Расширенный поиск

Закон Верховного Совета Чувашской Республики от 24.11.1993 б/н

Закон Чувашской Республики от 24 ноября 1993 г.

"О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики"

 

Утратил силу - Закон Государственного Совета Чувашской Республики

от 03.04.1998 № 5

 

(В редакции Законов Чувашской Республики

от 20.01.1994 г.; от 26.08.1994 № 3)

 

Раздел I. Общие положения

 

Статья 1. Основные принципы выборов

В соответствии с Конституцией Чувашской Республики выборы депутатов Государственного Совета Чувашской Республики производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

 

Статья 2. Всеобщее избирательное право

Выборы депутатов Государственного Совета Чувашской Республики являются всеобщими: все граждане Чувашской Республики, достигшие 18 лет имеют право избирать и быть избранными, за исключением лиц, признанных судом недееспособными, и содержащихся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Какие-либо прямые или косвенные ограничения избирательных прав граждан Чувашской Республики в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, времени проживания в данной местности, рода и характера занятий запрещаются.

 

Статья 3. Право выдвижения кандидатов

1. Кандидаты в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики выдвигаются избирательными объединениями и группами избирателей, трудовыми коллективами предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, собраниями военнослужащих по воинским частям.

2. Избирательными объединениями являются:

региональные (республиканские) партии, политические движения и иные общественные объединения, устав которых зарегистрирован в Министерстве юстиции Чувашской Республики в установленном порядке и предусматривает участие в выборах;

региональные (местные) отделения общефедеральных партий, политических движений и иных общественных объединений, устав которых зарегистрирован Министерством юстиции Чувашской Республики и предусматривает участие в выборах;

блок указанных общественных объединений, создаваемый на период проведения выборов и регистрируемый в установленном порядке.

3. Партия, политическое движение и иное общественное объединение не могут входить в состав более чем одного избирательного объединения. Партия, политическое движение и иное общественное объединение в случае вхождения в состав блока не могут выступать в качестве самостоятельного избирательного объединения.

4. Представление в окружную избирательную комиссию документов для регистрации кандидатов производится по решению уполномоченного на то в соответствии с уставом органа партии, политического движения, иного общественного объединения, а в случае создания избирательного блока - по совместному решению уполномоченных органов, входящих в блок общественных объединений.

 

Статья 4. Участие политических партий, движений, иных общественных объединений, трудовых коллективов и граждан в подготовке и проведении выборов

Политические партии, движения, иные общественные объединения, трудовые коллективы участвуют в подготовке и проведении выборов депутатов Государственного Совета Чувашской Республики как через своих представителей в избирательных комиссиях, так и непосредственно.

Граждане Чувашской Республики принимают участие в подготовке и проведении выборов через политические партии, движения, иные общественные объединения, трудовые коллективы, собрания военнослужащих по воинским частям, предвыборные собрания избирателей.

 

Раздел II. Порядок назначения выборов и образования избирательных округов

 

Статья 5. Порядок назначения выборов депутатов Государственного Совета Чувашской Республики

Выборы депутатов Государственного Совета Чувашской Республики кроме случаев, предусмотренных в статьях 42, 43 и 44 настоящего Закона, назначает Государственный Совет Чувашской Республики.

(Статья в редакции Закона Чувашской Республики от 26.08.1994 № 3)

 

Статья 6. Образование избирательных округов

Избирательные округа по выборам депутатов Государственного Совета Чувашской Республики образуются Центральной избирательной комиссией по выборам депутатов Государственного Совета.

Списки избирательных округов публикуются не позднее пяти дней после образования Центральной избирательной комиссии.

 

Статья 7. Территориальные избирательные округа по выборам депутатов

Территориальные избирательные округа образуются с равной численностью населения по всей территории Чувашской Республики. Норма избирателей на избирательный округ устанавливается не менее 40-60 тысяч человек.

 

Статья 8. Административно-территориальные избирательные округа по выборам депутатов

Административно-территориальные избирательные округа образуются по норме: по одному округу в каждом районе, городе республиканского значения и районах г.Чебоксары.

 

Раздел III. Избирательные участки

 

Статья 9. Образование избирательных участков

Для проведения голосования и подсчета голосов при выборах депутатов территория районов, городов, входящих в избирательные округа, делится на избирательные участки. Избирательные участки также образуются в воинских частях и входят в избирательные округа по месту расположения этих частей.

В санаториях и домах отдыха, больницах и других стационарных лечебных учреждениях могут быть образованы избирательные участки, которые входят в избирательные округа по месту их нахождения или по месту порта приписки судна.

Избирательные участки образуются решениями глав местного самоуправления районов, городов (кроме городов районного подчинения) по согласованию с окружными избирательными комиссиями. В воинских частях избирательные округа образуются решениями глав местного самоуправления по представлению командиров воинских частей.

Избирательные участки образуются не позднее чем за 70 дней до дня выборов.

Избирательные участки образуются с численностью не менее 20 и не более 3000 избирателей.

Глава местного самоуправления оповещает избирателей о границах каждого избирательного участка с указанием места нахождения участковой избирательной комиссии и помещения для голосования.

 

Раздел IV. Избирательные комиссии

 

Статья 10. Система избирательных комиссий

Для проведения выборов депутатов образуются избирательные комиссии:

- Центральная избирательная комиссия по выборам депутатов Государственного Совета Чувашской Республики (далее - Центральная избирательная комиссия);

- окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Государственного Совета Чувашской Республики (далее - окружная избирательная комиссия);

- участковые избирательные комиссии по выборам депутатов Государственного Совета Чувашской Республики (далее - участковая избирательная комиссия).

 

Статья 11. Образование Центральной избирательной комиссии по выборам депутатов

Центральная избирательная комиссия по выборам депутатов формируется в составе председателя, двух заместителей председателя, секретаря и 11 членов комиссии не позднее чем за 90 дней до выборов.

Председатель и члены Центральной избирательной комиссии утверждаются Верховным Советом Чувашской Республики, а в последующих случаях - Государственным Советом.

Срок полномочий Центральной избирательной комиссии - четыре года.

Председатель Центральной избирательной комиссии и отдельные члены Центральной избирательной комиссии должны иметь высшее юридическое образование.

 

Статья 12. Полномочия Центральной избирательной комиссии по выборам депутатов

Центральная избирательная комиссия по выборам депутатов:

1) осуществляет на всей территории Чувашской Республики контроль за исполнением настоящего Закона и обеспечивает его единообразное применение; дает разъяснения о порядке применения настоящего Закона и входит в случае необходимости в высший представительный орган государственной власти Чувашской Республики с предложением о его толковании;

2) руководит работой окружных избирательных комиссий;

3) в случаях, предусмотренных настоящим Законом, издает инструкции и иные акты по вопросам организации выборов;

4) образует избирательные округа;

5) распределяет денежные средства по избирательным комиссиям и контролирует их целевое использование;

6) рассматривает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения голосования;

7) устанавливает формы избирательных бюллетеней по выборам депутатов, списков избирателей, протоколов заседаний избирательных комиссий, других избирательных документов, образцы избирательных ящиков и печатей избирательных комиссий, порядок хранения избирательных документов;

8) обеспечивает соблюдение равных условий предвыборной деятельности кандидатов в депутаты; граждан и политических партий, движений и иных общественных объединений, выдвинувших кандидатов в депутаты;

9) заслушивает сообщения министерств, государственных комитетов и ведомств Чувашской Республики, других государственных органов по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;

10) устанавливает результаты голосования в целом по Чувашской Республике и публикует их в печати; обеспечивает передачу документации, связанной с организацией и проведением выборов, в архивы;

11) регистрирует избранных депутатов;

12) передает Государственному Совету Чувашской Республики список депутатов и документацию, необходимую для проверки полномочий депутатов;

13) осуществляет контроль за законностью проведения выборов;

14) решает вопросы, связанные с проведением повторных выборов; организует отзыв депутатов;

15) назначает выборы депутатов вместо выбывших депутатов и обеспечивает их проведение;

16) рассматривает решения избирательных комиссий по своей инициативе, а также по заявлениям и жалобам избирателей, в случаях нарушения законодательства либо принятия с превышением установленных полномочий приостанавливает их действие и обязывает принять решение в соответствии с законом, либо отменяет это решение. Заявителям выдается справка о принятом решении. (Часть в редакции Закона Чувашской Республики от 26.08.1994 № 3)

Действия и решения Центральной избирательной комиссии могут быть обжалованы в Верховный Суд Чувашской Республики в 10-дневный срок, решение которого окончательно и обжалованию не подлежит; (Часть дополнена - Закон Чувашской Республики от 26.08.1994 № 3)

17) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом.

 

Статья 13. Образование окружных избирательных комиссий

Окружная избирательная комиссия образуется Центральной избирательной комиссией в округе по выборам депутатов Государственного Совета Чувашской Республики не позднее чем за 80 дней до выборов в составе председателя и 10-14 членов из числа кандидатур, предложенных органами местного самоуправления районов и городов.

Полномочия окружных избирательных комиссий заканчиваются после признания представительным органом государственной власти - Государственным Советом Чувашской Республики полномочий избранных депутатов.

 

Статья 14. Полномочия окружной избирательной комиссии

Окружная избирательная комиссия по выборам депутата:

1) осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на территории избирательного округа;

2) руководит работой участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этих комиссий и принимает по ним решения;

3) регистрирует кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца;

4) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов в депутаты;

5) распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными Центральной избирательной комиссией на проведение выборов по избирательному округу;

6) устанавливает результаты выборов по избирательному округу и передает их в Центральную избирательную комиссию; обеспечивает передачу документации, связанной с организацией и проведением выборов, в архивы;

7) контролирует обеспечение участковых комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает вопросы материально-технического обеспечения выборов;

8) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.

 

Статья 15. Образование участковых избирательных комиссий

Участковая избирательная комиссия образуется не позднее чем за 60 дней до выборов в составе председателя и 4-18 членов участковой избирательной комиссии. В необходимых случаях по решению главы соответствующей местной администрации численный состав участковой избирательной комиссии может быть изменен.

Общая численность, председатель и состав участковой избирательной комиссии определяется и утверждается главой местного самоуправления.

Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются с момента передачи ею избирательной документации в окружную избирательную комиссию.

В состав участковой избирательной комиссии не могут входить кандидаты в депутаты, их доверенные лица, близкие родственники кандидатов в депутаты, либо лица, прямо зависящие от них по служебным или имущественным отношениям (Часть дополнена - Закон Чувашской Республики от 26.08.1994 № 3)

 

Статья 16. Полномочия участковой избирательной комиссии

Участковая избирательная комиссия:

1) организует составление дополнительного списка избирателей по участку;

2) проводит ознакомление избирателей со списками избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей и решает вопросы о внесении соответствующих изменений;

3) оповещает население о дне выборов и месте голосования;

4) контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке и объемах, предусмотренных действующим законодательством;

5) обеспечивает подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого избирательного оборудования;

6) организует на своем избирательном участке голосование в день выборов;

7) производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на избирательном участке и обеспечивает передачу документации, связанной с организацией и проведением выборов, в архивы;

8) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения;

9) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.

 

Статья 17. Наблюдатели от кандидатов в депутаты

Каждый кандидат в депутаты вправе направить в соответствующую окружную избирательную комиссию, а также в участковые избирательные комиссии с правом совещательного голоса по одному наблюдателю. (Часть в редакции Закона Чувашской Республики от 26.08.1994 № 3)

Наблюдатель не имеет права вмешиваться в дела окружных и участковых избирательных комиссий.

 

Статья 18. Организация работы избирательных комиссий

Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов комиссии, а также председатель комиссии либо заместитель.

Заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются на первом заседании комиссии из числа ее членов.

Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем либо по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов комиссии.

Решения избирательной комиссии принимаются большинством голосов от присутствующих на заседании членов комиссии. Члены комиссии, не согласные с ее решением, вправе высказать особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу заседания избирательной комиссии.

Инструкции и иные решения Центральной избирательной комиссии, имеющие нормативный характер, принимаются большинством голосов членов комиссии, обладающих правом решающего голоса. Нормативные акты Центральной избирательной комиссии подлежат опубликованию.

По решению Центральной избирательной комиссии, в пределах выделенных бюджетных ассигнований, председатели избирательных комиссий, а также члены соответствующих комиссий могут осуществлять свои обязанности в избирательной комиссии постоянно или временно с отрывом от основной работы.

Смета расходов, связанных с деятельностью Центральной избирательной комиссии, включается в республиканский бюджет отдельной строкой.

На заседаниях Центральной, окружных и участковых избирательных комиссий могут присутствовать представители средств массовой информации.

При рассмотрении жалоб, заявлений на заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.

Государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие, необходимое для надлежащего выполнения ими своих задач.

Решения избирательной комиссии, противоречащие настоящему Закону либо принятые с превышением установленных полномочий, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в районный (городской) народный суд в порядке, установленном Законом. (Часть в редакции Закона Чувашской Республики от 26.08.1994 № 3)

Центральная избирательная комиссия и окружные избирательные комиссии в пределах своей компетенции рассматривают жалобы на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий и обязаны не позднее чем в 3-дневный срок дать ответ по существу, а в день выборов - немедленно.

Работа в составе избирательной комиссии лица, освобожденного от основной работы, полностью приравнивается к производственной или служебной деятельности и учитывается при определении конечных результатов его труда на предприятиях, в учреждениях и организациях.

 

Раздел IV. Списки избирателей

 

Статья 19. Список избирателей и порядок его составления

1) В список избирателей включаются все граждане Чувашской Республики, достигшие ко дню или в день выборов 18 лет, постоянно или временно проживающие к моменту составления списка на территории данного избирательного участка и имеющие право участвовать в голосовании.

2) Избиратель не может быть включен в списки избирателей на других избирательных участках.

3) Список избирателей составляется по каждому избирательному участку и подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверяется печатью. В списке избирателей указывается фамилия, имя, отчество, дата рождения и место жительства, серия и номер паспорта избирателя.

Орган местного самоуправления обеспечивает учет избирателей и передает участковым избирательным комиссиям сведения об избирателях, проживающих на соответствующей территории, необходимые для составления списков избирателей.

4) Списки избирателей военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают в районе расположения воинских частей, составляются на основе данных, представляемых командирами воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.

5) Списки избирателей по избирательным участкам, образованным в санаториях, домах отдыха, а также в больницах и других стационарных лечебных учреждениях, на судах, находящихся в день выборов в плавании, составляются на основе данных, представляемых руководителями указанных учреждений и капитанами судов.

Фамилии избирателей указываются в списке избирателей в порядке, удобном для организации голосования.

6) Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после установленного срока и до дня выборов, включаются участковой избирательной комиссией в дополнительный список избирателей на основании документов, подтверждающих их место жительства.

7) Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления за 30 дней до выборов, а на избирательных участках, образованных в санаториях, домах отдыха, в больницах и других стационарных лечебных учреждениях, а также на судах - за два дня до выборов.

Гражданам обеспечивается возможность ознакомиться со списком избирателей и проверить правильность его составления в помещении участковой избирательной комиссии.

Заявление о неточностях в списке рассматривается участковой избирательной комиссией.

 

Раздел V. Выдвижение и регистрация кандидатов

в депутаты в избирательном округе

 

Статья 20. Выдвижение кандидатов в депутаты

Выдвижение кандидатов в депутаты Государственного Совета начинается за 70 дней и заканчивается за 40 дней до выборов.

Выдвижение кандидатов в депутаты производится на собраниях (конференциях) трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории избирательного округа.

На собраниях или конференциях трудовых коллективов предприятий, учреждений и организаций должны присутствовать не менее 50 человек. Трудовые коллективы, насчитывающие менее 50 человек, производят выдвижение кандидатов в депутаты на совместных собраниях (конференциях) с другими коллективами, при этом общая численность участников собрания (конференции) должна составлять не менее 50 человек.

Собрания (сходы), конференции избирателей вправе выдвигать кандидатов в депутаты при условии присутствия на них не менее 50 избирателей.

Выдвижение кандидатов в депутаты от политических партий, движений и иных общественных объединений, зарегистрированных в Министерстве юстиции Чувашской Республики, а также структурных отделений общефедеральных партий и движений, предусмотренных в статье 3 настоящего Закона, производится на пленумах, конференциях, съездах при условии присутствия на них не менее 50 делегатов.

Собрания военнослужащих по выдвижению кандидатов в депутаты созываются командованием воинских частей. При невозможности проведения общего собрания военнослужащих части собрания проводятся по подразделениям.

Перед открытием собрания устанавливается его правомочность на основании итогов регистрации участников собрания. Для его ведения избирается президиум либо председатель и секретарь.

На каждом собрании, конференции, пленуме вправе выдвигать только одного кандидата в депутаты.

Кандидат считается выдвинутым, если за него проголосовало более половины участников собрания (конференции), пленума выборного органа общественного объединения. О выдвижении кандидата в депутаты составляется протокол, который представляется в окружную избирательную комиссию в течение 3 дней со дня выдвижения кандидата. (Часть в редакции Закона Чувашской Республики от 26.08.1994 № 3)

Кандидатами в депутаты выдвигаются граждане, работающие или проживающие на территории Чувашской Республики.

Если в период после дня завершения официальной регистрации кандидатов в депутаты и до дня выборов в соответствующем избирательном округе останется менее трех кандидатов в депутаты, выборы в этих избирательных округах откладываются на два месяца для дополнительного выдвижения кандидатов в депутаты и осуществления последующих избирательных действий. (Часть в редакции Закона Чувашской Республики от 26.08.1994 № 3)

 

Статья 21. Статус депутатов Государственного Совета Чувашской Республики

Лица, избранные депутатами от территориальных избирательных округов, исполняют свои обязанности в Государственном Совете на постоянной основе.

Лица, избранные депутатами от административно-территориальных избирательных округов, исполняют свои обязанности не прерывая основной трудовой деятельности.

 

Статья 22. Несовместимость статуса депутата с занятием других должностей и иной деятельностью

1) Лицо, избранное депутатом от территориального избирательного округа в Государственный Совет Чувашской Республики, не может одновременно занимать должность в органах государственной власти и управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности, а также получать вознаграждение кроме как за исполнение депутатских обязанностей, за исключением преподавательской, научной, литературной и иной творческой деятельности, не связанных с исполнением депутатских полномочий.

2) Лицо, избранное депутатом Государственного Совета Чувашской Республики и осуществляющее свою деятельность на постоянной (оплачиваемой) основе в Государственном Совете и его органах, не может занимать другую выборную оплачиваемую должность без сложения в установленном порядке своих депутатских полномочий. (Пункт в редакции Закона Чувашской Республики от 20.01.1994 г.)

3) Лица, входящие в состав Совета Министров (Кабинета Министров) Чувашской Республики и их заместители, за исключением Председателя Совета Министров (Кабинета Министров) Чувашской Республики, а также руководители ведомств Чувашской Республики и их заместители, главы местных администраций (главы местного самоуправления), руководители структурных подразделений аппарата Президента и Правительства Чувашской Республики не могут быть депутатами Государственного Совета Чувашской Республики. (Пункт в редакции Закона Чувашской Республики от 20.01.1994 г.)

4) Лицо, у которого должность или занятие несовместимы с мандатом депутата Государственного Совета Чувашской Республики, регистрируемое в качестве кандидата в депутаты, дает письменное обязательство о прекращении соответствующей деятельности в случае его избрания депутатом Государственного Совета Чувашской Республики.

 

Статья 23. Регистрация кандидатов в депутаты

Кандидаты в депутаты регистрируются окружной избирательной комиссией в течение 3-5 дней по представлению трудовых коллективов, политических партий, движений и иных общественных объединений, предусмотренных в статье 3 настоящего Закона, собраний избирателей по месту жительства, военнослужащих по воинским частям, выдвинувшим кандидатов в депутаты.

Регистрация кандидатов в депутаты начинается за 65 дней и заканчивается за 35 дней до выборов.

Решение о регистрации кандидатов в депутаты принимается при наличии протоколов о выдвижении кандидатов в депутаты по избирательному округу и заявлений кандидатов в депутаты о согласии баллотироваться по избирательному округу.

О регистрации кандидатов в депутаты избирательная комиссия составляет протокол, который вместе с заявлениями кандидатов в депутаты в трехдневный срок представляется в Центральную избирательную комиссию.

Окружная избирательная комиссия регистрирует кандидатов в депутаты, выдвинутых с соблюдением требований настоящего Закона. Отказ в регистрации может быть обжалован в пятидневный срок в Центральную избирательную комиссию.

Кандидат в депутаты должен быть зарегистрирован только в одном избирательном округе и не может представляться к регистрации в другом избирательном округе, в том числе и в случае снятия своей кандидатуры в избирательном округе, где он был зарегистрирован первоначально.

Кандидат в депутаты не может состоять в Центральной избирательной комиссии, а также в окружной или участковой избирательных комиссиях избирательного округа, где он выдвинут кандидатом. Лицо, выдвинутое кандидатом в депутаты и состоящее в одной из указанных комиссий, считается освобожденным от обязанностей в комиссии с момента регистрации его кандидатом в депутаты.

Окружная избирательная комиссия не позднее чем на четвертый день после регистрации кандидатов в депутаты публикует в печати сообщение о регистрации с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, занимаемой должности (занятия), места работы и места жительства каждого кандидата в депутаты и выдает удостоверение о регистрации кандидатов в депутаты с указанием даты их регистрации.

Несоблюдение ограничений, установленных в пункте 3 статьи 22 настоящего Закона, влечет за собой отказ в регистрации кандидатом в депутаты либо признание недействительным избрание его депутатом Государственного Совета Чувашской Республики.

 

Статья 24. Отмена решений о выдвижении кандидата в депутаты. Снятие кандидатом своей кандидатуры

Трудовой коллектив, избирательное объединение, собрание избирателей по месту жительства, собрание военнослужащих воинской части, выдвинувшие кандидата в депутаты, имеют право в любое время до выборов отменить свое решение о выдвижении кандидата в депутаты. Решение по этому вопросу принимается в порядке, предусмотренном для выдвижения кандидатов в депутаты, и представляется в соответствующую окружную избирательную комиссию.

Кандидат в депутаты в любое время до выборов может снять свою кандидатуру, обратившись с заявлением об этом в соответствующую окружную избирательную комиссию.

Об отмене решения о выдвижении кандидата в депутаты или о снятии кандидатом своей кандидатуры окружная избирательная комиссия доводит до сведения населения избирательного округа в трехдневный срок.

 

Статья 25. Права и обязанности кандидатов в депутаты

1. Работодатель обязан предоставить кандидату в депутаты по его желанию неоплачиваемый отпуск с момента официальной регистрации до момента опубликования результатов выборов. В течение этого срока средний заработок или иной регулярный доход, исчисленный за предшествующие дате регистрации три месяца, но в размере, не превышающем семикратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда, ежемесячно выплачивается кандидату зарегистрировавшей его избирательной комиссией из бюджетных средств, предназначенных для проведения выборов.

2. Кандидат в депутаты имеет право на возмещение транспортных расходов в пределах территории избирательного округа, в котором он баллотируется (кроме такси), из средств соответствующей избирательной комиссии.

3. Если кандидат в депутаты баллотируется в избирательном округе в пределах территории города, где имеется несколько избирательных округов, он имеет право на возмещение транспортных расходов на территории города (кроме такси).

4. Кандидат в депутаты, постоянно проживающий вне пределов территории избирательного округа, в котором он баллотируется, имеет право совершить в общей сложности три поездки в избирательный округ и обратно на любом виде транспорта (кроме такси), оплачиваемые из средств соответствующей избирательной комиссии.

5. Право на возмещение транспортных расходов действует со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно. Порядок оплаты определяется Центральной избирательной комиссией.

6. Кандидат в депутаты может баллотироваться только в одном избирательном округе. Кандидат не может входить в состав избирательных комиссий.

7. Кандидат в депутаты не может быть привлечен к уголовной ответственности или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемые в судебном порядке, без согласия Прокурора Чувашской Республики. Меры пресечения и иные уголовно-процессуальные меры могут быть применены к кандидату только по постановлению Верховного Суда Чувашской Республики. При этом информация об этом должна быть представлена в Центральную избирательную комиссию в течение 24 часов.

8. Кандидат в депутаты не может быть призван на военную службу со дня его регистрации до дня опубликования результатов выборов.

9. Кандидат в депутаты из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, не может быть по инициативе командования или администрации уволен со службы, понижен в должности, снижен в звании, лишен воинского звания, а также перемещен по службе без согласия соответствующей окружной избирательной комиссии.

10. Кандидат в депутаты может иметь до 8 доверенных лиц, регистрируемых той же избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата. Доверенные лица должны отвечать требованиям статьи 2 настоящего Закона. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов депутатами. Кандидаты в депутаты вправе в любое время отозвать своих доверенных лиц, уведомив соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения.

 

Раздел VI. Предвыборная агитация

 

Статья 26. Граждане Чувашской Республики, организации, общественные объединения праве беспрепятственно вести агитацию за или против кандидатов в депутаты.

В предвыборной агитации за или против кандидатов в депутаты не могут участвовать государственные органы, органы местного самоуправления, члены избирательных комиссий по данному избирательному округу, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления в рабочее время и с использованием своего служебного положения. (Часть в редакции Закона Чувашской Республики от 26.08.1994 № 3)

Проведение агитации в избирательных участках запрещается.

 

Статья 27. Порядок проведения предвыборной агитации

1) Государственные органы Чувашской Республики и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в депутаты, гражданам, общественным объединениям и организациям в проведении предвыборной собраний, встреч кандидатов в депутаты и их доверенных лиц с избирателями.

Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления в пятидневный срок и удовлетворяются в порядке, устанавливаемом окружной избирательной комиссией.

Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством.

2) Владельцы муниципальных общественных залов обязаны по требованию избирательных комиссий предоставлять их в пользование на установленное время для встреч кандидатов в депутаты и доверенных лиц с избирателями. Избирательные комиссии оплачивают за пользование этими помещениями в пределах, установленных Центральной избирательной комиссией, из бюджетных средств, выделенных для подготовки и проведения выборов депутатов Государственного Совета Чувашской Республики. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам в депутаты.

 

Статья 28. Предвыборная агитация через средства массовой информации

1) За семь дней до дня выборов запрещается опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с предстоящими выборами.

2) Средства массовой информации, одним из учредителей которых выступают государственные органы, организации, учреждения, органы местного самоуправления, а равно средства массовой информации, частично финансируемые за счет государственных средств или средств местного самоуправления, обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборных выступлений всех кандидатов в депутаты.

 

Статья 29. Выпуск агитационных печатных материалов

1) Граждане, организации, собрания и общественные объединения, участвующие в выборах, кандидаты в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск.

2) Распространение анонимных и подложных агитационных материалов запрещается.

Окружные избирательные комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, обязаны принять меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности.

3) Предвыборные программы и агитационные предвыборные материалы не должны содержать призывов к насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Чувашской Республики, разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь, а также сведения, порочащие честь и достоинство кандидатов в депутаты.

4) Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином другом объекте, кроме зданий и помещений избирательных комиссий, избирательных участков, органов власти и управления Чувашской Республики, с согласия собственника и владельца.

 

Статья 30. Срок проведения агитационной кампании

1) Агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидата до дня выборов.

В день выборов агитация запрещается. Печатные агитационные материалы распространению не подлежат.

2) Запрещается распространение материалов, порочащих честь и достоинство кандидатов в депутаты.

 

Раздел VII. Финансирование выборов

 

Статья 31. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов

Средства, выделенные из республиканского бюджета Чувашской Республики на организацию и проведение выборов, поступают в распоряжение Центральной избирательной комиссии после ее формирования и распределяются ею между всеми избирательными комиссиями.

Окружные избирательные комиссии представляют Центральной избирательной комиссии отчет о расходовании выделенных им Центральной избирательной комиссией средств не позднее 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов.

Центральная избирательная комиссия представляет в Государственный Совет Чувашской Республики отчет о расходовании средств, указанных в части 1 настоящей статьи, не позднее трех месяцев после официального опубликования результатов выборов. Указанный отчет должен быть опубликован Центральной избирательной комиссией в республиканской печати не позднее одного месяца со дня его представления в Государственный Совет Чувашской Республики.

 

Статья 32. Избирательные фонды кандидатов в депутаты и порядок их создания

Избирательные объединения, трудовые коллективы, собрания военнослужащих, группы избирателей и кандидаты в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Такие фонды могут состоять из следующих средств:

а) средств, выделенных зарегистрированному кандидату в депутаты на предвыборную агитацию Центральной избирательной комиссией или окружной избирательной комиссией;

б) собственных средств кандидатов в депутаты;

в) средств, выделенных кандидату в депутаты выдвинувшей его избирательным объединением, трудовым коллективом, собранием военнослужащих, группой избирателей;

г) добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

Общая сумма средств в избирательном фонде кандидатов в депутаты не может превышать минимального размера оплаты труда более чем в 500 раз.

Не допускаются пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, а также международных организаций и международных общественных объединений.

Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно кандидатам в депутаты.

 

Статья 33. Порядок расходования средств избирательных фондов

Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд кандидата в депутаты, перечисляются на специальный счет в банке, который открывается окружной избирательной комиссией после регистрации кандидата в депутаты.

Порядок учета расходования денежных средств избирательного фонда устанавливается Центральной избирательной комиссией.

После дня выборов приостанавливается использование всех избирательных фондов кандидатов в депутаты.

По завершении выборов неизрасходованные денежные средства избирательных фондов кандидатов в депутаты, за исключением собственных средств, внесенных кандидатом, направляются в республиканский бюджет Чувашской Республики.

Не позднее 30 дней после определения результатов выборов по округу лицо, выдвинутое кандидатом в депутаты, обязано представить в окружную избирательную комиссию финансовый отчет, в котором указываются источники денежных поступлений в избирательный фонд и все затраты, совершенные в целях предвыборной агитации. Указанные отчеты должны быть переданы в Центральную избирательную комиссию. Форма финансового отчета устанавливается Центральной избирательной комиссией по согласованию с Министерством финансов Чувашской Республики.

 

Раздел VIII. Голосование и определение результатов выборов

 

Статья 34. Помещение для голосования. Время голосования

Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий районной или городской администрацией. Если нет возможности использовать здания, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, администрация арендует подходящее здание у частных собственников. Оплата и возмещение убытков производятся избирательными комиссиями за счет бюджетных средств, выделенных на проведение выборов.

Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения избирательной комиссии и наблюдателей.

Голосование проводится в день выборов с 6 до 22 часов. О времени и месте голосования участковая избирательная комиссия оповещает избирателей не позднее чем за десять часов до выборов.

Центральная избирательная комиссия в случае необходимости вправе изменить время голосования.

 

Статья 35. Избирательные бюллетени депутатов

Для выборов депутатов Государственного Совета Чувашской Республики каждый избиратель получает избирательные бюллетени:

а) один - по территориальному избирательному округу;

б) один - по административно-территориальному избирательному округу.

Форма, цвет и другие особенности избирательных бюллетеней устанавливается Центральной избирательной комиссией.

В избирательный бюллетень для голосования по выборам депутатов Государственного Совета вносятся в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных по данному округу кандидатов в депутаты, место работы и место жительства.

В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня. На оборотной стороне избирательного бюллетеня ставится печать окружной или участковой избирательной комиссии либо подписи двух членов участковых избирательных комиссий.

Избирательные бюллетени по выборам Государственного Совета печатаются на государственных языках, а при необходимости на других языках населения, компактно проживающего на территории избирательного округа.

Участковые избирательные комиссии получают от соответствующих окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственного Совета избирательные бюллетени не позднее трех дней до дня выборов. По каждому избирательному округу число комплектов избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более, чем на два процента.

В случае выбытия отдельных кандидатов в депутаты до дня выборов, но после изготовления избирательных бюллетеней, окружные или участковые избирательные комиссии по указанию соответствующих избирательных комиссий вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах в депутаты либо изготавливаются новые избирательные бюллетени.

 

Статья 36. Порядок голосования

Избиратель, который в период за 20 дней до дня выборов уедет и в день выборов не сможет пребывать в месте своего постоянного жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательные бюллетени в помещении окружной избирательной комиссии за 20-4 дня до дня выборов, или участковой избирательной комиссии - за 3-1 день до дня выборов, так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования.

Если избиратель голосует в помещении окружной или участковой избирательной комиссии, то на обороте выдаваемых ему избирательных бюллетеней ставится печать соответствующей окружной или участковой избирательной комиссии либо подписи двух членов избирательной комиссии. Заполненные бюллетени избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену окружной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответственно окружной или участковой избирательной комиссии либо подписи двух членов избирательной комиссии.

Окружные избирательные комиссии передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию одновременно с передачей комплектов избирательных бюллетеней.

Участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке избирателей, проголосовавших таким образом.

В 6 часов утра дня выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, отставленные выбывшими избирателями и опускает извлеченные из них бюллетени в избирательные ящики, после чего приглашает избирателей получать избирательные бюллетени. Число конвертов оглашается и заносится в протокол.

При получении бюллетеней избиратель предъявляет паспорт или удостоверение личности и расписывается в списке избирателей, а член избирательной комиссии, выдающий бюллетень, также расписывается в списке избирателей. Избиратель, не имеющий возможности сделать это самостоятельно, вправе воспользоваться помощью другого лица, кроме членов избирательной комиссии и наблюдателя.

Заполнение избирательных бюллетеней производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего.

Избиратель голосует за кандидата в депутаты, оставляя фамилию кандидата, которому отдает свой голос, вычеркивая в бюллетене фамилии других кандидатов в депутаты.

Заполненные бюллетени избиратель, покинув кабину или комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

В случаях, когда отдельные избиратели по состоянию здоровья или по другим причинам не могут прибыть в помещение для голосования, участковая избирательная комиссия поручает отдельным членам комиссии организовать голосование в месте пребывания этих избирателей по письменному или устному заявлению с последующим оформлением устного заявления в письменной форме. Заполненные избирательные бюллетени при этом опускаются в переносные избирательные ящики.

 

Статья 37. Подсчет голосов на избирательном участке

Перед началом подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Все извлеченные из избирательных ящиков бюллетени распределяются по избирательным округам.

По каждому избирательному округу прежде всего отделяются недействительные бюллетени. Недействительными бюллетенями признаются избирательные бюллетени неустановленного образца и изготовленные неофициально, бюллетени, в которых при голосовании оставлено более одного кандидата, а также бюллетени, непроставленные печатью окружной или участковой избирательной комиссии либо неотмеченные двумя подписями членов избирательной комиссии. При возникновении сомнений в действительности избирательного бюллетеня вопрос разрешается участковой избирательной комиссией путем голосования.

Участковая избирательная комиссия по спискам избирателей устанавливает общее число избирателей на участке, а также число избирателей, получивших бюллетени. На основании бюллетеней, находившихся в избирательных ящиках, комиссия устанавливает общее число избирателей, принявших участие в голосовании; число голосов, поданных за каждого кандидата; число голосов, поданных против всех кандидатов в депутаты (в бюллетене вычеркнуты фамилии всех кандидатов); число бюллетеней, признанных недействительными. По фамилиям граждан, дополнительно вписанным избирателями в бюллетени, голоса не подсчитываются.

Результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании участковой избирательной комиссии и заносятся в протокол, составляемый по избирательному участку. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, заверяется печатью и незамедлительно пересылается в соответствующую окружную избирательную комиссию в порядке, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией.

 

Статья 38. Установление результатов выборов

На основании протоколов участковых избирательных комиссий окружная избирательная комиссия определяет: общее число избирателей по округу; число избирателей, получивших избирательные бюллетени; число избирателей, принявших участие в голосовании на основании бюллетеней, находившихся в избирательных ящиках; число голосов, поданных за кандидата в депутаты; число голосов, поданных против всех кандидатов в депутаты; число бюллетеней, признанных недействительными.

Избранным считается кандидат в депутаты, получивший на выборах наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, но не менее 25 процентов от числа граждан, внесенных в списки избирателей, при условии, что число голосов, поданных за кандидата, больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. При равном числе полученных голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше.

Окружная избирательная комиссия, может признать выборы недействительными из-за допущенных в ходе выборов или при подсчете голосов нарушений настоящего Закона.

Выборы признаются несостоявшимися в случае выбытия всех кандидатов в депутаты, зарегистрированных по избирательному округу, а также при участии в повторном голосовании двух кандидатов в депутаты и при этом ни один из них не был избран. (Часть в редакции Закона Чувашской Республики от 26.08.1994 № 3)

Результаты выборов по избирательному округу устанавливаются на заседании окружной избирательной комиссии, и заносятся в протокол. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии в установленном порядке и заверяется печатью.

Сообщение о результатах выборов по избирательному округу публикуется в печати соответствующей окружной избирательной комиссией в сроки, установленные Центральной избирательной комиссией. В сообщении указывается общее число граждан, включенных в списки избирателей; число избирателей, получивших избирательные бюллетени; число избирателей, принявших участие в голосовании; число голосов, поданных за, и число голосов, поданных против всех кандидатов; число недействительных бюллетеней, фамилия, имя, отчество, год рождения, занимаемая должность, место работы и место жительства депутата.

 

Раздел IХ. Порядок подведения и определения итогов выборов депутатов

 

Статья 39. Регистрация депутатов

Центральная избирательная комиссия по выборам депутатов на основании поступивших к ней протоколов окружных избирательных комиссий регистрирует избранных депутатов.

Центральная избирательная комиссия может признать выборы недействительными, если в ходе выборов или при подсчете голосов либо определении результатов выборов имели место нарушения настоящего Закона и отказать в регистрации депутата.

 

Статья 40. Опубликование итогов выборов депутатов

Сообщение об итогах выборов в целом по республике и список избранных депутатов Центральная избирательная комиссия публикует в печати не позднее чем в десятидневный срок после проведения общих выборов в алфавитном порядке с указанием фамилии, имени, отчества, занимаемой должности (занятия), места работы и места жительства депутата, избирательного округа, от которого он избран депутатом.

 

Статья 41. Удостоверение и нагрудный знак депутата

Окружная избирательная комиссия после опубликования в печати списка депутатов, зарегистрированных Центральной избирательной комиссией, выдает каждому избранному депутату удостоверение о его избрании.

При наличии всех документов, удостоверяющих избрание и регистрацию депутата ему взамен удостоверения, выданного окружной избирательной комиссией, выдаются удостоверение депутата и нагрудный знак депутата.

В случае отзыва депутата или досрочном прекращении депутатских полномочий в связи с вступившим с законную силу обвинительным судебным приговором в отношении лица, являющегося депутатом, удостоверение и нагрудный знак депутата подлежат возвращению в Центральную избирательную комиссию.

 

Раздел Х. Повторное голосование, повторные выборы

и выборы депутатов вместо выбывших депутатов

 

Статья 42. Повторное голосование

Если по избирательному округу баллотировались три и более кандидатов в депутаты и ни один из них не был избран, окружная избирательная комиссия принимает решение о проведении в избирательном округе повторного голосования по двум кандидатам в депутаты, получившим наибольшее число голосов. Об этом решении окружная избирательная комиссия сообщает в Центральную избирательную комиссию и информирует избирателей округа. Повторное голосование в избирательном округе проводится не позднее чем в двухнедельный срок с соблюдением требований настоящего Закона. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в печати. (Часть в редакции Закона Чувашской Республики от 26.08.1994 № 3)

При повторном голосовании избранным считается кандидат в депутаты, получивший на выборах наибольшее число голосов избирателей по отношению к другому кандидату в депутаты, но при этом число голосов, поданных за кандидата в депутаты, должно быть больше числа голосов, поданных против обоих кандидатов в депутаты. (Часть в редакции Закона Чувашской Республики от 26.08.1994 № 3)

При участии в повторном голосовании одного кандидата в депутаты число голосов, поданных за кандидата в депутаты, должно быть больше числа голосов, поданных против него. (Часть введена - Закон Чувашской Республики от 26.08.1994 № 3)

Статья 43. Повторные выборы

Если по избирательному округу выборы были признаны несостоявшимися либо недействительными, то Центральная избирательная комиссия принимает решение о проведении в этом избирательном округе повторных выборов. При этом она может принять решение о необходимости проведения выборов окружной и участковыми избирательными комиссиями в новом составе. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по спискам избирателей, составленным для проведения общих выборов. (Часть в редакции Закона Чувашской Республики от 26.08.1994 № 3)

Образование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты, другие мероприятия проводятся в порядке, установленном настоящим Законом. Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в печати.

В случае проведения повторных выборов кандидатами в депутаты не могут вновь баллотироваться граждане Чувашской Республики, не набравшие необходимого числа голосов в ходе общих выборов в данном избирательном округе.

Повторные выборы проводятся не позднее чем в двухмесячный срок после общих выборов.

 

Статья 44. Проведение выборов депутатов вместо выбывших

В случае признания высшим представительным органом государственной власти Чувашской Республики полномочий отдельных депутатов недействительными, а также в случае отзыва депутата, досрочного прекращения полномочий по другим причинам в соответствующих избирательных округах в трехмесячный срок с момента выбытия депутата проводятся новые выборы. Выборы назначаются Центральной избирательной комиссией не позднее чем за два месяца до их проведения и организуются с соблюдением требований настоящего Закона. При этом окружная избирательная комиссия образуется за 60 дней, участковые - за месяц до выборов, регистрация кандидатов в депутаты заканчивается за месяц до выборов.

В случае выбытия депутата менее чем за год до истечения срока полномочий выборы нового депутата вместо выбывшего не проводятся.

 

 

Председатель Верховного Совета

Чувашской Республики

Э.Кубарев

 

Гор.Чебоксары, 24 ноября 1993 года.


Информация по документу
Читайте также