Расширенный поиск

Закон Верховного Совета Чувашской Республики от 27.05.1993 б/н

Закон Чувашской Республики от 27 мая 1993 г.

"О государственной поддержке малого предпринимательства в Чувашской Республике"

 

(В редакции Закона Государственного Совета Чувашской Республики

от 05.12.1994 № 7)

 

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики по поддержке и развитию малого предпринимательства в Чувашской Республике, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности малых предприятий и предпринимателей в качестве полноправных субъектов конкурентной рыночной системы хозяйствования с целью увеличения их вклада в развитие экономики республики.

Основная задача государственной политики в области поддержки малого предпринимательства заключается в обеспечении малым предприятиям равных с другими субъектами хозяйствования условий осуществления хозяйственной деятельности.

Положения настоящего Закона действуют на территории Чувашской Республики по отношению ко всем субъектам малого предпринимательства независимо от формы собственности и сферы деятельности, включая юридических лиц и граждан других государств, если иное не предусмотрено соответствующими международными договорами и законодательными актами Российской Федерации и Чувашской Республики.

 

Статья 1. Понятие малого предпринимательства и малого предприятия

1. Под малым предпринимательством в настоящем Законе понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая во всех отраслях экономики физическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики, а также предприятиями любой организационно-правовой формы, показатели деятельности которых соответствуют критериям, установленным настоящей статьей.

2. Малыми предприятиями признаются предприятия всех организационно-правовых форм и форм собственности, установленных законодательством, как вновь создаваемые, так и действующие, показатели деятельности которых не превышают следующие уровни:

а) по среднесписочной численности занятых

 

 

Сфера деятельности предприятия

Среднесписочная численность работающих, чел.

1.

 Промышленность

200

2.

 Строительство

200

3.

 Сельское хозяйство

50

4.

 Наука и научное обслуживание

100

5.

 Оптовая торговля

50

6.

 Розничная торговля

15

7.

 Другие отрасли производственной сферы

50

8.

 Непроизводственная сфера

15

 

Среднесписочная численность работников предприятия для отнесения его к категории малых определяется в установленном порядке.

3. Малое предприятие не может пользоваться государственной поддержкой, если:

в своей деятельности на территории республики оно по заключению Чувашского территориального управления Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур занимает доминирующее положение на региональном рынке и нарушает антимонопольное законодательство;

в его уставном капитале доля, принадлежащая предприятиям со средней численностью работников более 1000 человек, либо органу государственного управления, превышает 30 процентов;

в его уставном капитале доля, принадлежащая одному или нескольким предприятиям, не относящихся к категории малых, превышает 75 процентов.

 

Статья 2. Цели, направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства

1. Государственная поддержка малого предпринимательства направлена на создание равных условий и возможностей начала и осуществления предпринимательской деятельности для всех предпринимателей на рынке, обеспечение доступа к производственным, кредитным, инвестиционным ресурсам и источникам информации, участия во внешенеэкономической деятельности, подготовке кадров.

2. Основными целями государственной поддержки малого предпринимательства являются:

- создание условий и стартовых возможностей для выбора гражданами Чувашской Республики самостоятельной предпринимательской деятельности как основного рода занятий и источники личных доходов;

- содействию укреплению самостоятельности малых предприятий и предпринимателей как полноправных субъектов конкурентной рыночной системы хозяйствования;

- устранение препятствий и ограничений, вызванных недостаточностью собственных ресурсов и возможностей субъектов малого предпринимательства;

- развитие сети субъектов малого предпринимательства, отвечающих интересам формирования рациональной структуры экономики Чувашской Республики, ее городов и районов, обеспечивающих более полное насыщение рынка товарами, работами и услугами;

- совершенствование системы взаимоотношений субъектов малого предпринимательства между собой, с крупными предприятиями, республиканскими и местными органами власти и управления.

3. Государственная поддержка малого предпринимательства носит комплексный характер и осуществляется по следующим важнейшим направлениям:

- содействие научно-техническому развитию, освоению новой продукции и современной технологии, модернизации и диверсификации производства, реализации структурных изменений в экономике и гармоничному социально-экономическому развитию городов и районов Чувашской Республики;

- обеспечение доступа к финансовым ресурсам, создание возможностей для накопления и инвестирования собственных средств и использования кредитных ресурсов в объемах и на условиях, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие субъектов малого предпринимательства;

- содействие обеспечению субъектов малого предпринимательства материально-техническими ресурсами, основными производственными фондами, в том числе в процессе приватизации государственной и муниципальной собственности и структурной перестройки экономики, а также в организации сбыта продукции, включая поставку продукции (работ, услуг) для государственных нужд;

- поддержка внешнеэкономической деятельности малых предприятий, содействие развитию торговых, научно-технических, производственных, информационных связей малых предприятий Чувашской Республики с зарубежными странами, стимулирование экспорта продукции субъектов малого предпринимательства, обмена технологии, привлечения иностранных инвестиций, развития производства за рубежом, увеличения валютных поступлений;

- совершенствование системы управления на малых предприятиях, повышение квалификации руководителей, специалистов и персонала, разработка и реализация мер по обеспечению занятости, нормальных условий труда и социальной защищенности работников;

- поощрение совместной деятельности субъектов малого предпринимательства, обеспечение их равноправных взаимоотношений с более крупными предприятиями при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, недопущение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в отношении субъектов малого предпринимательства;

- пропагандистско-разъяснительная и информационная работа, направленная на демонстрацию экономической и социальной значимости малого предпринимательства, формирование общественного мнения и вовлечение широких слоев населения в предпринимательскую деятельность, популяризация мер государственной поддержки малого предпринимательства.

4. Основными формами государственной поддержки малого предпринимательства являются:

- создание и развитие законодательной и нормативной базы предпринимательской деятельности, обеспечение правовой защиты субъектов малого предпринимательства, введение изъятий из действующего законодательства и совершенствование системы государственного регулирования в интересах развития малого предпринимательства, включая установление особых упрощенных процедур и правил регистрации субъектов малого предпринимательства, учета и отчетности, взаимоотношений с и другими органами;

- формирование системы органов государственного управления и специализированных организаций с государственным участием, ответственных за разработку и реализацию мер государственной поддержки малого предпринимательства и оказывающих услуги субъектам малого предпринимательства в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, управленческого консультирования, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности и по другим направлениям государственной поддержки малого предпринимательства;

- определение системы государственных приоритетов, организация разработки и реализации республиканских и местных программ развития и поддержки малого предпринимательства, обеспечение субъектов малого предпринимательства в их реализации, а также в выполнении контрактов на поставку продукции для государственных нужд;

- применение системы налоговых и иных финансовых льгот, содействие развитию специализированных финансово-кредитных институтов, инвестиционных фондов, страховых организаций, предоставлении государственных гарантий для субъектов малого предпринимательства, прежде всего участвующих в реализации программ и проектов по приоритетным направлениям социально-экономического развития на федеральном, региональном и местном уровне;

- организация взаимодействия государственных органов между собой, профессиональными союзами, массовыми движениями и другими общественными объединениями, объединяющими субъектов малого предпринимательства и выражающими их интересы.

5. Преимущественное право на получение поддержки имеют малые предприятия, осуществляющие деятельность, признанную приоритетной.

Приоритетными в Чувашской Республике признаются:

- производство товаров народного потребления;

- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

- производство стройматериалов из местного сырья;

- строительство объектов социально-культурного назначения;

- бытовое обслуживание населения;

- внедрение высокоэффективных научно-технических достижений.

Отнесение деятельности к приоритетной производится:

Советом Министров Чувашской Республики и администрациями городов и районов в пределах своей компетенции - в отношении иных направлений деятельности, осуществление которой дает право на налоговые льготы.

Специально уполномоченными государственными организациями - в отношении деятельности, осуществление которой дает право на получение других (кроме налоговых льгот) видов поддержки.

 

Статья 3. Система государственных органов, осуществляющих поддержку малого предпринимательства

1. Республиканские органы власти и управления Чувашской Республики, местные Советы народных депутатов и местные администрации обеспечивают поддержку малого предпринимательства в пределах своей компетенции.

2. Органом государственного управления, обеспечивающим координацию деятельности республиканских и местных органов власти и управления в сфере государственной поддержки малого предпринимательства и их взаимодействие с общественными объединениями и предпринимательскими структурами, является Чувашское территориальное управление Государственными комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

Чувашское территориальное управление Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в пределах своей компетенции:

- осуществляет поддержку, защиту и выявление интересов субъектов малого предпринимательства;

- контролирует соблюдение законодательства о государственной поддержке малого предпринимательства, разрабатывает предложения по его совершенствованию;

- проводит анализ состояния малого предпринимательства и эффективности применения мер его государственной поддержки, готовит прогнозы и предложения по приоритетным направлениям и формам государственной поддержки малого предпринимательства, представляет их на рассмотрение Совета Министров Чувашской Республики;

- совместно с Министерством финансов Чувашской Республики и Государственной налоговой инспекцией по Чувашской Республике готовит предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства налоговых и иных льгот и части средств, поступающих в республиканский бюджет, и об использовании средств республиканского бюджета и специализированных внебюджетных фондов Чувашской Республики для поддержки малого предпринимательства;

- оказывает органам управления Чувашской Республики и местной администрации содействие и помощь при разработке и реализации мер поддержки малого предпринимательства;

- направляет и координирует деятельность системы специализированных органов и организаций с государственным участием, формирующих основу инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

- принимает меры по популяризации и разъяснению направлений, форм и методов государственной поддержки малого предпринимательства.

3. Экспертно-консультационным органом, осуществляющим координацию деятельности республиканских министерств и ведомств, местных органов управления, предпринимательских кругов, предприятий и их объединений, общественных организаций по реализации республиканской программы поддержки предпринимательства и выработки предложений по налоговой, финансовой и материально-технической политике в области предпринимательской деятельности, является Совет по поддержке предпринимательства при Совете Министров Чувашской Республики.

4. Органы государственной власти и управления, осуществляющие поддержку малого предпринимательства, действуют в тесном контакте с союзами и ассоциациями предпринимателей, общественными и другими организациями, ставящими своей целью создание благоприятных условий для развития предпринимательства.

 

Статья 4. Программы поддержки малого предпринимательства

1. Основной формой реализации политики по поддержке и развитию малого предпринимательства являются целевые программы, разрабатываемые и осуществляемые на республиканском и местном уровнях.

Система указанных программ включает в себя:

- перспективные прогнозы как составляющую долгосрочных программ социально-экономического развития и структурной перестройки;

- среднесрочные целевые программы;

-текущие программы действий на 1-2 года.

2. Республиканские и местные целевые программы поддержки малого предпринимательства утверждаются при рассмотрении бюджетного послания на очередной год соответственно Верховным Советом Чувашской Республики, районными и городскими Советами народных депутатов.

3. Программы поддержки малого предпринимательства в Чувашской Республике разрабатываются в порядке, установленном Советом Министров Чувашской Республики.

В Республиканской целевой программе поддержки малого предпринимательства определяются:

- перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;

- меры, принимаемые на республиканском уровне для реализации основных направлений и форм поддержки малого предпринимательства;

- предложения по установлению налоговых льгот и выделению ассигнований из республиканского бюджета на цели поддержки малого предпринимательства;

- объем и основная номенклатура материальных ресурсов, выделяемых из централизованных фондов, запасов, резервов для реализации программ поддержки приоритетных видов деятельности субъектов малого предпринимательства;

- меры по обеспечению участия малых предприятий в республиканских программах и поставках для государственных нужд;

- предложения по порядку и условиям участия субъектов малого предпринимательства в процессе приватизации, в том числе по особенностям приватизации малых государственных и муниципальных предприятий;

- меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, внебюджетных фондов и иных централизованных источников.

4. По отдельным наиболее важным мероприятиям республиканских и местных программ поддержки малого предпринимательства, требующим межотраслевой и межрегиональной координации, Кабинет Министров Чувашской Республики вносит предложения о включении их в Федеральную комплексную программу поддержки малого предпринимательства. (Пункт в редакции Закона Государственного Совета Чувашской Республики от 05.12.1994 № 7)

5. Реализация отдельных подпрограмм, проектов и мероприятий, предусмотренных Республиканской целевой программой поддержки малого предпринимательства, осуществляется, как правило, на конкурсной основе в порядке, устанавливаемом Советом Министров Чувашской Республики.

6. Общественные объединения, союзы и ассоциации предпринимателей, предприятия, финансово-кредитные учреждения могут самостоятельно разрабатывать и реализовывать программы поддержки малого предпринимательства, а также обращаться в органы исполнительной власти с предложениями о включении указанных программ, проектов и отдельных мероприятий в государственные программы поддержки малого предпринимательства.

 

Статья 5. Фонды поддержки и развития малого предпринимательства

1. В целях поддержки и развития малого предпринимательства формируется система государственных и с государственным участием коммерческих и некоммерческих фондов поддержки и развития малого предпринимательства.

2. Фонд поддержки и развития малого предпринимательства признается финансовый институт, средства которого используются для долевого участия в формировании уставного капитала вновь создаваемых либо действующих малых предприятий и (или) для финансирования мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства является юридическим лицом.

К числу мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, относятся:

выдача гарантий коммерческим банкам, кредитующим субъектов малого предпринимательства, а также гарантий иностранным инвесторам;

компенсация на договорной основе коммерческим банкам и страховым организациям средств, недополученных при применении льготного порядка кредитования и страхования малого предпринимательства;

выдача вновь создаваемым и действующим малым предприятиям под залог имущества, находящегося в их собственности, льготных кредитов на приобретение основных производственных фондов, их модернизацию, новое строительство и реконструкцию производства;

подготовка и повышение квалификации работников малых предприятий, а также подготовка и повышение квалификации преподавателей, занятых обучением работников малых предприятий;

подготовка, издание и распространение учебных, методических и других материалов, необходимых для организации и деятельности малых предприятий, а также издание, распространение нормативных актов, регулирующих деятельность малых предприятий;

подготовка региональных и отраслевых программ развития малого предпринимательства и экспертиза таких программ;

подготовка проектов нормативных актов, регулирующих организацию и деятельность малых предприятий, экспертиза таких проектов;

проведение маркетинговых и других исследований, необходимых для определения перспектив отраслевого и регионального развития сети малых предприятий.

 

Статья 6. Государственные и с государственным участием фонды поддержки малого предпринимательства

1. Государственными фондами поддержки малого предпринимательства признаются учрежденные государственными органами фонды, в уставном капитале которых доля государственной собственности превышает 50 процентов.

Фондами поддержки малого предпринимательства с государственным участием признаются фонды, в уставном капитале которых доля средств, внесенных государственными органами составляет до 50 процентов.

2. Некоммерческими фондами поддержки малого предпринимательства признаются фонды, направляющие доходы, получаемые от своей деятельности исключительно на уставные цели. Прибыль некоммерческих фондов от собственной деятельности, оставшаяся после уплаты налогов и обязательных платежей в бюджет, используется на прирост собственных ресурсов фондов и не распределяется между учредителями и участниками фондов.

3. Коммерческие фонды поддержки малого предпринимательства учреждаются в форме акционерных обществ открытого типа.

4. Государственные и с государственным участием фонды поддержки малого предпринимательства создаются на всех уровнях управления Чувашской Республики.

5. Учреждаются в качестве некоммерческих фондов поддержки малого предпринимательства:

Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции Чувашской Республики;

муниципальные фонды развития и поддержки предпринимательства.

Первоначальный капитал указанных фондов образуется за счет средств соответствующих бюджетов. Прирост средств фондов производится за счет доходов от собственной деятельности и деятельности учреждаемых фондами предприятий, а также добровольных взносов предприятий, организаций, граждан.

Имущество фондов и получаемая ими прибыль не облагаются налогами в части, подлежащей зачислению в республиканский бюджет.

6. Задачи, функции и компетенции фонда поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции Чувашской Республики, других некоммерческих и с государственным участием фондов поддержки развития малых предприятий определяются Положением, утверждаемым Советом Министров Чувашской Республики.

 

Статья 7. Негосударственные фонды поддержки малого предпринимательства

1. Негосударственными признаются фонды поддержки малого предпринимательства, учрежденные предприятиями, в том числе малыми, общественными объединениями предпринимателей, иными юридическими и физическими лицами, в уставном капитале которых доля средств, принадлежащих государству, отсутствует.

2. Негосударственные фонды поддержки малого предпринимательства могут быть коммерческими либо некоммерческими организациями в соответствии с их уставами.

 

Статья 8. Инвестиционные компании малого предпринимательства

1. Инвестиционными компаниями малого предпринимательства признаются акционерные общества, которые одновременно привлекают средства путем эмиссии акций, инвестируют их в ценные бумаги, владеют ценными бумагами и совершают операции с ценными бумагами, если суммарная стоимость акций малых предприятий составляет не менее 40 процентов активов указанных компаний.

Целью деятельности инвестиционных компаний малого предпринимательства является содействие увеличению собственных средств малых предприятий путем приобретения выпускаемых ими акций и организации размещения ими акций среди третьих лиц, повышения эффективности работы малых предприятий путем участия в управлении и оказания консультационных и иных услуг.

2. Инвестиционные компании малого предпринимательства могут владеть в сумме не более чем 35 процентов акций любого малого предприятия в течение одного года с момента их эмиссии и не более чем 25 процентами акций любого малого предприятия по истечении одного года с момента их эмиссии.

3. Государство в лице уполномоченного на то органов власти и управления, а также государственные фонды поддержки малого предпринимательства могут владеть не более чем 25 процентами акций инвестиционных компаний малого предпринимательства.

 

Статья 9. Общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства

1. Обществами взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства признаются акционерные общества крытого типа либо товарищества с ограниченной ответственностью, созданные для аккумулирования временно свободных денежных средств учредителей, оказания временной финансово помощи и предоставления ссуд и краткосрочных коммерческих кредитов своим учредителям и краткосрочных коммерческих кредитов своим учредителям (участникам).

2. Учредителями (участниками) обществ взаимного кредитования могут быть малые предприятия, предприниматели, фонды поддержки малого предпринимательства, иные юридические и физические лица.

Субъектам малого предпринимательства должно принадлежать не менее 75 процентов акций (паев, долей участия) указанных обществ.

3. Общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства:

- могут поручать управление собственными ресурсами банку-депозитарию, фонду поддержки малого предпринимательства или иному финансово-кредитному учреждению;

- самостоятельно определяют размер, периодичность, порядок внесения вкладов (взносов) учредителями, предельные размеры, сроки и условия кредитования и оказания финансовой помощи;

- не могут предоставлять денежные средства субъектам малого предпринимательства, иным юридическим и физическим лицам, которые не являются учредителями (участниками) указанных обществ, за исключением приобретения высоколиквидных ценных бумаг и размещения временно свободных средств на депозитных счетах в банках.

4. Общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства подлежат лицензированию. Центральным банком Российской Федерации в порядке, установленном законодательством.

 

Статья 10. Страхование субъектов малого предпринимательства

1. Субъекты малого предпринимательства, пользующиеся налоговыми и другими финансовыми льготами, а также пользующиеся финансовой поддержкой государственных фондов поддержки предпринимательства и (или) получившие гарантии этих фондов по кредитам, обязаны страховать свое имущество, финансовые и коммерческие риски.

2. Фонды поддержки малого предпринимательства могут компенсировать страховым организациям полностью или частично доходы, недополученные ими при страховании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между страховщиком и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства.

 

Статья 11. Общества взаимного страхования субъектов малого предпринимательства

1. Обществами взаимного страхования субъектов малого предпринимательства признаются акционерные общества закрытого типа либо товарищества с ограниченной ответственностью, созданные для страховой защиты имущественных интересов учредителей (участников) путем формирования совместного гарантийного фонда и страховых резервов для выплаты страховых сумм, страховых возмещений и финансирования мероприятий по предупреждению страховых случаев.

2. Учредителями (участниками) обществ взаимного страхования субъектов малого предпринимательства могут быть малые предприятия, предприниматели, фонды поддержки малого предпринимательства, иные юридические и физические лица.

Субъектам малого предпринимательства должно принадлежать не менее 75 процентов акций (паев, долей участия) указанных обществ.

3. Общества взаимного страхования субъектов малого предпринимательства:

- самостоятельно определяют условия взаимного страхования;

- могут поручать управление совместными страховыми гарантийными фондами и резервами банку-депозитарию либо фонду поддержки малого предпринимательства.

4. Общества взаимного страхования субъектов малого предпринимательства подлежат лицензированию Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью в порядке, установленном законодательством.

 

Статья 12. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства

1. Налоговые льготы могут предоставляться субъектам малого предпринимательства в виде:

- освобождения от уплаты отдельных лиц или категорий плательщиков;

- изъятия из обложения определенных элементов объекта налога;

- понижения налоговых ставок;

- целевых налоговых льгот, включая налоговые кредиты и отсрочку взимания налогов;

- других налоговых льгот.

2. Субъект малого предпринимательства может одновременно пользоваться льготами по нескольким видам налогов.

3. Налоговые льготы предоставляются субъектам малого предпринимательства на срок не менее одного года, за исключением случаев, когда малое предприятие, пользующееся льготами, в течение указанного срока перестало соответствовать критериям, установленным п.5 ст. 12 настоящего Закона.

4. Налоговые льготы предоставляются раздельно по налогам, поступающим в республиканский бюджет, бюджеты местных Советов налоговых депутатов.

5. Размер налоговых льгот малым предприятиям в части налога, направляемой в республиканский бюджет, определяется Верховным Советом Чувашской Республики. Размер налоговых льгот в части налога, направляемой в местные бюджеты, устанавливается соответствующими Советами народных депутатов.

6. Налоговые льготы предоставляются предприятиям, изготавливающим продукцию, оказывающим услуги, выполняющим работы, отнесенные в порядке, предусмотренном п.5 статьи 2 настоящего Закона, к числу приоритетных направлений.

Для получения налоговых льгот по налогам, поступающим в республиканский бюджет, доля выручки от реализации продукции, работ, услуг, отнесенных к приоритетным, не может быть меньше 50 процентов от величины общей выручки данного предприятия. Для получения налоговых льгот по налогам, поступающим в бюджеты местных Советов, указанная доля определяется соответствующим Советом народных депутатов.

7. Налоговая льгота в виде освобождения от уплаты налогов отдельных юридических лиц или категорий плательщиков предоставляется, как правило, вновь созданным предприятиям. Вновь созданными признаются предприятия, формирующие основные и оборотные средства, прочие активы и трудовой коллектив только после государственной регистрации. К ним не относятся предприятия, образованные в результате реорганизации или ликвидации действующих предприятий.

Налоговая льгота в виде отсрочки или рассрочки уплаты налога предоставляются вновь созданным и действующим предприятиям в пределах сумм, зачисляемых в республиканский бюджет.

Налоговая льгота в виде инвестиционного налогового кредита предоставляются, как правило, действующим предприятиям.

8. В случае прекращения деятельности малого предприятия в связи с его ликвидацией по решению собственника имущества предприятия, использовавшего налоговые льготы в виде освобождения от уплаты налога в течение года после окончания срока действия льгот, предприятие обязано возвратить в соответствующий бюджет всю сумму полученных им льгот.

 

Статья 13. Налогообложение субъектов малого предпринимательства

1. Порядок освобождения от уплаты налогов, определение базы налогообложения, отсрочки и уплаты налога для субъектов малого предпринимательства устанавливается законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики о налогообложении.

2. Государственный Совет Чувашской Республики устанавливает дополнительные льготы по налогам для субъектов малого предпринимательства в части, подлежащей зачислению в республиканский бюджет, ежегодно в составе бюджетного послания. (Пункт в редакции Закона Государственного Совета Чувашской Республики от 05.12.1994 № 7)

3. Местные органы власти устанавливают дополнительные льготы налогам для субъектов малого предпринимательства в соответствии с действующим законодательством в пределах своей компетенции.

 

Статья 14. Содействие обеспечению ресурсами и сбыту продукции

1. Для поддержки малого предпринимательства используются не подрывающие основ конкурентной экономики формы содействия обеспечению ресурсами и сбыту продукции, в том числе путем использования системы поставок продукции для государственных нужд и реализации республиканской и местных целевых программ поддержки малого предпринимательства.

2. Содействие обеспечению ресурсами осуществляется по приоритетным направлениям малого предпринимательства за счет следующих источников:

- продукции полученной по государственному заказу (государственным контрактам);

- ресурсов, закупленных на открытом рынке за счет целевых фондов поддержки малого предпринимательства;

- ресурсов, образовавшихся при ликвидации незавершенного строительства;

- неиспользуемых сырьевых ресурсов;

- ресурсов, полученных по импорту за счет централизованных валютных ресурсов;

- ресурсов, полученных в виде иностранной помощи, технического и иного содействия международных организаций, а также зарубежных союзов и ассоциаций малого бизнеса;

- других источников.

Лимиты на использование ресурсов из централизованных фондов, запасы и резервов, лимиты на продукцию, полученную по государственному заказу (контрактам), а также используемая с этой целью часть поставок в виде международной помощи республике ежегодно определяется правительственной Чувашской Республики.

4. Государственное содействие реализации (сбыту) продукции малых предприятий Чувашской Республики оказывается путем:

обязательного резервирования за малыми предприятиями определенной доли объема (стоимости) централизованно финансируемых заказов, работ и услуг (включая инвестиционные проекты);

обязательного резервирования за малыми предприятиями, как субподрядчиками, определенной доли от стоимости централизованно финансируемых заказов, работ, услуг (включая инвестиционные проекты), которые в качестве генерального подрядчика осуществляются крупным предприятием;

обязательного резервирования для малых предприятий мест на коммерческих выставках и показах, проводимых в Чувашской Республике и за ее пределами;

льготного доступа малых предприятий к централизованным информационно-коммерческим сетям;

оказания малым предприятиям содействия в развитии и совершенствования собственной товаропроизводящей сети, в осуществлении национальной и зарубежной рекламы;

предоставления экспортных кредитов;

другими мерами содействия.

Содействие в сбыте продукции осуществляется путем конкурсного (экспортного) распределения при участии союзов (ассоциаций) малых предприятий.

 

Статья 15. Поддержка внешнеэкономической деятельности малых предприятий

1. Республиканскими органами и организациями поддержка внешнеэкономической деятельности малых предприятий осуществляется в виде:

предоставления информации о товарных рынках и о возможностях инвестирования за рубежом;

предоставления гарантий по экспортным кредитам;

предоставления гарантий по валютным кредитам;

предоставления гарантий по кредитам, получаемым от иностранных кредитов;

предоставления малым предприятиям, их отраслевым и региональным союзам, ассоциациям гарантированного представительства на международных выставках, в том числе специализированных, устраиваемых с участием Чувашской Республики.

3. В сфере внешнеторговых отношений поддержка малых предприятий ориентируется:

на преодоление ресурсоориентированного экспорта, повышение доли конечной и наукоемкой продукции, продукции народных промыслов и услуг;

на расширение и насыщение рынка потребительских товаров и услуг;

на привлечение иностранных кредитов, капиталов и помощи прежде всего на цели технической реконструкции и модернизации малых предприятий и создание новых экспортных средств; на развитие транзитных внешнеторговых перевозок, на расширение экспорта услуг.

4. Конкретные виды и размеры государственной поддержки внешнеэкономической деятельности малых предприятий определяются с учетом имеющихся возможностей Правительством Чувашской Республики и отражаются в соответствующих годовых программах.

 

Статья 16. Подготовка кадров для малого предпринимательства

1. Государственные органы обеспечивают благоприятные условия для обучения, переобучения и повышения квалификации граждан, занятых и готовящихся к работе в сфере малого предпринимательства.

2. Государственные образовательные стандарты основного и среднего общего, профессионального образования включаются дисциплины по теории и практике предпринимательства.

На добровольной основе проводится обучение, переобучение и повышение квалификации для работы в сфере малого предпринимательства в любых учебных заведениях (бизнес-школы, инкубаторы предпринимательства и т.д.), специализирующиеся или организующих факультативные курсы по подготовке кадров для малого предпринимательства.

3. Государство предоставляет помощь в организации и ведении подготовки кадров малого предпринимательства. Помощь в организации первоначальной подготовки кадров осуществляется преимущественно в форме информационно-методического обеспечения и предоставления возвратных льготных кредитов. Подготовка кадров через государственную систему образования и последипломной подготовки осуществляется за счет бюджетных средств. Для поддержки негосударственных учебных заведений и курсов по подготовке кадров для малого предпринимательства государственные органы власти могут гарантировать возврат кредитов, предоставлять целевые льготные кредиты, а также осуществлять финансирование из бюджетных средств.

Выделение государственных бюджетных субсидий и помощи негосударственным образовательным учреждениям курсам по подготовке кадров малого предпринимательства осуществляется на конкурсной основе при условии проведения обучения по программам, одобренным государственными органами, ответственными за подготовку и повышение квалификации кадров.

4. Все формы государственной поддержки на ведение подготовки кадров осуществляются только тем учебным заведениям, которые имеют лицензию (разрешение) на обучение, переобучение в повышении квалификации кадров для малого предпринимательство.

Порядок выдачи сертификатов определяется Законом Чувашской Республики "Об образовании".

 

Статья 17. Информационное обслуживание, консультирование, диагностика

1. Государственные организации по поддержке малых предприятий осуществляют консультирование малых предприятий:

- по вопросам управления, ведения документации и бухгалтерского учета;

- по юридическим вопросам;

- по производственно-техническим вопросам.

2. Определение целесообразности предоставления государственной поддержки осуществляется на основе аудиторского обследования, проводимого аудиторскими фирмами и аудиторами, аккредитованными республиканскими органами и организациями, осуществляющими поддержку.

3. Республиканские органы и организации, осуществляющие поддержку, могут создавать научные подразделения для ведения исследований по вопросам рационализации хозяйственной деятельности малых предприятий, а также решения технико-экономических проблем организации и модернизации производства на малых предприятиях. Результаты исследований распространяются или по ценам, утвержденным ими.

 

Статья 18. Союзы (ассоциации) малых предпринимателей

1. Республиканские и местные органы власти и управления оказывают поддержку в организации и деятельности различных территориальных, отраслевых и иных союзов и ассоциаций малого предпринимательства. Союзы и ассоциации малого предпринимательства действуют как общественные объединения, учредителями которых выступают граждане и предпринимательские коллективы (акционеры, участники товариществ). Деятельность союзов (ассоциаций) строится на принципах демократизма и общественного самоуправления на создание благоприятных условий развития малого предпринимательства и коллективную защиту их интересов в органах власти и управления, в судах.

2. Государственные меры поддержки в отношении союзов (ассоциаций) малого предпринимательства осуществляются в форме:

- предоставления на льготных условиях помещений для деятельности самих союзов и ассоциаций, а также их учреждений (бизнес-школ, консультационных центров и пр.);

- предоставления на льготных условиях доступа к средствам коммуникации и связи (телефон, телефакс и пр.);

- предоставления на льготных условиях возможностей использования средств массовой информации для популяризации идей малого предпринимательства.

3. Союзы (ассоциации) малого предпринимательства:

- участвуют в разработке и реализации региональных (отраслевых) программ поддержки и развития малого предпринимательства, вправе предоставлять экспертные заключения по этим программам;

- выступают с предложениями по уточнению с учетом республиканских особенностей критериев малого предприятия, уточнению осуществляемых на местном уровне мер поддержки и стимулирования малого предпринимательства (о налоговой и кредитной политике и пр.);

- участвуют в учредительской деятельности по созданию малых предприятий, в том числе путем правового, коммерческого, инженерно-технического и иного консультирования.

4. Союзы (ассоциации) малых предприятий вправе создавать (участвовать в создании) отраслевые и региональные целевые фонды поддержки малого предпринимательства и принимать участие в работе руководящих органов этих фондов, определять основные направления их деятельности.

Союзы (ассоциации) малых предприятий принимают участие в создании банков и обществ взаимного кредита, специализированных товарных бирж, торговых центров, бизнес-школ, информационно-коммерческих, инженерно-технических и консалтинговых центров, аудиторских фирм и других учреждений, обеспечивающих эффективную деятельность малого предпринимательства.

Союзы (ассоциации) малых предприятий осуществляют или заказывают конъюнктурные обзоры по регионам и отраслям, научно-технические прогнозы, разрабатывают рекомендации по вопросам управления, подбора и подготовки кадров, организации учета и маркетинга.

Союзы (ассоциации) малых предприятий могут принимать на себя функции гаранта по кредитам, предоставляемым участникам союза или ассоциации. Союзы (ассоциации) малых предприятий оказывают содействие предприятиям-участникам в совершенствовании их коммерческой деятельности путем развертывания новых производств, открытия собственных торговых центров и других коммерческих структур.

Совместно с региональными (государственными) органами поддержки малого предпринимательства союзы и ассоциации малых предприятий разрабатывают и осуществляют меры по ориентации малых предприятий на полное и комплексное использование региональных ресурсов, а также развитию внутрирегиональной кооперации малых предприятий.

Союзы (ассоциации) малых предприятий принимают участие в распределении на конкурсных началах зарезервированных по закону лимитов централизованно финансируемых программ, а также лимитов субподрядных работ по заказам (подрядам) государственных и муниципальных предприятиям.

Союзы (ассоциации) малых предприятий осуществляют содействие своим членам в установлении ими разносторонних внешнеэкономических связей, прежде всего путем установления контактов с зарубежными союзами и ассоциациями малого бизнеса, обмена с ними коммерческой и научно-технической информацией, обмена делегациями, прогрессивным опытом организации и управления малыми предприятиями.

 

Статья 19. Государственная регистрация деятельности индивидуальных частных предприятий

1. Государственная регистрация индивидуальных частных предприятий носит явочный характер и заключается в оформлении учредителем типовых учредительных документов установленного образца, представления их в регистрирующий орган для постановки на учет в соответствии с действующим законодательством.

2. Решение о регистрации принимается после обращения учредителя на основании предоставленных учредительных документов в сроки, установленные Положением о регистрации индивидуальных частных предприятий.

3. Уведомление учредителя об отказе в регистрации производится письменно либо устно.

4. Отказ в регистрации может иметь место лишь в случае, если предприниматель обратился с заявлением о регистрации предпринимательской деятельности, которая запрещена законом. При этом регистрирующий орган обязан дать заявителю мотивированный отказ в письменном виде с указанием конкретных законодательных актов, запрещающих данный вид деятельности.

5. Порядок регистрации индивидуальных частных предприятий определяется Советом Министров Чувашской Республики.

 

Статья 20. Ответственность за неправомерное воспрепятствование предпринимательской деятельности

1. Действия государственных органов либо должностных лиц, ведущие к невозможности осуществления свободной предпринимательской деятельности (неправомерный отказ либо нарушение срока регистрации, отказ либо нарушение срока в выдаче лицензии, полное или частичное прекращение или приостановление предпринимательской деятельности и т.п.), к ограничению ее объема, сферы распространения ее отдельных видов и к иным ограничениям для предпринимательства, влекут законодательными актами ответственность таких органов и должностных лиц.

Ответственность не применяется, если действия по ограничению предпринимательской деятельности прямо подписаны или разрешены настоящим Законом или иным законодательным актом.

2. Запреты государственных органов власти или должностных лиц, ограничивающие предпринимательскую деятельность, могут быть обжалованы судебном порядке.

Все убытки, понесенные хозяйствующими субъектами вследствие неправомерного воспрепятствования их предпринимательской деятельности, подлежат возмещению в судебном порядке по искам указанных субъектов в полном объеме, включая неполученные доходы.

3. Если неправомерные действия совершаются государственными органами или должностными лицами, убытки возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

Должностное лицо органа власти и управления, по вине которого допущено неправомерное воспрепятствование или ограничение предпринимательской деятельности, подвергается административному штрафу в 10-кратном размере минимальной оплаты труда, взыскиваемому в судебном порядке.

 

Председатель Верховного Совета

Чувашской Республики

Э.Кубарев

 

Гор.Чебоксары, 27 мая 1993 года.

 


Информация по документу
Читайте также