Расширенный поиск

Постановление Правительства Ивановской области от 15.02.2017 № 41-п

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 15.02.2017 № 41-п

г. Иваново

 

Об утверждении бюджетного прогноза Ивановской области

на 2017 – 2030 годы

 

(В редакции Постановления Правительства Ивановской области

от 08.02.2018 № 29-п)

 

В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Ивановской области от 30.12.2015 № 638-п «О бюджетном прогнозе Ивановской области на долгосрочный период» Правительство Ивановской области п о с т а н о в л я е т:

Утвердить бюджетный прогноз Ивановской области на 2017 – 2030 годы (прилагается).

 

 

Губернатор

Ивановской области

 

П.А. Коньков

 

 

 

Приложение к постановлению

Правительства Ивановской области

от 15.02.2017 № 41-п

 

Бюджетный прогноз Ивановской области

на 2017 – 2030 годы

 

(В редакции Постановления Правительства Ивановской области

от 08.02.2018 № 29-п)

 

Бюджетный прогноз Ивановской области на 2017 – 2030 годы – документ, содержащий прогноз основных характеристик консолидированного и областного бюджетов Ивановской области, показатели финансового обеспечения государственных программ Ивановской области на период их действия, иные показатели, характеризующие консолидированный и областной бюджеты Ивановской области, а также содержащий основные подходы к формированию бюджетной политики Ивановской области на долгосрочный период.

Целью разработки бюджетного прогноза Ивановской области на долгосрочный период является оценка основных и наиболее вероятных тенденций развития бюджетной системы Ивановской области, позволяющая обеспечить необходимый уровень сбалансированности консолидированного и областного бюджетов Ивановской области и достижение стратегических целей социально-экономического развития Ивановской области.

 

1. Основные итоги развития и текущее состояние бюджетной системы Ивановской области

 

Развитие Ивановской области в 2015 – 2016 годах осуществлялось в сложных финансово-экономических условиях.

В целях обеспечения сбалансированности консолидированного и областного бюджетов Ивановской области реализовывались:

1) государственная программа Ивановской области «Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Ивановской области», утвержденная постановлением Правительства Ивановской области от 30.10.2013 № 429-п;

2) Программа повышения эффективности управления государственными финансами Ивановской области на период до 2018 года, утвержденная распоряжением Правительства Ивановской области от 07.05.2014 № 96-рп;

3) план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году и на 2016 – 2017 годы по Ивановской области, утвержденный распоряжением Губернатора Ивановской области от 13.02.2015 № 28-р;

4) план мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Ивановской области на 2014 – 2019 годы, утвержденный распоряжением Правительства Ивановской области от 19.02.2014 № 27-рп.

Бюджетная политика в рассматриваемый период была направлена на создание условий для преодоления сложной финансовой ситуации путем увеличения доходов и оптимизации бюджетных расходов, взвешенного стратегического планирования, предусматривающего сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных целях и задачах социально-экономического развития Ивановской области.

Исполнение консолидированного и областного бюджетов Ивановской области в 2015 – 2016 годах представлено в таблице 1.

 

Таблица 1

Исполнение консолидированного и областного бюджетов

Ивановской области в 2015 2016 годах

 

(В редакции Постановления Правительства Ивановской области

от 08.02.2018 № 29-п)

(млн. руб.)

Показатели

2015 год

2016 год

консолидированный

юджет

областной бюджет

консолидированный бюджет

областной бюджет

Итого доходов

36 389,9

30 185,8

37 244,6

30 865,2

Налоговые и неналоговые доходы

23 024,0

16 423, 9

25 545,1

18 957,6

Безвозмездные поступления

13 365,9

13 761,9

11 699,5

11 907,6

Итого расходов

40 014,8

33 068,9

38 486,9

32 066,3

Профицит (+)/

дефицит (-)

-3 624,9

-2 883,1

-1 242,3

-1 201,1

 

Доходы консолидированного бюджета Ивановской области за 2016 год исполнены в объеме 37,2 млрд. руб., или 101,3% к годовым бюджетным назначениям, с увеличением по сравнению с показателем 2015 года на 854,7 млн. руб., или на 2,3%.

Доходы областного бюджета в 2016 году сложились в объеме 30,9 млрд. руб., или 102,3% к годовым бюджетным назначениям, превысив поступления 2015 года на 679,4 млн. руб., или на 2,3%.

В структуре доходов консолидированного и областного бюджетов Ивановской области за 2016 год большую часть составили налоговые и неналоговые доходы – 68,6% по консолидированному бюджету Ивановской области и 61,4% по областному бюджету, превысив долю безвозмездных поступлений.

Совокупный объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Ивановской области в 2016 году был запланирован в сумме 25,2 млрд. руб. Фактическое поступление налоговых и неналоговых доходов сложилось в объеме 25,5 млрд. руб., с увеличением к уровню поступлений 2015 года на 2,5 млрд. руб., или 10,9%.

Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета исполнены в сумме 19,0 млрд. руб., что составило 103,2% от утвержденных бюджетных назначений. Прирост поступлений по сравнению с 2015 годом сложился в объеме 2,5 млрд. руб., или 15,4%.

Динамика поступления доходов от большинства бюджетообразующих налогов положительная. Прирост доходов от налога на прибыль организаций составил 66,3%, или 1,6 млрд. руб., доходов от акцизов по сводной группе подакцизных товаров – 22,8%, или 717,2 млн. руб., доходов от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, – 6,9% ,или 106,1 млн. руб., доходов от налога на доходы физических лиц – 0,4%, или 34,8 млн. руб.

Основными причинами роста поступлений бюджетообразующих налогов стали:

снижение сумм возвратов по налогу на прибыль организаций, а также улучшение финансовых результатов организаций разных сфер деятельности;

рост ставок по акцизам, увеличение нормативов зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации акцизов на нефтепродукты, а также рост объемов производства и реализации подакцизной продукции.

Поступления доходов от транспортного налога за 2016 год составили 642,8 млн. руб., что выше уровня поступлений за 2015 год на 12,9%, или на 73,5 млн. руб. Прирост сложился при влиянии двух разнонаправленных факторов: выбытие с территории Ивановской области крупного налогоплательщика и увеличение налоговых ставок по отдельным категориям транспортных средств.

Доходы от земельного налога поступили в сумме 976,8 млн. руб., что на 3,3%, или на 33,3 млн. руб., меньше поступлений за 2015 год. Незначительное снижение поступлений обусловлено корректировкой таких элементов налогообложения по земельному налогу, как срок уплаты налога для физических лиц (перенос срока с 1 октября на 1 декабря), налоговых ставок и кадастровой стоимости земельных участков.

Неналоговые доходы консолидированного бюджета Ивановской области за 2016 год исполнены в сумме 2,0 млрд. руб., что на 4,8%, или 92,1 млн. руб., больше поступлений 2015 года.

В структуре неналоговых доходов консолидированного бюджета Ивановской области в 2016 году наибольшую долю имели доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (28,8%, или 578,7 млн. руб.), штрафы, санкции и возмещение ущерба (18,8%, или 376,7 млн. руб.), прочие неналоговые доходы, на которые также приходится 18,8%, или 376,7 млн. руб., доходы от продажи материальных и нематериальных активов (18,5%, или 370,6 млн. руб.).

Положительная динамика поступлений в сравнении с 2015 годом сложилась по всем видам неналоговых доходов консолидированного бюджета Ивановской области кроме платежей при пользовании природными ресурсами, доходов от продажи материальных и нематериальных активов и штрафов.

В 2016 году в структуре неналоговых доходов областного бюджета более 39% составили прочие неналоговые доходы. Сумма указанных доходов составила 302,9 млн. руб., что на 224,5 млн. руб., или более чем в 3,8 раза, больше поступлений за 2015 год. Причиной роста поступлений прочих неналоговых доходов стало зачисление денежных средств в связи с уменьшением номинальной стоимости акций, находящихся в собственности Ивановской области.

Безвозмездные поступления в консолидированный бюджет Ивановской области за 2016 год сложились в объеме 11,7 млрд. руб., или 100,9% к годовым бюджетным назначениям и уменьшились по сравнению с показателем 2015 года на 1,7 млрд. руб., или на 12,5%.

Безвозмездные поступления в областной бюджет в 2016 году составили 11,9 млрд. руб., или 100,9% от утвержденного объема, снизившись в сравнении с показателем 2015 года на 1,9 млрд. руб., или на 13,5%.

Безвозмездные поступления из федерального бюджета в консолидированный и областной бюджеты Ивановской области в 2016 году составили 11,4 млрд. руб., или 101,3% к бюджетным назначениям, с уменьшением к 2015 году на 1,6 млрд. руб., или на 12,4%, которое сложилось в основном за счет уменьшения поступлений дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 899,9 млн. руб. и субсидий на 621,4 млн. руб.

Расходы в 2015 – 2016 годах были сформированы исходя из ограниченности финансовых возможностей областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Ивановской области, необходимости финансирования первоочередных расходов и перераспределении бюджетных ассигнований между мероприятиями государственных программ Ивановской области исходя из их приоритетности.

Расходы консолидированного бюджета Ивановской области за 2016 год исполнены в сумме 38,5 млрд. руб., или 95,8% от утвержденных бюджетных назначений, со снижением по сравнению с показателем 2015 года на 1,5 млрд. руб., или на 3,8%.

Расходы областного бюджета за 2016 год исполнены в сумме 32,1 млрд. руб., или 97,9% от утвержденных бюджетных назначений, со снижением по сравнению с показателем 2015 года на 1002,6 млн. руб., или на 3,0%. (В редакции Постановления Правительства Ивановской области от 08.02.2018 № 29-п)

В структуре расходов консолидированного бюджета Ивановской области в 2016 году преобладают бюджетные ассигнования на отрасли социальной сферы – 66,1%, в том числе социальную политику – 29,0%, на образование – 28,9%, здравоохранение – 4,4%, культуру и кинематографию – 3,2%, физическую культуру и спорт – 0,6%. Расходы на национальную экономику составили 12,7%, на общегосударственные вопросы – 8,5%, жилищно-коммунальное хозяйство – 6,7%, на обслуживание государственного и муниципального долга – 4,9% от общего объема расходов консолидированного бюджета Ивановской области.

В структуре расходов областного бюджета в 2016 году также преобладают бюджетные ассигнования на отрасли социальной сферы – 61,2%.

За 2016 год консолидированный бюджет Ивановской области исполнен с превышением расходов над доходами на 1 242,3 млн. руб., или 39,9% от утвержденного годового объема. Дефицит областного бюджета сложился в сумме 1 201,1 млн. руб. и составил 6,3% от объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.  (В редакции Постановления Правительства Ивановской области от 08.02.2018 № 29-п)

На протяжении последних лет основным источником финансирования бюджетного дефицита выступают государственные заимствования в виде кредитов банков. Возрастающие объемы заимствований в предыдущие бюджетные периоды вызывали ежегодное увеличение объема государственного долга и долговой нагрузки. За последние 5 лет в 2016 году впервые преломлена тенденция роста долговой нагрузки на областной бюджет. По состоянию на 01.01.2016 объем государственного долга Ивановской области составил 15,6 млрд. руб., или 95,3% от годового объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2015 год, по состоянию на 01.01.2017 – 16,8 млрд. руб., или 88,8% от годового объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2016 год.

Формирование межбюджетных отношений в Ивановской области осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, Законом Ивановской области от 28.11.2005 № 173-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Ивановской области».

В целях создания равных возможностей для исполнения расходных обязательств по решению вопросов местного значения из областного бюджета муниципальным образованиям Ивановской области предоставляются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений муниципальных образований Ивановской области и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Ивановской области. Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности определяется в соответствии с методиками, утвержденными Законом Ивановской области от 28.11.2005 № 173-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Ивановской области».

Общий объем предоставляемых дотаций составил в 2015 году 3947,4 млн. руб., в 2016 году – 4046,5 млн. руб. В 2015 году часть дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в размере 29,3 млн. руб. была заменена дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц.

Для более полного исполнения муниципальными образованиями Ивановской области расходных обязательств по решению вопросов местного значения из областного бюджета муниципальным образованиям Ивановской области ежегодно выделяются субсидии и иные межбюджетные трансферты.

Объем предоставленных муниципальным образованиям Ивановской области из областного бюджета субсидий составил в 2015 году 2779,8 млн. руб., в 2016 году – 1454,9 млн. руб., иных межбюджетных трансфертов в 2015 году – 355,9 млн. руб., в 2016 году – 241,3 млн. руб.

Объем межбюджетных трансфертов, выделяемых муниципальным образованиям Ивановской области из областного бюджета, составил в 2015 году 46,8% от общего объема расходов областного бюджета, в 2016 году – 31,9%. (В редакции Постановления Правительства Ивановской области от 08.02.2018 № 29-п)

За последние годы в федеральное законодательство неоднократно вносились изменения в части перераспределения полномочий как между субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, так и между самими муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации.

В 2014 году на областной уровень переданы вопросы финансирования обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение бесплатного дошкольного образования.

С 1 января 2015 года в соответствии с изменениями, внесенными в статью 14 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на уровень муниципальных районов субъектов Российской Федерации передана значительная часть вопросов местного значения сельских поселений субъектов Российской Федерации.

В Ивановской области согласно Закону Ивановской области от 28.11.2014 № 92-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Ивановской области» указанные вопросы местного значения решались сельскими поселениями Ивановской области до 1 января 2017 года.

В соответствии с изменениями, внесенными в статьи 137 и 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, изменялись подходы к выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных образований субъектов Российской Федерации. С 2014 года изменены методики расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных районов (городских округов) субъектов Российской Федерации, предусматривающие порядки распределения указанных дотаций исходя из необходимости достижения критерия выравнивания финансовых возможностей поселений и критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) субъектов Российской Федерации, а также порядки определения данных критериев.

С 2016 года согласно требованиям статьи 137 Бюджетного кодекса Российской Федерации выравнивание бюджетной обеспеченности городских поселений осуществляется в одной группе с городскими округами по осуществлению ими вопросов местного значения поселений исходя из численности жителей в расчете на одного жителя. 

Для большинства муниципальных образований Ивановской области довольно остро стоит проблема низкой самообеспеченности, несмотря на меры, принимаемые на региональном уровне по повышению финансовой самостоятельности муниципальных образований Ивановской области.

В 2015 году в бюджетах 55 муниципальных образований Ивановской области доля дотаций превысила 50% объема собственных доходов, по итогам 2016 года – в бюджетах 76 муниципальных образований Ивановской области.

 

2. Основные подходы к формированию налоговой, бюджетной

и долговой политики Ивановской области на долгосрочный период,

цели и задачи их реализации

 

Основные подходы, заложенные в основу формирования налоговой, бюджетной и долговой политик Ивановской области на долгосрочный период, – это планирование основных характеристик областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Ивановской области исходя из сдержанных прогнозов повышения собственных доходов, недопущения необоснованного роста расходов, с одновременным поэтапным сокращением долговой нагрузки на областной бюджет и бюджеты муниципальных образований Ивановской области.

Основными целями бюджетной политики Ивановской области в долгосрочной перспективе являются:

1) обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Ивановской области;

2) обеспечение стабильности налоговых поступлений в консолидированный и областной бюджеты Ивановской области;

3) повышение эффективности расходов, в том числе за счет перераспределения бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений государственной политики Ивановской области;

4) поэтапное сокращение доли долговых обязательств Ивановской области по отношению к объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.

Основной целью налоговой политики Ивановской области на долгосрочный период является сохранение и увеличение доходного потенциала Ивановской области для обеспечения сбалансированности бюджетной системы Ивановской области в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

В соответствии с указанной целью планируется реализация следующих задач в области налоговой политики:

1) создание условий, обеспечивающих стабильное экономическое развитие хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Ивановской области;

2) реализация мер налогового стимулирования, способствующих повышению инвестиционной привлекательности экономики Ивановской области, а также направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) совершенствование налогообложения иностранных граждан, осуществляющих свою деятельность на территории Ивановской области на основании патента;

4) повышение эффективности предоставления налоговых льгот юридическим и физическим лицам с учетом приоритетности стимулирования инвестиционной деятельности и обеспечения социальной стабильности;

5) продолжение работы по укреплению доходной базы областного бюджета за счет наращивания стабильных доходных источников и мобилизации в областной бюджет имеющихся резервов.

Бюджетная политика Ивановской области в сфере расходов в первую очередь будет ориентирована на обеспечение в рамках законодательно установленных полномочий:

1) концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях расходования бюджетных средств, определенных государственными программами Ивановской области;

2) совершенствования финансовых механизмов оказания государственных услуг (выполнения работ) бюджетными и автономными учреждениями;

3) равного доступа населения к социальным услугам в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и спорта, повышения качества предоставляемых услуг;

4) достижения целевых показателей, утвержденных государственными программами Ивановской области, планами мероприятий («дорожными картами») по развитию соответствующих отраслей, в том числе по поэтапному повышению заработной платы отдельных категорий работников государственных и муниципальных учреждений Ивановской области.

Объединение стратегического и бюджетного планирования осуществляется в рамках государственных программ Ивановской области, объединяющих нормативно-правовые инструменты, контрольные функции, бюджетные ассигнования для достижения целей государственной политики в соответствующих сферах (отраслях), включая финансовое обеспечение государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ).

В целях социально-экономического развития Ивановской области основными задачами бюджетной политики до 2030 года будут:

1) обеспечение доступности бесплатной медицинской помощи, повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении, проведение структурных преобразований системы здравоохранения Ивановской области;

2) обеспечение исполнения социальных обязательств с одновременным повышением адресности предоставления социальной помощи, социальных выплат, мер социальной поддержки с учетом критериев нуждаемости граждан, повышение эффективности системы социальной защиты населения, в том числе социального обслуживания населения Ивановской области;

3) обеспечение возможности для населения Ивановской области получить качественное образование, обеспечивающее потребности экономики Ивановской области, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов в сфере образования;

4) развитие общественной молодежной инициативы, социальная адаптация молодежи, гражданско-патриотическое воспитание молодежи;

5) обеспечение права граждан на доступ к культурным ценностям, сохранение культурного и исторического наследия, расширение использования культуры и культурных ценностей в межрегиональном и международном сотрудничестве, информатизация отрасли;

6) содействие развитию инфраструктуры туризма, создания сбалансированного рынка туристских услуг на основе развития въездного и внутреннего туризма на территории Ивановской области;

7) развитие массового спорта в Ивановской области, спортивной инфраструктуры, организация физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий и участие спортсменов Ивановской области в межрегиональных, всероссийских и международных соревнованиях;

8) реализация прав граждан на полную продуктивную занятость, своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, поддержание социальной стабильности в обществе, предотвращение роста напряженности на рынке труда, обеспечение социальной защиты от безработицы;

9) поддержание общественно-политической стабильности и прогнозирование развития политических процессов на территории Ивановской области в сферах межнациональных отношений, взаимодействие с политическими партиями, общественными объединениями;

10) осуществление социально ориентированной тарифной политики на коммунальные ресурсы и коммунальные услуги для потребителей с целью недопущения социальной напряженности в Ивановской области в связи с ростом тарифов на коммунальные услуги;

11) увеличение производства основных видов сельскохозяйственной продукции и обеспечение импортозамещения, повышение эффективности сельскохозяйственного производства и его конкурентоспособности;

12) сохранение и восстановление природных экологических систем, рациональное использование природных ресурсов;

13) развитие дорожной инфраструктуры, сохранение и повышение транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог общего пользования, обеспечение безопасных перевозок грузов и пассажиров, улучшение экологической обстановки, сохранение и поддержание достигнутого уровня качества автомобильных дорог общего пользования;

14) обеспечение потребностей граждан в качественных и доступных услугах в сфере транспорта.

Бюджетная политика Ивановской области в сфере межбюджетных отношений будет нацелена на обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований Ивановской области путем эффективного выравнивания их бюджетной обеспеченности. (В редакции Постановления Правительства Ивановской области от 08.02.2018 № 29-п)

Основными инструментами обеспечения сбалансированности бюджетов муниципальных образований Ивановской области будут являться:

1) установление нормативов отчислений в местные бюджеты от налогов, подлежащих зачислению в областной бюджет;

2) предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Ивановской области;

3) предоставление бюджетных кредитов.

Основной задачей для достижения вышеуказанной цели будет совершенствование нормативного правового регулирования межбюджетных отношений с учетом изменений законодательства Ивановской области в части перераспределения полномочий по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления сельских поселений и муниципальных районов, в связи с сохраняющейся существенной дифференциацией перечней вопросов местного значения и налогового потенциала между видами муниципальных образований.

Муниципальным образованиям Ивановской области необходимо также проводить оптимизационные мероприятия в части расходов местных бюджетов, больше работать над формированием доходной базы, в том числе над мобилизацией доходов от налогов на имущество.

Будет повышена ответственность органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области за соблюдение условий предоставления субсидий, предоставляемых из областного бюджета, а также за нарушения значений показателей результативности использования субсидий.

Имеющийся объем государственного долга Ивановской области требует проведения эффективной и взвешенной долговой политики.

Основная цель долговой политики – обеспечение долговой устойчивости Ивановской области без ущерба для финансирования ее социально-экономического развития. Ключевыми задачами долговой политики в Ивановской области будут ориентация на сокращение объема государственного долга Ивановской области и расходов на его обслуживание и достижение конкретных целевых ориентиров управления долговыми обязательствами.

Основные подходы при проведении долговой политики Ивановской области будут основаны на осуществлении следующих мер:

1) повышение доходов и сокращение расходов с целью снижения дефицита областного бюджета;

2) проведение мониторинга состояния государственного и муниципального долга Ивановской области, в том числе на предмет соответствия ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, и оценка возможных рисков;

3) привлечение заимствований с учетом их влияния на структуру накопленного государственного долга Ивановской области и оценки перспектив своевременного исполнения ранее принятых долговых обязательств;

4) замещение рыночных обязательств бюджетными кредитами;

5) привлечение краткосрочных бюджетных кредитов;

6) рефинансирование долговых обязательств;

7) установление и поддержание моратория на предоставление государственных гарантий Ивановской области.

 

3. Условия реализации бюджетного прогноза

 

Бюджетный прогноз Ивановской области на долгосрочный период разработан на основе прогнозных показателей социально-экономического развития Ивановской области на период до 2030 года.

Прогнозные показатели социально-экономического развития Ивановской области на долгосрочный период до 2030 года сформированы с учетом анализа тенденций развития экономики за 2014 – 2015 годы и сложившейся экономической ситуации в 2016 году, основных положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 04.06.2015 № 240-п, а также ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, сформулированных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 - 606.

Прогнозные показатели социально-экономического развития Ивановской области на долгосрочный период до 2030 года разработаны на основе прогноза социально-экономического развития Ивановской области на среднесрочный период (2017 – 2019 годов) в трех вариантах: базовом, консервативном и целевом.

Первый вариант (базовый) характеризует развитие экономики в условиях сохранения консервативных тенденций изменения внешних факторов при сохранении консервативной государственной политики, в том числе в части социальных обязательств государства.

Вариант разработан исходя из умеренной динамики индекса потребительских цен в Ивановской области.

В социальной сфере базовый вариант предусматривает повышение уровня жизни населения на основе умеренного увеличения социальных обязательств государства и бизнеса. Следствием этого будет сдержанная динамика потребительского спроса.

В 2017 году положительным фактором восстановления экономики станет рост экспорта товаров, к которому добавляется фактор роста промышленного производства, продукции сельского хозяйства и замедления снижения численности населения. Ожидается, что начиная с 2017 года восстановится положительная динамика инвестиций в основной капитал и рост доходов населения, что будет способствовать росту инвестиционного и потребительского спроса при сохранении положительной динамики внешнеэкономического спроса.

Второй вариант (консервативный) рассматривает развитие экономики в условиях более низкой динамики основных макроэкономических показателей.

В условиях усиления инфляционного фона по сравнению с базовым вариантом, основные макроэкономические показатели в 2016 году имеют выраженную негативную динамику: снижение ВРП, падение инвестиций в основной капитал, дальнейшее падение реальных доходов населения и снижение уровня жизни населения.

В 2017 году предполагается стабилизация ситуации в экономике с замедлением темпов падения, в 2018 – 2019 годах и до 2030 года намечается тенденция устойчивого роста.

Третий вариант (целевой) ориентирует на достижение целевых показателей социально-экономического развития и решение задач стратегического планирования. Предполагается выход экономики на траекторию устойчивого роста темпами не ниже среднероссийских, замедление инфляции, рост ВРП при одновременном обеспечении макроэкономической сбалансированности.

Прогнозные показатели социально-экономического развития Ивановской области на долгосрочный период представлены в приложении № 1 к настоящему бюджетному прогнозу.

 

4. Прогноз основных характеристик

и иных показателей консолидированного и областного бюджетов Ивановской области (в условиях действующего законодательства)

 

Бюджетный прогноз Ивановской области на долгосрочный период, как и прогнозные показатели социально-экономического развития Ивановской области на долгосрочный период, сформирован в трех вариантах: базовом, консервативном и целевом.

На основании параметров базового варианта бюджетного прогноза Ивановской области на долгосрочный период составлен Закон Ивановской области от 11.12.2017 № 96-ОЗ «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

Базовый вариант бюджетного прогноза Ивановской области на долгосрочный период характеризует развитие бюджетной системы Ивановской области в условиях сохранения текущих тенденций развития экономической и социальной сферы, умеренного экономического роста.

До 2030 года прогнозируется рост налоговых и неналоговых доходов как областного, так и консолидированного бюджетов Ивановской области. Темпы роста будут составлять от 101,0% в 2018 году до 105,9% в 2030 году по консолидированному бюджету Ивановской области и от 101,8% в 2018 году до 105,6% в 2030 году по областному бюджету.

Безвозмездные поступления с 2021 года прогнозируются на одном уровне и складываются из объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, иных межбюджетных трансфертов, передаваемых на обеспечение деятельности депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и их помощников в избирательных округах и на обеспечение членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и их помощников в субъектах Российской Федерации из федерального бюджета, прочих безвозмездных поступлений в бюджеты муниципальных образований Ивановской области.

Объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации ежегодно до 2030 года запланирован на уровне объема, распределенного Ивановской области из федерального бюджета в 2018 году.

Расходы консолидированного и областного бюджетов Ивановской области прогнозируются с увеличением с 2022 года. Прирост расходов ежегодно составит от 3,5% до 8,1% по консолидированному бюджету Ивановской области и от 3,1% до 9,3% по областному бюджету.

Согласно базовому варианту областной бюджет в 2018 – 2024 годах будет сформирован с профицитом, с 2025 года прогнозируется превышение расходов над доходами. Консолидированный бюджет Ивановской области планируется профицитным с 2019 по 2024 годы.

Уровень долговой нагрузки на областной бюджет прогнозируется со снижением с 88% в 2017 году до уровня 40% к 2030 году с учетом условий реструктуризации федеральных бюджетных кредитов на 7 лет и в целях выполнения задачи снижения долговой нагрузки по коммерческим заимствованиям до уровня, не превышающего показатель 2017 года.

Консервативный вариант бюджетного прогноза Ивановской области на долгосрочный период сформирован исходя из невысокого темпа экономического роста и сдержанных прогнозов развития бюджетной системы Ивановской области в долгосрочной перспективе.

В сравнении с базовым вариантом бюджетного прогноза прогнозируются более низкие темпы роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного и областного бюджетов. Прирост ежегодно составит от 0,9% в 2018 году и до 5,1% в 2030 году по консолидированному бюджету Ивановской области и от 1,7% в 2018 году до 4,8% в 2030 году по областному бюджету.

Объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации ежегодно до 2030 года запланирован на уровне объема, распределенного Ивановской области из федерального бюджета в 2017 году.

Расходы областного и консолидированного бюджетов Ивановской области прогнозируются с увеличением с 2022 года, но в меньшем объеме относительно базового варианта. Прогнозируемый прирост расходов ежегодно составит от 2,5% до 5,6% по консолидированному бюджету Ивановской области и от 2,5% до 7,1% по областному бюджету.

Исполнение консолидированного бюджета в 2018 году прогнозируется с дефицитом, областного – с профицитом. Далее, с 2019 по 2024 год, согласно консервативному варианту исполнение областного и консолидированного бюджетов прогнозируется с профицитом, начиная с 2025 года сохранится равенство доходов и расходов.

Уровень долговой нагрузки на областной бюджет с 88% в 2017 году снизится до 40% к концу 2024 года с учетом условий реструктуризации федеральных бюджетных кредитов на 7 лет, а затем будет снижен до уровня 31% к 2030 году в целях неувеличения общего объема государственного долга Ивановской области.

Целевой вариант бюджетного прогноза Ивановской области на долгосрочный период ориентирует на достижение целевых показателей социально-экономического развития и решение задач стратегического планирования.

Налоговые и неналоговые доходы как консолидированного, так и областного бюджетов Ивановской области прогнозируются выше в сравнении с базовым вариантом бюджетного прогноза. Темпы роста будут составлять от 102,8% в 2018 году до 106,4% в 2030 году по консолидированному бюджету Ивановской области и от 103,8% в 2020 году до 106,2% в 2030 году по областному бюджету.

Объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации ежегодно, до 2030 года, запланирован на уровне объема, распределенного Ивановской области из федерального бюджета в 2018 году.

Расходы консолидированного и областного бюджетов Ивановской области прогнозируются с увеличением с 2022 года. Прирост расходов запланирован ежегодно от 2,9% до 7,7% по консолидированному бюджету Ивановской области и от 2,9% до 8,3% по областному бюджету.

Согласно целевому варианту бюджетного прогноза исполнение областного бюджета прогнозируется с профицитом в 2018 – 2024 годах, консолидированного – в 2019 – 2024 годах. Начиная с 2025 года как консолидированный бюджет Ивановской области, так и областной бюджет запланированы с превышением расходов над доходами.

Уровень долговой нагрузки на областной бюджет согласно целевому варианту бюджетного прогноза с 88% в 2017 году планируется сократить до уровня 40% к 2030 году с учетом условий реструктуризации федеральных бюджетных кредитов на 7 лет и в целях выполнения задачи снижения долговой нагрузки по коммерческим заимствованиям до уровня, не превышающего показатель 2017 года.

Основные показатели консолидированного и областного бюджетов Ивановской области представлены в приложении № 2 к настоящему бюджетному прогнозу.

(В редакции Постановления Правительства Ивановской области от 08.02.2018 № 29-п)

 

5. Прогноз доходов консолидированного и областного бюджетов Ивановской области

 

Структура доходов областного и консолидированного бюджетов Ивановской области в условиях действующего налогового законодательства в долгосрочном периоде не предполагает существенных изменений.

В целом в период до 2030 года основными источниками доходов будут оставаться налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, акцизы по подакцизным товарам, налоги на совокупный доход и налог на имущество организаций.

Динамика поступлений по налогам прогнозируется за счет развития экономики Ивановской области, изменений налогового законодательства и повышения уровня собираемости налогов.

При прогнозировании налоговых доходов учтены следующие изменения налогового законодательства:

– поэтапное увеличение налоговой ставки по налогу на имущество организаций в отношении инфраструктурных объектов (в 2017 году – 1,6%, в 2018 году – 1,9%, в 2019 и последующих годах – 2,2%);

– отмена единого налога на вмененный доход с 01.01.2021;

– окончание с 01.01.2021 периода действия «налоговых каникул» (право применения нулевой налоговой ставки) для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения или патентную систему налогообложения, и осуществляющих деятельность в производственной, социальной, научной и бытовой сферах;

– уменьшение с 01.06.2016 норматива отчисления акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации.

В структуре неналоговых доходов консолидированного бюджета Ивановской области наибольший вес сохранится у доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. В связи с применением в расчетах сумм арендных платежей коэффициента-дефлятора предусмотрено ежегодное увеличение доходов от аренды земельных участков и имущества, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

В структуре неналоговых доходов областного бюджета наибольший вес в течение всего периода прогнозирования сохранят доходы в виде штрафов, санкций, возмещений ущерба и доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства. На рост доходов в виде штрафов окажет влияние развитие системы фото- и видеофиксации правонарушений в сфере дорожного движения. Рост доходов от оказания платных услуг будет обусловлен увеличением количества обращений за предоставлением услуг и инфляционными процессами.

Для областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Ивановской области межбюджетные трансферты, получаемые безвозмездно из федерального бюджета и областного бюджета соответственно, являются значимым и определяющим параметром, влияющим на долгосрочную устойчивость и сбалансированность бюджетов Ивановской области.

При этом доходы в виде безвозмездных поступлений в областной бюджет и бюджеты муниципальных образований Ивановской области отражены с учетом гарантированности их получения.

Безвозмездные поступления в областной и консолидированный бюджеты Ивановской области прогнозируются с учетом распределения бюджету Ивановской области межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

В долгосрочной перспективе состав межбюджетных трансфертов является стабильным.

Прогнозирование дотации из федерального бюджета осуществляется исходя из сохранения номинальной величины указанного вида межбюджетных трансфертов ежегодно.

Целевые поступления из федерального бюджета в виде субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов не учитываются, за исключением утвержденных государственными программами Ивановской области. Указанные средства отражаются в равном объеме как в доходах областного и консолидированного бюджетов Ивановской области, так и в расходах и на сумму дефицита и долю дефицита областного и консолидированного бюджетов Ивановской области в доходах указанных бюджетов без учета безвозмездных поступлений как на один из важнейших показателей устойчивости бюджетной системы влияние не оказывают.

(В редакции Постановления Правительства Ивановской области от 08.02.2018 № 29-п)

 

6. Прогноз расходов консолидированного и областного бюджетов Ивановской области

 

Прогноз расходов консолидированного и областного бюджетов Ивановской области до 2030 года сформирован в соответствии с расходными обязательствами, отнесенными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и предполагает относительную стабильность структуры расходов в долгосрочной перспективе.

Расходы до 2030 года будут формироваться в соответствии с основными направлениями бюджетной политики на долгосрочный период, исходя из необходимости безусловного выполнения принятых социальных обязательств областного бюджета, осуществления расходов, носящих первоочередной характер, а также повышения эффективности бюджетных расходов за счет их оптимизации и перераспределения.

При формировании прогноза расходов областного бюджета приоритет будет отдаваться исполнению действующих расходных обязательств Ивановской области. Предложения по принятию новых расходных обязательств Ивановской области будут ограничиваться, их рассмотрение будет осуществляться с учетом соответствующей оценки эффективности, пересмотра объемов бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств Ивановской области, и учитываться только при условии адекватной оптимизации расходов в заданных бюджетных ограничениях.

В долгосрочной перспективе планируется неизменная структура расходов областного бюджета в долгосрочном периоде, с корректировкой на расходы за счет целевых безвозмездных поступлений, непосредственно указанных в государственных программах Ивановской области. (В редакции Постановления Правительства Ивановской области от 08.02.2018 № 29-п)

Расходы местных бюджетов на долгосрочный период определены исходя из оценки налоговых и неналоговых доходов, а также прогнозируемых объемов дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из областного бюджета.

Формирование объема и структуры расходов муниципальных образований Ивановской области на 2017 – 2030 годы осуществлялось на основании следующих подходов:

1) оптимизация действующих расходных обязательств и перераспределение ресурсов на решение первоочередных задач;

2) приведение исполнения расходных обязательств в соответствие со складывающимися бюджетными возможностями;

3) развитие механизмов, направленных на повышение качества оказания муниципальных услуг, обеспечение равного доступа населения к социальным услугам в сфере образования, культуры и спорта;

4) соблюдение программного принципа построения местного бюджета;

5) исполнение в первую очередь обязательств социального характера.

Прогноз расходов консолидированного и областного бюджетов Ивановской области в разрезе разделов классификации расходов бюджетов в базовом варианте бюджетного прогноза Ивановской области на долгосрочный период представлен в таблице 2.

 


 

Таблица 2

 

Прогноз расходов консолидированного и областного бюджетов Ивановской области в разрезе

разделов классификации расходов бюджетов в базовом варианте бюджетного прогноза Ивановской области

на долгосрочный период

 

(В редакции Постановления Правительства Ивановской области от 08.02.2018 № 29-п)

 

(млн. руб.)

Показатели

2017 год

2018 год

2019 год *

2020 год *

2021 год

2022 год

2023 год

 

консоли-дирован-ный бюджет

областной бюджет

консоли-дирован-ный бюджет

областной бюджет

консоли-дирован-ный бюджет

областной бюджет

консоли-дирован-ный бюджет

областной бюджет

консоли-дирован-ный бюджет

областной бюджет

консоли-дирован-ный бюджет

областной бюджет

консоли-дирован-ный бюджет

областной бюджет

Расходы бюджета – всего

41423,3

33227,9

44594,6

37341,0

41457,0

34055,8

43495,7

35850,1

38722,9

31065,2

41846,9

33941,4

43307,4

35005,5

в том числе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общегосударст-венные вопросы

3426,9

1250,8

4421,2

2262,6

3315,9

1055,4

3503,1

1105,7

3366,6

1129,0

3645,0

1235,9

3772,7

1274,3

Национальная оборона

10,9

10,9

11,2

11,2

11,3

11,3

11,7

11,7

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Национальная безопасность и правоохрани-тельная деятельность

434,1

301,6

416,6

326,7

381,5

291,0

419,9

333,1

330,0

239,8

357,3

262,5

369,8

270,7

Национальная экономика

6214,5

4647,8

5739,9

4291,4

5398,2

4062,1

5328,6

4048,2

4685,7

3318,7

5073,1

3633,2

5250,9

3745,9

Жилищно-коммунальное хозяйство

3539,9

1423,6

3246,1

1670,7

3182,6

1873,1

3233,1

1875,1

2843,3

1445,7

3078,5

1582,7

3186,3

1631,8

Охрана окружающей среды

20,3

15,6

20,2

16,5

17,6

16,6

22,5

21,6

13,2

8,4

14,3

9,2

14,8

9,5

Образование

11613,9

6631,2

13096,4

8655,0

12585,3

8262,8

12595,7

8138,0

12302,5

7892,4

13319,9

8640,3

13786,6

8908,2

Культура, кинематография

1519,1

598,7

1765,2

849,5

1599,0

685,3

1683,9

766,2

1642,4

737,0

1778,2

806,9

1840,5

831,9

Здравоохранение

1561,4

1555,1

2136,5

2136,3

1843,6

1843,3

2235,1

2235,1

1908,8

1883,9

2066,7

2062,5

2139,1

2126,4

Социальная политика

11501,2

11295,3

11987,8

11768,0

11221,5

11092,7

11881,9

11804,4

9693,2

9437,2

10494,6

10331,6

10862,4

10651,8

Физическая культура и спорт

250,5

101,2

308,2

187,1

391,3

269,2

1002,1

887,8

294,8

176,0

319,2

192,7

330,4

198,7

Средства массовой информации

95,3

78,9

97,9

82,0

97,3

81,3

137,3

121,3

108,2

91,5

117,2

100,1

121,3

103,3

Обслуживание государствен-

ного и муниципального долга

1235,3

1014,2

1347,4

1076,5

1411,9

1114,6

1440,8

1104,8

1534,2

1237,4

1582,9

1286,9

1632,6

1338,4

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации

 

4303,0

 

4007,5

 

3397,1

 

3397,1

 

3468,2

 

3796,9

 

3914,6


Информация по документу
Читайте также