Расширенный поиск

Закон Вологодской области от 07.12.2016 № 4058-ОЗ

 

 

ЗАКОН

ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

О ВЫБОРАХ ГЛАВЫ ПОСЕЛЕНИЯ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

(В редакции Закона  Вологодской области от 10.10.2017 № 4204-ОЗ)

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Пределы действия настоящего закона области

 

1.                      Настоящий закон области регулирует порядок избрания главы поселения в Вологодской области на муниципальных выборах и применяется в случае, если законом области от 10 декабря 2014 года N 3529-ОЗ "О некоторых вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления на территории Вологодской области" и принимаемым в соответствии с ним уставом поселения предусмотрено избрание главы муниципального образования на муниципальных выборах.

2.Нормы настоящего закона области в равной мере распространяются на выборы иных выборных должностных лиц, предусмотренных уставами поселений.

 

Статья 2. Основные принципы проведения выборов главы поселения

 

1. Глава поселения в Вологодской области (далее – глава поселения) избирается гражданами Российской Федерации, место жительства которых расположено в пределах соответствующего поселения, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах главы поселения (далее также - выборы) является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

2. На выборах главы поселения применяется избирательная система, определяемая уставом поселения в соответствии с законом области от 8 июля 2011 года N 2571-ОЗ "Об избирательных системах, применяемых при проведении муниципальных выборов на территории Вологодской области" (далее - закон области "Об избирательных системах, применяемых при проведении муниципальных выборов на территории Вологодской области").

 

Статья 3. Законодательство о выборах главы поселения

 

1. Законодательство о выборах главы поселения составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), закон области "Об избирательных системах, применяемых при проведении муниципальных выборов на территории Вологодской области", настоящий закон области, другие законы области, устав поселения.

2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем законе области, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

 

Статья 4. Избирательные права гражданина Российской Федерации на выборах главы поселения

 

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, место жительства которого расположено в границах поселения, имеет право избирать главу поселения.

2. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, имеет право участвовать в выдвижении кандидатов на должность главы поселения, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях.

3. Главой поселения может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 21 года.

4. На основании международных договоров Российской Федерации иностранные граждане, постоянно проживающие на территории поселения, имеют право избирать и быть избранными главой поселения, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

5. Граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, вправе быть избранными главой поселения, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

6. Не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

7. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

1) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

2) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;

3) осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости;

4) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие пунктов 2 и 3 настоящей части;

5) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах главы поселения состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

6) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частью 1 статьи 49 настоящего закона области, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 7 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах главы поселения в течение установленного уставом поселения срока полномочий главы поселения, в который назначены выборы главы поселения.

8. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 7 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах главы поселения, гражданин, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах.

9. Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных пунктами 1-3 части 7 настоящей статьи, прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона.

10. Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 7 настоящей статьи, действуют до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости.

11. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступило в силу решение суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность главы поселения, если голосование на выборах главы поселения состоится до истечения установленного судом срока.

12. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность главы поселения и ушедший с указанной должности в отставку по собственному желанию, в том числе в связи с избранием его депутатом, либо на иную выборную должность, замещение которой несовместимо со статусом главы поселения, либо отрешенный от должности главы поселения Губернатором области, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.

 

Статья 5. Назначение выборов

 

1. Выборы главы поселения назначаются представительным органом поселения.

2. Решение о назначении выборов главы поселения должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования и официально опубликовано не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

3. Выборы главы вновь образованного поселения должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня создания поселения.

4. Днем голосования на выборах главы поселения является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий главы поселения, а если срок полномочий истекает в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах.

5. Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день, на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, и на воскресенье, которое объявлено в установленном порядке рабочим днем. Если второе воскресенье сентября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье сентября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на третье воскресенье сентября.

 

Статья 6. Назначение досрочных выборов

 

1. В случае досрочного прекращения полномочий главы поселения досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в части 2 статьи 5 настоящего закона области, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены не более чем на одну треть.

2. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Выдвижение кандидатов, их регистрация и иные избирательные действия при проведении досрочных выборов осуществляются в соответствии с настоящим законом области.

 

Статья 7. Назначение повторных выборов

 

1. Если выборы признаны недействительными по основаниям, предусмотренным статьей 67 настоящего закона области, либо избранный кандидат не сложил с себя полномочия в соответствии со статьей 68 настоящего закона области, избирательная комиссия поселения назначает повторные выборы. Если глава поселения не был избран, повторные выборы проводятся не позднее чем через три месяца со дня голосования на основных выборах. В остальных случаях повторные выборы проводятся во второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голосования на этих выборах либо в иной день, но не позднее чем через один год со дня появления основания для проведения повторных выборов. При проведении повторных выборов сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать повторные выборы, могут быть сокращены на одну треть. Решение о назначении повторных выборов подлежит официальному опубликованию не позднее чем через три дня со дня его принятия.

2. Выдвижение кандидатов, их регистрация и иные избирательные действия при проведении повторных выборов осуществляются в соответствии с настоящим законом области.

 

Статья 8. Назначение выборов в особых случаях

 

1. Если представительный орган поселения не назначит выборы главы поселения в сроки, предусмотренные частью 2 статьи 5 настоящего закона области, а также если представительный орган поселения отсутствует, выборы назначаются избирательной комиссией поселения не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии поселения о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного частью 2 статьи 5 настоящего закона области срока официального опубликования решения о назначении выборов.

2. Если избирательная комиссия поселения не назначит выборы главы поселения в установленный частью 1 настоящей статьи срок или избирательная комиссия поселения отсутствует и не может быть сформирована в порядке, установленном настоящим законом области, выборы назначаются в порядке, предусмотренном пунктом 9 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

 

Статья 9. Порядок исчисления сроков, установленных настоящим законом области

 

Порядок исчисления сроков, установленных настоящим законом области, применяется в соответствии со статьей 111 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

 

Статья 10. Право выдвижения кандидатов на должность главы поселения

 

Кандидаты на должность главы поселения (далее - кандидаты) могут быть выдвинуты избирательными объединениями, имеющими право в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон "О политических партиях") принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, а также в порядке самовыдвижения.

 

Глава 2. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

 

Статья 11. Единый избирательный округ

 

Выборы главы поселения проводятся по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию поселения.

 

Статья 12. Избирательные участки

 

1. Голосование и подсчет голосов избирателей на выборах главы поселения проводятся на избирательных участках, образованных в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Перечень избирательных участков и их границы уточняются в порядке и случаях, предусмотренных статьей 19 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". (В редакции Закона  Вологодской области от 10.10.2017 № 4204-ОЗ)

2. В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и в других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях избирательные участки могут образовываться избирательной комиссией поселения на установленный ею срок не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем за три дня до дня голосования. В труднодоступных и отдаленных местностях избирательные участки могут образовываться избирательной комиссией поселения по согласованию соответственно с руководителем объекта, расположенного в труднодоступной или отдаленной местности.

3. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. На территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, избирательные участки могут образовываться по решению избирательной комиссии поселения командирами воинских частей на установленный ею срок не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем за три дня до дня голосования.

4. Списки избирательных участков с указанием их границ (если избирательный участок образован на части территории населенного пункта) либо перечня населенных пунктов (если избирательный участок образован на территориях одного или нескольких населенных пунктов), номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой местной администрации поселения не позднее чем за 40 дней до дня голосования, а информация об участках голосования, образованных в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, - не позднее чем через два дня после их образования. При опубликовании указанных в настоящей части сведений об избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, текст публикуемого материала согласовывается с командиром соответствующей воинской части.

 

Глава 3. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

 

Статья 13. Составление списков избирателей

 

1. Списки избирателей составляются избирательной комиссией поселения отдельно по каждому избирательному участку по установленной данной комиссией форме на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с пунктом 6 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В случаях, предусмотренных частями 4-6 настоящей статьи, списки избирателей составляются участковой избирательной комиссией.

2. При одновременном проведении выборов различных уровней форма списка избирателей устанавливается избирательной комиссией, организующей выборы более высокого уровня.

3. Списки избирателей составляются избирательной комиссией поселения не позднее чем за 11 дней до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых главой местной администрации муниципального района, командиром воинской части, руководителем организации, в которой избиратели временно пребывают, руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность с очной формой обучения, за которой закреплены на праве оперативного управления или в чьем самостоятельном распоряжении находятся общежития.

4. Список избирателей по избирательному участку, образованному в труднодоступной или отдаленной местности, составляется участковой избирательной комиссией не позднее чем за 11 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем в день сформирования участковой избирательной комиссии на основании сведений об избирателях, представляемых главой местной администрации муниципального района, на территории которого данная местность находится. В случае проведения досрочного голосования в соответствии с частями 1 и 2 статьи 62 настоящего закона области список избирателей по соответствующему избирательному участку составляется участковой избирательной комиссией не позднее чем за 21 день до дня голосования.

5. По избирательному участку, образованному на территории воинской части, список избирателей - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в пределах расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, составляется участковой избирательной комиссией не позднее чем за 11 дней до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых командиром воинской части.

6. Список избирателей по избирательному участку, образованному в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), составляется соответствующей участковой избирательной комиссией не позднее дня, предшествующего дню голосования, на основании сведений об избирателях, представляемых руководителем организации, в которой избиратель временно пребывает.

7. Сведения об избирателях собираются и уточняются должностными лицами, указанными в частях 3-6 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, и представляются в избирательные комиссии поселения не позднее чем за 60 дней до дня голосования, а в случае, если список избирателей составляется участковой избирательной комиссией, - в соответствующие участковые избирательные комиссии сразу после их сформирования.

8. Список избирателей составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, включаемых в список избирателей, располагаются в списке в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя. В списке избирателей должны быть предусмотрены места для проставления избирателем серии и номера своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, для подписи за каждый полученный им бюллетень, а также для внесения суммарных данных по выборам главы поселения и проставления подписи члена участковой комиссии, выдавшего избирательный бюллетень избирателю.

9. При составлении списка избирателей может использоваться ГАС "Выборы". Первый экземпляр списка избирателей изготавливается в машинописном виде, второй экземпляр - в машиночитаемом виде. В случае отсутствия технической возможности изготовления списка избирателей в машинописном виде допускается составление списков избирателей в рукописном виде.

10. Список избирателей подписывается председателем и секретарем избирательной комиссии поселения, составившей список. Список избирателей заверяется печатью избирательной комиссии поселения. Первый экземпляр списка избирателей передается по акту в соответствующую участковую избирательную комиссию не позднее чем за 10 дней до дня голосования.

Порядок и сроки изготовления, использования второго экземпляра списка избирателей, его передачи соответствующей участковой комиссии, заверения и уточнения определяются избирательной комиссией поселения.

11. Список избирателей, составленный в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи, подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверяется печатью участковой избирательной комиссии.

12. Участковая избирательная комиссия вправе разделить первый экземпляр списка избирателей на отдельные книги с сохранением единой нумерации списка избирателей. Каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей участковой комиссии и подписью ее председателя.

13. Участковая избирательная комиссия уточняет список избирателей в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей. Выверенный и уточненный список избирателей не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой комиссии и заверяется печатью участковой комиссии.

14. Лица, представляющие сведения об избирателях, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за достоверность и полноту соответствующих сведений, а также за своевременность их представления.

 

Статья 14. Включение граждан в список избирателей и их исключение из списка избирателей

 

1. Все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом в соответствии со статьей 4 настоящего закона области, включаются в списки избирателей.

2. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения места его жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим законом области, - факт пребывания (временного пребывания) гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права). Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. (В редакции Закона  Вологодской области от 10.10.2017 № 4204-ОЗ)

3. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории поселения, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории поселения, не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей при выборах главы поселения.

4. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях. Основанием для включения в список избирателей военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части либо зарегистрированных в установленном порядке при воинской части по месту их службы, является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, который устанавливается соответствующей службой воинской части или органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

5. Избиратели, обучающиеся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность), включаются в список избирателей по месту нахождения общежития (организации, осуществляющей образовательную деятельность). Информация об этом передается в участковую избирательную комиссию, где данный избиратель включен в список избирателей по месту жительства, через избирательную комиссию поселения. Участковая избирательная комиссия в соответствующей строке списка избирателей делает отметку: "Включен в список избирателей на избирательном участке N" с указанием номера избирательного участка.

6. Избиратели, находящиеся в день голосования в больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания, включаются в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, при этом избиратели могут быть включены в список избирателей, в том числе при наличии открепительного удостоверения для голосования на выборах главы поселения (далее - открепительное удостоверение) в случае голосования по открепительным удостоверениям в соответствии с частью 1 статьи 59 настоящего закона области.

7. Избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Информация о включении избирателя в список избирателей на избирательном участке по месту его временного пребывания передается, в том числе с использованием ГАС "Выборы", в участковую избирательную комиссию, где данный избиратель включен в список избирателей по месту его жительства. Участковая избирательная комиссия в соответствующей строке списка избирателей делает отметку: "Включен в список избирателей на избирательном участке N" с указанием номера избирательного участка. (В редакции Закона  Вологодской области от 10.10.2017 № 4204-ОЗ)

8. Граждане Российской Федерации, признанные вынужденными переселенцами либо обратившиеся в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами миграции, или его территориальные органы с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами, включаются в список избирателей по месту их временного проживания на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также соответствующих документов, выданных указанными органами.

9. Граждане Российской Федерации, зарегистрированные по месту жительства на территории избирательного участка после представления списка избирателей для ознакомления избирателей, а также граждане, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и документов, подтверждающих факт нахождения места жительства избирателя на территории данного избирательного участка.

10. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. При выявлении избирательной комиссией поселения факта включения гражданина Российской Федерации в списки избирателей на разных избирательных участках на одних и тех же выборах избирательная комиссия поселения до передачи списков избирателей в участковые избирательные комиссии проводит работу по устранению ошибки или неточности в указанных списках.

11. Исключение гражданина Российской Федерации из списка избирателей после его подписания председателем и секретарем соответствующей избирательной комиссии и заверения его печатью этой комиссии производится только на основании официальных документов, в том числе сообщения избирательной комиссии поселения о включении избирателя в список избирателей на другом избирательном участке, а также в случае выдачи избирателю открепительного удостоверения в порядке, установленном настоящим законом области. При этом в списке избирателей, а также в базе данных ГАС "Выборы" указываются дата исключения гражданина Российской Федерации из списка, а также причина такого исключения. Запись в списке избирателей заверяется подписью председателя участковой избирательной комиссии, а при выдаче открепительного удостоверения - подписью члена избирательной комиссии, выдавшего открепительное удостоверение, с указанием даты внесения этой подписи.

12. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.

13. После официального опубликования результатов выборов информация об избирателях, содержащаяся в списках избирателей, может использоваться для уточнения сведений об избирателях в регистре избирателей.

 

Статья 15. Ознакомление избирателей со списками избирателей

 

1. Список избирателей представляется участковой избирательной комиссией для ознакомления избирателей и его дополнительного уточнения за 10 дней до дня голосования. В случае проведения досрочного голосования в соответствии с частями 1 и 2 статьи 62 настоящего закона области список избирателей представляется участковой избирательной комиссией для ознакомления избирателей и его дополнительного уточнения за 21 день до дня голосования.

2. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе обратиться в участковую избирательную комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования - в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю.

3. Решение участковой избирательной комиссии об отклонении заявления о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей может быть обжаловано в избирательную комиссию поселения, которая обязана рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования - немедленно, или в суд (по месту нахождения участковой избирательной комиссии). В случае, если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно.

4. Каждый гражданин Российской Федерации вправе сообщить в участковую избирательную комиссию об изменении указанных в пункте 5 статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" сведений об избирателях, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке.

 

Глава 4. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

 

Статья 16. Система избирательных комиссий

 

Подготовку и проведение выборов главы поселения осуществляют:

1)                      избирательная комиссия поселения;

2)                      участковые избирательные комиссии.

 

Статья 17. Статус избирательных комиссий

 

1. Избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав, осуществляют подготовку и проведение выборов главы поселения.

2. На выборах главы поселения избирательная комиссия поселения является вышестоящей для участковых избирательных комиссий, действующих на территории данного поселения. Решения избирательной комиссии поселения, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для участковых избирательных комиссий.

3. Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении настоящего закона области, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в указанных обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Избирательные комиссии вправе обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Если обращение указывает на нарушение настоящего закона области кандидатом, избирательным объединением, этот кандидат или его уполномоченный представитель, избирательное объединение или его уполномоченный представитель должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.

4. В случае нарушения кандидатом, избирательным объединением настоящего закона области соответствующая комиссия вправе вынести этим кандидату, избирательному объединению предупреждение, которое доводится до сведения избирателей через средства массовой информации либо иным способом.

5. Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании, кандидатах, избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов.

6. Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам, настоящему закону области либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить соответствующие материалы на повторное рассмотрение нижестоящей избирательной комиссии, решение которой было отменено. В случае, если нижестоящая комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая комиссия.

7. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

8. Решения и иные акты избирательной комиссии поселения, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти области, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных и общественных объединений, организаций, должностных лиц и избирателей. Решения и иные акты избирательной комиссии поселения не подлежат государственной регистрации.

9. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных настоящим законом области, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.

10. Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов, их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.

11. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание (далее - организации телерадиовещания), и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны безвозмездно предоставлять избирательным комиссиям эфирное время для информирования избирателей в порядке, установленном федеральными законами, настоящим законом области, иными законами области, и печатную площадь для опубликования решений избирательных комиссий и размещения иной информации. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций в соответствии с законодательством.

12. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации телерадиовещания, редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций, обязаны предоставлять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий в пятидневный срок, если обращение получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются избирательным комиссиям безвозмездно.

 

Статья 18. Порядок формирования и полномочия избирательной комиссии поселения

 

1. Избирательная комиссия поселения формируется представительным органом поселения на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательном Собрании области, предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе соответствующего поселения, предложений других политических партий и иных общественных объединений, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии поселения предыдущего состава, Избирательной комиссии области, избирательной комиссии муниципального района, территориальной избирательной комиссии. Срок приема предложений по составу избирательной комиссии поселения составляет 30 дней со дня опубликования решения представительного органа поселения о начале приема предложений по ее составу.

2. Если на территории поселения избирательная комиссия поселения отсутствует, то она формируется в соответствии с настоящим законом области не позднее чем за 6 месяцев до дня истечения срока, на который был избран глава поселения.

3. Избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии поселения устанавливается уставом соответствующего поселения.

4. Представительный орган поселения обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии поселения на основе поступивших предложений:

1) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

2) политических партий, выдвинувших областные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании области;

3) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в соответствующем представительном органе поселения.

5. Представительный орган поселения обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии поселения на основе поступивших предложений избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии в следующем порядке:

1) если полномочия избирательной комиссии муниципального района не возложены на территориальную комиссию, два члена избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений избирательной комиссии муниципального района, остальные члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений территориальной комиссии;

2) если полномочия избирательной комиссии муниципального района возложены на территориальную комиссию, члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений территориальной комиссии;

3) если полномочия территориальной комиссии возложены на избирательную комиссию муниципального района, члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений избирательной комиссии муниципального района.

6. Предложения Избирательной комиссии области, избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии, указанные в части 5 настоящей статьи, готовятся с учетом предложений общественных объединений, за исключением общественных объединений, указанных в части 4 настоящей статьи, с учетом предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии соответствующего поселения предыдущего состава.

7. В случае, если указанных в частях 4, 5 настоящей статьи поступивших предложений недостаточно для реализации соответственно частей 4, 5 настоящей статьи, назначение оставшихся членов комиссии осуществляется на основе предложений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.

8. Срок полномочий избирательной комиссии поселения составляет пять лет. Если срок полномочий избирательной комиссии поселения истекает в период избирательной кампании, в которой участвует данная избирательная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании. Полномочия избирательной комиссии поселения могут быть прекращены досрочно законом области в случае преобразования поселения. Днем досрочного прекращения полномочий такой избирательной комиссии поселения является день вступления в силу закона области о преобразовании поселения.

8-1. Если срок полномочий избирательной комиссии поселения истекает в период избирательной кампании, формирование нового состава избирательной комиссии поселения не производится до дня официального опубликования результатов выборов. Срок приема предложений по новому составу избирательной комиссии поселения составляет 30 дней и должен начинаться не ранее дня официального опубликования результатов выборов и оканчиваться не позднее чем через 60 дней со дня официального опубликования результатов выборов. Сформированная в новом составе избирательная комиссия поселения собирается на свое первое заседание в десятидневный срок после дня окончания избирательной кампании. (Дополнен - Закон  Вологодской области от 10.10.2017 № 4204-ОЗ)

9. Избирательная комиссия поселения при подготовке и проведении выборов главы поселения в пределах своих полномочий, установленных настоящим законом области, иными законами, уставом поселения:

1) руководит деятельностью нижестоящих избирательных комиссий;

2) осуществляет на территории поселения контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации;

3) обеспечивает на территории поселения реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов главы поселения, изданием необходимой печатной продукции;

4) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим избирательным комиссиям;

5) регистрирует кандидатов;

6) регистрирует доверенных лиц, уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидатов, выдает им удостоверения установленного образца;

7) организует и проводит проверку достоверности подписей избирателей в подписных листах, представленных для регистрации кандидатов;

8) обеспечивает для всех кандидатов, избирательных объединений соблюдение установленных настоящим законом области, иными законами условий предвыборной деятельности;

9) заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов главы поселения;

10) составляет списки избирателей отдельно по каждому избирательному участку, за исключением случаев, предусмотренных частями 4-6 статьи 13 настоящего закона области;

11) обеспечивает на соответствующей территории использование ГАС "Выборы" в соответствии с установленным порядком;

12) устанавливает форму избирательных бюллетеней, списка избирателей и других избирательных документов, утверждает текст избирательных бюллетеней, решает вопросы, связанные с их изготовлением, обеспечивает снабжение избирательными бюллетенями участковых избирательных комиссий;

13) обеспечивает изготовление протоколов об итогах голосования увеличенной формы, информационных материалов и снабжение ими участковых избирательных комиссий;

14) осуществляет на территории поселения меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов главы поселения, распределяет средства, выделенные из местного бюджета и (или) бюджета области на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов главы поселения, эксплуатации и развития средств автоматизации, на обучение организаторов выборов и избирателей, деятельности избирательных комиссий и осуществления их полномочий, осуществляет контроль за целевым использованием указанных средств, а также средств, поступивших в избирательные фонды кандидатов;

15) осуществляет на территории поселения меры по обеспечению при проведении выборов главы поселения соблюдения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами для проведения предвыборной агитации;

16) осуществляет на территории поселения меры по обеспечению при проведении выборов главы поселения соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов;

17) осуществляет на территории поселения меры по обеспечению при проведении выборов главы поселения соблюдения единого порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов;

18) контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортными средствами, средствами связи, а также выполнение принятых избирательными комиссиями решений по иным вопросам материально-технического обеспечения выборов;

19) выдает избирателям открепительные удостоверения в случаях, предусмотренных настоящим законом области;

20) обеспечивает соблюдение нормативов технологического оборудования, порядка хранения, передачи в архивы и уничтожения по истечении сроков хранения избирательных документов;

21) обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании;

22) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) участковых избирательных комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

23) определяет результаты выборов и осуществляет их официальное опубликование;

24) назначает и организует повторные выборы главы поселения;

25) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим законом области, иными законами области, уставом соответствующего поселения.

10. Полномочия избирательной комиссии поселения по решению Избирательной комиссии области, принятому на основании обращения представительного органа этого поселения, могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию или на участковую избирательную комиссию, действующую в границах поселения. В случае создания вновь образованного поселения, а также в ином случае отсутствия представительного органа поселения полномочия избирательной комиссии поселения могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию по решению Избирательной комиссии области. Решение Избирательной комиссии области о возложении полномочий избирательной комиссии поселения на территориальную избирательную комиссию должно быть принято в сроки, обеспечивающие проведение выборов в соответствии с пунктами 3, 4, 51, 6 и 7 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". При возложении полномочий избирательной комиссии поселения на территориальную избирательную комиссию число членов территориальной избирательной комиссии изменению не подлежит. Статус и порядок формирования территориальной избирательной комиссии определяются законом области.

 

Статья 19. Формирование и полномочия участковых избирательных комиссий

 

1. Участковые избирательные комиссии формируются в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и законом области от 28 декабря 2012 года N 2948-ОЗ "О формировании участковых избирательных комиссий в Вологодской области".

2. Участковая избирательная комиссия:

1) информирует население об адресе и номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также дне, времени и месте голосования;

2) уточняет список избирателей, производит ознакомление избирателей с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;

3) обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;

4) обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, на основе сведений, полученных из избирательной комиссии поселения;

5) контролирует соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации;

6) выдает избирателям открепительные удостоверения в случаях, предусмотренных настоящим законом области;

7) организует на избирательном участке голосование в день голосования, а также досрочное голосование;

8) проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, составляет протокол об итогах голосования и передает его в избирательную комиссию поселения;

9) объявляет итоги голосования на избирательном участке и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;

10) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение настоящего закона области, иных законов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

11) обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;

12) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим законом области.

 

Статья 20. Организация деятельности избирательных комиссий

 

Организация деятельности избирательных комиссий осуществляется в соответствии со статьей 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

 

Статья 21. Статус членов избирательных комиссий

 

Статус членов избирательных комиссий как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса устанавливается статьей 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

 

Статья 22. Гласность в деятельности избирательных комиссий

 

1. На всех заседаниях любой избирательной комиссии, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении участковой избирательной комиссией, избирательной комиссией поселения работы со списками избирателей, бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования и со сводными таблицами вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, зарегистрированный кандидат либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо. На заседании избирательной комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, вправе присутствовать выдвинутый кандидат либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, уполномоченный представитель избирательного объединения. Для присутствия на заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Избирательная комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, осуществляется работа с указанными избирательными документами.

2. На всех заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с документами, указанными в части 1 настоящей статьи, вправе присутствовать представители средств массовой информации, за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи.

3. На заседаниях избирательной комиссии при установлении ею итогов голосования, определении результатов выборов, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации, работающие в редакциях средств массовой информации на основании заключенного не менее чем за два месяца до дня официального опубликования решения о назначении выборов трудового или возмездного гражданско-правового договора, аккредитованные в соответствии с частью 16 настоящей статьи.

4. Решения избирательных комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов главы поселения, публикуются в муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены настоящим законом области. При опубликовании (доведении до сведения) решений избирательных комиссий, содержащих сведения о кандидатах, не подлежат публикации серия и номер паспорта кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина, дата его выдачи, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а вместо адреса места жительства кандидата указывается наименование субъекта Российской Федерации, района, города или иного населенного пункта, где находится его место жительства.

5. С момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии избирательной комиссией поселения протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, указанные в частях 1 и 3 настоящей статьи, а также наблюдатели.

6. При проведении выборов главы поселения наблюдателя может назначить зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, иное общественное объединение. Политическая партия, иное общественное объединение, зарегистрированный кандидат или в случаях, предусмотренных федеральным законом, доверенное лицо зарегистрированного кандидата вправе назначить в каждую избирательную комиссию не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну избирательную комиссию. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". (В редакции Закона  Вологодской области от 10.10.2017 № 4204-ОЗ)

7. Доступ в помещение участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке и помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, должен быть обеспечен всем членам участковой избирательной комиссии, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, наблюдателям.

8. Наблюдатели вправе присутствовать в избирательных комиссиях при проведении ими досрочного голосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.

9. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, общественным объединением, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

10. Политическая партия, иное общественное объединение, зарегистрированный кандидат, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую избирательную комиссию поселения. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется.

11. Направление, указанное в части 9 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования). В участковую избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном частью 10 настоящей статьи. Установление иных, кроме указанных в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается.

12. Наблюдатели вправе:

1) знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в избирательной комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в части 5 настоящей статьи;

3) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;

4) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

5) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в части 5 настоящей статьи;

6) обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

7) знакомиться с протоколами избирательных комиссий и приложенными к ним документами, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии протоколов;

8) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, направивших наблюдателя в комиссию. Форма нагрудного знака устанавливается избирательной комиссией поселения;

9) обжаловать в порядке, установленном действующим законодательством, действия (бездействие) комиссии в избирательную комиссию поселения, Избирательную комиссию области или суд;

10) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях;

11) производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.

13. Наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям бюллетени;

2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней;

3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени;

4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;

6) совершать действия, препятствующие работе комиссии;

7) проводить агитацию среди избирателей;

8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

14. Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, вправе:

1) знакомиться с протоколами избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе составляемыми повторно, получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов;

2) присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их проведение.

15. Представители средств массовой информации, указанные в части 3 настоящей статьи, вправе находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря соответствующей избирательной комиссии.

16. Для осуществления полномочий, указанных в частях 3, 5, 15 настоящей статьи, представители средств массовой информации аккредитуются в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению Избирательной комиссией области. Заявки на аккредитацию для осуществления указанных полномочий должны быть поданы редакциями средств массовой информации в избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования).

17. Аккредитованный в соответствии с частью 16 настоящей статьи представитель средства массовой информации считается извещенным о проведении мероприятия избирательной комиссии, если выполнены требования закона об опубликовании (обнародовании) соответствующей информации.

18. Заверение копий протоколов и иных документов избирательных комиссий производится председателем, или заместителем председателя, или секретарем соответствующей избирательной комиссии. При этом лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: "Верно" или "Копия верна", расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать соответствующей избирательной комиссии.

 

Статья 23. Расформирование избирательной комиссии

 

Избирательная комиссия может быть расформирована в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

 

Глава 5. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

 

Статья 24. Участие избирательных объединений в выборах главы поселения

 

1. Избирательные объединения участвуют в выборах главы поселения в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральным законом "О политических партиях", настоящим законом области.

2. В соответствии с федеральным законодательством федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений и политических партий, его территориальные органы составляют список политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, иных общественных объединений, имеющих право в соответствии с указанными в части 1 настоящей статьи законами принимать участие в выборах в качестве избирательных объединений, по состоянию на день официального опубликования решения о назначении выборов и не позднее чем через три дня со дня официального опубликования решения о назначении выборов публикуют указанный список в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях, размещают его на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в этот же срок направляют указанный список в избирательную комиссию поселения. В указанный список включаются политические партии, их соответствующие региональные отделения и иные структурные подразделения, имеющие право в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" принимать участие в выборах, а также иные общественные объединения, которые отвечают требованиям, предусмотренным подпунктом 25 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и их соответствующие структурные подразделения.

 

Статья 25. Наименование избирательного объединения

 

1. Избирательное объединение представляет в избирательную комиссию поселения сведения о своем полном и сокращенном, а в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, - и кратком наименовании.

2. Наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в документе о государственной регистрации избирательного объединения, выданном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений. Наименованием избирательного объединения, не являющегося юридическим лицом, является наименование, указанное в решении о его создании. В избирательном бюллетене, протоколе об итогах голосования, результатах выборов используется полное наименование политической партии, общественного объединения, если оно состоит не более чем из семи слов. Если полное наименование политической партии, общественного объединения состоит более чем из семи слов, а сокращенное наименование - не более чем из семи слов, в избирательном бюллетене, протоколе об итогах голосования, результатах выборов используется сокращенное наименование политической партии, общественного объединения. Если как полное, так и сокращенное наименование политической партии, общественного объединения состоит более чем из семи слов, кандидат или орган политической партии, иного общественного объединения, выдвинувших кандидата, согласует с избирательной комиссией поселения краткое (состоящее не более чем из семи слов) наименование, которое используется в избирательном бюллетене, протоколе об итогах голосования, результатах выборов. При этом краткое наименование политической партии, общественного объединения образуется с соблюдением требований, предусмотренных соответственно статьей 6 Федерального закона "О политических партиях", положениями Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", и только из слов, составляющих наименование политической партии, общественного объединения, указанное в ее (его) уставе.

3. Изменение наименования избирательного объединения после представления такого наименования в избирательную комиссию поселения не допускается.

 

Статья 26. Эмблема избирательного объединения

 

1. Избирательное объединение вправе представить в избирательную комиссию поселения одновременно с представлением документов о выдвижении кандидата свою эмблему, описание которой содержится в его уставе, заверенную подписью уполномоченного представителя избирательного объединения.

2. Изменение эмблемы избирательного объединения после представления такой эмблемы в избирательную комиссию поселения не допускается.

 

Статья 27. Уполномоченные представители избирательного объединения

 

1. Избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, назначает представителя, уполномоченного в соответствии с настоящим законом области представлять избирательное объединение по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения в выборах главы поселения.

2. Уполномоченные представители избирательного объединения назначаются в соответствии с уставом избирательного объединения, решением соответственно съезда политической партии, конференции (общего собрания) ее регионального отделения, иного структурного подразделения, съезда (конференции, общего собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения либо решением органа, уполномоченного на то соответственно решением съезда политической партии, конференции (общего собрания) ее регионального отделения, иного структурного подразделения, съезда (конференции, общего собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения. В решении указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) каждого уполномоченного представителя.

3. Уполномоченные представители избирательного объединения осуществляют свои полномочия на основании решения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.

4. Избирательное объединение по решению уполномоченного на то органа избирательного объединения вправе в любое время прекратить полномочия уполномоченного представителя, письменно известив его об этом и направив копию соответствующего решения в избирательную комиссию поселения.

5. Уполномоченные представители избирательных объединений не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

6. Срок полномочий уполномоченного представителя избирательного объединения начинается со дня его назначения и истекает с момента утраты статуса кандидатом, выдвинутым назначившим его избирательным объединением, но не позднее дня официального опубликования общих результатов выборов.

 

Глава 6. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ

 

Статья 28. Самовыдвижение кандидата и представление документов кандидата в избирательную комиссию поселения

 

1. Право выдвинуть свою кандидатуру принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, обладающему пассивным избирательным правом на выборах главы поселения.

2. Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, не может быть выдвинут избирательным объединением. В случае нарушения данного требования действительным считается выдвижение, о котором избирательная комиссия поселения была уведомлена раньше, если в течение суток после приема избирательной комиссией поселения более позднего заявления кандидат не подаст заявление об отзыве ранее представленного заявления.

3. Самовыдвижение кандидата может производиться не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов главы поселения.

4. Самовыдвижение кандидата на досрочных выборах может производиться после официального опубликования решения о назначении досрочных выборов главы поселения, но не позднее чем за пять дней до окончания установленного настоящим законом области срока представления в избирательную комиссию поселения документов для регистрации кандидата.

5. Самовыдвижение кандидата на повторных выборах может производиться после официального опубликования решения о назначении этих выборов, но не позднее чем за пять дней до окончания установленного настоящим законом области срока представления в избирательную комиссию поселения документов для регистрации кандидата.

6. Гражданин Российской Федерации, выдвинувший свою кандидатуру, не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов представляет в избирательную комиссию поселения заявление в письменной форме о согласии баллотироваться (далее - заявление о согласии баллотироваться) с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую с замещением должности главы поселения.

В заявлении о согласии баллотироваться указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости. К заявлению о согласии баллотироваться прилагаются копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная кандидатом, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом, заверенные кандидатом. В случае, если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, к заявлению о согласии баллотироваться прилагаются копии соответствующих документов.

7. Одновременно с заявлением о согласии баллотироваться в избирательную комиссию поселения должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

8. Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, вправе указать в заявлении о согласии баллотироваться свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном федеральным законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

9. Заявление о согласии баллотироваться и иные документы, предусмотренные настоящей статьей, кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, обязан представить в сроки, установленные частями 3-6 настоящей статьи, в избирательную комиссию поселения лично. Заявление о согласии баллотироваться и иные документы, предусмотренные настоящей статьей, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законом.

10. В случае выдвижения кандидатом лица, являющегося инвалидом и в связи с этим не имеющего возможности самостоятельно написать заявление о согласии баллотироваться, заверить подписной лист, заполнить или заверить иные документы, предусмотренные настоящим законом области, данное лицо вправе воспользоваться для этого помощью другого лица. При этом полномочия лица, оказывающего помощь в заполнении или заверении документов, указанных в частях 6-8 настоящей статьи, должны быть нотариально удостоверены.

11. Заявление о согласии баллотироваться и прилагаемые к нему документы принимаются избирательной комиссией поселения при предъявлении документа, удостоверяющего личность кандидата (если заявление представляется иным лицом, - при предъявлении нотариально удостоверенной копии документа, удостоверяющего личность кандидата).

12. Избирательная комиссия поселения обязана выдать письменное подтверждение получения заявления о согласии баллотироваться и других документов, указанных в настоящей статье, лицам, представившим эти документы. Указанное письменное подтверждение выдается незамедлительно после представления этих документов.

13. Избирательная комиссия поселения обращается в соответствующие органы с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представленных в соответствии с частями 6-8 настоящей статьи. В соответствии с пунктом 6 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" соответствующие органы обязаны сообщить о результатах проверки сведений, представляемых в соответствии с частями 6 и 8 настоящей статьи, в течение 10 дней, а сведений, представляемых в соответствии с частью 7 настоящей статьи, - в течение 20 дней. Если указанное представление поступило за 10 и менее дней до дня голосования, соответствующие органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный избирательной комиссией поселения.

14. Избирательная комиссия области при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, полученных от избирательной комиссии поселения, запрашивает у кредитных организаций имеющиеся у них сведения о счетах, вкладах кандидатов.

15. Избирательная комиссия области при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, полученных от избирательной комиссии поселения, запрашивает у держателей реестра и депозитариев имеющиеся у них сведения о ценных бумагах, принадлежащих кандидатам.

16. Избирательная комиссия области направляет в кредитные организации, держателям реестра и депозитариям запросы о представлении сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах кандидатов и получает указанные сведения в форме электронных документов с использованием информационных ресурсов Центрального банка Российской Федерации.

17. Запрос о представлении сведений, направляемый Избирательной комиссией области в кредитные организации, держателям реестра и депозитариям, должен содержать следующие данные о кандидатах: фамилия, имя, отчество (при наличии), серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, дата рождения, место рождения, адрес места жительства.

18. Результаты проверки сведений, указанных в частях 14 и 15 настоящей статьи, полученные Избирательной комиссией области от кредитных организаций, держателей реестра и депозитариев, передаются избирательной комиссии поселения, представившей в Избирательную комиссию области соответствующие данные о кандидатах, при проведении ими проверки достоверности представленных кандидатами сведений.

19. Данные о кандидатах, представленные при их выдвижении, доводятся до сведения избирателей избирательной комиссией поселения в объеме, установленном избирательной комиссией поселения.

20. Избирательная комиссия поселения направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений.

 

Статья 29. Выдвижение кандидата избирательным объединением и представление документов кандидата, выдвинутого избирательным объединением, в избирательную комиссию поселения

 

1. Выдвижение кандидата политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений с соблюдением требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидата для политических партий.

2. Избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. Избирательное объединение вправе выдвигать кандидатом лицо, не являющееся членом данного избирательного объединения.


Информация по документу
Читайте также