Расширенный поиск

Закон Воронежской области от 27.10.1999 № 120-II-ОЗ

                       
                        ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

                               ЗАКОН
                       
                                  Утратил силу - Закон Воронежской
                                  области от 04.10.2005 г. N 63-ОЗ

ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЕДВИЖИМЫХ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
                       В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

            Принят областной Думой 15 октября 1999 года


    Настоящий   Закон  действует  на  всей  территории  Воронежской  
области  и  регулирует  отношения  в  сфере  охраны и использования 
недвижимых   памятников   истории   и   культуры,   находящихся   в   
собственности Воронежской области.

    Статья 1. 
         Основные понятия, используемые в настоящем Законе

    В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
    Недвижимые  памятники  истории  и  культуры  (далее - памятники 
культуры)  -  палеонтологические,  археологические,  архитектурные,  
градостроительные,   ландшафтные   и   природные  объекты  (здания,  
сооружения,   земельные   участки),   представляющие  историческую,  
научную,    художественную    или    иную    культурную   ценность,   
зарегистрированные  в  государственных областных списках памятников 
культуры.
    Объекты культурного наследия - выявленные на территории области 
недвижимые   объекты,   потенциально  представляющие  историческую,  
научную,    художественную    или    иную    культурную   ценность,   
рекомендованные  к  включению  в  государственные  областные списки 
памятников культуры.
    Территория  памятника  культуры  -  земельный  участок  на  (в)  
котором   расположен   памятник   культуры,  имеющий  фиксированные  
границы,   площадь,   местоположение,   и   другие  характеристики,  
отражаемые  в  земельном  кадастре  и  документах  государственного  
учета.
    Государственная  областная охрана памятников культуры - система 
специальных  правовых,  организационных,  финансовых  и  иных  мер,  
направленных   на   выявление,   учет,  сохранение,  использование,  
популяризацию памятников культуры.
    Государственный областной список памятников культуры - перечень 
памятников  культуры  области, находящихся под охраной государства. 
    Список   вновь   выявленных  объектов  культурного  наследия  -  
перечень недвижимых объектов культурного наследия, предлагаемых для 
включения  в  государственный областной список памятников культуры. 

    Статья 2.  
    Правовая основа охраны и использования памятников культуры

    1.  Правовую  основу охраны и использования памятников культуры 
на  территории области составляют Конституция Российской Федерации, 
федеральное  законодательство  об охране и использовании памятников 
истории  и  культуры,  иные  нормативные  правовые  акты Российской 
Федерации,  Устав  (Основной  Закон) Воронежской области, настоящий 
Закон,  законы  и  иные  нормативные  правовые  акты  области.  
    2.   Имущественные   отношения,   возникающие   при   охране  и  
использовании   памятников   культуры,   регулируются   гражданским   
законодательством Российской Федерации.

    Статья 3. 
              Компетенция Воронежской областной Думы

    К  компетенции  Воронежской  областной  Думы  в  сфере охраны и 
использования памятников культуры относятся:
    -  принятие  законов  и иных нормативных правовых актов в сфере 
охраны  и  использования  памятников  культуры;       
    -   согласование  перечня  памятников  культуры,  отнесенных  к  
федеральной  собственности,  находящихся  на  территории  области;  
    - утверждение порядка передачи памятников культуры из областной 
в муниципальную собственность;
    -  утверждение  порядка  и  программы  приватизации  памятников  
культуры,  находящихся  в  областной  собственности;     
    -  утверждение  порядка  владения,  пользования  и распоряжения 
памятниками  культуры,  находящимися  в  областной  собственности;  
    -  утверждение областных целевых программ охраны, реставрации и 
использования    памятников   культуры   области   и   порядка   их   
финансирования;
    -  утверждение  и  изменение  границ и особого правового режима 
использования территорий памятников культуры;
    -   утверждение   размеров   арендной  платы  за  использование  
памятников  культуры,  находящихся  в  областной  собственности;  
    -   установление   размеров  и  порядка  взимания  платежей  за  
пользование землями историко-культурного назначения, находящимися в 
областной собственности;
    -  иные  полномочия  в  соответствии  с федеральным и областным 
законодательством.

    Статья 4. 
           Компетенция администрации Воронежской области

    К  компетенции администрации Воронежской области в сфере охраны 
и  использования  памятников  культуры  относятся:      
    -  подготовка  перечней объектов - памятников культуры, которые 
могут  быть  отнесены к областной собственности, и представление их 
на  утверждение  Воронежской  областной  Думы;       
    -    заключение    в   порядке,   предусмотренном   федеральным   
законодательством, соглашений с Правительством Российской Федерации 
по   отнесению  памятников  культуры,  земель  историко-культурного  
назначения  к  федеральной  и  (или)  областной  собственности;  
    -  управление  памятниками  культуры,  находящимися в областной 
собственности;
    -  принятие  решений  об  отчуждении  (приватизации) памятников 
культуры,  находящихся  в областной собственности, в соответствии с 
законодательством;
    -  принятие  решений  о  балансовой  принадлежности, передаче в 
пользование    памятников   культуры,   находящихся   в   областной   
собственности;
    -  утверждение  положений  об  органах  охраны  и использования 
памятников культуры;
    -  иные  полномочия  в  соответствии  с федеральным и областным 
законодательством.

    Статья 5.  
     Органы охраны и использования памятников культуры области

    1.  Областные органы охраны и использования памятников культуры 
осуществляют   проведение   единой   политики   в  сфере  охраны  и  
использования  памятников  культуры  на  территории  области.   
    Компетенция  органов охраны и использования памятников культуры 
определяется    федеральным   и   областным   законодательством   и   
закрепляется  в  соответствующих  положениях  о  них.    
    2.  Органами охраны и использования памятников культуры области 
являются  комитет  по  культуре администрации Воронежской области и 
государственная   инспекция  охраны  историко-культурного  наследия  
Воронежской области.
    Комитет  по культуре администрации Воронежской области (далее - 
комитет  по  культуре)  является органом управления, осуществляющим 
государственную  политику  в  области культуры, искусства, охраны и 
использования   историко-культурного   наследия   и   действует  на  
основании   Положения,   утверждаемого  администрацией  Воронежской  
области.
    Государственная  инспекция охраны историко-культурного наследия 
Воронежской  области  (далее  -  Госинспекция) является учреждением 
культуры,  подчиняется  администрации  Воронежской  области  в лице 
комитета   по   культуре,   в   научно-методическом   отношении   -   
Министерству культуры Российской Федерации.

    Статья 6. 
      Полномочия областных органов охраны памятников культуры

    1. К полномочиям комитета по культуре относятся:
    -   реализация   государственной  политики  в  сфере  охраны  и  
использования  памятников  культуры  на  территории  области;   
    -  разработка  областных нормативных правовых актов по охране и 
использованию  памятников  культуры,  а  также участие в подготовке 
предложений  по иным областным и муниципальным нормативным правовым 
актам,  если  они  касаются  памятников  культуры;     
    -   разработка  и  реализация  областных  программ  по  охране,  
реставрации   и   использованию   памятников  культуры,  участие  в  
разработке  и  реализации  федеральных  целевых  программ;   
    -  иные  виды деятельности по охране и использованию памятников 
культуры   области   в   соответствии  с  федеральным  и  областным  
законодательством.
    2. К полномочиям Госинспекции относятся:
    -  организация работ по выявлению, регистрации, инвентаризации, 
оценке,  научному  изучению  памятников  культуры;      
    -  формирование,  ведение  и хранение государственных областных 
списков  памятников,  расположенных  на  территории  области;   
    -  организация экспертизы проектных и предпроектных материалов, 
правовых  актов  об отводах земель историко-культурного назначения, 
иных   видов  документации,  обосновывающей  хозяйственную  и  иную  
деятельность,   которая   способна  оказать  прямое  или  косвенное  
воздействие на памятники культуры;
    -   осуществление   государственного  контроля  за  соблюдением  
юридическими  лицами и гражданами, органами местного самоуправления 
законодательства   в   сфере   охраны  и  использования  памятников  
культуры;
    - организация и осуществление контроля и надзора за соблюдением 
установленных   режимов   использования   памятников  культуры,  их  
охранных  зон  и проведением археологических полевых работ, а также 
реставрационных работ;
    -   организация   и   осуществление   мониторинга  технического  
состояния памятников культуры;
    -  выдача  предписаний  о  приостановлении  либо  запрете любой 
хозяйственной   деятельности   (права   пользования)   в  отношении  
памятника   культуры   и  земель  историко-культурного  назначения,  
создающей  угрозу  для  сохранности  памятника  культуры;    
    - организация реставрационных работ на памятниках культуры;
    -   участие  в  разработке  проектов  охранных  зон  памятников  
культуры,  в  ведении  земельного  и  градостроительного  кадастра.  

    Статья 7. 
   Понятие государственного областного учета памятников культуры

    1.  Под  государственным  областным  учетом памятников культуры 
понимается:
    - выявление объектов культурного наследия, их научное изучение, 
определение  их  ценности, принятие наиболее общественно - значимых 
объектов под государственную областную охрану в качестве памятников 
культуры;
    -  составление и ведение учетных документов, графическая и фото 
фиксация памятников культуры;
    -  определение  территорий  памятников  культуры,  установление  
режимов  использования,  внесение этих данных в учетные документы и 
кадастры;
    -  формирование  и  ведение  государственных  областных списков 
памятников культуры.
    2.   Документы  государственного  областного  учета  памятников  
культуры,  в  том  числе  исключенных  из государственных областных 
списков   памятников  культуры,  подлежат  постоянному  хранению  в  
Госинспекции.
    Состав   и  форма  учетных  документов  на  памятники  культуры  
определяется  федеральным  органом  охраны  памятников.     
    В случае ликвидации Госинспекции учетные документы на памятники 
культуры   передаются   в   государственные   организации  хранения  
архивного фонда.

    Статья 8. 
      Выявление и обследование объектов культурного наследия

    1.  Госинспекция  организует  выявление, обследование, фиксацию 
объектов культурного наследия.
    2.  При  выявлении  объекта  культурного  наследия Госинспекция 
обязана:
    - вносить объект культурного наследия в список вновь выявленных 
объектов   культурного   наследия,  предлагаемых  для  включения  в  
государственный  областной  список  памятников  культуры;    
    -  в  течение  месяца  извещать  о внесении объекта культурного 
наследия  в  указанный  список собственника и пользователя объекта, 
главное  управление госимущества администрации Воронежской области, 
комитет  по  земельным  ресурсам и землеустройству области, главное 
управление   архитектуры   и   градостроительства  области,  органы  
местного   самоуправления  на  территории  которых  выявлен  объект  
культурного наследия;
    -  в  течение  года  организовать  проведение  изучения объекта 
культурного  наследия,  фиксацию,  составление  учетных документов, 
экспертизу историко-культурной значимости объекта;
    -  при  положительном заключении экспертизы, но не позднее двух 
лет  с  момента выявления объекта культурного наследия, представить 
документы  на  объект  культурного наследия в Воронежскую областную 
Думу  для  принятия  решения  о  включении  его в список памятников 
культуры области.
    3.   Обследование,  фиксация,  составление  учетных  документов  
проводится как силами специалистов органов охраны памятников, так и 
с    привлечением    специализированных   организаций,   творческих   
коллективов  и  специалистов,  имеющих  соответствующие  лицензии.  
    4.  Объекты  культурного  наследия,  внесенные  в  списки вновь 
выявленных  объектов  культурного  наследия,  до принятия решения о 
включении   их   в   государственный  областной  список  памятников  
культуры,    подлежат    охране    и   использованию   в   порядке,   
предусмотренном  федеральным  и  областным  законодательством.   

    Статья 9. 
 Порядок принятия памятника культуры под государственную областную
                              охрану

    Решение  о  принятии  памятника  культуры  под  государственную  
областную  охрану, то есть о включении объекта культурного наследия 
в  государственные  областные  списки  памятников культуры области, 
принимает  Воронежская  областная Дума по представлению комитета по 
культуре.

    Статья 10. 
  Запрещение сноса, перемещения, изменения внешнего и внутреннего
                    облика памятников культуры

    1.  Снос,  перемещение, изменение внешнего и внутреннего облика 
памятников культуры, запрещается.
    2.  Исключение  из этого правила допускается в каждом отдельном 
случае,  в соответствии с федеральным законодательством об охране и 
использовании памятников культуры.
    3.   В   случае  получения  разрешения  на  снос,  перемещение,  
изменение   внешнего   и   внутреннего  облика  памятника  культуры  
Госинспекция  обязана организовать до сноса, перемещения, изменения 
внешнего  и внутреннего облика работы по научному изучению и полной 
фиксации  памятника.  Расходы, связанные с осуществлением указанных 
работ,  проводятся  за  счет  юридических лиц и граждан, получивших 
разрешение   на   снос,   перемещение   или  изменение  внешнего  и  
внутреннего  облика  памятника.  
    Документы  научного  изучения  и  фиксации  памятника  культуры  
подлежат  постоянному  хранению  в  Госинспекции.      

    Статья 11. 
  Обязанности юридических лиц и граждан по выявлению и сохранению
                   объектов культурного наследия

    Юридические   лица   и   граждане,  в  случае  обнаружения  при  
производстве  строительных  и  иных  хозяйственных  работ  объектов  
археологического,  архитектурного  и  иного  культурного  наследия,  
обязаны   немедленно   приостановить  дальнейшее  ведение  работ  и  
известить  о выявленных объектах культурного наследия Госинспекцию. 
Возобновление  работ  допускается  после  обследования  выявленного  
объекта  Госинспекцией  по  ее  письменному  разрешению.    

    Статья 12.   
 Исследования памятников истории, архитектуры, градостроительства,
                    садово-паркового искусства

    Осуществление специальных работ по изучению памятников культуры 
методами,   которые   могут   нарушить  их  сохранное  состояние  -  
производством     зондажей,     шурфов,     раскопов,    инженерных    
физико-химических  и  других  исследований  -  допускается лишь при 
наличии разрешения Госинспекции на проведение соответствующих работ 
на  конкретном  памятнике  культуры  и  соответствующей лицензии на 
проведение указанных работ.

    Статья 13. 
       Мониторинг технического состояния памятников культуры

    Госинспекция  обязана  проводить  раз  в  пять лет обследования 
технического  состояния  памятников  культуры  с  целью  разработки  
текущих  и  перспективных  программ ремонтно-реставрационных работ. 
    Выявленные  изменения вносятся в учетные документы на памятники 
культуры.

    Статья 14. 
    Виды ремонтно-реставрационных работ на памятниках культуры

    1.  Консервация - комплекс мероприятий, предохраняющих памятник 
культуры  от  дальнейшего  разрушения и обеспечивающих укрепление и 
защиту конструктивных частей и декоративных элементов без изменения 
исторически  сложившегося  облика  памятника  культуры.     
    2.   Реставрация  -  комплекс  исследовательских,  проектных  и  
производственных  работ,  проводимых  на памятнике культуры с целью 
раскрытия  его исторического, архитектурно - художественного облика 
путем  освобождения  от наслоений, не имеющих ценности и искажающих 
облик   памятника,   восполнение   утраченных  элементов  здания  с  
использованием  материалов  и  технологий,  адекватных материалам и 
технологиям  данного  памятника культуры, на основе научных данных. 
    3.  Ремонт  (в  том  числе  эксплуатационный)  - мероприятия по 
поддержанию   технического   состояния   памятника  культуры  путем  
проведения  периодических  работ  без  изменения  его существующего 
облика.
    4.  Реконструкция  или  приспособление  - комплекс мероприятий, 
проводимых   для  современного  использования  памятника  культуры,  
допускающих   возможность   применения   современных  материалов  и  
технологий  при производстве ремонтных работ, изменения интерьера и 
(или)  внутренней  планировки памятника при обязательном сохранении 
внешнего  вида  и  (или) иных элементов, являющихся объектом охраны 
данного   памятника  и  зафиксированных  в  учетных  документах  на  
памятник культуры.
    5.   Воссоздание   -  комплекс  мероприятий  по  восстановлению  
утраченного памятника.
    Воссоздание    осуществляется    в    исключительных   случаях,   
реставрационными  методами при наличии достаточных научных данных и 
при   особой   исторической,   научной,   художественной  или  иной  
культурной  значимости памятника. Решение о воссоздании принимается 
на    основании   положительного   заключения   историко-культурной   
экспертизы.
    6.  Указанные  в  пп. 1-4 настоящей статьи работы на памятниках 
культуры осуществляются в соответствии с реставрационными нормами и 
правилами   (РНиП),   утверждаемыми   федеральным   органом  охраны  
памятников.  Строительные нормы и правила (СНиП) применяются только 
в  случаях, не противоречащих интересам охраны памятников культуры. 

    Статья 15. 
  Порядок проведения ремонтно-реставрационных работ на памятнике
                             культуры

    1.   Порядок   проведения   ремонтно-реставрационных  работ  на  
памятниках   культуры   федерального   (общероссийского)   значения   
устанавливает  федеральный  орган  охраны  памятников.     
    Настоящий  порядок  проведения  ремонтно-реставрационных  работ  
распространяется  на  памятники  культуры  областного  значения.  
    2.  Реставрация,  консервация,  реконструкция, приспособление и 
ремонт  памятников  культуры  осуществляются  в  целях  и  с учетом 
обеспечения  их  сохранности  только  с  разрешения  Госинспекции.  
    3.  Разрешения  на  проведение  ремонтно-реставрационных  работ  
выдаются    Госинспекцией   после   рассмотрения   проектно-сметной   
документации  при  положительном  заключении  экспертизы.    
    В  таком  же порядке выдаются разрешения на проведение работ по 
реконструкции   исторически   сложившихся   территорий   городов  и  
поселений,   по   благоустройству   и   восстановлению   территорий   
памятников,  их  зон  охраны,  сооружений, садов, парков, природных 
ландшафтов  и  иных  видов  памятников  культуры.     
    4.      Производство      консервационных,     реставрационных,     
реконструкционных  и  ремонтных  работ  на  памятниках культуры без 
согласованной в установленном порядке научно-проектной документации 
не допускается.
    5.   К   выполнению   проектных  и  производственных  работ  на  
памятниках  культуры  допускаются  юридические  и  физические лица, 
имеющие  лицензию  на  право  проведения  соответствующих  работ.  
    Лицензирование  деятельности  по  проведению  проектных  работ,  
связанных    с    охраной    памятников    истории    и   культуры,   
проектно-изыскательских  работ, связанных с ремонтом и реставрацией 
памятников   истории   и   культуры,   деятельности  по  ремонту  и  
реставрации   памятников   истории   и   культуры   производится  в  
соответствии с федеральным законодательством.
    6.   Юридические   и   физические   лица,   ведущие  разработку  
научно-проектной документации для ремонтно-реставрационных работ на 
памятнике  культуры,  осуществляют  научное руководство и авторский 
надзор  по  всем  видам  работ  до  их  завершения.    
    После   завершения   указанных   работ  на  памятнике  культуры  
юридические  и  физические лица, осуществляющие научное руководство 
работами,   сдают  в  трехмесячный  срок  в  Госинспекцию  комплект  
документации  с  научным  отчетом  о  выполненных  работах.   
    7.      Выполненные      консервационные,      реставрационные,      
реконструкционные   и   ремонтные  работы  на  памятниках  культуры  
принимаются  Госинспекцией  в  порядке, устанавливаемом федеральным 
органом охраны памятников.
    8.   В   период  проведения  консервационных,  реставрационных,  
реконструкционных   и   ремонтных   работ   на  памятнике  культуры  
ответственность за сохранность памятника культуры несет исполнитель 
работ.

    Статья 16. 
             Формы собственности на памятники культуры

    1.  Памятники  культуры,  расположенные  на территории области, 
могут находиться в федеральной, областной, муниципальной, частной и 
иных     формах    собственности,    предусмотренных    федеральным    
законодательством.
    2.  Памятники  культуры  областного  значения, которые не имеют 
собственника  или  собственник  которых  неизвестен,  либо от права 
собственности   на   которые  собственник  отказался,  переходят  в  
установленном     федеральным     законодательством    порядке    в    
государственную областную собственность.
    3.  Памятники  культуры, находящиеся в областной собственности, 
предоставляются   государственным   предприятиям  и  учреждениям  в  
пользование  при  условии  заключения  предприятием  и  учреждением  
охранного обязательства с Госинспекцией.
    Предприятие и учреждение не вправе продавать, сдавать в аренду, 
отдавать  в  залог и (или) иным способом распоряжаться закрепленным 
за   ним   памятником   культуры   без  согласия  собственника  или  
уполномоченного  им органа и Госинспекции. Собственник имущества по 
представлении   Госинспекции,  вправе  изъять  неиспользуемое  либо  
используемое  не  по  назначению  имущество (памятник культуры, его 
часть)   и   распорядиться   им  по  своему  усмотрению,  в  рамках  
федерального и областного законодательства.
    4.  Памятники  культуры, находящиеся в областной собственности, 
могут   предоставляться  в  безвозмездное  (срочное  и  бессрочное)  
пользование  некоммерческим  организациям  и  учреждениям культуры, 
образования,   религиозным   организациям   на   основании  решения  
администрации  области  по  представлении  комитета  по  культуре.  

    Статья 17. 
 Аренда памятников культуры, относящихся к областной собственности

    1.   Право  сдачи  в  аренду  памятников  культуры  принадлежит  
уполномоченным  на то органам государственной власти области (далее 
-  арендодателю).  Передача собственником прав арендодателя другому 
лицу  допускается  при  согласии  Госинспекции.       
    2.  Условия  аренды  памятников  культуры определяются органами 
государственной  власти  области  совместно  с  Госинспекцией.   
    3.  Сдача  в  аренду памятников культуры может осуществляться в 
результате  коммерческого  или  некоммерческого  конкурса  на право 
аренды  памятника  культуры,  проводимого совместно арендодателем и 
комитетом  по культуре. На конкурс выставляются памятники культуры, 
представляющие    наибольшую   историко-культурную   ценность   или   
обладающие высоким коммерческим спросом.
    4. Арендатор памятника культуры обязан:
    -  выполнять  требования  по  использованию памятника культуры, 
установленные охранным обязательством, заключенным с Госинспекцией; 
    -  содержать  за  свой  счет  памятник  культуры  в  надлежащем  
состоянии;
    -  осуществлять  за  свой счет ремонтно-реставрационные работы, 
характер  и  объем  которых  определяется  Госинспекцией;    
    -  выполнять  ремонтно-реставрационные  работы в соответствии с 
требованиями  федерального  и  областного  законодательства;   
    -  не  изменять  характер  использования памятника культуры без 
согласия Госинспекции.

    Статья 18. 
  Ограничение и прекращение прав пользования (аренды) памятником
                             культуры

    1.   Обязательным   условием  пользования  (аренды)  памятником  
культуры  является заключение пользователем (арендатором) охранного 
обязательства  с  Госинспекцией  и  наличие  страхового  полиса  на  
памятник    культуры    на    страховые   случаи,   предусмотренные   
законодательством Российской Федерации.
    2.  Права  пользования  (аренды)  памятником истории и культуры 
могут    быть    ограничены    или   приостановлены   собственником   
(арендатором)  и  (или)  Госинспекцией  в случаях нарушения условий 
охранного  обязательства, арендного договора, договора пользования. 
    В   случае,   если   обстоятельства   или   условия,  вызвавшие  
ограничение   либо   приостановление   права  пользования  (аренды)  
памятником, устранены, это право восстанавливается в полном объеме. 
    3.  Прекращение права пользования (аренды) памятником истории и 
культуры возможно в случаях:
    - нанесения ущерба памятнику истории и культуры или уничтожение 
памятника  культуры  по  вине  пользователя  (арендатора);   
    -  нарушение пользователем (арендатором) установленных охранным 
обязательством,  договором  аренды,  договором  пользования, правил 
пользования  памятником  истории  и  культуры;       
    - иных предусмотренных законодательством случаях.
    4.    Ограничение,   приостановление   или   прекращение   прав   
пользования  (аренды)  не  освобождает юридических лиц и граждан от 
ответственности  за  нарушение  действующего  законодательства.   

    Статья 19.  
    Охранное обязательство на пользование (владение) памятником
                             культуры

    1.  Охранное обязательство на пользование (владение) памятником 
культуры  заключается  собственником,  пользователем, арендатором с 
Госинспекцией.
    2.  Форма  охранного  обязательства утверждается администрацией 
Воронежской  области.  Охранное  обязательство  должно  содержать:  
    - акт осмотра технического состояния памятника культуры;
    -   требования   об  объемах,  характере,  условиях  проведения  
ремонтных,  реставрационных  и  иных  работ  на памятнике культуры; 
    -   требования   об   уведомлении   Госинспекции  об  изменении  
технического состояния памятника культуры, проведении строительных, 
реставрационных   и   иных  работ,  намерении  изменения  характера  
использования  памятника  культуры,  иных  намерениях,  связанных с 
памятником культуры;
    - требования по условиям использования памятника культуры и его 
территории;
    -   порядок   исчисления   и  возмещения  ущерба,  причиненного  
памятнику  культуры,  в  результате  нарушения  условий  договора;  
    -   иные   требования   по  обеспечению  сохранности  памятника  
культуры.

    Статья 20. 
                  Зоны охраны памятника культуры

    1.  Зоны  охраны  памятника  культуры  -  специально выделенные 
территории,  предназначенные  для обеспечения сохранности памятника 
культуры,  выявления  его  историко-художественной  ценности.   
    2.  Охранная  зона  - территория, непосредственно примыкающая к 
памятнику  культуры,  с  особо строгим режимом использования земли, 
запрещающим  любое  строительство  и хозяйственную деятельность, за 
исключением    специальных    мер   охраны   памятников   культуры,   
определенных настоящим Законом.
    3.  Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - 
территория, в границах которой устанавливаются ограничения на новое 
строительство,    определяются    требования    по    реконструкции    
существующей   застройки   и   режим   регулирования  хозяйственной  
деятельности  в  целях  сохранения  историко-градостроительной  или  
ландшафтной среды.
    В  зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности не 
допускается  размещать промышленные, транспортно-складские и другие 
предприятия,  создающие  грузовые  потоки,  загрязнение  воздушного  
бассейна,    вибрации,    пожаро-   и   взрывоопасные,   нарушающие   
историко-архитектурную среду памятника культуры.
    4. Зона охраняемого природного ландшафта - территория с режимом 
запрещения  или  регулирования  хозяйственной деятельности и нового 
строительства   в   целях   сохранения   (регенерации)   природного   
ландшафта,    имеющего   историко-культурное   значение   и   (или)   
непосредственно  связанного  с  памятником  культуры.     
    5.  Зона  охраны историко-культурного слоя - устанавливается на 
неисследованных   исторических   территориях   памятников  культуры  
(крепости,  монастыри, усадьбы, кладбища, археологические поселения 
и  иные  виды  памятников  культуры).         
    В зоне охраны историко-культурного слоя все виды строительных и 
земляных  работ  проводятся  при  участии  археологов.    

    Статья 21. 
 Обязанности собственников, владельцев, пользователей, арендаторов
   по использованию земель, отнесенных к зонам охраны памятников
                             культуры

    1.  Собственники, владельцы, пользователи, арендаторы земельных 
участков, входящих в состав земель историко-культурного назначения, 
обязаны:
    - соблюдать установленный режим использования земли;
    -  не  осуществлять  проведение  строительных  и иных работ без 
согласия Госинспекции;
    -  приостанавливать  ведение строительных работ и хозяйственной 
деятельности,  в  соответствии  со  статьей  11  настоящего Закона; 
    -  беспрепятственно  допускать на земельный участок должностных 
лиц Госинспекции.

    Статья 22.  
   Порядок установления статуса исторического города (поселения)

    1.  К  историческим  городам  (поселениям)  могут быть отнесены 
города   (поселения),   в   пределах  которых  находятся  памятники  
культуры.
    2.  Исторические  города  (поселения) могут быть федерального и 
областного значения.
    Статус  исторического  города (поселения) федерального значения 
устанавливается  в  соответствии  с  федеральным законодательством. 
    Статус  исторического  города  (поселения)  областного значения 
устанавливается  в  соответствии  со  статьей  9 настоящего Закона. 
    3.  Особенности  градостроительного регулирования на территории 
исторического  города  (поселения)  закрепляются  в  Уставе  города  
(поселения),      утверждаемом     в     порядке,     установленном     
законодательством  области,  в течение двух лет с момента включения 
города  (поселения)  в  государственные списки исторических городов 
(поселений).

    Статья 23. 
              Охрана исторических городов (поселений)

    1.  В  исторических  городах  и  поселениях охране подлежат все 
исторические градоформирующие и художественные объекты: планировка, 
застройка,   объемно-пространственная   структура   и   композиция,   
природный  ландшафт,  археологический  и  историко-культурный слой, 
соотношения   между   городскими  пространствами,  фрагментарное  и  
руинированное  градостроительное  наследие,  форма  и  вид зданий и 
сооружений,   их   масштаб,  стиль,  материал,  цвет,  декоративные  
элементы,   функциональное   зонирование   и  иные  характеристики,  
являющиеся    предметом   охраны   данного   исторического   города   
(поселения).
    2.  Все виды реконструктивных мероприятий в историческом городе 
(поселении)  регулируются федеральным и областным законодательством 
в  сфере  охраны  памятников  истории  и  культуры.    

    Статья 24.
   Порядок регулирования проектирования и застройки исторических
                        городов (поселений)

    1.  Проектирование и застройка исторических городов (поселений) 
областного  значения  производится и регулируется на основе системы 
последовательных  и  взаимосвязанных  мероприятий,  проводимых  под  
контролем Госинспекции и органов архитектурно-строительного надзора 
области,  и  включают  в  себя:           
    -    составление    на    основе    историко-архитектурных    и    
археологических  исследований историко-архитектурных опорных планов 
территорий  в  целом  и  отдельных  участков  с  обозначением  всех  
памятников  культуры и объектов культурного наследия с указанием их 
историко-культурных характеристик;
    - установление границ зон охраны памятников культуры;
    -  установление ограничений использования земель в пределах зон 
охраны памятников;
    -  разработку  и  утверждение  градостроительных  регламентов в 
пределах  особо  охраняемых  историко-культурных  территорий.   
    2.  Историко-архитектурные  опорные  планы и проекты зон охраны 
памятников     представляют     собой     самостоятельную    стадию    
градостроительного  проектирования  и  являются обязательной частью 
генеральных   планов   исторических   городов  (поселений)  и  иной  
градостроительной   документации,   определенной  градостроительным  
законодательством области.
    3.     Градостроительные     регламенты     особо    охраняемых    
историко-культурных  территорий  содержат  ограничения,  касающиеся  
разрешенного   использования   и  предельных  параметров  изменения  
объектов  недвижимости,  связанные  с необходимыми мерами по охране 
памятников  культуры.  К  таким  ограничениям  относятся:    
    - снос зданий и сооружений;
    -  размеры  и  пропорции  зданий  и  сооружений,  использование  
определенных  строительных  материалов,  цветовое  решение;    
    - размещение автостоянок, вывесок, рекламы;
    - характер озеленения улиц;
    -  иные  ограничения,  необходимые  для сохранения исторической 
среды города (поселения).
    4.     Градостроительные     регламенты     особо    охраняемых    
историко-культурных  территорий и ограничения, включаемые в правила 
застройки  исторического города (поселения), подлежат обязательному 
согласованию:
    -  для исторических городов (поселений) федерального значения в 
порядке определенном федеральным законодательством;
    -  для исторических городов (поселений) областного значения - с 
комитетом по культуре.

    Статья 25.
  Источники финансирования деятельности по государственной охране
                        памятников культуры

    Источниками   финансирования  деятельности  по  государственной  
охране  памятников  истории  и  культуры  в  Воронежской  области в 
соответствии  с  действующим  законодательством  являются:    
    -  денежные  средства,  поступающие от использования памятников 
истории и культуры;
    -     иные    источники    финансирования,    не    запрещенные    
законодательством.

    Статья 26.
    Ответственность за нарушения в сфере охраны и использования
                        памятников культуры

    Лица,   виновные  в  нарушении  законодательства  об  охране  и  
использовании   памятников   культуры   несут   ответственность  на  
основании  и  в  пределах,  предусмотренных федеральным и областным 
законодательством.

    Статья 27. 
                Вступление в силу настоящего Закона

    Настоящий  Закон  вступает  в  силу  со  дня  его  официального  
опубликования.

                                           
Председатель областной Думы
А. Голиусов


г. Воронеж,
Парламентский центр,
27 октября 1999 года
N 120-II-ОЗ

Информация по документу
Читайте также