Расширенный поиск

Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2016 № 492-п

ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

30.09.2016

г. Красноярск

№ 492-п

 

 

О внесении изменения в постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 506-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"

 

 

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2013 № 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формировании и реализации" ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Внести в постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 506-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" следующее изменение:

государственную программу Красноярского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" изложить в редакции согласно приложению.

2. Опубликовать постановление в газете "Наш Красноярский край" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).

3. Постановление вступает в силу с 1 января 2017 года, но не ранее чем через 10 дней после его официального опубликования.

 

 

Первый заместитель

Губернатора края -

председатель

Правительства края

В.П. Томенко

 

 

 


Приложение

к постановлению

Правительства Красноярского края

от 30.09.2016 № 492-п

 

Приложение

к постановлению

Правительства Красноярского края

от 30 сентября 2013 г. № 506-п

 

 

Государственная программа

Красноярского края "Развитие сельского хозяйства

и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции,

сырья и продовольствия"

 

1. Паспорт государственной программы Красноярского края

 

Наименование государственной программы Красноярского края

"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (далее - государственная программа)

Основания для разработки государственной программы Красноярского края

статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации; статья 103 Устава Красноярского края; постановление Правительства Красноярского края от 01.08.2013 № 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формировании и реализации"; распоряжение Правительства Красноярского края от 09.08.2013 № 559-р

Ответственный исполнитель государственной программы Красноярского края

министерство сельского хозяйства Красноярского края (далее - министерство сельского хозяйства)

Соисполнители государственной программы Красноярского края

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края;

министерство образования Красноярского края; министерство здравоохранения Красноярского края;

министерство спорта Красноярского края;

министерство культуры Красноярского края;

министерство транспорта Красноярского края;

служба по ветеринарному надзору Красноярского края;

служба по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Красноярского края

Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий государственной программы Красноярского края

1. "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства, сохранение и восстановление плодородия почв".

2. "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства".

3. "Развитие мясного скотоводства".

4. "Техническая и технологическая модернизация".

5. "Поддержка малых форм хозяйствования".

6. "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса".

7. "Устойчивое развитие сельских территорий".

8. "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия".

9. "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения"

Цели государственной программы Красноярского края

Цель 1. Повышение конкурентоспособности продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, производимой в крае, и обеспечение продовольственной безопасности региона.

Цель 2. Развитие сельских территорий, рост занятости и уровня жизни сельского населения

Задачи государственной программы Красноярского края

Задачи:

1. Обеспечение роста производства и повышение конкурентоспособности продукции растениеводства.

2. Повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв средствами мелиорации земель сельскохозяйственного назначения.

3. Комплексное развитие и повышение эффективности производства животноводческой продукции и продуктов ее переработки.

4. Создание экономических и технологических условий, способствующих развитию отрасли специализированного мясного скотоводства, увеличению объема производства и реализации мяса крупного рогатого скота.

5. Повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности края за счет технической и технологической модернизации производства.

6. Создание условий для эффективного, ответственного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках выполнения установленных функций и полномочий, повышение эффективности бюджетных расходов.

7. Поддержка и дальнейшее развитие малых форм хозяйствования на селе и повышение уровня доходов сельского населения.

8. Создание организационно-экономических условий для формирования кадрового потенциала агропромышленного комплекса края, способного обеспечить его эффективное функционирование в современных условиях.

9. Создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности с целью укрепления кадрового потенциала сельских территорий и активизации инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе

Этапы и срок реализации государственной программы Красноярского края

срок реализации: 2014-2030 годы.

Реализация государственной программы осуществляется в 3 этапа:

I этап: 2014-2016 годы;

II этап: 2017-2020 годы;

III этап: 2021-2030 годы

Перечень целевых показателей государственной программы Красноярского края, с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации государственной программы Красноярского края

приложение № 1 к паспорту государственной программы

Информация по ресурсному обеспечению государственной программы Красноярского края, в том числе по годам реализации

объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы составляет 34 040 494,2 тыс. рублей, в том числе:

6 069 420,5 тыс. рублей - средства федерального бюджета, в том числе по годам:

2014 год - 1 512 419,7 тыс. рублей;

2015 год - 1 767 905,8 тыс. рублей;

2016 год - 1 936 112,2 тыс. рублей;

2017 год - 852 982,8 тыс. рублей;

2018 год - 0,0 тыс. рублей;

2019 год - 0,0 тыс. рублей;

27 971 073,7 тыс. рублей - средства краевого бюджета, в том числе по годам:

2014 год - 3 943 611,1 тыс. рублей;

2015 год - 4 450 521,6 тыс. рублей;

2016 год - 4 888 408,7 тыс. рублей;

2017 год - 5 011 203,4 тыс. рублей;

2018 год - 4 830 502,6 тыс. рублей;

2019 год - 4 846 826,3 тыс. рублей

 

2. Характеристика текущего состояния агропромышленного

комплекса Красноярского края, основные показатели социально-экономического развития агропромышленного

комплекса Красноярского края

 

Агропромышленный комплекс края (далее - АПК) и его базовая отрасль - сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами экономики края, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность региона, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.

Государственная программа определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий государственной программы и показатели их результативности.

За период реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" в 2006-2007 годах и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков развития сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446, среднегодовые темпы прироста продукции сельского хозяйства составили 2,2 %, в том числе продукции растениеводства - 2,1 %, продукции животноводства - 2,2 %.

Среднегодовой темп прироста производства пищевых продуктов, включая напитки и табак, за период 2006-2012 годов составил 3 %.

Оценивая текущее экономическое состояние АПК, необходимо отметить, что, по данным органов государственной статистики, сельскохозяйственную продукцию производят 538 сельскохозяйственных предприятий, 427 крестьянских (фермерских) хозяйств и 277,7 тыс. личных подсобных хозяйств, производством продуктов питания заняты более 800 организаций. Численность работников сельского хозяйства составляет 27,9 тыс. человек, пищевой и перерабатывающей промышленности - 12,8 тыс. человек. Среднемесячная заработная плата в сельскохозяйственных организациях в 2015 году достигла 17 489,4 рублей, что в сравнении со среднекраевым уровнем составляет 48,5 %. Среднемесячная заработная плата на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности в 2015 году составила 22 139,7 рубля.

По данным сводного годового бухгалтерского отчета, за период 2006-2015 годов количество убыточных предприятий отрасли сократилось в 2,2 раза, удельный вес прибыльных предприятий в общем количестве увеличился с 74,6 % до 86,1 %. Прибыль до налогообложения, полученная сельскохозяйственными товаропроизводителями края в 2015 году, составила 5 881,6 млн рублей, это позволило обеспечить рентабельность отрасли с субсидиями на уровне 21,3 %, без субсидий - 8,7 %.

Предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности в 2015 году получен сальдированный финансовый результат в размере 1 201,0 млн рублей.

Результаты финансово-производственной деятельности субъектов АПК указывают на то, что темпы развития агропромышленного комплекса края сдерживаются рядом проблем системного характера:

низкими темпами структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природного потенциала;

ограниченным доступом сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, возрастающей монополизации торговых сетей, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции;

медленными темпами социального развития сельских территорий, сокращением занятости сельских жителей при слабом развитии альтернативных видов деятельности, низкой общественной оценкой сельскохозяйственного труда, недостаточным ресурсным обеспечением на всех уровнях финансирования.

Целевые показатели и показатели результативности государственной программы оцениваются в целом по государственной программе и по каждой из подпрограмм государственной программы и предназначены для оценки наиболее существенных результатов их реализации.

Целевыми показателями государственной программы являются:

индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах);

индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах);

индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах);

индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах);

индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства;

рентабельность сельскохозяйственных организаций;

среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве;

среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности;

обеспеченность сельскохозяйственных организаций кадрами;

доля молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности и улучшивших жилищные условия, от общего количества изъявивших желание улучшить жилищные условия с государственной поддержкой.

Перечень целевых показателей с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации программы представлен в приложении № 1 к паспорту государственной программы.

 

3. Приоритеты и цели социально-экономического развития

в сфере АПК, описание основных целей и задач государственной программы, тенденции социально-экономического развития АПК Красноярского края

 

Государственная программа базируется на положениях Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598, федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 № 922, а также на нормах Закона Красноярского края от 21.02.2006 № 17-4487 "О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края".

Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности АПК.

Приоритетными направлениями развития АПК края в среднесрочной перспективе являются:

создание условий для развития подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства, сохранения и восстановления плодородия почв;

создание условий для развития подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства;

создание условий для развития мясного скотоводства;

техническая и технологическая модернизация;

поддержка малых форм хозяйствования;

кадровое обеспечение АПК;

устойчивое развитие сельских территорий;

развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения.

С целью обеспечения продовольственной безопасности и замещения импорта и продукции, ввозимой из других регионов Российской Федерации, будут реализованы мероприятия по поддержке молочного и мясного скотоводства, свиноводства и птицеводства. При предоставлении субсидий на производство молока используются дифференцированные ставки в зависимости от территориального расположения с применением коэффициента молочной продуктивности коров, коэффициента прироста объема произведенного и реализованного молока и коэффициента прироста собственного поголовья коров молочного направления.

Особое внимание уделяется внедрению и расширению использования интенсивных, ресурсосберегающих технологий в растениеводстве и животноводстве. Одной из мер государственной поддержки, направленной на стимулирование приобретения современных ресурсосберегающих техники и оборудования, является предоставление налоговых льгот по налогу на имущество. Данные мероприятия направлены на обеспечение роста производства и повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции.

На реализацию инвестиционных проектов, обеспечивающих увеличение производства мяса крупного рогатого скота, мяса свиней, мяса птицы, молока, а также техническую модернизацию отрасли животноводства, овощеводства, будет направлена государственная поддержка, в том числе стимулирование строительства животноводческих объектов и приобретения животноводческого оборудования.

Данные направления позволят увеличить внутреннее потребление зерна и обеспечить продукцией животноводства и овощеводства жителей края.

В целях улучшения социально-экономической ситуации на селе в среднесрочном периоде будут реализованы мероприятия, направленные на создание условий для развития малого предпринимательства в сельской местности за счет государственной поддержки начинающих фермеров, семейных животноводческих ферм, системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, несельскохозяйственных видов деятельности.

Целями государственной программы являются:

повышение конкурентоспособности продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, производимой в крае, и обеспечение продовольственной безопасности региона;

развитие сельских территорий, рост занятости и уровня жизни сельского населения.

Для достижения этих целей необходимо решение следующих основных задач:

обеспечение роста производства и повышение конкурентоспособности продукции растениеводства;

повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв средствами мелиорации земель сельскохозяйственного назначения;

комплексное развитие и повышение эффективности производства животноводческой продукции и продуктов ее переработки;

создание экономических и технологических условий, способствующих развитию отрасли специализированного мясного скотоводства и увеличению объема производства и реализации мяса крупного рогатого скота;

повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности края за счет технической и технологической модернизации производства;

поддержка и дальнейшее развитие малых форм хозяйствования на селе и повышение уровня доходов сельского населения;

создание организационно-экономических условий для формирования кадрового потенциала АПК края, способного обеспечить его эффективное функционирование в современных условиях;

создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности с целью укрепления кадрового потенциала сельских территорий и активизации инвестиционной деятельности в АПК;

создание условий для эффективного, ответственного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках выполнения установленных функций и полномочий, повышение эффективности бюджетных расходов.

Динамика развития АПК до 2030 года будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, скажутся меры, которые были приняты в последние годы по повышению устойчивости агропромышленного производства, с другой стороны, сложившаяся экономическая и внешнеполитическая ситуация в 2014-2015 годах, что усиливает вероятность реализации рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.

В прогнозный период наметятся следующие значимые тенденции:

увеличение инвестиций на повышение плодородия почв, стимулирование улучшения использования земельных угодий;

преодоление стагнации в подотрасли животноводства, создание условий для наращивания производства мяса крупного рогатого скота и мяса птицы, а также молочных продуктов;

ускоренное обновление технической базы агропромышленного производства;

применение новых технологий в растениеводстве, животноводстве и пищевой промышленности в целях сохранения природного потенциала и повышения безопасности пищевых продуктов.

Прогноз реализации государственной программы основывается на достижении значений ее основных показателей (индикаторов), а также частных индикаторов реализации подпрограмм, включенных в государственную программу.

В части основных показателей государственной программы прогнозируется:

индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году в 2030 году - 102,1 %, в том числе продукции растениеводства - 102,7 %, продукции животноводства - 101,5 %;

индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах), к предыдущему году в 2030 году - 100,5 %;

индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства к предыдущему году в 2030 году - 100,9 %;

рентабельность сельскохозяйственных организаций в 2030 году - 17,5 %;

среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, занятых в сфере сельского хозяйства, в 2030 году - 57 435,5 рубля;

среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в 2030 году - 65 701,5 рубля;

обеспеченность сельскохозяйственных организаций кадрами в 2030 году - 95,0 %;

доля молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности и улучшивших жилищные условия, от общего количества изъявивших желание улучшить жилищные условия с государственной поддержкой к 2030 году - 11,4 %.

Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов по большинству их видов позволят обеспечить питание населения по рациональным нормам (кроме молока, плодов и фруктов) и достичь пороговых значений показателей, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120.

На достижение целей и задач государственной программы направлена реализация мероприятий отраслевой программы "Развитие производства и переработки сельскохозяйственной продукции в Красноярском крае".

 

4. Прогноз конечных результатов реализации государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни сельского населения, социально-экономического развития сферы АПК, экономики, степени реализации других общественно значимых интересов

 

В результате реализации государственной программы будет обеспечено достижение установленных значений основных показателей.

К 2030 году удельный вес региональной сельскохозяйственной продукции и продовольствия в общем объеме их ресурсов (с учетом переходящих запасов) составит:

зерна - 99,9 % (2014 г. - 99,8 %);

картофеля - 99,9 % (2014 г. - 99,9 %);

мяса и мясопродуктов - 90,0 % (2014 г. - 56,9 %);

молока и молокопродуктов - 90,1 % (2014 г. - 81,8 %).

Валовой сбор зерна повысится к 2030 году до 2 932,4 тыс. тонн против 2 208,2 тыс. тонн в 2014 году, или на 32,8 %, картофеля - до 1 206,0 тыс. тонн против 1 155,5 тыс. тонн, или на 4,3 %, овощей - до 406,0 тыс. тонн против 217,2 тыс. тонн, или на 86,9 %. Этому будут способствовать меры по улучшению использования земель сельскохозяйственного назначения.

Производство скота и птицы (в живом весе) к 2030 году возрастет до 338,4 тыс. тонн или на 80,6 %, молока - до 837,3 тыс. тонн, или на 15,6 %. Основной прирост будет получен за счет роста продуктивности скота на основе улучшения породного состава, а также сохранения и увеличения поголовья сельскохозяйственных животных.

В животноводстве решение задачи наращивания производства мяса и молока позволит обеспечить уровень потребления населением этих видов продуктов:

молока и молочных продуктов на душу населения к 2030 году до 368,6 кг;

мяса на душу населения к 2030 году до 79,7 кг.

Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов по большинству их видов позволят (с учетом допустимого ввоза) обеспечить питание населения края по рациональным нормам и, таким образом, приблизиться к решению основных задач, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации.

Доведение соотношения уровня заработной платы работников, занятых в сфере сельского хозяйства региона, и работников, занятых в сфере экономики региона, до 43,6 % будет обеспечено за счет повышения производительности труда, что будет способствовать росту среднемесячной заработной платы в сельском хозяйстве до 57 435,5 рублей.

Для этих целей предполагается обеспечить ежегодный прирост инвестиций в сельское хозяйство около 1 %, создать условия для достижения уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях не менее 17,5 %.

Реализация мероприятий государственной программы, направленных на оснащение вводимых объектов по уничтожению биологических отходов необходимой техникой и технологическим оборудованием, уничтожение в полном объеме биологических отходов, позволит снизить негативное воздействие биологических отходов на окружающую среду, улучшить экологическую и эпизоотическую обстановку на территории края.

Реализация мероприятий государственной программы, направленных на создание организационно-экономических условий для формирования кадрового потенциала АПК края, способного обеспечить его эффективное функционирование в современных условиях, позволит создать условия для преодоления кадрового дефицита в организациях АПК края сельской местности за счет предоставления в 2030 году государственной поддержки 830 молодым специалистам и молодым рабочим.

Реализация мероприятий государственной программы, направленных на развитие сельских территорий и защиту интересов малых форм хозяйствования в сельской местности, будет способствовать созданию не менее 1681 рабочего места к 2030 году.

Реализация мероприятий государственной программы, направленных на привлечение и закрепление молодых квалифицированных специалистов путем обеспечения их доступным жильем, позволит создать условия для преодоления кадрового дефицита в организациях АПК и социальной сферы в сельской местности и снижения миграционной убыли молодежи из села.

Реализация мероприятий государственной программы, направленных на формирование комплексного подхода к решению социально-экономических проблем развития сельских территорий, позволит значительно повысить уровень и качество жизни на селе.

Реализация мероприятий государственной программы, направленных на создание условий для эффективного управления финансовыми ресурсами, позволит обеспечить в рамках выполнения установленных функций и полномочий достижение целей, задач и показателей (индикаторов) реализации государственной программы, повысить качество оказания государственных услуг, выполнения работ.

 

5. Информация по подпрограммам, отдельным мероприятиям программы

 

1.                  Подпрограмма "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства, сохранение и восстановление плодородия почв".

1.1.            Описание общекраевой проблемы, на решение которой направлена реализация подпрограммы, отдельного мероприятия, содержащее объективные показатели, характеризующие уровень развития подотрасли растениеводства, качество жизни населения, тенденции развития.

Площадь сельскохозяйственных угодий в крае составляет около 5,0 млн га (12,3 % от всего земельного фонда края), в том числе более 1,5 млн га посевных земель, занятых сельскохозяйственными культурами.

Из 44 районов края основными производителями зерна являются 12 районов (более 70 % валового производства зерна в крае).

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, за период 2012-2015 годов на территории края прослеживается увеличение посевных площадей сельскохозяйственных культур. В сравнении с 2012 годом общая посевная площадь (в хозяйствах всех категорий) под урожай 2015 года увеличилась на 3,2 % и составила 1 535,0 тыс. га (в 2012 году - 1 487,7 тыс. га), в том числе площадь посева зерновых и зернобобовых культур увеличилась на 5,1 % и составила 1 053,0 тыс. га (в 2012 году - 1 002,1 тыс. га).

Посадочная площадь картофеля в сравнении с 2012 годом увеличилась на 1,9 % и составила 73,2 тыс. га (в 2012 году - 71,8 тыс. га), а посевная площадь овощей осталась на уровне 2012 года и составила 9,0 тыс. га.

Сравнивая производство основных видов сельскохозяйственных культур за период 2012-2015 годов, прослеживается увеличение валового производства зерновых и зернобобовых культур (в весе после доработки) с 1 786,8 тыс. тонн до 2 253,9 тыс. тонн, или на 26,1 %, при урожайности 18,1 ц/га и 22,0 ц/га соответственно, картофеля с 1 124,1 тыс. тонн до 1 150,8 тыс. тонн при урожайности 156,7 ц/га и 157,1 ц/га соответственно, но произошло снижение производства овощей на 18,7 % (с 248,3 тыс. тонн до 201,9 тыс. тонн при урожайности 274,6 ц/га и 243,5 ц/га соответственно).

Основное количество картофеля и овощей на территории края производится в хозяйствах населения: 94,1 % и 91,3 % соответственно, на долю сельскохозяйственных товаропроизводителей приходится 5,9 % и 8,7 % соответственно.

При этом на формирование валового производства и урожайность сельскохозяйственных культур в 2012, 2014 и 2015 годах непосредственное влияние оказали сложившиеся неблагоприятные природно-климатические условия (почвенная и атмосферная засуха, град) в вегетационный период сельскохозяйственных культур.

Несмотря на сложившиеся неблагоприятные погодно-климатические условия, по итогам 2015 года Красноярский край двенадцатый год подряд сохранил лидерство по урожайности зерновых и зернобобовых культур среди субъектов Сибирского федерального округа (СФО - 14,4 ц/га, РФ - 23,7 ц/га), в рейтинге по валовому сбору зерновых и зернобобовых культур - третье место.

Рост объемов производства продукции растениеводства обеспечивается в основном за счет применения ресурсосберегающих технологий, приобретения и внедрения энергосберегающей техники для производства сельскохозяйственной продукции, посева качественными семенами высокоурожайных адаптированных сортов.

Ресурсосбережение выступает в современных условиях в качестве приоритетных направлений в структурной перестройке методов ведения растениеводства, является залогом стабильного развития сельскохозяйственного производства, связано с необходимостью поиска путей преодоления ряда проблем, сложившихся в растениеводстве, таких как снижение доходности, усилившиеся темпы ухудшения плодородия, а сортосмена сельскохозяйственных культур является основой увеличения урожайности, повышения качества растениеводческой продукции и стабильности ее производства.

Одной из приоритетных задач подпрограммы также является развитие перерабатывающих предприятий в целях обеспечения потребностей населения края высококачественными продуктами питания.

В период 2014-2015 годов произошло увеличение объемов производства хлебопекарной муки на 2,1 тыс. тонн или на 0,8 %.

В период 2014-2015 годов объем производства плодоовощных консервов в крае снизился на 47 % и составил в 2015 году 4,93 млн усл. банок.

Снижение объемов производства плодоовощных консервов вызвано приостановкой деятельности ряда краевых предприятий.

1.2.            Анализ причин возникновения проблемы, включая правовое обоснование

Анализ состояния развития подотрасли растениеводства в Красноярском крае позволил определить перечень первостепенных к решению программно-целевым методом задач:

слабые темпы внедрения современных инновационных технологий в растениеводство из-за низкой платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей и уровня технической и технологической оснащенности для внедрения инноваций;

отток трудовых ресурсов из сектора сельского хозяйства и дефицит квалифицированных кадров (агрономов, трактористов и т.п.), что связано с сезонным характером труда;

высокий уровень изношенности сельскохозяйственной техники и оборудования, производственных помещений, низкие темпы обновления материально-технических ресурсов, модернизации аграрной сферы;

несоблюдение агротехнологических требований сельскохозяйственного производства, вызванное недостатком оборотных средств на приобретение удобрений, средств защиты растений, семян, кормов, горюче-смазочных материалов и т.п.;

недостаточно эффективное использование земельных ресурсов обусловлено низким уровнем плодородия.

Основным сдерживающим фактором для дальнейшего развития мукомольно-крупяной промышленности является высокий уровень конкуренции со стороны федеральных зерноперерабатывающих компаний. Увеличение в период 2014-2030 годов объемов производства муки и круп затруднено также из-за продолжающегося процесса выбытия физически изношенного технологического оборудования, ужесточения требований федерального законодательства к состоянию взрывопожароопасных объектов.

Основными проблемами переработки продукции растениеводства являются недостаточная обеспеченность плодоовощным сырьем, узкий ассортимент выпускаемой продукции, низкая конкурентоспособность краевой продукции по сравнению с продукцией из европейской части Российской Федерации. Современный технический и технологический потенциал отрасли и недостаточный объем производства плодоовощного сырья не позволяет обеспечить рост объемов производства продукции в среднесрочной перспективе.

1.3.            Описание цели и задач подпрограммы, отдельного мероприятия подпрограммы

Создание технологических условий устойчивого развития подотрасли растениеводства на современном этапе включает в себя сохранение плодородия почв, повышение урожайности, улучшение качества зерна, производство качественных кормов и снижение производственных затрат.

Целью подпрограммы является обеспечение роста производства и повышение конкурентоспособности продукции растениеводства.

Для достижения этой цели необходимо решение основных задач в рамках следующих направлений:

создание технологических условий устойчивого развития подотрасли растениеводства;

создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения.

Достижением поставленных цели и задач по развитию подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства, сохранению и восстановлению плодородия почв обоснован выбор подпрограммных мероприятий.

Подпрограмма не содержит отдельных мероприятий, направленных на достижение поставленной цели.

1.4.            Срок реализации подпрограммы, отдельного мероприятия подпрограммы

Реализация подпрограммы осуществляется в 2014-2030 годы.

1.5.            Планируемое изменение объективных показателей, характеризующих уровень развития подотрасли растениеводства и их влияние на достижение задач государственной программы

Показателями результативности достижения цели и решения задач подпрограммы являются:

уровень интенсивности использования посевных;

производство муки;

площадь закладки многолетних насаждений;

площадь ухода за многолетними насаждениями;

производство плодоовощных консервов;

удельный вес площади обработки низкопродуктивной пашни под урожай будущего года в общей площади пашни.

Планируемое изменение объективных показателей реализации мероприятий подпрограммы к 2030 году:

уровень интенсивности использования посевных площадей к 2030 году увеличится на 20,9 % (с 20,38 до 26,8 ц зерновых ед. с 1 га);

площадь закладки многолетних насаждений;

площадь ухода за многолетними насаждениями;

производство муки к 2030 году составит 800,9 тыс. тонн;

производство плодоовощных консервов составит 17,9 млн усл. банок;

удельный вес площади обработки низкопродуктивной пашни под урожай будущего года в общей площади пашни не более 25 % от использованной пашни.

1.6.            Экономический эффект в результате реализации мероприятий подпрограммы, отдельных мероприятий программы

Экономический эффект от реализации подпрограммных мероприятий выражается в создании условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения, повышении конкурентоспособности продукции растениеводства, ее переработки, а также развитии инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства. В целях эффективности ведения растениеводства, снижения производственных затрат и повышения производительности труда необходимо внедрять ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур.

Значимыми достижениями реализации подпрограммы являются:

ускорение обновления технической базы агропромышленного производства на базе привлечения инвестиций;

экологизация и биологизация агропромышленного производства на основе применения новых технологий в растениеводстве, перерабатывающей промышленности в целях сохранения природного потенциала и повышения безопасности пищевых продуктов.

Эффективность реализации подпрограммы выражается в достижении показателей:

увеличение производства зерна до 2 932,07 тыс. тонн;

увеличение производства картофеля до 1 206,0 тыс. тонн;

увеличение производства овощей до 406,0 тыс. тонн.

2. Подпрограмма "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства".

2.1. Описание общекраевой проблемы, на решение которой направлена реализация подпрограммы, отдельного мероприятия, содержащее объективные показатели, характеризующие уровень развития подотрасли животноводства, качество жизни населения, тенденции развития.

Животноводство является основной подотраслью агропромышленного комплекса, обеспечивающей население края продуктами питания, а пищевую и перерабатывающую промышленность сырьем.

Более 47,0 % от валового производства мяса во всех категориях хозяйств приходится на долю 8 муниципальных районов, более 57,8 % молока - на долю 10 районов, более 72,4 % яиц - производится в 3 муниципальных районах края.

В животноводстве края по-прежнему актуальной остается задача сохранения и наращивания поголовья сельскохозяйственных животных, в частности крупного рогатого скота, птицы, овец и коз.

На 1 января 2016 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий составило 429,1 тыс. голов (сократилось на 2,5 % по сравнению с поголовьем, имевшимся на 1 января 2006 года), из него: коров - 170,6 тыс. голов (сократилось на 5,6 %), свиней - 595,0 тыс. голов (возросло на 89,4 %), овец и коз - 60,1 тыс. голов (уменьшилось на 23,4 %), птицы - 4 893,2 тыс. голов (уменьшилось на 27,7 %).

Изменение численности поголовья сельскохозяйственных животных влияет на объемы производства животноводческой продукции.

В 2015 году во всех категориях хозяйств произведено 182,8 тыс. тонн скота и птицы на убой в живом весе (за 2006 год - 196,3 тыс. тонн), в том числе: из-за снижения поголовья снизились объемы производства мяса крупного рогатого скота - 66,7 тыс. тонн (за 2006 год - 71,3 тыс. тонн), из-за прекращения производственной деятельности ООО "Сибирская Губерния" снизились объемы производства мяса птицы - 16,4 тыс. тонн (за 2006 год - 58,3 тыс. тонн). Ввод мощностей свинокомплексов АО "Свинокомплекс "Красноярский", ЗАО "Назаровское", ООО "ОбъединениеАгроЭлита", АО Племзавод "Шуваевский" и увеличение объемов производства мяса свиней с 60,8 тыс. тонн в живом весе за 2006 год до 94,3 тыс. тонн на убой в живом весе за 2015 год не перекрыли общее снижение объемов производства мяса.

В 2015 году сельскохозяйственными предприятиями произведено 39,6 % от валового производства скота и птицы на убой в живом весе во всех категориях хозяйств; в том числе: 83,0 % - доля в производстве мяса птицы (13,7 тыс. тонн в живом весе); 33,8 % - доля в производстве мяса свиней (31,8 тыс. тонн в живом весе), 39,0 % по мясу крупного рогатого скота (26,0 тыс. тонн в живом весе).

Валовой объем производства молока во всех категориях хозяйств за 2015 год составил 739,8 тыс. тонн (в 2006 году - 644,8 тыс. тонн), сельскохозяйственными организациями произведено 374,4 тыс. тонн молока (в 2006 году - 334,7 тыс. тонн молока).

Во всех категориях хозяйств за 2015 год произведено 813,9 млн штук яиц (в 2006 году - 671,4 млн штук), в том числе сельскохозяйственными организациями произведено 703,1 млн штук (в 2006 году - 619 млн штук).

Увеличение объемов производства животноводческой продукции связывается с дальнейшим ростом продуктивности сельскохозяйственных животных: в сельскохозяйственных организациях в 2015 году молочная продуктивность коров составила 5052 кг (в 2006 году - 3569 кг), среднесуточный привес крупного рогатого скота на выращивании и откорме составил 578 г за 2015 год (за 2006 год - 431 г), свиней - 370 г (за 2006 год - 234 г); увеличением средней живой массы скота, произведенного на убой: за 2015 год вес 1 головы крупного рогатого скота, поступившей на убой, составил 392 кг (в 2006 году - 354 кг), 1 головы свиней - 98 кг и 90 кг, соответственно; яйценоскость кур-несушек в сельскохозяйственных организациях края в 2015 году составила 317 штук (в 2006 г. - 291 штука).

Существенным резервом для увеличения валового производства животноводческой продукции является имеющийся потенциал племенных животных.

На начало 2016 года в Красноярском крае функционирует племенная база, включающая 32 организации по племенному животноводству, имеющие 46 свидетельств, зарегистрированных в Государственном племенном регистре, в том числе 22 свидетельства по разведению молочного крупного рогатого скота, 5 - по мясному скотоводству, 4 - по свиноводству, 1 - по птицеводству, 8 - по коневодству, по одному свидетельству в мараловодстве и северным оленям, а также организация по искусственному осеменению с лабораториями по определению качества молока, иммуногенетических исследований сельскохозяйственных животных и ипподром.

Удельный вес племенных коров молочного направления продуктивности от общего их количества в регионе на начало 2016 года составляет 36,4 %. Удельный вес племенного скота и птицы в общем поголовье сельскохозяйственных животных за 2015 год по краю составил 10,3 %.

По данным бонитировки 2015 года, поголовье молочного скотоводства относится к четырем породам и двум типам: красно-пестрая порода (62,8 %), в том числе Енисейский тип (18,3 %), симментальская порода (18,5 %), черно-пестрая порода (18,5 %), в том числе Красноярский тип (6,1 %) и голштинская порода (0,2 %).

В среднем надой на корову (по производственным отчетам за календарный год) по племенным хозяйствам края за 2015 год составил 6 066 кг молока, что на 81 кг выше уровня 2014 года, в том числе по племенным заводам надой на корову составил 6378 кг, по племенным репродукторам - 5833 кг молока. Надой в племенных хозяйствах за 2015 год превышает продуктивность коров по сельскохозяйственным организациям края на 1014 кг молока (5052 кг).

С начало года совершенствование племенных и продуктивных качеств скота молочного направления осуществляют 8 племенных заводов и 14 племенных репродукторов.

Негативным аспектом развития отрасли в крае в 2015 году стало снижение производства мяса птицы. Проведенный анализ выявил проблемы и перспективы развития отрасли в Красноярском крае. Решение этих проблем возможно на основе повышения инвестиционной привлекательности отрасли птицеводства, новых подходов к государственной поддержке.

За 2015 год произведено мяса птицы на убой в живом весе во всех категориях хозяйств в объеме 16,5 тыс. тонн, это меньше уровня прошлого года на 10,6 тыс. тонн, в том числе в сельхозпредприятиях - 13,6 тыс. тонн, (в 2014 году - 24,2 тыс. тонн). По состоянию на 01.01.2016 поголовья индейки в сельхозпредприятиях не имелось, что меньше уровня прошлого года на 157,0 тыс. голов. За 2015 год произведено мяса индейки на убой в живом весе 1 083,0 тонны, меньше уровня прошлого года на 3 364 тонны (24,4 %).

Актуальной проблемой является снижение негативного воздействия биологических отходов на окружающую среду, улучшение экологической и эпизоотической обстановки в крае.

Решение проблемы по утилизации и уничтожению биологических отходов является составляющей ветеринарно-санитарного благополучия территории края по инфекционным и паразитарным заболеваниям и предполагает участие субъекта Российской Федерации в финансировании мероприятий по защите населения от болезней, общих для человека и животных, согласно пункту 49 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

В связи с этим необходимо продолжить реализацию мер, направленных на снижение негативного воздействия биологических отходов на окружающую среду, улучшение экологической и эпизоотической обстановки в крае.

Уровень развития пищевой промышленности, являющейся важнейшей составной частью агропромышленного комплекса края, определяет продовольственную безопасность края. Пищевая промышленность как одна из стратегических отраслей экономики призвана обеспечить устойчивое снабжение населения необходимыми по количеству и качеству продуктами питания.

Увеличение объемов производства в 2015 году по сравнению с 2014 годом наблюдается в производстве следующих пищевых продуктов: колбасных изделий - на 2,2 %; масла сливочного и паст масляных - на 6,1 %.

В связи с введением Российской Федерацией эмбарго на поставку сельскохозяйственной и пищевой продукции, произведенной в странах ЕС и ряде других стран, часть рынка молочной продукции освободилась, что позволило краевым производителям освоить ранее занятые рыночные ниши.

В 2015 году увеличился объем производства наиболее дорогих видов молочной продукции: сливочного масла на 6,1 % к уровню 2014 года, сыров и сырных продуктов на 31,2 %. Изменение ассортимента молочной продукции сказалось на объеме производства цельномолочной продукции, который в 2015 году снизился к уровню 2014 года на 13,6 %.

Вместе с тем объем производства мяса и субпродуктов пищевых убойных животных в 2015 году увеличился на 41,4 % к уровню 2014 года, что связано с реализацией новых инвестиционных проектов на территории края. При этом производство мяса и субпродуктов пищевых домашней птицы в 2015 году сократилось на 55 % к уровню 2014 года по причине снижения объема производства птицы на убой (в живом весе) в сельскохозяйственных организациях края.

Анализ объемов производства и фактического потребления продуктов питания и их соответствия рекомендуемым рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим требованиям здорового питания (утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 02.08.2010 № 593н), на душу населения показал следующее:

в крае на одного человека производится недостаточное количество мяса и мясопродуктов, при этом их потребление превышает рекомендуемые нормы;

молока производится и потребляется значительно ниже рекомендуемой нормы.

Красноярский край по производству продуктов питания на душу населения находится на среднем уровне в Российской Федерации и только по производству мяса, молока и яиц ниже среднего уровня по Сибирскому федеральному округу.

Подпрограмма направлена на сохранение темпов роста переработки продукции животноводства.

За счет модернизации производственных мощностей, внедрения и использования новых технологий и технологического оборудования в мясо- и молокоперерабатывающих отраслях края ожидается расширение ассортимента и увеличение объемов производства продукции животноводства, увеличение коэффициента использования производственных мощностей.

2.2. Анализ причин возникновения проблемы, включая правовое обоснование.

Анализ состояния развития подотрасли животноводства в Красноярском крае позволил определить перечень первостепенных к решению программно-целевым методом задач:

низкий уровень технологических процессов в животноводстве, высокий уровень затрат на единицу продукции;

моральный и физический износ технологического оборудования, производственной базы;

отсутствие квалифицированных кадров в связи с низким уровнем развития социальной сферы села, в том числе уровнем заработной платы;

недостаточно эффективное взаимодействие науки и сельскохозяйственного производства;

возрастающие требования в области охраны окружающей среды.

Низкая рентабельность производства, отсутствие в достаточном объеме собственных средств, сложность привлечения кредитных ресурсов на приобретение оборудования, ужесточение требований банков к имущественному обеспечению не позволяют предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности края осуществлять расширенное воспроизводство, своевременно проводить техническое перевооружение и модернизацию производственных мощностей.

2.3. Описание цели и задач подпрограммы, отдельного мероприятия подпрограммы.

Подпрограмма охватывает мясной и молочный подкомплексы края, включающие в себя отрасли по производству мяса свиней, птицы и прочих видов животных, а также молока, их первичной и последующей переработки.

Целью подпрограммы является комплексное развитие и повышение эффективности производства животноводческой продукции и продуктов ее переработки.

Для достижения этой цели необходимо решение основных задач в рамках следующих направлений:

совершенствование технологии производства продукции и повышение инвестиционной привлекательности подотрасли животноводства;

развитие племенного животноводства;

предупреждение возникновения и распространения заразных болезней животных.

Подпрограмма не содержит отдельных мероприятий, направленных на достижение поставленной цели.

2.4. Срок реализации подпрограммы, отдельного мероприятия подпрограммы.

Реализация подпрограммы осуществляется в 2014-2030 годы.

2.5. Планируемое изменение объективных показателей, характеризующих уровень развития подотрасли животноводства, и их влияние на достижение задач государственной программы

Показателями результативности достижения цели и решения задач подпрограммы являются:

товарность молока в хозяйствах всех категорий;

товарность скота и птицы на убой (в живом весе) в хозяйствах всех категорий;

доля регионального производства молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) в общем объеме ресурсов (с учетом переходящих запасов);

доля регионального производства мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) в общем объеме ресурсов (с учетом переходящих запасов);

удельный вес племенного поголовья в общей численности поголовья сельскохозяйственных животных;

производство колбасных изделий;

производство цельномолочной продукции (в пересчете на молоко);

производство масла сливочного и паст масляных;

сохранность животных от инфекционных и инвазионных болезней.

Планируемое изменение объективных показателей реализации мероприятий подпрограммы к 2030 году:

увеличение производства скота и птицы на убой (в живом весе) до 337,8 тыс. тонн;

увеличение производства молока до 835,43 тыс. тонн.

2.6. Экономический эффект в результате реализации мероприятий подпрограммы, отдельных мероприятий.

Экономический эффект от реализации подпрограммных мероприятий выражается в создании условий комплексного развития и повышения эффективности производства животноводческой продукции и продуктов ее переработки.

Значимыми достижениями реализации подпрограммы являются:

повышение инвестиционной привлекательности подотрасли животноводства в целях обновления материально-технической базы;

конкурентоспособность и повышение безопасности пищевых продуктов на основе технологического перевооружения подотрасли животноводства и пищевой промышленности;

предупреждение возникновения и распространения заразных болезней животных.

Эффективность реализации подпрограммы основывается на достижении показателей результативности:

доля регионального производства в общем объеме ресурсов к 2030 году составит молока и молокопродуктов не менее 90,1 %, мяса и мясопродуктов - 90,0 %;

производство цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) к 2030 году увеличится на 33,6 % и составит 380,4 тыс. тонн;

производство масла сливочного и паст масляных к 2030 году составит 4,7 тыс. тонн;

производство колбасных изделий к 2030 году увеличится на 36,0 % и составит 63,2 тыс. тонн.

3. Подпрограмма "Развитие мясного скотоводства".

3.1. Описание общекраевой проблемы, на решение которой направлена реализация подпрограммы, отдельного мероприятия, содержащее объективные показатели, характеризующие уровень развития мясного скотоводства, качество жизни населения, тенденции развития.

Разработка подпрограммы обусловлена необходимостью решения задачи по обеспечению населения края мясом, в том числе говядиной, как важнейшим источником полноценного белка.

Актуальность задачи повышается в условиях снижения численности молочного крупного рогатого скота, за счет которого удовлетворяется потребность населения в говядине более чем на 90 %, а также недостаточно развитой отрасли специализированного мясного скотоводства.

В Красноярском крае отрасль специализированного мясного скотоводства только формируется: на 1 января 2016 года в крае во всех категориях хозяйств имелось 16,6 тыс. голов мясного скота, прирост к предыдущему году составил 3,34 тыс. голов, или 25,2 %.

На 01.01.2016 года племенная база мясного скотоводства края представлена тремя племенными репродукторами по разведению герефордской породы и двумя племенными репродукторами по абердин-ангусской породе. Общее поголовье племенного крупного рогатого скота мясного направления на 01 января 2016 года составляло 4833 головы, в том числе 1975 коров.

В среднем молочность коров по краю за 2015 год составила 221 кг, что на 6 кг выше показателя 2014 года. В племенных репродукторах по абердин-ангусской породе данный показатель составил 254 кг и по герефордской породе - 215 килограммов. Выход телят на 100 коров в племенных хозяйствах края на 01.01.2016 года составил в среднем 89,5 %.

Для изменения в крае ситуации по производству говядины необходимо создать технологические и экономические условия формирования и устойчивого развития отрасли специализированного мясного скотоводства и увеличения объемов производства говядины от мясного скота.

3.2. Анализ причин возникновения проблемы, включая правовое обоснование.

Анализ состояния развития подотрасли мясного скотоводства в Красноярском крае позволил определить перечень первостепенных к решению программно-целевым методом задач:

высокая изношенность, техническая и технологическая отсталость основных фондов в мясном скотоводстве, устаревшее технологическое оборудование по уходу за скотом, отсутствие открытых откормочных площадок для откорма мясного скота;

доля пастбищных кормов в годовом рационе составляет всего 14-15 % вместо 35-36 %, характерных для зарубежной практики;

низкое качество кормов из-за несвоевременной уборки, нарушений технологии заготовки: 43,8 % сена, 31,7 % сенажа, 26,3 % силоса, заготовленных в 2015 году, не соответствовали стандарту качества, что ведет к перерасходу кормов на единицу продукции, увеличивая себестоимость и снижая рентабельность производства говядины.

3.3. Описание цели и задач подпрограммы, отдельного мероприятия подпрограммы.

Увеличение поголовья крупного рогатого скота мясного направления возможно при оптимальном сочетании ресурсосберегающей технологии круглогодового пастбищного содержания мясного скота с интенсивными промышленными технологиями ведения мясного скотоводства.

Целью подпрограммы является создание экономических и технологических условий, способствующих развитию отрасли специализированного мясного скотоводства и увеличению объема производства и реализации мяса крупного рогатого скота.

Для достижения этой цели необходимо решение основной задачи:

увеличение поголовья животных специализированных мясных пород и помесных животных, полученных от скрещивания с мясными породами.

Подпрограмма не содержит отдельных мероприятий, направленных на достижение поставленной цели.

3.4. Срок реализации подпрограммы, отдельного мероприятия подпрограммы.

Реализация подпрограммы осуществляется в 2014-2030 годы.

3.5. Планируемое изменение объективных показателей, характеризующих уровень развития мясного скотоводства, и их влияние на достижение задач государственной программы.

Показателем результативности достижения цели и решения задачи подпрограммы является поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота, полученного от скрещивания со специализированными мясными породами.

Планируемое изменение объективных показателей реализации мероприятий подпрограммы к 2030 году:

увеличение производства мяса крупного рогатого скота до 83,8 тыс. тонн.

3.6. Экономический эффект в результате реализации мероприятий подпрограммы, отдельных мероприятий.

Экономический эффект от реализации подпрограммных мероприятий выражается в создании экономических и технологических условий для интенсивного развития отрасли специализированного мясного скотоводства края.

Значимыми достижениями реализации подпрограммы являются:

преодоление стагнации в мясном скотоводстве, наращивание производства и замещения ввоза мяса крупного рогатого скота;

увеличение поголовья специализированного мясного крупного рогатого скота к 2030 году до 18,0 тыс. голов.

4. Подпрограмма "Техническая и технологическая модернизация"

4.1. Описание общекраевой проблемы, на решение которой направлена реализация подпрограммы, отдельного мероприятия, содержащее объективные показатели, характеризующие уровень технической и технологической модернизации отраслей агропромышленного комплекса, качество жизни населения, тенденции развития.

Вступление России во Всемирную торговую организацию ставит перед агропромышленным комплексом края задачу усилить работу по реальной модернизации и повышению технического уровня отраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, чтобы на равных конкурировать с иностранными производителями продовольственных товаров.

В настоящее время техническая и технологическая обеспеченность агропромышленного комплекса края не соответствует потребностям товаропроизводителей.

Так, обеспеченность сельскохозяйственного производства в 2015 году тракторами, зерноуборочными и кормоуборочными комбайнами составила 61,0 %, 77,1 % и 58,5 % соответственно.

Энергообеспеченность в 2015 году составила 145,8 лошадиные силы на 100 га посевной площади при необходимых 300-350 лошадиных силах на 100 га посевной площади. При этом 67,7 % тракторов, 48,7 % зерноуборочных комбайнов и 36,9 % кормоуборочных комбайнов находятся за пределами установленных амортизационных сроков и требуют повышенных затрат на их содержание, коэффициент обновления техники остается низким.

Для развития механизации растениеводства требуются современные энергонасыщенные тракторы с комплексом комбинированных машин, позволяющих за один проход по полю проводить четыре - шесть и более взаимосвязанных операций.

Высокие затраты на корма, электрическую энергию, оплату труда при производстве продукции животноводства при низкой продуктивности животных делают низкой ее конкурентоспособность.

Снижение производственных затрат, повышение удельного веса выхода продукции с единицы перерабатываемого сельскохозяйственного сырья и решение вопросов экологического характера с целью повышения конкурентоспособности продукции возможны только путем технического перевооружения пищевой промышленности.

4.2. Анализ причин возникновения проблемы, включая правовое обоснование.

Анализ состояния развития технической и технологической модернизации отраслей агропромышленного комплекса в Красноярском крае позволил определить перечень первостепенных к решению программно-целевым методом задач:

недостаток в финансовых средствах, необходимых для обновления сельскохозяйственной техники. Баланс поступления и выбытия основных видов техники (тракторы, зерноуборочные и кормоуборочные комбайны) остается отрицательным;

технологическое отставание и низкая обеспеченность приводит к нарушению сроков проведения полевых работ и потерям выращенного урожая;

высокий уровень износа машин и оборудования по предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности;

высокая энергоемкость производства плюс удорожание электроэнергии.

4.3. Описание цели и задач подпрограммы, отдельного мероприятия подпрограммы.

В целях повышения конкурентоспособного уровня производства, позволяющего использовать современные достижения научно-технического прогресса и внедрить новые технологии в отраслях агропромышленного комплекса, необходимо дальнейшее обновление техники и технологического оборудования предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и сельскохозяйственных товаропроизводителей края.

Целью подпрограммы является повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности края за счет технической и технологической модернизации производства.

Для достижения этой цели необходимо решение основных задач в рамках следующих направлений:

стимулирование приобретения субъектами агропромышленного комплекса края высокотехнологичных машин и оборудования;

повышение конкурентоспособности и расширение ассортимента продукции агропромышленного комплекса края за счет внедрения современного технологического оборудования и техники.

Подпрограмма не содержит отдельных мероприятий, направленных на достижение поставленной цели.

4.4. Срок реализации подпрограммы, отдельного мероприятия подпрограммы.

Реализация подпрограммы осуществляется в 2014-2030 годы.

4.5. Планируемое изменение объективных показателей, характеризующих уровень технической и технологической модернизации отраслей агропромышленного комплекса и их влияние на достижение задач государственной программы.

Показателем результативности достижения цели и решения задач подпрограммы являются:

энергообеспеченность на 100 га посевной площади;

коэффициент обновления технологического оборудования в животноводстве;

фондовооруженность предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности;

удельный вес отходов сельскохозяйственного производства, переработанных методами биотехнологии.

Планируемое изменение объективных показателей реализации мероприятий подпрограммы к 2030 году:

энергообеспеченность к 2030 году по сравнению с 2013 годом увеличится до 178 лошадиных сил на 100 га посевной площади или на 23,6 %;

коэффициент обновления технологического оборудования животноводства к 2030 году составит 5,4 процента;

фондовооруженность предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности составит 599,4 тыс. рублей;

удельный вес отходов сельскохозяйственного производства, переработанных методами биотехнологии, составит 1,1 %.

4.6. Экономический эффект в результате реализации мероприятий подпрограммы, отдельных мероприятий.

Экономический эффект от реализации подпрограммных мероприятий выражается в создании экономических условий для технической и технологической модернизации агропромышленного комплекса.

Значимыми достижениями реализации подпрограммы являются:

приобретение субъектами агропромышленного комплекса края высокотехнологичных машин и оборудования;

повышение конкурентоспособности и расширение ассортимента продукции агропромышленного комплекса края за счет внедрения современного технологического оборудования и техники.

Эффективность реализации подпрограммы основывается на достижении показателей результативности по итогам реализации подпрограммы:

коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники: тракторов - до 2,2, зерноуборочных комбайнов - до 3,3, кормоуборочных комбайнов - до 2,8.

5. Подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствования".

5.1. Описание общекраевой проблемы, на решение которой направлена реализация подпрограммы, отдельного мероприятия, содержащее объективные показатели, характеризующие уровень поддержки малых форм хозяйствования, качество жизни населения, тенденции развития.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 № 2136-р утверждена Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция). Концепцией определено, что одним из основных направлений повышения устойчивости развития сельских территорий является диверсификация сельской экономики и технологическое обновление ее отраслей, в первую очередь, в агропромышленном комплексе, за счет:

поддержки эффективной занятости в сфере малого и среднего сельскохозяйственного предпринимательства и потребительской кооперации, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и товарные личные подсобные хозяйства;

стимулирования увеличения рабочих мест в несельскохозяйственных сферах деятельности во всех возможных организационных формах;

повышения эффективности занятости и использования форм семейной занятости в личных подсобных хозяйствах путем их кооперирования, в том числе с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, перерабатывающими и обслуживающими производствами.

Государственная поддержка малых форм хозяйствования на селе является важным фактором повышения доходов и уровня жизни сельского населения, обеспечения занятости, устойчивого развития сельских территорий Красноярского края.

Малые формы хозяйствования, представленные крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, являются полноправными участниками многоукладной аграрной экономики Красноярского края.

Особенно велика роль малых форм хозяйствования в сельских поселениях, где отсутствуют сельскохозяйственные организации или расположены нерентабельные сельскохозяйственные организации.

По данным Красноярскстата, на 01.01.2015 в Красноярском крае учтено 3448 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, заявивших при регистрации в качестве основного вида деятельности сельскохозяйственную деятельность, в том числе 1746 крестьянских (фермерских) хозяйств. Общая площадь сельскохозяйственных угодий, занимаемая крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, составила 742,5 тыс. га (16,0 % всей площади сельскохозяйственных угодий края), в том числе пашни - 519,8 тыс. га (18,1 % от всей площади пашни в крае).

По данным Всероссийской переписи населения, проводимой в 2006 году, в Красноярском крае около 278,0 тыс. граждан имеют земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства.

По данным Красноярскстата, в совокупности крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, в 2014 году произведена валовая продукция сельского хозяйства стоимостью 43615,6 млн рублей, или 57,4 % всей произведенной продукции в общем объеме продукции сельского хозяйства.

В общем объеме сельскохозяйственной продукции на долю крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, по итогам 2014 года приходилось 12,8 % зерновых и зернобобовых культур (2013 г. - 12,5 %), картофеля - 96,2 % (2013 г. - 96,2 %), овощей - 93,6 % (2013 г. - 92,3 %), скота и птицы (на убой в убойном весе) - 61,1 % (2013 г. - 54,7 %), молока - 49,7 % (2013 г. - 49,2 %) и яиц - 15,0 % (2013 г. - 14,4 %). В хозяйствах населения и фермерских хозяйствах содержится значительное количество сельскохозяйственных животных: по состоянию на 01.01.2015 - 206,1 тыс. голов крупного рогатого скота (48,5 % от общего поголовья в крае), 264,5 тыс. голов свиней (59,3 % от общего поголовья в крае), 51,6 тыс. голов овец и коз (96,7 % от общего поголовья в крае), 15,4 тыс. голов лошадей (55,4 % от общего поголовья в крае).

Таким образом, социально-экономическое развитие сельской местности и обеспечение продовольственной безопасности края в значительной мере обусловлено деятельностью малых форм хозяйствования.

Развивающиеся рыночные отношения в настоящее время диктуют потребность в дальнейшем развитии в крае системы сельскохозяйственной потребительской кооперации.

По состоянию на 01.01.2015 в реестре субъектов агропромышленного комплекса края, претендующих на получение государственной поддержки (далее - реестр), состоят 106 кооперативов. В 2014 г. производственно-хозяйственную деятельность осуществляли 96 кооперативов, или 90,6 % от числа включенных в реестр. Кооперативы созданы в 34 муниципальных районах Красноярского края и объединяют 3480 граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, 59 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 120 юридических лиц.

Среднегодовая численность работников в кооперативах в 2014 году составила 597 человек. Средняя месячная заработная плата - 9,8 тыс. рублей.

Основными направлениями деятельности кооперативов являются закуп у членов кооператива и сельского населения молока, мяса, зерна, картофеля и овощей, а также переработка и реализация сельскохозяйственной продукции, оказание транспортных услуг, услуг по обработке почвы и уборке урожая.

По итогам 2014 года кооперативами получена выручка от реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и оказания услуг в сумме 1 619,2 млн рублей, что выше уровня 2013 года на 11,4 %.


Информация по документу
Читайте также