реагирования,  кроме сил и средств,  указанных
выше, для локализации и ликвидации разливов нефти привлекаются силы
и  средства  РСЧС,  силы  и  средства  МЧС России;  силы и средства
Госморспасслужбы России,  а также ресурсы  зарубежных  компаний  по
согласованию с уполномоченными органами Правительства РФ.
        
        4. Порядок представления информации о разливе нефти 
                         и нефтепродуктов
        
    Информация о  разливе  нефти  и  нефтепродуктов  доводится   до
руководителя  объекта,  организации,  в  ведении  которой находится
объект,    аварийно-спасательных   и     аварийно-восстановительных
формирований     объекта     (организации),     органов    местного
самоуправления, территориальных контролирующих органов.
    Организация передает    информацию    о    разливе    нефти   и
нефтепродуктов (при  попадании  в  водные  объекты,  независимо  от
количества - немедленно;  при разливе на местности: до 0,2 т - один
раз в месяц,  свыше 0,2 т -  немедленно)  Главному  управлению  МЧС
России по Сахалинской области.
    Главное управление МЧС России по Сахалинской области  оповещает
следующие контролирующие и надзорные органы: управление Федеральной
службы по ветеринарному и фитосанитарному  надзору  по  Сахалинской
области,   управление   Федеральной   службы  по  надзору  в  сфере
природопользования  (Росприроднадзор)   по   Сахалинской   области,
управление    по    технологическому   и   экологическому   надзору
Ростехнадзора по Сахалинской области,  Сахалинское  территориальное
управление  по  гидрометеорологии  и  мониторингу  окружающей среды
(Сахалинский УГМС),  территориальное управление Федеральной  службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
по  Сахалинской  области,  комитет  природных  ресурсов  и   охраны
окружающей среды Сахалинской области.
    При разливах нефти и нефтепродуктов  в  море,  дополнительно  -
морской   спасательный  подцентр  "Южно-Сахалинск".  При  разливах,
способных оказать вредное воздействие  на  население,  производится
оповещение населения службами МЧС и муниципальными органами власти.
    Информация о разливах передается по установленной Форме N 1-ЛРН
(прилагается).  Информация  о  разливе в море передается по Форме N
2-ЛРН, установленной МАРПОЛ (прилагается).
    Донесения о    ходе   работ   по   локализации   и   ликвидации
нефтеразливов представляются в Главное  управление  МЧС  России  по
Сахалинской  области  в  соответствии  с  требованиями  приказа МЧС
России от 8.07.2004  N  329  "Об  утверждении  учета  информации  о
чрезвычайных ситуациях".
    Схема оповещения  при  разливе  любого  значения  показана   на
Рисунке N 1 (прилагается).

 

       5. Система управления мероприятиями по локализации и
            ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

 

    Особенности организации работ  по  ЛРН  предъявляют  к  системе
управления    следующие    основные    требования:   оперативность,
устойчивость,    непрерывность,    эффективность,     достоверность
передаваемой информации.
    Оперативность, устойчивость    и    непрерывность    управления
обеспечиваются:
    - максимальным  приближением  органов   управления   к   местам
чрезвычайной ситуации;
    - заблаговременным  созданием  запасных   (подвижных)   пунктов
управления и резервных каналов связи;
    - оснащением пунктов управления современными средствами связи и
оповещения;
    - сопряжением  задействованных   систем   (средств)   связи   и
оповещения всех участников работ по ЛРН.
    Эффективность управления    определяется    оперативностью    и
целесообразностью  принимаемых  решений на локализацию и ликвидацию
разлива  нефти  и  нефтепродуктов,  достаточным   и   своевременным
обеспечением сил и средств, привлекаемых для работ по ЛРН.
    Достоверность передаваемой информации достигается точностью  ее
передачи, ответственностью лиц, на которых возложена обязанность по
сбору и передаче информации.  Меры  воздействия  за  сокрытие  либо
передачу ложной информации определяются в соответствии с Российским
законодательством.
    Схемы управления мероприятиями по ЛРН приведены на Рисунках 2-4
(прилагаются).
    На региональном  и  федеральном  уровнях организация управления
работами по ЛРН осуществляется  в  соответствии  с  региональным  и
федеральным планами ЛРН.

 

                      6. Структура планов ЛРН

 

     Настоящие Требования  определяют  принципы формирования планов по

предупреждению и ликвидации разливов нефти (далее - Планы).

     Планы разрабатываются  в соответствии с действующими нормативными

правовыми актами и включают в себя:

    

                             6.1. Общая часть

                 

     6.1.1. Цель и нормативно-правовая база разработки Плана:

     6.1.1.1. цель и задачи;

     6.1.1.2. руководящие документы.

     6.1.2. Основные    характеристики   организации   мероприятий   и

прогнозируемой зоны загрязнения в случае ЧС(Н):

     6.1.2.1. зона действия Плана,  готовность организации к действиям

по локализации и ликвидации последствий ЧС(Н);

     6.1.2.2. основные операции, производимые с нефтью и нефтепродуктами;

     6.1.2.3. географические      и       навигационно-гидрологические

характеристики территории;

     6.1.2.4. гидрометеорологические   и   экологические   особенности

района.

     6.1.3. Мероприятия по предупреждению ЧС(Н):

     6.1.3.1. возможные источники ЧС(Н);

     6.1.3.2. прогнозирование объёмов  и  площадей  разливов  нефти  и

нефтепродуктов;

     6.1.3.3. границы зон ЧС(Н)  с  учетом  результатов  оценки  риска

разливов нефти и нефтепродуктов;

     6.1.3.4. ситуационные  модели  наиболее  опасных   ЧС(Н)   и   их

социальноэкономических   последствий   для   персонала,   населения  и

окружающей среды прилегающей территории;

     6.1.3.5. определение достаточного состава сил и средств ЛЧС(Н), а

также подразделений пожарной охраны,  на  случай  возгорания  нефти  и

нефтепродуктов, с учетом их дислокации;

     6.1.3.6. мероприятия по предотвращению ЧС(Н).

     6.1.4. Обеспечение готовности сил и средств ЛЧС(Н):

     6.1.4.1. уровни реагирования;

     6.1.4.2. состав  сил  и  средств,  их  дислокация  и  организация

доставки в зону ЧС(Н);

     6.1.4.3. зоны  ответственности  АСФ(Н)  и  подразделений пожарной

охраны;

     6.1.4.4. мероприятия   по   поддержанию   в   готовности  органов

управления, сил и средств к действиям в условиях ЧС(Н).

     6.1.5. Организация управления, система связи и оповещения:

     6.1.5.1. общие   принципы   управления   и   структура    органов

управления;

     6.1.5.2. состав и функциональные  обязанности  членов  КЧС  и  её

рабочих органов;

     6.1.5.3. вышестоящий   координирующий   орган    и    организация

взаимодействия с ним;

     6.1.5.4. состав и организация взаимодействия привлекаемых  сил  и

средств;

     6.1.5.5. система   связи    и    оповещения    и    порядок    ее

функционирования;

     6.1.5.6. организация передачи управления при изменении  категории

ЧС(Н).

    

                             6.2. Оперативная часть

    

     6.2.1. Первоочередные действия при ЧС(Н):

     6.2.1.1. оповещение о чрезвычайной ситуации;

     6.2.1.2. первоочередные  мероприятия  по обеспечению безопасности

персонала и населения, оказание медицинской помощи;

     6.2.1.3. мониторинг обстановки и окружающей среды;

     6.2.1.4. организация локализации разливов нефти и нефтепродуктов.

     6.2.2. Оперативный план ЛЧС(Н):

     6.2.2.1. алгоритм  (последовательность)  проведения  операций  по

ЛЧС(Н);

     6.2.2.2. тактика реагирования на разливы нефти и  мероприятия  по

обеспечению жизнедеятельности людей, спасению материальных ценностей;

     6.2.2.3. защита районов повышенной  опасности,  особо  охраняемых

природных территорий и объектов;

     6.2.2.4. технологии ЛЧС(Н);

     6.2.2.5. организация    материально-технического,    инженерного,

финансового и других видов обеспечения операций по ЛЧС(Н);

     6.2.2.6. материалы  предварительного планирования боевых действий

по  тушению  возможных  пожаров  (оперативное   планирование   тушения

пожара);

     6.2.2.7. меры безопасности при проведении работ по ЛЧС(Н);

     6.2.2.8. организация  мониторинга  обстановки и окружающей среды,

порядок уточнения обстановки в зоне ЧС(Н);

     6.2.2.9 документирование и порядок учета затрат на ЛЧС(Н).

    

                             6.3. Ликвидация последствий ЧС(Н)

                 

     6.3.1. Ликвидация загрязнений территорий и водных объектов:

     6.3.1.1. материально-техническое обеспечение;

     6.3.1.2. технологии и способы сбора разлитой нефти,  и порядок их

применения;

     6.3.1.3. организация   временного   хранения  собранной  нефти  и

отходов, технологии и способы их утилизации;

     6.3.1.4. технологии    и    способы   реабилитации   загрязненных

территорий.

     6.3.2. Восстановительные мероприятия:

     6.3.2.1. порядок обеспечения доступа в зону ЧС(Н);

     6.3.2.2. типовой  ситуационный  календарный план проведения работ

по восстановлению работоспособности поврежденных элементов;

     6.3.2.3. организация  приведения  в  готовность  к  использованию

специальных технических средств  и  пополнение  запасов  финансовых  и

материальных ресурсов.

 

                             6.4. Приложения

              к  планам  предупреждения  и ликвидации разливов

                           нефти и нефтепродуктов

 

     6.4.1.Обязательные приложения:

     6.4.1.1. зона   действия  Плана  и  схема  расположения  опасного

производственного  объекта  (объектов)  организаций  с  границами  зон

повышенного риска и районов приоритетной защиты;

     6.4.1.2. свойства нефти и оценка риска возникновения ЧС(Н);

     6.4.1.3. характеристики  неблагоприятных  последствий  ЧС(Н)  для

населения,  окружающей среды и объектов экономики,  карты  и  сценарии

ЧС(Н) различных уровней с учетом природно-климатических условий;

     6.4.1.4. календарные  планы  оперативных  мероприятий   ЧС(Н)   и

документы,  регламентирующие  порядок  реагирования на разливы нефти и

нефтепродуктов,   не   попадающих   под   классификацию   ЧС(Н)   (для

организаций);

     6.4.1.5. расчет необходимых сил и средств с учетом их дислокации;

     6.4.1.6. декларация   промышленной   безопасности      случаях,

предусмотренных российским законодательством);

     6.4.1.7. заключение экспертной организации;

     6.4.1.8. финансовые и материальные резервы;

     6.4.1.9. документ  об  аттестации собственного АСФ(Н) организации

или договор на обслуживание с АСФ(Н) других организаций,  с учетом  их

дислокации    договоре  обязательно  должны  быть  указаны  объекты,

которое обслуживает АСФ(Н);

     6.4.1.10. лицензии, выданные федеральными органами исполнительной

власти (для организаций);

     6.4.1.11. перечень    организаций,    согласно    их   отраслевой

принадлежности,  разрабатывающих Планы  соответствующего  уровня  (для

территориальных и функциональных подсистем РСЧС);

     6.4.1.12. карты экологической чувствительности.

     К плану     ЛРН    должны    составляться    карты,    отражающие

чувствительность ресурсов данной территории  к  нефтяному  загрязнению

(карты экологической чувствительности).

     Карты экологической  чувствительности  составляются  посезонно  в

последовательном  хронологическом  порядке  для областей и территорий,

выявленных  на  основании   траекторий   разливов   как   потенциально

подверженных угрозе загрязнения.

     Карты экологической     чувствительности     используются     при

прогнозировании  последствий  максимально  возможных  разливов нефти и

нефтепродуктов на основании  оценки  риска  с  учетом  неблагоприятных

гидрометеорологических   условий,   времени   года,   суток,   рельефа

местности,  экологических  особенностей  и   характера   использования

территорий (акваторий).

     При составлении  карт  экологической  чувствительности  в  первую

очередь  выделяются  зоны  особой значимости,  к которым относят особо

охраняемые территории  согласно  Федеральному  закону  от  14.03.95  

33-ФЗ,  отдельным  постановлениям  Правительства Российской Федерации,

нормативно-правовым актам администрации Сахалинской  области,  органов

местного самоуправления, расположенные на территории области.

     Определение зон особой значимости в пределах  зон  потенциального

риска  воздействия  нефтяного  разлива  должно начинаться с проведения

анализа территории области и сопредельных территорий  Охотского  моря,

Татарского  пролива,  которые могут попасть под воздействие разливов с

производственных объектов разработчика настоящего плана ЛРН.

     Зонами особой значимости являются:

     - экологически чувствительные территории к  воздействию  нефтяных

разливов,   которые   будут   испытывать  долговременные  значительные

негативные последствия при разливе нефти;

     - зоны   отдыха  и/или  массового  скопления  людей,  на  которые

воздействие нефтяного  загрязнения  приведет  к  серьезным  изменениям

привычных удобств и уровня жизни населения территорий;

     - промышленные зоны  и  инфраструктура,  на  которые  воздействие

нефтяного    загрязнения    приведет    к   серьезным   нарушениям   в

функционировании инфраструктуры территории;

     - водоохранные зоны объектов;

     - водные объекты высшей рыбохозяйственной ценности;

     - санитарно-защитные  зоны  и  акватории  рыбоводных предприятий,

источников   водоснабжения   и   водопроводов   хозяйственно-питьевого

назначения;

     - особо охраняемые участки лесов;

     - территории  традиционного  природопользования и археологические

памятники;

     - важнейшие места обитания биологических видов;

     - места рыбного промысла и промысла морского зверя;

     - другие места по согласованию с соответствующими органами власти

территории.

     Зоны особой   значимости  должны  быть  нанесены  на  карты.  При

составлении карт экологической чувствительности возможно использование

руководства   IPIECA  "Создание  карт  особо  чувствительных  зон  при

ликвидации разливов нефти".

     Характеристики зон  особой  значимости (местоположение,  границы)

должны обозначаться в составе плана ЛРН в форме карт  соответствующего

масштаба и описательной части.

     6.4.2. Рекомендуемые приложения:

     6.4.2.1. алгоритмы (последовательность) принятия решений;

     6.4.2.2. принципы   взаимодействия   со    средствами    массовой

информации;

     6.4.2.3. типовые формы приложений и отчетов;

     6.4.2.4. рекомендуемые  технологии  сбора нефти и методика оценки

ущерба;

     6.4.2.5. схема  организации  мониторинга  обстановки и окружающей

среды,  с указанием  мест  хранения  собранной  нефти  и  способов  её

утилизации;

     6.4.2.6. перечень целевых и научно-технических программ;

     6.4.2.7. план обеспечения постоянной готовности АСФ(Н) к борьбе с

ЧС(Н);

     6.4.2.8. документирование, учет затрат и отчетность.

(Раздел в редакции Постановления Администрации Сахалинской области

от 16.02.2007 № 31-па)

 

 

                   7. Планирование действий сил и средств
        
    7.1. Прогнозирование  сценариев  возможных  разливов  нефти   и
нефтепродуктов
    Прогнозирование сценариев  возможных  разливов  проводится   на
стадии   разработки   плана   ЛРН  для  конкретного  объекта  и/или
предприятия  на  основе  анализа  рисков   с   учетом   максимально
возможного объема разлившейся нефти, установленного постановлениями
Правительства Российской Федерации.
    Прогнозирование осуществляется  на  основе  исходных данных,  в
состав которых  входят:  описание  объекта,  тип  и  характеристики
продукта,   гидрометеорологические  и  гидрогеологические  условия,
наличие экологически уязвимых зон в районе возможного  загрязнения,
I,  II,  III  пояса зон санитарной охраны подземных и поверхностных
источников  водоснабжения  и  объектов   водопроводных   сооружений
хозяйственно-питьевого    водоснабжения    вне    зависимости    от
ведомственной принадлежности.
    Целью прогнозирования разливов нефти и нефтепродуктов является:
определение возможных последствий разливов нефти и  нефтепродуктов,
их  значение  и  влияние  на население,  объекты жизнеобеспечения и
окружающую природную среду.
        
    7.2. Планирование  действий  сил,  привлекаемых  к  работам  по
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
    Планирование действий   по   ликвидации   разливов   нефти    и
нефтепродуктов  и  доведению остаточного содержания углеводородов в
окружающей  природной  среде  до  допустимого  уровня,  отвечающего
соответствующим    природно-климатическим   и   иным   особенностям
территорий, целевому назначению и виду использования земель, водных
объектов,   участков   лесного   фонда,  иных  природных  объектов,
осуществляется на основе  результатов  прогнозирования  последствий
максимально  возможного  разлива  нефти и нефтепродуктов,  данных о
составе имеющихся на объекте сил и специальных технических средств,
а    также    данных   о   профессиональных   аварийно-спасательных
формированиях (службах), привлекаемых для ликвидации разливов.
    Целью планирования  действий  по  ликвидации  разливов  нефти и
нефтепродуктов является  определение  необходимого  состава  сил  и
специальных   технических   средств,  для  локализации  разливов  в
нормативные сроки (4 часа - при разливе нефти в акватории,  6 часов
- при разливе нефти на почве),  а также для организации последующих
работ по их ликвидации.
    На водоемах   планирование   действий  по  ликвидации  разливов
проводится   исходя   из   невозможности   их    локализации    при
неблагоприятных гидрометеорологических и гидрологических явлениях.
        
    7.3. Порядок  привлечения сил и специальных технических средств
к  работам  по  локализации   и   ликвидации   разливов   нефти   и
нефтепродуктов
    При возникновении разливов нефти  и  нефтепродуктов  локального
значения  для  работ  по  локализации  этих  разливов  привлекаются
дежурные смены,  силы и средства аварийно-спасательных формирований
объектов  и организаций.  При необходимости по запросу руководителя
организации  могут  привлекаться  территориальные  профессиональные
аварийно-спасательные формирования (службы).
    При возникновении  разливов  нефти  и  нефтепродуктов  местного
значения  для работ по ЛРН,  кроме вышеперечисленных сил и средств,
могут    привлекаться    профессиональные     аварийно-спасательные
формирования (службы) областного базирования.
    При возникновении    разливов    нефти     и     нефтепродуктов
территориального значения для работ по ЛРН, кроме вышеперечисленных
сил и средств,  привлекаются профессиональные аварийно-спасательные
формирования (службы) регионального базирования.
    Для ликвидации  последствий  разливов  нефти  и  нефтепродуктов
регионального  значения  для работ по ЛРН,  кроме вышеперечисленных
сил и средств,  привлекаются силы и средства сопредельных субъектов
РФ,  силы  и средства МЧС России,  силы и средства Госморспасслужбы
России.
    Привлечение сил и средств формирований вне зависимости от формы
их собственности,  осуществляется  с  ведома  владельца  аварийного
объекта,   на   основании   письменного  согласия,  по  предложению
руководителя работ. Договоры на привлечение указанных сил и средств
заключает владелец объекта.
        
    7.4. Порядок  привлечения сил и специальных технических средств
зарубежных компаний  к  работам  по  ликвидации  разливов  нефти  и
нефтепродуктов
    Силы и средства зарубежных  аварийно-спасательных  формирований
привлекаются на основании договоров,  заключенных организациями, по
согласованию с уполномоченными  органами  Правительства  Российской
Федерации  для  работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
федерального (трансграничного)  и,  как  исключение  регионального,
значения.
        
    7.5. Порядок  привлечения  гражданского  населения для работ по
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
    Решение о   привлечении   гражданского  населения  и  отдельных
граждан  осуществляется  в  соответствии  с  пунктом  6  статьи  14
Федерального     закона     от     22.08.1995    N    151-ФЗ    "Об
аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
        
         8. Организация работ по локализации и ликвидации
                  разливов нефти и нефтепродуктов
        
    Организацию работ  по локализации и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов условно можно разделить на три этапа:
    первый этап  -  принятие  экстренных  мер  по  ЛРН  и  передача
информации согласно схеме оповещения;
    второй этап   -   принятие   решения   на   ЛРН  и  оперативное
планирование действий;
    третий этап - организация проведения мероприятий по ЛРН.
    На первом этапе:
    - дежурная   смена   и/или  аварийно-спасательные  формирования
организации (объекта) немедленно приступают к перекрытию  источника
разлива   нефти  и  нефтепродуктов  (по  возможности),  локализации
разлива средствами объекта и оказанию помощи пострадавшим;
    - проводится сбор КЧС и ОПБ (ШРО);
    - определяются задачи предстоящих  действий  и  предварительная
оценка   обстановки,  сложившейся  в  результате  разлива  нефти  и
нефтепродуктов;
    - готовится  информация  и  передается в соответствии со схемой
оповещения;
    - председатель   КЧС   и   ОПБ   (начальник   ШРО;  командующий
ликвидацией ЧС) ставит задачи аварийно-спасательным формированиям и
другим органам (службам);
    - организуется круглосуточное оперативное дежурство и  связь  с
подчиненными  и  взаимодействующими органами управления,  а также с
территориями   и   объектами,   которые   могут   быть   подвержены
загрязнению.
    При предварительной     оценке      обстановки      уточняются:
местонахождение  разлива,  источник  и  причина  разлива (выброс из
скважины,  столкновение транспортных средств,  порыв  трубопровода,
разрыв  емкости и т.п.),  приблизительный объем разлива и состояние
источника   (перекрыт   или   истечение   продолжается);   тип    и
характеристики  продукта (плотность,  вязкость и температура потери
текучести),  площадь разлива,  включая направление разлива,  длину,
ширину пятна; гидрометеорологические условия в районе разлива нефти
и нефтепродуктов,  меры,  предпринятые для локализации и ликвидации
разлива нефти и нефтепродуктов,  наличие пострадавших и вероятность
загрязнения  природных   объектов   и   объектов   жизнеобеспечения
населения, оценивается опасность разлива нефти и нефтепродуктов для
населения.
    Выполнение мероприятий    начинается    дежурными    силами   и
средствами.  По мере приведения в готовность привлекаются остальные
имеющиеся  силы и специальные технические средства в соответствии с
планом ЛРН.
    На втором этапе:
    - проводится уточнение характера и значения (масштабов) разлива
нефти  и  нефтепродуктов,  сложившейся обстановки и прогнозирование
развития ситуации;
    - разрабатывается план-график проведения работ по локализации и
ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
    - определяется   достаточность   привлекаемых   к   ЛРН  сил  и
специальных технических средств;
    - продолжаются начатые на первом этапе мероприятия.
    Для уточнения   масштабов   последствий   разлива    нефти    и
нефтепродуктов, а также складывающейся обстановки и прогнозирования
ее развития используются группы обследования.  В состав этих групп,
включаются  специалисты  организации  -  виновника  разлива нефти и
нефтепродуктов,  представители органов  управления  МЧС  России  по
Сахалинской области,  представители природоохранных,  медицинских и
других органов.
    Группы обследования  допускаются  в  район  аварийного  объекта
только при отсутствии угрозы для их жизни и при условии  соблюдения
ими правил техники безопасности.
    На основе полученных данных уточняется сложившаяся обстановка и
значение   чрезвычайной   ситуации,  определяются  работы  по  ЛРН,
устанавливаются их объемы,  порядок проведения, потребность в силах
и    специальных   технических   средствах   для   их   выполнения.
Осуществляется дальнейший прогноз развития чрезвычайной ситуации на
основании получаемых данных.
    Работы по  ЛРН  организуются  и  проводятся  в  соответствии  с
оперативным  планом действий,  который готовится КЧС и ОПБ (ШРО) на
необходимый срок,  в зависимости от развития  ситуации  и  является
обязательным для всех участников аварийно-спасательных работ.
    Руководитель организации - виновник разлива несет  персональную
ответственность за эффективность принимаемых решений,  безопасное и
рациональное  привлечение  сил  и  средств,  а  также  за  конечные
результаты выполненных работ.
    В решении руководителя (председателя КЧС и ОПБ) указываются:
    - краткие  выводы из оценки масштабов и характера разлива нефти
и    нефтепродуктов,    опасность    для    населения,     объектов
жизнеобеспечения и окружающей природной среды;
    - необходимый объём работ по устранению источника утечки  нефти
и   нефтепродуктов,   локализации   разлива,   рубежи   и   способы
локализации,  очередность,  последовательность и  сроки  выполнения
работ;
    - состав имеющихся сил  и  специальных  технических  средств  и
распределение их по участкам и объектам работ;
    - задачи     создаваемой     группировке     собственных      и
взаимодействующих сил и средств;
    - задачи силам  и  средствам,  задействованным  для  проведения
постоянного мониторинга района разлива нефти и нефтепродуктов;
    - порядок   материального,   технического,    противопожарного,
финансового и иных видов обеспечения проводимых мероприятий;
    - вопросы организации взаимодействия по целям,  задачам, месту,
времени  и  способам  действий  органов  управления  на всех этапах
работ;
    - организация    непрерывного    управления   мероприятиями   и
действиями при ЛРН.
    На третьем этапе:
    - проводятся мероприятия по ликвидации разлива нефти;
    - координатор работ (штаб руководства операциями) готовит отчёт
о проведении операций по локализации и ликвидации разлива  нефти  и
нефтепродуктов,  программу по реабилитации территории (акватории) и
других загрязненных объектов.
    Работы по    ликвидации    разлива   нефти   и   нефтепродуктов
организуются и проводятся на основе единого плана с предоставлением
руководителям  профессиональных  аварийно-спасательных формирований
(служб)  инициативы  на  закрепленных  участках  работ   в   выборе
конкретных  методов  и  технологий  ведения  работ в соответствии с
реальной  обстановкой.  При   этом   строго   соблюдается   принцип
централизации   управления   и   персональной   ответственности  за
выполненные работы.
    Развертывание органов  управления и наращивание группировки сил
и специальных технических средств для организации и  ведения  работ
по  ЛРН  осуществляются  по  мере  приведения  их  в  готовность  и
выдвижения в район разлива нефти и нефтепродуктов.
    Работы по  ЛРН  организуются  посменно и ведутся,  как правило,
непрерывно днём и ночью в зависимости от возможности выполнять  эти
работы  (продолжительность  рабочего дня нормируется в соответствии
со статьей  103  Трудового  кодекса  Российской  Федерации).  Смена
личного    состава    формирований    (подразделений)    проводится
непосредственно на рабочих местах.
    Решение о   завершении   работ  (сокращении  интенсивности)  по
локализации и ликвидации разлива нефти и  нефтепродуктов,  переходе
соответствующих  подсистем  и  звеньев  РСЧС  на режим повседневной
деятельности принимает руководитель работ или председатель комиссии
по  чрезвычайным  ситуациям  и  обеспечению  пожарной безопасности,
осуществляющий     непосредственное     руководство     ликвидацией
чрезвычайной ситуации, по согласованию с природоохранными органами.
    После завершения работ по ЛРН соответствующая КЧС и ОПБ готовит
отчёт и предложения по реабилитации территории и объектов.

 

           9. Оценка воздействия разливов нефти и нефтепродуктов 
                   на людей и окружающую природную среду

 

    9.1. Оценка угрозы жизни и здоровью людей
    Организация мероприятий   по  защите  населения  и  территорий,
охране здоровья населения при возникновении  чрезвычайных  ситуаций
(связанных  с  разливом  нефти  и  нефтепродуктов),  возлагается на
территориальные органы  исполнительной  власти  и  органы  местного
самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N
68-ФЗ.    Обеспечение    безопасности    персонала    объекта     и
аварийно-восстановительных   бригад,  оказание  первой  медицинской
помощи и эвакуация персонала в случае необходимости возлагается  на
руководителей организаций, владельца объекта.
    Степень опасности и механизм оценки  угрозы  жизни  и  здоровью
людей  определяется  медицинскими  службами соответствующих органов
исполнительной власти.
        
    9.2. Порядок оценки и возмещения эколого-экономического ущерба
    Эколого-экономический ущерб  от  загрязнения  окружающей  среды
нефтью складывается преимущественно из ущерба от:
    - загрязнения воздушного бассейна от испарения летучих фракций;
    - загрязнения почвенного покрова;
    - загрязнения поверхностных вод;
    - загрязнения подземных вод;
    - ущерба водным биологическим ресурсам;
    - ущерба лесной растительности;
    - ущерба животному миру.
    Порядок оценки   и   возмещения    вреда    за    экологическое
правонарушение   при  разливах  нефти  и  нефтепродуктов,  а  также
определение   ущерба,   наносимого   объектам    животного    мира,
осуществлять   в   соответствии   с  действующим  законодательством
Российской Федерации.
        
    9.3. Возмещение расходов на локализацию и  ликвидацию  разливов
нефти и нефтепродуктов
    Все затраты по  возмещению  расходов  на  проведение  работ  по
ликвидации   разливов  нефти  и  нефтепродуктов  и  их  последствий
возлагаются  на  виновника  загрязнения,  не   зависимо   от   форм
собственности объекта и принадлежности какой-либо стране.
    При невозможности  установления   виновника   загрязнения   все
затраты  на  проведение  работ  возмещаются  решением  КЧС и ОПБ из
резервных фондов. В этом случае руководство работами осуществляется
КЧС и ОПБ Сахалинской области.

 

           10. Требования к технологиям, применяемым для локализации 
                   и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
        
    10.1. Требования к  технологиям,  применяемым  для  локализации
разлива нефти и нефтепродуктов
    Технологии и специальные технические средства,  применяемые для
локализации  разливов  нефти и нефтепродуктов,  должны обеспечивать
надежное удержание нефтяного пятна в минимально возможных границах.
    Технологии локализации     не    должны    увеличивать    объем
загрязненного грунта и по  возможности  не  нарушать  поверхностный
растительный слой почвы.
    При осуществлении локализации разлива нефти и нефтепродуктов на
грунте   следует   ограничивать   движение   тяжелой   техники   по
загрязненному  участку  и  исключать  засыпку  свободной  нефти   и
нефтепродуктов грунтом.
    При устройстве   траншей   и   обваловки   следует    учитывать
возможность  повышения уровня грунтовых вод и интенсивных осадков в
виде дождя в период проведения работ.
    Удерживающие, сорбирующие  и  отклоняющие  боновые  заграждения
должны быть выполнены из материалов,  стойких к воздействию  нефти,
нефтепродуктов  и воды,  выдерживать нагрузки,  соответствующие тем
поверхностным водотокам, для которых они предназначены.
    Технология установки   боновых   заграждений   для  локализации
нефтяного разлива на водотоке должна быть отработана таким образом,
чтобы  надежное  удержание  нефти  и  нефтепродуктов осуществлялось
минимальным  количеством  рубежей  постановки  бонов  и   позволяли
удерживать   нефтяное   пятно  такое  количество  времени,  которое
необходимо для механического сбора нефти и нефтепродуктов.
    Применение сорбирующих  материалов проводить только при наличии
гигиенического   заключения   органов   Госсанэпиднадзора   РФ    и
сертификата органов Госстандарта РФ на сорбирующие материалы.
    Применение диспергентов,   микробиологических,    биологических
препаратов  проводить  только при наличии гигиенического заключения
органов Госсанэпиднадзора РФ,  сертификата органов Госстандарта РФ,
по согласованию с органами Росприроднадзора по Сахалинской области,
управлением Федеральной службы по ветеринарному  и  фитосанитарному
надзору   по  Сахалинской  области  и  территориальным  управлением
Федеральной службы по надзору в сфере защиты  прав  потребителей  и
благополучия   человека   по   Сахалинской  области,  на  основании
положительного заключения Государственной экологической  экспертизы
федерального  уровня при планировании операций на водных объектах и
федеральных землях, регионального уровня - в прочих случаях.
        
    10.2. Требования к технологиям,  применяемым  при  механическом
сборе   нефти   и   нефтепродуктов.  Создание  неснижаемого  запаса
сорбентов  и  сорбирующих  изделий  для  обеспечения  экологической
безопасности организаций, работающих с нефтью и нефтепродуктами
    Технологии и специальные технические средства,  применяемые для
механического  сбора  нефти и нефтепродуктов с поверхности грунта и
воды, должны обеспечивать максимально быстрый сбор нефтяного пятна.
    Технологии и   специальные   технические   средства  для  сбора
разлитой  нефти  не  должны  увеличивать  объем   нефтезагрязненных
отходов.
    Специальные технические средства должны быть пожаробезопасны  и
просты в эксплуатации.
    Технологии механического сбора нефти должны быть  применяемы  в
диапазоне температур окружающей среды от -40оС до +40оС.
        
    10.2.1. Для ликвидации аварийной ситуации, связанной с разливом
нефти  и  нефтепродуктов  и  профилактической  очистки   территории
организации,   независимо   от   форм  собственности  должны  иметь
постоянный  запас  нефтесорбирующих  материалов  для  нейтрализации
следующих объемов нефти и нефтепродуктов:
    - стационарные  хранилища  нефти  и   нефтепродуктов,   имеющие
обваловки,  выполненные  в соответствии со СНиП 2.11.03-93 - 1%  от
объема максимального резервуара в нефтехранилище;
    - нефтебазы  (расходные  склады  ГСМ предприятия и стационарные
хранилища ГСМ),  не имеющие обваловки по СНиП 2.11.03-93 -  10%  от
объема максимального резервуара наземного хранения нефтепродуктов;
    - контейнерные АЗС - 10%  от  объема  максимального  резервуара
наземного хранения нефтепродуктов;
    - АЗС  с   заглубленными   резервуарами   -   10%   от   объема
автоцистерны, подвозящей нефтепродукты;
    - территории,  на   которых   отмечено   интенсивное   движение
(присутствие)   автотранспорта   (автогаражи,  автостоянки,  АЗС  с
заглубленными резервуарами,  территории морских портов, территории,
прилегающие к организациям,  для стоянки служебного автотранспорта,
территории,  прилегающие к торговым центрам, и т.п.) в соответствии
со  Справочным  пособием  к  СНиП  "Проектирование  сооружений  для
очистки сточных вод" - 240 л/на 1 га территории в год;
    - авторемонтные станции,  станции разборки автомобилей, станции
замены масел - 500 л/на 1 га территории в год,  включая  подъездные
стояночные площадки.
    10.2.2. Количество    нефтесорбента    рассчитывают    делением
указанных  в  пункте 10.2.1.  объемов нефти и/или нефтепродуктов на
поглощающую способность нефтесорбента
    
   ----- = Q
   Gн.с.
    где:
    Vн -   нормативный,   предполагаемый   разлив    нефти    и/или
нефтепродукта, литры;
    G н.с. - вес непреходящего запаса нефтесорбента, кг;
    Q -     поглощающая     способность     нефтесорбента,    литры
нефтепродукта/на 1 кг нефтесорбента.
    10.2.3. Нефтесорбирующие       материалы      должны      иметь
санитарно-эпидемиологическое заключение территориального управления
Федеральной  службы  по  надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека по Сахалинской области,  либо других  центров
Российской   Федерации,   заверенные   территориальным  управлением
Федеральной службы по надзору в сфере защиты  прав  потребителей  и
благополучия   человека   по   Сахалинской  области,  и  сертификат
Госстандарта Российской Федерации.
    10.2.4.Организации, применяющие   нефтесорбирующие   материалы,
обязаны  иметь  договор  со  специальными  формированиями   или   с
поставщиком    на    прием    (сдачу)   насыщенных   (отработанных)
нефтесорбирующих материалов.
    10.2.5. Сброс  нефтенасыщенных  материалов в приемники бытового
мусора и сдача на полигоны твердых  бытовых  отходов  категорически
запрещается.
    10.2.6. Запрещается  применение  для  ликвидации  разлива нефти
(нефтепродуктов)  не  сертифицированных  в   Российской   Федерации
синтетических  и органических материалов,  грунта (почвы,  земли) а
также  природных  материалов  не  рекомендуемых   (запрещенных)   к
применению отраслевыми руководящими документами.
        
    10.3. Применение   микробиологических,   биохимических  и  иных
препаратов для деструкции нефтяного загрязнения  грунтов  и  водных
объектов
    Микробиологические, биохимические   и   иные   препараты    для
деструкции   нефтяного   загрязнения   грунтов  и  водных  объектов
применяются  в   соответствии   с   действующим   законодательством
Российской Федерации.

 

    10.4. Требования к технологии сжигания нефти и нефтепродуктов в
месте разлива
    Сжигание нефти и нефтепродуктов в месте разлива производится по
решению КЧС и  ОПБ  (ШРО)  после  его  согласования  с  управлением
Федеральной   службы   по   надзору   в   сфере  природопользования
(Росприроднадзора) по Сахалинской области,  управлением Федеральной
службы  по  ветеринарному  и фитосанитарному надзору по Сахалинской
области,  управлением по технологическому и экологическому  надзору
Ростехнадзора  по Сахалинской области,  территориальным управлением
Федеральной службы по надзору в сфере защиты  прав  потребителей  и
благополучия  человека по Сахалинской области,  Главным управлением
МЧС России  по  Сахалинской  области  на  основании  положительного
заключения  Государственной  экологической  экспертизы федерального
уровня при планировании операций на водных объектах  и  федеральных
землях, регионального уровня - в прочих случаях.
    Прежде чем  принять  решение  в   пользу   сжигания   нефти   и
нефтепродуктов  при  работах  по  ЛРН,  следует  тщательным образом
взвесить все вопросы безопасности персонала и имущества.

 

    10.5. Требования к мероприятиям по утилизации собранной  нефти,
нефтепродуктов и отработанных расходных материалов
    Все работы по временному хранению и утилизации собранной нефти,
нефтепродуктов  и  отработанных расходных материалов осуществляются
организацией,    владельцем    объекта    или     профессиональными
аварийно-спасательными  формированиями  (службами),  обслуживающими
данную организацию.  Полигоны (оборудованные сооружения) временного
хранения и утилизации собранной нефти и нефтепродуктов определяются
заранее   (при   разработке   планов   ЛРН)   по   согласованию   с
государственными   надзорными  и  контролирующими  органами.  Кроме
этого,   определяются   способы   утилизации    собранной    нефти,
нефтепродуктов и отработанных расходных материалов, применяемые для
этих  работ  технологии   и   специальные   технические   средства,
устанавливаются  примерные  сроки  выполнения  этих  работ с учетом
объемов собранной нефти,  нефтепродуктов и  отработанных  расходных
материалов.
    После проведения   работ   по   утилизации   составляется   акт
утилизации собранной нефти, нефтепродуктов и отработанных расходных
материалов.
        


Информация по документу
Читайте также