Расширенный поиск

Закон Воронежской области от 21.02.2002 № 11-ОЗ

 
                        ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

                               ЗАКОН

                                  Утратил силу - Закон Воронежской
                                 области от 30.12.2004 г. N 104-ОЗ

               ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

            Принят областной Думой 31 января 2002 года


    Настоящий   Закон   определяет  правовую  основу  регулирования  
отношений  в  области  (сфере)  обращения с отходами производства и 
потребления    в    целях    минимизации    образования    отходов,    
ресурсосбережения   и   использования   отходов   в   хозяйственной   
деятельности,   предотвращения   вредного  воздействия  отходов  на  
здоровье  человека  и  окружающую  среду.        
    Отношения   в  области  обращения  с  радиоактивными  отходами,  
выбросами  вредных веществ в атмосферу и сбросами вредных веществ в 
водные   объекты   регулируются  соответствующим  законодательством  
Российской Федерации.

                     ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. 
                         Основные понятия

    В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
    -  отходы  производства  и потребления (далее отходы) - остатки 
сырья,  материалов,  полуфабрикатов,  иных  изделий  или продуктов, 
которые  образовались  в  процессе  производства или потребления, а 
также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; 
    -  опасные  отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, 
обладающие  опасными  свойствами  (токсичностью,  взрывоопасностью,  
пожароопасностью,  высокой реакционной способностью) или содержащие 
возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять 
непосредственную   или   потенциальную   опасность  для  окружающей  
природной   среды   и  здоровья  человека  самостоятельно  или  при  
вступлении  в  контакт  с  другими  веществами;      
    -  обращение  с  отходами  -  деятельность,  в процессе которой 
образуются  отходы,  а  также деятельность по сбору, использованию, 
обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
    - размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
    -  хранение  отходов - содержание отходов в объектах размещения 
отходов  в  целях  их  последующего захоронения, обезвреживания или 
использования;
    -   захоронение  отходов  -  изоляция  отходов,  не  подлежащих  
дальнейшему   использованию,   в  специальных  хранилищах  в  целях  
предотвращения  попадания  вредных  веществ  в окружающую природную 
среду;
    -  использование  отходов - применение отходов для производства 
товаров  (продукции),  выполнения  работ,  оказания  услуг  или для 
получения энергии;
    -  обезвреживание  отходов  -  обработка  отходов,  в том числе 
сжигание    и   обеззараживание   отходов   на   специализированных   
установках,  в целях предотвращения вредного воздействия отходов на 
здоровье  человека  и  окружающую  природную  среду;     
    -   объект   размещения   отходов  -  специально  оборудованное  
сооружение,   предназначенное   для  размещения  отходов  (полигон,  
шламохранилище,  хвостохранилище,  отвал  горных  пород  и  др.);  
    -  трансграничное  перемещение  отходов - перемещение отходов с 
территории,  находящейся  под  юрисдикцией  одного  государства, на 
территорию  (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого 
государства,   или   в   район,   не  находящийся  под  юрисдикцией  
какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов 
затрагивает  интересы  не  менее  чем  двух  государств;   
    - лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество 
отходов    конкретного    вида,   которое   разрешается   размещать   
определенным  способом  на установленный срок в объектах размещения 
отходов  с  учетом  экологической  обстановки на данной территории; 
    -  норматив  образования  отходов  -  установленное  количество  
отходов  конкретного  вида  при  производстве  единицы  продукции;  
    -   паспорт   опасных   отходов   -   документ,  удостоверяющий  
принадлежность  отходов  к  отходам  соответствующего вида и класса 
опасности,  содержащий  сведения  об  их  составе;     
    -  вид  отходов  -  совокупность  отходов,  которые имеют общие 
признаки  в  соответствии  с  системой  классификации  отходов;  
    -  медицинские  отходы  -  отходы,  образующиеся  в  результате  
деятельности лечебно-профилактических учреждений вне зависимости от 
их  профиля  и  коечной  мощности;          
    -  неутилизируемые  отходы  -  отходы,  для  которых на текущий 
момент  отсутствуют  условия  переработки,  использования;    
    -   бытовые   отходы  -  различные  виды  отходов  потребления,  
образующиеся  у  населения  в  быту;         
    -  качество  отходов  -  совокупность свойств и (или) состояний 
отходов,  характеризующая возможность применения способов обращения 
с ними;
    -  переработка  отходов  -  механическое, физико - химическое и 
биологическое  преобразование  отходов  с целью получения продукции 
или  извлечения  из  отходов  полезных  составляющих;    
    - утилизация отходов - использование отходов или их переработка 
в полезные продукты;
    -  несанкционированное  размещение,  переработка, использование 
отходов  -  обращение  с отходами без соответствующего разрешения с 
нарушением установленных норм;
    -   удаление   отходов   -  комплекс  мероприятий  по  сбору  и  
транспортировке отходов;
    - санкционированные свалки - объекты захоронения промышленных и 
бытовых  отходов,  отведенные  органами  местного  самоуправления и 
отвечающие   минимуму   природоохранных  и  санитарно-гигиенических  
требований;
    - несанкционированные места размещения отходов - территории, не 
предназначенные для размещения отходов;
    -  полигоны  твердых  бытовых  отходов,  токсичных промышленных 
отходов - объекты захоронения отходов, построенные в соответствии с 
проектными нормами;
    -   удаление   отходов   -  комплекс  мероприятий  по  сбору  и  
транспортировке отходов;
    -  накопление  отходов  -  временное  складирование  отходов на 
объекте, по объему превышающее необходимый минимум (тарная единица, 
партия) для их удаления;
    -  коэффициент  экологического состояния объектов захоронения - 
показатель,    характеризующий    степень    соответствия   объекта   
захоронения отходов природоохранным требованиям;
    -  лом  и  отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в 
негодность  или утратившие свои потребительские свойства изделия из 
цветных  и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый 
брак,  возникший  в  процессе  производства  указанных  изделий.  

    Статья 2. 
        Правовое регулирование в сфере обращения с отходами

    Правовое   регулирование   в   сфере   обращения   с   отходами   
осуществляется  федеральными  законами  "Об  отходах производства и 
потребления",   "Об   охране   окружающей   природной   среды",  "О  
санитарно-эпидемиологическом    благополучии    населения",   иными   
федеральными  нормативными  правовыми  актами,  настоящим Законом и 
иными  областными  нормативными  правовыми  актами.      

    Статья 3.
               Отходы как объект права собственности

    1.  Право  собственности  на  отходы  принадлежит  собственнику  
сырья,   материалов,   полуфабрикатов,   продуктов,  товаров,  иных  
изделий,    в   результате   использования   которых   эти   отходы   
образовались.
    2.  Право собственности на отходы может быть приобретено другим 
лицом на основании договора купли - продажи, мены, дарения или иной 
сделки об отчуждении отходов.
    3.  Собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы 
в  собственность  другому  лицу,  а также передавать ему, оставаясь 
собственником,   право   владения,   пользования  или  распоряжения  
опасными   отходами,   если   у  этого  лица  имеется  лицензия  на  
осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами. 
    4. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом 
оставлены  им  с  целью  отказаться  от права собственности на них, 
органы  местного самоуправления или лицо, в собственности, владении 
либо  пользовании  которых  находится земельный участок, водоем или 
иной  объект,  где  находятся брошенные отходы, могут обратить их в 
свою  собственность, приступив к их использованию или совершив иные 
действия,  свидетельствующие об обращении отходов в собственность в 
соответствии с гражданским законодательством.

    Статья 4. 
Цель и основные принципы управления в области обращения с отходами
                       на территории области

    Целью  областного закона об обращении с отходами производства и 
потребления   является   обеспечение   экологической   безопасности   
человека и окружающей среды от негативного воздействия образующихся 
и  поступающих  на  территорию  области  отходов.     
    Основными  принципами управления в области обращения с отходами 
являются:
    -  государственное  регулирование  и  учет образующихся отходов 
путем   лицензирования  деятельности,  нормирования,  лимитирования  
образования и размещения отходов, их инвентаризации, классификации, 
выдачи  разрешений  и  установления  запретов;       
    -  экономическое  стимулирование  и организация деятельности по 
снижению  негативного  воздействия  отходов  на  окружающую среду и 
человека;
    -    государственный   надзор   и   контроль   за   соблюдением   
установленных  норм  и  правил  в  сфере  обращения  с  отходами;  
    -  внедрение  малоотходных технологий и комплексной переработки 
материально-сырьевых   ресурсов   в   целях  уменьшения  количества  
отходов;
    - свободный доступ к информации в области обращения с отходами;
    -  прогнозирование  и  планирование  необходимых мероприятий по 
обеспечению  экологической  безопасности  при обращении с отходами; 
    -  сотрудничество  с другими регионами, привлечение иностранных 
инвестиций  в  сферу  обращения  с  отходами.      

   ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ И
   ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

    Статья 5. 
      Полномочия областной Думы в сфере обращения с отходами

    К  полномочиям  областной  Думы  в  сфере  обращения с отходами 
относятся:
    а)   принятие   законов  и  иных  нормативных  правовых  актов,  
регулирующих  отношения в сфере обращения с отходами в соответствии 
с законами Российской Федерации;
    б)  утверждение  областных целевых программ в сфере обращения с 
отходами;
    в)   организация   и   осуществление  контроля  за  исполнением  
федерального  и  областного  законодательства  в  сфере обращения с 
отходами  в  пределах  своей  компетенции;        
    г)  иные  полномочия,  предоставленные  федеральным и областным 
законодательством.

    Статья 6. 
   Полномочия администрации области в сфере обращения с отходами

    К   полномочиям  администрации  области  в  сфере  обращения  с  
отходами относятся:
    а)  обеспечение  проведения  государственной  политики  в сфере 
обращения  с  отходами  в  соответствии  с  федеральным и областным 
законодательством;
    б) обеспечение экономических, социальных и правовых условий для 
более  полного  использования  отходов и уменьшения их образования; 
    в)   осуществление   правового   регулирования,  организация  и  
проведение  государственного  контроля  за  деятельностью  в  сфере  
обращения  с  отходами  в  пределах  своей  компетенции;   
    г)  определение  уполномоченного  органа  исполнительной власти 
области  в  сфере  обращения с отходами на территории области и его 
компетенции;
    д)  организация  мониторинга  и  формирование  банка  данных об 
отходах  и  объектах их размещения на территории области, участие в 
ведении государственного кадастра отходов;
    е) разработка и реализация областных программ в сфере обращения 
с   отходами,   участие  в  разработке  и  выполнении  федеральных,  
межрегиональных  и  местных  программ в сфере обращения с отходами; 
    ж)   проведение  мероприятий  по  предупреждению  и  ликвидации  
чрезвычайных   ситуаций   природного   и   техногенного  характера,  
возникших  при  осуществлении  обращения  с  отходами;    
    з)  проектирование и строительство объектов размещения отходов, 
а  также  объектов  использования  и  обезвреживания  отходов;  
    и)    принятие   решений   об   ограничении,   приостановлении,   
прекращении деятельности объектов размещения отходов, не отвечающих 
требованиям природоохранного законодательства;
    к)  обеспечение  населения  информацией  в  сфере  обращения  с  
отходами;
    л)  участие  в международном и межрегиональном сотрудничестве в 
сфере обращения с отходами;
    м)  иные полномочия в сфере обращения с отходами, не отнесенные 
к полномочиям Российской Федерации.

    Статья 7. 
  Полномочия органов местного самоуправления в сфере обращения с
                             отходами

    Органы   местного   самоуправления   муниципальных  образований  
области:
    а)  устанавливают  порядок  и  условия  обеспечения надлежащего 
санитарного   состояния   городов   и  других  населенных  пунктов,  
лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон 
и  иных  мест  при  размещении отходов на территории муниципального 
образования;
    б)  принимают  участие в разработке областных и межрегиональных 
программ  по  обращению  с  отходами;         
    в)   разрабатывают  и  утверждают  муниципальные  программы  по  
обращению с отходами,
    г)    организуют    на    своей    территории   инвентаризацию,   
паспортизацию,  учет,  отчетность  образования  и  движения бытовых 
отходов;
    д)  представляют  информацию  по образованию и движению бытовых 
отходов  для  областного  банка  данных  по  отходам;    
    е)    обеспечивают    реализацию   областных,   федеральных   и   
межрегиональных  программ  по  обращению  с  отходами при выделении 
соответствующих финансовых ресурсов;
    ж)     организуют     сбор,    транспортировку,    переработку,    
обезвреживание,  утилизацию  и  размещение  бытовых  отходов;   
    з)  содействуют  внедрению  ресурсосберегающих  и  малоотходных  
технологий  юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями 
на своей территории;
    и)   выделяют  земельные  участки  для  размещения  отходов  по  
согласованию с уполномоченными органами области в сфере обращения с 
отходами;
    к)  организуют,  координируют  и контролируют деятельность всех 
находящихся  на  их  территории  юридических  лиц  и индивидуальных 
предпринимателей,   осуществляющих   деятельность  по  обращению  с  
бытовыми отходами;
    л)  объединяют  на  договорной  основе  средства  юридических и 
физических лиц, местного бюджета для финансирования и строительства 
новых,   расширения   и   реконструкции  существующих  объектов  по  
переработке,  обезвреживанию,  уничтожению,  размещению  отходов;  
    м)  осуществляют контроль за деятельностью природопользователей 
по  рекультивации  загрязненных  отходами  земель;      
    н)   проводят  среди  населения  с  участием  средств  массовой  
информации  разъяснительную  работу  о  правовых,  экологических  и  
экономических аспектах проблемы отходов;
    о)     приостанавливают     в     установленном     действующим     
законодательством порядке деятельность предприятий и организаций по 
сбору  цветных и черных металлов независимо от форм собственности в 
случае  выявления  нарушений экологических, санитарно-гигиенических 
нормативов  и  правил  обращения  с  отходами.      
    п)  осуществляют иные полномочия в сфере обращения с отходами в 
соответствии  с  федеральным  и  областным  законодательством;   

    Статья 8.  
    Компетенция специально уполномоченного федерального органа
        исполнительной власти в сфере обращения с отходами

    Специально уполномоченным органом исполнительной власти в сфере 
обращения с отходами на территории области является территориальный 
орган федерального специально уполномоченного органа исполнительной 
власти  в  сфере  обращения  с  отходами, который в соответствии со 
своей компетенцией:
    - осуществляет выдачу, приостановление действия и аннулирование 
разрешений  на  размещение,  захоронение,  перемещение (в том числе 
трансграничное),     складирование,     уничтожение,     утилизацию     
промышленных  и  других  опасных  отходов;        
    -   производит   лицензирование  деятельности  по  обращению  с  
отходами;
    -  утверждает  нормативы  образования  отходов  и  лимиты на их 
размещение;
    - систематизирует отходы по классам опасности;
    - выдает природопользователям паспорта опасных отходов;
    -   ведет   региональный  каталог  отходов  и  реестр  объектов  
размещения отходов;
    -   осуществляет   государственный   контроль   за  соблюдением  
природоохранного  законодательства  в  сфере  обращения с отходами; 
    -  осуществляет  экологический  мониторинг  объектов размещения 
отходов;
    -   осуществляет   государственную   экологическую   экспертизу   
предпроектной   и   проектной  документации  в  сфере  обращения  с  
отходами;
    -  предъявляет  иски  о  возмещении  ущерба  и  принимает  меры  
административного воздействия за нарушения установленных требований 
по обращению с отходами;
    -  обеспечивает  информацией  по  обращению  с  отходами органы 
законодательной    и   исполнительной   власти,   органы   местного   
самоуправления,   общественные   объединения,   средства   массовой   
информации и население области;
    -  осуществляет  иные полномочия в соответствии с федеральным и 
областным законодательством.

           ГЛАВА III. ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ

    Статья 9. 
             Нормирование в сфере обращения с отходами

    1.  В  целях  обеспечения  охраны  окружающей природной среды и 
здоровья  человека,  уменьшения  количества отходов применительно к 
индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим 
деятельность   в   сфере   обращения  с  отходами,  устанавливаются  
нормативы  образования  отходов  и  лимиты  на  их  размещение.  
    2.  Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с 
нормативами  предельно допустимых вредных воздействий на окружающую 
природную   среду   специально  уполномоченные  федеральные  органы  
исполнительной  власти  в сфере обращения с отходами в соответствии 
со своей компетенцией.
    Лимит  размещения  отходов  устанавливает  место их размещения, 
предельные  размеры  выделяемой  площади,  объем  складируемых  или  
захораниваемых  отходов,  способы  и условия размещения отходов, их 
наименование  и  другие показатели, связанные с предотвращением или 
ограничением отрицательного влияния отходов на состояние окружающей 
среды  и  условия  жизни  населения.         
    3.   Индивидуальные   предприниматели   и   юридические   лица,   
осуществляющие   деятельность   в   сфере   обращения  с  отходами,  
разрабатывают  проекты  нормативов образования отходов и лимитов на 
их размещение.
    4.  Разработка  и  утверждение нормативов образования отходов и 
лимитов  на  их  размещение  производятся  в порядке, установленном 
Правительством Российской Федерации.
    5. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их 
размещение    деятельность    индивидуальных   предпринимателей   и   
юридических лиц в сфере обращения с отходами может быть ограничена, 
приостановлена    или   прекращена   в   порядке,   предусмотренном   
федеральным законодательством.

    Статья 10. 
              Общие требования к обращению с отходами

    1.   Строительство   и   реконструкция   предприятий,   зданий,   
сооружений  и  других  объектов,  эксплуатация  которых  связана  с  
обращением    с    отходами,   допускаются   только   при   наличии   
положительного  заключения государственной экологической экспертизы 
проектных материалов.
    2. Сжигание отходов допускается только в специальных установках 
при   условии  наличия  разрешения  на  выброс  вредных  веществ  в  
атмосферу.
    3.  Перемещение,  транспортировка  (в том числе трансграничная) 
отходов  по территории области допускаются только в соответствующей 
таре  и  специально  оборудованном  транспортом.      
    4.   Размещение   отходов   допускается  только  на  специально  
оборудованных  объектах,  на  основании соответствующих разрешений. 
    5.  В  местах  централизованного использования, обезвреживания, 
хранения  и  захоронения  отходов производства и потребления должен 
осуществляться   радиационный   контроль.   Отходы  производства  и  
потребления,   при  осуществлении  радиационного  контроля  которых  
выявлено  превышение  установленного  санитарными  правилами уровня 
радиационного  фона,  подлежат  использованию,  обезвреживанию  или  
размещению  в соответствии с законодательством Российской Федерации 
в  области  обеспечения  радиационной  безопасности.     

    Статья 11. 
                  Требования к размещению отходов

    1.  Выбор мест под строительство объектов по размещению отходов 
на  территории  области  планируется  и осуществляется при наличии: 
    а)    специальных    (инженерно-геологических,   экологических,   
социальных и других) исследований;
    б)   согласования   со  специально  уполномоченным  федеральным  
органом    исполнительной    власти    и   уполномоченным   органом   
администрации  области  в  сфере  обращения  с  отходами;   
    в)   положительных   заключений  государственной  экологической  
экспертизы.
    Разрешение   на   размещение   отходов   выдается   только  при  
обосновании  невозможности или нецелесообразности их использования. 
    2.   Размещение   отходов   должно   производиться   способами,   
исключающими  угрозу  здоровью  и  жизни людей, ухудшение состояния 
окружающей  среды, причинение другого ущерба, а также с соблюдением 
условий,  обеспечивающих возможность использования отходов на месте 
или  после  передачи  их  другим  потребителям.      
    3. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр 
объектов   размещения  отходов.  Ведение  государственного  реестра  
объектов  размещения отходов осуществляется в порядке, определяемом 
Правительством Российской Федерации.
    4.  Запрещается  захоронение отходов в лесопарковых, курортных, 
лечебно-оздоровительных,  рекреационных  зонах,  в зонах санитарной 
охраны источников питьевого водоснабжения, в водоохранных зонах, на 
водосборных    площадях    подземных   водных   объектов,   которые   
используются    в    целях    питьевого   и   хозяйственно-бытового   
водоснабжения,  на  территориях  залегания  полезных  ископаемых  и  
проведения  горных  работ,  в  других  местах,  не  соответствующих  
правилам,  требованиям  и  нормативам  по  обеспечению безопасности 
размещения  отходов,  и  где  технически  затруднено и экономически 
неэффективно выполнение соответствующих мероприятий, при отсутствии 
которых  может  возникнуть опасность для здоровья людей и состояния 
окружающей среды.
    5.  Объекты  для  размещения  отходов  должны быть обустроены и 
эксплуатироваться    в   соответствии   с   проектами,   прошедшими   
государственную    экологическую   экспертизу,   согласованными   и   
утвержденными   в   установленном   порядке.   Прием   объектов   в   
эксплуатацию  осуществляется  комиссией  в  установленном  порядке.  
    6. Собственник объекта размещения отходов или лицо, во владении 
или  пользовании  которого  находится  объект  размещения  отходов,  
обязан   осуществлять   экологический  мониторинг  мест  размещения  
отходов  и  работы  по  восстановлению нарушенных земель в порядке, 
установленном законодательством Российской Федерации.

    Статья 12. 
            Требования к обращению с бытовыми отходами

    1.    Санитарная   очистка   территории   населенных   пунктов,   
садоводческих  товариществ,  баз отдыха, иных мест отдыха населения 
от  бытовых  отходов  осуществляется  на  основании схем санитарной 
очистки,  разрабатываемых и функционирующих под управлением органов 
местного самоуправления.
    2.  Органы  местного  самоуправления совместно с собственниками 
объектов,  на  которых  образуются  твердые  и  бытовые  отходы,  в  
соответствии с разработанной схемой санитарной очистки обеспечивают 
строительство  и  экологически безопасное функционирование объектов 
захоронения,  сортировку  и  сбор  твердых  бытовых  отходов. Места 
расположения  контейнерных площадок согласовываются в установленном 
порядке.
    3.  Перевозки  твердых  бытовых  отходов  осуществляются только 
специально оборудованным транспортом в соответствии с установленным 
графиком.
    4.  Запрещается  сжигание  твердых  бытовых  отходов, листвы на 
территориях  населенных  мест  вне  специальных  установок.   

    Статья 13. 
          Требования к утилизации, обезвреживанию отходов

    1.  Утилизация,  обезвреживание  отходов должны производиться в 
соответствии   с   санитарно-эпидемиологическими  и  экологическими  
требованиями,  государственными стандартами и техническими нормами. 
    2.   Переработка,   обезвреживание   и  использование  (включая  
сжигание)  опасных  отходов  допускаются  на  основании разрешений, 
выдаваемых  соответствующими  органами  исполнительной  власти.   
    3.   Переработку   и   обезвреживание   опасных  отходов  могут  
осуществлять  лишь  хозяйствующие  субъекты,  имеющие  лицензию  на  
данный вид деятельности.
    4.  При  обезвреживании  отходов  не  должно  появляться  новых  
отходов,  выбросов  и сбросов, загрязняющих окружающую среду, более 
высокого класса опасности.
    5.   При  выборе  метода  утилизации,  обезвреживания  отходов,  
предпочтение  должно  отдаваться методу, обеспечивающему наименьший 
экологический ущерб окружающей среде.

    Статья 14. 
           Требования при обращении с опасными отходами

    1.   Опасные  отходы  в  зависимости  от  степени  их  вредного  
воздействия  на здоровье человека и окружающую среду производителем 
отходов   подразделяются  на  классы  опасности  в  соответствии  с  
критериями,  установленными специально уполномоченными федеральными 
органами  исполнительной  власти  в  области обращения с отходами в 
соответствии со своей компетенцией.
    2.  Деятельность  по  обращению  с  опасными  отходами подлежит 
лицензированию.  
    Порядок  лицензирования  деятельности  по  обращению с опасными 
отходами определяет Правительство Российской Федерации.
    3.   Юридические   лица  и  индивидуальные  предприниматели,  в  
процессе  деятельности  которых  образуются опасные отходы, обязаны 
подтвердить  отнесение  отходов  к  конкретному  классу опасности в 
порядке,   установленном   специально   уполномоченным  федеральным  
органом исполнительной власти.
    4. На опасные отходы оформляется паспорт. Порядок паспортизации 
определяется Правительством Российской Федерации.
    5.  Лица,  допущенные  к обращению с опасными отходами, обязаны 
иметь  профессиональную  подготовку, подтвержденную свидетельствами 
на  право  работы  с  опасными  отходами.       
    6.   Юридические   лица   и   индивидуальные   предприниматели,   
осуществляющие  деятельность  по  обращению  с  опасными  отходами,  
обязаны  обеспечивать  безопасность  своих  работников, населения и 
надежную  защиту  окружающей среды от опасного воздействия отходов. 
    7.  Любые опасные отходы подлежат удалению (захоронению и (или) 
уничтожению)  или  обезвреживанию  с  соблюдением  необходимых  мер  
предосторожности.
    Юридические     лица    и    индивидуальные    предприниматели,    
осуществляющие удаление или обезвреживание опасных отходов, обязаны 
вести  их  учет в порядке, установленном специально уполномоченными 
федеральными  органами  исполнительной власти в области обращения с 
отходами  в соответствии с их компетенцией; порядок статистического 
учета   и   отчетности   устанавливает   специально  уполномоченный  
федеральный  орган  исполнительной власти в области статистического 
учета.
    Допускается  временное  хранение  опасных отходов на территории 
организаций,   где   эти   отходы   производятся,   при  оформлении  
соответствующего   разрешения,  в  котором  устанавливаются  сроки,  
условия  и  порядок  хранения  опасных  отходов.     
    8.    Деятельность    юридических    лиц    и    индивидуальных    
предпринимателей,  в  процессе  которой  образуются опасные отходы, 
может  быть  ограничена,  приостановлена  или  запрещена в порядке, 
определяемом действующим законодательством.
    9.  Ввоз  опасных  отходов  на  территорию  области  из  других  
регионов   Российской   Федерации   с   целью   их   использования,   
обезвреживания  на  предприятиях, имеющих соответствующую лицензию, 
запрещается  без  разрешения исполнительных органов государственной 
власти  в  области  обращения  с  отходами.      
    Трансграничное   перемещение   опасных  отходов  по  территории  
области  осуществляется  в  соответствии  с действующим федеральным 
законодательством.

    Статья 15. 
              Требования к транспортированию отходов

    1.  Транспортирование  отходов  производится  только специально 
оборудованными     транспортными     средствами,    обеспечивающими    
предотвращение   потерь  (россыпи,  пролива  и  др.),  при  наличии  
паспорта  отходов  и  документации  для транспортирования отходов с 
указанием  количества  отходов,  цели  и  места  транспортирования.  
    2.  Порядок  транспортирования  опасных  отходов  на конкретных 
видах    транспорта   (автомобильном,   железнодорожном,   водном),   
требования  по обеспечению безопасности работников и предотвращению 
воздействия  на окружающую среду при транспортировании и выполнении 
погрузочно  -  разгрузочных  работ и другие требования определяются 
государственными  стандартами,  нормами  и правилами, утвержденными 
специально  уполномоченными  федеральными  органами  исполнительной  
власти,  осуществляющими  контроль в области обращения с отходами в 
соответствии со своей компетенцией.
    3.  Ответственность  за  ненадлежащее  обращение  с  отходами с 
момента   погрузки   на  транспортное  средство  и  до  выгрузки  в  
установленном  месте несет перевозчик, а также юридическое лицо или 
индивидуальный   предприниматель,   которому   принадлежит   данное   
транспортное средство.

    Статья 16.
   Требования при проектировании, строительстве, реконструкции,
консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений
        и иных объектов, связанных с обращением с отходами

    1.    При    проектировании,    строительстве,   реконструкции,   
консервации  и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений 
и  иных  объектов,  связанных  с обращением с отходами, юридические 
лица  и  индивидуальные предприниматели обязаны иметь положительное 
заключение  государственной  экологической  экспертизы  на проекты, 
техническую   и   технологическую   документацию,  регламентирующие  
деятельность,  связанную  с  обращением  с  отходами.    
    2.  При  проектировании  жилых  зданий,  а  также  предприятий,  
зданий,   строений,   сооружений   и   иных  объектов,  в  процессе  
эксплуатации   которых   образуются   бытовые   отходы,  необходимо  
предусматривать   места   (площадки)  для  сбора  таких  отходов  в  
соответствии с установленными правилами, нормативами и требованиями 
в  области  обращения  с  отходами.          
    3.  Юридические  лица  и индивидуальные предприниматели обязаны 
предусматривать  в  проектно-сметной документации на строительство, 
реконструкцию,    расширение   объектов   максимальное   применение   
безотходных  и  малоотходных  технологий, комплексное использование 
природных  ресурсов, утилизацию или обезвреживание опасных отходов. 

    Статья 17. 
 Требования по обращению с отходами при эксплуатации предприятий,
           зданий, строений, сооружений и иных объектов

    Юридические   лица   и   индивидуальные   предприниматели   при   
эксплуатации  предприятий,  зданий,  строений,  сооружений  и  иных  
объектов,  связанных  с  обращением  с  отходами,  обязаны:   
    1)   предотвращать   образование   или   уменьшать   количество   
образующихся    отходов    путем    внедрения   ресурсосберегающих,   
малоотходных или безотходных технологий;
    2)  проводить  инвентаризацию образовавшихся отходов и объектов 
их размещения;
    3)  вести  первичный  учет  образования  и  движения  отходов и 
представлять  в  установленном  порядке отчетность в статистические 
органы;
    4) осуществлять производственный контроль в области обращения с 
отходами;
    5)    предоставлять   специально   уполномоченным   органам   и   
уполномоченным  органам  исполнительной  власти в сфере обращения с 
отходами   на   территории   области,   а  также  органам  местного  
самоуправления  необходимую  достоверную  информацию по обращению с 
отходами;
    6)  организовывать  сбор  образующихся отходов, их размещение в 
специально отведенных местах;
    7)  соблюдать  экологические,  санитарные  и  иные  требования,  
установленные  федеральным  и  областным  законодательством в сфере 
охраны  окружающей  природной  среды  и  здоровья  человека;   
    8) не допускать захоронения, уничтожения отходов, которые могут 
быть  использованы  в  качестве  вторичного  сырья;     
    9)   соблюдать   требования   по   предупреждению  и  принимать  
неотложные  меры  по  ликвидации  аварий,  связанных с обращением с 
отходами.

    Статья 18. 
          Учет и отчетность в сфере обращения с отходами

    1.   Юридические   лица   и   индивидуальные   предприниматели,   
осуществляющие  деятельность  в сфере обращения с отходами, ведут в 
установленном   порядке  первичный  учет  образования,  движения  и  
размещения отходов.
    Учету    подлежат   также   заготовленные   специализированными   
организациями  отходы,  хранящиеся  и  захороненные  на  территории  
области.
    Учет и контроль за движением и размещением отходов, поступающих 
из  других  субъектов  Российской Федерации, производится отдельно. 
    2.  Порядок  учета  в  области  обращения с отходами определяют 
специально  уполномоченные федеральные органы исполнительной власти 
в  сфере обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. 
    Порядок  статистического  учета  в области обращения с отходами 
устанавливает    специально    уполномоченный   федеральный   орган   
исполнительной  власти  в  области  статистического  учета.   
    3.   Юридические   лица   и   индивидуальные   предприниматели,   
осуществляющие  деятельность  в сфере обращения с отходами, обязаны 
представлять  отчетность  в  порядке  и в сроки, которые определены 
специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти 
в  области  статистического  учета  по  согласованию  со специально 
уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере 
обращения  с  отходами  в  соответствии  со  своей  компетенцией.  
    4.    Юридические   лица   и   индивидуальные   предприниматели   
обеспечивают хранение учетных и отчетных форм в области обращения с 
отходами  в течение сроков, определяемых специально уполномоченными 
федеральными  органами  исполнительной  власти  в сфере обращения с 
отходами  в  соответствии  со  своей  компетенцией.     

    Статья 19. 
                  Государственный кадастр отходов

    1.  Государственный кадастр отходов включает в себя федеральный 
классификационный  каталог отходов, государственный реестр объектов 
размещения  отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях 
использования  и  обезвреживания  отходов  различных  видов.   
    2.  Государственный  кадастр  отходов  ведется  по  единой  для  
Российской  Федерации  системе.  Порядок  ведения  государственного  
кадастра  отходов определяется Правительством Российской Федерации. 

    Статья 20. 
              Информатизация при обращении с отходами

    1.  Информатизация при обращении с отходами предусматривает все 
виды  деятельности по информационному обеспечению юридических лиц и 
индивидуальных  предпринимателей,  заинтересованных государственных 
органов,  органов местного самоуправления, общественных организаций 
и  населения объективными и достоверными сведениями в установленном 
законодательством порядке.
    2.  Информатизация  производится  с  использованием современных 
машинно-ориентированных  программ  и  технических средств на основе 
обработки,  учетных  форм,  утвержденных  администрацией  области.  
    3. В базу данных об отходах включаются сведения:
    а)  об  объемах  образования отходов производства и потребления 
различного  рода,  их  свойствах,  степени опасности для окружающей 
среды  и  здоровья  населения,  возможном направлении использования 
ресурсов вторичного сырья;
    б)  о  местах и условиях размещения отходов различного рода, их 
объемах,  свойствах, влиянии на состояние окружающей среды, лимитах 
хранения и захоронения;
    в)    о   местах   подготовки,   переработки,   обезвреживания,   
использования  отходов,  объемах переработки, других направлениях и 
объемах использования;
    г)  о  потребностях  производства в области и других регионах в 
различных ресурсах продукции, получаемой при использовании отходов; 
    д)  о  применяемых  и  перспективных  технологиях,  средствах и 
методах   переработки,  обезвреживания,  использования,  ликвидации  
отходов, разработчиках технологий и оборудования, об организациях - 
изготовителях оборудования;
    е)  о  правовых актах, нормативных, инструктивных, методических 
документах, требованиях, правилах, положениях, нормах и нормативах, 
стандартах,  относящихся  к  сфере  обращения  с  отходами.   
    4.  Организация и финансирование информационного обеспечения по 
всем  вопросам  обращения  с  отходами  производства  и потребления 
возлагаются на администрацию области.
    5. Информация по техническим и экономическим вопросам обращения 
с  отходами  должна быть доступна без ограничений и предоставляется 
на   договорных   условиях   юридическим   лицам  и  индивидуальным  
предпринимателям, общественным организациям и объединениям граждан, 
заинтересованным  в  экологически безопасном обращении с отходами в 
области.

    Статья 21. 
 Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных
                     металлов и их отчуждению

    1.  Физические лица могут осуществлять в порядке, установленном 
действующим  законодательством, отчуждение лома и отходов цветных и 
(или)  черных  металлов,  образующихся при использовании изделий из 
цветных  и (или) черных металлов в быту и принадлежащих им на праве 
собственности,   согласно   перечню   разрешенных   для  приема  от  
физических  лиц  лома  и  отходов  цветных и (или) черных металлов, 
утвержденному  органами  государственной  власти  области.    
    2.  Юридические  лица  и  индивидуальные  предприниматели могут 
осуществлять  обращение  с  ломом и отходами цветных и (или) черных 
металлов   и  их  отчуждение  в  случае,  если  имеются  документы,  
подтверждающие  их  право  собственности на указанные лом и отходы. 
    3.  Правила обращения с ломом и отходами цветных и (или) черных 
металлов  и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской 
Федерации.

    ГЛАВА IV. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С
                             ОТХОДАМИ

    Статья 22. 
    Основные направления экономического регулирования в области
                       обращения с отходами

    Экономическое  регулирование  в области обращения с отходами на 
территории области направлено на:
    - уменьшение количества образуемых отходов;
    -  увеличение  объемов  отходов,  вовлеченных  в  хозяйственную  
деятельность;
    - уменьшение объемов захоронения отходов;
    -  применение для переработки и размещения отходов экологически 
приемлемых технологий;
    -   обеспечение   равных   возможностей   для  юридических  лиц  
независимо   от   их   форм   собственности   и   подчиненности   и   
индивидуальных   предпринимателей   в   деятельности,  связанной  с  
обращением с отходами;
    -  повышение  ответственности  юридических  лиц, индивидуальных 
предпринимателей, граждан за загрязнение отходами окружающей среды. 
    Механизм  организационно-экономического регулирования в области 
обращения с отходами должен предусматривать:
    а)   дифференцирование   платежей   за   размещение  отходов  в  
зависимости  от  класса  опасности  и сырьевой ценности отходов, их 
пригодности  и  подготовленности для последующего использования, от 
экологической   обстановки   на   соответствующей   территории,  от  
потребностей  юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей на 
соответствующей   территории  во  вторичном  сырье,  от  превышения  
установленных  лимитов  на  размещение  отходов;      
    б)    предоставлен    юридическим    лицам   и   индивидуальным   
предпринимателям,  осуществляющим  уменьшение  образования отходов, 
сортировку,   сбор,  обезвреживание,  переработку  и  использование  
отходов   с   применением   экологически   приемлемых   технологий,   
налоговых,  кредитных  и  других  льгот;        
    в)  дифференцирование  платы  за  услуги по сбору, переработке, 
размещению   отходов   с   учетом   их  объема,  класса  опасности,  
экологической  надежности  их размещения, месторасположения объекта 
размещения;
    г)     целевое     финансирование     научно-исследовательских,     
опытно-конструкторских    работ,    проектов   по   переработке   и   
обезвреживанию отходов;
    д)  применение ускоренной амортизации основных производственных 
фондов,  связанных  с  осуществлением  деятельности  по обращению с 
отходами;
    е)  уменьшение  платежей  за  загрязнение окружающей среды, или 
освобождение  от них за выполнение природоохранных мероприятий, или 
зачисление  средств,  затраченных на выполнение этих мероприятий, в 
счет указанных платежей.
    Меры  экономического  и  другого  стимулирования деятельности в 
сфере  обращения  с  отходами  определяет  администрация  области с 
участием   территориального   органа   специально   уполномоченного   
федерального органа исполнительной власти в сфере охраны окружающей 
природной среды.
    Налоговые льготы устанавливаются законом области в соответствии 
с действующим законодательством.

    Статья 23. 
                    Плата за размещение отходов

    1.  Плата  за  размещение отходов взимается с юридических лиц и 
индивидуальных  предпринимателей, в результате деятельности которых 
образуются  отходы,  в  соответствии с законодательством Российской 
Федерации.
    2.  Базовые  нормативы  платы  за  размещение  отходов, порядок 
установления  и  взимания платы определяет Правительство Российской 
Федерации.
    3.   Дифференцированные  ставки  платы  за  размещение  отходов  
устанавливает    администрация    области    по    согласованию   с   
территориальным  органом  специально  уполномоченного  федерального  
органа  исполнительной  власти  в  сфере  обращения  с  отходами на 
основании   базовых   нормативов  платы  за  размещение  отходов  в  
соответствии  с  законодательством  Российской Федерации и с учетом 
экологической обстановки на соответствующих территориях, лимитов на 
размещение  отходов,  количества  и  классов  опасности  отходов.  

         ГЛАВА V. КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

    Статья 24. 
   Государственный контроль за деятельностью в сфере обращения с
                             отходами

    1.  Государственный  контроль  в  сфере  обращения  с  отходами  
осуществляют   специально   уполномоченные   федеральные  органы  и  
уполномоченные  органы  исполнительной  власти  в сфере обращения с 
отходами  на  территории  области  в  пределах  своей  компетенции.  
    2.  Государственный  контроль  в  сфере  обращения  с  отходами  
осуществляется по следующим направлениям:
    -  выполнение и соблюдение юридическими лицами независимо от их 
форм   собственности   и   подчиненности   и   физическими   лицами   
экологических,   санитарных  и  иных  правил,  требований,  норм  и  
нормативов  в  сфере  обращения  с  отходами;      
    - соблюдение требований к трансграничному перемещению отходов;
    -    соблюдение    требований   предупреждения   и   ликвидации   
чрезвычайных   ситуаций,   в   том   числе   требований   пожарной,   
радиационной  и  химической безопасности, при обращении с отходами; 
    -  влияние  объектов размещения отходов на состояние окружающей 
среды;
    -   соблюдение   условий  осуществления  деятельности  в  сфере  
обращения   с   опасными   отходами  на  основании  соответствующей  
лицензии;
    -  выполнение  мероприятий по минимизации образования отходов и 
вовлечению  их  в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья; 
    -  полнота  и  достоверность предоставляемой информации в сфере 
обращения с отходами;
    -    принятие    мер   по   устранению   выявленных   нарушений   
законодательства  в  сфере  обращения  с  отходами;     
    -  соблюдение  правил  и  требований  транспортирования опасных 
отходов.  
    Органы,   осуществляющие   государственный   контроль  в  сфере  
обращения с отходами, вправе:
    -  ставить  вопрос  о  привлечении в установленном порядке лиц, 
виновных в нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере 
обращения  с  отходами  и  настоящего  Закона,  к  ответственности,  
применять штрафные санкции;
    -  предъявлять  в  суд  или  арбитражный  суд иски о возмещении 
вреда,  причиненного окружающей природной среде, здоровью человека, 
имуществу  юридических  и  физических  лиц;        
    -  ограничивать,  приостанавливать  или  прекращать  в порядке, 
предусмотренном     законодательством     Российской     Федерации,     
деятельность  юридических  лиц  и индивидуальных предпринимателей в 
сфере   обращения   с   отходами,   представляющую   реальную   или   
потенциальную  опасность  для  окружающей  природной  среды.   
    3.  Решения  органов, осуществляющих государственный контроль в 
сфере  обращения  с  отходами,  подлежат  обязательному выполнению. 
    4.  Решения  органов, осуществляющих государственный контроль в 
сфере  обращения  с  отходами,  могут  быть  обжалованы  в порядке, 
установленном  действующим  законодательством Российской Федерации. 

    Статья 25. 
      Производственный контроль в сфере обращения с отходами

    1.   Юридические  лица,  осуществляющие  деятельность  в  сфере  
обращения  с  отходами,  организуют и осуществляют производственный 
контроль   за  соблюдением  требований  федерального  и  областного  
законодательства  в  сфере  обращения  с  отходами.     
    2.  Порядок  осуществления  производственного  контроля в сфере 
обращения  с  отходами  определяют юридические лица, осуществляющие 
деятельность  в  сфере  обращения  с  отходами,  по согласованию со 
специально  уполномоченными федеральными органами и уполномоченными 
органами  исполнительной  власти  в  сфере  обращения с отходами на 
территории области.

    Статья 26. 
       Общественный контроль в области обращения с отходами

    Общественный   контроль   в   области   обращения   с  отходами  
осуществляют   граждане,   общественные   объединения   в  порядке,  
предусмотренном законодательством Российской Федерации.

 ГЛАВА VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ
                       ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

    Статья 27. 
   Виды ответственности за нарушение законодательства в области
                       обращения с отходами

    1. К нарушениям законодательства в области обращения с отходами 
относятся:
    -  нарушение  лицензионных  условий  деятельности  и отсутствие 
лицензий  на  деятельность  в  области  обращения  с  отходами;  
    -  принятие  нормативных  правовых  актов  и других документов, 
противоречащих  законодательству  в  области  обращения с отходами; 
    -  отсутствие  лицензии  на  деятельность в области обращения с 
отходами;
    -   отсутствие  разрешения  на  транспортировку,  размещение  и  
переработку отходов;
    -  несоблюдение  установленного  порядка,  норм,  нормативов  и  
правил  при  обращении  с  отходами;         
     -    неисполнение     предписаний     органов,     осуществляющих
государственный контроль в области обращения с отходами;
    - несвоевременное представление или представление необъективной 
информации  по  обращению  с  отходами;         
    -   превышение  установленных  лимитов  размещения  отходов  на  
объектах  хранения  и  захоронения  отходов;       
    -   уничтожение   или  снижение  ресурсной  ценности  вторичных  
ресурсов  в  результате  несоблюдения  правил  их  складирования  и  
хранения;
    -   несоблюдение   установленных   правил   и   режимов  (норм)  
эксплуатации    предприятий    или    установок   по   переработке,   
складированию,  захоронению  и  обезвреживанию  отходов;    
    -  передача  опасных  отходов  в  обращение  юридическим лицам, 
индивидуальным   предпринимателям,   не   обладающим   лицензией  и  
разрешением  на  соответствующий  вид  деятельности;     
    -  ведение  работ  по  обращению  с  отходами без проектной или 
другой  технической  документации,  согласованной  и утвержденной в 
установленном порядке;
    -    самовольное    размещение    отходов   в   неустановленных   
(несанкционированных) местах;
    -   невыполнение   требований   по   ведению  мониторинга  мест  
размещения отходов;
    -  нарушение установленного порядка уборки населенных пунктов и 
мест временного проживания граждан;
    -   нарушение   иных   норм,   предусмотренных  соответствующим  
законодательством  Российской  Федерации, настоящим Законом и иными 
правовыми нормативными актами области.
    2.  Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства в 
области  обращения  с отходами юридическими лицами, индивидуальными 
предпринимателями,   гражданами  влечет  за  собой  дисциплинарную,  
административную,    уголовную    или    гражданско    -   правовую   
ответственность   в  соответствии  с  законодательством  Российской  
Федерации.

               ГЛАВА VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 28. 
                Вступление настоящего Закона в силу

    Настоящий  Закон  вступает  в  силу  со  дня  его  официального  
опубликования.

     Статья 29.
  Приведение нормативных правовых актов области в соответствие с
                         настоящим Законом

    Со дня вступления в силу настоящего Закона нормативные правовые 
акты  органов  государственной  власти  области,  органов  местного  
самоуправления,  регулирующие  деятельность  в  сфере  обращения  с  
отходами, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону. 
    Нормативные   правовые   акты  органов  государственной  власти  
области,  органов местного самоуправления привести в соответствие с 
настоящим  Законом  в течение шести месяцев со дня вступления его в 
силу   и   принять   соответствующие   нормативные  правовые  акты,  
обеспечивающие реализацию настоящего Закона.

                                           
Глава администрации 
Воронежской области
В. Кулаков


г. Воронеж,
21 февраля 2002 года
N 11-ОЗ



Информация по документу
Читайте также