Расширенный поиск

Закон Еврейской автономной области от 29.11.2000 № 223-ОЗ

 



                                ЗАКОН                                 

                     ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ                     

                                   Утратил силу - Закон Еврейской
                                         автономной области
                                     от 15.12.2004 г. N 384-оз

                            Об образовании                            
                    в Еврейской автономной области                    

                                                                Принят
                                         Законодательным Собранием ЕАО
                                                   29 ноября 2000 года

     Настоящий закон  регулирует  отношения  в  сфере  образования  на
территории  Еврейской  автономной  области  и  определяет  особенности
построения и деятельности системы образования.
     Закон области "Об образовании  в  Еврейской  автономной  области"
разработан  на  основании  Конституции  Российской  Федерации,  Закона
Российской  Федерации  "Об  образовании",  Устава  области  с   учетом
исторических,  культурных,  национальных,  социально  -  экономических
особенностей развития области.

                       Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ                       

     Статья  1.  Реализация   государственной   политики   в   области
образования в Еврейской автономной области

     1.  Государственная  политика   области   в   сфере   образования
основывается   на   принципах   государственной   политики  в  области
образования,   определенных   Законом   Российской    Федерации    "Об
образовании".
     2. В области гарантируются условия для реализации прав граждан на
образование  в  соответствии с установленными федеральными, областными
и  местными  санитарными  и  гигиеническими  нормами,  нормами  охраны
здоровья   обучающихся,  воспитанников  и  работников  образовательных
учреждений, а также с  учетом  образовательного  ценза  педагогических
работников и укомплектованности штатов образовательных организаций.
     3. В  области  воспитание  признается  равнозначной  с  обучением
частью образования, направленной на решение следующих задач:
     - формирование гражданской позиции, понимания прав и обязанностей
личности  перед  семьей,  народом, обществом. Российской Федерацией, а
также   потребности   участвовать    в    культурной,    общественной,
экономической жизни области и страны;
     - формирование принципов межнациональной терпимости и согласия  у
учащихся и воспитанников;
     -  формирование  нравственных  идеалов  и  патриотизма,  изучение
национальных  и территориальных традиций, обычаев народов и этнических
групп, населяющих  область,  воспитание  уважения  к  прошлому  своего
народа и области, любви к семье и природе;
     - недопустимость  унижения  достоинства  личности  и  любых  форм
насилия  над ней, предупреждение преступности, антисоциальных явлений,
наркомании, токсикомании, пьянства, алкоголизма, курения.

     Статья 2. Система образования в области

     Система образования в  области  представляет  собой  совокупность
взаимодействующих:
     -  преемственных  образовательных  программ   и   государственных
образовательных стандартов различного уровня и направленности;
     - сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их
организационно - правовых форм, типов и видов;
     -  органов  управления   образованием   и   подведомственных   им
учреждений и организаций.

     Статья 3. Гарантии прав граждан на образование

     1. Органы государственной власти  области  гарантируют  гражданам
области  бесплатность  начального  общего,  основного общего, среднего
(полного)   общего   образования   и   начального    профессионального
образования,  а  также  на  конкурсной  основе  бесплатность  среднего
профессионального,   высшего   профессионального   и   послевузовского
профессионального   образования   в  государственных  и  муниципальных
образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных
стандартов,   если   образование  данного  уровня  гражданин  получает
впервые, а также дополнительного образования в  пределах  утвержденных
программ, обеспеченных бюджетным финансированием.
     2. Для лиц, имеющих отклонения в развитии, проблемы в обучении  и
воспитании,  а  также для подростков с девиантным поведением создается
сеть  государственных  и  муниципальных  специальных  и  социально   -
педагогических    учреждений,    а    также    группы   и   классы   в
общеобразовательных учреждениях.
     3. В области создаются условия для деятельности негосударственных
образовательных  учреждений  всех  типов  и  видов,  и  при условии их
государственной аккредитации осуществляется финансирование в  порядке,
утвержденном правительством области.

     Статья 4. Система государственных образовательных  стандартов  на
территории области

     1.  Государственные  образовательные  стандарты,  действующие  на
территории  области,  включают  в  себя  федеральный  и  национально -
региональный (областной) компоненты.
     2. Законодательное Собрание области в пределах своей  компетенции
устанавливает   областной  компонент  государственных  образовательных
стандартов в сфере дошкольного, начального общего,  основного  общего,
среднего  (полного) общего образования, начального, среднего и высшего
профессионального образования.
     Областной  компонент   государственных   стандартов   образования
обеспечивает  права  граждан  области на получение знаний из различных
образовательных областей, в том числе по  языку,  культуре,  традициям
народов,  населяющих  область.  В  случае  необходимости  в этих целях
создаются соответствующие образовательные учреждения, классы, группы и
определяются условия их финансирования.
     3.   Федеральный   и   областной    компоненты    государственных
образовательных   стандартов   обязательны   для  исполнения  на  всей
территории области.

             Глава II. РАЗГРАНИЧЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОРГАНОВ              
              ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ И МЕСТНОГО               
           САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ           

     Статья 5. Основной принцип управления образованием в области

     Управление образованием в области строится  на  основе  сочетания
государственных (федеральных и регионально - областных), муниципальных
и общественных  начал  при  развитии  самоуправления  и  академической
автономии      образовательных     учреждений     и     индивидуальных
предпринимателей, занимающихся образовательной практикой.

     Статья 6. Государственное управление образованием в области

     1. Государственное  управление  системой  образования  в  области
осуществляют   губернатор,  правительство  области  и  соответствующие
органы исполнительной власти.
     2.  Государственные   органы   управления   образованием   вправе
инспектировать   образовательные   учреждения   и   органы  управления
образованием на территории области по  вопросам  своей  компетенции  в
порядке надзора.

     Статья 7. Компетенция Законодательного Собрания области  в  сфере
образования

     К  компетенции  Законодательного   Собрания   области   в   сфере
образования относятся:
     а) определение политики области в сфере образования;
     б) разграничение компетенции в области образования между органами
государственной власти области;
     в) принятие областных законов и правовое регулирование в  области
образования;
     г)    утверждение    областного    компонента     государственных
образовательных  стандартов  общего  и  профессионального образования,
учитывающих социально  -  территориальные  особенности  и  потребности
области в специалистах и образовательных услугах;
     д) утверждение порядка финансирования образовательных  учреждений
в области;
     е) установление областных  нормативов  финансирования  учреждений
образования,   порядка   предоставления  и  погашения  образовательных
кредитов, возмещения затрат на семейное, самостоятельное образование и
экстернат;
     ж)  установление  налоговых  (в  части  налогов,  зачисляемых   в
областной бюджет) и иных льгот инвесторам образования;
     з)  установление  дополнительных  к   федеральным   (в   пределах
областного   бюджета)   льгот   учреждениям   образования,   субъектам
образовательного процесса  (обучающимся,  воспитанникам,  педагогам  и
работникам системы образования области);
     и)   контроль   за   проведением   государственной   политики   и
расходованием  утвержденных  бюджетом  средств  на  нужды  образования
области в иных формах и в пределах своей компетенции.

     Статья 8. Компетенция губернатора области в сфере образования

     К компетенции губернатора области в сфере образования относятся:
     а) обеспечение соблюдения законодательства в области  образования
и контроль за исполнением государственных образовательных стандартов;
     б) назначение руководителей  государственных  органов  управления
образованием  области  по  согласованию  с  Министерством  образования
Российской Федерации.

     Статья 9. Компетенция правительства области в сфере образования

     К  компетенции  правительства   области   в   сфере   образования
относятся:
     а) разработка  и  утверждение  программ  развития  образования  в
области  и  других  нормативных  актов,  направленных на осуществление
политики Российской Федерации в области образования;
     б)  организация  исполнения  Закона  Российской   Федерации   "Об
образовании",  законов  и  иных  нормативно - правовых актов области в
сфере образования;
     в) создание, реорганизация и ликвидация  учреждений  образования,
финансируемых из областного бюджета;
     г) установление  структуры  органов  управления  образованием  на
территории  области  и  определение  их  компетенции  в соответствии с
Законом Российской Федерации "Об образовании" и  другими  нормативными
актами;
     д) разработка проекта областного бюджета в части,  относящейся  к
сфере образования;
     е) формирование государственных органов  управления  образованием
области, наделение их компетенцией;
     ж) осуществление  федеральной  и  областной  политики  в  области
образования,    финансовое   подкрепление   государственных   гарантий
доступности  и  обязательности  основного  общего  образования   путем
выделения субвенций и дотаций местным бюджетам;
     з) формирование фондов развития системы образования;
     и)  установление  дополнительных  к  федеральным  требованиям   к
образовательным  учреждениям  в  части  строительных  норм  и  правил,
санитарных   норм,   охраны   здоровья   обучающихся,   воспитанников,
оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
     к) реализация иных  полномочий,  предусмотренных  федеральными  и
областными нормативно - правовыми актами.

     Статья  10.  Компетенция   государственного   органа   управления
образованием

     К компетенции  государственного  органа  управления  образованием
области относятся:
     а)  практическая  реализация  всех  мероприятий   губернатора   и
правительства области в сфере образования;
     б) разработка областного  компонента  государственных  стандартов
общего и профессионального образования, программ, учебников, учебных и
методических пособий, направленных на их осуществление;
     в)  контроль  за  исполнением   государственных   образовательных
стандартов области;
     г)  информационно  -  методическое  обеспечение   образовательных
учреждений области;
     д)  контроль  за  соблюдением  Закона  Российской  Федерации  "Об
образовании",  закона  области  "Об образовании в Еврейской автономной
области", постановлений и распоряжений Правительства РФ, губернатора и
правительства  области,  касающихся образования и социально - правовой
защиты детей, нормативных правовых актов Министерства образования  РФ,
а    также    за   соответствием   федеральному   законодательству   и
законодательству области нормативных, правовых актов органов  местного
самоуправления   в   области   образования,  учредительных  документов
подведомственных государственных образовательных учреждений, локальных
актов     муниципальных     органов    управления    образованием    и
подведомственных образовательных учреждений;
     е) обобщение передового опыта и организация экспериментирования в
области образования;
     ж)  изучение   и   стимулирование   инновационных   процессов   в
образовании;
     з) создание системы непрерывного образования в области;
     и) совершенствование системы дополнительного образования;
     к) создание системы дошкольного образования,  включающей  в  себя
семейное   (домашнее)   обучение   и   дошкольные   учреждения  разных
организационно - правовых  форм,  учебно  -  методическое  обеспечение
деятельности этой системы;
     л) организационная  работа  по  улучшению  качественного  состава
педагогических   и  преподавательских  кадров  области,  повышению  их
квалификации и переподготовке;
     м) текущее и перспективное  планирование  потребностей  в  кадрах
образовательных  учреждений,  оформление  государственного  заказа  на
подготовку кадров;
     н)  разработка   программ   международного   и   межрегионального
сотрудничества в области образования;
     о)  проведение,  межрегиональных  и   областных   образовательных
мероприятий (конференций, семинаров, олимпиад и иных мероприятий);
     п) установление порядка аттестации педагогических  и  руководящих
работников   и  требований  к  образовательным  цензам  педагогических
работников образовательных учреждений различных типов и видов;
     р) государственная  аккредитация  образовательных  учреждений  по
доверенности   федерального,  ведомственного  государственного  органа
управления  образованием  на  основании   заявления   образовательного
учреждения и заключения по его аттестации;
     с)  прогнозирование  развития  сети  образовательных  учреждений,
подготовка  предложений  по  выделению из федерального бюджета целевых
субвенций на нужды образования в области;
     т)   прямое   финансирование    деятельности    учрежденных    им
образовательных учреждений;
     у) разработка областных нормативов финансирования образовательных
учреждений,   а  также  материально  -  технической  обеспеченности  и
оснащенности   образовательного   процесса;   инициирование   создания
государственных фондов стабилизации и развития системы образования;
     ф) лицензирование и государственная аккредитация  образовательных
учреждений,   за   исключением   лицензирования   на   право   ведения
деятельности по программам высшего профессионального и послевузовского
профессионального  образования,  изъятие  лицензий  в случае нарушения
образовательными учреждениями предусмотренных лицензиями условий;
     х) оказание посреднических услуг муниципальным органам управления
образованием  и  муниципальным  образовательным  учреждениям  в  части
материально-технического обеспечения;
     ц) обеспечение разработки примерных  учебных  планов  и  программ
курсов, дисциплин.

     Статья 11. Компетенция органов местного  самоуправления  в  сфере
образования

     Компетенция органов местного самоуправления в  сфере  образования
определяется   в  соответствии  с  Законом  Российской  Федерации  "Об
образовании".

     Статья  12.   Компетенция   и   ответственность   образовательных
учреждений

     Компетенция   и   ответственность   образовательных   учреждений,
расположенных  на  территории  области, определяется в соответствии со
статьей  32   Закона   Российской   Федерации   "Об   образовании"   и
конкретизируется в уставах образовательных учреждений.

     Статья 13. Органы общественного самоуправления

     1.  Органы   местного   самоуправления   области   самостоятельно
определяют органы общественного самоуправления, в том числе:
     - муниципальные советы (комиссии) по вопросам образования;
     - советы при местных органах управления образованием;
     - попечительские советы  муниципальных  систем  образования.  При
учреждениях образования могут создаваться:
     - советы учреждений образования;
     - педагогические советы;
     - попечительские советы;
     - родительские комитеты;
     -  органы  ученического  самоуправления,  а  также  иные   органы
самоуправления, предусмотренные уставами образовательных организаций.
     2. В компетенции органов общественного самоуправления  в  системе
образования находятся следующие вопросы:
     - создание оптимальных условий для обучения и воспитания детей  и
подростков;
     - проведение общественных экспертиз уровня и качества  подготовки
выпускников;
     -   содействие    внедрению    инноваций    в    подведомственных
образовательных учреждениях;
     - участие в финансировании образовательных  учреждений,  принятых
программ  и  подпрограмм  развития  образования на отдельных этапах их
реализации;
     -  организация  конкурсов,   соревнований   и   других   массовых
мероприятий с призовыми фондами;
     - установление размеров стипендий и их финансовое обеспечение для
обучающихся в вузах по целевому направлению;
     - представление предложений, направленных на дальнейшее  развитие
и   улучшение   качества   образования,   в   соответствующие   органы
государственной власти;
     -  содействие   в   организации   и   улучшении   условий   труда
педагогических и других работников;
     - содействие совершенствованию  материально  -  технической  базы
образовательных учреждений, благоустройству их помещений и территорий;
     - оказание содействия в трудоустройстве детей -  сирот  и  детей,
оставшихся без попечения родителей, улучшение их жилищных условий;
     - иные вопросы, определяемые уставами образовательных учреждений.

           Глава III. ГАРАНТИИ ПРИОРИТЕТНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В           
                               ОБЛАСТИ                                

     Статья 14. Финансовое обеспечение системы образования

     1.  Финансовое  обеспечение  системы  образования   гарантируется
выделением  средств  из  областного  и  местных  бюджетов  области  на
функционирование, стабилизацию, развитие образовательных учреждений  и
социальную поддержку их работников, обучающихся и воспитанников.
     2. Финансирование образовательных  учреждений  осуществляется  на
основе федеральных, областных и местных нормативов финансирования.
     3. При планировании расходной части областного  бюджета  ежегодно
предусматриваются и вписываются отдельными строками:
     - финансирование реализации областных целевых  программ  развития
образования;
     - финансирование долевого участия в мероприятиях  по  организации
летнего отдыха.
     4. Средства,  предназначенные  в  областном  бюджете  и  бюджетах
муниципальных     образований    для    финансирования    деятельности
образовательных учреждений, не подлежат расходованию на другие цели.
     5.   Образовательным   учреждениям   в   первоочередном   порядке
предоставляются  высвобождающиеся  объекты областной собственности под
открытие новых  образовательных  учреждений,  студенческих  общежитии,
спортивно  -  оздоровительных  комплексов,  жилых домов для работников
образования в соответствии с утвержденными программами.

     Статья     15.     Ведение     образовательными      учреждениями
предпринимательской  деятельности  и  оказание  платных дополнительных
услуг

     Государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе
оказывать   населению,   учреждениям   и  организациям  дополнительные
платные   образовательные   и   другие   услуги   и    вправе    вести
предпринимательскую   деятельность   в   соответствии   с  действующим
законодательством.

     Статья  16.  Социальные   гарантии   работников   образовательных
учреждений

     1.  Учебные  заведения  имеют  право  самостоятельно  в  пределах
имеющихся   бюджетных   и   внебюджетных   средств   разрабатывать   и
реализовывать меры по социальной поддержке обучающихся,  воспитанников
и   студентов,  включая  установление  в  зависимости  от  социального
положения  и  успехов  конкретных  студентов  стипендий  и  социальных
пособий,  льгот  в  части  оплаты  проживания  в  общежитиях, питания,
проезда к месту постоянного проживания, оздоровительные мероприятия.
     2. Молодым специалистам, окончившим учебные заведения, не имеющим
стажа  педагогической  работы,  работающим  в учреждениях образования,
финансируемых из средств областного бюджета и  бюджетов  муниципальных
образований,  устанавливается  30-  процентная надбавка к должностному
окладу  в  течение  трех  лет  фактически  отработанного  времени,  на
основании положения, утвержденного губернатором области.
     3. В целях развития творческого потенциала  педагогов,  поощрения
талантливых работников образовательных учреждений:
     - педагогическим работникам, имеющим звание "Заслуженный  учитель
Российской Федерации", присваивается высшая квалификационная категория
по должности "учитель" без прохождения аттестации;
     - работникам системы образования, награжденным  нагрудным  знаком
почетного   работника   общего,   начального,   среднего   и   высшего
профессионального образования  Российской  Федерации,  устанавливается
ежемесячная  поощрительная  надбавка  в  размере  до  20  процентов от
должностного оклада за счет средств образовательного учреждения;
     - победители областного конкурса "Учитель года",  педагогические,
руководящие  работники, награжденные премией правительства области "За
высокие результаты в обучении и воспитании  подрастающего  поколения",
считаются  прошедшими аттестацию с присвоением высшей категории сроком
на 3 года.
     Педагогические работники  образовательных  учреждений  пользуются
правом  на  бесплатную  жилую  площадь  с  отоплением  и  освещением в
сельской  местности,  рабочих  поселках   в   порядке,   установленном
законодательством Российской Федерации.

     Статья 17. Права и социальные гарантии учащихся  и  воспитанников
общеобразовательных школ и учреждений общественного воспитания

     1. Учащиеся имеют право на выбор  образовательного  учреждения  и
формы получения образования.
     2. Прием детей в государственные и муниципальные  образовательные
учреждения   для   получения  среднего  (полного)  общего  образования
производится  по  достижении  ими  возраста,   определенного   уставом
образовательного  учреждения,  по  заявлению  их родителей или лиц, их
заменяющих.
     3.  Зачисление  в  классы,  профилированные  на  высшие   учебные
заведения,  в школах, имеющих договоры с высшими учебными заведениями,
производится на основании письменных  заявлений  учащихся  и  согласия
родителей.
     4. Выпускники сельских  общеобразовательных  школ  области  имеют
право   на  обучение  на  подготовительном  отделении  Биробиджанского
государственного педагогического  института  на  бесплатной  основе  в
соответствии  с  ежегодно  выделяемой квотой для приема абитуриентов в
БГПИ по сельскому набору.
     5. Учащиеся имеют право на получение стипендии, мест в общежитиях
и  интернатах,  льготные  питание  и  проезд  на  транспорте. Право на
проживание в интернате имеют также учащиеся,  проживающие  в  сельской
местности, если расстояние между населенным пунктом и школой превышает
3 км.  При  отсутствии  интерната  или  мест  в  нем  органы  местного
самоуправления  обязаны обеспечить перевозку учащихся транспортом либо
проездными билетами на рейсовые автобусы.
     6. Дети - сироты и  дети,  оставшиеся  без  попечения  родителей,
являющиеся  выпускниками  школ - интернатов, детских домов, учреждений
начального,  среднего   и   высшего   профессионального   образования,
обеспечиваются  в  первоочередном  порядке жильем, рабочими местами на
предприятиях, в учреждениях и организациях.
     7. Учащиеся не могут быть привлечены к труду, не предусмотренному
образовательной   программой,   без   их   согласия  или  согласия  их
родителей.
     8. Обучающийся, достигший  15-летнего  возраста,  может  оставить
образовательное   учреждение   до   получения   им   основного  общего
образования   только   по   согласованию   с   комиссией   по    делам
несовершеннолетних,  с  согласия  родителей  (лиц,  их  заменяющих)  и
местного органа управления образованием.
     9. Органы местного самоуправления совместно с родителями (лицами,
их   заменяющими)  в  месячный  срок  принимают  меры,  обеспечивающие
трудоустройство  исключенного  из  образовательного   учреждения   или
продолжение его обучения в другом образовательном учреждении.
     10.   Учащиеся,   не   исполняющие   свои   обязанности,    несут
ответственность  в  порядке,  установленном  уставами  образовательных
учреждений.  Родители,  а  также   лица,   их   заменяющие   (опекуны,
попечители),    не    исполняющие    свои   обязанности,   причиняющие
воспитанникам вред физического, психического или морального характера,
несут    ответственность    в   порядке,   установленном   федеральным
законодательством.

                  Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ                  

     Статья  18.  Ответственность  за  нарушение  законодательства  об
образовании

     Физические  и  юридические  лица,   нарушающие   законодательство
области   в   сфере  образования,  несут  ответственность  в  порядке,
установленном     законодательством     Российской     Федерации     и
законодательством области.

     Статья 19. О вступлении в силу настоящего закона

     Настоящий  закон  вступает  в  силу  со  дня   его   официального
опубликования.


     Губернатор ЕАО                                         Н.М.ВОЛКОВ

     г. Биробиджан
     29 ноября 2000 года
     № 223-ОЗ


Информация по документу
Читайте также